Законы Хаммурапи – доклад сообщение

Законы Хаммурапи доклад сообщение

Царь Хаммурапи правил Вавилоном на протяжении около 40 лет, начиная с 1792 и до 1750 года до новой эры. Эпоха его правления характеризуется существенным расцветом государства, так как этот правитель присоединил немало новых земель, построил много храмов и сооружений практического толка.

Страна процветала, но вот судебная система работала не идеальным образом. По большей части суды решались отдельными судьями без какой-либо определенной нормы, то есть каждый опирался на какие-то более-менее понятные общественные устои и собственное мнение. Для того чтобы улучшить данную систему царь Хаммурапи приказывает взять столб и высечь там законы, которые становятся общими для всей страны.

Для того времени наличие такой законодательной системы стало довольно новым и позволило всем жителям Вавилонии иметь определенную уверенность в наличии социальной справедливости. Теперь были четко фиксированы проступки, которые караются казнью или равноценным возмездием, также устанавливались и денежные штрафы.

В основном для того чтобы установить истину полагались на свидетелей и пояснения самих участников спора. Тем не менее, были и довольно оригинальные способы выяснить истину. Обвинение в колдовстве, которое не может быть доказано фактически, решалось испытанием водой.

Того, кого обвиняли в колдовстве, связывали и бросали в реку, после чего смотрели как река «поведет себя». Если человек всплывал, то обвинения снимались, а обвинителя казнили и его дом переходил к обвиняемому. И наоборот, если обвиняемого забирала река, то его дом переходил к обвинителю.

Стоит отметить распространение подобных испытаний и в дальнейшей истории. Даже спустя более 2 тысяч лет нечто подобное практиковалось на Руси.

Характерной чертой этих норм являлось отсутствие равенства людей перед законом. Люди в вавилонском обществе изначально не были равными. Существовали рабы, которые считались, в целом, чем-то наподобие предметов, а также существовали различия среди свободных людей.

Поэтому, если речь идет о применении законов, то есть разница между тем, когда дело рассматривается между равными людьми и между неравными. К примеру, гибель раба рассматривалась как урон хозяину, и тут требовалось просто компенсировать такой ущерб другим рабом или деньгами. В свою очередь, какой-либо ущерб свободному человеку мог требовать разного возмещения в зависимости от того, кем этот ущерб наносился и от статуса самого свободного человека, так как они были разными.

Вариант 2

В истории человечества известны различные своды законов, которые оставили после себя развитые цивилизации. К примеру, из глубины веков до нас дошли законы Ману, которые регулировали общественный строй Древней Индии, Римская цивилизация оставила после себя систему законодательства, которая лежит в основе многих современных судебных систем.

Отдельного внимания заслуживают законы Хаммурапи, которые были созданы в период правления царя Хаммурапи над Вавилоном в 1792-1750 годах до новой эры.

Вавилон располагался в 100 километрах от современного Багдада. Эта территория между Тигром и Ефратом имела весьма выгодное положение, а благодаря царю Хаммурапи Вавилония раздвинула свои границы, так как были побеждены и соперники, а после этого и союзники, крупному государству требовалось регулирование на уровне закона.

Для того чтобы зафиксировать законы был использован столб, на котором эти законы и высекли. Подобный способ фиксации был новаторским для своего времени, так как, во-первых, люди получали унифицированную систему правил, а, во-вторых, эти правила были письменно зафиксированы и таким образом могли беспрепятственно распространяться во времени и пространстве, в отличие от устной формы, которая имеет свои ограничения. Именно благодаря обнаружению столба, на котором Хаммурапи приказал высечь свои законы, они были обнаружены.

По своему содержанию они довольно просты и предполагают определенный ряд правил и наказаний, которые следуют за несоблюдение таковых. Наиболее распространенным наказанием была казнь человека. Причем казни мог подвергнуться, к примеру, человек, который обвиняет другого в тяжком преступлении, но не доказал этого.

Помимо этого распространенным был принцип размена, который также известен как закон Талиона и предполагает равноценное возмездие за совершенное дело. К примеру, если одному человеку выкололи глаз, то и другому нужно выколоть, сломали кость – тогда и другому нужно сломать кость. Довольно примитивный характер устройства этих законов тем не менее позволял весьма эффективно регулировать государство и в целом заботиться о людях.

Картинка к сообщению Законы Хаммурапи

Популярные сегодня темы

Всемирная паутина или как её еще попросту называют web, это различная информация с любым содержанием, которая находится на компьютерах, подключенных в сети интернет. Такое название ей дал физ

Знаменитый город Одесса один из крупных городов Украины расположен на побережье Черного моря. Его территория населена людьми разных национальностей: украинцами, русскими

Тундра расположилась на территории с очень тяжелым для жизни климатом, летняя температура воздуха варьируется до 12 градусов, а зимняя до – 35 градусов.

Медведь представляет собой хищное млекопитающее. Хотя он выглядит огромным и грозным, на самом деле медведь во многом похож на человека. К примеру, подобно людям медведи практически всеядны,

Звездами называют небесные тела, внутри которых проходят термоядерные реакции. Из-за реакций этим телам характерна светимость. Слово созвездие можно перевести как «коллекция звезд».

