Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого

ЕГЭ. История. КРАТКО. Ярослав Мудрый (1019-1054)

ЕГЭ. История. КРАТКО

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Ярослав Мудрый ( 1019-1054)

Внутренняя политика

Внешняя политика

1016- свод законов « Русская правда» ( был принят в Новгороде, до великого княжения Я.Мудрого).

1036 — разгром печенегов Ярославом Мудрым. Однако появились новые враги – половцы.

1021– появление первых русских святых – Бориса и Глеба.

1024- битва у Лиственя. Братья Ярослав и Мстислав разделили власть.

1036– начало единоличного правление Я.Мудрого

1036- создание киевской митрополии, во главе – грек Феопемт

Ок. 1040- «Слово о законе и благодати» Иллариона

1037-1041- построены Софийский собор и Золотые ворота в Киеве, олицетворявшие силу и мощь страны.

1045-1050 – Софийский собор в Новгороде

К концу правления Я.Мудрого было построено около 400 храмов.

1051- избран первый русский митрополит – Илларион

1051- основан Киево- Печерский монастырь

1054- «Завещание» Ярослава Мудрого

Создавались новые города: Ярославль, Юрьев ( Дерпт), Волок Лямский( Волоколамск) и др.

Шло строительство в уже имеющихся городах, особенно в Киеве.

Развивалось просвещение, открывались школы, была открыта первая библиотека в Софийском соборе.

Уделялось большое внимание воспитанию детей.

«Завещание» Я.Мудрого.

Началась чеканка золотых и серебряных монет.

1046– мирный договор с Византией.

Династические браки сыновей и дочерей Я.Мудрого ( Польша, Византия, Норвегия, Франция, Венгрия). Сам Я.Мудрый был женат на дочери норвежского короля- Ингигерде ( в православии – Ирине).

1038- на ядвигов

1042- на южную Финляндию

в 1043-1045 вёл войну с Византией. Это была последняя война с данным государством. Повод- убийство в Константинополе русских купцов. Война не была успешной ни для одного государства. После мирного договора был заключён династический брак, укрепивший отношения.

Итоги правления

    Это было время расцвета Руси

    Усилилась роль Киева и власть князя

    Усилилась роли церкви в государстве, освобождение её от влияния Византии

    Было положено начало формирования судебной системы, законодательства Руси

    Окончательно закрепилась лествичная система передачи власти

    Велось активное градостроительство

    Дальнейшее развитие просвещения

    Уделялось особое внимание к воспитанию личности

    Удачная внешняя политика, разгром печенегов

    Установление дипломатических отношений со странами

    Усиление государства, его боеспособности и безопасности.

    ЛИЧНОСТИ

    Борис и Глеб – братья Ярослав Мудрого, убитые в междоусобной войне Святополком Окаянным

    Илларион- первый митрополит русского происхождения.

    Мстислав Тмутараканский ( Мстислав Удалой)- брат Ярослава Мудрого, с которым он сначала боролся за власть, а затем поделил территорию.

    Святополк Окаянный – брат Ярослава Мудрого, княжил в 1015-1019. Ярослав вёл с ним борьбу за власть в 1018-1019г.

    ТЕРМИНЫ

    Вира – штраф

    «Завещание» Ярослава Мудрого – было написано незадолго до смерти. Призывал своих детей любить друг друга, не допускать междоусобиц, называл их бедствием не только для сыновей, но и всей Руси. Только мир и согласие сделают страну могущественной.

    Лествичная система передачи власти – власть Великого князя переходила по старшинству- старшему по роду ( что в будущем станет одной из причин феодальной раздробленности)

    «Русская правда» – свод законов, регулирующих отношения между людьми в обществе, что приводило в порядок общественную и государственную жизнь. Закон ещё допускал кровную месть, но мстить могли только близкие родственники. Закон защищал администрацию, имущество, рабочее население. За преступления- штраф( вира).По вире можно было понять о сущестовании социального неравенства. Например, за убийство огнищанина (управителя) – штраф 80 гривен, а смерда или холопа- 5 гривен. Были установлены штрафы за кражу, запашку чужой земли и пр.

    «Слово о законе и благодати» Иллариона- в нём митрополит утверждал равенство всех народов, прославлял Русскую землю, её, по мнению автора , должны знать во всех уголках земли .

