Выборный суд в Афинах – сообщение доклад 5 класс по истории

«Выборный суд в Афинах» сообщение. Суд древних афинян

«Выборный суд в Афинах» сообщение

Выборный суд в Афинах сообщение 5 класс может использовать на уроках истории. Также доклад о выборном суде в Афинах расскажет много полезной информации о судебном законодательстве древнего города Афин.

«Выборный суд в Афинах» сообщение

В Древней Греции Афины прославились как город-государство. В нем зародилась демократия и выборный суд. Это произошло в 594 году до н.э. после того, как афиняне на Народном собрании выбрали прямым голосованием архонта (человека, которому народ вверял власть в городе). Им стал политик и поэт Солон – мудрый, но обедневший потомок из знатного рода.

Немного о прародителе судебного законодательства

Солон за небольшое время провел невиданные в Древней Греции реформы и установил законы:

  • Рабам-должникам возвратилась свобода.
  • Отменялось долговое рабство.
  • Возвращалась собственность земледельцам, у которых она была забрана за долги.
  • Рабов, проданных за пределы Афин, выкупали за деньги государственной казны и возвращали в Афины.
  • Весы в городе имели один стандарт.

Солон наделил Народное собрание полной властью, в котором могли участвовать все жители города. Таким образом, архонтом мог стать любой обеспеченный житель афинского полиса: будь то аристократ или выходец из народа. Чтобы разница между бедными и богатыми не была ощутима, всех жителей Афин стали называть гражданами. Так появилась демократия.

Путем голосования избирался не только архонт, но и все должностные лица в Афинах. Выборным был и выборный суд. О нем мы поговорим более подробно.

Выборный суд или гелиея обладал практически неограниченной властью и влиянием на государственную жизнь Афин. Он охранял систему афинской демократии, а также оберегал законы, которые были прописаны в городской конституции.

Каждый год в выборный суд избирались 6 000 афинян любого сословия путем жребия. Единственное, это должны быть люди старше 30 лет и не совершившие никаких проступков за жизнь. Вы спросите, зачем так много человек избиралось в суд? Ответ довольно прост: такое большое количество людей сложно подкупить. Также большим количеством легче проводить расследования и принимать правильные решения. Выборный суд можно сравнить с современной полицией, прокуратурой и судом в одном лице.

Перед первым судебным заседанием все избранные народом судьи должны были принести клятву, в которой они обязывались все решения принимать по закону и совести без лишнего пристрастия и ненависти, несмотря на личную антипатию или симпатию к подозреваемому человеку. Суд внимательно выслушивал обе стороны и не принимал никаких подарков в качестве подкупа.

Заседание было открыто для народа, и каждый присутствующий мог повлиять на решение суда, голосуя за решение суда за или против, камушками черно-белого цвета.

Выборный суд рассматривал дела не только гражданского или уголовного правонарушения. Каждый житель Афин мог обратиться к нему с жалобой на закон, принятый Народным собранием. Выборный суд рассматривал дело и если закон действительно сомнительный, то его действие приостанавливалось до окончания расследования. Если в ходе расследования выяснялось, что закон противоречит демократии, то его автор строго наказывался. В случае, когда поданная жалоба оказалась неправомерной – наказывался жалобщик. Таким образом, через выборный суд каждый афинян мог отстаивать свои права. Это было его высшее предназначение – защитить демократию в полисе.

Надеемся, что сообщение помогло узнать новую информацию о демократической системе Афин. А свой рассказ о выборном суде в Афинах Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

5. Суд присяжных — гелиея. История Древней Греции

5. Суд присяжных — гелиея

Одним из важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных — гелиея. По преданию, она была создана еще во времена Солона, на рубеже VII–VI вв. до н. э. Роль гелиеи в V–IV вв. до н. э. возросла, и ее влияние в государственной жизни стало довольно высоким. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (500 человек разбирали дела, 100 человек считались запасными). Большое число членов всей гелиеи и отдельных палат можно объяснить как обилием различных судебных дел в таком большом и многолюдном городе, как Афины, так и стремлением предотвратить подкуп судей (подкупить большое число судей трудно, к тому же афиняне распределяли судебные дела между палатами по жребию). Некоторые особо важные дела рассматривались на объединенном заседании нескольких (до трех) палат. Гелиея была высшим судебным органом Афин, и потому ее компетенция была очень широка. В сущности говоря, гелиея разгружала Народное собрание от судебных дел и тем самым как бы дополняла его.

Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок.

В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов — защитников, как в судах нового и новейшего времени. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявление соответствующему магистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительное расследование, передавал дело в суд и председательствовал при его разборе в соответствующей палате. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинитель приводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речей обвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался от обвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискации имущества, денежному штрафу; самыми суровыми были приговоры к изгнанию или смертной казни, лишению гражданских прав.

Тщательно разработанная процедура судебного процесса, большое число опытных судей, продуманные меры против подкупа делали афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. В нашем распоряжении нет данных о несправедливых решениях афинских судов, о злоупотреблениях или судебном произволе. Напротив, даже политические противники афинской демократии были вынуждены отдать должное объективности и компетентности афинских судов. Каждый гражданин Афин в течение своей жизни независимо от своего имущественного положения мог стать членом гелиеи и применить свои способности в различных судебных разбирательствах.

