Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сочинение

Сочинение на тему “Нравственные идеалы и заветы Руси”

Период Древней Руси в нашей истории – героическое время, наполненное подвигами богатырей, выступавшими всегда на стороне слабых и обездоленных. Идеалом считался сильный и мужественный человек, способный одолеть любого врага. Неизменным победителем считался тот, на чьей стороне была правда.

Нравственные идеалы и заветы Руси

Вариант 1

До принятия христианства нравственные идеалы славян носили языческий характер. Сильной централизованной власти еще не существовало. Отсюда происходила примитивная демократия, когда главным критерием была справедливость, а не закон. У такого порядка множество недостатков, но в то время люди были честнее и благороднее по отношению друг к другу.

О нравственности славян можно судить по богам, которым они поклонялись. Четкое деление на светлые и темные силы уже предполагает твердое разделение добра и зла. Через название некоторых богов можно предположить их функции и качества. Белбог, Световид олицетворяли добро и справедливость. Их культы были очень развиты. Женская богиня Лада (Ладо) олицетворяла собой любовь и также была широко популярна. Отсюда можно заключить, что главными добродетелями славян были справедливость и любовь.

Поклонение воинственным божествам (Перун, Ругевит) предполагало мужество и бесстрашие в бою.

Главой темных сил был Чернобог. С него пошли все отрицательные понятия русского языка, связанные с черным цветом. Славяне считали, что у бесчестных неблагородных людей «черная душа».

Вместе с этим у славян практиковалась «кровная месть». Убивая обидевшего его человека и его родственников, славянский воин действовал «по справедливости».

Ситуация меняется с принятием христианства. Новая религия вносила изменения в сферу общественной жизни. На первый план выдвигалась не справедливость, а любовь и доброта по отношению к любому человеку.

Вместе с христианством появляется мотив объединения и защиты всей русской земли, а не отдельных княжеств. Максимально ярко это выражено в «Слове о полку Игореве. Автор выражает мысль о том, что только целая и неделимая Русь будет сильна и призывает к этому всех славян. Мотивы любви и милосердия ярко показаны в «плаче Ярославны»

Об изменениях в нравственных идеалах можно судить и по другим древнерусским памятникам литературы. Церковь призывала людей быть терпимее друг к другу, предостерегала князей от братоубийственной удельной розни. В «Слове и законе и благодати» Иларион переносит все христианские ценности на Русь. Смирение, покорность и любовь – вот главные добродетели, провозглашаемые автором.

Однако, нелегко было быть покорным, когда с разных сторон наступали враги. С началом татаро-монгольского ига в Древней Руси на первый план выдвигается идея объединения и защиты своей земли. К этому же призывает церковь. Мужество и стойкость провозглашаются главными добродетелями.

Сплав христианских и языческих ценностей привел, в конце концов, к формированию русского национального характера, который в полной мере проявил себя в победе на Куликовом поле.

Таким образом, нравственные идеалы Древней Руси претерпевали изменения, но всегда ценилась вера в добро и конечное торжество справедливости.

Вариант 2

Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы.

Люди всегда стремились к тому, чтобы передать свой жизненный опыт своим детям и дальнейшим потомкам. Все те выводы и уроки, которые извлекли они для себя, должны служить для нас путеводителем по жизни. Ведь мы прислушиваемся к советам старших. Пусть и не всегда следуем их советам, но нередко впоследствии мы понимаем, что сделать надо было действительно именно так.

А те заветы, что дошли до нас с древних времен – это опыт множества людей. А значит, ценность и значимость их еще выше и, к тому же, проверена не одним десятком лет.

Что же завещали нам наши предки? Об этом гласят очень многие литературные произведения Древней Руси. Во все времена прославлялись лучшие человеческие качества: доброта, любовь к труду, верность, сострадание к ближним, преданность родной земле, почитание старших.

Вспомним, хотя бы, русские народные сказки. В них запечатлено немало образов – примеров для подражания. Всегда сопутствуют везение и удача людям честным и добропорядочным. Так, еще с раннего возраста уже узнаем мы эти заветы о том, как лучше жить. Уже с детства сравниваем мы плохих героев сказок и хороших, делая свои выводы.

И еще во многих произведениях находим мы то, что хотели люди донести до потомства. Их много. Много дошло до нас сказаний, поучений, повестей. Много примеров нравственных идеалов находим мы в них.

