Спартанцы – сообщение доклад 5 класс история

Древняя Спарта

Содержание:

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

↑ История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.

Древняя Спарта фото

Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

↑ Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

↑ Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

↑ Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

↑ Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Древняя Спарта фото

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная “лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

Древняя Спарта

Государственное устройство

Древняя история Спарты начинается с XI века до н. э. возникновением одноименного города в Лаконии (южная область Пелопоннеса). Территория сначала была освоена ахейцами, а в X веке до н. э. завоевана дорийцами (древнегреческие племена).

Законодателем государственного устройства Спарты считается царь Ликург (9 век до н. э.), превративший ее из военной демократии в рабовладельческую республику. Аристократическое государство устанавливало строгие правила существования жителей, ограничивало развитие частной собственности. Аристократия должна была осваивать только спорт и военное искусство, а простой народ и рабы – земледелие, торговлю, ремесла.

Основной упор делался на армию. Путем успешных военных действий Спарта закрепила свое превосходство в Пелопоннесе.

Возглавляли страну сразу два правителя (архагеты). Высшими органами власти являлись:

  • Апелла (народное собрание): состояло из мужчин старше 30 лет с полным гражданством; при помощи голосования принималось или отвергалось какое-то решение;
  • Коллегия эфоров: состояла из 5 аристократов выбранных народным собранием; занималась судопроизводством;
  • Герусия (совет старейшин): состояла из 28 полноправных граждан старше 60 лет и двух царей; решали вопросы внешней и внутренней политики, контролировали госслужащих.

Рис. 1. Территория Древней Спарты.

Социальное разделение

Население Древней Спарты делились на:

  • Аристократию (спартанцы или спартиаты): гомеи – полноправные граждане; парфении (низшие гомеи) – дети незамужних спартанок;
  • Простой народ: гипомейоны – граждане частично лишенные прав из-за утраты состояния или здоровья; мофаки – люди низкого происхождения, но получившие спартанское образование; периэки – бесправное, но свободное население;
  • Зависимое население: илоты – государственные рабы, жители захваченных земель; эпейнакты – илоты, освобожденные от рабства за женитьбу на спартанских вдовах; эриктеры – илоты, прислуживающие аристократам в армии.

Рис. 2. Илоты в Спарте.

В Спарте была довольно специфическая система воспитания, направленная на физическое развитие и выносливость (отсюда неподтвержденные сведения о том, что слабых детей сбрасывали в пропасть). С 7 до 20 лет дети свободных граждан обучались в военных школах-интернатах, считаясь собственностью государства. Им прививали бездумную преданность стране.

Армия

Спартанские воины с детства обучались военным дисциплинам и тренировали соответствующие качества (решительность, патриотизм).

Спартанцы были хорошо вооружены. Бойцы в полном обмундировании (копье, короткий меч, щит, шлем, поножи, панцирь) назывались гоплиты. Воины дополнительных отрядов носили лук, дротики или легкие копья.

Всадники (гиппеи) являлись отрядом царской гвардии (300 человек) и воевали вместе со строем пехотинцев.

Всемирно известный сюжет о доблести 300 спартанцев основан на реальных событиях. Отряд под руководством царя Леонида погиб в сражении с персами в ущелье Фермопилы, защищая Родину.

Рис. 3. Спартанские воины.

Что мы узнали?

Краткое содержание статьи: раскрыта тема «Древняя Спарта» для урока истории в 5 классе; описано государственное устройство Спарты, классовое деление общества; охарактеризована армия, являвшаяся главной опорой страны.

Жизнь в Спарте. Спартанский образ жизни

Как всем известно, спартанские воины славились смелостью и самоотверженностью, а в бою им не было равных. И даже сражаясь с превосходившим числом врагов, они одерживали победы и внушали страх у неприятеля. Но, не все знают, каким трудом им это удавалось, насколько тяжелая и суровая жизнь была в Спарте.

Слабым детям не место

Жизнь спартанцев полностью принадлежала государству. Сразу после рождения отец младенца обязан был предоставить его на осмотр старейшинам. В случае обнаружения какого-то изъяна ребенка жестоко убивали. Причем это поручалось сделать отцу, он должен был сбросить малыша со скалы. Это делалось для того, чтобы обеспечить государство только сильным воинами. Если же ребенок был здоров, то его возвращали родителям.

Шесть лет ребенок проживал с родителями. Но даже в эти годы его не сильно холили и лелеяли. Для того чтобы у спартанца не было страхов, уже с младенчества его приучали к одиночеству, голоду и темноте.

Детство – время выживать и учиться

В возрасте семи лет ребенок полностью принадлежал государству. Детей забирали от родителей и делили на разряды и классы. Жили мальчики в специальных бараках все вместе, с ними же были надзиратели и главный начальник – педоном. Эта должность принадлежала одному из знатнейших граждан.

Дети жили очень скромно и были лишены всяких радостей жизнь. Все время они проводили в занятиях. Их обучали грамматике, пению, игрой на флейте и, конечно же, боевому искусству. Пища была скудная и невкусная. Это делалось специально, чтобы дети старались сами себя прокормить. Для этого им приходилось воровать. И если же кто-то попадался, то его жестоко наказывали, но не за саму кражу, а за то, что попался. Так у детей вырабатывали смекалку и ловкость. Одежда также была простой, круглый год они ходили босиком и в плаще. В бараках дети спали на соломе и тростнике, который сами себе собирали на реке.

Каждый год на праздник Артемиды мальчиков били палками. При этом они не должны были произносить ни звука. Многие от таких побоев погибали. Таким образом, будущих воинов приучали не боятся крови и ран, а также терпеть боль.

В 15 лет выжившие мальчики попадали в группу эйренов. Основу обучения здесь составляли строевые занятия и овладение оружием. Также большое внимание уделялось рукопашному бою.

Что касается риторики и философии того времени, то в Спарте, в отличии например от Афин, этим практически не занимались. Так как в бою от этого нет толка, поэтому мальчиков учили отвечать коротко и ясно.

В двадцать лет спартанец заканчивал свое обучение и поступал в войско. Он мог жениться, но навещать жену не разрешалось.

