Буддизм – сообщение доклад

Доклад на тему Буддизм сообщение

Подобно многим мировым религиям буддизм возник и сформировался благодаря фигуре основателя – уникальной личности, которая смогла предложить людям нечто невероятное, способ познания и действия в этом мире, который наделяет человеческое существование особым смыслом. В частности для буддизма речь идет о принце Ситхартхе Гуатаме, которого в дальнейшем стали называть Буддой Шакьямуни, то есть пробужденным из рода Шакья.

Ситхартха был на земле в 4-5 веках до новой эры, он проживал и проповедовал на территории современной Индии. Согласно легенде, этот великолепный принц до 16 лет оставался во дворце, оберегаемый своим отцом от страданий этого мира. Тем не менее, в 16 лет он сбежал из дворца на прогулку в город и последовательно увидел как проявляются в этом мире: старость, болезнь и гибель.

Как гласит предание, принц Гаутама увидел старика, больного и труп. Для простого человека такие образы с самого раннего детства не являются удивительными, но вот для принца, который обитал в достатке и здоровье во дворце и вообще не подозревал о страданиях этого мира, такие видения стали судьбоносными.

Подобно любому достойному человеку Ситхартка испытал в собственной душе сострадание и печаль, подобно любому достойному воину (а принц был именно из воинского рода, правителей той земли) он обрел решительность победить невзгоды. Таким образом юноша решает отыскать способ победить страдание. Для этого он отказывается от всего своего имущества и титулов и уходит из дворца, чтобы отыскать способ победы над страданиями.

Если смотреть в исторической перспективе, то для того времени подобный уход вообще был характерным поступком для представителей знати и аристократии. Многие люди добровольно уходили в леса и предавались аскезам и медитациям в поисках истины. Сначала будущий Будда присоединился именно к такой группе аскетов и укрощал собственную плоть, становясь ближе к постижению мира.

Однажды Будда понял чрезмерность аскетического пути и осознал актуальность так называемого срединного пути. Грубо говоря, поиска умеренности и гармонии во всем.

После Будды осталось множество писаний в частности Палийский канон и Трипитака, где записаны в том числе и слова Будды. В строгом смысле слова буддизм не является религией, так как не учит о Высшем существе и не требует поклонения. Как говорят сами буддисты, они просто занимаются различными методиками преобразования ума, которые позволяют избавить от страдания себя и других.

Вариант 2

Буддизм не является религией, так говорят сами буддисты. Данное учение представляет собой сочетание методов преобразования ума, которые позволяют людям избавиться от страданий и прийти к счастью. Идеалом буддизма является освобождение от так называемой сансары – круга перерождений и переход в так называемую нирвану – тотальное освобождение.

Возник буддизм в 400-500 годах до новой эры по причине проповеди Будды Шакьямуни, который прожил в этом своем перерождении 80 лет, большую часть своего земного пути, выполняя функции странствующего монаха и проповедника. После себя он оставил немало учеников и довольно много учений, которые и вошли в основу буддизма.

Тем не менее, современные последователи, хотя и сходятся во многом, разделяются на разные школы. Сейчас существует четыре основные школы буддизма, а также догматически есть деление на так называемую Большую и Малую колесницы. Последователи Большой колесницы видят собственной целью освобождение от сансары всех живых существ, последователи Малой имеют более скромную цель – они стремятся достичь нирваны хотя бы сами.

Помимо этого существует так называемая Алмазная колесница, которая исходит от тайной доктрины и во многом является мистическим учением. В каждой стране буддизм приобрел собственную вариацию и подобно всем религиям, которые приходят на новые земли и национальные почвы, впитал в себя особенности этой земли.

К примеру, довольно известным является тибетский буддизм, который частично впитал в себя традиции изначальной религии Бон, подобно тому, как православие на русской земле ассимилировало в себе некоторые языческие традиции. В Японии распространен дзен-буддизм, который также является особенным учением, почитаемым и у китайцев. Особенностью дзена является использование своеобразных практик, которые немного отличаются от традиционных буддийских.

Лидером (условно говоря) буддизма является Далай-Лама, который считается перерождением бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары. Помимо этого следует отметить Кармапу, который тоже считается одним из верховных иерархов и ламой, который сознательно перерождается на благо всех живых существ.

Картинка к сообщению Буддизм

Популярные сегодня темы

Технологии меняют действительность и система, которая называется умный дом является характерным примером этого факта. На самом деле относительно недавно люди и представить совсем не могли что

Созвездие Орион – группа звезд расположенная в северном полушарии небесного экватора. Его хорошо видно над европейской частью континента Евразия. Это одно из самых красивых и запоминающихся с

Кошка относится к млекопитающим, семейству кошачьих, отряд хищных. Наши домашние красавицы относятся к подвиду лесной кошки.

Примерный год рождения великого исследователя – 1605, появился на свет он в Великом Устюге. Семья Дежнева не была богатой, с самого детства всех детей учили, тому, что любой труд почетен

Королевство Норвегия располагается на севере и западе Скандинавского полуострова. Археологические раскопки говорят о том, что история государства уходит корнями к далекой древности

Совершенно обоснованно нефть называют черным золотом. Ведь этот ценный природный ресурс на данный период является своеобразным эквивалентом общей ценности в экономике и представляет собой уни

Сообщение на тему: Буддизм (кратко)