Кроме разнообразных судебных дел на гелиею была возложена ответственная задача по охране всей системы афинской демократии. Так, афинскую конституцию оберегали с помощью специального разбирательства, называемого «графэ параномон», или жалобы на противозаконно. Суть его заключалась в следующем: каждый афинский гражданин имел право выступить с заявлением, что принятый Народным собранием закон противоречит существующему законодательству или принят с нарушением установленного порядка. Как только такое заявление поступало, действие обжалуемого закона приостанавливалось, а специальная палата гелиеи под председательством архонтов начинала тщательное расследование жалобы. Если жалоба признавалась справедливой, то неправильно принятый закон кассировался, а его автор приговаривался к крупному денежному штрафу, изгнанию или даже смертной казни за то, что он ввел своих сограждан, участников Народного собрания, в заблуждение. Возможность подать «жалобу на противозаконно» предохраняла афинян от внесения в Народное собрание непродуманных законопроектов. Вместе с тем если «жалоба на противозаконие» не подтверждалась, то инициатора жалобы привлекали к ответственности за сутяжничество. Институт графэ параномон, таким образом, давал каждому гражданину право выступить в защиту существующих законов, всего строя афинской демократии.

1. Храм Гефеста, 2. Храм Афродиты Урании, 3. Храм Артемиды Аристобулы, 4. Святилище Геракла, 5. Святилище Аполлона Пифийского, 6. Святилище Аполлона Пифийского, 7. Колодец “9 труб”, 8. “Пестрый портик”, 9. Одеон Перикла, 10. Театр Диониса, 11. Гелиэя, 12. Большой портик, 13. Портик Гермеса, 14. Булевторий, 15. Святилище Кодра, 16. Храм Диониса Элевтера

Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности. Такая система отчетности была необходима потому, что частая сменяемость (через год) должностных лиц могла вести к безответственности, коррупции и злоупотреблениям служебным положением.

В целом же афинская демократия в V–IV вв. до н. э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой, которая успешно действовала в сложных исторических условиях, решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.

Поделитесь на страничке

Путешествие: Суд в Древних Афинах

Выборный суд в Афинах — зарождение демократии, законы Солона: сообщение

Афины в Древней Греции были городом-государством. Именно здесь зародились такие понятия как «демократия» и «выборный суд». Случилось это после того, как афиняне в 594 году до нашей эры прямым голосованием на Народном собрании выбрали архонта. Или другими словами человека, которому и знатные горожане, и демос (простой народ) вверяли управление городом — власть. Этим человеком стал афинский поэт и политик Солон — обедневший, но мудрый потомок знатного рода.

Прародитель судебного законодательства

Солон действительно был мудр. Он за короткое время провел ряд невиданных в Древней Греции реформ (преобразований в управлении), установил новые законы. Все они были выбиты на деревянных табличках размером в человеческий рост, и выставлены на городской площади (это была норма древнегреческого официального сообщения о важнейших изменениях — как сегодня интернет или средства массовой информации).

Итак, что же сделал назначенный выборным судом архонт?

  1. Отменил долговое рабство (прежде знать могла продать в рабство бедняка, который не мог расплатиться с долгами).
  2. Вернул собственность земледельцев, что была отобрана за долги.
  3. Рабам-должникам вернули свободу.
  4. Тех рабов, что были проданы за пределы города, выкупали за счёт государственной казны и возвращали на родину.
  5. Все весы в городе привели к одному стандарту.

А ещё Солон, выбранный народом, наделил полной властью Народное собрание, в котором участвовали все жители Афин. Теперь, как и он сам в свое время, архонтом мог стать любой материально обеспеченный житель полиса: как аристократ, так и выходец из народа (демоса). А для того, чтобы не выказывать разницу между богатыми и бедными, все жители Афин стали называться гражданами. Так и родилась демократия — свободные граждане стали свободно выбирать власть на определенный период времени (до Солона власть предавалась по наследству).

И не только архонтов. Практически все городские должностные лица избирались общим голосованием. Избирался, т.е. был выбрным в Афинах и суд присяжных — гелия.

Власть народа — неограниченные возможности

Гелиея (выборный суд) имел практически неограниченное влияние на государственную жизнь Афин. Он охранял саму систему афинской демократии и оберегал законы, прописанные в конституции.

В него избирались ежегодным жребием шесть тысяч афинян из любого сословия: старше 30 лет и не имевших за свою жизнь никаких проступков. В основном это были уже состоявшиеся отцы семейств.

Зачем так много? Во-первых, для того чтобы судей было трудно подкупить. Во-вторых, чтобы они могли принять правильное решение, проведя расследование. Выборный суд в Афинах можно сравнить с сегодняшней полицией, судом и прокуратурой в одном лице.

Прежде, чем провести первое судебное заседание, все выбранные судьи приносили народу клятву, обязуясь принимать решение по совести и закону — без пристрастия (несмотря на личную симпатию и антипатию) и ненависти. Одинаково внимательно выслушивать самого обвиняемого, и человека, который его обвинял. Никогда не принимать подарков — как лично, так и через своих представителей.

Судебные заседание были открытыми для народа: каждый мог повлиять на приговор, голосуя за то или иное решение судей чёрно-белыми камушками.

Выборный суд выносил решения не только по уголовным или гражданским правонарушением. Каждый афинянин мог обратиться в выборный суд с жалобой на «неправильные» законы, принятые Народным собранием. Как только такое происходило, сомнительный закон приостанавливался, судьи проводили расследование. И если закон действительно противоречил демократии, его действие прекращалось. Автор, продвинувший его на Народном собрании, строго наказывался. Если же выяснялось, что жалоба была неправомерной — наказывали жалобщика. Так афиняне через выборный суд могли отстаивать свои права. В этом и было высшее предназначение выборного суда в Афинах — защитника демократии.

