Выборный суд в Афинах – сообщение доклад 5 класс по истории

Зарождение демократии в Афинах — выборный суд и законы Солона

Афины в Древней Греции были городом-государством. Именно здесь зародились такие понятия как «демократия» и «выборный суд». Случилось это после того, как афиняне в 594 году до нашей эры прямым голосованием на Народном собрании выбрали архонта. Или другими словами человека, которому и знатные горожане, и демос (простой народ) вверяли управление городом — власть. Этим человеком стал афинский поэт и политик Солон — обедневший, но мудрый потомок знатного рода.

Прародитель судебного законодательства

Солон действительно был мудр. Он за короткое время провел ряд невиданных в Древней Греции реформ (преобразований в управлении), установил новые законы. Все они были выбиты на деревянных табличках размером в человеческий рост, и выставлены на городской площади (это была норма древнегреческого официального сообщения о важнейших изменениях — как сегодня интернет или средства массовой информации).

Итак, что же сделал назначенный выборным судом архонт?

  1. Отменил долговое рабство (прежде знать могла продать в рабство бедняка, который не мог расплатиться с долгами).
  2. Вернул собственность земледельцев, что была отобрана за долги.
  3. Рабам-должникам вернули свободу.
  4. Тех рабов, что были проданы за пределы города, выкупали за счёт государственной казны и возвращали на родину.
  5. Все весы в городе привели к одному стандарту.

А ещё Солон, выбранный народом, наделил полной властью Народное собрание, в котором участвовали все жители Афин. Теперь, как и он сам в свое время, архонтом мог стать любой материально обеспеченный житель полиса: как аристократ, так и выходец из народа (демоса). А для того, чтобы не выказывать разницу между богатыми и бедными, все жители Афин стали называться гражданами. Так и родилась демократия — свободные граждане стали свободно выбирать власть на определенный период времени (до Солона власть предавалась по наследству).

И не только архонтов. Практически все городские должностные лица избирались общим голосованием. Избирался, т.е. был выбрным в Афинах и суд присяжных — гелия.

Власть народа — неограниченные возможности

Гелиея (выборный суд) имел практически неограниченное влияние на государственную жизнь Афин. Он охранял саму систему афинской демократии и оберегал законы, прописанные в конституции.

В него избирались ежегодным жребием шесть тысяч афинян из любого сословия: старше 30 лет и не имевших за свою жизнь никаких проступков. В основном это были уже состоявшиеся отцы семейств.

Зачем так много? Во-первых, для того чтобы судей было трудно подкупить. Во-вторых, чтобы они могли принять правильное решение, проведя расследование. Выборный суд в Афинах можно сравнить с сегодняшней полицией, судом и прокуратурой в одном лице.

Прежде, чем провести первое судебное заседание, все выбранные судьи приносили народу клятву, обязуясь принимать решение по совести и закону — без пристрастия (несмотря на личную симпатию и антипатию) и ненависти. Одинаково внимательно выслушивать самого обвиняемого, и человека, который его обвинял. Никогда не принимать подарков — как лично, так и через своих представителей.

Судебные заседание были открытыми для народа: каждый мог повлиять на приговор, голосуя за то или иное решение судей чёрно-белыми камушками.

Выборный суд выносил решения не только по уголовным или гражданским правонарушением. Каждый афинянин мог обратиться в выборный суд с жалобой на «неправильные» законы, принятые Народным собранием. Как только такое происходило, сомнительный закон приостанавливался, судьи проводили расследование. И если закон действительно противоречил демократии, его действие прекращалось. Автор, продвинувший его на Народном собрании, строго наказывался. Если же выяснялось, что жалоба была неправомерной — наказывали жалобщика. Так афиняне через выборный суд могли отстаивать свои права. В этом и было высшее предназначение выборного суда в Афинах — защитника демократии.

Зарождение демократии в Афинах

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История Древнего мира. Вигасин 5 кл.

Краткие ответы на вопросы (после них подробные ответы + сообщение, доклад)

Вопрос внутри текста:

На рисунке нашего времени афиняне выполняют приказ Солона. Почему ликуют одни и негодуют другие? Кто эти люди.

На рисунке изображено, как люди выкидывают с полей долговые камни. Ликуют земледельцы, так их все долги прощены, а сам он за долги никогда не станет рабом. Негодует знать, которая владела этими долгами и рабами, а сейчас лишилась всего.

Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон был выгоден жителям Афин, так как был призван прекратить голод в стране. Невыгоден он был торговцем, которые вывозили хлеб в другие страны.

Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхма – бык.

Потому что один волк мог нанести много вреда. Например, убить больше одного быка или нескольких овец. Поэтому, убивая волка, люди экономили те деньги, которые могли бы потерять, если бы волк съел животных, а также сохраняли пищу.

1. Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия – власть демоса.

Во-первых, благодаря законам Солона в Афинах, знать лишилась своих преимущества по управлению государством. Архонтом мог стать любой гражданин, обладающий богатством.

Во-вторых, для решения важнейших вопросов стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все граждане, а не только избранные.

В-третьих, Солон учредил выборный суд. Впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от их знатности и богатства.

Таким образом, законы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть «власти народа».

2. «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов», – сказал о себе Солон, что он имел в виду?