И только в 30 лет мужчина становился полноправным гражданином. Мог свободно жениться и участвовать в политической жизни. Браки происходили по любви. Но в Спарте считалось обычным иметь несколько женщин или даже проводить время с чужими женами. Причем детей рожденных от другого мужчины отец семейства обязан был принять как своего. Считалось, что таким образом дети будут рождаться более крепкими и сильными.

Женщины славили Спарту

Женщинам в Спарте уделялось особое внимание. С ранних лет девочки, также как и юноши проходили атлетическую подготовку. Они должны были уметь метать копье и диск, хорошо бегать и прыгать, а также заниматься борьбой. По мнению спартанцев это нужно было для рождения крепких воинов. По всей Греции шла молва о красивых и здоровых спартанках. И даже богачи из других городов старались заполучить для своих детей кормилицу из Спарты.

Ликург – изменил жизнь спартанцев

Однако до 6 века до н.э. Спарта мало чем отличалась от других городов Греции. Археологи находят обломки скульптур, керамики, различные предметы из бронзы и слоновой кости. Это свидетельствует о высоком уровне культуры и образованности спартанцев. Так же известны поэты и писатели 7 века до н.э. Но после прихода к власти царя Ликурга жизнь спартанцев кардинально меняется.

Ликурга считают основоположником «спартанского образа жизни». Практически полностью были обесценены деньги. Все жители вели одинаковый образ жизни, носили простую одежду, питались скромной пищей.

Общественный строй

Политическое устройство Спарты также имело свои особенности. Во главе государство стояло два наследственных царя. Они проводили заседания вместе с советом старейшин. В этот совет входило 28 человек в возрасте после 60 лет, которые избирались на пожизненный срок. В народном же собрании участвовали все спартанцы от 30 лет, которые в состоянии были вносить определенную плату.

В Спарте существовало три класса: спартанцы (спартиаты), периэки (выходцы из союзных городов) и илоты (рабы спартанцев).

Илоты предоставлялись спартанцам в аренду, их нельзя было освобождать или продавать, так как рабы считались собственностью государства. Илоты имели и свои права. Так они должны были выплачивать фиксированную долю урожая хозяину, а излишек могли забрать себе. У спартанцев были хорошие доходы, на которые они могли купить военное обмундирование и оружие.

Торговлей и производством спартанцам было запрещено заниматься, это делали периэки. Так у мужчин оставалось много свободного времени, и они могли спокойно упражняться в боевом искусстве.

Строгость и скромность придерживалась во всем

Жизнь в Спарте была тяжелой. Все жители подчинялись строгим правилам. Мужчинам запрещалось обедать дома. Они собирались группами за общественными столами. Каждый должен был принести определенное количество пищи и денег. Основной рацион составляла черная похлебка. Ее готовили из крови, уксуса и соли. Но были и исключения. Так, например, если мужчина пришел уставший с охоты, он мог пропустить эту трапезу, но взамен передать часть от убитого животного.

Читайте также:  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сочинение

Дома спартанцев также были лишены роскоши. А при постройке жилищ разрешалось использовать только примитивные орудия.

На войну, как на праздник!

Лучшим временем в жизни спартанца можно считать сражение. Воины облачались в багряные плащи и украшали длинные волосы венками. А в бой шли под звуки флейт и песен. Все это придавало войне торжественный характер, и создавалось ощущение праздника.

Погибших воинов в бою почитали. Хоронили с лавровыми венками на голове и в багряной одежде. Бежавший же воин считался трусом и всеми презирался. Так перед битвой женщины говорили мужьям: «Со щитом или на щите». «Со щитом» значит вернуться с победой, а «на щите» значит лучше погибнуть, чем вернуться с позором.

Спарта считается одним из самых странных государств Древней Греции. Ее обычаи и образ жизни вызывали у греков страх и непонимание. А многие исследователи приходят даже к выводу о том, что спартанский образ жизни послужил прототипом для создания фашистской идеологии.

Древняя Спарта 5 класс
презентация к уроку по истории (5 класс) по теме

Презентация по истории 5 класс ФГОС учебник Ф.А. Михайловского Всеобщая история.

В ней в доступном виде рассказывается об обычаях спартанского общества, нравах, культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
sparta.pptx2.16 МБ
plan_konspekt_uroka.docx37.25 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Это было воинственное и мужественное государство, которое не имело крепостных стен. «Лучшие стены – это наши граждане» – говорили там. Когда рождался ребенок, его несли к старейшинам на осмотр. Слабого и больного по решению старейшин убивали, сбрасывая в пропасть.

Южная Греция – область Лакония , юг п-ова Пелопоннес , в долине р. Эврот – Спарта

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ Какой была жизнь спартанца? Почему такое важное значение уделялось войне? Как воспитывали детей, чтобы они становились воинами? Какие качества уважали спартанцы? Развивалась ли их культура? Какую память в истории оставили они о себе? Сравните вопросы. Какое наблюдается противоречие? Какой возникает вопрос? Сравни его со своим.

илоты, «община равных», Совет старейшин, олигархия учебник стр.151-152

Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь

Историческая задача Одна спартанка хоронила сына, когда к ней подошла старушонка и сказала: “О женщина! Какое несчастье!” “Нет, – ответила она. – Клянусь богами! Это счастье. Ведь я родила его, чтобы он умер за Спарту. Так и случилось!”

Историческая задача Одна ионянка хвасталась перед спартанкой своим великолепным нарядом, но та, показав на своих четверых хорошо воспитанных сыновей, сказала: “Вот что отличает хорошую и благородную женщину, только это возвышает и лишь этим следует гордиться”.

Лаконичная речь Однажды спартанка, вручая сыну щит, внушала ему: “Или с ним, сын мой, или на нем». Ксеркс, царь Персии прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми».

Какими были спартанцы? Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были ее граждане. Составьте список личных качеств, которые воспитывались у спартанцев.

Спартанка, отправив в бой своих пятерых сыновей, стояла на окраине города, ожидая исхода битвы. Подошедший к городу человек на ее вопрос рассказал, что все ее сыновья погибли. “Не об этом я тебя спрашивала, – закричала женщина, – а о нашей родине”. И когда тот сообщил, что спартанцы одержали победу, она воскликнула: “Раз так, я с радостью принимаю весть о смерти моих сыновей”.

Предварительный просмотр:

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации.

