Рыцари – сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Рыцарство и рыцарская культура в Средневековье

Рыцарство и рыцарская культура, расцвет кото­рых приходится на XII—XIII вв., были яркой стра­ницей в истории Средневековья.

Рыцарь на войне

Сеньоров и вассалов объеди­няло то, что все они были или хотели стать рыцарями. Слово « рыцарь» в русском языке происходит от немецкого «риттер» — всад­ник. Рыцарем обычно мог стать только чело­век знатный, и притом достаточно богатый, чтобы иметь боевого коня и вооружение.

Рыцарь был прекрасно подготовлен к вой­не. Сначала его защищали кольчуга, щит и шлем, а в XIV в. появился сплошной доспех весом до 30 кг. Наступательным оружием были меч и длинное копьё. Несколько веков рыцари господствовали на полях сражений.

В бою стремились взять в плен как можно больше рыцарей, чтобы получить за них выкупы. Поэтому в сражениях рыцари поги­бали редко, зато многие из них попадали в плен.

Жизнь требовала от рыцаря храбрости, физической силы и достоянной тренировки.

С семи лет мальчики из знатных семей служили пажами при дво­ре знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь, танцевать; они усваивали изысканные придворные манеры, однако читать их учили не всегда. Затем юноша на несколько лет становился оруженосцем рыцаря: прислужи­вал, помогал в сражении. Лишь после этого можно было стать рыцарем.

Замок Эльц в Германии и рыцарский турнир. Миниатюра XIV в.
Выезд рыцарей на турнир. Миниатюра XV в.

Мир турниров и гербов

В мирное время рыца­ри заполняли досуг занятиями, похожими на войну: охотились на кабанов или оленей, участвовали в турнирах — состязаниях в умении владеть оружием. Сражаясь затуп­ленным оружием и в доспехах, рыцари на турнире погибали редко.

Организацией турниров занимались ге­рольды. Едва взглянув на рыцаря, они могли определить, кто он такой: ведь на его щите они сразу видели знак его рода — герб.

Искусство составлять и описывать гербы называется геральдикой; им занимались герольды. В гераль­дике использовалось пять цветов (голубой, зелёный, чёрный, алый, пурпурный), а также золото и серебро. Цвет и расположенные на щите фигуры часто имели символи­ческое значение. В состав герба входил и девиз — краткое изрече­ние, выражавшее самое важное в характере обладателя герба и его предков.

Гербы возникли именно в Средние века — как личные, а затем и родовые знаки знат­ных людей. Позже гербы появились у горо­дов и духовных лиц, а из гербов правителей появились гербы государств.

Рыцарь предлагает даме своё сердце. Ковёр. Фрагмент. Около 1400 г.

Рыцарская культура

Воплощением духа Сред­невековья с его постоянными войнами стал неприступный каменный замок — жилище рыцаря и его крепость. Замок был хорошо укреплён, мог выдержать и штурм, и долгую осаду. Захватить его, как правило, удавалось лишь хитростью или изменой. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Замок был центром жизни всей округи. Здесь жил сеньор с семьёй, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети. При дво­рах сеньоров расцвела рыцарская культура. Она складывалась из мно­гих компонентов. Это замки и гербы, турниры и пиры, танцы и поэти­ческие состязания. Рыцарь подчинял­ся определённым правилам поведения (кодекс рыцарской чести), отличав­шим его от всех остальных. Ему сле­довало быть храбрым в бою и верным сеньору, отстаивать христианскую веру, защищать слабых. Худшим пороком рыцаря считалась трусость, а честь ценилась выше жизни.

На войне рыцари часто грабили мирных жителей, но не для того, чтобы разбогатеть, а для того, чтобы щедрыми подарками привлечь к, себе новых вассалов.

Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Это умение называют куртуазностью (от французского слова «кур» — двор). Считалось, что рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму и прославлять её своими подвигами. Эта придворная игра воспитывала рыцарей, смягчая грубость их нравов.

