Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая?

Что есть истинная честь и что есть мнимая?

Что такое честь? Это показатель, по которому общество оценивает моральное достоинство человека, это наш внутренний судья и ограничитель, связанный с оценкой и восприятием таких качеств, как благородство, целомудрие, нравственность, доблесть, честность, совестливость и многое другое. Объективно говоря, в мире грехов и соблазнов являться человеком чести сложно — гораздо легче им казаться, изображать из себя такового, и этот факт подводит нас к рассуждению о том, что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая?

В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и тех, чья деятельность насквозь пропитана лицемерием и фальшью. Мнимая честь — это прерогатива слабых и пустых личностей, не умеющих или не желающих жить собственной жизнью, а лишь выдающих себя за совершенно других личностей. Причем зачастую у таких людей ярко выражен полный диссонанс мыслей и действий. Главным показателем мнимой чести является недобросовестность, тогда как в случае с истинной честью совесть стоит на первом месте. У тех, кто лишь притворяется честным человеком, напрочь отсутствует самоуважение, а люди честные, наоборот, в первую очередь руководствуются лишь собственным мироощущением и мировосприятием, честностью и справедливость по отношению к самим себе и к окружающим.

Хорошим примером человека чести является Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мы знакомимся с его деятельность еще в том возрасте, когда у человека априори не полностью сформирован характер — однако, уже будучи совсем юным, Петр с абсолютно добрыми намерениями благодарит путника за помощь, отдав ему свой тулуп. С течением повести мы все больше убеждаемся в добросовестности этого героя: он сражается за честь своей возлюбленной на дуэли с Швабриным, прекрасно осознавая риск для собственной жизни, однако тут же прощает негодяя, оклеветавшего Марию, поняв, что никакое физическое наказание не сможет проучить подлеца и внушить ему уважение к людям, а, значит, никакое подобное наказание не имеет смысла. И даже собственная жизнь для Петра не входит ни в какое соперничество с чувством собственного достоинства, и потому, когда Пугачев дает герою выбор: умереть или перейти на сторону врага – Гринев без сомнения выбирает смерть. Да, возможно, чувство собственного достоинства в перемешку с юношесткою страстностью и необдуманностью в действиях часто играли с Гриневым злую шутку — но со временем, когда эмоции немного утихли, а Петр стал понимать логику своих действий и суждений, его уважение к себе и к людям только усилилось, а чувство справедливости обострилось и заиграло новыми красками. Петр является примером истинной чести, тогда как Швабрин, человек низкий, алчный и глупый, выступает в повести полной его противоположностью.

Сколько бы человек не притворялся тем, кем он не является, рано или поздно общество узнает всю подлую сущность его и обвинит этого человека в бесчестии и безнравственности. К типу людей с мнимой честью относится Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Он время от времени стыдился того, что он армеец, считал этот чин недостойным, и «волочась» за княжной Мэри, всячески унижал себя, пресмыкался перед нею, разбрасываясь наигранными высокопарными выражениями. Герой даже в какой-то момент стал скрывать хромоту, которая, быть может, все это время была лишь частью его образа. Он изображал себя серьезным мужчиной, и, казалось бы, с достоинством и честью относился к своим чувствам, однако в один миг, при одном отказе в чувствах княжна превратилась из «ангела» в «кокетку», любовь испарились, а на её место пришли низкие сплетни и слухи. Грушницкий, будучи типичным представителем «водяного общества», планировал долгое время изображать из себя «героя романа», но вся суть его очень быстро вылезла наружу, и он, позже, связавшись с такими же недостойными личностями, как он, показал полное отсутствие в себе чести и достоинства, решив обманом выиграть на дуэли, за что и поплатился жизнью.

Жить легче или жить правильнее — это тот выбор, который каждый человек делает сам для себя на протяжении всей жизни. Что есть мнимая честь и что есть истинная – понять несложно, каждый из нас является скульптором своей судьбы, однако в любых обстоятельствах стоит помнить цитату А.П. Чехова : «Честь нельзя отнять, её можно потерять».

Что есть истинная честь и что есть мнимая?

Основная часть

Тезис

Формулировка главной мысли сочинения Для солдата выбрать путь чести значит умереть с достоинством, но не изменить присяге. Путь бесчестия – это путь предательства.

Обращение к произведению

Многие писатели обращались к этой теме. Так, в романе.

К теме. обращались многие русские и зарубежные писатели. Так, в романе.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении. Так, в романе.

Обратимся к роману. (автор, название). Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме.

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе . (автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении. (автор, название). Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и . (имя писателя) в . (название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении . (автор, название). Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе. (автор, название). Вспомним героя повести . (автор, название).

Лирический герой стихотворения . (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация фрагмента или эпизода (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

Автор повествует о.

Писатель размышляет о.

Писатель обращает наше внимание.

Писатель заостряет наше внимание на .

Он акцентирует внимание читателя на.

Он осуждает. Он ставит нам в пример.

Автор подчеркивает. Пушкин утверждает.

Промежуточный вывод в конце каждого аргумента

Писатель считает, что. Автор хочет донести до нас мысль о.

Писатель подводит нас к мысли:

Заключение

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.

В заключение хочется призвать людей к.

В заключение хочется выразить надежду на то, что.

Хочется верить, что.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что .

