Думы – краткое содержание произведения Рылеева

“Смерть Ермака” – краткое содержание думы К.Ф. Рылеева

Биография писателя

Рылеев написал много произведений в жанре поэмы и думы. Одно из них — «Смерть Ермака» — входит в состав философско-патриотического цикла. Он включает также:

  • «Димитрий Донской»;
  • «Вещий Олег»;
  • «Державин»;
  • «Богдан Хмельницкий»;
  • «Волынский».

Критики и коллеги автора по-разному отзывались о его творчестве. Пушкин говорил, что в произведениях Рылеева нет ничего русского и государственного, кроме имен реальных исторических личностей.

Писатель был не только литературным, но и публичным деятелем. Он родился 18 сентября 1795 года, а всю жизнь провел в Санкт-Петербургской губернии, селе Батово. В 1801 Кондратий поступил в кадетское училище, а через 12 лет уже принимал участие в походах российской армии в другие страны.

Знаменитую сатирическую оду «К временщику» Рылеев написал в 1820. А спустя год писатель вступил в Вольное общество приверженцев русской словесности, он также был участником масонской ложи «К пламенеющей звезде». Он служил в уголовной палате Санкт-Петербурга. В 1824 Рылеев стал главой управленческого отдела российско-американской кампании. Вместе с Бестужевым Кондратий работал над альманахом «Полярная звезда», который вышел в 1825.

Жизнь Рылеева оборвалась в возрасте 30 лет. Он был одним из тех, кто возглавлял декабристское восстание. Его и еще пятерых офицеров приговорили к казни на эшафоте. Поэт погиб 13 июля 1926 года.

Главные герои

Перед тем как делать анализ «Смерти Ермака», необходимо познакомиться с героями думы. На их создание Рылеева натолкнули реальные исторические события и личности. Основные персонажи:

Ермак — это атаман казаков, отличается храбростью и тяжелым характером. Он заботится о своих товарищах, при этом сам остается отличным воином. С его помощью Российская империя присоединила к своим территориям Сибирь. Но судьба Ермака закончилась трагически — он погиб в водах Иртыша.

Дружина атамана также довольна смелая, но некоторые казаки раньше были разбойниками. Они изменили свой образ жизни и примкнули к Ермаку. Благодаря покорению Сибири воины хотели заработать на безбедное существование. Противником казаков были татары во главе с Кучумом — ханом, который владел северными землями. Иван Грозный в тексте вспоминается как человек, который подарил Ермаку доспехи. Именно из-за них и утонул атаман.

Содержание думы

В 1822 году Кондратий Рылеев закончил написание своей думы «Смерть Ермака». Позже к ней написали музыку, и произведение превратилось в песню. Сама история основана на реальных событиях. Главный герой — атаман Ермак Тимофеевич, известный тем, что способствовал присоединению Сибири к русским землям. Произошло это событие во времена правления Ивана Грозного — во второй половине XVI века.

У атамана была собственная дружина, он воевал с Кучумом, который отказывался платить дань Москве и подчиняться русскому царю. Хан хотел сам править Сибирскими землями, из-за этого оказал сопротивление даже собственным братьям. Они покорились власти Ивана Грозного, за что Кучум и казнил их.

Рассказ повествует об очередном сражении хана с атаманом. В битве полегло много воинов, а татары сбежали в степи.

Так как целью Ермака было покорение сибирского властителя, он отправился за ним в погоню. Вместе со своими казаками, которых осталось всего 50, атаман разбил лагерь на ночь возле устья реки Вагай. Воины уснули, а сам Ермак охранял их сон, но и он задремал.

Кучум напал на дружину внезапно, его люди уничтожили почти всех из русской дружины. Казачий предводитель бросился в реку, стараясь догнать стругов. Но под тяжестью двух кольчуг, одну из которых подарил ему царь, и оружия он утонул. Хотя у татар есть другая легенда о его гибели: шею Ермака проткнул копьем их богатырь Кутугай.

Тело нашли рыбаки и вытащили его на сушу. Со всех окрестностей приехали мурзы, посмотреть на умершего атамана. К ним присоединился и его старый враг — Кучум. Татары не остановились на этом, они решили поиздеваться над трупом. Несколько дней тело Ермака расстреливали из луков. В это время татары продолжали пировать и шуметь, а позже выбросили истерзанные останки. Но труп атамана лежал на воздухе целый месяц и не разлагался. Воины Кучума решили раздеть Ермака, забрали себе его доспехи и похоронили за мусульманским кладбищем. Это знатное место расположено в деревне Баишево.

Анализ произведения

На написание «Смерти Ермака» Рылеева вдохновили подвиги русских героев. Свой взгляд на их поступки он и выложил в думе. Писатель тщательно изучал сведения и предания об атамане, искал его описание в старинных легендах. Так он узнал, что в день гибели Ермака была сильная гроза. Он утонул в буйных волнах реки.

Свое небольшое произведение Рылеев начал со слов, описывающих природу. Ревет буря, шумит ливень, мечутся молнии, гремит гром, завывают ветры в ночной темноте. Писатель пользовался выразительными приемами, чтобы создать угнетающую атмосферу произведения.

На берегу реки сидит Ермак, он размышляет о судьбе своих товарищей. Его интересует то, достойно ли прошла их жизнь, ведь многие казаки до службы на русского царя были головорезами и разбойниками. Данные мысли словно наталкивали атамана на размышления о смерти.

Ермак не осуждает прошлое своих товарищей, их отрицательная характеристика не волнует его. Наоборот, он восхищается мужеством и храбростью. Плохие поступки атаман считает важным жизненным уроком, а битву с противниками — искуплением прошлых злодеяний. Его казаки изменились, они являются верными подданными царя.

Вечная борьба и героическая смерть — вот то, чему посвящена дума «Смерть Ермака».

Кучум — сибирский правитель — показан бесчестным и трусливым. Он побоялся вступить в бой, поэтому напал на казаков ночью. Спящие воины даже не смогли сопротивляться татарам.

