Сочинение на тему Жизнь отечеству, честь никому

Сочинение на тему Жизнь отечеству, честь никому

Честь. Это понятие было знакомо человечеству еще много лет тому назад, хотя в последнее время люди все реже задумываются, а что же на самом деле означает слово “честь”? Стремление получше устроиться в жизни, достичь определенных финансовых благ заставляет не только молодежь, но и опытных и состоявшихся личностей жертвовать этим понятием ряди получения сиюминутной выгоды.

Привлекательные девушки начинают карьеру, связанную с откровенной пошлостью и эротикой ради возможности прославиться на весь мир, выгодно устроить свою судьбу.

Всего один век назад за обвинение в нарушении слова чести, оскорбление вполне могли бы вызвать на дуэль. Русские офицеры считали ниже собственного достоинства участвовать в грязных манипуляциях, которые могли бы привести к мгновенному обогащению. Кроме стремления к наживе у людей было что-то более важное.

То, что сложно было рассмотреть невооруженным взглядом, но это выгодно отличало благородных людей от общей массы.

Сейчас некоторые активисты пытаются возродить хорошие традиции, забытые во время извилистых поворотов, которые пришлось преодолеть истории современной России. Если понятие “честь” возродиться, у нашего народа появится дополнительный шанс на лучшее будущее.

11 класс литература

Related posts:

Сочинение на тему Честь дороже жизниПрожить правильно жизнь задача не из легких. Человеку свойственно постоянно ошибаться, совершать неправильные поступки. Часть этих ошибок незначительны и очень быстро забываются. В жизни главное не допустить такой ошибки, которая бы изменила всю жизнь, превратив ее в кошмар. Самой большой ценностью человека является его честь. Любые недостатки можно простить человеку, если он сохранил свою честь, […].

Сочинение на тему: “Честь человека”Понятие чести сопровождало человека на протяжении всей истории. Видимо, оно существовало еще с тех времен, когда наши предки вместе забивали мамонтов, – потому что в этом деле тоже, вероятно, существовала какая-то система добродетелей, некий моральный кодекс. Впоследствии чувство чести, собственного достоинства не позволяло повиноваться врагам, сдаваться в плен, предавать друзей. И это не обязательно свойственно […].

Сочинение на тему: Любовь и честьЕсть такое мнение, что ради любви человек способен на многое. Конечно, это хорошо, если любовь подвигла человека на что-то значительное, великое. А если ради любви человек решается на низкое, подлое? Любовь ли это тогда? Чаще всего слово честь мы употребляем со словом совесть. А честь и любовь? Можно ли их связать? Я думаю, что настоящая […].

Сочинение на тему Истинная честь не может терпеть неправдуЧесть – это одно с самых тяжелых и проблематичный черт характера в человеке. Оно не позволяет совершать плохие или бессовестные поступки. Во все времена, мир ценил людей, которые все совершают по чести. В частности это касается Средних веков, когда мир был полон великих воинов и прекрасных принцесс. Но, вопреки всем прекрасным и великим свершениям дел, […].

Сочинение на тему Что есть истинная честь, и что есть мнимая?Честь – слово трудное для понимания, но, тем не менее, каждый представляет что – то свое, слыша его. Честь есть истинная и мнимая, они обе отличаются друг от друга, но, тем не менее, нередко многие люди заблуждаются с их определением, когда встречаются в жизни. Истинная честь идет от души человека, она нравственная. Данный человек сам […].

Сочинение на тему: Честь и бесчестие в романе Тургенева “Отцы и дети”­Честь и бесчестие Главный герой произведения И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров – человек, пропагандирующий “новые” социальные устои и отрицающий все старое. Автор для более корректного описания своего героя придумал новое устойчивое выражение – нигилизм. Это понятие вошло в русскую литературу сразу с появлением романа, то есть во второй половине 19-го века. Став […].

Сочинение на тему: Честь и бесчестие в романе Преступление и Наказание, Достоевский­Честь и бесчестие Практически у всех героев романа “Преступление и наказание” сложный и полный испытаний путь, который может привести либо к перерождению, либо к духовной смерти. Автор писал это произведение на пике сложного для страны времени, а именно во время перехода к капиталистическому образу жизни, когда все можно было купить и продать. Главный герой Родион […].

Морального выбора Честь или жизньБыков Василий Владимирович-советский, белорусский писатель, публицист и общественный деятель. Он пытаясь направить нас на путь размышления о проблеме нравственного выбора между жизнью и честью. В данном тексте автор преподносит нам на рассмотрение героя своего текста который после сражения на Днепровском плацкарте считался погибшим и награжденным медалью за стойкость в бою посмертно, но на самом деле […].

Сочинение Береги платье снову, а честь смолодуПока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу. Много молодых людей живут очень развязной жизнью и не осиновая, что такой образ жизни губит не только их самих, но и наносит им непоправимый […].

Сочинение на тему: Честь и бесчестье в повести Поединок, Куприн­Честь и бесчестье Повесть “Поединок” считается одним из лучших произведений А. И. Куприна. В центре повествования – жизнь армейских офицеров. Автору удалось создать целую галерею портретов, достойных анализа. Среди них и представители старшего поколения, и молодые, неопытные офицеры, и робкие новобранцы, и жены солдат. Каждого персонажа Куприн наделил личностными качествами. Он неслучайно затронул именно солдатскую […].

Сочинение на тему: Честь и бесчестие в романе Дубровский, Пушкин­Честь и бесчестие А. С. Пушкин когда-то сказал такую фразу: “Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. В полной мере он ее раскрыл в своем авантюрно-приключенческом романе “Дубровский”. Это не просто роман, а правдоподобная история о драматичной судьбе бедного дворянина и его сына. В центре сюжета два семейства – Троекуровы и Дубровские. Когда-то главы […].

Сочинение на тему: Честь и бесчестие в пьесе На дне, Горький­Честь и бесчестие В 1902 году Максим Горький создал новую разновидность социальной драмы, в которой показал сознание людей, оказавшихся “на дне”. Пьеса сразу же вышла на сцену МХТ, и каждый раз проходила с успехом. Главные действующие лица – это люди по тем или иным причинам оказавшиеся в убогой ночлежке. Одни лишились постоянной работы, другие положения […].

Сочинение Война Мужество Доблесть ЧестьВойна – как много в этом слове. Такое, казалось бы, короткое и простое слово, но, сколько горести, печали и боли в нем. Когда я слышу это слово, на глаза невольно наворачиваются слезы, а в горле сжимается удушающий ком. Я не могу смотреть кино о войне, не могу читать книги данной тематики. Не могу, по тому, […].

Честность и честьНаверняка каждому современному человеку знакомо такое понятие как “честность”, каждый из нас прекрасно знает, что оно обозначает. В то время как схожее по звучанию понятие “честь” уже не столь распространено в сегодняшней действительности, да и немногие смогут четко объяснить, что это такое. Честность – это некая мера правдивости того, о чем говорит человек, насколько достоверно […].

Coхранение понятия честь в современном мире (ЕГЭ по русскому)Что такое честь? Устарело ли это понятие? Что означает слово ” честь” для современного человека? Об этой вечной проблеме рассуждает ———-. Чувство чести – это чувство собственного достоинства. Оно не может устареть. Это нравственный стержень человека. Понятие чести является общечеловеческим и включает в себя такие нравственные качества, как умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, […].

Что такое честь?В сочинении имеются отсылки к рассказу О. Павловой “Черемуховый дед”. Вариант 1 В моем понимании честь – это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком. В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой футбольной команды таким стал […].

Сочинение на тему Счастливая жизньЧто такое счастье? Кто может дать на него точный ответ? Вряд ли найдется тот, кто знает этому точное определение. Наша жизнь подобна морю, – то спокойное, то наоборот, – слишком бурное. Именно поэтому нельзя точно сказать, что такое счастье. Но возможно сказать, что для каждого она своя – счастливая жизнь. Например, для меня, есть не […].

Сочинение на тему: “Моя жизнь в колледже”Жизнь устроена таким образом, что очень часто человеку приходится менять свое окружение. К примеру, за первое время, проведенное в школе, человек привыкает к своим одноклассникам, становится с ними друзьями, начинает иметь с ними чрезвычайно много общего. Тем не менее, рано или поздно учебу нужно продолжать. Для этого надо покидать школу, а продолжать учиться совместно с […].

Сочинение на тему: “Жизнь души Печорина”(По роману “Герой нашего времени”М. Ю. Лермонтова)В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов наиболее полно раскрыл тему, которая давно привлекала его внимание – судьба незаурядной личности в современном ему обществе. Сильная и яркая натура Печорина вся сплетена из противоречий и странностей. Вот как вспоминает о нем его сослуживец Максим Максимыч: “Славный был малый… только немного странен. Ведь, например, в дождик, […].

