Шапка Мономаха – сообщение доклад (4, 6 класс окружающий мир)

Сообщение-доклад Шапка Мономаха для 4, 6 класса, кратко

Сегодня мы можем наблюдать многие сувениры и драгоценности, которые в древние времена пользовались большим спросом. Некоторые имели ценность в плане денежного эквивалента, а другие были своего рода, реликвией не только одного человека или семьи, а целого государства. До сих пор в Оружейной палате Кремля находится самый древний сувенир Шапка Мономаха. Никто толком не знает, как она появилась на территории Руси, по этому поводу ходит несколько легенд и рассказов. Известно лишь то, что Шапка очень красивая, выполнена из нескольких золотых пластин. Она замечательно украшена самоцветами и жемчугом. Снизу идет соболиный мех.

Когда началось изучение истории Шапки Мономаха, было найдено много летописей и данных по этому поводу. Ученые и исследователи выдвинули несколько версий по возникновению Шапки. Опираясь на первую версию, ученые полагают, что это некая царская принадлежность, которую подарили монголы князю Ивану Калите. Именно в это время Шапка Мономаха появилась на Руси. Это было трудное время, бесконечные нападки на русские земли Золотой Ордой. Сжигались дома, разорялись территории, гибли люди. Иван Калита решил все изменить и заключил сделку с ханом. Такой союз позволил русским землям много лет жить без нападений Золотой Орды. В знак заключенной договоренности, якобы хан подарил князю Ивану Калите эту Шапку. Так был положен московско-ордынский союз. Некоторые истории больше склоняются к этой версии, ведь летописи врать не могут. После того как реликвия попала к Ивану Калите, он завещал ее своим потомкам. И может быть, уже при князе, Шапку украсили крестом и мехом. В своем завещании князь Иван Калита указал много драгоценных вещей и подарков. Здесь нашлось название “золотая шапка”. Современные исследователи все же полагают, что речь шла именно о теперешней Шапке Мономаха. А может и вправду это был подарок Золотой Орды, кто ж теперь разберет.

Вторая же версия считается официальной и очень сильно отличается от предыдущей истории. Считается, что Шапка Мономаха прибыла из Византии, после того, как начался распад Византии, а Москва стала претендовать на роль нового и главного центра среди православия. Многие историки уверены, что князь Владимир Мономах имел родственные связи с византийским императором Константином Мономахом. Таким образом, Шапка отправилась сувениром к владимирским князьям, а через некоторое время перешла к московским правителям. Сколько бы историй и легенд не рассказывалось, теперь это настоящая памятка старины. Это древний артефакт, который следует почитать и охранять. Это старинная и удивительно красивая вещь, древние мастера хорошо постарались, чтобы это украшение сохранилось и нам, чтобы мы смогли знать свою историю.

С 1547 года Шапке Мономаха нашли особенное применение. Ее использовали в тех случаях, когда на престол восходил новый государь. Эта традиция началась с Ивана Грозного. Шапка Мономаха сопровождала всех русских царей в восхождении на престол. Последний раз она была надета царем Иваном Алексеевичем. Ей отвели место в Успенском соборе и пользовались только в момент коронаций. Это было почетно и уважительно. Все это время Шапка Мономаха являлась главным символом правящего царя и его государства. Самое главное, что такое украшение никогда не измерялось в деньгах, только в духовном плане. Сегодня Оружейная палата Московского Кремля может похвастаться наличием двух таких Шапок. Одна из них Шапка Мономаха, а вторая малая ее копия. Копия такого творения сильно уступает оригиналу, и не только в богатстве, но еще и в красоте. Стоит отдать заслуженное, почетное звание мастерам изготовившим Шапку Мономаха, даже если мы до сих пор не знаем, кто же ее сделал.

Сообщение Шапка Мономаха доклад

Из этой немало познавательной статьи можно узнать, что же такое Шапка Мономаха и ее происхождение и для чего она была нужна. Об ее существование знают во всем мире, и, начиная со школьной скамьи, дети узнают о ней на уроках истории. Безусловно, она является символом самодержавия на Руси, и считалась самой ценной в то время, но с утверждением можно сказать, что и по сей день она являться бесценной. Невозможно определить ее стоимость.