«История любой человеческой жизни есть история поражения»

Вся наша жизнь — это череда взлетов и падений, побед и поражений, удачных и неудачных стечений обстоятельств, это и наполняет существование человека азартом, делает его ярче и контрастнее. Однако все это не бесконечно, и при любых обстоятельствах, какой бы они не имели окрас, стоит иметь в виду, что, относительно всего, что когда-либо существовало на земле, для нас все закончится достаточно скоро, ведь человек смертен, «иногда внезапно смертен», и печальный исход этот в определенной степени является поражением. И если вся наша жизнь — это дорога к смерти, где-то ухабистая и извилистая, а где-то и вовсе прямая, можно ли считать любую историю человеческой жизни историей поражения? Поражение — это явная неудача в каком-либо конфликте, это разгром, несправедливость, проигрыш, фиаско. Мне кажется, что сосредоточением всех этих понятий является слово «смерть» — тот самый исход, та точка, после которой заканчиваются все процессы, это одновременно и толчок к действию, и факт, принять который готов не каждый, это вечный конфликт с жизнью, тайна, покрытая мраком, и наверное, самое ожидаемое и самое трагическое поражение, какое только может испытать человек. Смертен каждый из нас, несмотря на социальный статус, возраст, расовую принадлежность, национальность, жизненные предпочтения , вероисповедание — всех в конченом итоге ждет один и тот же исход, однако многие забывают об этом, и потому нам известно так много историй с трагическим концом. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» мы сталкиваемся с судьбой достаточно типичной личности: пожилой, обладающий богатством мужчина плывет со своей семьей на пароходе «Атлантида» с той лишь только целью, чтобы потратить все накопленное за долгие годы труда богатство на отдых и развлечения. Герой рассказа не отличался ничем особенным, автор даже не называет нам его имени. Всю свою жизнь этот господин занимался пустым накопительством, работал без особой цели и особого стремления, и, дожив до достаточно почтенного возраста, все же решил получить, казалось бы, заслуженный отдых — месяца, годы празднества и чревоугодия, однако все повернулось совсем по-другому. Считал ли этот герой себя победителем? Безусловно, особенно по сравнению с теми, кто не мог позволить себе шестиразовое питание, кто был гораздо ниже по статусу и плыл в нижнем трюме парохода. Господин из Сан-Франциско считал, что деньги дают ему главенство над жизнью, но буквально мгновение – внезапная смерть, и он, бездыханный, плывет уже в пыльном деревянном ящике на одной палубе с теми, кому при жизни выражал надменное пренебрежение. Эта смерть явилась логичным и поучительным исходом, жестоким, но справедливым поражением, к которому, выходит, господин их Сан-Франциско шел всю свою жизнь. Получается, что история всей его жизни явилась историей его поражения. Подобный исход ждет, к сожалению, и тех, кто при жизни изо всех сих старается бороться с системой, кто рушит стереотипы, кто наполняет жизнь смыслом и, пусть и на подсознательном уровне, но хочет оставить свой след в истории. Герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», Евгений Базаров, представлен нам как личность незаурядная: он, несмотря на свою в какой-то степени разрушительную теорию, был врачом-практиком и помогал людям, а также в целом был очень близок к народу, ценил, уважал и защищал интересы простых крепостных. Его судьба, его физическое и психологическое состояние раскрывается вплоть до последней главы, однако и данная история закончилась поражением: этот пылкий и перспективный юноша, будучи совсем молодым, погиб очень странной и в какой-то степени нелепой смертью. Базаров проиграл даже несмотря на то, что до последнего пытался бороться за светлое будущее свое и своей страны. Безусловно, данное высказывание является неоспоримой мудростью философа, однако, как мне кажется, мысль о том, что всех нас ждет поражение, так или иначе должна пробуждать в человеке азарт, соперничество, в нем должно воспламеняться желание действовать, чувствовать, испытывать — другими словами, желание жить, а не бесцельно существовать.

Должен ли разумный человек жить чувствами?

Подвластен ли чему-то разум? Я думаю, что нет, и даже чувства не способны принудить к чему-либо разумную и сильную личность. Я думаю, что человек, не обделенный разумом, априори не может обладать каким-либо долгом перед чувствами, потому как чувство долга само по себе навязано в большей степени социумом, а разумный человек, как мне кажется, от общества не зависит. Так что, говорить о «долге» в этой ситуации не совсем уместно. Однако, если не отталкиваться от самого слова «долг», можно попробовать углубиться в вопрос о том, нужны ли чувства тому, кто обладает разумом, и могут ли чувства и разум одновременно существовать в жизни одной личности? Чувства – это одновременно радость и горе, эйфория и депрессия, разочарование и восхищение – а вместе все это составляет счастье человека, если счастье в принципе возможно как-то интерпретировать. Должен ли разумный человек быть счастливым, или счастье становится рудиментом, когда появляется разум? Мне кажется, что должен, ведь лишать себя и без того редких радостей и превращать жизнь в рутину и пустое существование может только человек, разумом обделенный. Однако известно немало примеров, когда человек, доходя до определенного уровня умственного развития, просто переставал видеть смысл в чувствах, боялся их или же просто не имел возможности ими наслаждаться. В этом заключается сила разума и парадокс нашего существования: человек может насильно заставить себя не испытывать чувств, боясь негативных последствий, а может и вовсе потерять способность чувствовать, способность наслаждаться жизнью и испытывать от неё удовлетворение, сам того не желая. Так вышло с героем романа Джека Лондона «Мартин Иден». Мартин начал свою умственную деятельность благодаря чувствам: любовь к воспитанной и образованной Руфь подтолкнула его к упорному умственному развитию: за год он полностью изменил своё мировоззрение и превратился из моряка, представителя рабочего класса, в образованного писателя, чьи произведения стали бестселлерами и обрели мировую популярность. Однако одновременно с развитием мышления стали исчезали чувства восхищения к «высшему» классу, к буржуазии, стали постепенно гаснуть и чувства к Руфь, она больше не казалась недоступным небесным телом, а её умственные способности и кругозор стали иметь совершенно другой окрас. Другими словами, Мартин разочаровался, и разочаровался во всем. Добившись денег и славы, добившись высокого уровня умственного и творческого развития, герой больше не испытывал прежних чувств и эмоций и даже перестал испытывать рвение к жизни – ему казалось, что он понял и испытал все, а, значит, его жизнь в дальнейшем потеряет всякий смысл, и, поняв собственную беспомощность в этой ситуации, нашел выход только в самоубийстве. Однако истинным глупцом является тот, кто упускает возможность чувствовать, добровольно обрекая себя на одиночество и несчастье. Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» обладал так называемой «хандрой» – отсутствием рвения к жизни, к общению, к чувствам, к эмоциям, однако у него была возможность внести в своё существование больше красок. Если бы герой ответил взаимностью Татьяне, если бы он решился принять её чувства и наслаждаться ими, может быть, его жизнь стала бы иметь хоть какой-то смысл, и, может быть, он не сделал бы тех роковых ошибок, от которых сам потом сбежал. Должен ли был Евгений воспользоваться признанием Татьяны, принять её любовь и, кто знает, возможно, подарить ей со временем ответные чувства? Я думаю, что должен был, однако, понял он это слишком поздно, что стало трагедией всей его жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что разумный человек должен жить чувствами, если у него есть такая возможность, потому как чувства – это то, что составляет счастье человека, а есть ли смысл в том, чтобы быть осознанно несчастным? Однако парадокс заключается в том, что вместе с разумом нередко приходит «апатия», отторжение необходимости чувств, атрофированность эмоций, и в этом заключается трагедия некоторых мыслящих людей.

