Анализ стихотворения Она Гумилева

Анализ стихотворения Гумилева Она

Супружеские отношения поэта со своей супругой были весьма непросты. Они были знакомы еще с ранних лет, сначала дружили, потом он в нее влюбился. Ахматова, в свою очередь, хотела встретить принца, давно придуманного ею. Николай совсем не подходил под описание того таинственного и долгожданного незнакомца. Слишком часто поэт получал отказ. Николай был в отчаянии, было время, он даже пытался наложить на себя руки. Может быть именно попытки самоубийства, может все-таки чувства, вынудили Ахматову согласиться выйти за него замуж.

Все сложилось не так как предполагалось, два талантливых выдающихся человека в силу своего характера не хотели уступать. В то время поэт все же считал себя счастливым, он бережно, в самом сердце хранил чувства к супруге. Периодами Николай приходил к мысли, что его Анна, будучи не так уж красива, просто ведьма. Он ею околдован, она же имеет над ним власть. Негативное отношение к супруге, возникающее у него последнее время часто, не помешало поэту создать душевное и нежное стихотворение “Она”, переполненное душевной теплотой. Легенда рассказывает, что стих Николай написал в письме адресованное Ахматовой. На тот момент писатель был в путешествии и таким образом признавался ей в любви, ответа, к сожалению, он так и не дождался.

С первых строк стихотворения можно проследить трепетное отношение к женщине в целом. Любовь, со слов поэта может существовать не за что-то, а вопреки всему. Ты просто любишь человека таким, как он есть, не за что. Своеобразное восприятие писателем глубокого женского мира лирично передается через слова и действия главного героя. Автор тонко дает прочувствовать душу возлюбленной героя, ее женственность и утонченность. Любовь героя необъяснима и загадочна, ведь любимая не столь красива, но для него она самое дорогое. Воссоздание внутреннего мира влюбленных, для поэта становится самым главным в написании стихотворения. Главный герой до сих пор не понял, как его возлюбленная может быть такой прекрасной и отталкивающей одновременно. Импульсивность и непоследовательность в отношениях между любимыми, вызывает у них лишь опасение и недоверие.

Анализ стихотворения Она Гумилева

Николай Гумилёв и Анна Ахматова – одна из самых известных пар в русской поэзии. Познакомились они, когда ещё только вступали во взрослую жизнь, и долгое время они просто дружили. Но спустя время Гумилёв стал испытывать чувства к другу. Он сделал предложение, и Ахматова отказала. Гумилёв не сдался. Он долго завоёвывал сердце неприступной девушки, и дрогнуло оно лишь после серии попыток самоубийства Николая.

Они стали супругами. Семейная жизнь складывалась и плохо, и хорошо. Плохо – потому что в доме были постоянные ссоры, хорошо – потому что супруги были всё-таки счастливы. Гумилёв был вынужден много путешествовать, и жену он подолгу не видел. Во время одного из путешествий и было написано стихотворение «Она». Посвящено оно было, как нетрудно догадаться, Ахматовой.

Кто же она? Она молчит и живёт молчанием, слова ей в тягость. Зрачки её расширены и таинственно мерцают. Жизнь ей безразлична. Всё, что она любит – поэзию. Читать и писать её. Она – не красавица, но ступает так плавно, так странно плавно, и это красиво. Её внутренний мир чрезвычайно богат, и немногие имеют к нему доступ. Гумилёв имеет.

В ней всё счастье Гумилёва. Он очень любит её. Ещё бы, ведь он так долго её завоёвывал! И когда он переполнен гордым возбуждением, то идёт к ней – учиться боли. Она хорошо её знает. Разве не боль вынудила её отвернуться от внешнего мира и углубиться в себя? В этой боли и мудрость, и сладость.

Когда на неё нападает истома, её чело озаряется светом. Но она может и сыпать ругательствами, когда что-то пойдёт не так. А её сны чёткие, как тени на песке жаркой страны. Вот такая она – Анна Ахматова. Непостижимая, горделивая, странная и такая родная для Гумилёва. Он очень любил её.

А потом любовь угасла. Гумилёву надоело напускное безразличие Ахматовой к нему, а она поняла это слишком поздно. Николай уехал добровольцем на фронт, и чувства его к столь любимой женщине угасли. Но такую нельзя было не любить.

Вариант №3

В стихотворении «Она» не оговорена личность женщины, которой посвящается произведение, но со слов Анны Ахматовой именно ей Николай Гумилев преподносит свое творение. Произведение представляет собой монолог Гумилева, рассказывающий о его чувствах к жене. Отношения Гумилева и Ахматовой были нетипичными: Гумилев долго добивался руки поэтессы, а после ее согласия так и не смог завоевать ответного тепла по отношению к себе. Ахматова, искренне любя своего мужа, но будучи очень гордой женщиной, никогда не открывала своих истинных чувств – это была своеобразная жизненная позиция, которая, к сожалению, впоследствии привела к расставанию пары.

Стихотворение «Она» Ахматова получила от Гумилева в 1912 году, когда он был далеко от дома. Гумилев рассчитывал на ответное признание, но поэтесса не написала ни строчки.

Все стихотворение пронизано чуткостью и нежностью. Гумилев любовно описывает свою супругу: ее достоинства, недостатки, привычки и особенный характер. Читатель ни на минуту не сомневается в искренности чувств поэта.

