Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева

«Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва

История создания

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилёвым в 1919 г. и опубликовано в 1921 в сборнике «Огненный столп».

Ирина Одоевцева вспоминала, что Гумилёв поделился с ней тем, как у него возник замысел стихотворения. Он возвращался на заре домой после вечеринки, где пил и играл в карты, и, проходя по мосту через Неву, увидел летящий по небу трамвай. Он вспомнил что-то важное и увидел что-то из будущего. После этого как будто сама собой родилась первая строфа, а потом и всё стихотворение поэт произнёс строку за строкой, будто чужое. Гумилёв сам был удивлён тем, что у него получилось.

Поэт почти ничего не менял в стихотворении, только первоначальное имя Катенька было изменено на Машеньку.

Литературное направление и жанр

Стихотворение совершенно нетипично для акмеиста Гумилёва. Исследователи находят в нём множество символов.

Космос, описанный в стихотворении, противопоставлен миру земному, живому, конкретному, враждебен ему. Так символизм противопоставляется акмеизму. По одной из версий, стихотворение как раз прослеживает путь Гумилёва от символизма к акмеизму через творческие искания и сомнения.

Определить жанр стихотворения тоже непросто. Некоторые литературоведы называют его откровением. Сам Гумилёв считал его магическим стихотворением.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 15 строф. Первая строфа описывает героя в реальном мире. Остальные, кроме последней – путешествие лирического героя на волшебном трамвае, которое интерпретируется по-разному.

Тему и основную мысль стихотворение определить однозначно трудно. Это зависит от прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами. Основная мысль обозначена в последней строфе-выводе. Названные чувства (любовь и грусть) рождены погружением в свою жизнь, собственное творчество, прошлое. К ним примешивается комплекс вины и ответственности («закажу панихиду»), ощущение отчаянья и безнадёжности («навеки сердце угрюмо»).

Тропы и образы

Нет ни одного стихотворения Гумилёва, которое интерпретировали бы так часто и так неоднозначно.

Трамвай, который видит лирический герой – пришелец иного мира, его сопровождают свет и звуки, выраженные эпитетами: вороний грай (символ смерти), звоны лютни (символ миссии поэта), дальние громы (война).

Лирический герой непонятным образом попадает на трамвай, который несётся без участия вагоновожатого и попадает в странное время и пространство, «заблудился в бездне времён». Есть множество интерпретаций символического значения трамвая: корабль-призрак, путешествие по загробному миру (вагоновожатый – Данте, Машенька – Беатриче).

Лирический сюжет стихотворения – это сон. Лирическому герою снится его собственная жизнь и даже казнь.

Некоторые литературоведы видят в путешествии трамвая проносящуюся перед глазами героя жизнь, как часто проносится она перед глазами умирающего. Поэтому лирический герой просит остановить вагон. Но безуспешно.

При такой интерпретации поездка на трамвае – путешествие во времени. Каждый образ – определённый период жизни поэта. Нева – Петербург 1920. Нил – африканские путешествия, закончившиеся 1913. Сена – Париж 1906-1908 гг. Дом в 3 окна – царскосельский дом, где в начале 20 в. жила Ахматова, названная в стихотворении Машенькой. То есть заблудившийся трамвай – воплощение обратно идущего времени.

Этот метод интерпретации очень уязвим, потому что из биографии Гумилёва можно выбрать и другие даты, привязанные к данным местам (например, в Париже Гумилёв был и в 1917-1918 гг).

Есть истолкование, при котором прослеживают обратный отсчёт не биографических событий, а творческих исканий: от акмеизма к символизму через мучительные сомнения. Тогда «Индия Духа» – символистский период творчества Гумилёва. Декадентское тревожное томление приводит героя в лавку зеленщика, где кочаны капусты соотносимы с человеческими головами. В этом образе связь со сказкой Гауфа «Карлик Нос». А более благостные образы пальм намекают на этап акмеизма. Поэт-акмеист выражает то, что Адам чувствовал в раю. Для противопоставления понадобилось и схождение в ад.

Не следует искать реальных прототипов у стихотворных образов. Возможно, Гумилёв никогда не знал старика из Бейрута, но этот образ гармоничен в данном контексте, мёртвое смешивается с живым. Среди прототипов Машеньки называют Ахматову, рано умершую кузину Гумилёва Марию Кузьмину-Караваеву и Машу Миронову из «Капитанской дочки» Пушкина.

Антитеза Машенька – императрица отражает противостояние личного и официального. Кроме образа Машеньки, с «Капитанской дочкой» перекликаются образы императрицы, дощатого домика.

Биографический анализ позволяет назвать стихотворение пророческим. Лирический герой – это Гринёв наоборот, который сам идёт к императрице, а не Машенька, и именно поэтому, обвинённый в заговоре, как и Гринёв, погибает.

Космос противен человеческой природе. Поэтому «сад планет» у домика Машеньки – один из символов смерти. Для вечности нет чёткой границы между живыми и мёртвыми.

Зато земное существование чётко различает жизнь и смерть. Поэтому Машенька и лирический герой меняются местами по признаку жизни и смерти.

Образы Петербурга прослеживаются в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником. Этот размер с неравномерным чередование ударных и безударных слогов напоминает неритмичный стук трамвайных колёс, когда трамвай то замедляется, то ускоряется. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» Гумилева

Творчество Н. Гумилева сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».

Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты«огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения«лицо, как вымя».

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилева неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столп».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как, поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилев подробно описывает звуки, которые слышаться в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, ведь символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Мужчина умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удается. Трамвай подвез пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мертвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Далее мужчина замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что девушка умерла. В ее смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошел «представляться Императрице».

В последних строфах Н. Гумилев выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространенной в литературе первой половине ХХ века, однако произведения выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нем представлены невеселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно четырехстопным ямбом. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке» , эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение – «лицо, как вымя».

«Заблудившийся трамвай» анализ стихотворения Гумилева по плану кратко – тема, история создания , жанр, смысл

Творчество Н. Гумилева сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».

Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты«огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения«лицо, как вымя».

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилева неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столп».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как, поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Читайте также:  Человек который смеется - краткое содержание романа Гюго

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилев подробно описывает звуки, которые слышаться в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, ведь символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Мужчина умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удается. Трамвай подвез пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мертвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Далее мужчина замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что девушка умерла. В ее смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошел «представляться Императрице».

Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилев выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространенной в литературе первой половине ХХ века, однако произведения выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Композиция

Произведение можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр стихотворения – элегия, ведь в нем представлены невеселые размышления автора о своей эпохе. Написано оно четырехстопным ямбом. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке», эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение – «лицо, как вымя».

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Автор: Guru · 19.10.2018

Одним из ярчайших поэтов «серебряного века» являлся Николай Гумилев. Именно его можно назвать «отцом» акмеизма – литературного направления 20 века, в основе идеи которого зиждился принцип воспевания подлинной красоты мира. Поэт был очень тонко чувствующим и талантливым человеком, все его произведения глубокие и трепетные, хоть зачастую и неоднозначные.

История создания

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» было написано Гумилёвым в 1919 году, а опубликовано в сборнике «Огненный столп» в 1921. Ирина Одоевцева, русская поэтесса и прозаик 20 века, вспоминала, что автор поделился с ней тем, как у него возник замысел лирического произведения. Он возвращался на заре домой после праздничного вечера, на котором выпивал, играл в карты с приятелями и друзьями, и, идя уже по ночному Петербургу, остановился на мосту, где его не очень трезвый взгляд приковал летящий трамвай. В этот момент Гумилеву показалось, что он видит будущее, а значит – что-то очень важное. Сама собой родилась первая строка стихотворения, а за ней поэт как по волшебству начал проговаривать строки. Он был очень удивлен такому творческому порыву и вдруг нахлынувшему вдохновению.

Стоит отметить, что Гумилев в финальной редакции стихотворения изменил лишь одно: Машеньки в первоначальном варианте не существовало – ее звали Катенькой.

Жанр, направление и размер

Стихотворение Гумилева Заблудившийся трамвай» совершенно не вписывается в колею типичных произведений акмеизма. Исследователи творчества поэта находят огромное количество символов, поэтому наиболее точно невозможно определить направление данного лирического произведения. Космос противопоставлен обычному земному миру, то есть символика космоса (принцип символизма) сочетается в произведении с описанием красоты обычной жизни – принцип акмеизма.

Жанр стихотворения выявить тоже весьма нелегко. Сам поэт определил лирическое произведение, как магическое стихотворение, но литературоведы указывают на иное жанровое определение – стихотворение-откровение.

Говоря о стихотворном размере и рифмовке в данном лирическом произведении, с полной уверенностью можно говорить лишь о последнем – перекрёстная рифма (АВАВ), где чередуется мужская и женская рифмы. Сам Гумилев говорил, что из-за стихийного вдохновения стихотворение получилось несколько тоническим, поэтому силлабо-тонический размер определить не получится.

Образы и символы

Данное стихотворение – одно из самых неоднозначных трудов Гумилева. Сюжет стихотворения – сон, поэтому поэт не вынужден следовать принципам логики, ведь все здесь может быть нереальным.

Центральный образ – трамвай – нечто из иного мира, ведь его окружают «чужие» лучи света и звуки. Лирический герой – главный герой сна, неизвестным образом оказывается на трамвае, который несет его без вагоновожатого в странное место. Мотив искаженного времени и пространства подталкивает читателей к мысли о том, что это своеобразное путешествие – не что иное, как дорога в загробный мир.

Если считать, что данная интерпретация верна, то можно найти в тексте периоды жизни Гумилева. Каждый образ в стихотворении – виток истории в жизни: Нева – Петербург, 1920, Сена – Париж, в котором Гумилев был с 1906 по 1908 год, дом с 3 окнами – дом, в котором жила жена поэта – Анна Ахматова, Нил – африканское путешествие автора, закончившееся в 1913. Исходя из этих образов, можно сделать вывод, что трамвай – символ времени, но это только гипотеза, ведь Париж в жизни автора был не только начале 20 века, но и в 1918 году.

Образ Петербурга прослеживается в последних строфах: всадник в железной перчатке на коне, Исакий. Это конечная точка, где герой хочет заказать панихиду по себе. Машенька – собирательный образ той самой, дореволюционной России, к которой у автора лишь трепетные чувства.

