Краткое содержание Камю Чума

Альбер Камю «Чума»

Альбер Камю — один из самых загадочных и проникновенных писателей ХХ века. Он даже был в первую очередь философом, а не литератором, открывший перед человеком экзистенциальную пропасть. Он был душой и совестью европейской интеллигенции, выражая их разочарование в жизни.

Философские воззрения писателя

Большинство исследователей творчества Альбера Камю придерживаются мнения, что его философские взгляды можно отнести к экзистенциалистскому направлению. Произведения писателя, а также его мировоззренческие позиции были органическим продолжением европейских позиций в философии.

Камю ни в коем случае не ставил под сомнение реальность мира. Но этот самый мир устроен не особо разумно, неправильно. Он расположен враждебно к людям, знаем мы о нём очень и очень мало. Да и те знания, которые у нас есть, сложно назвать достоверными.

Человеческое бытие находит своё отражение в сознании. И пока человек живёт в плену надежд и идеалов, мир кажется ему нерушимым и логичным. Но стоит отпустить свои мысли из плена, вывести разум из состояния покоя, как вся эта иллюзорная действительность рассыпается на мелкие части.

Окружающий нас мир можно преобразовать путём его познания. Но делать это надо крайне осторожно, потому что существует высокая вероятность неправильно использовать знаний и сделать их губительными для себя.

Наука постоянно расширяет наши познания о человеке, но они всё равно ещё весьма поверхностны и неполны. При всём своём могуществе наука вряд ли когда-нибудь сможет ответить нам на главный вопрос — а в чём, собственно, смысл существования?

Этот лишённый смысла мир со временем превращается в сплошной абсурд, да и сама человеческая жизнь является не чем иным, как этот самый абсурд. Но Камю утверждает, что не стоит опускать руки, а стоически нести этот крест и бороться с жестокостью и несправедливостью мира.

Несмотря на всё мы живём, и живём не только благодаря инстинкту самосохранения. Это связанно с притягательностью мира для человека. В нём есть что-то такое, что перевешивает все его горести и тяготы. И благодаря этой привязанности люди могут наладить контакт между жизнью и действительностью.

Смысл жизни для Камю состоит в исследовании абсурда, возникающего при разладе жизни и мира, а также в бунте против такой абсурдности. И в данном случае люди могут действовать тремя разными способами:

  • приспосабливаться под ту действительность, в которой существуешь;
  • возвысится над своим временем и абсурдным существованием;
  • найти компромисс — жить здесь и сейчас, но верить в вечные неизменные истины.

Искусство для писателя выступает средством выявления и описания абсурдных проявлений жизни. Оно может помочь в деле оздоровления общества, так как может реально повлиять на его развитие.

Краткое содержание романа Альбера Камю «Чума»

Рассказ в книге ведётся от лица Бернара Риэ — доктора во французском колониальном городе Оран в Алжире. Доктор, ещё не зная о приближении беды, отправляет свою больную супругу поправить здоровье в санаторий.

Однажды в городе начинают появляться дохлые крысы. С каждым днём их количество растёт. И вот от неведомой болезни умирает первый человек — привратник в доме Риэ. Горожане пока ещё не понимают, что Оран оказался во власти чумы.

И вот количество больных начинает катастрофически расти. Доктор заказывает в Париже лекарство, которое немного облегчает участь больных, но довольно быстро она закачивается. Тогда власти не видят иного решения, кроме как закрыть город на карантин.

Жизнь в Оране становится очень тяжёлой: горожанам нельзя купаться в море, отправлять корреспонденцию, выходить за стены поселения, охраняемые солдатами. Запасы продовольствия резко уменьшаются, бедняки начинают голодать. Богачи же могут себе позволить покупать дорогие продукты, привозимые контрабандистами. Люди начинают вести беспечную весёлую жизнь, ведь никто не знает, будет ли он жив завтра.

Чума ширится. Доктор Риэ вместе с верными соратниками изо всех сил старается остановить болезнь. Некоторые люди, вернувшиеся из медицинских изоляторов, где они потеряли близких, сходят с ума и начинают жечь дома.

В городе процветает мародёрство и преступность. Тела людей, которые сначала хоронили по всем правилам, начинают просто сбрасывать в рвы, а потом и вовсе вывозит за город для кремации.

Наконец врачам удаётся создать вакцину в самом городе, ведь оранский штамм отличается от обычной чумы. Количество больных сокращается и город, много месяцев находящийся под карантином, наконец открывают. Горожане празднуют, но большинство из них безвозвратно поменялось — они стали отрешёнными от жизни.

На нашем сайте вы можете читать онлайн гениальный роман «Чума» французского писателя и философа Альбера Камю.

Краткое содержание: Чума

Всё происходящее в романе описывается со слов очевидца, который пережил эпидемию чумы в 174…году. Болезнь в считанные дни поразила город Оран, расположенный на алжирском берегу. Повествователя зовут Бернар Риэ. Этот доктор возглавлял операцию по предотвращению развития болезни в городе.

Оран – это город, где почти отсутствует растительность и где не поют птицы. Первые признаки появления чумы – в городе начали дохнуть крысы. Вскоре их уже приходится убирать в промышленных масштабах. Жена доктора Риэ больна каким-то странным недомоганием. В тот день, когда в городе начали дохнуть крысы, Бернар отправляет её лечиться в санаторий в горах. К доктору же переезжает его мать, чтобы поддерживать в доме порядок.

Первая человеческая жертва чумы – это мужчина, служивший у доктора привратником. Но никто пока не догадывается, какая страшная катастрофа уже проникла в город. С каждым днём заражённых появляется всё больше и больше. Доктор Риэ привёз из Парижа вакцину, но она только убирает симптомы болезни. Вскоре заканчивается и она. Необходим карантин – Оран закрывают.

