Искусство Древнего Египта – сообщение доклад (5, 10 класс)

Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта

Содержимое разработки

МКОУ КГО «СШ №2 города Теберды имени М.И.Халилова»

«Искусство Древнего Египта»

Ученица 5 класса

Байчорова Каралина

Кодинцева А.Н.

«Искусство Древнего Египта»

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V в. до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого «тайна, загадка». И не случайно древние греки так называли эту страну, и сейчас в современное время людей поражает Египет своей необычной: архитектурой, скульптурой, живописью. И в первую очередь – это величественные пирамиды. Ни в одной другой стране мы не встретим такие сооружения. Ни зря пирамиды называют первым, из семи, чудом света.

Строительство пирамиды было долгим и тяжелым делом. Историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца.

Первая пирамида была сооружена для фараона Джосера известным архитектором Имхотепом. Она состояла из нескольких прямоугольных сооружений – «мастаб», от арабского слова «скамья», водруженных друг на друга. Это сооружение настолько впечатлило египтян, что в последствии Имхотеп был приравнен к богам.

Следующей известной пирамидой стала пирамида в городе Медуне. Она, как видите, уже состоит из трех мастаб (самая верхняя, к сожалению, разрушилась).

Самая высокая это пирамида фараона Хеопса была построена около 2600 года до н.э. Её высота 147 метров. Это высота дома в 50 этажей, а чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр. Сложена она из блоков известняка весом 2,5 тонны, всего потребовалось на сооружение этой пирамиды 2 300 000 таких блоков. Они не чем не скреплены и держатся под тяжестью своего веса. Даже в наше время не возможно объяснить ту невероятную точность с которой строители делали и ставили блоки один на другой. Щель между блоками не превышает полмиллиметра.

Пирамиды охраняет Большой сфинкс, высеченный из целой скалы. У сфинкса – тело льва и голова человека. Голова его в 30 раз больше человеческой, длина тела 57 метров.

Во втором тысячелетии до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой – это гробница фараона Тутанхамона. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на дверях цела. Никто не входил сюда более трех тысяч лет, все сокровища остались на месте.

В первой комнате стоял трон – покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов: мебель, вазы, оружие и драгоценности. В главной комнате находился каменный саркофаг в нем второй, а во втором третий. Или в последнем четвертом саркофаге из чистого золота, который, был сделан в виде человеческой фигуры с лицом фараона находилась мумия фараона Тутанхамона.

В Египте есть и другие

знаменитые сооружения – это храмы.

Сфинкс – фантастическое существо с телом льва

и головой человека или барана.

Обелиски – каменные столбы, сужающиеся к верху.

Колонны – высокий столб, обычно служащий

опорой в здании.

Скульптура и живопись.

В гробницах и храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала вперед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, а умерших представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть – символы власти.

Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. В гробницу ставили статую, которая должна была быть похожа на покойного, чтобы душа ее «узнала» и вселилась в нее. Поэтому египтяне придавали большое значение портретному сходству.

Были и другие правила: мужчин изображали с кожей темно цвета, а женщин – светлого.

Художники Египта, тоже придерживались определенным правилам изображая фараона, вельможу или простых людей. Верхняя часть тела–плечи, руки выглядит так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги будто мы смотрим сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаз нарисован так, словно мы глядим человеку прямо в лицо. Нарушать эти правила было запрещено.

Искусство Древнего Египта кратко

В этой статье мы рассмотрим искусство Древнего Египта кратко, так, чтобы у вас сложилась общая картина о том, какой оно было в те времена.

Как известно, вдохновителем человечества всегда была природа. В долине Нила она тоже давала возможности для творчества – медленная река, плоские вершины гор, пальмы, лотос и папирус.

На развитие древнеегипетского искусства в значительной степени повлияли верования людей. Египтяне верили в загробную жизнь, поэтому все их шедевры были предназначены для царства мертвых и редко становились достоянием живых.

Древнее Царство

В период Древнего (Раннего) Царства один их фараонов основал город Мемфис, который позже стал культурным центром. В целом именно в этот период были заложены письменность, религиозные законы, светские принципы.

Особенную ценность имела скульптура – она подчинялась строгим законам изобразительного искусства тех времен. Мастера старались сохранять характерное сходство с личностями, с которых создавались скульптуры, опять же, учитывая значимость загробной жизни.

Статуи царевича Рахотепа и Нофрет из гробницы в Медуме. Пер. пол. III тыс. до н. э.

Большое распространение получили и рельефы – скульптурные изображения на плоскости. Причем, сначала рельеф был плоским (он практически не выступал над поверхностью), а позже стали выполнять глубокий рельеф.

Для любого произведения изобразительного искусства в древнеегипетском царстве было характерно выполнение фигур господина, фараона или вельможи несколько большими по размеру, если их сравнивать с рабами или простым людом. Очевидно, что таким образом показывалась разница в положении и чине.

Среднее царство

Период Среднего царства – это XXI—XVIII вв. до н. э. Время, когда больше не существовало централизованного государства. Политическим центром стал город Фивы, а отдельные области (номы) стали более самостоятельными, что позволило развиваться местным школам. Номархи, правители номов, возвеличили себя до местячковых фараонов, позволяя себе создавать свои собственные мини-шедевры.