Солон имел ввиду, что он находился меж двух огней: с одной стороны был простой демос, который хотел еще большего увеличения прав, с другой знать, которая была возмущена уменьшением своих прав. Солону нужно было принимать такие решения, которые бы устроили и первых, и вторых.

3. Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?

Недовольство знати Солон вызвал тем, что отменил долговое рабство и всех должников сделал свободными, лишил знать преимущества по управлению государством. Недовольство бедных было вызвано тем, что Солон не осуществил передела земли, на который они надеялись.

Подробные ответы + сообщение, доклад

Зарождение демократии в Афинах

Объясните значение слов

Демократия — это политическая система управления государством, основанная на принципах народной власти.

Буквально, слово «демократия», переводится как «власть народа» (демос — народ, кратос — власть).

Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства.

Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод, прав и обязательств, сформированных с учетом интересов всего сообщества.

1. Что послужило причиной того, что к власти пришёл Солон?

Мы знаем, что в Афинах к VII веку до н.э. сформировалась политическая система типичной аристократической республики. К началу VI века до н.э. в Афинах простой народ, оказался в крайне тяжелом положении: он был лишен права участвовать в управлении государством, а наиболее бедные представители демоса теряли свои земли за долги и продавались в рабство.

Такая система не могла устраивать людей и начался период смуты – борьбы между аристократией и демосом за получение последними политических прав. Пик политической борьбы пришелся на первое десятилетие VI века до н.э.

Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к народному восстанию. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. И именно тогда на политической арене появился новый афинский реформатор Солон.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем» а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство».

По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны — аристократию и демос.

2. Чем Солон облегчил участь простого народа?

Солон повелел выкинуть с полей все долговые камни и выпустить на свободу рабов-должников. Отныне по закону Солона человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство.

Солон так же нашел государственные средства для выкупа уже проданных в другие страны жителей Афин. Теперь лишь чужеземцы могли быть обращены в рабов.

3. Что предпринял Солон для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством?

Все свободные мужчины Аттики стали называться гражданами, то есть людьми, обладающими определенными правами и обязанностями перед государством.

Теперь любой гражданин, имеющий достаточно большие богатства, а не только аристократ, мог стать архонтом. Основным органом управления в Афинах стало Народное собрание, в котором участвовали все граждане.

На Народных собраниях решались все важнейшие вопросы общественной жизни: избирались должностные лица (архонты и стратеги), принимались новые законы.

Отныне высшие государственные должности могли занимать не только представители знати, но и представители демоса – основным критерием стало положение в обществе и личные заслуги.

Подготовьте сообщение об учреждённом в Афинах выборном суде

Предположите, были ли приговоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати — ареопаг. Поясните свою мысль.

Еще одним нововведением Солона стал так называемый народный суд — гелиэя, представлявший собой суд присяжных. Если раньше все жалобы и споры жителей Афин разбирал Ареопаг, состоявший из представителей знати, то теперь каждый гражданин, достигший 30-летнего возраста, мог стать судьей.

Судьи назначались по жребию, случайным образом. Во время заседания судьи сидели на деревянных скамьях, заслушивая показания обвинителя, обвиняемого и свидетелей. После этого, они приступали к голосованию. У каждого из судей было по два камешка: один -целый (или белый), обозначал «невиновен», другой -просверленный (или черный), «виновен».

После подсчета голосов, если было больше целых камней, или тех и других камней было поровну, обвиняемый считался оправданным, в случае, когда преобладало количество просверленных камней, обвиняемый подвергался наказанию.

В отличие от времен Драконта, смертная казнь теперь применялась лишь в отношении убийц, всех же остальных ждало изгнание или тюремный срок.

Понятие справедливости для решения суда, действующего на основании закона, и суда, действующего по понятию, различное. Для первого суда справедливым будет решение, строго следующее букве закона, и к общепринятой справедливости не имеющее никакого отношения.

Если же суд рассматривает дело на основании каких-либо моральных устоев, личных предпочтений судей, а не в соответствии с законом, то тогда конечно, расширенный состав суда присяжных вынесет более справедливое решение, поскольку в нем представлены различные слои общественности, а не только аристократия.

1. В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон мог быть выгоден демосу, поскольку недостаток хлеба в связи с природными особенностями Средней Греции, ощущался всегда, а экспорт пшеницы за границу снижал и без того невеликие запасы и увеличивал цены на внутреннем рынке.

Закон был направлен прежде всего против крупных землевладельцев, так называемой аристократии, и торговцев, осуществляющих экспортные поставки.

2. В другом законе сказано: поймавший волка получает пять драхм. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм — бык.

В данном законе мы видим яркий пример экономической целесообразности. Поскольку за свою жизнь волк может убить не одну овцу и не одного быка, то истребление одного волка могло сохранить жизнь достаточному количеству домашнего скота, тем самым увеличив запасы мяса.

3. Справедлив ли принятый Солоном закон, запрещающий дурно говорить об умершем?

Этот закон нельзя рассматривать отдельно от других, принятых Солоном, и отдельно от существовавших в Древней Греции традиций и верований. Греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений душам умерших.

Все знаменитые греческие династии, как считалось, вели свой род чуть ли не от богов или их смертных детей. Поэтому дурные слова в адрес предков могли рассматриваться как оскорбление богов.

Читайте также:  Краткое содержание подвига Зои Космодемьянской

Солон узаконил традицию, теперь за оскорбление умерших полагалось наказание – штраф, который шел в казну полиса.

