Рыцари – сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Рыцарство и рыцарская культура в Средневековье

Рыцарство и рыцарская культура, расцвет кото­рых приходится на XII—XIII вв., были яркой стра­ницей в истории Средневековья.

Рыцарь на войне

Сеньоров и вассалов объеди­няло то, что все они были или хотели стать рыцарями. Слово « рыцарь» в русском языке происходит от немецкого «риттер» — всад­ник. Рыцарем обычно мог стать только чело­век знатный, и притом достаточно богатый, чтобы иметь боевого коня и вооружение.

Рыцарь был прекрасно подготовлен к вой­не. Сначала его защищали кольчуга, щит и шлем, а в XIV в. появился сплошной доспех весом до 30 кг. Наступательным оружием были меч и длинное копьё. Несколько веков рыцари господствовали на полях сражений.

В бою стремились взять в плен как можно больше рыцарей, чтобы получить за них выкупы. Поэтому в сражениях рыцари поги­бали редко, зато многие из них попадали в плен.

Жизнь требовала от рыцаря храбрости, физической силы и достоянной тренировки.

С семи лет мальчики из знатных семей служили пажами при дво­ре знатного феодала. Их учили ездить верхом, владеть оружием, охотиться, петь, танцевать; они усваивали изысканные придворные манеры, однако читать их учили не всегда. Затем юноша на несколько лет становился оруженосцем рыцаря: прислужи­вал, помогал в сражении. Лишь после этого можно было стать рыцарем.

Замок Эльц в Германии и рыцарский турнир. Миниатюра XIV в.
Выезд рыцарей на турнир. Миниатюра XV в.

Мир турниров и гербов

В мирное время рыца­ри заполняли досуг занятиями, похожими на войну: охотились на кабанов или оленей, участвовали в турнирах — состязаниях в умении владеть оружием. Сражаясь затуп­ленным оружием и в доспехах, рыцари на турнире погибали редко.

Организацией турниров занимались ге­рольды. Едва взглянув на рыцаря, они могли определить, кто он такой: ведь на его щите они сразу видели знак его рода — герб.

Искусство составлять и описывать гербы называется геральдикой; им занимались герольды. В гераль­дике использовалось пять цветов (голубой, зелёный, чёрный, алый, пурпурный), а также золото и серебро. Цвет и расположенные на щите фигуры часто имели символи­ческое значение. В состав герба входил и девиз — краткое изрече­ние, выражавшее самое важное в характере обладателя герба и его предков.

Гербы возникли именно в Средние века — как личные, а затем и родовые знаки знат­ных людей. Позже гербы появились у горо­дов и духовных лиц, а из гербов правителей появились гербы государств.

Рыцарь предлагает даме своё сердце. Ковёр. Фрагмент. Около 1400 г.

Рыцарская культура

Воплощением духа Сред­невековья с его постоянными войнами стал неприступный каменный замок — жилище рыцаря и его крепость. Замок был хорошо укреплён, мог выдержать и штурм, и долгую осаду. Захватить его, как правило, удавалось лишь хитростью или изменой. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Замок был центром жизни всей округи. Здесь жил сеньор с семьёй, подолгу гостили вассалы и воспитывались их дети. При дво­рах сеньоров расцвела рыцарская культура. Она складывалась из мно­гих компонентов. Это замки и гербы, турниры и пиры, танцы и поэти­ческие состязания. Рыцарь подчинял­ся определённым правилам поведения (кодекс рыцарской чести), отличав­шим его от всех остальных. Ему сле­довало быть храбрым в бою и верным сеньору, отстаивать христианскую веру, защищать слабых. Худшим пороком рыцаря считалась трусость, а честь ценилась выше жизни.

На войне рыцари часто грабили мирных жителей, но не для того, чтобы разбогатеть, а для того, чтобы щедрыми подарками привлечь к, себе новых вассалов.

Рыцарская культура требовала умения вести себя при дворе, особенно в общении с дамами. Это умение называют куртуазностью (от французского слова «кур» — двор). Считалось, что рыцарь должен быть влюблён в прекрасную даму и прославлять её своими подвигами. Эта придворная игра воспитывала рыцарей, смягчая грубость их нравов.

