Что такое Каролингское возрождение?

Каролингское Возрождение – Carolingian Renaissance

Каролингов Ренессанс был первым из трех средневековых ренессанса , в период культурной деятельности в империи Каролингов . Это происходило с конца 8-го по 9-й век, что было вдохновлено христианской Римской империей четвертого века. В этот период наблюдался рост литературы , письма , искусства , архитектуры , юриспруденции , литургических реформ и библейских исследований.

Каролингское Возрождение произошло в основном во время правления каролинговских правителей Карла Великого и Людовика Благочестивого . Его поддержали ученые каролингского двора , в частности Алкуин Йоркский . Admonitio generalis Карла Великого (789) и Epistola de litteris colendis служили манифестами.

Эффекты этого культурного возрождения были в основном ограничены небольшой группой придворных литераторов . По словам Джона Contreni, «это был захватывающим эффект на образование и культуре в Francia , дискуссионное влияние на художественном творчестве, и неизмеримое влияние на то , что важнее всего для Каролингов, нравственное возрождение общества». Светские и церковные лидеры Каролингского Возрождения прилагали усилия, чтобы лучше писать на латыни, копировать и сохранять святоотеческие и классические тексты, а также разработать более разборчивый, классифицирующий сценарий с четко различимыми заглавными и крошечными буквами. (Это был каролингский минускул, который гуманисты эпохи Возрождения считали римским и использовали как гуманистический минускул , на основе которого развился ранний современный курсив .) Они также впервые за столетия применили рациональные идеи к социальным вопросам, обеспечивая общий язык и письменность. стиль, который позволил общаться на большей части Европы.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Импорт
  • 3 Научные усилия
  • 4 Каролингское искусство
  • 5 каролингская архитектура
  • 6 Каролингская валюта
  • 7 Галерея
  • 8 Примечания
  • 9 ссылки
    • 9.1 Цитаты
    • 9.2 Библиография
  • 10 Внешние ссылки

Задний план

Как указывает Пьер Рихе, выражение «Каролингское Возрождение» не подразумевает, что Западная Европа была варварской или мракобесной до эпохи Каролингов. В течение столетий после распада Римской империи на Западе не произошло резкого исчезновения древних школ, из которых возникли Марсиан Капелла , Кассиодор и Боэций , важнейшие символы римского культурного наследия в средние века, благодаря которым дисциплины гуманитарных наук. В VII веке в вестготском королевстве Испании начался «исидорианский ренессанс», в котором процветали науки и произошла интеграция христианской и дохристианской мысли, а распространение ирландских монастырских школ ( скриптории ) по Европе заложило основу для каролингского Возрождения. .

В этой культурной экспансии было множество факторов, наиболее очевидным из которых было то, что объединение Карлом Великим большей части Западной Европы привело к миру и стабильности, которые заложили основу для процветания. Этот период ознаменовал собой экономическое возрождение в Западной Европе после распада Западной Римской империи . К началу седьмого века местная экономика на Западе выродилась в натуральное сельское хозяйство, когда города функционировали просто как места обмена подарками для элиты. К концу седьмого века появились развитые городские поселения, населенные в основном ремесленниками, торговцами и лодочниками, с уличными сетями, кустарным производством, а также региональной и междугородней торговлей. Ярким примером магазина такого типа был Дорестад .

Развитие экономики Каролингов подпитывалось эффективной организацией и эксплуатацией рабочей силы в больших поместьях, производящей излишки, главным образом, зерна, вина и соли. В свою очередь, межрегиональная торговля этими товарами способствовала расширению городов. Археологические данные показывают продолжение этой восходящей тенденции в начале восьмого века. Пик ранней каролингской экономики пришелся на период с 775 по 830 год, что совпало с крупнейшими излишками того периода, крупномасштабным строительством церквей, а также перенаселенностью и тремя голодом, показавшими пределы системы. После периода разрушений с 830 по 850 год, вызванного гражданскими войнами и набегами викингов , в 850-х годах экономическое развитие возобновилось, при этом торговые центры полностью исчезли и были заменены укрепленными торговыми городами.

Одной из основных причин резкого экономического роста была работорговля. После подъема арабских империй арабские элиты создали большой спрос на рабов, причем европейские рабы особенно ценились. В результате завоевательных войн Карла Великого в Восточной Европе стабильные поставки захваченных славян , авар , саксов и датчан достигли в основном еврейских купцов в Западной Европе, которые затем экспортировали рабов через Ампурию , Жирону и Пиренеи в мусульманскую Испанию и другие страны. части арабского мира. Рынок рабов был настолько прибыльным, что почти сразу изменил дальнюю торговлю в европейских странах. Работорговля позволила Западу вновь вступить в отношения с мусульманской и Восточной Римской империями, так что другие отрасли, такие как текстильная, также смогли развиваться в Европе.

импорт

Кеннет Кларк считал, что в эпоху Каролингского Возрождения западная цивилизация выживала буквально за счет зубов. Однако использование термина ренессанс для описания этого периода оспаривается, особенно Линн Торндайк , из-за того, что большинство изменений, вызванных этим периодом, почти полностью ограничиваются духовенством , и из-за того, что в период отсутствовали широкие социальные возможности. движения позднего итальянского Возрождения . Вместо возрождения новых культурных движений этот период был скорее попыткой воссоздать предыдущую культуру Римской империи . В ретроспективе Каролингское Возрождение также имеет в некоторой степени характер ложного рассвета, поскольку его культурные достижения были в значительной степени рассеяны в течение пары поколений, – мнение, высказанное Валахфридом Страбоном (умер в 849 г.), в его предисловии к книге Эйнхарда « Жизнь человека». Карл Великий , подводя итоги поколения обновления:

Карл Великий мог предложить бескультурную и, я бы сказал, почти полностью непросвещенную территорию царства, которое ему доверил Бог, новый энтузиазм в отношении всего человеческого знания. В своем более раннем состоянии варварства его царство почти не тронуло такое рвение, но теперь оно открыло глаза на Божье озарение. В наше время жажда знаний снова исчезает: свет мудрости все меньше и меньше востребован и теперь снова становится редкостью в умах большинства людей.

Научные усилия

Недостаток латинской грамотности в Западной Европе восьмого века вызывал проблемы для правителей Каролингов, сильно ограничивая число людей, способных служить придворными писцами в обществах, где ценилась латынь. Еще большее беспокойство некоторых правителей вызывало то обстоятельство, что не все приходские священники обладали умением читать Вульгату . Дополнительная проблема заключалась в том, что вульгарная латынь поздней Западной Римской империи начала расходиться на региональные диалекты, предшественники современных романских языков , которые становились взаимно непонятными и мешали ученым из одной части Европы общаться с людьми из разных стран. другая часть Европы.

