Особенности российской цивилизации кратко 10, 11 класс

ЕГЭ. Общество. Тема № 11. Цивилизация и её типы

Цивилизация – это слово иностранного происхождения, пришло в русский язык из греческого языка и обозначает « гражданский».

Один из путей изучения истории – цивилизационный. Так что же такое цивилизация и каковы её типы?

Цивилизация

Цивилизация – это общество на определённом этапе исторического развития, характеризующееся свойственными ему особенностями развития культуры, причём культуры в широком смысле, то есть того, что создало человечество и что значимое для него, вся материальная и духовная культура.

Существует несколько классификаций цивилизаций.

Первая классификация цивилизаций

  • Локальные цивилизации-общности людей, которые занимают определённую территорию и отличаются уникальными, только им свойственными особенностями социально-экономического и культурного развития. Складывается такая цивилизация на основе одного или нескольких этносов, имеет одну религию. Так в период Древнего мира уникальной были цивилизации Рима. Египта, индии и других государств.
  • Линейно – стадиальные цивилизации,их ещё называют мировыми, это этап в развитии общества, имеющий универсальные, то ест общие черты развития, свойственные всему человечеству в этот период, все локальным цивилизациям:

это примерно одинаковый уровень экономического, военного развития, политического устройства,

примерно один и тот же уровень знаний об окружающем мире.

одинакова роль религии, хотя их в мировой цивилизации много

включает в себя представителей многих рас, этносов.

Так, в период Древнего мир как бы ни отличались Рим и Египет, но они стояли примерно на одном уровне развития(например, войны велись на колесницах и пешими лучниками, не было же тогда в какой-то стране танков).

Линейно-стадиальные цивилизации:

Вторая классификация цивилизаций

  • Западная цивилизация
  • Восточная цивилизация

Сравнение западной и восточной цивилизации

Линии сравненияЗападная цивилизация

Восточная цивилизация

Роль религииРациональное сознание, Разделение светской и духовной сфер жизни, появление атеистов- людей, не верящих в Бога.Велика роль религии , религиозных ценностей, вся жизнь людей и государства в целом основана на религиозных ценностях.Восприятие мираРациональное и в то же время противоречивое.Эмоциональное, вера в судьбу, в постоянное чередование смертей и возрождений.Отношение к природеМеньшая зависимость человечества от природы, использование интенсивных технологий, появление глобальной экологической проблемы.Стремление подчинить себе природу.Зависимость экономики от природных условий, экстенсивный характер технологий, гармония с природой.Политическая сфераПравовое государство, верховенство закона, строительство гражданского общества, выборность органов власти, парламентаризм.Принцип разделения властей.

Развитые горизонтальные связи в обществе, прогрессивный тип развития.Общество полностью подчинено государству, деспотический характер власти, власть выше закона.Вертикальный тип связей, отношения господства и подчинения. Полная зависимость от властей, отсутствие горизонтальных связей.

Восточная деспотия, неограниченная власть, обожествление монарха.Социальная сфераРазвитая классовая структура, а со временем стирание классовых различий, наличие профсоюзов, партий, общественных организаций.Сословная социальная система, трудность или невозможность перейти из одного сословия в другое, общинность, замкнутость.Человек в обществеПриоритет прав и свобод в человека, его интересов, индивидуализм сознания.Приоритет свободной личности, которая обладает гражданскими правами. Ценность индивидуальной свободы и самостоятельности.Принцип коллективизма, незащищённость большей части общества, беззаконие.Приоритет системы подчинения личности обществу.Экономическая сфераРазвитая частная собственность, рыночная экономика, престиж предпринимательской деятельности.Слабо развита частная собственность, в основном -общинная и государственная собственность. Защищена законом только собственность высшего слоя общества. Власть рождает собственность. Отсутствие власти — отсутствие собственности.Отношение к прогрессуПрогрессивное развитие общества, модернизация, использование инноваций, развитие общества носит поступательный характер.Поддержание традиционного образа жизни, развитие общества носит циклический характер.

