Великое противостояние – краткое содержание повести Кассиля по частям

Краткое содержание Кассиль Великое противостояние по частям

Произведение повествует нам историю школьницы, наполненной захватывающими и даже драматическими моментами в ее судьбе.

1 часть. Моя Устя

Начиная читать первые страницы, мы видим, что нашей героине исполнилось 13 лет. Это была обыкновенная девчонка, которая ничем не выделялась, и радости особой никому не приносила, если только ее отцу. В семье она была младшим ребенком, и поэтому ее все считали маленькой и глупенькой. Мать твердила ей, что она некрасивая, и только папа, не замечал недостатков Симы. Он был слеп по причине ранения. Постоянно папа говорил ей, что внешность не основное в человеке, лишь бы он был душевным.

В классе над ней тоже часто подсмеивались из-за ее веснушек, но она не обращала на одноклассников внимания, так как это были мальчишки. С девочками же она ладила прекрасно. И вот Сима принимает приглашение на съемку фильма про Отечественную войну 1812 года, где она должна сыграть основную роль партизанки Усти Бирюковой. Родные были в восторге, что их дочь будет сниматься у знаменитого режиссера, тем более им нужны были деньги.

Для того, чтобы лучше отрепетировать Расщепей приводит Симу ее к себе домой, и они прорабатывают каждый эпизод. Когда-то у него погиб сын, и он всю свою любовь отдает девочке. Он помогает ей делать уроки, в особенности по математике. Наконец, кино демонстрируют повсюду, и Крупицина становится известной. Ей захотелось опять получить роль, однако, успех вскружил голову Расщепею, и он забывает о ней, окунувшись в другую постановку. Но, она не сдается и начинает играть у другого постановщика Причалина. Расщепей, узнав об этом, говорит девочке, чтобы она даже и не пыталась сниматься у него, так как он ничему не учит. Не послушавшись Александра Дмитриевича, у Крупициной не складывается работа с Причалиным. Его фильм подвергается строгой критике.

Сима, узнала про все это, когда вышла из больницы после перенесенного бронхита.

Она уезжает в пионерский лагерь, где она одной из встреч она встречается с Расщепеем, который приехал к ребятам, чтобы пообщаться с ними, и много рассказывал при этом об астрономии. Тут она узнает, что Александр Дмитриевич скончался и получает от его супруги письмо, в котором он советует Симе идти по жизни смело. Она едет в Турмению к своему брату на отдых, где она знакомится с Ахмедом.

2 часть. Огни Москвы

Далее события на жизненном пути Симы разворачиваются стихийно и трагически. Ей пришлось срочно вернуться в родной город, так как началась война. Немецкие нацисты напали на нашу страну. Город сразу помрачнел. Везде суетились люди с чемоданами, по улицам отправлялись на фронт военнослужащие.

Сима вначале переписывалась с Ахмедом. Потом он уходит на фронт. Девочка в первые военные дни бросала бутылки с зажигательной смесью с крыш. Ромка Каштан, тайно влюбленный в Крупицину, служит в истребительном батальоне, но иногда навещает ее.

Москва пребывает в осажденном положении, и Крупицины эвакуируются. Но их поезд бомбят, и им приходится долго сидеть на станции. Там она встречает Ахмеда, который едет оборонять столицу нашей Родины. Сима едет с ним. Она незаметно через все караулы, проскальзывает в Москву. Ведь она дала слово соседу, который ушел воевать, смотреть за его сыном, а он сбежал.

Крупицина у всех оставшихся знакомых расспрашивает про мальчика, но никто не знал, где он находится.

И только в ноябре Сима получает информацию, что Игорь болен и живет у бывшей домработницы Расщепея. Через майора Проторова она получает пропуск, и оказывается в деревне, которая располагается близко к фронтовой полосе. Неожиданно село захватывают гитлеровцы и прогоняют жильцов из дома в сарай. Из-за нехватки продуктов у Игоря истощается организм.

Однажды, они с Симой заметили, что немцы отбывают, и хотят поджечь культурную достопримечательность. Игорь пытается им помешать, но его жестоко избивают. Начавшаяся бомбардировка помогает им бежать в лес. Всю дорогу Крупицина тащила на себе обессиленного Игоря, пока они не наткнулись на советских солдат. Тут ей передали, что Ахмед погиб. Бойцы оказывают им помощь в переброске в Москву.

Наконец, война заканчивается. И на дне рождения у Симы собираются ее друзья. И среди них, тот самый Ромка Каштан, которого она поддерживала все эти годы в письмах. И она точно для себя решает, что будет с ним навеки.

Повесть учит нас быть ответственными, смелыми и оставаться преданными своей отчизне в эпоху тяжелых испытаний.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Кассиль. Все произведения

  • Будьте готовы, Ваше высочество
  • Великое противостояние
  • Вратарь Республики
  • Дорогие мои мальчишки
  • Кондуит и Швамбрания
  • Огнеопасный груз
  • Отметки Риммы Лебедевой
  • Ранний восход
  • У классной доски
  • Улица младшего сына
  • Федя из подплава
  • Черемыш – брат героя

Великое противостояние. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Книга «Прерия», написанная американским классиком приключенческой литературы Джеймсом Фенимором Купером, является заключительным пятым романом о кровавой истории завоевания Америки белыми людьми.

Родольфо всегда скрывал от всех свое имя, недавно он приехал в деревню и назвался всем Карлом. На самом деле он является сыном графа.

Преподаватель училища Василий Петрович Бачей и двое его сыновей отдыхали летом на даче. Но каникулы заканчивались, пора было возвращаться в Одессу. Старший из мальчиков, восьмилетний Петя, последний раз обошёл места, которые любил, и искупался в море.