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

    Развитие древнерусского государства при Владимире и Ярославе: конец X – начало XI века

    В конце Х века Древняя Русь еще была разрозненным государством со слабой связью между племенами. Населявшие ее народности отстаивали свою независимость. Не все старшины добровольно поклонялись князьям. Объединить огромную страну удалось Владимиру I, получившему прозвище «Красное Солнышко». Его дело продолжил Ярослав. Именно их правление связывают с золотым периодом Руси.

    Приход к власти Владимира I

    Князь Святослав разделил Русь между тремя сыновьями. Ярополку достался Киев. Олег правил в древлянской земле. Сыну служанки Владимиру полагался Новгород. Сразу же после смерти отца братья вступили в конфликт. В 977 году Ярополк убил Олега и присоединил его владения к своим землям. Владимир опасался стать следующей жертвой старшего брата, поэтому сбежал в Скандинавию. В 980 году князь вернулся, но не один, а с варяжской дружиной.

    Владимир покорил Новгород, Полоцк. Также ему удалось убить Ярополка и захватить Киев. Не сразу князю покорилась вся Русь. Чтобы соединить разрозненные земли, правитель воевал с отбившимися от централизованной власти племенами. В итоге Владимир покорил:

    • вятичей;
    • радимичей;
    • волжских булгар;
    • белых хорватов;
    • балтских ятвягов.

    Русский князь активно боролся за Червенские города с Польским королевством. Для защиты владений от постоянных набегов печенегов Владимир на юге и юго-востоке приказал возвести земляные валы и организовать заставы. Своевременное предупреждение о нашествии врагов позволяло русичам лучше отражать атаки.

    Владимиру I удалось окончательно покорить племенные династии. Лишь вятичи продолжали упорствовать и отстаивать независимость от Киева. Для усиления власти князь поручал управление землями своим сыновьям. Владимир расширял старые племенные центры, а также строил новые. При нем появились такие города, как Белгород, Переяславль, Владимир-Волынский.

    Крещение Руси при Владимире I

    Христианство пришло на земли древнерусского государства не просто так. Князь стремился к укреплению центральной власти, а для этого ему нужна была идеологическая опора. Сначала Владимир попытался реформировать языческий культ. При нем сформировался пантеон божеств. В Киеве появилось огромное капище. Но, как показала практика, язычество мало чем помогало правителю из-за отсутствия догм.

    В Повести временных лет сохранились сведения о выборе Владимиром веры между тремя религиями: христианством, исламом и иудаизмом. Существует даже красивая легенда, как иноземцы уговаривали князя принять их верование. Правитель не мог определиться и тогда послал в разные страны помощников, чтобы те определили плюсы и минусы каждой религии. Выбор мужей якобы остановился на христианстве, поскольку их поразила красота греческих храмов.

    Большинство историков считает, что Владимир выбрал христианство, поскольку оно не было чуждо Руси. Эту веру приняла княгиня Ольга и князь Ярополк. Это официальная религия Византийской империи, с которой русичи имели торговые связи. Скорее всего, Владимир принял христианство, чтобы укрепить отношения с самым сильным государством Европы того времени.

    Официально годом крещения Руси считается 988. Но исследователи полагают, что в этот год был крещен сам Владимир. Это произошло в византийском Херсонесе. После князь вместе с христианскими священниками прибыл в Киев. Массовое крещение состоялось 1 августа 990 года. Скорее всего, люди принимали его в притоке Почайне, а не в Днепре.

    Жизнь русичей после крещения

    На Древней Руси еще долгое время сохранялось двоеверие. Народ не готов был в один момент отказаться от языческих божеств. Поэтому Перун прославлялся как пророк Илия, а Велес как святой Власий. Люди продолжали верить в леших, русалок, домовых и других низших божеств. Отдаленные от Киева регионы на протяжении веков сохраняли старую веру.

    Христианство укрепило княжескую власть. Священнослужители внушали народу, что правители – это ставленники Бога, защищающие земли от кровопролития. Кто выступал против князя, тот противился божественному замыслу. Кроме поддержки правящей верхушки христианство благотворно повлияло на культуру Руси. Начиная с ХI века, в стране развивается иконопись, каменное строительство. Кроме того, христианские традиции смягчили нравы восточных славян.

    Вклад Владимира I в развитие Древней Руси неоценим. Он соединил разрозненные славянские племена, защитил страну от врагов, укрепил границы. При князе Русь превратилась в сильное европейское государство с единой религией. В легендах Владимир предстает как защитник русичей. Христианская церковь возвела князя в равноапостольный чин.

