Эпоха Возрождения – сообщение доклад

Школьная Энциклопедия

Nav view search

Навигация

Искать

Эпоха Возрождения и её периоды

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 13433

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано, Джотто, Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими, романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио, братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд»: «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

Оттавио Леони «Портрет Караваджо» (1621)

Он одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. Интересно, что не обнаружено ни одного рисунка или эскиза художника, он свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Караваджо «Корзина с фруктами» (1596). Пинакотека Амброзиана (Милан)

Это первый натюрморт в истории итальянской живописи.

Бенвену́то Челли́ни «Персей»

Крупным мастером Позднего Возрождения, последовательно продолжавшим линию реалистического искусства, был скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини (1500-1571). «У нас нет других книг, чтобы научить вас искусству, кроме книги природы», – говорил он.

Бюст Челлини во Флоренции

Ощущение кризиса во Флоренции проявилось в маньеризме. Но в Венеции, например, кризисные явления почти не присутствовали, там работали Тициан (смотрите статью Венецианская школа живописи) и Палладио.

Всеобщая история

Эпоха Возрождения

На обложке урока произведение Микеланджело “Сотворение Адама” ( Источник ).

Занятия с репетитором ОНЛАЙН от 200 руб / час

Бесплатный подбор репетитора на нашем сайте

Перейти

План урока:

Что такое Возрождение, отличительные особенности эпохи

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства.

Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами.


Источник

Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума.

Отличительные черты эпохи Возрождения:

  1. Отказ от авторитетов Средневековья.

Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики).

  1. Главным объектом познания становится человек.

В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир.

  1. Утверждаются принципы гуманизмамировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе.
  2. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие.
  3. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии.

В Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно). Однако постепенно, с ослаблением всевластия церкви, деятели науки и искусства обретали творческую свободу.

Запоминаем новые слова!

Астролябия – астрономический прибор для определения широты и долготы небесных тел.

Гуманисты эпохи Возрождения

Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:

  • признание человека в качестве высшей ценности;
  • повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума;
  • воспевание красоты человеческого тела;
  • внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека.

Ученых, мыслителей, философов, разделявших данные идеи стали называть гуманистами.

Наиболее известные гуманисты эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор.

Франческо Петрарка – итальянский поэт, живший с 1304 по 1374 год, вошедший в историю как родоначальник гуманизма. Петрарка впервые выразил интерес к человеку, представил его центральным объектом познания философии, истории, литературы. Петрарка считал, что человек непременно должен узнать смысл своей жизни, собственного существования, в чем ему должны помогать философия и наука.


Источник

Свои идеи, интерес и стремление к самоанализу Петрарка выразил в произведениях: «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы», «Моя тайна», «О выдающихся людях», «Об уединенной жизни», «Книга песен».

Эразм Роттердамский – нидерландский богослов, живший с 1466 года по 1536 год. Эразм познакомил современных ему читателей с античной культурой, выпустив «Адагии» – сборник сочинений, поговорок, анекдотов древнегреческих и древнеримских писателей.Позднее Эразм публикует «Разговоры запросто», «О приличии детских нравов», – в которых воспитывает учеников, учит их правильному поведению.

Самым знаменитым произведением Эразма Роттердамского стала «Похвала Глупости». Эразм одухотворил Глупость, изобразив ее как высокопоставленную особу, одетую в почетную мантию ученого. Перед многолюдным собранием людей, Глупость произносит речь, в которой утверждает, что на самом деле она правит всем миром. Именно ей, Глупости, повинуются все монархи, она руководит религией, философией, судебной системой и органами власти. Таким образом, Эразм Роттердамский высмеивал современное ему общество, со всеми его недостатками и пороками.

Томас Мор – английский гуманист, юрист и философ, живший с 1478 по 1535 год. Томас получил высшее образование, долгие годы изучал право и стал прекрасным юристом. При дворе короля Томас заслужил высшую должность в государстве- пост лорда-канцлера.

Свои гуманистические идеи Томас Мор изложил в произведении под названием «Утопия». С одной стороны, в произведении Томаса описывается жизнь Англии: тяжелое положение рабочих, бесправие крестьян, толпы бедняков и бродяг, заполнявших улицы городов. В противоположность этой жизни Томас описывает жизнь людей на острове под названием «Утопия».

На острове нет частной собственности – все имущество общественное, поэтому среди людей царит мир и согласие, нет борьбы, войн, противостояния бедных и богатых. Свободные от жадности и корысти жители острова заботятся о всеобщем благе, возделывают поля, разводят скот, высаживают плодовые деревья. «Утопия» Томаса Мора настолько противоречила реальности, что с тех пор словом утопия стали обозначать любое идеальное, но несбыточное положение вещей, явление в обществе.

Франсуа Рабле – французский гуманист, сатирик, живший с 1494 по 1553 год. Хотя Франсуа получил церковное образование, больше чем религия его интересовала медицина, ботаника, химия, астрономия, греческий язык. В своих гуманистических идеях Франсуа Рабле провозглашал необходимость достижения гармонии между материальным и духовным, восхвалял все радости человеческой жизни. Франсуа стал знаменитым благодаря своему сатирическому роману о великанах, под названием «Гаргантюа и Пантагрюэль». В романе Франсуа Рабле высмеивал глупость, жадность и другие пороки власть имущих.

Искусство Возрождения

Ренессанс стал временем расцвета художественного творчества, породил знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Художественное искусство Ренессанса отличалось от Средневекового следующими особенностями:

  1. Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
  2. Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
  3. В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.

Самым знаменитым гением эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи, живший с 1452 по 1519 год. Итальянский художник, скульптор, архитектор увлекался также изучением точных наук: математики, механики, физики, астрономии. Кроме того, Леонардо хорошо играл на музыкальных инструментах, пел, создавал модели и чертежи различных изобретений (чертеж танка, модель катапульты, бронированного фургона, самолета).На весь мир прославились картины Леонардо да Винчи: «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». Особенностью всех его портретов было достижение необыкновенного реализма, которому он научился благодаря изучению законов перспективы и анатомии.


