Доклад про Софийский собор

Софийский собор

  • Авиация и космонавтика
  • Административное право
  • Английский язык
  • Арбитражный процесс
  • Архитектура
  • Астрология
  • Астрономия
  • Банковское дело
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Биографии
  • Биология
  • Биология и химия
  • Биржевое дело
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Валютные отношения
  • Ветеринария
  • Военная кафедра
  • География
  • Геодезия
  • Геология
  • Геополитика
  • Государство и право
  • Государство и право
  • Гражданское право и процесс
  • Делопроизводство
  • Естествознание
  • Журналистика
  • Зарубежная литература
  • Зоология
  • Издательское дело и полиграфия
  • Инвестиции
  • Информатика
  • Информатика, программирование
  • Исторические личности
  • История
  • История техники
  • Кибернетика
  • Коммуникации и связи
  • Компьютерные науки
  • Косметология
  • Краткое содержание произведений
  • Кредитование
  • Криминалистика
  • Криминология
  • Криптология
  • Кулинария
  • Культура и искусство
  • Культурология
  • Логика
  • Логистика
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина
  • Медицинские науки
  • Международное публичное право
  • Международное частное право
  • Международные отношения
  • Менеджмент
  • Металлургия
  • Москвоведение
  • Музыка
  • Муниципальное право
  • Налогообложение
  • Наука и техника
  • Начертательная геометрия
  • Новейшая история, политология
  • Оккультизм и уфология
  • Остальные рефераты
  • Педагогика
  • Полиграфия
  • Политология
  • Право
  • Предпринимательство
  • Промышленность, производство
  • Психология
  • Психология, педагогика
  • Радиоэлектроника
  • Реклама
  • Религия и мифология
  • Риторика
  • Сексология
  • Социология
  • Сочинения по литературе и русскому языку
  • Статистика
  • Страхование
  • Строительные науки
  • Строительство
  • Схемотехника
  • Таможенная система
  • Теория организации
  • Теплотехника
  • Технология
  • Товароведение
  • Транспорт
  • Трудовое право
  • Туризм
  • Уголовное право и процесс
  • Управление
  • Управленческие науки
  • Уфология
  • Физика
  • Физкультура и спорт
  • Философия
  • Финансовые науки
  • Финансы
  • Фотография
  • Химия
  • Хозяйственное право
  • Цифровые устройства
  • Экологическое право
  • Экология
  • Экономика
  • Экономико-математическое моделирование
  • Экономическая география
  • Экономическая теория
  • Эргономика
  • Этика
  • Юридические науки
  • Юриспруденция
  • Языковедение
  • Языкознание, филология
Предшественник и исторические обстоятельства построения

Летописи XVI-XVII вв. сохранили известие о постройке в 989 г. вслед за принятием христианства дубовой Софии “о тринадцати верхах” над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской улицы), где в 1167 году былинный гость Сотко (Садко) Сытинич построил храм Бориса и Глеба. Место разобранной во второй половине XVIII века церкви определяется точно. Раскопки, проведенные Новгородским музеем в 1940 г., вскрыли нижние части стен этого большого храма. Он стоял в южной половине Кремля, южнее Боярских водяных ворот. Его южная стена шла на месте северной стены небольшой церкви Андрея Стратилата, сохранившейся до наших дней.

В 1044 году были возведены первые каменные стены Новгородского кремля, тогда еще занимавшего 2/3 нынешнего пространства. Дубовая София, сгоревшая в 1045 г., находилась вне новых стен. Сразу после пожара в 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм. (по В.Л. Янину – в 1046 г.; см. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. М., 1977 с. 124). Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи – к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи.

В.Г. Брюсовой выдвинуто предположение о том, что Софийский собор в Новгороде Великом является памятником победе князя Владимира Ярославича над Византией в 1044 г.

В летописях описан поход русского войска с Владимиром Ярославичем во главе на Константинополь под 1043 г. (Как полагают, из-за нарушения Константинополем узаконенных привилегий русских и убийства знатного русского). Согласно и русским, и греческим источникам русско-византийская война представляется бесспорным поражением русских. У стен Константинополя войско было встречено “греческим огнем”, а его разгром завершила буря. Взятые в плен воины были ослеплены. Сообщений о походе 1044 г. в летописях нет. В качестве доказательств, что он был, В.Г. Брюсова приводит те факты, что после войны положение Руси упрочилось. Император Мономах отдает свою дочь Анастасию за четвертого сына Ярослава, Всеволода. По нормам дипломатических отношений того времени династический брак в мирное время означал признание равенства или взаимной заинтересованности сторон. Летописная же статья об этом походе сохранилась в произведении литературы XVI века – “Сказании о князьях Владимирских”, но было приписано Владимиру Мономаху. В “Сказании” красочно описывается поход Владимира Всеволодовича Мономаха на Византию и ее (Византии) полный разгром. Греческий царь Константин Мономах, будто бы желая после поражения заключить прочный мир, посылает к Владимиру послов, которые принесли киевскому князю царский венец Мономаха и другие ценные дары. Хорошо известно, что Владимир Мономах на Византию не ходил и регалий от императора получать не мог, так как жил позже своего деда по матери. В.Г. Брюсова отмечает, что в этот поход могли быть вывезены из Византии Корсунские врата и большое количество икон, часть из которых сейчас приписывается новгородской школе иконописи.

Деятельность Владимира Ярославича представляется очень значительной. Владимир бесспорный наследник княжеского престола при стареющем отце – Ярославе Мудром. В 1439 г. при епископе Евфимии II он был канонизирован. К сожалению, он умер 4 октября 1052 года, за два года до кончины своего отца.

План софийского собора

По В.Г. Брюсова София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001, стр. 25

Архитектурные особенности

Софийский собор – пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, 2 членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые. Все своды, на которые опираются хоры, цилиндрические, повернутые осями по линии север-юг. В первом ярусе галерей в средней части западного и южного фасадов проемы были открытыми, а на остальных участках, так же как и на всем периметре второго яруса галерей, закрытыми. Вход на хоры идет из юго-западной части собора через лестничную башню на западную галерею второго яруса, а оттуда внутрь храма. Каменная лестница несколько раз обвивает круглый столб, размещенный в центре. Ступени лестницы имеют большую ширину, между ними часто встречаются площадки. Минуя проход на хоры, лестница продолжается до верха башни, откуда имеется выход на крышу собора.

