Колизей в древнем Риме – сообщение доклад

Колизей

Введение

Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет, в 72-80 годов новой эры как коллективное сооружение императоров династии Флавиев.

Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами, на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому Дому Нерона.

1. Колизей в Древнем Риме

Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний [1] :

Предпринял он и новые постройки: . амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом

Строительство было завершено в 80 году сыном последнего — императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу [2] :

При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей

Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium ), нынешнее название (лат. Colosseum , áColosaeus, итал. Colloseo ) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии) (предположительно до строительства под ареной подвальных помещений при брате и престолонаследнике Тита императоре Домициане). Кроме того, на арене Колизея устраивались инсценировки, в ходе которых девушки и женщины насиловались быками, ослами и другими домашними животными и дикими зверями [1] [2]>. [неавторитетный источник?] При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

2. Колизей в Средние века и Новое время

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римскому сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — палаццо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц. В наше время это один из памятников Рима.

3. Колизей в XX—XXI веках

Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, и, возможно, чтобы наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление. Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где когда-то сражались гладиаторы. Газета «Репубблика» в 1991 году ссылалась на запланированную инвестицию в 40 миллиардов лир и называет это соглашение «самым большим союзом между общественным и частным секторами, который когда-либо заключался в Италии для сохранения произведений искусства».

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

4. Архитектура Колизея

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя около 50 тысяч зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.

Использованы типичные для римской архитектуры ордерные аркады с ордерной суперпозицией.

Архитектурно-логистическое решение, применённое в Колизее и получившее название vomitoria (от лат. vomere “извергать”), применяется при строительстве стадионов до сих пор: множество входов располагаются равномерно по всему периметру здания. Благодаря этому публика могла заполнить Колизей за 15 минут и покинуть за 5. Колизей имел 80 входов, из которых 4 были предназначены для высшей знати и вели в нижний ряд. Зрители попроще входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium ) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera ), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.

Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1½ миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

Читайте также:  Жизнь первобытных людей – доклад сообщение

5. Использование образа Колизея

Колизей, как одно из самых величественных сооружений, часто выступает символом Рима в той же степени, в которой Эйфелева башня является символом Парижа, «Биг Бен» — символом Лондона, Спасская башня Кремля — символом Москвы, Пизанская башня — символом Пизы, а Карлов мост — символом Праги. При схематическом изображении карты Европы Рим часто помечается схематическим изображением Колизея.

Первоначально Колизей был увековечен в списке чудес света, составленном римским поэтом Марциалом в I веке. [3]

Среди других примеров использования образа:

  • Бой между Брюсом Ли и Чаком Норрисом, в фильме «Возвращение дракона», снимали в Колизее.
  • Горящий Колизей изображён на заставке программы Nero. Причина кроется в созвучии фразы «Нерон, сжигающий Рим» (англ. Nero Burning Rome ) и названия программы (англ. Nero Burning ROM ).
  • Песня рок-группы Ария «Колизей».
  • Колизей в играх Age of Empires, Civilization III, Civilization IV, Полководцы – Мастерство войны, Assassin’s Creed: Brotherhood
  • Колизей в фильме «Гладиатор» (2000)
  • Колизей в фильме «Телепорт» (2008)
  • Колизей был уничтожен мощными ударами молний в фильме “Земное ядро: Бросок в преисподнюю” (2003)
  • Колизей разрушается через 2000 лет без людей в сериале “Жизнь после людей”

А вот фильмы про гладиаторов никогда не снимаются в Колизее — он недостаточно хорошо сохранился для съемок. Поэтому роль Колизея в кино чаще всего исполняет Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) — второй по величине в мире после Колизея и гораздо лучше сохранившийся.

Колизей – величественная памятка Древнего Рима

Колизей – один из основных символов Рима, пришедший к нам со времен древнего мира. Сегодня Колизей – это полуразрушенное, овеянное горячим ветром древнее строение, привлекающее туристов своей величественностью и красотой.

Колизей был построен во времена правления династии Флавиев. Кстати, изначально Колизей имел название амфитеатр Флавиев, – в честь правящего рода.