Сочинение на тему: “Жизнь”Жизнь каждого человека на земле, это как сложное испытание, которое он должен выполнить на 5 баллов. Жизнь прожить очень не просто (как бы это банально не звучало). В жизни по любому возникают такие моменты, когда просто уже нет моральных и физических сил двигаться дальше, но приходится подниматься – это и есть черная полоса. Когда судьба […].

Сочинение на тему: Взгляды Толстого на жизнь по роману “Война и мир”Взгляды Толстого на жизнь по роману “Война и мир” В романе “Война и мир” мы видим Льва Николаевича Толстого не только самобытным гениальным писателем, но и выступающим в роли стилиста и художника. Важное место в построении сюжета произведения занимают его исторические, порой очень оригинальные идеи и­ взгляды на жизнь. Писатель в России всегда является чем […].

Сочинение на тему: Актуальна ли сегодня драма Б. Брехта “Жизнь Галилея”?Немецкий драматург Б. Брехт – основатель “эпического театра” отстаивал принцип новой интеллектуальной драмы, призванной активно вмешиваться в жизнь. Он считал, что театральные спектакли должны мобилизовать интеллектуально-аналитические способности публики, помогать зрителю искать в жизни пути решения моральных проблем, затронутых на сцене. Пьеса “Жизнь Галиеля”, созданная в форме исторической хроники, рассказывает о жизни и научной деятельности ученых […].

Сочинение на тему: жизнь (5 сочинений)Сочинение на тему жизнь Жизнь это бесценный подарок, которым нужно дорожить. Когда зародилась жизнь на земле, ученые точно сказать не могут, но они знаю, что на соседних планетах жизни нет, возможно, она была когда, но по каким-то причинам исчезла. Поэтому мы должны ценить свою планету и дорожить ею. Каждый человек должен радоваться тому, что он […].

Сочинение на тему: жизнь человекаСочинение на тему Жизнь человека Чаще всего человек начинает задумываться над тем, что такое жизнь, когда за его плечами уже много прожитых лет. Все важные события, дорогие люди, мечты, которые сбылись, и те, что никогда уже не осуществятся, – все это составляет бесценный жизненный опыт человека. Я полагаю, что на самом деле очень важно понять, […].

Сочинение на тему: Утро изменившее жизнь в рассказе После бала, ТолстойУтро изменившее жизнь Рассказ “После бала” был написан Л. Н. Толстым в последние годы его жизни и издан уже после его смерти, в 1911 году. В основу рассказа легли события, произошедшие в середине XIX века. В ту пору писатель был студентом и жил с братьями в Казани. Один из его братьев был влюблен в дочь […].

Сочинение на тему: Жизнь и сад (по пьесе Чехова “Вишневый сад”)Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”) “Вишневый сад” – последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно раз­мышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красо­ту и богатство. Вишневый сад – образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это […].

Сочинение на тему “Спорт это жизнь”Многие школьники проводят свободное время после уроков в разных кружках. Они посещают Спортивные, танцевальные клубы, студии искусств и музыкальные кружки. По моему мнению, участие в разных клубах – это очень полезное занятие, так как ты имеешь возможность развивать свои способности в разных направлениях. Это также дает возможность найти новых друзей. Большинство моих одноклассников, любят заниматься […].

Сочинение на тему: “Я выбираю – жизнь”Жизнь – это путь, который человек проходит от своего рождения и до самой смерти. У каждого он – свой собственный, но кто сказал, что это плохо? Наверное, было бы очень скучно, если бы у всех жизнь складывалась одинаково, как по шаблону. Каждый день мы принимаем решения, совершаем какие-то поступки, от которых порой зависит очень многое. […].

Сочинение рассуждение на тему жизньПрогуливаясь по осеннему парку и наблюдая за тем как падают листья, начинаешь задумываться о том, что жизнь потихоньку проходит. Кажется, что вся жизнь впереди, однако это не так. Через несколько лет уже замечаешь, что время беспощадно. Оно ни для кого не делает поблажек. Ничего нет вечного на земле. На смену одной жизни приходит другая, и […].

Сочинение на тему: Здравствуй, новая жизнь в пьесе Вишневый сад, ЧеховЗдравствуй, новая жизнь Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в период существенных изменений в общественной жизни русского общества, а именно в самом начале двадцатого столетия. В воздухе чувствовалась надежда на новую жизнь, обещанную революционерами. Именно эту мысль хотел донести до читателей автор. Не последнее место в тематике произведения занимает вишневый сад и его […].

Сочинение на тему: “Жизнь языка – это драма”Язык – это не просто набор слов, правил знаков. Язык – это, прежде всего история, люди, жизнь. Можно сказать, что язык живет, потому что он существует, развивается, меняется. Он претерпевает нововведения, реформы и правила. Существует выражение “Жизнь языка – это драма”. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания и понять, действительно ли это так. Язык существует […].

Сочинение на тему: “Рассказ “Жизнь и воротник” Тэффи”Творчество Надежды Александровны Лохвицкой, творившей под псевдонимом Тэффи, не может оставить равнодушным. Творчество Тэффи любили и ценили многие выдающиеся люди, в частности Ф. Сологуб, И. Бунин, Куприн, Л. Андреев, А. Аверченко, император Николай 2 и вождь мирового пролетариата В. И. Ленин. В своих произведениях Надежда Александровна Лохвицкая ставит важнейшие философские вопросы, обрамляя их витиеватостью юмористических […].

Сочинение на тему: Только с любовью держится и движется жизнь в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев­Только с любовью держится и движется жизнь Рассказ В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из жизни самого писателя. Повествование ведется от лица семилетнего мальчика Вити, который живет и воспитывается в семье Бабушки с дедушкой в одной из сибирских глубинок. Главный герой рано лишился матери. Она утонула в Енисее, возвращаясь из […].

Сочинение на тему: Жизнь и сад в пьесе Вишневый сад, ЧеховЖизнь и сад Пьеса “Вишневый сад” была написана Антоном Павловичем Чеховым незадолго до его смерти. Она пропитана горечью, предчувствием неминуемого и озабоченностью судьбой своей страны, своего дома, семьи, сада. Читая это произведение, мы понимаем, что под термином “вишневый сад” автор подразумевал всю страну. Так, один из ключевых героев, Петя Трофимов, восклицает: “Вся Россия – наш […].

Сочинение на тему: Жизнь и смерть в “Евгении Онегине”Из фрагментов поэмы, относящихся ко всем главным персонажам – Онегину, Татьяне, Ленскому и автору, – нетрудно эксплицировать смысл даже в дискурсивно-рациональной форме. Он, разумеется, в тексте поэтически осложнен, будучи рассеян в различные стилистические сферы: бытовую, ироническую, высокую и т. п. Но особенно обогащается поэтический смысл реминисценциями, которые подслаивают бытийный фон, выполняя заодно свою функцию скреплений […].

Сочинение на тему: Жизнь Арсеньева“Симфонической картиной России” (определение Ф. Степуна) станет роман “Жизнь Арсеньева”, который по праву счи­тают лучшим в творчестве Бунина и, возможно, в литературе русского зарубежья. Это произведение не является романом в общепринятом понимании, да и сам автор брал в кавычки сло­во “роман”, а в черновиках его часто встречается другое обо­значение: “книга моей жизни”. О. Михайлов называет […].

Сочинение на тему: студенческая жизньСтуденческая жизнь самая прекрасная пора. Именно студенческие годы самые интересные и незабываемые. Это время наполнено романтикой, беззаботностью. Студенческая жизнь приносит много радости. Сначала человек радуется тому, когда узнает, что он стал студентом, потом новые знакомства и друзья. От сессии до сессии живут студенты весело. А сколько всего еще стоит пережить. У каждого человека остаются хорошие […].

Сочинение на тему Школьная жизньКогда ты школьник, столько разных событий и впечатлений приходится пережить. Это и первый день в школе, и первая любовь, и первый синяк… Каждый день готовит для тебя все новые и новые сюрпризы. Моя жизнь, ученика седьмого класса, ни на минуту не дает мне расслабиться. Утро начинается вполне обычно: неохотный подъем, завтрак, долгая поездка на автобусе, […].

Сочинение на тему: “Влияние музыки на жизнь человека”Что такое музыка? Каково ее влияние на человека? И для чего мы слушаем музыку? В одном из толковых словарей сказано: “Музыка – искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени”. Всех людей можно разделить на две группы. Первая – это те люди, которых, музыка – это просто […].

Сочинение на тему: жизнь лесаСочинение на тему Жизнь леса Это сочинение также подойдет на тему: Сочинение-описание леса Прогулка по лесу Утренний лес Лес – это целый мир, полный жизни. Обитатели леса не слишком любят показываться на глаза гостям. Прячутся в норках лисы, за кустом таятся трусливые зайки. Но если долго гулять по лесу Весной, летом или ранней Осенью, то […].