Многие рыцари сочиняли стихи, как, на­пример, трубадуры — странствующие рыцари-поэты Южной Франции. При дворах звучали эпические поэмы о героях былых дней, такие, как «Песнь о Роланде». Очень популярны были рыцарские романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

История рыцарства – кратко

Рыцариэто титулованные воины, обитавшие в замках и принимавшие активное участие в битвах и показательных сражениях на турнирах. Посвящение в рыцари расценивалось как награда короля за государственную службу. Братства рыцарей в средние века подразделялись на светские и религиозные: первые традиционно являлись выходцами из знатных семей и несли службу в королевской армии, отстаивали они преимущественно государственные интересы, тогда как вторые боролись скорее за интересы церкви.

Служить рыцари предпочитали только с равными себе по титулу: некоторые доходили до такого абсурда, что отказывались идти в одном ряду с пехотинцами, рискуя своей жизнью.

Первые рыцарские сословия возникли еще в 8 столетии на территории современной Франции, когда в государстве осуществлялся переход от народного ополчения к вассальному конному войску. Церковь оказала немаленькое влияние на средневековую конницу, превратив ее в элитное войско. Формированию рыцарства также способствовала эпоха крестовых походов.

Первыми прототипами рыцарей были древнеримские всадники: они, как и средневековые рыцари, передвигались по полю боя на конях, в качестве брони использовали доспехи. Конница предназначалась для преследования убегающих врагов.

Официальным началом эпохи рыцарства считают 4-6 столетие , когда Римская империя пала, а сарматы, поспособствовавшие этому, стали вторым прототипом средневековых рыцарей. Сарматская конница считалась привилегированной частью общества.

История формирования рыцарей тесно связана с франками, у которых возникла острая необходимость создания мобильной конницы, поскольку на их территории участились набеги арабов.

Мастерство езды на норовистых конях было недоступно для пеших франков. Конницу начали формировать из представителей дворянства. Помимо стрельбы, поединков на мечах и езды на конях, детей крупных землевладельцев обучали также плаванию, этикету, стратегии, тактике и искусству осады.

Подрастая, пажи поступали на службу к взрослым рыцарям в роли оруженосцев, сопровождавших воинов во всех походах. В их обязанности входило поддержание доспехов в чистоте и целости, транспортировать щиты и оружие.

Золотая эпоха рыцарства

Рыцарство развивалось очень динамично: требования к претендентам на получение титула становились все жестче, а тех, кому удавалось его получить, почитали все больше.

Рыцарям необходимо было быть в достаточной степени мужественными, верными своему королю, щедрыми к своим подданным и крайне галантными при дворе. Они всегда должны были защищать интересы церкви, оказывать помощь тем, кто в этом нуждался, держать свое слово и бороться со злом во всех его проявлениях.

Требования выдвигались также к внешнему виду рыцарей: воины должны были облачаться в красивые тяжелые доспехи, которые значительно усложняли передвижение солдата по полю боя. Огромная цена на обмундирование повлекла за собой новую традицию: побежденный в турнире должен был отдавать свои доспехи победителю.

Однако, в эпоху Крестовых походов требования к претендентам на получение рыцарского титула значительно снизились: чтобы присоединиться к войску, нужно было всего лишь принести обет противостояния нехристианам.

Популярности рыцарям добавляли барды и менестрели, воспевающие в своих произведениях их подвиги.

Однако, с изобретением огнестрельного оружия потребность в рыцарях сошла на нет – теперь воины являются скорее представителями аристократического класса, чем сплоченной армией. В Великобритании посвящение в рыцари происходит и в наши дни: титул даруется лично монархом за заслуги перед государством.

Одним из наиболее интересных орденов является Мальтийский, основанный в Иерусалиме в 11 веке. В него входили преимущественно монахи, в 1118 году объединение возглавил французский рыцарь Раймон Дюпои, он же превратил орден в военную организацию, сражающуюся за интересы христианской церкви. Рыцари доблестно боролись за неприкосновенность Иерусалима вплоть до 1187 года, когда были изгнаны в Акка, где задержались на сотню лет. На закате 13 столетия они перебрались на Кипр, а в начале 14 века захватили остров Родос. В течение 200 лет рыцари полностью контролировали воды Средиземного моря, однако Великая Французская революция 18 столетия нанесла ордену смертельный удар: в 1792 году вся собственность органа была конфискована, а в 1798 году рыцари, изгнанные Наполеоном, были вынуждены искать новое пристанище: большая часть ордена бежала в Россию, где Павел I попытался возродить объединение , однако надолго продлить его существование не удалось – в 1801 году император умер, а вместе с ним канул в лету и орган. Еще одна попытка вернуть орден к жизни была предпринята спустя 78 лет, инициатором этого выступил Папа Лев Х III . Рыцари вернулись, однако повторить успех своих предшественников им не удалось.

