Шапка Мономаха – сообщение доклад (4, 6 класс окружающий мир)

Окружающий мир 4 класс

Сообщение о шапке Мономаха

Что собой представляет шапка Мономаха и почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое важное значение для русских князей, царей и императоров?
В этом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся ответить на эти вопросы.

Фраза: «Тяжела ты шапка Мономаха» напрямую связана с тем, о чем мы расскажем в сообщении.

Кратко о шапке Мономаха

Итак, шапка Мономаха – главная регалия русских великих князей и царей, одна из царских шапок. Символ самодержавия на Руси. Шапка Мономаха относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».

Что она собой представляет?

Золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно среднеазиатской работы конца XIII — начала XIV века с соболиной опушкой, украшенный жемчугом, рубинами, изумрудами и увенчанный крестом, знаком божественного избрания.

На Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. По этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор — борик. Не исключено, что шапка Мономаха это дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Узбек-хан, кто верно служил ему, награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту.

В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется другая версия, которая считается официальной версией происхождения шапки Мономаха: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно, так как Константин умер в 1055 году, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он будет править в Киеве, была довольно скромной.


Император Константин IX Мономах и шапка Мономаха

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году.

Интересен тот факт, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.


“шапка второго наряда”

Обе шапки Мономаха находятся в Оружейной палате в Москве и считаются самыми дорогими экспонатами. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что оно бесценно.

Шапка Мономаха уникальна по количеству и качеству камней. Она превосходит все царские и королевские головные уборы не только России, но и Европы. Европейцы сравнивали ее с коронами Франции, Германии, Венгрии. На шапке расположено шесть видов камней общим числом 43 штуки: сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг.

В 1724 году шапку заменили императорской короной

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале сообщения: «Тяжела ты шапка Мономаха». Полный вес царской реликвии составляет 993,66 грамма, то есть почти один килограмм. Но суть данной поговорки не в том, что шапка тяжела в прямом смысле.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Сообщение о шапке Мономаха – происхождение и значение

Описание и значение реликвии

С 1498 года, когда на престол венчался внук Ивана III князь Дмитрий, эта сакральная регалия дома московских владетелей стала обязательным атрибутом ритуала. Торжественное возложение венца в главном соборе страны символизировало брак монарха с его государством. Причём головы великого князя, а впоследствии, с изменением титулатуры, царя, она в этот момент касалась единожды в жизни. После венчания её убирали в сокровищницу, где шапка Мономаха и хранилась в особом покое до прихода к власти следующего самодержца.

Внешний вид и характеристики

Венец представляет из себя полусферу, выполненную из 8 золотых пластин, увенчанную яблоком-навершием с драгоценным крестом и по низу отороченную соболиным мехом. Каждая пластина украшена тончайшей сканной перевитью и тремя жемчужинами (кроме передней, на которой их четыре).

Тщательное изучение деталей убора позволило сделать вывод, что его облик менялся как минимум четыре раза, прежде чем приобрёл окончательный вид.

Ведущий специалист музея по скани и зерни Н. В. Жилина выделила следующие стадии в его истории:

  1. Венец, похожий на митру. Два ряда пластин с крестом наверху, крепившимся с помощью золотой проволоки. Шестидесятые годы XIII в.
  2. Великокняжеская шапка. Нижний ряд пластин был заменён меховой опушкой, внутри добавились обруч и опорные дощечки. Украшена жемчугом и камнями. В это время становится символом власти. XV в.
  3. Царская шапка с яблоком. Произведена реконструкция верхней части, крест посажен на полусферическое навершие. Середина XVI в.
  4. Конструктивная деградация. Изменения, внесённые в конце XVII века, сделали регалию более приземистой за счёт того, что мех был поднят и скрыл часть филиграни. Исчезли некоторые внутренние крепления, прямоугольные камни стали крепиться на овальные гнёзда, а пластины стягиваться проволокой через край.

Для царского венца было использовано 11 драгоценных камней: 3 для украшения яблока (красная шпинель, жёлтый и синий сапфиры), 8 на тулье (2 рубина, 2 шпинели, 4 изумруда), по одному на каждую пластину. В окончательном варианте общий вес убора составил 993,66 гр.

Символ самодержавия

Полусферическая форма с меховым околышем олицетворяла в русской традиции небесный свод и лесные просторы. Коническая устремлённость вверх — обращение к предкам, а крест — верность христианскому исповеданию, связь с божественным и его благословение. Соболья оторочка несла на себе дополнительное обозначение богатства и власти. Такое символическое прочтение формы реликвии было принято до революции.

Со времён Ивана IV Грозного венец стал главным атрибутом царской власти на Руси и был внесён в Большой наряд — торжественное облачение государей, хотя на практике носить его было невозможно из-за слишком большого размера (результат последней реконструкции). Луковичная форма, характерная для куполов православных храмов, указывала на единение самодержавной и церковной власти, что последовательно отражалось впоследствии во всех других династических головных уборах: Казанском, Алмазном, Сибирском, Астраханском и прочих.