Архитектура Колизея

Амфитеатр Флавиев было местом зрелищ и развлечений. Здесь проводились знаменитые бои гладиаторов, схватки зверей и другие популярные в те времена развлечения. К примеру, плиты пола раздвигались, и площадка превращалась в водоем глубиной в 1,5 метра, где разыгрывались морские баталии.

Колизей – самый большой амфитеатр Древнего мира. Его размеры просто впечатляют – сооружение в форме овала с параметрами стен 188 метров на 156, высота его 48 – 50 метров. Такие огромные размеры амфитеатра позволяли вмещать 50000 зрителей. На строительство Колизея ушло 8 лет (72 – 80 гг.).

Архитектурный прием, который использовался при возведении Колизея в Риме, используется при строительстве стадионов и прочих арен по сей день. Суть его состоит в том, что необходимо равномерно расположить множество входов по всему периметру сооружения. Это позволяло заполнить амфитеатр Флавиев за 15 минут, а покинуть за 5. Всего у Колизея было 80 входов.

Расположение мест амфитеатра соответствовало кастовому расслоению общества Древнего Рима. Нижний ярус был предназначен для императора, его семейства и сената. На втором ярусе располагались богатые горожане, дворяне и знать. Третий ярус занимали прочие горожане. На четвертом, самом верхнем ярусе расположилось самое низшее сословие – бедняки, рабы и женщины. В основном у них были стоячие места. А некоторым группам общества вообще был запрещен вход в амфитеатр, – актерам, могильщикам и бывшим гладиаторам.

Времена забвения

Прошли времена. Католическая церковь сменила язычество, и для амфитеатра Флавиев настала темная полоса.

В 5 веке были запрещены гладиаторские бои, а в 6 веке – травлю животных. В 8 веке амфитеатр был переименован в Колизей. Возможно из-за своих огромных размеров (от лат. colosseus — громадный, колоссальный). С 11 века Колизей служил обителью для аристократов.

С того времени началось постепенное разрушение Колизея. Обрушившиеся стены стали источником строительного материала. В 15 и 16 веках папа Павел II использовал камни и кирпичи с Колизея для строительства венецианского дворца. Также много материала ушло на возведение дворца Канцелярии и дворца Форнеце.

Таким образом, безжалостность времени и людей разрушила южную стену древнеримского амфитеатра, а оставшиеся стены были обезображены.

Восстановление Колизея

Со временем мнение папства и аристократии к Колизею изменилось. Католическая церковь освятила древнее сооружение. Были укреплены и сохранены стены амфитеатра, которые готовы были вот-вот обрушиться, отреставрированы некоторые внутренние стены.

В наши дни правительство Италии бережно относится к Колизею. Специалистами были раскопаны элементы разрушенных стен и восстановлены на свои места, где это было возможно.

Для дальнейшего восстановления и сохранения величественной памяткой со времен Древнего Рима было вложено много средств, терпения и сил.

Сегодня Колизей – главная достопримечательность Рима. Миллионы туристов мечтают увидеть Колизей собственными глазами, ощутить дух древнего мира и представить себя зрителями знаменитых боев гладиаторов.

В 2007 году Колизей в Риме был внесен в список 7 Новых чудес света.

Чудо света амфитеатр Колизей в Италии

Сложно найти человека, который в наше время не слышал ничего про него. Это одно из грандиознейших сооружений за всю эпоху существования человека, узнаваемый всеми символ Римской империи. Речь идет о знаменитом амфитеатре Колизее в Италии (Рим).

Амфитеатр Колизей в Риме: история и интересные факты

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. Сама постройка носила название амфитеатр Флавиев. Местом для строительства был выбран Золотой дом Нерона, точнее его искусственное озеро, находящийся в городе Риме. Возведение постройки заняло всего 8 лет.

Колизей от латинского означает колоссальный. Не удивительно, что именно это название вытеснило в народе официальную версию амфитеатра. И хотя древнеримских архитекторов к этому времени уже было сложно удивить возведение огромных амфитеатров, Колизей в Риме превзошел всех своих конкурентов на порядок и быстро стал ассоциироваться как новое чудо света.

