Краткое содержание Посторонний Камю

Краткое содержание Камю Посторонний

Произведение повествует нам историю человека, совершившего тяжелое преступление, и только перед смертной казнью задумывается о сути человеческой жизни.

А начинается все с того, что наш главный герой, который был мелким чиновником, получает письмо, в котором его извещают о кончине его матери. Она была больна, средств и времени на уход за ней у него не было, и поэтому три года назад он отправляет ее в пансионат для престарелых людей. Мерсо был уверен, что там имеется надлежащее содержание и своевременный медицинский уход.

Особо мужчина не расстроился из-за потери, но, чтобы выполнить свой сыновний долг, взяв отпуск, поехал на ее похороны. Побеседовав с директором заведения, Мерсо обязан был просидеть ночь у гроба родной матери. Долго не соглашаясь, на такие условия, он все-таки решил побыть с ней, но заснул крепким сном. Особо не переживая и расстраиваясь, мужчина на следующий день произвел погребение матери и отправился назад домой.

Устав с дороги, Мерсо отсыпается, а потом идет искупаться на побережье. Там происходит встреча с его бывшей коллегой Мари, которая перерастает в любовную связь между ними.

Новый день не приносит ему ничего нового. Он встречает, возвращаясь с работы, тех же соседей. Вскоре Мерсо становится участником разбора сутенера со своей бывшей любовницей, и в полиции занимает сторону Синтеса.

Заметив работу Мерсо, руководство предлагает ему повышение по службе, однако, он отказывается. Его вполне удовлетворяет данное место работы. В скором времени на свидании Мари интересуется, не хочет ли он жениться на ней. Но, Мерсо, она волновала только как женщина для удовлетворения своей страсти.

Наступают долгожданные выходные. Мерсо с Раймоном и Мари собирается отдохнуть у моря. Вдруг, по дороге к остановке, он замечает двух мужчин, арабской национальности, которые их выслеживали. Мерсо встревожен был не на шутку, так как одного он узнал, это был родственник любовницы Раймона.

После прекрасного отдыха компания увидела этих незнакомцев, где они совершают нападение на друзей, и Рамона ранят. Но им удается убежать.

Через некоторое время арабы вновь выследили друзей, но в этот раз они были вооружены. Раймон отдает оружие Мерсо и отходят ненадолго. У мужчины как будто разум помутился, когда он увидел прошлого незнакомца, и он убивает его.

Мерсо арестовывают, и начинаются долгие месяцы допросов. Все считали это дело обыкновенным и наипростейшим, но следователь никак не мог понять, почему он это сделал.

Он пытается призвать его к совести через обращение к Гоподу, однако, Мерсо нисколько не совестно за свое преступление, да и в религию он не верит.

Так как следствие длилось долго, то камера стала для него родным жилищем. Но, свидание с Мари, изменила его мысли, и тронуло что-то за живое. Он начал тосковать по вольной жизни.

На судебном заседании прокурор произносит обличительную речь против Мерсо. Он требует суд присяжных назначить ему суровое наказание-казнь, так как Мерсо ни разу не произнес слова раскаяния за содеянное преступление.

После вынесенного приговора Мерсо вдруг начинает понимать, что вот она – жизнь заканчивается, и как же ее повернуть обратно, но подумав, полностью соглашается со своей судьбой. Он примиряется с тем, что ему придется умереть. Даже когда, накануне казни к нему приходит священнослужитель и пытается призвать его к Богу, Мерсо отказывается даже слушать про это. Он не верит в вечную жизнь и не желает тратить время на нее.

Но в последние минуты кончины он готов переродиться и начать жизнь заново.

Роман учит нас задуматься о смысле жизни. Человек не вечен, и весь его путь должен быть прожит так, чтобы что-то оставить после себя на этой земле.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Камю. Все произведения

  • Бунтующий человек
  • Калигула
  • Миф о Сизифе: эссе об абсурде
  • Падение
  • Посторонний
  • Счастливая смерть
  • Чума

Посторонний. Картинка к рассказу

Сейчас читают

События фантастического произведения «Роковые яйца» разворачиваются в Советском Союзе в 1928 году. Талантливый зоолог профессор Владимир Ипатьевич Персиков открывает необычный «луч жизни»

Красавка – это имя маленькой рыбки, которая была очень красивой, так как ее чешуйка была очень пестрой, она вся светилась как бы изнутри. И жила эта рыбка в реке, но обитала в ее веточке-протоке.

Блок пишет небольшое эссе на тему революции, в котором выражает собственное отношение к текущим событиям. Вначале он скептически описывает мнение тех людей, которые считают Россию погибшей

Предводитель аргонавтов Ясон должен был стать правителем города Иолка в Греции. Однако вместо него там царствует Пелий. Чтобы доказать свои права и обрести власть, Ясон обязан совершить подвиг.

Рассказ про собаку. У нее не было имени, не было и хозяина. Никто не знал, где она жила и чем питалась в эту долгую морозную зиму. Она не могла приютиться у теплых деревенских изб, поскольку оттуда ее прогоняли дворовые собаки и уличные мальчишки.

Краткое содержание “Посторонний” Камю

Мерсо, мелкий французский чиновник, житель алжирского предместья, получает известие о смерти своей матери. Три года назад, будучи не в состоянии содержать ее на свое скромное жалованье, он поместил ее в богадельню. Получив двухнедельный отпуск, Мерсо в тот же день отправляется на похороны.

После краткой беседы с директором богадельни Мерсо собирается провести ночь у гроба матери. Однако он отказывается взглянуть на покойную в последний раз, долго разговаривает со сторожем, спокойно пьет кофе с молоком и курит, а потом засыпает. Проснувшись, он видит рядом друзей своей матери из богадельни, и ему кажется, что они явились судить его. На следующее утро под палящим солнцем Мерсо равнодушно хоронит мать и возвращается в Алжир.

Проспав не меньше двенадцати часов, Мерсо решает пойти к морю искупаться и случайно встречает бывшую машинистку из своей конторы, Мари Кардона. В тот же вечер она становится его любовницей. Скоротав весь следующий день у окна своей комнаты, выходящей на главную улицу предместья, Мерсо думает о том, что в его жизни, в сущности, ничего не изменилось.