Темы и настроение

Тему и основную мысль стихотворение определить опять же достаточно трудно. Это зависит от субъективного прочтения стихотворения. Либо это духовные творческие искания поэта, либо его прошлое, пронёсшееся у него перед глазами.

Нужно сказать, что в стихотворении четко просматривается гражданская позиция автора. Лирический герой немного с тоской вспоминает то, что случалось с ним, просит остановить вагон там, где все было хорошо, там, где Россия была великой. Николай Гумилев не принимал Октябрьскую революцию, он был уверен, что невозможно строить новое и процветающее государство на жестокости и крови.

Жизнь Гумилева нельзя назвать счастливой: он так и не смог принять революцию, не смог по-настоящему полюбить, поэтому стихотворения поэта прописаны чувством грусти и некого сожаления. Автор прожил недолгий век, но он ставил поле себя вечные произведения русской поэзии, которые уже практически 100 лет читают и учат люди всех возрастов.

Смысл стихотворения можно трактовать двояко. Я бы остановился на версии, которая является логическим продолжением интерпретации образов. Так вот, в какую бы эпоху ни жил герой стихотворения, сколько бы жизней и душ ни «пропустил» через себя, грусть и сожаление не покидали его душу. Он чувствовал постоянное недомогание от того, что не может полюбить и просто быть счастливым.

Но вдруг — озарение. Внезапно лирический герой говорит о том, что ни в одной из своих прежних жизней даже и представить себе не мог, что любовь может быть такой, грустной, построенной лишь на воспоминаниях о былой красоте. Главная мысль стихотворения состоит в том, что в сердце человека всегда есть любовь, просто иногда это чувство такое непривычное, что даже близко не напоминает эталон.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» наполнено изобразительно-выразительными средствами. Особое внимание следует уделить эпитетам и метафорам.

  • «Мчался он бурей» — метафора, усиливающая впечатление лирического героя о путешествии на трамвае.
  • «Пытливый взгляд» — очень образный эпитет; несмотря на тревожное состояние, лирический герой очень внимателен, он пытается заметить каждую деталь, каждую мелочь.
  • «Знакомый и сладкий ветер» — эпитет, позволяющий читателям понять отношение автора к городу «всадника в железной перчатке» и Исакия.

Анализ стихотворения «Заблудившийся трамвай» (Н. Гумилев)

Творчество Н. Гумилева сложно для восприятия из-за необычных метафор. Свидетельством этого является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Изучают его в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Заблудившийся трамвай» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было появилось из-под пера поэта в 1919 г., а спустя два года вошло в сборник «Огненные столпы».
Тема стихотворения – революционные события в России, воспоминания о прошлых событиях.

Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя, который можно разделить на смысловые части: рассказ о том, как герой попал на подножку трамвая, описание странного путешествия, рассказ о мертвых головах и Машеньке. Формально произведение состоит из 15 катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке».

Эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» .

Сравнения – «лицо, как вымя».

Символика названия

Многие читатели задавались вопросом, почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай». Транспорт, который идет по рельсам, не может сбиться с пути. Однако автор использует эту метафору, подчеркивая, что трамваем является страна, погрязшая в ложных идеях и псевдопатриотизме. Поэту до сих пор не верится, что он «вскочил на подножку трамвая». Он привык проводить время за границей и по случайности оказался в стране в разгар революции.

Однако пребывание поэта в стране вызвало пристальное внимание новой власти. Он тут же стал невыездным отчасти из-за своей позиции, отчасти — из-за благородного происхождения. В стихотворении он возвращается в любимые страны, где ему было хорошо и спокойно. Здесь же он словно предвидит скорую смерть (1921 год), описывает своего палача — крестьянина в красной рубашке с лицом, как вымя. Однако это не так страшит поэта, как-то, что от его любимой России не осталось ничего привычного.

Стихотворение по сей день вызывает горячие споры у литературных критиков. Оно является вершиной творчества поэта, выражает его новаторский талант. Описанные события вращаются не вокруг конкретного человека, а вокруг чувств, эмоций.

Произведение было рождено под влиянием сиюминутного порыва, словно продиктовано ему из будущего. В подобной манере поэт мог бы писать и дальше, однако вмешались революционные силы, и Гумилев озарений и Индий духа остался нам неизвестен.

История создания

История создания произведения связана с общественной ситуацией в России начала XX века. Поэт негативно относился к Октябрьской революции, ведь был уверен, что нельзя построить новую страну на лжи. Он открыто заявлял, что Россия оказалась в руках варваров, которые совсем не жалеют то, что создавалось столетиями. После революции вспыхнула гражданская война, что тоже не пришлось поэту по душе. Мятежные события вызывали у Н. Гумилева неприятные ассоциации, которые воплотились в «Заблудившемся трамвае». Произведение было создано в 1919 г., а уже в 1821 его опубликовали в сборнике «Огненные столп».

О том, как родилась задумка столь необычных стихов, вспоминала И. Одоевцева. Поэт рассказывал ей, как, поздней ночью возвращался домой после веселой гулянки. Вдруг он увидел трамвай, который летел по небу. Видение перенесло его мысли в прошлое, а потом показало будущее. После этого в его голове начали сами собой рождаться строки стихотворения. Текст был написан за 40 минут. Автор не скрывал, что искренне удивлялся результатам такого необычного творческого процесса.