Восточные членения первого яруса галерей заняты приделами-часовнями, имеющими большие самостоятельные полукруглые апсиды. Придел в южной галерее – Рождества Богородицы, в северной – Иоанна Богослова. Западные стены этих приделов не совпадают с общей разбивкой столбов храма, а сдвинуты к западу аналогично стенам над ними во втором ярусе, выделяющим в восточных концах галерей замкнутые помещения. Замкнутые помещения образует также угловое юго-западное членение галерей в обоих ярусах. Западное членение северной галереи в первом ярусе представляет собой еще один придел – Усекновения главы Иоанна Предтечи – с очень плоской дугообразной апсидой, размещенной западнее входного пролета. Средняя часть южной галереи называется Мартирьевской папертью, а западной – Корсунской папертью. В восточном членении южного нефа был сделан придел Иоакима и Анны.

Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над их перекрестьем и в диагональных членениях возвышается 5 глав. Кроме того, еще одна глава венчает башню. Крайние северный и южный нефы, так же как и западный поперечный, перекрыты чередующимися цилиндрическими сводами и сводами треугольного сечения; в северном и южном нефах они повернуты осями в направлении север-юг; в западном поперечном нефе так повернут только крайний с юга свод, а остальные – по линии В-3. Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны. Во втором ярусе южной галереи своды полуцилиндрические, в западной – цилиндрические.

Кровля собора имеет посводное двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые – закомары, другие двускатные – щипцы. На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникло поверие: “Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду конец”. Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов.

Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в архивольтах закомар и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным полосками зубцом, без горизонтального карниза. Центральная апсида оформлена тонкими полуколонками, не доходящими до земли. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI – XVII вв.)

Первоначальный пол был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими. До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением.

Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания. Но достаточно немного присмотреться, чтобы изменить первое ошибочное впечатление. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями. Единственным декоративным элементом во всем внутреннем архитектурном убранстве можно назвать лишь прокладные плиты столбов, установленные через промежутки в три ряда. Арки хор, кажущиеся снизу легкими, не являются декоративными, а несут тяжесть сводов второго этажа.

В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.

Размер основного объема собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м, азимут 120 градусов. Размер сторон подкупольного квадрата 6.19-6.28 м. Толщина стен собора 1.2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м. Стены собора сложены из камней. Использованы известняк различных пород и булыжники. Местами имеются пояса – прокладки нескольких рядов кирпичей в технике со скрытым рядом. Софийский собор сложен из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков. Камни скреплены между собою известковым раствором с примесью толченого кирпича (цемянкой). Камни не обделаны, за исключением подтески сторон, выходящих на поверхность стен. Подтеска была необходима для получения отвесной линии стен. Разнообразная расцветка камня натолкнула исследователей на мысль, что первоначальная София не была покрыта снаружи цемяночным раствором, и камни в своей богатой красочной гамме оставались обнаженными. Эти известковые и валунные камни с гладкой затертой между ними цемянкой розовато-коричневого цвета придавали стенам собора, отличающегося простой и художественно лаконичной общей формой, исключительную живописную насыщенность. Переливающаяся прозрачная расцветка камней с подрезкой в виде фаски затирочного слоя цемянки вокруг каждого из них, как больших, так и самых малых, иногда доходящих до величины с грецкий орех, создает впечатление самоцветов, вставленных в оправу не менее колоритной цемянки. Но об этом можно говорить лишь по отношению прямолинейных в плане стен.

В арках и сводах уложено больше кирпичей в той же технике скрытого ряда. Кирпич был использован при кладке всех арок и арочных перемычек над оконными и дверными проемами, а также в кладке сводов. Своды куполов выложены из одного кирпича. Во внутренних сводах употреблен камень.

Внутренняя поверхность кладки забутована более мелкими камнями и кирпичами со значительным количеством раствора. Характер кладки в разных частях здания не вполне одинаков. Встречаются участки декоративной фигурной кирпичной кладки. Основной формат кирпичей 3.7- 4.5 X 24-26 X 38-40 см, но попадаются и другие размеры – 4 X 18 X 21, 4 X 24 X 31, 4 X 31 X 40, 4 X 26 X 43 см, а также лекальные кирпичи – трапециевидные и с полукруглым торцом. В стенах проходит несколько ярусов дубовых связей. В некоторых участках в кладке широко использованы горшки местного производства. Фундаменты собора ленточные, из валунов на растворе. Глубина их в западной части здания 1.6-1.8 м, в восточной – до 2.5 м. Под фундаментами имеются деревянные субструкции. Первоначальный цемяночный пол собора лежал на уровне более чем на 2 м ниже современного. Выше обнаружены остатки еще двух полов из каменных плит, относящихся к XI-XII вв. В центральной апсиде найдены остатки мозаичного пола, сделанного, по-видимому, в XII в., – небольшие фрагменты мозаичного набора в цемяночном грунте и обломки серых известняковых плит с мозаикой. Несколько каменных плит с мозаичной инкрустацией уцелело в облицовке нижней части стен апсиды вокруг горнего места. В центральной апсиде выявлены остатки престола, столбиков деревянного кивория, основы запрестольного креста. Первоначально горнее место было двухступенчатым с фресковой росписью; позднее оно переделано в трехступенчатое с облицовкой мозаикой. Встречены также следы деревянной алтарной преграды. В Рождественском приделе первый пол был из поливных плиток, а более поздний – мозаичный. В соборе сохранилось сравнительно немного древних фресковых росписей. Они отражают различные этапы украшения здания, возможно, середины XI в., 1108, 1144 и 1195-1196 гг.

Конструктивной особенностью Софии, не встречающейся в других русских памятниках XI века, является наличие четверть-циркульных арок (аркбутанов) в южном притворе (Мартирьевской паперти). Они были и в северном притворе, но исчезли при восстановлении северной стены в последней четверти XIII века. Аркбутаны, входившие в Софии в состав наружной галереи, хорошо известны в романской архитектуре.