Читайте также:  Храм Хоодо Япония (Павильон Феникса) – сообщение доклад

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»:

Вы можете оставить комментарий к докладу.

Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства.

Право Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства.

Количество просмотров публикации Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства. – 741

Наименование параметраЗначение
Тема статьи:Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства.
Рубрика (тематическая категория)Право

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС.Судебная система Афин была достаточно сложной, но ключевое место в ней занимала Гелиэя, которая некоторыми исследователя определяется, как “вторая ипостась” суверенного народа, защищавшего свои права не только через посредство народного собрания, но и с помощью Гелиэи. Сам способ комплектования делал её выразителем воли народа˸ каждый год по жребию из всех граждан, достигших 30 летнего возраста, избиралось 6000 судей (по 600 от каждой филы). Конечно, все вместе они заседали только в исключительных случаях. Обычно с помощью очень сложной системы жеребьевки их распределяли по отдельным “палатам”, количество судей в которых определялось исходя из важности дела. Как правило, в одну коллегию (ʼʼпалатуʼʼ) входило 500 человек. Число коллегий составляло 10. 1000 тысяча гелиэстов была запасной.

Современные исследования показывают, что Гелиэя являлась совершенно независимым от народного собрания институтом судебной власти, к которому перешли около середины IV века до н.э. все юридические прерогативы, ранее принадлежавшие народному собранию. Несмотря на выдающуюся роль Гелиэи в судебной системе Афин, все же нельзя сводить эту систему только к ней. В Афинах существовало несколько видов судов,начиная от древнего совета Ареопагаи кончая третейскими, которые, несмотря на свой неформальный характер, были признаны государством. ВАреопаге под председательством архонта-базилевса рассматривались дела об умышленном убийстве. По поручению народного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Вотличие от других судов, которые в своих решениях опирались только на документы и свидетельские показания, Ареопаг мог проводить и самостоятельные дознания, и, видимо, довольно часто получал такие поручения от народного собрания, а иногда и производил их по собственной инициативе. Документы свидетельствуют о ряде случаев, когда наиболее сложные и вызывавшие наибольшее внимание дела расследовались именно Ареопагом. Втаких случаях заседание проводилось в вечернее время, а судьи должны были сидеть с повязками на глазах. Это, по мнению афинян, должно было обеспечить их беспристрастность.

Роль Ареопага была велика и потому, что он сохранял определенную сакральную значимость, выступая в качестве хранителя святынь города. Всовет Ареопага входили отслужившие свой годовой срок архонты. Перед занятием должности архонту необходимо было подвергнуться проверке, второй раз будущие ареопаги подвергались проверке перед зачислением в сам Совет.

Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Суд и процесс в Древних Афинах. Гелиэя, как первый опыт демократического судопроизводства.” 2014, 2015-2016.

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 30

ЗАРОЖДЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ

Объясните значение слов

  • Демократия — это политическая система управления государством, основанная на принципах народной власти. Буквально, слово «демократия», переводится как «власть народа» (демос — народ, кратос — власть). Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства. Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод, прав и обязательств, сформированных с учетом интересов всего сообщества.

1. Что послужило причиной того, что к власти пришёл Солон?

Мы знаем, что в Афинах к VII веку до н.э. сформировалась политическая система типичной аристократической республики. К началу VI века до н.э. в Афинах простой народ, оказался в крайне тяжелом положении: он был лишен права участвовать в управлении государством, а наиболее бедные представители демоса теряли свои земли за долги и продавались в рабство. Такая система не могла устраивать людей и начался период смуты – борьбы между аристократией и демосом за получение последними политических прав. Пик политической борьбы пришелся на первое десятилетие VI века до н.э. Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к народному восстанию. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. И именно тогда на политической арене появился новый афинский реформатор Солон.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем» а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство». По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны — аристократию и демос. В то время архонтов назначал Ареопаг, но Солона, вероятно, избрало народное собрание ввиду особой ситуации. Солон был очень популярным политиком и рассматривался всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура.

2. Чем Солон облегчил участь простого народа?

Солон повелел выкинуть с полей все долговые камни и выпустить на свободу рабов-должников. Отныне по закону Солона человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство. Солон так же нашел государственные средства для выкупа уже проданных в другие страны жителей Афин. Теперь лишь чужеземцы могли быть обращены в рабов.

3. Что предпри­нял Солон для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством?

Все свободные мужчины Аттики стали называться гражданами, то есть людьми, обладающими определенными правами и обязанностями перед государством. Теперь любой гражданин, имеющий достаточно большие богатства, а не только аристократ, мог стать архонтом. Основным органом управления в Афинах стало Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На Народных собраниях решались все важнейшие вопросы общественной жизни: избирались должностные лица (архонты и стратеги), принимались новые законы. Отныне высшие государственные должности могли занимать не только представители знати, но и представители демоса – основным критерием стало положение в обществе и личные заслуги. В то же время существовали и ограничение для занятия высоких постов – на них не могли претендовать самые бедные граждане.

Подготовьте сообщение об учреждённом в Афинах выборном суде

Предположите, были ли приговоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати — ареопаг. Поясните свою мысль.