Действие происходит в Одессе. За окном стоит зима. Погода плохая. Чанг и капитан встретились шесть лет назад. Теперь капитан — хозяин Чанга. Чанг — его пес. Сегодня Чанг встает поздно. За эти годы и пёс, и капитан постарели.

У одной королевы родилась дочка. Девочка была очень красива: белокожая, с ярким румянцем и черными волосами. Имя ей дали – Снегурочка. Только самой королеве не суждено было растить дочку. Родив ребенка, она умерла.

Краткое содержание Кассиль Великое противостояние по частям

Противостояние — Стивен Кинг

Часть 2. Прочитать после покупки Это не столько предисловие, сколько объяснение, почему новый вариант «Противостояния» вообще существует. Роман и так длиннющий, и его расширение будет воспринято некоторыми – а может, и многими – как потворство автору, чьи книги достаточно хорошо продаются, чтобы он мог такое себе позволить. Я надеюсь, что это не так, но я не совсем глуп и понимаю, что могу услышать подобные обвинения. Тем более что многие критики изначально считали роман слишком длинным.

Был ли он раздут с самого начала или стал таковым в этом издании – вопрос, который я оставляю на усмотрение читателя. Я только хотел занять несколько страничек заявлением: я переиздаю «Противостояние» в том виде, в каком изначально его написал, не ради себя или отдельного читателя, а ради многих читателей, которые просили меня об этом. Я бы этого не сделал, если бы не считал, что те куски, которые пришлось выбросить из исходной рукописи, обогащают роман, и я был бы лжецом, если бы не признался, что мне любопытно, как будет принята полная версия.

Я не буду рассказывать Вам историю создания «Противостояния» – цепочка мыслей, результатом которой становится роман, интересует разве что начинающих писателей. Они склонны верить в существование «секретной формулы» для написания коммерчески успешного произведения, но ее нет. У вас возникает идея; в какой-то момент к ней присоединяется еще одна; вы находите связь, а то и много связей между этими идеями; несколько персонажей (поначалу призрачных, как тени) заявляют о себе; в голове автора возникает возможная концовка (хотя, когда дело доходит до концовки написанного романа, она редко совпадает с придуманной ранее); наконец, писатель садится за стол с бумагой и ручкой, или за пишущую машинку, или за компьютер. Когда меня спрашивают: «Как вы пишете?» – я неизменно отвечаю: «Слово за словом», – и этот ответ неизменно отвергается. Однако именно так все и происходит. Да, звучит слишком просто, чтобы быть правдой, но вспомните Великую китайскую стену, и Вы поймете: камень за камнем. И все. Один камень за другим. Я читал, что из космоса эту хреновину видно без телескопа.

Для тех, кому интересно: история создания «Противостояния» изложена в последней главе книги «Пляска смерти» – путаном, но удобном для прочтения обзоре литературного направления «ужастики», опубликованном в 1982 году. Это не реклама «Пляски смерти»; я просто сообщаю, что такая история есть, хотя рассказана она не потому, что интересна сама по себе, а для иллюстрации совсем другого тезиса.

Если же говорить о «Противостоянии», очень важно отметить, что в окончательном – опубликованном – варианте рукопись уменьшилась примерно на четыреста страниц. И речь идет не о редакторской правке – будь дело в этом, я бы не возражал, чтобы книга прожила свою жизнь и умерла естественной смертью в том самом виде, в каком ее первоначально выложили на прилавок.

Сокращения делались по требованию бухгалтерии. Они подсчитали производственные затраты, сопоставили с результатами продаж четырех моих предыдущих книг в переплете и решили, что 12 долларов 95 центов – предельная цена книги в переплете, которую переварит рынок (сравните эту цену с ценой книги, которую вы держите в руках, друзья и соседи). Меня спросили, хочу ли я сам сократить рукопись или предпочту, чтобы это сделал кто-то из сотрудников редакции. С неохотой я согласился взяться за хирургию. Думаю, получилось неплохо – для писателя, которого постоянно упрекают в словесном недержании. Есть только одно место – путешествие Мусорного Бака через всю страну из Индианы в Лас-Вегас, – где в первоначальном издании остался заметный шрам.

Но если в книге уже есть все, что нужно, может возникнуть вопрос: а зачем ее расширять? Значит, это все-таки потворство? Я очень надеюсь, что нет; а если да, выходит, я потратил весомую часть моей жизни впустую. Так уж получается – во всяком случае, я так думаю, – что в действительно хороших историях целое всегда больше суммы составляющих. В противном случае следующая версия сказки «Ганс и Гретель» смотрелась бы вполне приемлемо:

Лев Кассиль — Великое противостояние

«Теперь я уже могу судить окончательно, что жизнь мне не удалась. Сегодня мне стукнуло полных тринадцать лет. Это уже очень порядочно. И за всю мою жизнь у меня не было ни приключений, ни увлечений и вообще никаких интересных случаев…»

Так написала я в своем дневнике утром 30 апреля 1938 года, не подозревая, что уже вечером меня смутит очень странное происшествие.

Да и чего хорошего можно было ожидать в жизни, когда веснушки в этом году выступили у меня еще раньше, чем снег успел сойти… И как мне было не обижаться на судьбу, если перед самым Первым мая я по математике опять еле-еле натянула на «посредственно», а это грозило стать годовой отметкой — третьим «посредственно» за год.

Все это было, впрочем, совсем не удивительно, и никого в школе не поразило, что опять Крупицына получила «пос» по математике. «Ну что ж, очень обыкновенно», — говорили у нас в классе. «Очень обыкновенно», — сказала и я, так как это давно стало моей любимой поговоркой.