На следующий день, возвращаясь домой после работы, Мерсо встречает соседей: старика Саламано, как всегда, со своей собакой, и Раймона Синтеса, кладовщика, слывущего сутенером. Синтес хочет проучить свою любовниц, арабку, которая ему изменила, и просит Мерсо сочинить для нее письмо, с тем чтобы заманить на свидание, а потом избить. Вскоре Мерсо становится свидетелем бурной ссоры Раймона с любовницей, в которую вмешивается полиция, и соглашается выступить свидетелем в его пользу.

Патрон предлагает Мерсо новое назначение в Париж, но тот отказывается: жизнь все равно не переменишь. В тот же вечер Мари спрашивает у Мерсо, не собирается ли он жениться на ней. Как и продвижение по службе, Мерсо это не интересует.

Воскресенье Мерсо собирается провести на берегу моря вместе с Мари и Раймоном в гостях у его приятеля Массона. Подходя к автобусной остановке, Раймон и Мерсо замечают двух арабов, один из которых — брат любовницы Раймона. Эта встреча их настораживает.

После купания и обильного завтрака Массон предлагает друзьям прогуляться по берегу моря. В конце пляжа они замечают двух арабов в синих спецовках. Им кажется, что арабы выследили их. Начинается драка, один из арабов ранит Раймона ножом. Вскоре они отступают и спасаются бегством.

Через некоторое время Мерсо и его друзья снова приходят на пляж и за высокой скалой видят тех же арабов. Раймон отдает Мерсо револьвер, но видимых причин для ссоры нет. Мир как будто сомкнулся и сковал их. Друзья оставляют Мерсо одного. На него давит палящий зной, его охватывает пьяная одурь. У ручья за скалой он снова замечает араба, ранившего Раймона. Не в силах выносить нестерпимую жару, Мерсо делает шаг вперед, достает револьвер и стреляет в араба, «как будто постучавшись в дверь несчастья четырьмя короткими ударами».

Мерсо арестован, его несколько раз вызывают на допрос. Он считает свое дело очень простым, но следователь и адвокат придерживаются другого мнения. Следователь, показавшийся Мерсо неглупым и симпатичным человеком, не может понять мотивы его преступления«Он заводит с ним разговор о Боге, но Мерсо признается в своем неверии. Собственное же преступление вызывает у него лишь досаду.

Следствие продолжается одиннадцать месяцев. Мерсо понимает, что тюремная камера стала для него домом и жизнь его остановилась. Вначале он мысленно все еще находится на воле, но после свидания с Мари в его душе происходит перемена. Томясь от скуки, он вспоминает прошлое и понимает, что человек, проживший хотя бы один день, сможет провести в тюрьме хоть сто лет — у него хватит воспоминаний. Постепенно Мерсо теряет понятие о времени.

Дело Мерсо назначается к слушанию на последней сессии суда присяжных. В душном зале набивается много народу, но Мерсо не в состоянии различить ни одного лица. У него возникает странное впечатление, будто он лишний, словно непрошеный гость. После долгого допроса свидетелей: директора и сторожа богадельни, Раймона, Массона, Саламано и Мари, прокурор произносит гневное заключение: Мерсо, ни разу не заплакав на похоронах собственной матери, не пожелав взглянуть на покойную, на следующий день вступает в связь с женщиной и, будучи приятелем профессионального сутенера, совершает убийство по ничтожному поводу, сводя со своей жертвой счеты. По словам прокурора, у Мерсо нет души, ему недоступны человеческие чувства, неведомы никакие принципы морали. В ужасе перед бесчувственностью преступника прокурор требует для него смертной казни.

В своей защитительной речи адвокат Мерсо, напротив, называет»его честным тружеником и примерным сыном, содержавшим свою мать, пока это было возможно, и погубившим себя в минутном ослеплении. Мерсо ожидает тягчайшая кара — неизбывное раскаяние и укоры совести.

После перерыва председатель суда оглашает приговор: «от имени французского народа» Мерсо отрубят голову публично, на площади. Мерсо начинает размышлять о том, удастся ли ему избежать механического хода событий. Он не может согласиться с неизбежностью происходящего. Вскоре, однако, он смиряется с мыслью о смерти, поскольку жизнь не стоит того, чтобы за нее цепляться, и раз уж придется умереть, то не имеет значения, когда и как это случится.

Перед казнью в камеру Мерсо приходит священник. Но напрасно он пытается обратить его к Богу. Для Мерсо вечная жизнь не имеет никакого смысла, он не желает тратить на Бога оставшееся ему время, поэтому он изливает на священника все накопившееся негодование.

На пороге смерти Мерсо чувствует, как из бездны будущего к нему поднимается дыхание мрака, что его избрала одна-единственная судьба. Он готов все пережить заново и открывает свою душу ласковому равнодушию мира.

Книга “Посторонний”, Альбер Камю: краткое содержание

В литературе есть такое понятие как “лишний человек”. Используется, когда речь идет о герое, вызывающем сострадание у читателя – как правило, представителе низкого социального слоя, личности незащищенной, часто подвергающейся унижениям. Пример “лишнего человека” в зарубежной литературе – главное действующее лицо в повести “Посторонний” Альбера Камю. Однако этот персонаж жалость не у всех читателей вызывает. Безымянный герой из книги французского писателя Альбера Камю – посторонний, лишний, чуждый обществу человек в силу своего патологического равнодушия ко всему.

Об авторе

Создатель повести “Посторонний” – Альбер Камю – прозаик, эссеист, философ и лауреат Нобелевской премии по литературе. Будущий писатель родился за год до начала Первой мировой войны в алжирском местечке Мондови. Его отец работал на винодельческой ферме, 1914 году погиб в битве на Марне. Мать Камю была необразованной женщиной.

Детство будущего лауреата Нобелевской премии прошло в нищете. Однако Альбер с ранних лет проявлял удивительные способности, а потому, в отличие от многих своих сверстников, поступил после окончания школы в лицей. В тридцатые годы Камю изучал философию в Алжирском университете. Он много читал, вел дневник, писал эссе. Огромное влияние на формирование Камю как писателя оказали творчество Достоевского, труды Ницше.