Еще одной интересной организацией является Тевтонский орден, который был основан в период третьего крестового похода в 12 веке. Членами объединения были преимущественно немецкие монахи, давшие обеты целомудрия, бедности и послушания. В 1221 году на членов ордена были распространены такие привилегии как иммунитет и индульгенции. В начале 15 столетия тевтонский орган вел активную войну с Польшей и Литвой. Литовскому князю удалось разгромить монахов, планы тевтонцев относительно господства в Восточной Европе были разрушены. Тевтонский орден был вынужден признать свою несостоятельность. 8 августа 1525 года представители Тевтонского ордена заключили мирный договор с Польшей, согласно которому рыцари теряли все свои привилегии.

В 1834 году Тевтонский орган был восстановлен в Австрии и Германии.

Самым могущественным по праву считают орден Тамплиеров. Объединения рыцарей отличались между собой используемой военной стратегией, а в остальном были достаточно похожи.

Рыцари – сообщение доклад про рыцарей Средневековья

Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее – с другой. В XI – XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.

Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов ‘обогнал’ замок Цоллернов – Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы – владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: ‘Гогенберг’ означает по-немецки ‘высокая гора’ (‘hohen Berg’). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас – немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта – один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 – 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 – 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Читайте также:  Основание Санкт-Петербурга - сообщение доклад

Назначение турнира – демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: “Иду своей дорогой”, “Другим не стану”, “Вспоминай меня часто”, “Я осилю”, “Я не король и не князь, я граф де Куси”.

Страшный и Ужасный. Рыцарь Средневековья.

Женщины рисуют в своем воображении образ рыцаря , как сильного, красивого и добродетельного мужчины, беззаветно преданного своей возлюбленной и обязательно на белом коне, готовый прийти на помощь не только даме своего сердца, но и любому, молящему о помощи…

Таким мы представляем образ рыцаря средневековья, навеянный книгами и фильмами.

А так на самом деле.Рыцари были низкорослыми, на рубеже XIV-XV веков средний рост рыцаря редко превышал 1,60 м.

Или примерно так. Небритое и немытое лицо среднего рыцаря часто было обезображено оспой, поскольку ею в Европе в те времена болели практически все.

Встреча с рыцарем

Так какими же были средневековые рыцари? Вот некоторые интересные факты, которые помогут воссоздать наиболее полный образ рыцаря, рассмотрев все стороны его жизни. Средневековый рыцарь, безусловно, соединял в себе положительные качества с целым рядом отвратительных черт.

Воевали в те годы постоянно, погибали мужчины часто, поэтому ни в одной европейской стране не было регулярной армии, способной противостоять врагу.

Отсюда и необходимость в рыцарях. В средневековой Европе рыцарем мог стать дворянин, готовый нести военную службу и при необходимости защищать страну и церковь. Простолюдинов среди них не было, одна из причин – отсутствие денег.

А быть рыцарем – дело затратное. Средневековый рыцарь должен был иметь коня (и не одного), оружие и доспехи (также несколько комплектов). Рыцарям дарилась земля, которую те могли сдавать в аренду, а на вырученные деньги делать себе «обмундирование» и покупать коней.

Доспехи были очень дорогими, поскольку делались для конкретного человека, подгоняясь под его фигуру. Еще средства были нужны на содержание оруженосцев, которых у одного рыцаря было несколько (один не мог следить за конями и таскать все тяжелые доспехи рыцаря).

Войн и битв в то время было предостаточно. Поэтому рыцари превращались, в абсолютных убийц.

Абсолютные убийцы

В 11 веке папа римский издал приказ, согласно которому каждый молодой дворянин, достигший двадцатилетнего возраста, приносил присягу, обязуясь защищать слабых, детей и дам. Но до этого момента в течение 14 лет мальчики должны были изучать азы рыцарства, боевое искусство, служа все это время оруженосцами. А это непросто. Они должны были следить за доспехами рыцаря и его лошадьми. На поле боя оруженосцы находились за спиной рыцаря, готовые в любой момент подать ему новое оружие или другие доспехи. Если мальчик дворянского происхождения (а среди оруженосцев были и простые люди) достойно проживал эти 14 лет, тогда он и приносил присягу, после которой становился рыцарем.

