Особенности российской цивилизации кратко 10, 11 класс

“Российская цивилизация”. Урок обществознания в 11-м классе

Цели:

  • Образовательные: привести старшеклассников к новому уровню осмысления проблемы “Восток-Запад” применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
  • Развивающие: развить навыки работы с письменными источниками, навыки групповой работы, навыки взаимоконтроля; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, аргументировать свои взгляды.
  • Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого нельзя стать истинным гражданином.

Тип урока: Урок изучения нового материала, интегрированный в историю, литературу, географию.

Вид урока: Комбинированный урок с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.

Оборудование:

  • документы, отрывки из литературных произведений.;
  • физическая карта “Евразия”
  • самодельные плакаты
  • портрет Чаадаева П.Я.

План:

  1. Введение в проблему. “Без нас мир неполный”.
  2. Российская цивилизация – периферийная, локальная.
  3. Споры о русской цивилизации
  4. Выводы. “Умом Россию не понять:”

Ход урока

1 этап. Этап актуализации знаний

В течение ряда уроков у нас шло знакомство с понятием “цивилизация”, ее видами и теориями. Одной из распространенных теорий является теория локальных цивилизаций, которая делит цивилизации на Западные и Восточные. Давайте вспомним их отличительные черты.

(На листочках пишут черты, обмениваются для взаимоконтроля, проверка вслух)

Но кроме деления цивилизаций на Западные и Восточные в настоящее время в российской философии признано разделение локальных цивилизаций, предложенное историком Ю. Кобищановым, на первичные, вторичные и периферийные.

Дайте их понятия. (ответы учащихся)

Первичные. Возникли как результат имманентного (внутреннего) цивилизационного синтеза. Они возникли на “голом” месте. Они сверхустойчивы, но архаичны по природе и не способны к развитию. Их роль заключается в “переброске” человечества из предыстории в историю (китайская, индийская, египетская, шумерская и др.)

Вторичные. Возникли на месте ушедших цивилизаций. Они впитывают то, что дала первичная (архитектуру, систему хозяйственных связей, социальную культуру и т.д.), они впитывают их “соки” ( европейская, исламская, эллинская).

Периферийные. Складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние развитых цивилизаций ( монгольская, Латинской Америки в ХIХ в ).

2 этап. Этап целеполагания и мотивации.

А к какому же типу цивилизаций относится Россия? Прежде чем ответить обдумайте следующие суждения.

(работа по группам)

Российская цивилизация, как отмечал А.С.Пушкин, “не питалась ни одним из тех корней, которая всасывала Европа как благотворные, так и вредоносные соки непосредственно”

Пример ответа. Пушкин хотел сказать , что российская цивилизация возникла на “голом” месте, у нее под ногами нет “древности”, первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Р.Ц. не пережила в полной мере ни Возрождения, ни Просвещения, ни Гуманизма, не было классического феодализма. Следовательно здесь говорится о периферийной цивилизации.

Данилевский: ” Но если Россия: не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”

Пример ответа. Р.Ц. испытывала влияние Запада непосредственно и опосредованно через Византию- принятие христианства, распространение письменности, каменного строительства; европейские черты быта и нравы распространяются в Х/III в. Это высказывание подтверждает принадлежность России к периферийной цивилизации.

Т.О., кокой можно сделать вывод, исходя из ваших анализов? (Р. – периферийная цивилизация).

Посмотрите на карту, что можно сказать о географическом положении России?

(Работа с картой)

Россия расположена и в европейской и в азиатской части континента Евразии, водоразделом между которыми является Урал (в древности – Камень)

Т.О. географическое положение Р.- между Европой и Азией.

Обратите внимание на высказывания ВЛ.Соловьева и М.Волошина.

В стране морозных вьюг,
Седых туманов
Явилась ты на свет,
И, бедное дитя,
меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Вл. Соловьев

Чтоб на распутьях сказочных дорог
Ты сторожила Запад и Восток.
М. Волошин

Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы.
А.Блок “Скифы”

(Заслушиваются мнения учащихся о географическом положении России и делаются выводы)

Т.О. географическое положение Р. – между Европой и Азией.

А каково цивилизационное положение России?

Такое двойственное положение и культурное развитие вызвало философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Этот вопрос рассматривался не только в научных кругах , но так же и в частных светских беседах. вф “Барышня крестьянка”.

Впервые эту проблему о цивилизационном месте России поднял в знаменитых “Философических письмах” русский мыслитель П.Я.Чаадаев.

Стоя между Востоком и Западом,
Россия должна совмещать
Историю всего земного шара.
П.Я.Чаадаев

(портрет на доске)

Так, что же есть Россия? Р- это З? Р – это В? Или Р соединяет оба начала? А может быть, Р уникальна?

Это вам и предстоит выяснить.

Актуализируйте ваши знания по литературе, истории, географии. В конце урока вам предстоит ответить на вопрос: Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?

3 этап. Подача нового материала (использование проблемного метода).

Споры о русской цивилизации разгорелись еще в Х1Х в. и продолжаются до сих пор Давайте и вы присоединитесь к ним.

Работа в группах:

  • 1 гр. доказывает, что Р – это З (приложении 1)
  • 2 гр. Р- это В (приложении 2)
  • 3 гр. Р- это ни З, ни В (приложении 3)
  • 4 гр. Р- это и З. и В. (приложении4)

(У учащихся было опережающее задание по группам: найти доказательства на поставленный перед группой вопрос. На столах лежат документы, литературные отрывки, фактологический материал. Идет работа по группам: учащиеся приводят доказательства одной из точек зрения, работают с учителем, отвечают на вопросы. Используются презентации.).

4 этап. Заключение.

Закончилась работа в группах. Вы прослушали доказательства разных точек зрения.

Ответьте на поставленный в начале урока вопрос: Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе? (голосуют цветными карточками: синяя – Россия ни Запад, ни Восток; красная – Россия и Запад, и Восток; желтая – Россия – это Восток; зеленая – Россия – это Запад)

Споры, начавшиеся не вчера и закончатся не завтра. Точек зрений много . Но каждая имеет право на существование.

Прав был поэт сказав:

Умом Россию
Не понять,
Аршином общим
не измерить.
Ф. Тютчев

Д/з.

Дома вы выясните: каким аршином можно измерить Россию?

Подберите материал для доказательства своей точки зрения по Российской цивилизации.

Подведение итогов. Анализ и самоанализ работы учащихся.

Список использованной литературы.

  1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение
  2. В раздумьях о России. XIX век.- М., 1996.
  3. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь.- М., 1989.
  4. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. – М., АРКТИ, 2002 г
  5. Захарова Е.Н Примерное планирование курсов истории и обществознания в 10-11 классах.
  6. Б-ка ж. “Преподавание истории в школе”- М., “Школа – Пресс”, 2000
  7. Данилевский Н. Я. Россия и Европа.- М., 1991.
  8. Ионов И. Н. Россия и мировая цивилизация//Отечественная история. -1992.- № 4.
  9. Ионов И.Н. Российская цивилизация.-М,2000
  10. Исаев И. А. Евразийство: идеология государственности //Общественные науки и современность.-1994.- № 5.

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.

3. 1. Понятие российской цивилизации……………………….с 1.