Чтобы решить эти проблемы, Карл Великий приказал создать школы в капитулярии, известном как Хартия современной мысли , изданная в 787 году. Основная часть его программы реформ заключалась в привлечении многих ведущих ученых христианского мира своего времени к своей работе. суд. Среди первых , кого привлекли к суду, были итальянцы : Петр Пизанский , который с 776 по 790 год обучал Карла Великого на латыни, и с 776 по 787 год Паулин Аквилейский , которого Карл Великий назначил патриархом Аквилеи в 787 году. Был привезен лангобард Павел Диакон. в суд в 782 и оставался до 787 года , когда Чарльз выдвинувшего его аббат из Montecassino . Теодульф Орлеанский был испанским готом , служившим при дворе с 782 по 797 годы, когда был назначен епископом Орлеана . Теодульф находился в дружеском соперничестве за стандартизацию Вульгаты с главой ученых Карла Великого, Алкуином Йоркским . Алкуин был нортумбрийским монахом и диаконом, который возглавлял Дворцовую школу с 782 по 796 год, за исключением 790-793 годов, когда он вернулся в Англию . После 796 г. он продолжил свою научную деятельность в качестве настоятеля монастыря Св. Мартина в Туре . Среди тех, кто последовал за Алкуином через Ла-Манш к франкскому двору, был Джозеф Скоттус , ирландец, оставивший оригинальные библейские комментарии и акростихические эксперименты. После этого первого поколения не франкских ученых их франкские ученики, такие как Ангильберт , оставят свой след.

В более поздних дворах Людовика Благочестивого и Карла Лысого были похожие группы ученых. Ирландский монах Дикуил посетил первый суд, а более известный ирландец Джон Скот Эриугена – второй.

Одним из основных направлений работы было создание стандартизированной учебной программы для использования в недавно созданных школах. Алкуин возглавлял эту работу и отвечал за написание учебников, создание списков слов и установление тривиума и квадривиума в качестве основы для обучения.

Еще одним вкладом этого периода было развитие каролингского minuscule , «книжной руки», впервые использовавшейся в монастырях Корби и Тур, которая ввела использование строчных букв. Также была разработана стандартизованная версия латыни, которая позволяла создавать новые слова, сохраняя при этом грамматические правила классической латыни . Этот средневековый латынь стал общепринятым языком ученых и позволил администраторам и путешественникам заявить о себе в различных регионах Европы.

Каролингские мастерские в IX веке произвели более 100 000 рукописей, из которых от 6000 до 7000 сохранились. Каролинги создали самые ранние сохранившиеся копии произведений Цицерона , Горация , Марциала , Статиуса , Лукреция , Теренция , Юлия Цезаря , Боэция и Мартиана Капеллы . Копии текстов этих авторов не производились на латинском Западе в VII и VIII веках.

Каролингское искусство

Каролингское искусство охватывает примерно столетний период примерно от 800 до 900. Хотя и недолго, это был важный период. Северная Европа впервые приняла классические средиземноморские римские формы искусства, заложив основу для подъема романского искусства и, в конечном итоге, готического искусства на Западе. Освещенные рукописи , изделия из металла , мелкие скульптуры , мозаики и фрески сохранились от этого периода.

Каролингское возрождение – путешествие в мир науки и культуры

В истории Франции много интересных и славных страниц. Были там и героические битвы, и военные походы, и мудрые короли, и каролингское возрождение, о котором мы подробно расскажем в этой статье.

Принято считать, что эпоха возрождения была в XIV веке, началась она в Италии (развитие искусства, литературы, поэзии, архитектуры, различные школы художников.) и распространилась по всей Европе. На самом деле, еще раньше, чем в Италии, феномен Возрождения возник в королевстве франков.

Что такое «Каролингское возрождение»

Каролингское возрождение (La Renaissance Carolingienne) — это исторический период культурного и интеллектуального возрождения в Западной Европе в конце VIII— середине IX века. И все это – в эпоху правления королей франков из династии Каролингов (Les Carolingiens) – Карла Великого (Charlemagne), его сына — Людовика Благочестивого (Louis Le Pieux)и сына Людовика — Карла Лысого (Charles Le Chauve).

Этот славный период отметился расцветом литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения сильный толчок получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, который назвали каролингский минускул. При монастырях были открыты школы и библиотеки. И всему этому культурному подъему покровительствовали франкские короли.

Карл Великий

Всем известна личность этого короля, не зря в историю он вошел под именем Великий. Сын не менее славного отца, Пипина Короткого, Карл Великий создал мощную империю, в которую входили обширные территории Франции, Германии и Италии, он осуществил много завоеваний. Это была выдающаяся личность, без которой в Европе не принимались важные решения. Ведь не зря в то время сложилась поговорка «Франка имей другом, но не соседом», с намеком на то, что такой «сосед» в любое время может завоевать все по соседству!

Карл Великий — император франков

Карл провел много битв, большинство из которых были победоносными. Король стал центральным персонажем французского народного героического эпоса. О нем слагали песни, легенды и стихи. Один из знаменитых французских эпосов – это «Песнь о Роланде», где король предстает добрым отцом народа и храбрым воином.

Что касается короля, как отца народа, он действительно заботился о своей стране и о завоеванных территориях. Он развивал сельское хозяйство, строил города и монастыри, церкви и дворцы, он автор подробнейших постановлений, касающихся управления государством.

Но, к сожалению, как это всегда бывает, великие империи рушатся и на их месте возникают более мелкие государства. Сын Карла Великого, Людовик Благочестивый, был человеком мягким, и ему кое-как удавалось удержать империю и завоевания отца. А вот внуки Карла, сыновья Людовика, придя к власти, полностью поделили между собой территории, потому что каждый хотел править сам.

Королем Франции стал Карл Лысый, очень мудрый и толковый человек. Он продолжил дело культурного возрождения, которое начал его дед.

Ученье — свет, а неученье – тьма

Хоть это и русская поговорка, наверняка, так думал и Карл Великий, начиная окультуривание государства. Его личная любовь к учености сыграла значительную роль в Каролингском возрождении. Наверное, поэтому феномен культурного возрождения затронул многие сферы искусства.

Давайте же понаблюдаем, какое развитие получили эти сферы.

