Что такое Каролингское возрождение?

Что такое Каролингское возрождение?

Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах [1] . Ампер упомянул его в своих работах наперекор укоренившемуся тогда представлению о Средневековье (особенно до 1000 года) как о ретроградном периоде, как его описывает, например, французский историк Жюль Мишле. Но только в XX веке, в начале 1920-х годов, термин, упомянутый Ампером, получил широкое распространение. Историк и профессор Венского университета Эрна Патцельт в 1924 году назвала одну из своих работ «Die Karolingische Renaissance» [2] . В 1920-х годах также в обиход вошли понятия «оттоновское возрождение» и «возрождение XII века».

Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы ученых, новое открытие интеллектуального наследия античности, художественные творения). Однако сравнивать эти два возрождения можно лишь в определенных пределах. Термин «возрождение» (фр. renaissance ) не имеет эквивалентов в латыни [3] , поэтому современники использовали слово renovatio.

Концепция «каролингского возрождения» достигла наибольшего успеха после войны, особенно среди исследователей англосаксов [4] . Однако находились и критики этого понятия, например, французский историк Жак Ле Гофф [5] . Позднее появились другие интерпретации понятия. Французский историк Пьер Рише упоминает три последовательных «каролингских возрождения»: первое — во время правления Карла, второе — при его наследниках и третье — то возрождение, которое в историографии получило название «оттоновского» [6] .

В отечественной медиевистике А. Я. Гуревич понимает под термином «Каролингское возрождение» попытку возрождения античной словесности (классического латинского языка) и воссоздания Римской империи [7] .

Изобразительное искусство

Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

До и после Каролингского возрождения в скрипториях копировали в основном Библию и сочинения отцов церкви. В IX веке наблюдается всплеск интереса к литературе языческой античности. Рукописей с античными произведениями, датированных IX веком, больше, чем рукописей любого другого столетия, за исключением XV-го.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).

В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббо», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).

Архитектура

В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

Музыка

Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что впоследствии послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения. Кроме того, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум.

Юриспруденция

В 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.

Каролингское возрождение

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ». Так называемое «каролингское возрождение» ещё более укрепило позиции церкви в области духовной культуры и образования. Некоторое оживление деятельности духовенства и представителей императорской власти в организации церковных школ во второй половине VIII и в начале IX века было связано с глубочайшими социально-экономическими сдвигами в жизни общества, т. е. с полным переворотом в отношениях землевладения, который привёл к усилению светских и духовных феодалов и к закрепощению крестьян. Роль церкви в этих условиях становилась всё более важной. Вот почему, укрепляя церковный авторитет путем создания слоя грамотных клириков, Каролинги оставили всю монополию на образование в руках церкви и ни в какой степени не изменили существовавших до этого порядков. Грамотных людей, необходимых им для работы в государственном аппарате, Каролинги черпали из церковных школ.

Задачи, стоявшие перед этими школами, были ясно и кратко определены самым видным деятелем «каролингского возрождения» — Алкуином (около 735—804), воспитанником йоркской школы. В одном из писем к Карлу Великому Алкуин писал: «Тружусь я много над многим для того, чтобы воспитать многих на пользу святой божьей церкви и для украшения вашей императорской власти». В своих капитуляриях Карл Великий требовал от монахов обязательной организации монастырских школ для обучения клириков — чтению, счету, письму и пению, так как пастыри, обязанные наставлять народ, должны уметь читать и понимать «священное писание». Целый ряд лиц, способных возглавить церковные школы, Карл Великий привлек из Италии, где духовенство имело более высокий уровень образования. Так, Карл Великий вывез оттуда Петра Пизанского, Павла Диакона, Лейдарда и Теодульфа.

Уделяя большое внимание церковным школам, Карл Великий считал, что миряне должны обучаться лишь «истинам» религии и «символу веры». Для тех, кто отказывался изучать «символ веры», Карл Великий предписывал ряд церковных наказаний (пост и пр.). Королевские посланцы и графы были обязаны наблюдать за проведением этих распоряжений в жизнь.

