Средневековое искусство – сообщение доклад (6 класс История)

Искусство Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 03:00, реферат

Краткое описание

1.Основные периоды развития эпохи Средневековья. 2.Особенности искусства средневековой Европы.

Содержимое работы – 1 файл

Искусство.doc

Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи – культуру Ренессанса – от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.

Вся культура раннего Средневековья имела религиозную окраску

Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.

Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.

Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.

1.Основные периоды развития эпохи Средневековья.

Начало Средневековья связано с великим переселением народов, начавшимся в конце Ivв. На территорию Западной римской империи вторгались вандалы, готы, гунны и другие народности. После распада в 476г. Западной римской империи на ее территории образовался ряд недолговечных государств, которые состояли из чужеземных племен, смешавшихся с коренным населением состоявшим преимущественно из кельтов и так называемых римлян. Франки разместились в Галлии и Западной Германии, весготы – на севере Испании, осготы – на Севере Италии, англосаксы – в Британии. Варварские народы, создавшие свои государства на развалинах Римской империи, оказывались либо в римской, либо в романизированной среде. Тем не менее, культура античного мира испытывала глубокий кризис в период нашествия варваров, и этот кризис усугубился привнесением варварами своего мифологического мышления и поклонением стихийным силам природы. Все это отразилось на культурном процессе раннего Средневековья.

Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.

На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов – землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.

Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.

На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.

2.Особенности искусства средневековой Европы.

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:

1.дороманское искусство (V-Xвв.),

Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.

В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.

Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.

Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.

Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.

2. романское искусство (XI-XII вв.)

Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.

Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом – моя крепость».

Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок – дом – башня прямоугольной или многогранной формы.

3. готическое искусство (XII-XV вв.)

Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали – статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.

Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.

Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.

В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.

Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

Литература и музыка Средневековья.

В период зрелого феодализма наряду и в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров. Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд.

В конце VIIв. Под покровительством Карла Великого была основана книгописная мастерская, где было выполнено особое Евангелие.

В XIIв. Появились и быстро получили широкое распространение рыцарские романы, написанные в жанре прозы. Они повествовали о различных приключениях рыцарей.

В противовес рыцарскому роману развивается городская литература. Формируется новый жанр – стихотворная новелла, которая способствует формированию горожан как единого целого.

В период развития готики произошли изменения и в музыке. Отдельную группу в музыке Средневековья представляло собой искусство кельтов. Придворными певцами кельтов были барды, которые исполняли героические песни – баллады, сатирические, боевые и другие песни под аккомпанемент струнного инструмента – кроты.

Начиная с конца XI в. на юге Франции начало распространятся музыкально – поэтическое творчество трубадуров. В их песнях воспевалась рыцарская любовь и героические подвиги во время крестовых походов. Творчество трубадуров вызывало множество подражаний, самым плодотворным был немецкий миннезанг. Песни миннезингеров – «певцов любви» представляли собой, не только воспевание прекрасных дам, но также и прославление влиятельных герцогов. Миннезингеры служили при дворах властителей, участвовали в многочисленных состязаниях, странствовали по Европе. Расцвет их творчества наступил в XIIв., однако уже XIVв. их сменили мейстерзингеры, или «мастера пения», объединенные в профессиональные цеха. Развитие этих вокальных цехов ознаменовало собой новый этап средневекового певческого искусства.

В IX в. существовало многоголосие, но к концу XI в. голоса становятся все более самостоятельными. С возникновением многоголосия в католических храмах необходимым становится орган. Развитию церковного профессионального многоголосия немало способствовали и многочисленные певческие школы при крупных европейских монастырях.

XIII в. в истории музыки называют веком старого искусства, тогда как искусство XIV в. принято называть новым, и именно в это время начинает возрождаться музыкальное искусство Возрождения.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Только церковь в течении многих веков оставалась единственным социальным институтом, объединяющим все европейские страны, племена и государства. Именно она оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировозрения людей, распространяла свои главные ценности и идеи.

Читайте также:  Бог Зевс - доклад сообщение

Всемирная история

§ 28. Средневековое искусство

Какими достижениями в архитектуре и технике строительства прославились древние римляне?