Жизнь — Отечеству, честь — никому!

Сегодня тема Великой Отечественной войны извращена. Понятиям гражданского долга, чести, героизма нет места на экранах, в государственных программах, литературе. Ходовой товар — приспособленчество и дворовой жаргон: «Без лоха и жизнь плоха». Все брошено ради карьеры — семья, здоровье, друзья. А если кто с трибун провозглашает о своих высоких чувствах к Отчизне, то явно преследует шкурные цели. Потому что любовь не бывает публичной. Публичной бывает антилюбовь. «Бойся тех, кто кричит «Родина!», «Народ!» Они первые же и продадут», — утверждали мудрецы.

Читайте также:  Сочинение на тему Опыт сын ошибок трудных

Чтобы не превратиться в стадо жующих «иванов», надо периодически обращаться к прошлому, ярким историческим примерам, когда долг, честь считались высшими ценностями, признаком благородства души, а защита Родины отождествлялась с защитой своего достоинства. Когда не было иного величия, кроме величия Родины и своего исполненного долга перед ней.

К приятному удивлению, 9 мая и во Львове, и в Киеве показало, что старые ценности еще живы. Украина вышла отдать долг победителям в войне, по праву названной Великой Отечественной. Потому что не было, наверное, в СССР семьи, которой не коснулась она. А следовательно, и победа в ней — Великая, хоть и «со слезами на глазах».

Это же подтвердил накануне всеукраинский опрос: 82% граждан считают 9 Мая днем Великой Победы. Если бы Западная Украина испытала хоть малую долю ужасов, принесенных фашистами на Большую Украину, число преклонившихся перед подвигом народа было бы близким к 100%.

1941 год — наименее освещенный, покрытый тайнами и наиболее богатый на трагические события. Стойкость воинских частей и соединений, героизм бойцов и командиров не могли переломить ход общего отступления, беспорядка и массы военнопленных. Пленных было так много, что это стало неожиданностью даже для немцев. Разбитые, дезорганизованные, покинутые командирами или выполнившие команду бросать оружие и расходиться. А сколько было сдавшихся сознательно, ожидавших этого часа? С кем власть обошлась несправедливо и кто не считал своим долгом защищать ее?

Рассуждать о долге легко, когда не стоишь перед страшным выбором, когда жизнь не бьет и не испытывает. Еще легче, когда благополучно подходит к концу. А если она искалечена и душа озлоблена, и нет ни сил, ни желания обуздать ее?

Что-то похожее испытывают сейчас граждане к Украине, ставшей злой мачехой. Особенно русские в ее западной части, где они родились, жили, считали ее своим малым отечеством и вдруг оказались нежелательными, агентами врага и даже оккупантами.

Как относиться к такой Родине? Стоит ли отделять ее от власти, от государства?

Проблема измены в первый год войны была достаточно серьезной на всех уровнях Красной Армии. Причем измены двойной: сдавшиеся в плен вступали в немецкие воинские формирования. Историки и специалисты насчитали таких до 1,5 млн. за все 4 года войны. Из них русских — 400 тыс, украинцев — 250 тыс, «мусульманских соединений» — 400 тыс. Это значит, что каждый четвертый советский военнопленный в той или иной мере воевал против своей Родины. Кто из мести, кто из малодушия, а кто из корысти.

Правда, зафиксировано немало случаев, когда из полицейских формирований и РОА целые подразделения уходили к партизанам. Но было это, в основном, начиная с 1943 г.

Самым постыдным явлением была измена элиты армии — генералов, командиров дивизий, корпусов, армий. Одни перебегали к немцам добровольно, как генерал А. Власов или зам. начальника штаба Северо-Западного фронта генерал Ф. Трухин. Другие соглашались сотрудничать, будучи уже плененными. К сожалению, таких случаев было немало.

Изменивший присяге военачальник — крайняя низость души. Предательство в высоких чинах — противоестественно и редко. Более природным, нравственным для генералитета Красной Армии выглядел поступок генерала. Д. Карбышева, заявившего: «Я — солдат, и я остаюсь верен своему долгу». Он принял мученическую смерть, но стал символом стойкости.

В то же время в частях, где своевременно приняли меры, не дожидаясь указаний, где готовились обороняться, первые дни войны не стали неожиданными и обескураживающими. Военно-морской флот 22 июня не потерял ни одного корабля или самолета, отразил все налеты авиации благодаря заранее отданному приказу открывать огонь без предупреждений, если появится противник. Где с начала боевых действий командиры контролировали ситуацию, воодушевляли подчиненных личным примером, боеспособность была на должном уровне. Такие подразделения не были ни сокрушены, ни сломлены. Не было там и массовой сдачи в плен.

Уже тогда немецкие генералы, прошедшие по Европе парадным маршем, осознали, что СССР — не Польша, не Франция, не «колосс на глиняных ногах».

В целом 1941 г. обнажил нездоровое состояние Красной Армии, с каким она подошла к 22 июня. Репрессии в стране, в том числе в армии, не прошли даром. Значительная часть уцелевших военачальников и выдвинувшихся из недавних командиров батальонов были деморализованы, боялись принимать ответственные решения, проявлять инициативу. Оставшиеся в живых маршалы оказались бездарными. Военные решения часто принимало политическое руководство, что нередко приводило к еще большим потерям.

Трагедия 1941 г. уходит корнями в политическое противостояние 1920-30-х гг., троцкизм и борьбу с ним в стране. Впервые обвинение в измене или политической неблагонадежности было брошено такому числу военных. К тому же в стране, находившейся во враждебном окружении и накануне войны. Это противоречит здравому смыслу. Что и подтвердили выпущенные осенью 1941 г. из лагерей командиры: возглавив крупные воинские формирования, они стабилизировали к концу года обстановку на фронтах. Тем самым доказали свою невиновность и преданность Отечеству.

Лишь двое из 68 освобожденных ушли к врагу.

Поставить гражданский долг выше обид и личных трагедий возможно только сильным личностям. Независимо от чинов, должностей и возраста. Большая часть досрочно освобожденных из ГУЛАГа и переданных Красной Армии заключенных, а это почти 1 млн. чел., достойно проявили себя в боях. Более 100 тыс. были награждены орденами и медалями, 5 стали Героями Советского Союза.

Война провела проверку на профессионализм и нравственность. В первую очередь среди руководящего и начальствующего состава. Продемонстрировала моральные качества народа. И здесь не обойтись без упоминания о советских военнопленных, отказавшихся воевать на стороне врага. До сих пор они незаслуженно обойдены вниманием властей, историков и литераторов. За годы войны в концлагерях погибли около 3 млн. бывших солдат и офицеров, еще 1,5 млн. выжили в тех нечеловеческих условиях. Значит, 4,5 млн. не решились изменить Родине. Это ли не жертвенность, не подвиг?

Поставьте себя на их место. Сможете отказаться от соблазна продлить жизнь в нормальных условиях, а может, даже остаться живым, когда вам от 20 до 30 лет, пропаганда твердит о близкой победе Германии, а вербовщики манипулируют приказом № 270 от 16.08.41 г., по которому большинство оказавшихся в плену приравнивалось к предателям? Альтернатива отказу — вероятная смерть от голода, болезней, мучений. За их спинами не стояли ставшие «притчей во языцех» заградотряды, каждый решал свою судьбу самостоятельно. Верх взяли внутреннее неприятие предательства и надежда на благоприятный исход войны, после чего разберутся по каждому случаю.

Галичине, где служба полицаем или надзирателем в лагерях считалась престижным занятием, не понять, как это «схидняку» презирать живущего по соседству бывшего полицая. До самой смерти тот не имел ни имени, ни отчества, лишь прозвище «полицай». С тем прозвищем и умер.

В этом отличие менталитета двух частей Украины. Отвращение к предательству, как и неприятие какого-либо сотрудничества с врагом, у русского человека находится на подсознательном уровне. Как бы ни складывалась его жизнь тяжело или сурово, то была его жизнь. Вооруженному пришельцу в ней места не было. Он был врагом всегда, когда приходил на Русь. И всегда приходил с Запада, за исключением татаро-монголов.

Еще и по этой причине немало наших граждан относится настороженно к Европе, несмотря на многолетнюю оголтелую пропаганду «евровыбора» и фактическое отсутствие контрпропаганды. В Беларуси же, через которую шли основные потоки завоевателей, большинство населения до сих пор неприязненно к Европе.

Готовность народа защищаться, идти на жертвы не зависит от форм правления. Власть приходит и уходит, Отечество неизменно. Демократическая Франция капитулировала через 6 недель. Потомки дерзких и могучих викингов, датчане, вовсе не рискнули сопротивляться. Англия, мастерица политических интриг и закулисных сделок, потенциальная жертва, вздохнула с облегчением лишь после 22 июня, одномоментно превратившись из злейшего врага СССР в его приятеля. Тем не менее, все делала, чтобы избежать участия в серьезных боевых операциях.