Интерьер дворцовой капеллы в Ахене

  • Изобразительное искусство. В этот период Северная Европа познакомилась с римским искусством. И сразу вдохновилась создавать что-то свое. Появилось готическое искусство. Развивалась книжная миниатюра, настенная фреска, мозаика, скульптура. При Карле Великом была организована целая книжная мастерская в которой трудились мастера книжной росписи. Книги оформлялись необычайно красочными миниатюрами, которые поражают своей живостью и яркостью.
  • Архитектура того периода причудливо переплетает в себе стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это связано с тем, что Карл совершал военные походы в Италию, откуда и был взят опыт строительства базилик, колонн и украшений. Исторические источники свидетельствуют, что в то время велось обширное строительство, но до нас дошли очень немногие архитектурные работы того периода.
  • Карл Великий и его приближенные любили музыку и покровительствовали ей. Церковное пение было широко распространено, ему профессионально обучались в специальных школах. Появилась единая система записи музыки. Обучение музыке входило в обязательную систему образования. В то время были и свои композиторы.
  • Для того времени была неплохо развита юриспруденция. В 802 году император Карл приказал записать обычное право всех народов, которые находились под его властью. Сам он издал 65 трактатов (капитуляриев) по разным областям жизни, которые стали одной из основ средневекового права. Он также провел административную и финансовую реформы, чтобы еще больше централизовать власть.

Людовик Благочестивый и Карл Лысый продолжили развивать образовательное дело своего отца и деда. Можно с уверенностью утверждать, что Каролинги внесли огромный вклад в мировое развитие культуры и науки.

Читайте также:  Замок Феодала – сообщение доклад

Знаменитые личности Каролингского возрождения

Друзья, стоит упомянуть славных людей того культурного подъема и всплеска науки!

В первую очередь, это Алкуин, руководитель кружка «Дворцовая Академия» при дворе Шарлеманя. Алкуин был выдающимся ученым, богословом и поэтом того времени. По происхождению англосакс, он получил образование в Йорке и обладал огромной эрудицией. Карл быстро смекнул, что такой человек принесет пользу его государству и приблизил его к себе. Он стал советником короля в реформах образования и богослужения. Он автор множества поучительных стихотворений, а также учебников по диалектике, догматике, риторике, литургике.

Карл Великий принимает ученого Алкуина

Знаменитый Эйнхард, ученый, культурный деятель, историк, настоятель монастырей, был еще и биографом, хроникером Карла Великого. Он написал биографию короля еще при его жизни, которая вошла в историю под названием Vita Karoli Magni.

Ни одно культурное возрождение не обходится без поэзии. Свой поэт был и в Каролингском возрождении – аббат и христианский святой, ученик Алкуина, — Ангильберт. Он был воспитателем одного из сыновей Карла, а также гражданским мужем одной из его дочерей, с которой у него было два сына. Ангильберт внес существенный вклад в поэзию того времени.

Как видите, друзья, средневековье – это не такой уж темный период в истории человечества, а даже наоборот! До новых встреч!

«Каролингское возрождение»

В конце VIII — начале IX в. при Карле Великом в Каролингском государстве наблюдается некоторый подъем феодально-церковной культуры, получивший в историографии название «Каролингское возрождение». Для аппарата управления обширной державой Каро-дингов нужны были кадры чиновников и судей, имевших известную образовательную подготовку. Таких людей Карл Великий мог найти среди духовенства — единственно грамотного слоя населения в это время, хотя культурный уровень клириков был невысок.

Так называемый «Капитулярий о науках» (ок. 787 г.) предписывал открывать при каждом монастыре и епископской кафедре школы для монахов и клириков. Была сделана попытка организовать и обучение мирян (в капитулярии 802 г.). Программа обучения во вновь создаваемых школах почти не отличалась от программы прежних церковных школ. Перед ними ставилась задача, как гласит постановление Шалонского церковного собора 813 г., воспитать таких людей, «которые могли бы иметь особенное значение среди простого народа и наука которых могла бы быть противопоставлена не только различным ересям, но и ухищрениям антихриста».

Карл Великий приглашал образованных людей и из других стран: из Италии — Павла Диакона, из Испании — гота Теодульфа, из Англии — Алкуина, который сыграл особенно большую роль в «Каролингском возрождении». Император создал при дворе нечто вроде литературного кружка, получившего наименование «Дворцовая академия». Членами его были сам Карл и его многочисленная семья, виднейшие духовные и светские сановники, учителя и ученики открытой в Ахене придворной школы.

В Академии читались и истолковывались произведения не только церковных, но и античных авторов, а также сочинения участников кружка. Каждый член Академии избирал себе античный или библейский псевдоним: Карл звался «Давидом», Алкуин — «Флакком» и т. д. Из Италии привозились рукописи с сочинениями римских писателей.

В ряде монастырей пишутся анналы. Возрастает интерес к агротехнике: переписываются агротехнические трактаты античности, появляются новые произведения по сельскому хозяйству (например, поэма Валафрида Страбона «Книга об обработке огородов»). Подражая византийским императорам, Карл приказал строить каменные дворцы и церкви в Ахене, Борисе и других городах. Эти постройки в основном копировали византийскую архитектуру, но были гораздо более скромными по размерам. При несовершенстве строительного искусства франков почти все возведенные при Карле постройки погибли. Сохранилась до нашего времени только капелла в Ахене.

Мероприятия Карла Великого оживили культурную жизнь Франкского государства. Расширился круг образованных людей. В церковные школы стали допускаться миряне. В монастырских скрипториях наряду с произведениями христианской литературы стали переписываться произведения многих римских авторов.

В течение IX в. фонд таких рукописей значительно возрос. Общее число дошедших до нас от этого столетия кодексов превышает 7000. Подавляющее большинство рукописей, по которым издаются теперь произведения античных авторов, относится именно к IX в. Значительно улучшилось и внешнее оформление рукописей. Почти повсеместно установилось четкое письмо — каролингский минускул; рукописи украшались миниатюрами и заставками.

Работы каролингских писателей — Павла Диакона, Алкуина. 1 Эйнгарда, написавшего биографию императора «Жизнь Карла Великого»,— внесли вклад в развитие средневековой латинской литературы. После двух «темных веков» «Каролингское возрождение» выдвинуло идею пользы образования, в том числе и светских знаний. Однако его нельзя считать подлинным возрождением культуры; оно свелось лишь к внешнему подражанию некоторым римским образцам, преимущественно по форме.

В период «Каролингского возрождения» дальнейншее развитие получили церковно-феодальные политические идей. Еще в раннее средневековье в сочинениях церковных деятелей 0 в законодательных актах оправдывалось и увековечивалось сословное деление общества. Позднее получила распространение идея о необходимости сотрудничества сословий. Ее наиболее четко сформулировал епископ Лана — Адальберон (конец X — начало XI в.): «. одни молятся, другие воюют, третьи работают, а вместе их три сословия и не вынести им обособления». В ряде трактатов развивалось положение о короле как служителе бога (minister dei) на земле, которому его подданные должны повиноваться, даже если он несправедлив.

Культурные и социальные границы «Каролингского возрождения» были узки и определялись лишь тем, что отвечали нуждам небольшой группы придворных и высокопоставленных виновников. И в период «Каролингского возрождения» церковно-религиозное мировоззрение оставалось господствующим.