Происхождение царского венца

Из-за высокого статуса и приоритетной роли в символике любая версия о её появлении приобретала идеологический характер. Каждая указывала на законность власти, историчность и связь с легендарной традицией. Значение и происхождение шапки Мономаха, в разное время и в меняющихся политических обстоятельствах, были призваны подтверждать одно — легитимность действующего монарха.

Популярная версия

Самым простым и наиболее известным вариантом появления шапки на Руси стала легенда о том, как князь Владимир Всеволодич получил её в дар от своего родного деда, византийского императора Константина IX Мономаха в знак напутствия и благословения на тяжёлый труд управления страной. Вместе с головным убором ему досталось и прозвище знаменитого родственника, а освятил подарок греческий митрополит Неофит.

Впоследствии венец по наследству перешёл к владимирским, а затем и к московским князьям. Москва таким образом подчёркивала, что является правопреемницей Константинополя. Несостоятельность этой легенды опровергается следующими положениями:

  • в год кончины императора Константина IX княжичу Владимиру было не более 2 лет;
  • супруга Всеволода не являлась дочерью, а только дальней родственницей Мономаха;
  • существование митрополита с именем Неофит не установлено;
  • сам русский князь при жизни никогда не носил прозвища, оно появилось в летописях возле его имени не раньше XV в.

Византийский след

На самом деле, это кратко изложенное содержание широкой идеологической кампании, развёрнутой по указанию (или с согласия) великого князя Василия III, законность которого на русском столе у современников вызывала большие сомнения. События прошлого, нашедшие отражение в письменных источниках, и новейшие исследования подсказывают исходные посылы возникновения версии. Напрямую она связана с порядком престолонаследия, а косвенно — с византийским происхождением пластин, составляющих тулью.

С Ивана II Красного, отца Дмитрия Донского, усилиями русского митрополита Алексия (Бяконтова) в Московском княжестве устанавливается прямой порядок перехода высшей власти от отца к сыну. Старый, лествица, когда вслед умершему князю правили сначала братья по старшинству, затем дети и племянники, исчерпал себя, раздробив мощную Киевскую державу на множество мелких самостоятельных княжеств. Время собирания Русской земли требовало новых правил.

Иван III Великий был в браке дважды и в обоих имел по сыну. Первый — Иван Молодой от тверской княжны Марии, считался прямым наследником. Второй — Василий от племянницы последнего византийского императора Софьи Палеолог, по новому уложению прав на престол не имел. Однако ранняя смерть старшего брата открыла ему возможность прийти к власти. На пути было только одно препятствие — сын покойного Дмитрий Внук. Именно его Иван III назвал своим преемником, сделал соправителем и венчал на престол шапкой Мономаха.

Великая княгиня Софья сделала всё, чтобы освободить дорогу к трону своему отпрыску. В результате дворцовых интриг Дмитрий сначала попал в опалу, а затем был лишён великокняжеского титула и заточён в острог. Но многие продолжали считать его наследником, и Василию пришлось обосновывать претензии на высшую власть. Он использовал для этого своё происхождение, родство через мать с византийским императорским домом, а также наследственное право на регалии, присланные из Константинополя.

Один из австрийских дипломатов писал: «При жизни Дмитрия он выдавал себя за правителя, а после смерти (Внук скончался, проведя 7 лет в заточении) захватил власть, не будучи, однако, венчанным».

Летописи в его правление редактировались так, чтобы подчеркнуть преемственность власти Василия III от Византии, а через неё — от Римской империи. Появившиеся в это время «Рассказ о потомках Августа и дарах Мономаха», «Сказание о мономаховом венце», «Слово о князьях Владимирских» доносили до читателя мысль о легитимности власти потомка Палеологов на русском престоле и законном праве его называться великим князем.

Теория о монгольском происхождении

Утверждение о том, что властный символ московского княжеского дома был получен из рук хана Узбека в первой трети XIV в. Юрием или Иваном Калитой, возникло сравнительно недавно, когда подверглись переосмыслению взаимоотношения Русского улуса с Сараем. Выдающийся историк и философ Л. Н. Гумилёв в своей работе «Русь и Орда» выдвинул идею о взаимовыгодном сотрудничестве народов и их совместном противостоянии западному влиянию. А вместе с тем и о взаимопроникновении славянской и азиатской культур.

Взяв эту гипотезу за основу, некоторые учёные попробовали доказать, что и история шапки Мономаха имеет восточные корни, а сама она могла быть выполнена золотоордынскими мастерами. В качестве доказательств использовалось сходство орнаментов, упоминание в завещании Калиты, особенности крепления навершия и наличие арабской надписи на внутренней стороне одной из пластин.

Нашлось даже сходство с тюбетейкой, которые носили жёны ордынских ханов. Последняя подверсия связана с женитьбой князя Юрия Московского на сестре (дочери) Узбека и, якобы получении им этого головного убора в качестве приданого за невестой. Но и эта теория по ряду причин не выдерживает критики:

  • нет ни одного документального подтверждения этого факта;
  • традиция монголов воспрещала передачу властных символов лицу, не связанному кровным родством;
  • драгоценные подарки подносили князья хану, а не наоборот (в лучшем случае оказывалась честь носить халат с царского плеча);
  • религиозный запрет в христианстве на ношение мужчиной женских предметов одежды, а значит и головного убора;
  • монгольские обычаи не подразумевали приданого.

