Анализ стихотворения Она Гумилева

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий

И смел и горд — як ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.[1]

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

сравнения («четки сны ее, как тени»);

гиперболы («держит молнии в руке»);

метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа – 1)внутренний мир человека;

открыта – 1)поднять что-либо;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Хотелось бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

А.А. Ахматова. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 341 с.

Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1998.

Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 368 с.

Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание – М., 1974.

Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника).

Гумилев Н. Сочинения. Т.3, М., 1991

Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. – М.: Флинта. Наука. – 1998.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. – 1989.

Памятные книжные даты. 1988. М., 1988.

Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 528 с.: ил.

Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. – Вологда: Русь. – 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/

[1] Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника). – с.81

«Она», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Она» было написано Гумилёвым в 1912 г. и опубликовано в сборнике «Чужое небо» (1912). Ахматова, которая стала женой Гумилёва в 1910 г., утверждала, что в тексте речь идёт о ней. По легенде, Гумилёв прислал ей стихотворение в письме, написанном в дальнем путешествии, как признание в любви, но ответа не получил.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – образец акмеистической интимной лирики Гумилёва. Поэту удалось создать образ возлюбленной, не описывая её внешность. Для Гумилёва важен внутренний мир, но он настолько конкретен, что женщина почти осязаема.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф. Имя возлюбленной не вынесено в заголовок. Местоимение «она» позволяет проследить женское начало в союзе с лирическим героем, который называется местоимением «я». Стихотворение написано от первого лица. Она – это инь, необходимая часть целого – союза двух сердец. Имена героев в стихотворении неуместны. Поэтому ошибочным будет анализ стихотворения только как отражения отношений Гумилёва и Ахматовой.

В первых трёх строфах раскрываются черты характера и общий облик героини. Четвёртая и пятая строфы говорят о сложности и противоречивости её характера. Лирический герой превозносит её, для него она почти богиня.

Тема стихотворения – восхищение женщиной, возлюбленной лирического героя. Основная мысль: только любовь делает человека счастливым. Состояние счастья даёт возможность рассмотреть лучшие черты возлюбленной.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с утверждения, что лирический герой знает женщину, которой посвятил стихи. Глагол знаю здесь означает не факт знакомства, а, скорее, познание в библейском смысле: герой проникает в её душу. Стихотворение и построено как проникновение в душу героини.

В тишине, где слова лишние, вызывают горькую усталость, возникает близко-близко лицо, на котором видны только расширенные зрачки. Через них-то, в их таинственном мерцанье (эпитет) герой видит душу, описанную во второй строфе: она тоже жадно открыта (метафора), но не для всего мира, а только медной музыке стиха (метафора и эпитет). Этот странный образ восходит к звучанию духовых инструментов, труб. Речь идёт о силе таланта, с которым женщина заявляет о себе.

Лирическому герою трудно понять, как открытая поэзии душа может быть одновременно высокомерна и глуха (метафоры) к чему-то другому. В этой антитезе намечается вопрос, проблема лирического героя. Возлюбленная высокомерна и глуха «пред жизнью дольней и отрадной» (эпитеты). То есть возлюбленная не приемлет удовольствий земной, материальной жизни, которая дарит радость лирическому герою.

В третьей строфе точка зрения лирического героя снова меняется. Это не взгляд максимальной близости, как в первой строфе, и не отстранённые рассуждения о внутреннем мире, как во второй. В третьей строфе лирический герой смотрит на фигуру возлюбленной. Как и в первой строфе, он выделяет её способность не производить шума. Её плавный шаг неслышный и неторопливый (эпитеты). Неожиданным становится окончание третьей строфы: «Нельзя назвать её красивой». Так лирический герой подчёркивает, что его возлюбленная – земная женщина, что именно к любви обычной женщины он стремится, в ней всё его счастье.

Стихотворение вполне могло бы окончиться третьей строфой. Но лирическому герою важно показать собственные взаимоотношения с возлюбленной. В четвёртой строфе она предстаёт как мудрая наставница. Как и любой мужчина, лирический герой готов положить к ногам возлюбленной все свои победы, которыми он «смел и горд», для неё он ломает стереотипы, жаждет своеволий. Возможно, речь идёт о поэзии. Гумилёв, открывший в Ахматовой поэтический талант, был поражён его силой, многому учился у неё, отдавая должное «мудрой сладкой боли» (эпитет), которую она изливала в стихах.