Для лучшего изучения живых существ человек классифицирует их по определенным признакам. Царство животных состоит из организмов, которые варьируются от самых простых форм до самых сложных

Законы Хаммурапи (10)

Главная > Реферат >Государство и право

Дисциплина: История государства и права зарубежных стран

Тема 2. Законы Хаммурапи

Содержание:

1. Экономический блок законов Хаммурапи. 6

1. 2. Садоводство 6

1. 3. Скотоводство 6

1.6. Аренда и ростовщичество 7

2. Социальный блок законов Хаммурапи. 8

2.1. Собственность 8

2.2. Семья, семейные отношения. 9

2.3. Судопроизводство 10

Список литературы: 12

Введение

Изначальный свод законов Вавилонии, который относился к началу правления царя Вавилинии Хаммурапи, до нашего времени не сохранился. Законы Хаммурап, которые известные в настоящее время созданы в конце правления шестого царя первой вавилонской династии Хаммурапи. Они были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица Элама ). На данный момент находятся в Лувре в Париже.

Сборник законов выбит на черном базальтовом столбе. Текст законов заполняет обе стороны столба и начертан под рельефом, который помещен наверху, на лицевой стороне столба, и изображает царя, стоящего перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда. Изложение законов отличается тем, что сделано в казуистической форме, тексты не содержат общих принципов, не имеют религиозного и морализирующего элементов.

Целью создания законов являлось создание системы права, которой бы регулировались земледелие, скотоводство, садоводство, торговля, социальные отношения между жителями, семейное праве и судопроизводство. В этом своде законов характерной чертой было наличие бюрократизма, к примеру, все сделки, и незначительные, по закону заключались при свидетелях.

Тщательно обобщенные и систематизаные разновременные писаные и неписаные правовые нормы представляют собой результат законов Хаммурапи. Эти законы не содержат полный перечень норм, например, нет норм определяющих наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство, по всей видимости такая задача и не ставилась, так эти случаи являлись общеизвестными и не вызывающими разногласий. В законах Хаммурапи рассматривались только такие случаи, из-за которых возникали разногласия в нормах писаного или обычного права различных областей страны.

В законах Хаммурапи содержатся несколько сотен правовых норм, которые относятся, по современной терминологии к уголовному, процессуальному, и к гражданскому праву. Но вавилонские юристы подобного различия не делали, это разделение не было принято в древней системе права. Структура законов предоставлена в следующем виде: вводное слово «если» затем идёт изложение всевозможной ситуаций и вытекающих из этих ситуаций юридических последствий. Издавая текст законов современные ученые разбили на пронумерованные «параграфы», или «статьи». По предмету регулирования разделены нормы внутри законов Хаммурапи, а переход от группы к группе происходит по принципу ассоциации.

Текст сборника состоит из трех частей:

– введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого», а также перечисляет благодеяния, которые были им оказаны городам своего государства;

– 282 статьи законов;

Первая группа норм ( п.1 – 5 ) содержит перечень наказаний за наиболее важные правонарушения, за такие как обманные обвинения в чародействе или убийстве, ложные свидетельства и изменение судебного решения судьёй. Статьи ( п. 6 – 25 ) об охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Параграф закрывающий этот раздел посвящен пртивоправному завладению чужим имуществом. В связи с этим последующий раздел ( п. 26 – 41 ), касается имущества, которое получено от царя за службу, и первый параграфа о том что воин, не участвовавший в походе или отправивший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни. Последний параграф этого раздела посвящен вопросу о не законом использовании чужого поля. Четвертая группа норм ( п.42 – 88 ) описывает регулирование операций с недвижимостью и ответственность за правонарушения, относящиеся к этому имуществу. Последующие разделы посвящены таким нормам: как торговые и коммерческие операции (п.89 – 126), семейное право (п.127 – 195), умышленные и неумышленные телесные повреждения (п.196 – 214), операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем ( п.215 – 282 ).

Цель работы заключается в том чтобы рассмотреть законы Хаммурапи не только как юридический документ, но и как исторический источник, который позволит воссоздать общую картину Вавилона времен Хаммурапи и рассмотреть некоторые обычаи и традиции присущие этой стране.

1. Рассмотреть экономический блок законов Хаммурапи.

1. Рассмотреть социальный блок законов Хаммурапи.

1. Экономический блок законов Хаммурапи.

1. 1. Сельское хозяйство

Между двумя крупными реками – Тигром и Евфратом – основными крупными источниками влаги располагась Месопотамия. Вода этих горных рек несла ил, который являлся удобрением для полей. Земля Мессопотамии отличалась исключительным плодородием. В Законах Хаммурапи четыре статьи специально посвящены наказаниям за разные случаи небрежности или халатности земледельца – общинника к орошительным сооружениям на своём участке ( ст.53, ст. 54, ст.55, ст.56 ). Он должен был возместить ущерб в случае прорыва орошительных сооружений и затопления полей соседей , что закреплено в ст.53. Если ущерб не возмещен то хозяина сооружений продавали в возмещение соседям ущерба ( ст. 54 ) [3; 104c.].

В Мессопотамии были достаточно неблагоприятные усло-вия для ведения сельского хозяйства, в связи с этим земля очень ценилась, даже были установлены наказания за её порчу ( ст.42, ст. 43, ст.44 ).

1. 2. Садоводство

Садоводство было одной из отраслей сельского хозяйства в Мессопотамии. Главной выращиваемой культурой в садах, согласно Законам Хаммурапи, являлась финиковая пальма, упоминание, о которой есть в статьях 64 и 66.

В случаях недобросовестного выполнения своих обязанностей со стороны садовода были введены статьи, которые карали это нехорошее деяние, они отражены в ст. 62 [1; 63c.].