Вес ее составлял чуть больше килограмма, изготовлена она была изготовлена из чистого золота и расписана красивыми узорами. Принадлежала, только великим царям и князьям. Позднее была украшена драгоценными камнями и опушкой из соболя, а конец был украшен крестом. Выглядела она во много раз лучше, чем корона короля и имела себе стоимость во много раз дороже.

Появилась Шапка Мономаха, по достоверным источникам в начале 14 века в Азии. Первичное название имела «шапка золотая». Узоры, нанесенные, на ней напоминали, среднеазиатскую роспись. Заслужил ее в свое время за хорошую службу Иван Калита.

В то время с помощью ее проводили коронацию на престол царя. После чего она убиралась и хранилась под строжайшим контролем. Место хранения было в Московском Кремле в Оружейной палате. По достоверным источникам их существует две. Вторая шапка была не менее дорогостоящей. А появилась вторая Шапка Мономаха, когда на титул восходил Иван V, так как она была нужна ему для коронации.

Обе они считаются самыми дорогими и драгоценными экспонатами, и определить их стоимость практически невозможно. Место хранения их находиться в Оружейной палате в Московском Кремле под строжайшим контролем. Ведь они считаться исторической реликвией.

Вариант №3 Доклад Шапка Мономаха

Все слышали о шапке Мономаха и в общих чертах знают, что раньше ею венчали на царство каждого нового царя России. Шапка Мономаха считается исторической реликвией, она обрамлена множеством драгоценных камней и до сих пор никто не смог узнать ее стоимость.

Не каждый знает, что шапки Мономаха две, первая была изготовлена не на территории России и была названа в честь императора Византии Константина Мономаха. Историки не могут определить, откуда ее привезли и где сделали, некоторые говорят, что на Ближнем Востоке, а другие утверждают, что родиной шапки является Средняя Азия. Подарена шапка была Константином Мономахом действующему российскому князю, Ивану Калите.

Вторая шапка Мономаха появилась тогда, когда должны были венчать двух братьев Ивана и Петра. Так как Иван Алексеевич был старше, то ему выпала честь надеть первую шапку Мономаха, а Петру Алексеевичу шапку сделали российские ювелиры. Многие говорят, что из-за величия русского народа, и национального духа, надев шапку, Петр 1 стал известным реформатором и первым российским императором. Больше таких правителей не было и бытует мнение что это из-за того что последующие цари одевали первую шапку Мономаха, а единственным кто одевал вторую шапку и был Петр 1.

Шапка Мономаха не имеет равных себе в богатстве убранства, количестве драгоценных камней и выполненной качественной работы она не имеет равных ведь не только в России, но и во всей Европе. Это признанный факт даже самой Европой и засвидетельствовано письменно в 1576 году. Европейцы сравнивали шапку Мономаха, сделанную в России с другими регалиями Германии, Франции и Венгрии и признали, что ей нет равных.

Шапка Мономаха является главной царской шапкой русских князей и царей. Она является и относится к самой древней регалии оружейной палаты Московского Кремля. Выглядит головной убор дорого и величественно золотая шапка по кругу обшита соболиной опушкой и украшена драгоценными камнями, и обрамлена крестом.

Вес шапки Мономаха составляет 993,66 грамма довольно тяжелый головной убор, но это из-за обрамления драгоценными камнями. В нижней части шапки находится соболиный мех, а по всему головному убору идут древние камни, которых на шапке достаточно много. На шапке Мономаха насчитывает 32 жемчужины и 11 разных драгоценных камней сапфиры, шпинели, изумруды и рубины.

Многие говорили и описывали внешний вид шапки Мономаха по-разному, но одно из описаний барона фон Герберштейна выглядит так: шляпа, которую раньше носил, Владимир Мономах оставил ее, она была убрана золотыми красивыми украшениями, которые весели на золотых проволочках.

До сих пор никто не может определить стоимость шапки Мономаха, ведь камни были древние, и обработка в те времена отличалась от нынешней. Возможно из-за того что обе шапки настолько стары, что ни один экземпляр попавший в Оружейную палату Московского Кремля не затмит ценность и значимость.