Размеры постройки впечатляют. Арена овальной формы занимает площадку 86 на 54 метра, все здание имеет диаметр по осям 156 и 188 метров, высота стены — 48 метров. 80 входов и 50 тысяч мест подтверждали колоссальность амфитеатра Флавиев.

Архитектором постройки был Квинтий Атерий. Для возведения такого огромного сооружения использовался труд рабов. Возведение шло и днем, и ночью.

Здание возводилось на 13-метровом бетонном фундаменте, который был выполнен в осушенном озере. Надежность конструкции обеспечивала и каркас, составленный из 80 радиальных стен и 7 кольцевых.

Из чего построен Колизей? При сооружении Колизея в Италии использовались самые разные материалы: мрамор – сиденья, травертин — кольцевые стены, бетон и туф — радиальные стены, кирпич — арки. Отдельно была выполнена облицовка из мрамора.

В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во II веке был достроен последний четвертый этаж.

Арена римского Колизея в плохие дни (жара или дождь) могла закрываться натянутым на мачтах тентом. Стоит отметить и пол самой арены. Он был выполнен из дерева, обычно засыпался слоем песка, и был. подвижным. Для проведения морских баталий арена могла заполняться водой из подходящего акведука.

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. В истории выделяется празднование открытия Колизея, которое продолжалось целых 100 дней. Кроме боев гладиаторов здесь устраивались и охотничьи сцены, с выдвигаемыми из деревянного пола специальными декорациями. Еще одна дата в истории амфитеатра Флавиев — празднование тысячелетия Рима в 249 году. Здесь также погибли тысячи гладиаторов и животных. Конец кровавым расправам положили только в 405 году.

С падением великой Римской империи здание амфитеатра Колизея в Италии стало приходить в упадок и начало разрушаться. В средние века Колизей упоминается как замок. В Возрождение местные жители стали разбирать амфитеатр на строительство местных сооружений. Еще позже здесь нашли приют бездомные.

Конец зарастанию и разрушению амфитеатра Колизея был положен в XVIII веке папой Бенедиктом XIV . По его инициативе в память по пролитой крови здесь был установлен крест, и начали проводиться церковные мероприятия. И в наше время в Страстную пятницу здесь проходит Крестный путь, объединяющий тысячи верующих христиан.

И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Доклад Колизей в древнем Рире 3, 4, 5, 10 класс сообщение

Возведение Колизея началось в 71-70 г. до н.э. императором Веспасианом. Чтобы изыскать средства на постройку величайшего сооружения пришлось повысить старые и ввести новые налоги. Именно здесь впервые начали собирать дань за пользование туалетом. Строительство заняло 10 лет, достраивал его сын главы империи Тит. Он и дал название в честь своего рода, а также учинил пышное открытие Амфитеатра Флавиев.

На арене Колизея организовывались представления для римских жителей на протяжении 100 дней в году. Больше 50 тыс. римлян могли каждый день наблюдать за всевозможными зрелищами: жестокими казнями, гладиаторскими боями и даже морскими сражениями (для этого место действия заполняли водой).

Памятник архитектуры поражает своей величиной, он был выстроен на месте искусственного озера. Состоит Колизей из 2 полуколец соединенных вместе в овал. Окружность его составляет 524 м, в длину Арена превышает 85 м, в ширину – 54 м. Стены выложены из строительного материала природного происхождения – известняка. Добычей его занимались более 100 тыс. пленников, после чего камни попадали в руки древних мастеров. Для возведения верхних ярусов амфитеатра использовали более легкий материал – блоки из вулканического туфа.

Изначально сооружение имело 80 проходов, чтобы очевидцы событий могли беспрепятственно добираться до своих мест. Все желающие имели возможность посещать представления, но ближе к сцене располагались богачи, а бедным приходилось довольствоваться верхними ярусами. Во время церемонии открытия на манеже погибло более 9 тыс. животных. В представления приняли участие слоны, медведи, тигры, бегемоты и львы. Спустя 5 лет после открытия, второй сын императора произвел полную реконструкцию арены.

Читайте также:  Что такое Каролингское возрождение?