3. 2. Российская цивилизация и «русская идея»……………..c.10

3. 3. Православная, восточнославянская или российская цивилизация. с.16

3. 4. Российская и западноевропейская цивилизации: общее

и различия. Точки бифуркации………………………………с. 18.

3. 5. Понятие российской цивилизации и концепции евразийства

и неоевразийства Л. Гумилева……………………………….с. 19

3. 6. Природно-географические и климатические особенности российской цивилизации………………………………………32.

3. 7. Православно-русская духовность в структуре российской цивилизации… …………………………………………………с.56

3. 8. Наследие античной греческой культуры в структуре

российской цивилизации. Максим Грек………….с.83.

3. 9. Реформы Петра и эволюция российской цивилизации. О роли европейских элементов в структуре российской цивилизации……………………………………………………….с.92.

3. 10. Культурно-генетический код российской цивилизации……………………………………………………с.119.

3. 1. Понятие российской цивилизации.

Российская цивилизация – это социально-культурная общность, сформировавшаяся на основе универсальных, т. е. сверхлокальных ценностей православного христианства, а также под влиянием особенностей географического положения и природно-климатических условий,.

Российская цивилизация исторически определилась ее этно-конфессиональным ядром – русским (древнерусским) народом и, соответственно, – русским православием. Язык и культура «ядра», т. е. русский язык и русская культура решающим образом повлияли на интеграцию всех элементов цивилизации в единое целое. Именно «ядро» во многом определяет характер и особенности российской цивилизации, ее отличия от других цивилизаций. Вместе с тем, многоэтичность и многоконфессиональность является неотъемлемой чертой российской цивилизации.

Явившись ядром российской цивилизации, русский (первоначально –древнерусский) народ стал и носителем культурно-генетического кода. Этот код со временем, в той или иной степени, стал достоянием и других народов, вошедших в состав России, стал основой общероссийского народного характера, образа жизни и мысли.

Трактовка России как цивилизации сегодня характерна для работ многих авторов. Однако следует особо выделить работы А. С. Панарина (1940 – 2004) 1990-х – начала 2000-х гг., т. е того времени, когда в политике России был взят односторонний курс на подражательство Западу и на следование в русле его политической линии. В работах А. С. Панарина решительно отвергалась трактовка России как неполноценной страны, обреченной лишь на то, чтобы, отказавшись от всяких попыток сохранить самобытность и самостоятельность, всецело и слепо следовать в фарватере Запада. Она предполагала при реформировании российского общества первоочередной учет не абстрактно-общих положений, а конкретных особенностей России, благо и процветание ее народа. «Россия – не этническое государство русских, – отмечал А. С. Панарин, – а особая цивилизация, обладающая своим суперэтническим потенциалом и соответствующим набором геополитических идей.» [Панарин А. С. Выбор России: между атлантизмом и евразийством//Цивилизации и культуры. Вып. 2. 1996. С. 68.]

Культурно-генетический код есть то, что ДЕЛАЕТ данную цивилизацию “ТЕМ, ЧТО ОНА ЕСТЬ”, сохраняет ее собственное “я”, – то, благодаря чему, ОНА ОСТАЕТСЯ САМА СОБОЙ – при всех изменениях. Русь Киевско-Новгородская, Русь Московская, Россия Имперская, Россия в форме Советского Союза, современная Россия – разные исторические формы одного и того же – российской цивилизации. Иначе говоря, культурно-генетический код составляет сердцевину национальной идентичности как страны в целом (в нашем случае – России), так и самоидентификации отдельной личности, – без понимания и чувственного восприятия чего, невозможно ощущать себя россиянином, русским. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что так же как генетика целиком не определяет все свойства живых существ, в том числе человека, так и культурно-генетический код не определяет все свойства цивилизации, – а только те, которые сохраняют ее цивилизационную идентичность, – точнее, – являются своеобразным гарантом ее сохранности.

Культурно-генетический код фиксирует основные ценности цивилизации, ее общественный идеал, особенности духа цивилизации.

Забегая вперед, отметим, что попытки сломать или радикальным образом изменить культурно-генетический код – посредством революций или непродуманных реформ в истории России происходили неоднократно. Однако они всегда приводили к отрицательным результатам – к ослаблению России, к хаосу, понижению уровня нравственности, разрушению законности и правопорядка.

Надо учесть, что культурно-генетический код – есть тот инвариант, который складывается на ранних этапах существования цивилизации. Разумеется, он подвержен трансформации. Но его замена на принципиально иной означала бы тотальное отрицание прошлого, а следовательно, – разрушение самих опорных конструкций данного общества, в нашем случае – российской цивилизации. Тотальное разрушение старых ценностей, не рождает новых, – как правило, их место занимают не те ценности, которые планируются инициаторами разрушения, а анти-ценности. Иначе говоря, на практике происходит «перевертывание» прежних ценностей, – то, что прежде воспринималось со знаком «плюс», приобретает знак «минус» и наоборот. Например, если добросовестный труд является ценностью, традиционной для российской цивилизации, то при радикальной разрушении культурно-генетического кода, его место займут противоположности – праздность, добывание денег любой ценой и т. п.. Но не, например, творчество, предприимчивость, «креативность и т. п., – как это обычно планируют реформаторы-революционеры.

При разрушении культурно-генетического кода происходит, в общем и целом, то же самое, что и при насильственной политической революции. «Насильственная революционная акция, – писал исследователь истории либерализма в России В. В. Леонтович, – чаще всего разрушает как раз наиболее ценные элементы старого строя, не затрагивая при этом первобытной сущности любой государственной власти – то есть силы в чистом виде, тем самым создаются предпосылки для того, чтобы государственная власть в дальнейшем проявляла себя еще гораздо более грубо, не будучи уже ограничиваема и сдерживаема вообще ничем после отпадения древних традиций.» [Леонтович В. В. История либерализма в России. 1761 -1914. М. 1995. С. 21.]

Выделение существенных признаков цивилизации не следует воспринимать в качестве нормативных или императивных. Такое выделение есть теоретическая констатация, основанная на истории цивилизации, на сопоставлении с другими цивилизациями. Следует особо подчеркнуть, что сопоставление с другими цивилизациями не может осуществляться по линии «лучше – хуже», «выше – ниже»: каждая цивилизация по-своему оригинальна и уникальна.

При выявлении особенностей той цивилизации, которую исследователь считает своей, следует избежать двух опасностей, двух одинаково недопустимых крайностей – греха лести и соблазна самоуничижения. Уникальность цивилизации, следовательно, не должна быть истолкована ни как свидетельство ее превосходства над всеми иными цивилизациями, ни как ее заведомая «неполноценность».

Характерное для России последних столетий западничество части российской интеллигенции исходит из того, Россия ничем принципиально не отличается от Европы и от Запада в целом. Поэтому, например, по выражению историка, члена Временного правительства (1917) П. Милюкова «Россия есть тоже Европа». Сторонники этой точки зрения приводят, в поддержку своей позиции в частности, изречение Екатерины II: «Россия есть европейская держава» и целый ряд других аргументов.

«Русские европейцы» и русские западники, как правило, негативно относятся ко всему историческому пути России, считая его ошибочным. Они настойчиво предлагают отречься от прошлого, отрицают положительное значение православия, стремятся переделать политический строй и весь российский образ жизни по западному образцу. Естественно, они отрицают всякую самобытность России, не видя в такой самобытности ничего, кроме отсталости и варварства. С другой стороны, они идеализируют Запад, не придают значения особенностям развития западноевропейской и североамериканской цивилизаций. Для сторонников этого взгляда Запад есть некий универсальный образ «продвинутого», передового общества, и поэтому – универсальный образец для подражания.