Это объясняет тот факт, что даже пирамиды стали меньше, неприметнее.

Одними из самых известных и узнаваемых предметами искусства этого периода являются изображения со сценами охоты, рыболовли.

Тотемы номов Древнего Египта

В гробницах Среднего царства часто встречаются деревянные статуэтки людей, прислуживавших своему господину – воинов, пастухов, прачек, пахарей.

Также расцветает ювелирное искусство. Узнаваемым украшением для Древнего Египта является пекторали. Они появились как раз в Среднем царстве. Наиболее частым изображением для них был жук-скарабей, символ воскрешения. Украшали пекторали лазуритом, бирюзой, сердоликом.

Новое царство

Начало последнего условного периода существования Древнего Египта был связан с нашествием врагов и бедствиями. Рельефы и настенные росписи заполнились битвами и сражениями с гиксосами (азиатскими племенами).

Середина XVI в. до и. э. была началом Нового царства. Врагов изгнали, XVIII династия фараонов взошла на престол. В Фивы хлынули богатства, сделав город процветающим и украшенным.

Наибольшим достижением в искусстве этого времени стали храмы. Один из них был посвящен богине Хатор, дочери Ра. Его возвели по приказу царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри (в Фивах). Известны также храмы в Луксоре и Карнаке Ипет Рес и Ипет Сут.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

С 332 г. до н.э., с приходом Александра Македонского, Египет стал меняться. Здесь появилась александрийская школа искусств, которая основывалась на традициях не только египетской культуры, но и античной.

Итак, мы рассмотрели искусство Древнего Египта кратко. Его характерными чертами на протяжении всего времени оставались величественные строго геометрические сооружения (храмы, пирамиды), а также барельефы и росписи, так много рассказывающие нам о жизни древних египтян.

Культура Древнего Египта общая характеристика и особенности

Культура Древнего Египта возникла задолго до появления культуры европейских держав, поскольку египетские мастера оставили множество следов для археологов.

Что нужно знать о культуре египтян, составляя конспект, какие их самые великие открытия? Об этом расскажем далее.

Культура Древнего Египта кратко о самом главном

Древний Египет возник порядка 4000 лет до нашей эры. Это одна из древнейших цивилизаций, которая, благодаря своим естественным условиям, стала развивать культуру и искусство в ранние годы.

В это время древние египтяне подарили миру свои первые великие достижения: письменность, научные изобретения, драгоценные изделия и многое другое.

Египет, в первую очередь, подарил миру пирамиды, на основе которых стали создаваться крупные храмовые и дворцовые комплексы, папирусные свитки, письменность в виде иероглифов, достижения в научной, медицинской и математической области.

Также из-за того, что в Египте была хорошо развита физическая и материальная культура, первые его жители дали миру сотни красивейших керамических горшков, рельефов и скульптур.

Древнеегипетская культура имеет свои основные черты и условно делится на культуру трех царств Древнего, Среднего и Нового царства. Первая подарила нам письменность, особенности древнеегипетской скульптуры и архитектуры.

Центр культа богини Хатхор в городе Дендера

В эпоху Среднего царства начинают строить храмы для полубогов и божественных созданий, также наблюдается расцвет художественной литературы. В Новом царстве начинают появляться первые изобретения и философские трактаты.

Кратко о древнеегипетской культуре рассказано в таблице.

Величайшие достижения древних египтян

Представители древних египтян, будучи постоянно развивающимся народом в свою эру, смогли подарить остальным государствам много умений и достижений, результатами которых мы пользуемся по сей день.

Ирригационная система

Строительство ирригационной системы считается великим изобретением Египта. Первый канал был построен в Абу-Симбел. Он позволял сохранить источник чистой воды для выращивания культур, сохранения урожая и защиты населения от жажды и смерти.

Так, жители города имели на своих столах плоды урожая круглый год и чистую воду и помогли другим цивилизациям сконструировать подобные системы у себя.

Керамические горшки

Египтяне первые, кто научился создавать качественные керамические горшки. Они создавали их не только для себя, но и для других, продавая изделия на рынке.

С помощью них египтяне поддерживали свои обычаи и традиции в области языческого верования, складывая туда жертвы богам или останки человека для бальзамирования.

Математические знания

Египтяне, имея талант в математике, делили, перемножали, складывали и умело вычитали, рассчитывая площади с объемами у строения.

Своими знаниями они делились с другими странами и, тем самым, передали им бесценную информацию для их дальнейшего развития.

Календарь как египетское достижение

Египтяне были первыми, кто изобрел календарь. По нему они определяли количество суток, когда будет разливаться Нил, а также когда можно собирать урожай.

Это интересно: после того как Римская империя завоевала Египет, то присвоила себе это достижение. Поэтому когда Египет был захвачен, Цезарь назвал Июль в честь себя.

Медицинские достижения

Согласно находкам, жители Египта были профессиональными хирургами и хорошо делали расчленение черепного мозга, глазные операции, ампутацию ног и рук.