Благодаря латам рыцари были практически неуязвимы на поле боя.

Рыцари должны были всегда быть галантными, нравственными и говорить правду. Это и стало началом рыцарства, каким видим его мы.

Замки рыцарей

Рыцари имели свои замки, весьма укрепленные и построенные таким образом, чтобы успешно отбивать атаки нападавшего неприятеля. Основная их изюминка – винтовая лестница, очень крутая и узкая. Направление ее зависело от того, правша или левша хозяин замка.

Изгиб ее делался так, чтобы «рабочая» рука рыцаря, спускавшегося с лестницы, могла свободно двигаться. То есть, если рыцарь правша, то стена должна быть слева. Для поднимавшихся снизу недругов картина при этом была противоположной: их правая рука упиралась в стену, что не позволяло им свободно владеть оружием.

Средневековые рыцари были очень храбрыми, безрассудными и очень жестокими. Правда церковь и папа римский не осуждали «рыцарскую жестокость», считая ее оправданной: ведь рыцарь убивает, беря грех на душу, чтобы спасти страну от неверных. И если вдруг рыцарь найдет в бою смерть и умрет от руки врага, он непременно попадет в рай.

Рыцари были очень высокомерными, они с презрением относились к простолюдинам. А ведь им приходилось воевать бок о бок! На поле боя, помимо рыцарей, всегда была пехота, лучники и простые солдаты, которых набирали из людей низшего сословья.

Справедливости ради, нужно сказать, что все же были случаи, когда рыцари очень душевно относились к простым воинам и не бросали их в беде.

Рыцари грабили города и селения, занимались ростовщичеством, эксплуатировали местное население.

А теперь еще немного шокирующей правды о средневековых рыцарях. Все рыцари были невысокого роста. Хотя, правду сказать, в те годы почти все люди были невысокие.

Гигиена рыцарей

Все рыцари носили бороду. Понятно, что у них во время боев не было возможности бриться, но борода позволяла им скрывать недостатки кожи. Дело в том, что в те века в Европе очень частыми были эпидемии оспы, поэтому лица рыцарей зачастую были покрыты оспинами. Плюс ко всему рыцари очень редко мылись, что приводило к возникновению кожных болезней, среди которых прыщи были делом обычным.

Мылись рыцари в среднем три раза в год. Можно представить, как выглядело их тело и волосы, практически постоянно скрытые под прочными доспехами! В неухоженной растительности (усах, бороде и волосах) были и грязь, и остатки еды. А уж сколько тварей заводилось на них! Я имею в виду вшей и блох. Похоже, что рыцарям приходилось терпеть не только натиск врага, но и болезненные укусы насекомых.

Зубами рыцари похвастаться также не могли. В те времена чистить зубы не было принято, да и возможности хоть как-то следить за ртом у рыцарей не было. Поэтому у многих не было части зубов, а оставшиеся были полусгнившими. Изо рта шла жуткая вонь, которую рыцари заедали чесноком.

Для крестоносцев оставалось загадкой, как войны Саладина с легкость находили лагерь. Секрет скрывался в запахе — амбре от рыцарей разносилось на десятки вёрст.

А какой от их немытых тел шел запашок! Усугублял это еще один момент. На рыцарях практически всегда были доспехи, на снятие или одевание которых у оруженосцев уходил примерно час.

Да и возможность заняться этим была лишь в свободное от боев время, а естественную нужду нужно справлять периодически!

Поэтому рыцари гадили прямо под себя, в доспехи. Сказочный аромат! Судя по всему, рыцарский конь, обгаженный всадником, также сильно благоухал.

Для милых дам

И вот такой рыцарь на белом коне возвращался с битвы, и представал перед взорами дам! Надо отметить, что в те времена все мылись редко, так что от представительниц слабого пола тоже не пахло цветами. Очевидно, средневековые люди настолько привыкли к вони немытых тел, что не считали этот запах отталкивающим.

Но женщины, по крайней мере, нужду справляли не под себя! Может быть, они «аромат» рыцарских экскрементов и мочи считали мужественным?

Встреча после похода. Учитывая, что кавалер не мылся, практически никогда, то находится возле них, было тяжелым испытанием.

