Анализ стихотворения Память Гумилева

Анализ стихотворения Память Гумилева

Стихотворение «Память» – первое стихотворение самой «настоящей» книги Николая Гумилёва «Огненный столп». Это название «Огненный столп» заключает в себе множество смыслов; странствие, следование божьей воле, судьба, чудо, участие в создании «Небесного Иерусалима» (т.е. стремление к святости, преображению), кара для преступивших Божественный Закон и покровительство праведным (книга была написана в послереволюционные годы, когда было создано новое государство и начинались гонения на церковь), незыблемое основание, на котором нужно утвердится.

В композиционном отношении вступление – одно из самых ударных мест книги, и согласно замыслу автора, первым в этом сборнике стало стихотворение «Память». Оно было написано в 1919 году. Изначально поэт назвал его «Душа». Прочитав его, понимаешь, что название не случайно: обращаясь в глубины своего подсознания, поэт предполагает возможность своего существования в своем теле разных душ, которые сменяли одна другую (или различных ипостасей его души – не материальной ценности, во многом определяющей судьбу и весь жизненный путь поэта). Но при более внимательном прочтении читатель осознает, что душа у поэта одна, она проходит определенные этапы развития, соответствующие различным этапам творческого и жизненного пути автора. Поэтому еще более странной кажется смена Н.С.Гумилёвым названия стихотворения на «Память». Память, так же как и душа, является духовной ценностью. Но как они взаимосвязаны? Душа накапливает в памяти жизненные события и духовные переживания, а память бережет в своих кладовых всю эволюцию души поэта, и невозможно осознать, которая из этих ценностей для человека важнее. Если учесть название стихотворения, то можно понять, что поэт отдает предпочтение памяти. Благодаря приему олицетворения, память становится главной героиней стихотворения. Именно память ведет под уздцы «коня жизни» поэта, и рассказывает сагу о его прошлом.

Ты рассказываешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Автор отрекается от своего прошлого. Сегодня его состояние – это единственная истина, только сейчас, в этот момент он настоящий. Три предыдущих этапа развития его души так далеки от его нового положения. По сути дела, это стихотворение – анализ всей прошлой жизни поэта. И автор, как и многие другие поэты, в своем стихотворении вспоминает о своем прошлом и не принимает наивности в юности и максимализма в молодости.

Его первый герой (начало духовного развития Гумилева) «некрасив и тонок, полюбивший только сумрак рощ». В этом «колдовском ребенке» сильны романтические мотивы, но его романтизм – мистический: эпитет «колдовской» подчеркивает необычность и таинственность образа. Сам ребенок вспоминается ему оторвавшимся от своих корней «опавшим листом», несмотря ни на что способным обратить слово в дело: «словом останавливавший дождь» (из воспоминаний матери Н. Гумилева, такой случай в действительности имел место) . Эта фантастическая способность роднит автора с колдунами и знахарями (людьми, умеющими общаться с природой и стихами). Заканчивая эту часть, Николай Степанович еще раз открещивается от себя – ребенка:

Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

Именно такое начало творческого развития души поэта могло привести его ко второму этапу. Считая, что его исключительные способности должны быть вознаграждены по достоинству, второй Николенька – счел себя царем природы, жаждущим величия, славы, почестей и власти («Это он хотел стать богом и царем» – гипербола, высмеивающая тщеславие и эгоизм героя, а прием инверсии отделяет Гумилева – настоящего от Гумилева – прошлого), для которого жизнь – подруга, мир – коврик под ногами. Его уверенность рождается смелостью и отвагой. Ведь действительно зов экзотической свободы, ветер с юга увлекли за собой поэта, и он шагал по миру, покоряя страны и континенты. Именно этот герой объявил всему миру что он – поэт, видимо испугавшись, что его молчаливый дом останется незамеченным:

Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Эпитет «молчаливый» подчеркивает задумчивость и поиск истины Гумилева – современника. Известность позволяет Гумилеву свободно путешествовать и не беспокоиться о собственном имени. Теперь он может быть тем, кем всегда хотел.