Лечили они с помощью масел и травяных сборов. Сложные заболевания египтяне не лечили, но могли предотвратить развитие заболеваний. Они создали антибиотики и дезинфекторы ран.

Папирус

Египтяне первые, кто придумал папирус аналог бумаги, глиняных табличек, дерева и стен. Он получался высокопрочным, что помогало его сохранить на века.

Читайте также:  История Древнего мира - сообщение доклад

Даже сегодня папирусные свитки хорошо сохранились и их можно прочитать.

Религия

Мировоззрение египтян определило их культуру. Они были язычниками и поклонялись природным божественным созданиям. Строили им священные храмы, делали пожертвования, выполняли особенные обряды и всячески почитали их.

Особенно был почитаем бог солнца Ра. Ему были посвящены несколько крупных пирамид Египта. Не менее уважаемы были боги Пта, Сет и Осирис. О них были составлены целые сказания.

Египтяне особо чтили священных животных. Они считали, что если погибнет кошка по вине человека, то всю деревню ждет неминуемая гибель. Тот, кто намеренно убивал животное, сам подвергался казни.

В религии египтян была вера в загробную жизнь. Они, как и последующие христиане, мусульмане и буддисты, верили, что после смерти жизнь человека на этом не закончится, его будет судить Бог за зло и добро.

Однако, верили, что после этого он обретет либо новое тело, либо будет служить в обители Солнца, либо отправится во мрак как грешник.

Также египтяне верили в переселении душ. Они разделяли мнение индейцев на этот счет и то, что пока душа не очистится, она будет кочевать от одного тела в другое.

Письменность

Письменность Древнего Египта была представлена иероглифами резными изображениями людей, животных и символов.

Иероглифы запечатлели жизнь всего Египта и всей его многовековой истории. Появились они с 28 века до нашей эры и использовались вплоть до нашествия арабов, до 7 века нашей эры.

Сама система письма была:

  • иероглифической,
  • иератической,
  • демотической.

Первая использовалась для создания религиозных текстов. В ней присутствовали пиктограммы и картинки. Вторая представляла собой скоропись. Она была нужна для деловых и государственных целей.

Третья система беглая скоропись или курсив. Ее применяли для частных писем, оформления имущественных сделок, отчетов, документов по праву.

Литература

У древних египтян было множество произведений с художественным содержанием. Это были народные сказки, повести, народные песни о молотильщиках, рыбаках и носильщиках, и были.

Сохранились упоминания о любовной, трескучей и напыщенной придворной поэзии, философские произведения. Главная особенность их – религиозный характер.

В разряд литературного творчества также можно записать определенные виды погребальных текстов, писем, гимнов божественным созданиям, автобиографий, которые рассказывают о вельможах. Это важно знать, составляя доклад.

Скульптура и архитектура

Древнеегипетская архитектура условна и однообразна из-за изолированности цивилизации и отсутствия конкуренции. Нам известны такие памятники архитектуры в Древнем Египте как пирамиды, галереи, дворцы, сады, храмы, обелиски и жертвенники.

Мало архитектурных форм из-за ограниченности в строительном материале. Кроме того, единственной дорогой был Нил, как и сейчас, что препятствовало появлению новых материалов и способов его обработки.

Скульптура самобытна. Она создавалась для почитания богов, фараонов и других царских представителей.

Статуи создавались по канонам: тело должно быть темным у мужчины, а у женщины светлым, руки у сидящего должны быть на коленях, божества должны были иметь головы животных.

Живопись и рельеф

Культуру Древнего Египта нельзя представить без живописи. Краски наносились на гипс, известняк, минералы и камни. Состав красящего вещества был неоднородным из-за использования яичной темперы, разных вязких смол и веществ. Сверху красок наносился лак со смолой для сохранения изображения.

Красили изделия красным, синим, черным, коричневым, желтым, белым и зеленым цветом. Тема живописи – потусторонний мир, природа, боги.

Не характерно для египтян написание уродств и внешних дефектов. Если человек был уродлив, имел какие-то внешние отклонения, то на живописи это не отражалось. Мастера приукрашивали человека, вырисовывая ему идеальное тело и пропорции лица.

Как известно, живопись древних египтян фрагментарна, а поэтому имеет свой рельеф. Египтяне ограничивали себя в керамике, ткани или папирусе, а наносили краску на стену.

Вначале на стене изображения были схематичны, но к 3 веку нашей эры они стали филигранными. Рельеф имел большое значение при украшении храмов, гробниц, статуй и погребальных предметов, например, саркофагов.

Научные и технические достижения

Если давать краткое содержание научным и техническим достижениям древних египтян, то они изобрели часы, работающие от силы солнца и воды, изготовили папирус, создали чернила с пером, плуг для сельскохозяйственных работ, шадуф, водоподъемное колесо, подводку для глаз, румяна и лак.

Культы Древнего Египта

Древние египтяне верили, что человек попадает после смерти в другой мир. Для увековечения памяти об ушедших близких ввели культ бальзамирования.

Идея вечной жизни распространялась на все сферы их жизни. На всем ее протяжении они верили в силу природы и поклонялись божествам, введя культ природы и культ солнца, а также священным животным, введя культ животных.

