Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
по дисциплине: “История архитектуры”
для специальности 2902
“Промышленное и гражданское строительство”
тема: “Собор Софии в Константинополе. Архитектура Византии”
студент гр. ПГС -01
Византия. В этом пронизанном императорским пурпуром, священным золотом и христианским богословием имени сокрыто тысячелетие жизни великого государства. Его географические границы вполне восстановимы, но в жизни человечества оно исчезло более пяти веков назад, уйдя в небытие подобно Атлантиде. Греков сменили турки, христиан – мусульмане, Византия превратилась в Турцию, а ее столица – знаменитый Константинополь скрылась под обличием и названием Стамбула.
Произведения византийского искусства вошли в живую ткань культурного наследия современности, заполнили музеи, однако окружавшая их атмосфера, среда исчезли. И все же существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии как места встречи культур Востока и Запада, античности и средневековья. Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора.
В наибольшей мере погружение в глубь истории происходит в интерьере собора – фантастическом по богатству духовного наполнения, уникальном по художественному совершенству и новаторству произведения мировой архитектуры. София Константинопольская – это синтез художественного опыта античности и воззрений христианства, самое полное, оставшееся в веках непревзойденным воплощение византизма.
Здесь совершилось то, что казалось недостижимым и даже ненужным христианам I – III столетий: родилась художественная концепция христианской церкви. Ранние христиане, жившие в атмосфере замечательного, но враждебного, чуждого им искусства языческой античности, стремились охранить свои идеалы, спрятать их от поругания в глубине сердец, считали невозможным их воплощение в архитектуре, живописи, скульптуре. Вот характерное высказывание одного из ранних христианских апологетов: “Какое изображение бога я сделаю, когда сам человек, правильно рассматриваемый, есть образ божий? Какой храм ему построю, когда весь этот мир, созданный его могуществом, не может вместить его? Не лучше содержать его в нашем уме, святить его в глубине нашего сердца?”
Потребовалось интенсивное переосмысление выразительности архитектурных форм, чтобы они приобрели способность воспроизвести то, что казалось невоплотимым средствами искусства. Основой послужила одна из главных идей христианства – о создании мира волей бога. В трудах богословов этот акт творения постоянно приравнивался к творческому действию архитектора, а созданный мир уподоблялся храму, построенному богом для человека.
Крупнейший богослов IV века Василий Великий в своем “Шестодневе”, рассказе о сотворении мира, прямо называет его “художнической храминой божия создания” и дает подробное описание последовательности ее возведения. Творение начинается сверху устройством неба – “сотворил бог небо как свод и распростер его как шатер для житья”. Этот свод, купол ни на что не опирается, он держится богом – “в руке божией концы земли”, оболочка свода, неба есть вещество “тонкое, не твердое, не грубое. яко дым”.
В этих словах уже заложена суть концепции византийского храма – как обнимающего и осеняющего пространство купольного балдахина. Во времена Василия Великого такой композиционный тип еще не был выработан. После легализации христианства знаменитым Миланским эдиктом 313 года императора Константина для миллионов новых верующих возводятся базиликальные здания с плоскими перекрытиями. Их прямоугольные пространства продольными рядами колонн разделялись на отдельные зоны, нефы, средний из которых был шире и выше остальных. Основному зданию предшествовали галереи-нартексы и дворы-атриумы.
Таким был первый Софийский собор в Константинополе 362 года. После пожара 404 года его сменила новая “Великая базилика” императора Феодосия, уже претендовавшая на значение главного храма не только города, превращенного императором Константином из античного Византия в столицу империи Константинополь, но и всего государства.
Необходимость возведения очередного собора предопределил пожар, уничтоживший базилику начала V века. 23 февраля 532 года, через 39 дней после пожара, начались работы по сооружению нового здания. Этот столь короткий срок вызывает изумление, ибо именно он и был временем разработки проекта колоссального, сложного и новаторского по своей структуре храма.
Возведение собора стало делом жизни императора Юстиниана: для этого были использованы силы и средства великого государства, почти восстановившего в это время границы былой Римской империи. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Собор построили всего за пять лет. С точки зрения нашего времени, сумма, вложенная в его создание, равнялась бы финансированию крупной военной или промышленной программы, и общество почти наверняка сочло бы эти расходы неразумными. Однако исторически даже с этой позиции строительство собора окупилось с лихвой, ибо его красота принесла Византии больше доходов и союзников, нежели военные кампании.
Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол. Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися. Гибкое движение криволинейных очертаний передается большим полукуполам с востока и запада, поддерживающим их меньшим полукуполам и растворяется в ажурных рядах колоннад. Благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишенной тяжести, как бы висячей. Поверхности при взгляде из центра кажутся вогнутыми, вмещающими пространство, уступающими ему. Купольный балдахин образован идеальным, как бы бестелесным ритмом поверхностей и линий, оболочка здания дематериализуется, становится тонкой и гибкой.