Третья «душа» – душа героя, путешественника, «стрелка», пускающего «стрелы» из «колчана» (сборник стихов, выпущенный в декабре 1915 года). Метафора «избранник свободы» подчеркивает его моральную силу, исключительность и способность быть свободным. Именно он способен вызывать восторг, преклонение, он – истинное воплощение силы, доблести и мужества настоящих героев. Гумилев не верит, что тот, кому «так звонко пели воды и завидовали облака», смог променять высшую ценность жизни – свободу на кровавые битвы войны. Но он – герой, а герой может не принять «священный долгожданный бой» с врагами. Ему не страшны «муки голода и жажды, сон тревожный, бесконечный путь», и за свое бесстрашие он удостоен награды. Пройдя долгим путем скитания по миру, поисков истинного я, поэт обрел душевную мощь и силу для погружения в самого себя. Ему открывается не только мудрость своей прошлой жизни, но и пророческие способности. Его упрямство направлено на создание «храма, восстающего во мгле». Он печется о славе отца – Бога как на небесах – и на земле. Эти строки звучат как молитва:

Я возревновал о славе Отчей
Как на небесах, и на земле.

В его сердце живет страстное желание борьбы за новую веру, «Новый Иерусалим на полях родной страны». Удивительно, что автор так называет власть большевиков. Это скорее апокалипсис – страшный суд, который однажды обрушится с небес. Мир исчезнет, а небо озарит «млечный путь» из ослепительных планет, вспыхнувших садом на небе. И хотя Гумилев отрекся от образа «колдовского ребенка», и от «Бога и Царя», фактически он не менее велик, чем прошлые его ипостаси (хотя и не признает этого). Его сегодняшнее величие выстрадано, оно прошло через муки всего жизненного пути. Млечный путь – сад планет – встречается и в другом стихотворении этого сборника. В «Заблудившемся трамвае» мысль Гумилева вырывается в вечность, в астральное пространство «зоологического сада планет», в инобытие.

В стихотворении «Память» лирический герой (новый Николай Гумилёв) будто взмывает до неба, откуда ему открывается истина: путник, скрывающий лицо – монах, инок, странник, и тут дар провидца позволяет поэту увидеть в страннике все прошлое, что вобрала в себя история человечества прошлое веры, что делает его сродни Иоану Богослову, предсказывающему в апокалипсисе конец света. Только он (Гумилев) видит иной финал: собственную смерть. Прочитав стихотворение, чувствуешь трагедию души, страх поэта потерять самого себя или потеряться во времени и быть стертым из памяти человечества, не оставить следа на земле. Поэтому как заклинание звучит мечта об умении сбрасывать кожу подобно змее, но змея останется змеей в любом обличье, а душа Гумилева тоскует от предчувствия скорой гибели. Но в стихотворении звучит тема возрождения души, надежда на воскрешение, которая передается через кольцевую композицию стихотворения. Сравнение человека со змеей, как в начале, так и в конце стихотворения позволяет понять, что, достигнув совершенства, человеку становится незачем жить и никто не спасет душу от смерти, т.к. вместе с физической смертью наступает и смерть души, которая дорога ему здесь и сейчас.

Анализ стихотворения Гумилева Память

Змеи сбрасывают кожи, часть своего тела, чтобы обновляться. Люди же меняют не тела, а души – свои внутренние состояния год за годом. Ребёнок, подросток, юноша, взрослый, старик – один человек и в то же время разные люди.

Выражение, что люди меняют души, а не тела, принадлежит Гумилёву. Он употребил его в стихотворении «Память». В этом стихотворении Гумилёв смотрит на себя прошлого, или вернее сказать – прошлых. Потому что не одна душа населяла тело поэта. И Гумилёв рассказывает, как он менялся в течение жизни вплоть до написания «Памяти».

Ребёнком Гумилёв был тощим и некрасивым. Он не хотел ни с кем дружить. Да и хотел ли кто-либо дружить с ним? Об этом поэт умалчивает. Мало что любил маленький Гумилёв. Его радовал только сумрак рощ, природа, погружающаяся в ночной сон.

Всё же у Гумилёва были друзья, но не люди. Люди ему были не нужны. А вот дерево и рыжая собака – да, с ними можно проводить время. Эти не суетятся, не кричат, не обижаются и не обижают. Люди предают, а дерево и собака не предадут. Можно понять выбор Гумилёва. Кем мог стать такой мальчишка, как не поэтом?

Гумилёв взрослый не верит, что этим ребёнком был он. Память не подводит, но личность изменилась, человек стал другим. Каким – описывается дальше.

Гумилёв второй любил южный ветер и в каждом, даже самом малом звуке слышал поэзию. Это второй Гумилёв написал первые стихотворения. Он молчал по природе своей, но он стал выражать свои мысли иным способом. Лучшим и более благородным. Речь передаёт мысли не так правдиво, как поэзия.

Взрослому Гумилёву не нравится второй он. Этот человек, ещё незрелый, сильно любил жизнь, и даже слишком сильно, что не во вред. Но он был ещё и слишком амбициозным. Он хотел стать не кем иным, как богом.

