13-й подвиг Геракла – краткое содержание рассказа Искандера

Краткое содержание «13 подвиг Геракла»

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.

Главные герои

Рассказчик – главный герой, ученик 5 «Б» класса.

Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.

Другие персонажи

Сахаров – прилежный ученик, отличник.

Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.

Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

Краткое содержание

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, « по происхождению грек ». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в « классе образцовую тишину ». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – « это делать человека смешным ». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась « какая-то запутанная и глупая » задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение: он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5 «А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося « в одном из флигелей при школьном дворе ».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, аргументируя тем, что на следующем уроке их класс уйдёт на экскурсию. На самом деле наш герой хочет сорвать урок математики. Ему это удается, и сначала в 5 «Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, « что в воздухе запахло какой-то опасностью » – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял « лукавые детские души » и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Заключение

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль: нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем они не вошли в привычку.

Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание рассказа «13 подвиг Геракла» Ф. Искандера

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

  1. Основные персонажи рассказа
  2. «Тринадцатый подвиг Геракла» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «13 подвига Геракла» Искандера
  4. Сюжет рассказа «13 подвиг Геракла» с цитатами
  5. Видео краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла»

Основные персонажи рассказа

  • Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.
  • Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.
  • Сахаров – прилежный ученик, отличник.
  • Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.
  • Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

«Тринадцатый подвиг Геракла» очень краткое содержание

Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание для читательского дневника:

Новый учитель математики не ругал и не наказывал проштрафившихся учеников, он их просто высмеивал.

Однажды главный герои не выучил домашнего задания и очень боялся насмешек со стороны учителя и одноклассников. Поэтому когда в школу пришли врачи делать прививки от тифа, он убедил их начать не с 5 “А” класса, а с 5 “Б”, в котором сам учился. Врачи согласились, и в течение целого урока проводилась вакцинация.

После ухода докторов время до конца урока еще оставалось, и учитель вызвал «героя» к доске, где все и убедились в том, что мальчик не готов к уроку. Тогда учитель и рассказал о подвигах Геракла, которые он совершал из благородных побуждений. А наш ученик совершил свой «подвиг» из лени и трусости.

Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других.

Короткий пересказ «13 подвига Геракла» Искандера

«13 подвиг Геракла» Искандер краткое содержание:

Чтобы избежать двойки по математике, пятиклассник устраивает всему классу вакцинацию от тифа. Учитель называет его поступок «тринадцатым подвигом Геракла» и высмеивает перед одноклассниками.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.

Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы.

Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать «скорую помощь», но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора остаётся немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей.

Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершён тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершён из трусости.

Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь, наверное, и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.

Сюжет рассказа «13 подвиг Геракла» с цитатами

Краткое содержание «13 подвиг Геракла» Искандер с цитатами из произведения:

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Заключение

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.

Видео краткое содержание «Тринадцатый подвиг Геракла»

С самого начала произведения видна некая схожесть с рассказами Древней Грецией. Сам заголовок произведения говорит читателю о том, что рассказ будет связан с мифами. Всем известно о двенадцати подвигах Геракла, поэтому интересно прочитать, какой же был новый подвиг Геракла. В итоге оказывается, что это вовсе не является подвигом.

За главную идею произведения можно взять то, что на самом деле смех дает возможность посмотреть на человека с разных сторон, увидеть скрытые черты, помогает признать ошибки, чтобы в дальнейшем не совершать их.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

23.01.2019

Искандер Ф. “Тринадцатый подвиг Геракла”

Искандер Ф., рассказ “Тринадцатый подвиг Геракла”

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа “Тринадцатый подвиг Геракла” и их характеристика

  1. Мальчик-рассказчик, автор. Ученик 5 класса. Недисциплинированный, хитрый, ловкий, трусливый.
  2. Харлампий Диогенович. Учитель математики, грек. Ехидный, насмешливый, лукавый, умный.
  3. Алик Комаров. Троечник. Сосед по парте.
  4. Сахаров. Отличник.
  5. Шурик Авдеенко. Мрачный двоечник.