1. 3. Скотоводство

Отрасль скотоводческая заключала в себе разведение как мелкого скота – овецы, так и крупного рогатого скота – быков. Скот был предоставлен для пастьбы специальным пастухам, они были ответственными за потраву, а также за любой другой ущерб, который происходил в стаде по их вине (ст.263 – 265 и ст. 267 ). Статьи 244 – 251 тоже относятся к скотоводству, в этих статьях, достаточно подробно, рассматриваются разные случаи найма скота, и возмещение убытков связанное с этим наймом, это в свидетельствует о том, что скот считался достаточно большой ценностью в Месопотамии [3; 107c.].

1. 4. Ремесло

Стоит отметить, что ремесла, как частного рода деятельности в Мессопотамии не было, это обьяснялось тем что все ремесленники были подчинены царскому или храмовому хозяйству.

Эта отрасль регулировалась статьей 188.

Читайте также:  Изобретения финикийцев – доклад сообщение 5 класс список

1. 5. Торговля

Мессопотамия была зависемой от международной торговли, так как занималась импортом основных видов сырья: поделочные кожи, металлы, дерево и другое.

Экспортом в Месопотамии были ремесленные изделия, растительное масло и хлеб. Был установлен общий принцип партнёрства ( ст. 99 ) [4; 112c.].

Статья 100 гласит о том, что вся прибыль торгового путешествия принадлежала тамкару, а последний обязан был оплатить шамаллуму его затраты по путешествию и жалованье. Тамкар мог дать шамаллуму любое движимое имущество для продажи взамен денег ( ст. 104 ) [1; 108c.].

1.6. Аренда и ростовщичество

В законах Хаммурапи уделяются большое внимание аренде недвижимости, закладу и обеспечению ссуд. Действовал следующий вид земельной аренды – с уплатой определенной денежной суммы вперед или с уплатой доли урожая ( при аренде сада – до 2/3 ) после уборки. Льготы предусматривались если арендовался заброшенный участок (ст. 44).

Важно то, что в законах Хаммурапи были учтены и разных природные катаклизмы (ст.45, ст. 47, ст. 48). В статье 48 говорится, что обьектом аренды может быть не только недвижимость, но и любое движимое имущество.

Статьи 236 – 239 посвящены найму речных судов для транспортировки различных грузов водным путем. В частности статьи 241 – 249 описывают и разрешают всевозможные проблемы возникающие между арендатором и хозяином животного [2; 80c.].

2. Социальный блок законов Хаммурапи.


2.1. Собственность

Субъектами права считался в основном свободный мужчина, который не находился под патриархальной властью. Личную неприкосновенность, жизнь и честь в Законах Хаммурапи оценивали менее ценно, чем собственника определенной части общинной земли ( ст. 201 ).

Рабы мушкенумов пользовались, подобно рабам при дворце, известными привелегиями ( ст.176 ).

Были случаи, в которых субъектом права была женщина, в основном она была жрицой. Имущественные права жрицы ничем не отличались от прав мужчин. Женщина, которая была замужем могла обладать в некоторых случаях отдельным от мужа имуществом ( ст. 150 ) и тем самым она не подлежала ответственности за долги мужа, которые он сделал до женитьбы ( ст. 151 ). Имущественными правами обладала и вдова, которая получала свое приданное и вдовью долю, в случае если муж ей её оставил ( ст. 171 и ст. 172 ) [5; 701c.].

Сын мог быть лишен наследства отца, если он дважды дважды совершил тяжелый грех против него ( ст. 168 и ст.169 ). Достаточно интересно то, что некоторые остатки правоспособности были закреплены за рабами, к примеру, за оскорбление действием, нанесенное свободному, раб карался отрезанием уха по суду ( ст. 205 ). Такому же наказанию подвергался раб, который оспаривал своё рабское положение ( ст. 282 ).

Царский служащий или работник обладал землей из дворцового фонда только условно, это зависело от службы которую он выполнял. Когда владелец земли умирал его земля не переходила по наследству ( ст. 27 – 29, ст.31 – 32 ) [7; 202c.].

Распоряжение землей война было лишено законной силы. Любая сделка проводимая с землей война считалась незаконной и анулировалась ( ст. 35 – 38, ст. 41 ). Вернувшийся из плена воин обеспечивался наделом ( ст. 27 ), если воин погибал то его надел передавался его совершеннолетнему сыну, если небыло совершеннолетнего сына, то надел передавался его матери с детьми и они получали треть надела на пропитание ( ст. 29 ).

Не запрещалось приобретать частную землю из общинного фонда служащим царя ( ст. 39 ) [6; 300c.]

2.2. Семья, семейные отношения.

Большую роль имели в Вавилоне семейные отношения, в Законах Хаммурапи им уделялось достаточно много внимания.

В Вавилоне брак являлся законным при строгом выполнении определенных юридических особенностей. Таких как брачный контракт, обязательно заключенный при свидетелях (ст. 128).

Смертью наказывалась неверность жены мужу (ст. 129 ). Существовал ряд правил для разбирания такого обвинения ( ст.130 – 136). При определенных обстоятельствах женщина оправдывалась законом, к примеру, в ст. 134 говорится: «Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна» [3; 210c.].

Когда муж возвращался из плена, его жена возвращалась к нему (ст. 135), но дети, рожденные от другого оставлялись у этого мужчины. Если мужа признавали дезертиром, тогда жена, не должна была возвращатся в его дом ( ст. 136 ).

Но если у жены были средства, чтобы прокормиться тогда её переход к другому мужчине приравнивался к измене и наказывалась она смертной казнью ( ст. 133 ) [6; 310c.].

