Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева

Анализ стихотворения Гумилева Шестое чувство

Николай Степанович Гумилев написал много интересных и увлекательных стихотворений за свою жизнь. За год до своей смерти у него словно было некое предчувствие того, что она уже близка. Это чувство не хотело отпускать его, он решил передать на бумагу все переживания и ощущения. Последним ярким стихотворением Николая стало “Шестое чувство”. Он хочет понять, чем же собой представляют и на чем основываются чувства, предсказывающие перемены.

“Шестое чувство” достаточно отличается от многих предыдущих работ писателя. Он уже не считает себя тем молодым мальчиком, который еще недавно парил в облаках грез и мечтаний. Он мужчина, который много чего видел, через многое прошел. Гумилев словно описывает в произведении надвигающуюся гибель, нет лишь подробностей и даты, когда все произойдет.

Для написания стихотворения Николай выбирает такое литературное направление как акмеизм. Все образы здесь настолько материальны и одновременно символичны. Восприятием Гумилева на тот момент было познать неосязаемое. Поэт все больше задумывается о том, что еще в античные времена уже по немного начинало зарождаться шестое чувство. Искусство не представлялось отдельно от познания.

Стихотворение, написанное Гумилевым, открывает перед читателем познание прекрасного, усиливается тяга к разуму и его творениям. По словам автора, герой мучительно пытается выбраться с земной оболочки, на смену которой приходит духовное начало. Заложенная в каждом человеке искра, разгораясь, может сильно мучить и ранить. Писатель раскрывает в своем произведении тему красоты и торжественности поэзии в мире, что в будущем приведет мир к спасению. С другой стороны, Гумилева начинает интересовать сама человеческая жизнь, как что-то уникальное и философское.

Все сводится лишь к мечтаниям поэта. Он продолжает искать те невидимые связи, которые соединяют человека с миром, через нечто вечное. Все еще ищет, и желает ощутить красоту, не теряя духовность. Через стихотворение автор стремится передать ощущение очарования природой. Именно это и есть то самое шестое чувство, родившееся в человеке лишь в моменты терзаний и сомнений. Жизнь протекает слишком быстро, унося с собой лучшие моменты, которые так хочется задержать и запомнить, развивая шестое чувство.

Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева

Стихотворение «Шестое чувство» появилось незадолго до смерти поэта. Оно считается одним из лучших среди произведений Гумилева, написанное умудренным жизнью человеком. Что хотел автор сказать своим читателям?

Шел 1920 год. Еще не везде настал мир, гражданская война продолжалась. В стране, после шести лет военных действий, царила разруха и голод. Люди очерствели, обеднели духовно. Гумилев в своем поэтичном повествовании, напоминает читателям, что, кроме приятных чувств от вина, еды и женщин, существует пища духовная. Он не отвергает земные радости, но спрашивает, как быть с природными красотами, «с бессмертными стихами». Их ведь не потрогаешь, не поцелуешь. Поэт заставляет человека задуматься, для чего созданы произведения искусства, природные явления, если некому любоваться ими, некому оценить их.
Жизнь человеческая проходит быстро, люди не могут остановиться, чтобы увидеть красоту, полюбоваться ею. Для поэта важно показать, что чувство прекрасного и деятельность человека не разделимые понятия. Он считает, искусство развивает в людях все лучшие качества. Поэзия может окрылить человека, духовно облагородить.

В стихотворении упоминается мальчик, который, забыв обо всем, наблюдал за купающимися девушками. Его манила неизвестная тайна, волновало неизведанное желание. Девичья красота заставила сердце учащенно работать, трепетать душу. Так должно быть со всеми людьми при виде природных пейзажей или при чтении «бессмертных стихов». Поэт говорит, что надо развивать в себе любовь к произведениям искусств, к природе.

В стихотворной форме Гумилев показывает, как трудно выйти из привычного ритма жизни, где царят плотские радости, открыть душу новым переживаниям, увидеть красоту окружающего мира. Чтобы это сделать, надо преодолеть трудности и боль. «Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья…». Человек должен пройти испытания, чтоб почувствовать красоту мироздания. Как говорил Достоевский, дорога к счастливой жизни проходит через страдания. Избегающий боли и переживания человек, лишается «крыльев» счастья.

Произведение заканчивается надеждой, что люди обретут, благодаря влиянию поэзии и природы, свой орган «шестого чувства». Автор хочет ускорить это событие, призывая работать над духом и плотью. Гумилев не знает, когда это настанет, и спрашивает у Бога: «Скоро ли, Господь?».

Прочитав стихотворение, чувствуешь трепет души, сердцебиение? Значит, есть он, орган шестого чувства!

Картинка к стихотворению Шестое чувство

Популярные темы анализов

Николай Алексеевич Некрасов отличался большой любовью к народу, к простым крестьянам. Он наиболее точно выражал всю силу и мощь русских людей, а также передавал их страдания в своих произведениях. Ярким примером и подтверждением

Детство у Николая Некрасова была не самая легкая и счастливая, он познал очень много горя. Все свое детство он провел в родовом имении, где управлял всем отец тиран. Он очень жестоко относился как к своим подчиненным, так и к своей семье.

Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт 19 века. Он считал себя последователем Пушкина. Любовная лирика Фета, в основном, олицетворяет яркие и радостные эмоции, счастье первой влюбленности, описывает всю то вдохновение,

Стихотворение «Мои мечты» поэт написал незадолго до своего отъезда в Москву. В нём автор предпринял попытку сформулировать свои чаяния и надежды относительно новой страницы в собственной биографии.

Марина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности.

«Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Шестое чувство» было написано Гумилёвым в 1920 г. и напечатано в сборнике «Огненный столп» в 1921 г.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» – съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!

Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства. Получается, что, по логике Гумилёва, в античности шестое чувство уже рождалось, но ещё не родилось.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 четверостиший.