Доклад Древние Афины 5 класс по истрии сообщение

Афины – древнегреческий полис (город-государство), расцвет которого пришёлся на V век до н.э. Является визитной карточкой Греции уже более двух тысячелетий.

Политика

В Афинах зародилась демократия. Среди политических деятелей – Демосфен, Перикл – возродил Афины после войны с персами.

Демократия – власть народа. В Афинах было два органа управления: Совет (500 граждан) и Народное собрание (6000 граждан). Стратеги – военачальники, наделённые властью проводить Совет и Народное собрание; отвечали за свои действия и потраченные деньги перед собранием. Совет создавал проекты законов, мирных соглашений. Народными собраниями одобрялись, отклонялись или изменялись законы, принятые в Совете. Каждый гражданин-мужчина имел право выступать и голосовать в Народном собрании раз в 9 дней на горе Пникс.

Женщины и рабы не участвовали в общественной жизни. Все должности переизбирались жребием каждый год. Так же голосованием выбирали имя неугодного политика, который должен был покинуть Афины на 10 лет.

Войны

У Афин был сильный флот, но слабая сухопутная армия. В войнах со Спартой Афины старались встречаться только в море.

  1. Пелопонесская война (431—404 до н. э).
  2. Коринфская война (395—387 до н. э.).
  3. Битва при Херонее (338 до н. э), в III веке до н. э. Афины разграблены и в полнейшем упадке.

Культура

В «золотой век Перикла» искусство и наука в Афинах были на пике развития. Прославились следующие личности:

  • Геродот – отец истории. Первый начал документировать исторические события.
  • Анаксагор – основоположник философии. Математик и астроном. Его самый знаменитый философский труд – «О природе».
  • Фидий – его скульптура до сих пор считается образцовой. Автор статуй «Афина дева», «Афина передовой боец» (21 м в высоту, до наших дней не сохранилась), «Аполлон».
  • Эсхил – автор театральных трагедий «Прикованный Прометей», «Освобождаемый Прометей», «Прометей-огненосец». Наряду с ним известны поэты Софокл (драмы «Аякс», «Царь Эдип», «Электра») и Еврипид (драма «Киклоп», трагедии «Геракл», «Ифигения в Тавриде»). Аристофан – отец комедии, сатирически высмеивал проблемы общества.
  • Гипподам спроектировал планировку городов Фурий и Пирея. Иктин, Калликрат – архитекторы Парфенона. Мнесикл – автор Пропилей в Акрополе.

Религия

Древние греки считали, что их полис защищает Афина, в честь которой назван город. Богиня Афина – покровительница разумной войны, как и бог Арес, которого также почитали античные афиняне. По мифу, Афина и Посейдон соперничали за право управлять городом. Посейдон ударил трезубцем о землю, и оттуда зажурчала вода, правда, она оказалась солёной. Тогда Афина вырастила дерево оливы, которое понравилось местным жителям. Поэтому она и стала главной богиней этого полиса.

Акрополь

Сейчас многие достопримечательности выглядят как развалины, но в период расцвета Афин акрополь блистал. В переводе на русский «акрополь» значит «верхний город» (аналог кремля), издревле он был культурным и религиозным центром. В нём были:

  • Эрехтейон – храм, построенный на месте спора Афины и Посейдона. Рядом с ним росла священная олива.
  • Афина Промахос – огромная литая бронзовая статуя, игравшая роль маяка.
  • Пропилеи – ворота перед входом в Акрополь.
  • Храм Афины Ники (Афины победительницы).
  • Парфенон – храм Афины-девы.

Древние Афины заложили основу средневековой Европейской культуры. Достижения искусства и науки, активная общественно-политическая жизнь Афинского полиса до сих пор не нашли себе соперников.

Доклад №2

Многие считают Древнюю Грецию колыбелью современной демократии. Однако такой титул может носить лишь один из множества полисов, на которые Греция была поделена. И это был афинский полис, чьи законы были наиболее похожи на то, что многие называют властью народа.

Появление и становление

Афины образовались благодаря объединению аттикских племён, проживающих на землях Афинского акрополя. Все племена объединились благодаря добровольному согласию каждого представителя родовой общины Аттики. Так и зародилась колыбель демократии – Афины.

Приписывается объединение Афин царю Тесею. За авторством Тесея так же распределение людей на три класса:

  • Эвпатриды (аристократия)
  • Геоморы (земледельцы)
  • Демиурги (ремесленники)

Позже, один из основателей марксизма, Фридрих Энгельс привёл Афины в качестве чистого государства, которое было образовано ненасильственным путём.

Афинская демократия

Историки считают, что афинская демократия была сформирована, благодаря революциям. Но ими пользовались тираны для прихода к власти.

Первым проект афинской демократии предложил Клисфен, чей проект в итоге и взяли на вооружение.

Большую часть вопросов решалась на экклесии (народном собрании). Принять участие в собрании мог любой житель Афин, если он не являлся рабом, приезжим или женщиной.

На экклесии решались все важные вопросы, стоящие на повестке дня в Афинах. Любой вопрос, который выносился на рассмотрение в народном собрании, должен был решаться, опираясь исключительно на решение народа. Голосование осуществлялось путём поднятия рук за принятие того или иного решения или против него. Решение народа Афин не подлежало оспариванию, и после проведения экклесии принятая народом реформа начинала исполняться (или же не исполняться, если со стороны народа было наложено вето)

Остальные, менее важные вопросы, решал булэ (или же совет пятисот). В совете находились по 50 представителей каждой из 10 афинских общин. Главное требование попадания в совет – возраст не менее 30 лет. Дальше попадания афинца в булэ решал лишь жребий. Но совет не стоял вечно. По истечению месяца работы, созывался новый совет.

