Война Алой и Белой розы краткое содержание Войны роз

Война алой и белой розы: ее причины, события и последствия

Содержание:

За всю историю человечества было огромное множество войн, от локальных стычек и княжеских междоусобиц до кошмарных ужасов двух мировых войн прошлого ХХ века. Война – это всегда страшное и горестное событие, влекущее за собой смерть и разрушение, в ней нет места красоте и поэзии. Тем более странно выглядит, пожалуй, самое поэтическое название, какое только можно было дать войне – война алой и белой розы. Случилась эта война в средневековой Англии, в куртуазную эпоху рыцарей и королей, а столь поэтичное название ей присвоил шотландский историк, более известный как писатель-прозаик – сер Вальтер Скот. Итак, что это была за такая война, кто с кем воевал и за что, и какое ее значение для истории, как Англии, так и общемировой истории, обо всем этом читайте дальше.

Причины войны алой и белой розы

В 1412-1422 году королем Англии был Генрих V Ланкастер. Он был талантливым правителем и не менее талантливым полководцем, как и его предшественники с успехом громил французов на полях сражений столетней войны. В результате его правления англичане смогли занять значительные французские территории, а сам английский король женился на французской принцессе – Екатерине Валуа. Их сын Генрих VI Ланкастер должен был стать королем, как Англии, так и Франции, примирив оба воющие государства.

Гербом королевского рода Ланкастеров была алая роза.

Но не все случилось, как того хотелось Генриху V: вскоре французы усилили свое сопротивление, во главе которого стала героиня французского народа, Орлеанская Дева – Жанна Д’арк. Сам же Генрих V подхватил болезнь, как полагают историки, это была дизентерия, от которой и скончался в молодом 35-летнем возрасте (состояние медицины в Средние века оставляло желать лучшего). Его же сын, наследник престола – Генрих VI оказался душевнобольным.

В результате Англия потеряла все свои прежние завоевания во Франции (за исключением города Кале), и потерпела поражение в столетней войне. В самой Англии состояние дел также оставляло желать лучшего: страна была истощена столетней войной, к тому же назревал кризис феодальной системы, недовольные постоянными поборами английские крестьяне устроили целый ряд восстаний, наибольшим из которых было крестьянское восстание Уотта Тайлера, охватившее почти всю Англию.

Новый английский король Генрих VI Ланкастер периодически впадал в приступы безумия, и в это время Англией пыталась управлять его жена, также француженка, королева Маргарита Анжуйская. Она хотя и была властной и умной женщиной, однако не пользовалась популярностью среди английских дворян от слова совсем (еще бы, «женщина, да еще и француженка будет нам тут управлять Англией, да никогда!», примерно так, наверное, думали они). Поэтому вскоре недовольные дворяне решили назначить душевнобольному королю регента, на эту роль выбрали двоюродного брата короля – Ричарда Плантагенета, герцога Йоркского, вокруг него уже долгое время собиралась сильная дворянская партия.

И вот, несмотря на протесты королевы, Ричард Плантагенет, представитель родственной династии Йорков, гербом которой была белая роза, становится регентом больного короля и одновременно получает высокий титул лорда-протектора Англии.

Герб династии Йорков.

Королева, разумеется, вовсе не рада такому повороту событий, она вполне не безосновательно опасается, что их с Генрихом сын, принц Эдуард, который должен был стать новым королем Англии, теперь может пролететь мимо престола как фанера над Лондоном. Поэтому воспользовавшись тем, что королю стало легче, а его душевное состояние улучшилось, она подговаривает супруга сместить регента и самому взять на себя управление страной, а партию Йорков и вовсе изгнать из большого королевского совета. Что король и делает.

Вот только Ричард Йоркский не желает лишаться столь высокого титула и начинает собирать войска, его поддерживают могущественные графы Уорвик и Солсбери. Ланкастеры также в свою очередь собирают войска и верных сторонников, их поддержали северные бароны, убежденные консерваторы, правящие в наиболее экономично отсталом районе Англии, в то время как к Йоркам примкнули жители более экономически продвинутой Южной Англии, купцы, прогрессивные дворяне. Так начинается гражданская война между двумя аристократическими английскими династиями: Йорками и Ланкастерами, война, которую по цвету гербов воюющих сторон веками позднее сер Вальтер Скот поэтически назовет «войной алой и белой розы».

Итак, подведем итоги, касательно причин начала войны алой и белой розы:

  • Поражение Англии в столетней войне. Оно подорвало авторитет королевской власти и сделало возможным сам факт, того, что дворяне могут столь открыто выступить против короля.
  • Плохое отношение англичан к королеве, француженке Маргарите Анжуйской, по сути эта война в немалой степени ее заслуга (да, порой войны начинались из-за женщин, и эта война одна из них).
  • Политическая нестабильность, связанная с душевным здоровьем короля.
  • Наличие разных ветвей Плантагенетов (напомним, Ричард и Генрих были двоюродными братьями) в равной степени претендующих на власть.
  • Общий кризис феодального землевладения, массовое недовольство устаревшими феодальными порядками.

История войны алой и белой розы

Итак, война началось, первое столкновение между Ланкастерами и Йорками произошло в мае 1455 года в битве при Сент-Олбансе. Королевские войска Ланкастеров оказались хуже подготовленными и поэтому потерпели сокрушительное поражение, многие знатные сторонники Ланкастеров были убиты в той битве. Еще более сокрушительно поражение Ланкастеры получили в битве при Нортгемптоне, после которой король попал в плен к Йоркам, а Ричард Йорк смог беспрепятственно войти в Лондон. Казалось, вот она победа. Но борьба продолжилась, королева Маргарита Анжуйская избежала плена, она собрала остатки верных Ланкастерам войск и в битве при Уэйкфилде нанесла сокрушительное поражение уже Йоркам. Ричард Йорк погиб в этой битве, так и не став королем.

После смерти Ричарда Йорков возглавил его старший сын – Эдуард. Вместе со сподвижником графом Уорвиком они нанесли ряд поражений Ланкастерам, вследствие которых Маргарита Анжуйская вместе с сыном были вынуждены бежать из страны. Старый король, душевнобольной Генрих VI Ланкастер был заключен в лондонский Тауэр, а Эдуард объявил себя новым королем Англии – Эдуардом IV. Первым же указом нового короля все Ланкастеры объявлялись предателями Англии. Казалось вот она, победа Йорков, но и это еще далеко был не конец.

Эдуард IV на английском престоле оказался весьма жестким, упрямым и своевольным королем, лишенным дипломатической гибкости, он вскоре разругался со многими своими сторонниками, среди которых был младший брат короля – герцог Кларенс и уже упомянутый нами граф Уорвик, которого англичане прозвали «деятелем королей» (так как в победе Йорков была его немалая заслуга). Кларенс и Уорвик перешли на сторону Ланкастеров, и война алой и белой розы возобновилась с новой силой.

Войскам Ланкастеров вновь улыбнулась военная удача, Эдуард IV теснимый своими противниками вынужден отступить в Бургундию. В том числе Уорвик освободил из Тауэра старого короля Генриха VI.

Однако честолюбивый граф Уорвик вовсе не собирался помогать Ланкастерам, у него были свои планы на корону, так на английский трон он собирался посадить своего брата Джорджа, и для этого якобы под предлогом защиты пленил старого короля Ланкастера в своем замке.

В это время Эдуард IV помирился со своим братом Кларенсом и вновь перешел в наступление, нанеся войскам Ланкастеров ряд сокрушительных поражений, наиболее значимым из которых была битва при Тьюксбери, получившая название «кровавый луг». В ней погибли все видные сторонники Ланкастеров, включая наследного принца Эдуарда, сына Генриха VI и Маргариты Анжуйской. Сам Генрих VI пережил своего сына лишь на несколько дней, всем было объявлено, что старый король скончался от горя, узнав от смерти сына. Хотя как современниками, так и поздними историками было высказано сомнение в природности смерти Генриха, скорее всего он был убит по приказу Эдуарда IV, желавшего устранить последнего законного претендента на английскую корону.

После этих событий на определенное время в Англии воцарился мир, Эдуард IV Йорк спокойно правил страной до самой своей смерти в 1483 году. После этого престол по закону должен был перейти его малолетнему сыну, Эдуарду V Йорку. Но тут вмешался один из младших братьев умершего короля – Ричард Глостер. Он объявил своих племянников незаконнорожденными, заточил в Тауэр, где те вскоре были убиты по приказу дядюшки, а сам стал новым королем Англии под именем Ричарда ІІІ.