    Приход к власти Ярослава Мудрого

    Свой крутой нрав Ярослав показал еще при жизни отца, когда в 1014 году отказался платить Киеву дань. Через год Владимир умер. На Руси началась междоусобная война. Киев захватил Святополк Окаянный, который приказал убить князей Бориса и Глеба. Хотя некоторые историки склоняются к мысли, что к этому приложил руку Ярослав Владимирович. Цель – убрать конкурентов.

    Читайте также:  История праздника Рождества Христова для детей

    В 1016 году Ярослав в бою под Любечем победил Святополка и занял Киев. Правда, окончательно получить престол ему удалось только через 3 года. Все это время Ярославу Владимировичу приходилось отстаивать свое право на власть в борьбе со Святополком, печенегами, поляками.

    В 1023-24 году Русь была разделена на левобережную и правобережную. Киевский князь пошел на такие меры, чтобы остановить кровопролитие. Ярослав правил в Киеве правым берегом, а Мстислав основался в Чернигове на левом берегу. Лишь в 1036 году Мудрый вновь объединил русские земли, воспользовавшись кончиной Мстислава.

    Развитие культуры при Ярославе Мудром

    Князь продолжил дело, начатое его отцом. Ярослав всячески поддерживал христианство. При нем был построен монастырь Киево-Печерская лавра. Также в Киеве и Новгороде появились храмы Святой Софии. При поддержке князя переводчики работали над греческими богослужебными книгами. При этом Ярослав не забывал о закладке новых городов. Во время его правления появился Новгород-Северский, Юрьев, Ярославль.

    При Ярославе Мудром христианство окрепло. Все больше людей поддерживали религию. Этому способствовало увеличение количества священнослужителей, появление красивых храмов. Писцами было написано огромное количество книг, прославляющих новое божественное учение.

    Ярослав Мудрый разработал первый свод законов Древней Руси, который получил название «Русская Правда». Документ регулировал правовые отношения между людьми, призывал к жизни по справедливости. Одна их основных целей «Русской Правды» – сократить количество межродовых конфликтов. Если раньше участвовать в кровной мести могли любые родственники, то теперь круг сужался ближайшими родственниками погибшего. Непослушание наказывалось денежными штрафами.

    Внешняя политика Ярослава Мудрого

    Продолжительное время Киеву досаждали печенеги. В 1036 году Ярослав разбил их войско, надолго отбив охоту нападать на Русь. Князь воевал с балтскими племенами, в конце концов, подчинив себе Прибалтику. В 1043-46 годах конфликтовал с Византийской империей. Но успех был переменным. В основном же Ярослав распространял свое влияние мирным путем – с помощью династических браков.

    В XI веке Древняя Русь была мощным, развитым государством, с которым желали породниться многие европейские страны. Женой Ярослава была шведская принцесса Индигерда. Все сыновья князя женились на девушках благородного происхождения. Князю удалось породниться с Польшей, Византией, Австрией. Своих дочерей Ярослав Мудрый выдал замуж за европейских правителей. Анна стала французской королевой, Елизавета норвежской, а Анастасия венгерской.

    При Владимире и Ярославе Русь достигла небывалого расцвета. По могуществу она конкурировала с Византийской империей. Государство уважали и боялись в Европе. Период правления этих двух князей считается «золотым веком Руси». Они сумели не только объединить разрозненные племена, но и защитить границы от врагов, усилить экономику страны.

    Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого

    Ярослав Мудрый — правитель, который сыграл огромную роль в истории Киевской Руси. Сын Владимира сумел одновременно наладить внешние отношения и отношения внутри государства. За то время, когда правил Ярослав Мудрый, если рассматривать отношения русского государства с другими странами, князь сумел добиться признания ими Киевской Руси. Большую роль сыграл сын Владимира и в становлении внутренней политики. Словом, признание страны, ее развитие и расцвет, заслуживает того, чтобы мы познакомились со внешней и внутренней политикой Ярослава Мудрого и вкратце рассмотрели принципы, которых придерживался князь за время своего правления.

    Внутренняя политика краткий обзор

    Если рассматривать внутреннюю политику за время правления Ярослава Мудрого в нашем кратком обзоре, то стоит отметить, что она была целенаправлена на укрепление экономических связей и развитие культуры между отдельными княжествами в государстве. Он старался своими действиями обеспечить настоящую мощь государству.