Гибель Ермака

Атаман казаков погиб в буйных водах реки. Тяжесть его доспехов потянула Ермака ко дну. Кольчугу ему подарил царь Иван Грозный, именно это снаряжение и послужило причиной смерти воина. Рылеев осмелился написать думу так, что читатели поняли ее тему и основную мысль не сразу. Автор выражается образно: герой променял свою свободу на служение царю, из-за чего и погиб.

Рылеев подчеркивает, что умереть за родину и за властителя государства — разные вещи. Писатель считает, что личная свобода — это образец идеальной жизни. Ермак стал для него настоящим героем, ведь он не отступал от своих планов, погиб за отечество и товарищей. Но дорогой подарок царя атаман принял зря, ведь он и стал причиной его смерти.

Заканчивается стихотворение описанием природы, каким оно и начиналось. Последние строки передают буйство грозы, беспокойство воды в Иртыше. Словно погода восстает против гибели главного героя, провожает его в последний путь.

Правда и вымыслы

Прежде чем читать думу, нужно узнать о том, какие события в ней реальные и какие художественные средства использовал автор. Освоением Сибири действительно занимался казак Ермак, а колонизацию территории запланировал Иван Грозный.

Но историки не смогли отыскать точную дату походов, биографию самого атамана. Хотя пожилые казаки рассказывали, что на момент поездки в Сибирь Ермаку было 45−50 лет. Он заслужил звание атамана, руководил станичниками. А занять такую должность можно было только длительной службой.

Казаки во время нападения ночью на лагерь бросили своего атамана на берегу, сели в лодки и отплыли от берега. Кольчугу Ермаку царь не дарил. Согласно летописям, он рассчитывался со своими служащими сукном и деньгами. Представителям военного класса за их подвиги он платил золотом. Да и доспехи казаки надевали непосредственно перед боем, атаман не мог спать в панцире и не успел бы облачиться в него во время внезапного нападения.

Гроза в ту ночь действительно была, гром и шум ливня заглушили шаги войска Кучума. Оставшиеся в живых казаки предпочли забыть этот печальный эпизод, так как множество их товарищей погибло во время нападения.

Так как Рылеев был декабристом, он разделял понятия долга перед монархией и Родиной. Царь стал символом лишения свободы, а поступок Ермака — примером для всех воинов. Хотя казаки в ту ночь погибли не ради отечества, а за идею Ивана Грозного.

Краткое содержание думы «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева

В этой статье мы проведем анализ думы Кондратия Федоровича Рылеева «Смерть Ермака», которая изучается школьниками в 8 классе. Данное литературное произведение было во многом обусловлено жизнью самого писателя. Поэтому мы немножко окунемся в действия, предшествовавшие его написанию, и ознакомимся с биографией писателя — Кондратия Рылеева. Это необходимо в первую очередь для того чтобы лучше осознать, какие мысли в процессе написания были у автора и что этому послужило.

Биография автора

Дума входит в своеобразный философско-патриотический цикл поэм, к которым также относятся:

  1. «Державин»;
  2. «Димитрий Донской»;
  3. «Волынский»;
  4. «Богдан Хмельницкий»;
  5. «Вещий Олег».

Относительно оценки творчества Рылеева существует много различных комментариев. Например, Пушкин писал, что в его произведениях нет ничего государственного и русского, не считая имен.

Кондратий Рылеев являлся русским поэтом и публичным деятелем, который родился 18 сентября 1795 года. Проживал он в селе Батово, которое находится в Санкт-Петербургской губернии. В 1801 Кондратий поступил на обучение в первый Петербургский кадетский корпус.

В 1813 г. он принял участие в зарубежных походах российской армии, которые закончились в 1814 г.

Но, как не прискорбно, жизнь автора трагически закончилась 13 июля 1826 года. Он умер в возрасте 30 лет. Рылеев являлся одним из управляющих декабристского восстания и пребывал в числе пятерых офицеров, которые были приговорены к казни на эшафоте.

Творческий процесс

В творчестве автора были такие знаменательные даты:

  1. 1820 год был знаменателен тем, что автор создал свою известную сатирическую оду «К временщику»;
  2. Спустя год, Рылеев вступил в состав Вольного общества приверженцев русской словесности, а также находился на службе заседателя уголовной палаты Петербурга;
  3. В 1824 г. возглавил управленческий отдел российско-американской компании;
  4. С 1823 по 1825 год совместно с Александром Бестужевым трудился над изданием альманаха «Полярная звезда», а также был в составе масонской ложи «К пламенеющей звезде».

Краткое содержание думы

В 1822 году Кондратий Федорович представляет свету думу, которая посвящена атаману Ермаку. Ее отчасти положили на музыку, и она превратилась в песню.

Данная дума основана на настоящих исторических событиях. Основной герой — это известный персонаж истории — казачий атаман, которого зовут Ермак Тимофеевич. Он прославился тем, что сыграл главную роль в присоединении Сибири к Российскому государству. Присоединение произошло при правлении Иоанна Грозного во второй половине XVI столетия.

Ермак с собственным войском постоянно вел войну с ханом Кучумом, который не желал покоряться российскому царю и выплачивать дань Москве. Он желал сам верховодить Западной Сибирью и поэтому никому не покорялся, а позже и вовсе сделал переворот и казнил своих мусульманских братьев, которые дали согласие принять русское подданство и заплатить мзду победителям.

Далее в думе рассказывается, как в очередном сражении Ермака с Кучумом полегло большое количество народа. Затем Кучум бежал в степи, а Ермак с оставшимися после битвы воинами, которых было всего 50 человек, одолевая путь по Иртышу, остановился на ночлег в устье реки под названием Вагай.

Ночью сибирский хан внезапно совершил нападение на дремлющих казаков и многих убил. Убереглось только пару человек.