Как выглядела раннехристианская базилика и крестово-купольный храм?

Какие здания украшали средневековые города-коммуны?

1. Архитектура. Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI—XIII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки — на сводах, оконных проёмах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.

Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению и молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трёх или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершающаяся пирамидой.

Улыбающийся ангел — олицетворение рая. Статуя портала Реймского собора. XIII в.

Церковь монастыря Мария-Лах. Германия. XII в.

С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь увеличивала число и размер храмов, перестраивала старые сооружения.

С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических. Теперь лёгкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи — на массивные опорные столбы и соединительные арки. Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.

Схема романского храма в разрезе

Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе. Франция. XI-XIII вв.

Собор в Реймсе. Западный фасад. Франция. XIII — начало XIV в.

Благодаря широким проходам и сквозным галереям, большому количеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — всё создаёт впечатление стремительного порыва ввысь.

Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нём не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.

Схема готического храма в разрезе

Интерьер готического собора в Бурже. Франция. XIII в.

Химера. Фрагмент фасада собора Нотр-Дам. Париж

Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а норой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.

Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нём напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники.

2. Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры и преимущественно посвящалась религиозным темам: изображала сцены, описанные в христианских книгах, укрепляла в вере и устрашала муками ада. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефов.

Потомки о готических зданиях

В этих постройках устраивали они столько выступов, разрывов, завитушек. что лишали свои вещи всякой соразмерности, и часто, нагромождая одно на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. Манера эта была изобретена готами, ибо после того, как были разрушены древние постройки и войны погубили архитекторов, то оставшиеся в живых стали строить в этой манере, заполняя всю Италию чёрт знает какими сооружениями. Упаси Боже любую страну от одной мысли о работах подобного рода, столь бесформенных. (Дж. Вазари, итальянский живописец, архитектор, историк искусства. XVI век.)

Как же я был поражён, когда приблизился к Страсбургскому собору. У меня дух захватило от его целостности и величия. Собор состоял из тысяч отдельных, гармонически сочетавшихся частей, он приводил в восторг и восхищение, но постигнуть, объяснить его себе было невозможно. (И. В. Гёте, немецкий писатель. XIX век.)

1. Как менялось отношение к готическому искусству в течение столетий? С помощью дополнительной литературы выясните, почему готика вызывала такое отторжение у людей XVI века. 2. Как Вазари объясняет происхождение названия «готический»? Уточните, прав ли он. 3. В чём вы лично согласны или не согласны с представленными здесь мнениями?

Маркграф Эккехард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбурге. Германия. Около 1250 г.

Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приёмы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границу двух миров — грешного, земного и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.

На капителях колонн, крышах и над дверями изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества — сказок, басен, песен.

В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряжённой внутренней жизни.

В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей.

Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Безгрешность и возвышение через страдания и милосердие — вот главная мысль средневекового искусства.

Христос благословляющий. Статуя собора в Амьене. Франция. Около 1220 г.

Фрагмент портала собора в Шартре

Сохранилось множество изображений Богоматери — Девы Марии, Мадонны. Её любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с Младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.

3. Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.

Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Множество ярких рисунков отражало всю жизнь людей разного происхождения и достатка: как они одевались и причёсывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. В знаменитых «Больших хрониках» описана в картинках вся история Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.

Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбургами, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться её красотой.

Центральный вход собора в Шартре. Франция. Конец XII в.

«Октябрь». Миниатюра XV в.

Какое настроение создаёт у вас миниатюра?

Изображения людей в минуты труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени — таковы были новшества в книжной миниатюре.

Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV—XV веков.

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

1. Какое впечатление на современного зрителя производят сохранившиеся до наших дней средневековые готические соборы? 2. Объясните смысл фразы: «Готика – дитя города». 3. Выясните, в чём было сходство и в чём различия в архитектуре и во внутреннем убранстве католических и православных храмов Средневековья. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы. 4. Как изменилось изображение человека в средневековом искусстве по сравнению с античным? 5. Напишите сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. Какие чувства вызовет у него храм своим внешним и внутренним убранством?