    К главным его решениям, что касаемо политики Руси, относится составление письменного свода законов. Это первый правитель, который стал упорядочивать правовые нормы, записывая их и издавая в виде законов под названием Русская правда или как еще ее называли Устав Ярослава. С помощью законов регулировались отношения внутри государства между княжествами. Проще говоря, Русская правда стала неким кодексом, что знаком нам и в наше время. Он регулировал административные, уголовные и гражданские нормы. Конечно, документ не был совершенен, но все равно благодаря ему решались вопросы правопорядка среди общества, законодательная база защищала от насилия и беззакония, что господствовало в то время. Принятые законы, которых все должны были придерживаться, позволили государственной машине набрать оборотов. Князю удалось упорядочить законы и начать борьбу с нигилизмом.

    Однако внутренняя политика князя — это не только решение правового вопроса. Правитель страны большое внимание уделил и духовной стороне жизни. Он делал все возможное, чтобы избавиться от попечительства Византии. Так при Ярославе на киевскую митрополию назначается уже не греческий, а русский митрополит Илларион. За время правления нового князя, строятся храмы, в том числе был заложен главный храм Руси триннадцатиголовый собор святой Софии. Князь заботится о просвещении, открывая училища. К тому же Ярослав привлекал книгописцев и переводчиков, что позволило приумножить книги в государстве, которые стали всем доступны. Детей начинают учить грамоте.

    Внешняя политика краткий обзор

    Большую роль Ярослав сыграл и в становлении внешних отношений, уделяя большое внимание внешней политике. Если обратиться к событиям, что происходили во внешней политике, то Ярослава Мудрого не назовешь завоевателем, между тем это не помешало ему установить мир с Византией, укрепить южные и западные рубежи. Все вопросы он старался, как и его отец, решать дипломатическим путем. К тому же при Ярославе наблюдаются династические браки, с помощью которых и укрепляется авторитет Киевской Руси. Лидеры же европейских государств были не против породниться с князем. Так, сам он женится на дочери норвежского короля, его сестра заключает брак с польским князем, Один из сыновей берет в качестве жены сестру польского князя, а другому сыну в жены была предназначена греческая царевна. Еще два сына женятся на немецких княгинях. Были у Ярослава и дочки. Одну из них он выдает замуж за норвежского короля, другую — за венгерского, третью дочь отдает замуж французскому королю. Это позволяет наладить хорошие отношения с другими государствами и дает возможность укрепить международный авторитет Руси.

    Изучив внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, можно подвести итоги. Ярослава не спроста прозвали Мудрым и своим правлением он это доказал, ведь это была настоящая эпоха расцвета Киевской Руси.

    Внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого

    Князь Ярослав Мудрый – сын князя Владимира — крестителя Руси. Правление его (1019-1054 гг.) связывают с расцветом Древнерусского государства. Князь укрепил границы, добился увеличения авторитета Киевского княжества на международной арене, издал первый свод законов.

    Внешняя политика

    Единоличное правление Ярослава Мудрого началось в 1036 г. после смерти его брата Мстислава Тмутараканского, но официально Великим Киевским князем, он становится еще в 1019 г.

    Главными достижениями внешней политики князя считаются:

    Династический брак Всеволода Ярославовича с Византийской принцессой, завершивший войну с Константинополем и поставивший Русь вровень с другими государствами Европы. С мнением русского князя отныне считаются в Византии, Германской империи, Чехии, Венгрии и Франции. Сам Ярослав женится на дочери шведского короля, отправив свою собственную дочь в Норвегию, где она также становится женой короля.

    Победа над печенегами. В 1036 г. кочевники осадили Киев. Пользуясь поддержкой собранного в кратчайшие сроки ополчения, дружинников, Ярослав Мудрый нанес врагам сокрушительное поражение, отбросил их далеко в степени и этим положил конец большим разорительным набегам. Отдельные кочевые орды все еще появлялись у границ Руси, но значительного урона нанести не могли.

    Присоединение новых территорий. В правление Ярослава Мудрого были присоединены земли, на которых проживали племена литовцев, чудь, мазовшан, ятвигов. После набега на чудь, князь заложил основы города Юрьев. Границы Руси вплотную придвинулись к Прибалтике. Вместе с братом Мстиславом, он совершает поход на Польшу. Результатом его становится присоединение Перемышля, Белза и всей Червонной Руси. С Польшей заключают союз, скрепленный династическим браком. По условиям договора русские дружины поддерживают польского короля Казимира I в его противостоянии с прибалтийскими славянами и Чехией.

    Читайте также:  Византия - доклад сообщение (6 класс)

    Укрепление авторитета русской церкви, отделение ее от Константинополя. Византия использовала присылаемых из Константинополя служителей христианской православной церкви в качестве оружия для проведения угодной императору политики. Пользуясь своей властью, Ярослав Мудрый постановил, что отныне митрополиты могут избираться и из числа русских людей. Первым Киевским митрополитом становится Илларион.