План пересказа рассказа “Тринадцатый подвиг Геракла”

  1. Учитель математики
  2. Тишина на уроках
  3. Метод Харлампия Диогеновича
  4. Трудная задача
  5. Неверный ответ
  6. Староста у доски
  7. Появление доктора
  8. Инициатива героя
  9. Возвращение доктора
  10. Трусливый Алик
  11. Двенадцать подвигов Геракла
  12. Герой у доски
  13. Заминированный герой
  14. Смех в классе
  15. Впредь наука.

Кратчайшее содержание рассказа “Тринадцатый подвиг Геракла” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Учитель математики Харлампий Диогенович умел выставить смешным любого ученика.
  2. Герой не сделал задачу и боялся насмешек учителя.
  3. Он обманул доктора и добился, чтобы на уроке им поставили уколы от тифа.
  4. Больше всех боялся Алик Комаров, а герой не боялся уколов.
  5. Учитель вспомнил Геракла и вызвал к доске героя.
  6. Он выставил героя смешным и над мальчиком потешался весь класс.
Читайте также:  Доклад Как жили древние люди 5 класс (сообщение)

Главная мысль рассказа “Тринадцатый подвиг Геракла”
Чтобы не оказаться посмешищем нужно всегда делать уроки.

Чему учит рассказ “Тринадцатый подвиг Геракла”
Рассказ учит относится ответственно к выполнению домашнего задания. Учит не бояться уколов. Учит уметь отвечать за свои проступки. Учит не боятся насмешек и относится к себе с юмором. Учит не пытаться избежать справедливого наказания.

Отзыв на рассказ “Тринадцатый подвиг Геракла”
Мне понравился этот рассказ и больше всего его главный герой, мальчик. Это был умный и хитрый мальчик, который проявил смекалку, но все равно не смог обмануть учителя. Он проиграл и был наказан. Но его старания заслуживают уважения. А вот учитель мне показался излишне жестоким. Он смеялся над учениками и тем самым унижал их достоинство.

Пословицы к рассказу “Тринадцатый подвиг Геракла”
После смеха бывают слезы.
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
От великого до смешного один шаг.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Каждый храбрец храбр по-своему.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Тринадцатый подвиг Геракла”
Все математики оказываются неряшливыми, рассеянными и гениальными. Но вот этого математика нельзя было назвать слабохарактерным или неряшливым.
Звали его Харлампий Диогенович и он сразу установил в классе образцовую тишину. Она была такой полной, что директор часто заглядывал в класс, проверить, не сбежали ли ученики на стадион.
Но сбежать с урока математики было немыслимо. Харлампий Диогенович если и заставлял класс смеяться, то по своей инициативе и для доказательства от противного.
Он радостно встречал каждого опоздавшего ученика и придумывал ему какое-нибудь смешное прозвище, например принц Уэльский. И класс начинал хохотать.
Списать у Харлампия Диогеновича было невозможно. Он сразу узнавал списанную работу и начинал ее высмеивать. Это была тактика математика, делать человека смешным. И разумеется никто не хотел становиться смешным, но никто не избежал этой участи. Коснулась она и героя.
Герой не решил задачу, которая никак не сходилась с ответом. Он решил, что ответ неправильный и на всякий случай спросил у мальчика, с которым играл в футбол, про задачу. Тот ее не тоже не решил.
После футбола герой спросил про задачу у отличника Сахарова, и оказалось, что Сахаров решил задачу, причем ответ совпал с ответом учебника.
Пришел учитель и спросил дежурного. Так как такового не оказалось, учитель заставил старосту стирать с доски и прочитал ему лекцию об его обязанностях.
Герой дрожал от страха. И тут в класс заглянул доктор и спросил не пятый ли это “А”. Учитель сказал, что нет, а герой набрался отчаянной храбрости и вызвался показать доктору пятый “А”.
Герой догнал доктора и медсестру и сказал, что его класс на следующем уроке идет в музей, а потому лучше поставить уколы сперва им. Доктор легко согласилась, думая, что герою не терпится испытать храбрость. Но герой сказал, что он малярик и ему уколы ставили тысячу раз.
Герой вернулся в класс в хорошем настроении, и даже похвалил соседа по парте, Алика Комарова, за то, что тот решил домашнюю задачу.
Тут пришла доктор и ученикам стали делать уколы, вызывая их по алфавиту. Первым укол получил Авдеенко, а Комаров все больше бледнел – он боялся уколов. Когда пришла его очередь, Алик так побледнел, что чуть не упал в обморок и ему дали понюхать флакончик.
Наконец доктор и медсестра ушли, а Харлампий Диогенович приказал открыть окна и проветрить класс. Потом начал перебирать четки и рассказывать про Геракла. Учитель сказал, что Геракл совершил двенадцать подвигов, но один молодой человек решил совершить тринадцатый.
Но Геракл совершал подвиги как храбрец, а молодой человек совершил подвиг из трусости. И тут учитель позвал героя к доске и попросил показать, как тот решил задачу.
Герой несколько раз повторил слово Артиллерийский снаряд и учитель предложил ему попросить военрука, чтобы тот его разминировал.
Класс смеялся. Смеялись все, отличник Сахаров и Алик Комаров, смеялся даже мрачный Шурик Авдеенко. Прозвенел звонок и учитель поставил герою двойку.
С тех пор герой стал ответственно относиться к домашним заданиям и он с благодарностью вспоминал Харлампия Диогеновича, который смехом закалял детские души и заставлял детей относится к своей персоне с юмором.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “Тринадцатый подвиг Геракла”

Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф. Искандер)

Краткое содержание

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести «Тринадцатый подвиг Геракла» (Ф. Искандер)

(298 слов) Учителя в своей работе используют разные подходы к ученикам. Кто-то ругает их крепкими словами, кто-то взывает к стыду и совести, а кое-кто предпочитает не замечать шаловливых выходок ребят. Но только не Харлампий Диогенович из повести Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Харлампий Диогенович – учитель математики. Он не отчитывает учеников, не читает им нотаций, не выгоняет из класса. Вместо этого преподаватель использует беспроигрышный вариант – поднимает провинившихся учеников на смех перед всем классом. А выглядеть смешным никому не хочется. Ученик, нарушивший дисциплину, понимает, насколько он смешон, и дальше уже старается не попадаться на «ловушку». Свой метод учитель применил и к герою, от лица которого ведётся повествование. Мальчик не сумел решить домашнее задание, а, придя в школу за час до начала занятий, играл в футбол, вместо того чтобы спросить у отличников, как решается задача. Когда начался урок, в класс по ошибке заглянули доктор и медсестра. Ученик решил воспользоваться случаем, и убедил врача, что сначала прививку надо делать именно их классу. После того, как все были привиты, Харлампий Диогенович, как обычно делал перед звонком, начал рассказ о древнегреческом герое. Но оказалось, что учитель повествует о том, как один молодой человек попытался совершить тринадцатый подвиг Геракла, да не от храбрости, а от трусости. Вскоре стало ясно, что речь идёт о рассказчике. Учитель вызвал его к доске. Над мальчиком смеялся весь класс. И с тех пор он стал серьёзно относиться к выполнению домашних заданий.

Мне кажется, отчество учителя выбрано не просто так. Диоген – это древнегреческий философ. Отчество «Диогенович» указывает на мудрость его владельца. Действительно, Харлампий Диогенович – мудрый учитель, который использует смех в воспитательных целях. Благодаря его методу, у учеников укрепляется характер, дети учатся относиться к себе с юмором. Я думаю, что Харлампий Диогенович, как настоящий педагог, воспитал в своих учениках самое ценное – привычку к честному исполнению взятых на себя обязательств и здоровое чувство юмора.