Первая строфа говорит о наслаждениях человеческой жизни: вино, хлеб и женщина. В этих наслаждениях заложена их противоположность: насладиться женщиной можно, только «сперва измучившись».

Вторая строфа – вопросительное предложение. Это главная проблема, которую поднимает лирический герой: что делать с вещами, которые нельзя использовать утилитарно? Среди этих неземных, небесных вещей и стихи.

В третьей строфе лирический герой сожалеет о том, что эти нематериальные вещи проходят «мимо». Это мучительно, это «осуждение».

Следующие три строфы представляют собой синтаксически период. Четвёртая и пятая – это примеры из мира человека и из мира животного, из прошлого и из настоящего. Речь идёт о развитии всего живого и конкретного человека, когда необходимое качество у отдельного живого существа не сформировалось, а потребность в нём уже начинает возникать. Последняя строфа – вывод о том, что «орган для шестого чувства» рождается в муках прямо сейчас, но медленно, «век за веком».

Тема стихотворения – необходимость шестого чувства, с помощью которого человек способен постигать прекрасное.

Вряд ли Гумилёв допускал мысль, что лично у него не хватает каких-то органов для восприятия прекрасного. Да и не нужен особый орган, чтобы ощутить красоту зари или гармонию стиха. Так что основная мысль стихотворения в подтексте: человек, венец творения, совершенен. Именно в крике духа, в изнеможении плоти – путь для видения прекрасного. Но должно родиться неутилитарное отношение к миру. По мнению Гумилёва, это происходит в муках совместными усилиями «природы и искусства», то есть эволюции биологической и культурной.

Тропы и образы

В первых двух строфах важны эпитеты, которые характеризуют противоположные явления: воспринимаемые нашими чувствами – и неподвластное им чувство эстетического. Влюблённое в нас вино, добрый хлеб – и розовая заря, холодеющие небеса, неземной покой, бессмертные стихи. Первая и вторая строфа противопоставлены друг другу с помощью союза но. Антитеза содержится и в первой строфе. Она подчёркивает, что человеческое наслаждение никогда не может быть совершенным. Этот привкус горечи («сперва измучившись») – необходимая ступень развития.

В третьей строфе безнадёжность и отчаянье лирического героя выражены в повторяющихся приставках не и ни, союзе но. Эта строфа противопоставлена предыдущей по принципу статики и динамики. Во второй строфе описаны статичные небеса, заря, в третьей – неудержимый бег мгновения. Бесконечность нашего движения определяется повтором слова мимо.

В метафорах ломаем руки, осуждены заключено мучение человека, который не имеет потребности, но предчувствует её необходимость.

Следующие два развёрнутых сравнения, выраженные сравнительными предложениями, объясняют образ предыдущей строфы. Мальчик не может хотеть женщину, но он предчувствует своё будущее.

Так же и «тварь скользкая», которая ещё не эволюционировала в птицу, мечтает о небе (но мысли ящера на совести Гумилёва) Эпитеты пятой строфы (скользкая тварь, разросшиеся хвощи) переносят начало процесса рождения шестого чувства в глубину веков, к началу эволюционного процесса.

В шестой строфе содержится не просто вывод стихотворения, но и итог синтаксического периода, который строится по схеме как – так.

Это обращение к Господу, в метафорических образах (под скальпелем природы и искусства, кричит дух, изнемогает плоть) описывающее рождение шестого чувства. Восклицание – надежда на то, что боль от восприятия прекрасного исчезнет, когда появится орган для шестого чувства. Но рождение прекрасного, произведения искусства, стихов сопряжено с болью, которая связана с катаклизмами начала 20 в.

В стихотворении Гумилёв через ощущение прекрасного соединяет противоположные понятия: земное и небесное, полезное и бескорыстное, земное и небесное, материальное и духовное.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорному. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской.

«Шестое чувство»: чувственность, восприятие красоты и человечность сквозь призму творчества Гумилева

Меню статьи:

Текст стиха

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем
И, ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком – скоро ли, Господь? –
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Предыстория стиха: Гумилев и литература

Николая Гумилева причисляют к поэтам, обладавшим уникальным даром – шестым чувством. Такое название носит способность предвидеть события, применить свой талант. «Шестое чувство» – это попытка писателя осмыслить проблему чувственности, красоты и человечности.

Настроение произведения отдает меланхолией, отчаяньем. Эта особенность объясняется сложной исторической, культурной и социальной ситуацией начала ХХ века. Россия сотрясается катаклизмами. Человек смотрит на красоту с болью, страдая. Автор прибегает к соединению несоединимого: земного и небесного, утилитарного и духовного, материального и нравственного начал.

Писатель принадлежит к когорте русских авторов, творивших в непростое время. Этот период в искусстве получил название Серебряного века. Гумилев писал поэзию еще в детстве. В юношеские годы Николай Степанович переживает дебют – издание первой книги стихов.

Судьба наделила русского писателя удивительным талантом. Гумилев обладал не только поэтическим даром, но и способностью прорицателя. Например, в “Заблудившемся трамвае» поэт предвидел собственную кончину и даже обстоятельства своей смерти. Конкретный день гибели не открылся Николаю Степановичу, но поэт все же знал: он скоро умрет.

Из истории создания произведения

«Шестое чувство» – это посвящение именно этому прорицательскому таланту. Год рождения этого произведения история знает точно – 1920-й. В тексте отсутствуют какие-либо пророчества, мистика или фантастика. Писатель задается лишь одной целью: понять, осознать сущность шестого чувства.

«Жираф» – произведение, которое подтверждает страсть Николая Гумилева к поездкам и экзотике. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием.

Произведение носит преимущественно философский характер: автор рассуждает о шестом чувстве, о специфике и природе особенного дара. Текст выходит на страницах последнего прижизненного издания поэта – произведение напечатали в «Огненном столпе» (1921 год).