Однажды Бернарду поступает вызов от его постоянного пациента. Гран служит в мэрии и находится на пороге нищеты. Поэтому доктор оказывает ему свои услуги бесплатно. Гран рассказывает приехавшему доктору о причинах своего звонка: Коттар, живший по соседству, сегодня пытался покончить с собой. Гран не понимает, в чём причина такого крайне возбуждённого состояния. Доктор приглядывается к Коттару: тот ведёт себя слишком странно. После того, как он сначала пытался покончить с собой, он начал преувеличенно любезничать с окружающими, хотя раньше такой открытости за ним не наблюдалось: Коттар всегда был человеком замкнутым. Доктор подозревает, что причина такого необъяснимо странного поведения кроется в муках совести, и он пытается заглушить её, завоевав доверие и расположение людей.

Пациент доктора, Гран, мужчина уже в летах, худощавый, стеснительный, и с трудом выражающий свою мысль. Потом доктор выясняет, что уже много лет по вечерам он пишет книгу, мечтая создать настоящий шедевр. Всё это время он меняет единственную фразу, переставляя в ней слова, чтобы она звучала идеально.

В самом начале распространения чумы в город из Франции приезжает журналист Раймон Рамбер. Его сопровождал крепко сложенный юноша, спокойной наружности, с пристальными, внимательными, серыми глазами. Его звали Жан Тарру. Доктор знакомится с ними. Оба они приехали в Оран за несколько недель до начала эпидемии. Тарру с самого начала начал делать пометки в своём блокноте, подробно описывая жителей и их образ жизни. Потом в блокноте появляются записи о начале эпидемии. Позже он сближается с доктором, становится его лучшим другом и помощником, и помогает ему собирать добровольцев и организовывать санитарные части для борьбы с чумой.

Как только карантин стал официально объявленным, жители почувствовали себя в заложниках у болезни. Город охраняли вооружённые солдаты, которым было приказано никого не впускать и не выпускать. Людям запрещено было отправлять за пределы города письма и посылки и купаться в море. Когда запасы продуктов в городе подходят к концу, заправлять всем начинает чёрный рынок. Коттар тоже стал контрабандистом. Появляется чёткая грань между бедными и богатыми. Пока кто-то побирался, другие шиковали в кафе и ресторанах. Никто не мог предсказать, когда всё это закончится. Люди бояться загадывать на завтра.

Журналист Рамбер чувствует себя не в своей тарелке, и хочет вернуться назад в Париж, к жене. Когда ему не получается покинуть город законными путями, он обращается к Коттару, чтобы его вывезли тайком. Доктор Риэ 20 часов в сутки лечит заражённых, страдающих в лазарете. Он буквально сбивается с ног. Жан Тарру не отстаёт от своего напарника. Видя, как самозабвенно люди отдаются работе, чтобы помочь другим, Рамбер отказывается от своих попыток уехать и вступает в ряды санитаров.

Коттар доволен сложившейся обстановкой: благодаря всему этому хаосу и смерти, которая подстерегает за каждым углом, ему удаётся заработать огромное количество денег. Так же ему на руку и то, что полиция уже забыла о нём и судебный процесс не продолжится.

Некоторые бедолаги, едва поправившись или потеряв от чумы близких и родных, поджигают свои дома в нелепой надежде уничтожить очаг заразы. Прямо у них на глазах в дома лезут мародёры и тащут всё, что ещё не успело сгореть.

В начале погибших от чумы хоронят по всем христианским правилам, но вскоре на кладбище не остаётся мест. Не хватает времени похоронить каждого, и умерших просто скидывают в одну яму. Потом трупы вывозят за город и кремируют. К весне доктору Кастелю удаётся вывести сыворотку, не выходя за пределы города. Сыворотка создана специально для предотвращения того вида чумы, которая свирепствует в городе, ибо она несколько отличается от традиционного её вида. Тем временем помимо бубонной чумы появляется лёгочная.

Сын следователя Отона умирает от болезни. Видя агонию несчастного, первую инъекцию решают сделать ему. Несколько часов ребёнок бьётся в агонии, а после скоропостижно умирает. Доктор Риэ и его помощники не в себе от этого зрелища – только что на их глазах мучительно погибла невинный ребёнок. Когда наступает зима, учащаются случаи выздоровления. Пример тому – сам Гран. Постепенно болезнь идёт на убыль.

При этой новости жителей бросает из крайности в крайность: то они возбуждённо ликуют, то впадают в мрачное уныние, не веря в своё спасение. Коттар сближается с доктором и Тарру. Он открыто сетует перед ними на то, что как только чума пройдёт, он снова станет никому не нужен. Тарру посвящает свою последнюю запись в блокноте именно контрабандисту, а позже скоропостижно умирает от обоих видов чумы сразу. Доктор так и не смог ничем ему помочь.

Наконец в феврале город снова объявляют открытым. Люди радуются, торжествуют, но вместе с тем чувствуют, что, уходя, чума оставила на них свой отпечаток: они никогда не смогут избавиться от некой отчуждённости.

Однажды доктор Риэ становится свидетелем того, как Коттар сошёл с ума. Запершись в своей комнате, он исступлённо стрелял по прохожим. Полиция обезвреживает его. Гран продолжает писать свою книгу.

Позже Риэ получает сообщение о том, что его жена скончалась. Он тупо слушает свою боль – он ощущал её на протяжении всех долгих месяцев эпидемии. Из окон до доктора доносятся счастливые крики. Но они не трогают его: он знает, что это счастье может быть недолговечно: бактерия, вызывающая чуму, не погибает. Она впадает в состояние сна, и через несколько десятков лет снова может активироваться.

Краткое содержание романа «Чума» пересказала Осипова А. С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Чума». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Краткое содержание “Чума” Камю

Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в зараженном городе.

Чума приходит в этот город, лишенный растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днем увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.

Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведет записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.

С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооруженными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на черном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.

Читайте также:  Письма русского путешественника – краткое содержание книги Карамзина

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остается Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиций и возобновится начатый над ним судебный процесс.

Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародеры и расхищают все, что только могут унести на себе.

Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создает сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем ещё и чума легочная.

Сыворотку решают испробовать на безнадежном больном, сыне следователя Огона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают атонию ребенка. Его не удается спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идет на убыль.

Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в свое спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведет откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причем обоими видами чумы одновременно. Доктору не удается спасти своего друга.

Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту — некоторую отрешенность.

Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удается его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.

Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города.

«Чума», или Евангелие ХХ векаО чем сегодня может рассказать знаменитый роман Альбера Камю

В романе рассказывается про жителей города Оран. Город располагается на алжирском побережье. Главным героем книги является доктор Бернар Риэ. В городке появились мертвые туши крыс. Появление крыс означало развитие болезни как чума. Видя трупы крыс, доктор Бернар отправил свою больную супругу в санаторий. Чтобы помочь к нему приехала его мать. Чума убила привратника, который работал в доме у врача. После привратника количество пациентов резко увеличилось. Бернар Риэ приобрел из Парижа лекарство, которое останавливало развитие болезни на время. Вскоре о болезни узнала префектура, и закрыла город на карантин.

К доктору приходит его пациент, который работает в мэрии. Пациента звали Сэмом Граном. Бернар Риэ лечил его на бесплатной основе. Он рассказывает доктору про своего соседа Коттара, который пытался покончить с собой. Незадолго до развития чумы в город приехал Раймон Рамбер, журналист из Парижа. Он приехал вместе с Жаном Тарру. Жан Тарру вел записи и наблюдал за народом города и следил за появлением и развитием чумы. Вследствие они подружились с доктором и создали санитарную бригаду.

При оглашении карантина население начало паниковать. Им запрещалось отправлять и получать письма, купаться на речке, выезжать из города. Весь город охранялся вооруженной охраной. В городе медленно заканчивались продукты и все продовольствие. В Оране различии между бедняками и богатыми стало еще больше. Бедняки волочили жалкое существование. А богачи приобретали продовольствие на подпольном рынке, которые стоили 3 раза дороже. Никто не знал, когда закончится карантин.

Раймон Рамбер не хотел оставаться в Оране. Он намеревался выехать в Париж к своей супруге. Вначале он попытался выехать из города официальным путем. Позже попросил помощи у Коттара, который занимался нелегальной перевозкой контрабанды. Доктор Бернар не выходил из лазарета и работал по 20 часов в день, чтобы вылечить пациентов. Также самоотверженно работал и Жан Тарру. Рамбер отказался уезжать из города и помогал в работе санитарной бригады. В Оране эпидемия распространилась все больше. Развитием эпидемии радовался только Коттар. В такой ситуации он сколачивал себе состояние. Многие жители города, похоронив своих родных, лишаются рассудка и сжигают свои дома. При пожаре мародеры заходили в горящий дом и растаскивали все имущество. В начале чумы люди хоронили родственников по всем погребальным правилам. Но вскоре эпидемия чумы развивается так стремительно, что умерших людей бросают в откопанный ров. Поскольку городское кладбище было полностью заполнено. Совместно с откапыванием рва мертвых людей сжигали.

Заражение чумой началось ранней веной. В октябре доктор Бернар старался создать лекарство из вируса. И вскоре кроме бубонной чумы люди заражаются легочной чумой. Доктор решил применить сыворотку на больном мальчике. После введения сыворотки мальчик корчится от боли и умирает. С приходом зимы доктор замечает выздоровление у некоторых пациентов. Вскоре больные люди начинают поправляться. Сэм Гран тоже идет на поправку.

Жители города не верят выздоровлению. Коттар находится в ужасном состоянии. Ведь после полного выздоровления жители отвернуться от него. Неожиданно для всех заболевает Жан Тарру. При осмотре доктор Бернар выявляет у него сразу 2 вида чумы. Лечение ему не помогает и Жан Тарру вскоре умирает. Правительство освобождает город от карантина, и народ ликует. Чума внесла свои изменения и люди, пережившие такую болезнь, уже никогда не станут прежними. Доктор Бернар идя по улице, видит, как Коттар стреляет в окружающих жителей. Доктору получается с трудом успокоить Коттара.

Доктор получает письмо из санатория, в котором говорится о смерти его супруги. Мучительная боль одолевает доктора. Слыша смех с улицы, он думает, что чума утихла не до конца. Вирус дремлет и может возникнуть в любое время.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Второстепенные герои

Ознакомившись с основными и второстепенными героями романа Камю («Чума»), краткое содержание произведения будет проще понять.

Мелкий внештатный работник мэрии, 50-летний Жозеф Гран совсем не похож на героя. В обычной обстановке он — классический неудачник, не способный приспособится к жизни. Из-за этого он беден и брошен супругой. Роман всей его жизни так и остается на уровне первой фразы об амазонке. Однако в момент общей беды в этом маленьком человеке просыпается мужество. Он — герой, но не из тех, кто бросается грудью на амбразуру. Грану во время хаоса эпидемии удается сохранить спокойствие и продолжать день за днем регулировать работу дружин. Заболев чумой, он чудом выздоравливает, и это происшествие становится началом победы над заболеванием.

Контрабандист Коттар – яркий пример тех людей, которым несчастья только на руку. Пока все гибнут от эпидемии, он радуется наступившему хаосу, из-за которого избегает тюрьмы. Ему удается сколотить состояние во время страшного несчастья, однако внутренняя пустота и одиночество приводят его к сумасшествию. В начале романа он пытается повеситься, но эта суицидальная попытка более похожа на крик о помощи. За его показным равнодушием скрывается одиночество, с которым герой так и не справляется.