II. Формулирова-ние проблемы.

(Звучит музыка) На прошлом уроке мы познакомились с одним из полисов Греции.

Как называется этот город-государство, где расположен? (Афины, Аттика)

Почему город называется именно так? (В честь богини Афины основавшей его)

Как называется п-ов на котором расположена Греция? (Балканский)

На какие части можно ее разделить? (Северная, Средняя, Южная)

Сегодня речь пойдет….впрочем, вы все увидите сами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема…

Как назывался этот полис, кто эти граждане, готовые в любую минуту пожертвовать жизнью ради государства?

Давайте подумаем, о чем сегодня мы будем говорить? Как сформулируем тему урока?

В Южной Греции в области Лакония , на юге п-ова Пелопоннес , в долине реки Эврот располагалась древняя Спарта.

Давайте подумаем, какие вопросы можно было задать спартанцам, что вас интересует из жизни, быта, культуры этого народа?

– Назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики.

По карте определяют: Афины, Аттика, Балканский п-ов, Средняя, Северная и Южная Греция.

(На доске) Это было воинственное и мужественное государства, которое не имело крепостных стен. «Лучшие стены – это наши граждане» – говорили там. Когда рождался ребенок, его несли к старейшинам на осмотр. Слабого и больного по решению старейшин убивали, сбрасывая в пропасть.

Учащиеся, анализируя текст, делают выводы, что речь идет о Спарте и спартанцах.

Учащиеся предлагают варианты, удачный записывается на доске.

Учащиеся записывают в тетради:

Южная Греция – область Лакония , юге п-ова Пелопоннес , в долине р. Эврот – Спарта

Учащиеся формулируют проблемные вопросы.

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3. Определять понятия.

5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

6. Выделять главное, обобщать.

7. Делать выводы.

8. Сравнивать объекты по заданным критериям.

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.

III. Актуализация знаний.

– Давайте узнаем, больше об этом полисе.

– Объясните значения слов: илоты, «община равных», Совет старейшин, олигархия

Самым знаменитым из спартанцев можно назвать царя Леонида, который вступил в неравный бой с персами в Фермопильском ущелье и ценой своей жизни остановил врага.

(Слайд с портретом Леонида) На пьедестале под гоплитом написано два слова – “Молон лабе” – «Приди и возьми»

Работают с учебником стр. 151-151.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

– При характеристике государств,

цивилизаций или народностей что мы будем анализировать?

– Одним словом, нам необходимо

проанализировать жизнь спартанского полиса.

– Нам надо узнать, какие порядки были в Спарте, затем выяснить, благодаря чему они соблюдались.

– Чем занимались спартанцы, какое воспитание они получали, как обучались воины, какая была культура.

V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

VI. Включение в систему знаний и повторений.

Военное ремесло было основным занятием спартанцев.

(фрагмент фильма «300 спартанцев»

Почему царь Леонид спрашивает, чем занимались воины?

В чем было преимущество спартанского отряда?

Спартанцам было запрещено пахать землю, заниматься ремеслом, торговать.

Оружие спартанца: Щит, коринфский шлем, доспехи, копье – дори, меч – ксифос.

Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета. Почему?

2. Спартанское воспитание.

Мальчики жили с родителями до 7 лет, затем его забирали в военный лагерь, где он жил вместе со своими сверстниками испытывая голод, нужду и лишения. Зимой им приходилось ходить босиком, из одежды выдавался только один плащ на целый год. Спали дети на жестких подстилках из камыша.

Высоко ценилась в Спарте музыка. В бой спартанцы шли под звуки флейт. Спартанский поэт говорит: «Хорошая музыка действует на душу не меньше, чем оружие».

Одна ионянка хвасталась перед спартанкой своим великолепным нарядом, но та, показав на своих четверых хорошо воспитанных сыновей, сказала: “Вот что отличает хорошую и благородную женщину, только это возвышает и лишь этим следует гордиться”. Так что по – настоящему отличает хорошую благородную женщину по вашему мнению?

Основное время посвящалось физическим упражнениям и воинским искусствам. Даже выражать свои мысли мальчиков учили кратко и точно по-военному.

Вообще спартанцы любили короткие и остроумные ответы. Когда человек говорил умно, но некстати, ему говорили: «Ты говоришь дело, но не к делу».

Ксеркс прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми». Гонец сказал: «Безумец, наши стрелы закроют солнце». Леонид ответил: «Тем лучше, мы будем сражаться в тени».

– Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были её граждане.

– Составьте список личных качеств, которые воспитывались у спартанских детей.

Можно ли сказать, что все эти качества являлись положительными?

– Обозначьте, одним словом особенности культурного развития спартанцев.

Учащиеся анализируют фрагмент

Учащиеся записывают, из чего состояло вооружение спартанского воина.

Учащиеся выдвигают свои версии.

во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

Учащиеся анализируют тексты задач и отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся анализируют тексты задач и отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся высказывают мнение о том, что город не имел стен из-за того, что жители надеялись на храбрость и мужество своих воинов.

Смелость, ловкость, бесстрашие, мужество, простота, скромность, гордость, патриотизм.

– Краткие и точные высказывания.

– Посовещайтесь в парах и выскажите своё мнение: Какие порядки древней Спарты вам, людям XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

Как можно было на протяжении длительного периода времени сохранять свои обычаи и традиции?

Такие законы существовали это законы Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н. э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга был нанесен смертельный удар.

Учащиеся предлагает варианты ответов и логически выходят к пониманию того, что это можно было сделать, только придерживаясь законов.

Повторение и опрос.

  • Однажды спартанец прочел надгробную надпись на братской могиле. После перечня имен шли слова: «Когда они тушили пламя тирании, они пали в бою».
  • «Так им и надо! — неожиданно сказал спартанец.— Не следовало тушить пламя тирании. Пусть бы сгорела дотла!»
  • Много внимания в Спарте уделяли хоровому пению. Спартанские песни были мужественны, просты и безыскусственны, но вместе с тем серьезны и поучительны. Они прославляли павших за Спарту, порицали трусов и призывали к подвигу. Вот, например, одна из спартанских песен. Хор стариков начинал: «Когда-то мы были молоды и храбры!» Старикам отвечал хор мужчин: «Теперь храбры мы! Попробуй, если хочешь!» Детский хор подхватывал: «А мы со временем храбрее всех вас будем!»
  • Высоко ценилась в Спарте музыка. В бой спартанцы шли под звуки флейт. Спартанский поэт говорит: «Хорошая музыка действует на душу не меньше, чем оружие».
  • Когда юноши становились воинами, строгость их воспитания несколько смягчалась. Им разрешали следить за красотой платья, волос и оружия. Перед боем юноши старались особенно тщательно украсить себя: они расчесывали волосы и смазывали их маслом, помня изречение Ликурга: «Волосы красивых делают красивее, безобразных — еще безобразнее».