Помимо этого существовал культ фараона, почитания его величия, поскольку он считался посланником божьим или богочеловеком.

Заключение

Древние египтяне высококультурный народ, который создал множество культурных, технических и научных средств, которые позволили остальным цивилизациям развиваться на должном уровне.

Искусство Древнего Египта. Древнее царство

Древний Египет располагался в нижнем течении реки Нил, занимая достаточно выгодное географическое положение: к западу от Нила простиралась Ливийская пустыня, к востоку — Аравийская, на севере египетские земли омывались Средиземным морем, на юге были непроходимые для крупных судов пороги. Благодаря этим естественным барьерам Египет был до некоторой степени защищен от нашествий иноземных народов. Вследствие этого египетская цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, в незначительной степени подвергаясь влиянию извне. Существование Египта целиком и полностью зависело от разливов Нила. Благодаря тропическим ливням, питавшим в летние месяцы ее истоки, река разливалась, выходила из берегов и заливала близлежащие земли. После половодья на земле оставался слой плодородных наносов, который использовался для земледелия. Этот ежегодно повторявшийся цикл решающим образом повлиял на облик египетской культуры, отразившись в древнеегипетских верованиях. Вообще образ Нила занимает важнейшее место в египетской культуре. Нил — это источник жизни, не имеющий ни начала, ни конца. Нил — это рубеж, отделяющий царство живых от царства мертвых (так исторически сложилось, что по одну сторону Нила строились города для живых, по другую, в выжженной солнцем пустыне, располагались многочисленные кладбища и некрополи, образовавшие целые «города мертвых»).


Фараон, стоявший во главе египетского царства, обладал неограниченной властью. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложному церемониалу, пышность которого возрастала, по мере того как государство расширяло свои границы. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иноземных послов, получал дары и раздавал награды.
В духовной и практической жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству богов. Нил почитался как бог Хапи, дающий влагу и урожай. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке бог Солнца Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы — считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. Брат Осириса Сет, снедаемый завистью, убил Осириса и расчленил его тело. Исида после долгих поисков, с помощью магических заклинаний, возвратила Осириса к жизни. В результате непорочного зачатия у Осириса и Исиды родился сын Гор — человек с головой сокола. Осирис передал богу Гору царский престол, после чего удалился в царство мертвых, став владыкой, а также судьей в загробном мире.

Почитание бога Осириса как вершителя человеческой судьбы в загробном мире отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства. На голове у Осириса высокая корона фараона, его ноги спеленуты, как у мумии, в скрещенных на груди руках он держит жезл и плеть — символы власти. Как бога плодородия Осириса изображали в короне из стеблей папируса сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зеленый цвет.
Важнейшее место в религии Древнего Египта занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека может продолжаться после его физической смерти, но при условии, что его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела покойных, т. е. подвергать их специальной обработке, благодаря которой они сохранялись весьма длительное время. Для сохранения мумии египтяне строили усыпальницу — пирамиду, мастабу (род гробницы) или склеп. Египтяне считали, что при жизни человека в нем обитают две духовных составляющих — ка (душа, или духовный двойник) и ба (индивидуальность). Ка человека нуждалось в материальной оболочке; таковой после его смерти служила мумия усопшего. На случай если мумия все-таки разрушится, в гробницу помещались статуи умершего, имеющие черты портретного сходства с покойником и подписанные его именем. Для поддержания жизни ка нуждалось в пище; ее приносили в гробницу родственники усопшего. В гробницу помещалась разнообразная домашняя утварь, ибо в загробном мире душа должна была иметь все те блага, которыми человек пользовался при жизни. Для этой же цели стены гробницы украшались изображениями, рисующими сцены благополучной повседневной жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг. Египтяне верили, что силой магических заклинаний покойный оживит эти статуэтки и они будут работать на него в загробном мире. Все это являлось своего рода материальной основой царства мертвых, гарантируя ка усопшего полноценную загробную жизнь.

В период Раннего царства (3000—2800 гг. до н.э.) начинают складываться принципы древнеегипетского искусства, ставшие основой его развития на несколько тысячелетий вперед. Формируется иерархия видов и жанров искусства. В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом. Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывают влияние на развитие связанных с архитектурой скульптуры и живописи. Основным видом культовой архитектуры этого времени является мастаба — прямоугольная в плане наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.
В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для основателя III династии фараона Джосера. Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник 140 х 118 м, высота пирамиды достигала около 60 м. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молельни, святилище, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта.

Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V, и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. В период конца V — VI династий, с усилением позиций местной знати, их мастабы превращаются в настоящие погребальные дворцы со множеством ритуальных помещений. Таковы, например, мастабы Мерерука, Ти, Кагемни, Нефера, выделяющиеся своей грандиозностью и роскошным убранством.
Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом (египет. — Хуфу), Хефреном (Хафром) и Микерином (Менкаурой) были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично облицовка сохранилась на вершине пирамиды Хефрена).

Читайте также:  Древняя Греция – сообщение доклад

Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света. Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 м, высота — 147 м. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии.
Геродот (История, II, 124) рассказывает, что сооружение Большой пирамиды длилось 30 лет, из которых 10 лет заняло строительство дороги для подъема каменных блоков, остальные 20 лет велось строительство самой пирамиды. На стройке постоянно находились 100 тысяч рабочих, которые сменялись каждые три месяца.