Цивилизационный подход к изучению истории разрабатывали:

  • Н.Я. Данилевский – теория культурно-исторических типов;
  • О.Шпенглер – теория культур;
  • А.Тойнби – теория локальных цивилизаций;
  • П.Сорокин – теория социокультурных систем.

Цивилизация –от латинского «гражданский». В широком смысле – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством и дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для неё образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.

Употребление термина «цивилизация»:

  • Как синоним культуры (А.Тойнби)
  • Как определенная стадия в развитии локальных культур (О.Шпенглер)
  • Как ступень исторического развития (Л.Морган, Ф.Энгельс, О.Тоффлер)
  • Как уровень (степень развития того или иного региона, либо этноса
  • В современной теории цивилизаций распространены концепции локальных цивилизаций и линейно – стадиальные концепции.

Локальные цивилизации –большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

Они могут совпадать с границами государств (китайская), могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация)

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

3.1 Особенности российской цивилизации

Все страны и народы мира являются неповторимыми, уникальными. Особенности каждой цивилизации позволили внести свой вклад в развитие человечества. Финикийцы дали письменность, китайцы изобрели порох, индийцы придумали шахматы и т.д. В свою очередь, мировые цивилизации сформировались под воздействием определенных факторов, которые и определили их специфику и соответственно – место в мировой истории. Российская цивилизация сложилась под влиянием ряда факторов:

1. Природно-климатический. Россия – это северная страна с суровым климатом, где зима очень длинная, а лето – короткое. Период вегетации в среднем составляет 4-5 месяцев, что требует высокой концентрации усилий на короткий период. «Если для Европы природа была мать, то для России она была мачехой», отмечал С.М. Соловьев. Низкая урожайность, частые неурожаи, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся гарантом выживаемости основной массы сельского населения.

2. Географический. Российская цивилизация возникла на стыке Европы и Азии, что обусловило контакты с разными цивилизациями. Кроме того, местность, которая стала основой формирования России, была равнинной, ее не защищали естественные рубежи (моря, горы). Поэтому наши предки были открыты для нападений со стороны соседей.

3. Религиозный. Преобладающей религией в России было православие. Отличительной чертой этой религии была и остается духовность. В нашей стране оно являлось не просто религией, а было основой жизни.

Совокупность отмеченных факторов привела к складыванию ряда особенностей российской цивилизации:

1. Многонациональность, сложившаяся благодаря особым качествам русского народа. В русском менталитете нет высокомерного отношения к другим народам. Распространяясь по евразийскому континенту, русские со всеми народами устанавливали добрососедские отношения, никого не ассимилировали и не уничтожали, как, например, европейцы – индейцев или аборигенов. Поэтому в настоящее время на территории России проживает более 100 народов. Сила российской цивилизации заключается в дружбе народов.

2. Многоконфессиональность – означает, что российскую цивилизацию образуют представители различных вероисповеданий. Главной религией на Руси (в России) было православие, но верующие других конфессий не подвергались преследованию и уничтожению, как это было в Западной Европе (старообрядцы – особый случай, они преследовались государством). Русская православная церковь не устраивала крестовых походов и не устраивала инквизицию как католическая церковь.

3. Сильное государство, поскольку только оно могло защитить народы, проживавшие на территории страны от завоевания и порабощения со стороны воинственных соседей. Именно государство в условиях многонациональности, большого количества регионов, плохо связанных между собой, могло направлять население на решение общих задач.

4. Срединное расположение между Европой и Азией обусловило формирование особой культуры, органически совмещающей характерные черты этих частей света. Поэтому в России еще в XIX в. стали популярны идеи евразийства.

Обладание уникальными чертами определило особую роль России в мире. Можно сказать, что главная роль России – миротворческая. В силу того, что наша страна – самая большая и богатая полезными ископаемыми в мире, она всегда рассматривалась соседями в виде желанной добычи. Нам постоянно приходилось защищаться или быть готовым к отражению. Неоднократно в истории человечества наша страна спасала мир от завоевания (монгол, наполеоновских войск, гитлеровцев).