«Каролингское возрождение» кончилось с распаДом империи Каролингов. Вскоре после смерти Карла Великого прекратили существование многие школы. С 817 г. было запрещено обучать в церковных и монастырских школах тех, кто не готовился к духовному званию. Единственным оригинальным мыслителей IX в., поднявшимся над уровнем современного ему богословия был ирландец Иоанн Скот Эриугена. Хорошо владея греческим языком, он изучил труды греческих неоплатоников и перевел их на латынь. Под их влиянием в своем главном труде «О разделении природы» Эуриугена вопреки официальной церковной доктрине склонился к пантеизму. Для Эриугена христианская вера была основой всякого знания, но он считал, что религия не должна стеснять свободу разума. Эриугена утверждал превосходство разума над авторитетом отцов церкви. Позднее его сочинения были осуждены как еретические.

К концу IX в. в большинстве стран Европы наступил новый упадок культуры, охвативший X — первую половину XI в. Только в Германии при дворе германских императоров Саксойскои династии — Оттонах — в конце X в. культурная жизнь была более активной: продолжалась литературная деятельность, велось строительство, переписывались рукописи. При некоторых соборах были открыты школы. В одной из епископальных школ в Реймсе «свободные искусства» с 980 г. преподавал ученый монах Герберт, будущий папа Сильвестр II. Он познакомил Европу с арабскими цифрами, счетной доской «абак», облегчавшей арифметические действия, астрономическим прибором астролябией. В целом итоги так называемого «Оттоновского» возрождения, как и «Каролингского», при всей их ограниченности способствовали дальнейшему развитию ранней средневековой культуры. Однако они не сумели создать основы для более широкого и стабильного ее подъема.

Читайте также

6. Возрождение

6. Возрождение К началу пятнадцатого века в Западной Европе уже возникла светская культура. К примеру, «Божественная комедия» Данте, начатая поэтом в 1307 году, хотя и была «религиозной» по своей тематике, не имела прямого отношения к церкви. Она была написана на итальянском

…И его возрождение

…И его возрождение Но все же вселенская битва конца времене, именуемая древними скандинавами Рагнарек, имеет некое светлое если не начало, то хотя бы завершение. Земля, очистившись от ярма грехов и всяческого зла, имеет шанс возродиться к новой жизни, как может

«Возрождение»

«Возрождение» Для первой половины XIX века констатировано полное затухание казачьего автономизма, что вполне понятно, если принять во внимание исчезновение самого казачества. Помимо горсти фрондеров типа Полетики, державшихся трусливо и ворчавших ничуть не грознее

Возрождение

Возрождение Раньше, в старые добрые времена казаки жили как птицы Божьи, иной доли не представляя. Теперь, насмотревшись в походах на «култур-мултур» и прочий политес, они возжелали странного. Сичевики, вплоть до последнего алкоголика, хотели — по минимуму — в реестр,

Каролингское возрождение — было ли оно?

Каролингское возрождение — было ли оно? Если трудно признать подлинным и законченным возрождение городов до XII века, то разве можно пройти мимо тех перемен в области культуры конца VIII — первой половины IX вв., которые традиционно именуются Каролингским возрождением?Не

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ»

«КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» Каролингское время во многих отношениях стало переломным моментом в культурной жизни Европы. Для правителей франков подъем образования являлся задачей практической политики. Об этом свидетельствует, например, послание Карла Великого «De

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ Эпоха раннего Нового времени ознаменована культурными феноменами, которые зародились в Европе, но оказали огромное, может быть, решающее влияние на всю последующую всемирную историю. Они принесли с собой изменения во взглядах на мир, в отношении к науке,

8. ВОЗРОЖДЕНИЕ

8. ВОЗРОЖДЕНИЕ ИГИ ПОД ВЛАСТЬЮ АБУ БАКРА АЛЬ-БАГДАДИ История ИГИ, как описывает ее журнал «Дабик», являла собой путь поисков длиной в 11 лет, приправленный страданиями и завершившийся в 2014 г. созданием халифата1. Абу Омар аль-Багдади построил «первое „в современную эпоху“

От дворца до сельских округов («паги»): каролингское правительство

От дворца до сельских округов («паги»): каролингское правительство Одновременно с императором с первых лет IX века обосновался в Ахейе и императорский двор. В непосредственной близости от восточной части монументального ансамбля дворца обнаружены следы глинобитных и

VI Возрождение

VI Возрождение Вернувшись в Мюнхен после четырех лет, проведенных в эмиграции, Герман Геринг, естественно, не надеялся, что его встретят с охапками цветов. И оказался совершенно прав: в то холодное утро 3 ноября 1927 года он не увидел цветов, и фюрер не ожидал на перроне

…И возрождение

…И возрождение Подъем начался при Мартине V, который стал пользоваться фискальным аппаратом, созданным Альборносом, для выкачивания денежных средств из периферии, чтобы затем направлять их в Рим для перестройки города и восстановления централизованного контроля пап

Каролингское возрождение

Каролингское возрождение «Изо всех королей Карл Великий прилагал более всего стараний, чтобы отыскивать мудрых людей и снабжать их всем необходимым для жизни, дабы они могли искать знание в подобающей обстановке. Именно таким путем Карлу удалось возродить жажду

Каролингское возрождение

Каролингское возрождение Так Западная Церковь приняла важнейшее решение. Она решила переориентироваться с византийских императоров на полуварваров – франков, которые обратились в католическую веру непосредственно и никогда не были арианами. В VIII веке Церковь

«Каролингское возрождение»

«Каролингское возрождение» Определенный подъем культуры наметился на континенте в период правления Карла Великого и получил название «Каролингского возрождения». Оно было связано с государственной консолидацией в рамках империи и с утверждением имперской идеи,

«Каролингское возрождение» и его черты

«Подлинное искусство всех народов и веков понятно всему человечеству.»
К. С. Станиславский

Период правления династии Каролингов иногда именуют «Каролингским возрождением». С особенностями архитектуры этого времени вы уже знакомы. Но при чем тут термин «возрождение», ведь мы хорошо знаем, что оно наступило после окончания Средневековья? Или это какое-то другое возрождение?

Возрождение. И еще одно возрождение

Прежде всего, давайте постараемся избежать возможной путаницы в понятиях и терминах. Для большинства из нас термин «возрождение» (или «ренессанс») обозначает эпоху, которая в Европе пришла на смену Средневековью приблизительно ко второй половине XV столетия (в Италии — раньше). Для этого периода характерно возрождение интереса к античной культуре и искусству (отсюда и название), восхищение красотой и возможностями человека — как самого прекрасного божьего создания. Считается, что одним из первых термин «Возрождение» использовал итальянский художник, писатель, гуманист Джорджо Вазари (1511-1574).