В жаркую и дождливую погоду над Колизеем натягивали парусиновый тент. Прикреплялся он к 240 деревянным мачтам. Управление им было доверено нескольким тысячам обученных моряков, которые ранее служили на флоте.

Представления продолжались до тех пор, пока до Рима не добралось христианство. В V в. Император Гонорий Август запретил проведение гладиаторских боев. Немного позже, когда Древний Рим начали заселять древнегерманские племена, Колизей был оставлен без присмотра, и начал постепенно разрушаться. Большой урон архитектурному сооружению был нанесен в 1349 г. мощным землетрясением. Большинство римских дворцов и храмов созданы из материалов, добытых на руинах амфитеатра.

Доклад №2

Самой яркой и впечатляющей достопримечательностью Европы является Колизей. Его можно увидеть в столице Италии в городе Риме.

Колизей – это колоссальный грандиозный амфитеатр, который был предназначен для развлечений людей. Был построен в античные времена при династии императора Флавия. Строительство продолжалось в течение 8 лет, то есть с 72 года н.э по 80 год н.э. Строительством занимались около сотни тысяч рабов, которые были завезены в Римскую империю из Иудеи. На плечи рабов возложили тяжелый труд по подъему тяжелых грузов и доставке строительного материала травертина (терракотовые кирпичи) из другого города в Рим. На строительство было израсходовано порядка миллиона кирпичей. За строительство отвечали инженеры, скульптуры и художники.

Амфитеатр сооружен по форме эллипса, с множеством входов и выходов, на фундаменте равному 13 метрам. Наружная ось составляет около 525 метров. Размер внутренней арены 85 х 53 метра, и она также имеет овальную форму. Пол арены состоял из досок, и благодаря этому его можно было быстро подстроить под новое представление. Возвышается на высоту 50 метров. На верхних рядах размещались люди среднего достатка, а места на нижних рядах отводились на богатой знати, императора и его окружения. Для защиты от солнца и дождя над нижними рядами натягивали тент. По периметру стен в 3 яруса располагаются арочные проемы. Благодаря наличию 80 входов и 76 лестниц Колизей заполняли за 15 минут, а покидали и вовсе за 5 минут. Общая вместимость Колизея составляла около 60 000 человек. Также было предусмотрено около 10 000 стоячих мест.

Громадный амфитеатр был построен на месте пруда во дворце бывшего императора. Празднование открытия роскошного амфитеатра отметили грандиозными играми.

На протяжении трех веков Колизей видел представления с жестокими боями гладиаторов, травли хищных зверей, гибель людей и животных. Все это устраивалось для потехи и развлечения императора и приближенных к нему людей.

Но по решению императора Константина I гладиаторские бои отменили. И для амфитеатра наступали не лучшие времена.

Варвары, напавшие на Римскую империю, разграбили Колизей. Потом амфитеатр превратился в защитный бастион для богатых людей. А в XIV веке Рим был разрушен сильными подземными толчками. Не уцелел и Колизей, от него обвалилась часть стены. Амфитеатр стал приходить в упадок, и потихоньку оказался грудой строительных камней, так как его разрушали, и забирали для сооружений других новых зданий, церквей и замков.

Колизей спас римский папа Бенедикт XIV, взяв его под свою опеку. Служители католической церкви приступили к реставрации огромного амфитеатра. Они пытались сохранить внешний облик архитектурного сооружения для потомков.

В настоящее время амфитеатр Колизей находится под государственной охраной страны. Здесь, вот уже почти два столетия, для туристов проводят экскурсии, рассказывают историю его строительства. Амфитеатр стал визитной карточкой Рима, его изображение часто можно встретить в книгах, в журналах и на открытках.

3, 4, 5, 10 класс, в древнем мире

Колизей в древнем Рире

Популярные темы сообщений

Турбина — это такого рода мотор способный вращаться, в основном при высокой температуре, с помощью газа или иной жидкости. Образцом является водяная мельница.

Дидактика (с древнего греческого «поучающий») напрямую связана с воспитанием и образованием. С тех пор, как человек осознанно стал передавать свои знания подрастающему поколению, возникла потребность в обучении.