Читайте также:  Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева
Тематика гумилевского шедевра

О материальных ценностях

Произведение русского гения посвящается разным сторонам человеческой жизни. Автором подчеркивается: больше всего люди желают материальных благ, денег. Эти средства они тратят, покупая другие блага. Люди предполагают, что за деньги можно купить радость и счастье в жизни.

О духовных ценностях

Духовные ценности – вопрос куда сложнее, чем предыдущий. Духовные ценности не поддаются монетизации и коммерческому обороту. Для чего они? Писатель делает вывод: умение видеть красоту, получать удовольствие от прекрасного – это великая награда. Человек должен удовлетворяться лишь красотой. Это умение развивает пять чувств, которыми наделен человек, и дарит еще одно – шестое чувство. Что такое шестое чувство? Это умение предвидеть события.

О восприятии красоты

Гумилев – настоящий творческий человек. Творчество толкало поэта задумываться над вопросами восприятия красоты. Николай Степанович задавался вопросом о природе прекрасного. Писатель приходит к выводу, что люди обладают специальным чувством, воспринимающим красоту. И это тоже шестое чувство. Проблема состоит в том, что человек не всегда способен осознать сущность этого дара. Неспособность людей воспринимать шестое чувство делает его глупым и бессмысленным.

Образ шестого чувства

Писатель уподобляет уникальное дарование ангельским крыльям. Николай Степанович приходит к мысли, что ведет свое происхождение от богов. Дар предвидения зависит от чистоты души: светлая душа дает человеку возможность видеть то, что скрыто завесой судьбы.

Правда, Гумилев пишет и о том, что шестое чувство порой проявляется и людей, лишенных высоких нравственных качеств.

Как найти шестое чувство?

Обрести шестое чувство нелегко и больно. Кроме того, это очень длительный процесс. Гумилев уподобляет приобретение шестого чувства операции, которая позволяет человеку рассмотреть собственное будущее. Владельца дара обременяет эта способность: человек страдает телом и душой.

Гумилев уверен в божественном происхождении шестого чувства. Поначалу поэт говорит: лишь нравственно чистый, морально возвышенный человек достоин такого великого дара. Но потом Николай Степанович вспоминает собственный жизненный опыт. Писатель делает ремарку: нет, порой и «скользкие твари» выращивают на спинах «крылья». Этот факт ввергает автора в отчаянье. Поэт чувствует себя бессильным. Обретение крыльев недостойными людьми обрекает других – достойных представителей человеческого рода – на боль. Люди страдают, мучаются «под скальпелем природы и искусства», избавляясь от грязи в своей душе. Красота, умение ее различать, совершенствует человеческую натуру.

Образ красоты «под скальпелем» поэта

Стиль Николая Степановича отличается фундаментализмом. Писатель обращается к различным аспектам человеческого бытия. Поэт делает акцент на том, что людей увлекают материальные блага. Что такое материальные блага, вещи, вкусная еда? Это базис, минимум, необходимый человеку для выживания. Кроме того, материальные блага понятны и просты, человек знает, как обходиться с вещами и деньгами.

В стихотворении «Лошади в океане» поэт Борис Слуцкий обращается к тем событиям, которые действительно происходили во время сражений 1939–1945 годов. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Другой вопрос: как же обходиться с благами духовными? Духовные блага нельзя «съесть» или «выпить», их невозможно «поцеловать», как женщину. Удивительно, но человека волнуют не одни лишь понятные, приятные материальные вещи. Не менее сильно на души людей влияет наблюдение за рассветом и закатом, чтение «бессмертных стихов». Писатель – натура от природы любопытная – задается вопросом о природе такого волнения. Однако Гумилев не находит ответа на этот вопрос. Поэт убеждается в одном: корни человечности заключаются в умении получать удовольствие от красоты, в способности наслаждаться прекрасными вещами.

Об идее произведения

Гумилев, вероятно, сохранял уверенность в обладании шестым чувством. Поэт лелеял собственную уникальность и имел на это полное право. Но нужен ли какой-то особенный орган для ощущения красоты вечернего заката, для наслаждения музыкой или гармонией поэзии? Скорее всего, нет.

В гумилевском произведении главную роль играет подтекст: человек является венцом творения, а потому – обладает совершенной природой. Люди увидят прекрасное, когда их дух и плоть измучаются. Изнеможение духа и плоти откроет человеку путь к осознанию красоты.

Духовное, лишенное утилитарности, отношение к окружающей среде формируется вместе – природой и искусством. Так же существуют две параллельные эволюции – биологическая (биогенез) и культурная (культурогенез).

Личность Гумилева: взгляд со стороны

Близкие и знакомые писателя вспоминали, что Николай Степанович претерпевал мучения из-за своего шестого чувства. Хитрость такого дара состоит в том, что человек знает о грядущем, но не может на это повлиять. Поэт попал в тяжелые любовные отношения: полюбил поэтессу, Анну Ахматову. Любимая женщина воспринималась писателем как порождение тьмы. Анна стала супругой Гумилева. В браке Николай Степанович нередко называл Ахматову колдуньей. Мучительное чувство стало причиной неудавшегося самоубийства автора. Николай Степанович трижды безуспешно пытался покончить с собой. Гумилев отчаянно желал прекратить страдания. Между тем, писатель понимал: жизнь без Ахматовой для него невозможна, но и с ней жить невыносимо. Роковая любовь все равно толкает поэта пойти на союз с женщиной, которая сделает его жизнь кошмаром.

Друзья поэта знали: Гумилев желает смерти и знает, что скоро она придет за ним. Прошло два года после написания произведения – писатель погиб при расстреле. Николай Степанович знал: смерть застанет его не в уютной постели, не в домашней обстановке, не в компании юриста и душеприказчика. Пусть так и умирают «благопристойные граждане». Нет, поэту суждено погибнуть насильственной смертью – во имя фатальной любви.