В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия». С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.
Египетские скульпторы начинали свою работу с того, что из каменных глыб изготавливали призмы правильной формы. На лицевой стороне призмы намечалась сетка, которая служила разметкой при изготовлениии фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.
Для изображения лиц, имеющих божественный сан, использовались строго определенные приемы. Портретные изображения фараонов являются воплощением торжественности, монументальности и величия. Фараон мог быть изображен сидящим или стоящим. В сидящей модели части туловища соединяются под прямыми углами. Руки покоятся на бедрах, либо скрещены на груди; причем, зазоры между руками и туловищем отсутствуют. Ноги слегка расставлены и располагаются параллельно с босыми ступнями; нередко между ними остается каменный материал. Симметрия объемных масс является совершенной. Примером сидящей модели фараона является статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе.


В стоящей модели туловище фараона полностью выпрямлено, его объем равномерно распределяется по обе стороны вертикальной оси симметрии. Как правило, руки фараона вытянуты вдоль тела, кулаки сжаты, левая нога выставлена вперед, как будто фараон делает шаг.
В одной из гробниц Саккары была найдена статуя писца Каи. Скульптура изображает писца, сидящего со скрещенными ногами и держащего на коленях развернутый свиток папируса. Это изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. При внешне сдержанной позе лицо писца выражает глубокую сосредоточенность, пристальный взгляд обнаруживает внутреннюю напряженность.

Настенное изображение является важнейшим элементом древнеегипетской культуры. Выполненные в гробницах росписи и рельефы выступали как бы «двойником» действительности. Изображенные на стенах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Столь очевидная утилитарность объясняет отсутствие художественного интереса как такового. Вследствие этого египетское искусство не воспроизводит пейзажей и не передает чувств и эмоций. С другой стороны, магические свойства изображения в большой степени зависели от качества росписи — отсюда та тщательность, с которой они выполнены, и изобилие бытовых деталей. В настенные росписи органично включались надписи, поясняющие изображаемые сцены.


Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, труда ремесленников, разного рода хозяйственных работ, охота, рыбная ловля, погребальные шествия, заупокойный культ, загробные пиршества, строительство лодок, игры детей, плывущие лодки, животные и так далее. Разумеется, росписи изобилуют портретами самого хозяина гробницы. Как правило, он принимает подношения или следит за исполнением хозяйственных работ.
Создание рельефов и росписей на стенах гробниц, храмов и погребальных часовен подчинялось строгим нормам, диктовавшимся жрецами. При изображении фигуры человека использовался традиционный прием плоскостного расположения: ноги и лицо изображались в профиль, глаз и плечи — в фас, нижняя часть туловища — в трехчетвертном развороте Таким образом художники пытались показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Изображения фараонов и богов снабжались соответствующими символическими атрибутами.
По канону изображение человека должно было быть вневременным, то есть художник не должен был передавать ни чувств, ни действий. Однако, как и в случае со скульптурой, неподвижность и невозмутимость фигуры прямо пропорциональны ее социальному рангу. Чем ниже общественное положение персонажа, тем большая степень свободы наблюдается в формах и композиции. По сравнению с фараонами и знатью, ремесленники, слуги, дровосеки, пастухи и крестьяне обретают большую живость — как во взглядах, так и в жестах и позах.
Фараон, вельможа или хозяин поместья всегда изображались более крупными по сравнению с их окружением. Так, в рельефе гробницы Мерерука жена Мерерука едва достает ему до колена.


В отличие от изображения человека, при воспроизведении зверей и птиц использовались все возможные средства для достижения максимального натурализма. Животные выписаны в живой и естественной манере; они представляют резкий контраст со скованностью и искусственностью поз человеческих фигур. Достоверно и узнаваемо передается окружающий человека мир предметов: орудия труда и музыкальные инструменты, одежда, украшения и т.п. Весьма распространенной в мастабах является сцена охоты в болотистых водах. Одним из наиболее красивых является рельеф гробницы чиновника Ти в Саккаре. Ти изображен плывущим в лодке, его слуги, вооруженные копьями, преследуют речных гиппопотамов Фоном картины служат заросли папируса.


В египетской настенной живописи изображение делилось на полосы, располагавшиеся одна над другой; каждая представляла собой повествовательный ряд (рельеф гробницы Нефера). Фигуры располагались вереницами — в схожих позах, с одинаковыми жестами (рельеф гробницы Мерерука); на светлом фоне четко выделялись кирпично-красные тела мужчин и желтые — женщин (рельеф гробницы Мерерука). В создании рельефов участвовало несколько мастеров. Стена предварительно зачищалась и покрывалась слоем штукатурки. Затем опытный художник намечал общую композицию на стене, которую завершали в деталях его помощники. После этого резчики переводили рисунок в рельеф; на последнем этапе его раскрашивали плотными густыми красками. В изображении главную роль играла линия, а не цвет.
В древнеегипетском искусстве использовались две различные техники рельефа — барельеф и углубленный рельеф. Процедура создания барельефа сводилась к тому, что с поверхности стены удалялся материал вокруг очерченного контура фигуры или предмета; таким образом получалось, что фигура немного выступает над поверхностью, служащей ей фоном. При углубленном рельефе, наоборот, лишний материал удалялся таким образом, что силуэты фигур и предметов оказывались углубленными в плоскость, служившую им фоном.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Культура и искусство Древнего Египта

Главная > Учебные материалы > История: Культура и искусство Древнего Египта
1.Каноничность и религиозность древнеегипетского искусства.
2.Величественная архитектура Древнего Египта.
3.Литература в Древнем Египте.