В походах гимнастические упражнения молодежи были не такими трудными, да и в остальном жизнь была легче. Спартанцам война казалась отдыхом по сравнению с бесконечными упражнениями мирного времени.

  • Когда войско выстраивалось перед битвой, царь приносил жертву богам и приказывал всем воинам надеть венки. Под звуки флейт начиналась военная песня. Величественное и торжественное зрелище представляла шеренга людей, шагавших в такт музыке. Ряды были сомкнуты, ничье сердце не замирало от страха, они шли навстречу опасности с песней, спокойно и весело. Рядом с царем шел воин, победивший на последних Олимпийских играх.
  • Рассказывают, что одному спартанцу предлагали большую сумму за то, чтобы он сдался и уступил своему сопернику честь победы на Олимпийских играх. Когда он не принял денег’ и после трудной борьбы одержал победу, его спросили: «Какая тебе польза от твоей победы, что ты ради нее отказался от возможности стать богатым человеком?» — «В сражении я пойду рядом с царем впереди войска»,— гордо ответил победитель.
  • Обратив неприятеля в бегство, спартанцы его преследовали недолго и скоро возвращались. Им казалось низким и недостойным рубить и убивать отступавших врагов. Этот обычай был не только великодушным, но и полезным, так как неприятельское войско, зная, что убивают лишь сопротивляющихся, часто предпочитало бежать, а не сражаться.
  • По замыслу Ликурга, воспитание спартанца не заканчивалось в тот момент, когда он становился взрослым. И зрелые люди должны были жить так, как предписывал обычай. Спарта была похожа на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни для каждого. Если спартанцам не давалось никаких других поручений, они смотрели за детьми, учили их чему-нибудь или сами учились у стариков.
  • У спартанцев было много свободного времени, так как заниматься ремеслами или другим полезным трудом им было строго запрещено. Беседы друг с другом, танцы, игры, охота, песни и гимнастические упражнения поглощали весь досуг спартанцев, когда они не были заняты войной.
  • Когда один спартанец, побывав в Афинах, узнал, что там осудили человека за праздность, он попросил показать ему осужденного за любовь к свободе. Так глубоко спартанцы презирали всякий труд, что нежелание работать они называли «любовью к свободе».
  • Спартанцы могли жить беззаботно, потому что землю за них обрабатывали илоты. Это были потомки порабощенного спартанцами населения, оставшиеся жить на тех участках земли, которыми они владели раньше. В их обязанность входило отдавать завоевателям значительную часть урожая. Илоты и участки земли, которые те обрабатывали, были равномерно поделены между спартанцами. Каждая спартанская семья получала с принадлежавшего ей участка достаточное количество продуктов.
  • Так как илотов было значительно больше, чем самих спартанцев, то спартанцы постоянно опасались восстаний. Чтобы предупредить восстания илотов, и были учреждены так называемые криптии. Это дало основание обвинять Ликурга в жестокости и несправедливости. Криптия заключалась в следующем. Время от времени эфоры посылали за город юношей, вооруженных кинжалами. Днем молодые люди скрывались, а ночью выходили на дорогу и убивали илотов. Чтобы придать этим гнусным убийствам вид законности, эфоры, вступая в должность, объявляли илотам войну. Иногда они направляли большие отряды юношей в деревни, чтобы внезапным нападением уничтожать самых сильных и смелых илотов.
  • Рассказывают, что однажды спартанцы дали двум тысячам отборных илотов свободу. Радостные, надев венки, обходили илоты храмы, чтобы принести благодарность богам за внезапное счастье. Но ночью все они исчезли, и никто не мог рассказать, каким образом они погибли.
  • Вообще спартанцы обращались с илотами крайне жестоко. Иногда они нарочно заставляли илотов пить неразбавленное вино, чтобы, доведя их до состояния опьянения, показать юношам, как ужасен порок пьянства. Илотам под угрозой страшных наказаний было запрещено петь песни свободных. Правильно заметили греки, что если свободный в Спарте наиболее свободен, то раб здесь находится в наиболее рабском состоянии.
  • Когда важнейшие из законов Ликурга вошли в жизнь, он созвал всех граждан на народное собрание. Законодатель сказал, что для того, чтобы сделать всех счастливыми, он должен провести, еще одно, самое главное преобразование. Для этого ему надо еще раз посетить Дельфийский оракул, и поэтому Ликург попросил геронтов и всех граждан дать клятву не изменять ничего в законах до его возвращения. Все поклялись, и Ликург уехал в Дельфы. Оракул возвестил, что законы его прекрасны и что до тех пор, пока Спарта будет верна этим законам, она будет процветать и господствовать над другими государствами.
  • Послав это прорицание на родину, Ликург решил добровольно умереть, чтобы не дать возможности согражданам когда-нибудь изменить его законы. Ведь они обещали не проводить никаких реформ до его возвращения. Ликург был как раз в тех годах (ему было около 85 лет), когда, по мнению древних, можно еще жить, но хорошо и умереть, особенно тому, у кого все желания уже исполнились.
  • Ликург считал, что смерть общественного деятеля должна быть полезна государству. Кончина должна быть достойным завершением жизни. Простившись с друзьями и сыном, Ликург отказался принимать пищу и вскоре умер от голода. Он боялся, что его «станки перенесут в Спарту и граждане будут считать себя свободными от клятвы. Поэтому перед смертью он распорядился сжечь его труп и бросить пепел в море.
  • Надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н. э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам’ Ликурга был нанесен смертельный удар.

Древняя Спарта

Спарта была особенным государством. В Пелопоннесском союзе с ней состояли многие полисы, но никто из них не перенял ее порядков. Греческий историк Фукидид говорил, что если Спарта когда-нибудь исчезнет, а затем будет раскопана будущими поколениями, то по найденным следам никто не сможет определить, насколько могущественным был этот полис.