Список литературы

Брунов Н. Травин. Н. Собор Софии в Новгороде. //Сообщения института Истории и Теории архитектуры Вып. 7, М., 1947, Стр. 1-41

Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001

Никитина Ю.И. Софийский собор. Л., 1980

Раппопорт П.А. Русская архитектура X-XIII в. Каталог памятников. Л., 1982. Стр. 65-66

Семенов А.И. Новгородский Софийский собор – исторический памятник XI века. Новгород, 1958.

Софийский Собор

История

Лаишевский приход теснейшим образом связан с двумя храмами – Софийским собором и Троицкой церковью – судьба которых, во многом трагичная, повторяет судьбу большинства церквей и монастырей России. Условно в истории Лаишевского прихода можно выделить дореволюционный, послереволюционный и современный периоды. Этого условного деления будем придерживаться при изложении материала.

Софийский собор (1767-1917)

Первое каменное здание собора во имя Премудрости Божией Софии было построено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора. В помещении главного храма были приделы: Святой Екатерины и Пророка Ильи – освещены в 1895 году. В холодной трапезной были приделы: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери – освящены соответственно в 1855 и 1858 гг. Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня. После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный объем соединен с трапезной. В подвалах устроены два калорифера для отопления собора. В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.

Софийский собор (1767-1917)

Софийский собор представляет собой массивное здание с последовательным размещением четырех объемов (Три полукруглых апсиды, центральный кубический объем, прямоугольная одноэтажная трапезная, нижний ярус колокольни) на оси восток-запад. Храмовая часть церкви – массивный куб с тремя полуциркульными апсидами.

Большая протяженная трапезная – одноэтажная. Нижний кубический ярус колокольни вплотную примыкает к трапезной. Окна трапезной части и входы имеют арочную форму и оформлены валиками. Окна апсид, трапезной, нижней части колокольни и дверные проемы – прямоугольной формы. Стены храма расчленены плоскими и обработанными рустом лопатками. Карнизы небольшого выноса, под ним широкий пояс.

Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в. Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше – две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и встроенных кокошников. В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С. Эрзьей (С.Д. Нефедовым).

К собору были приписаны три каменных часовни: первая – у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т. Яковлевым над гробницей “убиенного схимонаха Варсонофия”, особенно почитавшегося лаишевцами, вторая –в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья – в виде усыпальницы, на кладбище.

Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе – икона Казанской Божьей Матери “в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена”.

В приходе Софийского собора в начале XX столетия насчитывалось 513 дворов, с населением 2709 чел. Долгие годы настоятелем собора был священник Иосиф Андреевич Богданов (родился в 1774 году). До 1800 года он служил в Никольской городской церкви и в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска, затем переведен в Софийский собор Лаишева, где в 1803 году был возведен в сан протоиерея – и служил до 1842 года. Священник Александр Львович Высотский (родился в 1801 году) окончил Московскую Духовную Академию служил Ректором Чебоксарского Духовного училища (с 1834 года), в Софийском соборе с ноября 1841 года. Протоиерей Василий Семенович Вельский (родился в 1850 году в Самаре) окончил Уфимскую Духовную семинарию, в Софийский с обор был направлен настоятелем в октябре 1874 года, состоял гласным Лаишевского уездного земского собрания. Последний настоятель собора Святой Софии – Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора.

Троицкая церковь (1911-1917)

7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская общежительская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин.

Читайте также:  Бородинская битва 1812 краткое содержание

Церковь Святой Троицы – главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен (по типовым разработкам) проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства – при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались. захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых.

Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, “городковый” карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты, и др.

В1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц. Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия – находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря. Вторая во времени настоятельница – игуменья Варвара (1900-1905 гг.). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год. Последней настоятельницей была монахиня Иннокентия, определенная в Лаишевский Троицкий монастырь из Казанского Богородицкого монастыря в возрасте 56 лет (1909-1917 гг.).

Софийский собор (1917-1956)

После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. По постановлению Лаишевской ЧК 8 октября 1918 года в 8 часов утра «за подстрекательские действия, против Советское власти и оказание помощи белогвардейцам» Л.Е. Скворцов был расстрелян в алтаре храма. Пострадал и Софийский собор. Его закрыли в 1930 году. В этом же году сняли колокола. В 1956 году Софийский собор оборудовали как кинотеатр «Заря». Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма снесли.

Троицкая церковь (1917-1992)

Немногим лучшей была судьба Свято-Троицкого монастыря. Монастырь был закрыт в 1923 году. Произошло раскольничество, игуменью убили внутри храма, а 200 монахинь и послушниц выгнали на улицу. Их же обложили налогом в размере 10 рублей. Так же многие из них оказались лишенными прав голоса. В Троицкой церкви организовали Машинно-Тракторную Станцию, а кельи отдали под культурное учреждение (библиотека). Как памятник архитектуры Троицкая церковь принята на государственную охрану в 1983 году постановлением №273 Совета Министров ТАССР .

В настоящее время кинотеатр «Заря» (все, что осталось от бывшего храма Софийского собора) закрыт и находится в аварийном состоянии. Восстановление его требует больших затрат.

В 1992 году Троицкую церковь (с прилегающими постройками) отдали верующим.

Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Были перекрыты купола храма, обновлены поврежденные фрагменты стен, выстроен каменный забор. В 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев организовал для храма пожертвования на сумму 500 тысяч рублей. На них были восстановлены четыре киота и три иконостаса. На роспись центрального иконостаса денег уже не хватило, и пришлось привлекать казанских предпринимателей.

До настоящего времени, по восстановлению Свято-Троицкого храма, была проведена очень большая работа.

В частности, в 2008 году завершилась работа по установке теплых полов в Храме.

В 2011 году были покрыты новой кровлей все купола Храма.

В начале 2012 года была установлена система стоков Храма.

Силами прихожан ведется внутреннее обновление Храма.