Еще одним нововведением Солона стал так называемый народный суд — гелиэя, представлявший собой суд присяжных. Если раньше все жалобы и споры жителей Афин разбирал Ареопаг, состоявший из представителей знати, то теперь каждый гражданин, достигший 30-летнего возраста, мог стать судьей. Судьи назначались по жребию, случайным образом. Во время заседания судьи сидели на деревянных скамьях, заслушивая показания обвинителя, обвиняемого и свидетелей. После этого, они приступали к голосованию. У каждого из судей было по два камешка: один – целый (или белый), обозначал «невиновен», другой – просверленный (или черный), «виновен». После подсчета голосов, если было больше целых камней, или тех и других камней было поровну, обвиняемый считался оправданным, в случае, когда преобладало количество просверленных камней, обвиняемый подвергался наказанию. В отличие от времен Драконта, смертная казнь теперь применялась лишь в отношении убийц, всех же остальных ждало изгнание или тюремный срок.

Понятие справедливости для решения суда, действующего на основании закона, и суда, действующего по понятию, различное. Для первого суда справедливым будет решение, строго следующее букве закона, и к общепринятой справедливости не имеющее никакого отношения. Если же суд рассматривает дело на основании каких-либо моральных устоев, личных предпочтений судей, а не в соответствии с законом, то тогда конечно, расширенный состав суда присяжных вынесет более справедливое решение, поскольку в нем представлены различные слои общественности, а не только аристократия.

1. В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон мог быть выгоден демосу, поскольку недостаток хлеба в связи с природными особенностями Средней Греции, ощущался всегда, а экспорт пшеницы за границу снижал и без того невеликие запасы и увеличивал цены на внутреннем рынке. Закон был направлен прежде всего против крупных землевладельцев, так называемой аристократии, и торговцев, осуществляющих экспортные поставки.

2. В другом законе сказано: поймавший волка получает пять драхм. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм — бык.

В данном законе мы видим яркий пример экономической целесообразности. Поскольку за свою жизнь волк может убить не одну овцу и не одного быка, то истребление одного волка могло сохранить жизнь достаточному количеству домашнего скота, тем самым увеличив запасы мяса.

3. Справедлив ли принятый Солоном закон, запрещающий дурно говорить об умершем?

Этот закон нельзя рассматривать отдельно от других, принятых Солоном, и отдельно от существовавших в Древней Греции традиций и верований. Греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений душам умерших. Все знаменитые греческие династии, как считалось, вели свой род чуть ли не от богов или их смертных детей. Поэтому дурные слова в адрес предков могли рассматриваться как оскорбление богов. Но сам по себе этот закон не имел особого смысла, поскольку не привносил ничего нового в греческие традиции. К тому же, разве это справедливо, заставлять людей находить хорошие слова для умершего человека, которого они ненавидели? А вот сопутствующий закон, запрещавший оскорбление живых людей в общественных местах, был призван снизить социальную напряженность, а заодно и пополнить общественную казну города, поскольку человеческой несдержанности и невоспитанности не было места в новом греческом обществе, она могла искореняться только денежными штрафами. Эти два закона в связке играли существенную социальную и воспитательную роль, которая через века способствовала становлению нового, более социально развитого греческого общества.

Как судили преступников в Древних Афинах.

Античные государства, в том числе Древняя Греция, имели двойственную природу, выражающуюся в демократии для свободных граждан и тирании по отношению к рабам. Это обусловило одновременное сосуществование двух форм уголовного процесса: состязательного, основанного на равноправии сторон, – для свободных граждан, и розыскного, в котором обвиняемый практически не имел возможности защищаться, – для рабов.

Афинское государство представляет собой образец античной демократии с присущими ей особенностями судоустройства. Судебные учреждения в Афинах достигли наибольшего совершенства в период расцвета афинской демократии (V век до н. э.). Система судов в Древних Афинах была весьма разветвленной (народное собрание, гелиэя – суд присяжных, суд диэтетов). Во всех судах, к ведению которых относилось производство по делам свободных граждан, процесс носил состязательный характер: стороны были равны в правах, несли обязанность по представлению доказательств, независимый суд разрешал дело, как правило, путем голосования. Ярко выраженная состязательность судопроизводства обусловила соответствующую специфику в построении обвинения. Все дела, в том числе и уголовные, делились на два рода: государственные, т.е. те, в которых были затронуты интересы государства, и частные, возникавшие вследствие нарушения чьих-либо личных прав. Начать государственный процесс мог всякий гражданин, начать частный процесс могло только непосредственно заинтересованное лицо или его законный представитель. Однако следует отметить, что понятия о процессе государственном и частном не были строго разграничены, выбор той или иной формы процесса во многих случаях зависел от обвинителя.

Обвинение в древнегреческом процессе занимало исключительно важное место. При отсутствии обвинителя дело не возбуждалось даже при наличии явного преступления. Характерно, что право Древней Греции особое внимание уделяет ответственности обвинителя за обоснованность обвинения. Один из древнейших нормативных актов – закон Залевка, – устанавливал, что инициатор процесса должен был являться в народное собрание, игравшее роль суда, с веревкой на шее. В случае проигрыша дела его тут же душили. Позднее обвинитель перед началом процесса должен был принести страшную клятву. Обычай гласил: «Тот, кто обвиняет другого в совершении чего-нибудь подобного, прежде всего даст присягу, призывая гибель на себя, на свой род и на дом». В мифологическом мировоззрении греков это должно было означать, что тот, кто необоснованно обвиняет другого в убийстве, воровстве и т.п., сам лишится жизни, понесет утрату близких или имущества. Такое понимание ответственности хорошо сочеталось с раннеправовым принципом талиона.