Рис. 2 Поперечный разрез

Рис. 3 План первого яруса
Легко заметить сходство облика Софийского собора и того божественного храмоподобного мироустройства, которое с такой тщательностью описано Василием Великим. Мир как храм – такова была концепция IV века, храм как мир – таков замечательный ответ искусства VI столетия. В эту новую художественную концепцию вовлечены мраморные колонны – любимая форма античного мира, но пластическая сила ордера исчезла, растворившись в созерцании ажурных, парящих круговращаемых форм. Намеренное отрицание низа, опоры сказывается и в почти обязательной прорезанности оснований куполов и полу куполов рядами окон.
Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров). Однако собор кажется еще больше, ибо к центральному пространству присоединяются зоны полу куполов, легко открывающиеся за боковыми колоннадами пространства обоих этажей боковых нефов. По размерам купола собор превосходят Пантеон и собор св. Петра в Риме, но зрительное ощущение огромности пространства, над которым парит купол, несравненно ярче и сильнее воплощено в великом храме Царьграда.

Византийцы считали, что купол Софии подвешен к небесам золотой цепью. Этот эффект неожиданности византийские архитекторы несомненно учитывали, но вовсе не ради него они оставили фасады Великой церкви без всякой декоративной обработки.
Софийский собор посвящен Премудрости Божией, которая связывается с Логосом, Богом-Словом, Христом. Это как бы самое общее и сущностное посвящение превосходно сочетается с космичностью архитектурной структуры. Религиозное есть, конечно, главное в содержании художественного образа здания, но сильны и отголоски императорской дворцовой культуры, многие его перспективы, особенно в боковых нефах, напоминают дворцовые залы. Зодчими Софии Константинопольской были два гениальных человека – лучших представителя традиций позднеантичной научной интеллигенции. Один из авторов – Исидор из Милета – великий математик. Другой – Анфимий из Тралл – не только профессиональный архитектор, но и математик, инженер, естествоиспытатель, много занимавшийся расчетом криволинейных поверхностей для зажигательных зеркал. Сплав высочайшей научной и художественной культуры с удивительной по смелости творческой и конструктивной задачей и дал рождение тому явлению в истории мировой культуры, каким стала “Великая церковь”, как называли ее современники.
С запада перед Софийским собором находился обширный атриум с фонтаном для омовений: он не сохранился, но уцелели два нартекса, внешний и внутренний, через которые из атриума проходили в церковь. Существовал еще один – торжественный вход, ведший во внутренний нартекс с юга, со стороны Августейона – центральной площади Константинополя, на которой против собора начинался огромный ансамбль Большого императорского дворца, где стояли здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху.
Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан. Видимое за входом длинное пространство нартекса производит ошеломляющее впечатление специально осуществленным “предвосхищением” огромности основного объема храма. Внешняя западная его стена состоит как бы из массивных пилонов и вся затенена, свет падает на плоскую, легкую, покрытую сияющим мрамором стену, в которой прорезаны девять порталов, сгруппированные по три, делающие стену будто сквозной, прозрачной.
Особенно велики три средних портала, центральный повышен еще больше. Эта группировка вызывала у средневековых авторов сравнение с Троицей, и правомочность такого сравнения доказывается небольшим рельефом, изображающим Евангелие на троне с нисходящим на него в виде голубя Святым Духом. На раскрытых страницах помещена надпись из Евангелия от Иоанна: “Я есмь дверь; кто войдет мною, тот и спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет”.