    Последние годы правления Ярослава Мудрого были относительно мирными, что позволило заметно продвинуться во внутренней политике.

    Внутренняя политика

    У Ярослава Мудрого было 7 сыновей. Чтобы избежать спора из-за престолонаследия, который мог бы возникнуть после его смерти, князь устанавливает новый порядок передачи власти. По его указу Киевский престол передавался не от отца к сыну, а старшему в семье, т.е. наследником мог быть брат, дядя или любой другой старший родственник. Это внесло еще большую неразбериху в вопросы наследования и стало причиной начавшейся после смерти князя усобицы.

    При Ярославе Мудром издается первый письменный свод законов «Русская Правда». Впоследствии он был дополнен его сыновьями («Русская Правда Ярославичей»). Правда Ярослава состояла из 18 статей, каждая из которых была призвана помочь князю вершить справедливый суд. Отдельные статьи документа, посвящены наказаниям за убийство, кражу, порчу имущества. Степень вины определялась значимостью проступка. Главной особенностью «Русской правды» Ярослава стало признание законных прав граждан на осуществление кровной мести. За убийство человека наказывали штрафом, размер которого зависел от статуса убитого. Особое внимание уделялось мелким преступлениям.

    Ярослав Мудрый активно вмешивался в дела церковные. Совместно с митрополитом Илларионом был разработан новый устав, определяющий преступления, подлежащие исключительно осуждению со стороны церкви, решающий вопросы, связанные с правилами вступления в брак. Власть церкви и князя впервые попытались законно разграничить.

    В княжение Ярослава Мудрого открываются новые школы, строятся города, возводятся церкви. В 1037 г. в Киеве начинается строительство знаменитого Софийского собора. Здесь же была открыта большая библиотека, монахам-летописцам поручили переписывать и переводить на русский язык богословские книги, привезенные из Византии.

    Итогом правления Ярослава Мудрого стали:

    • усиление роли Киева и княжеской власти;
    • установление дружественных отношений с Европейскими государствами, заключение династических браков;
    • победа над печенегами;
    • создание церковного устава и высвобождение церкви из-под греческого (византийского влияния);
    • создание первого письменного свода законов «Русской Правды».

    Ярослав Мудрый был хорошим стратегом и дипломатом, во время его правления происходит укрепление границы Руси, о государстве славян узнают далеко за пределами ближнего пограничья. Княжеские дочери становятся женами королей Норвегии и Швеции.

    Внутренняя политика Ярослава Мудрого

    Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее.

    Начало 11 века было для Руси временем междоусобных войн и усиления феодального сепаратизма. Законы, принятые князем Ярославом Мудрым, усилили центральную власть, стабилизировали социальные отношения. Княжеская поддержка образования и церкви ускорили культурное развитие страны. Поэтому внутренняя политика Ярослава Мудрого это один из важнейших вопросов функционирования Руси раздробленного периода.

    Особенности развития Руси в начале 11 века

    Отец Ярослава Мудрого, Владимир Святой, объединил под своей властью земли восточнославянских, прибалтийских и финно-угорских племён. Обширность территории создавала сложности для управления ею. Примитивные коммуникации в виде немощёных дорог, гатей и бродов не позволяли быстро перебрасывать войска в случае нападения врагов или народных восстаний.

    Власть киевского князя опиралась на племенную знать, которая часто действовала бесконтрольно, по собственным законам. Владимир пытался укрепить законность, назначая своих сыновей правителями крупных земель. Смерть князя положила начало десятилетней усобице между его наследниками.

    Лидером в этой борьбе выступал 37-летний Ярослав, правивший в Новгороде. Права на киевский престол принадлежали его сводному брату Святополку. Ярослав разбил войска брата под Любечем, и в 1019 году занял Киев.

    Меры по укреплению государственной власти

    Главным фактором, создававшим условия для междоусобиц, был нечёткий порядок престолонаследия на Руси. Владимир Святой использовал старинную систему передачи власти любому из родственников мужского пола. Великим князем мог стать не только старший сын правителя, но и брат, дядя, и любой другой мужчина.

    Ярослав Мудрый заменил этот уклад наследственной лествицей (лестницей). Князь распределил княжества по значимости в порядке убывания. Пятеро сыновей Ярославичей получили уделы по старшинству:

    • Владимир — Новгород;
    • Святослав — Чернигов;
    • Всеволод — Переяславль;
    • Вячеслав — Смоленск;
    • Игорь — Владимир-Волынский.