Софийский собор

Собор Святой Софии (Софийский собор) – храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII–XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII–XVIII веков. В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

20 век и современность

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Мозаики и Фрески Софии Киевской

Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи – мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера – центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи («полати», или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

Система росписи, выбор сюжетов и размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были, по замыслу заказчиков, утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть. Столь важные для того времени религиозные и государственные идеи нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской и, как лейтмотив, проходят через всю систему её живописного убранства. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

В центральном куполе и алтаре собора Софии Киевской размещены изображения главных персонажей и сцены христианского вероучения. Они выполнены в технике мозаики, т. е. набраны по сырой штукатурке из мелких кубиков стекловидной массы – смальты. Сияющий мозаичный золотой фон усиливает яркие, насыщенные тона изображений. Мозаики Софии Киевской насчитывают 177 цветовых оттенков. К сожалению, имен художников, которые в совершенстве владели этой богатой палитрой, история не сохранила.

В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,– огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.

Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери – Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,– это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески, т. е. расписаны водяными красками по сырой штукатурке. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились «Распятие», «Сошествие Христа во ад», «Явление Христа женам-мироносицам», а также сцена «Сошествие святого духа», замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

Фрески

Фрески в башнях Софийского собора – интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской.

Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Достижения киевских монументалистов бережно сохранили древнерусские художники последующих поколений. Лучшие традиции живописного убранства Софийского собора живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в фресках Новгорода и Пскова, в древней украинской иконе, в живописных ансамблях Московского Кремля, в росписях деревянных церквей Украины.

Граффити Софии Киевской

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Неизвестная София: 7 интересных фактов

  1. Колокольню Софийского собора построил гетман Иван Мазепа. Ее высота 76 м. В ней до сих пор хранится большой колокол «Мазепа», отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году по заказу и на средства гетмана. Вес колокола 13 тонн, высота – 1,25 метра. Колокол покрыт пышным орнаментом и на нем отлит герб гетмана Мазепы.
  2. До сих пор ученые не знают, куда делась библиотека Ярослава Мудрого, которая якобы находилась в подвалах Софийского собора. Ни при одной из раскопок ее так и не обнаружили. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году в «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем. Считается, что в ней было около тысячи книг. Возможно, они спрятаны в Киево-Печерской лавре.
  3. В Софийском соборе находится одно из известных и редких мозаичных изображений Оранты – Богоматери с поднятыми в молитве и раскинутыми в стороны руками. Ее еще называют Нерушимая Стена. От прочих изображений Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Но главное – без младенца ее изображают крайне редко.
  4. В соборе сохранилось самое большое собрание фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 кв. м) ХІ века. Большинство «граффити» имеют религиозное содержание. В основном это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. На одной из стен сохранилась надпись, сделанная князем Брячеславом. Он просит Господа помочь ему, «грешному и убогому».
  5. В 2008-м Софии вернули иконостас – Царские врата – ажурную решетку с изображением святых. Они были изготовлены в 1747–1750 годы киевскими мастерами. Но в 30-е годы прошлого века советская власть решила отправить Врата на переплавку. Осталось только 11 фрагментов. По ним и сохранившимся рисункам восстановили святыню. На них ушло 104 кг серебра.
  6. Специалисты находят в «Софии» не только молитвы, но и надписи светского характера. Например, на одной из стен неизвестный автор написал: «Козьма тать (вор) – украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!» Есть граффити не без юмора: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то». Запись несколько раз зачеркнута. Возможно, это сделал и сам Фома.
  7. Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром.
Читайте также:  13-й подвиг Геракла – краткое содержание рассказа Искандера

Видео

Софийский Собор

Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России. Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики. Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его. Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола – свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х – XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора. О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи — Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела. «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом». Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.

Фотография 1900 года. Автор: AeJse Trasarebre

Строительство первого каменного собора Великого Новгорода началось в 1045 году и продолжалось либо до 1050, либо до 1052 года (по разным источникам). Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками.

Строился Новгородский Софийский Собор мастерами из Киева и Византии. Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.

Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года.

Посвящение собора Софии — это фактически посвящение Богу, которое обращается к Софии Константинопольской, и еще древнее — к храму премудрости, построенному Соломоном.

В результате исследований под руководством Григория Штендера было установлено, что первоначально галереи Софийского Собора строились открытыми по образу киевских и константинопольских храмов. Уже начав работу по возведению, архитекторы приняли решение изменить проект и закрыть галереи из-за особенностей более холодного новгородского климата.

Первая роспись храма началась сразу после его постройки в середине XI века. К немногим сохранившимся до наших дней фрескам того периода относится «Константин и Елена», очевидно, написанная еще византийскими мастерами. Основные работы по росписи Софийского собора проводились в XII веке, в 1108-1109 и 1144 годах. Благодаря маленькой слабости мастеров, оставивших несколько своих автографов на память, а также благодаря счастливому случаю, позволившему старинным фрескам пережить все перипетии истории Новгорода на протяжении девяти веков, мы знаем, что одного из мастеров, расписывавших Софийский собор в XII, веке звали Стефан. Он был, по-видимому, монахом-мастером, возглавлявшим работы. На одном из граффити Стефан даже изобразил себя с нательным крестом в монашеском клобуке. Встречаются на стенах собора и другие имена живописцев – Микулы и Радко.

Софийский собор ночью. 2003 год.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг — Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии. В настоящий момент Евангелие храниться в российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге.

Главная православная святыня Софийского собора — икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — одна из наиболее почитаемых православных икон. По легенде она спасла Новгород от осады суздальского князя Андрея Боголюбского в 1170 году. Силы новгородцев и суздальцев были неравны, и защитники города начали молиться о чуде. На третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн услышал голос свыше, повелевший ему взять икону Богоматери и пойти с ней вокруг Детинца крестным ходом. Когда суздальцы стали обстреливать процессию, одна из стрел попала Богородице в глаз. Из ее глаз, по легенде, полились слезы, а суздальцев покрыла тьма. В неизъяснимом ужасе они стали отступать от города, побивая друг друга. В честь иконы, подарившей новгородцам мир, архиепископ Илья установил праздник Знамения Божьей Матери, который празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября).

Софийский Собор. Осень 2016 года.

Отдельного внимания заслуживает еще одна жемчужина новгородской Софии — Магдебургские врата, которые также именуются Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Они находятся на западном портале храма, полностью покрыты рельефными изображениями сцен из Евангелия, необычайно искусно изготовленными западноевропейскими мастерами. Магдебургские врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. По одной из версий они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге. Вероятнее всего, они стали военным трофеем новгородцев, ходивших в 1187 в шведскую столицу Сигтуну. Эти ворота были выполнены так искусно, что в XVII веке шведский король не забыл об утраченном пять столетий назад трофее, и во время оккупации Новгорода дал приказ главнокомандующему шведскими войсками вернуть ворота на историческую родину. К счастью, главнокомандующий не посчитал возможным снять парадные ворота с главного храма новгородчины.

