Анализ стихотворения Гумилева Жираф

“Жираф” Гумилева: анализ, обзор, характеристика персонажей

Стихотворение “Жираф” было написано поэтом и путешественником Николаем Гумилевым в 1907 году. Оно не осталось незамеченным. Многие критики обвинили автора, что в переломные для страны времена он пишет про экзотику и “изысканных жирафов”. Читатели же были очарованы мелодией произведения, его изяществом и светлой грустью. Развернутый анализ стихотворения “Жираф” Гумилева поможет нам лучше понять авторский замысел.

История создания

Николай Гумилев обожал “дальние странствия”. В 1907 году он предпринял путешествие в Африку. Поводом для него послужила личная драма: Анна Ахматова, будущая жена поэта, дважды отвергла его предложение руки и сердца. Многое на экзотическом континенте поразило молодого человека. Под конец он успел пресытиться туземцами, жарким солнцем, “декоративными жирафами” и “злыми обезьянами”.

Тем не менее, африканские образы часто встречаются в творчестве поэта. Не стал исключением и знаменитый “Жираф” Гумилева. Анализ позволяет выявить в стихотворении две части: “африканскую”, навеянную впечатлениями от путешествия, и “реальную”. В последней главенствует образ таинственной, грустной женщины, до которой поэт не может достучаться. Возможно, здесь слышны отголоски трудных взаимоотношений Гумилева с Анной Ахматовой.

Стихотворение вошло во второй сборник автора – “Романтические цветы”. Он посвятил его своей невесте в качестве предсвадебного подарка.

Образ лирического героя

Анализ стихотворения “Жираф” Николая Гумилева мы начнем с описания субъекта высказывания. Кто тот таинственный “Я”, который рассказывает сказки про далекое озеро Чад печальной спутнице? С одной стороны, это путешественник, который побывал в экзотических местах, своими глазами видел таинственного жирафа, черную деву и тропические сады. Он же – романтик, рисующий перед слушательницей волшебные картины, приглашающий пойти за ним в тот чудесный мир.

С другой стороны, это влюбленный юноша, который не может найти контакта со своей избранницей. Она грустна, она сидит, обняв колени и отгородившись от него. В стихотворении чувствуется его беспомощность. Лирический герой пытается отвлечь женщину прекрасными сказками, но натыкается на стену непонимания и слезы: “Ты плачешь?” В произведении показаны его растерянные, но настойчивые попытки найти выход из этого замкнутого круга.

Два мира

Противопоставление беспросветного “сегодня” и райского “далеко” видим мы в “Жирафе” Гумилева. Анализ двух миров поможет лучше понять основную идею стихотворения. Начинается оно с образа грустной женщины с тонкими руками. Подчеркивается ее изящество и беспомощность перед окружающим миром. В нем присутствуют только дождь и “тяжелый туман”, словно придавливающий к земле. Существование в таком мире убивает веру в лучшее, вызывает слезы безысходности. Возможно, это ощущение породили страшные перемены, происходившие в России того времени.

Совсем другим показан африканский мир, где бродит “изысканный жираф”. Этот образ своей утонченностью перекликается с обликом печальной женщины. Но в отличии от нее, жираф окружен чудесами, он способен оторваться от земли – его бег сравнивается с радостным полетом птицы. Эта часть стихотворения наполнена яркими образами, “запахами немыслимых трав”, веселыми сказками и страстью. Лирический герой предпочел этот мир. Райскую страну он хочет подарить своей возлюбленной, чтобы вырвать ее из печального “сегодня”. Но она отказывается верить ему, она закрывается, отгораживается слезами.

Композиция

Анализ стихотворения Н. Гумилева “Жираф” позволяет выявить его родство с народными сказками. Подобно многим из них, здесь присутствует кольцевая композиция. Начинается повествование с минорных нот. Перед нами предстает грустная, одинокая героиня. Лирический герой пытается утешить ее рассказами об изысканном жирафе.