Однако новым королем были недовольны, как представители династии Йорков, так и казалось бы уже полностью сломленные Ланкастеры. Оппозицию новому королю возглавил Генрих Тюдор, внук Екатерины Валуа и племянник Генриха VI. Оставшись вдовой после смерти Генриха V Ланкастера, будучи еще совсем молодой женщиной, Екатерина завела роман с уельским дворянином Огюстом Тюдором, от которого родила шестеро детей, включая отца Генриха Тюдора.

И вот в августе 1485 года, Генрих Тюдор, который до этого всю жизнь жил во Франции вместе с войском высаживается в Англии. Ричард ІІІ пытается оказать сопротивление, но многие дворяне, включая родственников из династии Йорков, переходят на сторону Генриха Тюдора. Ричард гибнет в битве, а Генрих Тюдор становится новым английским королем под именем Генриха VII, в истории Англии начинается новый яркий период. На знак примирения двух враждебных династий Генрих в качестве своего герба объединяет алую и белую розы.

Таковы вкратце события войны алой и белой розы.

Итоги войны алой и белой розы

  • Генрих VII установил мир в стране, для примирения даже женился на дочери Эдуарда Йорка, таким образом, две враждующие династии оказались связанными династическим браком.
  • Династия Тюдоров воцарилась в Англии, а при последующих правителях из этой династии: Генрихе VIIІ и в особенности Елизавете І Тюдор Англия получила огромное политическое и экономическое развитие.
  • Многие старинные дворянские роды в Англии были истреблены в ходе этой жестокой войны, произошел упадок дворянство, но с другой стороны, произошло усиление купечества, именно купцы, а не дворяне, стали основной социальной опорой Тюдоров.

Вскоре политика новых просвещенных правителей Англии привела к экономическому росту, развитию экономики, науки, (Тюдоры, понимая важность знаний, активно покровительствовали английским университетам, и не зря, ведь сейчас они одни из лучших в мире), общему возвышению Англии. А для общемировой истории последствия хотя бы в том, что сейчас все мы учим именно английский язык, как язык международного общения, а не любой другрй, и это все не в последнюю очередь, потому, что после династической гражданской войны к власти в Англии все же пришли правильные люди.

Война алой и белой розы, видео

И в завершение интересный документальный фильм об этой войне.

Война роз: «Война Алой и Белой Розы»

Война Алой и Белой Розы – междоусобный феодальный конфликт за английскую корону во второй половине 15 в. (1455–1487) между двумя представителями английской королевской династии Плантагенетов – Ланкастеров (изображение красной розы на гербе) и Йорков (изображение белой розы на гербе), приведший в итоге к власти новую королевскую династию Тюдоров в Англии.

Предыстория и причины конфликта

В 1413-22 годах Великобританией правил Генрих V Ланкастер. Он был одним из величайших полководцев своего времени и талантливым правителем. Как и его предшественники, Генрих V боролся с французами на полях Столетней войны. В этом деле Генрих V добился больших успехов. Он не только включил часть французских владений в своё государство и женился на французской принцессе — Екатерине Валуа, но и настоял на том, чтобы в будущем королём обоих держав стал их с Екатериной сын.

Однако судьба сыграла с английским королём злую шутку. В возрасте 35 лет он умер от болезни, а его наследник — Генрих VI, получивший трон в возрасте одного года, — став взрослым, оказался не только лишённым талантов своего отца, но и психически больным.

Генрих VI стремительно терял контроль над французскими землями, на которых действовали войска под предводительством Жанны Д’Арк. В 1453 году Столетняя война закончилась потерей всех английских владений на континенте, за исключением города Кале. Однако немногим лучше складывались и внутренние дела безумного короля. После поражения в Столетней войне дворяне решили, что Генрих VI, чьё психическое здоровье в последние годы серьёзно пошатнулось, нуждается в регенте. Таковым решено было сделать двоюродного брата короля — Ричарда Плантагенета, герцога Йоркского. Это предложение очень напугало королеву — Маргариту Анжуйскую, которая полагала, что Ричард оттеснит от престола их с Генрихом сына — Эдуарда. В периоды безумия мужа страной управляла сама Маргарита — женщина образованная и властная, однако, большой популярностью среди англичан она не пользовалась. Поэтому протесты Маргариты не встретили поддержки у дворян (вокруг герцога Йоркского к тому времени сложилась мощная партия из крупных феодалов) и Ричард Плантагенет получил титул протектора.

К 1455 году состояние Генриха VI значительно улучшилось и он решил вернуться к самостоятельному правлению. Маргарита настояла на том, чтобы партия Йорков была изгнана из Большого Королевского Совета. Герцог Йоркский не был готов отказываться от своего высокого титула, поэтому, заручившись поддержкой могущественных графов Солсбери и Уорвика, он собрал войско, чтобы силой вернуть себе престол.

Таким образом, причинами войны Алой и Белой розы стали:

  • итоги Столетней войны, которые не только привели к экономическому краху, но и сильно ударили по авторитету королевской власти;
  • крестьянские восстания 1450-51 гг.;
  • отношение англичан к француженке Маргарите Анжуйской;
  • политическая нестабильность, связанная с состоянием здоровья английского короля;
  • кризис вотчинного землевладения, вызванный устаревшими феодальными порядками;
  • наличие разных ветвей династии Плантагенетов, боровшихся за власть.

В широком смысле, война Алой и Белой розы была столкновением не просто между разными представителями королевской фамилии, а, скорее, между двумя жизненными укладами и экономическими системами. Правящего короля и его супругу поддерживали северные бароны — убеждённые консерваторы, чьи владения располагались в самом экономически отсталом регионе страны, а за Йорков выступали жители экономически развитого юго-востока Англии — купцы, ремесленники и наиболее прогрессивные дворяне.

Названия и символы

Название «война Роз» не использовалось в течение войны. Розы были отличительными значками двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно. Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой розы ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага.

Термин впервые был использован в «Истории Англии» Дэвида Юма (1762) и вошёл в широкое употребление в XIX веке, после публикации исторического романа «Анна Гейерштейнская» (1829) сэром Вальтером Скоттом, который выбрал название на основе вымышленной сцены в I части пьесы Вильяма Шекспира «Генрих VI», где противостоящие стороны выбирают розы различного цвета в Церкви Темпла.

Хотя розы иногда использовались как символы в течение войны, большинство участников использовали символы, связанные с их феодальными лордами или защитниками. Например, силы Генриха в Босворте боролись под знаменем красного дракона, в то время как армия Йорков использовала личный символ Ричарда III — белого вепря. Свидетельство важности символов роз повысилось, когда король Генрих VII в конце войны объединил красные и белые розы фракций в единую красно-белую Розу Тюдоров.

Названия конкурирующих фракций имеют мало общего с городами Йорк и Ланкастер, или графствами Йоркшир и Ланкашир, даже при том, что матчи по крикету или регбилигу между этими двумя округами часто описываются с помощью клише «Война Роз». Фактически, провинции и замки, принадлежащие герцогам Ланкастера, находились в основном в Глостершире, Северном Уэльсе и Чешире, в то время как владения Йорков были широко распространены по всей Англии, хотя многие находились в Валлийской марке (которую унаследовал Ричард Йоркский, став графом Марч).

Смотреть что такое «Война Алой и Белой Розы» в других словарях:

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.

Трус и «делатель королей»

Павел Шаповал

Джеймса Батлера, 5-го графа Ормонда, вполне можно назвать искусным политиком — он быстро завоевал доверие при дворе Маргариты, буквально появившись из ниоткуда, и после начала Войны выступил на стороне Ланкастеров. Разумеется, в надежде на быстрое ее окончание и получение выгоды от поддержки королевы.

Вот только сражался он далеко не так искусно, как носил парчовые плащи в Лондоне. Батлер считал себя потрясающе красивым и отчаянно боялся потерять эту красоту, поэтому в сражался исключительно шпорами. Зрелище настолько абсурдное, что, несмотря на свою незначительность, было прилежно записано хронистами.

В одном из сражений, когда его союзников захватили последователи Йорков, Батлер переоделся в предварительно подготовленную одежду монаха и сбежал. После чего писал отчаянные письма герцогу Йоркскому, что он на самом деле хотел уехать в свое ирландское поместье и никогда не желал участвовать в войне.

Читайте также:  Доклад сообщение Финикия

Впрочем, в битве при Таутоне его все же взяли в плен люди Йорков и спустя всего месяц обезглавили. Красота не помогла графу остаться в живых.

Битва при Таутоне

Совсем другой была судьба Ричарда Невила, графа Уорвика, которого прозвали «делателем королей». Дело в том, что Невил в Войне роз оказался чуть ли не ключевой фигурой — иногда казалось, что он сражается на обеих сторонах сразу и ему выгодно исключительно продолжение бойни.