Автор: Светлана Егорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеристика Харлампия Диогеновича из рассказа «13 подвиг Геракла» Заранее спасибо)

Ответ оставил Гуру

Харлампий Диогенович — преподаватель математики пятого класса, где учится главный герой произведения. Характером и педагогическим стилем он разительно отличался от учителей школы. Появившись в школе неожиданно, он явил собой противовес традиционным методам преподавания и воспитания детей. По происхождению педагог грек, на что нам указывает Его отчество — Диогенович. Математик, в свободные или подходящие минуты урока знакомит учеников с историей и мифами Древней Греции. Но не только в близости к истории мы видим созвучие учителя с философом. Он имеет очень философский взгляд на жизнь. На уроках Харлампия Диогеновича стоит пугающая даже директора тишина. А причиной ее является умение математика в ироничной форме высмеять не самые благовидные качества учеников: непунктуальность, лень, трусость, необязательность. Находясь под зорким взглядом учителя каждый в классе, без исключения, удостаивается капли иронии. Но эта ирония столь остра, что вызывает смех класса, программируемый самим педагогом. Именно сатирический смех, а не насмешка или наказание, акцентируют весь класс на прозошедшем. Попав под прицел его высказывания, каждый ребенок осознает не только вину, но и последствия своего поступка: двоечник — списывания, опоздавший — цену отнятого времени, а главный герой — никчемность своего подвига. Ирония педагога очень адресна, она позволяет человеку понять, что ошибка допущенная им, не случайность, а лукавая попытка избежать неизбежного. Сам автор благодарен методике Харлампия Диогеновича, считая ее превосходящей назидание, наказание или неприкрытое порицание неблаговидных поступков. Свою благодарность педагогу он резюмирует в последних строках произведения: «Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».
Оцени ответ

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои рассказа Фазилия Искандера

«13 подвиг Геракла» главные герои

  • Рассказчик — главный герой, ученик 5-Б класса
  • Харлампий Диогенович — учитель математики
  • Шурик Авдеенко — учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
  • Алик Комаров — больше всего боится уколов. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка — держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
  • Сахаров — отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так: «— Правильный, — кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие».
Читайте также:  Памятник Победы – Звонница на Прохоровском поле – сообщение доклад

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

«13 подвиг Геракла» характеристика главного героя

Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович. К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем. Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков и фал в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости. Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», т>т же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества. В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам». Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Характеристика учителя

Учитель математики — « был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек». Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным, воспитывать смехом. Никто не хочет быть смешным. Учитель перед всем классом открыл то, что главный герой таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. «Долгожданный звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот всего класса».

Характеристика 2

У каждого учителя есть своя методика общения с нерадивыми учениками. Одни читают морали, надеясь, что в хулигане проснется совесть, другие могут откровенно перейти на крик, а третьим легче делать вид, что ничего не происходит и не обращать внимания на зарвавшихся школяров. Совсем другой подход к детям у Харлампия Диогеновича, учителя математики, героя повести «Тринадцатый подвиг Геракла».

Он не кричит на провинившихся учеников, не читает долгих нотаций, не выставляет за дверь. Харлампий Диогенович поступает уникально – он поднимает хулигана на смех, а быть посмешищем всего класса — весьма сомнительное удовольствие. Осмеянный один раз, нарушитель дисциплины старается больше не попадаться на этот «крючок».

Именно так он поступил с учеником, от лица которого написано это произведение. Мальчишка не справился с заданным на дом уроком и придя в школу значительно раньше начала занятий, вместо того, чтобы обратиться к какому-нибудь отличнику за помощью, присоединился к футбольной игре.

Вскоре после начала урока, в класс нечаянно заглянули врач с медсестрой. Воспользовавшись ситуацией, мальчик, схитрив, уверил медиков, что прививки в первую очередь необходимо сделать именно их классу. После того, как был привит последний ученик, Харлампий Диогенович, начал рассказ об одном древнегреческом герое. Он всегда рассказывал какую-нибудь историю перед тем, как прозвенит звонок на перемену. Но в этот раз выяснилось, что учитель рассказывает об юноше, совершившим тринадцатый подвиг Геракла, но отнюдь не от храбрости, а наоборот, от того, что струсил. В конце своего повествования, учитель пригласил горе – героя к доске и весь класс начал над ним потешаться. После этого случая, мальчик уже не решился относиться к домашним заданиям столь легкомысленно.

Необычное отчество учителя в повести наверное, придумано не случайно, Диоген, как известно был знаменит своей мудростью. Харлампий Диогенович тоже наделён этим качеством. Воспитать в детях сильный характер, посредством чувства юмора – такая задача не каждому по плечу. Только обладая умом и с годами накопленным опытом можно добиться определенных результатов, каких добился Харлампий Диогенович, благодаря своей мудрости.