Все у меня было очень обыкновенно. Я была на среднем счету в школе, а на таких привыкли не обращать внимания. Мне иной раз даже думалось, что интереснее было бы уж числиться в отстающих: о них разговора было не меньше, чем об отличниках. Отличниками хвастались на школьных вечерах, упоминали о них в рапортах, сообщали в районный отдел народного образования, рисовали в стенгазетах. Ну, а «плохастых», как называли у нас в школе отстающих, выправляли, подтягивали, ликвидировали, повышали. Чего только с ними не делали! Лишь про нас, посредственников, и сказать было нечего. Учились мы так, серединка на половинку, радости и чести от нас было немного, но и хлопот мы особых не требовали. «Ни два ни полтора, свободно плавающее тело» — как острил у нас в классе Ромка Каштан. Я давно к этому привыкла, как свыклась с тем, что и дома у нас я никому ни особого горя, ни шибко большой радости не доставляла. Разве только отцу…

Я росла последышком.

Старшей сестре, Людмиле, было уже девятнадцать лет, брату Георгию пошел шестнадцатый, детей уже не ждали, и тут родилась я. Еще до рождения меня, должно быть, считали какой-то лишней, нечаянной. Давно уже пошли на платки и тряпки все пеленки, а что осталось, мать отдала в хозяйство Людмиле, и пришлось все заведение начинать сызнова. И мама, верно, порастратила свои заботы и ласки на старших. Мне уже мало досталось.

Меня все продолжали считать дома маленькой, несмышленышем. Не считаясь с тем, что я слышу и давно уже все понимаю, при мне громко говорили, как о семейной неудаче:

— Иссякла, видно, наша порода. Неказиста растет… В кого такая? И нос — словно мухи засидели.

Только отец был ласков со мной.

— Будя вам девчонку хаять! — сердился он. — А ты, Сима, скажи: «С носа немного спроса. Была бы душа хороша да голова здорова, на своем месте». Верно, Симочка? Ты им не верь, ты меня спроси, я тебе правду скажу… А что, говорят, веснушками-то это закапано, это ничего: значит, солнышко тебя любит и отметинки наставило. Поди сюда, дочка, не слушай их.

Отец не видел моих веснушек, он не мог их видеть: во время мировой войны у него были обожжены на фронте глаза, он носил темные очки и с каждым годом видел все хуже и хуже. Ему пришлось оставить завод, где он работал слесарем. Слепота надвигалась на него и уже почти настигла, но он не хотел сдаваться, ходил твердо и быстро, хотя и натыкался иногда на стул, поставленный не на обычном месте, на дверь, которую кто-нибудь затворил не вовремя.

Маме приходилось трудно. Она брала на дом работу, чинила белье. Отец получал пенсию и работал теперь в инвалидном товариществе «Технокнопка»; там делали конторские скрепки, зажимчики, кнопки, ляпсики для башмачных шнурков. Брат Георгий, который работал техником по орошению в Туркмении, присылал нам немного. Так мы и жили.

Отец ходил чисто, в черной сатиновой косоворотке под пиджак. Он был очень аккуратен. Каждую вещь, взяв, ставил потом точно на место, а когда закуривал, старался не просыпать на стол и на всякий случай пальцами пробовал, не осталось ли крошек табаку на скатерти. Он носил короткие седые усы, и я ему сама подравнивала их к празднику. Я и брила его сама — мне это очень нравилось. Отец сидел терпеливо и не морщился даже тогда, когда я, стараясь выбрить как можно чище, изрядно царапала ему подбородок.

— Ничего, ничего, дочка, режь, действуй, — успокаивал он меня. — Мне самому не видать, значит, не страшно. А другие пусть не глядят. Верно я говорю?

Радио было его страстью, и, несмотря на слепоту, он сам собрал дешевенький двухламповый приемник. Наушников у нас была всего одна пара. И часто вечерами сидели мы с отцом в уголке, тесно прижавшись, плечом к плечу, ухо к уху, наслаждаясь только нам одним слышной музыкой.

Канун и полдня своего рождения я провела в тревоге и смутном ожидании. Меня взбудоражила таинственная история, которая произошла накануне.

Я стояла у ворот и смотрела, как украшают к Маю большое соседнее здание, и вдруг почувствовала, что кто-то смотрит на меня. Я оглянулась и увидела высокого чернявого человека, который стоял на углу и внимательно разглядывал меня. Одет он был как иностранец, на нем был непривычного покроя костюм с прямыми плечами, из-под низких шаровар виднелись клетчатые чулки. В тот момент, когда я обернулась, мне показалось, что он собирался сфотографировать меня: я заметила у него в руках маленький аппарат «лейку». Он уже совсем было прицелился, но, должно быть, заметил, что я смотрю на него, и стал снимать рабочего, устанавливавшего портрет Фридриха Энгельса на крыше учреждения.

Меня смутило, почему этот человек так уставился. Я нарочно отвернулась, но потом не вытерпела и снова неожиданно взглянула на него. Он стоял и все так же внимательно разглядывал меня. Мне стало смешно, я показала ему язык и ушла во двор. Я бы совсем забыла об этом глазастом невеже, если бы вечером дворникова Танька не сказала мне:

— Симка! А тебя тут какой-то дядька добивался. Подошел, весь в заграничном, и спрашивает: «Что это за девочка здесь выходила?» — «Какая, говорю, девочка?» — «А такая: две косички и веснушки такие симпатичные…» А сам, гляжу, в шерстяных чулках… Ну, я и сказала. «Это, говорю, Симка Крупицына из четвертой квартиры». А он говорит: «Ах, из четвертой квартиры? Очень приятно. Извините за беспокойство». А я говорю: «Пожалуйста, ничего не стоит». Он и ушел. В желтых таких полботинках…

Читайте также:  У классной доски - краткое содержание рассказа Кассиля

Я долго ломала голову: что надо этому странному и любопытному человеку? Кто знает, может быть, это какой-нибудь знаменитый чудак путешественник и он просто хотел расспросить у меня, как живут в нашей стране простые, обыкновенные девочки. А потом вдруг бы взял чудак да и подарил билет в кино или модную ручку-вставочку… Но почему ему так приятно, что я из четвертой квартиры? Я несколько раз выходила утром на улицу посмотреть, не ходит ли поблизости тот чернявый, вчерашний.