Истома и бред героини, о которых упоминает лирический герой, свидетельствуют о нотках непонимания со стороны лирического героя, хотя и высоко ценящего талант женщины, но опасающегося её непоследовательности и импульсивности. Говорят, именно эти качества в сочетании с холодностью привели к разрыву Гумилёва и Ахматовой.

Читайте также:  Анализ стихотворения Волшебная скрипка Гумилева

Последняя строфа изображает женщину в повседневной жизни: в часы томлений, во время сна. Героиня предстаёт перед читателем в облике, подобном божественному. Даже в часы томлений она остаётся светлой (эпитет), а в руке у неё молнии (метафора). Женщина сочетает в себе образ грозный, поражающий, прямо Зевс в женском обличье, и свет, смирение, которое не затмевает даже томление.

Последние две строчки раскрывают самое сокровенное, что есть у человека, скрытое от посторонних – мир снов. Они входят в противоречие с истомой, бредом, томлениями женщины, потому что чёткие (эпитет). По этому качеству Гумилёв сравнивает их с тенями, которые ложатся на песок. А песок не простой, а «райский огненный» (метафорические эпитеты). Наверное, такой песок Гумилёв видел вдали от дома, скучая по возлюбленной.

Для создания возвышенного образа Гумилёв использует старославянизмы: пред, дольняя, отрадная, своеволие, томление, жажду, истома.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Чёткая форма, выверенная композиция – всё передаёт мужскую точку зрения на женскую сущность.

Анализ стихотворения Гумилева Она

Супружеские отношения поэта со своей супругой были весьма непросты. Они были знакомы еще с ранних лет, сначала дружили, потом он в нее влюбился. Ахматова, в свою очередь, хотела встретить принца, давно придуманного ею. Николай совсем не подходил под описание того таинственного и долгожданного незнакомца. Слишком часто поэт получал отказ. Николай был в отчаянии, было время, он даже пытался наложить на себя руки. Может быть именно попытки самоубийства, может все-таки чувства, вынудили Ахматову согласиться выйти за него замуж.

Все сложилось не так как предполагалось, два талантливых выдающихся человека в силу своего характера не хотели уступать. В то время поэт все же считал себя счастливым, он бережно, в самом сердце хранил чувства к супруге. Периодами Николай приходил к мысли, что его Анна, будучи не так уж красива, просто ведьма. Он ею околдован, она же имеет над ним власть. Негативное отношение к супруге, возникающее у него последнее время часто, не помешало поэту создать душевное и нежное стихотворение “Она”, переполненное душевной теплотой. Легенда рассказывает, что стих Николай написал в письме адресованное Ахматовой. На тот момент писатель был в путешествии и таким образом признавался ей в любви, ответа, к сожалению, он так и не дождался.

С первых строк стихотворения можно проследить трепетное отношение к женщине в целом. Любовь, со слов поэта может существовать не за что-то, а вопреки всему. Ты просто любишь человека таким, как он есть, не за что. Своеобразное восприятие писателем глубокого женского мира лирично передается через слова и действия главного героя. Автор тонко дает прочувствовать душу возлюбленной героя, ее женственность и утонченность. Любовь героя необъяснима и загадочна, ведь любимая не столь красива, но для него она самое дорогое. Воссоздание внутреннего мира влюбленных, для поэта становится самым главным в написании стихотворения. Главный герой до сих пор не понял, как его возлюбленная может быть такой прекрасной и отталкивающей одновременно. Импульсивность и непоследовательность в отношениях между любимыми, вызывает у них лишь опасение и недоверие.

Анализ стихотворения Она Гумилева

Николай Гумилёв и Анна Ахматова – одна из самых известных пар в русской поэзии. Познакомились они, когда ещё только вступали во взрослую жизнь, и долгое время они просто дружили. Но спустя время Гумилёв стал испытывать чувства к другу. Он сделал предложение, и Ахматова отказала. Гумилёв не сдался. Он долго завоёвывал сердце неприступной девушки, и дрогнуло оно лишь после серии попыток самоубийства Николая.