Другие сочинения: ← Анализ романа Гюго Собор Парижской Богоматери↑ ДругиеГлавные герои новеллы Дары волхвов →

«13 подвиг Геракла» краткое содержание рассказа Искандера – читать пересказ онлайн

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «13 подвиг Геракла», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Проверить свои знания можно на нашем сайте при помощи специального теста.

Главные герои

Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.

Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.

Другие персонажи

Сахаров – прилежный ученик, отличник.

Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.

Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

Краткое содержание

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, «по происхождению грек». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в «классе образцовую тишину». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – «это делать человека смешным». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась «какая-то запутанная и глупая» задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося «в одном из флигелей при школьном дворе».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, «что в воздухе запахло какой-то опасностью» – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял «лукавые детские души», и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Заключение

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.

Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Доклад на тему Основание Санкт-Петербурга сообщение

«Люблю тебя, Петра творенье. » – признается в своем произведении «Медный всадник» Александр Сергеевич Пушкин. Эти строки направлены к городу, который основал первый российский император в 1703 году.

В 1700 году Россия начала войну со Швецией. Петр стремился наладить связи с Европой, но не имел морского пути по Балтике, что сковывало его возможности.

В 1703 году Петру I удалось выбить шведов с исконно русского клочка земли на востоке Финского залива, который шведы называли Ингерманландией. Именно там молодой царь и решил основать город-порт, который мог бы стать столицей государства, которое строил будущий император.

27 мая того же года был заложен первый камень крепости, названной Санкт-Питер-Бурх. С 1704 по 1717 года на небольшом, болотистом, часто затапливаемом клочке земли трудились тысячи крестьян, рабочих и ремесленников, возводя жилые здания, адмиралтейство, казармы, правительственные сооружения и мосты.

До сих пор сохранился домик самого Петра, в котором он жил. Бревна в нем имеют не круглое сечение, а выполнены в форме шестигранника. Таким способом этот дом строили пленные шведы. Петр Алексеевич и сам часто участвовал в постройке, умело орудуя топором. «Должно быть нам тут суждено в Европу прорубить окно…» – писал в стихотворении Пушкин.

Читайте также:  Внутренняя и внешняя политика первых Романовых

Много рабочего люда погибло при строительстве новой столицы. Виной тому были травмы, болезни, голод, неосторожность. Петр мечтал в кратчайшие сроки построить современный европейский город и для достижения заветной цели не щадил себя и не знал жалости к окружающим. Великие государственные дела были гораздо важнее жизни человека, даже если этот человек – монарх огромной державы.

Бытует легенда, что верный соратник Петра, граф Александр Меньшиков, пожаловался царю на то, что многие участки будущего города сильно затапливает и указал на самое глубокое место. Молодой Петр громко рассмеялся и сказал, что именно тут и будет построен дом Меньшикова. Говорят, что во время половодья граф ходил по колено в воде, но это не останавливало рост города и через десятки лет Санкт-Петербург будет покрыт системой каналов и мостов через Неву, которые сделают его красивейшим и уникальным городом Европы.

Сообщение 2

Санкт-Петербург называют северной столицей России, русской Венецией, городом разводных мостов и белых ночей. Название города расшифровывается как город святого Петра, одного из 12 апостолов. Таким образом основатель города Пётр Великий увековечил имя своего покровителя.

В ходе очередной русско-шведской войны России удалось завоевать Ингерманландию. Это было очень важно для укрепления позиций государства, поскольку России необходимо было защититься от внешних врагов с северо-запада и наладить экономические связи с Европой. Пётр Великий принял решение заложить на завоёванных землях город-крепость. План строительства был спроектирован правителем самостоятельно.

Строительство города велось тяжело. Петропавловская крепость была заложена на р. Нева на Заячьем острове, недалеко от Финского залива. Местность была болотистой, периодически возникали наводнения, средств для возведения катастрофически не хватало, ведь всё ещё продолжалась затяжная Северная война. Однако к концу 1703 года территория строительства значительно расширилась. Крепостные сооружения строились на Заячьем острове, а на другом берегу Невы стали возникать слободы, воинские части, административные здания. Городской, Заячий и Васильевский острова соединялись мостами.