Сперва граф Уорвик был сторонником короля Генриха, но территориальный спор с герцогом Сомерсетом, фаворитом Маргариты, привел его под знамена Ричарда Йорка. В первой битве при Сент-Олбансе именно его войска ударили в тыл Ланкастеров и смяли их в короткой стычке. Герцог Сомерсет в ней был убит, к радости Ричарда. Спустя некоторое время погиб уже сам, и с помощью Уорвика на трон взошел его сын — Эдуард IV.

Спустя несколько лет Невил поссорился и с ним — из-за неудачного брака Эдуарда и еще более неудачной внешней политики. Тогда граф Уорвик попытался усадить на трон брата Эдуарда — Георга. Этого не получилось, и он вернул на престол безумного Генриха VI.

Погиб Невил столь же бесславно, как и Батлер, — проиграл битву с Эдуардом и был убит при попытке бегства.

Социальный состав участников конфликта. Вооружённые силы сторон

В конфликте принимали участие главным образом представители английской феодальной аристократии с отрядами своих слуг и сторонников, а также незначительное число иностранных наёмников. Поддержка противоборствующим сторонам в значительной мере определялась династическими факторами. Так называемая система «ублюдочного феодализма» была одним из главных факторов, повлиявших на падение авторитета и влияния королевской власти и эскалацию вооружённого конфликта. Служба сеньору в обмен на земли и подарки оставалась по-прежнему важной, однако определялась не феодальной традицией, а поддержкой феодалом какой-либо из противоборствующих фракций, которая, в свою очередь, и покровительствовала ему за это. Переход на службу феодалов крупным магнатам по причине личных амбиций, жажды наживы и выгодных браков давал почву для роста измен и предательств, которые зачастую решали исход многих сражений.

Армии сторон были представлены многочисленными феодальными отрядами профессиональных воинов, а также отрядами воинов, призванных на войну специальными королевскими приказами, которые давали право предъявителю документа созывать и вооружать воинов от имени короля или крупного магната. Воины из низших социальных слоёв были главным образом лучниками и билльменами (воинами, вооружёнными традиционным английским древковым оружием биллом — разновидностью итальянской гвизармы). Количество лучников традиционно превышало количество латников в пропорции 3:1. Воины по традиции сражались пешими, конница использовалась лишь для разведки и сбора провизии и фуража, а также для передвижения. В сражениях военачальники зачастую также спешивались, чтобы воодушевить своих сторонников. В армиях фракций в большом количестве стала появляться артиллерия, а также ручное огнестрельное оружие.

Итоги войны алой и белой розы

  • Генрих VII установил мир в стране, для примирения даже женился на дочери Эдуарда Йорка, таким образом, две враждующие династии оказались связанными династическим браком.
  • Династия Тюдоров воцарилась в Англии, а при последующих правителях из этой династии: Генрихе VIIІ и в особенности Елизавете І Тюдор Англия получила огромное политическое и экономическое развитие.
  • Многие старинные дворянские роды в Англии были истреблены в ходе этой жестокой войны, произошел упадок дворянство, но с другой стороны, произошло усиление купечества, именно купцы, а не дворяне, стали основной социальной опорой Тюдоров.

Вскоре политика новых просвещенных правителей Англии привела к экономическому росту, развитию экономики, науки, (Тюдоры, понимая важность знаний, активно покровительствовали английским университетам, и не зря, ведь сейчас они одни из лучших в мире), общему возвышению Англии. А для общемировой истории последствия хотя бы в том, что сейчас все мы учим именно английский язык, как язык международного общения, а не любой другрй, и это все не в последнюю очередь, потому, что после династической гражданской войны к власти в Англии все же пришли правильные люди.

Третий этап войны. Воцарение Тюдоров

Сторонники семьи короля Эдуарда IV объединились с остатками партии Ланкастеров и перешли в наступление на Ричарда III, узурпировавшего власть. близ Босфорта произошло генеральное сражение между армией Ричарда III и войсками Ланкастеров, по большей части состоящих из французских наемников. Войсками антикоролевской коалиции командовал Генрих Тюдор, находившийся в родстве с Ланкастерами. В ходе сражения войска Ричарда III были разбиты, а сам он погиб на поле боя. Генрих Тюдор тут же провозглашает себя королем Англии под именем Генриха VII. Он женился на дочери Эдуарда IV – Елизавете Йорк, тем самым объединив обе враждующие партии.

Феодальная смута имела огромное значение в дальнейшем политическом развитии Англии. Эпохе феодального средневековья страны подошел конец. В ходе кровопролитной гражданской войны бóльшая часть старой феодальной знати уничтожила друг друга. Правление новой королевской династии Тюдоров окончательно приняла форму абсолютизма.

См. также ЛАНКАСТЕРЫ; ЙОРКИ; ТЮДОРЫ.

Результаты войны

Хотя историки всё ещё обсуждают истинную степень воздействия конфликта на средневековую английскую жизнь, не приходится сомневаться, что Война Роз привела к политическому перевороту и изменению установленного равновесия сил. Самым очевидным итогом стал крах династии Плантагенетов, которую сменила новая династия Тюдоров, которая изменила Англию за следующие годы. В последующие годы остатки фракций Плантагенетов, оставшись без прямого доступа к трону, разошлись на разные позиции, поскольку монархи непрерывно сталкивали их друг с другом.

Война Алой и Белой розы фактически подвела черту под английским Средневековьем. Она внесла изменения в феодальном английском обществе, включавшие ослабление феодальной власти знати и укрепления позиций торгового класса, а также ростом сильной, централизованной монархии под руководством династии Тюдоров. Воцарение Тюдоров в 1485 году считается началом Нового Времени в английской истории.

С другой стороны, также предположено, что ужасающее воздействие войны было преувеличено Генрихом VII, чтобы превознести свои достижения в её окончании и обеспечении мира. Конечно, эффект войны для торговцев и крестьян был гораздо меньше, чем в затянувшихся войнах во Франции и в других местах Европы, которые были наполнены наёмниками, прямо заинтересованными в продолжении войны. Хотя было несколько длинных осад, они были в сравнительно отдалённых и слабонаселённых областях. В сильно населённых областях, принадлежавших обеим фракциям, противники, дабы предотвратить разорение территорий, искали быстрое решение конфликта в виде генерального сражения.

Война была губительна для уже уменьшающегося влияния Англии во Франции, и к концу борьбы там не осталось никаких английских владений, кроме Кале, в конечном счете также потерянного в течение господства Марии I. Хотя более поздние английские правители продолжали проводить кампанию на континенте, территория Англии никак не увеличилась. Различные европейские герцогства и королевства играли важную роль в войне, в особенности короли Франции и герцоги Бургундии, помогавшие Ланкастерам и Йоркам в их борьбе против друг друга. Предоставляя им вооружённые силы и финансовую помощь, а также предлагая убежище побеждённой знати и претендентам, они тем самым хотели предотвратить появление объединённой и сильной Англии, ставшей бы угрозой для них.

Послевоенный период был также «похоронным маршем» для постоянных баронских армий, которые питали конфликт. Генрих VII, опасаясь дальнейшей борьбы, держал баронов под жёстким контролем, запретив им обучать, нанимать, вооружать и снабжать армии, чтобы они не могли начать войну друг с другом или с королём. В результате военная власть баронов уменьшалась, и тюдоровский суд стал местом, где баронские ссоры решались волей монарха.

На полях сражений, эшафотах и в тюремных казематах погибали не только потомки Плантагенетов, но и значительная часть английских лордов и рыцарства. Например, в период с 1425 по 1449 год, перед вспышкой войны, исчезли многие благородные династии, что продолжилось в течение войны от 1450 до 1474 года. Гибель в сражениях наиболее честолюбивой части знати привела к снижению желания её остатков рисковать своей жизнью и титулами.

Война белой и алой розы в Англии

Война белой и алой розы кратко

Война Алой и Белой Розы – междоусобный феодальный конфликт за английскую корону во второй половине 15 в. (1455–1487) между двумя представителями английской королевской династии Плантагенетов – Ланкастеров (изображение красной розы на гербе) и Йорков (изображение белой розы на гербе), приведший в итоге к власти новую королевскую династию Тюдоров в Англии.

Война белой и алой розы история

ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОЙНЕ. ПРАВЛЕНИЕ ЛАНКАСТЕРОВ.