Известно, что в первой версии Гумилев использовал имя Катенька, но позже изменил его на Машеньку.

В стихотворении автор развивает тему революции и послереволюционной действительности. Исторические события поэт завуалировал при помощи метафор, искать смысл произведения нужно между строк.

Проблема раскрывается с точки зрения лирического героя, поэтому стихотворение написано от первого лица. Герой рассказывает о своих «приключениях», используя аллегорические и символические образы. Сначала он вспоминает, как увидел летящий трамвай. Этот образ символический. В литературе под ним традиционно подразумевают историю. Н. Гумилев подробно описывает звуки, которые слышаться в этот момент: воронье карканье, громы и звоны лютни. Такое сочетание не удивляет, ведь символизирует хаос, царивший в начале ХХ века.

Читайте также:  Краткое содержание Собор Парижской Богоматери Виктора Гюго

Лирический герой удивляется, как оказался на подножке железного зверя. Удивление сменяется страхом. Мужчина умоляет вагоновожатого остановиться. Но остановить бешеное движение не удается. Трамвай подвез пассажиров к странному вокзалу, где торгуют мертвыми головами. В этом эпизоде автор намекает на участие тех, кто пытался «плыть против течения», как он. Лирическому герою тоже срезают голову.

Далее мужчина замечает дом, где жила Машенька, его невеста. Теперь ее голос не слышен. Герой предполагает, что девушка умерла. В ее смерти он винит себя, ведь слышал стоны, но вместо того, чтобы броситься на помощь, пошел «представляться Императрице».

Исследователи считают, что под образом Машеньки скрывается Россия.

В последних строфах Н. Гумилев выражает смелую мысль о том, что настоящая свобода наступает только после смерти, когда человек попадает на небеса. Завершается произведение признанием в любви, адресованным Машеньке.

Проблема, раскрытая в стихотворении, была распространенной в литературе первой половине ХХ века, однако произведения выделяется своей оригинальностью на фоне других.

Н.С. Гумилев,

“Заблудившийся трамвай” – стихотворение Гумилева, включенное в “Огненный столп”, последний его сборник. Этот стих считается одним из лучших и самых известных в творчестве поэта. В нашей статье представлен его краткий анализ.

Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” очень любят анализировать разлчные критики и литературоведы. Оно притягивает их внимание, во-первых, как любой шедевр, а во-вторых, в нем проявилось большое литературное новаторство автора.

Тем не менее, несмотря на колоссальное новаторство, в произведении автор также следует традиции.

Еще одна причина, по которой “Заблудившийся трамвай” притягивает внимание исследователей, заключается в том, что в нем видны отсылки Николая Степановича к вехам своей жизни.

Особенности анализа стихотворения

Необходимо вкратце отметить некоторые общие моменты, прежде чем проводить анализ. Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай”, несмотря на новаторство, имеет все основные особенности своего жанра. Сюжетообразующей единицей в лирике, в отличие от драматических и эпических жанров, является переживание, эмоция, чувство, а не событие.

Кроме того, по своей сути любое стихотворение метафорично, а метафора тяготеет к символу. Следует заметить, что это произведение было написано на одном дыхании, на вдохновении. Оно не относится к числу стихов, которые дотошно и кропотливо “конструируются”, поэтому требуют такого же дотошного и кропотливого разбора.

Вовсе не так следует осуществлять его анализ.

Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” нельзя понять, следуя привычному способу интерпретации. Логика творений, созданных на одном дыхании, несколько иррациональна. Их не сможет “разобрать” ни один критик. Никому не под силу разложить их гениальность на составляющие части. Этим и прекрасны такие произведения.

Размер

Итак, начнем наш анализ. Стихотворение Гумилева “Заблудившийся трамвай” написано дольником.

Для чего же автор выбрал этот размер, зачем понадобились разделять ударные слоги неравномерными интервалами? Если прочесть стихотворение вслух, акцентируя ударения, мы заметим, что их ритм напоминает стук колес. Дольник в этом произведении “озвучивает” движение трамвая, что усиливает художественный эффект.

Хронотоп

При рассмотрении содержания бросается в глаза то, что “Заблудившийся трамвай” – стихотворение Гумилева, имеющее необычный хронотоп (взаимосвязь пространственных и временных отношений).

Источником образа трамвая является реальный прототип, который автор увидел утром на улице Петрограда. Однако между ним и трамваем, представленным в стихотворении, имеющим явно потустороннюю природу, пролегает большая пропасть.

Они как будто из разных миров.

Звуки, которые сопровождают его появление, вполне реальны, если мы будем рассматривать их буквально. Это крик птиц, гром, стук, звон. Именно этими звуками сопровождалось движение трамвая во времена Гумилева.

Однако формулировки стихотворения говорят нам о том, что природа этих звуков символическая. Благодаря этому все произведение переводится в символическую плоскость, в которой и нужно рассматривать “Заблудвшийся трамвай”.

Стихотворение Гумилева можно правильно понять, только следуя этой установке.

Итак, звуков всего 3: дальние громы, звоны лютни, вороний грай. У Гумилева лютня, как и волшебная скрипка, является символом миссии поэта, подобно лире в творчестве Пушкина.

