Собор Святой Софии в Константинополе – сообщение доклад

Софийский собор в Константинополе

Если вы попали в исторический центр Стамбула (бывший Константинополь) и увидели огромную очередь перед входом в храм – значит, вы стоите перед Софийским собором Стамбула (бывший Константиноноль) – матерью всех православных христианских храмов в мире.

Благодаря собору Святой Софии, вернее, впечатлению, которое он произвел на русских послов, присланных в Византию князем Владимиром Красное Солнышко, Русь, может быть, и стала христианской в 988 году. По преданиям, русские послы, побывав в соборе Святой Софии в Константинополе, приехали под таким сильным впечатлением от увиденного, что назвали этот собор не просто великолепным храмом, а раем. Оно и неудивительно – величие Святой Софии поражает человеческое воображение и сегодня.

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София – церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя – Айя-София – храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София – Святая Мудрость, Ая-Ирена – Святое Благодушие, Ая Динамис – Святая Сила.

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии – воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии – из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны – из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита – от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны – из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии – из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) – такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни – рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия – примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества – 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: “Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! ” Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка – первого турецкого Президента – Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному – великолепные слова о Святой Софии: “Купол на цепи подвязан к небесам. “

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени.

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма – четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах – изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк – первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть – в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша – михраб. Рядом с михрабом – ложа султана, напротив – место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей – кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть – четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались “инородными телами”, “чужеродными включениями” на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся.

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно – отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а – вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью – в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой.

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Читайте также:  История Олимпийских игр - сообщение доклад

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.

Схема храма Святой Софии

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Видео про собор Святой Софии


Реферат: Собор Софии в Константинополе. Архитектура Византии

Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

по дисциплине: “История архитектуры”

для специальности 2902

“Промышленное и гражданское строительство”

тема: “Собор Софии в Константинополе. Архитектура Византии”

студент гр. ПГС -01

Византия. В этом пронизанном императорским пурпуром, священным золотом и христианским богословием имени сокрыто тысячелетие жизни великого государства. Его географические границы вполне восстановимы, но в жизни человечества оно исчезло более пяти веков назад, уйдя в небытие подобно Атлантиде. Греков сменили турки, христиан – мусульмане, Византия превратилась в Турцию, а ее столица – знаменитый Константинополь скрылась под обличием и названием Стамбула.

Произведения византийского искусства вошли в живую ткань культурного наследия современности, заполнили музеи, однако окружавшая их атмосфера, среда исчезли. И все же существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии как места встречи культур Востока и Запада, античности и средневековья. Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора.

В наибольшей мере погружение в глубь истории происходит в интерьере собора – фантастическом по богатству духовного наполнения, уникальном по художественному совершенству и новаторству произведения мировой архитектуры. София Константинопольская – это синтез художественного опыта античности и воззрений христианства, самое полное, оставшееся в веках непревзойденным воплощение византизма.

Здесь совершилось то, что казалось недостижимым и даже ненужным христианам I – III столетий: родилась художественная концепция христианской церкви. Ранние христиане, жившие в атмосфере замечательного, но враждебного, чуждого им искусства языческой античности, стремились охранить свои идеалы, спрятать их от поругания в глубине сердец, считали невозможным их воплощение в архитектуре, живописи, скульптуре. Вот характерное высказывание одного из ранних христианских апологетов: “Какое изображение бога я сделаю, когда сам человек, правильно рассматриваемый, есть образ божий? Какой храм ему построю, когда весь этот мир, созданный его могуществом, не может вместить его? Не лучше содержать его в нашем уме, святить его в глубине нашего сердца?”

Потребовалось интенсивное переосмысление выразительности архитектурных форм, чтобы они приобрели способность воспроизвести то, что казалось невоплотимым средствами искусства. Основой послужила одна из главных идей христианства – о создании мира волей бога. В трудах богословов этот акт творения постоянно приравнивался к творческому действию архитектора, а созданный мир уподоблялся храму, построенному богом для человека.

Крупнейший богослов IV века Василий Великий в своем “Шестодневе”, рассказе о сотворении мира, прямо называет его “художнической храминой божия создания” и дает подробное описание последовательности ее возведения. Творение начинается сверху устройством неба – “сотворил бог небо как свод и распростер его как шатер для житья”. Этот свод, купол ни на что не опирается, он держится богом – “в руке божией концы земли”, оболочка свода, неба есть вещество “тонкое, не твердое, не грубое. яко дым”.