Таким образом, и в капитуляриях Карла Великого, и в постановлениях собиравшихся во время его правления церковных соборов речь шла не о повышении общего образовательного уровня и подъеме культуры во всех слоях феодального общества, а лишь об обучении определенного круга лиц, способных воздействовать своей проповедью на народные массы. «Венцом образования» по-прежнему считалось богословие. Ведь «. наша славная, преподаваемая мудрость господа превосходит всякую мудрость академической науки», — писал Алкуин, имея в виду Академию Платона. Ясно, что при такой постановке вопроса никакого действительного возрождения «свободных искусств» античности быть не могло.

Учебные пособия, составленные в форме диалогов между учителем и учеником, свидетельствуют о крайне низком уровне тогдашней образованности. Образчиком подобного пособия является диалог, написанный Алкуином для сына Карла Великого — Пипина: «Пипин. Что такое буква? — Алкуин. Страж истории. Пипин. Что такое слово? — Алкуин. Изменник души. Пипин. На кого похож человек? — Алкуин. На шар. — Пипин. Как помещён человек? — Алкуин. Как лампада на ветру. Пипин. Что такое голова? — Алкуин. Вершина тела.— Пипин. Что такое тело? — Алкуин. Жилище души. Пипин. Что такое зима? — Алкуин. Изгнанница лета. Пипин. Что такое весна? — Алкуин. Живописец земли» и т. д.

Вся литература каролингского периода являлась сугубо подражательной главным образом христианской литературе первых веков нашей эры. Это видно и из произведений самого Алкуина, и из произведений его ученика — биографа Карла Великого — Эйнгарда. Однако рукописи в это время значительно улучшились. Была проведена реформа письменности, в результате которой повсюду установилось чёткое письмо (каролингский минускул), послужившее основой для современного начертания латинских букв. Переписчики украшали рукописи миниатюрами (небольшими картинками) на библейские темы.

Наряду с церковными произведениями каролингские переписчики переписывали и книги античных авторов (поэтов, философов, юристов и политических деятелей), что способствовало сохранению этих рукописей.

Читайте также:  Жизнь первобытных людей - доклад сообщение

Необходимо упомянуть и о том строительстве, которое происходило при Карле Великом. Стремясь повысить значение императорской власти и церкви, он приказывал возводить дворцы и соборы в Ахене и других пунктах своего государства. По своей архитектуре здания напоминали стиль византийских построек в Равенне.

Строительная техника на Западе в это время являлась крайне несовершенной. По приказанию Карла Великого при возведении построек нередко использовались мраморные колонны, которые в целом виде вывозились из Италии. Античные памятники искусства при этом варварски уничтожались. Однако большая часть возведённых при Карле построек была деревянная и поэтому очень быстро погибла.

«Каролингское возрождение» было весьма кратковременным. Быстрый распад империи не мог не сказаться и в области культуры. Современные хронисты, регистрируя жалкое состояние образования в период, последовавший за распадом империи, отмечали, что королевство франков стало ареной беспокойства и войн, что повсюду кипит междоусобная борьба и что изучение «как священного писания, так и свободных искусств» находится в полном пренебрежении.

Таким образом, действительная картина церковной деятельности в области духовной культуры в период раннего средневековья свидетельствует о том, что монополия на образование, захваченная церковью на самой ранней ступени развития феодального общества, привела к весьма плачевным результатам. «От древности в наследство,— писал Энгельс, — остались Эвклид и солнечная система Птолемея, от арабов — десятичная система счисления, начала алгебры, современное начертание цифр и алхимия, — христианское средневековье не оставило ничего» 1.

Одну из своих главных задач церковь видела в том, чтобы держать народные массы в состоянии крайнего невежества и тем самым способствовать более полному их закабалению.

Господствовавшая тогда феодально-церковная культура носила ярко выраженный классовый характер.

1. Ф. Энгельс, Диалектика природы, Госполитиздат, 1955, стр. 5.

Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 159-160.

Каролингское возрождение – причины проявления, деятели и значение

Каролингское возрождение — это интеллектуальный и культурный подъём, который пережила Северная Европа в течение полутора веков в период раннего средневековья. Оно заложило основу культурного, научного и государственного развития на много веков.

Что такое каролингское возрождение

С начала восьмого и до середины девятого веков в Западной Европе правила династия Каролингов.

Один из наиболее известных правителей этого времени — Карл Великий, который объединил под своей властью большую часть европейского континента. В этой династии также правили Людовик Благочестивый, Карл Лысый.