Законы Хаммурапи о брачной неверности имели своё влияние исключительно на жен. В то время как муж имел право сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми ( ст. 170 ). Смертная казнь для мужа была только тогда когда он соблазнял жену свободного человека, но муж этой женщины мог его простить и тем самым сохранить ему жизнь ( ст. 128 ) [5; 712c.].

Если муж изменет жене со свободными, то она могла забрать своё приданое и вернуться в дом своего отца ( ст. 142 ).

В таких обстоятльствах как болезнь жены ( ст. 148 ), женитьба на жрице, которой нельзя было иметь детей (ст. 145 ), плохое поведение жены ( ст. 141 ) мужчина имел право взять вторую жену. Цель такого брака – рождение детей, которые унаследывали семейное имущество и продолжение рода.

Следовательно, в браке значимую роль имело имущество. Законы Хаммурапи подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе ( ст.159 – 164 ), о разделе ответственности по долгам, возникшим до брака ( ст.151 – 152 ).

Цель брака – рождение детей и при бездетном браке усыновляли чужих детей с согласия их кровными родителями или найденышей ( ст. 185 ) [1; 240c.].

2.3. Судопроизводство

Судебный процесс в Вавилоне был устным и состязательным. Возбуждение дел было по жалобе заинтересованной стороны, в судебном процессе каждая из сторон доказывала свою позицию. Не было протоколов, но особо важные моменты могли фиксировались письменно. Приговоры и решения и приговоры – устными. Свидетельские показания были основным доказательством в суде ( ст. 9 – 11).

В статье 9, полно раскрыта значимость свидетельских показаний в суде, при отсутствии свидетеля ,согласно статьи 13, суд откладывался на 6 месяцев, за это время человек должен был отыскать своих свидетелей, или его ожидала незавидная участь [7;214c.].

Заключение

В работе были рассмотрены законы Хаммурапи. Их экономический блок – это садоводство, скотоводство, ремесло, торговля и аренда и ростовщичество. Был рассмотрен социальный блок – собственность, семья, семейные отношения и судопроизводство.

В своей значительной мере законы Хаммурапи базировались на древних шумерских юридических нормах, их семитское влияние прослеживается в суровых наказаниях за семейные прегрешения.

Главной основой благополучия Вавилона было ирригационное земледелие, скотоводство тоже было одной из главных составляющих сельского хозяйства. Садоводство также играло немалую роль в экономике, так как его продукты, в основном финики, шли на продажу. Из торговых отноше-ний можно выделить сильную зависимость Вавилона от торговли и от импорта им самим сырья. Хозяйство в Вавилоне было царским или храмовым, а торговые операции осуществлялись специальными торговыми агентами. Оплотом деспотической власти в Вавилоне была постоянная армия, войны которой получали за свою службу определенные наделы земли, причем сами эти наделы не являлись их собственностью, они являлись собственностью царя и не могли отчуждаться ни под каким предлогом. В социальных отношения наметился определенный прогресс, в частности рабы подлежали наказанию только по суду.

Рассматривая законы Хаммурапи можно сделать вывод о том, что присутствовал бюрократизм.

Список литературы:

Артемов В. В. Всемирная история: вопросы и ответы. – М.: Наука, 2008. – 240с.

Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории. – СПб.: АОЗТ, 2006. – 400с.

Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства и права. СПб.:АМФОРА, 2005 – 280с.

Жидков О. А., Крашенинникова Н. А. История государства и права – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -310с.

Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности – М.: Юрист, 2007. – 861с.

Кузищина А.П. История государства и права зарубежных стран. – Ростов: Феникс, 2008. – 480с.

Соловьева К.Р. История Древнего Востока. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 374с.

Законы Хаммурапи – общая характеристика и краткое содержание

Фото с сайта hkar.ru

После того, как Хаммурапи взошел на трон, страна крепла и развивалась. Он провел ряд реформ:

  • Провел административную реформу. Он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников.
  • Подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной.
  • Привел в порядок систему сборов и налогов.
  • На частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками.
  • Продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

Но создание государственных законов, организация судебной системы – это самый большой вклад, который он внес в укрепление государственности.

На сегодняшний день законы Хаммурапи – самые древние, из всех найденных и дошедших до нас. Для времени его создания, а записан судебник Хаммурапи был примерно в 1750 гг. до н.э., он показывал, что Вавилон был государством, имеющим свою мощную государственность.
Если описать, что изменилось после написания законов Хаммурапи кратко , то:

  • Официально закреплен общественный строй государства (рабовладельческий).
  • Это помогло четко организовать судебную систему и исполнение законов.
  • Был выявлен основной господствующий класс – это рабовладельцы.

Законы Хаммурапи: общая характеристика

В 1901-1902 годах экспедицией, под руководством француза Жака де Моргана, был найден каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи . Это базальтовый обелиск. Его обнаружили в древнем городе Сузы (сейчас территория Ирана). Перевез его в Сузы, скорее всего, Эламский царь, после захвата Вавилона.

Фото с сайта hkar.ru

На базальтовом обелиске, вверху, изображен Хаммурапи, который стоит в почтительной позе рядом с богом солнца Шамашем, который, почитался как покровитель судопроизводства. Под изображением написаны законы Хаммурапи, текст их написан в клинописной форме.