В этих словах уже заложена суть концепции византийского храма – как обнимающего и осеняющего пространство купольного балдахина. Во времена Василия Великого такой композиционный тип еще не был выработан. После легализации христианства знаменитым Миланским эдиктом 313 года императора Константина для миллионов новых верующих возводятся базиликальные здания с плоскими перекрытиями. Их прямоугольные пространства продольными рядами колонн разделялись на отдельные зоны, нефы, средний из которых был шире и выше остальных. Основному зданию предшествовали галереи-нартексы и дворы-атриумы.

Таким был первый Софийский собор в Константинополе 362 года. После пожара 404 года его сменила новая “Великая базилика” императора Феодосия, уже претендовавшая на значение главного храма не только города, превращенного императором Константином из античного Византия в столицу империи Константинополь, но и всего государства.

Необходимость возведения очередного собора предопределил пожар, уничтоживший базилику начала V века. 23 февраля 532 года, через 39 дней после пожара, начались работы по сооружению нового здания. Этот столь короткий срок вызывает изумление, ибо именно он и был временем разработки проекта колоссального, сложного и новаторского по своей структуре храма.

Возведение собора стало делом жизни императора Юстиниана: для этого были использованы силы и средства великого государства, почти восстановившего в это время границы былой Римской империи. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Собор построили всего за пять лет. С точки зрения нашего времени, сумма, вложенная в его создание, равнялась бы финансированию крупной военной или промышленной программы, и общество почти наверняка сочло бы эти расходы неразумными. Однако исторически даже с этой позиции строительство собора окупилось с лихвой, ибо его красота принесла Византии больше доходов и союзников, нежели военные кампании.

Центром собора стал охвативший его внутреннее пространство гигантский купол. Четыре мощные арки высоко держат его над молящимися. Гибкое движение криволинейных очертаний передается большим полукуполам с востока и запада, поддерживающим их меньшим полукуполам и растворяется в ажурных рядах колоннад. Благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишенной тяжести, как бы висячей. Поверхности при взгляде из центра кажутся вогнутыми, вмещающими пространство, уступающими ему. Купольный балдахин образован идеальным, как бы бестелесным ритмом поверхностей и линий, оболочка здания дематериализуется, становится тонкой и гибкой.

Рис. 2 Поперечный разрез

Рис. 3 План первого яруса

Легко заметить сходство облика Софийского собора и того божественного храмоподобного мироустройства, которое с такой тщательностью описано Василием Великим. Мир как храм – такова была концепция IV века, храм как мир – таков замечательный ответ искусства VI столетия. В эту новую художественную концепцию вовлечены мраморные колонны – любимая форма античного мира, но пластическая сила ордера исчезла, растворившись в созерцании ажурных, парящих круговращаемых форм. Намеренное отрицание низа, опоры сказывается и в почти обязательной прорезанности оснований куполов и полу куполов рядами окон.

Софийский собор велик по размерам: диаметр купола около 32 метров, а его кольцо-основание поднято на высоту 14-этажного дома (более 40 метров). Однако собор кажется еще больше, ибо к центральному пространству присоединяются зоны полу куполов, легко открывающиеся за боковыми колоннадами пространства обоих этажей боковых нефов. По размерам купола собор превосходят Пантеон и собор св. Петра в Риме, но зрительное ощущение огромности пространства, над которым парит купол, несравненно ярче и сильнее воплощено в великом храме Царьграда.

Византийцы считали, что купол Софии подвешен к небесам золотой цепью. Этот эффект неожиданности византийские архитекторы несомненно учитывали, но вовсе не ради него они оставили фасады Великой церкви без всякой декоративной обработки.

Софийский собор посвящен Премудрости Божией, которая связывается с Логосом, Богом-Словом, Христом. Это как бы самое общее и сущностное посвящение превосходно сочетается с космичностью архитектурной структуры. Религиозное есть, конечно, главное в содержании художественного образа здания, но сильны и отголоски императорской дворцовой культуры, многие его перспективы, особенно в боковых нефах, напоминают дворцовые залы. Зодчими Софии Константинопольской были два гениальных человека – лучших представителя традиций позднеантичной научной интеллигенции. Один из авторов – Исидор из Милета – великий математик. Другой – Анфимий из Тралл – не только профессиональный архитектор, но и математик, инженер, естествоиспытатель, много занимавшийся расчетом криволинейных поверхностей для зажигательных зеркал. Сплав высочайшей научной и художественной культуры с удивительной по смелости творческой и конструктивной задачей и дал рождение тому явлению в истории мировой культуры, каким стала “Великая церковь”, как называли ее современники.