В советское время, в пору гласности, неоднозначно трактовали приказ НКО № 227 от 28 июля 1942 года — «Ни шагу назад!». В борьбе с врагом всегда были герои. Были также трусы и паникеры, к которым во все времена применяли суровые меры. И это считалось нравственным у народов, не желавших опускаться на колени. Приказ № 227 — крайне суровый, даже жестокий. Он засвидетельствовал, что, отступая, страна оказалась в опасной ситуации. Отступление порождало неверие и трусость. Нужна была победа, как под Москвой.

«. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 пудов хлеба и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит, загубить себя и загубить, вместе с тем, Родину. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. ».

«Ни шагу назад!» поставил рядовых и генералов перед выбором, как погибнуть, — достойно или быть расстрелянными. Он внес внутреннее успокоение у одних, подействовал отрезвляюще на других. Активизировал инициативу. В то же время обрекал на неоправданные жертвы при выполнении ошибочных, порой бессмысленных приказаний, которые, к сожалению, тоже присутствовали.

Война — всегда процесс кровавый, когда воюют, чтобы победить.

Результат применения приказа № 227 сказался уже в Сталинграде. Победа вдохновила не только армию, но и тыл. Надежду получило население, оказавшееся в оккупации.

От Сталинграда «земля закрутилась на запад».

Украине есть чем гордиться в той войне. Нашими земляками получено более 2,5 млн. орденов и медалей, 2069 чел. — Герои Советского Союза, 400 полных кавалеров Ордена Солдатской Славы. Один лишь 100-тысячный город Краматорск на Донбассе дал 23 Героя!

Украинцы воевали в национальных армиях Польши, Чехословакии, Франции, Канады, США.

Среди Героев Советского Союза:

• И. Кожедуб, трижды Герой в 25 лет, сбивший 62 самолета;
• К. Ольшанский, командир 68-ти морских десантников, отличившихся при взятии г. Николаева. Все участники удостоены звания Героя, 55 из них — посмертно;
• В. Березняк, легендарный «майор Вихрь», спасший Краков от разрушений. Почетный гражданин Кракова, но объявленный врагом УПА;
• П. Рыбалко, маршал. Во многом благодаря прорыву его танковой армии немцы покинули Львов, что спасло его от бомбардировок и разрушений. «Незалежная» городская власть переименовала ул. Рыбалко во Львове на честь С. Петлюры, продавшего Галичину полякам. Чехи же до сих пор чтут его имя за освобождение Праги;
• А. Маринеско, подводник, «личный враг Гитлера»;
• И. Черняховский, командующий фронтом в 38 лет;
• С. Ковпак, А. Федоров — легендарные партизанские командиры;
• В. Маргелов, отец советских ВДВ;
• А. Берест, поднявший вместе с Егоровым и Кантария Знамя Победы над рейхстагом;
• В. Порик, национальный герой Франции.

Не всем известно, что летчик И. Даценко, главный персонаж украинского фильма о вожде индейцев в Канаде, был сбит над Львовом, пленен бандеровцами и передан фашистам. Других летчиков, М. Лиховца и А. Краснянского, тоже украинцев, но посмевших отстреливаться, бандеровцы сожгли заживо, облив бензином. Это к утверждению националистов о том, что УПА воевала только с НКВД.

В рядах Красной Армии насчитывалось около 600 тыс. женщин. Они были не только врачами, санитарами, связистами, но и участниками боевых действий — снайперами, пулеметчицами, водителями танков. Много женщин было в авиации, целые женские эскадрильи и полки. И здесь украинки достойно показали себя:

• Е. Зеленко — единственная среди женщин, совершившая воздушный таран;
• Л. Литвак сбила 17 самолетов;
• М. Долина совершила 72 успешных вылетов на бомбометания.

Немало женщин участвовало в партизанском движении, подполье. Но основная тяжесть легла на их плечи в тылу. На производстве, в сельском хозяйстве, на промыслах приходилось овладевать мужскими профессиями. Вместе со стариками и подростками работали в голод и холод по 12-14 часов без выходных и праздников, ухаживали за младшими детьми, выстаивали в очередях за продуктами. Еще успевали немножко жить для себя. «Я и лошадь, я и бык. Я и баба, и мужик!». И то было правдой.

Невероятно, откуда бралось столько сил!

Всего за годы войны около 200 тыс. женщин работников тыла, фронтовиков, партизан и подпольщиц были награждены орденами и медалями. Больше 150 стали Героями Советского Союза и Героями Социалистического труда. «Из одного металла льют медаль за Бой, медаль за Труд». Закономерно, что образ женщины воплощен в символе Матери-Родины!

Переиначив несколько известное высказывание, повторим его вслед за сказавшим: «Если бы можно было собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то даже этим мы не смогли бы выразить свое восхищение вашим мужеством и преданностью долгу».

Отдельная тема — дети войны. Звучит невообразимо и несовместимо: дети и война. Война лишила их детства. В тылу они быстро взрослели, работая наравне со взрослыми, недоедали, недосыпали; осаждали военкоматы, часто завышая возраст, убегали на фронт, становясь там сынами полков, юнгами. В оккупации испытали все ее бедствия, уходили в партизаны. В концлагерях гибли от истощения и медицинских экспериментов.

Посему, определение «дети войны» крайне неверно. Точным будет «жертвы войны». Дети войны — это рожденные в конце войны и в годы разрухи.

На фронтах было почти 3,5 тысячи юных бойцов. Еще больше — в партизанских лесах. Немало из них принимали участие в боевых действиях.

Все мы помним Героев Советского Союза:

• З. Портнову, 17-летнюю разведчицу, расстрелянную после допросов и пыток;
• Л. Голикова и В. Котика, 14-летних подрывников, погибших в бою;
• М. Казея, 15-летнего подрывника, взорвавшего гранатой себя и окруживших его фашистов.

Но еще были орденоносцы: дважды расстрелянная Н. Богданова, В. Казначеев, М. Глазок, В. Дубинин, В. Жайворонок, В. Коробко, М. Давидович, взорвавший себя и полицаев. И еще много других. «Я люблю жизнь, я еще очень молод, — писал Н. Кузнецов, — но Отчизна требует от меня пожертвовать своей жизнью. Я сделаю это».

Погибшие подростки не дожили и до его возраста. Но долг защитников Отечества успели исполнить.

Таких подвигов немецкие дети не совершали, не пускали под откос эшелоны, не подрывали себя «в 15 мальчишеских лет». Женщины не участвовали в десантных отрядах, не таранили самолеты. Солдаты и офицеры их не закрывали грудью амбразуры, не вызывали огонь на себя. На территории Германии не было партизанского движения. Она, Германия, задолго до 9 мая смирилась с поражением.

Немец — человек практичный. Русский — душевный, а потому жертвенный.

На подвиг нельзя уговорить, и нельзя к нему принудить. Это состояние души. Как броситься в горящую избу или выхватить малыша из-под колес. Можно не делать, не рисковать жизнью. Но после будет стыдно. А кто чувствует стыд, тот чувствует долг.

Любить Отечество — не значит надеть вышивную сорочку или подпеть гимну. Любовь к Отечеству — это исполнение гражданского долга, когда требуется.

В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 млн. орденов и медалей, 11 тыс. человек признаны Героями Советского Союза. Многие посмертно.

Постарайтесь осознать: 74% Героев — в возрасте до 30 лет! Самый расцвет жизни.

Им, известным и оставшимся неизвестными Героям, павшим в боях и уже отошедшим, посвящаем строки из «Песни о соколе»:

«Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, свету».

Сегодня, когда нам в герои навязывают негодяев, — это кощунство над историей. Когда нас пытаются унизить, обзывая хохлами и малороссами, выставляют оккупантами наших отцов и дедов — это от бессилия и никчемности «истых украинцев».

Когда на Львовщине оскверняют могилы павших воинов, из которых около половины украинцев, — это инстинкт генетически недоразвитых существ.

Не опускайте головы, друзья! В истории Украины «хохлы и малороссы» неизменно чистили таким «пыски», они были и остаются лидерами в культуре, науке, производстве, спорте.

Мы — наследники империи, и этого не нужно стыдиться. Великобритания, Франция, Германия — до сих пор имперские державы, но их население не страдает комплексом вины за неблагонравные действия прошлых властей — колониальные войны, грабежи народов и прочие преступления. США являются мировым жандармом, и американцы кичатся этим.

Не каждый народ способен создать империю. Русские, украинцы, белорусы ее создали. В той империи было плохое и хорошее. Но так устроен человек, что плохое забывается, а хорошее остается.