Есть в романе и несколько женских образов. В первую очередь это супруга доктора — самоотверженная женщина, до последнего старающаяся не волновать мужа и скрывающая ухудшение своего здоровья.

Такой же достойной выглядит и мать Риэ. Она проявляет доброту и заботу к сыну и его друзьям. Недаром Тарру восхищается ею в своих записях.

Еще в романе упоминается верная супруга Рамбера, дожидавшаяся мужа все время, пока он был заперт на карантине.

Автор романа Чума

Альбер Камю — французский писатель, годы жизни 07.11.1913−04.01.1960. Он стал нобелевским лауреатом в 1957 г. в возрасте 44 лет. Через два года писатель разбился на автомобиле, однако успел написать за свою жизнь много великих произведений и сделать тем самым большой вклад в современную философию. Сам он не считал себя экзистенциалистом, но его приурочивали именно к этому философскому течению. Экзистенциализм Камю, его стиль написания просматривается во многих написанных автором произведений. К лучшим произведениям можно отнести «Падение», «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Посторонний», «Размышления о гильотине», «Чума».

Экзистенциализм — философия двадцатого века, направленная на акцентирование уникальности человеческой жизни.

Экзистенциальный роман-притча «Чума», написанный Альбером Камю, впервые был опубликован в 1947 году. Написано произведение было в 1944 году, хотя первые наброски писатель делал ещё в 1938 году. Произведение было экранизировано в 1992 году аргентинским режиссёром Луисо Пуэнсо под одноимённым названием «Чума». На русский язык произведение перевела Н. Жаркова.

Роман относят к жанру абсурдизма и экзистенциализма, свойственному для автора. Очень часто «Чуму» трактуют как аллегоричный взгляд, как скрытую борьбу против фашизма и нацизма. Сам автор определил смысл романа как борьбу не только с чумой, но и со всем злом, неотделимым и неизбежным для человеческой жизни.

Краткое содержание: Чума

Альбер Камю Чума
Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в зараженном городе.

Чума приходит в этот город, лишенный растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днем увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.

Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведет записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.

С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооруженными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на черном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днем.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвется в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остается Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый над ним судебный процесс.

Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародеры и расхищают все, что только могут унести на себе.

Читайте также:  Анализ стихотворения Осень Карамзина 9 класс

Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создает сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем ещё и чума легочная.

Сыворотку решают испробовать на безнадежном больном, сыне следователя Огона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают атонию ребенка. Его не удается спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идет на убыль.

Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в свое спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведет откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причем обоими видами чумы одновременно. Доктору не удается спасти своего друга.

Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту — некоторую отрешенность.

Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удается его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.

Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлет их околевать на улицы счастливого города.

Символы в романе

Несмотря на кажущуюся простоту сюжета, полон символов роман Камю «Чума» (краткое содержание произведения выше).

Самым главным символом в романе-притче является сама чума. Ее распространение происходит вопреки всем законам логики и справедливости. Она не щадит никого: умирают и благородный мечтатель Тарру, и честный священник Панлю. В то же время старик Гран выздоравливает, а контрабандист Коттар не заболел вовсе. В узком понимании чума – это фашизм, едва не погубивший Европу. Однако Камю предлагал понимать ее как символ глобального неистребимого зла, которое всегда рядом, готовое напасть, и с которым нужно бороться постоянно.

Еще символичны предвестники чумы – крысы.

Они подобны маленьким слабостям людей, которые обычно приносят только мелкие неудобства, но при росте их числа способны стать причиной большой беды. Так, поначалу на крыс никто не обращает внимания, пока их не становится много. Примечательно, что в конце романа в городе вновь появляются крысы, как символ того, что человек всегда имеет мелкие слабости, и никто не знает, которая из них способна обернуться в будущем бедой. В данном случае можно провести аналогию с одним из «отцов» фашизма Адольфом Гитлером. Из-за непростых отношений в семье он с детства негативно относился к евреям. В частности этот его недостаток ни на что не влиял, но, когда фюрер встал во главе великого народа, именно эта мелкая слабость привела к гибели миллионов потомков Авраама.

Главные герои романа

Стоит сначала рассмотреть главных действующих лиц романа, прежде чем начать краткий пересказ содержания.

Чума (Камю Альбер акцентировал на этом внимание) является главной героиней произведения.

Она вездесуща и неумолима, бессмысленна и беспощадна — абсолютное зло. Большинство других персонажей — это герои, сражающиеся с ней. Так, предводителем их можно назвать доктора Бернара Риэ. Это смуглый, темноволосый и кареглазый мужчина 35 лет. Все свои переживания доктор старается держать при себе. Он страдает от разлуки с женой, однако не жалуется и не предпринимает попыток сбежать из города, а день за днем, несмотря на усталость, продолжает лечить больных. Его кредо: «Нужно быть безумцем, слепым или негодяем, чтобы смириться с чумой».

Противоположностью доктора является молодой журналист из Парижа Раймон Рамбер. Несмотря на многое пережитое (воевал в Испании), репортер остается очень эмоциональным человеком. Случайно оказавшись в зачумленном городе, он пытается выбраться из него ради возвращения к любимой супруге.

Поначалу он ведет себя так, как будто все происходящее вокруг не касается его. Но вскоре меняет свое отношение и, получив шанс спастись, остается в городе и самоотверженно борется с чумой. В первоначальных набросках к роману этого персонажа не было.

Еще один яркий персонаж — Жан Тарру. Он с детства рос в достатке, но, осознав, что другие живут хуже, решил посвятить свою жизнь помощи им. Спустя время Тарру обнаруживает, что своими попытками помочь он часто делал еще хуже. Несмотря на горькое разочарование, с приходом чумы Тарру оставляет свои философствования и организовывает первый добровольческий медицинский отряд, помогающий бороться с заразой. В конечном итоге этот герой гибнет от чумы в преддверии победы над ней.