С запада перед Софийским собором находился обширный атриум с фонтаном для омовений: он не сохранился, но уцелели два нартекса, внешний и внутренний, через которые из атриума проходили в церковь. Существовал еще один – торжественный вход, ведший во внутренний нартекс с юга, со стороны Августейона – центральной площади Константинополя, на которой против собора начинался огромный ансамбль Большого императорского дворца, где стояли здание Сената и высокая колонна с конной статуей Юстиниана наверху.

Над императорским входом в нартекс в Х столетии возникла мозаика с изображением Богоматери на троне (небесной царицы), по сторонам которой – преподносящие ей модели выстроенных ими города и церкви Константин и Юстиниан. Видимое за входом длинное пространство нартекса производит ошеломляющее впечатление специально осуществленным “предвосхищением” огромности основного объема храма. Внешняя западная его стена состоит как бы из массивных пилонов и вся затенена, свет падает на плоскую, легкую, покрытую сияющим мрамором стену, в которой прорезаны девять порталов, сгруппированные по три, делающие стену будто сквозной, прозрачной.

Особенно велики три средних портала, центральный повышен еще больше. Эта группировка вызывала у средневековых авторов сравнение с Троицей, и правомочность такого сравнения доказывается небольшим рельефом, изображающим Евангелие на троне с нисходящим на него в виде голубя Святым Духом. На раскрытых страницах помещена надпись из Евангелия от Иоанна: “Я есмь дверь; кто войдет мною, тот и спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет”.

Еще выше, над порталом, на рубеже IX – Х веков появилась мозаика с изображением величественной фигуры Христа на троне (олицетворение Премудрости Божией) с Богоматерью и ангелом в медальонах по сторонам. К подножию трона склонилась коленопреклоненная фигура императора, вероятно – Льва VI: здесь отразился реальный обряд входа императора в церковь. Стены, колонны, своды храма отделаны драгоценно. Бронзовые обрамления порталов были позолочены, деревянные полотнища дверей (в трех центральных, по преданию, – из дерева Ноева ковчега) обиты бронзовыми или серебряными пластинами. Промежутки между арками над колоннами, карнизы, капители покрыты инкрустацией или резьбой с позолотой по синему фону. Многие капители украшали кресты или монограммы Юстиниана.

Колоннады образованы 104 колоннами – зелеными из фессалийского мрамора, белыми из проконесского; замечательны восемь колонн из египетского порфира в нижних тройных аркадах западных и восточных экседр (полукружий). Ближе к востоку некогда возвышался крестообразный амвон для чтения Евангелия и произнесения проповедей, его золотые колонны несли золотой купол, в качестве украшения использовались слоновая кость, полудрагоценные камни. Алтарную преграду покрывали серебряные пластины, а престол из сплава драгоценных металлов осенял серебряный шатровый киворий. На престоле находились драгоценные сосуды, кресты, над ними подвешивались короны, число которых достигало нескольких десятков. Своды собора в VI веке покрывали орнаментальные мозаики, в куполе был выложен огромный крест.

Сюжетные мозаики на сводах и стенах храма возникли позже, часть из них дошла до нашего времени. К IX веку относятся мозаики апсиды – “Богородица с Христом” в конце и “Архангел Гавриил” в своде перед ней, сохраняющие еще многие приемы живой позднеантичной манеры, редкостные по спокойной величавости и благородству. Необыкновенной глубиной духовных состояний, сказочной красотой синих, золотых, лиловых цветов, фантастическим мастерством рисунка и моделировки отличается мозаика “Деисус” в южной части хор (Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей). Огромные хоры (второй этаж) окружают с трех сторон центральное пространство; северная их сторона предназначалась для императрицы, южная – для императора и их приближенных, к юго-восточному углу собора примыкала резиденция патриарха. Роскошные хоры Софии вызывали подражание в соборах, возводимых для правителей соседних, получавших христианство из Византии стран; так было и на Руси в XI веке. Софийский собор пережил долгую и сложную историю. Трижды страдал от землетрясений – в 557, 989 и 1346 годах; после первого был перестроен купол, получивший более высокое и устойчивое очертание; после второго с западной стороны армянский архитектор Трдат поставил мощные контрфорсы. После захвата Константинополя турки переоборудовали собор в мечеть. В 1930-х годах декретом Ататюрка он превращен в музей. Со временем собор оказался, к сожалению, частично закрыт пристройками, исчезла мраморная облицовка фасадов, не сохранились блиставшие позолотой медные кровли. Пораженные его красотой завоеватели возвели прямо подражающие ему размерами и формами мечети, но ни одна из них не отняла у оригинала первенство. И до сих пор легко понять слова наших предков, посланные тысячу лет назад великим князем киевским Владимиром Святославичем для испытания христианской веры в Константинополь: “. не знаем, на небе или на земле были; нет ведь на земле такого вида и красоты той. знаем только, там Бог с человеками пребывает. мы не можем забыть красоты той”. “Соломон, я превзошел тебя!” – такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. За 15 веков, минувших с 537 года, никто пока не осмелился повторить эти слова в адрес Юстиниана и созданного им собора.

Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле

Обновлено: 18 Янв, 2019

Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию. Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть, сегодня предстает перед нами в качестве самого оригинального музея Стамбула. Это один из немногих комплексов в мире, где переплелись сразу две религии — ислам и христианство.

Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города. Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история собора Святой Софии в Стамбуле.

Краткая история

Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами. Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет. Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.

В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть. Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью. Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.

После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий. На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. Сегодня в стенах комплекса запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видят в таком решении ущемление свободы вероисповедания. Тем не менее турецкий суд остается неумолимым в своих вердиктах и продолжает отклонять подобные иски.

Архитектура и внутренне убранство

Собор Святой Софии в Турции представляет собой прямоугольную базилику классической формы с тремя нефами, к западной части которой примыкают два притвора. Длина храма составляет 100 метров, ширина – 69,5 метров, высота купола – 55,6 метра, а его диаметр – 31 метр. Основным материалом при постройке здания выступал мрамор, но также использовались легкие кирпичи из глины и песка. Перед фасадом Айя Софии раскинулся двор, посередине которого установлен фонтан. А в сам музей ведут девять дверей: центральной из них в былые времена мог воспользоваться только сам император.

Но как бы величественно не выглядела церковь снаружи, истинные шедевры архитектуры заключены в ее внутреннем убранстве. Зал базилики состоит из двух галерей (верхней и нижней), выполненных из мрамора, специально завозившего в Стамбул из Рима. Нижний ярус украшают 104 колонны, а верхний – 64. В соборе практически невозможно найти участок, который бы не был декорирован. В интерьере представлены многочисленные фрески, мозаики, покрытия из серебра и золота, элементы из терракоты и слоновой кости. Существует легенда, гласящая, что изначально Юстиниан планировал оформить убранство храма полностью из золота, но прорицатели отговорили его, предрекая времена нищих и алчных императоров, которые не оставили бы и следа от такого роскошного сооружения.

Особую ценность в соборе несут в себе византийские мозаики и фрески. Они сохранились достаточно хорошо во многом благодаря тому, что пришедшие в Константинополь османы просто заштукатурили христианские образы, тем самым предотвратив их разрушение. С появлением в столице турецких завоевателей интерьер храма дополнился михрабом (мусульманское подобие алтаря), ложей султана и мраморным минбаром (кафедра в мечети). Также из интерьера ушли традиционные для христианства свечи, которые были заменены люстрами из лампад.

В оригинальном исполнении Ая Софья в Стамбуле освещалась 214 окнами, но со временем из-за дополнительных построек в святыне их осталось всего 181. В общей сложности в соборе насчитывается 361 дверь, сто из которых покрыты различной символикой. Ходят слухи, что всякий раз, когда ведется их подсчет, находятся новые, ранее ни кем не виданные двери. Под наземной частью строения были обнаружены подземные ходы, затопленные грунтовыми водами. Во время одного из исследований таких тоннелей учеными был найден секретный ход, ведущий от собора к другой знаменитой достопримечательности Стамбула – дворцу Топкапы. Также здесь были обнаружены драгоценности и останки людей.

Убранство музея настолько богато, что кратко описать его практически невозможно, и ни одно фото собора Святой Софии в Стамбуле не способно передать то изящество, атмосферу и энергетику, что присущи этому месту. Поэтому обязательно посетите этот уникальный памятник истории и лично убедитесь в его величии.

Как добраться

Собор Святой Софии располагается на площади Салтанахмед, в старом городском районе Стамбула под названием Фатих. Расстояние от аэропорта Ататюрка до достопримечательности составляет 20 км. Если вы планируете посетить храм сразу по прилету в город, то добраться до места вы сможете на такси либо на общественном транспорте, представленном метрополитеном и трамваем.