Многие рыцари сочиняли стихи, как, на­пример, трубадуры — странствующие рыцари-поэты Южной Франции. При дворах звучали эпические поэмы о героях былых дней, такие, как «Песнь о Роланде». Очень популярны были рыцарские романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

История рыцарей детям

Рыцарство, в первую очередь обозначает кодекс поведения мужчины. Высокие моральные качества который руководствуется ими в своём поведении: это доблесть, это честь, мужество, благородство и т. д.

Рыцарь (от немецкого всадник, наездник) — средневековый почётный дворянский титул в Европе. Человек изначально по рождению мог и не являться ни кем, но поступив на военную службу и прославившись либо совершивший какой либо подвиг, мог быть посвящён королём, в рыцари, что приравнивалось тогда к дворянству.

Эпоха рыцарей это средневековье, – с одиннадцатого по начало семнадцатого столетия. Кое-где, например, в Великобритании есть титул рыцаря, у короля (королевы) есть такая прерогатива посвящения в рыцари. Так было и в средневековье. Главная задача рыцаря это служить верой и правдой королю и защищать его от врагов внешних и внутренних.

Рыцарское братство, особая каста, в первую очередь военная. Эта каста существовала в Западной Европе в эпоху средневековья. Как уже отмечалось посвящение в рыцари являлось королевской наградой за государственную и военную службу. Тогда военная служба была равносильна государственной.

Рыцарство делилось на две группы: религиозная и светские. Первая группа: рыцари принявшие религиозный обет. Это, – члены ордена тамплиеров, рыцари-священники, ордена/ братства, воевавшие против сарацинов (арабов) и других нехристиан.

Вторая группа: это рыцари, высших, правящих классов, либо тех, кто служит на военной службе.

Трудно сейчас определить в какой именно стране возникло рыцарство. Многие историки сходятся во мнении что это либо Франция или Испания. Позднее рыцарство распространилось по всей Европе.

В то жестокое время всё решала сила, а уже потом право. Каждый молодой человек (дворянин) должен был посвятить себя военному ремеслу, став рыцарем. Но, перед этим следовало изучить и освоить это ремесло, а именно: ездить верхом, владеть оружием, взбираться по лестнице, быть физически сильным и выносливым (нужно носить сбрую, латы).

Обычно своих сыновей учил отец (вместе с помощниками) либо родители отправляли сына к более знатному господину, тот принимал его и обучал военному ремеслу. Одновременно с этим молодому давали определённую работу, – помощник егеря на охоте, оруженосец. Обучение как правило длилась от пяти до семи лет. Когда молодой человек был оруженосцем он не имел права на ношение сбруи (ни меча ни лука). К 20 годам обучение заканчивалась, и если молодой человек достаточно состоятелен что бы вести образ жизни рыцаря. Но, он должен был принять участие в военном походе или войне тогда он становился полноправным обладателем рыцарского статуса. По обычаю на военный поход, молодого воина провожает его отец или человек который учил его все эти годы, это являлось своеобразным благословлением «в добрый путь» и придерживалась преемственность поколений от старшего поколения рыцарей к младшим которые только ступают на эту дорогу.

Рассвет эпоха рыцарства достигла в период крестовых походов.

Крестовые походы – военные походы (по религиозным мотивам), организованные державами Западной Европы против мусульман. Основная цель этих военных походов, – освободить Иерусалим, где находился Гроб Господень. Рыцарям противостояли мусульмане-фанатики. Была и другая цель которую преследовали римские папы: это «обращение в христианство» нехристианские народности (например прибалтов). В основном крестовых походов было девять на Святую землю или против нехристиан. Крестоносцы так же осуществляли походы и против славян (1147 года).

Вендский крестовый поход (против славян) состоялся в 1147 году, преследовал чисто захватнические цели. В походе участвовали немцы, поляки, датчане (все рыцари). Основная цель колонизировать земли восточные Эльбы и Одера, пограбить и нагнать себе рабов. В восточные земли вторглись по предварительным подсчётам около 200 тысяч рыцарей, среди них был герцог Саксонии, Генрих Лев и множество других героев, в кавычках и без них.