Средневековая литература и искусство

Урок 31. Всемирная история 6 класс ФГОС

Конспект урока “Средневековая литература и искусство”

За период Средневековья европейская литература не только возродилась, но и обогатилась новыми жанрами.

Жанр ры̀царской поэзии появился в XI веке на Юге Франции.

Поэтов и певцов, слагавших стихи о похождениях рыцарей, стали называть трубаду̀рами. Расцвет их творчества пришёлся на XII–XIII века.

Трубадурами был создан образ идеального рыцаря.

Он обладал такими качествами, как щедрость, смелость, справедливость, благородство, верность сеньору. К ним добавлялись вежливость, привлекательность, образованность, умение вести себя в обществе и почтение к женщинам.

Особенно в творчество трубадуров воспевалось служение Прекра̀сной Да̀мекульт идеальной любви к избраннице рыцаря.

Рыцарская поэзия прославляла походы и сражения, доблесть и мужество рыцарей.

В Средние Века получает развитие жанр рыцарского романа.

Рыцарь в рыцарском романе

В этих произведениях, которые были похожи на античные мифы и сказания, рыцари совершают подвиги во имя добра и личной славы. Ведут борьбу со злом во всех его проявлениях.

В этих романах велика доля фантастики (сказочные существа, драконы, выдуманные страны и герои). Рыцарь в таком романе – не конкретная историческая личность, а идеальный образ.

Наиболее популярными были произведения о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. В них были отражены все особенности жанра рыцарского романа.

Вместе с ростом городов идёт развитие городской литературы.

В среде горожан были популярны небольшие стихотворные сатирические рассказы.

В них повествовалось о быте простого народа и его тяготах. О находчивых бюргерах и крестьянах, оставлявших в дураках феодалов, рыцарей и монахов.

Читайте также:  Византия – доклад сообщение (6 класс)

К городской литературе относят творчество вага̀нтовбродячих поэтов.

Их песни, сложенные в основном на латинском языке, также затрагивали более «земные» темы. Ваганты воспевали любовь и веселье, высмеивали пороки феодалов и духовенства.

Литература Средневековья часто была анонимной. Но до нашего времени дошло большое количество авторских произведений.

Особое место среди них занимает «Божѐственная комедия», созданная великим итальянским поэтом Да̀нте Алигьѐри (1265–1321 годы).

Данте описывает своё путешествие в загробный мир. Его сопровождает знаменитый римский поэт Вергѝлий.

При помощи аллегорий поэт описал окружающий его мир, высказал своё мнение и отношение к существующему порядку вещей.

Данте и Вергилий посещают Ад, где проходят все его 9 кругов и видят муки самых известных грешников: Иу̀ды, Бру̀та. А также современников Данте, известных духовных лиц и политиков.

Чистѝлище – в нём находятся души, успевших покаяться грешников. За это они получили возможность попасть в Рай. В Чистилище также находится много современников Данте и реальных исторических персонажей.

Рай – в нём, по мнению автора, заслужили место великие правители, христианские святые и достойные того современники Данте.

«Божественная комедия» сильно повлияла на развитие европейской литературы. На протяжении веков вдохновляла поэтов, художников и философов.

С XI века в Западной Европе постепенно увеличивается доля построек из камня.

Каменное строительство

Из камня строились храмы, замки, ратуши, значимые общественные здания.

В Средневековье в архитектуре Западной Европы преобладали два стиля: рома̀нский (XI–XII века) и готѝческий (XIII–начало XVI века). Лучше всего они проявились в храмах и соборах.

Архитекторы Раннего Средневековья брали за образец постройки времён Римской империи. Отсюда название стиля – «романский».

Поэтому романский храм – мощное здание с толстыми стенами и узкими окнами. Оно похож на крепость и часто выполняло эту функцию, служа убежищем населению во время опасности.

Готические храмы появились благодаря накопленному опыту строительства и развитию инженерных знаний.