Работа московских мастеров

Наиболее правдоподобной и научно обоснованной выглядит версия создания венца в период правления Василия II Тёмного. По мнению исследователей, оригинал был выполнен русскими ювелирами из частей шлемов, принадлежащих Ивану Красному и его сыновьям. Это объясняет нестыкующийся узор на тулье, а также разновеликость золотых пластин. Шлемы эти, скорее всего, хранились в разобранном виде и были механически собраны в единое целое. Последующие изменения вносились в течение двух столетий и привели к существующему ныне виду.

Несмотря на обилие информации о шапке Мономаха и всестороннем её исследовании, венец русских царей до сих пор остаётся предметом ожесточённых дискуссий, зачастую имеющих под собой политическую подоплёку.

Культурно-историческая ценность

Шапкой венчали на царство представителей четырёх династических фамилий: Рюриковичей, Годуновых, Шуйского и Романовых. Последним, на чью голову она была возложена, стал Иван V, слабоумный старший брат Петра I в 1682 г. Из-за его болезни и невозможности управлять государством малолетний Пётр также проходил этот ритуал, для чего специально была пошита копия — так называемая Шапка второго наряда. Она хранится вместе с оригиналом в Оружейной палате.

Читайте также:  Кратко Великая Отечественная война 1941-1945 с этапами

Пётр I, изменивший ритуал венчания на коронацию, утвердил, тем не менее, присутствие шапки Мономаха на церемонии, что должно было символизировать традиционность и преемственность власти, идущую из глуби веков.

Головной убор многократно использовался в живописи и литературе. Интересный факт: на парадных портретах царей и в описаниях шапка всегда предстаёт в новом обличии. Невнимание к деталям говорит о приоритете символического её значения над фактической точностью изображения.

Знаменитое крылатое выражение: «Да, тяжела ты, шапка Мономаха!» — из пушкинского «Бориса Годунова», превратилось в поговорку. Этот фразеологизм очень ёмко и зрительно передаёт понимание того, как тяжко весит груз ответственности, возлагаемый на человека, облечённого властью.

В начале нового тысячелетия предпринимателями РФ с явным намёком была изготовлена за 50 тыс. $ и преподнесена в качестве подарка В. В. Путину точная копия венца. Однако принимать знаки самодержавной власти главе демократического государства нашли и некорректным, и недопустимым. Дар был продан с аукциона, а вырученные деньги переданы детским домам.

Что же касается цены реликвии, то таковой она не имеет. Последняя оценка была произведена в правление Александра III, и сумма драгоценных камней в украшении и металлов составила около 2 тыс. золотых рублей. Но представляя историческую, культурную и символическую значимость её для страны, можно с уверенностью утверждать, что она бесценна.

Шапка Мономаха

Что собой представляет шапка Мономаха, и какие тайны за ней хранятся? Почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое сакральное значение для русских царей и императоров?

В небольшом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся кратко ответить на все эти вопросы. Хотя история хранит по этому поводу свою собственную тайну.

Наверняка вы слышали фразу: «Тяжела ты шапка Мономаха». Так вот она напрямую связана с тем, о чем мы сейчас вам расскажем.

Кратко о шапке Мономаха

Итак, шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей. Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.

Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.

Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.

Шапка Мономаха История

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Версия первая

Основываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Фото шапки Мономаха

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

Салат Шапка Мономаха Рецепт

Кстати говоря, существует салат, названный в честь описанной нами царской принадлежности. По виду он действительно очень напоминает драгоценную регалию. Любители утверждают, что он такой же вкусный, как и красивый.

Но давайте посмотрим, каков его классический рецепт. Несмотря на громкое название, салат состоит из достаточно простых ингредиентов, а для его приготовления вам не понадобится овладевать супер знаниями в деле кулинарии.

Самое главное помнить, что классический рецепт предполагает обязательное наличие говядины и грецких орехов. Итак, приступаем.

Ингредиенты:
  • головка чеснока;
  • свежий укроп — пучок;
  • 5 картофелин;
  • 300 г. говядины;
  • морковка;
  • 2 свеклы;
  • 4 яйца;
  • 30 г. орехов грецких;
  • 150 г. сыра;
  • майонез;
  • зерна граната.
Приготовление:
  1. Из готовой смеси сформируйте верхушку и посыпьте ее орехами.
  2. Картошку, которая осталась, перемешайте с сыром и зеленью и белком.
  3. Морковку перемешайте с 2 выдавленными дольками чеснока и выложите на желтки, затем сыр, орехи, мясо, зелень. Все слои промазывайте майонезом, чтобы салат лучше пропитался.
  4. После зелени выложите слой желтка, но по диаметру он должен быть меньше предыдущих.
  5. Первый слой 1/3 часть картошки, затем свекла, сыр, говядина, укроп.
  6. На блюдо выложите слоями салат, промазывайте майонезом каждый слой.
  7. Сыр натрите на терке. Свеклу перемешайте с измельченными орехами и двумя раздавленными дольками чеснока.
  8. Яйца отделите на желток и белок, натрите на терке мелко.
  9. Говядину сварите, и порежьте кубиком. Порубите мелко укроп.
  10. Отварите овощи и яйца. Пропустите через терку картофель, морковку и свеклу
  11. Верхушку украсьте зернами граната и узорами из майонеза. Вокруг нижней части посыпьте сыр с орехами, чтобы она была «пушистой».