Идее подчинения российская цивилизация противопоставила идею равенства, которая привлекала самые слабые и обиженные страны.

Нельзя не отметить и творческую составляющую места России в мире. Наша страна подарила человечеству огромное число идей и изобретений, многими из которых мы, к сожалению, не смогли воспользоваться. Всемирную известность получила русская культура: писатели, художники, композиторы и т.д. (например, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.Е. Репин, П.И. Чайковский и др.).

Урок “Истоки и особенности цивилизации России” 10 класс
презентация к уроку по истории (10 класс) по теме

Содержание урока ориентировано на анализ факторов российской истории: – уникальность, – специфичность механизма функционирования сословного строя, – особой роли государства, церкви, – взаимосвязь с цивилизациями Востока, Византии, Запада, с их противоречивым воздействием на Россию, – межцивилизационные контакты.

Скачать:

ВложениеРазмер
урок истории в 10 классе “Истоки и особенности цивилизации России”93.5 КБ
презентация урок истории в 10 классе “Истоки и особенности цивилизации России”2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока всеобщей истории в 10 классе по теме

«Истоки и особенности цивилизации России»

на основе сравнительной таблицы с применением уникальных возможностей интерактивной доски и ПК.

Учебник всеобщей истории – Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века, учебник для 10 класса, «Русское слово – РС», 2012.

Пояснительная записка к уроку .

Отечественная история представляется как неотъемлемая составная часть всемирной истории; такой подход базируется на философских категориях общего и особенного. Применение этих категорий позволяет показать особенности развития России как многонационального, многоконфессионального государства, обладающего сложившимися за многие столетия традициями, собственными жизненными устоями.

Россия представляет собой цивилизационный регион, самобытность которого определяется геополитическим, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Вместе с тем, признание самобытности не означает обособления России от общего потока исторического развития: история региона рассматривается в русле становления мировой цивилизации.

Содержание урока ориентировано на анализ факторов российской истории: – уникальность, – специфичность механизма функционирования сословного строя, – особой роли государства, церкви, – взаимосвязь с цивилизациями Востока, Византии, Запада, с их противоречивым воздействием на Россию, – межцивилизационные контакты. В течение урока прослеживается влияние на историю России Востока с его многоликой культурой, особой ролью государства, оригинальными религиозными и философскими учениями, в тоже время акцент делается на то, что основное воздействие на Россию нового времени оказала западная европейская цивилизация.

В процессе урока активно используются знания учащихся об особенностях цивилизаций Запада, Востока, Византии и России. Эти знания систематизируются по сравнительным категориям в четырехколоночную таблицу. Затем наступает этап анализа таблицы, который заключается в определении общих и различных признаков между цивилизациями. Работа над сравнительным анализом таблицы проводится методом исследования по алгоритму:

познавательная задача

исследование таблицы

(анализ категорий сравнения)

возврат к познавательной задаче

вывод (логическое решение)

  • учитель ставит перед учениками проблему в виде познавательной задачи,
  • определяет гипотезы решения проблемы, задачи исследования.
  • Кульминационный момент урока – исследование таблицы, поиск аналогий и противоречий.
  • После соотнесения результатов исследования с гипотезами, делается вывод, то есть решается вопрос об особенностях и истоках российской цивилизации, хотя бы в рамках гипотезы.

Обучающая: Определить истоки и особенности русской цивилизации в общем потоке исторического развития, в русле становления мировой цивилизации.

Развивающая: На основании сравнительного анализа цивилизации России с цивилизациями Запада, Востока, Византии раскрыть их взаимосвязь и воздействие на Россию как сосредоточие межцивилизационных контактов.

Предметно-практическая: На основании содержания и сравнительного анализа таблицы подвести учащихся к пониманию истоков и особенностей цивилизации России.