В начале Второй мировой войны писатель работал в газете “Пари-суар”. В 1940-м он завершил работу над повестью “Посторонний”. Альбер Камю в 1942 году смог издать произведение, и это стало важным событием во французской литературе. В годы войны он написал также “Миф о Сизифе” и “Чуму”.

Камю был человеком довольно активным. Примыкал то к одной, то к другой подпольной организации. В начале пятидесятых публиковался в анархистском журнале. За повесть “Посторонний” Альбер Камю получил Нобелевскую премию в 1957-м – за три года до смерти. Основная тема произведений французского прозаика – борьба с несправедливостью и насилием.

«Посторонний» Альбера Камю

Краткое содержание повести передать буквально парой слов: это история странного молодого человека, совершившего убийство из-за ярких лучей солнца. Более подробное изложение, характеристика героя и анализ произведения представлены ниже. Особенности книги Альбера Камю “Посторонний”: повествование ведется от первого лица, герой рассказывает о событиях из своей жизни беспристрастно. Даже тогда, когда речь идет об убийстве.

Писатель однажды сказал: «В нашем обществе тот, кто не плачет на похоронах матери, может быть приговорен к смерти». В этом идея книги “Посторонний” Альбера Камю. Краткое содержание изложено по следующему плану:

  • На похоронах матери.
  • Мари.
  • Раймон.
  • Безразличие.
  • Убийство.
  • Арест.
  • В камере смертника.

На похоронах матери

Фамилия главного героя – Мерсо. Имени его автор не называет. Мерсо – мелкий чиновник, получающий небольшое жалованье. История начинается со смерти матери. Мерсо когда-то определил ее в богадельню, а теперь, взяв отпуск, едет на похороны. Обитатели богадельни ожидают увидеть безутешного сына. Велико их удивление, когда Мерсо отказывается взглянуть на покойную, а после спокойно пьет кофе, курит и идет спать. На следующий день после похорон главный герой возвращается в Алжир.

Читайте также:  Двое в декабре – краткое содержание рассказа Казакова

Мерсо возвращается домой. Проспав около двенадцати часов, он отправляется на пляж, где встречает Мари Кардон – бывшую служащую его конторы. Между ними завязывается роман, который не вызывает в душе главного героя никаких эмоций. В его жизни ничего не изменилось ни после смерти матери, ни после ночи, проведенной с Мари.

На следующий день Мерсо отправляется в контору. На обратном пути встречает соседей – старика, выгуливающего собаку, и сутенера Раймона. Последний просит его о помощи. Нужно написать письмо бывшей любовнице, чтоб вызвать ее на свидание. Раймон, дабы отомстить за измену, изобьет ее. Мерсо не только соглашается, но и позже, когда на сутенера подают в суд, выступает в его защиту.

Безразличие

Равнодушен главный герой и к своей работе. Начальник предлагает ему повышение и перевод в офис, расположенный в столице. Мерсо отказывается. Он полагает, что новая должность не изменит его жизнь ни в лучшую, ни в худшую сторону. В тот же вечер Мари заговаривает с ним о свадьбе. Но Мерсо не стремится к изменению семейного статуса. Его ничто не интересует.

Убийство

На выходные Мерсо отправляется с Раймоном и Мари в гости к приятелю Массону. По дороге они встречают арабов. Один из них – брат женщины, которую избил не так давно Раймон, но благодаря содействию друга был оправдан. Они приезжают к Массону. Целый день проводят на пляже. А к вечеру снова встречают арабов и понимают, что те их выследили. Происходит драка, в результате которой Раймон получает ножевое ранение.

Спустя несколько дней они снова встретили арабов. На этот раз Раймон отдал Мерсо пистолет, а затем исчез. Страдая от невыносимого зноя, главный герой почувствовал недомогание, напоминающее состояние опьянение. Яркие солнечные лучи раздражали его и, увидев одного из арабов, он достал револьвер и выстрелил в него.

Арест

Мерсо задержали. Но ни убийство, ни арест не вызвали у него эмоций. Он полагал, что дело его очень простое. Следователь же пытался найти мотив. Но безрезультатно. Однажды он завел с Мерсо разговор о Боге, но тот признался в своем неверии.

Следствие продолжалось почти год. Он привык к тюремной камере, однажды, после того как его посетила Мари, вдруг подумал: достаточно всего одного прожитого дня для того, чтобы провести в тюрьме век. У Мерсо было достаточно воспоминаний. Он уже не тосковал по свободе. А спустя несколько месяцев пребывания в камере утратил чувство времени.

Начинается слушание дела Мерсо. В зале много народу. Мерсо здесь чувствует себя не преступником, ожидающим наказания, а посторонним, лишним. Допрашивают Мари, Раймона, Массона и даже директора богадельни, в которой провела последние годы мать подсудимого. Последний рассказывает о странном поведении Мерсо на похоронах матери.

Вырисовывается портрет убийцы. Равнодушный, беспринципный человек, который, не всплакнув ни разу на похоронах матери, вступает на следующий же день в любовную связь с женщиной, кроме того, состоит в дружеских отношениях с сутенером. А стреляет в человека он, пытаясь свести старые счеты. Прокурор называет Мерсо бездушной, беспринципной личностью и требует высшей меры наказания. Главного героя приговаривают к казни.

В камере смертника

После вынесения приговора Мерсо не посещают страхи. Он не раскаивается в содеянном, не жалеет о совершенных ошибках. Он не боится смерти. Когда в камеру приходит священник, Мерсо отказывается от исповеди. Единственное, что вызывает у него досаду, – это разговоры о вечной жизни. Главный герой повести “Посторонний” полагает, что она не имеет смысла и не стоит тратить на разговоры о Боге последние часы своего существования.

Анализ

Герой повести рассказывает о событиях своей жизни простым языком. По стилю изложение напоминает школьное сочинение, написанное не лучшим учеником: рубленые фразы, отсутствие метафор и прочих средств выразительности. Сартр назвал стиль Альбера Камю – автора “Постороннего” – детским.