Но, в то жестокое и далеко не цивилизованное время «кодекс чести» соблюдался редко. Вообще средневекового рыцаря принято изображать в романах и повестях, на самом же деле далеко не всегда, они были благородными.

По мере исторического прогресса и появления огнестрельного оружия, роль рыцарей отходила на второй план. К тому же в Европе семнадцатого столетия о рыцарях пошла дурная слава, – грабителей и убийц.

К середине семнадцатого столетия рыцари как военная каста прекратили своё существование. На их место стали гвардейцы. Гвардия – элитные войска, которые так же призваны защищать правителя от внешних и внутренних врагов.

Рыцари – сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Читайте также:  Колизей в древнем Риме - сообщение доклад

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее – с другой. В XI – XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.

Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов ‘обогнал’ замок Цоллернов – Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы – владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: ‘Гогенберг’ означает по-немецки ‘высокая гора’ (‘hohen Berg’). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас – немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта – один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 – 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 – 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Назначение турнира – демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: “Иду своей дорогой”, “Другим не стану”, “Вспоминай меня часто”, “Я осилю”, “Я не король и не князь, я граф де Куси”.

Рыцари средневековья

[h2]
Рыцарь — почётный дворянский титул в Европе[/h2]

Рыцарь — средневековый почетный дворянский титул в Европе. Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов.
[h2]
История рыцарства[/h2]

Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати. Прообразом рыцарей в определённой степени является сословие эквитов (всадников) в Древнем Риме. Однако, принципиальная смена способов ведения войны и организации общественных отношений в Европе связана с падением Римской империи под напором кочевников с востока в ходе Великого переселения народов в IV—VII веках. Тяжелое вооружение сарматской конницы и длинный прямой меч из сварной стали гуннского типа являются очевидными прототипами вооружения средневековых рыцарей Европы. Поскольку именно кочевники (прежде всего сарматы и остготы) составили господствующий слой общества после распада союза под руководством гуннов, первоисточник отличий европейской рыцарской культуры Средневековья от культуры античности логично усматривать в кочевой культуре пришельцев. Однако, ввиду их относительной малочисленности, потребовались века на распространение её влияния в ходе синтеза с местной основой.

Читайте также:  Древняя Греция - сообщение доклад

Потребность во всадниках при Карле Мартелле

У франков, в вооруженных силах которых ещё в VII веке преобладало пешее войско свободных, конницу составляли дружинники короля (антрустионы). Рыцарство проявило себя во Франкском государстве в первую очередь во время нападения арабов, которые вместе с перешедшими на их сторону христианскими комитатами Иберийского полуострова проникли и в Галлию. В Галлии свободным крестьянам было не под силу нести конную службу в отдалённых походах, и Каролингам для создания конницы пришлось опираться на сеньорат (господ).

Потребность во всадниках вызвала при Карле Мартелле и его сыновьях раздачу церковных земель на условиях прекария. Карл Мартелл раздавал церковные земли своим дружинникам (газиндам) и требовал от них конной службы. Затем на тех же условиях стали раздаваться и коронные земли, как бенефиции. С VIII века для состояния газиндов появляется имя вассов, вассалов. Свободный, но, по недостатку собственности, неспособный к несению конной службы человек мог, как вассал, получить бенефиции или, как поселенец (Hintersasse) — участок оброчной земли. Наделение оброчной землей преследовало хозяйственные цели, раздача бенефиций — военные. В вассальные отношения становились отчасти свободные люди, отчасти несвободные. Свободный становился вассалом путём коммендации (manibus iunctis se tradit) и приносил своему сеньору присягу на верность (per sacramentum fidelitas promittitur).

Присяга на верность у рыцарей

В конце VIII века присяга на верность требуется и от несвободных (servi), которые получали бенефиции или должности (ministeria) или становились вассалами. Карл Великий ещё применял в своих войнах пехоту; Людовик I[какой?] и Карл II собирали в поход только конницу.