В ахейские времена существовала Спарта, которой правил царь Менелай – муж Прекрасной Елены, виновницы Троянской войны. Новую Спарту создали дорийцы, в XIII–IX вв. до н.э. прошедшие через всю Грецию и обосновавшиеся в Лаконике. Жителей равнин они превратили в государственных рабов – илотов. Жителей горных долин, которых трудно было контролировать, оставили свободными, но вынудили себе подчиняться – их называли периэки.

В VIII–VII веках до н. э. в двух тяжёлых войнах была завоёвана соседняя Мессения. Покорённого населения было гораздо больше, чем самих спартиатов. И последние вынуждены были превратиться в сплоченный, постоянно готовый к защите и нападению военный лагерь. Как писал историк М. Гаспаров: «Спартанцы ели и спали с копьем в руке. Все статуи богов в Спарте были с копьями в руке – даже статуя Афродиты».

К началу VI в. до н. э. легендарный законодатель Ликург заложил основы спартанской «общины равных». Каждый спартиат получал одинаковый земельный надел с работавшими на нем илотами. Периэки поставляли для всего полиса ремесленные изделия и вооружение (в Лаконике были самые лучшие на Балканах железные руды – «лаконская сталь»). Гражданин Спарты занимался только военным делом. Были запрещены торговля с другими государствами и даже въезд и выезд из Спарты для своих и чужих. Спартиаты жили в одинаковых простых домах, не имели денег, не занимались наукой и искусством.

К подобной жизни готовились с детства. Даже девочки занимались спортом, чтобы в будущем у них родились здоровые, крепкие дети. Мальчиков с семи лет передавали на воспитание в агелы – военные отряды. Их приучали терпеть голод, холод, боль, обучали военной тактике, владению оружием, воспитывали в них беспрекословное послушание старшим и храбрость. Сохранилась история о мальчике, который без разрешения убежал на войну и сражался там очень храбро: ему дали венок за отвагу и высекли розгами за нарушение дисциплины. Юноши участвовали в ночных нападениях на поселения илотов – криптиях: это был способ запугать илотов и одновременно проверить умение будущего воина вести бой, его бесстрашие и безжалостность к врагу.

Обучение продолжалось до 20 лет, затем до 60 лет спартиаты проходили военную службу. Основной силой армии были гоплиты. В период мира сослуживцы не расставались – они участвовали в общественных обедах (сисситиях). Самым страшным для спартиата проступком была недостаточная отвага в бою: «В Лакедемоне всякому гражданину стыдно сидеть за обедом с трусом или бороться с трусом в палестре». По преданию, с единственным уцелевшим в Фермопильской битве воином никто в Спарте не стал разговаривать. Город не был окружен стеной: считалось, что его ограждает доблесть воинов.

Политическое устройство Спарты называют олигархическим. Согласну Плутарху, спартиаты последовали совету оракула в Дельфах: «Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям… после них – старцам-геронтам и, наконец, народу, который должен только отвечать им “да” или “нет”». Полисом правили два царя, передававшие власть по наследству. Цари были военачальниками и жрецами и возглавляли герусию – совет старейшин из 28 человек не моложе 60 лет. Их избирали пожизненно на народном собрании из знатных спартанских родов.

Герусия являлась верховным советом государства и судом. Само народное собрание (апелла), хотя и собиралось ежемесячно, не имело права обсуждать вопросы, а только выражало своё отношение к решению старейшин криком: чем громче – тем лучше. Позже к древним органам власти прибавились эфоры – пять человек, ежегодно переизбираемые из всей общины. Их задачей был контроль, надзор за царями, распределением военной добычи, воспитанием юношей и многим другим. Поскольку эфоры имели право немедленно наказать любого гражданина, нарушившего законы Спарты, постепенно они стали крайне влиятельным органом власти.

Ради сохранения власти над побеждёнными Спарта отказалась и от слияния с ними, и от своего развития. Однако охрана незыблемых порядков потребовала уверенности в политике соседей. В VI веке до н.э. все государства Пелопоннеса, кроме Аргоса и северных городов Аркадии, вошли в Пелопоннесский союз, возглавляемый Спартой. Так незадолго до Греко-персидских войн Спарта стала сильнейшим государством Эллады.

Доклад Эпоха Возрождения 7, 8 класс сообщение

15 и 16 века являются временем заметных перемен в политическом строе и в культуре Европы, а также в росте экономики. Общество перестраивалось и проходило новые этапы развития, а именно в науке, литературе, искусстве и в других отраслях. В эти времена люди научились печатать книги, что дало толчок наукам, а также бурному распространению литературы.

Понятие «Возрождение» нельзя ставить во главе всей эпохи, данное понятие конкретно относится к возникновению нового течения в искусстве в 16 веке. Гораздо позже термин «Возрождение» стали применять ко всей эпохе, а именно в момент зарождения оппозиции феодализму. Энгельс считал эпоху «возрождения» величайшей эпохой ныне пережитых.

Если проанализировать памятники данной эпохи, то можно утверждать, что люди начали отходить от феодального строя. Людям уже не интересно призирать земные вещи, наоборот народ жаждет познать реальный мир, красоту человека и природы. К основам эпохи «возрождения» можно отнести абсолютизацию человеческой личности. В данную эпоху человек выступает существом для которого нет границ, человек может творить без всяких ограничений. В данную эпоху все искусство строится на своеобразном подражании природе, но на первое место ставится именно художник, который сравнивается практически с Богом. В эпоху «возрождения» главным критерием оценки искусство стал уровень наслаждения получаемы от просмотра картин и других произведений. Изобразительное искусство в данное время выступало контрастом средневековью. Именно благодаря искусству получил развитие реализм, который стал основополагающим в развитии художественной культуры в Европе. Для художников возник серьезный вопрос, вопрос пространства, ведь изображали они исключительно то, что увидели своими глазами.

Проблема пространства в 15 веке стала решаться. В некоторых странах к пониманию пространства шли не сразу, художники вели эмпирические наблюдения. Теория линейной перспективы была основана в Италии, благодаря понятиям оптика и геометрия. Эти факторы сыграли серьёзную роль в борьбе над средневековыми изображениями. Еще одной особенностью данной эпохи можно назвать связь между искусством и наукой. Многие художники часто прибегали к помощи науки, при этом возможно и не понимали, но давали ей тоже некий импульс.