Нужно сказать, что самим рыцарям было наплевать, как они выглядят и чем пахнут. Женское мнение их мало беспокоило, особенно если те были простолюдинками. Среди рыцарей было принято во время походов совершать набеги на деревни и насиловать всех молодых и невинных девушек. Чем больше таких «побед» у рыцаря, тем больше его уважали друзья.

Дамам благородного происхождения также приходилось несладко. Рыцари относились к ним грубо. В 12 веке рыцари несколько изменили стимулы, побуждающие их проявлять храбрость на поле боя. Теперь они старались биться не за отчизну и церковь, а за прекрасных дам. Драться, чтобы завоевать благосклонность Дамы сердца, стало обычным делом для рыцарей. Они готовы были поклоняться ей.

Читайте также:  Византия - доклад сообщение (6 класс)

Но придется в эту сладкую картинку добавить ложку дегтя. Дело в том, что ни о какой нравственности здесь речь не идет. Как правило, в этот момент рыцарь был женат, да и его дама сердца зачастую состояла в законном браке. Более того, мнение возлюбленной рыцарь никогда не спрашивал – кто победит в поединке, тому она и достанется. Хочет ли этого женщина – никого не интересовало.

Узнав все это, милые и наивные барышни все также хотят ждать рыцаря на белом коне?

Рыцарская культура Средневековья

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах «грубых мужиков». Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда «базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам». Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов — эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием — прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.


Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

«Если здесь война, я здесь остаюсь«, — говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.

Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».

«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

-мужество (pronesse)
-верность (loyaut)
-щедрость (largesse)
-благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
-утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
-чувство чести (honneur)
-вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Памятник на Бородинском поле – сообщение доклад 7 класс

Бородинское поле известно любому человеку, хоть как-то знакомому с российской историей. В 1812 году, когда на данном поле разразилось жестокое сражение с войском Наполеона. В августе началась смертельная схватка, которая закончилась победой русского войска. Ранее войско под предводительством Наполеона считалось сильным и непобедимым, но теперь получило стоящий отпор. С данного сражения начинается провал Наполеоновской армии.

Цена победы в данном сражении была достаточно высокой. Русская армия понесла потери и потеряла около 45 тысяч солдат, при этом французы потеряли около 58 тысяч бойцов. При этом историки до сих пор не могут посчитать точное количество погибших на данном поле. Это связано с тем, что и в 1941 году, когда войска Гитлера держали направление к столице. Там они тоже потерпели поражение, а поле стало настоящим местом боевой славы, получило статус фактически священного места.

Сейчас на территории Бородинского поля расположился мемориальный комплекс, который содержит в себе около 300 памятников и шедевров искусства, каждый из которых подчеркивает подвиг солдат, способных защитить родину от нападения врага.

Первым памятником, который начал историю мемориального комплекса, стал храм-усыпальница, где расположился прах Тучкова, который был генералом. Данный храм построила его жена Маргарита на собственные средства в 1820 году. Часть средств было пожертвовано императором и родственниками погибших на поле солдат.

Потом началось возведение мемориальных досок, которое было приурочено к одному из юбилеев войны 1812 года. На протяжении всего времени было возведено множество памятников и крестов, на них написаны имена людей, который полегли на данном поле. Он с доблестью и отвагой боролись за собственную родину.

Теперь Бородинское поле является местом, которое многие посещают, чтобы окунуться в историю, почувствует атмосферу проходящих в прошлом сражений. Здесь часто проводятся инсталляции, а также проводятся экскурсии, позволяющие провести исторический экскурс в прошлое, узнать множество подробностей и с уважением относиться к боевым подвигам Державы.

Доклад 2

Памятник на Бородинском поле — главный монумент, находящийся на месте воинской славы — Бородинском поле. Является одним из множества памятников на этом месте. На поле Бородина во время Отечественной войны произошла масштабнейшая битва между армиями России и Франции. Во время ВОВ здесь пролегал передовой рубеж Можайской линии обороны Москвы.

Читайте также:  Храм Хоодо Япония (Павильон Феникса) – сообщение доклад

Главный монумент российским воинам — героям Бородинского сражения был заложен в 1837 г. В Через два года у памятника были перезахоронены останки героя Отечественной войны генерала Багратиона. Их перенесли с места смерти и первоначального захоронения генерала в деревне Сима Владимирской губернии по указу Александра I. В 1932 году Главный монумент был разрушен в рамках борьбы коммунистов с наследием царской России. Могила также была разорена. В 1987 году памятник восстановили в первоначальном виде.