«Джоконда» Источник

Микеланджело Буонарроти – крупнейший итальянский мастер эпохи Ренессанса, соперник Леонардо да Винчи, живший с 1475 по 1564 год. Микеланджело был художником, поэтом, философом, архитектором, однако больше всего он прославился как скульптор. Скульптуры Микеланджело были признаны гениальными еще при его жизни. «Давид», «Моисей», «Скорбящая Мадонна» (Оплакивание Христа), «Лаокоон и его сыновья» – все они словно живые герои, случайно застывшие в камне.

Самым сложным и грандиозным проектом, который удалось реализовать гению Возрождения, стала роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. Более четырех лет трудился Микеланджело над росписью потолка знаменитой папской часовни в Ватикане. Он писал фрески без перерыва на отдых, спал менее 5 часов в сутки, но выполнил свою работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело прожил целых 89 лет, когда средняя продолжительность жизни в Европе едва доходила до 40 лет.


«Оплакивание Христа» Источник

Рафаэль Санти, в отличие от Микеланджело, прожил всего лишь 37 лет, однако остался в истории одним из самых знаменитых художников Ренессанса. Большинство своих картин Рафаэль Санти посвятил религиозной тематике: «Святое семейство», «Сикстинская мадонна», «Мадонна с гвоздиками», «Мадонна в кресле», «Мадонна с рыбой», «Положение во гроб» и многие другие. За недолгие годы своей жизни Рафаэль успел написать 200 картин, которые были признаны шедеврами.

Читайте также:  Византия - доклад сообщение (6 класс)

Наука

Изобретение книгопечатания, Великие географические открытия, технические новинки – стимулировали развитие науки в эпоху Возрождения. У людей возрастала любознательность, они стремились узнать больше об окружающем мире, наблюдали за явлениями природы.

Научные открытия эпохи Возрождения:

  1. Николай Коперник, с помощью астрономических приспособлений и вычислений доказал что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Учение Николая Коперника опровергло Средневековую научную картину мира, согласно которой Земля являлась неподвижной.
  2. Развил теорию Николая Коперника Джордано Бруно, заявив, что вселенная бесконечна, состоит из множества небесных тел, которые зарождаются и умирают, как и живые существа. За данные идеи церковный суд приговорил Джордано Бруно к казни, в 1600 году он был сожжен на костре.
  3. Галилео Галилей изобрел телескоп, благодаря использованию которого он смог наблюдать спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Кроме того, знаменитый ученый сформулировал закон падения тел и движения маятника. Учение Галилео Галилея подтверждало идеи Николая Коперника и Джордано Бруно.


Источник

Используя новые идеи и открытия, Исаак Ньютон завершил создание научной картины мира эпохи Ренессанса. Он доказал, что природа подчиняется законам механики, открыл закон всемирного тяготения.

Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. Renaissance) представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями.

Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.

В данной статье мы хотим кратко осветить ключевые моменты эпохи Возрождения, и рассказать интересные факты из этого исторического периода.

Эпоха Возрождения кратко

Сразу же нужно сказать, что эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

Чем же ознаменовался этот период? Прежде всего, тем, что на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм.

Антропоцентризм (то есть центральное место во всех культурных и научных изысканиях занимает человек) стал господствующей идеологией.

Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно от этого и происходит термин «Возрождение».

Если говорить кратко о Ренессансе, то основным его феноменом было то, что после падение Византийской империи, бежавшие в разные европейские державы византийцы, начали распространять свои библиотеки. А именно в них содержалось множество античных источников, которые в Европе того времени практически не были известны.

В городах стали появляться и набирать обороты различные научные и культурные центры, действующие независимо от церкви. Началось это движение в Италии.

Условно эпоху Возрождения можно разделить на 4 этапа:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
  2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
  3. Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
  4. Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)

С полной уверенностью можно сказать, что на все государства Европы Ренессанс оказал колоссальное влияние.

По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения.

Неимоверными темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. Закладывается основа всех будущих научных теорий и открытий.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

«Портрет молодой женщины» Сандро Боттичелли

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Литература Возрождения

Если говорить о литературе Возрождения, то она начинается с гениального Данте Алигьери (1265-1321). Написав «Божественную комедию» он, по сути, раскрыл сущность человека своего времени.

Франческо Петрарка (1304—1374) в своих сонетах воспевает самоотверженную любовь, как смысл жизни. Для него богатство внутреннего мира человека немыслимо без подлинной любви. К слову, мы уже писали про один интересный факт из жизни Петрарки.

Во многом литература эпохи Возрождения была предопределена новеллами Джованни Боккаччо (1313—1375), трактатами выдающегося Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмами Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595).

Эти представители Ренессанса стали в один ряд с признанными классиками древнегреческого и древнеримского периода истории.

Уильям Шекспир. Единственный прижизненный портрет.

В эпоху Возрождения литература условно разделилась на два типа: народную поэзию и античную книжность.

Именно это соединение породило такие удивительные, полуфантастические и поэтично-аллегорические произведения, как «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.

Важно подчеркнуть, что именно тогда начинает четко проглядываться понятие национальной литературы, в отличие от средних веков, когда латынь была единым уделом всех писателей.

Становятся чрезвычайно популярными драма и театр, а наиболее известными драматургами – англичанин Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и испанец Лопе де Вега (1562—1635).

Философия эпохи Возрождения

Коротко сказать о философии эпохи Возрождения достаточно трудно. Можно лишь кратко перечислить самых знаменитых ее представителей.

Николай Кузанский – один из виднейших немецких мыслителей. Кузанский был универсальным ученым и энциклопедистом. Он отстаивал идеи неоплатонизма, считая смыслом философии соединение противоположностей в Едином.