«Ее душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха»

Пишет о поэтессе Гумилев, подозревая Ахматову в холодности к нему. По словам поэта, Анна «высокомерна» и «глуха» к жизни любовной, молчалива; указывает автор и на то, что «назвать ее красивой» нельзя, однако, не смотря на все колкие отсылки в адрес Ахматовой, ее супруг подчеркивает: именно в ней заключено все его счастье. Поэт говорит без прикрас: на протяжении долгих лет он был непоколебимо верен своей любви, и ссоры, споры и разногласия не могли внести разлад в их крепкий союз.
Примечательно то, как описывает автор портрет возлюбленной: Гумилев не говорит о внешности женщины: не описывает ни голос, ни черты лица, – но ее облик представляется читателю целостно и удивительно точно. В данном стихотворении заключен поистине тонкий внутренний мир Ахматовой: ее характер, поведение и даже мышление:

«Живет в таинственном мерцанье
Ее расширенных зрачков»

Многие знали Ахматову, как женщину, витающую в облаках, стремящуюся к идеалам жизни. Ее тонкая чувственная любовная лирика – яркий пример ее внутреннего мира. Этот же мир рисует в своем стихотворении Гумилев. Поэт восхищается талантом Ахматовой, многое в искусстве письма он перенял у нее: он был горд учиться ее «мудрой сладкой боли» и рад был идти за ней, вслед за ее мечтами и мыслями.

Поистине возвышенный образ своей супруги поэт рисует в окончании произведения. Ахматова предстает сильной, мудрой женщиной, грозной древнегреческой богиней, которая подобно Зевсу обладает правом карать или миловать людей, но которая даже в трудные часы «истомы и бреда» способна сохранить свет души, справедливость и правильность суждений.

«Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке»

Для того чтобы превознести образ возлюбленной в своем произведении, Гумилев употребляет в стихотворении устарелые слова, чередует нежную лирику с ритмичной и четкой, таким образом добиваясь сочетания двух персонажей в стихотворении: женщину – олицетворяющую фантазию, образ, легкое мечтание, и мужчину, который рассуждает об этом прекрасном видении.

Стихотворение увековечило в себе память пылких чувств влюбленного поэта. И хотя эта яркая боготворящая любовь через года начнет угасать, строки произведения навсегда сохранят это нежное чувство поэта. Сам Гумилев говорит, что его любовь к Ахматовой подарила ему слишком многого, чтобы когда-то исчезнуть совсем…

Анализ стиха Она не однажды всплывала по плану, кратко

Картинка к стихотворению Она

Популярные темы анализов

В данном элементе творчества писателя рассказывается история восстания при Екатерине Великой, недовольства казаков и того, что повториться через много лет, при большевистской революции.

Стихотворение, Батюшкова Константина Николаевича « Беседка муз », было создано в 1817 году. Первым, кто оценил это стихотворение, был Александр Сергеевич Пушкин, один из поклонников творчества этого писателя. А позже, это стихотворение привлекло внимание

Валерий Брюсов поэт, который подарил России новое направление в литературе – символизм. Перо Брюсова обнажало самые насущные проблемы человечества: начиная от личных переживаний – тем одиночества, любви, патриотизма и страха; и

Стихотворение «Мучительный сонет» явилось перед читателями уже после смерти Иннокентия Федоровича Анненского в 1910 году.

После выкладывания поэзии, его начали сильно критиковать о его завышенной самооценки и самолюбии. Это была частично правда, но критики её переоценивали. Написал он это стихотворение перед тем как ему исполнилось сорок лет.

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий

И смел и горд — як ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.[1]

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

сравнения («четки сны ее, как тени»);

гиперболы («держит молнии в руке»);

метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа – 1)внутренний мир человека;

открыта – 1)поднять что-либо;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Хотелось бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

А.А. Ахматова. Лирика. Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 341 с.

Читайте также:  Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева

Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения / Учебное пособие к спецкурсу. – Вологда, 1998.

Поэзия серебряного века. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 368 с.

Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание – М., 1974.

Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника).

Гумилев Н. Сочинения. Т.3, М., 1991

Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина Л.Е. – М.: Флинта. Наука. – 1998.

Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. – 1989.

Памятные книжные даты. 1988. М., 1988.

Русская литература XX века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – В 2 ч. Ч. 1/ В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998. – 528 с.: ил.

Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к проблеме определения./ Анализ литературного произведения. – Вологда: Русь. – 2001.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru/

[1] Гумилев Н. Избранное / Сост., выступ. ст., коммент., лит.-биогр. Хроника И.А. Панкеева; Худож. С.Соколов. – М.: Просвещение. 1990. – 383 с.: ил.-(Б-ка словесника). – с.81

«Она», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Она» было написано Гумилёвым в 1912 г. и опубликовано в сборнике «Чужое небо» (1912). Ахматова, которая стала женой Гумилёва в 1910 г., утверждала, что в тексте речь идёт о ней. По легенде, Гумилёв прислал ей стихотворение в письме, написанном в дальнем путешествии, как признание в любви, но ответа не получил.