На столбе затерты 35 статей, скорее всего они были затерты после захвата. Сколько статей насчитывалось в судебнике Хаммурапи , с помощью этого артефакта, было бы тяжело определить, но текст утерянных статей удалось восстановить, благодаря другим письменным источникам, дошедших до наших дней. После изучения текстов, из дошедших до нас из древних библиотек, историки определились, сколько статей в судебнике Хаммурапи было изначально. Текст судебника Хаммурапи , разделен на три части.

В первой вводной части текста доносится до нас то, что бог Шамаш передал Хаммурапи эти законы, чтобы сделать Вавилонское государство еще более могущественным и развитым. Каждый, кто не будет соблюдать эти законы, пойдет против воли и веления царя, а также против богов.
Вторая часть – это статьи, в судебнике Хаммурапи насчитывалось 282 статьи. Законы царя Хаммурапи, краткое содержание по разделам:

  1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
  2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
  3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
  4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
  5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
  6. Семейное право (127-195 пункты).
  7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
  8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).
Читайте также:  Дуэль Пушкина и Дантеса причины, история, результат, последствия

В третьей части перечисляются все виды проклятий. Они непременно должны настигнуть человека, всю его семью и потомков, если он не пожелает жить по этим законам и строго соблюдать их. Идет перечень и описание всех вавилонских богов, которые также наложат всевозможные проклятия на человека и весь его род.

Законы Хаммурапи : краткое содержание

Законы устанавливали две основные группы: рабовладельцы и рабы. В тоже время, социально общество делилось на:

  • Полноправные жители – авилум.
  • Неполноправные жители – мушкенум.

Фото с сайта hkar.ru

У полноправных жителей прав имелось больше и они, чаще всего, отделывались только штрафом или небольшим наказанием за любой проступок или неисполнение законов. В то время как неполноправного жителя ждало очень суровое наказание, если он нарушал закон. Неполноправные жители – это низший слой, у которого была только часть прав.

Законы Хаммурапи о рабах определяли группу людей – вардум. Это были рабы, которые вообще не имели прав и они были для своего хозяина только лишь имуществом. Интересно то, что если рабу наносили телесные повреждения, то это не было покушением на здоровье или жизнь, а объявлялось как порча имущества. Если законы Хаммурапи читать внимательно, то становится ясно, что раб – движимое имущество.

Рабы имели право на владение небольшим имуществом, но после смерти оно переходило к хозяину. Рабы имели право создавать семьи. Хозяин имел право отдать его в аренду, заключив договор с нанимателем. В суде рабы не имели право выступать как свидетели. У всех рабов на руке был выжжен знак. Если этот знак, кто-либо пытался вывести, это каралось очень серьезно, вплоть до отрубания рук.

Не менее интересны законы о взыскании долга с должника. До принятия законов, должник попадал в пожизненное рабство к кредитору. Поэтому законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью недопущения произвола кредитора в отношении должника и его семьи.

После принятия законов должник или любой из членов его семьи становился рабом на три года. При этом кредитор не имел право отчуждать его имущество. Закон запрещал ему наносить телесные повреждения должнику или члену его семьи. А если он совершил действия, повлекшие смерть должника или кого-либо из его семьи, то кто-либо из семьи кредитора также лишался жизни.

Фото с сайта hkar.ru

Единым владельцем всей земли в Вавилоне был царь, который выдавал землю в аренду воинам и земледельцам. И они платили ему за это налог. Воины владели землей, имуществом, рабами на правах аренды. Но они имели права наследования. Поэтому имущество передавалось по наследству, также как и сын, после отца продолжал нести военную службу.Воины были в особом почете. И если воин попадал в плен, то, по закону, его обязательно должны выкупить. Если не было нужной суммы, то деньги давал или поселковый храм или они были выделены из казны.

Не менее интересны законы Хаммурапи касательно семейного права. Здесь господствовало патриархальное устройство семьи. Но права у женщины, все же, были, хоть и частично. Мужа для дочери выбирал отец, который и заключал договор с женихом (подобие брачного контракта). Но за женой закреплялось право распоряжения своим приданым (которое наследовали ее дети).

В случае измены женщину жестоко наказывали. Но если виноват муж, то жена могла потребовать у него развод, при этом она забирала свое приданное. Отец не мог без очень веской причины лишить сына наследства. Свои права сын мог защитить в суде. После смерти отца его имущество делилось между его детьми, и их пол не играл никакой роли. Но, тем не менее, если отец семейства попадал в долговое рабство, то он мог на три года отдать вместо себя любого члена своей семьи. Допускалось многоженство, если жена не могла родить ребенка. Также можно было усыновлять детей от рабыни. После смерти хозяина, рабыня-наложница становилась свободной.

Вывод

После рассмотрения мы видим, кого защищали законы царя Хаммурапи . В первую очередь законы защищали интересы царя, потому что земля давалась только на правах аренды. Храмы полностью подчинялись царю, происхождение которого считалось божественным.

О чем заботился Хаммурапи в своих законах во вторую очередь, так это о рабовладельцах. Их интересы, касательно движимого имущества (рабов), были полностью соблюдены. У рабов практически не было прав. Рабовладельцы же являлись главенствующим классом. О чем заботился Хаммурапи в своих законах еще, так это о полноправном населении. Законы для них были мягче, чем для неполноправных жителей и рабов.

Справедливые и несправедливые законы Хаммурапибыли направлены на обеспечение государственности и дали толчок для развития судебной системы в государстве. Они систематизировали и закрепили на законном уровне ответственность и виды наказаний, которые наступали при не соблюдении законов.