Леонардо Бруни – итальянский гуманист, историк и писатель, а также выдающийся ученый своего времени. Он написал биографии Данте и Петрарки. Бруни видел в безграничных творческих возможностях человека смысл философии эпохи Возрождения.

Знаменитые деятели, ученые и философы Ренессанса — Галилео Галилей, Николай Коперник и Джордано Бруно заслуживают отдельных статей.

Кратко лишь можно сказать, что Коперник (см. интересные факты о Копернике) произвел первую революцию в научном мире, став автором гелиоцентрической системы мира.

Галилей стал основателем экспериментальной физики. Он впервые использовал телескоп в научных целях, сделав ряд важнейших астрономических открытий.

Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.

Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.

Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.

Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.

Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.

Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

Художники эпохи Возрождения

Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.

Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.

Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».

Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

Леонардо да Винчи – один из самых знаменитых художников и универсальных ученых не только эпохи Возрождения, но и вообще, всех времен (см. интересные факты о Леонардо да Винчи).

Обладал уникальными способностями и стал изобретателем многих вещей, появившихся только в 20 веке. Самые известные картины гения да Винчи: «Тайная вечеря», «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» и «Дама с горностаем».

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи. Один из главных символов Ренессанса.

Рафаэль Санти – один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения. За короткую жизнь (а прожил он всего 37 лет), Рафаэль написал множество потрясающих картин, наиболее известные среди которых «Сикстинская Мадонна», «Портрет молодой женщины» и фреска «Афинская школа».

«Афинская школа» — самая знаменитая фреска Рафаэля.

Микеланджело Буоанарроти – гениальный художник, скульптор и архитектор Ренессанса. О его творчестве до сих пор слагают легенды и анекдоты. Кроме множества художественных работ, он написал около 300 стихов, дошедших до наших дней. Самые крупные работы: «Мадонна Дони», «Сотворение Адама», статуи «Моисей» и «Давид».

Тициан Вечеллио – выдающийся художник эпохи Возрождения. Тициану еще не исполнилось 30 лет, как его признали «королем живописцев и живописцем королей». Кстати, мы уже писали про один весьма забавный и интересный факт из жизни Тициана. Крупнейшие работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы», «Несение креста», «Коронование терновым венцом» и «Мадонна Пезаро».

Теперь вы знаете о том, что собой представляла эпоха Ренессанса. Мы постарались кратко осветить ключевые направления культуры, искусства и науки Ренессанса, а также рассказали о наиболее значимых представителях этих направлений.

Кстати говоря, рекомендуем посмотреть замечательные фотографии о том, как бы выглядели современные звезды в эпоху Возрождения. Очень интересно и увлекательно.

Эпоха Возрождения

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением новых идеалов. В эпоху Возрождения возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых современных языках и появился профессиональный театр.

Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков. Сам термин «Возрождение» возник как следствие убеждения, что только через возрождение античной культуры после тяжкого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображению самой природы.

Искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни. В эпоху средневековья художник считался ремесленником, его место было на низших ступенях социальной иерархии, а личность стушевывалась перед заказчиком. Во времена Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании, творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, кто интересовался его творчеством.

Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. В этом заключается основное величие эпохи Возрождения, совершившей переворот в сознании людей.

Культура итальянского возрождения XIV-XV вв.

Осознание духовной ценности земного человека привели к яркому расцвету искусства, оплодотворенного новым взглядом на мир. Это движение в области культуры, стремившееся выйти за рамки средневековья и получившее название Проторенессанса, во многом подготовило почву для возрождения и обогатило мировое искусство такими явлениями, как скульптура Никколо Пизано, живопись Джотто, поэзия Данте.

Латинский язык был основным литературным языком средневековья. На рубеже XIII-XIV вв. его постепенно стал заменять современный народный язык. Знаменитое произведение болонского юриста Гвидо Гвиницелли «Любовь гнездится в сердце благородном» написано на тосканском диалекте. Стихотворное мастерство Гвидо получило дальнейшее развитие во Флоренции. Это направление получило название «сладостный новый стиль». К нему примкнули Гвидо Кавальканти, Чино де Пистойя и Данте Алигьери.

Творчество Данте имеет огромное значение для всего последующего развития литературы. Произведения Данте написаны на итальянском языке. Его ранний цикл стихотворений «Новая жизнь» воспевает его любовь к Беатриче. Здесь впервые в литературе чувство любви рассматривается в развитии. Оно перестает быть неподвижной характеристикой «благородного сердца», как у предшественников Данте.

В своем неоконченном произведении «Пир» Данте пытается изложить всю схоластическую ученость своего времени в виде 14 канцон и прозаического комментария к ним. Во введении он касается вопроса о необходимости применения итальянского языка в своем произведении.

В произведении «О народной речи» Данте указывает на 3 новых литературных языка: старофранцузский, провансальский и итальянский. В последнем он различает много диалектов и доказывает, что наибольшими возможностями стать общелитературным языком в Италии обладает тосканский диалект.

Величайшим произведением Данте является «Комедия», где автор обратился к более широкому языковому материалу, чем в труде «О народной речи». Он воспользовался не только языком поэтов «сладостного нового стиля», но и поэзией, близкой к разговорной речи.

В «Комедии» итальянский язык приобрел такое богатство, получил такую законченность и устойчивость, какой не знал ни один западноевропейский язык того времени. Данте считается творцом итальянского литературного языка.

Проторенессансные веяния проявились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в. В 1316 г. в Болонье были прочитаны лекции по анатомии человека – первые в средневековье на тему, от которой, согласно церковному вероучению, следовало отворачиваться.