1.Каноничность и религиозность древнеегипетского искусства

Египетская культура и искусство неразрывно связаны с религией, общественным и политическим строем и по своей характеристике довольно консервативны, замкнуты и самодостаточны. Несмотря на контакты с другими народами, египтянам удалось в полной мере сохранить свою аутентичность и оригинальность. Тем не менее, следы небольшого влияния других культур ученые все же находят на фресках и рисунках. Египетские предметы искусства, памятники зодчества и скульптуры отличаются характерными особенностями и типичными признаками.

Искусство в Древнем Египте подчинялось строгим канонам, а свобода творчества не слишком приветствовалась. Например, портреты и изображения людей соответствовали четким правилам, не изменявшимся на протяжении почти всей истории Древнего Египта, поскольку создавались навечно. Канонизация художественных образов была вызвана незыблемостью религиозных представлений. Человеческий образ передавался графичной формулой, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс в фас, причем по прошествии веков изображения нисколько не потеряли своей своеобразной выразительности. Подобные ограничения накладывались и на скульптурные произведения, особенно статуи царей и фараонов – положение сидя или стоя, определенная статика конечностей, неизменные атрибуты царской власти.

Скульптура в Древнем Египте была неотъемлемой частью архитектуры, а статуями в обязательном порядке украшались храмы и гробницы. Она не несла задачи передать эмоциональное настроение или характер, а олицетворяла стремление продолжить жизнь после смерти и служила приютом для энергии усопшего человека. При этом изображения и скульптуры отличались, с одной стороны, максимально точной передачей индивидуальных черт и почти полным портретным сходством, а с другой, некой идеализацией фигуры фараона-властителя, отрешенного от повседневных забот.

2.Величественная архитектура Древнего Египта

Солнце и Нил – вот 2 важнейшие силы и тематики, которым подчинялось искусство Древнего Египта. Вера в загробную жизнь и богов красной нитью проходит через все компоненты культуры страны. При этом египетское искусство было представлено во всех видах – не только в монументальной архитектуре, изящной скульптуре, но и в великолепной живописи, графике и барельефах, а также в литературе. Предметы и объекты искусства, особенно архитектурные (пирамиды, статуи, храмы и обелиски) имели культовый характер. Они являлись материальным воплощением религиозных воззрений. Геометричность и пропорциональность строений достигались в основном работой с камнем, а не глиной. Подобные колоссальные творения даже при всем современном уровне промышленного развития вызывают восхищение и восторг своим масштабом и размахом. Храмы в Караоке, Луксоре, царицы Хатшепсут, бога Гора в Эдфу или Рамзеса II – величайшие образцы человеческого труда и мастерства.

Даже письменность в Древнем Египте приобретала сакральное значение – пиктограмма служила способом связи между миром живых и мертвых. Писцы, как и художники, обладали особыми привилегиями и высоким статусом, а их работа имела священный смысл. А вот светское зодчество сохранилось мало, в отличие от религиозного. Одним из редких образцов является дворец Эхнатона в Ахетатоне. Тут же, в Ахетатоне сохранились и дома знатных горожан – достаточно большие по размеру, с хозяйственными пристройками и внутренним двором.

3.Литература в Древнем Египте

Что касается литературы, то и здесь четко прослеживались типичные черты египетского мировоззрения – абсолютность власти бога и фараона, связь жизни с загробным существованием, покорность судьбе. Письменная литература возникла еще в 4 т. до н.э., начинаясь с фольклорных основ, таких как сказки, поговорки, притчи. Древнейшие дошедшие до нас литературные памятники датируются периодом Древнего Царства. Постепенно развилось большое количество характерных жанров. Среди них выделяют так называемый дидактический, например «Поучения Птахотепа», биографический и автобиографический – «Рассказ Синухета», философский диалог – «Беседа разочарованного со своей душой», любовная лирика, фантастические сказки или религиозные гимны.

Египетская культура и искусство переживали периоды подъема и упадка, связанные с политическими и социальными изменениями, достигнув своего расцвета в период Нового Царства. Именно этому времени принадлежат одни из самых известных сохранившихся памятников истории Древнего Египта.

Сейчас богатейшими коллекциями египетского искусства могут похвастаться многие музеи. Особое значение имеют такие как Лувр, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств в Москве, Британский музей и, конечно же, Каирский музей, где выставлены сокровища из гробницы Тутанхамона – редкого неразграбленного захоронения.

Древние Афины – доклад сообщение по истории 5 класс кратко

Греция представляла собой государство городов. Эти города называли полисами, они располагались относительно недалеко друг от друга, к примеру, 42 километра – марафонская дистанция являла собой протяженность самой длинной области страны.