В искусствоведческой науке это слово начали активно употреблять в XIX столетии. В частности, в научный обиход его ввел историк и писатель Жюль Мишле (1798-1874). В то время многие исследователи рассматривали Средневековье как мрачный, беспросветный период, заполненный войнами, эпидемиями и террором инквизиции; Возрождение же представлялось им как долгожданный расцвет культуры, свободомыслия, философии. Но некоторые ученые заявляли: не следует недооценивать культурное значение Средневековья, так как в этот период тоже совершались значимые открытия, создавались великолепные произведения искусства. То есть не стоит противопоставлять одну эпоху другой. Они просто разные. И в 1830-х годах французский историк Жан-Жак Ампер заявил, что некоторые культурные достижения, относящиеся к временам правления Каролингов, вполне сравнимы с теми, что совершали титаны европейского ренессанса в XV-XVI веках. Именно Ампер начал использовать словосочетание «Каролингское возрождение». Правда, не все с ним соглашались, но термин прижился и вошел в научный обиход.

Чем же прославились Карл Великий и его родственники на поприще культуры и искусства?

Скульптурные портреты

Уточним: словосочетание «Каролингское возрождение» относится не ко всему двухсотлетнему периоду правления Каролингов, а прежде всего к самому Карлу Великому (ок. 747-814) и двум его потомкам — Людовику Благочестивому и Карлу Лысому. Хотя, конечно, заданный Карлом Великим высокий уровень развития культуры и науки так или иначе поддерживали практически все его наследники. О значимости правления Карла и о масштабности его самого как личности говорит хотя бы тот факт, что слово «король», по самой популярной версии, произошло от имени этого правителя. К моменту своей смерти Карл владел практически всей территорией современной Европы!

«Архитектура, скульптура, живопись, музыка и поэзия по справедливости могут быть названы цветом цивилизованной жизни» (Герберт Спенсер)

Карла Великого описывают как могучего неутомимого воина (эксгумация останков короля показала, что он был почти двухметрового роста — по тем временам более чем внушительно!), любителя наук и искусств. Правда, систематического образования он не получал и, видимо, был скорее самоучкой: современники писали, что Карл предпочитал слушать книги, а не читать их, и писал с большим трудом. При этом свободно говорил по-латыни и по-гречески, хорошо разбирался в астрономии, был красноречив и сведущ в самых разных сферах знания. Правитель заботился об открытии школ, библиотек, покровительствовал монастырям, очень уважал ученых.

Читайте также:  Памятник Победы - Звонница на Прохоровском поле - сообщение доклад

Огромные масштабы империи способствовали знакомству Каролингов с культурными достижениями соседей (в основном Византии). Видимо, в этом одна из причин того, что в годы «Каролингского возрождения» к довольно строгим и грубоватым канонам искусства франков примешиваются яркие краски «государства ромеев».

В Лувре хранится небольшая бронзовая статуэтка, изображающая восседающего на коне правителя. Исследователи датируют ее IX веком и утверждают, что это скульптурный портрет Карла Великого. Правда, в последнее время появились и другие, альтернативные версии: например, высказываются предположения, что это Карл Лысый, внук великого правителя. Можно также встретить мнение, что статуэтка изготовлена значительно позднее — едва ли не в 1600 году. Но все же по своему стилю, по характеру, по технике исполнения это произведение относится скорее все-таки к эпохе Каролингов. Довольно простые формы, несколько скованная и статичная поза всадника, недетализированная проработка лица. Это не столько портрет конкретного человека, сколько олицетворение могучего правителя, уверенного, властного и бескомпромиссного. О том, что это, скорее всего, именно Карл Великий, говорят детали облика, вполне сопоставимые с прижизненными описаниями правителя франков: высокий рост (ступни всадника свисают едва ли не на уровень колен лошади), широкие плечи, короткая шея, пышные усы и коротко подстриженная борода. Безымянный создатель скульптуры явно ориентировался на римские образцы: несмотря на довольно грубое исполнение, изображение Карла чем-то напоминает, например, конные статуи знаменитого императора Марка Аврелия.

По манере исполнения к изображению Карла близка фигура святой Веры, ныне хранящаяся в церкви Сен-Фуа во французском Конке. Это изображение представляет собой реликварий: в нем хранится частичка мощей. образ святой решен в характерном для раннего Средневековья духе: застывшая поза (она сидит на троне, протянув вперед руки), легкая диспропорция (большая голова, короткие руки и ноги), напряженный взгляд в пространство. Но — что удивительно — такая трактовка придает изображению особую выразительную притягательность. Судя по всему, реликварий служил не только для хранения святынь: одежда и головной убор Веры буквально усыпаны драгоценными камнями. Видимо, на протяжении нескольких веков фигурку украшали все новыми и новыми подношениями.

«Мы нуждаемся в художнике даже в минуту величайшего счастья и величайшей беды» (И. В. Гёте)

Священное писание: для грамотных и неграмотных

В оформлении храмов при создании иллюстраций к Священному Писанию широко использовались фреска и мозаика. Очень красивые и динамичные мозаики, создававшиеся под явным влиянием Византии, сохранились в «каролингских» храмах в Жерминьи де Пре, в церкви Святого Иоанна в Мюнстере, в церкви Сен-Жермен в Оксере.

К сожалению, до нас не дошли дворцы Карла Великого (в частности, дворцовый комплекс в Ингельсгейме), но, если верить описаниям современников, их залы нередко украшали мозаичные полотна, иллюстрировавшие легенды о знаменитых полководцах и героях древности — Ганнибале, Александре Македонском, Юлии Цезаре.

Настоящий расцвет в государстве Каролингов переживает рукописная книга. Интересно, что в это время во множестве изготавливаются не только богослужебные манускрипты, но и творения античных мастеров. В иллюстрациях уже явно намечаются отличия от «книг Меровингов»: появляется больше сюжетных картинок и меньше чисто орнаментальных композиций, художники становятся более уверенными в изображении человеческих фигур, а сами фигуры — уже более объемны, правильны и динамичны.

Старейшей дошедшей до нас книгой, созданной мастерами «придворной школы Карла Великого», историки считают «Евангелие Годескалька», относя его к 780-м годам. Годескальк — имя монаха, переписывавшего книгу; обычно до нас крайне редко доходят имена тех, кто работал в средневековых скрипториях. Но этот манускрипт изготавливался для самого Карла и его жены Хильдегарды, поэтому, видимо, история сохранила о нем довольно обширные сведения. Манускрипт выглядит очень торжественно и празднично: пергамент подкрашен пурпурной краской, а иллюстрации ярки и многоцветны.