Но никого не было. Я решила, что этот человек, должно быть, спутал меня с какой-нибудь похожей на меня девочкой. Вот и все. Разве могут быть у меня какие-нибудь приключения! Мне даже обидно стало. Но на всякий случай я и перед обедом выбегала на улицу поглядеть. Нет, никого не было на углу. Я почувствовала досадливую скуку.

Ради дня моего рождения мать испекла пирог с курагой, а отец купил бутылку сладкой «Облепихи». День был предпраздничный и выходной, мы ждали гостей. Должна была прийти старшая сестра, Людмила, с мужем. Сестра считалась у нас в семье самой удачливой. Муж ее, настройщик Арсений Валерианович Свинчатов, нудный и долговязый, называл себя музыкантом-техником по инструментальной части. Мудреная прическа его, с пробором где-то поперек затылка и венчиком, выведенным наперед, на скрываемую лысину, занимала меня с детства. Мы с мамой считали Арсения Валериановича человеком ученым. Мама даже гордилась зятем. Потому с нами он говорил снисходительно, вполголоса, прищурившись и слегка склонив голову набок, словно проверял наши слова на свой слух. При этом любил барабанить костяшками пальцев по краю стола. Только отца раздражали и этот стук, и снисходительная манера говорить. Он не любил настройщика, называл его заочно Скрипичным Ключом или Камертоном Пирамидоновичем.

У отца самого был очень острый слух. И сегодня он первый расслышал на лестнице шаги гостей:

— Иди, мать, встречай. Людмила следует со своим Камертоном.

Людмила вошла к нам, большая и нарядная, и сразу наша комната с зеленоватыми и словно пропотевшими обоями, с потолком, желтым, как бумага, долго лежавшая на солнце, с крымским видом в рамке из ракушек и большим гипсовым Наполеоном на комоде, доставшимся нам от покойной тетки, — сразу наша комната стала тесной для Людмилы, для ее проворных круглых рук, раскатистого голоса.

Краткое содержание «Кондуит и Швамбрания»

Повесть «Кондуит и Швамбрания» Кассиля была написана в 1931 году. Автобиографическая книга, в которой описано детство писателя и его младшего брата Иосифа, состоит из двух частей – «Кондуит» и «Швамбрания».

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Кондуит и Швамбрания» по главам, которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Главные герои

Леля (Лев Кассиль) – любознательный, живой мальчик с богатым воображением.

Оська (Иосиф Кассиль) – младший брат Лели, его лучший друг и напарник по играм.

Другие персонажи

Отец – доктор, строгий, добрый мужчина.

Мать – преподавательница музыки, мягкая, добрая женщина.

Аннушка и Марфуша – прислуги в докторском семействе.

Три тетки – образованные, начитанные женщины старой закалки.

Митя Ламберг – двоюродный брат Оськи и Лели, боровшийся с начальством.

Ювенал Богданович Стомолицкий (Рыбий глаз) – директор гимназии, сухой, черствый человек, превыше всего ценивший дисциплину.

Цезарь Карпыч (Цап-Царапыч) – надзиратель, следивший за поведением гимназистов.

Николай Ильич Ромашов – умный и строгий инспектор, любимец гимназистов.

Александр Карлович Бертелев – математик, прекрасный педагог.

Таисия Опилова – подруга Лели.

Аркаша Портянко – кухаркин сын, очень умный и способный мальчик.

Комиссар Чубарьков – любимец гимназистов, простой, открытый молодой мужчина.

Дина – двоюродная сестра Лели и Оськи, решительная, умная девушка, коммунистка.

Краткое содержание

Часть первая. Кондуит

Глава 1. Страна вулканического происхождения

В феврале 1914 года два брата – Леля и Оська – «отбывали наказание в углу» за то, что потеряли отцовскую шахматную королеву. Отец «очень дорожил новыми шахматами» , и детям строго запрещалось их трогать, однако искушение было слишком велико. В результате братья оказались в «аптечке» – полутемной проходной комнате «около уборной и кухни» .

Страдая от скуки, Леля предложил брату придумать собственную страну под названием Швамбрания. Так у ребят появилась «новая игра на всю жизнь» .

Спустя неделю королева нашлась, но к тому времени отец вырезал новую шахматную фигурку и великодушно отдал старую королеву детям. Леля и Оська решили сделать ее хранительницей тайны Швамбрании и заточили в мамином гроте, сделанном из ракушек.

Первую карту Швамбрании нарисовал Оська, и выглядела она как «большой зуб с тремя корнями» , омываемый со всех сторон океанами. За всю историю своего существования Швамбарния участвовала в многочисленных войнах с Бальвонией и Кальдонией. Начинались они всегда одинаково: почтальон (Оська) приносил императору (Леля) письмо с вызовом на войну, и тут же начиналось сражение, которое неизменно заканчивалось блестящей победой Швамбрании.

В своей выдуманной стране братья обитали «в бриллиантовом доме, на 1001-м этаже» . Все местные жители, без исключения, были мореходами, и «у каждого во дворе ошвартован свой пароход» .

Родительский дом братья представляли в виде большого парохода, в котором «папин врачебный кабинет» был капитанским мостиком, гостиная – рубкой первого класса, столовая – кают-компанией, а терраса – открытой палубой. Капитаном на этом пароходе был отец – веселый, вспыльчивый и очень работоспособный доктор. «Мама — пианистка, учительница музыки» , и она всегда служила громоотводом, если отец сердился на детей.