Сохранилось много древнерусских летописей, в которых наши далекие предки завещали нам жить по совести, не причинять зла ближним, любить и почитать своих родителей и многое другое, что, несомненно, приносит только пользу.

Помимо всего вышеперечисленного, всегда относился особенно народ к трудовой сфере нашей жизни. Всегда порицались люди ленивые. А честный и добросовестный труд обязательно приносит свои плоды. Вспомним, сколько только поговорок и пословиц существует на эту тему.

Кстати, о пословицах и поговорках: многие из них возникли очень давно. Всем известно, что они несут в себе поучение. Значит, это тоже завет. Коротенькие поучительные высказывания, которые всегда оказываются верными – опыт множества людей.

Мы являемся наследователями богатой древнерусской культуры, которая неповторима по своей красоте и значимости, будь то памятник архитектуры, или летопись. Идеалы нравственности и заветы, которые дошли до нас должны цениться. Раз задумавшись над их смыслом и осознав его, наверное, каждый смог бы стать хоть чуточку лучше! Ведь идеалы эти ничуть не устарели, все хорошее – вечно.

Сочинение – «Нравственные заветы древней Руси»

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.

На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.

Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской литературы. Например, Ермолая Еразма “Повесть о Петре и Февронии Муромских” посвящена нравственным идеалам русского народа более поздней эпохи. Главная героиня этой повести Феврония отличается беззаветной любовью к своему мужу Петру. Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов. Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.

По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно, любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – “Слово о полку Игореве”, подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.

Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом “Слове о полку Игореве” в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

Вариант 2

  1. Фольклор – источник нравственности древнерусской литературы.
  2. Нравственные идеалы Древней Руси, выраженные в литературе.
  • Уважение к книгам и учению в «Повести временных лет» и «Поучении» Владимира Мономаха.
  • «Поучение» Владимира Мономаха — свод житейских и христианских правил.
  • Прославление любви, мудрости и христианских ценностей в «Повести о Петре и Февронии».
  1. Неизменность человеческих ценностей во все времена.

Русская литература с древнейших времен была источником духовности и нравственности русского народа. Настоящей сокровищницей народной мудрости, особой формой выражения общечеловеческих начал, традиционных ценностей является фольклор. Пословицы, которые до сих пор бытуют в нашей речи, являются сводом неписанных законов и правил: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Кто правдой живет, тот добро наживет», «Труд кормит, а лень портит»… Сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, побеждать зло, презирать глупость, праздность, коварство.

«Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» — написал А.С. Пушкин. Представления народа о силе, бесстрашии, любви к родной земле легли в основу былин. Произведения устного народного творчества, ставшие основой письменной древнерусской литературы, передали ей духовно-ценностные идеалы русского народа. В Киевской Руси высоко ценились разум и знания. «Повесть временных лет», наиболее ранний из дошедших до нас литературный памятник, говорит о глубоком уважении к письменному слову: «Книги — это реки мудрости, наполняющие вселенную».

Князь Владимир Мономах, образованнейший человек своего времени, в своих «Поучениях» призывал учиться: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь». Он приводит в пример своего отца, который знал пять языков. «Поучение Владимира Мономаха» содержит и другие важные сведения о воспитательных идеалах Древней Руси: почитать старших, не лениться, творить добро, вести деятельную жизнь, верить в бога и почитать христианские заповеди.

Настоящим гимном любви стала «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Петр и Феврония были настолько преданны друг другу, что даже смерть не смогла их разлучить. Тема любви тесно связана с темой человеческой мудрости, одной из основных в древнерусской литературе. Мудрость и смекалка крестьянской девушки Февронии поразительна, она справляется со всеми сложными задачами. Народ сделал святыми Петра и Февронию, не только благодаря их любви и преданности, но и потому что они вели достойную жизнь: были сердечны ко всем, «только не любили гордости и грабежа», помогали голодным, нищим и несчастным. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» учит нас мудрости, любви, справедливости, то есть тем заветам, которые ценились во все времена.

Произведения древнерусской литературы — это мир нравственных устоев, мудрых советов. Читая древнерусскую литературу, мы познаем свое прошлое, проникаемся уважением к нашим предкам. Несмотря на далеко шагнувший прогресс, высокие моральные качества и нравственные устои оказываются неизменными на протяжении огромного количества веков.

Сочинение на тему: «Нравственность, идеалы и заветы Древней Руси»

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.