Понятийный аппарат урока :

  • цивилизация;
  • типы цивилизаций: морская, речная,смешанная;
  • цивилизационные категории: основа хозяйства, государственная власть,

структура общества, община,

основная общественная идея,

направление развития государства;

уровень свободы в обществе;

  • интерактивная доска;
  • персональные компьютеры;
  • презентация «Истоки русской цивилизации»;
  • таблица «Особенности цивилизаций Средневековья»;
  • карта «Киевская Русь в X-XII в.в.»;
  • карта «Россия в XV-XVII в.в.»;
  • карта «Европа в Средние века»;
  • карта «Византийская империя»;
  • фильм «Песня о России» (аудио/видео файл);
  • фильм «Россия – судьба моя» (аудио/видео файл).

Форма урока : исследование, сравнительно – аналитический практикум.

Формы контроля на уроке :

  • вспомогательный контроль: фронтальная беседа, повторительно-обучающая беседа;
  • обучающий контроль: заполнение таблицы;
  • развивающий контроль: анализ отдельных колонок таблицы, сравнительный анализ таблицы, обобщение, вывод.

Формы работы на уроке :

  • беседа;
  • практикум (заполнение таблицы) с применением интерактивной доски и ПК;
  • анализ и сравнение цивилизационных категорий с применением интерактивной доски и ПК;
  • обобщение, вывод;
  • работа с понятийным аппаратом.
  1. Вступительное слово учителя к теме урока.
  2. Повторение ранее изученного:

– работа с понятийным аппаратом.

III. Изучение нового материала:

-рассказ учителя «Особенности цивилизации России»;

-выполнение практического задания – заполнение таблицы с применением

интерактивной доски и ПК;

-проверка выполнения задания.

IV. Закрепление нового материала:

-анализ категорий таблицы;

Познавательная задача урока (из 3-х частей):

  1. Определение особенных черт в российской цивилизации.
  2. Определение общих черт в развитии России с цивилизациями Византии,
  1. Определение истоков российской цивилизации (определение наибольшего

сходства России с одной из названных цивилизаций).

Гипотезы к познавательной задаче :

Истоки российской цивилизации находятся:

– российская цивилизация абсолютно оригинальна и не имеет аналогов.

  1. Вступительное слово учителя к теме урока.

фильм «Песня о России» (аудио/видео файл)

1 . Эпиграф урока как гипотеза к исследованию:

«Мы – европейцы с поправкой на Византию,

Мы – византийцы с поправкой на Азию,

Мы – азиаты с поправкой на техреволюцию…»

2.Загадочность русской цивилизации. В чем загадка России?

(от П.Я.Чаадаева до А.Тойнби)

3.Географические особенности расположения России (обращение к картам).

II. Повторение ранее изученного .

1. Повторительно-обучающая беседа параллельно с работой над понятийным аппаратом по принципу «понимание-применение-сравнение”.

а) повторительная часть:

– определение понятия «цивилизация»;

– определение типов цивилизаций – морская, речная, смешанная;

– определение принадлежности Византии, Запада, Востока к названным типам цивилизаций;

б) обучающая часть:

– определение принадлежности России к одному из названных типов цивилизаций;

– определение путей продвижения морских и речных цивилизаций;

– определение пути продвижения российской цивилизации;

– определение основного содержания теории «вызов-и-ответ» А.Тойнби;

– определение «вызова-и-ответа» для речных и морских цивилизаций;

– определение путей продвижения российской цивилизации с выводом по теории «вызов-и-ответ»;

– определение «вызова-и-ответа» для российской (речной) цивилизации;

– определение особенностей российской цивилизации как речной по категориям: основа хозяйства, государственная власть, структура общества, община, основная общественная идея, направление развития государства, уровень свободы в обществе.

  1. Изучение нового материала.
  1. Учащимся ставится познавательная задача урока:

определить истоки и особенности российской цивилизации .

  1. Учащимся предлагаются гипотезы к познавательной задаче урока:

кто мы – европейцы, византийцы, азиаты или уникальная цивилизация?

а) учащимся дается практическое задание к рассказу: заполнить в таблице колонку «Россия» (колонки «Византия», «Восток», «Запад» заполнены ранее);

( заполнение происходит при помощи уникальных возможностей интерактивной доски, инструкцию см. ниже)

б) содержание рассказа соответствует категориям для сравнения в таблице:

– функции и содержание центральной власти;

– уровень свободы в обществе;

– основной принцип государства;

– направление развития государства;

– путь развития феодализма;

4. Проверка практического задания – заполнения колонки «Россия».