Софийский Собор. 2008 год.

Одна из самых знаменитых новгородских легенд связана с фигурой голубя, сидящей на самом высоком центральном кресте Софийского собора. Во время разгрома Новгорода Иваном Грозным в 1570 году, голубь по легенде сел отдохнуть и окаменел от увиденного ужаса. Если каменная птица улетит, то наступит последний день Великого Новгорода.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

София Новгородская: что нужно знать о самом древнем православном соборе России

+ материалы для распечатки и инфографика

Строительство: 1045-1050

Освящение: 1052 год

Главный престол: в честь Успения Пресвятой Богородицы

Архитектурный стиль: византийский

Адрес: Великий Новгород, Кремль, 11

История

Каменное здание Софийского собора возвели в 1045-1050 году. Инициаторы постройки — князь Ярослав Мудрый и его старший сын Владимир. Они привлекли для строительства греков, к которым позже присоединились киевляне, уже построившие свой храм, и новгородцы. Посвящение храма Святой Софии — Божественной Премудрости (имя София в переводе с древнегреческого означает «мудрость») — стало продолжением древней традиции, начатой еще ветхозаветным царем Соломоном, построившим храм в честь Премудрости Всевышнего Творца.

Открытки начала XX века

В 1929 году храм закрыли и превратили в музей атеизма. В 1991 году Софию Новгородскую передали Русской Православной Церкви. Собор несколько раз реставрировался, но капитальных перестроек не было — он в основном сохранил архитектурные формы XI века.

Как устроен Собор Святой Софии

Мартирьевская паперть

В Софии есть уникальный участок, по которому можно проследить строительную историю храма — Мартирьевская паперть с древним некрополем, настенными росписями и граффити.

Средневековые новгородцы оставили множество надписей-граффити на стенах собора. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» — текст явно вызвал негодование.

Уровень пола здесь оставлен на отметке XII века. Здесь же есть изображение XI века святых равноапостольных Константина и Елены. Это единственная сохранившаяся храмовая роспись XI века в России. В паперти находится основная часть древних архиерейских и княжеских захоронений.

Голосники

В стены и своды собора вмонтированы глиняные горшки-голосники для лучшей акустики. Они облегчают верхние части конструкций и поглощают эхо. После войны, когда в соборе работал музей, здесь устраивали музыкальные концерты.

Иконостас

Большой (Успенский) иконостас Софийского собора начал формироваться в XI веке. Постепенно из низкой преграды он превратился в высокий иконостас с пятью ярусами. Из его четырёх первых икон сохранилось одна — апостолов Петра и Павла (XI век), которая находится в Новгородском музее. Центральные пять икон второго ряда Успенского иконостаса написаны в XV веке, к тому же столетию относится и самая древняя икона нижнего ряда — храмовый образ Святой Софии Премудрости Божией. На престоле восседает огневидный ангел в царском одеянии — олицетворение Божественной Премудрости. Венчает его Христос, рядом с Софией — Богородица и Иоанн Предтеча.

Купола

Изначально все 6 глав собора имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Голубь на кресте

На кресте центрального купола собора сидит свинцовый голубь — символ Святого Духа. Городская легенда говорит о птице, которая окаменела на кресте от ужаса во время погрома Новгорода в 1570 году Иваном Грозным. Во время Великой Отечественной войны крест с голубем сбили во время обстрела. В итоге его как трофей увезли в Мадрид воевавшие на стороне Германии испанцы. В 2004 году в крест вернули в Новгород, а Испания получила его точную копию. Сейчас древний крест стоит внутри собора перед большим иконостасом, а центральный купол Софии венчает новый крест с фигуркой голубя.

Фреска

Изображения на фреске над главным входом в собор: Гостеприимство Авраама — ветхозаветная Троица, София Премудрость Божия на престоле и Спас Нерукотворный.

Магдебургские врата

В Софийский собор ведут три входа. Западный украшают Магдебургские врата — работа немецких литейщиков XII века. Они состоят из 48 бронзовых пластин с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов. Открываются они только во время архиерейских богослужений. Врата появились в Новгороде в XV веке, но как именно — неизвестно. Вероятно, их заказчиком был епископ польского города Плоцка Александр, изображённый на вратах. Исследователи считают, что туда врата так и не доехали: их захватили литовцы. В нижней части левой створы врат есть «автопортреты» трёх мастеров-литейщиков: создателей врат Риквина и Вайсмута и местного мастера Авраама, собравшего и дополнившего врата в Новгороде.

Придел в честь Усекновения главы Пророка Иоанна Предтечи

Рака с мощами святителя Иоанна, архиепископа Новгородского у придела Усекновения главы Иоанна Предтечи. Фото Н. Басмановой

Интересные факты:

Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.

Святыни

Чудотворная икона Богородицы «Знамение» XII века. Пресвятая Дева изображена с молитвенно воздетыми руками, на её груди медальон с Младенцем Христом. По преданию, молитвы к Её чудотворному образу в 1170 году помогли новгородцам победить войско суздальского князя Андрея Боголюбского, которое было намного больше. С тех пор икона «Знамение» считается покровительницей Великого Новгорода. Святыня установлена в киоте справа перед главным иконостасом. Икона двусторонняя: на её обороте сохранилось изображение двух святых, предположительно апостола Петра и мученицы Наталии. По другой версии это Иоаким и Анна, родители Богородицы.

Икона «Богоматерь Тихвинская» XVI века находится в малом иконостасе придела Рождества Богородицы. Это — один из ранних списков известной чудотворной иконы. Доска иконы сделана из комеля — корневой части дерева, на котором, по преданию, явились Богородица и Николай Чудотворец. В 1617 году икона сопровождала посольство, заключавшее в Столбове мир со шведами.

В Софийском соборе покоятся мощи новгородских святых, среди которых Анна Новгородская, князья Владимир Ярославович, Мстислав Храбрый и брат Александра Невского Фёдор, святители Никита и Иоанн Новгородские.