Одной из ведущих мировых религий является буддизм. Зарождение буддизма началось в Индии, в первом веке до нашей эры. Буддизм считается одной из самых древних религий мира. В индийском обществе буддизм распространился как альтернатива брахманизму. В Индии тех времен, в результате глубокого социально-экономического кризиса шёл распад родовых и традиционных связей, устанавливались классовые отношения. Общество было жёстко разделено на касты. Большую симпатию в обществе стала вызывать идеология буддизма, которая давала облегчение духовной жизни людей в эту эпоху. Постулаты буддизма получили одобрение и признание народа Индии.
Принято считать, что основателем буддийской веры был реальный человек. Легенда гласит, что рождён он в 562 году до нашей эры, на границе Индии и Непала. Имя его было Сиддхартха Гаутама. Отцом его был вождь племени «шакьёв», поэтому его называли Будда Шакьямуни, что означало «отшельник из племени шакьёв». Царевич никогда не знал ни нужды, ни забот, купаясь в роскоши. В стенах дворца он изучил многие науки, но был ограждён от суровой правды повседневной жизни простых людей.
Только когда юноше исполнилось 29 лет, он впервые столкнулся с вещами, о существовании которых не подозревал. Царевич впервые увидел старика, больного человека и покойника. Он вдруг понял, что жизнь человека это, в конечном счёте, цепь непрерывных страданий. Что в мире нет постоянства, всё мимолетно, и что никто из людей не избежит вещей — старости, болезней и смерти. С того дня уже ничто не могло отвлечь юношу от мысли о том, как можно, преодолевая неизбежные страдания земной жизни, находить душевный покой. Поиски ответа на этот вопрос стали целью его жизни.
Царевич покинул дворец и отправился странствовать по стране в образе нищего. Он жил с отшельниками в разных местах Индии, приняв их аскетический образ жизни. За шесть лет, превзойдя в аскетизме всех своих товарищей, молодой человек доводит свой организм до истощения. Подойдя близко к смерти, он понимает, что цели он так и не достиг.
Сев под дерево он погрузился в состояние медитации. Утром, в полнолуние Гаутама обрёл просветление и получил ответы на свои вопросы. Отныне его стали называть Будда, что значит «просветлённый».
Вернувшись к людям, Будда стал открывать народу новое учение. Стали появляться всё новые последователи Будды, так как проповеди его были близки и понятны многом.
Основанием его учения стали 4 истины, открывшиеся ему в момент просветления.
Первая истина: Человеческая жизнь есть страдание. Всё в мире рождается, чтобы умереть, исчезнуть.
Вторая истина: Причиной страдания являются желания. Люди страдают оттого, что они привязаны к жизни. Жизнь человека наполнена скорбями. Человек будет страдать, пока будет хотеть жить.
Третья истина: Для избавления от страданий необходимо, ограничить свои желания. Погасить пламя страстей и прекратить жажду желаний – этого можно достичь только в нирване.
Четвёртая истина: К избавлению от желаний, нужно идти Восьмеричным путем спасения, который ведет к окончательному освобождению.

Эти 4 истины составляют ступени на пути к нирване и называются срединным путём. Этот путь позволяет избежать двух крайностей: удовлетворению чувственных удовольствий и самоистязания.

Для следования по Восьмеричному пути спасения, нужно овладеть восемью ступенями: правильным пониманием, правильными намерениями, правильной речью, правильными поступками, правильным образом жизни, правильными усилиями, правильными помыслами, правильной сосредоточенностью.

Две первых ступени это приобретение мудрости, затем следуют три ступени, означающие нравственное поведение и завершают путь три последние ступени — дисциплина ума.
Эти ступени взаимосвязаны между собой. Чтобы стать мудрым, необходимо следовать нормам нравственного поведения, а развитие нравственного поведения невозможно без дисциплины ума. Мудрец тот, кто сострадает другим и сострадателен тот, кто принимает мудрые решения.
Главной задачей людей, исповедующих буддизм, является следование по этим ступеням Восьмеричного пути.
Не причинять зла живому существу, отказаться от лжи, излишних благ и удовольствий, стремиться к покою, сосредоточиться на своём духовном пути – вот те условия, выполнение которых поможет человечеству достичь нирваны и, наконец, избавиться от вечных страданий.
Отличие буддизма от других религий заключается в том, что буддизм учит каждого человека самостоятельно искать свой путь к достижению нирваны. В буддизме нет жёстких требований по выполнению всех его постулатов, а учение Будды – это только его советы, как преодолеть свою карму, избавиться от колеса сансары и достичь нирваны.

Буддизм для детей. Кратко

Б уддизм — одна из мировых религий. Основой для зарождения буддизма как мировой религии стало Учение Будды, которое принёс в наш мир Будда Шакьямуни ещё две с половиной тысячи лет назад. Родившись царевичем в семье влиятельного правителя, принц Сиддхартха треть жизни прожил во дворце своего отца, но затем покинул его, стал отшельником и долгие годы посвятил практике медитации, чтобы постичь Истину. Что же заставило принца покинуть роскошный дворец своего отца, беззаботную жизнь и даже отказаться от права наследования трона? Каких успехов на своём пути достиг принц Сиддхартха и в чём принципиальное отличие его Учения от других философских и религиозных концепций?

Возникновение буддизма: кратко для детей

Две с половиной тысячи лет назад где-то в районе современной северной Индии в семье царя Шуддходаны родился мальчик, которого назвали Сиддхартхой. Когда у царя родился наследник, которого он ждал много лет, во дворец пригласили мудреца Аситу, чтобы тот предсказал судьбу новорожденного. Когда же мудрец Асита увидел мальчика, он заплакал. Отец принца встревожился и спросил у мудреца, почему он плачет. На что тот ответил, что сыну царя суждено стать Буддой — «пробудившимся ото сна», — познать Истину и поделиться этой Истиной со всеми. Отец принца не хотел мириться с тем, что наследник трона станет отшельником, и решил окружить сына богатством, роскошью и блаженством, чтобы тот никогда не познал страданий и нужды и, как следствие, чтобы у него даже не возникло мысли о том, что нужно искать какие-то методы избавиться от страданий.