А вот третий Гумилёв нравится Гумилёву взрослому. Этот человек плавает по морю и пользуется оружием, когда нужно. Море восхваляет его, а облака завидуют. Третий Гумилёв ещё и воевал, знал муки голода и жажды, неспокойный сон и усталость длительных путешествий. Но в целом жизнь была такой же радостной, и в ней было хорошее.

Пули не тронули грудь. Её украсили два ордена, два святых Георгия. Взрослый Гумилёв не верит, что этим человеком был он. Но третий Гумилёв мил ему.

Гумилёв взрослый – четвёртый Гумилёв. Он угрюмый и упрямый. Он возводит царствие небесное на Земле. До тех пор, пока оно не возведено, сердце Гумилёва палимо страстью. Только он не знает, что его расстреляют по доносу. Но он продолжает свою работу и верит, что сбросит очередную душу. Хотя это будет мучительнее, чем раньше.

По плану, средство выразительности

Картинка к стихотворению Память

Популярные темы анализов

Жизнь знаменитого писателя Сергея Есенина, нельзя назвать счастливой и благополучной, о чем мы можем судить по его биографии, а также по стихам, в которые он выплескивал накипевшие чувства. Так и в стихотворение « Мой путь »

Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,

В своих стихах великая поэтесса прошлого века Марина Цветаева пыталась передать свои ощущения и размышления, которые овладевали ее в определенное время, но все же одним из важных для нее символов является рябина – яркая ягода,

Тургенев Иван Сергеевич начал свою литературную деятельность с поэтических форм. Как и любой творческий человек, он увлекался балладами, поэмами, создавал так же шуточные послания и даже пародии. Писатель переводил некоторые

«Объяснение» – одно из 25 поэтических произведений Бориса Пастернака, вошедших семнадцатую главу, завершающую его роман «Доктор Живаго». Специалисты относят пастернаковское «Объяснение» к автобиографическим стихотворениям.

Анализ стихотворения Гумилева Память

Анализ стихотворения Гумилёва «Память»

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставшие впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память». написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняем души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

Читайте также:  Анализ стихотворения Кенгуру Гумилева

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

Анализ стихотворения Гумилева “Память”, краткое содержание, отрывок

January 20, 2016

Эта статья будет посвящена одному из известнейших поэтов Серебряного века. Если говорить точнее, то мы проведем анализ стихотворения Гумилева «Память».

О стихотворении

Стихи были написаны в 1920 году. В нем писатель обращается к теме памяти и изменения человеческой души. Для большей наглядности Гумилев сравнивает человека со змеей. И вывод его неутешителен – змея, имея возможность сбрасывать кожу, сохраняет юной свою душу, а человеку не дано такой роскоши, меняется его душа, а не тело: «Только змеи сбрасывают кожи… Мы меняем души, не тела».

В размышлениях поэт возвращается в свое прошлое и понимает, что за свою жизнь он четырежды «поменял душу». Сообразно этим ипостасям можно поделить и стихотворение на четыре части для удобства анализа.

Первая часть

Начнем анализ стихотворения Гумилева «Память» с описания первой «души» поэта. В этой ипостаси он еще «некрасивый и тонкий» ребенок, у которого из друзей только «дерево да рыжая собака». Перед читателем предстает одинокий гадкий утенок, которому, впрочем, суждено перемениться, «став лебедем надменным».

По свидетельствам современников Гумилева, в детстве он действительно был очень непривлекательным ребенком, не стоит забывать и про его врожденное косоглазие.

Вторая часть

Продолжаем анализ стихотворения Гумилева «Память», обращаясь ко второй части произведения. Теперь перед читателем предстает следующая «душа» лирического героя. Это поэт, который «хотел стать и богом и царем». Сам автор по прошествии многих лет признает, что этот герой ему совершенно не нравился.

Критики соотносят эту ипостась поэта с первой публикацией сборника стихов Гумилева в 1905 году, который назывался «Путь конквистадоров». Эта книга получилась очень романтической и чувственной. Позднее Гумилев не раз говорил о том, что желал бы вообще забыть о ее существовании.

Действительно, получается так, что в юности он был совсем другим человеком, непохожим на себя теперешнего. Эти прошлые «души» абсолютно не вызывают у лирического героя тоски об ушедшем или сентиментальности. Наоборот, он описывает их с холодностью и даже некой брезгливостью, совершенно не понимая их.