Рака с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского

Софийская звонница

Софийская звонница стоит у восточной стены Новгородского кремля, напротив алтарной части Софийского собора. Древние колокола были значительно меньше теперешних (около 15-30 килограмм) и не нуждались в отдельном сооружении для подвески. В Софийском соборе они висели в проёме над южным входом в храм.

В 1342 году для Софии отлили новый колокол, который был намного больше остальных. Для его подвески понадобилось отдельное сооружение, которое построили возле кремлевской стены. Фундамент сохранившегося здания звонницы был заложен в 1455 году после того, как старое вместе с частью стены обрушилось в реку. Его неоднократно перестраивали под новые колокола, которые становились все больше. Собор был одним из немногих храмов города, где работал постоянный штат звонарей. Так возникли династии звонарей и своя традиция звона. Сейчас из 18-ти исторических колоколов Софийского набора 12 находятся в Новгороде.

Великий русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов, выросший на Новгородской земле, увековечил в своей музыке русский колокольный звон. В Первой сюите для двух фортепиано (часть III, «Слёзы») он передал, хотя и значительно переработав, мелодию средних колоколов старого Софийского звона, и это не единственное его произведение, вдохновлённое колоколами.

Читайте также:  Доклад на тему Динозавры

Поиски звучания исторического Софийского звона продолжаются. С 1991 года Софийская звонница используется по своему первоначальному назначению, сейчас в её штате трудятся три звонаря. В 2013 году большие колокола звонницы были подняты с постаментов, на которых они простояли почти шестьдесят лет после Великой Отечественной войны. На площадке под звонницей с помощью специальных сооружений подвешены и продолжают звучать три больших колокола – Праздничный, Воскресный и Вседневный благовестник.

Интересный факт: самый большой колокол Софийской звонницы — Праздничный, в 1659 отлил простой псковский кузнец Ермолай Васильев, который никогда не занимался этим ранее. Так получилось, что при литье Ермолай допустил много ошибок: плохо расплавленный металл низкого качества, грубая формовка, разная толщина стенок колокола и так далее. Но колокол звучит до сих пор, а вот его предшественников, отлитых именитыми мастерами, больше нет: один из них разбился, а второй повисел не больше пяти лет и был перелит Ермолаем Васильевым.

Во время антиколокольной кампании конца 1920-х – 1930-х годов оказалось, что Воскресный колокол Софийской звонницы (1839) перелит из безухого колокола, подаренного Иваном Грозным Софийскому собору в 1572 году, то есть является преемником уникального древнего колокола. Это и сохранило ему жизнь.

В декоре Вседневного благовестника Софийской звонницы (1677) навсегда остались следы тонкой работы по металлу его создателей, московских колокольников Василия, Якова и Фёдора Леонтьевых. На орнаменте, изображающем небесные силы, хорошо видны отпечатки пальцев мастеров.

Доклад на тему Замок Феодала сообщение

Замки строили богатые феодалы, вначале это были строения из дерева, после 10 в. стали возводить каменные сооружения, так как они более долговечны, и прочны. В замке жил феодал со своими родственниками, они занимали помещения на верхних этажах здания.

На нижних этажах жила прислуга и рыцари, замок строили всегда на возвышенности. Бедные рыцари не строили замков, у них были простые, защищенные от врагов дома. У королей и прочей знати во владении было много замков.

На строительство одного замка уходило много лет, главная задача таких сооружений, это оборона от врагов. Замки всегда располагались на возвышенности, так же были обнесены несколькими рядами ограждения, вокруг этого ограждения был ров, заполненный водой.

Над стенами ограждения возвышались башни, с них было удобно обстреливать противника, на башнях находились часовые. Вход в такие сооружения был в виде поднимающейся и опускающейся двери, на цепях, при приближении противника ее поднимали, и внутрь невозможно было проникнуть.

Внутри замка были жилые и хозяйственные помещения, кухня, конюшни склады. Внутри двора имелись постройки для скота, выгребные ямы и прочие средства для потребностей человека.

Так как здание было каменное, внутри холодно и поэтому все комнаты, в которых жил сам хозяин, были увешаны коврами с росписями и изображением сражений. Самая прочная и высокая башня называлась донжон, во время нападения противника в этой башне укрывался хозяин.

Также именно на этой башне всегда развивался флаг феодального рода. Войти со двора в эту башню было невозможно, вход был на высоте второго этажа, сюда подняться можно было только при помощи лестницы.

В случае возникновения, какой-либо опасности или угрозы все члены семьи укрывались в этой башне, лестница при помощи, которой они туда поднимались, сразу уничтожалась. Внутри этой башни была специальная винтовая лестница.

Ее строили таким образом, чтобы тот, кто поднимается по лестнице, имел более преимуществ, чем тот, кто идет снизу и нападает. Внутри этого сооружения были запасы оружия, еды, воды и всех вещей и предметов первой необходимости.

В этой башне так же была часовня и темница, во время спокойное и мирное, замок охраняло несколько воинов, там еще были работники, которые трудились на феодала. Во время нападений врагов, все крестьяне, рыцари и воины, служившие на феодала, бежали в замок прятаться от врага.

Замки было очень сложно захватить поэтому, это было хорошее сооружение, которое спасало многих людей во время войн.

Сообщение 2

Замок феодала очень сильно похож на большой каменный гигант. Те люди, которые жили внутри данного замка решили сделать все для того чтобы защитить себя и своих родственников от нашествия врагов и это им удалось.

Если кому-то хотелось попасть внутрь этого замка, то для начала нужно было открыть большие и очень тяжелые ворота, которые крепились на цепях. Внутри ворот находился небольшой мост, через который можно было попасть в замок.

Вокруг всего замка располагался большой каменный забор, который сделан кольцом. За первым кольцом были спрятаны все амбары, сараи и конюшни. Сам дом, где живут хозяева, находился в самом центре, и добраться до него было практически невозможно. Кроме этого самой недостижимой частью в этом замке является донжон. При помощи него можно спокойно сидеть в этом замке и ничего и никого не боятся. А вот если вас настигают враги, то можно легко и просто выбраться через подземный проход и уйти от погони.