Эта часть наполнена светом и радостью. Рисуется идиллическая картина. Ее олицетворяет таинственный жираф, прячущийся на закате в мраморном гроте. Чувствуется, что рассказчик увлечен и очарован его описанием. Он хотел бы рассказать своей возлюбленной и другие сказки, полные веселья, страсти. Но натыкается на стену непонимания.

Женщина далека от него. Она погружена в свой тяжелый, ненастный мир. Лирический герой не может увести любимою за собой в “прекрасное далеко”, защитить от тусклой действительности. Но упрямо продолжает попытки: “далеко, на острове Чад, изысканный бродит жираф”. Кольцевая композиция указывает на замкнутость этого круга и на то, что лирический герой не оставит своих попыток, даже зная заранее об их тщетности.

Художественные средства

Несмотря на грустные ноты, стихотворение наполнено светом и волшебством. Чтобы понять, как поэт добился этого, прибегнем к анализу. “Жираф” Гумилева написан пятистопным амфибрахием. Используется мужская рифма, когда ударение падает на последний слог. Звонкие согласные, тягучие “а, о, е” делают строки мелодичными, плавными, как бег изысканного жирафа.

Описать яркий мир Африки помогают запоминающиеся эпитеты: “грациозная стройность”, “таинственные страны”, “волшебный узор”, “немыслимые травы”. Пятна жирафа сравниваются с бликами луны на воде, его бег – с радостным полетом птицы, а облик – с цветным парусом. Эти образы обычно ассоциируются с романтикой, красотой, свободой и надеждой. Показать, что волшебный мир живой, помогают олицетворения: “луна осмелится”, “земля видит”.

Мир героини, напротив, описан без использования выразительных средств. Можно отметить только эпитет “тяжелый туман”, словно противопоставление летящему бегу жирафа.

Основная идея

Какая главная мысль произведения “Жираф” Гумилева? Анализ показывает, что в стихотворении описываются извечные проблемы коммуникации. Кто-то говорит о противостоянии романтика и его приземленной возлюбленной, кто-то – о несовместимости реальности и мечты. Кто-то видит за строками трагическое предвидение, попытку спасти себя и любимую от надвигающегося краха страны.

Бесспорно одно: в стихотворении показаны попытки лирического героя защитить возлюбленную от суровой действительности, а также их разобщенность. Все произведение наполнено ощущением одиночества. Одинок герой, одинока героиня у окна. Безнадежна попытка соединить два противоположных мира. Невозможно осчастливить другого, если он не делает шагов навстречу. Но лирический герой продолжает свои упорные попытки, отказываясь мириться с этим.

Анализ стихотворения Гумилева “Жираф” позволяет читателю понять, что хотел сказать поэт. Осознать его призыв верить в лучшее и бороться за любимых до конца, даже если исход заранее предрешен. Именно этот посыл заставляет нас вновь и вновь возвращаться к полюбившимся строкам.

Анализ стихотворения Жираф. Николай Гумилев

Николай Гумилев – русский поэт конца 19-начала 20 века, основатель литературного модернистского направления «Акмеизм». Стихотворение «Жираф» поэт написал в 1907г. Опубликовано в сборнике стихов 1908г. «Романтические цветы» , изданном в Париже. Стихотворение посвящено возлюбленной Гумилева, Анне Горенко более известная как Анна Ахматова. Долгое время поэтесса не отвечала взаимностью на чувства Николая, отвергнув не одно предложения руки и сердца, Гумилев два раза предпринимал попытки свести счеты с жизнью, но судьба была к нему благосклонна и его попытки завершились не удачей. После сердце поэтессы оттаяло, и она дала согласие на замужество.

Гумилев много путешествовал, его притягивали экзотические и далекие места. Поэта не интересует посредственность, у него не приземлённое восприятие мира.

Стихотворение поэта наполнено романтикой и экзотичностью, именно в этом отображается новаторство в его творчестве.

В стихе отображается жанровая сценка (разговор с печальной женщиной), в которою включен экзотический пейзаж, и портрет изысканного жирафа. Но жанр закрепляется на отношениях мужчины и женщины, основная мысль заключается в том, что у влюбленных разные ценности, и взгляды на жизнь. И между ними проглядывается непонимание.