Третья часть

Вот и привел нас анализ стихотворения Гумилева «Память» к третьей «душе» лирического героя, которая воплощается в стрелка и мореплавателя. К этой своей прошлой ипостаси лирический герой относится куда благосклоннее: «Я люблю избранника свободы».

Мечты о дальних странах и городах манили Гумилева с детских лет. За свою жизнь поэт побывал в Африке, Абиссинии, Египте, Италии. И судя по воспеваемой отваге, мужеству и описанию прекрасной жизни путешественника, страсть к приключениям не покинула лирического героя по прошествии лет. Он мечтает о той свободе, что когда-то была у него, несмотря на все опасности, с которыми приходилось сталкиваться. Зато тогда ему «звонко пели воды и завидовали облака».

Увы, но и этот этап жизни канул в небытие. Нет уже больше того бесстрашного и свободного путешественника. Вновь пришлось душе переродиться.

Четвертая часть

Рассказывает о своей жизни Гумилев Николай Степанович в этом стихотворении. И вот мы доходим до момента, когда поэту выпало принять участие в Первой мировой войне. Тогда Гумилев пошел на фронт среди добровольцев, считая, что исполняет свой долг перед Родиной: «Променял веселую свободу/ На священный долгожданный бой».

На войне поэт дослужился до чина прапорщика гусарского полка и отличался небывалой смелостью в бою. За это и был дважды награжден Георгиевским крестом: «Святой Георгий тронул дважды».

Несмотря на все награды, Гумилев Николай Степанович никогда не был сторонником войны и не принимал ее, о чем также говорится в стихотворении. Сражение для него только мука, но никак не место, где можно показать свою доблесть.

Именно во время войны родилась четвертая «душа», которая любит родину, верит в лучшее и людей, сопереживает их страданиям и мучениям. Родина становится ключевым образом этой части стихотворения.

Однако, несмотря на то, что к моменту написания в России произошла революция, о ней писатель совершенно не упоминает. Словно для него ее и не было.

Последние строфы

Последние строфы особенно сильными вышли из-под пера, что держал в руке Николай Гумилев. «Память» заканчивается образом путника со скрытым лицом, впереди которого летит орел, а позади идет лев. Эти персонажи символизируют Христа и спутников его – Марка, связанного с символикой льва, и Иоанна, воплощенного в орле.

Таким образом Гумилев сравнивает бессмертие бога, завещавшего свое учение последователям, и бессмертие поэта, сохранившего свои мысли в стихах. Автор, конечно, сомневается в своем бессмертии, говоря о рождении новых душ, а значит, гибели старых, но у него есть единственная надежда на вечную жизнь – творчество. Только оно может помочь человеку стать равным богу.

Итак, мы закончили излагать краткое содержание стиха и его анализ. По сути, стихотворение стало некой автобиографией Гумилева, в которой он отразил все душевные перемены, что когда-либо происходили в нем.

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Память»

11 декабря 2015

Книга «Огненный столп» Гумилева появилась после смерти поэта в 1921 г. В него вошли все самые лучшие стихи автора. И открывает его как раз произведение «Память». В нем в первый раз Гумилев рассказал о своих ранних годах, о давних впечатлениях. А также о четырех случаях из своей жизни. Его еще называют небольшим эссе развивающегося духовно автора.

История настоящая о том, как преодолевались собственные слабости. Каково было противодействие внешним событиям. Гумилев рассказывает, как менялся его внутренний мир, как он проходил становление характера. И вот эти четыре этапа прошли в его душе.

Первый создал из него «необычного ребенка», он мог остановить одними словами дождливую погоду. Дружил он с деревом и собакой рыжей. Люди, которые знали Гумилева в детстве, утверждали то, что он был не очень красивым ребенком. И история о гадком утенке как раз про него. Поэт не хотел быть простым, он всегда что-то противопоставлял общественному мнению, его скуке.

Вторая часть души сделала из него такого литературного автора, который желал стать богом и царем. Здесь речь идет о том времени, когда был написан цикл стихов «Путь конквистадоров» в 1905 г. Потом автор о нем хотел забыть.

Душа третья сделала из Гумилева мореплавателя и стрелка.

Потом он участвовал в сражениях Первой империалистической войне. Попал Гумилев на поле битвы по собственному желанию, так как считал, что это должен сделать каждый мужчина. Но хотя и дослужился он до двух Георгиевских крестов, не оправдывал военные действия. Вот здесь и была зарождена последняя душа. В этот период Гумилев начинает думать о том, что есть хорошие моменты в жизни, появляется любовь к родине и людям, его окружающим. Но сердце все равно испытывает терзания и муки.