В воспитательных целях отец возил Лелю и Оську «в народ» на таратайке с лошадью. Это продолжалось до тех пор, пока он не опрокинул всех в канаву. Чтобы привить сыновьям любовь к братьям меньшим, «приобретались различные представители мира животных» : кошки, собаки, золотые рыбки. Оська любил вылавливать последних из аквариума и хоронить в спичечных коробках.

Однажды мальчики играли в парке, где увидели попа и разговорились с ними. Поначалу Оська принял его за бородатую женщину, а после выложил ему все свои познания о Боге – «Христос Воскрес его фамилия» , а первая женщина сама вышла «понемножку из обезьянки» . Когда служанка Аннушка взяла мальчиков в церковь посмотреть на обряд венчания, они решили, «что царство небесное — это такая Швамбрания, которую взрослые выдумали для бедных» .

Вскоре приехал двоюродный брат Митька Ламберг, которого исключил из гимназии «за непочтительный отзыв о законе божьем» . С тех пор он считал своим священным долгом делать гадости начальникам всех мастей.

На Святки все семейство пригласили на бал-маскарад, и Митя решил непременно насолить земскому. Отец одобрил эту идею, и все принялись работать над костюмом для горничной Марфуши. На балу она появилась в образе огромного почтового конверта с марками. Марфуша произвела настоящий фурор, заняв первое место и получив золотые часы в качестве подарка. Земский был крайне раздосадован, когда от отца узнал, кем на самом деле была очаровательная незнакомка.

Глава 2. Голубиная книга

Лелю приняли в гимназию. За день до занятий его «остригли наголо, «оболванили»» . В классе верзила-второгодник оторвал у него пуговицы с гимнастерки. Но на этом несчастья его не закончились – директор увидел мальчика в кондитерской, куда тот зашел с матерью полакомиться пирожными. Гимназистам не положено было посещать увеселительные заведения, и Леля сразу попал в кондуит или «Голубиную книгу», куда записывались все проступки учащихся.

В городе гимназистов дразнили «сизяками» за сизые шинели, которые они должны были носить. Однокашники редко били Лелю, потому что «боялись убить» из-за его малого роста и тщедушного телосложения.

Директор гимназии Ювенал Богданович Стомолицкий по прозвищу Рыбий глаз, любивший «муштровку, тишину и дисциплину» , внушал страх всем без исключения гимназистам. Ребята отводили душу, всячески измываясь над надзирателем Цезарем Карпычем – Цап-Царапычем. В его обязанности входил контроль «за поведением учеников в гимназии и вне ее» . Любили гимназисты Николая Ильича Ромашова – умного, язвительного, строгого инспектора, который всех учеников делил «на «козлищ» и «агнцев»» .

Однажды Леля, гуляя по крышам, был вынужден скрываться от лютого дворника. Во время погони он познакомился с девочкой Таисией Опиловой, или попросту Таей. Ей «суждено было стать швамбранской Евой» . Но это знакомство принесло одно разочарование – Тая раскрыла тайну Швамбрании другому мальчику, который высмеял Лелю.

Военный дух пропитал умы гимназистов. Старшеклассники пытались «бежать «на войну» , те, кто поменьше – собирали пустые гильзы, за что их фамилии неизменно оказывались в списке кондуита. Из действующей армии в город стали прибывать первые раненые, которых торжественно встречали местные жители. Зимой гимназистов водили на «примерный бой» , и Леля решил, что «война — это, оказывается, ни капельки не красиво» .

Глава 3. Февральский кондуит

По телефону от дяди Леши Леля узнал, что «теперь революция… свобода… и без царя» . Гимназистов не на шутку взволновала эта новость. Они всунули в портрет Николая II горящую сигарету, и со стороны казалось, будто император курит. Прошел слух, что учителя хотят свергнуть директора. В страхе за себя Рыбий глаз отправился к секретарю родительского комитета – отцу Лели. Родители были против свободы для детей, которые могли очень быстро распуститься. На заседании гимназии было решено выгнать директора.

В классе Лели бесплатно учился кухаркин сын Аркаша Портянко – очень умный и способный мальчик. Все знали, что он влюблен в Люсю, дочку богатой председательницы. Однако мать девочки была против их дружбы, и с горя Аркаша «осунулся и учиться стал хуже» . На уроке алгебры он написал Люсе трогательное письмо, которые выхватил учитель и прочел всему классу. Несчастный Аркаша «сидел как оплеванный» . Когда он попросил вернуть письмо, учитель в гневе напомнил, что «учится он милостью добрых людей » и в любой момент может вылететь из гимназии. Так Аркаша понял, что революция ничего не изменила, и «мир по-прежнему еще делится на платных и бесплатных» .

Часть вторая. Швамбрания

Глава 1. Швамбранская революция

Для установления истинных границ Швамбрании был предпринят «великий поход швамбранского флота вокруг материка» . Отважных моряков поджидали серьезные испытания, но они достойно их прошли и благополучно вернулись домой.

Глава 2. Хочу заседать

Все взрослые в городе занимались политикой – «всюду шли собрания, заседания, митинги» . Леля также был охвачен жаждой «политической деятельности» . Он решил организовать из гимназистов отряд бойскаутов и совершать добрые дела – «чинить скамейки, поправлять изгороди, помогать старушкам нести кошелки с базара» . Леля был очень горд тем, что сформировал четыре отряда бойскаутов, а сам был назначен «начальником главного штаба» .

Наступила осень 1917 года – «первая осень без царя» . К городу причалил пароход с большевиками. По окончании последней четверти гимназисты по старой традиции сжигали учебные дневники. Ребята решили избавиться от прошлого и сжечь все кондуиты с их злыми страницами, за исключением одного – «для истории» .

Глава 3. Блуждающие острова

Лето 2018 года братья провели в деревне Квасниковке, без устали сражаясь с крапивой и поганками. По возвращении в город Леля и Оська заметили, как сильно он изменился: исчез базар, «знакомые буржуи подметали площадь» , регулярно совершались погромы, «над гимназией взвился красный флаг» .