Читайте также:  Крестоносцы - краткое содержание рассказа Сенкевича

Казачий атаман, отягощенный двумя кольчугами, где одна из них была подарена ему царем, и орудием, которое он носил, бросился в речку. Таким образом он хотел добраться до стругов, однако утонул. Но, согласно татарским преданиям, Ермака убил богатырь Кутугай, ранив его в горло своим копьем.

Тело атамана было вытянуто на сушу рыбаком татарского происхождения. Со всей окрестности съехалось большое количество мурз, чтобы посмотреть на тело Ермака. Среди присутствующих был даже Кучум. На протяжении нескольких дней татары расстреливали из лука мертвое тело мужественного российского воина и весело пировали, хотя позже его останки выкинули. По версии свидетелей они пролежали целый месяц на свежем воздухе и не портились. После этого татары, сняв с тела все одежки и снаряжения, чтобы разделить их между собой, похоронили казачьего атамана в знатном месте, которое находилось за мусульманским кладбищем. А точнее, в деревне Баишево.

Литературный анализ

Кондратий Федорович, воодушевленный подвигами российских воинов, принял решение посвятить им собственные мысли. Так и возникла дума, рассказывающая про смерть атамана. Автор отлично исследовал старинные предания о русском воине и узнал, что в день погибели героя была мощная гроза со штормом, и Ермак умер в волнах буйной реки.

Поэт начинает свое произведение с описания той ужасной ночи, когда сама природа устрашает: шумит дождь, ревет буря, постоянно гремит гром, молнии летают в ночном сумраке, и ветры неистовствуют.

В думе описывается, как на береге речки сидит задумчивый Ермак, который, как будто предчувствуя собственную скорую смерть, раздумывает о жизни, о приятелях и про то, достойно ли они прожили свою жизнь, так как почти все казаки были в прошлом отчаянными правонарушителями и головорезами, перешедшими на службу к русскому царю. Главный герой абсолютно не осуждает их, а даже наоборот — восторгается их мужеством и доблестью. Он высказывает мнение, что все имеющиеся злодеяния в своей жизни они смыли кровью противников и даже сейчас не щадят собственной жизни за царя и святую Русь.

В думе неустрашимому и мужественному атаману противопоставлен вождь вражеского лагеря Кучум — опасный и бесчестный человек, который, боясь напрямую вступить в поединок с дружиной Ермака, подкрался тайно к ним со своим войском и всех их погубил: воины пали, не успев даже обнажить мечи.

Смерть воина

Ермак кидается в речку, одетый в тяжелый панцирь, который ему подарил царь, и утопает. Рылеев считает, что именно нелегкое снаряжение богатыря повлекло за собой его смерть. Речка практически с ходу поглотила мужественного воина. Герой умер, он променял собственную свободу и начал служить самодержавию. «Смерть Ермака» Рылеев тоже заканчивает описанием буянящих ветров и громов.

Для автора стиха чрезвычайно важна проблема собственной свободы. Служить царю и служить России — для него это разные вещи. Он восторгается отважным героизмом атамана, а также его службой во благо России, однако он против того, что Ермак принял дорогой презент от правителя, который и повлек за собой его смерть.

“Смерть Ермака” – краткое содержание думы К.Ф. Рылеева

В 1821 году поэт К. Рылеев написал стихотворение «Смерть Ермака». Краткое содержание произведения позволит ознакомиться с характерами его персонажей и основной мыслью, идеей. Дума посвящена некоторым историческим событиям и описывает личности, которые повлияли на развитие Российского государства. Но фантазия автора сделала их более интересными.

Биография писателя

Рылеев написал много произведений в жанре поэмы и думы. Одно из них — «Смерть Ермака» — входит в состав философско-патриотического цикла. Он включает также:

  • «Димитрий Донской»;
  • «Вещий Олег»;
  • «Державин»;
  • «Богдан Хмельницкий»;
  • «Волынский».

Критики и коллеги автора по-разному отзывались о его творчестве. Пушкин говорил, что в произведениях Рылеева нет ничего русского и государственного, кроме имен реальных исторических личностей.

Писатель был не только литературным, но и публичным деятелем. Он родился 18 сентября 1795 года, а всю жизнь провел в Санкт-Петербургской губернии, селе Батово. В 1801 Кондратий поступил в кадетское училище, а через 12 лет уже принимал участие в походах российской армии в другие страны.

Знаменитую сатирическую оду «К временщику» Рылеев написал в 1820. А спустя год писатель вступил в Вольное общество приверженцев русской словесности, он также был участником масонской ложи «К пламенеющей звезде». Он служил в уголовной палате Санкт-Петербурга. В 1824 Рылеев стал главой управленческого отдела российско-американской кампании. Вместе с Бестужевым Кондратий работал над альманахом «Полярная звезда», который вышел в 1825.

Жизнь Рылеева оборвалась в возрасте 30 лет. Он был одним из тех, кто возглавлял декабристское восстание. Его и еще пятерых офицеров приговорили к казни на эшафоте. Поэт погиб 13 июля 1926 года.

Главные герои

Перед тем как делать анализ «Смерти Ермака», необходимо познакомиться с героями думы. На их создание Рылеева натолкнули реальные исторические события и личности. Основные персонажи:

Ермак — это атаман казаков, отличается храбростью и тяжелым характером. Он заботится о своих товарищах, при этом сам остается отличным воином. С его помощью Российская империя присоединила к своим территориям Сибирь. Но судьба Ермака закончилась трагически — он погиб в водах Иртыша.

Дружина атамана также довольна смелая, но некоторые казаки раньше были разбойниками. Они изменили свой образ жизни и примкнули к Ермаку. Благодаря покорению Сибири воины хотели заработать на безбедное существование. Противником казаков были татары во главе с Кучумом — ханом, который владел северными землями. Иван Грозный в тексте вспоминается как человек, который подарил Ермаку доспехи. Именно из-за них и утонул атаман.