А в конце стихотворения появляются новые символы Христа и его учеников. Здесь появляется тема бессмертия богочеловека, точно также, как и поэт после себя оставляет стихи. И символично то, что начало произведения и его концовка звучат одинаково: «Только змеи сбрасывают кожи, Мы меняем души, не тела». Это говорит о том, что поэт верит в бессмертие души, также есть возможность совершенствовать себя.

Рекомендуется к прочтению:

Интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Память»

Стихотворение «Память» представляет собой философское исследование духовного изменения лирического героя, который во многом напоминает самого автора. В тексте есть множество доказательств этого сходства: сквозные образы (дерево, рыжая собака), связанные с воспоминаниями детства поэта, упоминание о наградах, полученных на войне.

Монологу-воспоминанию предшествует аллегория:
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

На первый взгляд, Гумилев рассуждает нелогично, ведь, старея, человек изменяется внешне – душа же его остается прежней. Однако поэт доказывает правильность своего утверждения всем последующим текстом. Действительно, внешнее изменение незначительно, оно не сопряжено с развитием личности. Духовное преобразование, напротив, представляется Гумилеву важным и сложным движением.

Ретроспективный план знакомит нас с первой душой лирического героя. Самая яркая черта «колдовского ребенка» – одиночество, оторванность от мира, замкнутость.

Совсем не нравится Гумилеву второй образ из прошлого – тот, кто «хотел быть богом и царем». Этот человек лишь возомнил себя мастером, повесил «вывеску поэта». Автор (он же «голос» произведения) беспощадно критикует этот этап развития души, считая ценности второй личности ложными, искусственными. Известно, как строго и требовательно относился Николай Гумилев к собственному творчеству. Например, свой второй сборник стихов он назвал первым, потому что самую раннюю книгу расценивал как незрелую, неудавшуюся. Часто поэт переделывал прежние стихи, оттачивая форму и содержание.

Третий образ вызывает у автора искреннюю симпатию. Это «мореплаватель и стрелок», «избранник свободы», мечтатель. Свою поэзию Гумилев именовал Музой Дальних Странствий, а себя – ее поклонником. Вот почему лирический субъект этой части стихотворения так близок автору.

Однако внутренние метаморфозы не прекращаются, развитие личности вступает в следующую фазу, и на смену «любимцу» приходит «упрямый и угрюмый» пилигрим, который «веселой свободе» предпочел бой. Автобиографичность образа не вызывает сомнений: африканские странствия Гумилева остались в прошлом, закончились романтические и экзотические путешествия; поэт добровольцем пошел на войну, хотя врачи запретили ему служить в армии. Значит, такова была внутренняя потребность «четвертой души»; впечатления странствий сменились впечатлениями войны, и это необходимо было для духовного взросления.

Эта душа является последней, но мысли о перемене и преображении получают новое развитие в финальной части стихотворения. Здесь появляются аллегорические образы из Откровения Иоанна Богослова.

Орел и лев символизируют воскрешение. Лирический герой движется по следам льва, а тот идет за путником, скрывающим лицо (Христом, как полагают некоторые литературоведы). Он, как и сам поэт, верует в возможность создания Нового Иерусалима в многострадальном отечестве – «на полях родной страны», надеется на праведный путь России и всего человечества.

Читайте также:  Анализ стихотворения Волшебная скрипка Гумилева

Именно поэтому пафос стихотворения лишен пессимистических нот, хотя настроение гумилевского произведения все же нельзя назвать мажорным. Это сложное философское исследование, в котором каждое поколение читателей будет открывать новые смыслы.

Стихотворение Николая Гумилева «Память» анализировал Федор Корнейчук.

Рецензии на другие поэтические произведения можно посмотреть ТУТ

Буду признательна, если поделитесь ссылочкой:

«Память» Н.Гумилев

«Память» Николай Гумилев

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

И второй… Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный —
И прольется с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.

Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.

Анализ стихотворения Гумилева «Память»

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память», написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняет души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

Послушайте стихотворение Гумилева Память

«Память» Н. Гумилев

«Память» Николай Гумилев

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

И второй… Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный —
И прольется с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.

Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.

Анализ стихотворения Гумилева «Память»

Как и многие поэты, Николай Гумилев обладал неким даром предвидения. В своих стихах он не только сумел предсказать собственную смерть, но даже указал, что будет расстрелян. Произведения, ставши впоследствии откровениями, характерны для последнего этапа творчества этого поэта. Среди них – стихотворение «Память», написанное в 1921 году, за несколько месяцев до ареста и расстрела.