Народовластие афинцы ввели и в судопроизводство. А именно, они добавили суд присяжных, который носил название «гелиэе». Гелиэ состояла из 6000 человек, которые были разбиты на 10 коллегий по 500 человек. Избрание в коллегию проходилось по жребию.

Правление Писистрата и приход к золотому веку

Полная демократия в Афинах отодвинулась на второй план с приходом к власти Писистрата. Писистрат правил железной рукой. Многие его даже прозвали тираном. Однако при нём Афины добились расширения своих территорий вблизь берегов Геллеспонта. Бонусом Афины распространяют своё влияние и на ряд островов Эгейского моря.

Но после смерти Писистрата Афины не потеряли своих позиций на мировой арене. Во время греко-персидских войн, большинство сражений выигрывались именно гражданами Афин. Так, например, битва при Саламине, которая стала переломной в очередной греко-персидской войне, была выиграна именно афинскими солдатами и афинскими генералами.

Однако, золотой век для города пришёлся на вторую половину V века, при правлении Перикла. Тогда Афины дали всему миру много талантливых скульпторов, поэтов, философов и сатириков. Среди них находится историк Геродот, поэты Эсхил и Софокл, скульптор Фидий и множество других известных деятелей. Почти вся Греция зачитывалась произведениями афинских поэтов, а на афинских ораторов ораторы других полисов смотрели с завистью.

Но не долгим был золотой век Афин.

Афинское падение

Афинское падение началось с желание экономически доминировать над всеми остальными полисами. И это желание только вносило разлад в отношения между полисами. Впоследствии это приведёт к войне между городами. Эта война закончилась крайне неудачно для Афин, окончательно разорив колыбель демократии.

Хоть после войны Афинам удалось восстановиться, но впоследствии они потерпели поражение от Македонии, что впоследствии привело к потере независимости.

Окончательный упадок пришёлся на эпоху эллинизма, когда значение Афин постоянно менялось. Так продолжалось до 146 года до нашей эры, когда властителем Греции стала Римская Империя. Попытавшись поднять восстание против правления Рима, греки потерпели сокрушительное поражение.

Окончательное падение Афин вместе со всей Грецией произошло в III веке до нашей эры, когда Греция подверглась нападениям варваров. Исключением не стали и Афины. После множества нападений от варваров, Афины окончательно растеряли своё былое могущество и пришли в упадок.

Древние Афины

Популярные темы сообщений

Цветение в весенний период любых растений вызывает у человека самые лучшие эмоции. Любование необыкновенными цветками сирени надолго оставляет в памяти и ее внешний образ, и аромат.

Трицератопс является динозавром мелового периода. Его принято считать птицетазовым динозавром, а также ярким представителем подразделения цератопсов, рогатых динозавров. Почти никто из хищников не решался нападать на взрослую

Хвойные – вечнозеленые растения. Их семена расположены в шишках, поэтому они относятся к сосудистым растениям. Современными представителями являются древесные растения (кедр, ель, сосна), но встречаются и кустарники (можжевельник).

Всемирная история

§ 30. Зарождение демократии в Афинах

1. Демос восстаёт против знати. Большинство простого народа в Аттике находилось в порабощении у немногих. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привели к восстанию демоса. Смута продолжалась долго, и ни одна сторона не могла одержать верх. Государство оказалось на краю гибели. Тогда самые благоразумные уговорили остальных начать мирные переговоры.

В 594 году до н. э. знать и демос сообща избрали архонтом Солона. Его наделили большой властью с тем, чтобы он положил конец кровавым раздорам и спас отечество. Солона уважали все жители Аттики. Происходил он из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был. С молодых лет Солон вёл морскую торговлю, которая в Греции считалась почётным занятием. О новом правителе говорили немало хорошего: был он исключительно честен, одарён умом, писал стихи.

Солон. Древнегреческий бюст.

Солон приступил к управлению Афинами и установил новые законы. Они были записаны на деревянных досках в рост человека и выставлены для всеобщего ознакомления на городской площади.

2. Отмена долгового рабства. Прежде всего Солон повелел выкинуть с полей долговые камни. Земледельцы ликовали: все долги прощены! Землю Аттики Солон образно назвал в стихах рабыней, получившей свободу.

Отныне по закону Солона человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство. Вот почему даже обнищавший земледелец или разорившийся ремесленник, носивший поношенную одежду и недоедавший, твёрдо знал: его, свободного афинянина, рабом за долги не сделают.

Солон распорядился отпустить на волю всех рабов-должников. Тех, кто был продан за море, он велел разыскать и выкупить за деньги государства. Среди вернувшихся были такие, кто позабыл родную речь. С этого времени рабами в Афинском государстве были только чужеземцы.

По повелению Солона. Рисунок нашего времени.

Изображение головы Афины на афинской монете.

На обратной сто роне монеты — священная сова Афины.