    Старший сын должен был после смерти Ярослава получить киевский престол. Младшие князья обязывались беспрекословно подчиняться киевскому. Уделы не были вечными владениями. Наследником киевского князя считался второй брат, правящий в Чернигове. Князья как бы перемещались вверх по лестнице наследования. Порядок распространялся и на их потомков.

    Второстепенные земли прикреплялись к главным княжествам — Новгород находился в подчинении у Киева, Тмутаракань и земли вятичей относились к Чернигову. Система Ярослава Мудрого на 30 лет избавила Русь от междоусобных войн. Это было главным направлением внешней политики Ярослава Мудрого – наведение порядка в плане наследования престола. Формально эта задача была решена, но возникла другая сложность – феодальная раздробленность только усугублялась.

    Подавление социальных движений

    Укрепляя государственную власть, Ярослав Мудрый лично участвовал в усмирении народных волнений. Летописи сообщают о бунтах, охвативших Суздальское княжество в 1024 — 1026 годах. Зачинщиками были волхвы, жрецы языческих культов, сохранявшихся в отдалённых местах Руси. Мятежи, вызванные голодом и подстрекательством волхвов, приводили к убийствам и грабежам зажиточных людей.

    Ярослав Мудрый с дружиной явился в Суздальскую землю. Он восстановил порядок, приказав схватить и казнить инициаторов восстания. Летописи сообщают, что для предотвращения дальнейших волнений князь вызвал из-за моря варягов.

    Укрепление статуса Киева

    Для укрепления позиций «стольного города» Ярослав Мудрый предпринял следующие меры:

    • строительство оборонительных насыпей вокруг столицы;
    • сооружение Золотых Ворот;
    • строительство храмов — Благовещенья Богородицы и Св.Софии;
    • основание монастырей Св.Георгия и Св.Ирины;
    • возведение дворцовых комплексов князей — Ярослава, Мстислава, Брячислава.

    Образцом для подражания служила архитектура Константинополя, но при этом сохранялись черты славянского стиля.

    Площадь Киева в правление Ярослава Мудрого составляла 400 гектаров. Численность населения достигала 65 000 человек — всего на 35 000 меньше, чем в Париже, крупнейшем городе Европы.

    Покровительство культуре и церкви

    Ярослав укреплял свою власть, распространяя влияние христианской церкви. Он добился утверждения в Киеве митрополии с первым славянским митрополитом Илларионом. Русская церковь благодаря этому стала более независимой от Константинопольского патриархата. Духовным центром Руси при Ярославе стал основанный в 1051 году Киево-Печерский монастырь. Храмы возводились во всех крупных городах страны — так, в 1045 году был заложен собор св. Софии в Новгороде.

    Ярослав Мудрый назначил грамотных специалистов для перевода и переписки книг, создав при Софийском соборе первую русскую библиотеку. Поддержка князя способствовала созданию новых литературных произведений — «Слова о законе и благодати» Иллариона, «Сказания о Борисе и Глебе». Книжный фонд монастырских и частных библиотек при Ярославе Мудром составлял около 140 000 книг.

    Покровительство князя распространялось и на образование — при его дворе была открыта школа, готовившая переписчиков, хронистов, переводчиков. Ярослав приказал учредить в Новгороде школу для детей зажиточных горожан и священников. Школы были открыты также при всех крупных монастырях.

    Издание «Русской Правды»

    Важнейшим шагом по усилению государственной власти было составление первого письменного свода законов. Правовые нормы до правления Ярослава Мудрого определялись христианскими положениями и обычаями предков. Каждое из племён, населявших русское государство, имело свои законы, и этот фактор усугублял сепаратизм.

    Юридический сборник Ярослава получил название «Русская Правда». Он составлялся поэтапно и включал в себя следующие документы:

    • «Правда Ярослава» (1015-1016 годы);
    • «Устав мостником»;
    • «Покон вирный».

    Внутренняя политика Ярослава Мудрого была направлена на укрепление аппарата власти. Она способствовала консолидации государства и складыванию раннего феодализма.

    Внешняя политика Ярослава Мудрого

    Внешняя политика Ярослава была устремлена на заключение прочных отношений с западными и северными соседями. Поэтому браки детей Ярослава Владимировича носили совершенно иной характер. Своих дочерей он выдал замуж за правителей разных стран: Елизавету — за норвежского короля Харальда, Анастасию — за венгерского принца, а потом короля Андрея, Анну — за короля Франции Генриха, сестра Ярослава Добронега-Мария, как уже говорилось, женой польского князя. Сыновья Ярослава также получили в жены иностранных принцесс: Изяслав был женат на польской принцессе Гертруде, Святослав получил жену из Германии, а Всеволод — из семьи константинопольских цесарей Мономахов.