Для 4, 6 класса, кратко

Шапка Мономаха

Популярные темы сообщений

Дисциплина и контроль – это важнейший фактор, как и для человека, так и для всего общества в целом. Вся это служит для того, чтобы человек не выбивался из намеченной калии, так как человеческий фактор присутствует всегда,

Один из обязательных предметов в школе является химия. Большинство знаний, полученных по этой дисциплине, в жизни не применяются. Но знаменитую таблицу Менделеева знает каждый человек. Мало кто догадывается, как она была создана.

Издавна совы считались необычными птицами. Это хищные животные, которые встречаются почти на всей территории нашей планеты. Не встретишь их только лишь в Антарктике и Австралии. Совы никогда не живут стаями. Они имеют очень хороший слух,

Сообщение о шапке Мономаха – происхождение и значение

Описание и значение реликвии

С 1498 года, когда на престол венчался внук Ивана III князь Дмитрий, эта сакральная регалия дома московских владетелей стала обязательным атрибутом ритуала. Торжественное возложение венца в главном соборе страны символизировало брак монарха с его государством. Причём головы великого князя, а впоследствии, с изменением титулатуры, царя, она в этот момент касалась единожды в жизни. После венчания её убирали в сокровищницу, где шапка Мономаха и хранилась в особом покое до прихода к власти следующего самодержца.

Внешний вид и характеристики

Венец представляет из себя полусферу, выполненную из 8 золотых пластин, увенчанную яблоком-навершием с драгоценным крестом и по низу отороченную соболиным мехом. Каждая пластина украшена тончайшей сканной перевитью и тремя жемчужинами (кроме передней, на которой их четыре).

Тщательное изучение деталей убора позволило сделать вывод, что его облик менялся как минимум четыре раза, прежде чем приобрёл окончательный вид.

Ведущий специалист музея по скани и зерни Н. В. Жилина выделила следующие стадии в его истории:

  1. Венец, похожий на митру. Два ряда пластин с крестом наверху, крепившимся с помощью золотой проволоки. Шестидесятые годы XIII в.
  2. Великокняжеская шапка. Нижний ряд пластин был заменён меховой опушкой, внутри добавились обруч и опорные дощечки. Украшена жемчугом и камнями. В это время становится символом власти. XV в.
  3. Царская шапка с яблоком. Произведена реконструкция верхней части, крест посажен на полусферическое навершие. Середина XVI в.
  4. Конструктивная деградация. Изменения, внесённые в конце XVII века, сделали регалию более приземистой за счёт того, что мех был поднят и скрыл часть филиграни. Исчезли некоторые внутренние крепления, прямоугольные камни стали крепиться на овальные гнёзда, а пластины стягиваться проволокой через край.

Для царского венца было использовано 11 драгоценных камней: 3 для украшения яблока (красная шпинель, жёлтый и синий сапфиры), 8 на тулье (2 рубина, 2 шпинели, 4 изумруда), по одному на каждую пластину. В окончательном варианте общий вес убора составил 993,66 гр.

Символ самодержавия

Полусферическая форма с меховым околышем олицетворяла в русской традиции небесный свод и лесные просторы. Коническая устремлённость вверх — обращение к предкам, а крест — верность христианскому исповеданию, связь с божественным и его благословение. Соболья оторочка несла на себе дополнительное обозначение богатства и власти. Такое символическое прочтение формы реликвии было принято до революции.

Читайте также:  Ацтеки - сообщение доклад 6, 7, 8 класс

Со времён Ивана IV Грозного венец стал главным атрибутом царской власти на Руси и был внесён в Большой наряд — торжественное облачение государей, хотя на практике носить его было невозможно из-за слишком большого размера (результат последней реконструкции). Луковичная форма, характерная для куполов православных храмов, указывала на единение самодержавной и церковной власти, что последовательно отражалось впоследствии во всех других династических головных уборах: Казанском, Алмазном, Сибирском, Астраханском и прочих.

Происхождение царского венца

Из-за высокого статуса и приоритетной роли в символике любая версия о её появлении приобретала идеологический характер. Каждая указывала на законность власти, историчность и связь с легендарной традицией. Значение и происхождение шапки Мономаха, в разное время и в меняющихся политических обстоятельствах, были призваны подтверждать одно — легитимность действующего монарха.

Популярная версия

Самым простым и наиболее известным вариантом появления шапки на Руси стала легенда о том, как князь Владимир Всеволодич получил её в дар от своего родного деда, византийского императора Константина IX Мономаха в знак напутствия и благословения на тяжёлый труд управления страной. Вместе с головным убором ему досталось и прозвище знаменитого родственника, а освятил подарок греческий митрополит Неофит.