Корректировка результатов заполнения.

( с применением возможностей интерактивной доски и ПК)

( инструкцию по заполнению таблицы в режиме интерактивной доски см. ниже )

  1. Закрепление нового материала.
  1. Решение познавательной задачи урока:

а) определение особенностей цивилизации России:

  • особенных черт в российской цивилизации :
  • тип цивилизации (речная, но материковая, пространственная);
  • характеристика власти (обожествленная, единоличная);
  • уровень свободы в обществе (крайне ограничен для большинства);
  • структура общества (иерархичность и жесткая замкнутость сословий);
  • влияние религии (на общество больше, чем на власть).

б) определение черт российской цивилизации, общих с Византией, Востоком, Западом:

  • общие черты с западноевропейской цивилизацией :

в средневековой России не наблюдаются (кроме сословно-представительного органа власти, который не имеет решающего значения), появляются лишь только в XVII веке отдельными элементами;

  • общие черты с восточной цивилизацией:
  • тип цивилизации (речная);
  • государственная власть (деспотия);
  • некоторые функции центральной власти (судебная,

законодательная функции, верховная собственность на

землю, обожествление и абсолютизация власти);

  • уровень свободы в обществе (существенно ограничен для большинства);
  • основной принцип государства (сильное государство – слабое общество);
  • направление развития государства (сверху – от власти к обществу);
  • структура общества (жесткая иерархия и подчинение);
  • принципы существования общины (уравнительность, коллективизм,
  • традиционность, зависимость от государства и феодала);
  • общественная идея – коллективизм;
  • общие черты с византийской цивилизацией:
  • государственная власть (автократия);
  • некоторые функции центральной власти (обожествление власти,

законодательная и судебная функции власти);

  • основной принцип государства (сильное государство – подчиненное общество);
  • направление развития государства (от власти к обществу);
  • общественная иерархия;
  • зависимость церкви от государства;
  • общественная идея- идея избранности.

2. Анализ проведенного сравнения – определение истоков российской цивилизации.

1) Российская цивилизация имеет сходные черты по многим категориям с цивилизациями Византии и Востока.

2) Наименьшее сходство Россия имеет с Западом.

3) Наибольшее сходство Россия имеет с Востоком.

На основании полученного результата мы можем сделать

« Мы – азиаты с поправкой на техреволюцию».

Российская цивилизация оригинальна и не имеет полных аналогов.

  • Познавательная задача урока выполнена.
  • Определены особенности российской цивилизации.
  • Дан сравнительный анализ особенностей цивилизаций Запада, Востока, Византии с российской цивилизацией.
  • На основании исследования сделан вывод об истоках цивилизации России.

Фильм «Россия – судьба моя» (аудио/видео файл).

(см. таблицу ниже)

Таблица: Особенности цивилизаций в Позднее Средневековье.

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии (10 класс).

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Тема урока: Особенности становления и развития российской цивилизации.

Роль и место России в мировом развитии.

Цель урока: проанализировать основные особенности становления и развития российской цивилизации.

1. Ознакомить учащихся с курсом «Отечественная история», целями изучения истории

2. Рассмотреть особенности развития российской цивилизации

3. Рассмотреть особенности становления российской цивилизации

4. Показать, как природно-климатический фактор влияет на формирование национального характера

1. Формировать навыки учебно-исследовательской работы: работать с высказываниями

2. Формирование умений составлять схему и таблицу

3. Развитие познавательных интересов школьников, критического мышления в процессе восприятия информации и определение собственной позиции

1. Воспитывать у учащихся чувства гордости и патриотизма за свое Отечество, его историю

Тип урока: лекция (вводный урок)

1. Отечественная история: цели изучения

2. Особенности развития российской цивилизации

3. Особенности становления российской цивилизации

I . Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Включение учащихся в образовательный процесс.