Можно вырезать из красной луковицы кувшинку, заполнить гранатовыми зернами и положить на середину верхушки. Получится очень красиво.

Как видите, все достаточно просто, так что можете попробовать приготовить это блюдо!

Если Вам понравилось сообщение о шапке Мономаха – поделитесь им в социальных сетях. Будем считать, что мы раскрыли тайну, хотя бы на официальном историческом уровне.

737,История шапки Мономаха — изучайте с нами

Шапка Мономаха – сакральный предмет, реликвия российских императоров и самодержцев. С ней связано много интересных фактов и не меньше загадок. Противоречивые сообщения на эту тему со ссылкой на исторические летописи, версии исследователей еще больше подогревают интерес к ней. Чем же она так знаменита, что символизирует и где хранится?

Как появилась шапка Мономаха

Вопрос об истории появления шапки Мономаха до настоящего времени не имеет однозначного ответа. Историки предлагают нам несколько версий, и каждая из них довольно убедительна и представляет большой интерес.

До середины XIX века легенда о появлении шапки опиралась на сказания о том, что она была подарена византийским императором Константином Мономахом. Но, скорее всего, эти сообщения появились при великом князе Василии III, которому такие легенды были очень выгодны для упрочения своих прав на престол.

Другая версия имеет монгольские корни. Некоторые исследователи считали, что это дар Узбек-хана Ивану Калите, который получил его после смерти своего брата Юрия Даниловича в качестве награды за преданность.

Но есть и современные историки, которые полагают, что шапка изготовлена в России. Они считают, что шапка собрана из частей и деталей шлемов сыновей Ивана Красного – Дмитрия Донского и княжича Ивана. Предполагается, что золотые пластины тульи изготовлены в XIII веке, а окончательный вариант шапки появился в 1505–1526 годах. И эта версия является на сегодняшний день наиболее предпочтительной.

Венчание на царство Ивана V и Петра I

Внешний вид и символизм

В докладах исследователей, учебниках истории для 4 класса, художественной литературе шапка Мономаха упоминается не иначе как главный символ русских царей. Что она представляет? Обычный головной убор полусферической формы, отороченный соболем. Полусфера выбрана не случайно – она символизирует солнце и небо.

Венчает головной убор наконечник в форме золотого креста, устремленный ввысь. Не секрет, что русские самодержцы, начиная с Владимира, считались помазанниками Божьими. Крест вверху как раз олицетворяет связь монархов с высшими силами, указывает на их божественное избрание.

По картинкам сложно оценить истинный размер государевой реликвии, как и то, из чего она состоит. Диаметр головного убора — 61 см, высота – 19 см, дизайн без излишеств, но роскошный и богатый.

Внешняя сторона состоит из 8 золотых пластин с филигранным орнаментом и щедро украшена драгоценными камнями – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелями и жемчужинами. В общей сложности в оформлении использовались 43 камня. Вес шапки Мономаха – 993,66 гр.

Шапка Мономаха история

Первое упоминание о Шапке Мономаха относится к 1328 году – в завещании Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно Шапка Мономаха.

История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.

Шапка из Орды

Первая версия говорит о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).

Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.

Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.

Версия вторая (официальная)

Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.

История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху (правил в 1113-1125 годах).

Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.

Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.

Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.

Детальный исторический анализ

Когда начали рассматривать и проверять каждую составляющую, то обнаружили, что отдельные детали могут иметь возраст, превышающий даже все мыслимые и немыслимые легенды. Самыми древними признаются пластины из золота. На втором месте тулья. А по данным ученных, крест и купол появились намного позже, чем сама шапка. Они уже относятся к 16 веку нашей эры. Но любые легенды обрушиваются на том, что пластины и сам головной убор собирался не русскими мастерами. А вот византийские ювелиры подходят намного лучше, да и золото не такое, которое водилось в то время на Руси. В общем, создание шапки относят только к началу 13 века.

Читайте также:  Куликовская битва и ее значение кратко 4 класс

Сообщение о шапке Мономаха

Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.

Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.

После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.

Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.

Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.

Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.

Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.

На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.

Тяжела ты шапка Мономаха

Полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм. Но на самом деле это не так уж много. «Вес» шапки иносказательный.

Эксперты возражают

Согласно заключению экспертов Оружейной палаты, где и находится шапка Мономаха, ее части датируются разными периодами. Самый древний элемент – тулья и золотые пластины, из которых она собиралась. Соболиная отделка и крест изготавливались позднее. Специалисты считают, что тулья и пластины выполнены в XIII столетии, а навершие – в XVI веке.

Так откуда взялись красивые предания? Кто и зачем их придумал наперекор фактам? Историки выяснили, что делалось это в угоду князю Василию III, переориентировавшему свою политику с Золотой Орды на Византийскую империю. Родство с византийскими императорами (через Владимира Мономаха) серьезно укрепляло авторитет Василия.