На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и

зле, о честности и подлости, о настоящем герое, который является образцом для подражания. Мужчина в народном представлении, прежде всего, защитник земли русской. Поэтому сказочные богатыри наделены огромной силой, они умны и самоотверженны. Не менее яркими в русских сказках представляются и женщины. Чего только стоят Елена Прекрасная или Василиса Премудрая, образы которых являются эталоном настоящей русской женщины, верной и умной, красивой и трудолюбивой. Такая женщина — преданная хранительница домашнего очага.

Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях

По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса — исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения — «Слово о полку Игореве», подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря. Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам — она содействует князю во время побега.

Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом «Слове о полку Игореве» в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.

Читайте также:  История города Санкт-Петербург кратко

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в кратком содержании В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался.

Краткое содержание Николай Андреевич Римский-Корсаков. Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ И ДЕВЕ ФЕВРОНИИ Опера в четырех актах (шести картинах) Либретто В. И. Бельского Действующие лица: Князь Юрий Всеволодович Княжич Всеволод.

Семейные ценности в древнерусской дитературе Есть в жизни человека вещи глубоко личные, которые не только не хочется выносить на широкое обсуждение, но не совсем даже и понятно, как, какими словами.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

О «Повести о Петре и Февронии Муромских» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произведение житийного жанра. Жития святых — это описания жизни духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Современное.

Развитие русской любовной лирики в XVIII веке Введение Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не.

Вопросы и ответы к «Слову о полку Игореве» Почему, на ваш взгляд, «Слово о полку Игореве» ряд исследователей относят к воинским повестям? Ответ обоснуйте. О жанре «Слова о полку Игореве» в литературоведении нет.

Идейное содержание «Повести о Петре и Февронии Муромских» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем Еразмом. Но этот текст не был.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Тест по литературе. Древнерусская словесность «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 1. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он: а) в этот день родился; б) принял.

Герои и повествователь в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Легенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, имеют много общего с западноевропейскими сюжетами. Произведение отличается высокой художественностью и поэтичностью. В повести нет никаких указаний.

Автобиографическое начало в творчестве Гоголя СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 «ПОРТРЕТ» ГЛАВА 2 «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГЛАВА 3 «ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ» § 1 «Женщина в свете» § 2 «О.

Споры о подлинности «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославля, внука Ольгова» — величайший памятник древнерусской литературы. Созданное, как установлено исследователями, не ранее 1185-1187 годов и не позднее.

«Слово о полку Игореве» Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное.

Краткое содержание Война и мир по томам, частям и главам. Том 1 В первом томе романа автор знакомит читателя с действующими лицами и дает им характеристики, которые затем дополняются, но первое впечатление о каждом герое формируется в.

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сочинение

Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы.

Люди всегда стремились к тому, чтобы передать свой жизненный опыт своим детям и дальнейшим потомкам. Все те выводы и уроки, которые извлекли они для себя, должны служить для нас путеводителем по жизни. Ведь мы прислушиваемся к советам старших. Пусть и не всегда следуем их советам, но нередко впоследствии мы понимаем, что сделать надо было действительно именно так.

А те заветы, что дошли до нас с древних времен – это опыт множества людей. А значит, ценность и значимость их еще выше и, к тому же, проверена не одним десятком лет.

Что же завещали нам наши предки? Об этом гласят очень многие литературные произведения Древней Руси. Во все времена прославлялись лучшие человеческие качества: доброта, любовь к труду, верность, сострадание к ближним, преданность родной земле, почитание старших.

Вспомним, хотя бы, русские народные сказки. В них запечатлено немало образов – примеров для подражания. Всегда сопутствуют везение и удача людям честным и добропорядочным. Так, еще с раннего возраста уже узнаем мы эти заветы о том, как лучше жить. Уже с детства сравниваем мы плохих героев сказок и хороших, делая свои выводы.

И еще во многих произведениях находим мы то, что хотели люди донести до потомства. Их много. Много дошло до нас сказаний, поучений, повестей. Много примеров нравственных идеалов находим мы в них.

Сохранилось много древнерусских летописей, в которых наши далекие предки завещали нам жить по совести, не причинять зла ближним, любить и почитать своих родителей и многое другое, что, несомненно, приносит только пользу.

Помимо всего вышеперечисленного, всегда относился особенно народ к трудовой сфере нашей жизни. Всегда порицались люди ленивые. А честный и добросовестный труд обязательно приносит свои плоды. Вспомним, сколько только поговорок и пословиц существует на эту тему.