Английский король Ричард II Плантагенет в 1399 был свергнут своим двоюродным братом герцогом Генрихом Ланкастерским, объявившим себя королем Генрихом IV, и заточен в замок Понтефракт, где вскоре был умерщвлен. Ланкастеры жестоко преследовали своих политических противников и лоллардов, казня и сжигая их на костре как еретиков. После смерти Генриха IV Ланкастера на престол взошел его сын Генрих V, который возобновил Столетнюю войну на территории Франции. Действия Генриха V были наиболее успешными за всю историю Столетней войны с Францией. После сокрушительного разгрома французской армии англичанами в битве при Азенкуре (1415), союзник Генриха V, бургундский герцог Иоанн Бесстрашный захватил Париж. Душевнобольной французский король Карл VI заключил с англичанами в 1420 союз в Труа и выдал свою дочь за Генриха V, которого объявил своим наследником. Настоящий наследник французского престола (сын короля Карла VI), дофин Карл (впоследствии король Франции Карл VII), был лишен прав на престол. Однако, в 1422 Генрих V неожиданно умирает. Король Франции Карл VI пережил смерть английского короля и, тем самым, договор 1420, подписанный в Труа, был аннулирован, т.к. юридически не имел силы и не давал права на французский престол новому английскому королю Генриху VI.

Во Франции началось освободительное движение под предводительством Жанны Д’ Арк, в результате чего Столетняя война была проиграна англичанами, в руках которых остался единственный порт Кале на побережье Франции.

Надежды феодальной знати Англии после поражения и изгнания из Франции на получение новых земель «за морем» были окончательно утеряны.

ВОССТАНИЕ 1450 ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ ДЖЕКА КЭДА.

В 1450 в графстве Кент вспыхнуло крупное восстание под руководством одного из вассалов герцога Йоркского, Джека Кэда. Народное движение было вызвано ростом налогов, неудачами в Столетней войне, расстройством торговли и усилившимся гнетом со стороны английских феодалов. 2 июня 1450 восставшие вошли в Лондон и предъявили правительству ряд требований. Один из пунктов требований восставших было включение герцога Йорка в состав королевского совета. Правительство пошло на уступки и, когда повстанцы покинули Лондон, королевские войска вероломно напали на них и подвергли мятежников избиению. Джек Кэд был убит 12 июня 1450.

Первый этап войны. Правление Йорков (1461–1470).

После подавления восстания Джека Кэда, по всей Англии пронеслась волна ненависти и негодования по отношению к правящей династии Ланкастеров. Воспользовавшись этим, герцог Йорк добился того, что в 1454 его назначили регентом при душевнобольном короле Генрихе VI. Однако Ланкастерам удалось отстранить герцога Йоркского от регентства короля Англии.

В ответ на это герцог Йорк собрал войско своих сторонников и дал бой королю возле Сент-Обленса. Сторонники Ланкастеров потерпели поражение от Йорков и были вынуждены признать Ричарда Йоркского наследником короля Генриха VI. Однако, уже в 1457 королева Англии Маргарита Анжуйская (супруга душевнобольного короля Генриха VI) при помощи Франции, возвращает себе власть в королевстве.

Ближайший сподвижник герцога Йоркского, граф Уорвик, побеждает французский флот, который поддерживает Ланкастеров, и укрепляет порт Кале на континенте.

Вслед за этой победой Ричард Йоркский в 1459 потерпел поражение от войск Ланкастеров. Сдав им после кровавого штурма укрепленную цитадель Ледлоу, он отступил на север Англии. Однако летом 1460 граф Уорвик захватил Лондон и двинул свои войска к Нортгемптону, где 10 июля наголову разбил войско короля Генриха VI, взяв последнего в плен.

В декабре 1460 войско Ланкастеров осадило город Уэйкфилд, где находился герцог Йорк и, устроив ему засаду, уничтожило его отряд. Герцог Ричард Йорк погиб в бою. Сторонники Алой Розы сурово расправились с побежденными, казнив Эдмунда, сына герцога Йорка, брата графа Уорвика и др., а отрубленную голову самого герцога Йорка с бумажной короной на голове выставили на одной из стен города Йорка.

Во главе партии Йорков встал сын убитого Ричарда Йоркского – Эдуард. Уже в начале 1461 он дважды разбил ланкастерцев, захватил Лондон и провозгласил себя королем Эдуардом IV. Низложенный король Генрих VI был заточен в Тауэр. Эдуарду IV удалось на большой срок (1461–1470) захватить власть в свои руки. Не желая делиться властью со своим недавним союзником графом Уорвиком и другими членами собственной семьи и Йоркской партии, Эдуард лишился своих сторонников, часть которых перешла на сторону Ланкастеров.

ВТОРОЙ ЭТАП ВОЙНЫ. ПРАВЛЕНИЕ ЙОРКОВ 1470–1483.

В 1470 граф Уорвик вновь захватил Лондон, освободил Генриха VI из заточения и объявил о возвращении ему английского трона. Эдуард IV бежал в Нидерланды, а Ланкастеры вновь захватили власть в Англии.

Однако в 1471 Эдуард IV вернулся в Англию и разбил в бою при Барнете войско графа Уорвика. В этой битве отличился герцог Глостер – младший брат Эдуарда IV, будущий король Ричард III. Сам граф Уорвик погиб на поле боя от руки герцога Глостера. Затем, в битве при Тьюксберри, Эдуард IV разгромил войско принца Эдуарда – сына Генриха VI. Принц Эдуард, как и граф Уорвик, погиб во время сражения, а Генрих VI был снова заключен в Тауэр и там убит (предположительно герцогом Глостером). Эдуард IV возвращает себе английскую корону. Утвердившись на престоле, король конфисковал все владения сторонников Ланкастеров и раздал землю лояльным ему феодалам, наладил расстроенную за время смуты торговлю.

Вскоре в семье Йорков началась борьба. В 1483 Эдуард IV умер, и власть захватил его брат Ричард III, убив при этом своих племянников – детей Эдуарда VI. Йоркская партия раскололась.

ТРЕТИЙ ЭТАП ВОЙНЫ. ВОЦАРЕНИЕ ТЮДОРОВ.

Сторонники семьи короля Эдуарда IV объединились с остатками партии Ланкастеров и перешли в наступление на Ричарда III, узурпировавшего власть. 22 августа 1485 близ Босфорта произошло генеральное сражение между армией Ричарда III и войсками Ланкастеров, по большей части состоящих из французских наемников. Войсками антикоролевской коалиции командовал Генрих Тюдор, находившийся в родстве с Ланкастерами. В ходе сражения войска Ричарда III были разбиты, а сам он погиб на поле боя. Генрих Тюдор тут же провозглашает себя королем Англии под именем Генриха VII. Он женился на дочери Эдуарда IV – Елизавете Йорк, тем самым объединив обе враждующие партии.

Феодальная смута имела огромное значение в дальнейшем политическом развитии Англии. Эпохе феодального средневековья страны подошел конец. В ходе кровопролитной гражданской войны бóльшая часть старой феодальной знати уничтожила друг друга. Правление новой королевской династии Тюдоров окончательно приняла форму абсолютизма.

Война Алой и Белой Розы

Война Алой и Белой Розы – междоусобный феодальный конфликт за английскую корону во второй половине 15 в. (1455–1487) между двумя представителями английской королевской династии Плантагенетов – Ланкастеров (изображение красной розы на гербе) и Йорков (изображение белой розы на гербе), приведший в итоге к власти новую королевскую династию Тюдоров в Англии.

Предпосылки к войне. Правление Ланкастеров.

Английский король Ричард II Плантагенет в 1399 был свергнут своим двоюродным братом герцогом Генрихом Ланкастерским, объявившим себя королем Генрихом IV, и заточен в замок Понтефракт, где вскоре был умерщвлен. Ланкастеры жестоко преследовали своих политических противников и лоллардов (последователей церковного реформатора Джона Уиклифа), казня и сжигая их на костре как еретиков. После смерти Генриха IV Ланкастера на престол взошел его сын Генрих V, который возобновил Столетнюю войну на территории Франции. Действия Генриха V были наиболее успешными за всю историю Столетней войны с Францией. После сокрушительного разгрома французской армии англичанами в битве при Азенкуре (1415), союзник Генриха V, бургундский герцог Иоанн Бесстрашный захватил Париж. Душевнобольной французский король Карл VI заключил с англичанами в 1420 союз в Труа и выдал свою дочь за Генриха V, которого объявил своим наследником. Настоящий наследник французского престола (сын короля Карла VI), дофин Карл (впоследствии король Франции Карл VII), был лишен прав на престол. Однако, в 1422 Генрих V неожиданно умирает. Король Франции Карл VI пережил смерть английского короля и, тем самым, договор 1420, подписанный в Труа, был аннулирован, т.к. юридически не имел силы и не давал права на французский престол новому английскому королю Генриху VI.

Во Франции началось освободительное движение под предводительством Жанны Д’ Арк, в результате чего Столетняя война была проиграна англичанами, в руках которых остался единственный порт Кале на побережье Франции.

Читайте также:  Сообщение Гробница Тутанхамона (доклад)

Надежды феодальной знати Англии после поражения и изгнания из Франции на получение новых земель «за морем» были окончательно утеряны.

Восстание 1450 под предводительством Джека Кэда.