3. Перемены в управлении Афинами. Солон многое сделал, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством. Отныне архонтом мог стать не только знатный человек — достаточно было обладать богатством. Незнатные выходцы из демоса, разбогатевшие на морской торговле, владевшие кораблями, складами товаров, домами, участками земли и рабами, также могли занять должность архонта. Для решения важнейших государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне (они назывались граждане).

Солон отменил самые жестокие из законов Драконта.

В Афинах был учреждён выборный суд. Впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан независимо от их знатности и богатства. Теперь даже бедняк мог стать судьёй.

Ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках.

Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном заседании. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: чёрный означал обвинение, белый — оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчёт камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделились поровну.

Пахарь. Древнегреческая глиняная статуэтка.

Солон о своих законах

Мать чёрная, земля многострадальная,

С которой сбросил я позорные столбы,

Рабыня раньше, а теперь свободная.

На родину в Афины, в наш прекрасный град,

Вернул я многих на чужбину проданных.

Освободил и здесь, на милой родине.

Рабов, дрожавших перед волею господ.

4. Солон вынужден покинуть Афины. «Трудно в великих делах сразу же всем угодить», — писал о себе Солон. В действительности же он не угодил никому и навлёк на себя ненависть большинства афинян.

Читайте также:  Доклад про Софийский собор

Все когда-то ликовали, а теперь меня всегда

Злобным взором провожают, словно я их злейший враг.

Богатых Солон озлобил, потому что отменил долги и лишил их даровых рабочих рук. А бедным не угодил тем, что не произвёл передела земли, на который они надеялись. Чувствуя неприязнь афинян, Солон уехал за границу будто бы по торговым делам. Много лет он странствовал, после чего вернулся на родину, где прожил до глубокой старости.

Законы Солона заложили в Афинах основы демократии («демократия» по-гречески означает «власть демоса»).

Объясните значение слов:а «демократия».

Проверьте себя. 1. Что послужило причиной того, что к власти пришёл Солон? 2. Чем Солон облегчил участь простого народа? 3. Что предпринял Солон для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством?

Подготовьте сообщение об учреждённом в Афинах выборном суде (см. § 30, п. 3). Предположите, были ли приговоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати — ареопаг. Поясните свою мысль. Подумайте. 1. В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен? 2. В другом законе сказано: поймавший волка получает пять драхм1. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм — бык. 3. Справедлив ли принятый Солоном закон, запрещающий дурно говорить об умершем?

§30. Зарождение демократии в Афинах – cтраницы 143, 144, 145, 146, 147

Объясните значение слов

Демократия – это политическая система управления государством, основанная на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия», переводится как «власть народа» (демос – народ, кратос – власть). Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод, прав и обязательств, сформированных с учетом интересов всего сообщества.

Проверьте себя

1. Что послужило причиной того, что к власти пришёл Солон?

Мы знаем, что в Афинах к VII веку до н.э. сформировалась политическая система типичной аристократической республики. К началу VI века до н.э. в Афинах простой народ, оказался в крайне тяжелом положении: он был лишен права участвовать в управлении государством, а наиболее бедные представители демоса теряли свои земли за долги и продавались в рабство. Такая система не могла устраивать людей и начался период смуты – борьбы между аристократией и демосом за получение последними политических прав. Пик политической борьбы пришелся на первое десятилетие VI века до н.э. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к народному восстанию. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. И именно тогда на политической арене появился новый афинский реформатор Солон.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем» а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны – аристократию и демос. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации. Солон был очень популярным политиком и рассматривался всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура.

2. Чем Солон облегчил участь простого народа?

Солон повелел выкинуть с полей все долговые камни и выпустить на свободу рабов-должников. Отныне по закону Солона человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство. Солон так же нашел государственные средства для выкупа уже проданных в другие страны жителей Афин. Теперь лишь чужеземцы могли быть обращены в рабов.

3. Что предпри­нял Солон для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством?

Все свободные мужчины Аттики стали называться гражданами, то есть людьми, обладающими определенными правами и обязанностями перед государством. Теперь любой гражданин, имеющий достаточно большие богатства, а не только аристократ, мог стать архонтом. Основным органом управления в Афинах стало Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На Народных собраниях решались все важнейшие вопросы общественной жизни: избирались должностные лица (архонты и стратеги), принимались новые законы. Отныне высшие государственные должности могли занимать не только представители знати, но и представители демоса – основным критерием стало положение в обществе и личные заслуги. В то же время существовали и ограничение для занятия высоких постов – на них не могли претендовать самые бедные граждане.

Подготовьте сообщение об учреждённом в Афинах выборном суде

Предположите, были ли приговоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати – ареопаг. Поясните свою мысль.

Еще одним нововведением Солона стал так называемый народный суд – гелиэя, представлявший собой суд присяжных. Если раньше все жалобы и споры жителей Афин разбирал Ареопаг, состоявший из представителей знати, то теперь каждый гражданин, достигший 30-летнего возраста, мог стать судьей. Судьи назначались по жребию, случайным образом. Во время заседания судьи сидели на деревянных скамьях, заслушивая показания обвинителя, обвиняемого и свидетелей. После этого, они приступали к голосованию. У каждого из судей было по два камешка: один – целый (или белый), обозначал «невиновен», другой – просверленный (или черный), «виновен». После подсчета голосов, если было больше целых камней, или тех и других камней было поровну, обвиняемый считался оправданным, в случае, когда преобладало количество просверленных камней, обвиняемый подвергался наказанию. В отличие от времен Драконта, смертная казнь теперь применялась лишь в отношении убийц, всех же остальных ждало изгнание или тюремный срок.