Костяным кружевом принято называть резьбу по кости, которая относится к народным промыслам. Этот вид творчества известен давно, особенно он популярен среди жителей севера. Резьба по кости имеет многовековую историю. Первые изделия были незамысловатыми,

Колизей в древнем Риме – сообщение доклад

Выполнила ст. гр. А-169 Зинчук Юлия

Руководители: доц. Герасимова Д. Л.,

ассист. Диалло Л. Т.

Я выбрала тему «Колизей» потому что меня привлекает культура, искусство, архитектура Италии, и я считаю, что самый большой древнеримский амфитеатр – прекрасный пример античной архитектуры и предмет достояния мировой культуры.

О нём должен больше знать каждый архитектор, потому что это – одно из первых грандиозных сооружений, в котором соединяются ордера, стили.

Грандиозный Колизей изумлял всякого, кто впервые попадал в столицу империи. Это – символ Рима и его вековой истории, самый большой и красивый стадион античного мира.

Колизей – главное, чем гордятся итальянцы.

Амфитеатр – римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ диких экзотических зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их друг с другом в смертельной схватке.

Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., желая ещё более распространить кровавый спорт гладиаторов, распорядился начать в 72 году н.э. строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой. Амфитеатр поначалу называли Флавиевым (Amphiteatrum Flavium).

Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома (Domus Aurea). Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней декадентской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора. По иронии судьбы Нерон впоследствии как бы отомстил Веспасиану за столь откровенное пренебрежение: с VIII века Флавиев амфитеатр получает название Колизей (от лат. colosseus – громадный) и есть основания полагать, что этим именем он обязан колоссальной статуе Нерона, которая стояла неподалеку. Веспасиан не захотел ее сносить, распорядился только заменить у скульптуры голову и переименовать ее в статую Аполлона.)

В окружности Колизей достигает 527 метров, он имеет форму эллипса с диагоналями 188 и 156 метров. Высота не разрушенной части составляет 57 метров. Четыре этажа постройки могли вместить 80 тысяч человек. На колоннах верхнего яруса крепился гигантский балдахин, защищавший зрителей от палящего солнца. Внутри здание было выложено мрамором, а по фасаду – травертином (пористой породой, широко использовавшейся в античную эпоху как строительный материал), плиты которого скрепляли железные скобы. Под покрытым слоем песка деревянным полом арены начинались многочисленные подземные ходы. Во время представлений по этим ходам при помощи специальных механизмов поднимали декорации, зверей, гладиаторов и их вооружение. Публику отделяла от арены металлическая решетка.. Попасть внутрь здания можно было через одну из 80 арок первого яруса.

За Колизеем располагается еще одно хрестоматийное сооружение арка Константина (Arco di Costantino, 315), последняя (и самая крупная) триумфальная арка в римской истории – через два года после ее возведения Константин окончательно переберется в Византию. Слава, правда, у нее не совсем заслуженная: большая часть барельефов в буквальном смысле содрана у предыдущих триумфаторов.

Во время Средневековья Колизей пострадал от землетрясений, а в эпоху Возрождения был частично разобран на постройку новых римских зданий, чём свидетельствуют большие дыры.

Но вернёмся к Колизею, каким он представал в моменты своей славы.

Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом. По этому случаю устроили праздник, продолжавшийся ровно 100 дней. За тот период времени на арене Колизея убили 5 тысяч хищников, привезённых из северной Африки и сотни гладиаторов. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено

Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.

Отличительная особенность этого сооружения – большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально – просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. Четыре основных входа позволяли совершать быстрый проход на арену, а через 80 арок всего за 10 минут можно было оказаться на пронумерованных зрительных местах. Часто зрители проводили здесь несколько дней подряд, поэтому приносили с собой еду из дома. Всё это говорит о высоком инженерном и архитектурном уровне конструкции. Но нужно также заметить, что там не было туалетов со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.

Места в Колизее распределялись в соответствии с социальным статусом зрителей. Нижние предназначались для представителей высших слоев общества – государственных чиновников, жрецов, весталок. На верхних ярусах сидели простолюдины. Императорская ложа – подиум с просторной террасой – находилась у самой арены. Ближайшие к ней ряды отводились для богатых патрициев и почетных гостей. Амфитеатр был разделен на сектора, каждый из которых имел порядковый номер.