Русское западничество является полюсом, противоположным крайнему русскому почвеничеству. Такое крайнее русское почвенничество не получило теоретического выражения в трудах крупных русских мыслителей. Ни славянофилы, ни книга Данилевского «Россия и Европа», ни Достоевский (взгляды которого на Россию могут быть охарактеризованы как почвеннические) – ни в одном значительном произведении ни одного известного русского мыслителя нельзя найти огульного отрицания достижений Запада, отрицания значения западной культуры и науки. Если русские мыслители критикуют западные идеи (а это, несомненно, имеет место в истории русской мысли), то не потому, что они западные, а потому, что считают их ошибочными по существу. Не получив теоретического выражения в трудах крупных русских мыслителей, крайнее русское почвенничество (или «русофильство») с характерным для него резко негативным отношением к Западу нашло распространение в массовом сознании – так же, впрочем, как и противоположный полюс, т. е. русское «европейничание», западничество.

Остановимся некоторых принципиальных моментах несостоятельности крайнего западничества. Так, его представители, почему-то не задают себе вопрос, а считает ли сам Запад Россию своей органической частью? Между тем, ни в одном произведении, написанном западными авторами, о том, чтобы считать Россию, страной, принадлежащей к западной цивилизации, даже и речи нет. Начиная от древних, например, «Записок о Московии» Сигизмунда Гильберштейна» и до самых современных, – ни одному западному автору и в голову не приходит отнести Россию к странам Запада. Напротив, все они подчеркивают отличия России, которые для них совершенно очевидны.

Это характерно как для авторов, настроенных по отношению к России доброжелательно, так и для тех, которые не испытывают к России никаких симпатий. Отношение Запада к России хорошо сформулировано в словах Н. Бердяева: «Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая». [ Бердяев Н. Судьба России. М. 1990. С. 9.].

Приведенные слова относятся к 1915 году. Однако можно с уверенностью констатировать, что с тех пор мало, что изменилось. Разве что, появились новые проекты. Приведем некоторые из них.

Поскольку очевидно, что Россия в том виде, в котором она существовала на протяжении более чем тысячелетия, никак и никогда не впишется в западную цивилизацию, и не будет отвечать ее критериям, то надо изменить Россию самым радикальным образом, – рассуждают некоторые западные авторы, а вслед за ними и наши отечественные западники. – И значит, в первую очередь, изъять ее духовный стержень – русское православие, заменив его западными вероучениями, а также расчленить страну на три или более частей.

Такие проекты на Западе существуют, как и принимаются меры к их реализации. Фактически эти проекты означают ликвидацию России как цивилизации, как самостоятельного государства. Но ни один россиянин, кому дорога своя страна, кому дороги усилия предков, порой своей жизнью и кровью отстаивавших целостность и независимость России на самых разных этапах истории и в различных исторических формах, не согласится с этими проектами.

Обратим внимание и на достаточно распространенную точку зрения, отказывающую России в праве быть особой цивилизацией, наряду с другими цивилизациями современного мира. Эта точка зрения с неизбежностью ведет к отнесению России к разряду нецивилизованных стран. Она также отрицает целостность России, рассматривая ее в качестве конгломерата народов, территорий, и др. никак не связанных между собой. Однако, если допустить, что это действительно так, то становится не объяснимым столь длительное существование России: конгломерат не связанных между собой народов и территорий рассыпался бы при первом же историческом испытании, при первом же сколько-нибудь значительном ударе извне. Однако Россия за более чем тысячелетнюю историю перенесла множество исторических испытаний, и не только сохранила свою целостность, но и достаточно интенсивно развивалась.

Мало чем отличается от крайнего западничества и такой подход к истории России, когда автор берет на себя смелость пересмотреть всю историческую эволюцию России, исписав тома «критики исторического опыта» с тем, чтобы прийти к выводу об ошибочности всего исторического пути и, следовательно, о полной негодности исторического опыта. Такой подход не состоятелен с точки зрения научной и неприемлем с точки зрения нравственной. Он рождает исторический негативизм, но никак не способствует улучшению общества, порождая иллюзию, что такое улучшение возможно на пути отрицания прошлого, отречения от него.

Разумеется, каждое новое поколение призвано совершить нечто новое, продвинуть развитие общества и в этом смысле превзойти прошлое. Поэтому известный конфликт между поколениями неизбежен. Но история по своей сути есть не что иное как процесс преемственности поколений. Тотальное разрушение преемственности, разрыв исторической связи поколений неизбежно ведет к социальной амнезии. Забыв или не зная прошлого, новое поколение неизбежно примется, – как принято говорить в таких случаях, – заново «открывать Америку», «изобретать велосипед» и т. п. Следовательно, новации должны сочетаться с преемственностью, или, по словам К. Ясперса «превзойти прошлое можно лишь, не утрачивая своей связи с ним».

Стремление радикально переделать, переиначить Россию, начать историю с чистого листа, как показывает исторический опыт, не приводит ни к чему позитивному. Напротив, чаще всего оно ведет к исторической катастрофе, к разрушению материальных и интеллектуальных богатств, созданных и накопленных предыдущими поколениями. Ламентации по поводу, якобы «неудавшейся» истории, в действительности, служат препятствием для нормального исторического развития, рождают лишь патологическое желание все разрушить, и, посредством некоторого однократного акта, изменить все к лучшему. Но, как свидетельствует тот же исторический опыт, реальные улучшения на этому пути недостижимы. Такие улучшения требуют не горячечного активизма, характерного для политических революционеров, а упорного и размеренного труда во всех сферах жизни общества.

Сожаления по поводу прошлого бессмысленны, уже потому, что в прошлом уже ничего не изменишь – оно таково, каким состоялось. И в любом случае оно заслуживает отношения к нему как к ценности, поскольку оно есть жизнь и деяния наших предков. Относясь к жизни и деяниям предков с пренебрежением, мы утрачиваем моральное право ожидать уважительного отношения к нам со стороны наших потомков.

Ценностное отношение к прошлому предельно кратко сформулировал А. С. Пушкин в своем ответе на первое «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева: «Хотя лично я сердечно привязан государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человека с предрассудками – я оскорблен, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал.» [Пушкин А. С. Письмо П. Я. Чаадаеву//Русская идея. Сост. и автор вступительной статьи М. А. Маслин. М. 1992. – С. 51.]

В каком отношении находится трактовка России как цивилизации к другим концепциям, имеющим свои предметом Россию как целое, стремящимся ответить на вопросы о ее сущности, исторических задачах и предназначении?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Особенности российской цивилизации Урок обществознания в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В. – презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЮлия Чекмарева

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету “Обществознание и Окружающий мир” на тему: “Особенности российской цивилизации Урок обществознания в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Особенности российской цивилизации Урок обществознания в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В.

2 ПРОБЛЕМА! Устойчивые черты российской цивилизационной общности формировались длительное время. В веках вера и культура приобрели национальный характер, что позволяет говорить о «русском культурно-национальном своеобразии».

3 1. «Культура взрыва» «И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… (А.Блок).