Надейтесь на лучшее.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Жизнь – Отечеству, честь – никому

В детстве у майора ВВС Дмитрия Анатольевича Журова была горячая мальчишечья мечта: он хотел стать военным. Отца он не помнил. Лейтенант милиции Анатолий Журов умер от потери крови при ножевом ранении, когда брал рецидивиста. Мальчику тогда исполнилось два года.

На стене в комнате висел портрет отца. На фотографии тот был в форме, молодой и красивый. Димка им гордился. Жили они с матерью вдвоём, тихо и скромно. И когда сослуживцы отца предложили устроить мальчика в кадетский корпус, мать согласилась. Она понимала, что сын взрослеет, а мужчины рядом нет. Дмитрий написал заявление в военкомат, прошёл медкомиссию и стал ждать вызов на экзамены.
В конце июля военком отвёз его в корпус, где мальчик сдал экзамены по математике и русскому, нормативы по физкультуре и был зачислен на обучение.

Жизнь в кадетском корпусе оказалась не такой радужной, как представлялась. В учебном заведении было шесть рот, по две роты на курс.
Для первокурсников наступили суровые армейские будни. Первое время от физподготовки болело всё. Но больше всего Димке хотелось спать. Дома он привык вставать почти в восемь, школьные занятия начинались с девяти. Большинство мальчиков были из неполных семей или совсем не имеющие родителей. Здесь были все равны.

В выходные дни приезжала мать. Увольнение кадетам первые полгода обучения не полагалось. Мать привозила сладости, домашние пирожки и блины, которые Димка любил больше всего. По законам кадетского братства он всем делился с друзьями. Каждый раз мать давала немного денег. Мальчик был не жадный, но и не транжира. Он знал, как мать устаёт, стараясь заработать для него. Деньги он складывал в тетрадку и хранил в тумбочке.

Читайте также:  Сочинение на тему Человек и время

Год прошёл быстро. Дмитрий подрос и возмужал. Он любил заниматься в зале рукопашного боя, увлекался лёгкой атлетикой. После летнего учебного лагеря кадетам предоставили отпуск. Дмитрий привёз домой друга. У Серёги не было родителей, и Димка упросил мать договориться с начальником корпуса, что во время отпуска Сергей поживёт в их семье.

Сергей был воспитанником детского дома из Читы. Директор детдома сам прошёл через Суворовское училища и считал, что, пройдя через подобные учебно-воспитательные заведения, человек не потеряется в жизни, не сломается. Он знал, что воспитанникам помочь некому, и старался устроить их судьбы. Он лично привёз шестерых мальчиков, дождался, когда они сдадут экзамены и будут зачислены, и только тогда отправился обратно.

В казарме кровати Димы и Сергея стояли рядом, да и на занятиях они старались попасть за один учебный стол. Дима жалел Сергея. Всегда оставлял ему что-нибудь вкусное, когда приезжала мама и привозила гостинцы. Серёга был смышленый, учёба давалась ему без особого труда, а Димка брал усидчивостью. Зато Дмитрий любил всё делать руками. В свободное время он бежал в мастерскую. Там можно было выпиливать, вырезать, там можно было творить. Вместе с преподавателем труда он украсил актовый зал ажурной резьбой по дереву. Когда в праздничные дни приезжали гости, все ахали, увидев такую красоту. Сергей же больше читал. Он любил фантастику и мечтал стать космонавтом.

Второй год обучения начался с приятной новости: кадетам разрешили ходить в увольнение. Теперь можно было на выходные уехать домой. Димка ездил домой, чтобы помочь матери. Была осень, и на даче было много работы. А вскоре начались неприятности. У воспитанников стали пропадать деньги. Причём, деньги исчезали небольшими суммами. Казалось, что вор, жалея жертву, оставлял немного и ей. Кадеты называли это крысятничеством.

Заместитель начальника корпуса по воспитательной работе проводил беседы о чести и достоинстве, говорил, что основной завет: «Душу – Богу, сердце – даме, жизнь – Отечеству, честь – никому» – это не просто слова, это жизненный принцип каждого кадета. И тот, кто берёт деньги у своего же собрата, попирает свою честь. На общем построении начальник корпуса зачитал Устав, доходчиво объяснив последствия воровства, наконец, сами кадеты стали выявлять воришку, но всё было тщетно.

Деньги пропадали всегда перед увольнением. Тогда всей казарме перестали давать увольнительные. Воровство на некоторое время прекратилось, но атмосфера стала ещё хуже. Теперь все друг друга подозревали, каждый следил за соседом. Некоторые воспитанники пытались не спать всю ночь, чтобы выследить вора, а потом засыпали на занятиях. Ухудшились показатели по учёбе и физподготовке.

Психолог посоветовал прапорщику отпускать воспитанников по двое, постоянно меняя пары, по всем неотложным делам и поручениям. Вначале все смеялись и отпускали двусмысленные шутки, но кражи, действительно, прекратились.

А в субботу к Дмитрию приехала мать. Мальчик очень обрадовался. Мать была единственным человеком, которому он мог рассказать все свои огорчения. Серёга собирался отпросится в туалет, когда прапорщик крикнул: «Кадет Журов, на выход!».
– Я с ним!- обрадовано воскликнул Сергей, и они вышли.

Узнав от сына причину, по которой не дают увольнения, мать попросила дежурного проводить её к начальнику корпуса.
Полковник, выслушав просьбу женщины забрать сына на выходной день, объяснил ситуацию. Но, увидев расстроенное лицо матери, сказал: «Ладно, пусть пишет рапорт на увольнение».
– Повезло тебе! – сказа Сергей.- Давай, быстрее пиши, отнесём ротному, а то наши на обед строятся.

Димка отнёс рапорт и побежал в спальный корпус, чтобы взять кое-какие вещи. Выходя, уже на пороге, от столкнулся с Сергеем.
– Я тебя провожу,- сказал тот, забирая пакет с гостинцами, которые привезла мать.

Они прошли до поворота в столовую. Дмитрий махнул другу рукой и, не оглядываясь, поспешил к ожидающей его матери.

Если бы он знал, чем обернётся это последнее увольнение, вероятно, никогда бы на него не согласился. Но человеку не дано заглядывать в будущее.

Вернулся Дмитрий на следующий день, к вечеру. Предвкушая, как обрадуются друзья его возвращению, ведь он принёс им настоящий пирог, который они испекли с матерью, мальчик переступил порог корпуса. У кадетов было свободное время, и каждый занимался своим делом.

– Привет всем! – радостно сказал Димка и осекся.
Все молча смотрели на него.

– Вы чего? Случилось что?- спросил он.- Я вот вам пирог привёз.
– Сам его жри,- послышался ответ их угла казармы.
– На мои деньги купил и нас же угощает,- добавил второй.
– Постойте, ребята, какие деньги? Я же домой ездил,- удивлённо и растерянно сказал Дмитрий.
– Вот-вот, поэтому и домой поехал, что денежки стащил, крыса,- зло сказал худощавый Виктор.
– Я же сразу ушёл. Серёга, скажи им,- обратился он к Сергею,- мы же с тобою вместе были.
– Вот Серёга и говорит, что пока он в туалет отлучился, ты в комнате один был,- добавил сосед Дмитрия по кровати слева.
– Да я вещи взял и сразу вышел.
– Может, ты в эти вещи как раз мои пятьсот рублей и спрятал,- зло сказал Виктор.

Димка беспомощно стоял посреди казармы, а со всех сторон на него смотрели настороженные, подозревающие, недобрые глаза. Их обладатели были уже не дети, но ещё и не взрослые люди, которые могли бы проанализировать и сопоставить события. Большинство из них в этой жизни были подранками. Суровые условия выживания рано ожесточили их сердца. И если бы ни вовремя вошедший прапорщик, Димка бы узнал иную боль.

– Журов, явился!- сказал тот.- В кабинет к майору Усову! А вы чего ощетинились? Строиться на ужин!

Майор Усов, замначальника по воспитательной работе, стоял у окна, когда вошёл Дмитрий.
– Садись,- указал он на стул, когда Димка представился.- Догадываешься, почему я тебя пригласил?
– Никак нет, товарищ майор,- ответил тот.
– Вчера, сразу же после твоего ухода, у кадета Иванова пропали деньги – пятьсот рублей. Твой товарищ Рычков Сергей утверждает, что видел, как ты один был в корпусе и вышел с сумкой.
– Я заходил на одну минуту, меня видел дневальный. Взял сумку и вышел сразу же. Рычков Сергей стоял на пороге, он видел, как я кинул в сумку носки и майку.
– Потом вы оба пошли?
– Да, только я пошёл к выходу, а он – в столовую.
– Ты видел, что он свернул в столовую?
– Нет, я не оглядывался, торопился.
– Телефон матери можешь дать?
– Пожалуйста,- сказал Дмитрий и набрал номер матери.