Кстати, о пословицах и поговорках: многие из них возникли очень давно. Всем известно, что они несут в себе поучение. Значит, это тоже завет. Коротенькие поучительные высказывания, которые всегда оказываются верными – опыт множества людей.

Мы являемся наследователями богатой древнерусской культуры, которая неповторима по своей красоте и значимости, будь то памятник архитектуры, или летопись. Идеалы нравственности и заветы, которые дошли до нас должны цениться. Раз задумавшись над их смыслом и осознав его, наверное, каждый смог бы стать хоть чуточку лучше! Ведь идеалы эти ничуть не устарели, все хорошее – вечно.

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

Роман Достоевского Ф. М. открывает всем читателям частичку души в отступнике, от которого отвернулось все его общество. В этом произведении под названием « Преступление и наказание » Федор Михайлович объединить эту ситуацию, которая в итоге приведет

Красота спасёт мир. Так когда-то сказал Достоевский. А я думаю, что мир спасёт доброта. Люди часто говорят, что в мире много зла и несправедливости. Они считают, что жизнь тяжелая, и в ней мало счастливых мгновений. Но мне кажется, такие пессимис

Мне очень понравился рассказ Паустовского с красивым названием “Теплый хлеб”. Он похож и на сказку, и на притчу, и на историю из жизни. Рассказ очень поучительный. Все мы знаем, мол, хлеб всему голова. И еще понятно, что нельзя смеяться над бол

Каждый человек на нашей планете имеет определенное сходство с окружающими его людьми. Природа создала нас в чем-либо похожими между собой. Но каждый по-своему остается уникальным. У некоторых эта неповторимость может проявляться в особом складе ума,

Шишкин Иван Иванович – один из знаменитейших художников пишущих природу. Он написал немало работ, являющиеся шедеврами искусства, среди них есть картина «Парк в Павловске», написал он её в 1889 году.

Что такое искусство? Это – умение творить, создавать, проявлять себя и свои мысли, доносить их до широкой аудитории. Скульптура, архитектура, литература, живопись – виды искусства можно перечислять бесконечно. Естественно, чтобы стать

Сочинение на тему: “Нравственность, идеалы и заветы Древней Руси”

Литература Древней Руси, как и вся древняя русская культура, оставила своим потомкам непревзойденные образцы великого служения своему Отечеству, беззаветной преданности родной земле и духовной нравственности. Начиная с произведений устного творчества, дошедших до нас с древнейших времен, русский народ прославлял духовные и моральные ценности, которые служили примером последующим поколениям.

На протяжении многих веков русский народ сочинял сказки и былины, по которым и сегодня с раннего детства складывается представление о добре и

Такая женщина – преданная хранительница домашнего очага.

Традиции народного устного творчества продолжаются в различных произведениях древнерусской

Ее не прельщает ни богатство, ни власть. Когда подстрекаемый боярами Петр выгоняет Февронию из дому, он разрешает ей забрать только самое дорогое, что у нее есть. Любящая и преданная Феврония так и делает – она забирает с собой самого мужа. И никакая злоба, никакая зависть не способна разлучить любящих супругов.

Даже после смерти Феврония и Петр остаются вместе.

По мнению большинства авторов древнерусских литературных произведений именно любовь является той движущей силой, которая позволяет развиваться человечеству и именно тем стержнем, на котором оно держится. Ведь именно любовь способна творить настоящие чудеса – исцелять, возвращать к жизни и придавать силы. Такая же самоотверженная любовь заставляет Ярославу, героиню другого произведения – “Слово о полку Игореве”, подняться на высокую городскую стену и там молиться силам природы о спасении своего любимого князя Игоря.

Сила любви помогает Ярославне, природа ее слышит и внемлет ее просьбам – она содействует князю во время побега.

Не менее важным нравственным идеалом, который проповедует древнерусская литература, является преданность родной земле и своему Отечеству, служение во имя его блага. В том же самом “Слове о полку Игореве” в своем обращении к русским князьям автор призывает их объединиться и общими силами защитить родную землю от врагов. Сделать Родину непобедимой способна сила, верность и смелость ее сынов.

Таковы главные заветы наших предков, которые и поныне являются образцом для любого русского человека. Верность, преданность, ум, доброта и любовь всегда были и останутся нравственным идеалом русского народа.