Но, не смотря на все удобства, которые здесь имеются, в замке находится не только темно и сыро, но и холодно. Хотя посреди большого зала располагается больших размеров камин. Но и он не в силах обогреть весь замок, который состоит из нескольких этажей. Окна здесь очень узкие и маленькие и поэтому замок освещен мало. Но все равно проходы от одной комнаты к другой освещаются при помощи свечей и факелов, которые располагаются повсюду. Кроме этого в замке никто никогда не проветривает ни одну комнату, именно поэтому воздух здесь постоянно спертый и сырой, и дышать очень тяжело, особенно людям, которые больны астмой.

Шикарной мебели здесь нет и в помине. Здесь располагаются различные сундуки, лавки, а также больших размеров кровати. На этих кроватях люди спят прямо в одежде. Потому как здесь очень холодно и даже одеяло не помогало согреться.

Кроме этого здесь никогда не бывало тишины. И постоянно ходили разные люди. На первых этажах заселялись крестьяне, а также ремесленники.

Помимо этого здесь находились всегда хозяева, а также священник и еще около десяти человек. Каждый человек отвечал за свои дела, которые он выполнял в доме.

Картинка к сообщению Замок Феодала

Популярные сегодня темы

Китайская цивилизация до сих пор является одной из самых крупных в мире. Более того и ранее Китай являлся крупнейшей и, самое главное, наиболее развитой страной на всей планете.

Один из самых популярных музыкальных инструментов – это гитара. Чтобы научиться на ней играть, не обязательно становиться профессионалом. Ведь каждый мальчишка во дворе мечтал научиться на не

Муравьи – это насекомые с большой численностью видов и особей. Относятся к жалящим насекомым и являются сородичами пчел. Живут большим сообществом, где все друг за друга несут большую ответст

Со времен античности до настоящего времени в разных сферах жизнедеятельности человека существует огромное количество бесценных открытий.

Ни для кого не секрет, что проблема бездомных животных стоит в России чрезвычайно остро. Каждый день мы встречаем этих хвостатых скитальцев на улицах наших городов. Кто-то брезгливо отворачив

Иван Константинович был великим художником своего времени. Родился он в 1817 году, а умер в 1900. Настоящим именем при рождении было Ованнес Айвазян. Все его картины обладали романтизмом

Средневековый замок и его устройство

Содержание:

При словосочетании «средневековый замок» наше воображение сразу же рисует нам величественное строение, с высокими башнями, зубчатыми стенами, на которых несут свою стражу суровые рыцари в доспехах. А кто-то, возможно, представит себе даже какого-то дракона, летающего в небе над самим замком и мудрого волшебника с длинной седой бородой, живущего в одной из замковых башен (как правило, самой высокой). Ведь недаром образ замка весьма популярен в таком жанре как фентези, разных сказках и прочая-прочая. Но часто реальная история не менее интересна, чем различные сказочные небылицы, и наша сегодняшняя статья будет посвящена замкам самым что ни есть реальным, их устройству и месту в нашей истории.

История средневековых замков

На самом деле история появления замков берет свое начало даже не средневековье, а в гораздо более ранние времена, возможно, что еще доисторические. И связано появление замков и крепостей как таковых с удовлетворением одной из базовых потребностей человека – потребности в защите. Ведь времена всегда были неспокойные, нет, разумеется, были времена относительно более мирные, но даже тогда где-то велись войны. А по большому счету войны велись всегда, пока существовало человечество. И даже если в какое-то время в каком-то месте они не велись, всегда находилась некая маргинальная часть общества, желающая полакомится добром ближнего своего (да и дальнего также).

То есть замки изначально создавались, как средство обеспечения защиты для себя и своих близких, чтобы в случае нападения, то ли войск неприятеля, то ли просто лихих разбойников и бандитов, можно было, где укрыться и успешно отбить нападение незваных гостей.

Первые замки в истории были совсем не похожи на то, что мы подразумеваем под ними сейчас – они строились из дерева и представляли собой пространство, огражденное деревянным частоколом, и вырытым вокруг этого частокола рвом.

Примерно так выглядели подобные деревянные замки. До наших времен они, разумеется, не сохранились.

Прогресс не стоял на месте, и вот на смену строительству из дерева пришло строительства из камня. Первые каменные замки начали строить еще римляне, часто они возникали в местах укрепленных гарнизонов римских легионов. С падением Римской империи и наступлением средневековья дело замкостроительства переняли уже многочисленные графы, бароны, феодалы и, разумеется, короли новообразованных европейских средневековых государств.

Средние века были весьма неспокойным временем, и потребность в защите была особенно сильна, поэтому замки возникали, словно грибы после дождя – в случае опасности все жители окрестных деревень бежали под защиту замковых стен. Впоследствии на месте расположения многих замков образовывались большие средневековые города. Например, родной город автора статьи – Львов, был образован из замка построенного князем (а впоследствии и королем) Данилой Галицким в 1240-х годах. А уже в 1256 году имеется первое письменное упоминание о городе, возникшим из поселения вокруг этого самого замка и названого на честь сына основателя Льва Даниловича – Львовом. К сожалению, до наших времен Львовский замок (он же Высокий замок) не сохранился.

Осажденный замок Мортон в Шотландии, средневековая миниатюра.

Со временем, в эпоху позднего средневековья, замки из обычных мест убежища и защиты превратились в атрибут роскоши, власти и престижа – бывало, что некий влиятельный и обладающий укрепленным замком феодал мог быть неподвластен даже самому королю. В общем, европейские феодалы частенько мерялись своими замками (привет дедушке Фрейду), на предмет, у кого замок больше и неприступнее.

Устройство средневекового замка

В целом каждый порядочный средневековый замок должен был соответствовать таким базовым требованиям:

  • находится в малодоступной для неприятеля и возвышенной местности, чтобы можно было с высоты обозревать значительные расстояния и издали видеть приближение потенциального врага (за это время успеть подготовится к обороне, закрыть ворота, нагреть смолу для незваных гостей и так далее),
  • иметь внутри источник воды – на случай возможной длительной осады,
  • выполнять репрезентативные функции, то есть всячески подчеркивать богатство и власть хозяина замка, будь-то граф, барон, князь или даже король.

Схема средневекового замка.