Впоследствии венец по наследству перешёл к владимирским, а затем и к московским князьям. Москва таким образом подчёркивала, что является правопреемницей Константинополя. Несостоятельность этой легенды опровергается следующими положениями:

  • в год кончины императора Константина IX княжичу Владимиру было не более 2 лет;
  • супруга Всеволода не являлась дочерью, а только дальней родственницей Мономаха;
  • существование митрополита с именем Неофит не установлено;
  • сам русский князь при жизни никогда не носил прозвища, оно появилось в летописях возле его имени не раньше XV в.

Византийский след

На самом деле, это кратко изложенное содержание широкой идеологической кампании, развёрнутой по указанию (или с согласия) великого князя Василия III, законность которого на русском столе у современников вызывала большие сомнения. События прошлого, нашедшие отражение в письменных источниках, и новейшие исследования подсказывают исходные посылы возникновения версии. Напрямую она связана с порядком престолонаследия, а косвенно — с византийским происхождением пластин, составляющих тулью.

С Ивана II Красного, отца Дмитрия Донского, усилиями русского митрополита Алексия (Бяконтова) в Московском княжестве устанавливается прямой порядок перехода высшей власти от отца к сыну. Старый, лествица, когда вслед умершему князю правили сначала братья по старшинству, затем дети и племянники, исчерпал себя, раздробив мощную Киевскую державу на множество мелких самостоятельных княжеств. Время собирания Русской земли требовало новых правил.

Иван III Великий был в браке дважды и в обоих имел по сыну. Первый — Иван Молодой от тверской княжны Марии, считался прямым наследником. Второй — Василий от племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог, по новому уложению прав на престол не имел. Однако ранняя смерть старшего брата открыла ему возможность прийти к власти. На пути было только одно препятствие — сын покойного Дмитрий Внук. Именно его Иван III назвал своим преемником, сделал соправителем и венчал на престол шапкой Мономаха.

Великая княгиня Софья сделала всё, чтобы освободить дорогу к трону своему отпрыску. В результате дворцовых интриг Дмитрий сначала попал в опалу, а затем был лишён великокняжеского титула и заточён в острог. Но многие продолжали считать его наследником, и Василию пришлось обосновывать претензии на высшую власть. Он использовал для этого своё происхождение, родство через мать с византийским императорским домом, а также наследственное право на регалии, присланные из Константинополя.

Один из австрийских дипломатов писал: «При жизни Дмитрия он выдавал себя за правителя, а после смерти (Внук скончался, проведя 7 лет в заточении) захватил власть, не будучи, однако, венчанным».

Летописи в его правление редактировались так, чтобы подчеркнуть преемственность власти Василия III от Византии, а через неё — от Римской империи. Появившиеся в это время «Рассказ о потомках Августа и дарах Мономаха», «Сказание о мономаховом венце», «Слово о князьях Владимирских» доносили до читателя мысль о легитимности власти потомка Палеологов на русском престоле и законном праве его называться великим князем.

Теория о монгольском происхождении

Утверждение о том, что властный символ московского княжеского дома был получен из рук хана Узбека в первой трети XIV в. Юрием или Иваном Калитой, возникло сравнительно недавно, когда подверглись переосмыслению взаимоотношения Русского улуса с Сараем. Выдающийся историк и философ Л. Н. Гумилёв в своей работе «Русь и Орда» выдвинул идею о взаимовыгодном сотрудничестве народов и их совместном противостоянии западному влиянию. А вместе с тем и о взаимопроникновении славянской и азиатской культур.

Взяв эту гипотезу за основу, некоторые учёные попробовали доказать, что и история шапки Мономаха имеет восточные корни, а сама она могла быть выполнена золотоордынскими мастерами. В качестве доказательств использовалось сходство орнаментов, упоминание в завещании Калиты, особенности крепления навершия и наличие арабской надписи на внутренней стороне одной из пластин.