О композиционных и жанровых особенностях произведения

Для своего шедевра писатель выбирает классическую структуру. Композиция произведения состоит из зачина, основной идеи и выводов. Формальная структура гумилевского текста – шесть катренов.

Краткое содержание

Содержание первой части

Первая часть гумилевского текста повествует о легкости, с которой человек судит о простых и понятных вещах. В качестве примеров писатель обращается к образам хорошего хлеба и вина, красивых женщин. Это приятные феномены, о которых так же приятно думать. Но и такое – материальное – наслаждение не дается человеку просто. Любовь с женщиной становится наслаждением лишь после страданий. Сначала человек мучается, и только потом – ощущает удовлетворение, радость.

Содержание второй части

В следующем фрагменте стиха проявляется философская составляющая произведения. Писатель говорит: существуют вещи, недоступные пяти чувствам. Эти вещи нельзя познать с помощью слуха, глаз, прикосновений, запахов или вкуса. Таких вещей автор называет красоту природной стихии, быстрый бег времени, а также категорию прекрасного в искусстве.

Гумилев обращается к приему сравнения. Чувства, с помощью которых познает мир ребенок, сравниваются с этими ощущениями – новыми, непонятными. Юноша наблюдает за обнаженными женщинами, чувствует желание. Но этот молодой человек еще не способен осознать природы своих чувств. В тексте присутствует красивая метафора: существо, рожденное ползать, порой ощущает крылья, которых не имеет.

Второе четверостишие – самое сложное. По сути – это вопрос. Герой силится понять, как поступать с предметами, лишенными утилитарности. В категорию неосязаемых феноменов писатель помещает и литературу.

Содержание третьей части

Последняя – завершающая часть – обращается к человеческой природе. Гумилев напоминает: человек похож на существо, умеющее лишь ползать. Но человек – в страданиях и мучениях – порождает некий орган, через который воспринимает красоту мира. В конце произведения содержится ключевая идея гумилевского творения.

Неосязаемые феномены часто следуют «мимо» человека. Это причиняет писателю боль. Эта часть – самая длинная. Следующие три четверостишия являются синтаксическим периодом.

Образы времени

В четвертом и пятом четверостишиях Гумилев зашифровал образы времени. Писатель обращается к прошлому и настоящему, к миру животных и миру людей. Автор рассуждает о развитии всего рода живых существа. Потом Николай Степанович переходит к размышлению о специфике самого человека – как части царства живых существ.

Поэт анализирует момент возникновения шестого чувства. По мнению Гумилева, это чувство не всегда было присуще человеку. Ключевая мысль этой части заключается в необходимости, в жизненной важности шестого чувства людям.

Жанровая принадлежность произведения

Философский характер поэзии

Перед читателем – пример философского лирического текста. Гумилев обращается к античному наследию. Древнегреческий философ Платон в диалоге под названием «Гиппий больший» писал о природе красоты. Философ говорит не просто о красоте, а о категории прекрасного. Платон рассуждает: что отличает красивый горшок от красивой девушки? Николай Степанович – ценитель античности – принимает во внимание мысли древнего мыслителя.

Во времена Древней Греции не один лишь Платон интересовался вопросами красоты. Ученик античного мыслителя – Аристотель – тоже задавался вопросом о сущности красоты. Аристотель обращается к особенному типу человеческого восприятия – чувственному. Этот тип восприятия философ называет эстезисом. Этот термин, в свою очередь, в будущем даст рождение понятию эстетики – науки о чувственном типе восприятия мира. Гумилев делает вывод: античность таит корень шестого чувства, но тогда оно еще не появилось на свет.

Особенности жанра гумилевского текста

Что касается жанра, то произведение относится к разряду элегий. Гумилев выбирает пятистопный ямб – подходящий размер для реализации задуманных идей. Произведение читается с запинками – это тоже не случайность. Николай Степанович вводит в текст пиррихий, чтобы подчеркнуть ритм поэзии, заставить читателя остановиться, задуматься. С другой стороны, мысли писателя – от природы сложные – облекаются в простую форму разговора. Этот прием упрощает для читателя восприятие гумилевского стиха.

Писатель обращается к перекрестной рифмовке, к чередованию мужских рифм с женскими.

Детали: о средствах художественной выразительности

Специфика литературного направления произведения

Гумилева считают одним из самых видных представителей акмеизма. Писатель прошел долгий и полный терний путь творческой эволюции. В начале творческой карьеры Николай Степанович предпочитал символизм как направление. В конце Гумилев обращается к акмеизму.

Между тем, отдельные образы в гумилевском творении намекают на увлеченность автора символизмом. Вино обладает качеством влюбленного юноши (не вино ли часто рождает страсть?), хлеб – добрый, теплый, вкусный, женщины – привлекательны и желанны. Гумилев рисует убедительные, до боли материальные, реалистичные картины. Писатель наделяет эти образы символическим характером. Каждому образу-символу соответствует действие: вино – пьют, хлеб – едят, женщин – целуют.

Гумилев акцентирует внимание: осязаемые вещи познать легко, но художник стремиться познать неосязаемые феномены. Здесь проявляется целостное мировосприятие поэта, приближающее Гумилева к течению акмеизма.