Литературное направление и жанр

Стихотворение – образец акмеистической интимной лирики Гумилёва. Поэту удалось создать образ возлюбленной, не описывая её внешность. Для Гумилёва важен внутренний мир, но он настолько конкретен, что женщина почти осязаема.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф. Имя возлюбленной не вынесено в заголовок. Местоимение «она» позволяет проследить женское начало в союзе с лирическим героем, который называется местоимением «я». Стихотворение написано от первого лица. Она – это инь, необходимая часть целого – союза двух сердец. Имена героев в стихотворении неуместны. Поэтому ошибочным будет анализ стихотворения только как отражения отношений Гумилёва и Ахматовой.

В первых трёх строфах раскрываются черты характера и общий облик героини. Четвёртая и пятая строфы говорят о сложности и противоречивости её характера. Лирический герой превозносит её, для него она почти богиня.

Тема стихотворения – восхищение женщиной, возлюбленной лирического героя. Основная мысль: только любовь делает человека счастливым. Состояние счастья даёт возможность рассмотреть лучшие черты возлюбленной.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с утверждения, что лирический герой знает женщину, которой посвятил стихи. Глагол знаю здесь означает не факт знакомства, а, скорее, познание в библейском смысле: герой проникает в её душу. Стихотворение и построено как проникновение в душу героини.

В тишине, где слова лишние, вызывают горькую усталость, возникает близко-близко лицо, на котором видны только расширенные зрачки. Через них-то, в их таинственном мерцанье (эпитет) герой видит душу, описанную во второй строфе: она тоже жадно открыта (метафора), но не для всего мира, а только медной музыке стиха (метафора и эпитет). Этот странный образ восходит к звучанию духовых инструментов, труб. Речь идёт о силе таланта, с которым женщина заявляет о себе.

Лирическому герою трудно понять, как открытая поэзии душа может быть одновременно высокомерна и глуха (метафоры) к чему-то другому. В этой антитезе намечается вопрос, проблема лирического героя. Возлюбленная высокомерна и глуха «пред жизнью дольней и отрадной» (эпитеты). То есть возлюбленная не приемлет удовольствий земной, материальной жизни, которая дарит радость лирическому герою.

В третьей строфе точка зрения лирического героя снова меняется. Это не взгляд максимальной близости, как в первой строфе, и не отстранённые рассуждения о внутреннем мире, как во второй. В третьей строфе лирический герой смотрит на фигуру возлюбленной. Как и в первой строфе, он выделяет её способность не производить шума. Её плавный шаг неслышный и неторопливый (эпитеты). Неожиданным становится окончание третьей строфы: «Нельзя назвать её красивой». Так лирический герой подчёркивает, что его возлюбленная – земная женщина, что именно к любви обычной женщины он стремится, в ней всё его счастье.

Стихотворение вполне могло бы окончиться третьей строфой. Но лирическому герою важно показать собственные взаимоотношения с возлюбленной. В четвёртой строфе она предстаёт как мудрая наставница. Как и любой мужчина, лирический герой готов положить к ногам возлюбленной все свои победы, которыми он «смел и горд», для неё он ломает стереотипы, жаждет своеволий. Возможно, речь идёт о поэзии. Гумилёв, открывший в Ахматовой поэтический талант, был поражён его силой, многому учился у неё, отдавая должное «мудрой сладкой боли» (эпитет), которую она изливала в стихах.

Истома и бред героини, о которых упоминает лирический герой, свидетельствуют о нотках непонимания со стороны лирического героя, хотя и высоко ценящего талант женщины, но опасающегося её непоследовательности и импульсивности. Говорят, именно эти качества в сочетании с холодностью привели к разрыву Гумилёва и Ахматовой.

Последняя строфа изображает женщину в повседневной жизни: в часы томлений, во время сна. Героиня предстаёт перед читателем в облике, подобном божественному. Даже в часы томлений она остаётся светлой (эпитет), а в руке у неё молнии (метафора). Женщина сочетает в себе образ грозный, поражающий, прямо Зевс в женском обличье, и свет, смирение, которое не затмевает даже томление.

Последние две строчки раскрывают самое сокровенное, что есть у человека, скрытое от посторонних – мир снов. Они входят в противоречие с истомой, бредом, томлениями женщины, потому что чёткие (эпитет). По этому качеству Гумилёв сравнивает их с тенями, которые ложатся на песок. А песок не простой, а «райский огненный» (метафорические эпитеты). Наверное, такой песок Гумилёв видел вдали от дома, скучая по возлюбленной.

Для создания возвышенного образа Гумилёв использует старославянизмы: пред, дольняя, отрадная, своеволие, томление, жажду, истома.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Чёткая форма, выверенная композиция – всё передаёт мужскую точку зрения на женскую сущность.

Анализ стихотворения Она Гумилева

Перед нами стихотворение о возлюбленной поэта, которое было написано в 1912 году и опубликовано в сборник “Чужое небо” в том же 1912 году. Вся прелесть произведения в том, что Гумилев создал образ своей идеальной женщины, в которую влюблён, не описывая ее внешность. Нет ни имени, ни деталей внешности, но ее образ практически осязаем. Гумилеву не важно то, что внешне, поэтому он пишет: “..Назвать нельзя ее красивой. ” Кто бы посмел сказать о своем идеале красоты, то, что заявил поэт? Два варианта: либо у человека нет чувств к своему “идеалу”, либо же этот человек так же, как и Гумилев, чувствует душой, и ему безразлична внешняя оболочка.