Сказано — сделано. Царь Шуддходана велел выслать из города Капилавасту, в котором размещался его дворец, всех старых, больных, немощных и нищих людей. Царь с детства окружил сына только красивыми, молодыми и жизнерадостными людьми. По ночам слуги даже срезали в царском саду увядшие цветы, чтобы принц Сиддхартха был в полной иллюзии абсолютного совершенства мира. И именно так Сиддхартха жил 29 лет своей жизни, пребывая в полной иллюзии, что все люди счастливы, никто не страдает и у всех всё хорошо. Но затем с принцем произошла история, которая навсегда перевернула его жизнь.

Однажды принц решил отправиться на прогулку за границы своего дворца. Отец строжайше запрещал сыну выходить за пределы дворца, однако тот хотел посмотреть, как живёт его народ. Во время этой прогулки принц Сиддхартха встретил сначала старика, затем человека, который лежал посреди улицы и бился в лихорадке, а потом — похоронную процессию.

Так принц узнал о том, что люди не могут быть вечно молодыми, что существуют старость, болезнь, смерть и другие страдания. Молодой принц был шокирован таким открытием, ведь 29 лет своей жизни его окружали только молодые, красивые и счастливые люди, он купался в роскоши и блаженстве и думал, что все люди так живут и никто в этом мире не страдает.

Эти три встречи перевернули сознание принца, и он понял, что мир полон страданий и, самое главное, старости, болезни и смерти не избегнет никто в его государстве, в том числе его любимая семья и он сам. Однако впереди принца ждала ещё одна судьбоносная встреча — четвёртая. Уже возвращаясь во дворец, принц встретил отшельника, который ходил в простой накидке, просил подаяния, а всю жизнь посвятил медитациям и поиску истины. Принц был настолько поражён умиротворённостью и спокойствием отшельника, а также его простым отношением к жизни, что впоследствии решил тоже достичь такого состояния. Вернувшись во дворец, Сиддхартха долго обдумывал увиденное и принял решение покинуть отцовский дворец, чтобы найти способ избавиться от страданий и, самое главное, потом рассказать об этом способе всем людям. Ночью принц в сопровождении своего слуги покинул отцовский дворец. Доехав до границы царства своего отца, он попрощался со слугой, облачился в одежду отшельника и отправился на поиски истины.

Читайте также:  Храм Хоодо Япония (Павильон Феникса) – сообщение доклад

Долгие семь лет Сиддхартха посвятил этим поискам — он обучался у различных учителей йоге и медитации. Сиддхартха сознательно подвергал себя различным лишениям и ограничениям: спал под открытым небом, ограничивал себя в пище. Он настолько истощил своё тело, что чуть не умер от голода, но добрая девушка Суджата, обнаружив его без сознания, накормила Сиддхартху рисом. Тогда он понял, что излишнее самоистязание не ведёт ни к чему хорошему, и сел под деревом, принял намерение погрузиться в медитацию и не выходить из неё до тех пор, пока не постигнет истину. 49 дней и ночей Сиддхартха провёл в медитации. Чтобы этому помешать, к нему приходил демон Мара, присылал своих дочерей и пытался напугать Сиддхартху своим войском из демонических существ. Но Сиддхартха выдержал все испытания и на 35 году жизни, ровно в ночь своего рождения, достиг пробуждения и стал именоваться Буддой, то есть «пробудившимся».

Познав Истину, Будда, как и планировал, начал делиться ею с людьми. Первыми, кому он прочитал проповедь, были его товарищи, с которыми он медитировал ранее. Это были пять отшельников, которым он и прочитал свою первую проповедь. Именно эта проповедь и стала основой Учения Будды. Какую же истину Будда поведал своим товарищам?

Будда рассказал своим друзьям-отшельникам о том, что познал сам. Он объяснил им, что жизнь полна страданий и все живые существа, так или иначе, их испытывают. Это происходит потому, что жизнь переменчива, всё очень быстро меняется и это причиняет страдания. Человек не может достичь какого-то стабильного счастья, потому что ситуация вокруг всё время меняется. Поэтому в мире так много страданий, причиной которых являются, как сказал Будда, человеческие желания и привязанности.

К примеру, если человек очень любит употреблять какую-то определённую пищу, она доставляет ему удовольствие, и он стремится постоянно есть именно эту пищу, то её отсутствие будет причинять ему страдания. К тому же, эта пища может быть ещё и вредной, как это часто бывает, и, употребляя её, человек будет причинять вред своему здоровью. В итоге это всё приведёт к страданиям, причиной которых является привязанность к определённой пище. И так во всём: любые привязанности приводят к страданиям.

Что же Будда предложил в качестве выхода из этой ситуации? Будда сказал, что состояние, когда нет привязанностей и, как следствие, нет страданий, достижимо. Это состояние называется нирваной. И чтобы достичь такого состояния, Будда рекомендовал своим последователям соблюдать восемь предписаний:

  1. Правильное воззрение, то есть понимание основ Учения Будды.
  2. Правильное намерение, желание достичь состояния «нирваны», а также быть доброжелательным по отношению ко всем живым существам.
  3. Правильная речь (избегать грубых слов, лжи, сплетен и так далее).
  4. Правильное поведение. В первую очередь, речь идёт о том, чтобы не причинять вред живым существам: как людям, так и животным — не убивать, не обманывать, не воровать и так далее.
  5. Правильный образ жизни. Следует отказаться от тех видов заработка, которые причиняют вред живым существам. Любой вид заработка, который кому-либо причиняет страдания, считается недопустимым.
  6. Правильное усилие. Следует сосредоточить свои силы на том, чтобы двигаться по пути освобождения от страданий.
  7. Правильное памятование. Следует постоянно осознавать и контролировать свои поступки, слова и мысли.
  8. Правильное сосредоточение. Следует обучиться медитации и регулярно её практиковать. Медитация — это главный метод для устранения страданий.