Что есть истинная честь и что есть мнимая?

Что такое честь? Это показатель, по которому общество оценивает моральное достоинство человека, это наш внутренний судья и ограничитель, связанный с оценкой и восприятием таких качеств, как благородство, целомудрие, нравственность, доблесть, честность, совестливость и многое другое. Объективно говоря, в мире грехов и соблазнов являться человеком чести сложно — гораздо легче им казаться, изображать из себя такового, и этот факт подводит нас к рассуждению о том, что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая? В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и тех, чья деятельность насквозь пропитана лицемерием и фальшью. Мнимая честь — это прерогатива слабых и пустых личностей, не умеющих или не желающих жить собственной жизнью, а лишь выдающих себя за совершенно других личностей. Причем зачастую у таких людей ярко выражен полный диссонанс мыслей и действий. Главным показателем мнимой чести является недобросовестность, тогда как в случае с истинной честью совесть стоит на первом месте. У тех, кто лишь притворяется честным человеком, напрочь отсутствует самоуважение, а люди честные, наоборот, в первую очередь руководствуются лишь собственным мироощущением и мировосприятием, честностью и справедливость по отношению к самим себе и к окружающим. Хорошим примером человека чести является Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Мы знакомимся с его деятельность еще в том возрасте, когда у человека априори не полностью сформирован характер — однако, уже будучи совсем юным, Петр с абсолютно добрыми намерениями благодарит путника за помощь, отдав ему свой тулуп. С течением повести мы все больше убеждаемся в добросовестности этого героя: он сражается за честь своей возлюбленной на дуэли с Швабриным, прекрасно осознавая риск для собственной жизни, однако тут же прощает негодяя, оклеветавшего Марию, поняв, что никакое физическое наказание не сможет проучить подлеца и внушить ему уважение к людям, а, значит, никакое подобное наказание не имеет смысла. И даже собственная жизнь для Петра не входит ни в какое соперничество с чувством собственного достоинства, и потому, когда Пугачев дает герою выбор: умереть или перейти на сторону врага – Гринев без сомнения выбирает смерть. Да, возможно, чувство собственного достоинства в перемешку с юношесткою страстностью и необдуманностью в действиях часто играли с Гриневым злую шутку — но со временем, когда эмоции немного утихли, а Петр стал понимать логику своих действий и суждений, его уважение к себе и к людям только усилилось, а чувство справедливости обострилось и заиграло новыми красками. Петр является примером истинной чести, тогда как Швабрин, человек низкий, алчный и глупый, выступает в повести полной его противоположностью. Сколько бы человек не притворялся тем, кем он не является, рано или поздно общество узнает всю подлую сущность его и обвинит этого человека в бесчестии и безнравственности. К типу людей с мнимой честью относится Грушницкий, герой романа М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Он время от времени стыдился того, что он армеец, считал этот чин недостойным, и «волочась» за княжной Мэри, всячески унижал себя, пресмыкался перед нею, разбрасываясь наигранными высокопарными выражениями. Герой даже в какой-то момент стал скрывать хромоту, которая, быть может, все это время была лишь частью его образа. Он изображал себя серьезным мужчиной, и, казалось бы, с достоинством и честью относился к своим чувствам, однако в один миг, при одном отказе в чувствах княжна превратилась из «ангела» в «кокетку», любовь испарились, а на её место пришли низкие сплетни и слухи. Грушницкий, будучи типичным представителем «водяного общества», планировал долгое время изображать из себя «героя романа», но вся суть его очень быстро вылезла наружу, и он, позже, связавшись с такими же недостойными личностями, как он, показал полное отсутствие в себе чести и достоинства, решив обманом выиграть на дуэли, за что и поплатился жизнью. Жить легче или жить правильнее — это тот выбор, который каждый человек делает сам для себя на протяжении всей жизни. Что есть мнимая честь и что есть истинная – понять несложно, каждый из нас является скульптором своей судьбы, однако в любых обстоятельствах стоит помнить цитату А.П. Чехова : «Честь нельзя отнять, её можно потерять».

Читайте также:  Сочинение Героизм как высшее проявление разума

Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая?

Честь является одной вечных ценностей в жизни человека. Это качество сильной личности, способной отстаивать свои нравственные принципы и идеи. Человек чести всегда поступает благородно, достойно, в своей жизни ориентируется на мораль и духовные ценности.Однако бывают ситуации, в которых сложно отличить истинную честь от мнимой. Ведь последняя является способностью человека выдавать свои поступки и цели за благородные и бескорыстные.Таким образом, мнимая и истинная честь на первый взгляд могут быть внешне неразличимы. Тем не менее, в сущности это два разных понятия, поэтому как бы человек ни прикрывался маской мнимой чести, истина всегда выходит наружу.

В произведении А.С. Пушкина “Капитанская дочка” мы наблюдаем за двумя молодыми людьми, которые на первый взгляд имеют много общего. Швабрин и Гринев даже становятся друзьями, оба считаются людьми благородными людьми высокого происхождения.