4 В основе русской ментальности лежат, с одной стороны, традиционная культура, православная традиция, с другой – ориентация на «взрыв». Иначе говоря, долготерпение сочетается со взрывной реакцией. «Сдвигать» Россию с места опасно. Любая реформа или революция грозит анархией. «О, бурь заснувших не буди- Под ними хаос шевелится!- предупреждал поэт Ф.Тютчев.

5 2. Отношение к власти « Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он никогда не участвовал в ней. Русский человек всегда смотрел на власть как на зло…» (Л.Н.Толстой) В то же время русский человек тоскует по сильной руке, если её нет, по мощному государству, если оно слабое, ждёт от политики не силы, а суровости. «Русский, какого бы звания он ни был, обходит закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство» (Н.А.Бердяев)

6 3. Общинность Одна из главных характеристик русско- православной цивилизации оказала двойственное влияние на менталитет русского человека: коллективизм, с одной стороны, и приглушение всякой индивидуальности, с другой, формировала установку «быть как все». Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых. И по сей день нередко работа и дом у нас перемешаны: дома мы продолжаем трудиться, на работе часто устраиваем «перекуры», чаепития и т.п.

7 Задание учащимся Обдумай смысл пословиц: «Не то забота, что много работы, а то забота, как её нет». «От работы не будешь богат, а будешь горбат». «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла». О каком отношении к труду они говорят?

8 4. Аскетический идеал Богатство рассматривается как бесспорное зло. В обществе ослаблены «достижительные» установки.

9 Задание учащимся Обдумайте смысл пословиц: «Умом туп, да кошелёк туг». «Пусти душу в ад – будешь богат». «Голый что святой: беды не боится».

10 « В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого- нибудь «обобрал». Труда у собственности очень мало. И от этого она крепка и не уважается» (В.Розанов – русский философ). Меняется ли отношение к собственности в современной России?

11 Согласны ли вы с оценками русского характера, данными философом Ильиным: «Ищет лёгкости и не любит напряжения; развлечётся и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий», а «Божие» – значит «ничьё»; и потому чужое ему не запретно».

12 5. Экстенсивный характер развития общества и государства Природно-климатические, культурно- исторические и прочие особенности Руси – России требовали привлечения больших ресурсов (территориальных, человеческих) для достижение результата. «Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этого пространства». (Н.Бердяев)

13 6. Эсхатологическое восприятие мира Отношение к настоящему как к «удобрению» для будущего царства справедливости и процветания. Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

14 7. Отношение к Западу Двойственность по отношению к западным ценностям: с одной стороны – противостояние, с другой – преклонение, слепое копирование.

15 Задание учащимся Подумайте, в чём, на ваш взгляд, причины этой двойственности ? Изменилось ли сейчас отношение к Западу?

16 Таким образом, мы ещё раз доказали факт об уникальности российской цивилизации, её неповторимости и непохожести ни на одну другую локальную цивилизацию.

ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. РОССИЙСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ И МЕНТАЛЬНОСТЬ

Русская цивилизация возникла в результате славянской этнической общности, обладающей общими родовыми признаками земной цивилизации, а также локальностью и видовыми характеристиками, выражающими ее сущность и специфику, место и роль в планетарном обществе, историко-культурные достижения.

Русская цивилизация прошла четыре главных периода своего возникновения и развития.

1) Зарождение – со II тыс. до н. э. до сер. I тыс. н. э.

2) Становление русской цивилизации – с сер. I тыс. до второй половины XIV в.

3) Утверждение русской национально-этнической само идентичности и расцвет духовно-православной культуры – со второй половины XIV в. до последней трети XVII в.

4) Развитие в многонациональном Российском государстве – от конца XVII в. по настоящее время.

Этот этап делится на:

· реформы Петра I в конце XVII – первой четверти XVIII в.;

· век российского Просвещения (XVIII в.);

· «золотой» (XIX в. до 80-х годов) и «серебряный» (последняя треть XIX – начало XX в.) века отечественной культуры;

· советский и постсоветский этапы развития российской цивилизации.

Каждый из этапов включает более конкретные периоды и стадии, раскрывающие внутреннюю историческую динамику функционирования русской цивилизации. Она, таким образом, имеет историческую характеристику и хронологические рамки. Русская (российская) цивилизация обладает, как и другие цивилизации, существенными признаками. Культура – один из главных компонентов русской цивилизации, наиболее богатый по содержанию и выражающий ее специфику.

Этническую основу русской цивилизации составляют русские – восточнославянские племена, населявшие Среднее Поднепровье примерно с II тыс. до н. э., но получившие название «русские» или сами себя так назвавшие только в VI – VII веках. Территория проживания восточных славян стала называться «Русь» или «Русская земля». Затем термины «русские» и «Русская земля» были распространены на значительное число других восточнославянских племен и союзов племен, проживавших на территории от Черного и Азовского (Русского) морей до Прибалтики и Приильменья, а также от Прикарпатья и Подунавья до Среднего Заволжья. Поэтому этническую основу русской цивилизации составили восточные славяне.

Первые три периода генезиса, становления и духовного православного расцвета русской цивилизации утверждали традиционный для Руси – России тип культуры, который называется «теплым», или обыденно-практическим, когда жизнедеятельность общества осуществляется в тесном взаимодействии с природой и ее почитанием, а также использованием накопленного материального и духовного опыта. Способ и содержание жизни людей были неотделимы от ландшафта, климата, характера почв, наличия или отсутствия лесных богатств, других сравнительно простых для освоения природных ресурсов. В третьем периоде самостоятельности культурной жизни русского общества от природы возрастает. Усиливаются тенденции взаимодействия с европейской культурой. К началу XVII в. сложилась великорусская народность в едином государственном пространстве. Московская Русь превратилась в обширное по территории, многочисленное по населению, единое, сильное, независимое и влиятельное многонациональное государство с развитой материальной и духовной культурой.

Можно считать, что в четвертом периоде доминирующими признаками российской цивилизации стали: сохранение преемственности длительного культурно-исторического развития русского и других народов; утрата этнонима в названии цивилизации и выдвижение на первый план государственно-политического признака; сохранение русского языка как государственного и языка межнационального общения при обеспечении условий функционирования и использования других родных языков; приобретение общих материально-экономических, социальных, политико-правовых и духовных основ организаций и воспроизводства жизни субъектов – носителей русской и российской цивилизации; наличие исторически сложившейся системы материальных и духовных ценностей и архетипов, отличающих российскую цивилизацию от других цивилизаций и указывающих на ее локальность; утверждающаяся в общественном и индивидуальном сознании норма свободы совести как основа духовной свободы при сохранении культурно-вероисповедальной традиции православия и других конфессий; сохранение особенностей философско-мировоззренческих исторических ориентаций русской духовности на такие ценности, как космос и душа, доброта и милосердие, трудолюбие и открытость, правда и справедливость.

Особенности формирования российской культуры выделяются в следующих факторах: геополитическом, конфессиональном, социальной организации.

Обычно отмечаются следующие геополитические условия – обширная, слабо защищенная территория; незащищенная естественными преградами граница; оторванность от морей и морской торговли; благоприятствующая территориальному единству исторического ядра России, речная сеть; промежуточное положение русских территорий между Европой и Азией. Все вышеназванное привело к необходимости освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности.

Большое влияние на формирование русского культурного архетипа оказало принятие христианства, которое пришло на Русь в X в. из Византии в православной форме.