Они выглядят лёгкими, устремлёнными ввысь. Для них характерны высокие заострённые башни, большие окна с витражами.

На постройку храма или собора уходили десятилетия. На его украшение – порой ещё больше времени.

Внутренне и внешнее убранство храма, состоящее из Библейских сюжетов, (резьба, живопись, скульптура) служило «Библией для неграмотных».

Убранство храмов

Образы, созданные средневековыми мастерами, доходчиво объясняли и показывали простому человеку величие христианской церкви, её значимость.

Художники и скульпторы Средних Веков в своих произведениях делали упор на богатство внутреннего мира человека, его души, а не на внешней красоте.

Кроме церковного искусства в период Средневековья получили развитие и светские направления.

В живописи большим достижением стала книжная миниатюра.

В «Больших хро̀никах» и «Календаре герцога Беррѝйского» отражены повседневные занятие средневековых людей, их быт, досуг, окружающая их природа.

Подведём итоги.

За период Средних Веков литература и искусство значительно продвинулись вперёд.

Выделились новые жанры литературы: рыцарская поэзия и роман, городская литература.

Появилось большое количество новых произведений и авторов.

В архитектуре закрепились новые стили: романский и готический.

Развитие получили церковное и светское искусство.

Cообщение на тему: Культура средних веков

Назвать точные даты начала и конца средневековья невозможно. Условно считают, что этот период длился 10 веков и состоял из двух неравноценных этапов. Периодом раннего средневековья считаются 7 столетий с V по XI век, классическому отводят всего три с XII по XIV вв.

Характерно неоднозначное отношение ко всему этому времени. Часть историков считает его застойным, поскольку он стал своеобразной паузой в развитии культуры. Искусство античного мира словно замерло и продолжилось лишь с приходом эпохи Возрождения.

Основной причиной стало формирование новой религии, которая быстро набирала популярность и власть на европейском континенте. Именно распространение христианства считается основным событием раннего средневековья и причиной упадка искусств. Формирующийся институт священства стал оказывать огромнейшее влияние на общественную жизнь европейцев, в итоге взяв на себя роль центра всех культурно-социологических процессов общества. Церковь активно защищала свою власть, проповедуя безропотное служение Богу, страдание и смирение в земной жизни. Любое несогласие с церковными взглядами объявлялось ересью, а инквизиция стала главной приметой классического средневековья.

Развитие наук и искусств подчинялось теологии и развивалось в русле церковного мировосприятия. Ярким примером могут служить печальные истории Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно, подвергшихся в своё время преследованию за инакомыслие. Практически все науки того времени считались низшими. Над астрономией, геометрией, историей, медициной и другими естественно-научными дисциплинами довлела философия, которая в свою очередь была служанкой теософии.

Нельзя сказать, что культура и науки за это время окончательно пришли в упадок. Накопление знаний проявлялось в создании летописей, учебников, энциклопедий, научных трудов. Развитие художественного творчества также не стояло на месте. Но религиозная составляющая была доминирующей и ограничивала полёт творческой фантазии представителей науки, культуры и искусства.

Церковные каноны требовали от художника уделять основное внимание совершенству Божественного миропорядка, теософская тематика считалась основной и довлела над культурной жизнью общества. Человек – это раб Божий, сосуд греховный, чей удел смирение и покорность для того, чтобы заслужить рай небесный. Таков был взгляд на роль человека в эпоху классического средневековья, когда религиозная власть уже достигла своего апогея, когда вовсю свирепствовала инквизиция. Своеобразная, но в чём-то и верная, трактовка этого исторического периода с точки зрения некоторой части историков. Она долгое время считалась единственно правильной и верной версией.