Нашлось даже сходство с тюбетейкой, которые носили жёны ордынских ханов. Последняя подверсия связана с женитьбой князя Юрия Московского на сестре (дочери) Узбека и, якобы получении им этого головного убора в качестве приданого за невестой. Но и эта теория по ряду причин не выдерживает критики:

  • нет ни одного документального подтверждения этого факта;
  • традиция монголов воспрещала передачу властных символов лицу, не связанному кровным родством;
  • драгоценные подарки подносили князья хану, а не наоборот (в лучшем случае оказывалась честь носить халат с царского плеча);
  • религиозный запрет в христианстве на ношение мужчиной женских предметов одежды, а значит и головного убора;
  • монгольские обычаи не подразумевали приданого.

Работа московских мастеров

Наиболее правдоподобной и научно обоснованной выглядит версия создания венца в период правления Василия II Тёмного. По мнению исследователей, оригинал был выполнен русскими ювелирами из частей шлемов, принадлежащих Ивану Красному и его сыновьям. Это объясняет нестыкующийся узор на тулье, а также разновеликость золотых пластин. Шлемы эти, скорее всего, хранились в разобранном виде и были механически собраны в единое целое. Последующие изменения вносились в течение двух столетий и привели к существующему ныне виду.

Несмотря на обилие информации о шапке Мономаха и всестороннем её исследовании, венец русских царей до сих пор остаётся предметом ожесточённых дискуссий, зачастую имеющих под собой политическую подоплёку.

Культурно-историческая ценность

Шапкой венчали на царство представителей четырёх династических фамилий: Рюриковичей, Годуновых, Шуйского и Романовых. Последним, на чью голову она была возложена, стал Иван V, слабоумный старший брат Петра I в 1682 г. Из-за его болезни и невозможности управлять государством малолетний Пётр также проходил этот ритуал, для чего специально была пошита копия — так называемая Шапка второго наряда. Она хранится вместе с оригиналом в Оружейной палате.

Пётр I, изменивший ритуал венчания на коронацию, утвердил, тем не менее, присутствие шапки Мономаха на церемонии, что должно было символизировать традиционность и преемственность власти, идущую из глуби веков.

Головной убор многократно использовался в живописи и литературе. Интересный факт: на парадных портретах царей и в описаниях шапка всегда предстаёт в новом обличии. Невнимание к деталям говорит о приоритете символического её значения над фактической точностью изображения.

Знаменитое крылатое выражение: «Да, тяжела ты, шапка Мономаха!» — из пушкинского «Бориса Годунова», превратилось в поговорку. Этот фразеологизм очень ёмко и зрительно передаёт понимание того, как тяжко весит груз ответственности, возлагаемый на человека, облечённого властью.

В начале нового тысячелетия предпринимателями РФ с явным намёком была изготовлена за 50 тыс. $ и преподнесена в качестве подарка В. В. Путину точная копия венца. Однако принимать знаки самодержавной власти главе демократического государства нашли и некорректным, и недопустимым. Дар был продан с аукциона, а вырученные деньги переданы детским домам.

Что же касается цены реликвии, то таковой она не имеет. Последняя оценка была произведена в правление Александра III, и сумма драгоценных камней в украшении и металлов составила около 2 тыс. золотых рублей. Но представляя историческую, культурную и символическую значимость её для страны, можно с уверенностью утверждать, что она бесценна.

Шапка Мономаха – сообщение доклад (4, 6 класс окружающий мир)

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

Читайте также:  История денег кратко доклад сообщение

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Шапка Мономаха

Что собой представляет шапка Мономаха, и какие тайны за ней хранятся? Почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое сакральное значение для русских царей и императоров?

В небольшом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся кратко ответить на все эти вопросы. Хотя история хранит по этому поводу свою собственную тайну.

Наверняка вы слышали фразу: «Тяжела ты шапка Мономаха». Так вот она напрямую связана с тем, о чем мы сейчас вам расскажем.

Кратко о шапке Мономаха

Итак, шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей. Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Версия первая

Основываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Фото шапки Мономаха

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

Салат Шапка Мономаха Рецепт

Кстати говоря, существует салат, названный в честь описанной нами царской принадлежности. По виду он действительно очень напоминает драгоценную регалию. Любители утверждают, что он такой же вкусный, как и красивый.

Но давайте посмотрим, каков его классический рецепт. Несмотря на громкое название, салат состоит из достаточно простых ингредиентов, а для его приготовления вам не понадобится овладевать супер знаниями в деле кулинарии.