Содержание думы

В 1822 году Кондратий Рылеев закончил написание своей думы «Смерть Ермака». Позже к ней написали музыку, и произведение превратилось в песню. Сама история основана на реальных событиях. Главный герой — атаман Ермак Тимофеевич, известный тем, что способствовал присоединению Сибири к русским землям. Произошло это событие во времена правления Ивана Грозного — во второй половине XVI века.

У атамана была собственная дружина, он воевал с Кучумом, который отказывался платить дань Москве и подчиняться русскому царю. Хан хотел сам править Сибирскими землями, из-за этого оказал сопротивление даже собственным братьям. Они покорились власти Ивана Грозного, за что Кучум и казнил их.

Рассказ повествует об очередном сражении хана с атаманом. В битве полегло много воинов, а татары сбежали в степи.

Так как целью Ермака было покорение сибирского властителя, он отправился за ним в погоню. Вместе со своими казаками, которых осталось всего 50, атаман разбил лагерь на ночь возле устья реки Вагай. Воины уснули, а сам Ермак охранял их сон, но и он задремал.

Кучум напал на дружину внезапно, его люди уничтожили почти всех из русской дружины. Казачий предводитель бросился в реку, стараясь догнать стругов. Но под тяжестью двух кольчуг, одну из которых подарил ему царь, и оружия он утонул. Хотя у татар есть другая легенда о его гибели: шею Ермака проткнул копьем их богатырь Кутугай.

Тело нашли рыбаки и вытащили его на сушу. Со всех окрестностей приехали мурзы, посмотреть на умершего атамана. К ним присоединился и его старый враг — Кучум. Татары не остановились на этом, они решили поиздеваться над трупом. Несколько дней тело Ермака расстреливали из луков. В это время татары продолжали пировать и шуметь, а позже выбросили истерзанные останки. Но труп атамана лежал на воздухе целый месяц и не разлагался. Воины Кучума решили раздеть Ермака, забрали себе его доспехи и похоронили за мусульманским кладбищем. Это знатное место расположено в деревне Баишево.

Анализ произведения

На написание «Смерти Ермака» Рылеева вдохновили подвиги русских героев. Свой взгляд на их поступки он и выложил в думе. Писатель тщательно изучал сведения и предания об атамане, искал его описание в старинных легендах. Так он узнал, что в день гибели Ермака была сильная гроза. Он утонул в буйных волнах реки.

Свое небольшое произведение Рылеев начал со слов, описывающих природу. Ревет буря, шумит ливень, мечутся молнии, гремит гром, завывают ветры в ночной темноте. Писатель пользовался выразительными приемами, чтобы создать угнетающую атмосферу произведения.

На берегу реки сидит Ермак, он размышляет о судьбе своих товарищей. Его интересует то, достойно ли прошла их жизнь, ведь многие казаки до службы на русского царя были головорезами и разбойниками. Данные мысли словно наталкивали атамана на размышления о смерти.

Ермак не осуждает прошлое своих товарищей, их отрицательная характеристика не волнует его. Наоборот, он восхищается мужеством и храбростью. Плохие поступки атаман считает важным жизненным уроком, а битву с противниками — искуплением прошлых злодеяний. Его казаки изменились, они являются верными подданными царя.

Вечная борьба и героическая смерть — вот то, чему посвящена дума «Смерть Ермака».

Кучум — сибирский правитель — показан бесчестным и трусливым. Он побоялся вступить в бой, поэтому напал на казаков ночью. Спящие воины даже не смогли сопротивляться татарам.

Гибель Ермака

Атаман казаков погиб в буйных водах реки. Тяжесть его доспехов потянула Ермака ко дну. Кольчугу ему подарил царь Иван Грозный, именно это снаряжение и послужило причиной смерти воина. Рылеев осмелился написать думу так, что читатели поняли ее тему и основную мысль не сразу. Автор выражается образно: герой променял свою свободу на служение царю, из-за чего и погиб.

Рылеев подчеркивает, что умереть за родину и за властителя государства — разные вещи. Писатель считает, что личная свобода — это образец идеальной жизни. Ермак стал для него настоящим героем, ведь он не отступал от своих планов, погиб за отечество и товарищей. Но дорогой подарок царя атаман принял зря, ведь он и стал причиной его смерти.

Заканчивается стихотворение описанием природы, каким оно и начиналось. Последние строки передают буйство грозы, беспокойство воды в Иртыше. Словно погода восстает против гибели главного героя, провожает его в последний путь.

Правда и вымыслы

Прежде чем читать думу, нужно узнать о том, какие события в ней реальные и какие художественные средства использовал автор. Освоением Сибири действительно занимался казак Ермак, а колонизацию территории запланировал Иван Грозный.

Но историки не смогли отыскать точную дату походов, биографию самого атамана. Хотя пожилые казаки рассказывали, что на момент поездки в Сибирь Ермаку было 45−50 лет. Он заслужил звание атамана, руководил станичниками. А занять такую должность можно было только длительной службой.

Казаки во время нападения ночью на лагерь бросили своего атамана на берегу, сели в лодки и отплыли от берега. Кольчугу Ермаку царь не дарил. Согласно летописям, он рассчитывался со своими служащими сукном и деньгами. Представителям военного класса за их подвиги он платил золотом. Да и доспехи казаки надевали непосредственно перед боем, атаман не мог спать в панцире и не успел бы облачиться в него во время внезапного нападения.

Гроза в ту ночь действительно была, гром и шум ливня заглушили шаги войска Кучума. Оставшиеся в живых казаки предпочли забыть этот печальный эпизод, так как множество их товарищей погибло во время нападения.

Так как Рылеев был декабристом, он разделял понятия долга перед монархией и Родиной. Царь стал символом лишения свободы, а поступок Ермака — примером для всех воинов. Хотя казаки в ту ночь погибли не ради отечества, а за идею Ивана Грозного.