Предыдущий исторический период характеризовался застоем во всех основных сферах жизни средневекового общества. Карл Великий собрал при дворе наиболее талантливых людей своего времени. Он сделал это для того, чтобы возродить культурную жизнь после веков упадка.

Одной из целей было дать образование в философской, научной и художественной сферах представителям различных общественных классов на самом высоком доступном в это время уровне.

Один из фактов, который характеризует степень отсталости в это время — это то, что король не смог в своём государстве найти качественно сделанную Библию и полный текст правил Бенедиктинского ордена. За ними пришлось посылать в Рим.

Одной из причин такого усердия Карла Великого является, кратко говоря, то, что он хотел достигнуть единства франкской церкви на всей территории его государства. Это было для него особенно важно в связи с тем, что он имел полный над ней контроль.

В чем проявлялось каролингское возрождение

Термин Ренессанс оспаривается некоторыми современными историками в связи с тем, что возрождение происходило в значительной степени в сфере духовенства и не сопровождалось общественными движениями подобно итальянской Эпохе Возрождения.

Однако при этом нужно учитывать, что в Европе, в этот период истории, христианство было основной интегрирующей силой культуры и той основой, на которой происходило развитие общества.

Основная часть изменений была сделана под руководством Карла Великого. Его сын и внук — Людовик Благочестивый и Карл Лысый — продолжили осуществление начатых им реформ. Впоследствии, после распада империи, культурное развитие на время практически прекратилось.

Архитектура

В период возрождения происходило активное строительство религиозных и светских зданий.

Церковь при монастыре Сан-Дени

В период с 768 по 855 годы на территории империи Карла Великого было возведено:

417 монастырских сооружений;

100 королевских резиденций.

На этом проведение строительных работ не ограничилось. В большом количестве создавались города, крепости, школы, мосты и больницы.

Примерами строений, возведённых в это время, являются монастыри Сен-Дени и Сен-Рикье. Даже в наше время специалисты отмечают продуманность организации пространства в них, где создаётся эффект непрерывности.

Базилика Сан-Витале в Равенне

Были созданы два архитектурных стиля — романский и готический. Во время походов на территории Апеннинского полуострова Карл Великий увидел и ввёл в обиход использование базилик, колонн, оформление с использованием фресок.

Изобразительное искусство

Знакомство с искусством Древнего Рима было важным импульсом для развития художественной культуры империи франков. Со временем это привело к возникновению готического стиля в живописи.

Мастер Псалтирь Людовика Святого.
Валаамова ослица

При переписывании книг в это время были введены не только стандарты письма, но и активно использовались книжные иллюстрации с использованием золотых и ярких красок, выполненные на высоком художественном уровне. Для работы над ними в это время создавались специализированные мастерские.

Наука

Хотя император покровительствовал развитию религии, тем не менее он понимал важность развития наук. Главное, чтобы религиозность не вырастала в мракобесие.

При его жизни учёные могли заниматься исследованиями без опасений о том, что церковь может им помешать.

Книжная культура

В предыдущие годы переписывание старинных рукописей монахами происходило без должного контроля за качеством выполненной работы. Это приводило к тому, что тексты переписывались с большим количеством ошибок. Например, в новых экземплярах пропускались знаки препинания или не делались пропуски между словами.

При этом отсутствовали стандарты письма в таких случаях. Не было, например, предусмотрено начертаний больших букв, стандартов оформления переписанных рукописей, отсутствовало академическое описание языка. Их определение было необходимо для улучшения качества работы.

В Эпоху Возрождения ситуация меняется. Происходит подробное изучение имеющихся рукописей, был установлен стандарт для написания латинских текстов.

Музыка

До Карла Великого музыка находилась в упадке. В это время происходило активное усвоение и переработка приёмов, которые использовались в обрядовой музыке различных стран и народов, в том числе итальянской.

При его правлении активно поощрялось развитие церковного пения. Придворные любили дворцовое пение и всячески поддерживали его развитие. В специализированных школах производилось обучение этому искусству.

В развитии музыкальной культуры большую роль сыграла популяризация церковного григорианского пения.