Однако дальнейшие поступки Швабрина выдают его истинную сущность. Он низкий человек, пренебрегающий принесенной Родине присягой и готовый пресмыкаться перед Пугачевым, чтобы спасти свою жизнь. Гринев же наоборот всеми своими поступками доказывает, что он действительно достойный человек. Юноша остается верным присяге, смело и честно говорит Пугачеву все, что он о нем думает. Гринев не отступается от своих принципов, не изменяет себе. Он говорит: «. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. » Кроме того, нельзя не отметить, с каким уважением он относится к Маше Мироновой, бескорыстно защищая как саму девушку, так и её честь. Мы понимаем, что Швабрин и Гринев, хоть поначалу и тесно общаются, кажутся похожими людьми, на самом деле совершенно разные. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

В итоге, каждый из героев получает то, что он заслужил. Гринев, честь которого не вызывает сомнений, счастливо живет с Машей, а Швабрина обличают в низости и арестовывают за предательство. Подобное противопоставление мнимой и истинной чести представлено и в повести Василя Быкова «Сотников». Рыбак и Сотников-партизаны, служащие в одном отряде. Поначалу оба героя кажутся читателям храбрыми солдатами, служащими на благо Родины. Рыбака, как и Сотникова можно было бы назвать человеком чести, выполняющим свой долг перед отечеством. Однако война это время, наполненное страшными событиями, которые заставляют людей раскрывать свою истинную сущность. Таким событием для героев стало попадание в плен. Рыбак, стремясь сохранить свою жизнь любой ценой, становится предателем. Он забывает про долг и честь перед лицом смерти. Сотников же верен своим принципам, он не сдаётся врагам и жертвует своей жизнью ради отечества. На первый взгляд может показаться, что его судьба сложилась трагичнее, чем у Рыбака. Ведь последний остался жить, а Сотников был повешен. Но так ли это на самом деле? Рыбак выжил лишь физически, но погиб духовно. Он и сам чувствует, что не сможет полноценно жить, став бесчестным человеком. Сотников же жил и погиб с честью, оставшись героем в памяти мальчика, в толпе, наблюдающей за его казнью.

Нельзя сомневаться в том, что понятие чести никогда не исчезнет. Во все времена будут люди, обладающие непоколебимыми нравственными принципами, силой воли и достоинством. Всегда будут и те, кто умеет лишь притворяться честным человеком. Только истинная честь способна направлять человека на его жизненном пути, помогать ему принимать верные решения.Она отражается в человеческих поступках и никогда не останется незамеченной.

Итоговое сочинение – Честь и бесчестие

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Честь и бесчестие”. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется. Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

  • Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
    В. Г. Белинский
  • Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь — это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
    Ф. Вольтер
  • Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.
    Б. Паскаль
  • Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
    А. П. Чехов
  • Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
    А. Шопенгауэр

  • Сочинение на тему «Честь и бесчестие»

    Честь, достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – вот основные показатели действительно стойкого и сильного, волевого человека. Он уверен в себе, имеет собственное мнение и не боится его высказать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его трудно, а то и невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, это личность. Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

    Обратимся к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата, даже имя его распространено – Андрей Соколов. Этим автор даёт понять, что герой рассказа – самый обычный человек, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны. История Андрея Соколова типична, но сколько же лишений и испытаний ему пришлось пережить! Однако он с честью и стойкостью перенёс все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обыкновенный русский человек, именно этим показывая, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера. Вспомним поведение Андрея в немецком плену. Когда немцы, желая развлечься, заставили измученного и голодного пленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда. Тогда немцы налили ему второй стакан, и, выпив его, он так же ответил, несмотря на мучивший голод. И после третьего стакана Андрей отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». С этими словами немец дал Андрею хлеба и сала. И эти угощения тот разделил поровну со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.

    Вспомним повесть Василия Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовились нанести удар, собирая лучшие силы. Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – вот, что нельзя убить. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет. Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в таком аду, как война, но жить! И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.

    Приведённые аргументы красноречиво подтверждают постулат, заявленный в нашей теме – даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

    «Честь и бесчестие» сочинение

    В понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

    Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

    В наше время кажется уже, что понятия “честь и достоинства” устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. ” Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России”, – говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести “Капитанская дочка”: “Береги честь смолоду”. Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.

    «Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», – как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

    Всего: 302 слова

    Сочинение на тему «Что такое честь?» (По Д. Гранину)

    В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

    В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.
    По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.
    А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

    Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

    В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

    Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

    Но, пока жив человек, жива и честь.

    Сочинение «Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина»

    Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

    Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

    По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

    Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

    Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

    Сочинение «О чести»

    Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

    Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

    В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

    Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

    Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

    Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

    Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

    Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

    Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

    Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

    Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

    Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

    Материалы для итогового сочинения. Честь и бесчестие
    материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) на тему

    Материалы для итогового сочинения. Честь и бесчестие. Пример сочинения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Материал для итогового сочинения. Честь и бесчестие. Пример сочинения.28.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ

    В основе направления лежат важные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти по пути предательства, лжи и лицемерия.

    Возможные формулировки темы

    Возможные формулировки главной мысли

    Что такое честь?

    Что такое бесчестие?

    Что такое честь?

    Что такое бесчестие?

    Какого человека называют человеком чести?

    Честь и честность – одно и то же?

    Как я понимаю слова “мнимая честь”?

    Что значит для вас «жить по чести»?

    Откуда берутся бесчестные люди?

    Как честные, так и бесчестные люди будут существовать всегда.

    Борьба между ними не закончится.

    Честь – это нормы общества, которые нужно выполнять, чтоб оставаться членом этого общества.– >Жить по чести – выполнять нормы общества.

    Честь – это внутреннее достоинство человека. Честным надо быть в первую очередь перед самим собой, а не перед обществом.

    Мнимая честь – то, что требует от тебя общество, истинная честь – служение собственным высоким идеалам. Ложная честь – делать всё правильно, но напоказ.

    Только человек чести достоин уважения. Каждый человек зависит не столько от общества, сколько от самого себя. –>Поэтому очень важно работать над собой и следить за тем, какие качества ты в себе развиваешь.