Похожие сочинения:

Нравственные заветы Древней Руси (“поучение” Владимира Мономаха, “Повесть о Петре и Февронии Муромских”) Древнерусская литература является поистине кладезем оригинальных произведений, которые стали достоянием русского народа. Среди них встречаются настоящие шедевры, которые остаются актуальными и в наши дни. Это “Поучение” Владимира Мономаха и “Повесть.

Сочинение на тему: “Нравственность” Мы используем в разговоре между собой слово нравственность, хотя даже не всегда понимаем, что означает это понятие. Преимущественно мы под ним понимаем определенные нормы этики, которыми должны руководствоваться люди при.

Сочинение на тему: “Нравственность в рассказах Шукшина” Шукшин большое значение в своих произведениях отводит вопросам нравственности. После нескольких войн и послереволюционной России Шукшин рассматривает в своих произведениях такие вопросы как: Стал ли простой человек счастливее? Что теперь.

Сочинение на тему: “Человек и его нравственность. Проблема истинных и ложных ценностей” Ценности человека формируются в течение всей его жизни. На формирование жизненных ценностей, ориентиров и вкусов влияет, прежде всего, воспитание и то общество, в котором растет человек. Говорят, сколько людей, столько.

ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” КЛАССИКА ОБРАЗ РУССКОЙ ЗЕМЛИ В ПАМЯТНИКЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное.

Образ Русской земли в памятнике Древней Руси “Слово о полку Игореве” Памятник Древней Руси “Слово о полку Игореве” был написан во времена междоусобных войн князей. Половцы постоянно разоряли мирное население русских сел и городов. В “Слове…” рассказывается о походе на половцев.

Сочинение на тему: “Почему идеалы Штольца не привлекают Обломова?” Обломов и Штольц – главные герои романа Ивана ГончаровА “Обломов”. В детстве они дружили, но позднее расстались – Обломов остался в родных местах, а неусидчивый Штольц уехал узнавать мир и.

Литература древней Руси С древних времен люди преклонялись перед героями, в одиночку восстававшими против сил зла. Их свершения увековечивались в мифах, легендах и героических песнях, передававшихся из уст в уста многими поколениями. К.

“СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” – ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Произведение посвящено событиям 1185 года. Древняя Русь в это время представляла собой ослабленное феодальными войнами государство. А ведь еще совсем недавно это была сильная, могущественная, богатая держава, величие которой заставляло.

Сочинение на тему: “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана Н. А. Некрасовым вскоре после отмены крепостного права. Реформа не оправдала надежд, которые возлагало на нее крестьянство. Положение крестьян не улучшилось, им.

Сочинение на тему: “Смысл названия поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Николая Алексеевича Некрасова” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана вскоре после принятия реформы “Об отмене крепостного права” в 1861 году. Всем известно, что Николай Алексеевич являлся активным борцом за права народа.

Читайте также:  Доклад на тему Древние Олимпийские игры Греции 5 класс

Сочинение на тему: “Доля ты русская, долюшка женская…” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Права женщин давно обсуждались в литературе и публицистике XIX века. Часто женщина была почти рабом, красивой игрушкой… Но, конечно, нельзя сравнивать жизнь богатой женщины, хотя зачастую и ее существование было.

Сочинение на тему: “Как развивается счастье на протяжении всей поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Николай Алексеевич Некрасов достаточно продолжительное время трудился над своим поэтическим произведением под названием “Кому на Руси жить хорошо”. Писатель, безусловно, отдал этому произведению большую часть своей души. Стоит заметить, что.

Сочинение на тему: “Кому на Руси жить хорошо. Герои” Автор в поэме “Кому на Руси жить хорошо” представляет на множество героев. Судьба каждого из них тяжела. Один из них – Савелий – борец за народные права, которого Некрасов назвал.

Сочинение на тему: “Рост народного самосознания в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Самосознание народных масс всегда имело очень важную роль в общественной жизни. Такая роль обусловлена, прежде всего, тем, что только сознательный народ и его деятельность могут привести к формированию по-настоящему честного.

Сочинение на тему: “Творчество Н. А. Некрасова “ Великий писатель Н. А. Некрасов, известен широкому кругу читателей. В своих произведениях автор показывает яркие и запоминающиеся образы, живой ум, талант и человеческое достоинство своих героев. Автор с большим сочувствием.

Сочинение на тему: “Достоинство человека в наше время.” Достоинства – это, наверное, то чем каждый человек в праве гордиться. У каждого из нас есть какие-то положительные черты характера, которые украшают нашу душу. Однако, говоря “Достоинства человека в наши.