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине» (Иммануил Кант)

К числу лучших творений «книжных мастеров» государства Каролингов относится так называемый «Золотой кодекс из Лорша», или «Лоршские евангелия» — иллюминированная рукописная книга, созданная на рубеже VIII—IX веков. Свое условное название кодекс получил благодаря обильному использованию золотой краски в оформлении. Создавался он, предположительно, в Лоршском монастыре, который при Карле Великом становится одним из главных центров культуры и «книжного учения». От самого монастыря, к сожалению, осталась ныне только надвратная часовня с частью ворот.

Характерными особенностями «Золотого кодекса из Лорша» являются яркие краски миниатюр и орнаментов (сохранности способствует высокое качество пергамента, на котором написана книга), четкая структурированность текста, очень аккуратное и грамотное исполнение. Текст написан так называемым каролингским минускулом. Минускул (от лат. minusculus — «маленький») — это алфавитное письмо из строчных букв, в отличие от маюскульного, состоящего из прописных. Минускульное письмо возникло в латинской письменности во II веке, при Каролингах же достигло своего расцвета. Этот шрифт очень прост, четок и в то же время декоративен.

Примером творчества мастеров Реймсской художественной школы, весьма известной и уважаемой в государстве Каролингов, может служить «Евангелие Эббона», названное так по имени архиепископа — заказчика рукописи и созданное в 820-х годах. Предположительно, работали над ним мастера аббатства Сен-Пьер. Миниатюры этой книги отличаются несколько резким, нервным исполнением, довольно жесткими линиями и очень индивидуальной трактовкой образов святых и евангелистов. Ныне этот шедевр средневекового книжного искусства хранится в библиотеке Эперне (Франция).

Большого мастерства достигли резчики времен «Каролингского возрождения», создававшие, например, оклады для священных книг из слоновой кости, каменные рельефы и капители.

Каролингское возрождение

Каждое государство переживает расцвет и закат, причем во всех сферах жизни – политической, культурной, экономической. Сейчас, в наше время, этим никого не удивишь. В раннем средневековье, в темные века, как их принято называть, христианская церковь не поощряла различные научные изыскания, но, тем не менее, находились смельчаки и возможности, чтобы постепенно знакомить граждан с наукой и культурой, а также новыми познаниями.

В эпоху Карла Великого, правителя франков, такой период также существовал. Обидно думать, что ренессанс – это только период позднего возрождения, начиная от 14 века. При Карле государство также пережило нечто подобное, получившее название Каролингское Возрождение. Длилось оно недолго – всего лишь около века, но оставило после себя огромное влияние на граждан и соседние страны.

Что такое каролингское возрождение

Это период культурного возрождения в эпоху правления Карла Великого, а также его потомков, королей Людовика Благочестивого и Карла Лысого. Отметим, что ничего из этого не случилось бы, если бы не огромная любовь Карла к науке. Не обладая грамотностью, он был большим поклонником учения. Придя к власти в 768 году, король обнаружил чрезвычайно плохие стандарты латинского языка (хотя странно, как он вообще это заметил). Так как образованием в то время ведало духовенство, был отдан приказ короля переучить сановников, чтобы они лучше владели языком. Если не хотят добровольно – будет принудительно. Он напомнил, что для толкования Священного Писания необходимо владеть правильной латынью. Карла вообще можно считать «отцом» франкского образования.

Затем появилась возможность обеспечить получение образования для более ярких молодых священнослужителей. Карл не забывал и о простых гражданах, которые также нуждались в грамоте. Чтобы помочь на первых началах, была создана специальная школа на территории королевского дворца в Ахене. В целях более всестороннего развития Карл Великий импортировал многих талантливых ученых из-за границы. В течение 8-го века Англия была ареной обширной интеллектуальной деятельности. Ученый Алькуин, который был владельцем школы в Йорке, а также другие английские ученые были привлечены для обучения франков на континенте. Из мавританской Испании прибыли христианские беженцы, которые также внесли свой вклад в это интеллектуальное возрождение; споры с мусульманами заставили их развить диалектический навык, в котором они теперь обучали подданных Карла Великого. Из Италии приехали грамматики и летописцы, например, такие люди, как Павел Диакон.

Прибыли и ирландские ученые. Благодаря этим иностранцам, представлявшим те области, где в VI-VIII веках сохранялась классическая и христианская культура, франкский двор стал своеобразной «академией», как называл его Алкуин. Там император, его наследники и друзья обсуждали различные темы-существование или отсутствие подземного мира и небытия; затмение Солнца, религиозные аспекты и так далее. Признавая важность рукописей в культурном возрождении, Карл Великий создал библиотеку (каталог которой до сих пор сохранился), переписал тексты и книги и поручил каждой школе поддерживать скрипторий – мастерскую по переписи документов и летописей (первые скриптории были в монастырях). Алькуин разработал школу каллиграфии в Туре, и ее новая письменность быстро распространилась по всей империи.

За пределами двора в Ахене можно было найти здесь и там несколько культурных мест, не так много, как хотелось бы, но зато они привлекали множество народа. Архиепископ Лионский реорганизовал школы читателей и руководителей хоров; Алкуин в Сен-Мартен-де-Тур и Ангильберт в Сен-Рикье организовали монашеские школы с отличными библиотеками.конечно, начало было положено хорошее, но на деле повышение образования было незаметно — нужно было дождаться второго поколения, а то и третьего, чтобы заметить хоть какие-то изменения в грамотности населения королевства франков. При сыне Карла Великого Людовике Благочестивом и особенно при его внуках монастырские школы достигли апогея во Франции к северу от Луары, в Германии и в Италии. Самые известные из них были в Сен-Галль, Рейхенау, Фульда, Боббио, Сен-Дени, Сен-Мартен-де-Тур и Ферьере. К сожалению, распад империи Каролингов, последовавший за местными восстаниями и вторжениями викингов, положил конец прогрессу Каролинского возрождения.

Отличный правитель Карл

Карл Великий был настолько отличным правителем в этом вопросе, что некоторые другие короли стремились ему подражать. В королевстве Уэссекс, в Британии, король Альфред Великий также покровительствовал обучению, стремясь повторить успех Карла Великого. Когда он вступил на трон в 871 году, культурные стандарты в государстве упали до низкого уровня, отчасти из-за беспорядков и датских вторжений. Он был опечален тем, что так мало народу могли понять латинские церковные службы или перевести письмо с латыни на английский язык. Чтобы добиться улучшения, он призвал монахов с континента, особенно из Сен-Бертена.

Более того, он привлек к своему двору английское духовенство и молодых сыновей дворян. Это содействие обучению было продолжено преемниками Альфреда и распространено в других частях Англии; а в реформированных монастырях Кентербери, Йорка и Винчестера молодые монахи возобновили изучение религиозных и светских наук. Среди выдающихся ученых конца 10 века был бенедиктинский монах Элфрик, которого называют, возможно, величайшим прозаиком англосаксонских времен.