Литературные приемы Гумилева

Это литературное направление воплощается в выборе тропов и приемов, а именно:

  • Эпитетов (вино у поэта – влюбленное, хлеб – добрый, заря – окрашена в розовый цвет, небеса – холодные, покой – неземной, стихи – вечные, бессмертные, желание – загадочное, таинственное). Прилагательные «скользкая», «разросшаяся» писатель использует, чтобы проиллюстрировать свои мысли об эволюции. При этом автор пишет и о биологических процессах, и о процессах культурных. Читатель прослеживает эволюцию шестого чувства до древних времен;
  • Метафор («под скальпелем природы и искусства», «изнемогает плоть», «кричит дух», «мгновение бежит неудержимо»). Отдельно стоит отметить важность фразы «ломать руки». Этот прием воплощает образ обреченного на муки человека. Человек не хочет страдать, но знает, что это необходимо. Метафорические образы кричащего духа, изнемогающей плоти скрывают завуалированное обращение к Богу;
  • Сравнений (дух сравнивается с наивным юношей, подсматривающим для обнаженными женщинами). Автор употребляет сравнительные обороты и предложения. Эти приемы объясняют образы из предыдущих четверостиший;
  • Союза «но» и антитезы. Этот прием особенно выделяется в первой части произведения. Писатель с помощью антитезы намекает на несовершенство человеческого наслаждения. Противопоставление играет роль сопротивления, придает тексту горький привкус. Так автор описывает эволюционный процесс – мучительный и тяжелый;
  • Приставок «не», «ни». Они выражают настроения безнадежности и отчаянья. Здесь тоже принимает участие антитеза, ведь автор обращается к принципу динамичности-статичности. Второе четверостишие посвящается образу статичного неба. Третий катрен описывает неумолимый бег времени. Образ времени, конечности и вечности подчеркивается словом «мимо». Человек страдает, когда время просеивается сквозь пальцы, как песок;
  • Восклицаний. В приеме восклицательных предложений автор скрыл надежду на рождение шестого чувства и исчезновение боли. Человек перестанет страдать, воспринимая красоту, когда «вырастит» новый орган;
  • Оборота «как – так». Этот прием автор использовал, чтобы завершить синтаксический период.

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева

Обладавший, как и многие хорошие поэты, даром предвидения, Николай Гумилев даже посвятил этому таланту стихотворение, названное “Шестым чувством”. Краткий анализ “Шестое чувство” по плану покажет ученикам 10 класса, какие мысли поэт вложил в свое произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

Читайте также:  Анализ стихотворения Память Гумилева

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано – уже в следующем. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.

Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо человеку для постижения красоты мира и не только.

Композиция – это шестистрофное стихотворение разделяется на три части, которые связаны общей идеей.

Жанр – философская элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.

Метафоры“под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.

Сравнение“как мальчик”.

История создания

Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилевым в 1920 году, за два года до расстрела. Но при этом в нем нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит только размышления о том, что же такое это особенное чувство и какова его природа.

Напечатано это произведение в последнем прижизненном сборнике поэзии Гумилева под названием “Огненный столп”.

Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развито некое чувство, которое помогает ему это делать. И хотя люди не всегда осознают его природу, отрицать существование этого чувства глупо и бессмысленно.

Композиция

Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.

И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.

Средства выразительности

Чтобы точнее передать основную мысль и следуя заветам акмеизма, Гумилев наполнил стих тропами:

  • Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь” .
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо” .
  • Сравнение – “как мальчик” .

«Шестое чувство» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – жанр, смысл, идея

Обладавший, как и многие хорошие поэты, даром предвидения, Николай Гумилев даже посвятил этому таланту стихотворение, названное “Шестым чувством”. Краткий анализ “Шестое чувство” по плану покажет ученикам 10 класса, какие мысли поэт вложил в свое произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано – уже в следующем. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.

Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо человеку для постижения красоты мира и не только.

Композиция – это шестистрофное стихотворение разделяется на три части, которые связаны общей идеей.

Жанр – философская элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты“влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.

Метафоры“под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.

Сравнение“как мальчик”.

История создания

Стихотворение “Шестое чувство” написано Гумилевым в 1920 году, за два года до расстрела. Но при этом в нем нет никакой мистики и пророчеств, оно содержит только размышления о том, что же такое это особенное чувство и какова его природа.

Напечатано это произведение в последнем прижизненном сборнике поэзии Гумилева под названием “Огненный столп”.

Как и всякого творческого человека, Николая Степановича всегда волновала тема восприятия прекрасного. В этом стихотворении он высказывает мысль о том, что у человека развито некое чувство, которое помогает ему это делать. И хотя люди не всегда осознают его природу, отрицать существование этого чувства глупо и бессмысленно.

Композиция

Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.

И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Поэт создал отточенный образец философской лирики, основанный на античных диалогах Платона о природе прекрасного. По жанру это элегия. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Использованные автором пиррихии облачают сложную по своей природе мысль в относительно простую, приближенную к разговорной форму.

Средства выразительности

Чтобы точнее передать основную мысль и следуя заветам акмеизма, Гумилев наполнил стих тропами:

  • Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.
  • Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.
  • Сравнение – “как мальчик”.

Предыдущая

«Шестое чувство»: чувственность, восприятие красоты и человечность сквозь призму творчества Гумилева

Обладавший, как и многие хорошие поэты, даром предвидения, Николай Гумилев даже посвятил этому таланту стихотворение, названное “Шестым чувством”. Краткий анализ “Шестое чувство” по плану покажет ученикам 10 класса, какие мысли поэт вложил в свое произведение и какие средства помогли ему реализовать художественный замысел. На уроке литературы этот разбор может быть использован в качестве основного или дополнительного материала.

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано – уже в следующем. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.
Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо человеку для постижения красоты мира и не только.

Композиция – это шестистрофное стихотворение разделяется на три части, которые связаны общей идеей.

Жанр – философская элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.

Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.

Сравнение – “как мальчик”.


Шестое чувство. Почему вы сможете развить шестое чувство

Доверяйте своим чувствам, внимательно прислушивайтесь к себе, и все получится!

Шестое чувство Это. Что такое шестое чувство?

Шестое чувство – это наша способность к восприятию тонкого или невидимого мира ангелов, призраков, Рая, Ада, и т.д.

Оно также включает нашу способность понять тонкую причинно-следственную связь между разными событиями которые вне понимания понимания разума.

Экстрасенсорное восприятие (ЭСВ), ясновидение, предчувствие и интуиция являются синонимами шестого чувства (способности к тонкому восприятию). На этом вебсайте, слова шестое чувство, ЭСВ и способность к тонкому восприятию используются как взаимозаменяемые.