Отец Панлю. Этот образ воплощает в себе все нюансы христианского мировоззрения. Поначалу он трактует эпидемию как Господнее наказание за грехи жителей города. Однако со временем оказывается, что от заразы гибнут и невинные дети, и старые грешники. Несмотря на это, священник не теряет своей веры и принимает происходящее со смирением. Он становится помощником атеиста Риэ и заботится о больных, не жалея сил. Заболев, священник отказывается от лечения и принимает смерть с распятием в руках.

Краткое содержание Камю Чума

Роман представляет собой свидетельство очевидца, пережившего эпидемию чумы, разразившейся в 194… году в городе Оране, типичной французской префектуре на алжирском берегу. Повествование ведётся от лица доктора Бернара Риэ, руководившего противочумными мероприятиями в заражённом городе.

Чума приходит в этот город, лишённый растительности и не знающий пения птиц, неожиданно. Все начинается с того, что на улицах и в домах появляются дохлые крысы. Вскоре уже ежедневно их собирают по всему городу тысячами, В первый же день нашествия этих мрачных предвестников беды, ещё не догадываясь о грозящей городу катастрофе, доктор Риэ отправляет свою давно страдающую каким-то недугом жену в горный санаторий. Помогать по хозяйству к нему переезжает его мать.

Первым умер от чумы привратник в доме доктора. Никто в городе пока не подозревает, что обрушившаяся на город болезнь — это чума. Количество заболевших с каждым днём увеличивается. Доктор Риэ заказывает в Париже сыворотку, которая помогает больным, но незначительно, а вскоре и она заканчивается. Префектуре города становится очевидна необходимость объявления карантина. Оран становится закрытым городом.

Однажды вечером доктора вызывает к себе его давний пациент, служащий мэрии по фамилии Гран, которого доктор по причине его бедности лечит бесплатно. Его сосед, Коттар, пытался покончить жизнь самоубийством. Причина, толкнувшая его на этот шаг, Грану не ясна, однако позже он обращает внимание доктора на странное поведение соседа. После этого инцидента Коттар начинает проявлять в общении с людьми необыкновенную любезность, хотя прежде был нелюдимым. У доктора возникает подозрение, что у Коттара нечиста совесть, и теперь он пытается заслужить расположение и любовь окружающих.

Сам Гран — человек пожилой, худощавого телосложения, робкий, с трудом подбирающий слова для выражения своих мыслей. Однако, как потом становится известно доктору, он в течение уже многих лет в свободные от работы часы пишет книгу и мечтает сочинить поистине шедевр. Все эти годы он отшлифовывает одну-единственную, первую фразу.

В начале эпидемии доктор Риэ знакомится с приехавшим из Франции журналистом Раймоном Рамбером и ещё довольно молодым, атлетического сложения человеком со спокойным, пристальным взглядом серых глаз по имени Жан Тарру. Тарру с самого своего приезда в город за несколько недель до разворачивающихся событий ведёт записную книжку, куда подробнейшим образом вносит свои наблюдения за жителями Орана, а затем и за развитием эпидемии. Впоследствии он становится близким другом и соратником доктора и организует из добровольцев санитарные бригады для борьбы с эпидемией.

С момента объявления карантина жители города начинают ощущать себя, словно в тюрьме. Им запрещено отправлять письма, купаться в море, выходить за пределы города, охраняемого вооружёнными стражами. В городе постепенно заканчивается продовольствие, чем пользуются контрабандисты, люди вроде Коттара; возрастает разрыв между бедными, вынужденными влачить нищенское существование, и состоятельными жителями Орана, позволяющими себе покупать на чёрном рынке втридорога продукты питания, роскошествовать в кафе и ресторанах, посещать увеселительные заведения. Никто не знает, как долго продлится весь этот ужас. Люди живут одним днём.

Рамбер, чувствуя себя в Оране чужим, рвётся в Париж к своей жене. Сначала официальными путями, а затем при помощи Коттара и контрабандистов он пытается вырваться из города. Доктор Риэ между тем трудится по двадцать часов в сутки, ухаживая за больными в лазаретах. Видя самоотверженность доктора и Жана Тарру, Рамбер, когда у него появляется реальная возможность покинуть город, отказывается от этого намерения и примыкает к санитарным дружинам Тарру.

В самый разгар эпидемии, уносящей огромное количество жизней, единственным человеком в городе, довольным положением вещей, остаётся Коттар, поскольку, пользуясь эпидемией, сколачивает себе состояние и может не волноваться, что о нем вспомнит полиция и возобновится начатый над ним судебный процесс.

Многие люди, вернувшиеся из специальных карантинных учреждений, потерявшие близких, теряют рассудок и жгут свои собственные жилища, надеясь таким образом остановить распространение эпидемии. В огонь на глазах равнодушных владельцев бросаются мародёры и расхищают все, что только могут унести на себе.

Поначалу погребальные обряды совершаются при соблюдении всех правил. Однако эпидемия приобретает такой размах, что вскоре тела умерших приходится бросать в ров, кладбище уже не может принять всех усопших. Тогда их тела начинают вывозить за город, где и сжигают. Чума свирепствует с весны. В октябре доктор Кастель создаёт сыворотку в самом Оране из того вируса, который овладел городом, ибо этот вирус несколько отличается от классического его варианта. К бубонной чуме добавляется со временем ещё и чума лёгочная.

Сыворотку решают испробовать на безнадёжном больном, сыне следователя Отона. Доктор Риэ и его друзья несколько часов подряд наблюдают агонию ребёнка. Его не удаётся спасти. Они тяжело переживают эту смерть, гибель безгрешного существа. Однако с наступлением зимы, в начале января, все чаще и чаще начинают повторяться случаи выздоровления больных, так происходит, например, и с Граном. Со временем становится очевидным, что чума начинает разжимать когти и, обессилев, выпускать жертвы из своих объятий. Эпидемия идёт на убыль.