Кроме того, это знак условно-средневекового, легендарного времени, в котором существует художник слова любой эпохи. Следующий звук, вороний грай, – это плохое предзнаменование, рок, гибель, смерть.

Гром – это битва, небесная или земная, а также признак присутствия сверхъестественной силы, как показывает анализ.

Стихотворение “Заблудившийся трамвай” невозможно понять, если не знать, куда движется трамвай. Давайте вместе разберемся.

Куда движется трамвай

Лирический герой стихотворения становится пассажиром против собственной воли. Трамвай – это некая сила, которая намного могущественнее человека. Ведь недаром в воздухе за ним остается огненный след. Куда же движется этот трамвай, что же это за сила?

Следует отметить, что вагоновожатый есть, однако он безучастен и не реагирует на просьбу лирического героя остановиться. В соответствующей строфе хронотоп внезапно и страшно меняется. Еще совсем недавно трамвай был на улице, хотя и незнакомой. Теперь же он вдруг мчится “крылатой” и “темной” бурей. Самое главное здесь то, что трамвай “заблудился в бездне времен”.

“Бездна времен”

Различные исследователи по-разному интерпретировали это место стихотворения. К примеру, Елена Куликова считала, что трамвай подобен кораблю-призраку, “Летучему Голландцу”, затерянному во времени.

Существует и версия, согласно которой автор описывает путешествие по загробному миру. Этой точки зрения придерживается Юрий Зобнин. Он считает, что стихотворение Гумилева отсылает нас к “Божественной комедии” Данте.

Вагоновожатый исполняет роль Вергилия, которого затем сменяет Машенька – Беатриче.

Как же нам понять, где замысел и логика автора, а где наши собственные ассоциации? Как сделать объективным наш анализ? Стихотворение “Заблудившийся трамвай” – не единственное в своем роде у Гумилева. В контексте его творчества “бездна времен” появляется несколько раз.

Николай Степанович уже не раз использовал этот образ, к примеру, в своем стихотворении “Стокгольм”. Здесь мы также встречаем переходы “времен” и “пространств”, в которых “заблудился навеки” лирический герой.

Не случайно стихотворение было названо автором “Заблудившимся трамваем”.

Кроме того, звуки в “Стокгольме” подобны тем, что мы слышим в интересующем нас произведении. Это мощный грохот и гул, звон колокола, звуки молитвы. Гумилев в “Письме о русской поэзии” отмечал, что религия и поэзия – две стороны одной монеты. Поэтому в творчестве Николая Степановича пение скрипки, лютни, лиры и молитва практически равнозначны.

Мотив сна в произведении

Продолжим анализ стихотворения “Заблудившийся трамвай” по плану. Это произведение, в котором герою как будто снится его жизнь. Он наблюдает ее стремительное движение через окно трамвая. Как известно, человек перед смертью как бы видит свою жизнь, которая проносится перед ним.

Можно сказать, что “Заблудившийся трамвай” – это пророческое стихотворение. Об этом можно судить не только потому, что в нем присутствует эпизод казни героя, но и потому, что движение трамвая выглядит как описание воспоминания его жизни, которая промелькнула перед смертью.

Именно поэтому лирический герой тревожно и настойчиво просит вагоновожатого остановиться, однако это оказывается невозможно.

Развитие образа трамвая в русской литературе

В русской литературе этот образ Гумилева напомнит о себе еще не раз. Это произойдет, к примеру, в “Мастере и Маргарите” Булгакова, где будет и трамвай, и отрезанная голова, и вагоновожатый. Очень глубоко и интересно этот образ раскроется и в финале “Доктора Живаго” Пастернака, в эпизоде смерти главного героя. Юрий умирает в трамвае, в это время гремит гроза, герой смотрит в окно.

Использованный автором прием был новым для русской поэзии. Анализ стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай” провел Валерий Шубинский. Он отметил, что это произведение стало предтечей “русской семантической поэтики”.

Многие современники не поняли этот стих, поскольку интерпретировали его “по старинке”, ища реальные прототипы созданных Гумилевым образов. К примеру, Анна Ахматова полагала, что старик, который промелькнул за окном трамвая, – реальное лицо. Возможно, это так и было, а может быть и нет.

Это не так важно, ведь данная деталь стихотворения только усиливает ощущение тревожного сна, в котором так легко смешиваются мертвое и живое. Герой очень интересно реагирует на появление старика, которого он воспринимает как что-то само собой разумеющееся. Да, это тот человек, который год назад умер в Бейруте.

То, что наяву является невероятным, становится самоочевидным во сне. Все это нужно учитывать, рассматривая стих “Заблудившийся трамвай” Гумилева.
Краткий анализ этого произведения – задача непростая. К сожалению, и сегодня некоторые исследователи продолжают пытаться объяснить необъяснимые вещи буквально. В своих выводах они порой уходят очень далеко, однако этот подход изначально неверен.

В стихотворении Гумилева несколько мотивов, которые действительно имеют связь с реальностью, причудливо соединены в некое художественное целое, так же причудливо, как события дневной жизни порой соединяются во сне. У сна имеется логика, но она иная.

Его невозможно объяснить логикой яви. Она может только разрушить его.