Рыцарская конница в битве при Гастингсе

В 865 году от владельца 12 гуф земли требовалась кольчуга или чешуйчатый панцирь, то есть принадлежности тяжёлой конницы; лёгкая конница должна была являться с копьем, щитом, мечом и луком. Везде ниже панцирных рыцарей свободного состояния (milites) стояли легковооружённые всадники, несвободные по происхождению (vavassores, caballarii). Из оброчного населения можно было подняться в министериалы, получив должность при дворе сеньора, нести службу легковооружённого всадника, а затем, заслужив соответствующий бенефиций, перейти в тяжёлую конницу и стать рыцарем. Таким путём из среды несвободных выделился привилегированный класс дворовых слуг (vassi, servi ministeriales, pueri) при богатых феодалах. С развитием ленной системы министериалы получали лены и привлекались к рыцарской службе.

Жизнь средневекового рыцаря

Жизнь человека в Средние века была, по сути, сплошным испытанием на выносливость, хотя люди и вряд ли отдавали себе в этом отчет, ибо жили, не зная и даже не предполагая иной реальности. Жили, как заведено, как жили их отцы и прадеды, и прапрапрадеды. Исключение составляли, разве что, рыцари, в чьем образе жизни все-таки происходили определенные изменения. Вначале, быть рыцарем означало просто быть воином, нести вассальную, как правило, конную военную службу своему сеньору. Однако, в бесконечных средневековых внешних и внутренних войнах, постепенно была сформирована новая идеология и психология рыцарства; к образу малограмотного военного добавилась изрядная доля аристократизма и благородства, даже, некоторой куртуазности в лучшем смысле этого слова. Рыцарь стал не просто воином, а эталоном благородных устремлений и чувств, понятие рыцарства стало синонимом верности, что в средневековом обществе считалось почти непозволительной роскошью. Даже король не всегда мог похвастаться верностью собственных подданных, а что уж говорить о простых смертных?

У рыцарей сформировались собственные понятия о чести и благородстве. Прежде всего, рыцарь должен был быть добрым христианином и обязывался везде и всюду бороться за христианскую веру и защищать ее. Он должен был оберегать слабых, всегда держать данное слово. Рыцарь должен был быть верен своему сеньору и должен был уметь постоять за свою жизнь и достоинство. А еще, совершенно не лишними оказывались навыки рыцарей играть на музыкальных инструментах, слагать стихи и поэмы, посвященные Прекрасной Даме, которая просто обязана была быть у каждого уважающего себя рыцаря. При этом, следует заметить, что Прекрасная Дама должна была оставаться для рыцаря недосягаемой величиной. Он мог в ее честь слагать стихи и песни, он мог сражаться за ее благосклонный взгляд на турнирах и совершать еще, Бог знает сколько, военных подвигов на поле брани, но рыцарь, как правило, не мог обладать дамой своего сердца. Так что, частенько Прекрасными Дамами рыцари избирали дам замужних и, по всем средневековым правилам этикета, восхваляли их красоту и добродетель, и вздыхали о них исключительно платонически. Даже королева вполне могла стать Прекрасной Дамой какого-нибудь славного рыцаря, ведь, как известно, даже кошке позволено смотреть на короля.