Жители города сначала воспринимают это событие самым противоречивым образом. От радостного возбуждения их бросает в уныние. Они ещё не вполне верят в своё спасение. Коттар в этот период тесно общается с доктором Риэ и с Тарру, с которым ведёт откровенные беседы о том, что, когда закончится эпидемия, люди отвернутся от него, Коттара. В дневнике Тарру последние строки, уже неразборчивым почерком, посвящены именно ему. Неожиданно Тарру заболевает, причём обоими видами чумы одновременно. Доктору не удаётся спасти своего друга.

Однажды февральским утром город, наконец объявленный открытым, ликует и празднует окончание страшного периода. Многие, однако, чувствуют, что никогда не станут прежними. Чума внесла в их характер новую черту — некоторую отрешённость.

Однажды доктор Риэ, направляясь к Грану, видит, как Коттар в состоянии помешательства стреляет по прохожим из своего окна. Полиции с трудом удаётся его обезвредить. Гран же возобновляет написание книги, рукопись которой приказал сжечь во время своей болезни.

Доктор Риэ, вернувшись домой, получает телеграмму, в которой говорится о кончине его жены. Ему очень больно, но он осознает, что в его страдании отсутствует нечаянность. Та же непрекращающаяся боль мучила его в течение нескольких последних месяцев. Вслушиваясь в радостные крики, доносящиеся с улицы, он думает о том, что любая радость находится под угрозой. Микроб чумы никогда не умирает, он десятилетиями способен дремать, а затем может наступить такой день, когда чума вновь пробудит крыс и пошлёт их околевать на улицы счастливого города.

В романе описывается свидетельство человека, который пережил эпидемию чумы и был разорён в городе Оране, что находится на алжирском берегу. Рассказчиком выступает доктор Бернар Риэ, который в то время руководит мероприятиями против эпидемии.

Чума пришла в город внезапно. Сначала на улицах появилось множество дохлых крыс. Затем их стали собирать тысячами. Ещё не догадываясь о предстоящей беде, доктор Риэ отправляет свою больную жену в горный пансионат. А к нему домой приезжает мать.

Первой жертвой чумы становится привратник в доме доктора. Со временем количество заболевших быстро возрастает. Доктор заказывает вакцину в Париже, которая не совсем помогает. В городской мэрии решают объявить карантин. Оран становится закрытым для посетителей.

В один из вечеров, доктора вызывает к себе давний пациент, которого Риэ лечил бесплатно. Он рассказал, что его сосед пытался наложить на себя руки. Причина, которая послужила таким действиям, неясна. Однако после инцидента сосед изменился. Ранее он был груб со всеми, а сейчас проявляет любезность. Видимо, у него нечиста совесть, и теперь ему необходимо заслужить расположение близких и соседей.

В самом начале эпидемии, доктор Риэ знакомится с двумя людьми. Один из них, Раймон Рамбер, работает журналистом, а другой, молодой человек по имени Жан Тарру. Он приехал в город за несколько дней до появления чумы. И теперь ведёт подробные записи обо всех, происходящих событиях. Впоследствии этот человек, становится близким другом доктора, и организовывает с ним добровольческие отряды для спасения жителей.

Во время карантина, некоторые жители города переходят черту бедности. Другие же, имея солидный капитал, покупают на рынке продукты по завышенным ценам и развлекаются в кафе и ресторанах. Никто не знает, сколько им придётся терпеть подобный ужас. Горожане живут в страхе.

Читайте также:  Чувствительный и холодный – краткое содержание рассказа Карамзина

Рамбер хочет выбраться из карантинной зоны и уехать домой в Париж. Он договаривается с контрабандистами о поездке, так как официально город покидать нельзя. Однако, видя, как доктор и Жан Тарру самоотверженно борются с эпидемией, примыкает к ним.

Тем временем, эпидемия набирает силу. Жителей уже не хоронят на кладбище из-за нехватки места. Умерших вывозят за город и сжигают. В городе творится хаос. Многие, кто потерял своих близких, сходят с ума и сжигают свои жилища.

Через полгода, доктор Кастель разрабатывает вакцину, на основе вируса. Сначала сыворотка не помогает, но со временем стали учащаться случаи успешного выздоровления. Спустя несколько месяцев, с города снимают карантин и объявляют открытым. Однако доктор Риэ понимает, что вирус умеет ждать, и может наступить такой момент, когда микроб проснётся и снова выйдет на улицы города.

Краткое содержание повести «Наталья, боярская дочь»

Данное произведение впервые было опубликовано в 1792 году. Эта повесть одна из самых известных в творчестве писателя. Краткое содержание повести Карамзина «Наталья, боярская дочь» поможет читателю понять насколько сильной была любовь опального боярина к боярской дочке. Только настоящие чувства способны толкать людей на поступки, что не раз доказывали главные герои.

    Наталья – дочь боярина Матвея Андреева

Матвей Андреев – московский боярин

Алексей – сын опального боярина Любославского. Возлюбленный Натальи.

Рассказчик любил уноситься мысленно в прошлое, когда московские красавицы смотрелись великолепнее в своих головных уборах и шубейках в отличие от нынешних модниц. Чтобы немного разгрузить память, он решил поведать читателю историю, услышанную им от бабушки его дедушки.

В Москве белокаменной, жил боярин Матвей Андреев, правая рука царя. Все проблемы государя решались с его помощью по совести и правде. Владелец многих поместий, он всегда покровительствовал бедным.

Была у боярина привычка накрывать стол в каждый двунадесятый праздник. Столы ломились от яств. Хозяин беседовал с каждым, кто пришел к нему. После обеда присутствующие поднимали чарки за здоровье боярина, расчувствовавшись, роняли слезы благодарности на скатерть.