Попасть в метро можно прямо из здания аэропорта, следуя по соответствующим указателям. Вам необходимо сесть на линию «М1» и доехать до станции Zeytinburnu. Стоимость проезда составит 2,6 tl. По выходу из подземки вам останется пройти чуть больше километра к востоку по улице Seyit Nizam, где располагается остановка трамвая линии Т 1 Kabataş – Bağcılar (цена за поездку 1,95 tl). Вам необходимо сойти на остановке Sultanahmet, и уже буквально через 300 метров вы окажетесь у собора.

Если вы отправляетесь к храму не из аэропорта, а из какой-либо другой точки города, то в этом случае вам также нужно попасть на трамвайную линию Т 1 и высадиться на остановке Sultanahmet.

Практическая информация

Точный адрес: Sultanahmet Meydanı, Fatih, İstanbul, Türkiye.

Часы работы: в период с 15 апреля по 30 октября двери собора открыты для посещения с 09:00 до 19:00. Последний билет можно приобрести не позднее 18:00. В период с 30 октября по 15 апреля достопримечательность работает с 09:00 до 17:00. Кассы доступны до 16:00.

На сентябрь 2018 года цена за вход в собор Святой Софии в Стамбуле составляет 40 tl. Однако с 1 октября 2018 года власти Турции поднимают стоимость входных билетов в более чем 50 музеях страны, включая и Айя Софью. Так, с наступлением указанной даты цена за вход в храм составит 60 tl. Такое повышение обусловлено непростой экономической ситуацией, сложившейся в Турции, а также резким падением курса турецкой лиры по отношению к доллару и евро.

Полезные советы

Если вы планируете посетить собор Святой Софии в Стамбуле, обязательно обратите внимание на рекомендации уже побывавших в музее туристов. Мы же в свою очередь, изучив отзывы путешественников, составили свой топ самых полезных советов:

  1. Лучше всего отправляться к достопримечательности к 08:00-08:30 утра. После 09:00 у собора образуются большие очереди к кассам, а стоять под открытым небом особенно в разгар летнего сезона довольно изнурительно.
  2. Если помимо Айя Софьи вы планируете посетить и другие знаковые места Стамбула с платным входом, то советуем вам приобрести специальную музейную карту, действующую только в рамках мегаполиса. Ее стоимость составляет 125 tl. Такой пропуск позволит вам не только сэкономить средства, но и избежать длинных очередей в кассы.
  3. Еще один лайфхак для тех, кто не хочет терять время в толпе туристов: около музея всегда можно найти нелегальных продавцов, которые с небольшой наценкой продадут вам входной билет.
  4. Обязательно захватите с собой воду. В летние месяцы в Стамбуле довольно жарко, поэтому без жидкости просто не обойтись. Воду можно купить и на территории собора, но стоить она будет в несколько раз дороже.
  5. Посетившие музей туристы рекомендуют выделить на экскурсию по церкви Святой Софии не более двух часов.
  6. Чтобы ваши впечатления от посещения собора были максимально полными, советуем нанять гида. Найти проводника, говорящего на русском языке, можно прямо у входа. У каждого из них своя цена, но в Турции всегда можно сторговаться.
  7. Если вы не хотите тратить деньги на гида, то приобретите аудиогид, а если и этот вариант вам не подходит, то перед посещением собора посмотрите подробный фильм об Айя Софье от National Geographic.
  8. Некоторые путешественники не советуют посещать храм в вечернее время, поскольку, по их словам, только при дневном освещении можно в полной мере разглядеть все детали интерьера.

Вывод

Собор Святой Софии, бесспорно, является обязательной к посещению достопримечательностью в Стамбуле. А воспользовавшись информацией и рекомендациями из нашей статьи, вы сможете организовать идеальную экскурсию и получить максимум впечатлений от музея.