Имя архитектора, которому принадлежит проект амфитеатра, – неизвестно, но предполагают, что им был Рабирий, явившийся впоследствии автором дворца Домициана. Снаружи амфитеатр целиком покрыт травертином и имеет четыре яруса. Три нижних представляют идущие по всему профилю арочные пропеты, разрезанные пилястрами и полуколоннами в канонической последовательности: на первом ярусе – дорическими, на втором – ионическими, а на третьем – коринфскими. Четвертый, верхний ярус, достроенный несколько позже, представляет собой сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами и прорезанную небольшими окнами. На венчающем карнизе до сих пор сохранились отверстия, куда вставляли опоры для натяжения яркого тента, защищающего зрителей от зноя. Каждому арочному пролету первого яруса соответствовал вход на места для зрителей: 76 из этих входов были пронумерованы (на арках до сих пор можно видеть римские цифры); четыре главных входа предназначались: один – для императорской свиты, другой – для весталок, третий – для судей и последний – для почетных гостей.

Читайте также:  Кратко Великая Отечественная война 1941-1945 с этапами

В Колизее работали 36 лифтов, управляемые вручную рабами. Каждый лифт в состояние поднимать до 10 рабов. На них также перевозили и диких животных. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. На этом античном стадионе показ гладиаторских боёв продолжался до V века н. эр.

В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса. В центре римского Колизея находилась арена, окружённая стрельцами, которые охраняли зрителей от нападения хищников. Вокруг арены была сооружена терраса, где располагались императорская ложа и ложи видных сенаторов, судей и пап. Император со своим приближением имел отдельный вход. Остальные зрительные места были разделены на три яруса:

Нижний ярус – знатные вельможи и богатые коммерсанты, второй – для свободных граждан Рима среднего сословия, последний – для простого люда. На самых верхних рядах сидели рабы, управляющие лифтами. А ещё выше рабов располагались моряки императорского военного флота Classis Miseniensis. Что они там делали? Они управляли огромным льняным холстом, покрывавшим Колизей сверху таким образом, чтобы арена оставалась всегда открытой. Для этого здесь была сооружена сложная конструкция, состоящая их 240 столбов, поддерживающая гигантскую материю. А поскольку моряки были отменными мастерами в управлении парусов, то именно они являлись ответственными за этот сектор. Под ареной находились специальные проходы , которые использовались про проведении спектаклей, а также клетки с дикими зверями. Создатели Колизея сконструировали сложную систему проходов и подъемников, по которым разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье попадали прямо на арену. В Колизее существовало 2 специальных выхода: выход жизни и выход смерти. В один выходили победители или помилованные гладиаторы, через другой выносили мертвых.

Представьте себе, что вход в Колизей был бесплатным. Многие императоры заботились об увеселении своего народа, таким образом, его можно было легче держать под контролем. Для этой же цели перед входом на стадион бесплатно раздавали муку для выпечки хлеба. Среди зрителей насчитывалось много женщин, которые являлись ярыми поклонницами этих кровавых зрелищ.

Гладиаторские бои начинались с рассветом и заканчивались в сумерки, а некоторые праздничные представления продолжались в течение нескольких дней. Спектакль обычно открывался выступлением празднично одетых гладиаторов, под их ногами находился деревянный настил, посыпанный песком для впитывания крови.

Первым номером программы значились калеки и клоуны: эти тоже дрались, но не всерьез и без крови. Иногда появлялись и женщины – состязались в стрельбе из лука. И только затем наступал черед гладиаторов и зверей (которых для пущего эффекта катапультировали на арену из подвальных помещений). Бои бывали невероятно жестокие, но вот христиан, по последним данным, на арене Колизея никогда не терзали.