Так откуда взялась шапка Мономаха?

Свое нынешнее название головной убор получил в период правления Василия III. Но до этого она упоминалась в духовной грамоте Ивана Калиты, датируемой 1328 годом.

Третья версия, объясняющая происхождение царской регалии, выглядит наиболее правдоподобной. Согласно ей, князь Иван Калита получил «шапку золотую» от хана Узбека в благодарность за службу.

У монголо-татарских ханов существовал обычай – одаривать подчиненных дорогими вещами со своего плеча. Так что Калита, хитростью втершийся в доверие к завоевателю, вполне мог попасть в число получателей даров.

Исследователи считают, что соболиной отделкой и крестом «золотую монгольскую тюбетейку» облагородил уже московский князь. Он же и завещал ее потомкам.

Исторически верно было бы назвать шапку Мономаха именем Ивана Калиты – в честь того, кто носил ее. Эксперты изучили филигранный орнамент и усмотрели в нем сходство со среднеазиатскими техниками. «Бог велик» – это то, что написано на тыльной стороне на арабском языке и косвенно свидетельствует в пользу азиатского происхождения венца.

Тяжела ты шапка Мономаха

А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.

На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.

В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.

Фото шапки Мономаха

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах

Откуда вторая?

В Оружейной палате хранится не одна, а две царских регалии: первого и второго наряда. Как так получилось?

У головного убора была особая роль: им венчали русских государей на правление. Традиция началась с Ивана Грозного в 1546 году. Каждый самодержец надевал венец лишь один раз – во время церемонии, после чего его уносили в сокровищницу.

В 1682 году на российском престоле оказались сразу два государя: Иван V и Петр I Алексеевич. Для царя Ивана регалия была, а для Петра пришлось спешно изготавливать копию.

Так и появилась малая корона второго наряда. Она частично повторяет оригинал, но проигрывает ему в восточной изысканности. Копия весит меньше оригинала, но сколько именно? В документах фигурирует цифра 600 г без меха.

Салат Шапка Мономаха Рецепт

Кстати говоря, существует салат, названный в честь описанной нами царской принадлежности. По виду он действительно очень напоминает драгоценную регалию. Любители утверждают, что он такой же вкусный, как и красивый.

Но давайте посмотрим, каков его классический рецепт. Несмотря на громкое название, салат состоит из достаточно простых ингредиентов, а для его приготовления вам не понадобится овладевать супер знаниями в деле кулинарии.

Самое главное помнить, что классический рецепт предполагает обязательное наличие говядины и грецких орехов. Итак, приступаем.

Ингредиенты:
  • головка чеснока;
  • свежий укроп — пучок;
  • 5 картофелин;
  • 300 г. говядины;
  • морковка;
  • 2 свеклы;
  • 4 яйца;
  • 30 г. орехов грецких;
  • 150 г. сыра;
  • майонез;
  • зерна граната.
Приготовление:
  1. Из готовой смеси сформируйте верхушку и посыпьте ее орехами.
  2. Картошку, которая осталась, перемешайте с сыром и зеленью и белком.
  3. Морковку перемешайте с 2 выдавленными дольками чеснока и выложите на желтки, затем сыр, орехи, мясо, зелень. Все слои промазывайте майонезом, чтобы салат лучше пропитался.
  4. После зелени выложите слой желтка, но по диаметру он должен быть меньше предыдущих.
  5. Первый слой 1/3 часть картошки, затем свекла, сыр, говядина, укроп.
  6. На блюдо выложите слоями салат, промазывайте майонезом каждый слой.
  7. Сыр натрите на терке. Свеклу перемешайте с измельченными орехами и двумя раздавленными дольками чеснока.
  8. Яйца отделите на желток и белок, натрите на терке мелко.
  9. Говядину сварите, и порежьте кубиком. Порубите мелко укроп.
  10. Отварите овощи и яйца. Пропустите через терку картофель, морковку и свеклу
  11. Верхушку украсьте зернами граната и узорами из майонеза. Вокруг нижней части посыпьте сыр с орехами, чтобы она была «пушистой».

Можно вырезать из красной луковицы кувшинку, заполнить гранатовыми зернами и положить на середину верхушки. Получится очень красиво.

Как видите, все достаточно просто, так что можете попробовать приготовить это блюдо!

Если Вам понравилось сообщение о шапке Мономаха – поделитесь им в социальных сетях. Будем считать, что мы раскрыли тайну, хотя бы на официальном историческом уровне.

Шапка Мономаха – сообщение доклад (4, 6 класс окружающий мир)

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

В наши дни шапка Мономаха — один из древнейших и наиболее ценных экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Это золотой головной убор, обитый соболиной опушкой и украшенный филигранью и драгоценными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью. Венчает шапку золотой крест с жемчужинами у оснований. Весит убор 993,66 грамма — не так уж и много, чтобы говорить голосом Бориса Годунова из трагедии Александра Пушкина:

«Безумец я! чего ж я испугался?
На призрак сей подуй и нет его.
Так решено: не окажу я страха, —
Но презирать не должно ничего.
Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«Тяжесть» ее заключается статусе: шапка Мономаха — одна из главных царских регалий России наряду со скипетром и державой. Этой короной венчались российские цари с 1498 до 1682 года. Первым, кто надел шапку, был Дмитрий Иванович, внук Ивана III. А для Петра I изготовили дубликат шапки Мономаха — так называемую «шапку второго наряда». Сегодня ее тоже можно увидеть в Оружейной палате.