В Пизе, где уже в романскую пору был создан знаменитый архитектурный ансамбль, выражающий особые, радужные устремления итальянского художественного гения, скульптор Никколо Пизано. В рильефах, украшающих кафедру, он создал изображения не столько евангельских сцен, сколько чисто светских событий. Н. Пизано считается зачинателем Проторенессанса в итальянской пластике. Его сына Ждовани также следует признать одним из ваятелей Проторенессанса. Его творчество исполнено пафоса и динамизма.

Зачинателем проторенессанса в живописи считается Кавеллини. Он старался оживить светотенью свои фигуры, передать в них не абстрактную идею, а зрительное впечатление. Примером может служить фреска «Страшный Суд», где образ Христа уже не символ не лик, а исполненный достоинства прекрасный муж с открытым лицом.

Джотто-живописец. Угадана им высшая простота: ничего лишнего никаких узоров, никакой детализации. Все внимание художника сосредоточено на главном, и дается синтез, грандиозное обобщение. Он отказался от плоскостного характера византийских иконописных изображений, от их условных фонов и старался передать глубину пространства. Изображение человека было для него главной задачей. Все действующие лица в картинах Джотто делаются участниками одного драматического события, все они способствуют раскрытию единого замысла. Это хорошо видно в сцене «Поцелуй Иуды», в фресках в Капелле дель Арена в Падуе.

Решительный шаг в построении светской культуры был сделан гуманистами, идеологами Возрождения. Гуманисты подчеркивали ценность человеческой личности самой по себе. Поэтому у них на первый план выдвигается интерес к человеческим делам – человеческая, а не религиозная точка зрения на все явления жизни и в особенности защита человеческой личности.

Читайте также:  История Олимпийских игр - сообщение доклад

Франческо Петрарко был одним из тех гуманистов. В стихах, в которых он воспевал свою возлюбленную при жизни и после ее смерти, поэт с невиданной дотоле тонкостью описывает свои переживания. В отличие от Беатриче в «Божественной комедии» Данте, Лаура – земная женщина, а не символ.

Начало новой науке – эпиграфике дал купец банкир Джонацо Манетти, который во время своих путешествий на Восток стал собирать сохранившиеся античные надписи. Он же признал необходимым изучение третьего древнего языка – еврейского, нужного для понимания книг Ветхого завета. Тем самым он лишал церковь ее многовековой привилегии: изучение «священного писания» переходило в руки светских ученых-философов.

Итальянское искусство XV века.

Художники XV в. входили в объединения по профессиональному признаку – живописцы, скульпторы, ювелиры, архитекторы, и состояли в виде самостоятельных корпораций в одном из официально признанных цехов. В большинстве случаев художники строили, украшали статуями и расписывали фресками храмы и общественные учреждения по договору с заказчиками.

Одним из величайших итальянских зодчих XV в. был Филиппо Брунеллески, создавший новый тип здания, имевшего светское значение (Воспитательный дом). Пропорции, ритм, членение, обработка деталей служили для выявления конструктивных особенностей, а своей гармоничностью и простотой ориентировались на человека, поднимая его значение.

Искусство Брунелески основывалось на логике, подтвержденной математическими расчетами. Он первым из художников Возрождения понял, какую помощь искусству может оказать математика. Он был одним из основателей научной теории перспективы, открывателем ее основных законов, имевших огромное значение для развития всей тогдашней живописи.

Возрождение античного зодчества давало в руки архитекторов новую систему, принципиально отличную от готики.

Донателио первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства. В соблюдении девяти законов перспективы он сближает раннеренессансную пластику с живописью и окончательно отходит от принципов и форм готики.

Гигантский скачек в истории европейской живописи знаменует творчество друга Брунеллески и Донателио живописца Мазаччо. Он считался первым художником после Джотто. Он понял суть его творчества и развил его.

Его фреска «Троица» как бы раздвигает стены храма, создавая иллюзию углубленного пространства с соблюдением научно обоснованных законов перспективы. Вся композиция покойна и торжественна. В умении распределить свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объемность, Мазаччо намного превосходит Джотто.

Кроме того, он первый в живописи изображает обнаженное тело и придает человеку героические черты, прославляя человеческое достоинство. Он первый ввел в религиозную композицию портретные изображения заказчиков, как, например в «Троице».

Активно утверждал ренессансные тенденции в североитальянском искусстве А. Мантенья. Воспитанный в гуманистических кругах, он внес в свою суровую по духу живопись подлинную страсть к римской античности, вдохновляясь которой создал свой обобщенно-героизированный образ человека, как например в капелле Оветари церкви Эреметани в Падуе.

Творчество Монтекье оказало отчасти прямое, отчасти косвенное влияние на всю североитальянскую живопись второй половины XV в., способствуя становлению ренессансных принципов в искусстве Ломбардии, Лигурии и Венеции. Венецианские художники уделяли особое внимание проблеме колорита, ставшей в их живописи одним из главных выразительных средств. В отделке зданий цветная штукатурка и различных оттенков кирпич сочетались с облицовкой из цветного мрамора, тончайшей резьбой и инкрустацией. Строители с любовью относились к самым скромным архитектурным элементам города, начиная с разных чаш колодцев и кончая причалами.

Культура Высокого и Позднего Возрождения.

Конец XV в. и первые 30 лет XVI в. – культура Высокого Возрождения – одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. XVI столетие – золотой век итальянской литературы, изобразительного искусства, натурфилософии, великих открытий в области естествознания. В это время закладываются основы нового мировоззрения, в центре которого находились природа и человек.

В период с 30-х годов до конца XVI века формируется искусство позднего возрождения, которое представляет собой сложную картину борьбы различных течений. Воинствующая католическая церковь понимала какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентейского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые связывали свое творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома. Эти художники получили название «маньеристов», потому что они стремились не изучить природу и ее законы, а внешне усвоить манеру великих мастеров: Леонард, Рафаэля и главным образом Микеланджело. Многие из них были хорошими рисовальщиками, среди них было немало крупных портретистов (Понтормо, Бронзио), поскольку портрет теснее других живописных жанров связан с натурой, но их картины независимо от сюжета, надуманны, искусственны, фальшивы по замыслу и по исполнению (Вазари, . ). Эти художники не останавливались перед деформацией человеческого тела, в результате появились такие картины, как «Мадонна с длинной шеей» (Пармеджанико). Микеланджело сказал однажды, видя как художники копируют его «страшный суд»: «Многих это мое искусство сделает дураками».