Сказки древней индии В Индии одним из больших разделов древней литературы являются Сказки. Сказки древней Индии сложены в Четырех сборниках в период I-II вв. н. э.: “Хитопадеша” (“Скрытое поручение”), “Панчатантра” (“Пять книг”), “Ветала-панчавимшатика”.

НРАВСТВЕННОСТЬ И ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС Наш XX век – это век новых технологий. Техника стремитель­но врывается в жизнь людей, она облегчает им труд, заполняет до­суг человека. Однако технический прогресс часто вступает в конф­ликт с моралью.

Сочинение на тему: “Способна ли природа воспитать человека?” Природа всегда ассоциируется с чем-то прекрасным. Многие люди искусства в своих творениях восхваляют ее красоту. Как же природа способна воспитать человека? Порой мы забываем, что природа – самое удивительное и.

Исполнил ли Чичиков заветы отца? В начале своего жизненного пути Павлуша Чичиков вместе с полтиной меди получил от отца в “наследство” совет, “умное наставление”: “учись… и не повесничай”, “угождай учителям и начальникам”, “водись с теми.

Нравственные идеалы А. С. Пушкина Девятнадцатый век по праву называют золотым веком русской поэзии, а я бы еще назвала его и золотым веком прозы. Среди созвездия имен для многих наиболее близким и родным является имя.

Идеалы героев И. С. Тургенева …если у человека нет крепкого начала, в которое он верит, нет почвы, на которой он стоит твердо, как может он дать себе отчет в потребностях, в значении, в будущности своего.

Сочинение на тему: “Кто друзей не ищет, сам себе он враг” Дружба. Это очень важное понятие в жизни каждого человека. Ведь друзья – это люди, которые близки тебе, как родные. Друзья – они готовы помочь в любой момент и прийти на.

Сочинение на тему: Русские праздники как часть культуры народа Что такое культура народа? Это ряд накопленных знаний о морали, творчестве, умениях, жизненных ценностях определенного количества людей, которых объединяет существование в одной стране. Каждый народ имеет свои традиции и праздники.

Авторские идеалы и действительность в поэме “Мертвые души” Гоголь задумывал “мертвые души” как произведение, обличающие социальные пороки общества, поэтому он искал центрального сюжета не простой какой-нибудь жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнаружить скрытные явления действительности.

Сочинение на тему: “Профессия – учитель” Абсолютно верной является мысль о том, что все профессии являются нужными и полезными для человеческого общества. Впрочем, несправедливым было бы полностью уравнять эти профессии, заявив, что их польза полностью идентична.

Поэзия древней Индии В Индии в древние времена было создано много драм и поэм в стихах и прозе. Некоторые древнеиндийские драматурги и поэты известны по всему миру. Одним из самых прославленных Поэтов древней.

АВТОРСКИЕ ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы “Мертвые души” как произведение, обличающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который.

Сочинение на тему: “рассуждения про преданность животных” Преданность животных должна быть примером для человека, ведь она не знает никаких преград. Мы все заводим домашних животных, и порой не замечаем, как много значим для них. О верности собак.

Нравственные заветы Древней Руси

Данным вопросом занимались следующие ученые: Модзалевский Л. Н., Лещинский В. И. , Заварзина Л. Э., Смирнов В.И., Ярхо В., Лихачев Д.С. и др. По их мнению литература Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству. Произведения древнерусской литературы – это мир нравственных устоев, мудрых советов. Она помогает нам вести разговор о народных взглядах, морали, нравственности, а все это заветы прошлых веков. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, познаем смысл своего существования и проникаемся глубоким искренним уважением к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали.

Традиции устного народного творчества продолжены в произведениях древнерусской литературы. В «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолай – Еразм рассказал о нравственном идеале русичей более поздней эпохи. Героиня повести – дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого – преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Их не может разлучить сама смерть. Когда Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, они стали просить у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После того они приняли монашество в разных монастырях. И вот, когда Феврония вышивала для храма Богородицы “воздух” для святой чаши, Петр послал ей сказать, что он умирает, и просил ее умереть с ним вместе. Но Феврония просит дать ей время дошить покрывало. Вторично послал к ней Петр, велев сказать: “Уже мало пожду тебя”. Наконец, посылая в третий раз, Петр говорит ей: “Уже хочу умереть и не жду тебя”. Тогда Феврония, которой осталось дошить лишь ризу святого, воткнула иглу в покрывало, обвертела о нее нитку и послала сказать Петру, что готова умереть с ним вместе. [16, с. 238] («В то время, когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя, чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго могу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию еще не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг нее нитку, которой вышивала. И послала сказать блаженному Петру, нареченному Давидом, что умирает вместе с ним. И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божий в двадцать пятый день месяца июня» [9, с. 7])