Но существует и другой взгляд на этот временной отрезок . Некоторые исследователи отрицают однозначную характеристику средневековья. Схоластов той поры они представляют скорее консерваторами, которые рьяно берегли традиционные взгляды на искусство, науку и культуру, чем мракобесами, яро сражавшимися с передовыми идеями общества. Преданность устоявшимся догмам, стабильности можно увидеть даже в архитектуре той эпохи. Она отличается массивностью форм, консервативной строгостью и основательным фундаментализмом. Романский стиль, выраженный в замках, крепостях, монастырских сооружениях, проник и в искусство. Героический эпос, саги о прошедших временах воспевали великие исторические события, силу и мужество народа и его наиболее ярких представителей. Классический период средневековья – время зарождения рыцарской литературы, появление церковного театра. Со временем он становится светским, активизируя очередной этап развития культуры. Формирование нового отношения к периоду становления и развития феодального строя началось на переломе XIX века благодаря новому направлению в литературе. Романтизм нарисовал свой портрет средневековья, воспев красоту дам и подвиги в их честь, совершенные рыцарями. Таинственные замки, загадочные дальние страны, высокие романтические чувства противопоставлялись обыденной действительности.

Таким образом, усиливая интерес к человеку как личности, писатели способствовали и научному переосмыслению этого исторического отрезка времени, его системному изучению. Средневековье в альтернативной трактовке – это ступень в цивилизационном развитии общества со своими достоинствами и недостатками. Период формирования и развития феодальных отношений, становления государственности и объединения людей по языковым, религиозным, бытовым признакам, нравам и обычаям.

Определять данную эпоху как период застоя ошибочно . Это был кипящий котёл, в котором готовились новые культуры, религии и государства.

Картина мира, формирующаяся в течение 7 столетий с V по XIV вв, настолько яркая, неповторимая и многообразная для многих стран и народов, что её нужно рассматривать как веху в развитии мировой цивилизации не менее важную, чем античный период или эпоха Возрождения.

История искусств: Средние века

Приветствуем вас снова в нашей серии истории искусств! Из земель Азии, мы с вами двинемся дальше изучать мир искусства Средних Веков. Давайте выясним, насколько существенно влияет история на искусство этой эпохи.

Островное произведение искусства, изображающее Деву Марию в Средние Века.

Искусство в Темное Время

Если вы родились в Средние Века, то стали свидетелем основного переходного периода в истории в целом. После опустошений Черной Смерти, в Европе наблюдался наиболее резкое снижение стабильности, и по крайней мере треть населения погибла от этой ужасной пандемии.

Понятно, что искусство от этого значительно пострадало. И хотя угрозы от внешнего вторжения больше не были так же неотвратимы, исламское влияние в предыдущие годы завоеваний стало повторяющейся темой во многих произведениях искусства. Религия становится широкой темой, так как выжившие цеплялись за надежду и истории в своих любимых иконах. Но тогда же появилось множество решительно разных стилей, такие как барокко и готическое искусство, которые оказали большое художественное влияние на грядущие столетия.

Искусство в этот период не обязательно привязано к одному конкретному стилю или времени, и историки часто разделяют эпохи на несколько этапов.

Наплечная застежка Миграционного Периода Средневековья.

Поэтому сегодня мы рассмотрим всего лишь несколько примеров, которые были наиболее распространены и пережили эту замечательную эпоху смерти и возрождения

Скульптуры и резьба

С падением Римской империи, скульптуры с традиционно стилизованными чертами стали заменяться на более реалистичные. Это было связано с работами Оттонианов и Каролингов, которые ставили реализм выше мужественных выражений, оставленных после себя Византийской империей.

Скульптура из слоновой кости изображающая придворные сцены. Изображение от Jastrow.

Это также повлекло за собой важный период культурного возрождения. Появилась красивая резьба по слоновой кости с бронзовой отливкой объемных деталей под влиянием классического реализма, который превзошел своих предшественников.

В этой огромной и всеохватной эре, много скульптурных стилей пришли и ушли, в том числе найденные архитектурные скульптуры романского и готического периодов. Фигуры украшали фасады известных церквей, и Дева Мария стала главной темой на этот раз.

Алебастровые гробницы в натуральную величину были признаком богатства, в то время как небольшие передвижные скульптуры из слоновой кости были использованы в качестве религиозных объектов.

Здесь изображены Готические скульптуры Шартрского Собора.