Самое главное помнить, что классический рецепт предполагает обязательное наличие говядины и грецких орехов. Итак, приступаем.

Ингредиенты:

  • головка чеснока;
  • свежий укроп — пучок;
  • 5 картофелин;
  • 300 г. говядины;
  • морковка;
  • 2 свеклы;
  • 4 яйца;
  • 30 г. орехов грецких;
  • 150 г. сыра;
  • майонез;
  • зерна граната.

Приготовление:

  1. Из готовой смеси сформируйте верхушку и посыпьте ее орехами.
  2. Картошку, которая осталась, перемешайте с сыром и зеленью и белком.
  3. Морковку перемешайте с 2 выдавленными дольками чеснока и выложите на желтки, затем сыр, орехи, мясо, зелень. Все слои промазывайте майонезом, чтобы салат лучше пропитался.
  4. После зелени выложите слой желтка, но по диаметру он должен быть меньше предыдущих.
  5. Первый слой 1/3 часть картошки, затем свекла, сыр, говядина, укроп.
  6. На блюдо выложите слоями салат, промазывайте майонезом каждый слой.
  7. Сыр натрите на терке. Свеклу перемешайте с измельченными орехами и двумя раздавленными дольками чеснока.
  8. Яйца отделите на желток и белок, натрите на терке мелко.
  9. Говядину сварите, и порежьте кубиком. Порубите мелко укроп.
  10. Отварите овощи и яйца. Пропустите через терку картофель, морковку и свеклу
  11. Верхушку украсьте зернами граната и узорами из майонеза. Вокруг нижней части посыпьте сыр с орехами, чтобы она была «пушистой».
Читайте также:  Доклад на тему Древние Олимпийские игры Греции 5 класс

Можно вырезать из красной луковицы кувшинку, заполнить гранатовыми зернами и положить на середину верхушки. Получится очень красиво.

Как видите, все достаточно просто, так что можете попробовать приготовить это блюдо!

Если Вам понравилось сообщение о шапке Мономаха – поделитесь им в социальных сетях. Будем считать, что мы раскрыли тайну, хотя бы на официальном историческом уровне.

Шапка Мономаха. История, факты, загадки

Что мы знаем о Шапке Мономаха – о самой древней регалии русских князей и символе самодержавной власти? Какова её история? Как на самом деле она попала на Русь? Где она сейчас находится? Читайте об этом в статье.

Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя. Что досталась она государям в дар от императора Византии. Мы можем видеть её на коронационных портретах царей России. И на этом все наши познания о Шапке кончаются. Давайте поближе ознакомимся с её историей и попробуем разобраться, где правда, а где легенда.

Царская регалия

Первое упоминание о Шапке относится к 1328 году – в духовной грамоте (то есть завещании) Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно она – Шапка Мономаха.

Знаменитая регалия весит чуть менее килограмма. По изначальным описаниям следует, что её основа изготовлена из дерева и изнутри обклеена бархатом. С внешней стороны она обложена восьмью филигранными пластинами из золота. Её украшения составляют соболиный мех на оторочке и 43 драгоценных камня: сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг. Интересен тот факт, что стоимость Шапки никогда не была переведена в денежные единицы; до сих пор на сей счёт нет свободной информации.

Шапка имела особый статус и функцию. Ею венчали на правление всех государей с Ивана Грозного (1546) до Ивана V (1682), старшего брата Петра Первого. Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Но Пётр Первый повысил статус русских государей, и эту традицию упразднили. Отныне императоров короновали венцом (а с 1762 Большой императорской короной), а Шапка присутствовала на празднествах только в качестве реликвии.

Любопытно, но в Оружейной палате Московского кремля хранятся две Шапки Мономаха: Шапка Большого наряда (о которой сейчас идёт речь) и так называемая «малая шапка второго наряда». Она во всём копирует историческую регалию, лишь немного уступая ей в богатстве и красоте. Откуда она взялась? Дело в том, что вторая была изготовлена специально для венчания Петра Алексеевича, как соправителя Ивана V. На престол всходили два правителя, и требовалось две коронационные регалии.

Основная версия

В большинстве учебников, исторических справочников и энциклопедиях мы можем найти следующую версию того, как Шапка попала на Русь и стала княжеской и царской регалией.