Они стали супругами. Семейная жизнь складывалась и плохо, и хорошо. Плохо – потому что в доме были постоянные ссоры, хорошо – потому что супруги были всё-таки счастливы. Гумилёв был вынужден много путешествовать, и жену он подолгу не видел. Во время одного из путешествий и было написано стихотворение «Она». Посвящено оно было, как нетрудно догадаться, Ахматовой.

Кто же она? Она молчит и живёт молчанием, слова ей в тягость. Зрачки её расширены и таинственно мерцают. Жизнь ей безразлична. Всё, что она любит – поэзию. Читать и писать её. Она – не красавица, но ступает так плавно, так странно плавно, и это красиво. Её внутренний мир чрезвычайно богат, и немногие имеют к нему доступ. Гумилёв имеет.

В ней всё счастье Гумилёва. Он очень любит её. Ещё бы, ведь он так долго её завоёвывал! И когда он переполнен гордым возбуждением, то идёт к ней – учиться боли. Она хорошо её знает. Разве не боль вынудила её отвернуться от внешнего мира и углубиться в себя? В этой боли и мудрость, и сладость.

Когда на неё нападает истома, её чело озаряется светом. Но она может и сыпать ругательствами, когда что-то пойдёт не так. А её сны чёткие, как тени на песке жаркой страны. Вот такая она – Анна Ахматова. Непостижимая, горделивая, странная и такая родная для Гумилёва. Он очень любил её.

А потом любовь угасла. Гумилёву надоело напускное безразличие Ахматовой к нему, а она поняла это слишком поздно. Николай уехал добровольцем на фронт, и чувства его к столь любимой женщине угасли. Но такую нельзя было не любить.

Вариант №3

В стихотворении «Она» не оговорена личность женщины, которой посвящается произведение, но со слов Анны Ахматовой именно ей Николай Гумилев преподносит свое творение. Произведение представляет собой монолог Гумилева, рассказывающий о его чувствах к жене. Отношения Гумилева и Ахматовой были нетипичными: Гумилев долго добивался руки поэтессы, а после ее согласия так и не смог завоевать ответного тепла по отношению к себе. Ахматова, искренне любя своего мужа, но будучи очень гордой женщиной, никогда не открывала своих истинных чувств – это была своеобразная жизненная позиция, которая, к сожалению, впоследствии привела к расставанию пары.

Стихотворение «Она» Ахматова получила от Гумилева в 1912 году, когда он был далеко от дома. Гумилев рассчитывал на ответное признание, но поэтесса не написала ни строчки.

Все стихотворение пронизано чуткостью и нежностью. Гумилев любовно описывает свою супругу: ее достоинства, недостатки, привычки и особенный характер. Читатель ни на минуту не сомневается в искренности чувств поэта.

«Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха»

Пишет о поэтессе Гумилев, подозревая Ахматову в холодности к нему. По словам поэта, Анна «высокомерна» и «глуха» к жизни любовной, молчалива; указывает автор и на то, что «назвать ее красивой» нельзя, однако, не смотря на все колкие отсылки в адрес Ахматовой, ее супруг подчеркивает: именно в ней заключено все его счастье. Поэт говорит без прикрас: на протяжении долгих лет он был непоколебимо верен своей любви, и ссоры, споры и разногласия не могли внести разлад в их крепкий союз.
Примечательно то, как описывает автор портрет возлюбленной: Гумилев не говорит о внешности женщины: не описывает ни голос, ни черты лица, – но ее облик представляется читателю целостно и удивительно точно. В данном стихотворении заключен поистине тонкий внутренний мир Ахматовой: ее характер, поведение и даже мышление:

«Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков»

Многие знали Ахматову, как женщину, витающую в облаках, стремящуюся к идеалам жизни. Ее тонкая чувственная любовная лирика – яркий пример ее внутреннего мира. Этот же мир рисует в своем стихотворении Гумилев. Поэт восхищается талантом Ахматовой, многое в искусстве письма он перенял у нее: он был горд учиться ее «мудрой сладкой боли» и рад был идти за ней, вслед за ее мечтами и мыслями.

Поистине возвышенный образ своей супруги поэт рисует в окончании произведения. Ахматова предстает сильной, мудрой женщиной, грозной древнегреческой богиней, которая подобно Зевсу обладает правом карать или миловать людей, но которая даже в трудные часы «истомы и бреда» способна сохранить свет души, справедливость и правильность суждений.

«Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке»

Для того чтобы превознести образ возлюбленной в своем произведении, Гумилев употребляет в стихотворении устарелые слова, чередует нежную лирику с ритмичной и четкой, таким образом добиваясь сочетания двух персонажей в стихотворении: женщину – олицетворяющую фантазию, образ, легкое мечтание, и мужчину, который рассуждает об этом прекрасном видении.

Стихотворение увековечило в себе память пылких чувств влюбленного поэта. И хотя эта яркая боготворящая любовь через года начнет угасать, строки произведения навсегда сохранят это нежное чувство поэта. Сам Гумилев говорит, что его любовь к Ахматовой подарила ему слишком многого, чтобы когда-то исчезнуть совсем…

Анализ стиха Она не однажды всплывала по плану, кратко

Картинка к стихотворению Она

Популярные темы анализов

Стихотворение «Топи да болота» написал в 1914 году Сергей Александрович Есенин — русский поэт, лирик, имажинист и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XX вв. Поэт родился и жил вплоть до 1912 года в селе Константиново

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса», написанное в 1850 г, является нетипичным для автора. Согласно мнению критиков, в произведении прослеживается сильное влияние немецких поэтов. Возможно именно благодаря

Очень интересную точку зрения высказал поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Бог и Дьявол». Он посвящает это произведение обоим высшим силам, подчеркивая величие и той, и другой.

Федор Тютчев прошёл довольно таки сложный жизненный путь. Много препятствий стояло перед ним, которые ему обязательно нужно было пройти, для достижения желаемой цели. И одной из самых больших трагедий его жизни, является любовь.

Знаменитое и любимое многими стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. », великого русского поэта Блока Александра Александровича входит в целый цикл произведений “На поле Куликовом”. Данный сборник вышел в 1908 году.

«Она» Н. Гумилев

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг её,
Назвать нельзя её красивой,
Но в ней всё счастие моё.

Когда я жажду своеволий
И смел, и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В её истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.

Читайте также:  Анализ стихотворения Мечты Гумилева

Анализ стихотворения Гумилева «Она»

Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.

С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.

Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.

Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».

О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.

анализ стихотворения гумилева

Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!

В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий

И смел и горд — як ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке. [1]

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя) . Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина» . На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха») , причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду» . Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой, / Но в ней все счастие мое» .

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье» , «усталость» , «томление» , «мерцанье зрачков» , «душа» , «мудрая, сладкая боль» .

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

эпитеты («таинственное мерцанье» , «четки сны» , «райский, огненный песок») ;

сравнения («четки сны ее, как тени») ;

гиперболы («держит молнии в руке») ;

метафоры («горькая усталость» , «медная музыка стиха» , «мудрая, сладкая боль») .

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно» :

душа – 1)внутренний мир человека;

открыта – 1)поднять что-либо;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;
2)скупость, корысть.
Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.
3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т) , 7(д) , 12(в, н) , 13(ж, д) , 17(т, л) , 20(н) . Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.
Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а] . Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов) , а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а] .
3.3. При помощи одного и того же слова (форм) : ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину» , «счастие мое» , «я жажду своеволий» , «я к ней иду» . Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.
4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женск

Анализ стихотворения Гумилева «Она»

Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной.

Лишь серия попыток самоубийства

С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится

Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души.

Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.

Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов».

Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства.

Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.

Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой.

Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».

Читайте также:  Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева

О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде.

В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.

Дайджест:

Анализ стихотворения Гумилева «Кенгуру» Нерастраченные любовь и нежность стали для Николая Гумилева чем-то вроде символа семейной жизни. Его отношения с Анной Ахматовой с самого начала складывались очень непросто, и сама поэтесса признавалась, что вышла. .

Анализ стихотворения Гумилева «Нигер» Николай Гумилев дважды бывал в Африке и считался одним из наиболее известных исследователей этого материка, который привлекал поэта своей удивительной красотой, аутентичностью и первозданностью природы. После каждого из путешествия Гумилев. .

Анализ стихотворения Гумилева «Я и вы» Незадолго до революции Николай Гумилев оказался во Франции, где влюбился в Елену дю Буше. Именно этой женщине в 1918 году поэт посвятил стихотворение «Я и вы», в котором не только. .

Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…» Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале. .