Художники начинают именовать свои произведения и это заметно меняет их положение в обществе эпохи «возрождения». Теперь художественных деятелей поощряют, награждают денежными знаками. Главным для художника эпохи возрождения было получить независимость, а именно в творческом плане, художникам хотелось творить то, что по-настоящему хочется.

Архитектура также не осталась без изменений, главным было направление классического стиля. Здания стали более просторными и вообще без всяких намеков на готические формы. В эпоху возрождения появляются красивые гражданские строения и не только. Внедряются новые решения в вопросах планировки местности в городах. Если раньше много заказов на уникальные постройки было среди церковных деятелей и феодалов, то в данную эпоху красивые строения могли позволить себе и гражданские лица.

Историки отмечают, что процесс «возрождения» протекал в разных регионах по-разному. Например, северная часть Европы развивалась медленней нежели итальянская часть. Стоит в очередной раз подчеркнуть, что главным в эту эпоху является желание отражать действительность, правдиво показывать все как есть. Искусство данной эпохи делится на проторенессанс, ранее возрождение, высокое возрождение и позднее возрождение.

Доклад №2

Возрождение – это целая эпоха мировой культуры, которая следует за Средневековьем. Уникальная, глубокая, неповторимая. Зарождается в Италии в начале XIV века, а название ей дано Жюлем Мишле.

После падения Византии по всей Европе молниеносно распространяются античные источники и произведения искусства павшего государства. Но мировоззрение людей меняется, и Средневековая церковная система ценностей становится чужда и сложна для восприятия. Это стало мощным толчком для зарождения гуманизма. Во главе всего стоит личность человека и его свобода. Именно античность с ее гуманистической направленностью стала примером для подражания.

Традиционно эпоха Возрождения подразделяется на 4 периода. Проторенессанс, который зародился еще в позднем Средневековье со своими готическими, романскими и византийскими традициями. В этот период уже активно начинают свою работу величайшие мастера. Ключевая фигура этого периода – Джотто ди Бондоне. Великий архитектор и художник, который изложил абсолютно новую интерпретацию пространства, ввел объемное изображение и наполнил искусство светским, а не религиозным содержанием.

Раннее Возрождение (1420-1500) продолжало путь отречения от аскетического искусства Средневековья. В это время за основу брались античные произведения и предпринимались попытки усовершенствования за счет новых компонентов. Новое веяние искусства постепенно распространяется от Италии к Испании. Живопись становится лидирующей сферой искусства. В центре внимания культ красоты и желание изобразить прекрасное во всем. Ключевыми фигурами раннего Возрождения стали Донателло, Мазаччо, и Боттичелли.

Высокое Возрождение (1500-1527) – третий этап, время расцвета мировой культуры. Центр итальянского искусства перемещается из Флоренции в Рим, что способствует всестороннему и полному изучению античности. Требования к ее воспроизведению в предметах искусства становятся более строгими и основательными. В живописи и скульптуре господствует новый титанический образ человека, который становится глубже, масштабнее и свободнее. Главными представителями эпохи становятся дерзкий Леонардо — представитель эпического пласта живописи, тончайший Рафаэль — представитель лирического направления и титанический Микеланджело — драматический пласт.

Позднее Возрождение (1530-1620) . В это время только Венеция была свободна от власти Папы Римского, поэтому только она смогла обеспечить полноценное развитие искусства данного периода. Однако характер творчества мастеров Флоренции и Рима кардинально отличался от веяний Венеции. Особенностями произведений искусства стали любовь к своему городу (а не к античности), глубина и яркость красок, роскошь и богатство картин и скульптур. Ключевые фигуры – Тициан, Веронезе, Джорджоне, Бенвенуто Челлини.

Также в эпоху Возрождения активно развивается наука, предпринимаются попытки изучения строения человека, что дает толчок для развития медицины. Стремительно развивается также литература и философия.

7, 8 класс по литературе, кратко

Эпоха Возрождения

Популярные темы сообщений

Паукообразные, или как их ещё называют, арахниды, относятся к классу членистоногих. В настоящее время на планете земля насчитывается около сто тысяч видов и подвидов паукообразных, большую часть которых составляют клещи и пауки.

Плещеев Алексей Николаевич – русский писатель и поэт, родился в 1825г. в Костроме, но прожил свои детские годы в Нижнем Новгороде и был единственным ребенком. Несмотря на свое дворянское происхождение, его семья была бедной.

Россия – великая, прекрасная страна! Она богата разнообразием и красотой своей природы, несметными запасами полезных ископаемых, памятниками древней и современной архитектуры и искусства и незабываемыми туристическими маршрутами.

Реферат: Эпоха Возрождения

То, что принято называть Возрождением, было утверждением преемственности великой античной культуры, утверждением новых идеалов. В эпоху Возрождения возникло экспериментальное естествознание, произошло открытие и изучение памятников античной культуры, развивались искусства и светское мировоззрение, ослабившее духовный диктат церкви, возникли литературы на новых современных языках и появился профессиональный театр.

Изменения коснулись всех сторон духовной жизни. Эти явления казались возрождением науки, философии, литературы и искусства, существовавших в античном мире, особенно у греков. Сам термин «Возрождение» возник как следствие убеждения, что только через возрождение античной культуры после тяжкого средневековья можно прийти к истинному познанию и изображению самой природы.

Искусство становится неотъемлемой частью общественной жизни. В эпоху средневековья художник считался ремесленником, его место было на низших ступенях социальной иерархии, а личность стушевывалась перед заказчиком. Во времена Возрождения, когда человеческая личность была высоко вознесена во всеобщем сознании, творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, кто интересовался его творчеством.

Культура Возрождения нашла свое выражение прежде всего в произведениях итальянских живописцев, скульпторов, поэтов. Но в отличие от идеалов античного мира, где человек представляется игрушкой рока, они возвеличивают человека, считают его властелином своей судьбы, отдают должное его качествам (личным) и воле. В этом заключается основное величие эпохи Возрождения, совершившей переворот в сознании людей.