Понятие справедливости для решения суда, действующего на основании закона, и суда, действующего по понятию, различное. Для первого суда справедливым будет решение, строго следующее букве закона, и к общепринятой справедливости не имеющее никакого отношения. Если же суд рассматривает дело на основании каких-либо моральных устоев, личных предпочтений судей, а не в соответствии с законом, то тогда конечно, расширенный состав суда присяжных вынесет более справедливое решение, поскольку в нем представлены различные слои общественности, а не только аристократия.

Подумайте

1. В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон мог быть выгоден демосу, поскольку недостаток хлеба в связи с природными особенностями Средней Греции, ощущался всегда, а экспорт пшеницы за границу снижал и без того невеликие запасы и увеличивал цены на внутреннем рынке. Закон был направлен прежде всего против крупных землевладельцев, так называемой аристократии, и торговцев, осуществляющих экспортные поставки.

2. В другом законе сказано: поймавший волка получает пять драхм. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм – бык.

В данном законе мы видим яркий пример экономической целесообразности. Поскольку за свою жизнь волк может убить не одну овцу и не одного быка, то истребление одного волка могло сохранить жизнь достаточному количеству домашнего скота, тем самым увеличив запасы мяса.

3. Справедлив ли принятый Солоном закон, запрещающий дурно говорить об умершем?

Этот закон нельзя рассматривать отдельно от других, принятых Солоном, и отдельно от существовавших в Древней Греции традиций и верований. Греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений душам умерших. Все знаменитые греческие династии, как считалось, вели свой род чуть ли не от богов или их смертных детей. Поэтому дурные слова в адрес предков могли рассматриваться как оскорбление богов. Но сам по себе этот закон не имел особого смысла, поскольку не привносил ничего нового в греческие традиции. К тому же, разве это справедливо, заставлять людей находить хорошие слова для умершего человека, которого они ненавидели? А вот сопутствующий закон, запрещавший оскорбление живых людей в общественных местах, был призван снизить социальную напряженность, а заодно и пополнить общественную казну города, поскольку человеческой несдержанности и невоспитанности не было места в новом греческом обществе, она могла искореняться только денежными штрафами. Эти два закона в связке играли существенную социальную и воспитательную роль, которая через века способствовала становлению нового, более социально развитого греческого общества.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

«Выборный суд в Афинах» сообщение. Суд древних афинян

«Выборный суд в Афинах» сообщение

Выборный суд в Афинах сообщение 5 класс может использовать на уроках истории. Также доклад о выборном суде в Афинах расскажет много полезной информации о судебном законодательстве древнего города Афин.

«Выборный суд в Афинах» сообщение

В Древней Греции Афины прославились как город-государство. В нем зародилась демократия и выборный суд. Это произошло в 594 году до н.э. после того, как афиняне на Народном собрании выбрали прямым голосованием архонта (человека, которому народ вверял власть в городе). Им стал политик и поэт Солон – мудрый, но обедневший потомок из знатного рода.

Немного о прародителе судебного законодательства

Солон за небольшое время провел невиданные в Древней Греции реформы и установил законы:

  • Рабам-должникам возвратилась свобода.
  • Отменялось долговое рабство.
  • Возвращалась собственность земледельцам, у которых она была забрана за долги.
  • Рабов, проданных за пределы Афин, выкупали за деньги государственной казны и возвращали в Афины.
  • Весы в городе имели один стандарт.

Солон наделил Народное собрание полной властью, в котором могли участвовать все жители города. Таким образом, архонтом мог стать любой обеспеченный житель афинского полиса: будь то аристократ или выходец из народа. Чтобы разница между бедными и богатыми не была ощутима, всех жителей Афин стали называть гражданами. Так появилась демократия.

Путем голосования избирался не только архонт, но и все должностные лица в Афинах. Выборным был и выборный суд. О нем мы поговорим более подробно.

Выборный суд или гелиея обладал практически неограниченной властью и влиянием на государственную жизнь Афин. Он охранял систему афинской демократии, а также оберегал законы, которые были прописаны в городской конституции.

Каждый год в выборный суд избирались 6 000 афинян любого сословия путем жребия. Единственное, это должны быть люди старше 30 лет и не совершившие никаких проступков за жизнь. Вы спросите, зачем так много человек избиралось в суд? Ответ довольно прост: такое большое количество людей сложно подкупить. Также большим количеством легче проводить расследования и принимать правильные решения. Выборный суд можно сравнить с современной полицией, прокуратурой и судом в одном лице.

Перед первым судебным заседанием все избранные народом судьи должны были принести клятву, в которой они обязывались все решения принимать по закону и совести без лишнего пристрастия и ненависти, несмотря на личную антипатию или симпатию к подозреваемому человеку. Суд внимательно выслушивал обе стороны и не принимал никаких подарков в качестве подкупа.

Заседание было открыто для народа, и каждый присутствующий мог повлиять на решение суда, голосуя за решение суда за или против, камушками черно-белого цвета.