Именно эту истину поведал Будда своим товарищам-отшельникам во время своей первой проповеди. И именно она легла в основу современного буддизма.

Интересное о буддизме для детей

Помимо первой проповеди, Будда прочитал своим ученикам ещё множество проповедей. И помимо стремления к личному освобождению от страданий, он призывал своих учеников также помогать на этом пути и другим. Будда призывал взращивать в себе четыре самых главных качества: любящую доброту, сострадание, сорадование и беспристрастность. Под любящей добротой следует понимать доброжелательное отношение ко всем живым существам и готовность помочь им, а также воздержание от проявления гнева и ненависти. Под состраданием следует понимать полное осознание того, что живые существа страдают, и не быть к этому безразличным. Сорадование — значит разделять с окружающими их радости, не завидовать им, радоваться их успехам. А беспристрастность — это равностное, одинаково благожелательное отношение ко всем. Будда призывал не разделять окружающих на тех, кто нам нравится, и тех, кто не нравится. Следует одинаково хорошо относиться ко всем.

Интересно, что Будда, достигнув Просветления, вспомнил все свои прошлые жизни, а также узнал о том, как устроен мир, как происходит процесс перевоплощения и так далее. И, познав всё это, именно на основе этих знаний он дал своим ученикам рекомендации для максимально гармоничной и счастливой жизни. К примеру, достигнув Просветления, Будда узнал о так называемом законе кармы, который можно описать простой поговоркой: «Что посеешь, то и пожнёшь». И именно с этой точки зрения он призывал своих учеников не совершать плохих поступков, потому что всё, что мы совершаем, к нам возвращается.

Делаем добрые дела — так же будут поступать и с нами, совершаем зло — то же самое вернётся и к нам. И Будда увидел в момент Просветления, что этот закон работает всегда и в отношении всех живых существ. И сегодня большинство людей страдают именно потому, что не знают или не верят в этот закон. И от этого Будда предостерегал своих учеников. Неверие в закон кармы он называл самым тяжёлым заблуждением, которое приносит людям много вреда. Потому что, не понимая закон кармы, люди совершают зло и потом то же самое получают в ответ.

Также Будда в момент Просветления узнал и о реинкарнации — процессе, в ходе которого живое существо умирает, а затем рождается снова, но в другом теле. Это может быть тело человека, животного и так далее. И от нашей нынешней жизни напрямую зависит то, кем и в каких условиях мы родимся после смерти. Таким образом, после смерти ничего не заканчивается. Смерть — это то же самое, что вечером заснуть, а утром проснуться, только уже в другом теле и в других условиях. И чтобы родиться в хороших условиях, Будда предостерегал своих учеников от совершения зла, которое может повлиять на последующее рождение.

Именно в этом базовое отличие Учения Будды от многих других учений: наставления и советы Будды основаны на его личном опыте, на той истине, которую он смог познать. Советы, которые дал нам Будда, позволяют нам счастливо и гармонично жить. В этом главное их преимущество: эти советы просты и эффективны.

Доклад на тему Буддизм 4, 5, 6, 7, 8 класс

Буддизм одна из самых древних религий во всем мире. Своей известностью и почитанием, буддизм идет наравне с мусульманством и христианством. Буддизм отрицает присутствие божества или самого бога. В христианстве и исламе, наоборот. В исламе поклоняются Аллаху, в христианстве – Иисусу. Что же тогда проповедует буддизм, и каких рамок придерживается это направление? А все достаточно просто. Вера буддизма проповедует то, что человек должен освободиться от жизненных хлопот и суеты, когда он пройдет через все страдания, то достигнет нирваны, блаженства его души. Данную религию назвали в честь пророка, который ее проповедовал. Его называли Будда, конечно у этого человека было совсем другое имя, просто он назвал себя так после того, как смог просветиться и познать все тонкости бытия.

Возник буддизм в Индии, в VI веке до нашей эры. Началом буддизма считается история о ее основателе Сиддхартхи Гаутаме. Он был индийским царевичем, жил достаточно нормальной жизнью, но казалось, ему чего-то не хватает. Когда ему исполнилось больше тридцати лет, молодой человек решил оставить свою семью и стать отшельником. Семь лет он жил жизнью, в которой искал способ избавить человеческую душу от страданий. Ему удалось достичь долгожданного пробуждения и выбрать правильный жизненный путь. После чего Гаутама становится Буддой. Он решает помочь человечеству и продолжает проповедовать свое учение на продолжении 40 лет. Основой буддизма становятся 4 истины. Согласно им, жизнь человека всегда связана со страданиями. Наш мир – это круговорот рождений и смертей. И вот когда человек постигнет отрешенность от жизни, он освободиться от круговорота страданий. И если человеку посчастливиться победить свои желания он постигнет нирвану.

Даже сегодня во многих странах мира сильно распространен культ поклонения Будде. Множество храмов, с самыми красивыми фасадами и украшениями, а так же статуй, возведены во многих уголках планеты. Хотя говориться, что сам Будда не требовал к себе внимания, он не хотел, чтобы ему поклонялись, он просто делал то, что считал необходимым для человечества. Он считал себя самым простым человеком, который познал многие вещи, и всячески старался помочь в этом другим людям. Оказывается, что буддизм возник намного раньше христианства и ислама. Все сторонники буддизма искренно верят в переселение души. Жизнь человека не может закончиться его смертью, это лишь необходимая составляющая всего процесса. После смерти душа человека всего лишь переселяется в новое тело, и неважно будет это снова человек, или уже животное.