В 1721 году Петр Великий отменил традицию венчания на царство и ввел обряд коронации. А при Екатерине II появилась новая регалия — Большая императорская корона работы придворных ювелиров Жереми Позье и Георга Фридриха Эккарта. Она оставалась главным торжественным головным убором императорской семьи до 1917 года.

Вопрос, когда и откуда пришла на Русь царская шапка, волновал не одно поколение исследователей. Первое упоминание о ней находится в завещании Ивана Калиты. По одной из версий, ее подарил князю монгольский хан Узбек. Причем некоторые исследователи считают ее женским головным убором, который изначально принадлежал сестре хана Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича. Позднее эту подарочную шапку-тюбетейку, сделанную из добротно спаянных золотых проволок, московские мастера переделали в ту самую «шапку Мономаха».

«А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую; а сыну моему Ивану — кожух желтого шелка с жемчугом, епанчу большую с оплечьями; моему сыну Андрею — бугай (верхняя одежда) соболий с наплечниками, с крупным жемчугом, с драгоценными камнями, суконную одежду с оплечьями. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после бога ты будешь о них заботиться.

Духовная грамота Ивана Даниловича Калиты

Другая теория о происхождении шапки появилась в политическом трактате XVI века «Сказание о князьях Владимирских». Его создавали во время распространения концепции «Москва — Третий Рим», когда российским самодержцам было важно показать преемственность: первый Рим пал, передав свои полномочия второму — Константинополю, а когда под натиском османов был сломлен и он, настало время третьего — Москвы. Первым царем объединенной после княжеских междоусобиц и монгольских завоеваний Московской Руси был Иван III, который женился на византийской принцессе Софье, племяннице последнего императора — Константина XI Палеолога.

«Сказание» описывало, как русские великие князья произошли от римского императора Августа через легендарного Пруса, якобы родственника Рюрика, а также то, как царские регалии византийского императора Константина IX Мономаха передали его внуку Владимиру Мономаху.

«В то время правил в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах и воевал он тогда с персами и латинянами. И принял он мудрое царское решение — отправил послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу… С шеи своей снял он животворящий крест, сделанный из животворящего древа, на котором был распят сам владыка Христос. С головы же своей снял он венец царский и положил его на блюдо золотое. Повелел он принести сердоликовую чашу, из которой Август, царь римский, пил вино, и ожерелье, которое он на плечах своих носил, и цепь, скованную из аравийского золота, и много других даров царских. И передал он их митрополиту Неофиту с епископами и своим знатным посланником, и послал их к великому князю Владимиру Всеволодовичу… И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. И пребывал после того во все время с царем Константином в мире и любви. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское».

«Сказание о князьях Владимирских»

Читайте также:  Происхождение человека - сообщение доклад

В XVI же веке появилось еще одно описание драгоценной шапки. В 1520-е годы в Москву приезжал австрийский дипломат барон Сигизмунд фон Герберштейн. Он записал в своих «Записках о Московии» на латинском языке: «Pileus называется на их языке шапка (Schapka); ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинок, которые извиваются наподобие змей».

В противовес версиям об «иноземном» происхождении шапки Мономаха, в последнее время стало популярно мнение, что изготовили шапку в России. Царская регалия состоит из нескольких частей, и исследователи полагают, что ее первый ярус, состоящий из восьми соединенных золотых пластин с растительными узорами, соорудили в XIII веке из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — княжича Ивана и Дмитрия Донского. А вот меховую опушку и множество драгоценных камней добавили позже, в XV веке.

Как жили люди в средневековом замке

Средневековые замки обычно представляются чем-то сказочным. Зубчатые стены, покрытые мхом, раздвижной мост через ров и благородный рыцарь, который спешит освободить красавицу. На самом же деле, все было не так романтично. Замки по факту оказывались темными и вонючими крепостями, полными паразитов и болезней. Поговорим про жизнь в средневековом замке.

Так многим представляется средневековый замок – романтичной, окутанной тайной крепостью

  1. Свет в средневековом замке
  2. Холод в помещениях средневекового замка
  3. Ежедневная пища жителей замка
  4. Неудобства и создание комфорта в замках
  5. Скука обитателей средневекового замка
  6. Как жили слуги в средневековом замке
  7. Как жители замка принимали ванну
  8. Отсутствие в замках туалетов

Свет в средневековом замке

Жизнь в замке кипела, а слуги хорошо делали свою работу днём, до наступления темноты. Осветить помещения ночью было практически невозможно, а лампы и свечи тогда отличались от тех, которые мы используем сейчас. Эффективнее всего были факелы, но они давали много копоти, портили ковры и мебель , поэтому все, что оставалось – это работать днём. Но и этого средневековый замок не позволяет делать. Окна знати делались из лесного стекла и практически не пропускали света, а большинству рыцарей, чтобы согреться, приходилось закрывать окно, которое и так едва пропускало свет .