Читайте также:  Дон Кихот - краткое содержание романа Сервантеса


Думы» К.Ф. Рылеева

1-я историческая дума «Курбский»(21 год). На протяж. 21-23 гг. Рылеев напечатал более 20 дум. Д. он пишет под влиянием 9 том «Истории государства российского» Карамзина.25 год-думы вышли отдельным сборником.При своем появлении думы вызвали противоречивую оценку.Пушкин обосрал их с ног до головы.Он не нашел в них ничего национального,русского и признал их однообразными по композиции. Но другая точка зрения-думам нельзя отказать в народности. По жанру Р. возводит Д. к украинской нар. поэзии.Декабристская эстетика-признание фольклора источником литературы.Думы связаны с жанром исторической баллады,распростр. в те годы.Аналог. с пушкинским «Вещим Олегом».Своеобразие дум Р.-в преобладании лирико-публицистического элемента.Р. поэтизирует образ борца за свободу и независ. родины или образ гражданина,мужественно отстаивающего свои идеалы: Мстислав Удалой.Дмитрий Донской,Иван Сусанин,Богдан Хмельницкий,Матвеев,Долгорукий,Волынский.

«Смерть Ермака»(1821 год).Ермак Тимофеев-казак.Бросился в Иртыш и погиб в волнах во время нападения Кучума в 1569 году.Е. дышал страстью к славе,не боялся смерти «своей и вражьей кровью смыв все преступленья буйной жизни и за победы заслужив благославения отчизны.Нам смерть бывает не страшна».Дело сделано-сибирь покорена.Кучум перебил всю дружину.Е. бежал,погиб в влнах.

«Иван Сусанин»(1822г)О событиях 1612 года.Сусанин повел поляков,кот. хотели захватить Михаила Романова и утвердиться на трон.Сусанин предупреждает его об опасности и раздраженные поляки его убили. «Предателя мнили во мне вы нашли,их нет и не будет на русской земли,в ней каждый отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит».

«Волынский»Настраивал Анну Иоановну против Бирона.В 30-е годы Бирон приговорил его к смертной казни через суд.В 1739 году.В. вступился за царицу.Идея-не тот сын отечества,у кого тщеславие и вероломство,а тот,кто не ждет награды,забывая о себе,все отдает народу. В. гордо ждал смерти,т.к. жил душой.Чтоб его детей привели к его могиле,чтобы в их душе родились подобные чувства.

В монологах героев находят выражения гражд. идеи и настроения декабристов.В думах Рылеева нашел выражение художественный метод революционного романтизма.Рисуя героев прошлого,поэт стремился воплотить свой идеал гражданина.Это отвечало общественно-воспитательным задачам,которым должны были служить думы.Соответствует этим задачам и композиционный строй дум,в котором Пушкин разграничил три основных элемента:описание места действия,речь героя и нравоучение.Как правило,Д. не имеют сюжета и представляют собой своего рода серию исторических портретов или картин.Значительная роль лир. монолога.Нет стилист. единства.В соотв. с тематико-композиционными особенностями дум,в них преоблад. лир. начало,что находит особенно яркое выражение в обилии стилист. Фигур (риторические вопросы, восклицания, обращения), придающих изложению публицистический стиль.

«Войнаровский» в 1823 г был прочитан отрывок из поэмы «Ссыльный». Рылеев избирает события национально- политической борьбы – выступление Мазепы, поддержанного его племянником и единомышленником Войнаровским, против Петра1. Выступление Мазепы против Петра рассматривается как измена. Войнаровский готов переоценить роль Мазепы и Петра и признать, что историческая и моральная правда была на стороне царя. Он патриот и борец за власть. Поэма написана в форме исповеди героя. Отход от романтической условности в сторону жизненной правды заметно проявился и у Рылеева в зарисовках быта и природы Сибири. Наиболее осязательные контуры приняла поэма «Наливайко» события, происходящие трактуются верно с исторической точки зрения – борьба украинского народа с Польше за национальную свободу. Большое впечатление произвели «Исповедь Наливайки», в которых словами героя, он предсказал собственную гибель. Р принадлежит принципиальное утверждение: «Я не поэт, а гражданин».

7.2. Поэма Пушкина «Руслан и Людмила»

Задумка поэмы родилась еще в лицейские годы, а реализовалась только через 3 года, незадолго до ссылки на юг в Екатеринослав (над ней он работал с 1817 по 1820). В тот период в тв-ве П. ощущалось движение к художественному синтезу, который позволил бы выразить богатство жизненных впечатлений, страстей, мыслей и настроений. И это движение ощутимо в его первой поэме Пушкина «Руслан и Людмила». Поэма создана излюбленным стихотворным размером Ломоносова – четырёхстопным ямбом, который станет любимым размером и Пушкина. В поэме, несмотря на сказочный сюжет, хорошо развиты разнообразные характеры действующих лиц. В ней соединены героическое и обыденное, возвышенное и шутливое, драматическое и смешное. Это была народная поэма, не являлась переработкой к-то фольклорного произведения. Широко используются запомнившиеся с детства сказочные образы и прочитанные сказочные реминисценции. Намеренно заимствовано из «12 спящих дев» Жуковского эпизоде «Руслана и Л» пребывание Ратмира в замке. Поэма радостна, оптимистична, полностью соответствует духу народных сказок с их торжествующими в конце положительными героями, с их победой добра над злом. Не «небесное», а «земное» выступает в разработке образов героев, Пушкин развивает различные характеры действующих лиц. Примечателен в этом отношении один из соперников Руслана – обжора и хвастун, трус и враль, Фарлаф. В сказочную ткань вплетены несколько ярких и поэтических зарисовок древнерусской жизни и древнерусского быта (свадебный пир, битва киевлян с печенегами), прочитанные в «Истории гос. росийского» Карамзина.