    Читайте также:  Памятник Победы - Звонница на Прохоровском поле - сообщение доклад

    При Ярославе были установлены тесные связи и со Скандинавией. 300 гривен дани от Новгорода в пользу варягов, которые установил еще Олег, платили до смерти Ярослава, только теперь, видимо, другим “варягам”, именно тем, что помогли Ярославу овладеть Киевом и устранить соперников. И показательно, что сразу после кончины Ярослава его сыновья прекратили выплату этой дани, и никто не пытался на нее претендовать.

    Отношения Киевской Руси с Венгрией во многом определялись ожесточенной полувековой борьбой венгров с Моравией и славяно-русским населением Поддунавья, ведь славяне и славяноязычные русы примыкали к Венгрии и со стороны Карпат, и с запада. В ходе этой борьбы происходил значительный отток населения из Поддунавья на восток — в земли будущей Галицко-Волынской Руси и на Среднее Подднепровье. Постепенно взаимодействие местного славяно-русского и пришлого венгерского населения становится уравновешенным, тем более, что в хозяйственном плане разные этнические группы друг друга дополняли (большинство сельскохозяйственных терминов в современном венгерском языке заимствованы из славянских языков). Сближало разные народы и принятие христианства в кирилло-мефодиевском и православном варианте. В принципе, вплоть до перехода Венгрии в католичество в XII веке оставалась вероятность ассимиляции венгров славяно-русами. От середины XI века западные источники сообщают о целом ряде браков русских принцесс с венгерскими королями и герцогами и русских герцогов с русскими принцессами. Помимо дочери Ярослава, вышедшей замуж за венгерского короля, на венгерской герцогине был женат князь Ростислав, правивший сначала в Новгороде, а затем в Тмутаракани. После его гибели киевский князь отпустил вдову на родину в Венгрию. Но в большинстве случаев, когда мы говорим о массовости браков русских и венгров, нужно иметь в виду следующее обстоятельство — скорее всего эти русские принцессы и русские герцоги были выходцами не из Киевской, а из Тюрингской Руси, что практически не учитывается современной исторической наукой.

    Политические отношения с Дунайской Болгарией были очень интенсивны при Святославе, который вел с Дунайской Болгарией войну. Более того, отправляясь на Дунай, Святослав собирался перенести туда и центр всей Русской земли. Видимо, его претензии имели исторические корни — эти земли когда-то занимали какие-то русы. Во всяком случае, прибрежные области Болгарии и в конце XIV века считались “русскими”, а тогдашний русский митрополит Киприан претендовал на них как на составную часть “русской” митрополии. Но именно Святослав, потерпев поражение в войне с Византией, утратил эти территории, и позднее прямых политических контактов у Киевской Руси с Дунайской Болгарией не было. Но сохранились культурные контакты, может быть, за счет эмиграции болгарских книжников на Русь после византийского завоевания, как это было и в случае с утратой независимостью Моравией: многие памятники западнославянской письменности сохранились именно на Руси.

    Самыми многосторонними и сложными были контакты и связи Киевской Руси с Византией. Сложность проблемы заключается в том, что Византия взаимодействовала с разными “Русиями” и этот важнейший факт продолжает оставаться практически не осмысленным в отечественной исторической науке. Первые контакты Византии с русами относятся к концу V века. Это были придунайские руги-русы, которые вместе с гуннами отступили к черноморским границам Византии из Центральной Европы, и часть ругов осталась в качестве федератов на окраине византийских владений. Позднее Византии приходится выдерживать набеги причерноморских русов, чья этническая природа сегодня нам не ясна, но, предположительно, эти русы представляли собой конгломерат придунайских ругов-русов с салтовскими русами-аланами. Именно эти русы упоминаются в ряде византийских сообщений конца VIII — начала IX вв., они же в середине IX века приняли из Константинополя христианство, а затем и учредили “русскую” митрополию (с которой позднейшие летописцы смешивали киевскую митрополию).