При обучении в Академии использовалось понятие квадривиума — основных наук и искусств, необходимых образованному человеку. Теперь музыка входила в этот набор наряду с наукой.

Юриспруденция

В 802 году Карл Великий распорядился произвести запись действующих на тот момент законов.

Он лично руководил изданием 65 капитулятов (трудов на юридическую тему). Они стали юридическим наследием и основой средневекового права в течение многих веков.

Были проведены реформы в административной и финансовой сферах, целью которых были централизация и укрепление императорской власти.

Заключение

Хотя каролингское возрождение в основном послужило развитию религии, однако не нужно забывать, что в средневековой жизни христианство было основой практически всех проявлений культурной, государственной и экономической жизни.

Каролингское возрождение – путешествие в мир науки и культуры

В истории Франции много интересных и славных страниц. Были там и героические битвы, и военные походы, и мудрые короли, и каролингское возрождение, о котором мы подробно расскажем в этой статье.

Принято считать, что эпоха возрождения была в XIV веке, началась она в Италии (развитие искусства, литературы, поэзии, архитектуры, различные школы художников.) и распространилась по всей Европе. На самом деле, еще раньше, чем в Италии, феномен Возрождения возник в королевстве франков.

Что такое «Каролингское возрождение»

Каролингское возрождение (La Renaissance Carolingienne) — это исторический период культурного и интеллектуального возрождения в Западной Европе в конце VIII— середине IX века. И все это – в эпоху правления королей франков из династии Каролингов (Les Carolingiens) – Карла Великого (Charlemagne), его сына – Людовика Благочестивого (Louis Le Pieux)и сына Людовика – Карла Лысого (Charles Le Chauve).

Этот славный период отметился расцветом литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения сильный толчок получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, который назвали каролингский минускул. При монастырях были открыты школы и библиотеки. И всему этому культурному подъему покровительствовали франкские короли.

Карл Великий

Всем известна личность этого короля, не зря в историю он вошел под именем Великий. Сын не менее славного отца, Пипина Короткого, Карл Великий создал мощную империю, в которую входили обширные территории Франции, Германии и Италии, он осуществил много завоеваний. Это была выдающаяся личность, без которой в Европе не принимались важные решения. Ведь не зря в то время сложилась поговорка «Франка имей другом, но не соседом», с намеком на то, что такой «сосед» в любое время может завоевать все по соседству!

Читайте также:  Кратко Великая Отечественная война 1941-1945 с этапами

Карл Великий – император франков

Карл провел много битв, большинство из которых были победоносными. Король стал центральным персонажем французского народного героического эпоса. О нем слагали песни, легенды и стихи. Один из знаменитых французских эпосов – это «Песнь о Роланде», где король предстает добрым отцом народа и храбрым воином.

Что касается короля, как отца народа, он действительно заботился о своей стране и о завоеванных территориях. Он развивал сельское хозяйство, строил города и монастыри, церкви и дворцы, он автор подробнейших постановлений, касающихся управления государством.

Но, к сожалению, как это всегда бывает, великие империи рушатся и на их месте возникают более мелкие государства. Сын Карла Великого, Людовик Благочестивый, был человеком мягким, и ему кое-как удавалось удержать империю и завоевания отца. А вот внуки Карла, сыновья Людовика, придя к власти, полностью поделили между собой территории, потому что каждый хотел править сам.

Королем Франции стал Карл Лысый, очень мудрый и толковый человек. Он продолжил дело культурного возрождения, которое начал его дед.

Ученье – свет, а неученье – тьма

Хоть это и русская поговорка, наверняка, так думал и Карл Великий, начиная окультуривание государства. Его личная любовь к учености сыграла значительную роль в Каролингском возрождении. Наверное, поэтому феномен культурного возрождения затронул многие сферы искусства.

Давайте же понаблюдаем, какое развитие получили эти сферы.