Конечно же, все мальчишки Средневековой поры мечтали о том, чтобы стать рыцарем. Но для этого приходилось немало потрудиться. Пятнадцать лет – самый подходящий возраст для оруженосца. Именно в этом возрасте мальчики поступали на службу к рыцарю, повсюду, как тень, следуя за своим господином. Пажи-оруженосцы держали щит, подавали запасное оружие во время боя, ухаживали за лошадьми. За несколько лет службы, мальчик мужал и уже сам мог претендовать на то, чтобы его посвятили в рыцари. В ночь перед посвящением, будущий рыцарь должен был всю ночь на коленях молиться, испрашивая у Господа сил и мужества, и благородства мысли, и стойкости, дабы в будущем ему хватило отваги не посрамить почетное звание рыцаря. Утром он исповедовался, совершал ритуальное омовение, облачался в белоснежные одежды неофита и, возложив руки на Святое Евангелие, торжественно клялся соблюдать все писанные и неписанные законы рыцарства. После этого, один из рыцарей (или отец юноши) доставал из ножен меч и трижды касался клинком плеч неофита. Затем юноше вручался собственный меч, с которым он отныне больше не расставался. Тот, кто посвящал мальчика в рыцари трижды бил его по щекам, приговаривая: «Будь храбр!» и это были единственные удары в жизни рыцаря, на которые он не имел права отвечать. Даже король, проходя обязательное посвящение в рыцари, не имел права сопротивляться этим ритуальным оплеухам. Во время войны, правда, ритуал посвящения в рыцари проходил несколько скромнее.

Почти все свободное время рыцарь проводил либо на охоте, либо на войне. Война – это кормилица не только рыцарей, но и любых других воинов. Мародерствуя на захваченных территориях, люди делали себе если не состояние, то, по крайней мере, хоть как-то компенсировали долгие годы военных лишений. Еще одним способом зарабатывать себе на жизнь для рыцаря являлись рыцарские турниры. Эта полувоенная – полуспортивная забава, на которой рыцари сражались друг с другом, стремясь выбить соперника из седла тупым концом копья. Поверженный на землю рыцарь, должен был отдать своего коня и свои доспехи победителю, но поскольку остаться без коня и доспехов для рыцаря считалось позором, то победитель тут же возвращал свой выигрыш проигравшему за очень хорошие деньги (рыцарские доспехи стоили приблизительно столько же, сколько стоило небольшое стало коров, голов, эдак, в 45). Так что, некоторые рыцари зарабатывали себе на жизнь, путешествуя из города в город и принимая участие в рыцарских турнирах, параллельно во всех городах прославляя имя своей Прекрасной Дамы.

Сообщение на тему: «Страницы всемирной истории. Средние века: время рыцарей и замков.».

Автор: admin · Опубликовано 11.08.2015 · Обновлено 17.07.2018

Средние века: время рыцарей и замков.

План

1. Средние века
2. Музыка
3. Литература
4. Наука и техника
5. Образование
6. Книгопечатание
7. Религия
8. Рыцари и замки

1. Средние века

Тысячу лет — с конца 5 до конца 15 века — продолжались Средние века, или Средневековье. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был, свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.

Читайте также:  Рыцари – сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия.

Города в средние века выглядели как крепости, застроенные каменными двух — трёхэтажными домами. Они выстраивались плотными рядами по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

— В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы средневековых домов. Каждый из вас видел по телевизору Московский Кремль — резиденцию русских царей. А ведь это ни что иное, как памятник средневековья! Кремль из красного кирпича был построен к концу 15 века.

2. Музыка

Главное назначение музыки – церковное богослужение. Основной жанр – месса. Это цикл вокальных или вокально-инструментальных произведений на латинский текст, исполнявшийся во время церковной службы.

Достижение Средневековья в области музыки – появление нотной записи в 11 веке в Италии. Ее изобрел монах Гвидо из города Ареццо. А в 13 веке в Германии изобрели знаки для обозначения длительности нот. Изобретение принадлежит священнослужителю Франко из Кёльна.

3. Литература

Литература была представлена рыцарскими романами, стихами, поэмами. Появляются трубадуры, барды, менестрели. Известен трубадур Рюдель де Блайя (12 век). Он был «заочно» влюблен в графиню Триполитанскую и отправился в крестовый поход, чтобы увидеться с ней. Однако в пути на корабле заболел и по приезду в Триполи на руках у графини умер. После этого она постриглась в монахини.

Зарождается новый поэтический жанр – сонет.

4. Наука и техника

Обзор средневековой науки дается в сочинении «Великое дело» Роджера Бэкона (Оксфорд; Англия 1266-1267 года). Он определил основное направление – математическое. Из крупных ученых того времени следует назвать итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского. Он описал способ вычисления числа p («пи») и методы решения неопределенных уравнений.