Единственной радостью в жизни Матвея была дочь Наталья. Девушка чудо как хороша. Копия покойной матери. Глядя на нее, Матвей не мог сдержать слез нежности. После обедни девушка любила рукодельничать. Садилась подле отца то шить в пяльцах, то кружево плести. Рядом всегда находилась нянька, верная служанка ее покойной матери.

На семнадцатом году жизни девушка загрустила. Причина томления няне была непонятна. Старушка думала, что подопечную сглазили. Невдомек было старой, что сердце Натальи жаждало любви. Отец заметил перемены в настроении дочери. Стало ему тревожно. Все расспросы ни к чему не приводили.

В один из зимних дней Наталья пошла к обедне и вдруг в храме увидела того, кто являлся к ней во снах. Незнакомец был прекрасен. Взгляды встретились, и Наталья поняла, что пропала. Три дня подряд ходила она в церковь в надежде увидеть его, но юноша как сквозь землю провалился. Она не могла ни есть, ни пить. Ночами лила горькие слезы в подушку, а днем тщательно скрывала от отца и няни свое состояние.

На четвертый день Наталья вновь пришла в церковь. Она не сводила глаз с двери. Увидев юношу среди входящих, она чуть не потеряла сознание. Однажды вечером, выглянув в окно на скрип калитки, Наталья обомлела. К ним в дом пожаловал человек в голубом кафтане, прекрасный незнакомец из церкви.

Алексей, а именно так звали юношу, признался в любви Наталье и попросил ее уехать с ним из родительского дома, чтобы тайно обвенчаться. Алеша опасался, что боярин не даст добро на брак дочери с ним и пообещал Наталье, что после венчания они вернутся и бросятся в ноги к ее отцу с прощением.

Алексею чудом удалось склонить няню на свою сторону. Старушка обещала помочь с побегом. Юноша пишет письмо отцу Натальи, где признается в любви к его дочери и просит не искать их. Прихватив няню с собой, молодые люди уезжают. В ветхом храме их венчает старый священник.

Жилище Алексея ужаснуло няню. Небольшой домик в глухом лесу, охраняемый вооруженными лучниками, которых старушка приняла за разбойников. Алексей успокоил жену и няню, попросив не волноваться и не думать ни о чем плохом.

Алексей открывает Наталье тайну. Он сын опального боярина Любославского. Тридцать лет назад знатные бояре взбунтовались. Его отец в бунте не участвовал, но его арестовывают по ложному навету. Боярину удалось бежать. Пока отец был жив, он постоянно получал письма из Москвы от своего друга. После смерти отца, Алексей принимает решение ехать в столицу, чтобы восстановить честь семьи, где и встречает прекрасную Наталью.

Боярин Матвей обнаружив, что дочь исчезла, показывает царю прощальное письмо от Алексея и просит государя приложить все усилия на ее поиски.

До Натальи постоянно доносили новости об отце. Последняя была не радужной. Начиналась война с литовцами. Алексей собрался идти воевать и хотел увезти жену в родительский дом, но Наталья ясно дала понять, что не оставит мужа. Переодевшись в мужскую одежду и представившись младшим братом Алексея, девушка отправляется с ним на войну.

Война окончилась победой нашей армии. До царя дошли слухи, что в этой битве главными героями были два брата, бросившиеся первыми в атаку на врага. Государь узнал в одном из них сына боярина Любославского, а боярин Матвей в другом герое сразу распознал свою дочь Наталью. Молодым людям простили их вольность и самоуправство. Вернувшись в город, молодые люди еще раз обвенчались. Теперь Алексей стал приближенным к королю, а боярин Матвей отошел от дел и посвятил остаток жизни воспитанию любимых внуков.

Спустя несколько веков рассказчик случайным образом наткнулся на могильную плиту семьи Любославских на том самом месте, где они венчались в первый раз.

«Наталья, боярская дочь» — краткое содержание и пересказ повести Н. М. Карамзина

Здесь даны основные сведения о повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Наталья, боярская дочь» написана в 1792 году . В ней рассказывается о любви сына опального боярина и прекрасной девушки, об их отваге и смелости.

Главные герои повести

  • Наталья — молодая красавица, чистая душою и верная своему возлюбленному.
  • Алексей Любославский — молодой человек, сын опального боярина. Честный, смелый, решительный.

Другие персонажи

  • Боярин Матвей Андреев — отец Натальи, очень любит свою единственную дочь. Умный шестидесятилетний человек, уважаемый царём и соседями по поместьям.
  • Царь — ценит боярина Матвея за ум и доброту, Алексея — за воинские подвиги.
  • Священник — старый служитель церкви, обвенчавший Алексея и Наталью.
  • Няня («мама») Натальи — старая женщина, помогшая Алексею встретиться с Натальей.

Краткое содержание для читательского дневника

Наталья, дочь боярина Матвея, тайно обвенчалась с Алексеем, сыном опального боярина. Чтоб заслужить прощения у государя для себя и своего уже умершего отца, Алексей пошёл на войну. Наталья не смогла расстаться с любимым и отправилась за ним. Совершив подвиг, они возвратились в Москву и заслужили прощение у боярина Матвея, а государь был благодарен им за службу Отечеству.

Краткий пересказ

В начале повести рассказчик говорит, что любит те времена, когда русские не брали пример с иноземцев ни в одежде, ни в обиходе, говорили по-русски, а не по-французски (как это принято было у дворян, современников автора). Тогда люди были бесхитростны, почитали свои обычаи.

В те времена в Москве жил боярин Матвей Андреев, верный слуга царя, друг соседей по поместьям и покровитель бедных людей.