Одной из важных деталей средневекового замка является глубокий ров, вырытый по его периметру, а перед ним – вал вытянутой земли. В идеале, когда ров опоясывает стены замка полностью, но часто это не позволяет ландшафт и форма почвы. Если почва вокруг замка скалистая, то ров или не роют вовсе, или делают его не большим, способным задержать, лишь продвижение вражеской пехоты. Некоторые историки классифицируют виды средневековых замков, в зависимости от наличия у них рва, или наоборот его отсутствия.

Если глубокий ров таки имеет место быть, то вход в средневековый замок осуществляется через специальный подъемный мост, который обычно приводился в движение механизмами, спрятанными в здании над ним. Также в европейских замках часто встречались подъемные мосты, работающие по принципу качелей – одна их половина находилась внутри замка, другая снаружи. При нападение на замок, внутренняя часть моста поднималась, опуская внешнюю, тем самым, сбрасывая нападающих, которые успели на нее залезть, в спрятанную во рву «волчью яму». Также при закрытых воротах попасть в замок можно было через боковую калитку, которая имела также свой маленький подъемный мостик.

Чешский замок Тальмберг, скриншот взят из недавно вышедшей отличной исторической компьютерной игры Kingdom come Deliverance, сделанной Пражской студией Warhorse (о ней еще вспомним).

Ворота средневекового замка – наиболее уязвимая его часть, поэтому нападающие на замок, основные свои усилия направляли на то, чтобы первым делом выбить ворота специальным осадным тараном и ворваться в сам замок. Защитники же замка со всех сил пытались этого не допустить, и именно у ворот во время осады происходили самые яростные сражения. Сами ворота дополнительно укрепляли металлическими решетками, опускающимися за ними и стальными, железными засовами. Сверху же надворотная башня была оборудована так зваными «смоляными носами», через которые на штурмующих ворота, лилась раскаленная смола. (К слову очень действенное средство защиты от врагов в средневековье).

Так выглядят смоляные носы.

Стены средневекового замка

Стены замка, пожалуй, заслуживают целого отдельного раздела, ведь, по сути они и формируют сам замок. Итак, первым делом стены средневекового замка должны были иметь глубокий фундамент, для того, чтобы противникам было трудно сделать под них подкоп. Сами стены строились из обработанного камня или кирпича.

Часто в замках имелись двойные стены: высокая внешняя стена и более маленькая внутренняя. Между ними располагалось пустое пространство, получившее немецкое название – «цвингер». Этот цвингер имел существенное значение для защитников замка, дело в том, что если нападавшим удавалось преодолеть внешнюю стену, они оказывались в этом самом тесном «цвингере», зажатыми между двух стен, где становилось отличной мишенью для лучников.

Также практически все стены средневековых замков сверху имеют зубцы, за которыми защитники могли прятаться, например, на время зарядки своих арбалетов. Помимо зубцов на стенах имелись бойницы, через которые лучники, арбалетчики, а в более поздние времена и мушкетеры могли вести огонь по неприятелю.

Замок Любарта в Луцке.

По углам стен замка находились небольшие, фланкриющие (выступающие наружу) башни, расположенные таким образом, чтобы защитникам замка было удобно вести огонь вдоль стен по двум направлениям.

Средневековый замок внутри

Важной частью внутреннего устройства замка было наличие в нем колодка, а поскольку замки часто строились на скалистых возвышенных местностях, порой колодец приходилось прокладывать на глубину более 100 метров. (Например, колодец замка Кенигстайн в Саксонии был проложен на глубину в 140 метров). По той причине, что вода добывалась с таким трудом, вопросы личной гигиены и санитарии для жителей замка оставляли желать лучшего.

Также в замке находился ряд построек, призванных полностью обеспечить быт его жителей при долгой осаде: пекарня, паровая баня и кухня.

Хозяин замка обычно жил в его центральной башне, которая в зависимости от его богатства и временного периода, могла быть, как роскошно обставленной, так и весьма аскетичной.

Так, например, выглядит палата в немецком замке Марксбург.

Также в замке часто имелась тюрьма, она же темница, где содержались разные преступники из простолюдинов, в то время как знатные пленники, взятые в плен с целью получения выкупа (обычная практика в средневековье) содержались в специальных охраняемых «VIP покоях» главной башни замка.

Также обязательным атрибутом замка было наличие маленькой часовни, а то и церкви (если замок побольше). А среди жителей замка всегда был капеллан или священник, который помимо своих священнических обязанностей выполнял роль писаря и учителя (в те времена даже далеко не каждый дворянин был грамотным).

А вот так интересно выглядит туалет в замке – в виде такой пристройки к стене. Интересно знать, что туалеты в средневековых замках не отапливались, и посещение их зимой было особенно малоприятным действом.

Да и в целом жизнь в средневековом замке, особенно с точки зрения нас, избалованных благами современной цивилизации, была не простой – в первую очередь в каменных замках было очень темно и холодно, частыми гостями там были сквозняки. Окна средневекового замка в силу своего фортификационного характера пропускали мало солнечного света, а часто они даже не были застеклены. Каминное отопление немного выручало, но все равно имейте ввиду, что стены средневековых замков покрывались различными толстыми коврами и гобеленами не только лишь из эстетических побуждений, но и банально, чтобы сохранить больше тепла.

Средневековый романский замок

Упадок замков

С появлением огнестрельного оружия и совершенствованием пушек средневековые замки утратили свое значение в качестве оборонных сооружений, ведь можно было спокойно расстрелять стены замка пушками издалека. Поэтому многие замки стают просто резиденциями богатых феодалов, часть замков вовсе пустеет. Впоследствии многие замки были разобраны на камень, для строительства уже обычных домов и поэтому не сохранились до наших дней.

Средневековые замки Европы, видео

И напоследок интересный документальный фильм об истории средневековых замков в Европе.

P. S. И почти на правах рекламы, но ключевое «почти», особым вдохновением при написании этой статьи стала недавно вышедшая компьютерная игра Kingdom come Deliverance, которая сделана на основе настоящих исторических событий, некогда происходивших в средневековой Чехии, и представляет собой помимо всего прочего отличный виртуальный экскурс в историю европейского средневековья. Одним словом, наш исторический сайт ее рекомендует всем читателям.

Ссылка на основную публикацию