История Шапки связывается с Владимиром Всеволодовичем (1053 – 1125), прозванным Мономахом в честь своего деда – императора Византии Константина IX Мономаха. Стоит сделать отступление: сейчас родство русского князя с византийским родом Мономахов оспаривается некоторыми исследователями, которые считают, что его мать была не дочерью императора, а просто родственницей. Так вот, легенда гласит, что когда сын Владимира Всеволодовича Мстислав захватил Фракию и Дунайские земли, Византия поспешила заключить с Русью мир и прислала посольство с богатыми дарами, среди которых была и Шапка. Она потом перешла к владимирским князьям, а затем и к московским.

Существует ещё одна легенда, утверждающая, что Шапка была подарена Владимиру Всеволодовичу его византийским дедом как символ преемственности власти императоров Византии Русскими княжествами. Мало того, в легенде утверждается, что этот головной убор принадлежал византийским императорам рода Мономаха. А к ним она попала якобы от великого вавилонского царя Навуходоносора, жившего в 7-6 веках до нашей эры.

Но, если глубже капнуть в историю, то обнаружится, что все эти легенды появляются в летописях не раньше 1518 года. А сама Шапка (как было сказано выше) фигурирует с 1328 года. Так откуда же она взялась? И кто написал эти легенды?

Вторая версия

Своё название «Шапка Мономаха», а также красивые легенды, связывающие её с Византией, «шапка золотая» обрела намного позднее: в «Сказании о князьях Владимирских», написание которого относится к правлению Василия III Ивановича (1440 – 1505).

Но зачем этому князю потребовалось переписывать историю? Ответ прост: политика Василия III переориентировалась с Золотой Орды на Византийскую империю. И родство с Владимиром Мономахом (а через него и с византийскими императорами) очень поднимало популярность Василия III.

Так откуда же взялась Шапка Мономаха?

На этот вопрос отвечает вторая версия. Она гласит, что Шапка попала на Русь из Орды через князя Ивана Калиту – он получил её в дар от хана Узбека за верную службу. В начале 14 веке Русь была раздроблена и находилась под властью монголо-татар. Но Иван Калита вёл хитрую политику с Ордой, благодаря чему смог заслужить доверие хана и возвысить среди прочих городов Москву. Российский историк Н. С. Борисов утверждает, что хан, следуя обычаю, одаривал верных слуг одеждой со своего плеча. И Ивану Калите досталась золотая тюбетейка. Очевидно, московский князь позже украсили её крестом и соболиным мехом, а затем завещал своим потомкам.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Окружающий мир 4 класс

Сообщение о шапке Мономаха

Что собой представляет шапка Мономаха и почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое важное значение для русских князей, царей и императоров?
В этом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся ответить на эти вопросы.

Фраза: «Тяжела ты шапка Мономаха» напрямую связана с тем, о чем мы расскажем в сообщении.

Кратко о шапке Мономаха

Итак, шапка Мономаха – главная регалия русских великих князей и царей, одна из царских шапок. Символ самодержавия на Руси. Шапка Мономаха относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».

Что она собой представляет?

Золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно среднеазиатской работы конца XIII — начала XIV века с соболиной опушкой, украшенный жемчугом, рубинами, изумрудами и увенчанный крестом, знаком божественного избрания.

На Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. По этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор — борик. Не исключено, что шапка Мономаха это дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Узбек-хан, кто верно служил ему, награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту.

В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется другая версия, которая считается официальной версией происхождения шапки Мономаха: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно, так как Константин умер в 1055 году, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он будет править в Киеве, была довольно скромной.


Император Константин IX Мономах и шапка Мономаха

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году.

Интересен тот факт, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.


“шапка второго наряда”

Обе шапки Мономаха находятся в Оружейной палате в Москве и считаются самыми дорогими экспонатами. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что оно бесценно.

Шапка Мономаха уникальна по количеству и качеству камней. Она превосходит все царские и королевские головные уборы не только России, но и Европы. Европейцы сравнивали ее с коронами Франции, Германии, Венгрии. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки: сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг.

В 1724 году шапку заменили императорской короной

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале сообщения: «Тяжела ты шапка Мономаха». Полный вес царской реликвии составляет 993,66 грамма, то есть почти один килограмм. Но суть данной поговорки не в том, что шапка тяжела в прямом смысле.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Ссылка на основную публикацию