    Лев Толстой. Война и мир

    Лев Толстой. Два гусара

    Александр Пушкин. Капитанская дочка

    Александр Пушкин. Метель

    Борис Васильев «…Завтра была война»

    Что дало России дворянское служение чести?

    Отрицательное или положительное качество честолюбие?

    Русское дворянство выстраивало идеальную модель поведения благородного человека, недостижимую в быту, но необходимую как эталон.

    Нужно быть выше требований своего сословия.

    Система воспитания молодого дворянина препятствовала нравственной деградации общества.

    Честь современного человека – защита своей семьи.

    И поделом: в разборе строгом,

    На тайный суд себя призвав,

    Он обвинял себя во многом:

    Во-первых, он уж был неправ,

    Что над любовью робкой, нежной

    Так подшутил вечор небрежно.

    А во-вторых: пускай поэт

    Дурачится; в осьмнадцать лет

    Оно простительно. Евгений,

    Всем сердцем юношу любя,

    Был должен оказать себя

    Не мячиком предрассуждений,

    Не пылким мальчиком, бойцом,

    Но мужем с честью и с умом.

    Он мог бы чувства обнаружить,

    А не щетиниться, как зверь;

    Он должен был обезоружить

    Младое сердце. “Но теперь

    Уж поздно; время улетело.

    Вмешался старый дуэлист;

    Он зол, он сплетник, он речист.

    Конечно, быть должно презренье

    Ценой его забавных слов,

    Но шепот, хохотня глупцов..

    ” И вот общественное мненье!

    Пружина чести, наш кумир!

    И вот на чем вертится мир!»

    (А. С. Пушкин. Евгений Онегин)

    «Песня про купца Калашникова»

    Л.Толстой «Война и мир»

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    Можно ли представить ситуацию, в которой военный должен выйти из подчинения?

    Есть такая профессия – родину защищать.

    Какими качествами должен обладать будущий офицер?

    Верх воинской чести – служить тому, кому присягал. Ни при каких условиях офицер не должен нарушать присягу.

    Если приказ начальства идёт вразрез с представлениям офицера о чести и долге, этот приказ необходимо нарушить.

    Если больше некому служить, офицер должен сделать всё, чтобы помочь мирным гражданам.

    Нарушение офицером присяги нужно расценивать как бесчестье.

    Пугачёв грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твёрдым голосом: «Ты мне не государь, ты мне вор и самозванец, слышь ты!» Пугачёв мрачно нахмурился…Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. .

    Я смутился: признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глазах

    обманщиком – было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостью. Наконец…чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческой: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты сам увидел бы, что я лукавствую…Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. (Гринёв с Пугачёвым. А. Пушкин. “Капитанская дочка»)

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    А.И. Куприн «Поединок»

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    Василий Аксёнов «Московская сага»

    Профессиональная честь (честь врача, юриста, адвоката, преподавателя и т.п.)

    Что такое “профессиональная честь”?

    Почему врачи дают клятву Гиппократа?

    Зачем были созданы международные принципы журналистской этики?

    Каждый профессионал должен беречь свою профессиональную честь.

    У каждой профессии свой кодекс чести.

    Все профессионалы должны бескорыстно помогать друг другу.

    Честь любого профессионала должна в первую очередь быть связана со служением людям.

    Но прежде чем он (Кутузов) договорил это слово, князь Андрей, чувствуя слезы стыда и злобы, подступавшие ему к горлу, уже соскакивал с лошади и бежал к знамени.— Ребята, вперед! — крикнул он детски пронзительно. «Вот оно!» — думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало.— Ура! — закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжелое знамя, и побежал вперед с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его. Унтер- офицер батальона, подбежав, взял колебавшееся от тяжести в руках князя Андрея знамя, но тотчас же был убит. Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном. Впереди себя он видел наших артиллеристов, из которых одни дрались, другие бросали пушки и бежали к нему навстречу; он видел и французских пехотных солдат, которые хватали артиллерийских лошадей и поворачивали пушки. (Л. Толстой. “Война и мир”)

    Л.Толстой «Война и мир»

    М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

    Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»

    Б.Лавренёв «Сорок первый»

    Б.Васильев «… Завтра была война»

    Всегда ли совпадают честь и долг?

    Может ли следование представлениям о чести противоречить чувству долга?

    Можно ли исполнять долг, не задумываясь о чести?

    Почему “честь” и “долг” – не одно и то же?

    Чем отличаются понятия “честь” и “долг”?

    Что происходит, если люди путают честь с долгом?

    Каждый порядочный человек должен думать о том, что он оставляет потомкам.

    Долг и честь всегда совпадают.

    Долг и честь совпадают не всегда.

    Понятие “честь” У же понятия “долг”.

    Следование понятиям чести обычно эгоистично, долг всегда долг перед кем-то.

    «И действительно, через минуту француз, черноглазый малый с каким-то пятном на щеке, в одной рубашке выскочил из окна нижнего этажа и, хлопнув Пьера по плечу, побежал с ним в сад. – Dépêchez-vous, vous autres, – крикнул он своим товарищам, – commence à faire chaud. (Эй, вы, живее, припекать начинает) . Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. – Voilà votre moutard. Ah, une petite, tant mieux, – сказал француз. – Au revoir, mon gros. Faut être humain. Nous sommes tous mortels, voyezvous, (Вот ваш ребенок. А, девочка, тем лучше. До свидания, толстяк. Что ж, надо по человечеству. Все люди) – и француз с пятном на щеке побежал назад к своим товарищам. Пьер, задыхаясь от радости, подбежал к девочке и хотел взять ее на руки. «Война и мир»

    Л.Толстой «Война и мир»

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    М. Булгаков «Белая гвардия»

    Б. Васильев «…Завтра была война»

    Честь и нравственный выбор

    Как остаться человеком в нечеловеческих условиях? Как можно отстоять свою честь? Честь дороже жизни.

    Остаться человеком в нечеловеческих условиях помогает верность идеалам/страх перед муками совести/ любовь к людям.

    Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уж рвал с шеи армянки ожерелье, которое было на ней, и молодая женщина, хватаясь руками за шею, кричала пронзительным голосом. – Laissez cette femme! [Оставьте эту женщину!] – бешеным голосом прохрипел Пьер, схватывая длинного, сутуловатого солдата за плечи и отбрасывая его. Солдат упал, приподнялся и побежал прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера. – Voyons, pas de betises! [Ну, ну! Не дури!] – крикнул он. Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятерялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нем кулаками. (Лев Толстой. “Война и мир”)

    Л.Толстой «Война и мир»

    В.Каверин «Два капитана»

    А. Вампилов «Старший сын»

    О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

    Что значит “женская честь”?

    Что важнее: сохранить честь или сохранить любовь?

    Честь – достоинство только мужчин?

    Разговор о женской чести сводится к рассуждением о верности, а разговор о бесчестии – к рассуждениям о стыде.

    Любовь важнее чести.

    Честь важнее любви.

    Сохранение любви и есть честь.

    Женщина не должна выбирать между честью и любовью.

    Современная женщина не выбирает между честью и любовью. Она мыслит другими категориями.

    Я погрузился в размышления. Что мне было делать? Остаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкой было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах…Но любовь сильно советовала мне остаться при Марье Ивановне и быть её защитником и покровителем. (А. Пушкин. “Капитанская дочка”)

    Я вас прошу, меня оставить;

    Я знаю: в вашем сердце есть

    И гордость и прямая честь.

    Я вас люблю (к чему лукавить?),

    Но я другому отдана;

    Я буду век ему верна”.

    (А. Пушкин. “Евгений Онегин”)

    Честь девушки — все ее богатство, оно дороже всякого наследства. (Шекспир)

    Я вас честную беру, Настасья Филипповна, а не рогожинскую, – сказал князь. (Ф. Достоевский. Идиот)

    – Обещали вы ей жениться?

    – Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что… Пьер перебил его

    . – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю. Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник. Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван. –Не бойтесь, я насилия не употреблю, – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы. – Но как же я могу… – Третье, – не слушая его, продолжал Пьер, – вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого, я знаю, я не могу запретить вам, но ежели в вас есть искра совести… – Пьер несколько раз молча прошел по комнате. Анатоль сидел у стола и нахмурившись кусал себе губы. – Вы не можете не понять наконец, что, кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге – с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!… (Л. Толстой. “Война и мир”) (Л. Толстой «Война и мир»)

    А. Пушкин. “Капитанская дочка”

    А. Пушкин. “Евгений Онегин”

    Ф. Достоевский. «Идиот»

    Л.Толстой «Война и мир»

    Джёйн Ости «Гордость и предубеждения»

    Л. Улицкая «Дочь Бухары»

    Б. Васильев «…Завтра была война»

    Что такое “честь” сегодня?

    Что сегодня значат слова “поступить по чести”?

    Почему говорят “честь дороже жизни”?

    Действительно ли честь дороже жизни?

    Слово “честь” по-прежнему много значит для людей. Честных людей больше, чем бесчестных. –> Я постараюсь, чтобы мир дольше оставался таким.

    Если признать, что теперь понятие чести ничего не значит, оно и в самом деле перестанет иметь значение. –> Надо бороться за честь в нашем мире.

    XVIII век возродил эпоху, в которую понятия чести, честного слова, достоинства были человеку дороже всех других ценностей.

    Нет ничего дороже жизни человека. Не стоит ставить выше жизни и честь.

    В.Астафьев «Пастух и пастушка»

    В.Распутин «Живи и помни»

    Василь Быков «Сотников»

    Л.Улицкая «Зелёный шатёр»

    «Я ВСЯКУЮ БЕДУ СОГЛАСЕН ПЕРЕНЕСТЬ, НО Я НЕ СОГЛАШУСЬ, ЧТОБ ПОСТРАДАЛА ЧЕСТЬ» (Пьер Корнель)

    Быть честным или бесчестным – это всегда борьба человека с самим собой. Намного легче быть трусом, прятаться за чужие спины и всячески избегать проблем, чем стоять до конца, демонстрируя силу духа. Честь и достоинство – одни из главных черт личности человека, которые дают возможность прожить жизнь по-настоящему, правильно.

    Бывают моменты, когда человек встаёт перед выбором : поддаться своим слабостям, сделать, как проще и легче, или быть честным, остаться верным человеческому долгу. Только выбирая второй путь , человек может понять, кто он на самом деле, чего он стоит. И от этого зависит вся его жизнь.

    Такой сложный выбор встаёт перед героем рассказа М. Шолохова «Судьба человека», где повествуется об Андрее Соколове, русском человеке, которому было суждено преодолеть много трудностей, уготованных судьбой: война, гибель жены и детей, плен. Понятия о чести не позволяют ему быть рабом, он пытается бежать из плена, но всё тщетно. Находясь в плену, он неосторожно высказался о лагерных порядках. Комендант решил расправиться с непокорным пленником. Так Соколов оказывается в комендатуре, где фашисты праздновали очередную победу на фронте в России. Подвыпивший комендант предложил Соколову выпить за германскую победу. Андрей отказался. Поняв, что смерть неминуема, он проявил невероятную силу духа: выпил (наверное, чтобы легче было встретить смерть), не закусывая, три стакана водки за победу Красной Армии. Этот поступок настолько поразил коменданта, что он пощадил русского солдата за храбрость и верность своей стране. На прощание комендант дал Андрею Соколову буханку хлеба и кусок сала. Голодный военнопленный не набросился тотчас на еду, а, замирая от страха получить пулю вдогонку, донёс свою драгоценность до барака и разделил хлеб и сало с товарищами. Андрей Соколов – пример человека, сохранившего честь и достоинство в невероятно трудных условиях перед лицом смерти.

    Вопрос о чести является предметом рассмотрения и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор противопоставляет в данном произведении позицию Гринёва и Швабрина.