На этом мы закончим анализ стихотворения Н. С. Гумилева “Заблудившийся трамвай”. Об основных особенностях этого произведения мы рассказали. Анализ стихотворения Гумилева “Заблудившийся трамвай” краткий, вы можете дополнить его собственными размышлениями.

Средства выразительности

Для оригинальной подачи общественных мотивов и воспроизведения внутреннего состояния лирического героя автор использует средства выразительности.

В тексте есть метафоры – «он заблудился в бездне времен», «зоологический сад планет», «за мостом летит на меня всадника длань в железной перчатке», эпитеты – «огненная дорожка», «пытливый взгляд», «нищий старик», «серый вагон», «напудренная коса», «ветер сладкий» и сравнение – «лицо, как вымя».

«Заблудившийся трамвай» – анализ стихотворения Николая Гумилева

История произведения

Стихотворение «Заблудившийся трамвай», история создания которого связана с революционными переменами в царской России, было написано в 1919 году. О том, почему у поэта появилась идея написать произведение, он поделился с ученицей, поэтессой и прозаиком Ириной Одоевцевой. Однажды, возвращаясь вечером после гулянки домой, он остановился на питерском мосту. Здесь его нетрезвый взгляд приковал трамвай, который приближался на большой скорости.

В какой-то момент Николаю пригрезилось, что он видит будущее. Первые строки нового стихотворения возникли в его голове сами собой, как и продолжение. Поэт был очень этим удивлен и вдохновлен своим творческим порывом. В финальной редакции он изменил только имя девушки, к которой обращался (с Катеньки на Машеньку).

Главная мысль и тема

Основную мысль и тему произведения определить непросто. Трактовка зависит от восприятия стихотворения. Это либо духовные искания поэта, либо память о его прошлом, которое пронеслось перед глазами во время поездки. Основную мысль можно найти в заключительной строфе. Чувства, которые испытывает поэт во время прогулки (любовь и грусть), вызваны погружением в собственную жизнь, творчество, ностальгией. С ними бок о бок идут чувство вины («закажу панихиду»), безнадежность и отчаянье («навеки сердце угрюмо).

Анализ по пунктам

Перед анализом следует изучить текст произведения. В нем описывается ситуация, когда поэт в образе лирического героя проносится сквозь время от светлого прошлого к темному, неизвестному будущему в охваченной революцией стране. Анализ стихотворения «Заблудший трамвай» Гумилева позволяет разделить произведение на такие основные части:

  • Рассказ, как герой очутился на подложке трамвая. Герой идет по улице, и тут, словно из другого мира перед ним предстает трамвай без вагоновожатого. Его появление сопровождается светом стуком, что одновременно восхищает и настораживает. Автор отправляет своего героя на подложку, и трамвай несется вперед, не оставляя времени для сомнений и раздумий.
  • Описание путешествия. Словно призрак, транспортное средство проносится по загробному миру, в котором герою вспомнилась прежняя жизнь. Он ностальгирует по местам, где был счастлив. «Через Неву, Нил и Сену» — места, где длительно жил и бывал поэт во время путешествий. Индия Духа — отсылка к поэтическому течению акмеистов.
  • Рассказ о Машеньке и мертвых головах. Трамвай сбился с пути, но несется по кем-то заранее предначертанной дороге. И вот уже он на Зеленной, где вместо капусты и брюквы торгуют мертвыми головами. Поэт переживает и свою смерть от палача в красной рубашке, а затем оказывается в переулке, где «жила и пела» Машенька. Девушка была возлюбленной поэта, но умерла в молодые годы. Обращаясь к ней, он вспоминает былое, и снова в его душе возникает гибельное предчувствие: «…отслужу молебен о здоровье Машеньки, и панихиду по мне».

Стихотворение открывает читателям тяжелое революционное время — период смятения духа, ломки старых устоев и неприятия новых. Многие интеллигентные люди все еще пытались найти предначертанный судьбой путь.

Проезжая в трамвае мимо улиц и домов, герой мысленно прощается с прошлыми понимает, что оно уже не будет таким светлым и безмятежным, как прежде. Он отказывается в это верить, и теряется в бездне времени.

Читайте также:  Отверженные – краткое содержание романа Гюго

Краткая характеристика

Сокращенный анализ стихотворения понадобится ученикам 11 класса во время изучения творчества Гумилева на уроках литературы. Произведение было написано за 40 минут, и оно считается сложным для трактовки. Кратко его можно проанализировать по такому плану:

  • дата сочинения — 1919 г., включения в сборник «Огненный столп» — 1921 г.;
  • тема — коммунистическая революция 1917 г.;
  • композиция — монолог лирического героя, состоящий из 15 катренов;
  • лирический сюжет — сон, в котором герою снится собственная казнь;
  • жанр — элегия (невеселые размышление автора о наступившей эпохе);
  • размер — четырехстопный ямб;
  • метафоры — «зоологический сад планет», «мчался он бурей», «заблудился в бездне времен»;
  • сравнение — «лицо, как вымя»;
  • эпитеты — «огненная дорожка», «ветер сладкий», «напудренная коса».