Читайте также:  Декабристы - сообщение доклад

Позднее, с развитием правовых институтов, ответственность обвинителя получила четкое закрепление в древнегреческом праве. Так, возбуждение государственного процесса налагало на обвинителя особую ответственность за обоснованность обвинения. Он подвергался штрафу в 1000 драхм, если по рассмотрении дела на его стороне оказывалось менее одной пятой части голосов судей, а в случае троекратного повторения необоснованных обвинений – лишался права возбуждать их в дальнейшем.

В частном процессе ответственность обвинителя, не собравшего одной пятой голосов судей, ограничивалась штрафом в пользу обвиняемого, размер которого зависел от тяжести выдвинутого обвинения. Кроме того обвинитель, начавший государственный процесс, должен был довести его до конца под угрозой штрафа в 1000 драхм, частное же дело могло быть прекращено в любой стадии процесса без всяких невыгодных последствий. Однако каждое оправдание могло, в свою очередь, послужить поводом к началу процесса против заведомо несправедливого обвинителя.

Однако система равноправия сторон действовала лишь в процессах свободных граждан. Дела о преступлениях рабов в Древней Греции рассматривали особые органы, например, Коллегия одиннадцати. Рассмотрению дел в Коллегии одиннадцати были присущи многие черты инквизиционного процесса. Коллегия производила аресты, рассматривала дело, назначала наказание и исполняла его. Производство велось тайно. Обвиняемые не пользовались никакими процессуальными правами, для назначения наказания достаточно было одного лишь подозрения в совершении преступления. Характерно то, что в Коллегии одиннадцати обвинение как таковое не осуществлялось. Никто из граждан не выступал обвинителем. Производство начиналось по доносам или сообщениям шпионов.

20 Суд и процесс в древних Афинах.

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с пом. Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах ра­бов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя (суд присяжных) – одна из главных судебных ин­станций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жре­бием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государ­ства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла ста­рые и принимала новые законы. Су­д второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанав­ливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, дос­тигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Судьи по демам в составе 40 человек , по 4 от каждой фи­лы. Разбирали иски ценой ниже 10 драхм, судом второй ин­станции по отношению к ним были диэтеты.

Коллегия одинадцати – подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагогов в составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас­сматривала: “дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает. когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга. когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение. Дела об оскорблениях, об обще­ствах, товариществах, о рабах и вьючных животных. ” и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратов в целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полно­мочия.

УЧЕНИЕ ОБ ИСКАХ

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершенно­летний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Наиболее общими видами исков были иски частные и публичные (защита общих интересов). Изначально в письменной форме подавались некоторые публичные, а позднее все виды исков. Публичный процесс требовал объявления о нем народу, частный такой публикации не требовал. По публичным искам истцу не полагалось никакого возна­граждения, кроме морального удовлетворения от сознания ис­полненного гражданского долга. Частный иск предполагал материальную выгоду. От частного иска в отличие от публично­го, истец мог отказаться в любую минуту. Предъявление публич­ного иска не требовало уплаты судебной пошлины, тогда как процесс по частному иску не начинался без ее уплаты. Частные иски могли быть направлены против личности и иски о вещах.

СУДЕБНЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но фор­мальным Божьим Судом это не являлось.

Свидетельские показания (до IV в. до Р.Х. – устные, потом письменные, зачитывались в суде). Свидетелями не могли быть: лицо заинтересован­ное, недееспособное, лишенное прав, свидетель по слухам (не очевидец), женщина и дети. Допускались свидетельства со слов умерших, заочные показания от находящихся за грани­цей лиц, метэков и рабов (под пыткой). В качестве свидетельства можно было рассмотреть широко известный факт, знакомый суду. Лжесвидетельства наказывались.

Документы. Законы, дого­воры, завещания и т.п. акты.

Клятва и пытка – только как подтверждение основных доказательств – свидетельств и доку­ментов.

ВИДЫ ПРОЦЕССОВ (krisis)

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближай­ший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца – следствие. На 4-й месяц ар­хонт определял, какому суду подлежит убийца – Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на от­крытом воздухе и ночью. Обвиняемый при произнесении речи стоял на “камне обиды”, обвинитель – “камне непрощения”. В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количе­ство голосов “за” и “против”, обвиняемый считался оправдан­ным.

Суд в Гелиэе. Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, кото­рый имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отка­за явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к маги­страту, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказатель­ства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось за­тягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).

День заседания гелиэи для окончательного рассмотрения дела определялся жребием. Окончательное заседание суда начиналось с зачитывания иска и возражений на него ответчика. Истцу и ответчику – право выступить (по частным искам – 1 вы­ступление, по публичным – 2). По окончании прений глашатай суда предлагал сторонам обжаловать действия друг друга. Затем судьи без обсуждения приступали к голосованию. Дело выиграно, если за него подавалось большинство голосов, при = голосов ответчик считался оправданным. Если в законе не указана санкция по этому делу, судьи по вынесении решения определяли ее – обычно следовали за санкцией, которую предлагал истец (обвинитель

Зарождение демократии в Афинах

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История Древнего мира. Вигасин 5 кл.

Краткие ответы на вопросы (после них подробные ответы + сообщение, доклад)

Вопрос внутри текста:

На рисунке нашего времени афиняне выполняют приказ Солона. Почему ликуют одни и негодуют другие? Кто эти люди.

На рисунке изображено, как люди выкидывают с полей долговые камни. Ликуют земледельцы, так их все долги прощены, а сам он за долги никогда не станет рабом. Негодует знать, которая владела этими долгами и рабами, а сейчас лишилась всего.

Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон был выгоден жителям Афин, так как был призван прекратить голод в стране. Невыгоден он был торговцем, которые вывозили хлеб в другие страны.

Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхма – бык.

Потому что один волк мог нанести много вреда. Например, убить больше одного быка или нескольких овец. Поэтому, убивая волка, люди экономили те деньги, которые могли бы потерять, если бы волк съел животных, а также сохраняли пищу.

1. Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия – власть демоса.

Во-первых, благодаря законам Солона в Афинах, знать лишилась своих преимущества по управлению государством. Архонтом мог стать любой гражданин, обладающий богатством.

Во-вторых, для решения важнейших вопросов стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все граждане, а не только избранные.

В-третьих, Солон учредил выборный суд. Впервые в истории судьи должны были выбираться по жребию из числа всех граждан, независимо от их знатности и богатства.

Таким образом, законы Солона заложили в Афинах основы демократии, то есть «власти народа».

2. «Я, точно волк, вертелся среди стаи псов», – сказал о себе Солон, что он имел в виду?

Солон имел ввиду, что он находился меж двух огней: с одной стороны был простой демос, который хотел еще большего увеличения прав, с другой знать, которая была возмущена уменьшением своих прав. Солону нужно было принимать такие решения, которые бы устроили и первых, и вторых.

3. Почему Солон вызвал недовольство и знати, и демоса?

Недовольство знати Солон вызвал тем, что отменил долговое рабство и всех должников сделал свободными, лишил знать преимущества по управлению государством. Недовольство бедных было вызвано тем, что Солон не осуществил передела земли, на который они надеялись.

Подробные ответы + сообщение, доклад

Зарождение демократии в Афинах

Объясните значение слов

Демократия — это политическая система управления государством, основанная на принципах народной власти.

Буквально, слово «демократия», переводится как «власть народа» (демос — народ, кратос — власть).

Именно народ решает, какие законы и нормы необходимы для гармоничного существования и развития государства.

Таким образом, каждый человек в демократическом обществе получает определенный набор свобод, прав и обязательств, сформированных с учетом интересов всего сообщества.

1. Что послужило причиной того, что к власти пришёл Солон?

Мы знаем, что в Афинах к VII веку до н.э. сформировалась политическая система типичной аристократической республики. К началу VI века до н.э. в Афинах простой народ, оказался в крайне тяжелом положении: он был лишен права участвовать в управлении государством, а наиболее бедные представители демоса теряли свои земли за долги и продавались в рабство.

Такая система не могла устраивать людей и начался период смуты – борьбы между аристократией и демосом за получение последними политических прав. Пик политической борьбы пришелся на первое десятилетие VI века до н.э.

Всевластие знати, неравенство между бедными и богатыми привело к народному восстанию. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. И именно тогда на политической арене появился новый афинский реформатор Солон.

В 594 г. до н. э. Солон был избран архонтом-эпонимом. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Согласно Плутарху, его назначили «примирителем и законодателем» а согласно Аристотелю, вообще «вверили ему государство».

По-видимому, его чрезвычайные полномочия выражались в слове «примиритель, третейский судья». Таким образом, его задачей было разрешить конфликт и примирить враждующие стороны — аристократию и демос.

2. Чем Солон облегчил участь простого народа?

Солон повелел выкинуть с полей все долговые камни и выпустить на свободу рабов-должников. Отныне по закону Солона человек, сделавший новый долг, отвечал за его выплату только своим имуществом, самого должника запрещалось обращать в рабство.

Солон так же нашел государственные средства для выкупа уже проданных в другие страны жителей Афин. Теперь лишь чужеземцы могли быть обращены в рабов.

Читайте также:  13-й подвиг Геракла - краткое содержание рассказа Искандера
3. Что предпринял Солон для того, чтобы лишить знать преимуществ по управлению государством?

Все свободные мужчины Аттики стали называться гражданами, то есть людьми, обладающими определенными правами и обязанностями перед государством.

Теперь любой гражданин, имеющий достаточно большие богатства, а не только аристократ, мог стать архонтом. Основным органом управления в Афинах стало Народное собрание, в котором участвовали все граждане.

На Народных собраниях решались все важнейшие вопросы общественной жизни: избирались должностные лица (архонты и стратеги), принимались новые законы.

Отныне высшие государственные должности могли занимать не только представители знати, но и представители демоса – основным критерием стало положение в обществе и личные заслуги.

Подготовьте сообщение об учреждённом в Афинах выборном суде

Предположите, были ли приговоры этого суда справедливее тех, которые выносил совет знати — ареопаг. Поясните свою мысль.

Еще одним нововведением Солона стал так называемый народный суд — гелиэя, представлявший собой суд присяжных. Если раньше все жалобы и споры жителей Афин разбирал Ареопаг, состоявший из представителей знати, то теперь каждый гражданин, достигший 30-летнего возраста, мог стать судьей.

Судьи назначались по жребию, случайным образом. Во время заседания судьи сидели на деревянных скамьях, заслушивая показания обвинителя, обвиняемого и свидетелей. После этого, они приступали к голосованию. У каждого из судей было по два камешка: один -целый (или белый), обозначал «невиновен», другой -просверленный (или черный), «виновен».

После подсчета голосов, если было больше целых камней, или тех и других камней было поровну, обвиняемый считался оправданным, в случае, когда преобладало количество просверленных камней, обвиняемый подвергался наказанию.