Культура итальянского возрождения XIV-XV вв.

Осознание духовной ценности земного человека привели к яркому расцвету искусства, оплодотворенного новым взглядом на мир. Это движение в области культуры, стремившееся выйти за рамки средневековья и получившее название Проторенессанса, во многом подготовило почву для возрождения и обогатило мировое искусство такими явлениями, как скульптура Никколо Пизано, живопись Джотто, поэзия Данте.

Латинский язык был основным литературным языком средневековья. На рубеже XIII-XIV вв. его постепенно стал заменять современный народный язык. Знаменитое произведение болонского юриста Гвидо Гвиницелли «Любовь гнездится в сердце благородном» написано на тосканском диалекте. Стихотворное мастерство Гвидо получило дальнейшее развитие во Флоренции. Это направление получило название «сладостный новый стиль». К нему примкнули Гвидо Кавальканти, Чино де Пистойя и Данте Алигьери.

Творчество Данте имеет огромное значение для всего последующего развития литературы. Произведения Данте написаны на итальянском языке. Его ранний цикл стихотворений «Новая жизнь» воспевает его любовь к Беатриче. Здесь впервые в литературе чувство любви рассматривается в развитии. Оно перестает быть неподвижной характеристикой «благородного сердца», как у предшественников Данте.

В своем неоконченном произведении «Пир» Данте пытается изложить всю схоластическую ученость своего времени в виде 14 канцон и прозаического комментария к ним. Во введении он касается вопроса о необходимости применения итальянского языка в своем произведении.

В произведении «О народной речи» Данте указывает на 3 новых литературных языка: старофранцузский, провансальский и итальянский. В последнем он различает много диалектов и доказывает, что наибольшими возможностями стать общелитературным языком в Италии обладает тосканский диалект.

Величайшим произведением Данте является «Комедия», где автор обратился к более широкому языковому материалу, чем в труде «О народной речи». Он воспользовался не только языком поэтов «сладостного нового стиля», но и поэзией, близкой к разговорной речи.

В «Комедии» итальянский язык приобрел такое богатство, получил такую законченность и устойчивость, какой не знал ни один западноевропейский язык того времени. Данте считается творцом итальянского литературного языка.

Проторенессансные веяния проявились в итальянской культуре и в общем мироощущении уже в XIII в. В 1316 г. в Болонье были прочитаны лекции по анатомии человека – первые в средневековье на тему, от которой, согласно церковному вероучению, следовало отворачиваться.

В Пизе, где уже в романскую пору был создан знаменитый архитектурный ансамбль, выражающий особые, радужные устремления итальянского художественного гения, скульптор Никколо Пизано. В рильефах, украшающих кафедру, он создал изображения не столько евангельских сцен, сколько чисто светских событий. Н. Пизано считается зачинателем Проторенессанса в итальянской пластике. Его сына Ждовани также следует признать одним из ваятелей Проторенессанса. Его творчество исполнено пафоса и динамизма.

Зачинателем проторенессанса в живописи считается Кавеллини. Он старался оживить светотенью свои фигуры, передать в них не абстрактную идею, а зрительное впечатление. Примером может служить фреска «Страшный Суд», где образ Христа уже не символ не лик, а исполненный достоинства прекрасный муж с открытым лицом.

Джотто-живописец. Угадана им высшая простота: ничего лишнего никаких узоров, никакой детализации. Все внимание художника сосредоточено на главном, и дается синтез, грандиозное обобщение. Он отказался от плоскостного характера византийских иконописных изображений, от их условных фонов и старался передать глубину пространства. Изображение человека было для него главной задачей. Все действующие лица в картинах Джотто делаются участниками одного драматического события, все они способствуют раскрытию единого замысла. Это хорошо видно в сцене «Поцелуй Иуды», в фресках в Капелле дель Арена в Падуе.

Решительный шаг в построении светской культуры был сделан гуманистами, идеологами Возрождения. Гуманисты подчеркивали ценность человеческой личности самой по себе. Поэтому у них на первый план выдвигается интерес к человеческим делам – человеческая, а не религиозная точка зрения на все явления жизни и в особенности защита человеческой личности.

Франческо Петрарко был одним из тех гуманистов. В стихах, в которых он воспевал свою возлюбленную при жизни и после ее смерти, поэт с невиданной дотоле тонкостью описывает свои переживания. В отличие от Беатриче в «Божественной комедии» Данте, Лаура – земная женщина, а не символ.

Начало новой науке – эпиграфике дал купец банкир Джонацо Манетти, который во время своих путешествий на Восток стал собирать сохранившиеся античные надписи. Он же признал необходимым изучение третьего древнего языка – еврейского, нужного для понимания книг Ветхого завета. Тем самым он лишал церковь ее многовековой привилегии: изучение «священного писания» переходило в руки светских ученых-философов.

Итальянское искусство XV века.

Художники XV в. входили в объединения по профессиональному признаку – живописцы, скульпторы, ювелиры, архитекторы, и состояли в виде самостоятельных корпораций в одном из официально признанных цехов. В большинстве случаев художники строили, украшали статуями и расписывали фресками храмы и общественные учреждения по договору с заказчиками.

Одним из величайших итальянских зодчих XV в. был Филиппо Брунеллески, создавший новый тип здания, имевшего светское значение (Воспитательный дом). Пропорции, ритм, членение, обработка деталей служили для выявления конструктивных особенностей, а своей гармоничностью и простотой ориентировались на человека, поднимая его значение.

Искусство Брунелески основывалось на логике, подтвержденной математическими расчетами. Он первым из художников Возрождения понял, какую помощь искусству может оказать математика. Он был одним из основателей научной теории перспективы, открывателем ее основных законов, имевших огромное значение для развития всей тогдашней живописи.

Возрождение античного зодчества давало в руки архитекторов новую систему, принципиально отличную от готики.

Донателио первый добивается в рельефе истинного впечатления пространства. В соблюдении девяти законов перспективы он сближает раннеренессансную пластику с живописью и окончательно отходит от принципов и форм готики.

Гигантский скачек в истории европейской живописи знаменует творчество друга Брунеллески и Донателио живописца Мазаччо. Он считался первым художником после Джотто. Он понял суть его творчества и развил его.