Священные рукописи

Священная рукопись – это документ с декоративным текстом и орнаментальными деталями. Наибольшее количество священных рукописей к нам пришло из Средневековья.

Дорогостоящий и очень сложный процесс начинался с написания текста на листах пергаментной бумаги. Далее шел долгий процесс планирования, какие пустые места разметки будут использоваться в первую очередь для декорирования. Наконец, красивые фигуры рисуются на страницах, с излюбленным цветом в ранних рукописях – золотом.

Здесь изображен Tyniec Sacramentary, священна рукопись написанная золотом.

Уникальный стиль, который пришел в этот период – это виньетированное письмо( Буквица). Большая, украшенная буква используется в начале текста, такая буква впервые была замечена в Островном искусстве и стала довольно распространена в Романский период.

Вы даже можете увидеть влияние этих известных рукописей сегодня – декоративные инициалы часто украшают страницы в книгах в античном стиле, наполненных старыми сказаниями, мифами и легендами.

Здесь изображена виньетированная буква “Р” из Malmesbury Bible.

Витражи

Еще одно красивое средство, которое было популярно в Средние века – это искусство витража. Витраж был создан путем смешивания песка и древесной золы вместе и расплавления до жидкого состояния, для того чтобы получилось стекло. Пока стекло все еще жидкое, добавлялись растертые в порошок металлы, чтобы получить прекрасные цвета, которые затем украшали великие соборы.

Читайте также:  Жизнь первобытных людей - доклад сообщение

Витражи из Кафедрального собора Труа во Франции. Изображение от Vassil.

Каждое изображение в окне создавалось путем подбора разных кусочков стекла вместе так, чтобы получилось желаемое изображение. Художники затем добавляли финальные детали вручную до того, как собирали завершенное произведение и монтировали его в окно.

Опять же, религия была важной темой во многих витражных конструкциях, потому что они были предназначены, чтобы украсить окна церквей любимыми иконами. Цвет стекла тоже изменился за это время в зависимости от по окраски и от того, какие ингредиенты были использованы для стекольной смеси. Но независимо от смеси, художники гарантировали потрясающие результаты в проиллюстрированых сценах, полных цвета и чудес.

Витражная панель из Шартрского собора. Изображение от Vassil.

Иконопись

Религия – все еще распространенная тема, яркая живопись известных икон также повторялась в искусстве во времена Средневековья.

Две панели из Wilton Diptych, живопись на балтийском дубе.

После возникновения готического искусства мы видим, что художники начинают отходить от типичных религиозных тем. И пока тема менялась, так же менялся стиль искусства. Теперь картины сосредоточены на мифологии, животных и других темах, кроме обычных.

Реализм также становится важнейшей частью живописной практики в это время. Уже не только монахи в уединении создают произведения искусства, но и по-настоящему талантливые художники с многолетним опытом и упорством за плечами.

Это произведение наиболее известно из этой эпохи – “Тайная вечеря” Джотто ди Бондоне. Картина изображает Иисуса, окруженного апостолами, и в этой работе отражена самая изображаемая сцена в истории искусств.

“Тайная вечеря” Джотто ди Бондоне.

Вывод

Хотя Средневековье считается темным периодом в истории человечества, эта эпоха широко распространилась во множество различных художественных стилей сегодня из-за своих широких временных рамок и очарования. Широкий спектр культуры и влияния является истинным свидетельством эволюции искусства, и я надеюсь, что вы будете продолжать изучать эту удивительную эпоху самостоятельно.

Чтобы ознакомиться с чудесными сказаниями истории искусства Средневековья, погрузитесь в приведенные ниже ссылки для дальнейшего чтения. И присоединяйтесь ко мне в следующем месяце, когда мы будем обсуждать великолепное искусство эпохи Возрождения.

Следующие источники были также использованы в этой статье:

Россия на рубеже 19-20 веков кратко самое главное

Историческое развитие России на переломе 19 – 20 веков резко меняется, переходя к процессам индустриализации и рационализма. В фокусе интереса труды К. Маркса, основанные на теории эксплуатации. Теория В.Ленина, сконцентрирована на переделе ценностей и отмены эксплуатации. История страны принимает трагический характер, поскольку полна идейных и классовых противоречий.