Буддисты придерживаются того мнения, что Будда сам прожил много разных жизней. Кем он только ни был. Но пройдя все испытания, даже разных перевоплощений, он все же, смог познать просвещения. Пройдя через все испытания, Будда получил бесценный опыт, чтобы передать его людям тем, кто этого попросит. Все буддисты не проповедуют насилие, они считают, что все люди равны между собой с самого рождения. На протяжении веков у них сложилась своя культура и традиции. Все это искусство отлично проявляется в изготовлении маленьких статуэток Будды, и даже больших его статуй. Одна из них даже занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая высокая статуя. Большим спросом пользуется институт монашества. Монахи всегда живут в монастырях, давая при этом обет безбрачия. Они ходят в яркой, оранжевой одежде, с бритой головой. Почти все монастыри, где проповедуется буддизм стали центром боевых искусств, восточной медицины, и других отраслей культуры.

На сегодняшний день буддизм – это самая распространенная мировая религия. Ее сторонники живут на территории Азии. Но это не значит, что в других частях мира этой религии нет. Хоть в небольшом количестве, но можно найти буддизм во многих странах. Буддизм оказывает огромное влияние на жизнь людей. Все это поддерживают монахи, которые несут огромный вклад в развитие буддизма. Они обучают, просвещают и хранят все то, что было создано так давно.

Доклад Буддизм

Буддизм является одной из древних мировых религий, а если быть точнее – это религиозно-философское учение. Зародилось оно в Индии в VI веке до н.э. Основателем этого учения является Будда Шакьмуни. Будда в переводе со санскрита буквально означает “пробуждённый”, “просветлённый”, то есть буддизм – это “учение просветлённого”.

Будда Шакьмуни (дословно означает “пробуждённый из рода Шакьев”) родился в семье царя Шуддходаны, правившим одним из северо-индийских царств в предгорье Гималаев, и царицы Махамайи. При рождении имел имя Сиддхартха Гаутама. По традиции рода Шакьев царице для родов было необходимо отправится в дом своих родителей, правившими соседним царством Колиев. Но до места назначения так и не дошла и родила младенца в роще Руммини под деревом ашока.

Для благословления долгожданного царевича был приглашён мудрец-отшельник Асита. Внимательно осмотрев его он обнаружил на теле младенца 32 знака великого человека, и на объявил, что на основании этого ребёнку суждено стать либо великим правителем, либо великим просветлённым мудрецом. Царь Шуддходана естественно хотел, чтобы его сын стал великим царём, а не отшельником. Для этого он с ранних лет всячески ограждал царевича от знаний о человеческих страданиях. Но, несмотря на то, что Сиддхартха жил в богатстве и роскоши, он всё же стал понимать, что целью жизни не может быть стремление к материальным благам.

Читайте также:  Колизей в древнем Риме - сообщение доклад

Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вместе со своим колесничим Чану однажды отправился за пределы своего дворца, где его ожидали четыре встречи: он повстречал старика, сражённого недугом человека, человеческий труп и отшельника. Увиденная реальная картина жизни людей коренным образом повлияла на его дальнейшую жизнь. Сиддхартха Гаутама осознал, что старение, недуги, мучения, и смерть неизбежны, и что ни благосостояния, ни принадлежность к высшим кастам не в состоянии уберечь от этого. Поняв, что только саморазвитие является единственным путём для познания причин всех этих страданий, Сиддхартха оставляет всё – жену, сына, дворец, богатства – и уходит в отшельники, чтобы найти пути для избавления от страданий.

В течении шести лет Сиддхартха Гаутама присоединялся к различным общинам других отшельников и придавался суровым аскезам. В конце концов понял, что аскезы по большому счёту больше изнуряют тело, чем приводят к большему пониманию, и решил пересмотреть свой путь. Он начал погружать себя сосредоточения. В этом состоянии он сел под дерево Бодхи и дал обет, что не поднимется, пока ему не придёт познание об истине.

После сорока девяти дней медитации Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления, после чего его и стали называть Буддой. Достигнув наивысшего просветления, Будда Шакьмуни начал просвещать людей своим учением.

В основе учения Будды лежат “Четыре Благородные Истины”:

  1. Есть страдание.
  2. Есть причина страдания.
  3. Есть возможность прекращения страдания.
  4. Есть путь, ведущий к прекращению страданию.

Слово “страдание” здесь следует понимать не буквально, а как совокупность пристрастий, от которых потом происходят неприятные чувства в течение всей человеческой жизни.

Для того, чтобы прекратить страдания существует “Благородный восьмеричный путь“:

  1. Правильное воззрение.
  2. Правильное намерение.
  3. Правильная речь.
  4. Правильное поведение.
  5. Правильный образ жизни.
  6. Правильное усилие.
  7. Правильное памятование.
  8. Правильное сосредоточение.

Также основу учения составляют и следующие аспекты:

  • учение о карме;
  • принцип бессущностности;
  • учение о мгновенности;
  • представление о мироздании

В учении Будды имеется такое понятие как серединный путь, согласно которому Будда не поддерживал ни сурового аскетизма, ни ярого стремления к наслаждениям. Любому последователю учения Будды в каждой новой ситуации нужно будет искать заново серединный путь.