Стихотворение состоит из 5 строф. Написано четырёхстопным ямбом Именя героини, которой посвящено стихотворение, заменено на “она”, чтобы читатели не воспринимали одну женщину идеальной, а могли и спроецировать это стихотворение на свою жизнь и, возможно, научился бы видеть красоту не только во внешности людей и старался бы каждый раз при знакомстве с новым человеком заглянуть глубже. Первые три четверостишья раскрывают характер героини, а остальные два – говорят о сложностях и противоречиях ее характера. Но не смотря на все это, для автора данная женщина возносится чуть ли не до уровня богини. Этому помогают старославянские слова: пред, дольняя, отрадная, своеволие, истома и пр.

Тема стихотворения- восхищение женщиной, которой онон посвятил эти чудесные строки. Идея произведения – любовь загадочна, нельзя смотреть только на внешнюю оболочку человека. Это подтверждает глагол в самом начале предложения”знаю”. Здесь оно означает не сам факт знакомства, а познание, познание души.

В стихотворении идет речь об Анне Ахматовой. Поэт жалеет о том, что Анна не выражает своих чувств: “..молчанье, усталость горькое от слов… Ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха..”. Дело в том, что сама Ахматова не воспринимала роль женщины как мать, и т.д. К сожалению, она поняла слишком поздно, что это было ее ошибкой. В жизни Николая было и так много плохого: несколько попыток суицида, несчастная любовь, война. Анна так и не успела выразить, то что думала, т.к. Гумилев умер в 35 при расстреле.

Вариант 2

Отношения между Ахматовой и Гумилевым были известны литературному сообществу своего времени. Поэтесса сначала отказала Николаю Гумилеву, но тот крайне опечалился и пытался покончить с собой по этому поводу, в связи с чем, Ахматова прониклась сочувствием и приняла предложение Гумилева. Поэт в свою очередь после этого обещал себе всегда быть счастливым и радоваться благосклонности судьбы.

Конечно, в итоге он немного разочаровался в этих отношениях, ведь не чувствовал подлинной взаимности. Поэтому Гумилев начал много путешествовать и постепенно отдалялся от семьи, но при всем при этом он довольно хорошо чувствовал Анну Андреевну, понимал ее характер, хотя, вероятно, в каком-то смысле превозносил. Так или иначе, стихотворение Она, конечно, написано об Ахматовой и оно как бы фиксирует тот образ, который строгая поэтесса являла миру.

Ахматова предстает ярой служительницей искусства, которая только «медной музыке стиха» открывает собственную душу, а для всего остального «высокомерна и глуха». Также он говорит о неунывающем характеры поэтессы, которая «светла» в трудный час, но всегда сохраняет строгость и «держит молнии в руке». Признание Гумилева подобно воспеванию удивительного характера этой женщины, которой он был полностью покорен и с которой был полностью откровенен.

К примеру, не каждый позволит сказать возлюбленной «нельзя ее назвать красивой» – такая фраза выдает обращение между людьми, близко понимающими друг друга, между теми, кому ненужные реверансы вообще ни к чему. Гумилев в этом стихотворении полностью искренен, он превозносит нечто неосязаемое, в чем заключено его счастье и тяга к Ахматовой, которая может учить его «мудрой сладкой боли». Довольно точное сравнение, если описывать женщину, которая тоже не будет понапрасну кокетничать со своим кавалером и чрезмерно расхваливать или создавать какие-то банальные любовные игры.

Перед нами рассказ о личности, подлинной и настоящей, которая и ценна благодаря своеобразности и любима Гумилевым именно благодаря этому. Поэт пытается описать самые глубокие слои этой личности – «четки сны как тени на райском огненном песке», но такое сравнение не дает никакой точности и наоборот заставляет еще больше размышлять об этой строгой и надменной поэтессе, которая служила только искусству. Знаменитый портрет Ахматовой великолепно сочетается с этим стихотворением.

Анализ стихотворения Она по плану

Возможно вам будет интересно

В семейной жизни Афанасию Фету трудно считать себя счастливым и состоятельным человеком. В 1857 году он заключает брак с Марией Боткиной, которая являлась состоятельной наследницей купца, продававшего чай.

“Муза” – это богиня вдохновения, так считали и продолжают считать многие писатели. Для людей творческого образа это весьма характерный жест. Она даёт начало творчеству, помогает сделать стих поистине красивым.

Произведение представляет собой первое переведенное сочинение Горация «Памятник» («Exegi monumentum»), сделанный поэтом в период подъема его научного, литературного и педагогического таланта, а также по причине увлечения литературой античности.

Поэт Брюсов был известен своим равнодушием по отношению к разным революционным течениям, однако он понимал что обществу необходимы кардинальные изменения.

Одним из последних сочинений, написанных И. А. Буниным перед отъездом из своей страны навсегда, стало стихотворение «И цветы, и шмели…». Уже на момент его написания автор размышляет о том

«Она» Н. Гумилев

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг её,
Назвать нельзя её красивой,
Но в ней всё счастие моё.

Когда я жажду своеволий
И смел, и горд – я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В её истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.

Дата создания: 1912 г.

Анализ стихотворения Гумилева «Она»

Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.