На развитие художественной культуры Высокого Возрождения огромное влияние оказал Леонардо да Винчи – живописец, скульптор.

Одна из первых самостоятельных работ, выполненных им после оставления мастерской Верроко – «Мадонна Бенца». Художник отказался от традиционной трактовки образа мадонны – величавой, грустной, создал образ радостной, исполненной чисто земной прелести. Исследуя законы оптики впервые применил светотень как средство «оживления» персонажей своих картин. Леонардо ставил знак равенства между внешним и внутренним обликом человека. «Если душа беспорядочна и хаотична – утверждал Леонардо, – то беспорядочно и хаотично само тело, в котором эта душа обитает». Леонардо был и изобретателем. Среди его изобретений были и усовершенствованные орудия труда.

Художественная и научная деятельность Леонардо сделали его основоположником нового типа в развитии итальянского искусства – Высокого Возрождения.

Крупным мастером эпохи позднего Возрождения был Бенвенто Челлини – реалистическое искусство. «У нас нет других книг, чтобы поучать нас искусству, кроме книги природы» – заявляет Челлини. Его большая бронзовая статуя Персея изображает прекрасное человеческое тело, изваянное с глубоким знанием анатомии. Неистовые страсти Челлини, его суеверия, откровенное стремление к славе, наивное хвастовство, неистребимая жажда жизни и любовь к искусству делает его одним из наиболее типичнейших представителей этого бурного и противоречивого времени.

Возникновение профессионального театра.

В Италии были широко распространены карнавальные маски, где каждый веселился как умел, но там же выступали и профессиональные «забавники». Такие забавники, как-то пародировали известных людей, птиц, животных – становились профессионалами. Они переезжали из города в город, т.к. карнавалы устраивались в разных местах. В 60-х г. XV в. они стали организовываться в группы, в актерские коллективы. Так возникла «профессиональная комедия». У этого театра были свои своеобразные черты: каждый актер «выполнял одну маску». Эта народная комедия не имела писанного текста, у нее не было своей драматургии. У актеров был только сценарий, где излагался вход и выход на сцену и общий ход событий. В третьих, для придания большего комизма эта комедия пользовалась диалектами – венецианских, падуанских. Обязательной принадлежностью спектакля были трюки – акробатические номера, мизансцены.

Творчество ренессансного периода отличается пафосом, динамичностью. Художник сводил в своих фантазиях, чувствах (это касается не только художников, но и литераторов, скульпторов и других представителей искусства). Например Петрарко, он не скован, он не держит свои чувства, эмоции при себе, он ими делится, описывает их. Для Возрождения важен эмоциональный мир человека. Та ренессансный период характеризуется свободой: уходом от церковных рамок в светскую жизнь, где простор, свобода, где главенствует личность (человек) и интересы. Строят большие, просторные, объемные колоритные здания – все для человека, для удовлетворения его потребностей, для возвеличивания его значения.

Искусство периода Ренессанса расчетно, точно. Расчеты делались с помощью математики, следовательно оно было еще и практичным, поскольку расчеты делались для удобства, опят того человека.

1. Л.М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

2. Всемирная история: Возрождение и Реформация. под ред. Алябьева и др. М., 1996. Т.9-10

Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение

История искусств #8

Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.

Возрождение возникло в Италии — его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.

В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса — возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения

Периоды истории итальянской культуры принято обозначать названиями столетий:

  • Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в.
  • Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в.
  • Высокое Возрождение (кватроченто) — конец XV-первые 20 лет XVI в.
  • Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в.

Для истории итальянского Возрождения решающее значение имел глубочайший перелом в сознании, взглядах на мир и человека, который относится к эпохе коммунальных революций 2-й половины XIII века.

Именно этот перелом открывает новый этап в истории западноевропейской культуры. Связанные с ним принципиально новые тенденции нашли свое наиболее радикальное выражение в итальянской культуре и искусстве так называемой «эпохи Данте и Джотто» — последней трети XIII века и двух первых десятилетий XIV-го.

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Человек эпохи Возрождения

Человек эпохи Возрождения резко отличается от средневекового человека. Для него характерна вера в мощь и силу разума, преклонение перед необъяснимым даром творчества.

Гуманизм выставляет в центр внимания мудрость человека и ее достижения, как высшее благо для разумного существа. Собственно это и приводит к бурному расцвету науки.

Гуманисты считают своим долгом активно распространять литературу античных времен, ведь именно в познании они видят подлинное счастье.

Одним словом, человек эпохи Возрождения пытается развиваться и улучшать «качество» индивида посредством изучения античного наследия, как единственного основания.

А интеллект в этом преобразовании занимает ключевое место. Отсюда возникновение различных антиклерикальных идей, часто выступающих необоснованно враждебно к религии и церкви.

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими, романскими и готическими традициями.

Делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.

Для искусства проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость (в отличие от искусства Средневековья), появление интереса к античному наследию (свойственного искусству эпохи Возрождения).

У истоков итальянского Проторенессанса стоит работавший во второй половине XIII века в Пизе мастер Никколо. Он стал основателем школы скульптуры, просуществовавшей до середины XIV века и распространившей свое внимание по всей Италии.

Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. В ней сохраняются старые аллегории и символы. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. И все же реформы Никколо значимы.

Использование классической традиции, акцентировка объема, материальности и весомости фигуры, предметов, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства.

В 1260–1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
Новые веяния проникают и в живопись Италии.