Было решено создать единую трудовую школу путем слияния мужской и женской гимназий. Из-за большого количества детей классы разделили «на основные и параллельные, на «А» и «Б»» . Позже к школе присоединили и учеников Высшего начального училища.

«Девочки ввели в класс много новшеств» , главным из которых была игра в «гляделки». Соперники пристально смотрели друг другу в глаза, и проигравшим считался тот, кто первым отвел их в сторону или заморгал. С появлением девочек в классе стали курсировать «учтивые записочки, секретки, конвертики» .

На перемене ученикам разливали чай и давали два куска сахара, который был большой редкостью в городе. Леля «пил школьный чай несладким и нес драгоценные кусочки домой» .

«Оську приняли в школу» , и Леля учил его правилам поведения новичка, чтобы не быть битым. «Гляделки» были позабыты, и вся школа увлеклась французской борьбой. Но вскоре ребята всерьез взялись за алгебру, интерес к которой смог ловко подогреть математик Александр Карлович Бертелев. Родители были глубоко потрясены, увидев своих детей «сидящими над книжками и тетрадями» . Между классом «А» и классом «Б» началось математическое соревнование.

Все ученики очень переживали, когда узнали, что их любимый комиссар Чубарьков оказался болен тифом. Он находился при смерти, и отец Лели занимался его лечением. Узнав, что комиссар пошел на поправку, ребята стали по очереди навещать его.

«Бурные события в жизни Покровска» оказывали прямое влияние и на Швамбранию, которая регулярно «меняла государственные порядки» . Оська настоял на том, чтобы ввести в Швамбрании смертность. Однажды он не выдержал и рассказал в школе о существовании новой страны, которая пока не была занесена на карты.

На Лелю и Осю «со всех концов России посыпались голодающие тетки» . Они были очень образованными и «беспрерывно толковали о литературе и спорили о политике» . Тетки настояли на том, чтобы братьев забрали из советской школы, которая, по их мнению, «только калечила интеллигентную особь и ее восприимчивую личность» . «Теточное иго» грозило и Швамбрании, когда они узнали о ее существовании. Лишь благодаря византийской хитрости Леле и Оську удалось избавить свою страну от покушений извне.

Все семейство переехало на новую квартиру. Ребята первым делом принялись обозначать границы Швамбрании. Отец сокрушался, что они стали жалкими рабами вещей, которые связали их «по рукам и ногам» . Когда же братья случайно разбили красивое блюдо-барельеф, отец накричал на них, назвав «варварами и вандалами» . Леля робко напомнил о презрении к вещам, и отец раздраженно ответил, «что сначала надо научиться беречь вещи, потом их заработать, а после уж можно начать презирать их» .

Хор бойцов репетировал песни к торжествам, и у доктора забрали пианино. «Аннушка причитала, и тетки плакали соответствующе» . Когда домой вернулась мать, она буквально окаменела от этой новости – под крышкой пианино находился потайной сверток, в котором «были четыре куска заграничного мыла и пачка давно уже никудышных «николаевских» денег» . В инструменте хранились и все важные документы Швамбрании.

Мать отправилась вызволять ценный сверток. Леля сыграл красноармейцам польку, а после мать виртуозно исполнила «увертюру из клавира оперы «Князь Игорь»» . Спустя месяц пианино вернули на место.

Вскоре семейство доктора уплотнили, забрав «три комнаты, одну за другой» . В первой поселили выздоровевшего комиссара Чубарькова, в «другую комнату вселился изящный военный» , которого тетки окрестили маркизом, а в третьей комнате расположилась комиссия по борьбе с дезертирством. Интеллигентного вида «маркиз» украл сверток с мылом, но был быстро пойман сотрудниками ЧК.

Вскоре семью опять переселили, но переезд уже никого не волновал. В городе открылся театр имени Луначарского, и местные жители вмиг стали заядлыми театралами. Леля и Оська даже записались в детские театральные студии.

Отец уехал на фронт, который «разъедала сыпнотифозная вошь» . Леля стал главным мужчиной в доме.

Глава 4. На твердой земле

Потянулись длинные, унылые и голодные дни. За фунт мяса в месяц Леля обучал одну великовозрастную девицу «грамоте и счету» . Тогда он впервые узнал «почем фунт лиха» . В доме не было ни электричества, ни дров. За четверть керосина мать отдала свой чудесный ракушечный свод, в котором долгое время находилась в заточении шахматная королева. Леля, как мог, утешал маму, у которой уже опустились руки.

Вскоре к Леле и Оське «приехала жить молоденькая двоюродная сестра» Дина, которая устроилась в библиотеку заведующей. Она оказалась коммунисткой и быстро «прищемила теткам хвосты» .

С фронта вернулся отец – с длинной бородой, пожелтевшим лицом и вшами. Он заболел сыпняком и долгое время находился между жизнью и смертью.

Из-за нехватки дров «библиотеку приходилось закрывать» . Леля и Оська рассказали всем о заброшенном доме, в котором они разместили свою страну Швамбранию. В доме было полно «досок всяких, бревен, обломков» , и ради спасения библиотеки мальчики пожертвовали своим выдуманным миром – так не стало Швамбарнии.

Родной город Покровск был переименован в Энгельс. Леля приехал в него, чтобы поздравить Оську-отца с рождением дочери. Он подарил полугодовалой племяннице «погремушку: маленький глобус на длинной ножке» . Леля прочел близким книгу про Швамбарнию, и братья вспомнили счастливые годы своего детства…

Заключение

В произведении показано взросление детей, становление их личности под воздействием политических и социальных перемен в стране.