Новаторство заключается в образе автора. Современник читателей, а не героев, автор разъясняет ход событий, иронически толкует их, делиться своими мыслями. Благодаря образу автора история и современность сливаются воедино.В основе сюжета – любовь главных героев, которые на пути к счастью встречают множество препятствий. Приключения героев, их встречи со злыми и добрыми волшебниками придают поэме сказочный колорит. Но в поэму входит и героическая история. В последней, шестой, песни Руслан борется за независимость родины с захватчиками-печенегами. Это патриотическое чувство сближает Руслана с былинными героями. Вместе с тем пушкинские герои ещё весьма условны: Людмила более походит на современницу поэта, нежели на степенную древнерусскую красавицу, Руслан же не всегда выглядит былинным богатырём, напоминая то героя баллады, то средневекового рыцаря, то романтического героя, совершающего подвиг во славу возлюбленной. В любовных приключениях героев в полной мере запечатлелась жизнерадостность Пушкина, его вера в победу справедливости, добра и красоты.Поэма включает в себя разные жанры: волшебную сказку с её характерным сюжетом, основные слагаемые которого – утрата, поиски, обретение; рыцарский эпос, былинный эпос, баллада и лирические жанры – элегия и дружеское послание. Все эти жанры втянуты в литературную игру Пушкина, который то подделывается под известные литературные формы, то пародирует их.Текст « Руслана и Людмилы» держится на иронии, но она только усиливает впечатление о литературной жизнестойкости многих жанров. Пушкин не даёт предпочтение ни одному из них. Он ведёт беседу с читателем и, развивая сюжет, попутно вводит в него признаки тех жанров, которые наиболее для него свойственны. Жанр волшебной сказки требует, чтобы у Руслана были не только антагонисты, препятствующие ему найти Людмилу, но и помощники. Сны Людмилы возвращают нас к балладе. Само имя её напоминает героиню одноимённой баллады Жуковского.

Герои все реалистичны, их мечты реальны. Взамен окутанной туманами баллады Жуковского перед нами яркий, насыщенный красками, пестрый и разнообразный мир, как сама жизнь. Поэма ставила критиков в тупик: они не могли соотнести её ни с одним из ранее существовавших видов, но находили в ней элементы их всех.

Всё затрудняло и разнообразие языка. Поэма написана в русле языка Батюшкова и Жуковского, развивавших традиции «нового слога» Карамзина, в основу которого было положено то, что Ломоносов называл «средним штилем». Поэма написана материалом из «высокого штиля», а иногда выражения употребляются из «низкого» штиля. Критики осуждали П. за это.

Своей шутливой поэмой-сказкой П. начал процесс демократизации русской литературы и со стороны её содержания и со стороны языка. Некоторые критики считали, что взятие материала из народного творчества – бедствие для литературы.

В поэме П. утверждал романтический принцип творческой свободы писателя от всякого рода педантических теорий и правил, мешавших движению литературы вперёд. В ней, по словам Белинского, было заключено «предчувствие» «нового мира творчества»; этим она и открывала новый, пушкинский, период в истории русской литературы.

Но, по словам Белинского, в поэме было мало дельного, отсутствовала прямая связь с современностью, с насущными запросами передовых кругов русского общества. Это не устраивало и П, поэтому он охладел к своему «детищу» («она мне надоела» – писал он Вяземскому).

Современники по разному оценили поэму, но, быть может, самым дорогим для Пушкина был отзыв Жуковского, подарившего Пушкину свой портрет с надписью « Победителю ученику от побеждённого учителя».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Кондратий Рылеев – Думы

Кондратий Рылеев – Думы краткое содержание

Думы – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Кондратий Федорович Рылеев

Мордвинову с глубочайшим уважением посвящает сочинитель

“Напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине: ничто уже тогда сих первых впечатлений, сих ранних понятий не в состоянии изгладить. Они крепнут с летами и творят храбрых для бою ратников, мужей доблестных для совета”.

Так говорит Немцевич о священной цели своих исторических песен (Spiewy Historiczne); эту самую цель имел и я, сочиняя думы. Желание славить подвиги добродетельных или славных предков для русских не ново; не новы самый вид и название думы.

Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение. Поляки заняли ее от нас. Еще до сих пор украинцы поют думы о героях своих: Дорошенке, Нечае, Сагайдашном, Палее, и самому Мазепе приписывается сочинение одной из них, Сарницкий свидетельствует, что на Руси пелись элегии в память двух храбрых братьев Струсов, павших в 1506 году в битве с валахами. Элегии сии, говорит он, у русских думами называются. Соглашая заунывный голос и телодвижения со словами, народ русский иногда сопровождает пение оных печальными звуками свирели.

В числе предлагаемых дум читатели найдут две пиесы, которые не должны бы войти в сие собрание: это “Рогнеда” и “Олег Вещий”. Первая по составу своему более повесть, нежели дума; вторая есть историческая песня (Spiew Historiczny). Она слаба и неудачно исполнена; но я решился поместить ее в числе дум, чтобы показать состав исторических песен Немцевича, одного из лучших поэтов Польши.

Примечания, припечатанные при думах, кроме некоторых <1>, сделаны П. М. Строевым.

Рурик, основатель Российского государства, умирая (в 879 г.), оставил малолетнего сына, Игоря, под опекою своего родственника, Олега. Опекун мало-помалу сделался самовластным владетелем. Время его правления примечательно походом к Константинополю в 907 году. Летописцы сказывают, что Олег, приплыв к стенам византийской столицы, велел вытащить ладьи на берег, поставил их на колеса и, развернув паруса, подступил к городу. Изумлённые греки заплатили ему дань. Олег умер в 912 году. Его прозвали Вещим (мудрым).

Наскучив мирной тишиною,

Собрал полки Олег

И с ними полетел грозою

На цареградский брег.

Покрылся быстрый Днепр ладьями,

В брегах крутых взревел

И под отважными рулями,

Дружина храбрая героев

10 На славные дела,

Сгорая пылкой жаждой боев,

С веселием текла.

В пути ей не были преграды

Читайте также:  Кукольный дом - краткое содержание произведения Ибсена

Кремнистых гор скалы,

Днепра подводные громады,

Ни ярых вод валы.

Седый Олег, шумящей птицей,

В Евксин <1>через Лиман –

И пред Леоновой <2>столицей

20 Раскинул грозный стан!