Писатель дополнил свое произведение подробностями, которые читателю кажутся лишними: Мерсо зашел в кафе, заказал завтрак, оплатил, получил сдачу. Для чего все эти детали? Критики полагают, что за каждой ненужной подробностью стоит философский тезис.

В книге Камю выражена сложная система мировоззрения, основанного на абсурдности человеческого существования. Люди рождаются, получают образование, стремятся сделать карьеру. Они хотят любить и быть любимыми. Они живут по определенной схеме, существующей много столетий. Но действия или бездействие героя повести “Посторонний” не вписываются в эту схему. Мерсо равнодушен ко всему. Идея книги заключается в последних словах героя, адресованных духовному отцу.

Альбер Камю — представитель атеистического экзистенциализма. Его воззрения можно охарактеризовать как атеистические. Несмотря на то что в биографии французского прозаика непременно упоминается заинтересованность творчеством Достоевского, герой главной его книги не признает никаких религиозных идей, в отличие от персонажей русского писателя. Отзывы о “Постороннем” Альбера Камю смешанные. Одних читателей восхищает необычная авторская подача. У других крайне негативные эмоции вызывает главный герой.

Характеристика героев по произведению Альбера Камю «ПОСТОРОННИЙ» | МЕРСО

Предшественники и попутчики

Основные черты экзистенциализма были обозначены ещё в девятнадцатом веке датским философом С. Кьеркегором. Развитие этого философского направления началось через много лет, когда человечество подустало от благ технического прогресса. И действительно: с одной стороны — телефон, телеграф, реактивные самолёты и бикини-мини, а с другой — жесточайшие мировые войны, тоталитарные режимы и человек человеку — волк.

Установками экзистенциализма стали наблюдения за существованием внутри самого существования, изучение внутреннего мира при пограничных ситуациях, когда даже если есть выбор, то он всегда ложный, а способность адекватно оценить свои поступки отсутствует. Впрочем, если есть адекватность — это уже не экзистенциализм.

Основы философии экзистенциализма заложил Жан-Поль Сартр в своих работах тридцатых годов двадцатого века: «Воображение», «Эскиз теории эмоций» и многих других. Одновременно с Сартром огромное влияние на ищущие истинных ответов умы европейских читателей оказал и Альбер Камю.

Краткое содержание первой части

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром. У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить. Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.

Сюжет повести «Посторонний» Камю

В «Постороннем» не так уж много поступков, не столь много и размышлений. Мерсо получает известие о смерти матери, едет на её похороны, затем возвращается. На следующий день после возвращения он знакомится с женщиной, приглашает её в кино на кинокомедию с участием знаменитого комического актёра Фернанделя, затем они становятся близки.

Во второй части повести мы не узнаём о герое ничего нового, ровно ничего по сравнению с тем, что он сам успел о себе рассказать. Но если первая часть предстаёт перед нами как рассказ простого обывателя о самом себе, то во второй части уже факты его жизни интерпретируются таким образом, что он предстаёт перед нами заурядным злодеем, жестоким и беспощадным. Где истина — об этом судить читателю. Ведь суд оказывается не в состоянии установить истину: сдержанность Мерсо у гроба матери, с которой он давно утратил духовную связь, рассматривается как проявление его бессердечия; последовавшая вскоре после похорон встреча, а затем и близость с женщиной — проявление цинизма; то обстоятельство, что его сосед Раймон оказался сутенёром (а не кладовщиком, в чём он убеждал Мерсо), даёт основания обвинить главного героя в принадлежности к преступному миру. Но главное — поиск тенистого уголка в жаркий день суд трактует как преследование жертвы с последующим хладнокровным её убийством, и это становится роковым для Мерсо.

Начинается произведение «Посторонний» со смерти. Умерла мать Мерсо: «Сегодня умерла мама. А может быть, вчера — не знаю». Такое шокирующее начало говорит о том, что Мерсо совершенно не волнуют приличия, он игнорирует их. Однако Мерсо всё же помнит о них, поэтому и начинает свой рассказ с тайным желанием шокировать читателя. Шокированный читатель быстрее поверит в отстранённость Мерсо от всех диктуемых цивилизацией приличий. Приехав в богадельню, где умерла мать, он, оставленный провести ночь наедине с её гробом, засыпает. Ему ещё припомнят этот сон, когда будут его судить.

Мерсо живёт так, как ему живётся, он даже рассказывает словно нехотя. Камю удалось показать очень важную особенность героя: он действительно подавил в себе все социальные привычки и желания. По-настоящему он зависит только от одного: от солнца, от моря, от ветра — одним словом, от природы.

С револьвером в кармане, полученным от своего знакомого, Мерсо идёт по залитому солнцем пляжу и вдруг замечает араба, с которым он недавно подрался. Мерсо оказывается один на один с вооружённым и агрессивным человеком. Автор показывает, как жгучее солнце словно лишило Мерсо хладнокровия и рассудительности.

Это убийство, которого мирный человек Мерсо никак не мог ожидать, словно нарушает баланс сил в природе: «Сразу разрушилось равновесие дня, необычайная тишина песчаного берега, где только что мне было так хорошо. Тогда я выстрелил ещё четыре раза в неподвижное тело, в которое пули вонзались незаметно».

Когда следователь спрашивает у Мерсо, сожалеет ли он о своём поступке, тот отвечает, что испытывает не столько сожаление, сколько досаду. Следователь не понял, о какой досаде идёт речь, но досада Мерсо — это больше, чем сожаление. Разрушен его мир, нарушен образ жизни, который он вёл. Теперь он вынужден нести ответственность перед людьми, которые никогда не поймут его.

Перспективы и отказ

Начальник на работе предлагает Мерсо повышение по службе с переводом в Париж. Мерсо не хочет: жизнь от этого не переменится. Потом Мари справляется у него о намерении на ней жениться, но Мерсо и это не интересует.

В воскресенье Мари, Мерсо и Раймон идут на море в гости к Массону — приятелю Раймона. На автобусной остановке их настораживает встреча с арабами, среди которых — брат любовницы Раймона. После завтрака и купания на прогулке, снова заметив арабов, друзья уже уверены, что их выследили. Завязывается драка, в которой Раймон получает удар ножом, после чего арабы убегают.