Его фреска «Троица» как бы раздвигает стены храма, создавая иллюзию углубленного пространства с соблюдением научно обоснованных законов перспективы. Вся композиция покойна и торжественна. В умении распределить свет и тени, в создании четкой пространственной композиции, в силе, с которой он передает объемность, Мазаччо намного превосходит Джотто.

Кроме того, он первый в живописи изображает обнаженное тело и придает человеку героические черты, прославляя человеческое достоинство. Он первый ввел в религиозную композицию портретные изображения заказчиков, как, например в «Троице».

Активно утверждал ренессансные тенденции в североитальянском искусстве А. Мантенья. Воспитанный в гуманистических кругах, он внес в свою суровую по духу живопись подлинную страсть к римской античности, вдохновляясь которой создал свой обобщенно-героизированный образ человека, как например в капелле Оветари церкви Эреметани в Падуе.

Творчество Монтекье оказало отчасти прямое, отчасти косвенное влияние на всю североитальянскую живопись второй половины XV в., способствуя становлению ренессансных принципов в искусстве Ломбардии, Лигурии и Венеции. Венецианские художники уделяли особое внимание проблеме колорита, ставшей в их живописи одним из главных выразительных средств. В отделке зданий цветная штукатурка и различных оттенков кирпич сочетались с облицовкой из цветного мрамора, тончайшей резьбой и инкрустацией. Строители с любовью относились к самым скромным архитектурным элементам города, начиная с разных чаш колодцев и кончая причалами.

Культура Высокого и Позднего Возрождения.

Конец XV в. и первые 30 лет XVI в. – культура Высокого Возрождения – одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. XVI столетие – золотой век итальянской литературы, изобразительного искусства, натурфилософии, великих открытий в области естествознания. В это время закладываются основы нового мировоззрения, в центре которого находились природа и человек.

В период с 30-х годов до конца XVI века формируется искусство позднего возрождения, которое представляет собой сложную картину борьбы различных течений. Воинствующая католическая церковь понимала какое большое значение имело искусство в глазах общества, и поэтому старалась использовать его в своих целях. Постановления Тридентейского собора прямо указывали на стремление церкви присвоить себе контроль над художественными произведениями. Поэтому на виду оказались те художники, которые связывали свое творчество с обслуживанием нужд церкви или же отражали в своем творчестве настроения подавленности и внутреннего надлома. Эти художники получили название «маньеристов», потому что они стремились не изучить природу и ее законы, а внешне усвоить манеру великих мастеров: Леонард, Рафаэля и главным образом Микеланджело. Многие из них были хорошими рисовальщиками, среди них было немало крупных портретистов (Понтормо, Бронзио), поскольку портрет теснее других живописных жанров связан с натурой, но их картины независимо от сюжета, надуманны, искусственны, фальшивы по замыслу и по исполнению (Вазари, . ). Эти художники не останавливались перед деформацией человеческого тела, в результате появились такие картины, как «Мадонна с длинной шеей» (Пармеджанико). Микеланджело сказал однажды, видя как художники копируют его «страшный суд»: «Многих это мое искусство сделает дураками».

На развитие художественной культуры Высокого Возрождения огромное влияние оказал Леонардо да Винчи – живописец, скульптор.

Одна из первых самостоятельных работ, выполненных им после оставления мастерской Верроко – «Мадонна Бенца». Художник отказался от традиционной трактовки образа мадонны – величавой, грустной, создал образ радостной, исполненной чисто земной прелести. Исследуя законы оптики впервые применил светотень как средство «оживления» персонажей своих картин. Леонардо ставил знак равенства между внешним и внутренним обликом человека. «Если душа беспорядочна и хаотична – утверждал Леонардо, – то беспорядочно и хаотично само тело, в котором эта душа обитает». Леонардо был и изобретателем. Среди его изобретений были и усовершенствованные орудия труда.

Художественная и научная деятельность Леонардо сделали его основоположником нового типа в развитии итальянского искусства – Высокого Возрождения.

Крупным мастером эпохи позднего Возрождения был Бенвенто Челлини – реалистическое искусство. «У нас нет других книг, чтобы поучать нас искусству, кроме книги природы» – заявляет Челлини. Его большая бронзовая статуя Персея изображает прекрасное человеческое тело, изваянное с глубоким знанием анатомии. Неистовые страсти Челлини, его суеверия, откровенное стремление к славе, наивное хвастовство, неистребимая жажда жизни и любовь к искусству делает его одним из наиболее типичнейших представителей этого бурного и противоречивого времени.

Возникновение профессионального театра.

В Италии были широко распространены карнавальные маски, где каждый веселился как умел, но там же выступали и профессиональные «забавники». Такие забавники, как-то пародировали известных людей, птиц, животных – становились профессионалами. Они переезжали из города в город, т.к. карнавалы устраивались в разных местах. В 60-х г. XV в. они стали организовываться в группы, в актерские коллективы. Так возникла «профессиональная комедия». У этого театра были свои своеобразные черты: каждый актер «выполнял одну маску». Эта народная комедия не имела писанного текста, у нее не было своей драматургии. У актеров был только сценарий, где излагался вход и выход на сцену и общий ход событий. В третьих, для придания большего комизма эта комедия пользовалась диалектами – венецианских, падуанских. Обязательной принадлежностью спектакля были трюки – акробатические номера, мизансцены.

Творчество ренессансного периода отличается пафосом, динамичностью. Художник сводил в своих фантазиях, чувствах (это касается не только художников, но и литераторов, скульпторов и других представителей искусства). Например Петрарко, он не скован, он не держит свои чувства, эмоции при себе, он ими делится, описывает их. Для Возрождения важен эмоциональный мир человека. Та ренессансный период характеризуется свободой: уходом от церковных рамок в светскую жизнь, где простор, свобода, где главенствует личность (человек) и интересы. Строят большие, просторные, объемные колоритные здания – все для человека, для удовлетворения его потребностей, для возвеличивания его значения.

Искусство периода Ренессанса расчетно, точно. Расчеты делались с помощью математики, следовательно оно было еще и практичным, поскольку расчеты делались для удобства, опят того человека.

1. Л.М. Баткин. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

2. Всемирная история: Возрождение и Реформация. под ред. Алябьева и др. М., 1996. Т.9-10

Ссылка на основную публикацию