Мгновенно войсками покрылась

И кровь повсюду заструилась, –

Везде кипит война!

Горят деревни, селы пышут,

Прах вьется средь долин;

В сердцах убийством хладным дышат

Варяг и славянин.

Потомки Брута и Камилла

30 Сокрылися в стенах;

Уже их нега развратила,

Нет мужества в сердцах.

Их император самовластный

В чертогах трепетал

И в астрологии, несчастный!

Меж тем, замыслив приступ смелый,

Ладьи свои Олег,

Развив на каждой парус белый,

40 Вдруг выдвинул на брег.

“Идем, друзья!” – рек князь России

И шел по суше к Византии,

Как в море но волнам.

Боязни, трепету покорный,

Спасти желая трон,

Послов и дань – за мир позорный

К Олегу шлет Леон.

Объятый праведным презреньем,

50 Берет князь русский дань,

Дарит Леона примиреньем –

И прекращает брань.

Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам

Прибил свой щит с гербом России

К царьградским воротам <4>.

Успехом подвигов довольный

И славой в тех краях,

Олег помчался в град престольный

60 На быстрых парусах.

Народ, узрев с крутого брега

Возврат своих полков,

Прославил подвиги Олега

И восхвалил богов.

Весь Киев в пышном пированье

Восторг свой изъявлял

И князю Вещего прозванье

II. Ольга при могиле Игоря

Игорь, сын основателя Российского государства, Рурика, привял правление в 912 году. Первым его подвигон было усмирение возмутившихся древлян. Сие народное славянское племя обитало в лесах нынешней Волынской губернии. Игорь наложил дань, которую древляне платили до 945 года. В сие время ему захотелось умножить сбор, древляне возмутились снова, и корыстолюбивый Игорь погиб: они привязали его к двум деревьям, нагнули их и таким образом разорвали надвое. По нем остался малолетний сын Святослав. Супруга его, Ольга, правила государством около десяти лет; скончалась в 969 году. Церковь причла ее к лику святых жен.

«Думы» Рылеева. Анализ думы «Наталья Долгорукова»

Под влиянием «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина (но не будучи согласен с трактовкой некоторых исторических событий); Рылеев пишет собственное произведение «Курбский». Так начинается его обращение к исторической тематике, и в его творчество входит новый для него жанр – «думы» (редкий и в русской поэзии). Думы – украинские народные песни (как и русские былины) – жанр устного народного творчества; песни – поэмы о богатырях и народных героях складывались певцами-сказителями и передавались от одного поколения к другому.

Над своими «думами» Рылеев работал более двух лет (1821–1823 гг.), они публиковались в различных журналах и альманахах; автор читал их и в Обществе любителей российской словесности. В 1824 г. Рылеев решил их издать отдельной книгой, которая вышла в свет в 1825 г. В нее вошла 21 дума (из 25 написанных поэтом) – своеобразная поэтическая история России от Олега Вещего до Г.Р. Державина (10 веков истории).

Большинство героев «дум» – люди, сыгравшие заметную роль в истории страны (Олег, Святослав, Мстислав Удалой, Дмитрий Донской), несправедливо оклеветанные (Михаил Тверской), мужественно переживающие ссылку (Артамон Матвеев), темницу или плен (Яков Долгорукий), боровшиеся за свободу своей страны (Хмельницкий), национальные герои (Иван Сусанин), в тяжелейших условиях сохранившие стойкий характер, прямоту, отчаянную храбрость и беззаветное мужество. Они – мученики, идущие на смерть ради праведного дела (Волынский), предпочитающие смерть рабству (Хмельницкий), переживающие муки совести за все то зло, что были вынуждены причинить другим (кн. Ольга, которая признавая правоту и отвагу древлян, обязана была по обычаю отомстить).

«Цель моя, – писал К.Ф. Рылеев, – распространить между простым народом нашим, посредством дум сих, хотя бы некоторые познания о знаменитых деяниях предков, заставить его гордиться славным своим происхождением и еще более любить родину свою».

Верный своей постоянной идее – «пробудить в душах своих соотечественников чувство любви к Отечеству» – Рылеев создает свой идеал гражданина, и его восприятие определенного исторического лица вступает, порою, в противоречие с объективной сущностью героя или героини, в уста которых поэт вкладывает свободолюбивые монологи. Нарушается историческая правда и точность при разработке темы прошлого. И Ольга, и Волынский говорили одним языком, близким поэтам-декабристам. В «думах» нет верного воссоздания эпохи, герой – идеал, который близок автору, он такой, каким Рылеев хотел его видеть. Либо он раб низких страстей (Святополк, Глинский), и эта черта особенно выделяется в образе данного персонажа (что вообще характерно для отрицательного героя декабристской поэзии).

Но все же главное для Рылеева (как и для большинства его героев) – это любовь к свободе и гражданское мужество. Создавая свой цикл исторических портретов, Рылеев прежде всего видел его воспитательное значение, воспринимал как средство для поэтической агитации. Поэт не стремился быть точным, создавая исторических персонажей, но он и не искажал исторические факты.

«Думы» вызвали неоднозначные отклики в литературной среде. Критически отнесся к ним А.С. Пушкин: «Думы Рылеева и целят, а все невпопад» (апр. 1825 г.). «Все они на один покрой: составлены из общих мест. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен. » (май 1825 г.). И уже совсем резкий отзыв: «Думы» дрянь» (июнь 1825 г.). «Кланяюсь планщику Рылеву, – пишет Пушкин А. Бестужеву (30 ноября 1825 г.), но я, право, более люблю стихи без плана, чем план без стихов». Рылеев в определенной степени был согласен с Пушкиным. «Чувствую сам, – пишет он в марте 1825 г., – что некоторые думы так слабы, что не следовало бы их и печатать в полном собрании. Но зато убежден душевно, что Ермак, Матвеев, Волынский, Годунов и им подобные хороши и могут быть полезны не для одних детей». Этим поэт как бы подчеркивал, что в его понимании историзм – не есть верность историческим лицам.