В данном стихе существует два пространства, первый это – реальность, диалог с грустной женщиной, а второй мир сказочный и экзотический.

Лирический герой вначале обращается к женщине:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.

В первых строках сразу отображается печальный образ и томное настроение его собеседницы. В голове вырисовывается девушка, сидящая так, что руки обнимали её же ноги, обычно так сидят замкнутые люди, находящиеся в раздумье, или задумчиво-печальном образе.
После вступительных двух строк, поэт переносит внимание читателя сразу в прекрасную сказку. Словно хочет успокоить свою возлюбленную дивной историей.

Читайте также:  Анализ стихотворения Она Гумилева

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Вокруг нас сказочно-красивое место «озеро Чад», возле которого бродит жираф, главный эпитет «Изысканный». Этим словом и характеризуется жираф. Сразу ясно, что поэт хочет переключить внимание читателя на удивительно совершенное животное. Так как слово «Изысканный» сразу вызывает у человека образ чего-то экзотического, элегантного, грациозного и волшебного существа.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

В следующих строчках поэт описывает жирафа, сравнивая его с луной, это сразу идеализирует жирафа в подсознании читателя, так как луна это солнце ночи, дивный и таинственный спутник нашей планеты. Мы видим зеркальное отображение луны на озере.
Этот по романтически идеальный пейзаж он сравнивает с узором на шкуре жирафа, придавая ему совершенства.

От внешности идет переход к образу жирафа, поэт сравнивает жирафа с цветными парусами корабля. Паруса символизируют восхищению, так как пейзаж корабля, который находится вдали, и только начинают прорисовываться его цветные паруса, именно слово «цветные» придает сроке особую колоритность и подразумевает расположенность читателя, захватывая его настроение.

После идет переход на грациозность жирафа, бег сравнивается с птичьим полетом. Этим он поэт еще один раз идеализирует образ животного.
Совершенство не покидает нас и в то время когда описывается закат и мраморный грот.

Гумилев предпринял три сравнения, вырисовав нечто волшебное и не приземлённое в подсознании читателя.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

Лирический герой предпринимает якобы все, что только можно, чтобы утешить и отвлечь возлюбленную, он готов рассказывать ей другие сказки, но он наталкивается на непонимание со страны его спутницы, в его словах подчеркивается её заурядность и реальность, эти черты так свойственны приземлённым людям.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай. далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Лирический герой не понимает грусти и печали девушки, его влечет только нечто отдаленное и прекрасное, он будто находится в сказочном тропическом мире. Мы понимаем, что у героев разные ценности и взгляды на жизнь. Поэтому и плачет девушка. В данном стихе девушка отображает реальность и повседневный мир с его прямотой и сложностью, а лирический герой словно живет в своем пространстве витая в облаках. В данном стихотворении Гумилев проектировал личную жизнь с Ахматовой, между ними действительно было непонимание, Анна была равнодушна к путешествиям и сказочным историям Гумилева. Героине свойственна действительность, а мужчина не может жить здесь и сейчас, он убегает в вымышленный и прекрасный мир, тем самым отдаляясь от действительности.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, перекрестная рифмовка, резкие мужские рифмы, и обращение, все вместе порождает характер лирического героя.

Стихотворение «Жираф» считается одним из известных произведений Николая Гумилева. Главная идея достигнута, поэту удалось выйти за обыденные рамки. Он показал, что кроме реальности и действительности существует и внутренний фантастический мир, который может украсить и разнообразит пространство вокруг. И тем самым он подчеркнул, теоретически людей можно разделить на две категории – приземленные и не приземлённые люди, которым свойственно в голове иметь свой таинственный и волшебный мир.
Гумилев оставил большое наследие в русской литературе, и его творчество будут почитать еще не один век.

«Жираф», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Жираф» Гумилёв написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. «Романтические цветы», изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилёв в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято.

Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилёва в Африку, но в 1907 г. поэт, которому в тот момент 21 год, в Африке не был. Пережив отказ Анны Ахматовой, он действительно отправился в путешествие по Ближнему Востоку, но не в Африку. Первое путешествие в Африку состоялось в 1909 г. как раз на деньги, полученные от сборника «Романтические цветы».

Так что Гумилёв описывал жирафа до того, как его увидел, причём так захватывающе, что ему поверили многие поколения читателей. Это потом он устал от «декоративных жирафов» в Каире.

Интересно, что в литературных кругах Гумилёва ещё долго называли «изысканным жирафом» и посмеивались за глаза. Иронию вызывало стремление поэта уйти от действительности в декоративные иные миры.

Литературное направление и жанр

Гумилёв был мастером «Цеха поэтов», основанного в 1911 г., в 1912 заявил о появлении нового течения – акмеизма. Но в 1907 г. Гумилёв только открывает для себя новые поэтические законы, которые впоследствии назовутся акмеистическими.

Стихотворение представляет собой жанровую сценку (разговор с грустной собеседницей), в которую включён экзотический африканский пейзаж и даже портрет жирафа. Но жанр стихотворения – интимная лирика. Все остальные элементы подчинены отношениям лирического героя и возлюбленной.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 четверостиший. Из первого становится понятно, к кому обращён рассказ лирического героя. В нём же возникает образ изысканного жирафа. Вторая и третья строфы описывают жирафа. Четвёртая и пятая строфы делятся на две части. В первой лирический герой соблазняет возлюбленную другими преимуществами экзотической Африки, во второй констатирует, что ему не удалось отвлечь её от грустных мыслей. Композиционная симметрия достигнута. В пятой строфе рефреном звучит обращение к возлюбленной. Лирический герой упрямо повторяет свою историю, хотя в первый раз она не только не утешила девушку, но довела её до слёз.

Тема стихотворения – взаимопонимание между людьми, между мужчиной и женщиной, парой. Основная мысль состоит в том, что у влюблённых разные ценности, которые, как бы ни были они прекрасны, могут быть ненужны или непонятны другому.

Тропы и образы

Герой обращается к девушке, отмечая только две детали её портрета: особенно грустный взгляд и особенно тонкие руки, обнимающие колени (эпитеты). Для описания Гумилёв использует неправильную грамматическую конструкцию, нужно было сказать: «Руки, колени обнявшие». Ещё современник Гумилёва Есенин, отмечая неправильность конструкции, утверждал, что она вызывает яркий зрительный образ.

Если портрет девушки занимает 2 строчки, то описание жирафа – целых десять. Изысканный жираф (эпитет) показан в обычной для него обстановке: в месте своего обитания, днём и на закате, издали и вблизи, так что можно рассмотреть волшебный узор на шкуре (эпитет). Этот узор сравнивается с отражающейся в широких озёрах луной. Необычно второе сравнение самого жирафа с цветными парусами корабля, а третье – сравнение его бега с радостным полётом птицы. Возможно, птицу герою напомнила высоко расположенная и как бы парящая голова, которая при ходьбе движется по причудливой траектории.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кенгуру Гумилева

Лирический герой любуется фантастическим жирафом, внешность и образ жизни которого он придумал. Когда адресат его монолога утрачивает к рассказу о жирафе интерес, лирический герой предлагает собеседнице весёлые сказки таинственных стран (эпитеты). И эти сказки о чёрной деве и страсти молодого вождя, как негатив, отражают отношения девушки и лирического героя.

Экзотическому далёкому миру таинственного жирафа, тропического сада со стройными пальмами и немыслимыми травами (эпитеты) противопоставлен мир лирического героя, наполненный тяжёлым туманом (метафорический эпитет), неверием и слезами.

Почему же рассказ о ярком, цветном африканском мире не утешает обитательницу тусклой комнаты? Ни одна девушка, ожидающая проявления любви от молодого человека, не утешится и не увлечётся его рассказами о счастье, свободе и любви других личностей в другом месте. Она хочет счастья собственного и в своём мире. Лирический герой не понимает этого. Поэтому и плачет девушка. На эти отношения Гумилёв проектирует собственные отношения с Ахматовой, которая действительно была равнодушна к экзотическим путешествиям Гумилёва.