Санкт-Петербург стал не только новой столицей Российского государства, но и крупным морским портом. Уже в 1703 году в порт прибыл первый корабль из Голландии.

Строительство новой столицы велось вплоть до 1717 года. В Санкт-Петербург стекались рабочие со всей страны. Здесь применялись самые современные инженерные технологии, благодаря чему осушались многочисленные болота, возводились каналы Невы. Самым знаменательным событием стало строительство загородной резиденцией императора – Петергофа. Здесь были возведены ансамбли фонтанов, роскошные дворцы и романтичный Монплезир.

Основание Санкт-Петербурга имело важное значение для России. Именно с Петропавловской крепости началось возведение оборонительных сооружений на северо-западной границе государства. К тому же неслучайно Санкт-Петербург называли «окном» в Европу, поскольку этот город выполнял не только оборонительную функцию, но и социально-экономическую и политическую.

Картинка к сообщению Основание Санкт-Петербурга

Популярные сегодня темы

Древние славяне это разнообразие народов, использующих в повседневной жизни похожие языки. Именно по языковому признаку славян делян на западных, восточных и южных.

Плавание является одним из самых популярных видов физической активности. В процессе плавания принимают участие все группы мышц человека. По данной дисциплине существуют соревнования, которое

В 1850 году известный на всю Москву купец и меценат Павел Третьяков увлекся коллекционированием живописи и начал активно скупать работы различных авторов.

Знаки дорожного движения начали свое существование в 1909 году. До этого в них не было нужды, потому как большая часть населения ходила пешком.

В стране достаточно остро стоит проблема зашиты детей. Растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской заботы. Общественность не сразу пришло к вывод

Плоские черви – примитивные беспозвоночные с двухсторонней симметрией. Свое название данный тип животных получил в связи с тем, что тело этих червей сильно уплощено.

История России

1-10 век

  • Династия Рюриковичей
  • Князь Рюрик
  • Князь Олег Вещий
  • Установление полюдья
  • Князь Игорь Рюрикович
  • Княгиня Ольга
  • Князь Святослав Игоревич
  • Князь Ярополк Святославович
  • Князь Владимир Святославович
  • Язычество в Древней Руси
  • Крещение Руси
  • Оброк и барщина
  • Образование древнерусского государства
  • Особенности политического строя Древней Руси
  • Восточные славяне
  • Борьба с кочевниками
  • Печенеги
  • Хазары и Хазарский каганат
  • Половцы
  • Древляне
  • Вече в Древнерусском государстве
  • 11 век

    • Материальная и духовная культура Киевской Руси
    • Период феодальной раздробленности
    • Киевская Русь в 11 веке
    • Междоусобные войны
    • Князь Святополк Окаянный
    • Князь Ярослав Мудрый
    • Любечский съезд
    • Русская Правда
    • Строительство Московского Кремля
    • Князь Изяслав Ярославич
    • Князь Всеслав Брячиславич
    • Князь Святослав Ярославич
    • Князь Всеволод Ярославич
  • 12 век

    • Культура Руси в 12 веке
    • Древняя Русь в 12 веке
    • Князь Владимир Мономах
    • Мстислав 1 Великий
    • Повесть временных лет
    • Правление Юрия Долгорукого
    • Основание Москвы
    • Правление Андрея Боголюбского
    • Князь Всеволод Юрьевич
    • Юрий Всеволодович
    • Правление Ярослава Всеволодовича
    • Русские княжества и земли
    • Крестовые походы на Русь
    • Новгородская республика
    • Псковское княжество
    • Полоцкое княжество
    • Галицко-Волынское княжество
    • Черниговское княжество
    • Великое княжество Московское
    • Владимиро-Суздальское княжество
  • 13 век

    • Золотая Орда
    • Монголо-татарское иго
    • Битва на Калке
    • Александр Невский и Невская битва
    • Ледовое побоище на Чудском озере
    • Экспансия Руси немецкими рыцарями и шведскими феодалами
    • Объединение русских земель
    • Великое княжество Литовское
  • 14 век