Еще выше, над порталом, на рубеже IX – Х веков появилась мозаика с изображением величественной фигуры Христа на троне (олицетворение Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом в медальонах по сторонам. К подножию трона склонилась коленопреклоненная фигура императора, вероятно – Льва VI: здесь отразился реальный обряд входа императора в церковь. Стены, колонны, своды храма отделаны драгоценно. Бронзовые обрамления порталов были позолочены, деревянные полотнища дверей (в трех центральных, по преданию, – из дерева Ноева ковчега) обиты бронзовыми или серебряными пластинами. Промежутки между арками над колоннами, карнизы, капители покрыты инкрустацией или резьбой с позолотой по синему фону. Многие капители украшали кресты или монограммы Юстиниана.
Колоннады образованы 104 колоннами – зелеными из фессалийского мрамора, белыми из проконесского; замечательны восемь колонн из египетского порфира в нижних тройных аркадах западных и восточных экседр (полукружий). Ближе к востоку некогда возвышался крестообразный амвон для чтения Евангелия и произнесения проповедей, его золотые колонны несли золотой купол, в качестве украшения использовались слоновая кость, полудрагоценные камни. Алтарную преграду покрывали серебряные пластины, а престол из сплава драгоценных металлов осенял серебряный шатровый киворий. На престоле находились драгоценные сосуды, кресты, над ними подвешивались короны, число которых достигало нескольких десятков. Своды собора в VI веке покрывали орнаментальные мозаики, в куполе был выложен огромный крест.
Сюжетные мозаики на сводах и стенах храма возникли позже, часть из них дошла до нашего времени. К IX веку относятся мозаики апсиды – “Богородица с Христом” в конце и “Архангел Гавриил” в своде перед ней, сохраняющие еще многие приемы живой позднеантичной манеры, редкостные по спокойной величавости и благородству. Необыкновенной глубиной духовных состояний, сказочной красотой синих, золотых, лиловых цветов, фантастическим мастерством рисунка и моделировки отличается мозаика “Деисус” в южной части хор (Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей). Огромные хоры (второй этаж) окружают с трех сторон центральное пространство; северная их сторона предназначалась для императрицы, южная – для императора и их приближенных, к юго-восточному углу собора примыкала резиденция патриарха. Роскошные хоры Софии вызывали подражание в соборах, возводимых для правителей соседних, получавших христианство из Византии стран; так было и на Руси в XI веке. Софийский собор пережил долгую и сложную историю. Трижды страдал от землетрясений – в 557, 989 и 1346 годах; после первого был перестроен купол, получивший более высокое и устойчивое очертание; после второго с западной стороны армянский архитектор Трдат поставил мощные контрфорсы. После захвата Константинополя турки переоборудовали собор в мечеть. В 1930-х годах декретом Ататюрка он превращен в музей. Со временем собор оказался, к сожалению, частично закрыт пристройками, исчезла мраморная облицовка фасадов, не сохранились блиставшие позолотой медные кровли. Пораженные его красотой завоеватели возвели прямо подражающие ему размерами и формами мечети, но ни одна из них не отняла у оригинала первенство. И до сих пор легко понять слова наших предков, посланные тысячу лет назад великим князем киевским Владимиром Святославичем для испытания христианской веры в Константинополь: “. не знаем, на небе или на земле были; нет ведь на земле такого вида и красоты той. знаем только, там Бог с человеками пребывает. мы не можем забыть красоты той”. “Соломон, я превзошел тебя!” – такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. За 15 веков, минувших с 537 года, никто пока не осмелился повторить эти слова в адрес Юстиниана и созданного им собора.
Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле
Обновлено: 18 Янв, 2019
Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть, сегодня предстает перед нами в качестве самого оригинального музея Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где переплелись сразу две религии — ислам и христианство.

Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города. Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история собора Святой Софии в Стамбуле.
Краткая история

Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.

В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.

После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. Сегодня в стенах комплекса запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видят в таком решении ущемление свободы вероисповедания. Тем не менее турецкий суд остается неумолимым в своих вердиктах и продолжает отклонять подобные иски.
Архитектура и внутренне убранство
Собор Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.

Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.

Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.

В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой знаменитой достопримечательности Стамбула – дворцу Топкапы. Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.

Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.
Как добраться
Собор Святой Софии располагается на площади Салтанахмед, в старом городском районе Стамбула под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.

Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.
Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.
Практическая информация
Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.
Часы работы: в период с 15 апреля по 30 октября двери собора открыты для посещения с 09:00 до 19:00. Последний билет можно приобрести не позднее 18:00. В период с 30 октября по 15 апреля достопримечательность работает с 09:00 до 17:00. Кассы доступны до 16:00.

На сентябрь 2018 года цена за вход в собор Святой Софии в Стамбуле составляет 40 tl. Однако с 1 октября 2018 года власти Турции поднимают стоимость входных билетов в более чем 50 музеях страны, включая и Айя Софью. Так, с наступлением указанной даты цена за вход в храм составит 60 tl. Такое повышение обусловлено непростой экономической ситуацией, сложившейся в Турции, а также резким падением курса турецкой лиры по отношению к доллару и евро.
Полезные советы
Если вы планируете посетить собор Святой Софии в Стамбуле, обязательно обратите внимание на рекомендации уже побывавших в музее туристов. Мы же в свою очередь, изучив отзывы путешественников, составили свой топ самых полезных советов:

- Лучше всего отправляться к достопримечательности к 08:00-08:30 утра. После 09:00 у собора образуются большие очереди к кассам, а стоять под открытым небом особенно в разгар летнего сезона довольно изнурительно.
- Если помимо Айя Софьи вы планируете посетить и другие знаковые места Стамбула с платным входом, то советуем вам приобрести специальную музейную карту, действующую только в рамках мегаполиса. Ее стоимость составляет 125 tl. Такой пропуск позволит вам не только сэкономить средства, но и избежать длинных очередей в кассы.
- Еще один лайфхак для тех, кто не хочет терять время в толпе туристов: около музея всегда можно найти нелегальных продавцов, которые с небольшой наценкой продадут вам входной билет.

- Обязательно захватите с собой воду. В летние месяцы в Стамбуле довольно жарко, поэтому без жидкости просто не обойтись. Воду можно купить и на территории собора, но стоить она будет в несколько раз дороже.
- Посетившие музей туристы рекомендуют выделить на экскурсию по церкви Святой Софии не более двух часов.
- Чтобы ваши впечатления от посещения собора были максимально полными, советуем нанять гида. Найти проводника, говорящего на русском языке, можно прямо у входа. У каждого из них своя цена, но в Турции всегда можно сторговаться.
- Если вы не хотите тратить деньги на гида, то приобретите аудиогид, а если и этот вариант вам не подходит, то перед посещением собора посмотрите подробный фильм об Айя Софье от National Geographic.
- Некоторые путешественники не советуют посещать храм в вечернее время, поскольку, по их словам, только при дневном освещении можно в полной мере разглядеть все детали интерьера.