Последовал разговор майора с матерью Димки, из которого тот убедился, что мать с сыном вместе приехали домой, что на обратную дорогу она дала Диме деньги – триста рублей, что никаких других денег у сына не было, и из дома он не отлучался.
– Ладно, свободен,- сказал майор мальчику.- Пока вор не найдётся, тебе придётся не сладко. Обращайся, если не выдержишь.

Дальше для Дмитрия началась жизнь, о которой он даже не подозревал. Он стал мишенью отчуждения для всего корпуса. Бойкот – страшное состояние даже для взрослого человека. А тут был мальчишка, воспитанный мамой, мягкий и добрый.
Бойкот начинался с подъёма и зарядки. Никто не хотел стоять рядом с Димкой. В столовой он один сидел за столом, на занятиях – тоже. За окном падали жёлтые листья. Димка смотрел на горки, в которые собирались листья, и вспомнил, как в детстве поджигал их. Соседи пожаловались матери. Она тогда отшлёпала его полотенцем, а потом заплакала и всё говорила: «Вот был бы жив твой отец».
– Был бы жив отец,- думал мальчик,- он бы поверил, что я не виновен, он бы помог.

Через две недели приехала мать. Увидев сына, она заволновалась. Димка был вялым и очень бледным. Наводящими вопросами она добилась, чтобы сын рассказал о положении, в котором находится. Многолетний опыт работы в школе с подростками помог ей принять на тот момент единственное и верное решение. Она взяла Димку за руки и твёрдо сказала:

– Сейчас мы идём забирать документы. Ты уйдёшь сам, не дожидаясь приказа об отчислении. Сегодня ты ничего доказать не сможешь. Толпа слепа и жестока. Вор проявится после твоего ухода, и тогда его всё равно поймают – это дело времени. Ты вернёшься в обычную школу. Учебный год ещё только начался. Можешь пойти в ту школу, где работаю я. Директору объясним, что пришлось уйти по состоянию здоровья. Кадетский корпус – это ещё не гарантия профессии. Если тебя по-прежнему будет привлекать профессия военного, можешь после школы поступать в любое военное училище. Ваш общий девиз: «Жизнь – Отечеству» ты сможешь выполнить после его окончания, но зато честь твоя будет не поругана. Ты знаешь, что ни в чём не виноват, я это знаю. Да и начальник корпуса, думаю, верит, что ты не брал этих денег, иначе он бы давно написал приказ об отчислении тебя из корпуса.

2
Через два года Дмитрий окончил школу и поступил в Высшее военное лётное училище. Здесь-то и произошла встреча, после которой с его души был снят груз незаслуженной обиды.

Уже на втором курсе он увидел на плацу знакомое лицо. Тогда только подумал, что уже где-то видел курсанта. Потом встретил того в столовой. В голове всё время вертелась мысль: «Где же я его видел?». Однажды, стоя в наряде, вспомнил: в кадетском корпусе! Мальчик был тихий, молчаливый. Вспомнил, что тот давал ему украдкой свою обувную щётку, когда все бойкотировали. Увидев в очередной раз курсанта, спросил, не учился ли он в кадетском корпусе? Юноша некоторое время молча смотрел на него, потом широкая, радостная улыбка осветила всё лицо.

– Димка! – воскликнул он.- Ты! А я тебя столько лет ищу! Ты так неожиданно и быстро ушёл. Я как раз в тот день хотел тебе рассказать, что видел, как Сергей покупал в ларьке симкарту. Я же знал, что у него денег не было. Но ты ушёл, а я смолчал. Побоялся, что и мне бойкот устроят. Он же всех подговаривал против тебя. А прапорщик, когда узнал, что ты документы забрал, просто озверел и сказал, что всё равно найдёт подлеца.

– Нашёл? – спросил Дмитрий.
– Конечно, нашёл. Он с Витькой договорился, чтобы тот объявил, что перевод получил. А сам дал ему триста рублей пятидесятками, чтобы больше казалось. Деньги посыпал марганцовкой и положил в кошелёк. Витька кошелёк спрятал под матрас. Он его туда всегда прятал, все об этом знали.

Серёга дневальным в этот день был. Пошли на обед, а когда вернулись, прапорщик повёл всех в умывальную и приказал всем мыть руки. По одному входили и мыли, а он стоял и смотрел. Потом дневального привёл, Серёгу. Тут и увидел, что, когда тот намочил руки, они стали бурыми от марганцовки.

– А дальше? – спросил Дмитрий, чувствуя, как застарелая, огромная обида глухо понималась в груди и сдавливала сердце.
– Дальше было общее построение всего корпуса. Начальник корпуса лично зачитал приказ об отчислении Рычкова за воровство. Потом сказал, что мы все и каждый в отдельности перед тобой виноваты, что круговая порука – это своего рода преступление, что кадетская честь проявляется в помощи товарищу, а не в его уничтожении всей толпой. Ты прости меня, Димка, за малодушие.
– Да ладно тебе! – сказал Дмитрий,- всё давно прошло. Ты сейчас с моей души такой груз обиды снял! Можно сказать, прямо реабилитировал меня перед потомками.

Сочинение на тему Жизнь отечеству, честь никому

Русское офицерство: жизнь Отечеству, честь — никому!

Так уж получилось, что наши представления об офицерском корпусе русской Армии сегодня во многом неточны, или, если говорить прямо, — очень далеки от действительности. Это и понятно, ведь очень долго у нас в стране господствовало представление о русском офицерстве как о некой реакционной касте, готовой до последнего защищать «устои самодержавия».

В период Гражданской войны русское офицерство разделилось — кто ушел к белым, кто стал на сторону красных, но в сути своей оно осталось тем же самым русским офицерством, со всеми его кодексами поведения, честью, достоинством, отношением к своей Родине, которую они призваны были защищать. В 40-х годах ХХ столетия, в период Великой Отечественной войны, отношение к офицерству стало меняться, были учреждены ордена Суворова, Кутузова, других героев русской военной истории. Введены погоны, что уж совсем стало напоминать дореволюционную русскую армию.

Однако тот факт, что в России офицерство — не только душа армии, но и становой хребет государства, что при постоянных наших неурядицах и проблемах требуется офицерская сплоченность самого высочайшего уровня, а, следовательно, единое офицерское мировоззрение, образ жизни и действий, чтобы противостоять этим самым проблемам и неурядицам, и при этом надежно защищать Отчизну, добиваясь военных побед, продолжал чаще всего игнорироваться. Офицерская профессия в условиях российской действительности должна быть особого идейного закала, отождествляться со служением, подвижничеством, определяться испытанным кодексом традиционных установок и идей. Откуда же взять все это, где мы сможем найти те самые идеи и установки для молодого офицерского корпуса в нашей стране?

На самом деле далеко ходить не надо. Все это было в той самой Императорской русской армии, о которой у нас сегодня знают разве что историки, да и то, если они занимаются военной историей. Для остальных же представление о русской армии в золотой период ее расцвета складывалось из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» да кинофильмов советского периода. Но не надо забывать тот факт, что «великий роман» «великого Льва» писался в эпоху «деэстетизации всего военного», взгляды писателя хотя и заслуживают внимания, но совершенно не отражают настроения русского общества в те, на самом деле, не очень далекие от нас времена.

Как подметил один из современных исследователей, образованному обществу России того времени было свойственно романтическое восприятие политики и «человека войны». Он мыслился победителем, а война осознавалась как открытая ситуация для реализации скрытого потенциала героя. Это представление соответствовало общему культурно-психологическому духу эпохи классики. Европейские войны прочитывались российскими зрителями в категориях античного противоборства. Идеализации войны в российском обществе в немалой степени способствовали военные успехи русской армии, добытые под руководством Румянцева, Суворова, Кутузова. Ими гордились, и считалось совершенно нормальным, что сражения — естественное средство защиты внешнеполитических интересов государства.

Русский офицерский корпус начал формироваться в бурную эпоху Петра I, когда резко изменились жизненный уклад, форма одежды и нормы поведения военных людей. Поставив одной из своих задач превратить Россию в европейское государство, приобщить ее к миру, который считался в то время более цивилизованным, Петр Алексеевич стал с невиданным доселе размахом вводить различные новшества и в повседневную жизнь, и в быт армии.

Это сказывалось и в способах внедрения этикета. В 1717 году по распоряжению царя была издана переводная книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению. ». В этой книге давались дельные советы молодым дворянам и офицерам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех. Среди прочих советов настоятельно рекомендовалось «в круг не плевать», «персом нос не чистить, громко не сморкаться и не чихать», а также при этом пользоваться платком, а не вытирать нос обшлагами рукавов. Судя по всему, последнее правило довольно часто нарушалось молодыми людьми, поэтому Петр Алексеевич будто бы приказал нашить на передний край рукавов воинского мундира пуговицы, лишив тем самым сопливых новобранцев безопасного способа утирать нос. Пришлось им всем пользоваться платком, который, кстати, помещался тут же — под манжетой рукава. Благодаря этому мужчины научились этой процедуре, не прибегая к рукавам, а посему и пуговицы со временем переместились на нижнюю сторону манжеты.