Последователями учения Будды становятся через осознанное принятие клятвенного обета, именуемым “прибежищем”, под которым понимается три драгоценности:

  • Будду;
  • Учение Будды (Дхарма);
  • Буддийская община (Сангха)

В буддизме выделяют три основных течения: хинаяна, махаяна и ваджраяна.

Несмотря на то, что Буддизм зародился в Индии, большее распространение он имел за её пределами: Китай, Монголия, Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланка, Корея и др. В России буддизм исповедуют жители Тувы, Калмыкии и Бурятии.

Вариант №3

Буддизм возник в первом тысячелетии до нашей эры в Индии, как одно из течений, противостоящее брахманизму. Тогда индийцы переживали социально-экономический и культурный кризис. Развалились родовая организация и традиции, возрастали классовые отношения. Было очень много людей избравших путь воздержания и строгий образ жизни, которые пропагандировали свое мировоззрение. Среди этих течений был и буддизм, у которого было больше влияния на общественность.

Большинство ученых считают, основателем буддизма был реальный человек. Он был сыном главы племени в Индии,Сиддхартха Гаутама. Он жил беспечной и счастливой жизнью, но еще будучи молодым увидел тщетность и недолговечность жизни. Он ушел из дома, в поисках ответа: как человеку избавиться от страданий. Однажды, спустя несколько лет путешествия, сидя под деревом, ему на ум пришла догадка. Ответ был найден. Потрясенный своими умозаключениями, он просидел возле дерева несколько дней, потом пришел к людям и рассказывал о своем открытии. Его идеи пришлись по душе многим. В течение 40 лет он распространял свое учение по всей Индии.

Основные истины, состояли в следующем.

Человеческая жизнь — страдание. Основана на непостоянстве. Все рождается и создается, чтобы погибнуть или быть разрушенным.
Причина страдания — наше желание. Люди страдают потому что хотят жить.

Чтобы не страдать, избавься от желания. Этого можно достичь только в нирване, которая понимается как поглощение страстей, исчезновение жажды чего — либо. Но на вопрос является ли это смертью, прямого ответа учения не дают. Нирвана это состояние освобождения души от всего мирского. Теперь это понимается как блаженство, свобода от всего сущего и одухотворение.
Чтобы избавиться от желания, нужно идти восьмеричным путем. Это срединный путь, позволяющий избежать:чувственных удовольствий и мучений плоти. Это называется восьмеричный путь, у него восемь состояний, через которые человек достигает спокойствия, очищает ум и развивает интуицию.

Вот эти состояния:

  • нужно верить, что мир состоит из скорби и страданий;
  • твердо знать свой путь и следовать ему, ограничить себя в страстях и стремлениях;
  • быть доброжелательным и не злословить;
  • не совершать плохих поступков;
  • отгонять злые мысли, настроиться на добро;
  • помыслы должны быть чисты, похоть-это зло;
  • Быть терпеливыми, уметь сосредотачиваться, созерцать и искать истины;

Первые два правила приводят к достижению мудрости. Следующие три — нравственность. И последнее- сила воли. Только их нельзя постигать по отдельности. Все взаимосвязано. Без нравственности не будет мудрости, а нравственности нет без воли. Мудрость, нравственность и сила воли не могут существовать по отдельности, если нет чего-то одного, значить нет и всего остального.

Спасение будет только при личной решимости человека, если будешь идти правильным путем и правильно действовать. Также необходимо сострадание ко всему живому.

Первые буддисты были лишь одной из сект, но по прошествии времени их влияние возросло. Буддизм был принят правителями, воинами, которые хотели освободиться от брахманов.

Первые ученики создавали общины. Те кто вступал в общину должны были отказаться от собственного имущества. Называли их нищими. Брили головы, одевались в старую одежду, в основном желтого цвета, единственное что позволялось иметь при себе: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритва, игла, пояс, сито, зубочистку, чашку для подати. Много странствовали, принимая подаяния. Ели они только до обеда, к тому же были вегетарианцами. Непогоду пережидали в пещерах. Хоронили умерших недалеко от мест обитания. Позже на их могилах стали ставить склепы и замуровывали вход. Спустя несколько лет на этих местах появились монастыри.

Было несколько сборов с попыткой утвердить текст священного писания, но ни как не могли прийти к общему согласию.
Буддизм как государственная религия стал в 3 веке до нашей эры.

В последнем столетии до нашей эры в Индии скифы построили свое царство, правителем которого был ревностный буддист.В эти годы и написали священные тексты учений Будды.

Считалось что благочестие обеспечивает спасение. Появились институты святых, которые достигли просвещения и помогали людям найти правильный путь. Стало много святых, которым молились. Появились рай и ад. Начали придавать значение обрядам и колдовству. Так же появлялись статую Будды.

  • В конце первого тысячелетия нашей эры эта религия уступила индуизму. Было несколько причин, приведших к этому:
  • вражда разных направлений буддизма;
  • арабы, они захватили некоторые территории Индии и принесли ислам.
  • А буддизм распространился в Восточной Азии, и стал мировой религией сохранившейся и до сегодняшнего дня.

Буддизм уклоняется от всяких утверждений, не говорит ни о чем конкретном. Как мне думается в писании говориться о чистоте и свободе души и правильном пути.Да религия приводит к мудрости и состраданию, Но не дает понятие о вечности или небытия. В писании говориться только о причинах человеческих страхов, которыми являемся мы сами, и о перевоплощениях. Так же, Что наша карма — это либо возмездие или вознаграждение за наши поступки на жизненном пути. И чтобы нас вознаградили нужно идти правильным путем. Хотя об этом говориться в любой религии, в каждой из них есть и отмщение за плохие поступки, и вознаграждение за хорошие дела. Карма не погибает и приводит к переселению души. И в зависимости от того какой ты путь выбрал в прошлой жизни ты переродишься в то что заслужил.