Мемориал создал архитектор Антонио Адамини. Памятник установлен на кургане. Он состоит из бронзы и позолоченного чугуна, высота составляет 27 метров. На вершине установлен крест и купол. На сторонах памятника есть сведения о численности сражавшихся армий, о русских генералах, погибших в Бородинской битве, речи об отступлении русских к Москве, о временном захвате столицы неприятелем, о вступлении русских солдат в столицу Франции. У основания захоронен прах генерала инфантерии П. И. Багратиона. Багратион, ученик Суворова, прошёл славный боевой путь, дослужившись до генерала. Во время Бородинской битвы он был тяжело ранен пушечным ядром. Его вынесли с поля боя и срочно доставили в тыл, но лекари не смогли ему помочь. В 1932 году захоронение уничтожили вместе с памятником, а останки генерала выбросили. Спустя 55 лет во время реставрации памятника частично нашли и останки, которые вновь захоронили.

На Бородинском поле установлено множество других мемориалов в честь павших на Отечественной войне 1812 года, например Казачьему полку, Финляндскому, Литовскому, Измайловскому полкам. Великой Отечественной войне посвящены мемориальный комплекс близ Ельни, памятник-танк Т-34, оставшиеся со времён войны ДОТы и окопы. Так же на поле есть братские могилы павших на этих войнах. В центре поля располагается музей. Это поле занимает важное место среди памятных мест России. Сохранение памяти о военных подвигах важно для понимания ныне живущих поколений людей важности защиты Отечества от захватчиков.

Памятник на Бородинском поле

Интересные ответы

В 1770 году в небольшом немецком городе Бонн родился Людвиг ван Бетховен – музыкант, чьи произведения в будущем станут настоящим достоянием классической музыки.

Средние века были наполнены духовными исканиями великих творцов. Одним из творений того столетия является средневековое искусство.

1743 — недалеко от Казани в небогатой дворянской семье родился будущий поэт Гавриил Державин. 1759 — начало учебы в гимназии.

Материнство одно из самых главных инстинктов, заложенных природой живым существам. Тяга к продолжению рода и заботе о маленьких детях может быть присуща не только человеку, но и животным

Все мы знакомы с такими понятиями, как «гороскоп», «созвездия», «астрономия». Ещё жители древнего Вавилона решили разделить всю небесную сферу на двенадцать частей, так и образовались знаменитые знаки зодиака

Памятник на Бородинском Поле

Памятник на бородинском поле

Памятник Героям Бородинского сражения – главный памятник Бородинского поля. Монумент вышиной в 91 футов (27,5 метров), вылит из чугуна, средняя его часть имеет форму усеченной восьми-угольной пирамиды, оканчивающейся сверху чешуйчатой главой с венчающим ее вершину крестом.

Памятник был заложен на месте батареи Раевского в августе 1837 года, в 25-ю годовщину Бородинского сражения, цесаревичем, великим князем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II. Архитектор – Антоний Адамини. Это был первый монумент, поставленный на Бородинском поле. Его торжественное открытие состоялось два года спустя – в 1839 г. – в присутствии императора Николая I, членов царской семьи, свиты, многочисленных представителей русской аристократии, гостей из-за рубежа и большой группы участников Бородинского сражения. В течение трех дней продолжались маневры 150-тысячного войска под командованием Николая I, воспроизводившие эпизоды «битвы гигантов».

Восьмигранный монумент по периметру опоясан памятными надписями.

Западная грань:
«В Нем спасение
Бородинское сражение
26 августа 1812 года»

Северо-западная грань:
«Кутузов
Барклай де Толли
Багратион
Русских было в строю:
Пехоты 85.500 чел.
Конницы 18.200 чел.
Казаков 7.000 чел.
Ополчения 10.000 чел.
Орудий 640»

Северная грань:
«Умерли за Отечество полководцы:
Багратион
Тучков 1-й
Тучков 4-й
Граф Кутайсов
Всем прочим слава!»