В данную эпоху были созданы причины для страшнейших войн и катаклизмов в истории человечества, поскольку большинство мировых монополистов достигли такого развития капитала, что начали влиять на международную политику.

На переломе двух веков в России подобный процесс осложнился и тем, что формирование капитала было поздним, земли осваивались и обрабатывались неравномерно, рабоче-крестьянские слои населения было бесправным, классовая разница была весьма значительной.

В России политика и общественность претерпевали очень медленные, но верные изменения. В стране господствовал сословный строй, распределение материальных благ было крайне неоднородным и неравномерным. Власть дворянства пошатнулась, поскольку к власти начали приходить крупные капиталисты, обладающие значительным капиталом.

В стране большую часть населения составляло крестьянство. Однако, под влиянием общинного землевладения, которое не приносило прежних доходов, большинство крестьян предпочло бросить земли и перейти на заработки в город. Лишь отдельные представители крестьянства выбивались в крупные землевладельцы.

Крестьянство занимало наиболее пассивную роль в политических изменениях России на рубеже 19 – 20 веков, поскольку из-за налогов и пошлин были поставлены в условия выживания, не имели образования, были привязаны к земляным наделам, которые обрабатывались без особых технических приспособлений.

Роль мелкой и средней буржуазии также была невелика, так как большинство из них была заинтересована в демонстрации лояльности самодержавной власти, кроме того, политические реформы и преобразования их мало касались.

На рубеже веков сформировалась конституционно-демократическая партия, идеей которой было создание парламента, проведение реформы судебной системы, реформы землевладения, в основу которой должна была лечь отмена выкупного платежа, отмена ненормируемого рабочего дня трудового элемента, введении норм охраны труда, регулируемых уголовным правом.

На границе 19 – 20 веков происходило столкновение интересов политических партий. Особого внимания заслуживает монархия в России в данный период. Абсолютизм уже не отвечал политическим и общественным требованиям страны, поскольку безнадежно устарел. Поскольку в стране требовались значительные изменения, большие надежды возлагались на севшего в конце 19 века на престол Николая II. Однако и этот правитель не поддержал чаяния общественных деятелей, касающиеся ограничения власти монархии и начала демократического правления. Данный факт сформировал отрицательный образ правителя в сознании мыслящих кругов общества, что подкрепилось и той ролью, которую сыграла Россия в Первой мировой войне.

Негативные мнения общественности утвердились за счет таких явлений, как Ходынская трагедия, случившаяся накануне коронации последнего царя, Кровавое воскресенье, распутинщина, склонностью супруги императора к мистицизму.

Необходимо подробно остановиться и на таком явлении, как земства, так назывались местные органы управления. Местные общественные деятель пытались создать настоящие больницы, в сфере их внимания находились такие проблемы, как борьба с эпидемиями, создание аптек и родильных пунктов.

Интересы крупной власти и земств не совпадали, поскольку отдать под их начало все управленческие функции она не могла, из страха перед либеральным движением. Именно с земских органов управления и началась революционная деятельность, на их основе создавались полулегальные и нелегальные политические организации.

В 1917 году в России произошла революция, которая была отмечена не только переделом собственности, но и навсегда изменила общественный и политический облик страны.

Россия на рубеже 19-20 веков

Интересные ответы

Александр Исаевич Солженицын – известный советский/российский писатель и общественный деятель. Во времена СССР был так называемым «диссидентом» – противником советской власти, за что подвергался преследованиям со стороны последней.

Менделеев создал периодическую систему химических элементов, там он указал все возможные вещества, которые существуют на планете. В этой же таблице можно увидеть информацию о самом важном веществе в жизни всех живых существ – это кислород.

Несмотря на огромное количество версий путешественников и древних мыслителей о форме и содержимом нашей земли, известный философ Аристотель был первым, кто привел доказательства ее шарообразности

Химия – это наука о составе, строении и свойствах всех веществ и соединений. Данная научная область очень важна в жизни людей, особенно для тех, кто собирается поступать в медицинский институт.