После ознакомления с кратким пересказом «Кондуита и Швамбрании» рекомендуем прочитать повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Читать онлайн «Великое противостояние» автора Кассиль Лев Абрамович — RuLit — Страница 1

Великое противостояние
ЖанрПовесть
АвторЛев Кассиль
Язык оригиналарусский
Цитаты в Викицитатнике
Читайте также:  Кондуит и Швамбрания - краткое содержание повести Кассиля

«Вели́кое противостоя́ние»
— повесть Льва Абрамовича Кассиля, написанная в 1939—1947 годах. Впервые опубликована в московском журнале «Пионер». В 1940 году и была выпущена отдельным изданием в апреле 1941 года.

Содержание[править | править код]

В книге рассказывается о приключениях московской школьницы Симы Крупицыной. В первой части «Моя Устя» она знакомится с известным советским режиссёром Александром Дмитриевичем Расщепеем, затем снимается в фильме про Отечественную войну 1812 года, в которой она играет роль партизанки Усти. Во второй части «Свет Москвы» начинается Великая Отечественная война, и главная героиня уезжает вместе со всеми детьми в эвакуацию. Один из её подопечных детей сбегает обратно в Москву, из-за чего Сима решает вернуться и его найти. После того, как она приехала в Москву, Сима направилась в свой дом. Но вместо родителей увидела незнакомого военного, которого временно разместили в их квартире. Узнав, что случилось, он решил её приютить на время у себя. Сима стала работать на лесопилке… Однажды, решив поехать к оставшимися знакомым в Кореваново за пропавшим во время эвакуации пятиклассником Игорем Малининым, она попала к немцам. Потом, во время советского контрнаступления, она бежала вместе с Игорем. Спасшись от немцев, Сима узнаёт, что её друг Амед погиб на фронте…

Великое противостояние

Туристическая энциклопедия (маршруты по СНГ)

Одна из радостей путешествия

это возможность посетить новые города,

и познакомиться с новыми людьми.

Чингисхан. КОМПАКТНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ДЛЯ ЭТОГО РАЗДЕЛА ? .dir_StripDir.html Нужны отчеты, дневники, лоции по водному туризму. ()? needed.txt Конкурс «Эмблема туриста водника» ()? EMBLEMA/

ХУДОЖЕСТВЕННО ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ДНЕВНИКИ Аннотации на наиболее интересные материалы раздела()? nik.dir Тумча-95. Дневник. 1995 картинки ()? tumcha95.txt Сказка про белого дубка Д-6 1995 картинки ()? parachute.txt На каяке с Эвереста. Майк Джонс. 1977 ()? jons.txt Куземка-94 Дневник. 1994 картинки ()? kuzema.txt Охта-94. Дневник. 1994 ()? ohta94let.txt Тумча-92. Дневник. 1992 ()? tumcha.txt Ундикса-94. Дневник.Детский поход.1994 ()? undiksa.txt Чулышман. Дневник. Каяк. 1994 ()? chulysh.txt Чулышман-Башкаус Дневник А.Васильева 1995 ()? chulbash.txt Чулышман-Башкаус Дневник А.Ершова 1995 ()? chulbas2.txt Кубань-Лаба. Дневник. 1994 ()? kuban-laba.txt Белая. Дневник. 1995 ()? belaq95.html Пшеха. Дневник. 1995 ()? psheha95.html Пьяное эссе по Катуни. 19xx ()? katunby.txt Урсул-Катунь Лоция 1996 картинки ()? ursul.txt Лыжный поход за здоровьем на Бедуй 1995 картинки (). /ALPINISM/beduj.txt МКК. Учебник — Жуткие туристские истории. ()? mkk.txt Путь по из Петербурга в греки 1996 картинки ()? wgreki.txt Шавла-Аргут-Катунь. Дневник 1995 ()? shawla95.txt Охта-96. Дневник. 1996 картинки ()? ohta96.txt Малая Суна-Сяпся-Шуя. Дневник 1996 картинки ()? msunash.txt Зилим. Дневник 1993 ()? zilim.txt Советы бывалого туриста ()? bywalogo.txt Рецепты Русской национальной туристской готовки ()? eda.txt Сарыджаз-96 Дневник А.Ершова 1996 картинки ()? sarydg96.txt Перетна. Описание. 1997 картинки ()? peretna97.txt Сонрека. Дневник 1996 ()? sonreka.txt Михаил Поляков. Фотогалерея русской природы. ()? kartinki/russian_nature/ Чусовая-95 Дневник 1995 ()? chusov95.txt Двина-96 Дневник, киносценарий 1996 ()? dvina96.txt Дмитрий Кинкулькин. Возвращение в Непал 1997 ()? nepal97.txt А.Завалишин,Д.Воробьев. Гашиш и Карлсон ()? gashish.txt Керженец. Дневник 1997 ()? kervenec2.txt Кутсайоки-97 в картинках 1997 картинки ()? kutsajo5.txt Игорь Архипов. Родео в Англии 1997 ()? engl1.txt Крис Бонингтон. Голубой Нил на каяках 1972 г. ()? jones1.txt Крис Бонингтон. Голубой Нил (на рафтах 1968 г.) ()? bluenil1.txt Снежная. Отчет. 1997 ()? sneg97.txt Сарыджаз-97 Дневник А.Ершова 1997 ()? sarydg97.txt Гиперборея-98 Отчет об экспедиции картинки()? ../DEMIN/giperborea.txt Михаил Шевченко. Вести из Поднебесной ()? ../EMIGRATION/china.txt Тимур Валетов. Охтинский дневник ()? ohta4.txt Янин,Дещеревский.Великая-96.Рассказы о путешествии()? welikaq3.txt В.Кудин. В одиночку через плато Путорано ()? kudin.txt Гид Команды Горький. Дневник гида ()? fundiary.txt Лопасня. Ледовый поход Спрингиса. 1998 ()? lopasnq2.txt А.Тилипман. Поньгома. HTML-ный дневник. 1994 ()? ponxgoma94.txt А.Балабанов. Мясники (Мемуар) ()? kerzhenec3.txt Поньгома. Техотчет 1996 картинки()? ponxgoma2.txt Суна со всех сторон ()? suna3.txt Уса-Лемва-Пага Кокпела-Войкар-Обь. 1996 картинки ()? kokpela.txt Охота за километрами (записки дикого туриста) ()? kmohota.txt Чая 1997 картинки()? chaya97.txt Кереть — Кузема 1994 картинки()? kuzema94.txt Льняная(Два описания одного похода)1997 картинки()? lnqnaq97.txt Хара-Маталоу — Бур-Хойла 1995 картинки()? polar95.txt Изъяю — Косью — Саръюга, Шарью — Уса 1990 картинки()? sharyu90.txt Фотогалерея: Кольский п-ов 1996 ()? varzug96.txt