II . Изучение новой темы

Умом Россию не понять Аршином общим не измерить У ней особенная стать В Россию можно только верить

Слова Тютчева известны, часто цитируются, вызывают чувство национального восхищения и гордости, но иногда служат оправданием собственной беспечности.

Действительно ли у России свой особый путь, своя судьба и особое историческое предназначение? Попробуем сегодня разобраться в этом.

Вопрос: Как Вы понимаете, что такое история?

История изучает прошлое, его развитие, закономерности и особенности эволюции (то есть изменений, преобразований)

в пространственно – временных измерениях.
Важнейшей для каждого человека является Отечественная история.

Вопрос: Для чего мы изучаем историю?

История помогает нам постигнуть свое особое место в длинной череде человеческих поколений: кто мы, где наши исторические корни, какое место занимает наш народ

в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами. История призвана показать жизнь во всем

многообразии – величии и падениях, замечательных делах, прекрасных достижениях

человечества и промахах.

1. Изучение истории, для того, чтобы не совершать ошибок

прошлого. История прошлого

должна научить нас всех. И в этом одно из ее главных предназначений.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О.

Ключевский ответил: «История учит даже тех, кто у неё не учится:

она проучивает их за невежество и пренебрежение».

2. Прошедшие поколения передают нам свои трудовые навыки, опыт,

достижения, успехи – материальные, духовные,

3. Воспитание патриотизма. Если будем мы любить и ценить свое Отечество, если будем желать ему

блага, если достигнем единства в представлении этого блага не только для себя, но других людей, если сумеем из нашей Истории извлечь пути и методы достижения этого блага, то Россия переживет

сложнейшие времена, и «занавес» российской истории не опустится.

4. Изучение роли и места

народа в мировом развитии.

1. Начинает складываться с V – VI вв., т. е может воспринять наследие

восточных и античных цивилизаций, а также влияние средневековой европейской и исламской культур, тюркских народов, Монголии и Китая.

2. Испытывала существенное влияние Великого переселения народов.

3. Изначально складывается как

славянских и кочевых народов

4. С X в. (988 г.) – мощнейший

центр, оплот православия в Восточной Европе, теснейшая

духовная связь со странами

Балканского п-ва (Грецией,

Болгарией, Сербией и др).

представление о православном братстве.

1. постоянный вызов из вне

(кочевые народы IX – X вв.,

нашествие Наполеона). Россия часто выступала как последний форпост.

2. монголо-татарское иго –

мощнейшее влияние Азии.

вопроса в рос. историографии

– что есть Россия – Европа или Азия?

(работа с высказываниями см. Приложение 1)

3. вся история России – история колонизации. Известный историк Ключевский называл колонизацию «основным фактором русской истории».

4. неблагоприятные природно-

1. огромные траты сил и энергии на обеспечение элементарного выживания.

2. формирование определенных черт характера часто противоречащих друг другу

(терпеливость, покорность // мужество, упорство, самоотверженность)

3. контролирующая подавляющая

К XIX в. самая большая территория

– неисчерпаемые возможности для

освоения, богатейшие природные

ресурсы, с одной стороны, и

необходимость защиты, с другой стороны, даже в мирное время

(самая большая протяженность границы с др.)

Российская цивилизация. IX – начало XX в. Учеб. для 10-11 классов. Ионов И.Н.

4-е изд. – М.: 2001. — 319 с.

Данный учебник — первая попытка осмыслить глубинный ход российской истории с точки зрения влияния норм, ценностей и идеалов национальной культуры, воздействия на них культурной традиции Европы и мусульманского Востока. Большое значение уделяется культурному диалогу славянских и тюркских культур, заложившему основу развития многонационального государства. Прослежен контекст многочисленных попыток реформ в России. Дан анализ основных этапов роста общественного самосознания в стране: от языческого родоплеменного к христианскому, православному, национальному и имперскому и далее, к современному, цивилизационному и глобальному, космическому. История российской цивилизации рассматривается как материал для творческого развития самосознания учащихся и осмысления ими перспектив истории страны.