Анализируя свою недолгую, но полную событий жизнь, автор отмечает, что ему бы хотелось быть похожим на змею, которая время от времени сбрасывает кожу, чтобы обновить свое тело. Однако человеку этого не дано, и поэт с сожалением констатирует: «Мы меняет души, не тела». По мнению Гумилева, в его бренной оболочке за годы жизни побывало несколько различных людей. Первым из них был угрюмый и некрасивый ребенок, который любил лишь «сумрак рощ», а его лучшими друзьями были «дерево да рыжая собака». Сейчас поэту с трудом верится в то, что когда-то в детстве он мечтал об уединении и умел останавливать дождь лишь силой собственной мысли. Этому странному ребенку уступил место бесшабашный искатель приключений, обожающий путешествия и словно бы бросающий каждый день вызов собственной судьбе. «Любил он ветер с юга, в каждом шуме слышал звоны лир», — так характеризует себя молодого поэт. Однако при этом Гумилев признается, что таким он себе совершенно не нравится, и для этого есть очень веские основания. Бросая вызов всему миру, молодой поэт «хотел стать богом и царем». Он завидовал Всевышнему, так как не обладал его силой, властью и талантами. При этом обратной стороной характера автора по-прежнему оставались стремление к одиночеству и желание постичь то, чего не дано знать простым смертным.

«Я – угрюмый и упрямый зодчий», — отмечает поэт, признаваясь, что слишком поздно в его телесной оболочке нашел пристанище тот, кем он является на самом деле. Предчувствуя свою скорую гибель, поэт не лукавит пред собой, честно признаваясь, что он – самый обычный человек, которому страшно и горько видеть все то, что происходит с его родиной. Он верить, что когда-нибудь поднимутся «стены Нового Иерусалима на полях моей родной страны», Гумилев имеет ввиду возрождение духовности, которая была утрачена еще задолго до революции. Люди перестали бояться того, что во все века называлось Божьим судом, и который на пороге смерти так страшит поэта. Он чувствует, что его дни сочтены, и времени на покаяние осталось слишком мало. Однако не знает, как это делается, и не верит в то, что может быть спасен. «Но разве кто поможет, чтоб душа моя не умерла?», — вопрошает поэт и не находит ответа на этот простой вопрос из-за собственного неверия.

Николай Гумилев — Память: Стих

Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья,
Память, память, ты не сыщешь знака,
Не уверишь мир, что то был я.

И второй… Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

Читайте также:  Анализ стихотворения Две розы Гумилева

Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

И тогда повеет ветер странный —
И прольется с неба страшный свет,
Это Млечный Путь расцвел нежданно
Садом ослепительных планет.

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.

Крикну я… но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.

Анализ стихотворения «Память» Гумилева

Николай Гумилев обладал удивительным даром предвидения. В произведении «Память» он не только предсказал свою скорую гибель, но и точно указал, что его расстреляют. Такого рода произведения-откровения очень характерны для позднего периода творчества поэта. «Память» была написана в 1921 году, незадолго до ареста и последующего расстрела.

В стихотворении Гумилев обращается к теме сознания и трансформации человеческой души. Он проводит аналогии между змеей и человеком. Прогноз неутешителен: змея, в отличии от человека может сбрасывать кожу и вновь становиться юной. Человек лишен этой привилегии, он производит трансформации только внутри себя, тело его неизменно:

«Только змеи сбрасывают кожи…
Мы меняем души, не тела».

По размышлению самого поэта, за свою жизнь он четыре раза менял душу. Условно, все произведение можно разделить на эти четыре этапа. Первая трансформация преобразила его в «необычного ребенка». Современники отмечали, что в детстве поэт был крайне некрасив, однако, его внутренний мир и состояние души всегда вызывало удивление и восторг окружающих. Он не хотел быть «как все», постоянно что-то противопоставлял общественному мнению.

Вторая его душа родилась вместе с литературным даром, граничащим с эгоизмом и желанием стать царем и богом всего. Подразумевается, что поэт описывает свой цикл стихов «Путь конквистадоров», о котором впоследствии пытался забыть.

Третья трансформация сделала его путешественником, мореплавателем и стрелком. Он, по собственному желанию, участвовал в сражениях Первой мировой войны. Поэт считал, что это обязанность любого мужчины. Парадокс в том, что несмотря на военные заслуги (два Георгиевских креста), поэт не понимал и не оправдывал военных действий.

В этот момент и зародилась последняя, четвертая душа. Она светлая и, в тоже время, отягощенная муками совести. Гумилев все чаще задумывается о любви к окружающим, о служении родине и Богу. Одновременно, его терзают муки совести за прожитые годы.