Подобно тому, как Никколо Пизано реформировал итальянскую скульптуру, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. В своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники, которыми в его время был еще богат Рим.

Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи”византийской” или”греческой” манере.

Он вводил заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, достигая округлости и пластичности форм.

Однако со второго десятилетия XIV века художественная жизнь в Риме замерла. Ведущая роль в итальянской живописи перешла к флорентийской школе.

Флоренция в течение двух столетий была чем-то вроде столицы художественной жизни Италии и определяла главное направление развития ее искусства.

Но самым радикальным реформатором живописи был Джотто ди Бондоне (1266/67–1337).

В своих работах Джотто подчас достигает такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения.

Трактуя евангельские эпизоды как события человеческой жизни, Джотто помещает его в реальную обстановку, отказываясь при этом от соединения в одной композиции разновременных моментов. Композиции Джотто всегда пространственны, хотя сцена, на которой разыгрывается действие, обычно не глубока. Архитектура и пейзаж в фресках Джотто всегда подчинены действию. Каждая деталь в его композициях направляет внимание зрителя к смысловому центру.

Еще одним важным центром искусства Италии конца XIII века — первой половины XIV века была Сиена.

Искусство Сиены отмечено чертами утонченной изысканности и декоративизма. В Сиене ценили французские иллюстрированные рукописи и произведения художественных ремесел.

В XIII-XIV столетиях здесь был воздвигнут один из изящнейших соборов итальянской готики, над фасадом которого работал в 1284–1297 годах Джованни Пизано.

Для архитектуры проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие.

Представитель: Арнольфо ди Камбио.

Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства.

Представитель: Никколо Пизано, Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио.

Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм.

Представители: Джотто, Пьетро Каваллини, Пьетро Лоренцетти, Амброджо Лоренцетти, Чимабуэ.

Раннее Возрождение

В первых десятилетиях XV века в искусстве Италии происходит решительный перелом. Возникновение мощного очага Ренессанса во Флоренции повлекло за собой обновление всей итальянской художественной культуры.

Творчество Донателло, Мазаччо и их сподвижников знаменует победу ренессанского реализма, существенно отличавшегося от того”реализма деталей”, который был характерен для готизирующего искусства позднего треченто.

Читайте также:  Замок Феодала - сообщение доклад

Доклад на тему Зевс – бог Древней Греции сообщение

Центральное место в древнегреческом пантеоне богов отведено Зевсу, отцу богов и людей. Зевс попал на Олимп в результате долгой и жестокой борьбы за власть с собственным отцом Кроносом. Он знал о своём будущем, что его убьёт собственный сын, поэтому всех новорождённых детей он сразу же проглатывал. Мать Зевса, Рея, скрыла от Кроноса рождение очередного ребёнка, тем самым спасла ему жизнь.

Уже став взрослым, Зевс изготовил волшебное зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть всех съеденных им на протяжении долгих лет детей. Зевс вместе с другими богами долгие 10 лет вёл непрекращающуюся битву против отца и титанов. Только заключив союз со сторукими великанами, Зевс смог одержать победу.

После того, как Кронос был повержен, власть над миром была поделена между тремя братьями – Зевсом, Посейдоном и Аидом. Посейдону досталась власть над океаном, Аиду – над подземным царством душ, а Зевс воссел на вершину священного Олимпа. С тех пор три брата правили в мире и согласии.

В античной мифологии Зевс также считается богом грома и молний. Божественными атрибутами являются щит и топор. Часто изображался с орлом. Он может метать молнии. Зевс представлялся древним грекам как высшая инстанция, которая рассудит, кто прав, а кто виноват. Он контролировал социально-государственную жизнь людей, давал им понятия о добре, справедливости, честности.

Женой Зевса является Гера – богиня, оказывающая покровительство браку. Детей у Зевса очень много, большинство из которых рождены не от Геры, а от простых смертных женщин. Его дети часто становятся либо богами, либо героями Древней Греции. Так, детьми Зевса были Афродита, Афина, Аполлон, Гермес, Дионис, Геракл, Персей, Пирифой…

Однажды Гера в сговоре с Посейдоном, Афиной и Аполлоном предприняли попытку свергнуть Зевса. Они изготовили специальное ложе, куда поместили засыпающего правителя. Но одна из его возлюбленных попросила помощи у сторукого пятиглавого великана, который освободил Зевса из плена.

Таким образом, Зевс – ключевая фигура в сознании и мифологии древних греков. По своим функциям он может быть соотнесён с христианским представлением о боге как о высшей силе. Зевс является отцом людей и многих богов, а также выступает как сдерживающая хаос и беспорядок сила.

Вариант 2

Люди Древней Греции считали, что миром управляют могущественные боги и богини, живущие на вершине горы Олимп. Самым главным олимпийским богом был Зевс – отец всех людей и богов, повелитель неба, а также грома и молнии.

Родители Зевса – бог времени Кронос и титанида (древняя богиня) Рея. Кронос был верховным божеством, но ему было предсказано свержение с престола и гибель от руки собственного сына. Поэтому он велел Рее отдавать каждого рожденного ею ребенка и пожирал его. Пятерых своих детей жестокий Кронос проглотил. Тогда Рея решила, во что бы то ни стало спасти своего шестого, последнего сына. Это был Зевс. Любящая мать отдала своему ужасному супругу вместо ребенка камень, завернутый в тряпки. Кронос не заметил подмены и проглотил камень.

Тем временем Зевс рос в пещере на острове Крит. Он питался диким медом и молоком козы Амалфеи. Если малыш начинал плакать, его няньки поднимали шум с помощью щитов, по которым били копьями и мечами. Это делалось специально, чтобы кровожадный отец не услышал плач сына.