Как мы можем воспринять и понять невидимый мир?

По определению SSRF, «тонкий мир» (тонкое измерение) – это мир, выходящий за пределы понимания пяти чувств, ума и разума. Тонкий мир означает невидимый мир ангелов, призраков, рая, и т.д., который мы можем только воспринимать шестым чувством.

Мы воспринимаем грубый материальный (видимый) мир пятью физическими чувствами (т.е. зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом), нашим умом (нашими эмоциями), и нашим интеллектом (способностью принимать решения).

Когда речь идет о невидимом (тонком) мире, то мы его воспринимаем пятью тонкими чувствами, тонким умом и тонким интеллектом (их также называют шестым чувством). Когда шестое чувство развито или активировано, оно нам помогает воспринимать тонкий мир или тонкое пространство.

Опыт восприятия тонкого мира также называют «духовным опытом».

Что ощущалось?Женщина ощутила аромат роз из букета роз.Женщина ощутила аромат сандалового дерева при отсутствии какого-либо сандалового дерева.
ИсточникВидно и из грубого измеренияНевидно и из тонкого измерения
Чем оно воспринималосьПятью органами чувств, умом и интеллектом. В данном примере, это было воспринято органом обаяния, т.е. носом.Шестым чувством, т.е. посредством тонких органов чувств (пяти тонких органов чувств, тонкого ума и тонкого интеллекта). В данном примере, это было воспринято тонким органом обаяния.

На картине выше, мы видим одну женщину, которая ощущает аромат роз. Это не будет представлять собой духовный опыт, так как имеется конкретный источник аромата роз, т.е. букет роз. В другой картине, мы видим женщину, которая не вдыхает аромат роз. Она размышляет о начале своего рабочего дня.

Вдруг и без какой-либо видимой причины, она чувствует сильный аромат сандалового дерева. Она изначально прогоняет мысли об этом, так как она не видит, откуда исходит аромат, и продолжает размышлять о рабочем дне. Однако, аромат следует за ней на её рабочее место и остается с ней в течение всего утра.

Она спрашивает у других людей, если они чувствуют аромат, но никто его не чувствует. Этот случай будет представлять собой духовный опыт. В этом случае, эта женщина действительно воспринимала аромат, исходящий из тонкого пространства. Она ощущала аромат посредством своего тонкого органа обаяния.

Способность воспринимать или ощущать тонкое пространство посредством пяти тонких чувств, тонкого ума и тонкого интеллекта так же называют шестым чувством.

Прохождение страшилки шестое чувство. Прохождение игры Страшилки: Шестое Чувство

Версия для печати страницы: Прохождение игры Страшилки: Шестое Чувство Все самое свежее об играх читайте и смотрите на StopGame.ru Применяем лопатку на песочницу – получаем ведро. Лопаткой вскрываем капот автомобиля – достаем насос. Сдуваем левое колесо автомобиля, а правое – накачиваем, чтобы солнечный зайчик попал мальчику с бумерангом в глаз.

Забираем бумеранг. Выходим в арку. Спускаемся в канализацию. Применяем ведро на изгиб трубы (из которой капает вода). Открываем чемодан, забираем переноску. Читаем схему подачи воды. Выставляем так же вентили (ручка вентиля должна быть направлена по ходу движения воды). После этого возвращаемся во двор: у дворничихи должна потечь вода.

Бумерангом сбиваем рыбу. Выходим в арку, нажимаем на красный автомобиль, чтобы включилась сигнализация и переходим на двор – можем сорвать цветок на клумбе. Применяем цветок на мальчика-инвалида. Выходим в арку, применяем рыбу на дворника. Открываем лопаткой крышку электрощита, вставляем переноску (для прохождения необходимо выбрать вариант: “…В решетку…”).

Применяем рыбу на канализационную решетку, после чего применяем рыбу на канализационный люк: чтобы Митрич спрыгнул за рыбой и остался там, пытаясь дотянуться до рыбы за решеткой. Спускаемся в канализацию, подбираем ключ, при помощи него откручиваем лишний вентиль. Достаем водку. Вылезаем наверх, отдаем водку бомжу с солярой, получаем канистру.

Уходим вправо, заходим в милицию. Разговариваем с водителем катка (в правой камере). Идем на сцену с канализационным люком, потом переходим на сцену с шашлычником. Разговариваем с бабкой на втором этаже (жена водителя катка). Подбираем портмоне. Разбираем (применить на значок “ножницы”) портмоне в инвентаре, получаем ключи от катка.

Идем к отделению милиции, заливаем солярку в каток, применяем ключи на каток (происходит наезд). Заходим в милицию, пытаемся отдать портмоне водителю. Пока милиционер отвлечен ковырянием в чужом бумажнике, забираем со стола опера отмычки домушника. Возвращаемся в канализацию, переходим в подвал НИИ. Применяем отмычки на дверь справа, открываем ее.

Выходим в двор и заходим в НИИ. Забираем огнетушитель. Выходим через центральный вход. Применяем огнетушитель на мангал. Через канализацию опять проходим в НИИ и забираем CD из компьютера охранника. Относим его мальчику-инвалиду, просим посмотреть. Сначала смотрим запись целиком, затем в покадровом режиме. После этого получаем сотовый телефон и проездной.

Выходим на сцену с шашлычником, жмем на столб на остановке – приезжает автобус.

Шестое чувство Гумилев. Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилева

Стихотворение «Шестое чувство» появилось незадолго до смерти поэта. Оно считается одним из лучших среди произведений Гумилева, написанное умудренным жизнью человеком. Что хотел автор сказать своим читателям?

Шел 1920 год. Еще не везде настал мир, гражданская война продолжалась. В стране, после шести лет военных действий, царила разруха и голод. Люди очерствели, обеднели духовно.