С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.

Читайте также:  Победитель – краткое содержание рассказа Грина

Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.

Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», – отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».

О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.

Размышления о Романсе на стихи Н. Гумилева

В инете нынче – фейерверк восторгов по поводу романса на стихи Н.Гумилева, в исполнении Н.Носкова.
Вот на это стихотворение Н.Гумилева поет он романс:

* * *
Однообразные мелькают
Всё с той же болью дни мои,
Как будто розы опадают
И умирают соловьи.

Но и она печальна тоже,
Мне приказавшая любовь,
И под её атласной кожей
Бежит отравленная кровь.

И если я живу на свете,
То лишь из-за одной мечты:
Мы оба, как слепые дети,
Пойдём на горные хребты,

Туда, где бродят только козы,
В мир самых белых облаков,
Искать увянувшие розы
И слушать мёртвых соловьёв.

июль 1917
———
А это – мой экспромт на стих Гумилева.
Но – в мажорном варианте:

Если ты меня полюбишь,
Зацветет зимой сирень,
Пусть сто крат не верят люди –
Соловья услышу трель.

Запоет он, воскрешенный,
Уведет от горькой прозы,
Оживут, его услышав,
Все увянувшие розы.

Если грезы станут былью,
Боль рассеется как пыль,
Если ты меня полюбишь,
Буду весел, не уныл.

И очистится любовью
Кровь, отравленная страстью,
Поплывут в ней эндорфины –
Корабли с дарами счастья.

Полетим в обнимку с Лирой
Мы на горные хребты.
Обещаю: в этом мире
Будешь всех счастливей ты!

Опьянеешь в дивных розах,
Среди белых облаков,
И собьются в стадо козы –
Слушать музыку стихов.
===========

Согласна: исполнение “Романса” Н.Носковым блистательно – там есть вся глубина выраженных поэтом чувств, и лучше спеть, пожалуй, нельзя, не потеряв каких-то нюансов чувств поэта.
И все же, почему исполнитель поменял “козы” на “грезы”? Н.Носков поет первую строку последней строфы:
“Туда, где есть лишь только грёзы”, хотя в оригинале у поэта – “Туда, где бродят только козы”.
Думаю, в романсе, в отличие от прочтения стиха, это звучит более романтично и традиционно в смысле поэтической лексики. Трудно объяснить слушателям, что у Гумилева “козы” в стихе потому, что он всегда восхищался экзотическими животными и вообще был склонен к экзотике, а кроме того, козы всегда обитают “на высоте”, к которой так стремился поэт. А чем “горные” козы – не экзотика? У них копыта из двух половинок, а между ними – подушечка и полно всяких приспособлений, чтобы бегать по крутым и отвесным склонам. Это природа и эволюция сотворили такое чудо – дикие козы прекрасны! Я специально поискала их фотки в инете. Просто диву даешься их завораживающей “акробатике”, потому так и восхищался ими Гумилев – все здесь понятно! А в пении такое не будет понято, да и выбиваться будут “козы” из лексики романсов.
Кстати, вот прекрасная иллюстрация из инета по горным козам: http: –
называется “Козы, которым не ведома боязнь высоты”. Потрясающее зрелище!

О самом стихе Гумилева.

Помечен он в издании июлем 1917 года. Это Париж, когда Гумилев был безумно влюблен в Елену Дюбуше, француженку русского происхождения, работавшую сначала переписчицей, затем секретаршей в Русской военной миссии в Париже. На его страстную любовь она не ответила взаимностью, хотя он посвятил ей массу прекрасных стихов, которые писал прямо в ее альбом. Конечно, это было ей приятно – быть Музой прославленного поэта. Но затем она благополучно и хладнокровно вышла замуж за американца, после чего Гумилев посетовал в стихах – “и зачем только Колумб открыл Америку?”

И все же, кому посвящено это стихотворение – Анне Ахматовой, Елене Дюбуше или другой женщине?

Но об этом ниже. По словам близко знавшего его С. Маковского (поэта и критика, они вместе работали в “Аполлоне”), Гумилев был “повесой из повес”, его донжуанские похождения и романы не удивляли современников: он влюблялся буквально в каждую красавицу-современницу и . покорял. И его – некрасивого по классическим канонам, слабого, болезненного – женщины любили, обожали и даже рожали от него внебрачных детей. И порой, по свидетельству его друзей, он даже перепосвящал некоторые стихи: написав его одной, позже переадресовывал другой, и таких случаев было немало.

А. Ахматова тоже нередко меняла посвящение в стихах или стирала посвящения. Но она делала это, чтобы скрыть от современников и потомков свою личную жизнь, не делать ее достоянием общества. А Н. Гумилев делал это совершенно по другой причине: только когда влюбившись и не имея еще какого-то достойного посвящения “милой барышне”, не желал что-то писать наспех и абы как. Он вообще был рыцарем, обожествлял всех женщин, поклонялся им, никому и никогда не отказывал в совете и помощи, в том числе и материальной, оставаясь даже и без копейки. Или брал в долг под проценты, но иначе поступать не мог!

Интересно, что стихотворение “Однообразные мелькают” не выделено, как заслуживающее внимания, ни одним биографом, литературоведом, критиком или поэтом-современником. Никакой информации о нем нигде нет, кроме даты написания, хотя и в датах при составлении биографии случались ошибки и неточности.