Каролингское возрождение касалось не только образования, но и архитектуры. В период с 768 по 850 гг. было построено около 400 монастырей, королевских резиденций, отвечающих последнему слову моды. Конечно, Карл не обошел своим вниманием и более простые здания – школы, больницы, крепости, мосты. Ярким примером каролингского возрождения этого периода служат церкви Сен-Дени и Сен-Рикье, построенные в лучших традициях готики. Также начинают появляться в Европе мозаики, фрески, развиваются скульптуры. Особого расцвета достигла книжная миниатюра – создание ярких картинок к книгам. Карл повелел создать в городах специальные мастерские, где монахи переписывали книги и добавляли туда яркие образы.

Не обошел Карл стороной и юридическое образование. Постепенно он вводил в обиход различные законы, укрепляющие власть и контролирующие жизнь граждан. Конфликты во второй половине XII века между церковью и светскими державами заставили обе стороны пересмотреть правовые аспекты деятельности.

Князья нашли в Corpus Juris Civilis, римском кодексе императора Юстиниана (датированного VI веком), средства легитимизации своей политики, а папство также использовало римские источники для продвижения своих претензий. Постепенно церковь все больше и больше отдалялась от римского права, предпочитая воздействовать на умы прихожан через Библию и службы.

Можно смело утверждать, что Каролингское возрождение за неполные 100 лет существования оказало огромное влияние на европейские государства и дало толчок к развитию возрождения и культуры в дальнейшем.

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сочинение

Период Древней Руси в нашей истории – героическое время, наполненное подвигами богатырей, выступавшими всегда на стороне слабых и обездоленных. Идеалом считался сильный и мужественный человек, способный одолеть любого врага. Неизменным победителем считался тот, на чьей стороне была правда.

До принятия христианства нравственные идеалы славян носили языческий характер. Сильной централизованной власти еще не существовало. Отсюда происходила примитивная демократия, когда главным критерием была справедливость, а не закон. У такого порядка множество недостатков, но в то время люди были честнее и благороднее по отношению друг к другу.

О нравственности славян можно судить по богам, которым они поклонялись. Четкое деление на светлые и темные силы уже предполагает твердое разделение добра и зла. Через название некоторых богов можно предположить их функции и качества. Белбог, Световид олицетворяли добро и справедливость. Их культы были очень развиты. Женская богиня Лада (Ладо) олицетворяла собой любовь и также была широко популярна. Отсюда можно заключить, что главными добродетелями славян были справедливость и любовь.

Поклонение воинственным божествам (Перун, Ругевит) предполагало мужество и бесстрашие в бою.
Главой темных сил был Чернобог. С него пошли все отрицательные понятия русского языка, связанные с черным цветом. Славяне считали, что у бесчестных неблагородных людей «черная душа».

Вместе с этим у славян практиковалась «кровная месть». Убивая обидевшего его человека и его родственников, славянский воин действовал «по справедливости».

Ситуация меняется с принятием христианства. Новая религия вносила изменения в сферу общественной жизни. На первый план выдвигалась не справедливость, а любовь и доброта по отношению к любому человеку.

Читайте также:  Рыцари – сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Вместе с христианством появляется мотив объединения и защиты всей русской земли, а не отдельных княжеств. Максимально ярко это выражено в «Слове о полку Игореве. Автор выражает мысль о том, что только целая и неделимая Русь будет сильна и призывает к этому всех славян. Мотивы любви и милосердия ярко показаны в «плаче Ярославны»

Об изменениях в нравственных идеалах можно судить и по другим древнерусским памятникам литературы. Церковь призывала людей быть терпимее друг к другу, предостерегала князей от братоубийственной удельной розни. В «Слове и законе и благодати» Иларион переносит все христианские ценности на Русь. Смирение, покорность и любовь – вот главные добродетели, провозглашаемые автором.

Однако, нелегко было быть покорным, когда с разных сторон наступали враги. С началом татаро-монгольского ига в Древней Руси на первый план выдвигается идея объединения и защиты своей земли. К этому же призывает церковь. Мужество и стойкость провозглашаются главными добродетелями.

Сплав христианских и языческих ценностей привел, в конце концов, к формированию русского национального характера, который в полной мере проявил себя в победе на Куликовом поле.

Таким образом, нравственные идеалы Древней Руси претерпевали изменения, но всегда ценилась вера в добро и конечное торжество справедливости.

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Интересные ответы

Эпоха Возрождения (Ренессанс) – это период в истории Европы, начинающийся примерно в 1400 году после окончания Средневековья.

Волки – хищные животные из семейства псовых. Они внешне очень похожи на собак, ибо являются их предками. Окрас у волков зависит от местности, где они обитают. В основном – серый с рыжеватым оттенком

Москва – это крупнейший город и столица России. Столица является центром культуры и туризма, также федеральным округом государства. По демографии Москва занимает первое место в РФ

1756 — в семье австрийского музыканта родился будущий композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Кроме него в семье росла сестра Вольфганта Наннерль.

Музыка и песни в фильмах – это как своего рода приправа для еды. Без музыки невозможно насладиться просмотром любимого кинофильма. Сопровождающая музыка усиливает эмоций каждого зрителя.

Сочинение на тему “Нравственные идеалы и заветы Руси”

Период Древней Руси в нашей истории – героическое время, наполненное подвигами богатырей, выступавшими всегда на стороне слабых и обездоленных. Идеалом считался сильный и мужественный человек, способный одолеть любого врага. Неизменным победителем считался тот, на чьей стороне была правда.

Нравственные идеалы и заветы Руси

Вариант 1

До принятия христианства нравственные идеалы славян носили языческий характер. Сильной централизованной власти еще не существовало. Отсюда происходила примитивная демократия, когда главным критерием была справедливость, а не закон. У такого порядка множество недостатков, но в то время люди были честнее и благороднее по отношению друг к другу.

О нравственности славян можно судить по богам, которым они поклонялись. Четкое деление на светлые и темные силы уже предполагает твердое разделение добра и зла. Через название некоторых богов можно предположить их функции и качества. Белбог, Световид олицетворяли добро и справедливость. Их культы были очень развиты. Женская богиня Лада (Ладо) олицетворяла собой любовь и также была широко популярна. Отсюда можно заключить, что главными добродетелями славян были справедливость и любовь.

Поклонение воинственным божествам (Перун, Ругевит) предполагало мужество и бесстрашие в бою.

Главой темных сил был Чернобог. С него пошли все отрицательные понятия русского языка, связанные с черным цветом. Славяне считали, что у бесчестных неблагородных людей «черная душа».

Вместе с этим у славян практиковалась «кровная месть». Убивая обидевшего его человека и его родственников, славянский воин действовал «по справедливости».

Ситуация меняется с принятием христианства. Новая религия вносила изменения в сферу общественной жизни. На первый план выдвигалась не справедливость, а любовь и доброта по отношению к любому человеку.