Анализ стихотворения Гумилева «Портрет мужчины» До революции Николай Гумилев успел объездить практически весь мир, однако его первое путешествие было связано с Францией. Именно туда вчерашний гимназист отправился в 1906 году, чтобы продолжить обучение в Сорбонне. .

Анализ стихотворения Гумилева «Слово» Будучи поэтом, Николай Гумилев отдавал себе отчет в том, какую силу имеет самое обыкновенное слово. Опыт его предшественников показывал, что правильно и вовремя сказанная фраза может вдохновить тысячи людей на. .

Анализ стихотворения Гумилева «На полярных морях и на южных» Николай Гумилев принадлежал к группе российских акмеистов, однако в душе до самой смерти оставался романтиком. Это подтверждают не только многочисленные путешествия поэта, который мечтал побывать даже в самых экзотических странах. .

Анализ стихотворения Гумилева «Рассказ девушки» Николай Гумилев очень рано начал писать стихи и, будучи гимназистом, сумел опубликовать несколько десятков своих ранних произведений. Именно это спасло его от исключения из престижного учебного заведения в Царском Селе. .

Анализ стихотворения Гумилева «Прогулка» Лето 1911 г. молодой поэт провел в усадьбе матери Слепнево Тверской губернии. Веселый, деятельный, устраивающий разнообразные забавы, Гумилев был душой компании, состоящей из родственников и соседей, владельцев близлежащих имений. Особенно. .

Анализ стихотворения Гумилева «Любовь» Одно из загадочных поэтических творений, «Любовь» была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли. .

Анализ стихотворения Гумилева «Перчатка» Свое поэтическое творение молодой автор вложил в письмо Брюсову, которое датировано концом лета 1907 г. Выбирая тему для стихотворения, Гумилев проявил себя как наследник романтической традиции. Перчатка ассоциировалась с достоинством. .

Анализ стихотворения Гумилева «Поэту» Произведение, написанное зимой 1908 г., было отправлено молодым автором на рецензию мэтру Брюсову, с которым у поэта сложились теплые отношения. В своем письме Гумилев просил не расценивать стихотворный текст как. .

Анализ стихотворения Ахматвой «Молитва» Первая мировая война, в которую Россия была вовлечена в 1914 году, кардинально изменила жизнь очень многих людей. В их числе оказалась и Анна Ахматова, которая именно в этот период осознала. .

Анализ стихотворения Гумилева «Детство» Автобиографический образ лирического героя-ребенка не относится к числу частотных, типичных для поэтики Гумилева. В позднем произведении «Память» возникает фигура «некрасивого» и «тонкого» мальчика, чувствительной душе которого близки и понятны явления. .

Анализ стихотворения Гумилева «Мужик» Осмысление исторических путей, составляющих будущее России, — многогранная тема, которую поэт развивает в первом послереволюционном сборнике «Костер». Историзм Гумилева включает в себя мифологическую основу: автор трактует современные ему события в. .

Анализ стихотворения Гумилева «Дождь» Произведение, созданное весной 1915 г., отражает своеобразный подход автора к изображению родного пейзажа. Лирический герой видит окружающую природу через оконное стекло, забрызганное каплями дождя. Прозрачная преграда помогает по-новому взглянуть на. .

Анализ стихотворения Гумилева «Ягуар» Яркие образы животных, птиц и фантастических персонажей, имеющих общие черты с представителями земной фауны, стали знаковой особенностью гумилевской поэтики. Произведение 1907 г. выделяется среди анималистической лирики Гумилева: в художественном пространстве. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Памяти друга» Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. .

Анализ стихотворения Гумилева «Душа и тело» Произведения, вошедшие в последний прижизненный сборник, подводят итог авторским размышлениям о жизненных и поэтических путях современности. Одним из поводов, побуждающих к глубоким философским размышлениям, становится автобиографическая тема духовной эволюции лирического. .

Анализ стихотворения Гумилева «Умный дьявол» Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону. .

Анализ стихотворения Ахматовой «А, ты думал я тоже такая…» После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не только в изменах, но и в разрушении семьи. Действительно, у. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Подражание Кафке» С произведениями великого писателя Франца Кафки Ахматова познакомилась не позднее 1959 года. Официальных изданий на русском языке тогда еще не было. Поэтесса прочла роман «Процесс» на английском, но качество перевода. .