Средства выразительности

Неоромантическая сказка «Заблудившийся трамвай» Гумилева является одним из наиболее выдающихся образцов русской поэзии Серебряного века. Оно сочетает совершенные поэтические формы, многоплановость смыслов, искренность автора. Интерпретировать произведение непросто, поскольку многое сказано образами:

  1. Трамвай, в котором едет лирический герой через леса и дождь — пришелец из иного мира. Его появление в произведении «Заблудившийся трамвай» Гумилева средства выразительности сопровождают постоянно. Например, вороний грай (как знак смерти), раскаты грома вдали (идет война), звоны средневековой лютни (знак миссии автора). Транспорт героя заблудился в бездне времен. Его символика — корабль-призрак, который вдруг уносить героя в загробный мир.
  2. Некоторые критики видят в путешествии трамвая жизнь, которая проносится перед глазами умирающего героя. Он хочет остановить транспорт и сойти, однако сделать это не в силах. Каждый образ затрагивает определенный этап жизни поэта. Нева — Петербург 1920 года, Нил — африканская авантюра 1913-го, Сена — столица Франции в 1907-м. Дом 3 окна — бывшая супруга Ахматова, которую в стихотворении поэт величает Машенькой. Подобный метод оценки весьма уязвим. Никто до конца не раскрыл основной замысел поэта, ведь он бывал в Петербурге и в 1917.
  3. Загадка произведения в том, что его можно толковать по-иному. Существует мнение, что герой переживает не обратный отчет времени, а творческие муки. Он старается найти переход от искусства акмеизма к символизму. Тогда фразу «Индия духа» можно трактовать как символистский этап творчества поэта. В лавке зеленщика в городке он находит кочаны капусты, которые соизмеряет с человеческими головами (такая же в них пустота). Образы пальм намекают на возвращение к акмеизму.
  4. Многие исследователи полагают, что не стоит искать в незнакомых образах, которые описывает поэт, конкретно известных и реальных персонажей. Остается загадкой, знал ли Гумилев старика из Бейрута, однако его образ гармонично вписался в контекст произведения (смерть смешивается с жизнью). Прототипом Машеньки считают не только Анну Ахматову, но и умершую в молодости кузину Гумилева — Марию Кузьмину-Караваеву и даже Машу Миронову из художественного произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
  5. Антитезой Машеньке является императрица, в которой отражено противостояние официального и личного. Образ Машеньки из «Капитанской дочки» кажется более правильной трактовкой еще и потому, что с ним перекликаются образы дощатого домика и императрицы. Стихотворение можно назвать пророческим. Лирический герой (Гринев наоборот) идет к императрице, и, обвиненный в заговоре, погибает.

Фразу «сад планет» у домика Машеньки автор использует не случайно. Это символ смерти, космоса, противного человеческой природе. Для вечности же нет разделения между живым и мертвым, но лишь там человек находит свободу. Однако в земном существовании есть эта граница, и поэт меняет местами лирического героя и Машеньку по принципу жизни и смерти.

Есть мнение, что Машенька ассоциируется у автора с прошлой Россией, которую поэту невозможно не любить. Однако она умерла, и никогда не вернется назад. В отчаяньи его герой просит остановить трамвай, что уже невозможно. Все светлые образы прошлого приходят лишь в воспоминаниях.

В последних строфах поэт описывает образы Санкт-Петербурга: Исакий, Всадник на коне в железной перчатке. Это финальная точка маршрута, где у героя возникает желание заказать панихиду по себе.

Символика названия

Многие читатели задавались вопросом, почему стихотворение называется «Заблудившийся трамвай». Транспорт, который идет по рельсам, не может сбиться с пути. Однако автор использует эту метафору, подчеркивая, что трамваем является страна, погрязшая в ложных идеях и псевдопатриотизме. Поэту до сих пор не верится, что он «вскочил на подножку трамвая». Он привык проводить время за границей и по случайности оказался в стране в разгар революции.

Однако пребывание поэта в стране вызвало пристальное внимание новой власти. Он тут же стал невыездным отчасти из-за своей позиции, отчасти — из-за благородного происхождения. В стихотворении он возвращается в любимые страны, где ему было хорошо и спокойно. Здесь же он словно предвидит скорую смерть (1921 год), описывает своего палача — крестьянина в красной рубашке с лицом, как вымя. Однако это не так страшит поэта, как-то, что от его любимой России не осталось ничего привычного.

Стихотворение по сей день вызывает горячие споры у литературных критиков. Оно является вершиной творчества поэта, выражает его новаторский талант. Описанные события вращаются не вокруг конкретного человека, а вокруг чувств, эмоций.

Произведение было рождено под влиянием сиюминутного порыва, словно продиктовано ему из будущего. В подобной манере поэт мог бы писать и дальше, однако вмешались революционные силы, и Гумилев озарений и Индий духа остался нам неизвестен.

Анализ стихотворения Гумилева Заблудившийся трамвай 11 класс

Тяжелое время наступило для России. С 1917 года страна погрузилась в ужасы гражданской войны. Началась борьба за власть между различными классами населения. Много кто хотел хоть как-то добраться или ухватить кусочек власти. Многие поэты и литературные личности были не в восторге от всего происходящего, некоторые даже не поддерживали такие действия, а люди в стране страдали. В разгар гражданской войны Николай Гумилев пишет стихотворение “Заблудившийся трамвай”. Он был одним из тех поэтов, которые не могли держать все в себе. Гумилев был патриотом, он переживал за свою страну и ее историю, эти события поселили в его душе чувства непонимания и удивления.