Автор: Екатерина Унал

Обновлено: 15 Янв, 2019 Вы глубоко заблуждаетесь, если думаете, что увидеть все…

Обновлено: 2 Фев, 2019 Стамбул всегда превосходил другие города Турции по количеству…

Обновлено: 31 Дек, 2018 Голубая мечеть – первая по значимости мечеть Стамбула,…

Обновлено: 8 Фев, 2019 «Альбертина» в Вене — один из самых посещаемых…

Доклад на тему Храм Святой Софии 3, 6 класс сообщение

Архитектура. что же это такое? Безусловно, это то, что может привести любого человека в безграничный восторг, может вызвать у него интерес и удивление. Человечество проживает на этой планете уже столько лет, что накопилось огромное количество различных архитектурных памятников природы. Все они необычайной красоты, удивительны и изумительны по своему строению, сочетание стиля и формы здания. А ведь эти архитектурные памятники строили великие люди. Именно им, Благодаря их усилиям и таланту сейчас мы уже можем наблюдать эту красоту и красоваться ею. Ведь иногда бывает так, что идешь по улице, видишь красивое архитектурное сооружение, а оно просто радует глаз, воодушевляет. Сейчас я хочу рассказать об одном из таких зданий. А точнее о храме Святой Софии. А ведь еще этот храм удивителен тем, что он расположен не в одном городе, а во множестве разных стран. Например, храм Святой Софии есть в Киеве, в Константинополе, в Новгороде, в Пушкине, в Алматах, в Вологде, в Полоцке и еще в нескольких городах мира.

Практически все соборы Святой Софии построен в 11 веке. Собор святой Софии в Константинополе был построен в шестом веке. В Киеве Он построен по приказу Ярослава Мудрого.

Собор святой Софии построен в честь Святой Софии, Сначала он являлся патриархальным собором, позже мечетью, в некоторых городах сейчас он является музеем, А в некоторых церковью. Многие соборы на данный момент стоят под защитой ЮНЕСКО.

Все храмы святой Софии украшены различной мозаикой. Три самых главных русских Собора Святой Софии в древности были: София Киевская, София Новгородская и София Полоцкая. Если три собора были построены в 11 веке за 30 лет, после постройки этих соборов на Руси не было построено ни одного Собора Святой Софии за 500 лет. И именно из-за этого эти три собора стали главными на Руси. Все самые главные церковные праздники проходили именно в этих церквях, а не в каких других. Они стали центром церковной жизни Руси.

Софийский собор в Киеве. По одной из версий, в 11 веке Ярослав Мудрый приказал построить этот собор, по другой версии его построили на 26 лет ранее, значит, приказ дал не Ярослав Мудрый. Тем не менее, сейчас мы можем любоваться его красотой. Собор святой Софии находится в самом центре Киева и в наше время представляет собой место для туристов, молиться можно только в некоторых местах.

Софийский собор в Великом Новгороде. Этот собор был построен в 11 веке, но , простояв 50 лет, полностью сгорело. Тогда князь Владимир приказал построить каменный храм, который и дошел до наших дней. Ходят слухи, что в стенах этого собора находится клад, который однажды нашел Иван Грозный.

Софийский собор в Полоцке. Этот собор был построен в 11 веке по приказу полоцкого князя Всеслава Чародея. Храм святой Софии строили мастера из Византии. Собор был построен по образцу храма в Константинополе, но, к сожалению, до наших дней не дошел первоначальный вид. В 18 веке его реконструировали. Софийский собор в Полоцке был не только религиозным центром, но и культурным, потому что в нем располагались библиотеки и архивы.

6 класс, 3 класс кратко

Храм Святой Софии

Популярные темы сообщений

Кофейное дерево – удивительное растение, благодаря которому мы каждый день можем пить кофе и бодриться. Помимо того, что оно растёт в природе, дерево можно также посадить у себя дома, и, если за ним хорошо ухаживать,

Майские жуки – это членистоногие насекомые. Так же из называют майский хрущ. Такое название произошло оттого, что они массово появляются в природе весной в мае. Время появления приходится на период распускания листьев деревьев.

Текст статьи: Июльский жук – из подсемейства Хрущей, семейства Пластинчатоусых. Крупное насекомое, до четырех сантиметров в длину. Форма выпуклая, удлиненно-овальная.

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Стамбуле

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία — «мудрость». Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости (1 Кор 1:24).

Досье собора:

Строительство: 532–537 годы

Закладка камня: 23 февраля 532 года

Освящение: 27 декабря 537 года

Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель: император Юстиниан I

Авторы проекта и архитекторы:
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Статус: музей Айя-София

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.

Ссылка на основную публикацию
Название: Собор Софии в Константинополе. Архитектура Византии
Раздел: Рефераты по строительству
Тип: реферат Добавлен 16:58:22 08 января 2011 Похожие работы
Просмотров: 10748 Комментариев: 21 Оценило: 19 человек Средний балл: 4.3 Оценка: 4 Скачать