Через некоторое время, обработав рану Раймона, все трое снова идут на пляж и опять натыкаются на тех же арабов. Раймон передаёт Мерсо свой револьвер, но ссоры с арабами не получилось. Мерсо остаётся один, одурманенный зноем и алкоголем. Снова увидев араба, ранившего Раймона, он убивает его.

Краткое содержание второй части

Мерсо арестовали и вызывают на допросы. Он думает, что дело его совсем простое, но адвокат и следователь не соглашаются. Мотивы преступления никому не понятны, а сам Мерсо испытывает лишь досаду от случившегося.

Одиннадцать месяцев длится следствие. Камера стала домом, жизнь остановилась. Воля закончилась даже в мыслях после свидания с Мари. Мерсо скучает, вспоминает прошедшее. К нему приходит понимание, что даже один день жизни может наполнить сто лет заключения в тюрьме, столько остаётся воспоминаний. Постепенно понятие времени теряется.

Приговор

Дело слушается судом присяжных. Много народу в очень душном зале. Мерсо не различает лиц. Впечатление, что он тут лишний. Свидетелей опрашивают долго, картина вырисовывается печальная. Прокурор обвиняет Мерсо в бездушии: ни одной слезы на похоронах матери, даже не пожелал взглянуть на неё, суток не прошло, как он вступил в связь с женщиной, дружит с сутенёром, убивает без повода, ни человеческих чувств, ни принципов морали у подсудимого нет. Прокурор требует смертной казни. Адвокат заявляет противоположное: Мерсо — честный труженик и примерный сын, который содержал свою мать, пока мог, его погубило минутное ослепление, и самая тяжкая кара ему — раскаяние и совесть.

Приговор, тем не менее, — смертная казнь. От имени всего французского народа Мерсо публично отрубят голову на площади. Он не понимает неизбежности происходящего, но всё-таки смиряется. Жизнь не так хороша, чтобы за неё цепляться. И если всё равно придётся умереть, то нет разницы, когда и как. Перед казнью Мерсо ссорится со священником, потому что не хочет тратить оставшееся малое время Бог знает на что. Вечная жизнь не имеет смысла, и Мерсо в неё не верит. Но на самом пороге смерти, уже чувствуя дыхание мрака, он видит свою судьбу. И, наконец, потрясённо открывает душу миру. Мир равнодушно ласков. Как и сам Мерсо. Именно такого героя и описал Альбер Камю: посторонний. Не отождествляющий собственное существование с реалиями мира. Они постороннему чужды.

Вариант 2

Повесть Альбера Камю является художественным изложением философских постулатов автора. Сам Камю заметный мыслитель начала двадцатого века. Он придерживался идей экзистенциализма, предполагавшего простое существование людей в мире, отрицая принцип божественного направления жизни.

Читайте также:  Двое в декабре - краткое содержание рассказа Казакова

Повесть «Посторонний» является ярким примером идей автора, донесенных до читателя простым и понятным языком. Главный герой Мерсо приверженец экзистенциализма, воспринимает жизнь иначе, чем окружающие. Не плачет и убивается на похоронах матери, не стремится жениться на своей девушке и завести полноценную семью. Демонстрируя подобное поведение, Мерсо словно бунтует против общепринятых норм. Но это протест не вызывающий, имеющий своей целью привлечь внимание к собственной персоне. Скорее герой в равной степени не понимает окружающих, в какой он сам им непонятен.

Ключевое событие произведения – убийство, совершенное Мерсо без видимого мотива. Единственное, что побудило героя совершить преступление, это палящее солнце, временно помутнившее рассудок. Однако ни следствие, ни присяжные не могут принять такой причины. Во второй половине повести они отчаянно пытаются объяснить поведение героя на уровне привычных устоев общества.

Мерсо же не так прост. Среди людей он чувствует себя изгоем. Он прекрасно понимает, что никогда не сможет понять «нормальный» образ жизни. Аналогично простые люди никогда не смогут принять его, поэтому герой решает не оправдывать своего поведения. В противоположность этому, он очень сильно ощущает свою связь с природой. Не хочет идти на повышение, чтобы не уезжать от моря в душный город.

Во всех событиях, описываемых героем, ключевое место отводится погоде. Невыносимая жара, палящее солнце, ласковое море занимают персонажа намного больше, чем происходящее вокруг. Стиль повествования лаконичный, сухой. Герой не считает нужным выражать сильные эмоции, ведь в этом мире он просто наблюдатель.

По этой причине Мерсо привыкает находиться в тюрьме. Ведь это всего лишь очередная часть его жизни. Единственное, что вызывает в нем гнев, это попытка навязать ему чуждые идеалы. Он вступает в жаркий спор со священником, убеждающим его покаяться, принять божью волю. Мерсо гневно защищает свои убеждения, ведь человек не исполняет чьей-либо воли, он просто живет на свете один, среди таких же одиноких людей. До последнего верный своим идеям, герой решает просто принять смерть, чем соглашаться с общепринятой точкой зрения.

Посторонний — анализ повести

«Посторонний» или «Чужой», или же «Незнакомец», в зависимости от перевода – это первая опубликованная повесть французского писателя и философа-экзистенциалиста, Альбера Камю. Идея данной повести сформировалась у Камю в 1937 году, когда он сделать первый набросок сюжета будущего «Постороннего» в своей записной книжке. Спустя 5 лет Камю всё-таки осуществляет задумку и публикует свою повесть. Она практически сразу же завоёвывает внимание и популярность у читателей. Ныне же «Посторонний» — классический пример произведений французского экзистенциализма как литературно-философского течения.

Сюжет «Постороннего» разворачивается в колониальном Алжире. В его центре – некий 30-летний француз Мерсо, на имени, происхождении, настоящем и прошлом которого Камю практически не акцентирует нашего внимания, описывая нам лишь три наиболее главных эпизода его жизни – смерть матери, убийство им случайного местного жителя и суд, за которым последовал приговор к смертной казни, а так же его кратковременные отношения с некой девушкой.