    • Возвышение Московского княжества
    • Правление Ивана Калиты
    • Правление Дмитрия Донского
    • Куликовская битва 1380 года
  • 15 век

    • Василий 2 Темный
    • Иван 3 – внутренняя и внешняя политика
    • Образование русского централизованного государства
    • Культура 2-ой половины 14-15 веков
    • Судебник 1497 года
    • Стояние на реке Угре
  • 16 век

    • Василий 3 Иванович
    • Иван Грозный и его реформы
    • Ливонская война 1558 – 1583 годов
    • Опричнина при Иване 4
    • Судебник 1550 года
    • Политика Бориса Годунова
  • 17 век

    • Смута в истории России
    • Польско-шведская интервенция Руси в 17 веке
    • Лжедмитрий 1 и 2
    • Крестьянское восстание Ивана Болотникова
    • Народное ополчение Минина и Пожарского
    • Династия Романовых
    • Михаил Федорович Романов
    • Царь Алексей Романов
    • Соборное уложение 1649
    • Церковный раскол в России
    • Восстание Степана Разина
    • Cоциально-экономическое развитие России в 17 веке
    • Образование и культура в 17 веке
    • Внешняя политика России в 17 веке
    • Народные движения в 17 веке
  • 18 век

    • Внешняя политика России в 18 веке
    • Русско-турецкие войны
    • Великая Северная война
    • История основания Санкт-Петербурга
    • Реформы Петра 1
    • Полтавская битва 1709 года
    • Табель о рангах 1722 года
    • Эпоха дворцовых переворотов
    • Правление Екатерины 1
    • Правление Петра 2
    • Биография Анны Иоановны
    • Краткая биография Ивана 6
    • Елизавета Петровна Романова
    • Правление Петра 3
    • Семилетняя война 1756-1763 гг.
    • Царствование Екатерины 2
    • Восстание Емельяна Пугачева
    • Особенности правления Павла 1
    • Суворов Александр Васильевич
    • Граф Аракчеев
  • 1 половина 19 века

    • Внешняя политика России в начале 19 века
    • Кризис феодально-крепостнической системы
    • Крестьянский вопрос
    • Император Александр 1
    • Сперанский. Жизнь и реформы
    • Император Николай 1
    • Восстание декабристов (краткое содержание)
    • Отечественная война 1812 года
    • Партизанская война 1812 года
    • Битва Бородино
  • 2 половина 19 века

    • Крымская война 1853 – 1856 гг
    • Правление Александра 2
    • Реформы Александра 2
    • Отмена крепостного права в России
    • Финансовые реформы
    • Земская реформа
    • Городская реформа
    • Буржуазные реформы в 60 – 70-х годах 19 века
    • Судебная реформа
    • Военная реформа
    • Министр финансов Витте Сергей Юльевич
    • Культура России во второй половине 19 века
    • Политика контрреформ Александра 3
  • 1 четверть 20 века

    • Реформы Столыпина
    • Русская культура начала 20 века
    • Россия в 1 мировой войне
    • Кровавое воскресенье
    • Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
    • Брестский мирный договор
    • Владимир Ильич Ленин
    • Социально-экономическое развитие России в начале 20 века
    • Император Николай 2 Кровавый
    • Революция 1905-1907 годов
    • Русско-японская война 1904-1905
    • Портсмутский мирный договор 1905 года
    • Тройственный союз и Антанта
    • Февральская революция 1917 года
    • Период двоевластия
    • Октябрьская революция 1917 года
    • Манифест 17 октября 1905 года
    • Гражданская война 1917 – 1922 гг
    • Военный коммунизм
    • РСФСР в общих чертах
    • А. Ф. Керенский
    • Адмирал Колчак
    • Корнилов Лавр Георгиевич
    • Образование СССР
    • СССР в общих чертах
    • Новая экономическая политика (НЭП)
  • 2 четверть 20 века