В 1450 в графстве Кент вспыхнуло крупное восстание под руководством одного из вассалов герцога Йоркского, Джека Кэда. Народное движение было вызвано ростом налогов, неудачами в Столетней войне, расстройством торговли и усилившимся гнетом со стороны английских феодалов. 2 июня 1450 восставшие вошли в Лондон и предъявили правительству ряд требований. Один из пунктов требований восставших было включение герцога Йорка в состав королевского совета. Правительство пошло на уступки и, когда повстанцы покинули Лондон, королевские войска вероломно напали на них и подвергли мятежников избиению. Джек Кэд был убит 12 июня 1450.

Первый этап войны. Правление Йорков (1461–1470). После подавления восстания Джека Кэда, по всей Англии пронеслась волна ненависти и негодования по отношению к правящей династии Ланкастеров. Воспользовавшись этим, герцог Йорк добился того, что в 1454 его назначили регентом при душевнобольном короле Генрихе VI. Однако Ланкастерам удалось отстранить герцога Йоркского от регентства короля Англии.

В ответ на это герцог Йорк собрал войско своих сторонников и дал бой королю возле Сент-Обленса. Сторонники Ланкастеров потерпели поражение от Йорков и были вынуждены признать Ричарда Йоркского наследником короля Генриха VI. Однако, уже в 1457 королева Англии Маргарита Анжуйская (супруга душевнобольного короля Генриха VI) при помощи Франции, возвращает себе власть в королевстве.

Ближайший сподвижник герцога Йоркского, граф Уорвик, побеждает французский флот, который поддерживает Ланкастеров, и укрепляет порт Кале на континенте.

Вслед за этой победой Ричард Йоркский в 1459 потерпел поражение от войск Ланкастеров. Сдав им после кровавого штурма укрепленную цитадель Ледлоу, он отступил на север Англии. Однако летом 1460 граф Уорвик захватил Лондон и двинул свои войска к Нортгемптону, где 10 июля наголову разбил войско короля Генриха VI, взяв последнего в плен.

В декабре 1460 войско Ланкастеров осадило город Уэйкфилд, где находился герцог Йорк и, устроив ему засаду, уничтожило его отряд. Герцог Ричард Йорк погиб в бою. Сторонники Алой Розы сурово расправились с побежденными, казнив Эдмунда, сына герцога Йорка, брата графа Уорвика и др., а отрубленную голову самого герцога Йорка с бумажной короной на голове выставили на одной из стен города Йорка.

Во главе партии Йорков встал сын убитого Ричарда Йоркского – Эдуард. Уже в начале 1461 он дважды разбил ланкастерцев, захватил Лондон и провозгласил себя королем Эдуардом IV. Низложенный король Генрих VI был заточен в Тауэр. Эдуарду IV удалось на большой срок (1461–1470) захватить власть в свои руки. Не желая делиться властью со своим недавним союзником графом Уорвиком и другими членами собственной семьи и Йоркской партии, Эдуард лишился своих сторонников, часть которых перешла на сторону Ланкастеров.

Второй этап войны. Правление Йорков 1470–1483.

В 1470 граф Уорвик вновь захватил Лондон, освободил Генриха VI из заточения и объявил о возвращении ему английского трона. Эдуард IV бежал в Нидерланды, а Ланкастеры вновь захватили власть в Англии.

Однако в 1471 Эдуард IV вернулся в Англию и разбил в бою при Барнете войско графа Уорвика. В этой битве отличился герцог Глостер – младший брат Эдуарда IV, будущий король Ричард III. Сам граф Уорвик погиб на поле боя от руки герцога Глостера. Затем, в битве при Тьюксберри, Эдуард IV разгромил войско принца Эдуарда – сына Генриха VI. Принц Эдуард, как и граф Уорвик, погиб во время сражения, а Генрих VI был снова заключен в Тауэр и там убит (предположительно герцогом Глостером). Эдуард IV возвращает себе английскую корону. Утвердившись на престоле, король конфисковал все владения сторонников Ланкастеров и раздал землю лояльным ему феодалам, наладил расстроенную за время смуты торговлю.

Вскоре в семье Йорков началась борьба. В 1483 Эдуард IV умер, и власть захватил его брат Ричард III, убив при этом своих племянников – детей Эдуарда VI. Йоркская партия раскололась.

Третий этап войны. Воцарение Тюдоров.

Сторонники семьи короля Эдуарда IV объединились с остатками партии Ланкастеров и перешли в наступление на Ричарда III, узурпировавшего власть. 22 августа 1485 близ Босфорта произошло генеральное сражение между армией Ричарда III и войсками Ланкастеров, по большей части состоящих из французских наемников. Войсками антикоролевской коалиции командовал Генрих Тюдор, находившийся в родстве с Ланкастерами. В ходе сражения войска Ричарда III были разбиты, а сам он погиб на поле боя. Генрих Тюдор тут же провозглашает себя королем Англии под именем Генриха VII. Он женился на дочери Эдуарда IV – Елизавете Йорк, тем самым объединив обе враждующие партии.

Феодальная смута имела огромное значение в дальнейшем политическом развитии Англии. Эпохе феодального средневековья страны подошел конец. В ходе кровопролитной гражданской войны бóльшая часть старой феодальной знати уничтожила друг друга. Правление новой королевской династии Тюдоров окончательно приняла форму абсолютизма.

Война Алой и Белой розы краткое содержание Войны роз

Причиной войны стали недовольство значительной части английского общества неудачами в Столетней войне и политикой, проводимой женой короля Генриха VI королевой Маргаритой и ее фаворитами (сам король был слабовольным человеком, к тому же, иногда впадавшим в полное беспамятство). Оппозицию возглавил герцог Ричард Йоркский, требовавший для себя сначала регентства над недееспособным королём, а позже — и английскую корону. Основанием для этой претензии служило то, что Генрих VI был правнуком Джона Гонта — третьего сына короля Эдуарда III, а Йорк — правнуком Лайонела — второго сына этого короля (по женской линии, по мужской линии он был внуком Эдмунда — четвертого сына Эдуарда III), к тому же дед Генриха VI Генрих IV захватил престол в 1399, насильственно принудив короля Ричарда II к отречению — что делало сомнительной легитимность всей династии Ланкастеров.

Происхождение Алой и Белой роз

Часто встречающееся утверждение, что Алая роза была гербом Ланкастеров, а Белая роза — гербом Йорков, неверно. Будучи праправнуками Эдуарда III, главы обеих партий имели очень похожие гербы. Генрих VI носил родовой герб Плантагенетов (состоящий из гербов Англии — трёх леопардов на алом поле и Франции — трёх лилий на голубом поле), а герцог Йорк — тот же герб, только с наложенным титлом. Розы были не гербами, а отличительными бэйджами (значками) двух враждующих партий. Кто именно их употребил впервые, в точности неизвестно. Если Белая роза, символизирующая Богородицу, использовалась как отличительный знак ещё первым герцогом Йоркским Эдмундом Лэнгли в XIV веке, то про употребление Алой ланкастерцами до начала войны ничего не известно. Возможно, она была изобретена по контрасту с эмблемой врага. Шекспир в хронике «Генрих VI» приводит сцену (вероятно, вымышленную), в которой герцоги Йорк и Соммерсет, поссорившиеся в лондонском саду Тампль, предложили своим сторонникам сорвать соответственно по белой и красной розе.

Основные события войны

Противостояние перешло в стадию открытой войны в 1455, когда в Первой битве при Сент-Олбансе победу праздновали йоркисты, вскоре после чего английский Парламент объявил Ричарда Йорка протектором королевства и наследником Генриха VI. Однако, в 1460, в битве при Уэйкфилде, Ричард Йорк погиб. Партию Белой розы возглавил его сын Эдуард, в 1461 коронованный в Лондоне как Эдуард IV. В том же году йоркистами были одержаны победы под Мортимер-Кросс и при Таутоне. В результате последнего основные силы ланкастерцев были разбиты, а король Генрих VI и королева Маргарита бежали из страны (король вскоре был пойман и заключён в Тауэр).

Активные боевые действия возобновились в 1470, когда перешедшие на сторону ланкастерцев граф Уорик и герцог Кларенс (младший брат Эдуарда IV) вернули на престол Генриха VI. Эдуард IV с другим своим братом герцогом Глостером бежали в Бургундию, откуда вернулись в 1471. Герцог Кларенс вновь переметнулся на сторону брата — и йоркисты одержали победы при Барнете и Тьюксберри. В первом из этих сражений был убит граф Уорик, во втором погиб принц Эдуард — единственный сын Генриха VI, — что вместе с последовавшей в том же году в Тауэре смертью (вероятно, убийством) самого Генриха, стало концом ланкастерской династии.