Анализ стихотворения Гумилева «Сон» Произведение, написанное в 1917 г., вошло в сборник «К Синей звезде», изданный после гибели автора. Революционный год застал Гумилева в Париже, где он увлекся Еленой Дюбуше. «Девушка с газельими глазами». .

Анализ стихотворения Гумилева «Сонет» В отличие от рефлексирующих созерцателей, образами которых изобилует поэзия Серебряного века, лирический субъект гумилевского творчества — человек действия. В нем доминирует волевое начало, и при разнообразии ролей — завоевателя и. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Приговор « Сталинские репрессии не обошли стороной семью Анны Ахматовой. Сперва был арестован и расстрелян ее бывший муж Николай Гумилев, а затем в 1938 году по ложному обвинению осудили сына, Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения Гумилева «Старый конквистадор» Образ рыцаря-завоевателя символичен для гумилевского творчества: он знаменует суть поэтической доктрины, с которой начинающий автор вступил в литературу. Доблестному воину не страшна смерть, герой призывает «любую» из ее личин, чтобы. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Читая Гамлета» Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Что ты бродишь неприкаянный…» После расторжения брака с Николаем Гумилевым Анна Ахматова связала свою судьбу с ученым-востоковедом Владимиром Шилейко. По воспоминаниям очевидцев, сперва она снимала комнату в его петербургской квартире, а позже фактически выселила. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Широк и желт вечерний свет…» Круг знакомств Анны Ахматовой был весьма широк. В него входили не только ученые и литераторы, издатели и меценаты, но и художники, к которым поэтесса испытывала особую привязанность. В 1914 году. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Вечером» Анну Ахматову по праву считают «дамской» поэтессой, которая привнесла в русскую литературу совершенно новые веяния. Она впервые затронула в своих произведениях тему чувств и мыслей обычной женщины, показав, что представительницы. .

Прославляння романтичних ідеалів у поезії Гумилева Невеликий цикл «Капітани», про яке так багато висловлювалося невірних суджень, породжений тим же прагненням уперед, тим же преклонінням перед подвигом: «Жоден перед грозою не тріпотить. Жоден не згорне вітрила». Гумилеву. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» В августе 1918 г. Анна Ахматова развелась с первым мужем — поэтом Николаем Гумилевым. В браке они прожили около восьми лет. Их союз подарил миру талантливого ученого-историка — Льва Гумилева. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Все отнято: и сила, и любовь…» Весной 1915 года Ахматова поселилась в Петербурге, в квартирке, расположенной на Пушкарской улице. Комната была сырая и темная, вскоре после переезда поэтесса заболела бронхитом. За ним последовал туберкулез, от которого. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Ты всегда таинственный и новый…» В 1913 году Анна Ахматова познакомилась со своим вторым супругом, ученым Казимиром Шилейко, которого в прямом смысле слова отбила у законной жены. Сперва она поселилась в питерской квартире этой интеллигентной. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Разлука» В 1917 году издательство «Гиперборей» выпустило третий сборник Ахматовой, получивший название «Белая стая», достаточно солидным по тем временам тиражом в две тысячи экземпляров. Большая часть писавших о книге критиков акцентировала. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Колыбельная» В лирике Ахматовой разных периодов нередко встречается обращение к фольклорному творчеству. В частности, речь идет о жанре колыбельной песни. В 1915 году Анна Андреевна написала стихотворение под названием «Колыбельная». В. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета» В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Клятва» Анна Ахматова никогда не благоволила к советской власти, которая фактически сломала ее жизнь, лишила мужа и обрекла сына на ссылку в лагеря. Однако когда встал вопрос о том, чтобы покинуть. .

Анализ стихотворения Ахматовой «Белой ночью» Замужество отразилось не только на образе жизни, но и на творчестве Анны Ахматовой, которая ввела в свои литературные произведения нового героя в образе таинственного незнакомца. Поначалу многие считали, что его. .

Мои размышления над строкой Н. С. Гумилева Судьба, личность и творчество Николая Степановича Гумилева вызывают сейчас большой интерес. Это неудивительно, так как его творчество полно смелости, новизны, остроты чувств, взволнованной мысли. Гумилев был необоснованно причислен к участникам. .

Ссылка на основную публикацию