    Пётр Гринёв – человек чести. Судьба много раз испытывала его, но он всегда поступал по совести, согласно кодексу чести дворянина. Когда Пугачев со своими разбойниками пришёл в Белогорскую крепость, Гринёв встаёт перед выбором: остаться верным присяге и сохранить честь, но быть повешенным или остаться в живых, но стать предателем, перейдя на сторону Пугачёва. Оставшись в живых благодаря счастливой случайности (а скорее всего, благодаря своему доброму сердцу: вспомним тот самый «заячий тулупчик»), он не поддаётся на уговоры Пугачёва, остаётся верен присяге, воинскому и гражданскому долгу. Пугачёва покоряет храбрость и стойкость молодого офицера. Он не только дарит Гринёву жизнь, но и помогает спасти Машу Миронову.

    Антиподом Гринёва является Швабрин. В своих поступках он никогда не руководствуется кодексом чести офицера: и во время дуэли, когда наносит подлый удар Гринёву, и когда во время следствия клевещет на Гринёва. Подлость Швабрина ещё ярче подчеркивает смелость и благородство Петра Гринёва, свято следовавшего завету батюшки: «Береги честь смолоду».

    Действительно, беречь свою честь и честь окружающих, быть человеком слова и дела – единственно верный жизненный выбор. Только человек чести способен ставить интересы государства и интересы окружающих выше своих, помогать другим в ущерб себе. И это достойно уважения.

    Честь истинная и ложная. Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая? Честь – вот истинная красота человека

    О чести истинной и ложной ярко рассуждает Д.Лихачев в десятом письме книги «Письма о добром и прекрасном». Именно эти рассуждения я взял за основу своего сочинения. Лихачев пишет о том, что синонимом истинной чести является совесть, которая находится в подсознании человека, не дает ему успокоиться, «грызет» изнутри. Ложную же честь Лихачев называет «честью мундира». Это означает, что человек «при должности» часто поступает не по своим убеждениям, не по совести, а так, как требуют условия, инструкции. В этом случае часто личная выгода преобладает над чужими проблемами.
    Размышляя об истинной чести, я вспомнил известную российскую переводчицу Лилианну Лунгину. Ее воспоминания записал О.Дорман и опубликовал в книге «Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана». Запомнился эпизод, где переводчица рассказывает о Клавдии Васильевне Полтавской, директоре школы, в которой училась девочка. В тяжелые годы репрессий, тотальной слежки Клавдия Васильевна в работе руководствовалась своими моральными принципами. Девочку, родителей которой арестовали, директор взяла жить к себе, дала ей возможность закончить школу. Полтавская приютила мальчика-беспризорника, подобрав его на улице, из нравственных соображений сказала всем, что это ее дальний родственник. Для Клавдии Васильевны важным было то, чтобы дети ей доверяли, не боялись ее. Одновременно она была строга с учениками. На мой взгляд, директор школы является примером истинной чести, потому что ее поступки никогда не шли вразрез с ее совестью.
    А вот примером ложной чести, по моему мнению, является начальник МТС Княжев из повести В.Тендрякова «Ухабы». Шофер грузовика вез попутчиков по плохой дороге. Вдруг машина перевернулась, и один из пассажиров получил серьезную травму живота. Княжев первым взялся за носилки и нес восемь километров по бездорожью истекающего кровью раненного. Добравшись до медпункта, он оставил носилки и приступил к своим должностным обязанностям. Когда стало понятно, что пострадавший находится при смерти, что счет идет на часы и минуты, обратились к Княжеву с просьбой выделить трактор для доставки молодого человека в район. Но начальник МТС категорически отказался давать распоряжение, ссылаясь на инструкции. Для бюрократа Княжева собственная значимость как стража закона оказалась выше человеческой жизни. Спустя несколько часов он все-таки выделил трактор, но не потому, что в нем проснулась совесть, а из-за страха партийного взыскания. Но время было потеряно, молодой человек по дороге в райцентр умер. Этот пример ярко иллюстрирует мысль о «чести мундира» Д.Лихачева.
    В заключение хочу сказать, что люди, которые поступают по совести, никогда не ждут аплодисментов и благодарностей, а делают добрые дела тихо и от души. Это их отличает от людей, чья честь является ложной. «Твори добро на всей земле, твори добро другим во благо. Не за красивое спасибо услышавшего тебя рядом», – призывает певец Шура. И я с ним полностью согласен.

    Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк.

    Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?

    Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.

    Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

    Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

    В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

    Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.

    Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

    Письмо десятое честь истинная и ложная

    Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

    Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

    «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

    Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

    Письмо одиннадцатое про карьеризм

    Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

    Потом отроком и юношей он тоже учится.

    И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…

    Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остаетс пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

    Честь. Что это такое? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Непросто ответить на эти вопросы. Я думаю, что честь – это чувство собственного достоинства, умение прожить жизнь по совести, не запятнать себя бесчестными поступками, побеждать в себе такие чувства, как зависть, ненависть, жадность, чтобы в конце жизни, подводя итоги, мог сказать, что прожил жизнь честно. Чтобы разобраться в том, что такое истинная и ложная честь, обратимся к примерам из художественной литературы.

    Вспомним роман Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой произведения Пётр Гринёв живёт по законам чести, умеет вступиться за честь других людей. Вот он вызывает на дуэль Швабрина, который оскорбительно отозвался о Маше Мироновой, капитанской дочке. Гринёв не только любит Машу, но и уважает в ней человека, видит, что она девушка скромная, достойная, и готов защищать её от людей, посягающих на её честь. Даже когда Гринёва арестовали как пособника Пугачёва, он никому не говорит о причинах, по которым из Оренбурга без разрешения своих командиров отправился в Белогорскую крепость, занятую пугачёвцами, потому что не хочет, чтобы на суде звучало имя капитанской дочки.

    Даже перед лицом смерти Гринёв не посрамил своей человеческой и воинской чести. Когда крепость захватил Пугачёв, молодой офицер не стал присягать самозванцу и, если бы не Савельич, был бы повешен.