    В договоре руси с греками, заключенном в 911 году Олегом Вещем, упоминаются русские общины, которые находились на службе у византийских императоров. Эти общины могли восходить еще к ругам-русам конца V века. Но интересно, что приднепровские и причерноморские русы рассматривались в Византии как части единого этноса, что могло быть следствием их славянизации, по крайней мере, в языковом отношении. Со времен Олега возникла и проблема Крыма, где издревле располагались греческие колонии, но существовали и поселения русов. В соответствии с договором 944 года киевскому князю Игорю вменялось в обязанность охранять византийские владения в Крыму, но не оспаривалось и его право владеть какой-то частью Крыма, принадлежащей русам. Скорее всего, речь могла идти о восточной части Крыма, традиционно входившей в состав Тмутараканской Руси.

    В конфликте Руси с Византией при Игоре русская дружина состояла на равных из двух компонентов: языческого и христианского. Христианская часть дружины воевала с христианами-греками также, как и языческая, и в заключение договора христиане Киева твердо занимали те же позиции, что и язычники. Видимо, русы-христиане в дружине Игоря были выходцами из Моравии, поэтому они держались особого от Рима и Константинополя понимания христианства. С византийской церковью впервые свяжет себя Ольга (в 959 году), заинтересованная, по-видимому, в преодолении негативных последствий поражения Игоря в 941 году. Но за епископом она отправит посольство в Германию, тем самым опять-таки подчеркивая независимость от Византии и в церковном отношении. Правда, миссия прибывшего из Германии Адальберта закончится неудачей, причем изгнали его, вероятно, не язычники, а христиане моравского толка, почитавшие немецкую церковь главным своим врагом.

    Ко времени Владимира, в Византии сохранялся значительный наемный русский отряд, и какая-то связь его с Киевом сохранялась. Но женитьба Владимира на сестре константинопольских императоров не означала союза.

    Скорее, это был откуп со стороны Константинополя ради сохранения на службе в Византии русского корпуса и возвращения завоеванного русским князем Корсуня. При этом весьма существенно, что и корсунское христианство значительно разнилось с собственно византийским. В целом, в средневековой литературе Владимир предстает великим завоевателем и противником Византии, серьезно потеснившим великую империю. Свидетельство тому, сообщение польского хрониста XVI века Стрыйковскго, который, имея в виду события конца Х века, утверждал, что Владимир “собрал большое войско, с которым, переправившись через Дунай, подчинил земли Болгарскую, Сербскую, Хорватскую, Семиградскую, Вятницкую, Ятвяжскую, Дулебскую, и те земли, где теперь волохи, мултаны и татары добручские, и всех их привел в послушание одним походом и возложил на них дань, которую они раньше давали царям греческим”. Неясно, из каких источников заимствовал польский хронист эти сведения, представляющиеся фантастическими. Наиболее вероятным источником являются более ранние польские хроники, использующие летописные записи Галицко-Волынской Руси. И соединены в этом перечислении те земли, на которые киевский князь действительно совершал походы (карпатские хорваты и дулебы, ятвяги, вятичи, прикарпатское Семиградье), и те, которые сохраняли название “Руссия” еще и в XVI столетии.

    По существу, первым русским князем, попытавшимся для укрепления собственного положения опереться на помощь Византии, стал Ярослав. Очевидно, не случайно в 1018 году, когда из Киева бежал Болеслав Польский, вместе с ним в Польшу бежал и Анастас Корсунянин, настоятель Десятинной церкви, построенной Владимиром. Ярослав же, заняв киевский стол, начал искать контакты с византийским духовенством, во имя чего была заложен, по аналогии с Константинополем, Софийский собор. Именно при Ярославе в Киевской Руси была создана первая митрополия, подчиненная Константинополю (1037 г.). Отношения с Византией, однако, складывались трудно. Вскоре после учреждения митрополии последовал разрыв с Византией и в 1043 году состоялся последний поход Руси с наемными варягами (на сей раз, видимо, норманнами) на Константинополь, закончившийся трагически. Разрыв продолжался до начала 50-х годов XI века, когда браком Всеволода с дочерью Константина Мономаха было достигнуто определенное примирение. Но отчужденность будет проявляться и позднее. В частности, это выразится в установление на Руси праздника в честь перенесения мощей Николая Мирликийского (“Николы вешнего”, 9 мая), который в Византии не признавали, потому что он был установлен в римской церкви и связан с кражей норманнами мощей святого из пределов Византийской империи. Более с Западом, чем с Константинополем сближал Русь и особый культ Климента папы Римского, который поддерживался Десятинной церковью. Интересен и еще один факт — вплоть до конца XIV века в русские месяцесловы не включали имена вновь канонизированных византийских святых.

    Ссылка на основную публикацию