Эдуард IV — первый король из династии Йорков — мирно царствовал вплоть до своей кончины, последовавшей неожиданно для всех в 1483 году, когда королём на короткое время стал его сын Эдуард V. Однако, королевский совет объявил его незаконнорождённым (покойный король был большим охотником до женского пола и кроме официальной жены, был тайно обручён ещё с одной — или несколькими — женщинами; кроме того, Томас Мор и Шекспир упоминают ходившие в обществе слухи, что и сам Эдуард был сыном не герцога Йорка, а простого лучника), и брат Эдуарда IV Ричард Глостер был коронован в том же году как Ричард III. Его короткое и драматичное правление было наполнено борьбой с явной и скрытой оппозицией. В этой борьбе королю поначалу способствовала удача, но количество противников только возрастало. В 1485 силы ланкастерцев (в основном — французских наёмников) во главе с Генрихом Тюдором (праправнуком Джона Гонта по женской линии) высадились в Уэльсе. В произошедшем при Босворте сражении Ричард III был убит, и корона перешла к Генриху Тюдору, короновавшемуся как Генрих VII, — основателю династии Тюдоров. В 1487 граф Линкольн (племянник Ричарда III) пытался вернуть корону Йоркам, но в сражении при Стоук Филде был убит. С руганью был казнён и Гуго де Лануа.

Результаты войны

Война Алой и Белой розы фактически подвела черту под английским средневековьем. На полях сражений, эшафотах и в тюремных казематах погибли не только все прямые потомки Плантагенетов, но и значительная часть английских лордов и рыцарства.

История создания, открытия и изучения «Слова о полку Игореве»

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.10.2019 · Обновлено 04.10.2019

История нахождения и создания «Слова о полку Игореве» довольно загадочная: учёные до сих пор не имеют единого мнения о том, когда и где эта рукопись была написана. Под вопросом остается и автор произведения. Однако Многомудрый Литрекон разобрался в хитросплетениях учёных книг и собрал интересные факты об авторе и истории создания «Слова о полку Игореве».

Тайна создания

Безусловно, история написания «Слова о полку Игореве» имеет значение не только для литературоведов и историографов, но также для установления подлинности самого произведения. Многие литературные критики и литературоведы полагают, что на самом деле произведение – подделка, не заслуживающая внимания. Однако большинство ученых (на настоящий момент) склоняются к тому, что всё же «Слово о полку Игореве» – настоящий памятник древнерусской литературы.

Историческая и летописная основа «Слова о полку Игореве» известна по многочисленным исследовательским трудам историков и литературоведов:

Исторические факты о «Слове о полку Игореве» не подлежат сомнению, ведь в те лихие времена Русь действительно страдала от набегов кочевников, и князья вплоть до начала татаро-монгольского ига вынуждены были отражать атаки новыми нападениями. Оседлый образ жизни древнерусских племен делал их удобной добычей для кочевников, но никакой идеологической вражды между ними не было, поэтому богатые пленники могли годами жить с половцами, дожидаясь выкупа.

Исследователи «Слова о полку Игореве» предполагают, что произведение имеет южнорусское, скорее всего, киевское происхождение, так как в конце Игорь отправляется в Киев. Подтверждением этой версии служит и любовь Игоря к горам и природе Киева. Из текста видно, что автор хорошо знаком с другими русскими княжествами.

Кто написал «Слово о полку Игореве»? Во времена Средневековья было не принято подписывать работы по религиозным соображениям, потому что автор считал медиумом Бога и не смел приписывать себе то, что ему послано свыше. Но есть интересные версии на этот счет:

  • Многие предполагают, что «Слово» было могло быть написано как одним человеком, так и целой группой. Однако сам текст произведения слишком сложен, чтобы сравнивать его автора с авторами других текстов того же времени. Например, «Задонщина», более поздняя эпическая поэма, совершенно несравнима по уровню сложности языка и композиции со своим более древним собратом. Некоторые думают, что «Слово» написал сам князь, некоторые, что член княжеской семьи, например, Ярославна, Владимир Игоревич и ряд других князей. Но все эти версии безосновательны и смахивают на гадание на древнерусской гуще событий, ведь Ярославна едва ли могла знать грамоту и претендовать на роль древнерусской Сапфо.
  • Самой убедительной версией считается то, что автор «Слова о полку Игореве» — монах, знающий Бояна, древнерусскую геополитику и другие сведения по книгам, к которым у него, в отличие от всех остальных людей, был доступ. В те времена грамотой владели только избранные, и священнослужители входили в число таковых. Кроме того, только у них и было время писать поэмы, уединившись в келье, в то время как остальные люди трудились над материальными ценностями или были заняты в походах. Да и кто еще мог осмелиться сочинять поэму в назидание князьям? Только тот человек, за плечами которого стоит высший покровитель — Бог.

Тайна создания «Слова о полку Игореве» до сих пор не раскрыта, однако дальше мы попытаемся разобраться в уже более нам понятной и современной истории обнаружения рукописи и в её дальнейшей судьбе.

Обнаружение

Кто нашел рукопись «Слова о полку Игореве»? Она сохранилась в единственном списке, который входил в целый сборник древнерусских летописей, хронограф. Этот хронограф был приобретен графом Алексеем Мусиным-Пушкиным, любителем коллекционирования памятников русской древности.

  1. То, каким способом Мусину-Пушкину удалось раздобыть рукопись, вызывает споры до сих пор. На вопросы своих друзей и знакомых он отвечал, что купил эту рукопись у настоятеля Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле архимандрита Иоиля Быковского в конце 80-х годов 18 века. По словам коллекционера, Иоиль был человек начитанный и образованный, однако в монастыре остался один, терпел нужду, поэтому и решился продать графу Алексею хронограф, где, помимо других древнерусских рукописей, коллекционеру древностей удалось обнаружить и «Слово о полку Игореве», открытие которого он вменил себе в заслугу.
  2. Однако уже в 1990-х годах эта версия стала подвергаться сомнению. Исследователи пытались доказать, что Мусин-Пушкин, являясь обер-прокурором Синода (высокопоставленным чиновником в организации, контролирующей деятельность церквей), взял сборник из библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря зимой 1791-1792 года, присвоил его себе, а легенду с Иоилем выдумал. К тому же, многие ставили под сомнение начитанность самого Иоиля, хоть позже и были обнаружены его сочинения, свидетельствующие о незаурядном уме архимандрита.

Открытие «Слова о полку Игореве» удивительным образом совпало с конфликтом славянофилов и западников — двух точек зрения об историческом пути России. Славянофилы настаивали на замене иностранных слов русскими и всячески настаивали на том, что путь России пролегает вдали от западной цивилизации. Западники, напротив, утверждали, что Россия всегда развивалась вместе с западной цивилизацией и должна идти вместе с ней и дальше. Они предлагали оставить зарубежные слова в покое и даже заменить те, которые были неблагозвучны. И тут на волне споров появляется памятник древнерусской литературы, и такой, что затыкал за пояс многих современных русских авторов. Разумеется, это чудо многими воспринималось в штыки, да еще и на том основании, что рукописи никто не видел…

Судьба рукописи

История публикации «Слова о полку Игореве» выглядела так:

Проблема авторства

История изучения «Слова о полку Игореве», прежде всего, выделяет проблему авторства. Многие скептики утверждают, что «памятник древнерусской литературы» написал сам Мусин-Пушкин. Он был ярым патриотом и славянофилом, поэтому, конечно, хотел доказать всему миру, что русская литература самобытна. Он, будучи хранителем и исследователем древностей, мог стилизовать поэму под оригинал, а потом заявить, что рукопись утрачена. Но это только догадки, и прямых доказательств нет. Зато есть другие версии, говорящие о том, кто является автором «Слова о полку Игореве»:

  1. Исследователь «Слова о полку Игореве» А. Ю. Чернов предполагал, что автором произведения является князь Владимир Святославич.
  2. Юрий Сбитнев, другой исследователь произведения, настаивал на том, что автор – дочь князя Святослава Всеволодовича — Болеслава.
  3. Довольно слабой на этом фоне выглядит версия А. К. Югова, утверждающего, что автором произведения был певец Митуса. Такую версию сочли несостоятельной многие известные литературоведы, в том числе Сидоров, Рыбаков и Лихачёв.
  4. В 60-70-х годах 20 века разгорелась полемика по поводу теории, утверждавшей, что автором «Слова» является сам Игорь. Эту теорию, выдвинутую Шарлеманем, поддержали поэт И. И. Кобзев и В. А. Чивилихин. Однако в настоящее время ученые считают эту версию несостоятельной.
Читайте также:  Изобретения финикийцев – доклад сообщение 5 класс список

История создания произведения «Слова о полку Игореве» покрыта мраком неизвестности. В настоящий момент литературоведы пришли к выводу, что установить реального автора произведения уже невозможно. И о сей день среди исследователей «Слова о полку Игореве» идут жаркие споры об авторстве великого памятника древнерусской литературы, хотя цель создания «Слова о полку Игореве» — призыв к единению русских людей. Поэтому не стоит тратить время на толки, кто и как написал поэму. Лучше насладитесь ее анализом и сокращенным вариантом.