Молодому офицерству предлагалось также содержать себя в порядке, в частности обрезать ногти, чтобы они выглядели «яро бо оные бархатом обшиты». Требовалось также «за три шага шляпу снимать приятным образом», а беседу вести уметь на иностранном языке. Лучшая часть русского офицерства придавала большое значение не только своему военному, но и общему образованию. Широкое знание литературы, истории, иностранных языков считалось в этой среде обязательным. Умением поддерживать в обществе разговор на серьезную тему отличался всякий офицер, заботившийся о своей репутации культурного человека.

Царь Петр придавал большое значение этикету, стоит отметить, что «Честное зерцало» трижды переиздавалось при его жизни, а многие положения этой книги вошли в царские указы и приказы по войскам. Кстати, А. В. Суворов наизусть знал петровский «Устав воинский» и в своих приказах почти дословно пользовался его положениями.

В воспитании этики офицера огромную роль играли семейные традиции военных династий. Известно письмо одного старого офицера своему сыну: «Честь требует, чтобы во внешней жизни офицера выражалось достоинство, вытекающее из сознания принадлежности к сословию, которому вверена защита Отечества. Офицер должен воздерживаться от всех поступков, которые могут повредить репутации отдельного лица или корпорации, в особенности же от всякого разгула, пьянства, азартной игры, участия в неблаговидных предприятиях и к наживе сомнительными путями. Он никогда не должен легкомысленно давать честное слово. Чем усерднее корпус офицеров будет поддерживать дух товарищества, тем легче ему будет предупредить неприятности и избежать столкновений и недостойных ссор.

Справедливое чувство собственного достоинства отнюдь не должно обращаться у офицера в недостаток уважения к другим людям. Но ты принадлежишь к почетному сословию и поэтому должен постоянно помнить, что ты у всех на виду. ».

Чаще всего понятие чести и этикета закладывалось у потомственных военных с детства и обычно в дальнейшем ярко проявлялось в армейской службе, в походах и сражениях. Воспитанное с детства чувство собственного достоинства четко проводило грань между государевой службой и лакейским прислуживанием. Одним из принципов офицерской идеологии было убеждение, что высокое положение офицера в обществе обязывает его быть образцом высоких нравственных качеств. Решающая установка в воспитании кадета состояла в том, что его ориентировали не на успех, а на идеал. Быть храбрым, честным, образованным ему надлежало не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина, а потому что он офицер, потому что ему многое дано, потому что он должен быть именно таким, ибо таково требование офицерской чести.

Читайте также:  Сочинение Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге

Офицерская честь всегда занимала особое место в офицерской этике. Честь, лежащая в основе офицерского долга, всегда считалась важнейшим духовным качеством офицера. Честь не дает офицеру никаких привилегий, напротив, она делает его более уязвимым, чем другие категории граждан. В идеале честь являлась основным законом поведения офицера, безусловно и безоговорочно преобладающим над любыми другими соображениями, будь то выгода, успех, безопасность или просто рассудительность. Готовность рисковать жизнью для того, чтобы не быть обесчещенным, требовала немалой храбрости, честности, выработки привычки отвечать за свои слова. Демонстрировать обиду и не предпринимать ничего, чтобы одернуть обидчика или просто выяснить с ним отношения, считалось признаком дурного воспитания и сомнительных нравственных принципов.

Постоянно присутствующая угроза смертельного поединка очень повышала цену слов и, в особенности, «честного слова». Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль. Нарушить данное слово — значило раз и навсегда погубить свою репутацию. Дуэль как способ защиты чести несла еще и особую функцию, утверждала некое офицерское равенство, не зависящее от служебной иерархии. Если стимулом всей жизни является честь, совершенно очевидно, что ориентиром в поведении человека становились не результаты, а принципы. Думать об этическом значении поступка, а не о его практических результатах — традиционная установка российского офицерства, отличающая его от западных офицеров.

Конечно, отношение к дуэлям официально было отрицательным. Так, например, генерал М. Д. Скобелев считал, что дуэли есть «гримасы» старой армии, связанные с ее кастовостью. Но и он отдавал должное «Дуэльному кодексу», отмечая его положительную значимость в офицерской среде. Основными поводами для поединков между офицерами служили: брань, пощечина, компроментирование офицера или его жены, другие оскорбления, в том числе и отказ во взаимном приветствии. Игнорирование поклона или рукопожатия, не отдание чести согласно дуэльному кодексу считалось грубым нарушением правил вежливости и считались посягательством на честь, поскольку показывали пренебрежение к личности, унижение человеческого достоинства в глазах общества.

Единого кодекса чести офицера в русской армии не было. Но вместе с тем существовали многократно переиздававшиеся сводные правила военной этики и этикета. Из таких правил стоит отметить «Советы молодому офицеру», составленные ротмистром В. М. Кульчитским в 1904 году.

Этика поведения русского офицера тех времен напрямую завязана с эстетикой военного мундира, всех его деталей и искусством ношения. На Руси военная одежда была одной из первых видов наград. Еще в 1469 году Иван III приказал выдать за отвагу в бою воинам-устюжанам сермяги и бараньи шубы. Отсюда и пошла традиция вручения мундира и военных атрибутов, считавшихся символом чести. Лишение мундира или права ношения каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестие и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего. Мундир испокон веков на Руси олицетворял идею государственности, само Отечество. Именно отсюда пошло понятие и смысл выражения «честь мундира».

Есть интересный исторический факт. В 1821 году во время ужина на одном из балов полковник лейб-гвардии Московского полка Г. А. Римский-Корсаков, вопреки существующим правилам, расстегнул мундир. Этого пустяшного на наш нынешний взгляд нарушения оказалось достаточно для его вынужденного ухода в отставку. Император Александр I приказал: «Мундира (в смысле «права его ношения») Корсакову не давать, ибо замечено, что оный его беспокоит». И это не было прихотью венценосного самодержца. Здесь выражена забота о том, чтобы офицер никогда не забывал, кто он такой и какой мундир носит.

Практически все императоры, начиная с Петра I, носили военные мундиры, числились в различных полках и были их шефами. Недаром «табель о рангах» отводил военным одну из высших ступеней в иерархической лестнице. Поэтому честь мундира была настолько высока, что офицер никогда не появлялся в обществе в другой одежде. Вместе с тем щегольство в военном обмундировании среди русских офицеров было чрезвычайно распространенным явлением, и тон в этом задавало первое лицо в государстве и в армии — сам император. Особенно ярко это проявилось при императоре Александре I.

Д. В. Давыдов вспоминал: «. Вполне женственное кокетство этого Агамемнона новейших времен было очень замечательным. Я полагаю, что это было главною причиною того, почему он с такою скромностью не раз отказывался от подносимой ему Георгиевской ленты, которой черные и желтые полосы не могли идти к блондину, каким был император Александр». Военный историк А. И. Михайловский-Данилевский, состоявший в свите императора, восторженно писал о нем: «Приучив себя с молодых лет переносить непостоянство стихий, он всегда был верхом в одном мундире, лучше всех одет; казалось, что он был не на войне, но поспешал на какой-нибудь веселый праздник».

О генерале от инфантерии графе А. П. Тормасове, который в 1812 году командовал 3-й Резервной армией, а в 1814 году ставшем генерал-губернатором Москвы, военный историк сообщал следующее: «Щеголь смолоду, он и в преклонных летах был тщателен в одежде, и таким являл себя на войне и в сражениях». О командире лейб-гвардии Семеновского полка генерал-майоре Я. А. Потемкине, любимце простых солдат: «Стан его был примечательный, одевался он как кокетка». Но всех, конечно, перещеголял в моде прославленный герой 1812 года и Заграничных походов, отважный ученик А. В. Суворова генерал М. А. Милорадович. Его не менее знаменитый соратник по «марсовым полям» генерал А. П. Ермолов оставил воспоминания о встречах на русских аванпостах при Тарутине русского военачальника и французского маршала: «Генерал Милорадович не один раз имел свидание с Мюратом, королем неаполитанским. Из разговоров их легко было заметить, что в хвастовстве французам не всегда принадлежало первенство. Если бы можно было забыть о присутствии неприятеля, казалось бы свиданье их представлением на ярмарке или под качелями. Мюрат являлся то одетый по-гишпански, то в вымышленном преглупом наряде, с соболью шапкою, в глазетовых панталонах. Милорадович — на казачьей лошади, с плетью, с тремя шалями ярких цветов, не согласующихся между собою, которые, концами обернутые вокруг шеи, во всю длину развевались по воле ветра. Третьего подобного не было в армиях!»