Главный герой произведения так же наверно, как и сам автор, оказывается в непонятной для него ситуации. В глубине души герой понимает, что не он выбрал данную ситуацию, он просто стал ее невольным свидетелем, его об этом не спросили. На первый взгляд, кажется, будто сложно проследить в стихотворении основную мысль и тему, которую пытался донести автор. Для этого просто необходимо его прочитать. Но одно наталкивает на мысли. В произведении переплетаются либо прошлые воспоминания и чувства поэта, либо же то, что автор ищет в творчестве. Возникающие на протяжении жизни чувства, могут приносить герою не только ощущение любви, но что чаще всего, чувство грусти и безнадежности в мире.

Герой стихотворения видит возникший перед ним трамвай. Он словно прибыл к герою из другого мира. Его появление сопровождается необычайным светом и звуком, что может немного насторожить героя. Автор отправляет героя на трамвай, который несется без остановок и раздумий. Трамвай, не имея вагоновожатого, предоставлен сам себе. Именно он переносит главного героя, словно в другое пространство и время. Трамвай, будто призрак, проносящий героя по загробному миру, открывшемуся перед ним. Для героя это сон, в котором он смог увидеть не только свою собственную жизнь, но и даже смерть. Трамвай несется даже не собираясь останавливаться. Кажется, либо он сбился с пути и не знает куда едет, либо он все-таки едет по назначенной, предначертанной дороге.

Стихотворение открывает перед читателями то время. Это было время смятения души человека. Надвигались большие перемены в жизни каждого человека. Многие, так усердно пытаясь, все еще не могли найти свою дорогу, предначертанную судьбой. Главный герой мчится на трамвае, мимо него проносятся различные пейзажи и пустые дома. Увиденная картина происходящего наталкивает героя на мысль о том, что уже все не будет прежним. Он понимает, что ничего нельзя вернуть, но так не хочется это понимать и в это верить. Главный герой оказывается потерянным в бездне.

Гумилев так и не смог принять надвигающихся революционных перемен, выбранная им позиция сыграла большую роль в его стихотворениях.

Анализ стихотворения Заблудившийся трамвай Гумилева

Стихотворение написано в 1919 году и вошло в последний сборник поэта «Огненный столп», считающийся вершиной его творчества. Многими исследователями и критиками произведение считается наполненным многочисленными метафорами, аллюзиями и отсылками ко многим классическим стихотворениям российских и зарубежных поэтов. В разборах и трактовках указывается влияние Рембо, Бодлера, Эдгара По, Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Блока.

На самом деле, если знать биографию автора и историю создания «Заблудившегося трамвая», то многие строки – автобиографичные. Главной линией проходит пророческое ощущение надвигающейся катастрофы. Именно это символизирует бешено несущийся «бурей темной» вагон, оставляющий в небе «огненную дорожку». Через два года поэт трагически погибнет.

Современники вспоминали, что однажды идя с товарищами по улице поздним вечером, Николай увидел громыхающий по рельсам трамвай и, не сказав никому ни слова, запрыгнул на подножку и уехал. Позже появилось стихотворение, ставшее культовым и до сих пор остающимся не разгаданным.

Поэт в образе лирического героя проносится через свое прошлое и настоящее к неизбежному гибельному будущему.

«Через Неву, через Нил и Сену» – это страницы его прошлого, полного путешествий и приключений (поэт долгое время жил в Петербурге и Париже, совершил несколько экспедиций в Африку). Индия Духа – отсылка к поэтическому течению акмеистов. Слова «вывеска…кровью налитые буквы гласят – зеленая» – начало пророчества своей гибели, звучащее в следующих двух строфах про уродливого палача в красной рубахе и отрубленные головы.

Далее герой проносится мимо дома, где когда-то жила возлюбленная. Это тоже воспоминания автора, любимая девушка которого по имени Мария умерла от болезни в юные годы. Следующие строки буквально пропитаны горечью о несбывшейся мечте и сожалением о невозможности повернуть колесо времени назад.

И завершается произведение все тем же гибельным предчувствие: «…отслужу молебен о здравьи Машеньки и панихиду по мне».

Сочетание совершенных поэтических форм, образность, многоплановость смыслов и душераздирающая искренность ставит «Заблудившийся трамвай» в один ряд с самыми выдающимися образцами поэзии Серебряного века.

11 класс по плану, кратко

Картинка к стихотворению Заблудившийся трамвай

Популярные темы анализов

Анненский Иннокентий Фёдорович – творец, переводчик, директор учебного высшего учебного заведения, эссеист, критик родился в девятнадцатом веке в Сибири. Будущий поэт был слаб здоровьем и находил радость в мире книг,

Стихотворение А. Фета “Еще майская ночь” представляет собой любование обычным временем суток – ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным,

Есенин никогда не думал, что он станет известным писателем, которого изучают в школах до сегодняшнего дня. Ему нравилось описывать все, что он видит. В каждое свое произведение он вкладывал душу и любовь к родному краю.

Конец сороковых годов, послевоенные года. Поэт Эдуард Асадов вернулся домой с войны с тяжелой травмой. Он снова начал писать. Много интересных, берущих за душу стихов вышло из-под его пера, которые вызывали слезы сочувствия

Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,

Ссылка на основную публикацию