У него был обычай каждый дванадесятый праздник угощать обедом бедных людей, проходящих мимо его двора. Угощая их, он узнавал нужды бедняков, давал им советы и предлагал свою помощь.

Но более милости царской и любви народа радовала боярина его единственная дочь Наталья, которая напоминала ему любимую жену, давно умершую.

Дочь его была прелестнее всех московских красавиц. Душа её была чиста и невинна. Жила девушка спокойно, каждый день ходила в церковь, занималась рукоделием, гуляла со своей няней («мамой») в саду или на лугу, зимой каталась в санях и ездила на девичьи вечеринки.

В 17 лет , весной, заметила Наталья, что все птички летают парами, и посетила её неясная тоска, потребность любить. Девушка стала задумчива, невесела.

Однажды зимой в церкви увидела она прекрасного молодого человека. Их взоры встретились, и Наталья поняла, что встретила того, чей образ грезился ей в мечтах.

На другой день и на третий красавца не было в церкви, и девушка очень грустила.

На четвёртый день она снова пошла к обедне и увидела там его. Незнакомец был бледен, но глаза его сияли, когда он смотрел на Наталью. Из церкви девушка пошла домой, а молодой человек шёл за нею. Так провожал он её с обедни и на второй, и на третий день .

Однажды, когда боярина Матвея не было дома, Наталья заметила, сидя у окна, что во двор вошёл этот молодой человек и прошёл в сени. Она хотела бежать ему навстречу, но робость остановила её.

Через четверть часа в комнату вошла няня и хитростью добилась, чтобы Наталья разрешала незнакомцу войти. Молодой человек бросился к девушке, поцеловал её и спросил, любит ли она его. Наталья ответила, что он мил её сердцу.

Незнакомец уговорил девушку ночью с ним обвенчаться и уехать в его жилище. Наталья не хотела этого делать без благословения отца, но её любимый сказал, что он погибнет, если узнают кто он. Алексей (так звали молодого человека) обещал написать её отцу, что дочь его жива и скоро он её увидит. Наталья согласилась выйти за него замуж.

Когда Алексей ушёл, Наталья сказала няне, что каждый день будет молиться об отце и что они с Алексеем скоро бросятся к его ногам, чтобы он простил их.

Как же удалось Алексею проникнуть к девушке? Оказалось, что ранее он переговорил с няней и пообещал подарки, если поможет ему встретиться с девушкой. Няня взяла с него слово жениться на Наталье. Ночью приехал Алексей за своей любимой и привёз письмо к её отцу. В нём было написано, что его дочь едет с ним, что он любит Наталью, а боярин бы не согласился отдать ему дочь в жёны. Далее просил у боярина прощения и надеялся, что когда-нибудь будет достоин называться его зятем.

Девушка попросила Алексея дописать в письме её слова к отцу — чтобы он не печалился, а забыл или простил её.

Молодой человек дописал письмо и оставил его на столе. Затем он с невестой и её няней выехали на санях из Москвы. В пригородной церкви жениха и невесту обвенчал священник.

Затем молодые с няней около четырёх часов ехали по лесу к жилищу Алексея. Дом его стоял в узкой равнине и был обнесён высоким забором.

Встретили приехавших пять или шесть вооружённых людей . Няня закричала, что Алексей завёз их к разбойникам. Но тот сказал Наталье, что она у добрых людей.

Он рассказал, что его отец — опальный боярин Любославский, который по ложному подозрению в измене царю был осуждён на смерть. Но ему удалось бежать из России, взяв с собой слуг и двенадцатилетнего сына . Жили они среди мусульман там, где река Свияга вливается в Волгу, тосковали по родине.

Когда отец умер, Алексея позвал в Россию друг отца, который построил для него уединённый дом в сорока верстах от Москвы .

Алексей, живя со слугами уединённо, стал ездить в Москву и однажды в церкви увидел Наталью и влюбился в неё. А на другой день заболел и лежал в постели двое суток .

В это время один из слуг уговорил няню Натальи встретиться с Алексеем, и тот уговорил её стать ему помощницей.

А боярин Матвей, прочитав письмо Алексея, показал его государю. Тот повелел искать девушку и её похитителя по всей стране.

Два-три раза в неделю Алексей посылал слугу узнавать о боярине Матвее, и тот сообщал, что боярин печалился, делал добрые дела, кормил бедняков и просил их молиться о дочери.

Когда литовцы напали на Русь, Алексей решил идти на войну, победить врагов и тем заслужить царскую милость.

Наталья решила ехать с Алексеем, так как не могла жить без него. В одежде, которую носил её муж в 13–14 лет , она походила на отрока. Сказала Наталья, что она будет считаться младшим братом Алексея и что будет воевать не хуже мужчины.

Алексей согласился на это, вооружил слуг, надел латы своего отца, и они уехали из домика, оставив там няню и двух стариков.

Через некоторое время царю донесли о победе русского воинства, о подвигах молодого воина и о его брате-отроке, который закрывал воина щитом.

Царь со свитой выехал встретить войско. Воеводы представили ему этого воина. Тот сказал, что он сын опального боярина Любославского. Царь сообщил Алексею, что отца его оклеветали злые бояре, и недавно один из них, умирая, в этом признался. Призвал царь воина быть его другом.

Алексей признался, что он увёз из дома боярина Матвея его дочь. Отец Натальи сначала не узнал её в одежде воина, а признав, не верил своему счастью. Наталья представила отцу своего супруга и попросила простить его и любить, как любит её. Боярин Матвей в слезах прижал их обоих к своему сердцу.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» раскрыты темы:

  • любовь;
  • патриотизм;
  • честь;
  • служение государю.

Основная мысль (идея) повести: для любящих по-настоящему главное — быть вместе и во всём помогать друг другу. Кратко идея выражена в словах из письма Алексея к боярину Матвею: «Любовь всего сильнее».

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Ссылка на основную публикацию