История открытия и проблемы изучения “Слова о полку Игореве”

История открытия и публикации “Слова о полку Игореве”. Определение места произведения в системе мировой культуры, выявление связей и параллелей с литературным творчеством соседних с Русью стран и народов. Попытки воссоздания первоначального вида поэмы.

РубрикаЛитература
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления27.02.2016
Размер файла30,8 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Севастопольский государственный университет

Тема: “История открытия и проблемы изучения “Слова о полку Игореве”.

1. История открытия и публикации “Слова о полку Игореве”

2. Проблемы изучения “Слова”

3. Вопрос авторства “Слова о полку Игореве”

4. Попытки воссоздания первоначального вида поэмы

Список использованных источников

1. История открытия и публикации “Слова о полку Игореве”

“Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Ольгова” – таково полное название величайшего памятника древнерусской литературы, созданного не ранее 1185-1187 г. и не позднее начала XIII века, но дошедшего до нас в составе сборника XVI в., принадлежавшего библиотеке Спаса-Ярославского монастыря. В конце 1780-х- в начале 1790-х годов “Слово” было обнаружено известным собирателем древнерусских рукописей графом А.И. Мусиным-Пушкиным в приобретенном им у монахов сборнике рукописей. в 1795-1796 г. была сделана копия с рукописи “Слова” для императрицы Екатерины II, а в 1800 году рукопись была переведена, снабжена вступительной статьей и примечаниями и опубликована.

После гибели подлинника “Слова”, сгоревшего во время пожара Москвы 1812 года вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина, именно это издание и царская копия стали единственными источниками сведений об этом памятнике. Уже в XVIII веке были сделаны и другие переводы “Слова”, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за трудности понимания древнерусского текста ( сборник был написан скорописью, при которой не разделялись слова и строки).

Дальнейшие изучения и переводы “Слова” продолжались в XIX и XX вв. ( особое место среди исследователей памятника в XX в. принадлежит академику Д.С. Лихачеву) и породили массу вопросов, некоторые из которых остались не решенными до сих пор. Выдвигались различные версии по поводу авторства ( среди предполагаемых назывались киевский князь Святослав, Кирилл Туровский, сподвижник Игоря Петр Бориславович и сам князь Игорь). Подвергалась сомнению сама подлинность “Слова”. Лучший ответ скептикам прошлого и нынешнего времени дал Пушкин: ” Подлинность самой песни доказывается духом древности, под которого невозможно подделаться”.

2. Проблемы изучения “Слова”

Крупнейшей проблемой изучения “Слова о полку Игореве” стало определение его места в системе мировой культуры, выявление связей и параллелей с литературным творчеством соседних с Русью стран и народов. Русская культура в эпоху “Слова” отличалась большой открытостью, готовностью к взаимообогащению. Ей чужда была религиозная замкнутость и нетерпимость, насаждавшаяся церковью в последующие столетия. В литературе XII века, как и в других областях художественного творчества, прослеживаются контакты с южными и западными странами – Византией, Скандинавией и Западной Европой. Соотношение различных иноземных мотивов в древнем памятнике было и остается предметом дискуссии. Однако огромным большинством исследователей признано, что основное влияние на автора “Слова” оказали восточнославянская литературная традиция и устное народное творчество.

По-разному понимают исследователи отношение автора поэмы к его литературным предшественникам, и в первую очередь – “вещему Бояну”. Для сравнения приведем две точки зрения, высказанные в последние годы. Писатель А.Л. Никитин выделяет в тексте памятника целые разделы, принадлежащие, по его мнению, перу Бояна и лишь слегка обработанные автором “Слова” применительно к событиям XII века. Иное мнение высказал недавно переводчик “Слова” А.А. Косоруков. Он считает, что в произведении преобладает не подражание, а противопоставление литературной манере Бояна. По-новому истолковав вводную часть поэмы, он пришел к выводу о том, что поход Игоря послужил темой для нескольких литературных произведений. “Современники, опередившие Поэта, слагали повести о походе Игоря по-старому, то есть в духе Бояна. А Поэт нашел способ сказать о новом времени по-новому, – пишет Косоруков.- Боян воспевал только победы князей. Поэт хочет отображать жизнь как она есть, объективно: и светлую и темную ее сторону”.

Интересное решение проблемы “старого” и “нового” стиля в “Слове” предложил недавно академик Д.С. Лихачев. Используя наблюдения музыковеда Л.В. Кулаковского, он разработал гипотезу о диалогическом построении поэмы. Лихачев предположил, что “Слово” изначально предназначалось для исполнения двумя певцами. Один из них – поклонник “старых словес”, витиеватой манеры Бояна. Другой ведет рассказ о событиях иначе: без прикрас, избегая преувеличений и отвлеченных рассуждений. Автор попеременно “представляет слово” то одному, то

Большие споры по-прежнему вызывает вопрос о соотношении реального и символического в “Слове”. При почти полном отсутствии христианских образов неизвестный автор широко использовал красочную языческую символику. Своеобразными “действующими лицами” поэмы стали солнце, земля и небо, явления природы, звери и птицы. Однако многие из образов, которые мы воспринимаем как символы и метафоры, имели для русичей конца XII века вполне конкретный смысл. Ученые стремятся прочесть “Слово” глазами человека той эпохи. примером может служить исследование солнечной символики.

Давно установлено, что рассказ о солнечном затмении не являлся чисто художественным приемом автора.

Действительно, 1 мая 1185 года, когда войско Игоря подошло к северскому Донцу, произошло солнечное затмение. Однако внимательное изучение летописей позволило литературоведу А.Н. Робинсоеу высказать предположение о том, что для Игоря затмение означала гораздо больше, чем просто тревожное предзнаменование.

В роду потомков князя Олега Святославича, внуком которого был Игорь, солнечной символике предавалось особое значение. Целый ряд хронологических совпадений убеждал Ольговичей в том, что солнечное затмение предупреждает о близкой смерти одного из членов рода. Игорь, продолжавший поход вопреки грозному предзнаменованию, был наказан не смертью, но еще более страшной для гордого витязя карой – позорным пленом. По мнению Робинсона, поход Игоря привлек внимание современников и стал темой для летописных повестей и гениальной поэмы прежде всего как вызов, брошенный смертным всемогущей судьбе.

Другим примером попытки проникнуть в сокровенный смысл “Слова о полку игореве” может служить анализ поведения изображенных в поэме животных и птиц. Долгое время в науке было общепринятым мнение зоолога и географа Н.В. Шарлеманя, утверждавшего, что автор “Слова” очень точно изобразил повадки крылатых и четвероногих обитателей степи. Однако несколько лет назад биолог Г.В. Сумароков отверг выводы Шарлеманя. Он пришел к заключению, что звери иптицы в поэме ведут себя крайне неестественно: галки не летают в это время года “стадами”, лисицы вообще никогда не “брешут” на людей, а волки в середине мая не собираются в стаи и не воют.

Все эти и некоторые другие упомянутые в “Слове” животные и птицы, по мнению Сумарокова, означают не реальных живых существ, а тотемы половецких родов. Тотемизм – одна из ранних форм религии, существовавшая у многих народов. Не миновали его и половцы. Есть сведения, что некоторые

половецкие роды считали своим прародителем и покровителем волка, лебедя, змея. Гипотеза Сумарокова заставляет по-новому взглянуть на соотношение реальности и символики в “Слове”.

Помимо общих проблем, возникает и множество частных, конкретных вопросов. К примеру, давно идет спор о маршруте войска и о месте роковой битвы. Существует более десяти вариантов предполагаемого пути Игоря в степь.

Обширная литература существует и относительно толкования каждого из так называемых “темных мест” произведения. Особенно примечательны в этом отношении загадочные “Траяновы века”, “бусово время”, “хиновские стрелы”, босой волк”, “синее вино”. Есть в песне и уникальные слова, не встречающиеся в других древнерусских письменных источниках и потому трудные для объяснения.

3. Вопрос авторства “Слова о полку Игореве”

Уже со времен находки и опубликования памятника среди ученых и любителей старины не ослабевает интерес к загадке автора “Слова о полку Игореве”. Анонимное, как и многие другие произведения древнерусской литературы и искусства, “Слово” вместе с тем отмечено печатью яркой авторской индивидуальности. Его автор был не только талантливым писателем, но и дерзким нарушителем канонов и традиций. В эпоху господства христианства он воскрешал полузабытые образы языческих богов, населял мир фантастическими существами, неведомыми священному писанию. “Слово” написано столь свободно, раскованно, что литературоведы до сих пор затрудняются причислить его к какому-либо из известных древнерусских жанров.