    «Береги честь смолоду» — таков эпиграф к роману Пушкина. И главный герой выполняет эту заповедь на протяжении всех событий, описанных в произведении. И читатель уверен, что и дальнейшую свою жизнь Гринёв проживёт достойно. Вот что такое честь истинная.

    Для того чтобы разобраться, что такое ложная честь, обратимся снова к Пушкину, к его роману «Евгений Онегин». Перелистаем мысленно страницы, рассказывающие о дуэли Онегина и Ленского. Ленский оскорблён поведением Онегина, который на именинах Татьяны оказывает внимание невесте молодого поэта Ольге, танцует с ней, что-то нашёптывает ей. Легкомысленная девушка забывает о своём женихе. Онегин и Ленский – приятели. Онегин старше, умнее, опытнее. Он понимает ничтожность их ссоры, но не отказывается от дуэли. Мне кажется, это и есть ложная честь. Онегин боится за свою репутацию, тем более, что в дело вмешался старый дуэлянт Зарецкий, которого самого трудно назвать человеком чести. Теперь слухи об отказе от дуэли или примирении с Ленским разнесутся по всей округе. Онегина посчитают трусом, в обществе будут говорить о нём как о человеке, который не защитил свою честь. И бедный Ленский убит приятелем на дуэли. Ложная честь сыграла свою роль. Онегин не смог ей противостоять, хотя по-своему любил Ленского и понимал ничтожность их ссоры.

    О многом заставляет задуматься художественная литература. В том числе и о том, как прожить жизнь, не путая понятий истинной и ложной чести.

    Честь – это сложное и одновременно простая категория, часто искажаемая умами людей. Кроме того, под этим термином можно понимать как доброе имя, так и качество личности, всегда поступающей сообразно моральным установкам, согласно своему кодексу чести. Если первое зависит от общества и может не соответствовать действительности, то второе – внутренняя характеристика, включающая в себя и понятие благородства, порядочности, искренности, целостности личности, верности долгу, чистой совести. Вопрос чести и её отсутствия не редок в произведениях отечественной литературы.

    В повести А.И.Куприна «Поединок» можно увидеть пример человека, который видит несправедливость вокруг, но ничего не делает, его понимание чести также ложно. Это подпоручик Ромашов. Ужасаясь проявлениям бесчестия вокруг, он ничем не способствует улучшению ситуации.

    А его дуэль с Николаевым показывает, скорее, бесхарактерность, нежели благородное желание помочь Шурочке ценой собственной жизни, тем более, Ромашову пообещали, что дуэль будет не настоящей и ему ничего не угрожает, убедили, что поединок необходим только для того, чтобы очистить репутацию Шурочкиного мужа в глазах офицеров N-ского полка.

    Можно быть человеком чести, не сознавая этого, точнее, не задумываться о самом понятии, а просто поступать сообразно своей совести, обладая способностью поступиться личным благом ради других. Савельич, дядька Петра Гринёва из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», верно служит своему подопечному, искренне старается наставить его на путь истинный, порою невзирая на своё положение слуги. Честь – это морально-нравственная категория, наличие или отсутствие которой определяет поступки человека наряду с совестью.

    В данном случае, поведение Савельича продиктовано именно внутренним, скорее всего, не оформленным в конкретные слова, но существующим чувством чести.

    Чрезмерная тревога о состоянии чести в глазах общества, может оказаться губительной. Арбенин из драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» был ослеплён одним лишь подозрением измены жены. Его забота о чести, в данном случае принимающей значение репутации, привела к опрометчивому поступку. Отравив горячо любимую жену в порыве беспочвенной ревности, Арбенин погубил свою жизнь, до конца которой его будет мучить совесть. Но даже если бы навет оказался правдой, убийство не очистило бы его, а запятнало его ещё больше и в глазах общества, и с точки зрения понятия истинной чести.

    Неверное понимание чести опаснее, нежели не сформулированное вовсе. Для человека чести жизнь другого важнее общественного мнения, долг выше минутной блажи, а всякая несправедливость вызывает желание вмешаться и исправить её.

    Честь – слово трудное для понимания, но, тем не менее, каждый представляет что – то свое, слыша его. Честь есть истинная и мнимая, они обе отличаются друг от друга, но, тем не менее, нередко многие люди заблуждаются с их определением, когда встречаются в жизни.

    Истинная честь идет от души человека, она нравственная. Данный человек сам для себя понимает, что сделав какое – либо хорошее дело он ничего за него получит, единственная его награда это внутреннее удовлетворение. Такой человек ничего не теряет, в отличие от другого человека у которого честь мнимая. Можно привести простой пример из жизни: в автобусе много народу и молодой парень сидит, а рядом с ним стоит бабушка, этот парень даже и не думает вставать, делая вид, что не замечает бабушку. Только после того как этот парень увидел косые взгляды окружающих он встал и предложил бабушке присесть. У этого молодого человека мнимая честь, так как он не высокоморальная персона, если бы на него не смотрели, то он бы до конца поездки сидел бы на месте, не шелохнувшись. Или же делать что- то во благо себе или лишь из-за того чтобы получить награду – это тоже является мнимой честью.

    Поэтому так важно уметь отличать эти два понятия.

    Несколько интересных сочинений

    • Сочинение по картине За туалетом. Автопортрет Серебряковой 6 класс

    Наступило раннее, летнее, солнечное утро. Проснувшись, девушка немного потянулась в кровати, и встав, подошла к туалетному столику. В зеркале она увидела точную копию себя – своё отражение

    Сочинение Почему нельзя собирать мухоморы 3 класс

    Нельзя собирать их – это точно! Почему? Потому, что я не баба Яга! Только она собирает мухоморы.

    Независимо от того, кем является человек и какого он возраста, у каждого в судьбе был период, когда каждое действие было под контролем родителей, дед мороз был настоящим, а чудеса зачастую сбывались.

    Детство – самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются

    Размышляя надо темой сочинения, у меня в голове пронеслось множество мыслей, связанных с верой. Не могу сказать, что я всю ответственность перекладываю на чудо, но все же нельзя опустить тот факт

    Ссылка на основную публикацию