Формат: pdf / zip

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Россия — локальная цивилизация 3
Критика А. Тойнби линейно-стадиальных схем развития цивилизации 10
Глава I. Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации 11
§ 1. Природные и географические факторы в истории России —
§ 2. Верования восточных славян 20
Язычество в русской культуре 26
§ 3. Ценностные ориентации народной русской культуры 28
Роль идеала Правды в русской истории 33
Глава II. Единое древнерусское государство. IX—XI вв 34
§ 1. Древняя Русь —
Родоплеменные ценности в Древней Руси 42
§ 2. Цивилизационная альтернатива —1. Иудаизм, ислам, христианство —
§ 3. Цивилизационная альтернатива —2. Католичество и православие 51
Христианство. Одна религия, два мировоззрения . 59
§ 4. Диалогические элементы древнерусской культуры 61
Глава III.. Государственная раздробленность Древней Руси. XII—XV вв 70
§ 1. Возникновение удельных княжеств —
Древняя Русь между европейским феодализмом и восточной властью-собственностью 77
§ 2. Цивилизационная альтернатива —3. «Вызов» Востока и «вызов» Запада 78
§ 3. Усиление Московского княжества в XIV—XV вв. 85
§ 4. Цивилизационный вариант—1. Новгородская республика 92
Демократия и общественный порядок в древнем Новгороде 101
Глава IV. Московское государство во второй половине XV—XVI в 102
§ 1. Создание идеологического фундамента и органов центральной власти —
Привилегии власти и права личности в письмах А. М. Курбского 112
§ 2. Сословное общество во второй половине XV—XVI в. 113
Социальное бесправие как цена национальной независимости 118
§ 3. Цивилизационный вариант—2. Объединение русских земель в Литовском государстве в XIII—XVI вв. 119
§ 4. Традиционная культура Московского государства 125
Патриархальная русская семья в XVI в 135
Глава V. Смутное время и дальнейшее укрепление самодержавия в XVII в 136
§ 1. Смутное время —
§ 2. Законодательное оформление крепостного права и начало кризиса традиционализма .145
Власть и общество в Московском государстве . . .156
§ 3. Социокультурная инверсия —1. Казачество . . 157
§ 4. Социокультурная инверсия —2 163
Раскол и старообрядчество —
Глава VI. Петровские реформы и начало модернизации российского общества 170
§ 1. Цивилизационная альтернатива—4. Реформы Петра I —
Деспотизм и европеизация в реформах Петра I . . .179
§ 2. Противоречия модернизации и зарождение либерализма 180
«Придворная рациональность» и русские оригиналы XVIII в 192
§ 3. Превращение России в великую европейскую державу и становление имперского сознания 194
Национальное сознание и национальные предрассудки . 201
Глава VII. Российская империя в первой половине XIX в 202
§ 1. Александр I. Противостояние либеральных идеалов и имперского сознания —
Либеральные и консервативные элементы идеи Священного союза 213
§ 2. Николаевская реакция и неоправданное стремление к господству России в Европе 214
Ценности государства и ценности общества в сознании русского чиновничества первой половины XIX в. 223
§ 3. Развитие русского национального самосознания.
Западники и славянофилы 224
Глава VIII. Россия в годы либеральных реформ и пореформенный период. Вторая половина XIX в. 234
§ 1. Смена варианта взаимодействия с Европой. Социально-экономическая интеграция России и Европы и ее противоречия —
Телесные наказания и достоинство личности . 242
§ 2. Социокультурная инверсия —3. Особенности буржуазного развития в пореформенной России 243
Иерархия коллективных и индивидуальных ценностей в сознании русского крестьянина 249
§ 3. Становление цивилизационного самосознания и признаки цивилизационного кризиса в России 250
§ 4. Революционное движение в пореформенный период 257
Зло во имя справедливости . 264
Глава IX. Революционный кризис в России в начале XX в 265
§ 1. Столкновение ценностей модернизации и традиционализма —
Марксизм и идеалы русской традиционной культуры . 275
§ 2. Революция 1905—1907 гг 276
§ 3. Буржуазная эволюция российского общества и самосознания 285
§ 4. Мировая война и революция 1917 г 295
Заключение 307
Словарь 313
Литература для дополнительного чтения 315

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu – см. раздел ” Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. “

Особенности российской цивилизации Урок обществознания в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЮлия Чекмарева

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету “Обществознание и Окружающий мир” на тему: “Особенности российской цивилизации Урок обществознания в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Особенности российской цивилизации Урок обществознания в 10 классе. Преподаватель: Каплевская С.В.