Выборный суд рассматривал дела не только гражданского или уголовного правонарушения. Каждый житель Афин мог обратиться к нему с жалобой на закон, принятый Народным собранием. Выборный суд рассматривал дело и если закон действительно сомнительный, то его действие приостанавливалось до окончания расследования. Если в ходе расследования выяснялось, что закон противоречит демократии, то его автор строго наказывался. В случае, когда поданная жалоба оказалась неправомерной – наказывался жалобщик. Таким образом, через выборный суд каждый афинян мог отстаивать свои права. Это было его высшее предназначение – защитить демократию в полисе.

Надеемся, что сообщение помогло узнать новую информацию о демократической системе Афин. А свой рассказ о выборном суде в Афинах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

5. Суд присяжных — гелиея. История Древней Греции

5. Суд присяжных — гелиея

Читайте также:  Колизей в древнем Риме - сообщение доклад

Одним из важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных — гелиея. По преданию, она была создана еще во времена Солона, на рубеже VII–VI вв. до н. э. Роль гелиеи в V–IV вв. до н. э. возросла, и ее влияние в государственной жизни стало довольно высоким. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (500 человек разбирали дела, 100 человек считались запасными). Большое число членов всей гелиеи и отдельных палат можно объяснить как обилием различных судебных дел в таком большом и многолюдном городе, как Афины, так и стремлением предотвратить подкуп судей (подкупить большое число судей трудно, к тому же афиняне распределяли судебные дела между палатами по жребию). Некоторые особо важные дела рассматривались на объединенном заседании нескольких (до трех) палат. Гелиея была высшим судебным органом Афин, и потому ее компетенция была очень широка. В сущности говоря, гелиея разгружала Народное собрание от судебных дел и тем самым как бы дополняла его.

Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок.

В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов — защитников, как в судах нового и новейшего времени. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявление соответствующему магистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительное расследование, передавал дело в суд и председательствовал при его разборе в соответствующей палате. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинитель приводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речей обвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался от обвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискации имущества, денежному штрафу; самыми суровыми были приговоры к изгнанию или смертной казни, лишению гражданских прав.

Тщательно разработанная процедура судебного процесса, большое число опытных судей, продуманные меры против подкупа делали афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. В нашем распоряжении нет данных о несправедливых решениях афинских судов, о злоупотреблениях или судебном произволе. Напротив, даже политические противники афинской демократии были вынуждены отдать должное объективности и компетентности афинских судов. Каждый гражданин Афин в течение своей жизни независимо от своего имущественного положения мог стать членом гелиеи и применить свои способности в различных судебных разбирательствах.

Кроме разнообразных судебных дел на гелиею была возложена ответственная задача по охране всей системы афинской демократии. Так, афинскую конституцию оберегали с помощью специального разбирательства, называемого «графэ параномон», или жалобы на противозаконно. Суть его заключалась в следующем: каждый афинский гражданин имел право выступить с заявлением, что принятый Народным собранием закон противоречит существующему законодательству или принят с нарушением установленного порядка. Как только такое заявление поступало, действие обжалуемого закона приостанавливалось, а специальная палата гелиеи под председательством архонтов начинала тщательное расследование жалобы. Если жалоба признавалась справедливой, то неправильно принятый закон кассировался, а его автор приговаривался к крупному денежному штрафу, изгнанию или даже смертной казни за то, что он ввел своих сограждан, участников Народного собрания, в заблуждение. Возможность подать «жалобу на противозаконно» предохраняла афинян от внесения в Народное собрание непродуманных законопроектов. Вместе с тем если «жалоба на противозаконие» не подтверждалась, то инициатора жалобы привлекали к ответственности за сутяжничество. Институт графэ параномон, таким образом, давал каждому гражданину право выступить в защиту существующих законов, всего строя афинской демократии.

1. Храм Гефеста, 2. Храм Афродиты Урании, 3. Храм Артемиды Аристобулы, 4. Святилище Геракла, 5. Святилище Аполлона Пифийского, 6. Святилище Аполлона Пифийского, 7. Колодец “9 труб”, 8. “Пестрый портик”, 9. Одеон Перикла, 10. Театр Диониса, 11. Гелиэя, 12. Большой портик, 13. Портик Гермеса, 14. Булевторий, 15. Святилище Кодра, 16. Храм Диониса Элевтера

Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности. Такая система отчетности была необходима потому, что частая сменяемость (через год) должностных лиц могла вести к безответственности, коррупции и злоупотреблениям служебным положением.

В целом же афинская демократия в V–IV вв. до н. э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой, которая успешно действовала в сложных исторических условиях, решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Поделитесь на страничке

Путешествие: Суд в Древних Афинах

Выборный суд в Афинах — зарождение демократии, законы Солона: сообщение

Афины в Древней Греции были городом-государством. Именно здесь зародились такие понятия как «демократия» и «выборный суд». Случилось это после того, как афиняне в 594 году до нашей эры прямым голосованием на Народном собрании выбрали архонта. Или другими словами человека, которому и знатные горожане, и демос (простой народ) вверяли управление городом — власть. Этим человеком стал афинский поэт и политик Солон — обедневший, но мудрый потомок знатного рода.

Прародитель судебного законодательства

Солон действительно был мудр. Он за короткое время провел ряд невиданных в Древней Греции реформ (преобразований в управлении), установил новые законы. Все они были выбиты на деревянных табличках размером в человеческий рост, и выставлены на городской площади (это была норма древнегреческого официального сообщения о важнейших изменениях — как сегодня интернет или средства массовой информации).