В отличие от времен Драконта, смертная казнь теперь применялась лишь в отношении убийц, всех же остальных ждало изгнание или тюремный срок.

Понятие справедливости для решения суда, действующего на основании закона, и суда, действующего по понятию, различное. Для первого суда справедливым будет решение, строго следующее букве закона, и к общепринятой справедливости не имеющее никакого отношения.

Если же суд рассматривает дело на основании каких-либо моральных устоев, личных предпочтений судей, а не в соответствии с законом, то тогда конечно, расширенный состав суда присяжных вынесет более справедливое решение, поскольку в нем представлены различные слои общественности, а не только аристократия.

1. В одном из законов Солон запретил продавать хлеб за границу. Предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Этот закон мог быть выгоден демосу, поскольку недостаток хлеба в связи с природными особенностями Средней Греции, ощущался всегда, а экспорт пшеницы за границу снижал и без того невеликие запасы и увеличивал цены на внутреннем рынке.

Закон был направлен прежде всего против крупных землевладельцев, так называемой аристократии, и торговцев, осуществляющих экспортные поставки.

2. В другом законе сказано: поймавший волка получает пять драхм. Подумайте, почему так велика награда. Ведь в то время одну драхму стоила овца, а пять драхм — бык.

В данном законе мы видим яркий пример экономической целесообразности. Поскольку за свою жизнь волк может убить не одну овцу и не одного быка, то истребление одного волка могло сохранить жизнь достаточному количеству домашнего скота, тем самым увеличив запасы мяса.

3. Справедлив ли принятый Солоном закон, запрещающий дурно говорить об умершем?

Этот закон нельзя рассматривать отдельно от других, принятых Солоном, и отдельно от существовавших в Древней Греции традиций и верований. Греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений душам умерших.

Все знаменитые греческие династии, как считалось, вели свой род чуть ли не от богов или их смертных детей. Поэтому дурные слова в адрес предков могли рассматриваться как оскорбление богов.

Солон узаконил традицию, теперь за оскорбление умерших полагалось наказание – штраф, который шел в казну полиса.

Законы Хаммурапи доклад сообщение

Царь Хаммурапи правил Вавилоном на протяжении около 40 лет, начиная с 1792 и до 1750 года до новой эры. Эпоха его правления характеризуется существенным расцветом государства, так как этот правитель присоединил немало новых земель, построил много храмов и сооружений практического толка.

Страна процветала, но вот судебная система работала не идеальным образом. По большей части суды решались отдельными судьями без какой-либо определенной нормы, то есть каждый опирался на какие-то более-менее понятные общественные устои и собственное мнение. Для того чтобы улучшить данную систему царь Хаммурапи приказывает взять столб и высечь там законы, которые становятся общими для всей страны.

Для того времени наличие такой законодательной системы стало довольно новым и позволило всем жителям Вавилонии иметь определенную уверенность в наличии социальной справедливости. Теперь были четко фиксированы проступки, которые караются казнью или равноценным возмездием, также устанавливались и денежные штрафы.

В основном для того чтобы установить истину полагались на свидетелей и пояснения самих участников спора. Тем не менее, были и довольно оригинальные способы выяснить истину. Обвинение в колдовстве, которое не может быть доказано фактически, решалось испытанием водой.

Того, кого обвиняли в колдовстве, связывали и бросали в реку, после чего смотрели как река «поведет себя». Если человек всплывал, то обвинения снимались, а обвинителя казнили и его дом переходил к обвиняемому. И наоборот, если обвиняемого забирала река, то его дом переходил к обвинителю.

Стоит отметить распространение подобных испытаний и в дальнейшей истории. Даже спустя более 2 тысяч лет нечто подобное практиковалось на Руси.

Характерной чертой этих норм являлось отсутствие равенства людей перед законом. Люди в вавилонском обществе изначально не были равными. Существовали рабы, которые считались, в целом, чем-то наподобие предметов, а также существовали различия среди свободных людей.

Поэтому, если речь идет о применении законов, то есть разница между тем, когда дело рассматривается между равными людьми и между неравными. К примеру, гибель раба рассматривалась как урон хозяину, и тут требовалось просто компенсировать такой ущерб другим рабом или деньгами. В свою очередь, какой-либо ущерб свободному человеку мог требовать разного возмещения в зависимости от того, кем этот ущерб наносился и от статуса самого свободного человека, так как они были разными.

Вариант 2

В истории человечества известны различные своды законов, которые оставили после себя развитые цивилизации. К примеру, из глубины веков до нас дошли законы Ману, которые регулировали общественный строй Древней Индии, Римская цивилизация оставила после себя систему законодательства, которая лежит в основе многих современных судебных систем.

Отдельного внимания заслуживают законы Хаммурапи, которые были созданы в период правления царя Хаммурапи над Вавилоном в 1792-1750 годах до новой эры.

Вавилон располагался в 100 километрах от современного Багдада. Эта территория между Тигром и Ефратом имела весьма выгодное положение, а благодаря царю Хаммурапи Вавилония раздвинула свои границы, так как были побеждены и соперники, а после этого и союзники, крупному государству требовалось регулирование на уровне закона.

Для того чтобы зафиксировать законы был использован столб, на котором эти законы и высекли. Подобный способ фиксации был новаторским для своего времени, так как, во-первых, люди получали унифицированную систему правил, а, во-вторых, эти правила были письменно зафиксированы и таким образом могли беспрепятственно распространяться во времени и пространстве, в отличие от устной формы, которая имеет свои ограничения. Именно благодаря обнаружению столба, на котором Хаммурапи приказал высечь свои законы, они были обнаружены.