2 ПРОБЛЕМА! Устойчивые черты российской цивилизационной общности формировались длительное время. В веках вера и культура приобрели национальный характер, что позволяет говорить о «русском культурно-национальном своеобразии».

3 1. «Культура взрыва» «И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль… (А.Блок).

4 В основе русской ментальности лежат, с одной стороны, традиционная культура, православная традиция, с другой – ориентация на «взрыв». Иначе говоря, долготерпение сочетается со взрывной реакцией. «Сдвигать» Россию с места опасно. Любая реформа или революция грозит анархией. «О, бурь заснувших не буди- Под ними хаос шевелится!- предупреждал поэт Ф.Тютчев.

5 2. Отношение к власти « Русский народ всегда относился к власти иначе, чем европейские народы. Он никогда не участвовал в ней. Русский человек всегда смотрел на власть как на зло…» (Л.Н.Толстой) В то же время русский человек тоскует по сильной руке, если её нет, по мощному государству, если оно слабое, ждёт от политики не силы, а суровости. «Русский, какого бы звания он ни был, обходит закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; и совершенно так же поступает правительство» (Н.А.Бердяев)

6 3. Общинность Одна из главных характеристик русско- православной цивилизации оказала двойственное влияние на менталитет русского человека: коллективизм, с одной стороны, и приглушение всякой индивидуальности, с другой, формировала установку «быть как все». Общинное сознание и общинное поведение сливают труд и отдых. И по сей день нередко работа и дом у нас перемешаны: дома мы продолжаем трудиться, на работе часто устраиваем «перекуры», чаепития и т.п.

7 Задание учащимся Обдумай смысл пословиц: «Не то забота, что много работы, а то забота, как её нет». «От работы не будешь богат, а будешь горбат». «Пилось бы да елось, да работа на ум не шла». О каком отношении к труду они говорят?

8 4. Аскетический идеал Богатство рассматривается как бесспорное зло. В обществе ослаблены «достижительные» установки.

9 Задание учащимся Обдумайте смысл пословиц: «Умом туп, да кошелёк туг». «Пусти душу в ад – будешь богат». «Голый что святой: беды не боится».

10 « В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого- нибудь «обобрал». Труда у собственности очень мало. И от этого она крепка и не уважается» (В.Розанов – русский философ). Меняется ли отношение к собственности в современной России?

11 Согласны ли вы с оценками русского характера, данными философом Ильиным: «Ищет лёгкости и не любит напряжения; развлечётся и забудет; выпашет землю и бросит; чтобы срубить одно дерево, погубит пять. И земля у него «Божия», и лес у него «Божий», а «Божие» – значит «ничьё»; и потому чужое ему не запретно».

12 5. Экстенсивный характер развития общества и государства Природно-климатические, культурно- исторические и прочие особенности Руси – России требовали привлечения больших ресурсов (территориальных, человеческих) для достижение результата. «Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этого пространства». (Н.Бердяев)

13 6. Эсхатологическое восприятие мира Отношение к настоящему как к «удобрению» для будущего царства справедливости и процветания. Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

14 7. Отношение к Западу Двойственность по отношению к западным ценностям: с одной стороны – противостояние, с другой – преклонение, слепое копирование.

15 Задание учащимся Подумайте, в чём, на ваш взгляд, причины этой двойственности ? Изменилось ли сейчас отношение к Западу?

16 Таким образом, мы ещё раз доказали факт об уникальности российской цивилизации, её неповторимости и непохожести ни на одну другую локальную цивилизацию.

Читайте также:  Война Алой и Белой розы краткое содержание Войны роз
Ссылка на основную публикацию