Начинает формироваться «корпус» квалифицированных ремесленников и технических работников. Появилось слово «инженер» (9 век; Италия, Франция) от латинского выражения «врожденные способности, изобретательность».

В 12-13 веках в Западной Европе появился компас со стрелкой (хотя в Китае был известен с 1-2 веков). Появляются первые механические часы с пружиной. Впервые стали применяться очки. В 13 веке в Европе (Италия, 1270 год) началось изготовление бумаги. Стали применять порох («рецепт» изготовления принадлежит Рожеру Бэкону). Была изобретена серная кислота (1299 г.)

С 14 века стало употребляться огнестрельное оружие: сначала появилась артиллерия (пушки) и лишь затем ручное огнестрельное оружие. Нужды военного дела и запросы церкви повлияли на развитие металлургии – начинается металлическое литье колоколов (5 век; Италия, Флоренция).


5. Образование

Монастыри – центры учёности в Средние века. Именно монастырские школы давали начальное образование. Среднего образования не было: после начальной школы, владея латынью, в возрасте 15-16 лет школяр поступал в университет.

С 12 века в употребление входят слова «университет» (от латинского «общность» руководителей и учеников), «студент» (от латинского «обучающиеся, занимающиеся»), «преподаватель» и т.д.

6. Книгопечатание

Многие изобретатели пытались открыть способ, как быстрее и легче создавать книги. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. К этому времени в Европе стала известна бумага, изобретенная еще в Древнем Китае.

Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы -литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст — строка за строкой. Литеры смазывались типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал в ручную. Когда книга была напечатана, набранный текст можно было рассыпать на отдельные буквы и из них составить новый текст. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год.


7. Религия

Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.

В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.

Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения – Библия.

В христианстве здания для молитв у людей — церкви, соборы.

Ислам (это слово по-арабски означает «покорность») возник в Аравии в VII веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии, мусульмане, поклоняются единому Богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.

В исламемусульманские мечети

Раньше возник буддизм. Это было в Индии, в V–VI вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства.

В буддизмебуддистские храмы.

Христианство распространяется по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии

8. Рыцари и замки

Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь».

Полное рыцарское вооружение составляли твердые стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с железным забралом; руки и ноги также покрывались железной броней; кроме того, употреблялся и щит. Их кони тоже были одеты в броню.

Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием. Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Потому что доспехи весили 40 килограммов. И от рыцаря требовалась недюжинная сила, чтобы он смог бы его носить. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с детства. Но читать и писать доблестные рыцари не умели.

В Средние века сразу можно было отличить знатного человека — рыцаря от «чёрного люда» — горожан и крестьян. И не только по платью. Оденьте графа в крестьянскую одежду, и всё равно всякий скажет, что это не простой человек. Крестьянина же в рыцарском одеянии выдавали походка, плечи, опущенная голова.

В чём дело? В осанке, в умении держать своё тело так, чтобы человек выглядел достойно, красиво и когда он стоит, и когда сидит, идёт или бежит. Этому специально обучали детей в знатных семействах. Кроме владения конём и оружием, их обязательно учили танцевать. Танцы были сложными, фигуры каждого из них осваивали, чуть ли не год.

Рыцарь должен был постоянно заботиться о поддержании своей славы, преодолевая новые и новые препятствия. Рыцарь не мог позволить себе нежиться в ванне, а вынужден был странствовать по свету и искать возможности сразиться с врагом. Если же войны не было, то он принимал участие в рыцарских турнирах. Известность рыцаря зависела от количества побежденных соперников.

Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз. А также свой флаг и герб.

Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI–XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII–XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.

Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро, холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.

Из истории Средневековья известна женщина-рыцарь, Жанна д’Арк — героиня французского народа, поднявшая освободительное движение против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период Столетней войны. Но церковники обвинили девушку в ереси и колдовстве, и девятнадцатилетняя Жанна была сожжена.

Ссылка на основную публикацию