Гумилев в своем поэтичном повествовании, напоминает читателям, что, кроме приятных чувств от вина, еды и женщин, существует пища духовная. Он не отвергает земные радости, но спрашивает, как быть с природными красотами, «с бессмертными стихами». Их ведь не потрогаешь, не поцелуешь.

Поэт заставляет человека задуматься, для чего созданы произведения искусства, природные явления, если некому любоваться ими, некому оценить их. Жизнь человеческая проходит быстро, люди не могут остановиться, чтобы увидеть красоту, полюбоваться ею.

Для поэта важно показать, что чувство прекрасного и деятельность человека не разделимые понятия. Он считает, искусство развивает в людях все лучшие качества. Поэзия может окрылить человека, духовно облагородить.

В стихотворении упоминается мальчик, который, забыв обо всем, наблюдал за купающимися девушками. Его манила неизвестная тайна, волновало неизведанное желание.

Девичья красота заставила сердце учащенно работать, трепетать душу. Так должно быть со всеми людьми при виде природных пейзажей или при чтении «бессмертных стихов».

Поэт говорит, что надо развивать в себе любовь к произведениям искусств, к природе.

В стихотворной форме Гумилев показывает, как трудно выйти из привычного ритма жизни, где царят плотские радости, открыть душу новым переживаниям, увидеть красоту окружающего мира. Чтобы это сделать, надо преодолеть трудности и боль.

«Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья…». Человек должен пройти испытания, чтоб почувствовать красоту мироздания. Как говорил Достоевский, дорога к счастливой жизни проходит через страдания.

Избегающий боли и переживания человек, лишается «крыльев» счастья.

Произведение заканчивается надеждой, что люди обретут, благодаря влиянию поэзии и природы, свой орган «шестого чувства». Автор хочет ускорить это событие, призывая работать над духом и плотью. Гумилев не знает, когда это настанет, и спрашивает у Бога: «Скоро ли, Господь?».

Прочитав стихотворение, чувствуешь трепет души, сердцебиение? Значит, есть он, орган шестого чувства!

Эффект бабочки

Эффект бабочки — термин в естественных науках , обозначающий свойство некоторых хаотичных систем : незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия, в том числе и совершенно в другом месте.

Детерминированно-хаотические системы чувствительны к малым воздействиям. Анри Пуанкаре описал Теорию хаоса в исследовании к задаче о движении трёх тел в 1890 году . Позже он предположил, что такие явления могут быть общими, например, в области метеорологии .

В хаотическом мире трудно предсказать, какие вариации возникнут в данное время и в данном месте, ошибки и неопределённость нарастают экспоненциально с течением времени.

Эдвард Лоренц (1917—2008) назвал это явление «эффектом бабочки»: бабочка, взмахивающая крыльями в Айове , может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии («эффект бабочки» вызывает и аллюзию к рассказу 1952 года Р.

Брэдбери « И грянул гром », где гибель бабочки в далёком прошлом изменяет мир очень далекого будущего; также можно увидеть аллюзию к сказке братьев Гримм « Вошка и блошка », где ожог главной героини в итоге приводит ко всемирному потопу).

«Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные различия в конечном явлении… Предсказание становится невозможным» ( А. Пуанкаре , по: Хорган, 2001).

Композиция

Трехчастная композиция этого стихотворения отличается классической структурой: зачин, основная идея и вывод. В первой части (первая строфа) поэт говорит о том, что человеку легко оценить простые и приятные вещи – добрый хлеб, хорошее вино, прекрасную женщину.

Вторая часть раскрывает смысл стихотворения: автор рассуждает о том, что есть вещи, которые невозможно познать при помощи привычных пяти чувств. Это красота природы, быстротечность времени, искусство. Он сравнивает ощущения от них с чувствами ребенка, который смотрит на обнаженных женщин и испытывает желание, не понимая его природы. Также Гумилев рисует метафорический образ рожденного ползать существа, которое ощущает несуществующие крылья.

И в последней части – это завершающая строфа – он говорит о том, что человек подобен этой твари: он в муках рождает орган, который должен помочь ему воспринимать прекрасное. Таков основной смысл концовки.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению акмеизма. Образы влюблённого вина, доброго хлеба, женщины одновременно материальны и приближаются к символам. Писатель даже подсказывает, как их можно «использовать» — съесть, выпить, поцеловать. Но лирический герой хотел бы осязать неосязаемое. Эта цельность его мировосприятия так соответствует идее акмеизма!

Жанр стихотворения – философская элегия. Философский вопрос о том, как определить прекрасное, поднимался ещё в одном из античных диалогов Платона. Красота как ценность интересовала Аристотеля. Античное понятие «эстетикос», то есть «относящийся к чувству», не мыслилось отдельно от познания или практической деятельности, от искусства. Получается, что, по логике Гумилёва, в античности шестое чувство уже рождалось, но ещё не родилось.

Чем можно насладиться в жизни с пониманием

Уже в первом четверостишие автор приводит пример того, чем человек может реально насладиться, испытать от этого физическое удовлетворение. Это влюблённое вино, свежий хлеб из печи и женщина, ради которой хоть и приходится помучаться, но после она вознаграждает нас наслаждением.

Далее Гумилёв приводит пример того, что:

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Это – утренняя заря надо остывающими облаками и бессмертные стихи. Это простой пример, в жизни гораздо больше того, что мы не можем целовать, понимать и трогать руками. Мы можем только наслаждаться их видом, таинством и скрытым смыслом, но от их созерцания и чтения нельзя получить физический экстаз. Заря нас покоряет тишиной и бесконечностью мира, который несмотря не все перипетии возрождается каждый день заново, а стихи трогают души мыслью того, кого уже с нами нет, его взглядом на мир и невозможностью оспорить и изменить написанное.

Мы пытаемся дотронуться до вечного, тянем руки в восходящему солнцу и взываем к автору строк, но:

Средства выразительности

Чтобы точнее передать основную мысль и следуя заветам акмеизма, Гумилев наполнил стих тропами:

  • Эпитеты
    – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь” .
  • Метафоры
    – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо” .
  • Сравнение
    – “как мальчик” .