Вопрос лирического героя в последней строфе отражает его искреннее недоумение. Этот мужчина не умеет жить здесь и сейчас, ему необходим другой мир, в который можно убежать от действительности.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, который прекрасно передаёт размеренную речь монолога лирического героя.

В стихотворении перекрёстная рифмовка, резкие мужские рифмы соответствуют характеру лирического героя.

Анализ стихотворения Н. Гумилева “Жираф”. Конспект открытого урока

Разделы: Литература

Данный урок предлагается в системе уроков по поэзии Серебряного века, в которой творчеству непосредственно Н. С. Гумилева отводится три часа учебного времени.

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы.

Задачи:

  • обучать приемам анализа стихотворения;
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи;
  • формировать умение чувствовать красоту, изысканность и глубину поэтического текста.

Оборудование: портреты Н. Гумилева и А. Ахматовой, рисунки А. Модильяни, музыкальный альбом группы “Машина времени” “Место где свет”.

Структура урока.

  1. Запись в тетрадях темы, эпиграфа,ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение стихотворения Н. Гумилева “Жираф”, беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу.
  6. Прослушивание песни А. Макаревича “Место где свет” с одноименного диска
  7. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф урока:

Вот рай, пропитанный
звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему,
периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Рассказ о приезде семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, о встрече семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “была дерзкой, злой и веселой/ И вовсе не знала, что это-счастье. /В песок зарывала желтое платье,/ Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Проверяем домашнее задание: учащиеся выразительно читают подготовленные дома стихотворения (“Гиена”, “Носорог” и другие), отмечают четкие и яркие описания животных, их повадок, даже внутреннего мира.

Стихотворение “Жираф” читает учитель.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелиться только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, как много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Беседа по вопросам.

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке?

Оно не является рассказом о животных, оно о любви.

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем над текстом.

Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

Можно ли пересказать его сюжет?

(да, легко. Слушаем рассказ ученика.

Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. )

Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

Кто ведет повествование?

Каким вы представляете его себе?

Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг!

Он нежный, терпеливый, мудрый. Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной дорожкой на широкой глади озера.

(Нет, любимая плачет. Может быть, это те слезы, что спасут от одиночества?)

Следующие вопросы запишем в тетрадь, оставляя место для ответов и оформив работу в виде таблицы, которая поможет при выполнении письменного домашнего задания.

Какова композиция стихотворения, сколько в нем строф, сколько предложений в каждой строфе?

Определите виды рифм, назовите рифмующиеся слова.

Приведите примеры звукописи.

Приведите примеры эмоционально окрашенной лексики.

Как выражается художественное пространство?

(Из маленькой комнаты – в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем.)

Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции?

Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте?

(…и руки особенно тонки, колени обняв…)

Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”?

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку?

А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”.

Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение “Жираф” наизусть.

Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или

“Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева

В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилева. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами, не исключение и «Жираф», которому посвящена статья. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.

Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.

Читайте также:  Анализ стихотворения Две розы Гумилева

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».

Эпитеты«руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».

Сравнения«вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

История создания

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилева к путешествиям. Мужчина любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике. «Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.

Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Написаны строки от первого лица.

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далеких краях. Мужчина увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается, под женским образом, жена или сестра, неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Он говорит, что животное живет на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, « грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у мужчины с лунным светом, падающим на воду. Очаровывает героя и очертания жирафа, плавность его бега.

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далеких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слезы. Можно предположить, что грусть стала острее от того, что героиня оказалась заточенной в туманах, и очень сожалеет, что не могла видеть все, о чем услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почетное место в русской литературе.

Композиция

При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хоть и гораздо меньше по объему. Формально произведение делится на пять катренов.

Произведение можно определить как элегию, это ведь в нем представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением. Написан «Жираф» четырехстопным амфибрахием. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.