Затем выступали дрессированные звери, а потом на арену выпускали диких, которых натравливали друг на друга или на вооруженных людей. Любовь римлян к таким зрелищам приводила к массовому истреблению животных. Но намного более жестокими были бои сражавшихся не на жизнь, а на смерть гладиаторов. Их набирали из рабов, осужденных преступников или военнопленных. Основным оружием гладиаторов был короткий обоюдоострый меч – гладиус. Когда смертельно раненные бойцы падали, на арену выходил мужчина в костюме Харона (персонаж греческой мифологии – перевозчик мертвых в загробный мир). Тело выносили, кровавое пятно присыпали песком, а место погибшего гладиатора занимал следующий. Тот, кто был тяжело ранен, мог лечь на пол и просить зрителей о пощаде. Если толпа считала, что он сражался доблестно, то скандировала «Mitte!» («Освободи его!»). Но если бойцу не удавалось снискать симпатии публики, следовало неумолимое «Ingula!» («Убей его!»). В Колизее всемогущий цезарь не противоречил желаниям подданных: по требованию «Mitte!» он поднимал большой палец вверх, даруя гладиатору жизнь, а иногда и свободу, тогда как после выкриков ingula!» опускал палец вниз, приговаривая бойца к смерти. Некоторые историки полагают, что здесь проводились также имитации морских сражений, для чего арену полностью заливали водой. полностью заливалась водой. Для этой цели здесь была построена сложная гидравлическая система.

Благодаря столь богатой технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху. Конструктивные принципы его постройки поражают и поныне.

Использование на арене диких животных стало столь разнообразным и сложным, что для проведения номеров с ними стали привлекать специально обученных людей -бестиариев. Зрелища с животными особенно любила римская чернь. Высшая знать предпочитала гладиаторские бои. Бестиариев готовили в специальной школе. У них были свои традиции, своя форма и свой профессиональный жаргон.

В ходе пышных торжеств по случаю открытия Колизея в 80 году н. э. истребление животных на потеху публике приобрело поистине гигантские размеры. Тогда гладиаторами было убито около 5 тысяч львов, гиппопотамов, слонов, зебр. Огромное количество зверей погибло и в 248 году, во время празднеств в честь 1000-летия Рима.

Кровавые бои гладиаторов были запрещены только в 404 году н. э. В 523 году н. эр., после долгих народных протестов, в Риме приняли постановление, запрещающее убийство хищников. Однако и много позже, когда Колизей давно уже не был ареной кровавых боев, грандиозное здание по-прежнему восхищало как жителей города, так и чужестранцев. В одном из средневековых паломнических гимнов поется:

« Сколько будет стоять Колизей,

столько простоит и Рим.

Если Колизей падет –

Рим падет вместе с ним.

Если погибнет Рим,

исчезнет и весь мир »

италия колизей амфитеатр архитектура

В середине XIV века землетрясение разрушило западную стену Колизея.

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио – дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III – паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Растаскивание камня, угрожавшее полностью уничтожить древний памятник, прекратил лишь в середине XVIII века папа Бенедикт XIV, установивший на здании крест, а вокруг него ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя и освятивший его как место мученической смерти многих христиан.

Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

После 15-векового перерыва и восьмилетней реставрации, 19 июля 2000 года Колизей был вновь открыт для публичных представлений. Там, конечно же, не устроили гладиаторский бой, но согласитесь, что просмотр и обычное театральное представление внутри этих стен, оставляет много неповторимых ощущений. Всего насчитывалось 70 зрительных мест, часть из которых “на ногах”. Присутствующие, остались очень довольны, так что решили провести ещё 7 спектаклей.

Нынешний вид амфитеатра – почти торжество минимализма: строгий эллипс, выполненные в трех ордерах три яруса, точно просчитанной формы арки. Изначально же к каждой арке прилагалось по статуе, а гигантский проем между стенами при помощи специального механизма затягивался холстом. Были выполнены мозаики:

С большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Список использованной литературы

1. «Энциклопедия. Литература и искусство» том 10, Благой Д. Д., Тимофеев Л. И., Шацкая В. Н., Москва, изд. «АПН РСФСР», 1961.

2. «Образы Италии: В 3-х томах. Том 2: Рим. Лациум. Неаполь и Сицилия», Муратов П. П., Москва, изд. «Азбука», 2005.

Ссылка на основную публикацию