Законы Хаммурапи

Список использованной литературы. 17

Раздел 1

Введение

Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законами, а их составители – первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила, отделяющая государство от хаоса – это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня. Законы также могут свидетельствовать об уровне развития государства. Чем совершеннее государство – тем совершеннее и законы. Изучая вавилонский кодекс можно прийти к заключению, что Вавилон уже в те времена находился на достаточно высоком уровне развития и обладал сложными социальными отношениями. Наконец из законов можно узнать также о нравах, об обычаях какого-нибудь государства того времени. В вавилонском случае, например, – это их так сказать “ бюрократизм “, т. е. любые сделки, даже самые незначительные, всегда заключались при свидетелях. Если хорошо поискать то можно привести еще массу примеров, причем не только из вавилонского кодекса, потому-то мировоззрение государства, т. е. людей его составляющих всегда закрепляется в обычаях, а те, в свою очередь могут повлиять на составление законов. Из всего этого видно, что изучение древних судебников дело стоящее.

Законы Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.) – шестого царя первой вавилонской династии были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах (столица Элама). Сейчас хранятся в Парижском Лувре.

Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э.. Кодекс законов Хаммурапи содержит 282 статьи, но на столбе сохранилось 247 статей, 35 статей были выскоблены, очевидно, по приказу эламского царя. Впоследствии недостающие статьи были восстановлены на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 – около 630 г.г. до н.э.) в Ниневии.

Клинописный текст состоит трех частей: введения, законов и заключения. В первой и последней части Хаммурапи характеризует себя и свое правление, а также указывает цель составления законов: чтобы сильный не угнетал слабого и т.д. В верхней части лицевой стороны столба изображен Хаммурапи, стоящий в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы.

Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы: “ Когда славнейший Анум, царь Ануннаков, и Эллиль, владыка небес и земли, устанавливающий судьбы страны, вручили Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство над всеми людьми, возвеличили его среди Игигов, назвали Вавилон его славным именем, возвысили его над четырьмя странами света и установили в нем вечное царствие, чьи основания прочны, подобно небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи, правителя заботливого и богобоязненного, дабы справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых, дабы сильный не притеснял слабого, дабы подобно Шамашу, над черноголовыми я восходил и страну озарял, Анум и Эллиль, дабы плоть людей была ублаготворена, назвали по имени “.

Таким образом, провозглашается религиозно-правовое основание власти царя и цель издания им законов. Затем Хаммурапи перечисляет свои благочестивые деяния, которые он совершил в качестве представителя каждой общины своего государства, в отдельности перед богом этой общины, и тем самым утверждает законность своей власти над каждой из них. Иначе говоря, он рассматривает своё царство как своего рода личную унию между всеми “новыми” общинами – от Ура и Эреду у персидского залива до Ашшура и Ниневии на среднем Тигре. В то же время ново и важно, что подчеркивается “ вечность “ царской власти в Вавилоне. Характерно, что, перечисляя все эти общины, он первыми упоминает Ниппур и Эреду – древнейшие культовые центры Двуречья, а затем уже Вавилон. Мардук был отождествлен с богом Асаллухи, сыном Энки, главного божества города Эреду. Здесь же приводится и длинная, чрезвычайно пышная титулатура Хаммурапи: “ Накопитель богатства и изобилия, Семя царственности, Царь благоразумия, Сень страны, Ярый телец, забодавший противника, Укротитель врагов, Пастырь людей “ и т.п. Наконец, вводимый словом “ отныне “, начинается собственно текст законов.

Законы Хаммурапи представляют собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных правовых норм. Они не содержат исчерпывающего свода таких норм (отсутствуют, например, нормы устанавливающие наказание за простую кражу, за умышленное убийство, за чародейство и т.п.), но такая задача, видимо не ставилась. Подобного рода простейшие случаи предполагались общеизвестными и не вызывающими разногласий. Законы Хаммурапи рассматривают лишь те случаи, по поводу которых действующие нормы писаного или обычного права различных областей страны расходились между собой. Впрочем, и нормы, регулирующие “ простейшие “ случаи, текстом законов подразумеваются как существующие: нетрудно даже указать, исходя из внутренней логики построения сборника законов, места в тексте, где они могут быть вставлены.

Законы Хаммурапи содержат несколько сот правовых норм, относящихся, если употреблять современную терминологию, как к уголовному, так и к гражданскому (а также и к процессуальному) праву. Сами же вавилонские юристы такого различия не проводили, и его не знает ни одна древняя система права. Каждая норма вводится словом “если” после чего следует изложение возможной ситуации и вытекающих из неё юридических последствий. При издании текста законов современными учеными он был разбит на “ параграфы “, или “ статьи “, снабженные нумерацией (сам текст такой нумерации, естественно, не имеет, так как, вероятно, выучивался наизусть) 1 . Всего таких параграфов – 282.

Нормы внутри Законов Хаммурапи группируются по “ предмету “ регулирования, а расположение норм внутри групп и переходы от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 – 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и “ изменение “ судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 – 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п. 26 – 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) – тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 – 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

Читайте также:  Доклад на тему Динозавры

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

п.89 – 126 – торговые и коммерческие операции.

п.127 – 195 – семейное право.

п.196 – 214 – умышленные и неумышленные телесные повреждения.

п.215 – 282 – операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).

Законы царя Хаммурапи – суровые, но справедливые

Содержание:

Вавилонские законы царя Хаммурапи – один из древнейших правовых памятников в истории. Этот древний кодекс законов, созданный около 1755 года до н. е. оказал влияние на древневосточную правовую культуру на протяжении многих столетий. О том какая история создания кодекса Хаммурапи, характеристика и суть основных законов, читайте далее.