Интерьер дворцовой капеллы в Ахене

  • Изобразительное искусство. В этот период Северная Европа познакомилась с римским искусством. И сразу вдохновилась создавать что-то свое. Появилось готическое искусство. Развивалась книжная миниатюра, настенная фреска, мозаика, скульптура. При Карле Великом была организована целая книжная мастерская в которой трудились мастера книжной росписи. Книги оформлялись необычайно красочными миниатюрами, которые поражают своей живостью и яркостью.
  • Архитектура того периода причудливо переплетает в себе стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это связано с тем, что Карл совершал военные походы в Италию, откуда и был взят опыт строительства базилик, колонн и украшений. Исторические источники свидетельствуют, что в то время велось обширное строительство, но до нас дошли очень немногие архитектурные работы того периода.
  • Карл Великий и его приближенные любили музыку и покровительствовали ей. Церковное пение было широко распространено, ему профессионально обучались в специальных школах. Появилась единая система записи музыки. Обучение музыке входило в обязательную систему образования. В то время были и свои композиторы.
  • Для того времени была неплохо развита юриспруденция. В 802 году император Карл приказал записать обычное право всех народов, которые находились под его властью. Сам он издал 65 трактатов (капитуляриев) по разным областям жизни, которые стали одной из основ средневекового права. Он также провел административную и финансовую реформы, чтобы еще больше централизовать власть.

Людовик Благочестивый и Карл Лысый продолжили развивать образовательное дело своего отца и деда. Можно с уверенностью утверждать, что Каролинги внесли огромный вклад в мировое развитие культуры и науки.

Знаменитые личности Каролингского возрождения

Друзья, стоит упомянуть славных людей того культурного подъема и всплеска науки!

В первую очередь, это Алкуин, руководитель кружка «Дворцовая Академия» при дворе Шарлеманя. Алкуин был выдающимся ученым, богословом и поэтом того времени. По происхождению англосакс, он получил образование в Йорке и обладал огромной эрудицией. Карл быстро смекнул, что такой человек принесет пользу его государству и приблизил его к себе. Он стал советником короля в реформах образования и богослужения. Он автор множества поучительных стихотворений, а также учебников по диалектике, догматике, риторике, литургике.

Карл Великий принимает ученого Алкуина

Знаменитый Эйнхард, ученый, культурный деятель, историк, настоятель монастырей, был еще и биографом, хроникером Карла Великого. Он написал биографию короля еще при его жизни, которая вошла в историю под названием Vita Karoli Magni.

Ни одно культурное возрождение не обходится без поэзии. Свой поэт был и в Каролингском возрождении – аббат и христианский святой, ученик Алкуина, – Ангильберт. Он был воспитателем одного из сыновей Карла, а также гражданским мужем одной из его дочерей, с которой у него было два сына. Ангильберт внес существенный вклад в поэзию того времени.

Как видите, друзья, средневековье – это не такой уж темный период в истории человечества, а даже наоборот! До новых встреч!

‘Каролингское возрождение’

Так называемое «каролингское возрождение» ещё более укрепило позиции церкви в области духовной культуры и образования. Некоторое оживление деятельности духовенства и представителей императорской власти в организации церковных школ во второй половине VIII и в начале IX в. было связано с глубочайшими социально-экономичесними сдвигами в жизни общества, т. е. с полным переворотом в отношениях землевладения, который привёл к усилению светских и духовных феодалов и к закрепощению крестьян.

Роль церкви в этих условиях становилась всё более важной. Вот почему, укрепляя церковный авторитет путём создания слоя грамотных клириков, Каролинги оставили всю монополию на образование в руках церкви и ни в какой степени не изменили существовавших до этого порядков. Грамотных людей, необходимых им для работы в государственном аппарате, Каролинги черпали из церковных школ.

Задачи, стоявшие перед этими школами, были ясно и кратко определены самым видным деятелем «каролингского возрождения» — Алкуином (около 735—804), воспитанником Йоркской школы. В одном из писем к Карлу Великому Алкуин писал: «Тружусь я много над многим для того, чтобы воспитать многих на пользу святой божьей церкви и для украшения вашей императорской власти». В своих капитуляриях Карл Великий требовал от монахов обязательной организации монастырских школ для обучения клириков — чтению, счёту, письму и пению, так как пастыри, обязанные наставлять народ, должны уметь читать и понимать «священное писание». Целый ряд лиц, способных возглавить церковные школы, Карл Великий привлёк из Италии, где духовенство имело более высокий уровень образования. Так, Карл Великий вывез оттуда Петра Ливанского, Павла Диакона, Лейдарда и Теодульфа.