Полис представлял собой город-государство, уникальную структуру сообщества свободных людей. В 6-8 веках до новой эры Греция представляла собой довольно бедное государство на периферии цивилизованного мира, но всего за три века сумела стать лидером среди других стран. При этом греки не занимались завоеванием других стран, они совершали военные походы, но их колонизация заключалась по большей части именно в распространении идеи полиса.

Афины являются характерным примером греческого полиса. К 6 веку город процветает и становится одним из первых полисов, который имеет демократическую структуру правления, выборный народный суд, развитую армию.

Благодаря всем этим факторам развития Афины на довольно длительный период стали фактически центром культуры и экономики. К примеру, эллинистический период известен великими философами, такими как Сократ, Платон, Аристотель. В Афины приезжали для того чтобы заняться культурой, для того чтобы учиться и приобщиться к самому авангарду культуры того времени.

Помимо этого Афины всегда являлись богатым городом. Во-первых, полис обладал собственными колониями, во-вторых, активно торговал с другими и имел развитое сельское хозяйство.

На протяжении некоторого периода Афины воевали со Спартой – другим известным греческим полисом, который отличался довольно своеобразной и суровой идеологией.

Основу религии города составлял греческий пантеон. Собственно, само название города восходит к богине Афине, которая олицетворяла мудрость, а также является справедливой воительницей.

Как считается, именно Афины являются примером первой демократии, которую установили во многом благодаря законам Солона и Клисфена. Реформы этих правителей позволили использовать в правлении города довольно гуманные методы. Помимо этого реформы позволили всем гражданам иметь действительную возможность участвовать в принятии решений в городе вне зависимости от собственного происхождения.

После третьего века до новой эры город постепенно приходит в упадок, оказываясь под властью крупных (римская и македонская) империй. К началу новой эры город пребывает в плачевном положении раздираемый вторжениями варваров.

Вариант 2

На территории Средней Греции находится полуостров под названием Аттика. Именно на этом месте возник один из самых известных и прославленных городов – Афины. Обращаясь к мифологии древней Греции, то можно узнать, что по приданию Посейдон и Афина все время спорили о том, кому быть покровителем одного из крупнейших городов. Конфликт данный был разрешен таким образом, что в один момент все боги в главе с Зевсом собрались и приняли решение, что покровителем будет тот, кто принесет наилучший дар. Посейдон ударил по скале и там образовался источник. Афина воткнула свое копье в землю и на его месте выросло оливковое дерево.

Афины хорошо зарекомендовали себя различный сельскохозяйственной культурой, например хорошо было развито выращивание оливковых деревьев, так же крестьяне выращивали достаточно большое количество винограда, но единственная проблема была с зерном, которое доставлялось из колоний находящихся в причерноморье.

Некоторая часть населения проживало не в самом городе, а в небольшом отдаление. В различных поселениях, которые находились на остальной части полуострова.

Аристократы – категория населения которому принадлежала власть в самом городе. Государственный совет, или как он назывался в Афинах ареопаг состоял из 9 архонтов, которые выбирались ровно раз в год. Они выполняли разные функции, например они были судьями, жрецами или отвечали за армию.

Получилось так, что аристократы получили во владения лучшие участки земли, которые находились на равнинах. Крестьяне довольствовались лишь землей, которые находилась на склонах гор, по этой причине земля была мало плодородной и поэтому крестьяне зачастую занимали у аристократов и оставались у них в долгу. В этом случае на их участках возводили плиты состоящие из камня. Крестьянин, который попал в долг к аристократу был обязан отдавать ему часть своего урожая. Если долг только увеличивался, то крестьянин и вовсе лишался своей земли. В крайних случаях крестьянин попадал в рабство.

Крестьяне составляли довольно большую часть такой категории населения, как демос. Их требования заключались в том, что бы аристократы раздали им плодородную землю и запретили рабство в случае большого долга. Обстановка с каждым днем все больше и больше накалялась и аристократы дабы не вызвать социальный взрыв приняли решение пойти на уступки демосу. Поэтому в 594 году до нашей эры аристократы совместно с демосом избрали архонтоа по имени Солон, он пользовался большим уважением среди как демоса, так и аристократии.

Древние Афины

Интересные ответы

Имя Цветаевой стоит в одном ряду с такими поэтами, как Мандельштам, Ахматова. Она – поэт, своеобразный, талантливый и непосредственный.

Борис Годунов был неоднозначным правителем России, ставившим далеко идущие цели, но потерпевшим неудачу.

Это растение по своему внешнему виду напоминает небольшой кусок ваты, его белое растительное волокно по химическому составу практически полностью состоит из целлюлозы (остальное – минеральные примеси).

По подсчетам ученых, в человеческом организме проживает около 2 килограмм различных бактерий. И, как не странно, большинство этих микроорганизмов прекрасно живут со своим хозяином, не нанося никакого вреда

«Древние Афины» доклад

Древние Афины сообщение кратко расскажет Вам об этом городе-государстве Древней Греции. Вы узнаете о том, как жили жители Древних Афин, и что являло основу их государства.