История законов царя Хаммурапи

Хаммурапи (1792-1750 года до н. е.) был одним из самых известных царей Вавилона. Истории он известен не только как великий законодатель, но и не менее великий завоеватель. В начале его правления территория Вавилонского царства была сравнительно небольшой, помимо столицы туда входило лишь несколько небольших городов, а вокруг были отнюдь не дружелюбные соседи. Но благодаря ряду успешных военным кампаний, а порой и разным хитрым трюкам, подкупам и сделкам, царю Хаммурапи удалось в разы расширить территорию Вавилонии, завоевать всех близлежащих соседей, и, в конце концов, объединить под своим правлением всю Месопотамию.

Хаммурапи был выдающимся политиком, стратегом, военачальником, при котором древний Вавилон достиг вершины своего могущества. Поэтому не удивительно, что современники видели в нем божественного избранника, чья правота не может быть оспорена. Царская власть была абсолютно и единоличной, царь считался наивысшим авторитетом и источником закона и правосудия. Будучи мудрым правителем, Хаммурапи отлично понимал, что править большим государством можно лишь при помощи строгого и справедливого порядка. С этой целью им и был создан знаменитый свод законов Хаммурапи.

Законы вавилонского царя были высечены на специальной конусообразной стеле. Вверху же эту стелу венчал барельеф, на котором были изображены две фигуры: сидячий на троне верховный бог Вавилонского пантеона – Шамаш, олицетворяющий Солнце; и вторая фигура, стоящая с почтением перед божеством – это, скорее всего, сам Хаммурапи, божий избранник.

Стела Хаммурапи в Лувре.

Эта стела с высеченными на ней законами на долгие столетия была утеряна и лишь в 1901 году ее обнаружила французская археологическая экспедиция под руководством египтолога Жака де Моргана. Сейчас она хранится в знаменитом парижском музее – Лувре.

Текст законов высечен на стеле клинописью на аккадском языке. Короткие колонки клинописи покрывают лицевую часть барельефа и всю обратную сторону. К сожалению, часть текста стелы не сохранилась, историки предполагают, что ее могли уничтожить эламиты, которые захватили стелу во время одного из своих набегов на Вавилон уже во время упадка Вавилонского царства.

Однако после расшифровки сохранившегося текста, историкам предстали во всей красе законы древнего вавилонского царя.

Общая характеристика законов Хаммурапи

Первое что бросается в глаза, так это то, что законы Хаммурапи тщательно продуманы и структурированы, что говорит о том, что их составитель был очень педантичным человеком, во всем любившим порядок, да, таким был царь Хаммурапи. Структура кодекса включает вступление, основную часть и заключение.

В основной части имеется 282 параграфа. Из них 35 были стерты эламитами, но не все так плохо, ученым удалось их восстановить из другого источника – глиняных табличек, обнаруженных в Сузах в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Этот просвещенный ассирийский царь задумал создать самую большую библиотеку в мире, и его переписчики документировали все заслуживавшие внимания письменные памятники древнего Востока, разумеется, кодекс законов Хаммурапи они также переписали, и таким образом позволили восстановить его полностью.

Законы Хаммурапи охватывают все сферы человеческой жизни, структура их следующая:

  • Статьи 1-5 – посвящены суду и судопроизводству.
  • Статьи 6-126 – посвящены праву собственности и договорным взаимоотношениям.
  • Статьи 127-195 – посвящены семейным отношениям и праву наследования (по сути это семейный кодекс).
  • Статьи 196-214 – посвящены преступлениям уголовного характера (а это уже криминальный кодекс).
  • Статьи 215-282 – посвящены имущественным преступлениям.

Пролог и эпилог написаны в гимно-эпическом стиле. В прологе прославляется власть царя Хаммурапи как божьего избранника, а в эпилоге говорится о божественной поддержке тех, кто будет следовать этому кодексу законов, и о божественном же наказании для тех, кто будет его нарушать.

Основные законы Хаммурапи

Теперь давайте рассмотрим некоторые самые интересные законы из этого кодекса.

  • Если кто-то обвинит другого в том или ином преступлении, а доказать это не сможет, то сам должен подвергнутся соответствующему наказанию. Даже если наказание за преступление – смертная казнь, то несправедливо обвиняющий тогда должен сам быть казнен. (Сурово, но справедливо).
  • Если судья без оснований изменит свое решение, то он лишается звания судьи (без права занимать его впредь) и платит большой денежный штраф. (Такой закон для наших судей бы не помешал, как думаете?)
  • За кражу из дворца или храма, а также за разбой и мародерство во время пожара, войны или других бедствий полагалось самое суровое наказание – смертная казнь.
  • За обыкновенную кражу пойманный вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если он этого не мог сделать, то опять таки подлежал смертной казни.
  • В уголовном производстве действовал принцип «зуб за зуб, глаз за глаз». То есть если кто-то кому-то поломал руку, то в наказание за это ему также ломалась рука. Наказанием за убийство было убийство, то есть смертная казнь.
  • Имущество воина попавшего в плен было защищено специальным законом, оно было неприкосновенно и по освобождении воина обратно возвращалось ему.

Ряд статей кодекса регулирует имущественные отношения между собственником и арендатором земли. Так, например, согласно одного из законов, арендатор несет ответственность за необработанную землю. Если таковая имеется, то он платит штраф собственнику земли в размере одного урожая, который мог бы вырасти на этой необработанной земле.

Весьма интересны законы Хаммурапи в сфере семейного законодательства.