«Шестое чувство» Николай Гумилев

Прекрасно в нас влюбленное вино И добрый хлеб, что в печь для нас садится, И женщина, которою дано, Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей Над холодеющими небесами, Где тишина и неземной покой, Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать. Мгновение бежит неудержимо, И мы ломаем руки, но опять Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои, Следит порой за девичьим купаньем И, ничего не зная о любви, Все ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах Ревела от сознания бессилья Тварь скользкая, почуя на плечах Еще не появившиеся крылья;

Так век за веком — скоро ли, Господь? — Под скальпелем природы и искусства Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства.

Ничего за 100 лет не изменилось

Автор строк понимает нынешние ограниченные возможности человека и спрашивает у высших сил, когда границы будут открыты и разум станет единым с душой. С момента написания строк прошло почти 100 лет, но человек ни на йоту не приблизился к пониманию вечных таинств. Да, в физическом мире много изменилось – технологии правят бал, но понимание таинства розовой зари, понимание вечности не стало ближе, возможно, оно даже отдалилось от человечества.

Каждый получает то, что он искренне желает и просит, Гумилёв получил ответы на свои вопросы уже через год после написания стихотворения «Шестое чувство» в питерских застенках ГубЧК

313,Анализ стихотворения Шестое чувство Гумилев — полезно знать

В стихотворении Николая Гумилёва «Шестое чувство» поэт пытается поделиться с нами философскими взглядами, задаёт вопросы, но не отвечает на них. Строки написаны автором за год до расстрела в 1920 году и увидели свеет через год, когда вошли в сборник «Огненный с толп». Почему этот момент символичен станет понятно из анализа стихотворения. В стихе Гумилёв пытается дать оценку прекрасному, задавая читателю вопрос, почему одно достижимо для нас, второе никогда не приближается на расстояние вытянутой руки.

Вариант 2

На самом деле, если говорить о классификации чувств, то используемая Гумилевым, где отсутствует орган для наслаждения зарей или искусством, не является единственной и, конечно, не является единственно верной. Если рассмотреть концепции восточных философий, то там вполне гармонично к чувствам зрения, слуха и остальным, которые формируют для человека объективную действительность (кстати, согласно современной психологии таких чувств не пять, но немного больше, к примеру, есть чувствительность внутренних органов, которая отличается от просто тактильной) добавляется интеллект или ум, который и позволяет наслаждаться закатом, подобно тому как наслаждаются сладким вином в бокале. Только, условно говоря, этот закат «наливается» в стенки черепной коробки (хотя расположение ума именно в мозгу — условность) и там переливается, дегустируется с определенным вкусом и умением в зависимости от благородства этого «сосуда» и умения дегустатора.

Таким образом, на строчки про кричащий дух, изнемогающую плоть, которые рождают «орган для шестого чувства», есть вполне логичный ответ: вот он этот орган – человеческий ум. Тогда о чем хотел сказать нам Гумилев, если учитывать его понимание этого факта?

Наверное, поэт хотел по большей части противопоставить нечто ощутимое и доступное к явному обладанию и неощутимое. К примеру, мы можем насладиться вином или женщиной и даже, если вино выращено не нами и даже украдено, а женщина в объятьях думает о другом, все равно факта обладания и наслаждения не отменить. Если речь о розовой заре, то этим не представляется возможным обладать, такое возможно только немного уловить.

Более того, для того чтобы ощутить красоту зари, человеку нужно с этой зарей слиться, равно как со всем великим и красивым, для того чтобы быть действительно причастным к этому, а чтобы слиться, нужно от себя избавиться и в этом раствориться. Как правило, такое доступно только на мгновенье, а потом человек снова возвращается к своей мелкой личности, раздумьям и волнениям. Поэтому людям суждено идти «мимо, мимо» этой красоты и величия.

Пожалуй, об этом говорит поэт. О тяге человека стать настоящим, фактическим обладателем чего-то действительно великого.

Анализ стихотворения Шестое чувство по плану

Чем можно насладиться в жизни с пониманием

Уже в первом четверостишие автор приводит пример того, чем человек может реально насладиться, испытать от этого физическое удовлетворение. Это влюблённое вино, свежий хлеб из печи и женщина, ради которой хоть и приходится помучаться, но после она вознаграждает нас наслаждением.

Далее Гумилёв приводит пример того, что:

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Это – утренняя заря надо остывающими облаками и бессмертные стихи. Это простой пример, в жизни гораздо больше того, что мы не можем целовать, понимать и трогать руками. Мы можем только наслаждаться их видом, таинством и скрытым смыслом, но от их созерцания и чтения нельзя получить физический экстаз. Заря нас покоряет тишиной и бесконечностью мира, который несмотря не все перипетии возрождается каждый день заново, а стихи трогают души мыслью того, кого уже с нами нет, его взглядом на мир и невозможностью оспорить и изменить написанное.

Мы пытаемся дотронуться до вечного, тянем руки в восходящему солнцу и взываем к автору строк, но:

Краткий анализ

История создания – написано стихотворение в 1920 году, а впервые напечатано – уже в следующем. Оно вошло в сборник “Огненный столп”.

Тема стихотворения – особенное чувство, которое необходимо человеку для постижения красоты мира и не только.

Композиция – это шестистрофное стихотворение разделяется на три части, которые связаны общей идеей.

Жанр – философская элегия.

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “влюбленное вино”, “добрый хлеб”, “розовая заря”, “холодеющие небеса””неземной покой”, “бессмертные стихи”, “таинственное желание”, “скользкая тварь”.

Метафоры – “под скальпелем природы и искусства”, “изнемогает плоть”, кричит дух”, “мгновение бежит неудержимо”.

Сравнение – “как мальчик”.

Ссылка на основную публикацию