По своему содержанию они довольно просты и предполагают определенный ряд правил и наказаний, которые следуют за несоблюдение таковых. Наиболее распространенным наказанием была казнь человека. Причем казни мог подвергнуться, к примеру, человек, который обвиняет другого в тяжком преступлении, но не доказал этого.

Помимо этого распространенным был принцип размена, который также известен как закон Талиона и предполагает равноценное возмездие за совершенное дело. К примеру, если одному человеку выкололи глаз, то и другому нужно выколоть, сломали кость – тогда и другому нужно сломать кость. Довольно примитивный характер устройства этих законов тем не менее позволял весьма эффективно регулировать государство и в целом заботиться о людях.

Картинка к сообщению Законы Хаммурапи

Популярные сегодня темы

С момента строительства Санкт-Петербурга прошло достаточно времени, за это время город обрел свой исторический облик, который стал его визитной карточкой и привлекает множество туристов на пр

Снежный барс – это очень красивое большое животное, принадлежащее к семейству кошачьих. Также его называют снежная пантера или ирбис.

Со словом гений довольно часто ассоциируется Моцарт. Этот великий композитор превзошел не только свою собственную эпоху, но и вообще многие рамки человеческих возможностей.

Массовое строительство замков в Европе датируется 9 веком. Как правило, замок возводили рядом с рекой, выбирая при этом ее высокий берег. Это давало с одной стороны естественную защиту

Вулкан – гора с расположенным на вершине кратером. Именно отсюда и происходит извержение наружу. Внутри вулкана располагается магма – расплавленное вещество мантии.

Всем известно, что планета Земля на 71% состоит из воды, то есть 2/3. Человек состоит на 70% из неё. Поэтому с уверенностью можно заявить, что вода — это жизнь.

Вавилонские законы Хаммурапи – кратко

Вавилонский царь Хаммурапи правил в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи считают реформатором и создателем первой системы права. В годы его правления многочисленные обычаи и правила поведения были собраны и кратко сформулированы в первом своде законов. Историки назвали этот свод Законы Хаммурапи.

Глиняные таблички с фрагментами записей первых норм права время от времени находили археологи при раскопках Древней Месопотамии. Но факт наличия в Вавилоне целого свода законов историки открыли только в 1901 году.

Двухметровый базальтовый столб, с начертанными на нём статьями в ходе раскопок древнего города Сузы обнаружили французские археологи в 1901-1902 гг. Вскоре столб вывезли в Париж, и сейчас он представлен в Лувре.

Свод из 282 статей, высеченных на столбе, венчает изображение самого Хаммурапи, принимающего свиток с законами от бога солнца Шаманшу. Так, изображение на барельефе иллюстрирует высшую силу происхождения права.

Перечню статей предшествует торжественный пролог, содержащий повествование о достижениях Хаммурапи. Завершает пролог декларация о верховенстве законов для справедливого царствования над людьми во имя счастья страны.

Далее следует перечень кратких постулатов, которые можно разделить на группы исходя из сути рассматриваемых ситуаций.

Обвинения и правосудие

Первые 5 статей называют общими, поскольку в них определены:

•порядок обвинения;
•обязанность обвинителя доказать свою правоту;
•способы защиты от обвинения.

В настоящее время такие статьи назвали бы – процессуальными.

Ответственность за кражу

В статьях с 6 по 25 описаны виды наказаний за кражу различного имущества. Особое внимание уделено краже рабов.
Наказание в большинстве случаев предусматривало смерть вора. Возвращение беглых рабов, напротив, предполагало обязательное поощрение.

О воинской службе и имуществе военных

Обязанность нести военную службу по призыву царя не допускала возможности замены военнообязанного на наёмника. За такой поступок призывника казнили.

Имущество и жизнь военных, исправно несущих службу, закон охранял от посягательств. Пленников, неимеющих средств на выкуп, надлежало выкупать за счёт казны.

Аренда

Свод статей посвящён обязанностям арендаторов земли, которым предписывалось исправно возделывать угодья и платить аренду владельцам.

Займы

Большая часть норм о правилах займа не сохранилась. Дошедшие до нас статьи, свидетельствуют о наличии у вавилонян устойчивой системы процентных кредитов. Они определяют порядок возвращения долгов, проценты и виды компенсаций в случае невозможности выплаты долга.

Семейное право

Вавилоняне вступали в брак на основании договора. Согласно закона, брак, не скреплённый договором, считался недействительным.
Право на развод имели оба супруга. При этом закон защищал интересы обеих сторон.

Наследование и усыновление

Имущество умершего отца делилось в Вавилоне поровну между детьми мужского пола. Лишением наследства карались только сыновья, признанные судов виноватыми перед отцом в совершении тяжкого проступка.

Убийства и причинение вреда здоровью

За нанесение телесных повреждений и переломов виновного наказывали причинением аналогичного увечья.
Убийство раба наказывалось штрафом. Сыну, достаточно было ударить отца, чтобы ему грозило наказание в виде отсечения руки.
Правила поведения лекарей, строителей, плотников.

Основы этики профессионального поведения. Статьи устанавливают ответственность:
•врачей за неудачные операции;
•строителей за рухнувший дом;
•корабельщика за ненадёжный корабль.

Свод статей завершает эпилог о мудрости закона и о каре богов, которая постигнет тех, кто законы нарушает.

Ссылка на основную публикацию