В тексте есть метафоры – « …узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля» ; эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Жираф»

В лирике Николая Гумилева часто встречается африканская тема — именно этот материк очаровывал поэта. Анализ стихотворения «Жираф» позволяет выделить главную идею произведения — тоску по дальним странствиям и грусть женщины. Автору удалось передать атмосферу экзотической страны. С помощью таких описаний он пытается отвлечь героиню.

История создания

Стих был написан в 1907 году. Гумилев в первую очередь интересовался путешествиями, в то время как написание поэтических работ было его хобби. Он посещал:

Все эти дальние края оставляли в его душе неизгладимое впечатление. Особенно сильно он был поражен Африкой. Культура местного населения, природа и животные настолько сильно не походили на российские, что Гумилев надолго их запомнил.

Его лирический герой был отшельником, проигравшим игроком, созерцателем, После поездки в Африку он стал путешественником.

В животных другого континента автор видит красивых и изысканных созданий. Они очаровывают его и привлекают внимание.

Стихотворение «Жираф» Гумилева переполнено восхищением африканским миром. Он представляется автору как волшебный, необычный, чарующий.

Краткое содержание

В стихотворении 5 строф и начинается оно с описания лирического героя. Он беседует с женщиной и замечает, что ей грустно. Тогда мужчина предлагает ей послушать об удивительном создании — жирафе. Животное обитает у озера Чад в далекой Африке.

Во второй строфе лирический герой описывает экзотическое существо. Оно изящное, грациозное и его шкура украшена волшебным узором. С красотой может тягаться только луна, которая отражается в водной глади озера.

Герой очарован внешностью жирафа. Он сравнивает его с кораблем, а его бег — с птичьим полетом. Даже когда животное уходит в свой грот, это выглядит волшебным шествием. Герой подчеркивает, что он знает множество сказок других стран, которые посвященным темным вождям и черным девам.

Но его собеседницу это не трогает, так как она слишком долго вдыхала туман. Именно скопление воды в воздухе символизирует отчаяние и безнадежность.

Герой рассуждает о бесполезности своих попыток, но это только вызывает слезы у его собеседницы. В последних строчках он снова решает ей рассказать про озеро и жирафа.

Художественные приемы

Стихотворение условно можно разделить на 2 части — в первой поэт описывает загрустившую женщину, во второй рассказывает об Африке. Произведение относится к жанру элегии, так как лирический герой описывает свои чувства и мысли, а некоторые строки имеют грустное настроение.

В центре истории 3 персонажа — герой, его собеседница и жираф. Повествование ведется от первого лица. В первых строках автор рассказывает, что сподвигло героя рассказать об экзотической стране. Все дело в грустной женщине, но поэт намеренно не уточняет кто она: подруга, сестра, мама. Это не имеет значения для стихотворения, намного важнее африканское животное.

Гумилев выражает свою симпатию к жирафу. Его внешность удивительна, а еще он изысканно бродит. Экзотическое создание напоминает герою о тех краях, которые находятся очень далеко. В России таких удивительных созданий не было, поэтому оно сразу покоряет путешественника. Но его истории совершенно не веселят слушательницу. Она вряд ли сможет увидеть эти удивительные края и это только усиливает ее печаль.

При написании стихотворения Гумилев использовал следующие средства выразительности:

  • метафоры — поэт описывает узор на теле жирафа как отражение лунного света, вдали животное напоминает корабль, а земля видит много чудесного;
  • эпитеты — автор описывает руки как тонкие, взгляд грустным, а жирафа грациозным;
  • сравнения — поэт сравнивает жирафа с кораблями, бег животного — с птичьим полетом.

Работа наполнена разными интонациями, риторическими вопросами. Все это позволяет передать настроение работы. Оборванные предложения словно рисуют недосказанность, разочарование героя. В некоторых строчках можно найти аллитерацию. Так, повторение звуков [Ж], [С], [З] подчеркивает грусть героини.

Стихотворения Гумилева наполнены образами и символами. Их не всегда легко понять, но поэт талантливо описывает далекие страны, экзотических животных. Это позволяет читателям проникнуться атмосферой Африки.

Ссылка на основную публикацию