Россия на рубеже 19 и 20 веков

Россия на рубеже 19-20 веков (кратко):

Николай II пришел к власти в 26 лет. У императора не было опыта управления государством или личных характеристик руководителя. Сложные государственные решения давались ему не просто, но и на отказ от престола в тот момент он не соглашался.

Николай был прозван “Кровавым” за гигантскую давку на Ходынке с гибелью почти полутора тысяч человек, которая произошла во время его коронации. Он же стал последним российским императором.

Политический курс на рубеже веков

Николай II решил следовать курсом, который установил его отец (Александр III). Он даже взял себе его советчиков. Но в государственном аппарате постепенно выделилась группа министров, члены которой выступали резко против продолжения политики Александра III. Николай II в начале 20-го века склонился на сторону новых идей и стал поддерживать реформы. Например, была проведена модернизация сферы промышленности (министром экономики С.Ю. Витте), что послужило увеличению производства и количества рабочих мест.

С.Ю. Витте также создал законопроект улучшения труда рабочих (нормирование рабочего дня, компенсация за травмы на рабочем месте). Он же ввел гос.монополию на производство алкоголя, что значительно увеличило бюджет.

Начало массовых движений 19-20 века

Последний российский император устранил от дел талантливого экономиста С.Ю.Витте, который мог составлять Николаю II конкуренцию. Поводом послужило предложение министра о внедрении частной собственности в сельском хозяйстве. Новые сторонники императора не могли адекватно решать социальные проблемы населения, и по Российской империи началась волна народных восстаний.

Восстания начались среди рабочих в Санкт-Петербурге в конце 1903 года. Затем распространились на весь юг России. Также охватили Украину, где крестьяне массово уничтожали владения помещиков. Крестьян и рабочих поддерживала молодежь и студенты, которые не принимали цензуры властей.

“Зубатовщина”

Против народных движений были предприняты репрессивные методы, которые не давали результатов.

В 1901 году начальник охранного отделения С.В. Зубатов создает в крупных городах профсоюзные комитеты под контролем полиции. Основная задача комитетов – улаживание противоречий между рабочими и предпринимателями. Но члены профсоюзов, вместо поддержки царского режима наоборот открыто переходят на сторону протестующих и становятся на защиту прав и свобод граждан.

Это совершенно не подходило правительству и в 1903 году Зубатова принуждают подать в отставку. После этого все профсоюзные комитеты спешно ликвидируются в течение трех месяцев.

Редактировать этот урок и/или добавить задание Добавить свой урок и/или задание

Добавить интересную новость

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

user->isGuest) < echo (Html::a('Войдите', ['/user/security/login'], ['class' =>”]) . ‘ или ‘ . Html::a(‘зарегистрируйтесь’, [‘/user/registration/register’], [‘class’ => ”]) . ‘ , чтобы получать деньги $$$ за каждый набранный балл!’); > else < if(!empty(Yii::$app->user->identity->profile->first_name) || !empty(Yii::$app->user->identity->profile->surname))< $name = Yii::$app->user->identity->profile->first_name . ‘ ‘ . Yii::$app->user->identity->profile->surname; > else < $name = ''; >echo ‘Получайте деньги за каждый набранный балл!’; > ?>–>

При правильном ответе Вы получите 1 балл

Кто стал первой жертвой николаевской нетерпимости?

Выберите всего один правильный ответ.

Добавление комментариев доступно только зарегистрированным пользователям

Lorem iorLorem ipsum dolor sit amet, sed do eiusmod tempbore et dolore maLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborgna aliquoLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempbore et dLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborlore m mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetu sed do eiusmod qui officia deserunt mollit anim id est laborum.

28.01.17 / 22:14, Иван ИвановичОтветить -2

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing sed do eiusmod tempboLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod temLorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempborpborrum.

28.01.17 / 22:14, Иван Иванович Ответить +5

Ссылка на основную публикацию