Но вот, понравилось оно певцу Николаю Носкову, и он решил спеть на эти стихи романс. Резонанс огромный: получился романс-шлягер! В каждом концерте он присутствует в его репертуаре. Лучшее исполнение – там, где он поет со струнным квартетом. Послушайте, кто пропустил, стоит того!

Итак, кому посвящено стихотворение?

Нет, не А.Ахматовой (былая страсть прошла, остались родственные отношения, общий сын), а Елене Дюбуше. И это неопровержимый факт. Доказательство этому – книга “К синей звезде”, выпущенная в 1923 г. Там абсолютно все стихи посвящены его возлюбленной Елене, “синей звезде”, как он ее называл. И это стихотворение – там же, размещено в начале книги. Все они помечены июлем 1917 года. Стихов, посвященных другим женщинам, там нет.

Еще не прочитав эту книгу, а зная все стихи из нее лишь разрозненно, я сомневалась и гадала – кому же оно посвящено: Ахматовой или Е. Дюбуше? И вот почему.

Несмотря на влюбленность в Е.Дюбуше, он еще не только не разведен со своей женой, Анной Ахматовой, но и писал ей из каждого населенного им пункта. Вполне мог, конечно, посвятить и ей, потому что только две любви у него были самые сильные и настоящие. И все же первая – по давности и продолжительности любви – к А. Ахматовой, самая сильная. Там были: и любовь-страсть(уже в прошлом, правда), и уважение, и поклонение, и любовь-дружба. Юность, проведенная вместе в Царском селе, да и общий сын, и совпадающие интересы по творчеству. Но вот тем не менее. – разошлись. Не сложилась у них общая Судьба и семья. Была немало удивлена, что Гумилев запрещал жене печататься в журналах, и она, гордая Ахматова(!), была послушна! Только Маковский смог убедить ее напечататься в его”Аполлоне” (взяв на себя ответственность перед ее мужем, когда тот отсутствовал – был в Африке). И что же? – успех! Потом уже, вернувшись из Африки, Гумилев не только не запрещал жене писать стихи, но даже приветствовал и помог издать ей первый сборник стихов – “Вечер”. А запрещал он ей (в кавычках, конечно весьма условно: можно ли что-то запретить любимой жене, к тому же столь своенравной?) и шутил при этом, что хорошо бы ей научиться танцевать, коли она такая тонкая и уникально гибкая. Настоящая же причина была в том, что ее прежние стихи, несмотря на талант, были еще слабыми, что подтвердила в дневнике и сама Ахматова: художественный вкус ее только формировался (заслуга в этом – ее мужа, Н.Гумилева, и критика Н. Недоброво), когда она оказалась, благодаря Гумилеву, в литературной среде.

Жаль, конечно, что и семьи-то у них с А. Ахматовой, по сути, не было. Уже через 5 месяцев после свадьбы он отправился в путешествие по Африке, несмотря на то, что добился ее согласия на брак лишь с четвертой попытки, после трех неудачных суицидов, от любви к ней. Но. завоевал-таки!)

А Е. Дюбуше была последней страстью поэта – сильной, страстной, мучительной, неутоленной любовью Н. Гумилева. И то, что это стихотворение помечено июлем 1917 года и находится в сборнике ” К синей звезде”, где все стихи посвящены ТОЛЬКО ей – неопровержимый факт. И нет уже никаких сомнений и вопросов по поводу посвящения – да, женщине, которая его не любила, причинив ему много тяжких мук, не одарив его даже человеческой теплотой.

А о чем же само стихотворение, которое Н.Носков сделал потрясающе пронзительным романсом?

О любви, безусловно, – страстной и безответной. Там два лирических героя – сам поэт и его Любовь, у которой “под атласной кожей бежит отравленная кровь”. От этого увяли розы и умерли, не поют соловьи. И все же поэт пойдет на “горные хребты” с ней – петь о ней же, о трагической любви, если нет счастливой: “искать увянувшие розы и слушать мертвых соловьев”. “Горные хребты” в данном случае – не символ его скитаний и увлечения экзотикой странствий, а символ пребывания на Высоте – в творчестве, с Музой. Как себя ощущает, что чувствует он – о том и поет. В этом стихотворении – о горькой Любви, отравившей кровь.

Лично меня в этом стихотворении немного смущает лишь одна шероховатость: строка – “мне приказавшая Любовь”. Приказавшая – что? На мой взгляд – неточный глагол, потому что он требует дополнения, а его нет. Можно было, наверное, какой-то другой туда взять, по смыслу типа: “меня пленившая любовь”,”меня казнившая любовь”, “меня убившая любовь” и т.д. Мне думается, что Гумилев так стремился жить “на полной скорости и взахлеб”и потому порой не утруждал себя долгой работой над стихами, лишь некоторые переделывал потом, менял, редактировал. А некоторые, имея великий талант, писал вмиг, скоропалительно: хотел как можно скорее поделиться своим чувством, вывести его из себя. Мне думается, так случилось и здесь. Это всего лишь версия. Но я бы согласилась с мнением многих его современников и исследователей творчества, что у него гениальны многие строфы в стихах, но порой трудно назвать таковым весь стих. Но есть и те стихи (и их немало), какие вполне можно назвать совершенными – от первой строфы до последней (не называю их – все они сто раз поименованы литературоведами и критиками).