Православное влияние на формирование русского культурного архетипа шло через восточно-христианскую культуру, в которой земное существование рассматривалось как эпизод на пороге вечной жизни и не представляло ценности. В качестве смысла жизни признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм. Православие, духовно организуя религиозно-нравственный быт русских людей, способствовало усвоению ими такой системы духовных ценностей, которая наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого мессианского типа русского человека и идеи соборности, под которой обычно понимается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.

Под воздействием вышеизложенных факторов сложилась специфическая социальная организация. Ее основными элементами являются следующие: первичная хозяйственно-социальная организация – корпорация (община, артель, товарищество, колхоз и т.д.); государство являлось творцом всего общества; государственность обладает либо сакральным характером либо неэффективна; государство, общество, личность не разделены как на Западе, а взаимопроницаемы, целостны; стержень государственности составят корпорация служилой знати (дворянство, номенклатуре и т.д.) идеи государственности преобладают над личными интересами.

В результате сложился общинно демократический тип социальных связей и соответствующий соборно нравственный тип русской культуры.

Российская цивилизация

Описание разработки

Цели по линиям развития личности ученика:

ЛИНИЯ. Картина мира в фактах: объяснить развитие российской истории, опираясь на теорию модернизации и теорию цивилизационной специфики и занимать собственную аргументированную позицию.

ЛИНИЯ. Понятия: модернизация, традиционное общество, индустриальное, экстенсивный метод развития, интенсивный, патернализм, миссианство, аскетизм.

ЛИНИЯ. Историческое мышление: проследить развитие особенностей традиционного российского общества и развитие модернизационных процессов.

ЛИНИЯ. Нравственное самоопределение: иметь представление о ценностях российской цивилизации, эмоционально – положительное отношение к Родине, а не только оценочный характер воззрения на судьбу страны, осознавать признание единства человечества в культурах разных народов мира.

ЛИНИЯ. Культурное и гражданское самоопределе­ние: учиться анализировать системные черты российской цивилизации, особенности ментальности, уважать существующие различия, понимая ценность многообразия.

Вступительное слово учителя: мир XXI века – это мир глобальный. Все народы планеты

объединены разнообразными взаимосвязями. Однако люди, объединяясь в человечество, делают это по-разному – в зависимости от тех представлений в человеческом единстве, которые были выработаны в различных культурных традициях, присущих мировым цивилизациям, без знания и понимания этой специфики мы не можем построить прочный мир, основанный на уважении всех народов. Чтобы мы, россияне, смогли обеспечить себе национальное будущее, мы должны выработать ясное представление о нашем прошлом.

Опережающее задание: «Символы России». Слайд 23-24

«Россия – это головоломка, обёрнутая в тайну внутри загадки». (Слайд 1)

Как вы понимаете высказывание У. Черчиля?

Проблемное задание: что оказало наибольшее воздействие на формирование особенностей развития российского государства и общества.

Работа с понятиями: ученики должны привести в соответствие понятия и определения (раздаточный материал) – смотрите документ.

Примерные действия учеников и учителя:

Учитель. Слайд 3. Проиллюстрируйте особенности скачкообразного исторического развития России?

Предполагаемый ответ. Ученики приводят примеры исторических фактов, явлений. Например:

– расцвет Киева, успех достигался «ценой порабощения низших классов» (В. О. Ключевский);

– конец 12 века – ослабление, разграбление и упадок Киева;

– удельная Русь. Превращение Руси в улус Золотой Орды, Замедление развития, отставание на 150 лет.

– диспропорция в развитии города и деревни;

– в социальном плане значительные различия в доходах;

– производство промышленности оторвано от остальных сфер жизни и др.

Учитель. Слайд 4. О каких особенностях России говорят поэты?

Ученики. Сдвинуть Россию трудно, да и опасно. Аргументируют.

Могут говорить об особенностях природно–географических и демографических условиях, громадная территория, освоенная незначительным населением (3-5 человек на 1 квадратный метр в средневековой России), давление со стороны степных кочевых народов, слабые контакты с европейскими странами, ограничение выходов к морским путям, стартовая история общества, где варяжская правящая прослойка дистанцировалась от коренного населения, закрепилось деление на управляемых и управляющих и др.

Модернизационные процессы часто подстёгивались внешним фактором. Переворот Петра был не столько органическим развитием, сколько внешним нововведением.

Волошин говорит о «колебаниях» в истории. Русская история как маятник.

Любая реформа или революция грозит анархией.

Русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Преобладали мотивы мести эксплуататорам, разрушительные тенденции. На динамику традиционные массы можно поднять тотальным террором, угрозой голодной смерти (голодные бунты в начале 17 века, смутное время).

Учитель. Слайд 5. Западничество и славянофильство – это спор о закономерностях и судьбе российской цивилизации. До сих пор остаётся актуальным. Духовная элита нации раскалывается на два непримиримых лагеря: тех, кто принимает европейское призвание России, и тех, кто считает Россию самобытной цивилизацией.

В чём заключались различия в понимании закономерностей развития российской цивилизации?

Ученики отвечают. Используют материал слайда. Дополняют его.

Было ли в их позиции что-то общее?

Ученики. Да. Предполагаемый ответ: выступали за технический прогресс, образованность, демократические реформы, принципы свободы мысли, совести, слова, верховенства народа.

Учитель. О каких ценностях пишет народник Лавров?

Ученики. О сильном государстве, как организованной силе, где государство действует посредством насилия, произвола и не встречает серьёзного сопротивления в общественной среде. Население выработало привычку подчиняться, как средство выживания. Консерватизм кроется в крепостной зависимости трудящегося населения, неопределённости правовых норм.

Но за внешним послушанием скрываются глубокие антагонизмы – разрушительные восстания и гражданские войны.

Учитель. Слайд 6.

Перед вами несколько поэтических и прозаических отрывков.

Логику человека традиционного или модернизированного

демонстрируют литературные персонажи?

Ученики. Высказывают свои предположения.

Учитель. Слайд 7.

Какую особенность русской культуры иллюстрируют рассуждения философа И. Ильина?

Ученики. Ильин И. и поэты говорят об экстенсивном характере российского общества и государства. Природно-климатические, культурно-исторические требовали привлечения больших ресурсов для достижения результата.

Россия была очень богата землей, лесами и другими природными угодьями. Еще в XIV-XV веках стояли огромные массивы незаселенных земель, неосвоенных ресурсов. В этих условиях владение угодьями зависело от возможности человека освоить их своим трудом или трудом своих близких и челяди.

Земля — Божья, считал крестьянин, и принадлежать она должна тому, что ее обрабатывает. Это основа трудового мировоззрения крестьянина, вокруг которого формировались все его другие воззрения.

Учитель сменяет слайд 8. Вечное движение русских отмечал В. О. Ключевский, определявший Россию как страну, «которая колонизируется». На всех этапах развития государства люди часто снимались с насиженных мест. Ощущение безграничности пространства, своей вечной неприкаянности характеризовало русского человека. Цитата В. Розанова.