Первое и последнее события демонстрируют лишь его отстраненность от происходящего, бесчувственность и эмоциональную сухость, пренебрежение к любви (как к матери, так и к девушке) и в целом его безэмоциональность. Его «отчитывают» на похоронах за то, что он не проявляет никаких эмоций, описание же отношений так же демонстрирует отсутствие даже самых слабых чувств к девушке, которая его искреннее любит. Но его не волнует осуждение окружающих, он пренебрегает и их личными оценками, и общественными нормами морали в целом.

Суд и последовавший за ним приговор же наиболее хорошо раскрывают личность Мерсо. Убийство (а конкретно – нажатие на курок пистолета) он объясняет «солнцем», которое светило как-то по-особенному, что вызывает смех у присяжных. Однако обвинение огласило им тот факт, что он не плакал на похоронах собственной матери, что сменяет смех всеобщим негодованием. Присяжные делают вывод, что перед ними жестокий человек, не достойный жить. перед исполнением приговора Мерсо посещает священник, который стремится убедить его в необходимости покаяться перед смертью, но тот отказывается поверить в загробную жизнь и не принимает религиозную картину жизни и мира в целом.

Камю рисует перед нами не только «построенного от эмоций» человека, как может показаться по его описанию, но и «чужого в обществе». Мерсо не принимает никаких постулатов общества, и, по сути, за рядовое преступление его приговаривают к высшей мере наказания. Дело в том, что Мерсо – искренне и честно говорит обществу, что не собирается играть по его правилам, чем пугает людей. Сам Камю, объясняя смысл своей повести, писал, что «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти». Именно поэтому «Посторонний» так и назван, ведь в повести дан пример того, как общество жестоко к чужакам, будь они «чужаками» хоть в географическом и культурном смысле, хоть «чужаками» в моральном и идеологическом.

Другие сочинения: ← Анализ поэмы Паломничество Чайльд-Гарольда Байрона↑ ДругиеТворчество Солженицына →

Краткий анализ

Повесть, которую написал Альбер Камю («Посторонний»), поколение читателей, лишённых будущего, прочло с жадностью и сочло Мерсо собственным героем. Особенности существования современников автора были те же: безлицемерность, неприятие лжи даже ради собственной выгоды.

Повесть ясно делится на две части, которые перекликаются между собой. Вторая часть — кривое зеркало первой. Отражается в зеркале, как того и добивался Камю, — посторонний. Человек без корней. Человек, пришедший ниоткуда и уходящий в никуда. То, что композиция и сюжет линейны, даёт понять даже краткое содержание. Камю («Посторонний» — произведение, которое несёт идею, тем не менее, весьма глубокую) написал свое творение так, что оно оказалось понятно многим. Реакция на происходящее у главного героя — это отсутствие всякой реакции. То есть и мировоззренчески герой Камю — посторонний, отзывы на события в нём отсутствуют. Он не участвует эмоционально ни в одном из них, как инопланетянин.

В повести Камю «Посторонний» анализ текста возможен по двум смысловым уровням — социальному и метафизическому. Первый отражает реальность и проявляющуюся реакцию окружающих, а второй от реальности отрывается и уплывает во внутренний мир главного героя. Кто для Камю посторонний? Краткое упоминание о том, что Мерсо любит смотреть в небо, уже делает героя близким читателю, не чуждым романтизму. Значит, автор понимает и любит своего героя.

Замысел

Записные книжки писателя поведали о возникновении замысла и определении темы будущей повести Камю. «Посторонний» мыслился писателем как рассказ о человеке, не желающем оправдываться, которому всё равно, что думают о нём другие люди, и он не станет их переубеждать. Более того, он, даже умирая, знает, что прав, и понимает, что это не утешение. С весны 1937 три года автор обживает, работает, пишет, правит. В 1942 году повесть Камю «Посторонний» была опубликована.

Алжирец французского происхождения, живущий в пригороде, мелкий чиновник Мерсо, узнаёт о смерти матери. Несколько лет назад он отвёз её в богадельню, поскольку жалованье не позволяло её содержать. Мерсо отправляется на похороны.

В богадельне он ведёт себя явно неподобающе скорбящему сыну: побеседовав с директором, идёт ночевать к гробу матери, но даже не хочет взглянуть на её тело, разговаривает о пустяках со сторожем, спокойно пьёт кофе, курит, спит, а потом видит у гроба друзей матери из богадельни, которые явно осуждают его бесчувственность. Так же равнодушно хоронит мать и возвращается в город.

Дома долго спит, потом идёт к морю купаться и встречает бывшую сослуживицу Мари, которая очень сочувствует его потере. Вечером они становятся любовниками. Следующий день Мерсо проводит у окна, неторопливо размышляя о том, что почему-то в его жизни практически ничего не изменилось.

Вечером следующего дня Мерсо возвращается с работы и встречается с соседями: стариком Саламано и кладовщиком Раймоном, который слывёт сутенёром. У Раймона любовница-арабка, которую он хочет проучить: просит Мерсо помочь в сочинении письма, которым пригласит её на свидание, чтобы там её избить. Мерсо видит их бурную ссору, которую пресекает полиция, и соглашается быть свидетелем в пользу Раймона.

Об авторском языке и стиле

Авторский стиль очень ярок, несмотря на то, что весь текст повести — повествование пополам с описаниями от первого лица и в прошедшем времени, то есть насколько возможно прост и ясен. В этой повести и сам автор — Альбер Камю — посторонний в той же мере, что и его герой. Лаконичен, бесстрастен. Особенно в перечислении действий героя: выпил кофе, сходил в кино, убил человека. Но какая сила и какая глубина в этой простоте! Легко только конспектировать краткое содержание. Камю — посторонний, может быть, в чём угодно, но только не в литературе.

Слишком точно выбран метод. Слишком живые герои, словно только с улицы. И очень тонко сотканная атмосфера абсурда, где абсурдно буквально всё: поступки героев, их внутренний мир. Даже доводы присяжных: главным аргументом за смертную казнь послужило то, что Мерсо не плакал на похоронах — это вершина абсурда.