Северо-восточная грань:
«Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских.
Неприятеля убито ранено
Генералов 9 30
Воинов до 20.000 40.000»

Восточная грань:
«Франция, Италия, Неаполь, Австрия, Бавария, Виртембергия, Саксония, Вестфалия, Пруссия, Голландия, Испания, Португалия, Польша, Швейцария, Германский союз.
Всех 20 языков вывели в строй:
пехоты 145.000 чел.
конницы 40.000 чел.
орудий 1.000»

Юго-восточная грань:
«Властолюбие неограниченное изумило Европу: здесь потрясено: упокоилось по среди пустынь Океана.
Москва занята неприятелем 2 сентября 1812 года. Александр 1й вступил в Париж 19 марта 1814 года»

Юго-западная грань:
«1838
Благодарное Отечество положившим живот на поле чести
Русских: убито ранено
Генералов 3 12
Воинов до 15.000 30.000»

В 1932 году по приказу советского правительства памятник был разрушен как не представляющий никакой ценности. Он разделил участь московского храма Христа Спасителя и многих других памятников отечественной истории и культуры. В 1987 году, более чем полстолетия спустя, памятник был воссоздан в прежних формах и материалах – в чугуне и бронзе с позолотой – по сохранившимся чертежам.

Рядом с монументом находится могила Багратиона.

Памятник на бородинском поле

Недалеко от Можайска располагается знаменитое Бородинское поле. Для русского человека это место ассоциируется с Отечественной войной 1812 года и бескрайним мужеством воинов, которые встали на защиту родной земли. В 1834 году Академия художеств объявила конкурс на лучший проект памятника героям войны 1812 года. В конкурсе победил проект архитектора Антонио Адамини, известного петербургского архитектора. В 1835 году Николай I распорядился установить 16 типовых чугунных монументов в местах важнейших сражений Отечественной войны 1812 года. Памятники были разбиты на три класса. Памятник 1-го класса должен был быть установлен на Бородинском поле. Памятники второго класса планировали установить в Тарутине, Малоярославце, Красном, Студенке, Клястицах, Смоленске, Полоцке, Чашниках, Кулаково и Ковно, памятники третьего класса — в Салтыковке, Витебске, Кобрине, Вязьме.

Дореволюционная фотография С.М. Прокудина-Горского

Главный монумент, «памятник 1-го класса», был заложен в августе 1837 , в 25-ю годовщину Бородинского сражения, будущим императором Александром II. Торжественное открытие памятника состоялось два года спустя, 26 августа 1839, в 25-ю годовщину вступления русской армии в Париж. На открытии присутствовал император Николай I, члены царской семьи, свита, иностранные гости и большая группа участников Бородинского сражения. Чугунную восьмигранную столпообразную часовню высотой 27,7 метров венчали позолоченная глава и православный крест. Западную грань (обращенную к неприятелю) украшала икона Спаса Нерукотворного — покровителя русского воинства.

Бородинское поле, батарея Раевского

Одновременно рядом с памятником был перезахоронен герой Бородинского сражения — генерал Петр Багратион, смертельно раненый в Бородинском сражении и скончавшийся в селе Симы Владимирской губернии. Перезахоронение было произведено по ходатайству другого героя 1812 — Дениса Давыдова, служившего около шести лет адъютантом Багратиона. Неподалеку от монумента был построен домик-сторожка. Согласно специальному императорскому указу солдаты-ветераны должны были присматривать за памятником, ухаживать за территорией вокруг него и заполнять книгу записи посетителей. В 1932 памятник был уничтожен как «не имеющий ни исторической, ни художественной ценности». Чугун, из которого он был сделан, пошел на переплавку. Был изувечен склеп и разграблена могила Багратиона. В 1985—1987 годах среди мусора были обнаружены фрагменты костей Багратиона. Найденные останки были зашиты в шелковый мешочек, который и положили в гроб. Кроме того, в могилу поместили еще капсулу-гильзу, в которой запечатали копию акта о проведенных раскопках и сделанных находках. На Бородинском поле появилась маленькая траурная процессия: взвод солдат, несколько музыкантов духового оркестра и четверо офицеров, несущие гроб. Так хоронили героя войны с Наполеоном князя Багратиона. Церемония была весьма скромной, руководил ею полковник Иван Федорович Лаптев, начальник политотдела дивизии, расположенной недалеко от Бородино . Кроме солдат, приведенных полковником Лаптевым, на похоронах присутствовали только сотрудники Бородинского музея и строители, занимавшиеся восстановлением склепа и памятника.