Философ Бердяев определил последствия, к которым приводила территориальная экспансия России: «Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась ему организация этого пространства», то есть слабо прививался простой трёхпольный севооборот, невысокий уровень трудовой мотивации, преобладание кочевого земледелия, не укоренилось вследствие этого в крестьянском сознании идея, что приложение труда к земле является особой собственностью на землю и продукты её обработки. Русские земледельцы не стремились к технологическим усовершенствованиям. Историк Ключевский делал вывод: «Государство жирело, а народ худел», то есть он имел в виду, что общественная жизнь средневековой Руси была текучей – перемещения людей с места на место, нашествия, внутренние смуты. Здесь наблюдались слабые процессы дифференциации по социальному или профессиональному признаку, в России преобладали не горизонтальные связи, а вертикальные, идущие сверху.

Учитель. Слайд 9. Подводим итог.

Слайд 10. Ученики высказывают свои предположения, аргументы.

Учитель. Слайд 11. К особенностям российской цивилизации можно отнести и огромную роль политических факторов в истории. Политика, а не экономика в российской цивилизации является базисом, она доминирует в обществе, делает цивилизационный выбор.

Вспомните, как даётся периодизация истории России?

Кто совершает цивилизационный выбор, решает судьбу страны на всех этапах её развития?

Ученики могут использовать образный ряд.

Периодизация истории России даётся по князьям, царям, генсекам, президентам. Особую роль играют личности вождей, лидеров. Они, а не народ фактически совершают цивилизационный выбор, решают судьбу страны на всех этапах её развития: Олег перенёс столицу из Новгорода в Киев, Владимир избрал христианство, Александр Невский сделал «ставку» на Орду, Сталин укоренил тоталитарный режим в СССР, а Горбачёв начал перестройку…

Учитель. Слайд 12. Обозначьте отношение к власти русского народа?

Ученики. Человек русской культуры считает власть священной, именно от неё зависит ситуация в стране и личное благополучие. Власть всегда «личностна» и потому отношение к ней эмоционально окрашено (Л. Н. Толстой).

Есть мнение, что развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями жизни. Ордынский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Орды старые идеи единодержавия приобретали новую силу, находили новое обоснование. Сама жизнь доказала преимущества самодержавия, и первый российский государь, стряхнувший ордынское иго, почувствовал себя настоящим единодержцем.

В сознании русского человека крепко держится чувство обязанности всегда молиться за царя: «Не всяк царя видит, а всяк за него молит».

«Государь – батюшка, надежа – православный царь». В народном сознании образ царя венчал сумму духовных ценностей русской цивилизации. Многие века народное сознание рассматривало царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг «За Бога, Царя и Отечество» выражал ядро русской национальной идеи, доступной любому русскому.

В то же время русский человек тоскует по сильной руке, по мощному государству

Одновременно и государство и человек обходят законы (Н. Бердяев).

И хотя В. Ключевский рассматривал историю страны как органично-непрерывный процесс, считал, что главными действующими лицами являются государство и самодержавие, от которого шли и к которому сводились все главные явления жизни.

Учитель. Слайд 13. Подумай! О каких чертах русской православной цивилизации говорит М. Ф. Достоевский?

Ученики. Русский человек – человек общины. И, по мнению славянофилов, община должна была стать главным институтом в России. Общинность русского человека обуславливала коллективизм. Жизнь как служение «миру». Ф. Достоевский считал, что российский обычай не приветствует тех, кто выделяется, возвышается над иными. Община ведёт к отсутствию чувства собственности. Русский человек, веками, не знавший частной собственности, слабо различает «моё» и «не моё». Для западноевропейского бюргера, наверное, чудовищной бессмыслицей показались бы русские народные пословицы, призывающие жалеть чужое добро: «Не береги свое, береги чужое», «Береги чужое, а свое – как знаешь». И ведь, в самом деле, было так – чужое добро берегли с большей ретивостью, чем свое. Впрочем, русский труженик говорит и так: «Своего не забывай, а чужого не замай», «За свое постою, а чужого не возьму», «Лучше свое отдать, чем чужое взять».

Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей. «Не хвались серебром, хвались добром».

Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом.

В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к собственности и богатству. В сознании коренного русского человека собственность это результат труда, когда как западный человек считает ее скорее функцией капитала, не отрицая, конечно, значение труда.

«Живи всяк своим добром да своим горбом»,

«Своя работа – первый барыш»,

«Ищи себе прибыли, а другому не желай гибели»,

«Хотя грош, да свой».

«Земля не продукт труда человека, следовательно, на нее и не может быть того безусловного и естественного права собственности, какое имеет трудящийся на продукт своего труда. Вот то коренное понятие, к которому могут быть сведены воззрения народа на земельную собственность». Аналогичные мысли высказывал князь А.И. Васильчиков. В России, считал он, «с древних времен очень твердо было понимание в смысле держания, занятия, пользования землей, но выражение «собственность» едва ли существовало: в летописях и грамотах, как и в современном языке крестьянства, не встречаются выражения, соответствующие этому слову».

Сложившийся общинный принцип, ставится в России выше принципа частной собственности.

Доклад История Древнего мира 5 класс сообщение

Период древности охватывает в себя промежуток между доисторическим миром и приходом средневековья и обычно обозначается термином «античность». Но историю древнего мира часто делят и на более конкретные промежутки, связанные с определенными этапами развития человека:

  1. Доисторическое время (также называют каменным веком), в которое еще определялся постоянный климат, а человек пробовал себя в выращивании растений и одомашнивании различных животных. В это время люди использовали каменные орудия труда и оружие, жили в маленьких общинах, почитали стариков и совершали обряды погребения. Также именно в этот период люди расселились практически по всей территории планеты. Интересен и тот факт, что в каменный век появились первые музыкальные инструменты (первым из них стал барабан), появилась торговля между соседними племенами.
  2. Далее наступил бронзовый век. Человек начинает постепенно осваивать металл (первоначально медь, затем уже и бронза). Племена стали переходить к кочевому скотоводству. Также в этот период люди осваивали письменность, об этом свидетельствуют останки некоторых заметок и событиях древней истории. В общинах установилась уже более сложная социальная структура (черты патриархального стоя семьи). Племена стали различать на бедные и обеспеченные. У богатых были большие, многокомнатные дома. Позже образовались города и даже государства. Также в бронзовый век зародилось искусство живописи: древние люди рисовали на скалах, причем рисунки порой были цветными, со строгими очертаниями.
  3. Итогом античности стало начало железного века. Человек научился плавить железо и широко применять его в своей деятельности (хотя и первые железные орудия труда были крайне непрочными), а позже зародились прообразы христианства. Основались рабочие отношения, рабовладение (чтобы поднять уровень производства), достигла расцвета торговля и кузнечное ремесло. В период железного века человечество совершило наибольший прорыв в развитии.

Но история древнего мира хранит в себе еще и множество междоусобиц между государствами. Примерно 1300 г. до н.э. произошел Египетско-Хеттский конфликт из-за права на власть за территорию Сирии, но первое сражение окончилось в 1296 г. до н.э. мирным договором. Позже случилась великая Троянская война около 1260 г. до н.э. между ахейскими государствами и государством Троя, расположенном на берегу Эгейского моря. Они также воевали за власть над землями, но конфликт завершился поражением обоих противников. Таким образом, практически все войны велись за право на земли. В это время развивалось военное искусство: появились первые полководцы и стратеги. Интересно, что в ходе постоянных сражений образовывались целые государства (Например, Римская империя).

Таким образом, история древнего мира охватывает множество событий, фактов и представляет собой значительный прогресс в развитии человечества.