Кот же он, этот Великий Неизвестный, как иногда именуют автора “Слова”?

Давно минули те времена, когда литературоведы, стремясь лишний раз подчеркнуть “народность” поэмы, изображали ее автора безвестным гусляром-сказителем, талантливым самородком. Ныне исследователи единодушны в том, что “Слово” было создано как литературное произведение, а его автор, хорошо знакомый с традициями устного народного творчества, был в то же время одним из самых образованных людей своего времени. Вероятно, он принадлежал к высшим слоям общества. На это указывают и его широкая осведомленность в военном деле, и прекрасное знание истории междукняжеских отношений, и, наконец, независимый тон повествования.

Автор “Слова” не только политик и историк, но и патриот. В его произведении каждая строка дышит любовью к родной земле, к ее городам, к ее селам и нивам.

Высказывая предположения об авторстве “Слова о полку Игореве”, историки и литературоведы называли различных исторических лиц, живших в конце XII – первой половине XIII века, – галицкого княжника Тимофея и печего Митусу, черниговского боярина Беловолода Просовича, новгород-северского тысяцкого Рагуйлу и его сына, нахившегося вместе с Игорем в половецком плену. Высказывалось и такое мнение: автором был сам князь Игорь.

Интересную гипотезу относительно автора древней поэмы предложил академик Б.А. Рыбаков. Анализ русских летописей второй половины XII века позволил ученому очертить весьма интересную историческую фигуру киевского тысяцкого Петра Бориславича, воина, дипломата и историка,

родовой летописи “Мстиславова племени”. Сравнив отразившиеся в летописи политические взгляды и литературные приемы Петра Бориславича и неизвестного автора “Слова о полку Игореве”, Рыбаков обнаружил их необычайную близость. Это позволило предположить, что именно Петр Бориславич и был создателем бессмертной поэмы.

Разумеется, проблема автора “Слова” пока не решена. Возможно, кому-то из будущих исследователей посчастливится найти бесспорные свидетельства и разгадать одну из самых волнующих тем русской истории.

4. Попытки воссоздания первоначального вида поэмы

Одним из интересных направлений изучения “Слова о полку Игореве” стали попытки воссоздания первоначального вида поэмы. За более чем три столетия, протекшие от момента ее создания до времени написания списка, попавшего впоследствии в руки Мусина-Пушкина, текст “Слова” неоднократно переписывался и при этом , конечно, подвергался искажениям. Некоторые слова, понятные читателю XII века, за это время вышли из употребления или изменили свое значение. Такие слова и выражения переписчик начала XVI века мог выбросить или истолковать по-своему. Более того, по предположению известного русского филолога конца XIX века А.И. Соболевского, некогда целый лист выпал из рукописи “Слова”, а потом был вставлен составителем не на свое место. Список, опубликованный Мусиным – Пушкиным, повторял этот дефект. Для правильного прочтения памятника Соболевский предлагал произвести значительные перестановки в хрестоматийном тексте памятника.

Гипотеза Соболевского была принята некоторыми последующими исследователями “Слова”. В ее пользу говорит и анализ композиции “Задонщины”.

Продолжая исследования в этом направлении, академик Рыбаков предложил переместить не один, а шесть фрагментов текста.

Отдавая должное смелой научной гипотезе, следует оговориться, что далеко не все исследователи согласны с построением, предложенным Рыбаковым. Некоторые специалисты в области древнерусской литературы и языка считают, что такие перестановки нарушают своеобразную поэтическую цельность “Слова”, автор которого сознательно прерывал рассказ о событиях историческими экскурсами и лирическими отступлениями. публикация литературный творчество русь

Тут надо сказать, что часто недостаточно компетентные в этой области люди делают попытки воссоздать первоначальный текст поэмы, что нередко приводит к курьезам.

Сокровище российской словесности требует бережного отношения, как древний собор или уникальная фреска. Следует помнить, что текст издания 1800 года при всех его “темных местах” и возможных ошибках имеет одно решающее преимущество: после гибели самой рукописи он обрел силу оригинала.

Исследования “Слова о полку Игореве” – одна из самых ярких страниц в истории отечественной науки. В этой работе успех приносит только сочетание строгого научного анализа и художественной интуиции. благодаря общим усилиям ученых и поэтов великое произведение древнерусской литературы открывается перед читателями все новыми и новыми гранями.

Созданное в конце XII века “Слово”, как всякое замечательное творение человеческого гения, велико не только само по себе, но и тем влиянием, которое оно оказывало на русскую литературу во всем ее дальнейшем развитии. “Слово” имеет свою литературную судьбу и в древнем периоде русской литературы, и в новом.

С легкой руки Пушкина “Слово” стало настольной книгой крупнейших русских поэтов и писателей. Ни один из них не усомнился в его подлинности и поэтических достоинствах. Мотивы “Слова” звучат в творчестве Т. Шевченко, А. Островского, А. Блока, И. Бунина, С. Есенина.

В публикуемых научных трудах точки зрения исследователей по некоторым вопросам не совпадают. Изучение памятника идет в столкновении различных гипотез и мнений. Встречаясь с такого рода противоречиями, читатель может самостоятельно поразмыслить над многими загадками “Слова”. Характеристика эпохи и ее культуры, исторические образы героев произведения, сведения о жизни половецкой степи – все это позволит читателю вжиться в мир “Игоревой песни”, глубже понять ее патриотическую направленность.

Список использованных источников

1. Булахов М.Г. “Слово о полку Игореве” в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь / Под ред. Л.А. Дмитриева. – Минск: Университетское,1989.

2. Лихачев Д.С. “Слово о полку игореве” и культура его времени. – Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1985.

3. Новиков И.А. “Слово о полку Игореве” и его автор.- М.: Советский писатель, 1938.

4. Слово о полку Игореве / Вступ. статьи Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева; М.: Советский писатель, 1985.

5. Слово о полку Игореве. 800 лет. Сборник. – М.: Советский писатель, 1986.

6. Слово о полку Игореве: Сборник / Вступ. статьи Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. – Л.: Советский писатель, 1990.

7. “Слово о полку Игореве”; Библиография изданий, переводов и исследований, 1938-1954 / Сост. Л.А. Дмитриев;- М.;Л.: Издательство Академии наук СССР, 1955.

8. “Слово о полку Игореве”: Комплексные исследования / Отв. ред. А.Н. Робинсон. – М.: Наука, 1988.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

История вопроса. Попытки поэтических открытий, интерпретаций в изысканях исследователей-литературоведов, критиков. Родство “Слова о полку Игореве” с украинскими думами. Проблемы ритмики “Слова. “. Звуковая инструментовка произведения-анализ текста.

научная работа [40,2 K], добавлен 26.11.2007

Русь времени “Слова о полку Игореве”. События русской истории, предшествование походу князя Игоря Святославича Новгород-Северского. Время создания “Слова о полку Игореве”, вопрос о его авторстве. Открытие “Слова о полку Игореве”, его издание и изучение.

реферат [2,6 M], добавлен 20.04.2011

Место композиционных вставок в структуре летописи “Слово о полку Игореве”, его патриотическое настроение и связь с народным творчеством. Понятие времени и пространства в произведении, историческая дистанция во времени как характерная черта “Слова”.

реферат [29,4 K], добавлен 17.06.2009

История данного летописного произведения, его открытие в конце XVIII века Мусиным-Пушкиным. Особенности композиции “Слова о полку Игореве”, его содержание. Взгляд на поход Игоря Святослава, толкование и значение его сна. Обращение к русским князьям.

презентация [1,9 M], добавлен 26.09.2013

Краткая характеристика “Слова о полку Игореве” как литературного и исторического памятника, предположения и теории насчет его авторства, исследование доказательств. Патриотический настрой и знания автора летописи, оценка ее значения в литературе.

сочинение [6,5 K], добавлен 14.11.2011

Историческое обоснование и достоверность событий, описанных в летописи “Слово о полку Игореве”, его литературная уникальность, сравнение с “Песнью о Роланде”, “Песнью о Нибелунгах” и “Словом о погибели Рускыя земля”. Установление авторства произведения.

контрольная работа [25,4 K], добавлен 12.07.2009

“Слово о полку Игореве” – памятник древнерусской литературы: источники текста, особенности утраченной рукописи; сюжет, язык. “Слово” в древнерусской культуре, скептический взгляд. Берестяные грамоты как источники истории средневековья и русского языка.

реферат [37,0 K], добавлен 29.11.2010

Ссылка на основную публикацию