Главный монумент на Бородинском поле

В 1987 году был воссоздан на прежнем месте и главный монумент, посвященный воинам-героям Бородинского сражения. Проект архитектора А.Адамини снова обрел жизнь обелиск стоит на высоком восьмигранном цоколе, который обрамляют колонны с золочеными капителями коринфского античного ордера. Каждая пара колонн соединена изящной аркой. Под сводами арок то раскрывают могучие крылья вызолоченные орлы, то привлекают внимание золотые медальоны, обрамленные лавровым венком. По всему периметру монумент опоясывают памятные рельефные надписи, тоже золотые. Так, на западной стороне указана дата Бородинского сражения. На рядом расположенной грани между колоннами прописаны великие имена: Кутузов, Барклай де Толли, Багратион. Далее, на следующей грани, указано количество пехоты, конницы, казаков, ополчения, которые были в строю, число орудий. На северной стороне надпись-реквием о храбрых сынах, здесь сложивших головы. С востока на цоколе перечисление «20 языков» (то есть стран и городов), которые послали своих воинов в бой. Надпись на южной стороне сообщает, что отступили с честью, чтобы вернее победить, а также о том, что вторглись в Россию 554 тысячи человек, а возвратилось только 79 тысяч. Обелиск венчает рельефная золотая луковичная глава-купол. Выше купола на фоне неба светится золотом православный крест. Фото из архива Музея-заповедника Бородинское поле и личного архива Ивана Лаптева.

Автор краевед Андрей Буховецкий

Монумент Славы на Бородинском поле

Первым из запланированных шестнадцати памятников в честь героических сражений войны с Наполеоном был сооружен монумент первого класса в Бородино. На его торжественное освящение, которое состоялось 26 августа 1839 года, прибыл император Николай I. В его присутствии на батарее Раевского, которая была центральным укреплением русской армии, перед строем из 200 ветеранов Бородинской битвы и 150 тысяч солдат императорской армии монумент доблестным защитникам Отечества был открыт. У подножия высокого обелиска был захоронен прах генерала П. И. Багратиона, который был смертельно ранен в ходе великой битвы.

Неподалеку от монумента был построен домик-сторожка. Согласно специальному императорскому указу солдаты-ветераны должны были присматривать за памятником, ухаживать за территорией вокруг него и заполнять книгу записи посетителей. Смотрителям вменялось показывать приезжим план сражения, рассказывать про реликвии, найденные на местах сражений. В селе Бородино для проживания царственных особ и их свиты усадебный дом был перестроен в деревянный небольшой дворец. Его интерьеры украсили портреты генералов-участников той войны. Император Николай I выкупил землю на имя наследника, ставшего впоследствии государем Александром II.

Это заложило основу Бородинского военно-исторического заповедника-музея – теперь это старейший музей, основанный на поле битвы. Но в 1932 году монумент, воздвигнутый на батарее Раевского был уничтожен, разрушен и склеп с прахом Багратиона. С памятников Бородинского поля срывались символы свергнутой государственности — короны, орлы, спиливались и переплавлялись кресты.

Только в 60-е годы началось восстановление большинства монументов. Был воссоздан на прежнем месте и главный монумент, посвященный воинам-героям Бородинского сражения. Проект архитектора А.Адамини снова обрел жизнь в 1987 году. Обелиск стоит на высоком восьмигранном цоколе, который обрамляют колонны с золочеными капителями коринфского античного ордера. Каждая пара колонн соединена изящной аркой. Под сводами арок то раскрывают могучие крылья вызолоченные орлы, то привлекают внимание золотые медальоны, обрамленные лавровым венком. По всему периметру монумент опоясывают памятные рельефные надписи, тоже золотые. Так, на западной стороне указана дата Бородинского сражения. На рядом расположенной грани между колоннами прописаны великие имена: Кутузов, Барклай де Толли, Багратион. Далее, на следующей грани, указано количество пехоты, конницы, казаков, ополчения, которые были в строю, число орудий. На северной стороне надпись-реквием о храбрых сынах, здесь сложивших головы. С востока на цоколе перечисление «20 языков» (то есть стран и городов), которые послали своих воинов в бой. Надпись на южной стороне сообщает, что отступили с честью, чтобы вернее победить, а также о том, что вторглись в Россию 554 тысячи человек, а возвратилось только 79 тысяч.

Обелиск стоит на восьмигранном трехступенчатом основании. Его венчает рельефная золотая луковичная глава-купол. Выше купола на фоне неба светится золотом православный крест.

Ссылка на основную публикацию