И не согласна с тем что наша жизнь дает только скорбь и страдание. Нет очень много хорошего дает нам жизнь. Любовь, радость, надежда и так далее. Да есть и страдание, но это все как и счастье приходящее и уходящее, как пришло так и ушло. Пусть не сразу, но со временем все нормализуется в нашей жизни. Да мы сами выбираем путь, сами строим жизнь, от этого и зависит на сколько ты будешь счастлив.

4, 5, 6, 7, 8, 10 класс

Буддизм

Популярные темы сообщений

Гвоздика – многолетний цветок семейства гвоздичных, в переводе с греческого «цветок Зевса». Красные, белые, желтые, розовые, сиреневые гвоздики всегда привлекали внимание и символизировали события, чувства, страны.

Юстиниан I взошел на престол Византии благодаря своему дяди Юстину I, так как тот был бездетным и не имел наследника. Ему пришлось усыновить собственного племянника, чтобы правящая династия не оборвалась. Он начал заботься о нем

Чувства формируются в процессе развития человека. Они формируют эмоциональную устойчивость, умение испытывать какое-то определённое чувство, или эмоцию. Человек чувствителен, и это определяется в физических и эмоциональных ощущений.

Что такое буддизм — первое знакомство с учением Будды

Здравствуйте, дорогие читатели!

Сегодня в нашей статье мы поговорим о том, что такое буддизм, и дадим краткое описание этой религии.

Буддизм — одна из основных мировых религий наряду с христианством и мусульманством. В мире насчитывается около 500 млн. «чистых» буддистов, которые исповедуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться и какой-либо другой веры. В последнее время буддизм очень популярен в западном мире, многие люди приходят сами к желанию присоединиться к нему. Возможно, не последнюю роль в этом играет миролюбие и спокойствие этой религии.

История

Для начала давайте узнаем, где и как появилось это религиозно-философское течение.

Буддизм зародился в 6 веке до н.э. в Индии. Из Индии буддизм распространился в другие страны Азии. Чем большую популярность он приобретал, тем больше ответвлений образовывалось.

Основателем буддизма был принц Гаутама Сиддхартха. Он родился в богатой семье, и жизнь его была полна роскоши и веселья.

По легенде, в возрасте 29 лет к принцу пришло озарение: он понял, что впустую растрачивает свою жизнь. Решив оставить прежнее существование, он становится аскетом. В течение следующих шести лет Гаутама был отшельником: странствовал и практиковал йогу.

Легенда гласит, что в 30 с лишним лет, достигнув духовного просветления, принц стал называться Буддой, что означает «просветленный». Он сидел под деревом и медитировал в течение 49 дней, после чего его ум стал отрешенным и светлым. Он постиг состояние радости и покоя.

В дальнейшем это дерево ученики будды называли «дерево Боддхи», или дерево просветления. У Будды было много последователей. Ученики приходили к нему, слушали его речи об учении, или дхарме, внимали его проповедям, медитировали, чтобы тоже стать просветленными.

Буддизм гласит, что стать просветленным может любой человек, достигнув высокой осознанности своей души.

Основные понятия в буддизме

Поскольку в буддизме существует множество философских понятий, отражающих суть этой восточной идеологии, давайте остановимся на основных идеях и разберем их значения.

Одним из главных воззрений является понятие Сансары. Сансара — это колесо земных перевоплощений всех живых существ. В процессе этого жизненного круговорота душа должна «расти». Сансара всецело зависит от ваших прошлых поступков, вашей кармы.

Карма — это ваши совершения в прошлом, благородные и не очень. Например, перевоплотиться можно в высшие формы: в воина, человека или божество, а можно в низшие формы: животное, голодный дух или жителя ада, т.е. карма напрямую зависит от ваших действий. Достойные деяния влекут перевоплощения в высшие виды. Конечным итогом сансары является нирвана.

Нирвана — это состояние просветления, осознанности, наивысшего духовного бытия. Нирвана освобождает нас от кармы.

Дхарма — это учение Будды. Дхарма — это поддержание мирового порядка всеми живыми существами. У каждого свой путь и надо ему следовать в соответствии с этическими нормами. Поскольку буддизм — очень мирная религия, то этот аспект невероятно важен: не вреди другому.

Сангха — это община буддистов, которые придерживаются правил и законов учения Будды.

В основе буддизма лежат четыре благородные истины:

  1. Жизнь — это страдание. Все мы страдаем, испытываем гнев, злость, страх.
  2. У страдания есть причины: зависть, жадность, похоть.
  3. Страдание можно прекратить.
  4. Путь к нирване поможет уйти от страданий.

Цель буддизма — уйти от этих страданий. Перестать испытывать негативные чувства и эмоции, избавиться от различных зависимостей. По мнению Будды, истинный путь, он же путь к состоянию нирваны — срединный, он находится между излишествами и аскетизмом. Этот путь в буддизме называют благородным восьмеричным путем. Его нужно пройти для того, чтобы стать благородным осознанным человеком.

Читайте также:  Искусство Древнего Египта - сообщение доклад (5, 10 класс)

Ступени Восьмеричного пути

  1. Правильное понимание, мировоззрение. Наши действия — результат наших мыслей и умозаключений. Неверные действия, приносящие нам боль, а не радость — результат неправильных мыслей, поэтому надо развивать осознанность, следить за своими мыслями и поступками.
  2. Правильные стремления, желания. Нужно ограничить свой эгоизм и все, что причиняет боль. Жить в мире со всеми живыми существами.
  3. Правильная речь. Не сквернословить, избегать сплетен, злых выражений!
  4. Правильные действия, поступки. Не вредить миру и всему живому, не совершать насилие.
  5. Правильный образ жизни. Правильные поступки приведут к праведному образу жизни: без лжи, интриганства, обмана.
  6. Правильные усилия. Сосредотачиваться на хорошем, следить за своими мыслями, уходить от негативного образа сознания.
  7. Правильное мышление. Оно исходит из правильных усилий.
  8. Правильное сосредоточие. Чтобы достигнуть спокойствия, отказаться от мешающих эмоций, нужно быть осознанным, сосредоточенным.