АНАЛИЗ ДУМЫ «НАТАЛЬЯ ДОЛГОРУКОВА»

Три из двадцати пяти «дум» посвящены женщинам разного социального положения и разной судьбы – «Ольга», «Рогнеда», «Наталья Долгорукова». Княгиня Н.Б. Долгорукова не сыграла никакой ключевой роли в истории страны. Она не была правительницей (как кн. Ольга), ни матерью известного государственного деятеля (Рогнеда). Она – жена, последовавшая за мужем в Сибирь и разделившая с ним девятилетнюю ссылку в Березове. Тем и велик ее подвиг, верной и преданной семье женщины. Подбирая материал для своего произведения, Рылеев пользовался как собственноручными записками княгини (изданными в 1819 г.), так и романом С.Н. Глинки. Княгиня Н.Б. Долгорукова в понимании Рылеева – идеал жены и гражданки. Поэтому эпитет «мятежный», который автор использует, описывая жизнь героини, и который кажется ему столь же естественным, может удивить тех, кто читал воспоминания княгини. По складу своего характера она и не была бунтаркой, она покорилась судьбе, склонилась перед ней.

Слово «судьба» неоднократно встречается в произведении, в авторском восприятии оно близко греческому пониманию судьбы как рока, предопределенности, неизбежности. Для самой героини судьба – «самовластная», «враждующая», ей неоднократно пришлось испытать «превратности судьбы». Эти эпитеты придают повествованию трагический оттенок. Душа героини «сжата тоской», а любовь ее «печальная». С горечью говорит она о самой себе:

«Была гонима всюду я

Жезлом судьбины самовластной.»

Но мужество и стойкость не покидают княгиню: «Все с твердостью перенесла!» И только один раз рок как бы сжалился над несчастной женщиной: «Судьба отраду мне дала». О тех, кто привел ее мужа к страшной гибели, княгиня скажет печально: «Он жертвой мести лютой пал». И хотя в этих словах слышится глухой протест против врагов рода Долгоруковых, но в них нет и намека на «мятежность».

Композиционно «Наталья Долгорукова» (как и все рылеевские «думы») построена по одному плану. Начинается с «описания места действия» (слова Пушкина). В «Думах» Рылеева преобладают мрачные краски (а в одной из «дум» он особо подчеркнет «унылая природа»):

Настала осени пора,

В долинах ветры бушевали,

И волны мутного Днепра

Песчаный берег подрывали.

На брег сей дикий и крутой,

Невольно слезы проливая,

Беседовать с своей тоской

Пришла страдалица младая.

Все здесь условно: и «брег дикий» (и это Киев!), и «страдалица младая» (самой героине 44 года). Но все же можно согласиться с автором: «страдалица младая» – как бы эпиграф ко всей трагической юности кн. Долгоруковой, тем тяжелейшим годам, что провела она в ссылке: «Вся молодость моя промчалась осенью ненастной».

Столь же условны и перифразы: страна «пустынная», «угрюмая», «глухая» – этими эпитетами Рылеев стремился описать место заточения Долгоруковых. И только один раз употребит прилагательное «снежный», которое в читательском восприятии всегда ассоциируется с Сибирью; но тут же автор как бы преуменьшает эти мелкие реалистические штрихи: «бродя меж снежных скал», как будто Березов находится в Антарктиде.

Мрачный и суровый пейзаж («место унылое», «рощи бесприютные»), элегические мотивы («беседовать с тоской», «навек с своей тоской», «душа, сжатая тоской», «изгнанье унылое») подчеркивают кульминацию произведения – уход героини в монастырь, трагизм ее прошлой и будущей жизни:

Забуду все: людей и свет,

И, холодна к любви и злобе,

Суровый выполню обет.

Живая в гроб заключена.

Для молодой княгини, которая оставила «богатство, почести и знатность», чтобы разделить с мужем все тяготы и ужасы ссылки, мечта была единственным утешением:

Судьба отраду мне дала

В моем изгнании унылом;

Я утешалась, я жила

Мечтой всегдашнею о милом!

В стране угрюмой и глухой

Она являлась мне как радость

И в душу, сжатую тоской,

Невольно проливала сладость.

Автор смешивает народнопоэтические выражения («друг милый»), романтическую лексику («страсть нежная», «друг прекрасный и младой»), архаизмы («взрыдала», «брег», «хлад»).

Желая подчеркнуть нравственный подвиг героини, Рылеев использует прием антитезы:

Забыла я родной свой град,

Богатство, почести и знатность,

Чтоб с ним делить Сибири хлад

И испытать судьбы превратность.

В «думе» 72 строчки, эмоциональный накал достигается автором путем повтора 8 строк в начале и конце произведения:

О, лейтесь, лейтесь же из глаз

Вы, слезы, вместе сем унылом:

Сегодня я в последний раз

Могу мечтать о друге милом.

В последний раз в немой глуши

Брожу с воспоминаньем смутным

И тяжкую печаль души

Вверяю рощам бесприютным.

Внутри строк тот же повтор, как бы подчеркивающий переживания героини:

Но завтра, завтра я должна.

О, лейтесь, лейтесь же из глаз.

Ты, перстень, перстень обручальный.

Рылеев использует и любимый романтиками прием, как бы восходящий к устному народному творчеству:

Сокройся в шумной глубине,

Ты, перстень, перстень обручальный,

И в монастырской жизни мне

Не оживляй любви печальной.

Если все остальные «думы» заканчиваются «нравоучением» (слова А.С. Пушкина), то в «Наталье Долгоруковой» нравоучения нет и в помине. Может быть, потому, что вся жизнь Н.Б. Долгоруковой, поддержавшей жениха, а потом мужа в тяжелейших испытаниях и пережившей чудовищную по своей жестокости казнь близких ей людей, пример для подражания, символ верности и стойкости.

Читайте также другие статьи о жизни и творчестве К.Ф. Рылеева:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Ссылка на основную публикацию