Уделяя большое внимание церковным школам, Карл Великий считал, что миряне должны обучаться лишь «истинам» религии и «символу веры». Для тех, кто отказывался изучать «символ веры», Карл Великий предписывал ряд церковных наказаний (пост и пр.). Королевские посланцы и графы были обязаны наблюдать за проведением этих распоряжений в жизнь.

Таким образом, и в капитуляриях Карла Великого, и в постановлениях собиравшихся во время его правления церковных соборов речь шла не о повышении общего образовательного уровня и подъёме культуры во всех слоях феодального общества, а лишь об обучении определённого круга лиц, способных воздействовать своей проповедью на народные массы. «Венцом образования» по-прежнему считалось богословие. Ведь «. наша славная, преподаваемая мудрость господа превосходит всякую мудрость академической науки», — писал Алкуин, имея в виду Академию Платона. Ясно, что при такой постановке вопроса никакого действительного возрождения «свободных искусств» античности быть не могло.

Учебные пособия, составленные в форме диалогов между учителем и учеником, свидетельствуют о крайне низком уровне тогдашней образованности. Образчиком подобного пособия является диалог, написанный Алкуином для сына Карла Великого — Пипина:

«П и п и н. Что такое буква? — А л к у и н. Страж истории. П и п и н. Что такое слово? — А л к у и н. Изменник души. П и п и н. На кого похож человек? — А л к у и н. На шар. — П и п и н. Как помещён человек? — А л к у и н. Как лампада на ветру. П и п и н. Что такое голова? — А л к у и н. Вершина тела.— П и п и н. Что такое тело? — А л к у и н. Жилище души. П и п и н. Что такое зима? — А л к у и н. Изгнанница лета. П и п и н. Что такое весна? — А л к у и н. Живописец земли» и т. д.

Вся литература каролингского периода являлась сугубо подражательной главным образом христианской литературе первых веков нашей эры. Это видно и из произведений самого Алкуина, и из произведений его ученика — биографа Карла Великого — Эйнгарда. Однако рукописи в это время значительно улучшились. Была проведена реформа письменности, в результате которой повсюду установилось чёткое письмо (каролингский минускул), послужившее основой для современного начертания латинских букв. Переписчики украшали рукописи миниатюрами (небольшими картинками) на библейские темы.

Читайте также:  Бог Зевс - доклад сообщение

Наряду с церковными произведениями каролингские переписчики переписывали и книги античных авторов (поэтов, философов, юристов и политических деятелей), что способствовало сохранению этих рукописей.

Необходимо упомянуть и о том строительстве, которое происходило при Карле Великом. Стремясь повысить значение императорской власти и церкви, он приказывал возводить дворцы и соборы в Ахене и других пунктах своего государства. По своей архитектуре здания напоминали стиль византийских построек в Равенне.

Строительная техника на Западе в это время являлась крайне несовершенной. По приказанию Карла Великого при возведении построек нередко использовались мраморные колонны, которые в целом виде вывозились из Италии. Античные памятники искусства при этом варварски уничтожались. Однако большая часть возведённых при Карле построек была деревянная и поэтому очень быстро погибла.

«Каролингское возрождение» было весьма кратковременным. Быстрый распад империи не мог не сказаться и в области культуры. Современные хронисты, регистрируя жалкое состояние образования в период, последовавший за распадом империи, отмечали, что королевство франков стало ареной беспокойства и войн, что повсюду кипит междоусобная борьба и что изучение «как священного писания, так и свободных искусств» находится в полном пренебрежении.

Таким образом, действительная картина церковной деятельности в области духовной культуры в период раннего средневековья свидетельствует о том, что монополия на образование, захваченная церковью на самой ранней ступени развития феодального общества, привела к весьма плачевным результатам. «От древности в наследство,— писал Энгельс,— остались Эвклид и солнечная система Птолемея, от арабов — десятичная система счисления, начала алгебры, современное начертание цифр и алхимия,— христианское средневековье не оставило ничего» (Ф. Энгельс, Диалектика природы, Госполитиздат, 1955, стр. 5.).

Одну из своих главных задач церковь видела в том, чтобы держать народные массы в состоянии крайнего невежества и тем самым способствовать более полному их закабалению.

Господствовавшая тогда феодально-церковная культура носила ярко выраженный классовый характер.