Вывод
Собор Святой Софии, бесспорно, является обязательной к посещению достопримечательностью в Стамбуле. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.
Автор: Екатерина Унал
Обновлено: 15 Янв, 2019 Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что увидеть все…
Обновлено: 2 Фев, 2019 Стамбул всегда превосходил другие города Турции по количеству…
Обновлено: 31 Дек, 2018 Голубая мечеть – первая по значимости мечеть Стамбула,…
Обновлено: 8 Фев, 2019 «Альбертина» в Вене — один из самых посещаемых…
Доклад на тему Храм Святой Софии 3, 6 класс сообщение
Архитектура. что же это такое? Безусловно, это то, что может привести любого человека в безграничный восторг, может вызвать у него интерес и удивление. Человечество проживает на этой планете уже столько лет, что накопилось огромное количество различных архитектурных памятников природы. Все они необычайной красоты, удивительны и изумительны по своему строению, сочетание стиля и формы здания. А ведь эти архитектурные памятники строили великие люди. Именно им, Благодаря их усилиям и таланту сейчас мы уже можем наблюдать эту красоту и красоваться ею. Ведь иногда бывает так, что идешь по улице, видишь красивое архитектурное сооружение, а оно просто радует глаз, воодушевляет. Сейчас я хочу рассказать об одном из таких зданий. А точнее о храме Святой Софии. А ведь еще этот храм удивителен тем, что он расположен не в одном городе, а во множестве разных стран. Например, храм Святой Софии есть в Киеве, в Константинополе, в Новгороде, в Пушкине, в Алматах, в Вологде, в Полоцке и еще в нескольких городах мира.
Практически все соборы Святой Софии построен в 11 веке. Собор святой Софии в Константинополе был построен в шестом веке. В Киеве Он построен по приказу Ярослава Мудрого.
Собор святой Софии построен в честь Святой Софии, Сначала он являлся патриархальным собором, позже мечетью, в некоторых городах сейчас он является музеем, А в некоторых церковью. Многие соборы на данный момент стоят под защитой ЮНЕСКО.
Все храмы святой Софии украшены различной мозаикой. Три самых главных русских Собора Святой Софии в древности были: София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая. Если три собора были построены в 11 веке за 30 лет, после постройки этих соборов на Руси не было построено ни одного Собора Святой Софии за 500 лет. И именно из-за этого эти три собора стали главными на Руси. Все самые главные церковные праздники проходили именно в этих церквях, а не в каких других. Они стали центром церковной жизни Руси.
Софийский собор в Киеве. По одной из версий, в 11 веке Ярослав Мудрый приказал построить этот собор, по другой версии его построили на 26 лет ранее, значит, приказ дал не Ярослав Мудрый. Тем не менее, сейчас мы можем любоваться его красотой. Собор святой Софии находится в самом центре Киева и в наше время представляет собой место для туристов, молиться можно только в некоторых местах.
Софийский собор в Великом Новгороде. Этот собор был построен в 11 веке, но , простояв 50 лет, полностью сгорело. Тогда князь Владимир приказал построить каменный храм, который и дошел до наших дней. Ходят слухи, что в стенах этого собора находится клад, который однажды нашел Иван Грозный.
Софийский собор в Полоцке. Этот собор был построен в 11 веке по приказу полоцкого князя Всеслава Чародея. Храм святой Софии строили мастера из Византии. Собор был построен по образцу храма в Константинополе, но, к сожалению, до наших дней не дошел первоначальный вид. В 18 веке его реконструировали. Софийский собор в Полоцке был не только религиозным центром, но и культурным, потому что в нем располагались библиотеки и архивы.
6 класс, 3 класс кратко
Храм Святой Софии

Популярные темы сообщений
Кофейное дерево – удивительное растение, благодаря которому мы каждый день можем пить кофе и бодриться. Помимо того, что оно растёт в природе, дерево можно также посадить у себя дома, и, если за ним хорошо ухаживать,
Майские жуки – это членистоногие насекомые. Так же из называют майский хрущ. Такое название произошло оттого, что они массово появляются в природе весной в мае. Время появления приходится на период распускания листьев деревьев.
Текст статьи: Июльский жук – из подсемейства Хрущей, семейства Пластинчатоусых. Крупное насекомое, до четырех сантиметров в длину. Форма выпуклая, удлиненно-овальная.
Великие сооружения: Храм Святой Софии в Стамбуле

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).


Досье собора:
Строительство: 532–537 годы
Закладка камня: 23 февраля 532 года
Освящение: 27 декабря 537 года
Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму
Основатель: император Юстиниан I
Авторы проекта и архитекторы:
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский
Статус: музей Айя-София
Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция
Архитектурные особенности собора:



Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.


Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.


Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.


Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульптуру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.


Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.


В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.
Оценка статьи:

Загрузка...
Собор Святой Софии в Константинополе – сообщение доклад Ссылка на основную публикацию |