Конец стихотворения символизирует и конец жизни поэта. Он верит в бессмертие человеческой души. Также, как бессмертны, по его мнению, стихи, оставленные поэтом. Подобно змее, человек приобретает новое обличие при внутренней трансформации, душа его становится совершенной.

«Память» – автобиографичное произведение, ставшее отражением внутренних страданий и преображений поэта. Со свойственным Гумилеву мастерством, он смог донести свои сокровенные мысли до каждого из читателей.

Анализ стихотворения Память Гумилева

Лирика Николая Гумилёва, начиная с раннего сборника «Романтические цветы» (1908), пленяет удивительной силой духа, высокими представлениями о жизни и чести, красотой любовного чувства.

Последний сборник стихов Гумилёва — «Огненный столп» — вышел уже после его гибели, в 1921 году. Поэт включил в него произведения, которые считаются вершиной его поэзии. Это попытка подвести итог творчества, в то же время это желание высказаться, быть понятым до конца, остаться в памяти своих читателей.

Можно сказать, что «Огненный столп» — это книга по преимуществу философской лирики. Философскую направленность подчёркивает само название сборника. Смысл его раскрывается при обращении к ветхозаветной Книге Неемии: “В столпе облачном Ты вёл их днём и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им” (9, 12). Огненный столп — символ поэзии, которая ведёт человека по жизни, помогает увидеть то, чего он не сумел увидеть сам.

Открывает сборник стихотворение «Память». Оно было написано в 1920 году. В нём поэт, может быть, впервые обратился к впечатлениям детства, поведал о четырёх метаморфозах своей души, или, вернее, о последовательном пребывании в нём четырёх различных душ, так как люди, в отличие от змей, “меняют не тело, а души”. Это стихотворение можно назвать кратким очерком духовного развития поэта.

«Память» — правдивый рассказ о преодолении собственных слабостей, о противостоянии внешним обстоятельствам, о серьёзных испытаниях, в которых закаляется характер и мужает сам человек. Поэт говорит об изменении внутреннего мира, о пересмотре жизненных ценностей. В своём духовном развитии его душа прошла четыре стадии.

Первая “душа” сделала из него “колдовского ребёнка”, который останавливал словом дождь и в друзья избрал дерево и рыжую собаку.

Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребёнок,
Словом останавливавший дождь.

Дерево да рыжая собака —
Вот кого он взял себе в друзья.

По воспоминаниям людей, хорошо знавших Гумилёва в юности и позже, он был некрасив, непривлекателен: вытянутая голова, рыхлые черты лица, толстые бледные губы, бесцветные волосы, косящие глаза, шепелявость. Сказка Андерсена о гадком утёнке словно решила повторить себя в судьбе царскосельского поэта. Именно это имела в виду Ахматова, когда в 1912 году писала о Гумилёве в стихотворении «В ремешках пенал и книги были…»:

Только ставши лебедем надменным,
Изменился серый лебедёнок.

Может быть, эти обстоятельства внешней жизни Гумилёва повлияли на его тягу ко всему романтическому, прекрасному, экзотическому. Его путешествие в Африку, интерес к китайской культуре свидетельствуют о том, что Гумилёв не удовлетворялся обыденной действительностью, противостоял общественному мнению, скуке обывательского существования.

Вторая “душа” превратила его в “поэта, который хотел стать богом и царём”.

И второй. Любил он ветер с юга,
В каждом шуме слышал звоны лир,
Говорил, что жизнь — его подруга,
Коврик под его ногами — мир.

Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царём.

Гумилёв искренне признаётся: “Он совсем не нравится мне”.

Вероятно, речь идёт о первом сборнике стихов «Путь конквистадоров», который поэт сумел издать в 1905 году. И хотя в этих стихах проявилось мужественное, волевое начало лирики поэта, впоследствии ему очень хотелось забыть о существовании этой романтической книги. В 1912 году свою четвёртую по счёту книгу «Чужое небо» он официально назвал третьей, тем самым решительно вычеркнув из собственной литературной биографии свой формальный дебют.

Третья “душа” разбудила в Гумилёве мореплавателя и стрелка.

Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка.
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.

Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.

Муза дальних странствий манила поэта ещё в детстве. Окончив гимназию, Гумилёв сразу же отправляется в морское плавание на целое лето. Затем, уже из Франции, он совершил путешествие по Африке, побывал в Египте, Абиссинии, Италии. Страсть к путешествиям определила темы и характер его лирики. Гумилёв воспевает отвагу, мужественность, бесстрашие, его лирический герой напрягает все силы души, преодолевая преграды и стихии, встающие на его пути.