Вместе с христианством появляется мотив объединения и защиты всей русской земли, а не отдельных княжеств. Максимально ярко это выражено в «Слове о полку Игореве. Автор выражает мысль о том, что только целая и неделимая Русь будет сильна и призывает к этому всех славян. Мотивы любви и милосердия ярко показаны в «плаче Ярославны»

Об изменениях в нравственных идеалах можно судить и по другим древнерусским памятникам литературы. Церковь призывала людей быть терпимее друг к другу, предостерегала князей от братоубийственной удельной розни. В «Слове и законе и благодати» Иларион переносит все христианские ценности на Русь. Смирение, покорность и любовь – вот главные добродетели, провозглашаемые автором.

Однако, нелегко было быть покорным, когда с разных сторон наступали враги. С началом татаро-монгольского ига в Древней Руси на первый план выдвигается идея объединения и защиты своей земли. К этому же призывает церковь. Мужество и стойкость провозглашаются главными добродетелями.

Сплав христианских и языческих ценностей привел, в конце концов, к формированию русского национального характера, который в полной мере проявил себя в победе на Куликовом поле.

Таким образом, нравственные идеалы Древней Руси претерпевали изменения, но всегда ценилась вера в добро и конечное торжество справедливости.

Вариант 2

Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы.

Люди всегда стремились к тому, чтобы передать свой жизненный опыт своим детям и дальнейшим потомкам. Все те выводы и уроки, которые извлекли они для себя, должны служить для нас путеводителем по жизни. Ведь мы прислушиваемся к советам старших. Пусть и не всегда следуем их советам, но нередко впоследствии мы понимаем, что сделать надо было действительно именно так.

А те заветы, что дошли до нас с древних времен – это опыт множества людей. А значит, ценность и значимость их еще выше и, к тому же, проверена не одним десятком лет.

Что же завещали нам наши предки? Об этом гласят очень многие литературные произведения Древней Руси. Во все времена прославлялись лучшие человеческие качества: доброта, любовь к труду, верность, сострадание к ближним, преданность родной земле, почитание старших.

Вспомним, хотя бы, русские народные сказки. В них запечатлено немало образов – примеров для подражания. Всегда сопутствуют везение и удача людям честным и добропорядочным. Так, еще с раннего возраста уже узнаем мы эти заветы о том, как лучше жить. Уже с детства сравниваем мы плохих героев сказок и хороших, делая свои выводы.

И еще во многих произведениях находим мы то, что хотели люди донести до потомства. Их много. Много дошло до нас сказаний, поучений, повестей. Много примеров нравственных идеалов находим мы в них.

Сохранилось много древнерусских летописей, в которых наши далекие предки завещали нам жить по совести, не причинять зла ближним, любить и почитать своих родителей и многое другое, что, несомненно, приносит только пользу.

Помимо всего вышеперечисленного, всегда относился особенно народ к трудовой сфере нашей жизни. Всегда порицались люди ленивые. А честный и добросовестный труд обязательно приносит свои плоды. Вспомним, сколько только поговорок и пословиц существует на эту тему.

Кстати, о пословицах и поговорках: многие из них возникли очень давно. Всем известно, что они несут в себе поучение. Значит, это тоже завет. Коротенькие поучительные высказывания, которые всегда оказываются верными – опыт множества людей.

Мы являемся наследователями богатой древнерусской культуры, которая неповторима по своей красоте и значимости, будь то памятник архитектуры, или летопись. Идеалы нравственности и заветы, которые дошли до нас должны цениться. Раз задумавшись над их смыслом и осознав его, наверное, каждый смог бы стать хоть чуточку лучше! Ведь идеалы эти ничуть не устарели, все хорошее – вечно.

Сочинение – «Нравственные заветы древней Руси»

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.

На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.

Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма “Повесть о Петре и Февронии Муромских” посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.

По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно, любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – “Слово о полку Игореве”, подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.

Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом “Слове о полку Игореве” в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

Вариант 2

  1. Фольклор – источник нравственности древнерусской литературы.
  2. Нравственные идеалы Древней Руси, выраженные в литературе.
  • Уважение к книгам и учению в «Повести временных лет» и «Поучении» Владимира Мономаха.
  • «Поучение» Владимира Мономаха — свод житейских и христианских правил.
  • Прославление любви, мудрости и христианских ценностей в «Повести о Петре и Февронии».
  1. Неизменность человеческих ценностей во все времена.

Русская литература с древнейших времен была источником духовности и нравственности русского народа. Настоящей сокровищницей народной мудрости, особой формой выражения общечеловеческих начал, традиционных ценностей является фольклор. Пословицы, которые до сих пор бытуют в нашей речи, являются сводом неписанных законов и правил: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Кто правдой живет, тот добро наживет», «Труд кормит, а лень портит»… Сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, побеждать зло, презирать глупость, праздность, коварство.

«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — написал А.С. Пушкин. Представления народа о силе, бесстрашии, любви к родной земле легли в основу былин. Произведения устного народного творчества, ставшие основой письменной древнерусской литературы, передали ей духовно-ценностные идеалы русского народа. В Киевской Руси высоко ценились разум и знания. «Повесть временных лет», наиболее ранний из дошедших до нас литературный памятник, говорит о глубоком уважении к письменному слову: «Книги — это реки мудрости, наполняющие вселенную».

Князь Владимир Мономах, образованнейший человек своего времени, в своих «Поучениях» призывал учиться: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Он приводит в пример своего отца, который знал пять языков. «Поучение Владимира Мономаха» содержит и другие важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси: почитать старших, не лениться, творить добро, вести деятельную жизнь, верить в бога и почитать христианские заповеди.

Настоящим гимном любви стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Тема любви тесно связана с темой человеческой мудрости, одной из основных в древнерусской литературе. Мудрость и смекалка крестьянской девушки Февронии поразительна, она справляется со всеми сложными задачами. Народ сделал святыми Петра и Февронию, не только благодаря их любви и преданности, но и потому что они вели достойную жизнь: были сердечны ко всем, «только не любили гордости и грабежа», помогали голодным, нищим и несчастным. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые ценились во все времена.

Произведения древнерусской литературы — это мир нравственных устоев, мудрых советов. Читая древнерусскую литературу, мы познаем свое прошлое, проникаемся уважением к нашим предкам. Несмотря на далеко шагнувший прогресс, высокие моральные качества и нравственные устои оказываются неизменными на протяжении огромного количества веков.

Всегда любила много читать на русском, знакомиться с литературой зарубежных авторов. Приняла решение поступить в университет на филологический факультет. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Писать сочинения и анализировать тексты проще, чем вы думаете – я убедилась на своем опыте! Верю, что и у вас получиться!

Ссылка на основную публикацию