Вообще, надо отметить главенствующую в те времена черту театральности, склонности к актерскому действу не только в среде высшего света в целом, но и среди офицерства в частности. «Особую роль в культуре начала XIX века в общеевропейском масштабе сыграл театр, — писал исследователь того времени В. А. Преснов. — Театрализуется эпоха в целом. Специфические формы сценичности сходят с театральной площадки и подчиняют себе жизнь. Грань между искусством и бытовым поведением зрителей была разрушена. Театр вторгся в жизнь, активно перестраивая бытовое поведение людей. Люди этого времени строят свое личное поведение, бытовую речь, в конечном счете, свою личную судьбу по литературным и театральным образцам».

Все это франтовство, однако, не мешало русскому офицеру во время кампаний, в походах и в сражениях, не забывать о своем основном долге, отважно сражаясь за родное Отечество. Прекрасно понимая, что могут не вернуться из битвы, офицеры всегда шли на смерть при полном параде, без единого изъяна не только в оружии, но и в форме.

Офицер — профессия во всех отношениях идейная. Настоящий офицер служит не ради наживы, а ради высокой идеи защиты родного Отечества, прекрасно осознавая, что кто-то должен жертвовать своим земным благополучием ради того, чтобы остальные чувствовали себя спокойно и уверенно. С полным правом такой офицер мог бы сказать всем сомневающимся в его миссии словами Петра Великого: «Не должны вы помышлять, что корысти ради избрал я воинскую службу, а несу я мою нелегкую обязанность, сражаясь за благо государства, защита которого мне вверена, за род свой, за Отечество, за Православную веру и церковь. А обо мне ведайте, что жизнь мне не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Сочинение на тему Жизнь отечеству, честь никому

Подробное решение часть 2 (страница) 48–51 по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. 2016

1. Какие замыслы царя Алексея Михайловича осуществил его сын Пётр I?

Ответ: Создание морского флота

2. Что сделал Пётр I для развития образования и науки?

Ответ: 8 февраля 1724 года по велению императора была образована Академия наук и художеств. Академия содействовала организации первого государственного музея «Кунсткамера».

3. Какой город стал столицей Российской империи?

Как подтвердить справедливость утверждения М.В. Ломоносова о важнейшем значении и Сибири для могущества России?

Ответ: Сибирь уже давно имеет огромное экономическое значение для России. Климат на большей части ее территории холоден, но климат юго-западной Сибири умеренный, там более плодородная почва – чернозем. В больших объемах здесь выращиваются пшеницы, ячмень, рожь и картофель. М.В. Ломоносов писал о важнейшем значении Сибири для могущества России. Он также проводил исследования по способам освоения Сибири и Севера, исследовал принцип замерзания воды.

1. В чём состоит смысл девиза А.В. Суворова? Есть ли в нём сходство с призывом М.В. Ломоносова: «Дерзайте Отчизну мужеством прославить!»?

Ответ: Суворов вошел в мировую историю как выдающийся полководец и военный мыслитель. Более 60 сражений и ни одной не было проиграно, при численном превосходстве неприятеля. Смысл девиза А.В. Суворова «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» заключается в том, что человек осознает свое достоинство и готовность к выполнению воинского долга перед обществом. Великий полководец Суворов был особенно любим в народе, он был как настоящий отец для своих солдат.

Он всегда старался сберечь жизни своим солдатам, стремился одержать победу малой крови. Стратегия полководца отличалась исключительной активностью и решительностью. Главная цель – уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях. Суворов был непревзойденным тактиком и великим стратегом.

Он всецело отдавал себя Отечеству и при этом всегда оставался достойным человеком, честь и уважение для которого превыше всего.

2. Что такое честь ученого, воина, гражданина?

Ответ: Честь ученого: ученый стремится узнать как можно больше на каком-либо явлении. Поиск истины – нельзя уклоняться от истины под воздействием со стороны разных фактов – власти, денег и т.д. Точность, достоверность, повторяемость результатов и ответственность – вот залог успеха.

Воинская честь заключается в том, что порой ценной своей жизни солдат должен защищать достоинство и границы своего Отечества.

Честь гражданина. Это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и свое существование в рамках общества, где проявляются такие качества как самоуважение и уважение к окружающим людям.

Проверим себя

1. Кто из русских ученых своей деятельностью способствовал развитию науки и образования в России?

Ответ: М.В. Ломоносов своей деятельностью способствовал развитию науки и образованию в России. Он создал первую в России научную химическую лабораторию и разработал рецептуру цветного стекла, а потом построил и фабрику для его производства. Ломоносов возродил старинное мозаичное искусство. 1755 году по его проекту был открыт Московский университет. Затем в 1819 году, также по проекту ученного открывается университет и в Петербурге.

2. Почему солдаты ценили А.В. Суворова?

Ответ: Вклад Суворова в военную науку был велик. Главное, на что делал упор Суворов – это обучение войск. Суворов утверждал, что именно человеку является решающим фактором победы. Солдаты очень ценили Суворова. Он был настоящим отцом для своих солдат. Он всегда оберегал солдатские жизни. Старался завоевать победу малой кровью. Он считал, что лучше в отдельных случаях прибегать к обороне и даже к отступлению ради сохранения человеческих жизней.

3. За какие заслуги в Греции и сейчас чтут память о Ф.Ф. Ушакове?

Ответ: Ф.Ф. Ушаков стал одним из авторов конституции Греции и одним из основателей Республики Семи Ионических островов. Еще с 1300 года Греция жила под турецким государством, а теперь у них появилась первая демократическое государство. Именно поэтому в Греции до сих пор чтут память об Ф.Ф. Ушакове.

Сочинение на тему Честь. Что такое Честь 9 класс

Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.

Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть. Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.

Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему. Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.

Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.

Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.

В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.

В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.

Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.

Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.

Вариант 2

Я думаю, честь – это верность себе и своим словам. Человек чести, как правило, – это человек ответственный за свои поступки и решения, порядочный и добросовестный. По моему мнению, честь оскверняется тогда, когда человек поддается мнению общества, его интересам и совершенно забывает не только про свою честь, но и про честь близких, любимых людей. Как говорится: «Береги платье снову, а честь с молоду».

В пример я хотел бы взять повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь – это основная тема данной повести. На чести строится все произведение. «Береги платье снову, а честь смолоду» – писал Пушкин в самом начале своей повести, а далее развивал эту фразу. Гринев и Швабрин, казалось бы, два очень похожих персонажа, но это лишь внешняя картинка. На самом деле они очень разные, ведь Гринев – человек чести, а Швабрин – хитрец, подлец, негодяй, предатель и обманщик. Он оскорбил честь возлюбленной Гринева – Маши, а после и предал собственную Родину, переметнувшись на сторону противника. Гринев защищал родных не по крови себе людей, честь императрицы, которой давал присягу и тем самым рос в глазах своих родителей, для которых он был лишь мальчиком Петрушей.

Второй пример я хотел бы взять из своего личного опыта. Мой дедушка очень строгий, никогда не хитрил и делать этого никому не позволял. Однако я – полная его противоположность. В классе я умело списывал домашние и контрольные работы, а, приходя домой, закидывал портфель под стол и смело шел гулять. И дедушка это узнал. Он долго со мной разговаривал на тему чести, ответственности за свои слова, собственной гордости и чистоте мыслей. Я никогда не слушал его. Знал только одну фразу: «Хочешь жить – умей вертеться». Когда я сказал эту фразу деду, он спокойно ответил мне, что это будет не жизнь, это будет существование, а иначе как можно жить, если чести совсем нет, если над тобой насмехаются, если жизнь – это сплошное вранье и хитрость. Он настолько ярко описал мне настоящую честь и жизнь без нее, что мне стало стыдно и щеки быстро залились красной краской. Тогда я понял: человек чести достигает большего, чем человек, который умеет только выкручиваться. Человек чести получает настоящую жизнь, а хитрец – лишь существование.

К сожалению, в наше время осталось очень мало честных людей, все только «крутятся» в этой жизни, прогибаясь под общество и всеобщие интересы. Тему чести можно развивать очень долго, описывать его всеми красками и эмоциями, но на этом я бы хотел закончить.

Также читают:

Картинка к сочинению Честь. Что такое Честь

Популярные сегодня темы

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» является своего рода связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом. Он является своеобразным переходом между данными направлениями

Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

Автор в дороге из Тифлиса через Койшаурскую гору познакомился со штабс-капитаном Максимом Максимычем. Бывалый попутчик объяснил мошенничеством осетин то, что пустую повозку еле тащат шесть быков

У Чехова имеется очень интересное произведение «Вишневый сад». Среди них одной из главных героинь является Варя. Ее совсем маленькой удочерила Любовь Раневская. За все это время девушка не знала о том

Перед тем, как написать свое сочинение, я хочу сразу ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения. Нет, нет и еще раз нет. Никто и никогда не сможет заменить ребенку его родителей. А теперь, объясню, почему я так думаю.

Ссылка на основную публикацию