Когда Зевс вырос и возмужал, он вступил с Кроносом в борьбу за власть. Сперва он отравил своего отца ядовитым зельем, от чего тот исторг из себя всех проглоченных им детей. Так Зевс обрел братьев и сестер. Вместе они начали борьбу с Кроносом, а помогали им одноглазые великаны – циклопы. Будучи искусными кузнецами, циклопы выковали для Зевса громы и молнии, которые он метал в титанов. Также Зевсу помогали сторукие великаны. После тяжелой и длительной борьбы победа, наконец, была одержана.

Зевс разделил власть с двумя своими братьями – Аидом и Посейдоном. Посейдон стал владыкой моря и всей водной стихии. Аид отправился под землю управлять царством мертвых. Зевс воцарился на Олимпе и стал повелителем неба и самым главным богом.

Скульпторы и художники изображали Зевса могучим мужчиной с длинными курчавыми волосами и такой же бородой. В руках у него щит, называемый эгидой, и топор или пучок молний. По небу этот бог перемещается на колеснице, запряженной орлами.

Считается, что Зевс даровал людям законы и царскую власть. Также он строго следит, чтобы люди соблюдали обычаи и традиции, придерживались порядка, установленного в обществе.

Картинка к сообщению Зевс – бог Древней Греции

Популярные сегодня темы

Второй по величине материк – Африка – был исследован достаточно недавно. Но и в наше время существуют ещё места, которые являются неизведанными и до сих пор недоступными человеку.

Степная гадюка – опасная ядовитая змея. Длина ее тела составляет от 54 до 63 см, а длина ее хвоста от 7 до 9 см. Как правило, самки этого вида обычно крупнее самцов.

В отличие от диких животных домашние имеют свои особенности. Не случайно их относят в отдельную группу. Прирученный к домашним условиям кролик относится к млекопитающим семейства зайцевых.

Мухомор – это один из самых узнаваемых среди грибов. Своей популярностью он обязан ярко выраженному окрасу – красная шапка, усыпанная белыми пятнами.

Основную часть гидросферы занимает Мировой океан (МО). Рассматривая земной шар, несложно заметить, что континенты, подобно островкам, расположены в мировом океане.

Планета Сатурн является 6 по счету от Солнца и представляет собой огромный газовый гигант, который обрамляется тысячей светящихся колец. Таким образом Сатурн представляет собой в действительн

Бог Зевс – доклад сообщение

В Древней Греции люди были язычниками и верили в существование большого количества богов и их помощников. Так, главным богом античного пантеона был Зевс, прозванный Громовержцем. Ему приписывалось управление громом, молниями и всем небом.

Зевс с другими 12-тью главными богами жили на вершине горы Олимп, поэтому их также называли «олимпийцами». Многие древнегреческие цари и военные полководцы утверждали, что они являются потомками бога Зевса. Этот бог был справедлив и всегда стремился сохранить равновесие вещей в мире. Кроме того, Зевс управлял погодой и творил ее в зависимости от своего настроения. Когда он находился в приподнятом настроении, то он благословлял мир хорошей погодой. В плохом же духе, он устраивал дожди, ветра, молнии и мог даже вызвать какие-нибудь климатические катастрофы.

Зевс был верховным богом всех греков. В римской культуре он получил наименование Юпитер. Его символами были орёл, дуб, королевский скипетр, а также гром. Первоначально он был богом неба и небесных сил. Люди в те времена полагали, что Зевс единственный бог, который занимался благополучием всей вселенной постоянно в течении суток. Позже греки стали связывать Зевса со справедливостью. Он сильно наказывал злых людей и недоброжелателей и вознаграждал творящих добро людей.

Зевс был шестым ребенком, рожденным титанами Кроном и Реей. Поскольку его отец Крон в свое время боялся, что его власть отберет кто-нибудь из его собственных детей, он просто их проглатывал сразу после рождения. Но мать Зевса спасла его, спрятав от отца на острове Крит, где малыш Зевс вырос и сверг власть отца, освободив старших пятерых братьев и сестер. Верховный бог-громовержец считался самым сильным из всех олимпийцев. Зевс не мог контролировать только богинь Судьбы. Кроме того, Зевс был очень любвеобильным мужчиной и имел много внебрачных романов, от которых появлялись дети-полубоги, становившиеся потом героями Эллады. Эти романы провоцировали конфликты между Зевсом и его женой богиней Герой.

Древние греки изображали Зевса сильным красивым зрелым мужчиной с волнистыми кудрями, спадающими до плеч, сидящим на золотом троне со скипетром в одной руке и разящими молниями в другой. Молнии Зевса были подарком Циклопов, которых он освободил из заточения после победы над своим отцом. Священным животным Зевса считался орел. Кроме того, если громовержца изображали в боевой облачении, вместо скипетра у него появлялся могучий щит, который назывался Эгида.

Вариант 2

В мифологии Древней Греции главным богом Олимпа был Зевс. Он по праву считался отцом всех богов и людей, ведь был самым сильным из них. Его звали Громовержцем, ведь его оружием были гром и молнии. Во время войн он насылал штормовые грозы, поддерживая армию войска тем, что вселял в их души уверенность и храбрость. Армия же противника, наоборот, испытывала ужас и подавленность, поэтому проигрывала. За это бога прозвали Зевс Победоносец.

Рождение Зевса

Родословная верховного бога ведет к богу Кроносу и титаниде Рее. Согласно мифологии, отец Зевса Кронос съедал всех своих детей из-за предсказания, что бог будет повержен своим собственным ребенком. Но в какой-то момент мать Зевса Рея обманула мужа, подав ему вместо ребенка камень, а сама спрятала сына на острове Крит, отдав его на воспитание куретам и корибантам.

Приход к власти

Время шло, Зевс вырос и решил выступить против отца. В первую очередь он заставил Кроноса выплюнуть своих братьев и сестер: Аида, Посейдона, Геру, Гестия, Деметру. В благодарность за свободу, они подарили Зевсу гром и молнию. А затем началась великая война, которая длилась 10 лет и закончилась победой Зевса над отцом. Все вместе, боги низвергли его в Тартар.