Краткое содержание: Посторонний

Главный герой – мелкий чиновник из Франции. Живёт в алжирском предместье. Однажды он получает сообщение о том, что его мать умерла в богадельне. Три года назад он отдал её туда, потому что у него не было денег на ещё один лишний рот. Он берёт отпуск на пару недель и тут же едет на похороны.

Приехав в богадельню, он первым делом идёт представиться к директору. Там ему сообщают, что он должен подчиниться обязательному ритуалу – просидеть ночь у гроба покойной. Мерсо не хочет видеть труп матери, беседует со сторожем, пьёт у гроба кофе и курит. Под утро его всё-таки сшибает сон. Просыпается он от того, что в комнату вошли друзья матери. Они все расселись возле гроба, и Мерсо стало не по себе от их присутствия. На следующий день состоялись похороны. Мерсо больше докучает палящее солнце, чем похороны собственной матери. Он равнодушно простаивает всю церемонию и возвращается в город.

Там он засыпает почти на двенадцать часов. Проснувшись, он решает сходить на пляж и освежиться в море. Там он случайно сталкивается с бывшей коллегой, Мари Кардона. В тот же вечер они занялись любовью. Весь следующий день Мерсо сидит на подоконнике и смотрит в окно, в котором видно главную улицу. Герой думает о том, что со смертью его матери жизнь, в сущности, продолжает идти своим чередом.

На следующий день по пути с работы домой Мерсо видит старого Саламано, который, как обычно, не выходит из доме без своей вшивой собаки, и Раймона Синтеса, который работает кладовщиком. Поговаривают, однако, что это не основная его работа – он сутенёр. Синтес считает, что его жена изменила ему, и просит Мерсо пригласить её на свидание в письме, а потом он бы её избил. Через некоторое время Мерсо видит, как Раймон и его любовница шумно ссорятся. Их разнимает полиция, а Раймон просит его стать свидетелем на суде.

Мерсо предлагают перевести на другую должность в Париже, но он отказывается: всё равно ничего не изменится. Когда Мари спрашивает его, собирается ли он заводить жену, Мерсо так же безучастно отказывается.

В воскресенье Мерсо, Мари и Раймон едут отдыхать на берег моря. У друга Раймона, Массона, есть чудесный домик на побережье. На остановке Раймон и Мерсо встречают двух арабов. Одного Раймон узнаёт – это брат его любовницы. Приятели настораживаются.

Искупавшись и как следует позавтракав, Массон приглашает друзей совершить прогулку вдоль моря. Во время прогулки они снова видят этих арабов. Им кажется, что за ними следят. Завязывается драка, во время которой один араб достаёт нож и втыкает его в Раймона. Ранив его, они поспешно отступают.

Через некоторое время Мерсо и его приятели снова выходят на пляж позагорать и искупаться. Там по-прежнему ошивались арабы. Тогда Раймон передаёт Мерсо свой пистолет. Оба замирают в ожидании очередной драки, но причин набрасываться на них первыми нет. Мир как будто погрузился в вакуум. Мерсо остаётся в одиночестве. Голову печёт, он чувствует себя так, как будто выпил бутылку вина. Он идёт к ручью, чтобы попить воды и там встречает араба, который на досуге ранил его друга. Жара почти сбивает Мерсо с ног. Он подходит к арабу, достаёт револьвер и спускает курок.

Мерсо берут под арест. Несколько раз производят допрос. Мерсо считает, что его дело – прозрачно, и его быстро закроют. Но суд считает иначе. Следователь, которого Мерсо счёл умным и довольно симпатичным мужчиной, долгое время пытается выяснить причины, по которым Мерсо застрелил араба. Он не верит его ответам и долго разговаривает с ним о Боге. Мерсо признаётся, что он атеист, но, несмотря на это, он «раздосован» сложившимися неприятными обстоятельствами.

Мерсо находится под следствием одиннадцать месяцев. За это время Мерсо начинает чувствовать себя в тюрьме как дома и считать, что его жизнь кто-то поставил на паузу. Постепенно он понимает, что человеку достаточно прожить один день, чтобы потом провести оставшуюся жизнь в тюрьме: ведь главное – это воспоминания. Мерсо теряет ощущение во времени.

Наконец, назначается дата последнего слушания. Весь зал набит незнакомыми людьми. У осуждённого появляется чувство, что он, виновник суда, является здесь лишним. Сначала допрашивают директора и сторожа богадельни, Раймона, Массона и всех, кто был тогда на том злополучном пляже. Прокурор явно недолюбливает Мерсо. Он обвиняет его в жестокосердии: он ни разу не заплакал на похоронах собственной матери, не взглянул на её тело, пил кофе и курил возле гроба, на следующий день он уже развлекается в объятиях незнакомой женщины и ещё водит дружбу с сутенёром. Прокурор оглашает, что Мерсо – человек без души, ему не понять обычные человеческие чувства, он не знает, что такое мораль. Именно потому, что Мерсо ничего не чувствует, его бесполезно наказывать, как любого другого преступника. Его исправит только могила. Прокурор настаивает на том, чтобы Мерсо казнили.

Читайте также:  Двое в декабре - краткое содержание рассказа Казакова

Защищая обвиняемого, адвокат Мерсо представляет его как образцового сына, который содержал свою мать до последнего, честно зарабатывая на жизнь. Случившееся – просто непонятная вспышка, возможно, вспышка отчаяния, усталости – не важно. В любом случае, он достоин сожаления: ведь до конца своей жизни он сам будет казнить себя своими муками совести.

Назначен перерыв. После судья объявляет о том, что Мерсо будет обезглавлен на площади. Тогда Мерсо задумывается, можно ли избежать этих формальностей. Но приходит к выводу, что всё происходящее должно быть неукоснительно выполнено. Мерсо легко справляется с осознанием того, что он скоро умрёт. Ему не за что цепляться в жизни – всё равно рано или поздно он умрёт.

Перед казнью к Мерсо приходит священник, чтобы отпустить ему все грехи. Но заключённый глух к его просьбам уверовать в Бога. У Мерсо осталось так мало времени, чтобы ещё пожить, и он не хочет тратить на священника и его речи своё время. Мерсо обрушивает свой гнев на бедолагу.