Для освещения огромных помещений замка использовались факелы, люстры со свечами, ручные фонари со свечой внутри и настенные светильники – опять-таки со свечами.

Холод в помещениях средневекового замка

В замках было не только темно, но и жутко холодно, а в скальных замках ещё и сыро. В холодные времена года его обитателям приходилось мерзнуть и мечтать о весне. Стены лишь частично защищали от холода. Чтобы хоть как-то согреться в замках, использовались только маленькие окна. Что касалось отопления, то тут дела тоже обстоят не лучшим образом – в замках каменный камин в зале распространял тепло лишь на несколько метров вокруг, и лишь пока горел огонь. Место у огня предназначалась господину замка и его семье, а также почетным гостям.

Ежедневная пища жителей замка

В замке всегда что-то происходило – то отмечался праздник, то устраивались развлечения в гостях у знатной семьи. Празднования всегда сопровождались пышными застольями, и огромные экстравагантные блюда были скорее нормой, нежели исключением. Казалось бы, на этих пирах довольны все. Но это не так. Социальные различия проявляются здесь даже больше, чем где-либо еще. Люди получали блюда соответствии со своим статусом. Статус влиял не только на то, где вы должны сидеть, а также на то, что вам разрешено было съесть. Господину и даме, их семье и гостям подают изысканные блюда с экзотическими специями и дорогостоящими ингредиентами, а слуги должны наблюдать за тем, как они едят эти блюда и доедают тушеное мясо или пирог с мясом.

Тяжело было и поварам, которые должны были потратить весь день на приготовление застолья, а затем приготовить себе скудную еду. Но это ещё не самое противное. По крайней мере, прислуга замка питалась лучше, чем 85 % жителей города, которые были крестьянами и в принципе не допускались внутрь замка.

Повара средневекового замка, весь день и всю ночь готовившие еду на кухнях, по окончании работ готовили кушанье для самих себя из объедков господского стола.

Неудобства и создание комфорта в замках

Если вы знаете, каким тесным становится дом, когда один или два родственника приходят вас навестить, умножьте доставленные хозяевам неудобства на 100, и вы поймете, каково было жить в замке. Обслуживание замков нуждалось в десятках слуг только для поддержания повседневной работы. Но здесь проживали еще и нескольких поколений господ и женщины, их личные слуги и служители. Это было похоже на жизнь в крошечном тесном городке, который обслуживал потребности семьи.

При проектировании коридоров, комнат и служебных помещений замка о комфорте жильцов думали в последнюю очередь. Главной целью строителей было обеспечение безопасности господ на случай войны.

Когда вы думаете о замке, вы скорее всего представляете себе роскошный интерьер. На самом деле, никто не заботился о том, чтобы вычистить большой сарай покрытых грязью и пропахших конским навозом замков. Было мало света, а значит, было чрезвычайно сыро, да и циркуляция воздуха была плохая. При строительстве замка комфорт уходил на задний план. Главной была оборона.

Скука обитателей средневекового замка

Если вы были одним из представителей правящего класса, вы могли насладиться богатством или принять горячую ванну. А для большинства жителей замка не было доступных удобств. Расслабиться можно было только походом в церковь и наблюдением за мучениями врага, которого пытали до смерти.

Единственным развлечением жителей замка, не принадлежащих к правящему классу, были походы в церковь и пытки.

Замок был очень скучным местом, никому не разрешалось прикасаться к вещам хозяев. Развлечения на открытом воздухе состояли из работы и боевой подготовки, но это были занятия только для мужчин. А внутри замка развлечений было ещё меньше – играли в шахматы (так как других игр не было). Но основным развлечением была еда – устраивались праздники, во время которых развлекались с выступлениями шутов и поглощали огромное количество продуктов и выпивки .

Во время застолий господ и гостей развлекал шут. Если ему удалось развеселить жителей замка, скоморох получал объедки со стола.

Как жили слуги в средневековом замке

Для управления землей, которое включало в себя регулярное принятие множества трудных решений и участие в жестких политических переговорах, для поддержания жизни замка всегда набирался огромный штат слуг. В средние века личные слуги господ рассматривались как домашное животное. По тем меркам это было даже неплохо – так же, как и владельцы замка, они спали в изолированных помещениях, в которых было не так холодно. Им везло, в отличие от слуг более низкого ранга, которые спали в башне и пользовались только легкими постельными принадлежностями, полагаясь на теплоту собственного тела. Кроме того, слуги не могли себе позволить лекарства. Слуги в замке обычно сильно болели и пытались обойтись домашними средствами.

Как жители замка принимали ванну

Ванна для европейцев средневековья с сантехникой была далекой мечтой, а это значит, что не было такой вещи, как водопровод. Отсутствие проточной воды означает отсутствие ванны. Если вы не были богачом, сама ванна представляла собой гигантское деревянное ведро, которое могло бы вместить людей замка.