Разделение сфер влияния

После победы над отцом трое братьев, посовещавшись, решили разделить сферы своего влияния. Зевс выбрал править небом, Посейдон – морем, Аид – царством мертвых.

Помощники верховного бога

У Зевса было три помощницы, которые поддерживали порядок в мире людей и богов:

  1. Фемида наказывала нарушителей законов.
  2. Дике вершила справедливость, если таковая была нарушена.
  3. Немесида вершила возмездие и наказывала преступников.

Благодаря такому контролю правители мудро и разумно распоряжались своей властью, а ремесла, земледелие и искусство не земле развивалось.

Зевс-супруг

У Зевса было три жены:

  1. Метида – первая жена верховного бога. Именно она помогла Зевсу освободить братьев и сестер, сварив зелье для Кроноса. К несчастью, ее постигла печальная участь. Существовало пророчество, согласно которому их сын затмит Зевса во всем. Узнав о беременности жены, Зевс проглотил ее.
  2. Фемида – богиня справедливости, была 2й женой верховного бога. У них было 3 дочери и 3 сына.
  3. Гера – богиня, покровительствующая браку и материнству, 3 жена.

Дети Зевса

Гера родила Зевсу сына Гефеста, титанида Лето – Апполона. Афину, по версии мифологии, создал сам Зевс, так как она появилась из его головы. Боги Гермес, Персефона, Дионис и Эрос тоже дети верховного бога. На земле у Зевса тоже были любимые женщины, которые родили таких героев, как Геракл, Гармония, Елена, Персей.

Зевс известен своим мудрым правлением. В честь него воздвигались величественные храмы. Все они были без крыши. Считалось, поскольку Зевс – бог неба, то так он услышит и увидит просящего человека во время молитвы или жертвоприношения.

Доклад Зевс – бог Древней Греции и его история

Зевс – древнегреческий мифологический бессмертный главенствующий бог над всеми богами и людьми, смертными и бессмертными, повелитель неба, грома и молнии, проживающий на Олимпе.

Реквизитами Зевса был щит, скипетр, колесница запряженная орлами, двухсторонний топор, именуемый по-гречески как лабрис, сам орел, но в большинстве в мифологии Зевс перевоплощался в него, как и в множество других животных.

С Зевсом всегда были рядом его три слуги – Власть, Сила и Победа (Ника).

Самый могущественный бог, был настолько силен, что все боги вместе, объединившись, не смогли бы его свергнуть.

Повелевая над людьми и богами, Зевс распределял добро и зло с помощью двух чаш, стоящих около его престола, основал стыд и совесть, карал людей, мог заглядывать в будущее, основал законодательство, установил царей, охранял бедных и больных, чтил традиции и следил, что бы люди соблюдали обычаи. Кроме того, благодаря Зевсу люди и боги начали жить как никогда прежде лучше. Питался Зевс за чсет молитв и поклонения людей.

Зевс родился в третьем поколении богов, от титанов Кроноса и Реи. По предсказанию, Кронос должен быть убитым собственным ребенком, и боясь этого, он проглатывал новорожденных младенцев. Но Рея, желая обмануть супруга, в тайне родила очередного ребенка и назвала его Зевсем, Кроносу же дала проглотить камень в пеленке. Согласно легендам Зевса растили в глубочайшем секрете и всячески оберегали, что бы про него не узнал Кронос.

Возмужав, Зевс достал зелье, заставившее Кроноса выплюнуть своих детей. Таким образом, у Зевса оказалось два брата – Аид и Пасейдон, и две сестры – Гестия и Деметра. После, длительной войны, длившейся 10 лет, Зевс одержал победу и сверх титанов, став главным среди всех.

Разыграв жребий, Зевсу выпало господство в небе, Пасейдону досталось море, Аид ушел в царство мертвых под землю. Гестия стала богиней семейного очага и жертвенного огня, Деметра обрела почет среди богов в лице богини плодородия и земледелия.

Зевс пользовался популярностью среди женщин, которых у него было не мало, связи с чем имел множество детей. Первой женой была Метида, богиня мудрости, которую Зевс, дабы не повторять ошибок отца, проглотил в беременном состоянии из-за пророчества, согласно которому рожденный ею ребенок должен был свергнуть Зевса. Вторая – богиня правосудия Фемида, третья официальная супруга была Гера, она же богиня брака, иными словами его сестра Гестия.

Зевс не признавал себе равных, тем не менее от разных женщин у него родились: Гефест, чудо-кузнец; Аполлон (красивейший из мужчин) и Артемида (богиня охоты и целомудрия); Афина – богиня мужества и мудрости; Гермес – бог торговли; Дионсис – бог виноделия; Эрос – бог любви, герои – Геракл, Персей, Елена и т.д.

Бог Зевс

Интересные ответы

Леопард – это хищник из рода млекопитающих, семейства кошачьих, представитель рода пантер, подвиды которого занесены в Красную книгу.

Фартук – это элемент одежды, который предназначен для защиты от грязи. В сегодняшнее время он широко применяется в разной профессиональной деятельности и есть неотъемлемой частью парикмахеров, поваров, официантов, барменов

Гончаров Иван Александрович. Родился в Симбирске, он же Ульяновск, в 1812 г. В довольно обеспеченной семье. Он был вторым ребенком. Гончаровы воспитывали четверых детей – два мальчика и две девочки.

Перу Агаты Кристи принадлежат захватывающе интересные детективы. Она по-прежнему остается непревзойденным мастером этого жанра. В течение долгой жизни писательница сумела создать множество работ, ставших позднее литературной классикой.

Среди великого множества минералов, имеющихся на планете Земля, примечателен полевой шпат. Это – самый распространённый минерал на нашей планете

Ссылка на основную публикацию