Вариант №2

История – это наука о прошлом. У нее имеется несколько разных периодов, которые изучаются на протяжении всего курса истории.
О прошлом мы можем узнать при помощи различных исторических источников. Осталось огромное количество разных следов, которые сейчас можно изучить и примерно понять, как жилось древним людям в те времена.

Учеными были найдены некоторые останки человека, а рядом с ним находились орудия труда, которые использовались ими. Также учеными были найдены и останки жилищ, в которых жили древние люди. На стенах домов располагаются рисунки, которые рассказывают о жизни людей.

Еще до нас дошло огромное количество разных легенд и мифов, которые были созданы еще древними людьми. Древние люди немного были похожи на животных. Но именно труд воспитал из них настоящих людей. Постепенно они научились находить себе еду, заботиться о детях и близких, у них появилась речь, они обрели религию. Немного попозже они стали создавать настоящее искусство, которым потом хвалились другим жителям. Спустя еще некоторое время они расселились по всему миру. Их численность постоянно росла. При помощи природы они начали изучать что-то новое и интересное, а потом производить и изготавливать это в производстве.
Раньше всех люди перешли к цивилизации в Древнем Востоке. Постепенно там образовались огромное государство, и у них появился царь. Люди научились писать и читать, узнали и выучили законы, а также начали их соблюдать. У них появились календари, при помощи которых они узнавали какой сегодня день и число.

В Древней Греции появилась впервые демократия. Теперь люди стали напрямую принимать участие в развитии страны. Начали изучаться новые науки, появилась новая литература и искусство.

Рим стал самым крупным государством. Все земли, которые входили в эту страну были заселены народом.

История Древнего мира

Популярные темы сообщений

Эпоха Возрождения (по-другому Ренессанс) зародилась в XIV веке и продолжалась примерно до XVI-XVII века. Точных дат нет, поскольку наступление и длительность этого периода зависели от особенностей развития конкретной страны.

Утренней гимнастикой принято называть небольшой комплекс упражнений, которые человек выполняет сразу после того, как он проснулся. Ночью организм человека отдыхает, а днем – активно работает. Зарядка выступает связующим звеном,

Сургут – крупнейший по населению город в Ханты-Мансийском автономном округе (который часто называют «Югра» или «Югория»). С хантыйского языка слово «сургут» переводится как «рыбное место». Это один из наиболее богатых городов Российской

Краткая история Древнего мира

Историей Древнего мира охватываются все континенты, населенные людьми в период с 3000 г. до н.э. по 500 г. н.э. Широкий термин «Древний мир» не следует путать с античностью. Термин «античность» часто используется для обозначения истории в древнем Средиземноморье с начала истории Греции в 776 году до н. э. (первая Олимпиада). Это примерно соответствует традиционной дате возникновения Рима в 753 году до нашей эры, началом древнеримской истории и началом архаического периода в Древней Греции.
Началом истории Древнего мира считают конец доисторического периода (каменного века). Дата окончания Древней истории оспаривается, некоторые западные ученые связывают ее с падением Западной Римской империи в 476 году н. э. (наиболее популярный вариант), закрытие Платоновской академии в 529 году н. э., смерть императора Юстиниана I в 565 году н. э., появление Ислама или возвышение Карла Великого, как конец древней и классической европейской истории. За пределами Европы определение временных рамок конца древних времен вызывает трудности.
В течение периода «Древней истории», начиная примерно с 3000 г. до н.э., мировое население уже экспоненциально увеличивалось из-за неолитической революции (переход человеческой общины от занятий охотой и собирательством к ведению сельского хозяйства, включающего земледелие и животноводство), которая шла полным ходом. Согласно оценкам HYDE из Нидерландов население мира увеличивалось в геометрической прогрессии в этот период. В 10000 г. до н.э. в период первобытного общества численность мирового населения ровнялась 2 миллионам, а к 3000 г. до н.э. уже 45 миллионам. В железном веке в 1000 году до н. э. численность населения ровнялась 72 миллионам. К концу этого периода в 500 г. н.э. численность мирового населения исчислялась, примерно, 209 миллионами.
Историю Древнего мира условно делят на 2 периода: бронзовый и железный века.

Бронзовый век

Начало бронзового века относится ко времени, когда люди впервые начали работать с металлом. Бронзовые инструменты и оружие вскоре заменили более ранние каменные версии. Древние шумеры на Ближнем Востоке, возможно, были первыми, кто вошел в бронзовый век. Люди сделали много технологических достижений во время бронзового века, включая первую письменность и изобретение колеса. На Ближнем Востоке и в отдельных регионах Азии период длился от 3300 до 1200 г. до н.э., внезапно закончившись почти одновременным крахом нескольких выдающихся цивилизаций бронзового века.
Люди, возможно, начали плавить медь уже в 6000 г. до н.э. в Плодородном полумесяце – регионе, носящим название «колыбель цивилизации», и историческом районе Ближнего Востока, где появилось сельское хозяйство и первые в мире города.

Инструменты бронзового века

Древние шумеры, возможно, были первой цивилизацией, которая начала добавлять олово в медь для изготовления бронзы. Бронза была тверже и долговечнее меди, что делало бронзу лучшим металлом для инструментов и оружия.
Археологические данные свидетельствуют о том, что переход от меди к бронзе произошел около 3300 г. до н.э. Изобретение бронзы положило конец каменному веку – доисторическому периоду, в котором доминировали использование каменных орудий и оружия.
Разные человеческие общества оказались в Бронзовом веке в разное время. Цивилизации в Греции начали работать с бронзой до 3000 г. до н.э., в то время как Британские острова и Китай вошли в бронзовый век намного позднее – примерно в 1900 г. до н.э. и 1700 г. до н.э. соответственно.
Бронзовый век был отмечен подъемом королевств – крупных обществ, объединенных под властью центрального правительства влиятельным правителем. Государства бронзового века взаимодействовали друг с другом посредством торговли, войны, миграции и распространения идей. Видные королевства бронзового века включали Шумер и Вавилонию в Месопотамии и Афины в Древней Греции.
Бронзовый век закончился около 1200 г. до н.э., когда люди начали ковать железо.