После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные гробы, но на следующий день тела их оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать. («После преставления их решили люди тело блаженного князя Петра похоронить в городе, у соборной церкви пречистой Богородицы, Февронию же похоронить в загородном женском монастыре, у церкви Воздвижения честного и животворящего креста, говоря, что так как они стали иноками, нельзя положить их в один гроб. И сделали им отдельные гробы, в которые положили тела их: тело святого Петра, нареченного Давидом, положили в его гроб и поставили до утра в городской церкви святой Богородицы, а тело святой Февронии, нареченной Ефросинией, положили в ее гроб и поставили в загородной церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе, который они велели сделать для себя еще при жизни. Неразумные же люди как при жизни, так и после честного преставления Петра и Февронии пытались разлучить их: опять переложили их в отдельные гробы и снова разъединили. И снова утром оказались святые в едином гробе. И после этого уже не смели трогать их святые тела и погребли их возле городской соборной церкви Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление»[28, с.9]) Как считает Громов Н.М.: «По мнению древнерусских авторов, именно любовь является тем стержнем, на котором держится человечество. Любовь способна творить чудеса: исцелять, придавать силы, возвращать к жизни». [6, с. 65] Как пишет академик Д.С. Лихачев: «Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по ее благословению. Крошки хлеба в ее ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа – князя Петра» [16 ,с. 237]

Таким образом можно сказать, что в древней Руси выдвигались такие нравственные идеалы как великое чувство – любовь, верность в любови, преданность, умение прощать, добросердечие и невысокомерие ( ведь именно они, по мнению Февронии, необходимы, чтобы излечиться), благочестие, самоотверженность и др. Жизнь Петра и Февронии чистая, светлая, без обмана и хитрости, без лукавства и лжи; они исполняют христианские заповеди; любят друг друга и всех людей. Автор повести наверняка хотел, чтобы эти герои служили людям примером в жизни, в отношении к людям, тогда и они удостоятся божеской милости.

Т.П. Гаврилова отмечает, что «другим нравственным идеалом является преданность своему Отечеству, служение его благу» [5, с. 58]. «Слово…» – это патриотический призыв к объединению русских князей в период, предшествующий татаро-монгольскому нашествию. Автор «Слова о полку Игореве» в своем обращении к князьям призывает их объединиться, чтобы защитить русскую землю от врагов:

«Ингвар и Всеволод,

и все три Мстиславича –

не худого гнезда соколы!

Не по праву побед

добыли себе владения!

Где же ваши золотые шлемы

и копья польские

Загородите полю ворота

своими острыми стрелами

за землю Русскую,

за раны Игоревы,

буйного Святославича!»[31, с. 9]

«Сила и смелость, верность долгу способны сделать родину непобедимой». [6, с. 79]

По мнению Громова Н.М., «нет никаких сомнений в том, что “Слово. ” написано патриотом своей родной земли. Теплое чувство любви к родине проявляется в том душевном волнении, с которым автор говорит о поражении дружины Игоря, и в том, как он передает плач русских женщин по убитым воинам» [6, с.82]:

«На Дунае Ярославнин голос слышится,

кукушкою безвестною рано кукует:

“Полечу, говорит, – кукушкою по Дунаю,

омочу шелковый рукав в Каяле-реке,

утру князю кровавые его раны

на могучем его теле» [31, с. 10]

По мнению Лихачева Д.С «автором воссоздаются героические характеры русских женщин, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь. Они выражают идею мира, идею дома, подчеркивают созидательное, народное, нравственное начало, противопоставляя мир войне» [17, с 35]. Но как ни храбры русские воины, как ни мужественны их предводители, многочисленного врага можно победить только большой, объединенной силой. Выразителем этой идеи в поэме является стольный киевский князь Святослав Всеволодович. В его “золотом слове”, “со слезами смешанном”, писатель открыто призывает к единению родной земли и прекращению раздоров [26, с.37]:

Читайте также:  Древние Афины - доклад сообщение по истории 5 класс кратко

«О дети мои, Игорь и Всеволод!