Итак, что же сделал назначенный выборным судом архонт?

  1. Отменил долговое рабство (прежде знать могла продать в рабство бедняка, который не мог расплатиться с долгами).
  2. Вернул собственность земледельцев, что была отобрана за долги.
  3. Рабам-должникам вернули свободу.
  4. Тех рабов, что были проданы за пределы города, выкупали за счёт государственной казны и возвращали на родину.
  5. Все весы в городе привели к одному стандарту.

А ещё Солон, выбранный народом, наделил полной властью Народное собрание, в котором участвовали все жители Афин. Теперь, как и он сам в свое время, архонтом мог стать любой материально обеспеченный житель полиса: как аристократ, так и выходец из народа (демоса). А для того, чтобы не выказывать разницу между богатыми и бедными, все жители Афин стали называться гражданами. Так и родилась демократия — свободные граждане стали свободно выбирать власть на определенный период времени (до Солона власть предавалась по наследству).

И не только архонтов. Практически все городские должностные лица избирались общим голосованием. Избирался, т.е. был выбрным в Афинах и суд присяжных — гелия.

Власть народа — неограниченные возможности

Гелиея (выборный суд) имел практически неограниченное влияние на государственную жизнь Афин. Он охранял саму систему афинской демократии и оберегал законы, прописанные в конституции.

В него избирались ежегодным жребием шесть тысяч афинян из любого сословия: старше 30 лет и не имевших за свою жизнь никаких проступков. В основном это были уже состоявшиеся отцы семейств.

Зачем так много? Во-первых, для того чтобы судей было трудно подкупить. Во-вторых, чтобы они могли принять правильное решение, проведя расследование. Выборный суд в Афинах можно сравнить с сегодняшней полицией, судом и прокуратурой в одном лице.

Прежде, чем провести первое судебное заседание, все выбранные судьи приносили народу клятву, обязуясь принимать решение по совести и закону — без пристрастия (несмотря на личную симпатию и антипатию) и ненависти. Одинаково внимательно выслушивать самого обвиняемого, и человека, который его обвинял. Никогда не принимать подарков — как лично, так и через своих представителей.

Судебные заседание были открытыми для народа: каждый мог повлиять на приговор, голосуя за то или иное решение судей чёрно-белыми камушками.

Выборный суд выносил решения не только по уголовным или гражданским правонарушением. Каждый афинянин мог обратиться в выборный суд с жалобой на «неправильные» законы, принятые Народным собранием. Как только такое происходило, сомнительный закон приостанавливался, судьи проводили расследование. И если закон действительно противоречил демократии, его действие прекращалось. Автор, продвинувший его на Народном собрании, строго наказывался. Если же выяснялось, что жалоба была неправомерной — наказывали жалобщика. Так афиняне через выборный суд могли отстаивать свои права. В этом и было высшее предназначение выборного суда в Афинах — защитника демократии.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства.

Право Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства.

Количество просмотров публикации Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства. – 741

Наименование параметраЗначение
Тема статьи:Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства.
Рубрика (тематическая категория)Право

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.Судебная система Афин была достаточно сложной, но ключевое место в ней занимала Гелиэя, которая некоторыми исследователя определяется, как “вторая ипостась” суверенного народа, защищавшего свои права не только через посредство народного собрания, но и с помощью Гелиэи. Сам способ комплектования делал её выразителем воли народа˸ каждый год по жребию из всех граждан, достигших 30 летнего возраста, избиралось 6000 судей (по 600 от каждой филы). Конечно, все вместе они заседали только в исключительных случаях. Обычно с помощью очень сложной системы жеребьевки их распределяли по отдельным “палатам”, количество судей в которых определялось исходя из важности дела. Как правило, в одну коллегию (ʼʼпалатуʼʼ) входило 500 человек. Число коллегий составляло 10. 1000 тысяча гелиэстов была запасной.

Современные исследования показывают, что Гелиэя являлась совершенно независимым от народного собрания институтом судебной власти, к которому перешли около середины IV века до н.э. все юридические прерогативы, ранее принадлежавшие народному собранию. Несмотря на выдающуюся роль Гелиэи в судебной системе Афин, все же нельзя сводить эту систему только к ней. В Афинах существовало несколько видов судов,начиная от древнего совета Ареопагаи кончая третейскими, которые, несмотря на свой неформальный характер, были признаны государством. ВАреопаге под председательством архонта-базилевса рассматривались дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Вотличие от других судов, которые в своих решениях опирались только на документы и свидетельские показания, Ареопаг мог проводить и самостоятельные дознания, и, видимо, довольно часто получал такие поручения от народного собрания, а иногда и производил их по собственной инициативе. Документы свидетельствуют о ряде случаев, когда наиболее сложные и вызывавшие наибольшее внимание дела расследовались именно Ареопагом. Втаких случаях заседание проводилось в вечернее время, а судьи должны были сидеть с повязками на глазах. Это, по мнению афинян, должно было обеспечить их беспристрастность.

Роль Ареопага была велика и потому, что он сохранял определенную сакральную значимость, выступая в качестве хранителя святынь города. Всовет Ареопага входили отслужившие свой годовой срок архонты. Перед занятием должности архонту необходимо было подвергнуться проверке, второй раз будущие ареопаги подвергались проверке перед зачислением в сам Совет.

Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства.” 2014, 2015-2016.

Ссылка на основную публикацию