Цивилизации бронзового века

Шумер. К четвертому тысячелетию до нашей эры шумеры основали примерно дюжину городов-государств по всей древней Месопотамии, включая Эриду и Урук в том, что сейчас является южным Ираком.
Шумеры называли себя Сэг-гига, «черноголовыми». Они были одними из первых, кто использовал бронзу. Они также впервые использовали дамбы и каналы для орошения. Шумеры изобрели клинописную письменность, одну из самых ранних форм письма, и построили большие ступенчатые пирамидальные храмы, называемые зиккуратами.
Шумеры развивали искусство и литературу. Поэма из 3 тысяч стихов «Эпос о Гильгамеше» или «О все видавшем» рассказывает о приключениях шумерского короля, где он сражается с лесным монстром и ищет секреты вечной жизни.
Вавилония. Вавилония приобрела известность в бронзовом веке примерно в 1900 г. до н.э. посреди территории, ныне принадлежащей современному Ираку. Ее столица, город Вавилон, сначала принадлежала людям, известными как амориты.
Король аморитов, Хаммурапи, создал один из самых ранних и полных письменных правовых кодексов в мире. Кодекс Хаммурапи помог Вавилону превзойти шумерский город Ур, как самый могущественный город региона.
Ассирия. Ассирия была главной политической и военной силой в древней Месопотамии. На своем пике Ассирийская империя простиралась от современного Ирака на востоке до Турции на западе и Египта на юге. Ассирийцы часто воевали против фараонов Древнего Египта и Хеттской империи в Турции.
Ассирия названа в честь своей первоначальной столицы, древнего города Ассур, расположенного на западном берегу реки Тигр в современном Ираке.
Греция. Греция стала главным центром деятельности на Средиземном море в бронзовом веке. Этот период в Греции начался с Кикладской цивилизации, культуры, принадлежащей раннему бронзовому веку и возникшей на юго-востоке материковой части Греции на Кикладских островах в Эгейском море около 3200 г. до н.э.
Несколько сотен лет спустя на острове Крит появилась Минойская цивилизация. Минойцы считаются первой развитой цивилизацией в Европе.
Минойцы были торговцами, которые экспортировали древесину, оливковое масло, вино и краситель в соседний Египет, Сирию, Кипр и материковую часть Греции. Они импортировали металлы и другое сырье, в том числе медь, олово, слоновую кость и драгоценные камни.
Примерно 1600 г. до н.э. – время возникновения Микенской цивилизации на материковой части Греции, и ее культура процветала к концу бронзового века. Крупные микенские центры власти включали Микены, Фивы, Спарту и Афины.
Многие греческие мифы связаны с Микенами. В греческой мифологии город Микены был основан Персеем, греческим героем, который обезглавил Медузу. Микенский король Агамемнон вторгся в Трою во время Троянской войны, описанной в «Илиаде» Гомера, хотя нет никаких исторических записей о микенском короле с таким именем.

Крах Бронзового века

Конец бронзового века пришел внезапно, примерно в 1200 г. до н.э. на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Средиземноморье. Историки не знают наверняка, что вызвало крах Бронзового века, но многие полагают, что переход был внезапным, насильственным и разрушительным в культурном отношении.
Основные цивилизации бронзового века, включая Микенскую Грецию, Хеттскую империю в Турции и Древний Египет, пали за короткий период времени. Древние города были заброшены, торговые пути были потеряны, а уровень грамотности снизился по всему региону.
Ученые считают, что комбинация природных катастроф могла привести к разрушению нескольких империй бронзового века. Археологические данные свидетельствуют о череде сильных засух в восточной части Средиземноморья в течение 150-летнего периода с 1250 по 1100 г. до н.э. вероятно, сыгравших заметную роль в крахе. Землетрясения, голод, общественно-политические волнения и вторжение кочевых племен также могли оказать влияние.

Железный век

Железный век был периодом в истории человечества, который последовал за бронзовым и каменным веками. В течение железного века люди в большей части Европы, Азии и некоторых частях Африки начали изготавливать инструменты и оружие из железа и стали. Железный век начался между 1200 г. до н.э. и 600 г. до н.э., в зависимости от региона. Для некоторых обществ, включая Древнюю Грецию, начало железного века сопровождалось периодом культурного упадка.
Люди могли плавить железо в небольшом объеме в течение бронзового века, хотя, скорее всего, они считали железо плохим металлом. Железные инструменты и оружие не были такими прочными или долговечными, как их бронзовые аналоги.
Использование железа стало более распространенным после того, как люди научились делать сталь, намного более твердый металл, добавляя к железу углерод. Хетты, жившие в эпоху бронзы в нынешней Турции, возможно, первыми стали производить сталь.
Некоторые эксперты полагают, что нарушение торговых путей могло вызвать нехватку меди или олова, используемого для изготовления бронзы. В результате кузнецы, возможно, выбрали железо в качестве альтернативы.

Греческие темные века

Греция стала крупным центром деятельности и культуры на Средиземном море на протяжении позднего бронзового века. Микенская цивилизация была богата материальным богатством от торговли. Микенцы строили большие дворцы и общество со строгой классовой иерархией.
Но примерно в 1200 г. до н.э. Микенская Греция рухнула. Греция вступила в период беспорядков, иногда называемых греческими темными веками.
Археологи считают, что, возможно, был период голода, когда население Греции резко сократилось за это время. Крупные города (за исключением Афин) были заброшены. По мере того как городское общество раскалывалось, люди переходили к более мелким группам, сосредоточенным на выращивании скота.
Микенская Греция была грамотным обществом, но греки раннего железного века не оставили ни одного письменного свидетельства, что заставило некоторых ученых полагать, что они неграмотны. Немного артефактов или руин остались от периода, который длился примерно 300 лет.
К концу железного века экономика Греции восстановилась, и Греция вступила в свой «классический» период. Классическая Греция была эпохой культурных достижений, включавших Парфенон, греческую драму и философов, включая Сократа.
Классический период также принес политическую реформу и представил миру новую систему правления, известную как демократия.

Персидская империя

В период железного века на Ближнем Востоке кочевые скотоводы, которые разводили овец, коз и крупный рогатый скот на иранском нагорье, начали развивать государство, которое стало называться Персией.
Персы основали свою империю в то время, когда люди научились делать сталь. Стальное оружие было острее и прочнее, чем раннее бронзовое или каменное оружие.
Древние персы также сражались верхом на лошади. Возможно, они были первой цивилизацией, которая изобрела бронированную конницу, в которой лошади и всадники были полностью покрыты стальной броней.
Кир Великий основал первую Персидскую империю около 550 г. до н.э., она стала одной из крупнейших империй в истории, простирающейся от Балканского полуострова в Восточной Европе до долины реки Инд в Индии.

Железный век в Европе

Жизнь в железном веке в Европе была преимущественно сельскохозяйственной. Железные орудия сделали сельское хозяйство более легким.
Кельты жили в большей части Европы во время железного века. Кельты были собранием племен, происходящих из центральной Европы. Они жили в небольших общинах или кланах и имели общий язык, религиозные верования, традиции и культуру. Считается, что кельтская культура начала развиваться еще в 1200 году до н. э.
Кельты мигрировали по всей Западной Европе, включая Великобританию (остров), Ирландию, Францию и Испанию. Их наследие остается заметным в Ирландии и Великобритании, где следы их языка и культуры все еще видны сегодня.
В течение железного века люди в большей части кельтской Европы жили в крепостях на холмах (городище). Стены и рвы окружали форты, и воины защищали их от атак соперничающих кланов.
Внутри городищ жили семьи в простых круглых домах из глины и дерева с соломенными крышами. Они выращивали сельскохозяйственные культуры и содержали скот, в том числе коз, овец, свиней, коров и гусей.

Болотные тела

Сотни болотных тел, относящихся ко времени железного века, были обнаружены по всей Северной Европе. Болотные тела – это трупы, которые сохранились в болотах.
Примеры болотных тел железного века включают Человека из Толлунда, найденного в Дании, и Человека из Галлаха в Ирландии. На обоих трупах имеются следы жестокой смерти. В то время у кельтских племен не было письменности, поэтому они не оставили никаких записей о том, почему эти люди были убиты и брошены в болота. Некоторые эксперты считают, что они могли быть ритуально убиты по религиозным мотивам.
Другие артефакты железного века, в том числе мечи, чашки и щиты, также были найдены в болотах. Они также, возможно, служили подношениями языческим богам на религиозных церемониях, проводимых жрецами кельтов – друидами.

Читайте также:  Культура Древней Греции 5 класс
Ссылка на основную публикацию