Мытье отнимало массу времени – нужно было натаскать неимоверное количество воды в корыто, помыться вручную, а затем вычерпать грязную воду и вылить ее на улицу

В те времена жители замка не получали отдельную ванную комнату на регулярной основе. Купальни и бани, конечно, были как типичная принадлежностью замка высокой знати. Находились бани, как правило, на первом этаже, так как они требовали большого количество воды.

Купальня для знати, расположенная в средневековом замке

В замках простых рыцарей, наоборот, купальни обнаруживались редко. А на пороге нового времени большинство аристократов спасалось от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами, дамы пользовались только ароматической пудрой .

Регулярно мыться у жителей замков не было возможности (даже у господ), а потому приходилось спасаться от неприятного запаха розовой водой, ароматическими пудрами и мешочками с травами

Отсутствие в замках туалетов

Отсутствие туалетов – это, пожалуй, одна из самых неудобных особенностей замка. Вместо них были небольшие комнаты, называемые гардеробами.

Так выглядел туалет средневекового замка изнути

В них имелась дыра, куда люди справляли свою нужду, а все продукты человеческой жизнедеятельности затем скатывались по деревянным или каменным трубам замка в ров (порой в выгребные ямы).

Вот по таким трубам кал и моча спускались в рвы и выгребные ямы

Эти комнаты были очень холодными, а гардеробами их называли, потому что там хранили одежду, так как запах отпугивал насекомых. Были ещё ночные горшки, которые поначалу делали из дерева, а позже – из глины.

Вот таким образом ходили в туалет жители средневекового замка. Все еще полагаете, что замки – это романтично?

Такой ли романтичной была жизнь в средневековом замке

В исторических фильмах о Средневековье жизнь в замке часто изображают как веселую и наполненную постоянными праздниками. Но в реальной жизни часто все было не так. Даже у высшего сословия. Темные и мрачные комнаты, освещаемые и отапливаемые дымящимся камином, были нормой. В замковой жизни было мало удобств.

Прежде всего людей сопровождал ужасный запах. Средневековые жители не имели возможности ежедневно ходить в душ, мыть волосы шампунем. Принятие ванны было настоящим событием. Среди низших классов распространялись болезни, связанные с отсутствием гигиены. Богатые в этом случае могли позволить себе медицинскую помощь. Как правило, чаще всего лечились травами, кровопусканиями. Рецепты получали от знахарей и банщиков. К банщикам обращались не только тогда, когда хотели помыться, но и подлечить свое тело. К этой профессии предъявлялись высокие требования: восемь лет они проходили обучение, затем сдавали экзамен перед советом банщиков, докторами медицины и представителями городской власти.

Туалеты представляли собой выгребную яму со сделанной над нею деревянной скамейкой с отверстием.

Туалет в замке

Несмотря на то, что снаружи замки кажутся огромными и внушительными, у прислуги, живущей внутри них, было мало возможности для уединения. Как правило, они жили в общих комнатах и наслаждались компанией друг друга. Отдельные помещения были у хозяев замка. В большинстве помещений было темно, холодно и сыро.

В типичном средневековом замке жило, как правило, не менее 100 человек. Одно поколение слуг сменялось следующим, впрочем, так же, как и у хозяев.
В глубоких подвалах владельцы замка, которые часто были феодалами на своей территории, совершали суд, держали заключенных, которых часто пытали. Методы были самыми изощренными. В представлении средневекового человека очищения души и избавления от грехов можно было достичь только через боль. Нужно было хорошо подумать, прежде чем совершать преступления.

За обедом еду предпочитали запивать алкогольными напитками: вином, пивом, элем. Погреба замка имели большие запасы, с расчетом на то, что возможна осада.

Неизменной частью владений был большой двор, на котором располагались хозяйственные постройки и колодец. Последний имел особую ценность.
Замки строились на возвышениях. Это создавало трудности по добыче воды сквозь скальные породы. Известны замки, например, Кифхойзер в Тюрингии, в котором глубина колодца составляет более 100 метров. Строительство занимало несколько лет и требовало больших расходов. Этим и объясняется редкое принятие ванн и алкоголь за столом. Вода была на вес золота.

Жизнь людей начиналась ранним утром на рассвете. Только тогда можно было что-то разглядеть через маленькие окна и сделать домашние дела. Слуги же вставали задолго до хозяев, чтобы успеть приготовить еду, убедиться, что подготовлена одежда.

Завтракали очень рано и ограничивались кружкой воды или бокалом вина. Обеды также носили характер легкого перекуса и проходили в полдень. Главный интерес представлял ужин. Он начинался после четырех часов и подавался в большом зале. Во главе стола сидели хозяева замка.
На столы выставлялись всевозможные кушанья. Кроме того, была постоянная перемена блюд. Это вам не привычные нам «первое, второе и компот», а настоящее роскошное пиршество. Одни названия чего стоят: языки фламинго, верблюжьи пятки, мясо свиньи, откормленной сушеными фигами и утопленной в медовом вине, молоки мурен, мозги павлинов, гребни живых петухов.

В замке необычным образом поддерживали чистоту. По полу разбрасывали траву, тростник. Сухая трава впитывала все жидкости, и запах от нее таким образом смягчал зловоние в замке.

Ссылка на основную публикацию