  1. Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. Государственное издательство политической литературы. Москва 1957 год

Каролингское возрождение

Каролингское возрождение (фр. renaissance carolingienne ) — период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII — середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул. При монастырях открывались школы и библиотеки.

Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и другие.

В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование — применительно к условиям феодально-церковной культуры — стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.). Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и учёный, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы, крупный композитор, художник, учёный и поэт Туотило.

Содержание

Историография [ править ]

Термин «возрождение» применительно к средневековой истории (в том числе и словосочетание «каролингское возрождение») появился благодаря французскому историку Жан-Жаку Амперу в 1830-х годах [1] . Ампер упомянул его в своих работах наперекор укоренившемуся тогда представлению о Средневековье (особенно до 1000 года) как о ретроградном периоде, как его описывает, например, французский историк Жюль Мишле. Но только в XX веке, в начале 1920-х годов, термин, упомянутый Ампером, получил широкое распространение. Историк и профессор Венского университета Эрна Патцельт в 1924 году назвала одну из своих работ «Die Karolingische Renaissance» [2] . В 1920-х годах также в обиход вошли понятия «оттоновское возрождение» и «возрождение XII века».

Термин «Каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах (возобновление работы учёных, новое открытие интеллектуального наследия Античности, художественные творения). Однако сравнивать эти два возрождения можно лишь в определенных пределах. Термин «возрождение» (фр. renaissance ) не имеет эквивалентов в латыни [3] , поэтому современники использовали слово renovatio.

Концепция «Каролингского возрождения» достигла наибольшего успеха после войны, особенно среди исследователей англосаксов [4] . Однако находились и критики этого понятия, например, французский историк Жак Ле Гофф [5] . Позднее появились другие интерпретации понятия. Французский историк Пьер Рише упоминает три последовательных «каролингских возрождения»: первое — во время правления Карла, второе — при его наследниках и третье — то возрождение, которое в историографии получило название «оттоновского» [6] .

В отечественной медиевистике А. Я. Гуревич понимает под термином «Каролингское возрождение» попытку возрождения античной словесности (классического латинского языка) и воссоздания Римской империи [7] .

Изобразительное искусство [ править ]

Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800—900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска.

До и после Каролингского возрождения в скрипториях копировали в основном Библию и сочинения отцов церкви. В IX веке наблюдается всплеск интереса к литературе языческой античности. Рукописей с античными произведениями, датированных IX веком, больше, чем рукописей любого другого столетия, за исключением XV-го.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIII в. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи — Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781—783) и «Утрехтская псалтырь» (IX век). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.

Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий» (хранится в Лувре, возможно, изображён Карл Лысый). Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии. Ещё сильнее они проявились в книжной миниатюре (изображения евангелистов, библейских сцен, монархов каролингской династии).

В некоторых миниатюрах («Евангелие Годескалька», около 781—783, Национальная библиотека, Париж; «Евангелие Ады», начало 9 в., Городская библиотека, Трир) античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой, другие («Евангелие Эббона», около 816—835, Городская библиотека, Эперне; «Утрехтская псалтырь», 9 в., библиотека университета в Утрехте) поражают страстной взволнованностью, непосредственностью наблюдений, свободой и динамикой композиции и рисунка. Различается ряд местных школ миниатюры (дворцовая в Ахене, реймсская, турская и др.).

Архитектура [ править ]

В архитектуре Каролингского возрождения переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.

Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788—805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820—822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.

Музыка [ править ]

Карл и его приближённые покровительствовали развитию музыки, пришедшей к тому времени в упадок. Ещё Пипин Короткий пожертвовал галликанским пением в угоду стандартизации. При Карле были заимствованы элементы итальянских обрядов (амвросианского и староримского), что впоследствии послужило основой для повсеместного распространения григорианского пения. Кроме того, появилась единая система записи музыки, обучение музыке вошло в квадривиум. Крупнейшими композиторами этого времени являются Ноткер и Туотило.

Юриспруденция [ править ]

В 802 году Карл приказал записать обычное право всех народов, находящихся под его властью. Сам он издал 65 капитуляриев по разным областям жизни, ставших одной из основ средневекового права. Для большей централизации государства Карл провёл административную и финансовую реформы.

Ссылка на основную публикацию