  1. «Древние Афины» доклад
  2. Образование Афинского государства кратко
  3. Легенда создания города Афин
  4. Власть в Древних Афинах
  5. Образование в Древних Афинах

«Древние Афины» доклад

Образование Афинского государства кратко

Где находились Древние Афины? Местоположение древнегреческого города-государства Афины — Аттика. Согласно археологическим находкам данный регион относится к южной и восточной частям Центральной Греции. Афины размещались на холмах Пниксе, Акрополе, Ареопаге, Нимфейоне и Мусейоне. У каждого холма была своя функци. На холме Ареопаг располагался зал заседаний высшего судебного совета. В Акрополе жили правители города. На каменистом, невысоком холме Пникс проводились народные собрания, слушались ораторы и принимались важные решения. На холмах Мусейон и Нимфейон проводились праздники и культурные мероприятия. От холмов расходились улицы и дороги города, которые состояли из внутренних и внешних кварталов, храмов, общественных зданий. В окрестностях Акрополя первое поселение возникло около 4500 года до нашей эры.

Легенда создания города Афин

Город назвали в честь богини Афины — богини мудрости и войны, покровительницы искусств, знаний, ремесел и науки. Очень давно Афина поспорила с богом морей Посейдоном, кому из них быть покровителем нового города. Посейдон взял трезубец и ударил о скалу. Из нее забил чистый источник. Бог морей сказал, что дарует жителям воду, и они никогда не будут страдать от засухи. Но вода в источники была морская, соленая. Афина посадила семя в землю. Из него выросло оливковое дерево. Жители города с радостью приняли ее дар, так как олива дала им масло, еду и древесину. Так город получил свое название.

Власть в Древних Афинах

Вопросы внешней и внутренней политики решались на народном собрании. В нем участвовали все граждане полиса, независимо от положения. За год они созывались не меньше 40 раз. На собраниях слушались отчеты, обсуждались строительство общественных сооружений и флота, ассигнования на военные нужды, продовольственное снабжение, вопросы об отношениях с другими государствами и союзниками. Решением частных вопросов на базе существующих законов занимались экклесии. Все законопроекты обсуждались очень тщательно и в форме судебного процесса. Народное собрание выносило окончательное решение.

Также на народных собраниях происходили выборы лиц на государственные и военные должности. Выбирались они открытым голосованием. Остальные должности выбирались путем жребия.

Между народными собраниями управленческими вопросами занимался Совет Пятисот, который ежегодно пополнялся новыми гражданами, достигшими 30-ти лет. Совет занимался текущими деталями и подготавливал проект решения для народного собрания.

Еще один орган власти в Древних Афинах — суд присяжных гелиея. В суде брали участия все граждане города. Жребием отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В судебных заседаниях адвокаты участия не брали. Каждый обвиняемый защищался сам. Для составления текста речи привлекались логографы – искусные в законах и риторике людях. Выступления ограничивались строгим регламентом, который определялся водными часами. В суде разбирались тяжбы граждан и переселенцев, дела жителей из союзных государств, политические вопросы. Решение принималось голосованием (тайным). Оно не подлежало обжалованию и было окончательным. Судьи, вступающие в должность, давали клятву вести дела согласно законам и справедливо.

Вместе с Советом Пятисот действовали стратеги. В их компетенции было командование флотом и армией, они следили за ними в мирное время, ведали расходованием военных средств. Стратеги вели дипломатические переговоры и ведали внешнеполитическими вопросами.

В V в. до н.э. ввели должность архонтов. Большой роли они не играли, но все же архонты занимались подготовкой судебных дел, контролировали священные угодья, опекали сиротское имущество, назначали хорегов, руководили состязаниями, религиозными процессиями, жертвоприношениями. Они избирались на год, после чего переходили в состав ареопага, где их ждало пожизненное членство.

С развитием Афин увеличивался аппарат управления. В подразделениях государства — демах, филах, фратриях также вводились выборные должности. Каждый гражданин был втягнут в общественно-политическую жизнь города. Так постепенно развивалась демократия в Древних Афинах. Своей высшей точки она достигла в годы правления Перикла. Всю полноту законодательной верховной власти он организовал в экклесию — народное собрание. Оно собиралось каждые 10 дней. Остальные органы государства подчинялись народному собранию.

Образование в Древних Афинах

Жизнь в Древних Афинах подчинялась не только политике. Не последнюю роль граждане уделяли образованию, которое основывалось на общественном воспитании и демократических принципах. Родители должны были обеспечить всестороннее образование юношей. Если они этого не делали, то их строго наказывали.

Образовательная система направлена на накопление больших научных сведений, постоянное развитие физических природных данных. Молодые люди должны ставить высокие цели перед собой, как интеллектуальные, так и физические. Школы в Древних Афинах преподавали 3 предмета – грамматику, музыку и гимнастику. Почему особое внимание уделялось образованию юношей? Дело в том, что государство, таким образом, воспитывало здоровое потомство, храбрых и сильных воинов.

Надеемся, что доклад «Древние Афины» помог Вам узнать много полезной информации об этом государстве. А рассказ о Древних Афинах Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Ссылка на основную публикацию