Как горько, что слишком рано прервалась его просто-таки героическая, удивительная и насыщенная жизнь, и он не успел стать совершенным во всех своих стихах, обладая большим поэтическим талантом и стремлением к совершенству. Не успел стать общепризнанным Гением, хотя и был им!

Но вот чем я поражена и сражена : тем, что из слабого, робкого, некрасивого, болезненного человека он сделал себя сильным, интересным, бесстрашным и уверенным “ЗАВОЕВАТЕЛЕМ”. Еще та работа над ХАРАКТЕРОМ! Потрясающий пример. ) Это ж надо так: курить папиросу под вражескими пулями на войне, не прыгать в окоп, как все, чтобы воспитать в себе мужество и бесстрашие. И эти его путешествия по Африке, со столькими опасностями для жизни – все он преодолел! И на фронт сам упорно просился, побеждая все препоны, хотя по мед. показаниям ему отказывали, но – добился-таки! Не сиделось ему на месте: это человек действия и глубоких чувств, ранимый, насмешливый, иронизирующий над собой, завоевавший толпы поклонников своим мужеством, энергетикой и талантом. ОН – Поэт, мужественный прапорщик и путешественник. Мое уважение к нему безмерно!)))

Читайте также:  Анализ стихотворения Вечер Гумилева

Нет, не встречала я таких биографий. Человек он – уникальный из уникальных!)

Как жаль, как больно и горько, что наш настоящий ГЕНИЙ – Николай Гумилев, не дожил до своей нетленной славы при жизни, так рано ушел от нас.

И только одно утешение: его поэзия, прекрасные стихи, его незабываемый Образ – навсегда с нами!)

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:47, сочинение

Краткое описание

Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Гумилев (3).doc

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Она»

В качестве собственного исследования данной темы, мною было выбрано стихотворение Н. Гумилева «Она»

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцанье

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью, дольней и отрадной,

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий

И смел и горд — як ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева «Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма, свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А. Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной выразительности:

эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный песок»);

сравнения («четки сны ее, как тени»);

гиперболы («держит молнии в руке»);

метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа – 1)внутренний мир человека;

открыта – 1)поднять что-либо;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения, почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д), 17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие, солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5. С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

Хотелось бы отметить, что Николай Гумилев был далеко незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного критика. Его жизнь была полна суровых испытаний, с которыми он с доблестью справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие бы гениальные произведения Гумилев бы еще мог создать. Прекрасный художник, он оставил интересное и значительное наследие, оказал несомненное влияние на развитие российской поэзии. Его ученикам и последователям, наряду с высоким романтизмом, свойственна предельная точность поэтической формы, так ценимая самим Гумилевым, одним из лучших русских поэтов начала XX века.

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

Возьмем для примера стихотворение А. С. Пушкина “Виноград”. К сожалению, оно не входит в базовую школьную программу и не очень широко известно. Несмотря на небольшой объем, оно несет в себе все основные черты неповторимого художественного мира Пушкина.

Не стану я жалеть о розах,

Увядших с легкою весной;

Мне мил и виноград на лозах,

В кистях созревший под горой,

Краса моей долины злачной,

Отрада осени златой,

Продолговатый и прозрачный,

Как персты девы молодой.

Здесь легко обнаруживаются те самые два образных и лексических “полюса”, которые вызывают в читателе разнонаправленные эмоции: это весенние “розы”, об увядании которых не станет жалеть поэт, и милый его сердцу “виноград”, давший название стихотворению. Вокруг каждого из этих полюсов легко выстраиваются (и это – следующий шаг анализа) определенные, также разнонаправленные лексические ряды, соотнесенные по смыслу с исходными лексемами и расширяющие, проясняющие основное эмоциональное впечатление, обогащающие его новыми оттенками значений. В данном случае они подсказаны самим автором: розы прямо связываются с “легкою весной”. Виноград же определяется как “отрада осени златой”.

И содержание текста, на первый взгляд, ограничивается этим сквозным противопоставлением явлений природы, ее конкретных весенних и осенних реалий. О чем стихи? – о розах и винограде, о неповторимой и преходящей красоте весны и осени. “Тема” и “идея” на этом могут быть исчерпаны.

Однако на самом деле этот самый верхний, простейший слой текста – лишь основа, дающая первотолчок движению поэтической мысли. Наша задача – проследить это движение, выйти на более важные, глубинные – философские – слои произведения.

И здесь на помощь должна прийти еще одна очень важная особенность нашей психики – способность к ассоциативному мышлению. Психологическая наука знает разные виды ассоциаций: по сходству, по контрасту, по смежности. Для глубокого восприятия произведения искусства очень важен еще один вид ассоциаций, о котором, ссылаясь на исследования французского психолога Рибо, подробно говорит Л. Выготский в своей работе “Воображение и творчество в детском возрасте” .