    • Индустриализация в СССР
    • Коллективизация в СССР
    • Внешняя политика СССР в 20-30 годы
    • Иосиф Виссарионович Сталин
    • Ленинградское дело
    • Берия Лаврентий Павлович
    • Адольф Гитлер
    • Вероломное нападение Германии на СССР
    • Вторая Мировая война (1941-1945)
    • Операция Барбаросса
    • Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
    • Оборона Брестской крепости
    • Партизанское движение в Отечественной войне
    • Битва за Москву (1941-1942 гг.)
    • Битва под Киевом 1941 год
    • Смоленское сражение
    • Основные этапы Сталинградской битвы
    • Коренной перелом в войне
    • Оборона Одессы
    • Битва за Кавказ
    • Оборона Севастополя
    • Форсирование Днепра
    • Блокада Ленинграда
    • Курская дуга (1943 год)
    • Освобождение Киева
    • Конец войны и битва за Берлин
  • 3 четверть 20 века

    • Холодная война
    • Биография Хрущева Н.С.
    • Маленков Г. М.
    • Первый полет в космос
    • Косыгин и его реформы
    • Годы правления Брежнева
    • Эпоха застоя
    • Реформы Андропова Ю.В.
  • 4 четверть 20 века

    • Перестройка в СССР
    • Приход к власти Горбачева
    • ГКЧП. Августовский путч
    • Распад СССР
    • Борис Николаевич Ельцин
    • Октябрьский путч 1993 года
  • Основание Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург (старые названия – Петроград, Ленинград) был основан в 1703 году Петром 1.

    История основания Сантк-Петербурга

    В ходе Северной Войны со шведами, русская армия во главе с Петром 1 отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того, чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

    Пётр самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место – оно должно было находиться рядом с морем и быть пригодным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре на этом месте выросли первые укрепления.

    По замыслу Петра, Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения.

    Строительство Петропавловской крепости

    Точный год основания Санкт-Петербурга – 16 (27) мая 1703 года. Именно в этот день на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Расположение крепости позволяло осуществлять полный контроль над морем и подходящими к берегу кораблями и, при необходимости, открывать по ним огонь. Сама крепость была окружена водой, что затрудняло штурм и делало её надёжным и безопасным местом.

    Сразу после приказа об основании города, Пётр собственноручно срубил для себя деревянный домик, который сохранился и по сей день и является одним из символов города.

    Шла война, поэтому построить крепость нужно было в максимально короткие сроки. Строительством руководил сам Петр1 – он составил план крепости и следил за его исполнением. Крепость была возведена в рекордные сроки – три года.

    Изначально крепость именовалась Санкт-Петербургской, но, после строительства во внутреннем дворе крепости собора имени Петра и Павла, её стали называть Петропавловской. В 1917 году это название было признано официальным.

    Следующим по важности зданием стали верфи – Адмиралтейство. Основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1904 году позволило городу с первых своих дней стать крупным морским пунктом.

    В 1706 году началась активная застройка территорий вокруг крепости и верфей.

    Развитие города

    Новый город развивается очень быстро – вскоре после строительства крепости работы ведутся и на нескольких ближайших островах. Петр с самого начала задумывает Петербург как новую столицу и «Окно в Европу», поэтому город намерено застраивается на манер европейских столиц.

    Петр желает построить город как можно быстрее, поэтому введена трудовая повинность. При строительстве города погибает множество людей, так как условия труда очень плохие. Свою роль в этом играет суровый климат и болота, на которых стоит Петербург.

    Не дожидаясь окончания застройки Петр переносит столицу из Москвы в Петербург. Здесь же теперь находятся все важнейшие органы государственного управления.

    1712-1918 гг. – Санкт-Петербург является столицей России.

    Название

    Многие думают, что название связано с основанием Санкт-Петербурга Петром 1. Это не так. При закладке город назван в честь апостола Петра, который является покровителем Петербурга и самого Петра 1.

    В 1914 году, после вступления России в Первую Мировую Войну город переименовывают в Петроград. Во многом это связано с царящими в то время анти-германскими настроениями (корень «бург» идет от немецкого – город).

    В 1924 году город снова переименовывается, на этот раз в Ленинград. Город назван в честь умершего В.И. Ленина.

    В 1991 году город возвращает свое историческое название.

    Ссылка на основную публикацию