Понятие Бога в буддизме

Как мы с вами уже увидели, буддизм — очень необычная для нашего менталитета идеология. Поскольку в любой религии одним из основных понятий является понятие Бога, давайте разберемся, что означает это в буддизме.

В буддизме Бог — это все живое, что окружает нас, божественная сущность, которая проявляется и в человеке, и в животном, и в природе. В отличие от других религий, здесь нет очеловечевания Бога. Бог есть все, что вокруг нас.

Это религия или даже духовное учение фокусируется на психологическом состояние человека, его духовном росте, нежели на ритуальных или символических действиях, в процессе которых мы почитаем главное божество. Здесь же вы сами можете достичь божественного состояния путем работы над собой.

Направления буддизма

Буддизм разделяется на три основные ветви, о которых мы сейчас и поговорим:

  1. Хинаяна(Тхеравада), или Малая Колесница — это южный буддизм, распространен на юго-востоке Азии: Шри-Ланка, Камбоджа, Таиланд, Лаос, Вьетнам. Считается наиболее ранней школой этого религиозного учения. Суть Тхеравады заключается в индивидуальном духовном просветлении, т.е. нужно пройти восьмеричный путь, стать освобожденным от страданий и, следовательно, достичь нирваны.
  2. Махаяна, или Большая Колесница — северный буддизм. Получил свое распространение на севере Индии, в Китае, Японии. Возник как противостояние ортодоксальной Тхераваде. С точки зрения Махаяны, Тхеравада довольно эгоистичное учение, т.к. предусматривает путь просветления отдельной личности. Махаяна же проповедует помощь другим в достижении состояния осознанности, божественности. Каждый, кто избирает этот путь, может достичь состояния Будды и может рассчитывать на помощь.
  3. Ваджраяна, или тантрический буддизм образовался внутри махаяны. Его исповедуют в гималайских странах, Монголии, Калмыкии, Тибете. Способом достижения просветленного сознания в Ваджраяне являются: йога, медитация, чтение мантр и поклонение учителю. Без помощи гуру невозможно начать свой путь осознания и практики.

Заключение

Итак, уважаемые читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, что входит в понятие буддизма, о его принципах и сути, познакомились с основными направлениями этого учения. Надеюсь, что знакомство с ним было интересным и полезным для вас.

Пишите комментарии, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свою почту.

Доклад: Буддизм

Буддизм является в настоящие время одной из основных и самых распространенных мировых религий. Приверженцы этой религии населяют преимущественно регионы Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии. Однако сфера влияния Буддизма выходит за пределы указанного района земного шара: его последователи имеются и на других континентах, хотя и в меньшем количестве. Велико число буддистов и в нашей стране, в основном в Бурятии, Калмыкии и Туве.

Буддизм, наряду с Христианством и Исламом, относиться к так называемым мировым религиям, которые в отличии от национальных религий ( Иудаизм, Индуизм и т.д.) имеют межнациональных характер. Возникновение мировых религий – результат длительного развития политических, экономических и культурных контактов между различными странами и народами. Космополитический характер Буддизма, Христианства и Ислама позволил им перешагнуть национальные границы, широко распространиться по земному шару. Мировым религиям в большей или меньшей степени свойственна вера в единого, всемогущего, вездесущего, всеведущего Бога, он как бы соединяет в одном образе все те качества и свойства, которые были присущи многочисленным богам политеизма.

Каждая из трех мировых религий складывалась в конкретной исторической среде, в условиях определенной культурно-исторической общности народов. Этим обстоятельством объясняются многие их характерные особенности. К ним мы и обратимся в данном реферате, где будет подробно рассмотрен Буддизм, его происхождение и философия.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии, где в то время шел процесс формирования рабовладельческих государств. Отправной точкой буддизма является легенда об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Согласно этой легенде Гаутама на тридцатом году жизни оставил семью, стал отшельником и предпринял поиски путей избавления человечества от страданий. После семилетнего отшельничества он достигает пробуждения и постигает правильный жизненный путь. и он становиться Буддой (“пробужденный”, “достигшим прозрения”), проповедуя свой учения на протяжении сорока лет. Центром учения становиться четыре истины. Согласно им, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара – круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из “колеса” сансары, путем достижения нирваны(“угасание”), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трип Итаке (“тройной корзине”) – своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания – рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей.

И наконец, последний уровень – арупалока – отрешен от формы и от телесного материального начала.

В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых” форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившийся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой – это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, – индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается по средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилие, внимание, и полная сосредоточенность и решимостью.

Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, что лишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквально означает закон возмездия – это сила, которая определяет конкретный вид перерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой, но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах, действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из круга превращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизма определяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов ( 253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, алкоголя, соблюдение супружеской верности.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана – углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

В I в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира – монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличии от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав – индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности Ее главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам – культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

В VI – VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII – XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесных) – монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) – воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога – творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай. Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомового идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.

В многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийский монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находиться в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан – Уде.

1. Кочетов А.И. Буддизм. М.,Политиздат,1970.

Ссылка на основную публикацию