Перед гильотиной Мерсо чувствует, как в лицо ему дышит забвение. Он готов снова начать новую жизнь и открывается новому ласковому, равнодушному миру.

Краткое содержание романа «Посторонний» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Посторонний». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание Камю Чума

Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194. году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведётся от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в заражённом городе.

Чума приходит в этот город, лишённый растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днём увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.

Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведёт записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.

С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооружёнными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на чёрном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днём.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвётся в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остаётся Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый над ним судебный процесс.

Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародёры и расхищают все, что только могут унести на себе.

Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создаёт сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем ещё и чума лёгочная.

Сыворотку решают испробовать на безнадёжном больном, сыне следователя Отона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребёнка. Его не удаётся спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идёт на убыль.

Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в своё спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведёт откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причём обоими видами чумы одновременно. Доктору не удаётся спасти своего друга.

Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту — некоторую отрешённость.

Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удаётся его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.

Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Камю Чума

В романе рассказывается про жителей города Оран. Город располагается на алжирском побережье. Главным героем книги является доктор Бернар Риэ. В городке появились мертвые туши крыс. Появление крыс означало развитие болезни как чума. Видя трупы крыс, доктор Бернар отправил свою больную супругу в санаторий. Чтобы помочь к нему приехала его мать. Чума убила привратника, который работал в доме у врача. После привратника количество пациентов резко увеличилось. Бернар Риэ приобрел из Парижа лекарство, которое останавливало развитие болезни на время. Вскоре о болезни узнала префектура, и закрыла город на карантин.

К доктору приходит его пациент, который работает в мэрии. Пациента звали Сэмом Граном. Бернар Риэ лечил его на бесплатной основе. Он рассказывает доктору про своего соседа Коттара, который пытался покончить с собой. Незадолго до развития чумы в город приехал Раймон Рамбер, журналист из Парижа. Он приехал вместе с Жаном Тарру. Жан Тарру вел записи и наблюдал за народом города и следил за появлением и развитием чумы. Вследствие они подружились с доктором и создали санитарную бригаду.

При оглашении карантина население начало паниковать. Им запрещалось отправлять и получать письма, купаться на речке, выезжать из города. Весь город охранялся вооруженной охраной. В городе медленно заканчивались продукты и все продовольствие. В Оране различии между бедняками и богатыми стало еще больше. Бедняки волочили жалкое существование. А богачи приобретали продовольствие на подпольном рынке, которые стоили 3 раза дороже. Никто не знал, когда закончится карантин.

Раймон Рамбер не хотел оставаться в Оране. Он намеревался выехать в Париж к своей супруге. Вначале он попытался выехать из города официальным путем. Позже попросил помощи у Коттара, который занимался нелегальной перевозкой контрабанды. Доктор Бернар не выходил из лазарета и работал по 20 часов в день, чтобы вылечить пациентов. Также самоотверженно работал и Жан Тарру. Рамбер отказался уезжать из города и помогал в работе санитарной бригады. В Оране эпидемия распространилась все больше. Развитием эпидемии радовался только Коттар. В такой ситуации он сколачивал себе состояние. Многие жители города, похоронив своих родных, лишаются рассудка и сжигают свои дома. При пожаре мародеры заходили в горящий дом и растаскивали все имущество. В начале чумы люди хоронили родственников по всем погребальным правилам. Но вскоре эпидемия чумы развивается так стремительно, что умерших людей бросают в откопанный ров. Поскольку городское кладбище было полностью заполнено. Совместно с откапыванием рва мертвых людей сжигали.

Заражение чумой началось ранней веной. В октябре доктор Бернар старался создать лекарство из вируса. И вскоре кроме бубонной чумы люди заражаются легочной чумой. Доктор решил применить сыворотку на больном мальчике. После введения сыворотки мальчик корчится от боли и умирает. С приходом зимы доктор замечает выздоровление у некоторых пациентов. Вскоре больные люди начинают поправляться. Сэм Гран тоже идет на поправку.

Жители города не верят выздоровлению. Коттар находится в ужасном состоянии. Ведь после полного выздоровления жители отвернуться от него. Неожиданно для всех заболевает Жан Тарру. При осмотре доктор Бернар выявляет у него сразу 2 вида чумы. Лечение ему не помогает и Жан Тарру вскоре умирает. Правительство освобождает город от карантина, и народ ликует. Чума внесла свои изменения и люди, пережившие такую болезнь, уже никогда не станут прежними. Доктор Бернар идя по улице, видит, как Коттар стреляет в окружающих жителей. Доктору получается с трудом успокоить Коттара.

Доктор получает письмо из санатория, в котором говорится о смерти его супруги. Мучительная боль одолевает доктора. Слыша смех с улицы, он думает, что чума утихла не до конца. Вирус дремлет и может возникнуть в любое время.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Камю. Все произведения

  • Бунтующий человек
  • Калигула
  • Миф о Сизифе: эссе об абсурде
  • Падение
  • Посторонний
  • Счастливая смерть
  • Чума

Чума. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Место действия – Боярская дума, 1984 год. Происходит ссора между членами Думы, Нагим и Салтыковым за место среди бояр. В данную ссору вовлечены все. Захариьн-Юрьев пытается усмирить разгоревшийся скандал

Также авто рассказывает о временах при князе Олеге. При Олеге таких боев вообще не было. Битва князя Игоря с половцами проходила долго. При битве гремели копья и шлемы и лошадиные копыта

Повесть «Золотая роза» состоит из нескольких глав. В первой главе, которая называется «Драгоценная пыль» идет речь об одном мусорщике по имени Жан Шамет

Главный герой Михаил живет и работает во Франции. Он бывший русский военный. После войны он и многие другие русские остались работать на заводе. Михаил со своми хорошими знакомыми прекрасно живут в чужой стране.

События происходят после окончания Полтавской битвы. Армия Карла XII была разбита. И вот он мчится через поля и воды, уже один, без своего преданного полка. У Карла остался лишь конь

Ссылка на основную публикацию