Рано начали вы Половецкой земле

мечами обиду творить,

а себе славы искать.

Но без чести для себя вы одолели,

без чести для себя кровь поганую пролили.

Ваши храбрые сердца

из крепкого булата скованы

и в отваге закалены.

Что же сотворили вы моей серебряной седине?» [31, с. 7]

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине:

«Здравы будьте, князья и дружина,

Борясь за христиан

против нашествий поганых!

Князьям слава и дружине!

И, действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые, верные и стойкие защитники Родины, которые ищут славу не для себя, а для Отечества, которые готовы на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины, желающие сохранять ее характер и культурные особенности, которые готовы подчинить свои интересы интересам страны.

Таковы заветы наших предков, которые и поныне являются основополагающими. Любовь, доброта, ум, верность и преданность – всегда были и остаются нравственным идеалом русского народа. Древнерусская литература помогает нам вести разговор о народных взглядах, морали, нравственности, а все это заветы прошлых веков. Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим чувствами. Тема красоты и величия родины, «светло светлой и красно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома» во всех концах мира, — одна из центральных тем древнерусской литературы, и один из основных заветов Древней Руси. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее государство. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, познаем смысл своего существования и проникаемся глубоким искренним уважением к нашим предкам, оставившим свидетельство высокой морали.

Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

“Повесть о Петре и Февронии”.Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Анализ произведения.Актуальность его в наши дни.

Скачать:

ВложениеРазмер
povest_o_petre_i_fevronii_muromskikh.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.

Подготовила учитель МБОУ «Лицея №3» г. Липецка

Цели урока: познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских,

выявить её специфику;

поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;

показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.

Оборудование: стенгазета «Повесть о Петре и Февронии». В дополнение к

1. Прочитать «Повесть о Петре и Февронии».

2. Отгадать кроссворд по данной повести (напечатан в стенгазете).

3. Найти информацию об авторе данного произведения (индивид.).

Х о д у р о к а.

Запись на доске: «Трогательное сказание о Петре и Февронии –

одна из жемчужин древнерусской литературы»

  1. Изучение новой темы .
  1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

Про Петра и Февронию Муромских

Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей – кого ни спроси,
И меж былей жива – не крива, не стара –
Про Февронью-жену и супруга-Петра.

…Петр в Муроме-граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.

Многократно просили бояре Петра –
Мол, простую крестьянку – гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол.
Князь послушал бояр… и из града ушел…

И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.

И в любви благодатной – к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем – до Страшного Суда – почивать.

И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ – по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.

В усыпальницу князеву – князя снесли,
А жену его – в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья – всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал – словно души – Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви – только свет, только свет!

Смерти нет, смерти нет. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!

Потому что любовь – паче смерти – для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!

Матвей Славко, лирник

Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому циклу, «Повестью о Петре и Февронии».

Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи

Итак, перед нами «Повесть о Петре и Февронии».

  1. Сообщение ученика об авторе и исторической основе повести.

Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протоп о пом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

К созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай – Еразм приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г.

Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть.

– Но, как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи – Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем через составление таблицы.

– Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести (заполняется походу обсуждения)

Сказка – произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,

Жития имели определенную структуру.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

– Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

– Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».

– Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.

– Есть волшебные вещи: агриков меч.

– Добро побеждает зло (Пётр победил змия).

– Загадки и хитроумные испытания.

– Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь, мудрая дева); повторы (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

– Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

– Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

– Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

– Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

– Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

– Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

– Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

– В центре произведения – образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

– В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века – история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

– Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?

(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).

– Так почему же это произведение не было включено в сборник? (Нетрадиционный характер житийной “Повести о Петре и Февронии”, фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.)

Забракованное для официальной книжности произведение наперекор цензуре оказалось излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма и их потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях.

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.

– Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?

( Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает ).

– Так почему же автор делает Петра главным героем?

( Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере ).

– Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

( Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные ).

Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

– Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

(Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

– Посмотрите на записанные изречения.

Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

– Можем ли мы подтвердить эти изречения нашим текстом?

– И как мы видим из произведения, Пётр был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее:
«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, • … • по Евангелию поступил: пренебрег княж е нием своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

– Почему автор не рисует портретов героев повести?

( Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

– В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

– Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей

– В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

– Жизнь святых Петра и Февронии – это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

Ермолай-Еразм из глубины веков поведал нам о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей семь веков назад. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность – ценности, над которыми не властно время.

Ссылка на основную публикацию