  • Супружеская измена и изнасилование карались смертной казнью.
  • Жене воина попавшего в плен и испытывающей материальную нужду официально разрешалось выйти замуж вторично, но при освобождении первого мужа, она была обязана вернутся обратно к нему.
  • Если жена безосновательно отказывала мужу в физической близости, ему разрешалось с ней развестись.
  • Замужняя женщина могла иметь собственное имущество, на которое не могли претендовать даже кредиторы ее мужа.
  • При заключении брака жених платил отцу невесты специальный выкуп. Если же отец невесты решил расторгнуть заключение брака уже после оплаты выкупа, то должен был вернуть его жениху в двойном размере.

Также стоит заметить, что отдельные законы предусматривали особую ответственность людей разных профессий за халатное исполнение своих служебных обязанностей. Так, например, небрежный строитель, по вине которого обрушился дом, и погибли люди, подлежал смертной казни.

Рекомендованная литература и полезные ссылки

  • Бузескул В. П. Открытия XIX и начала XX века в области истории Древнего мира. Часть I. Восток. — Пг.: Academia, 1923. — 222 с.
  • Текст сборника Законов Хаммураби в переводе: Пер. и комм. И. М. Волкова // Законы вавилонского царя Хаммураби. С 8 рисунками и картой / Под общ. ред. Б. А. Тураева. — М.: Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон, 1914. — 81 с. — (Культурно-исторические памятники Древнего Востока, Вып. I).
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. I. Открытие кодекса // Журнал Министерства народного просвещения. — 1910. — Февраль. — С. 301—316.
  • Волков И. М. Кодекс Гаммураби. II. Гаммураби и его царствование // Журнал Министерства народного просвещения. — 1912. — Сентябрь. — С. 65—77.
  • Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства: Пер. и комм. под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории. — 1952. — № 3 (40). — С. 199—206.

Законы Хаммурапи, видео

Вавилонские законы Хаммурапи – кратко

Вавилонский царь Хаммурапи правил в 1792-1750 гг. до н. э. Хаммурапи считают реформатором и создателем первой системы права. В годы его правления многочисленные обычаи и правила поведения были собраны и кратко сформулированы в первом своде законов. Историки назвали этот свод Законы Хаммурапи.

Глиняные таблички с фрагментами записей первых норм права время от времени находили археологи при раскопках Древней Месопотамии. Но факт наличия в Вавилоне целого свода законов историки открыли только в 1901 году.

Двухметровый базальтовый столб, с начертанными на нём статьями в ходе раскопок древнего города Сузы обнаружили французские археологи в 1901-1902 гг. Вскоре столб вывезли в Париж, и сейчас он представлен в Лувре.

Свод из 282 статей, высеченных на столбе, венчает изображение самого Хаммурапи, принимающего свиток с законами от бога солнца Шаманшу. Так, изображение на барельефе иллюстрирует высшую силу происхождения права.

Перечню статей предшествует торжественный пролог, содержащий повествование о достижениях Хаммурапи. Завершает пролог декларация о верховенстве законов для справедливого царствования над людьми во имя счастья страны.

Далее следует перечень кратких постулатов, которые можно разделить на группы исходя из сути рассматриваемых ситуаций.

Обвинения и правосудие

Первые 5 статей называют общими, поскольку в них определены:

•порядок обвинения;
•обязанность обвинителя доказать свою правоту;
•способы защиты от обвинения.

В настоящее время такие статьи назвали бы – процессуальными.

Ответственность за кражу

В статьях с 6 по 25 описаны виды наказаний за кражу различного имущества. Особое внимание уделено краже рабов.
Наказание в большинстве случаев предусматривало смерть вора. Возвращение беглых рабов, напротив, предполагало обязательное поощрение.

О воинской службе и имуществе военных

Обязанность нести военную службу по призыву царя не допускала возможности замены военнообязанного на наёмника. За такой поступок призывника казнили.

Имущество и жизнь военных, исправно несущих службу, закон охранял от посягательств. Пленников, неимеющих средств на выкуп, надлежало выкупать за счёт казны.

Аренда

Свод статей посвящён обязанностям арендаторов земли, которым предписывалось исправно возделывать угодья и платить аренду владельцам.

Займы

Большая часть норм о правилах займа не сохранилась. Дошедшие до нас статьи, свидетельствуют о наличии у вавилонян устойчивой системы процентных кредитов. Они определяют порядок возвращения долгов, проценты и виды компенсаций в случае невозможности выплаты долга.

Семейное право

Вавилоняне вступали в брак на основании договора. Согласно закона, брак, не скреплённый договором, считался недействительным.
Право на развод имели оба супруга. При этом закон защищал интересы обеих сторон.

Наследование и усыновление

Имущество умершего отца делилось в Вавилоне поровну между детьми мужского пола. Лишением наследства карались только сыновья, признанные судов виноватыми перед отцом в совершении тяжкого проступка.

Убийства и причинение вреда здоровью

За нанесение телесных повреждений и переломов виновного наказывали причинением аналогичного увечья.
Убийство раба наказывалось штрафом. Сыну, достаточно было ударить отца, чтобы ему грозило наказание в виде отсечения руки.
Правила поведения лекарей, строителей, плотников.

Основы этики профессионального поведения. Статьи устанавливают ответственность:
•врачей за неудачные операции;
•строителей за рухнувший дом;
•корабельщика за ненадёжный корабль.

Свод статей завершает эпилог о мудрости закона и о каре богов, которая постигнет тех, кто законы нарушает.

Ссылка на основную публикацию