Это ассоциации “по эмоции”, т.е. объединение между собой тех или иных представлений, образов, предметов, событий не по их реальному сходству, не по каким-то связям, существующим в действительности, а лишь по общности эмоций, которые они вызывают. Понятно, что способность к ассоциациям подобного типа может быть соотнесена с работой воображения и непосредственно связана с восприятием художественного текста. Л. Выготский называет это явление “законом эмоциональной реальности воображения” и утверждает, что “именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов”; Образы – вымышленны, нереальны, но реальны вызванные ими эмоции, и чем ярче художественный образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на наше воображение, тем больше ассоциаций из разных сфер нашей собственной жизни он вызывает. Мы не можем понюхать розу или попробовать “продолговатый и прозрачный” виноград. Но яркость описания (особенно – винограда, и это, как мы увидим дальше, принципиально важно) активизирует наши эмоции, включает воображение, будит ассоциации.

В самом стихотворении “Виноград” нет слов “юность” и “зрелость”, но если мы попытаемся выявить ассоциации, которые вызывают у нас имеющиеся в тексте “розы” и “виноград”, “весна” и “осень”, то несомненно выйдем и на эти гораздо более значимые для Пушкина ключевые образы.

Образ розы воспринимается нами не только как цветок: мысленное любование красотой, свежестью, ароматом весенней розы влечет за собой ассоциацию с молодой прекрасной девушкой (всплывает традиционное для русской поэзии первой трети XIX века сочетание “дева-роза”, встречающееся и у самого Пушкина), с первой “весенней” любовью (опять- таки традиционно роза – символ любви). А “дополняющий” розу образ весны, да еще с эпитетом “легкая”, вызывает ассоциации с чем-то радостным, неземным, с юношеской мечтой о счастье, с предвкушением радостей предстоящей долгой жизни.

Еще более прозрачные ассоциации именно с человеческой, а не природной сферой вызывает у нас образ винограда. Одно лишь слово “отрада”, несущее в себе не вкусовые ощущения (как следовало бы, если бы имелась в виду лишь сладкая ягода), а опять-таки эмоцию радости бытия, – уже выводит образ винограда из чисто природной, бытовой сферы.

Но он еще и “краса моей долины злачной”: ясно, что речь идет не о шести сотках виноградника где-нибудь на крымской даче и что “долина” – это не долина в прямом смысле, а нечто отвлеченное, даже философское и личностно значимое: моя долина, причем ” злачная , т.е. урожайная, вырастившая богатые плоды – не земные, но духовные. И в этой ассоциативной цепи “осень златая” (эпитет “златая” влечет за собой ассоциацию и с красотой, и с богатством!) также воспринимается не только как явление природы, но главным образом как пора человеческой зрелости, мудрости, подведения жизненных итогов.

О явном предпочтении второго свидетельствует уже само название стихотворения: не бесстрастно-пропорциональное “Розы и виноград”, но именно и только “Виноград”. О том же косвенно говорит и “количественная” характеристика: две строки о розах – и они забыты, “увяли” “с легкою весной”. Зато виноград “господствует” в остальных шести строках и обретает под пером поэта “плоть и кровь”: он “продолговатый и прозрачный”, кажется, его можно потрогать, надкусить, насладиться его сладостью!

Более того, эти шесть строк объединены в одно предложение, переходящее из одной строфы в другую, и сама структура этого предложения – причастный оборот, уточняющий основное понятие, два приложения, два эпитета и завершающее всю эту конструкцию развернутое сравнение – все это, прочитываемое на едином дыхании, усиливает ощущения, нагнетает эмоции, делает образ винограда еще более ярким и впечатляющим. Той же цели служит даже звуковая организация стиха: мягкие л , полнозвучные о создают как бы “рисунок” круглых, мягких, брызжущих соком ягод. Таким образом, сама художественная система стихотворения, буквально все особенности его формы дают нам ответ на главный содержательный прос: что предпочитает поэт – весну или осень. Да, весна прекрасна и радостна, но она быстротечна. Куда ближе поэту осень – время наслаждения “плодами” прошедших лет! Стихотворение о розе и винограде оказывается по сути, философским размышлением о ценностях человеческой жизни, о смысле бытия, о важности творческих свершений, о наслаждении плодами этих свершений – куда более радостном и высоком, чем “легкими”, невесомыми радостями молодой “весны”.

Но и этим еще не исчерпывается вся глубина содержания стихотворения. Обратим внимание еще на один образ, возникающий в последней строке: “продолговатый и прозрачный, как персты девы молодой”. Есть ли в нем какой-то глубинный смысл или это просто сравнение – литературный прием, призванный “разукрасить” образ винограда, придать ему достоверность, реалистическую наглядность (есть ведь на юге такой сорт винограда – “дамские пальчики!)? Почему вызывает он у нас ассоциацию все с той же “девой-розой”, т.е. возвращает нас к началу стихотворения? И случайно ли возникает он именно в последней строке, как бы кольцом замыкая мотив молодости и красоты, а самым последним, ударным в стихотворении оказывается слово “молодой”?

Конечно же, все это не случайность: это “изобразительное средство” несет на себе огромную смысловую нагрузку, окончательно проясняет главную, философскую мысль произведения – идею гармонии бытия, вечного круговорота жизни. Прекрасна “легкая” весна, еще ближе сердцу поэта “златая” и “злачная” осень. Но и она пройдет, как проходит все на земле. И на смену снова придет весна и юность, и “дева молодая” будет подобна розе, и розы будут цвести вечно, как вечен круг жизни природы и человечества.

Ссылка на основную публикацию