Следующий этап в биографии поэта — участие в Первой мировой войне. Он пошёл на фронт добровольцем, считал, что это его патриотический долг. Служил прапорщиком в гусарском полку, отличался большой смелостью и был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Несмотря на это, Гумилёв не принимал войны, ему был чужд шовинистический угар. Вот как об этом сказано в «Памяти»:

Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял весёлую свободу
На священный долгожданный бой.

Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.

В этот момент в нём уже зародилась четвёртая “душа”. Это душа человека, который верит в лучшее в мире и в людях, любит родину, сердцем чувствует её боль и страдания.

Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле.
Я возревновал о славе Отчей,
Как на небесах, и на земле.

Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.

В критической литературе о Гумилёве утвердилось мнение об аполитичности поэта, не отразившего в своём творчестве события революционного переворота 1917 года, Гражданской войны, послереволюционного устройства жизни. И хотя он активно работал в первых советских учреждениях культуры — в Союзе Поэтов, в издательстве «Всемирная литература», — негативное отношение к новой власти было неизменным. Однако С.И. Чупринин в своей статье «Из твёрдого камня», посвящённой судьбе Гумилёва, высказывает вполне справедливую мысль о том, что поэт, “ни полсловечка не проронивший в стихах о революции, исключивший политику из своего творчества, многим обязан, именно как поэт, общенациональному потрясению”. Две строфы стихотворения «Память», приведённые выше, как нельзя лучше подтверждают это. Лучшие строки стихотворения, одухотворённые светом любви к родине, проясняют жизненную позицию Гумилёва, помогают увидеть в нём гражданина и патриота.

Особенно сильное впечатление производят последние две строфы «Памяти», где появляются символические образы Христа (Путник) и его верных учеников Марка и Иоанна (в стихотворении это лев и орёл):

Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но всё пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.

Бессмертие Богочеловека, оставившего после себя преданных учеников, сродни бессмертию поэта, который оставит о себе память своими стихами. И хотя Гумилёв в последней строфе выражает сомнение в том, что голос его будет услышан и душа обретёт бессмертие, такая возможность существует, так как люди “меняют души, не тела”.

Средства художественной выразительности также направлены на раскрытие идеи лирического произведения. Неприятие себя прежнего подчёркивается использованием местоимения третьего лица, поэт смотрит на себя словно со стороны: “Он совсем не нравится мне, это // Он хотел стать богом и царём, // Он повесил вывеску поэта // Над дверьми в мой молчаливый дом”. Однако прежнее мировосприятие ушло в прошлое. В последних пяти четверостишиях, где поэт говорит о своей духовной зрелости, используется местоимение первого лица: “я — угрюмый и упрямый зодчий”; “я возревновал о славе Отчей”; “предо мной предстанет, мне неведом”; “крикнул я”. Здесь Гумилёв не прячется от себя прежнего, четвёртое измерение души ему ближе всего. Отсюда и обращение к первому лицу.

Пора зрелости, испытания, посланные судьбой, позволили определиться в этой жизни, оглянуться на пройденный путь, отметить ошибки и заблуждения, пересмотреть свои взгляды. Последние строфы написаны зрелым поэтом и убеждённым в своей правоте человеком. В них преобладают слова высокого стиля: зодчий; храм, восстающий во мгле; возревновал; слава Отчая; пламенем палимо; взойдут, ясны, стены Нового Иерусалима. Многочисленные инверсии также подчёркивают значимость поднятой темы и торжественность интонации, избранной поэтом для разговора о судьбе мира, родины, народа.

Привычная метафора “память жива” получает своё буквальное воплощение в стихотворении, поэт обращается к ней, как к равной:

Память, ты рукою великанши
Жизнь ведёшь.
Память, память, ты не сыщешь знака.
Память, ты слабее год от году.

Наконец, начинается и заканчивается стихотворение строчками, которые повторяются:

Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.

Это своеобразное обрамление не только придаёт лирическому произведению завершённость, законченность, но и является поэтической декларацией автора, который верит в бессмертие души, дарованной человеку Богом, верит в духовное возрождение и возможность совершенствования. Сравнивая между собой “четыре души” поэта, мы получаем не убегающую прямую, а гармонически законченный круг. Вместе с поэтом мы проходим тот путь, которым прошёл он, духовно мужая, вновь и вновь возрождаясь к жизни.

Ссылка на основную публикацию