Примечания[править | править код]

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Читать онлайн «Великое противостояние» автора Кассиль Лев Абрамович — RuLit — Страница 1

«Теперь я уже могу судить окончательно, что жизнь мне не удалась. Сегодня мне стукнуло полных тринадцать лет. Это уже очень порядочно. И за всю мою жизнь у меня не было ни приключений, ни увлечений и вообще никаких интересных случаев…»

Так написала я в своем дневнике утром 30 апреля 1938 года, не подозревая, что уже вечером меня смутит очень странное происшествие.

Да и чего хорошего можно было ожидать в жизни, когда веснушки в этом году выступили у меня еще раньше, чем снег успел сойти… И как мне было не обижаться на судьбу, если перед самым Первым мая я по математике опять еле-еле натянула на «посредственно», а это грозило стать годовой отметкой — третьим «посредственно» за год.

Все это было, впрочем, совсем не удивительно, и никого в школе не поразило, что опять Крупицына получила «пос» по математике. «Ну что ж, очень обыкновенно», — говорили у нас в классе. «Очень обыкновенно», — сказала и я, так как это давно стало моей любимой поговоркой.

Все у меня было очень обыкновенно. Я была на среднем счету в школе, а на таких привыкли не обращать внимания. Мне иной раз даже думалось, что интереснее было бы уж числиться в отстающих: о них разговора было не меньше, чем об отличниках. Отличниками хвастались на школьных вечерах, упоминали о них в рапортах, сообщали в районный отдел народного образования, рисовали в стенгазетах. Ну, а «плохастых», как называли у нас в школе отстающих, выправляли, подтягивали, ликвидировали, повышали. Чего только с ними не делали! Лишь про нас, посредственников, и сказать было нечего. Учились мы так, серединка на половинку, радости и чести от нас было немного, но и хлопот мы особых не требовали. «Ни два ни полтора, свободно плавающее тело» — как острил у нас в классе Ромка Каштан. Я давно к этому привыкла, как свыклась с тем, что и дома у нас я никому ни особого горя, ни шибко большой радости не доставляла. Разве только отцу…

Я росла последышком.

Старшей сестре, Людмиле, было уже девятнадцать лет, брату Георгию пошел шестнадцатый, детей уже не ждали, и тут родилась я. Еще до рождения меня, должно быть, считали какой-то лишней, нечаянной. Давно уже пошли на платки и тряпки все пеленки, а что осталось, мать отдала в хозяйство Людмиле, и пришлось все заведение начинать сызнова. И мама, верно, порастратила свои заботы и ласки на старших. Мне уже мало досталось.

Меня все продолжали считать дома маленькой, несмышленышем. Не считаясь с тем, что я слышу и давно уже все понимаю, при мне громко говорили, как о семейной неудаче:

— Иссякла, видно, наша порода. Неказиста растет… В кого такая? И нос — словно мухи засидели.

Только отец был ласков со мной.

— Будя вам девчонку хаять! — сердился он. — А ты, Сима, скажи: «С носа немного спроса. Была бы душа хороша да голова здорова, на своем месте». Верно, Симочка? Ты им не верь, ты меня спроси, я тебе правду скажу… А что, говорят, веснушками-то это закапано, это ничего: значит, солнышко тебя любит и отметинки наставило. Поди сюда, дочка, не слушай их.

Отец не видел моих веснушек, он не мог их видеть: во время мировой войны у него были обожжены на фронте глаза, он носил темные очки и с каждым годом видел все хуже и хуже. Ему пришлось оставить завод, где он работал слесарем. Слепота надвигалась на него и уже почти настигла, но он не хотел сдаваться, ходил твердо и быстро, хотя и натыкался иногда на стул, поставленный не на обычном месте, на дверь, которую кто-нибудь затворил не вовремя.

Маме приходилось трудно. Она брала на дом работу, чинила белье. Отец получал пенсию и работал теперь в инвалидном товариществе «Технокнопка»; там делали конторские скрепки, зажимчики, кнопки, ляпсики для башмачных шнурков. Брат Георгий, который работал техником по орошению в Туркмении, присылал нам немного. Так мы и жили.

Отец ходил чисто, в черной сатиновой косоворотке под пиджак. Он был очень аккуратен. Каждую вещь, взяв, ставил потом точно на место, а когда закуривал, старался не просыпать на стол и на всякий случай пальцами пробовал, не осталось ли крошек табаку на скатерти. Он носил короткие седые усы, и я ему сама подравнивала их к празднику. Я и брила его сама — мне это очень нравилось. Отец сидел терпеливо и не морщился даже тогда, когда я, стараясь выбрить как можно чище, изрядно царапала ему подбородок.

— Ничего, ничего, дочка, режь, действуй, — успокаивал он меня. — Мне самому не видать, значит, не страшно. А другие пусть не глядят. Верно я говорю?

Радио было его страстью, и, несмотря на слепоту, он сам собрал дешевенький двухламповый приемник. Наушников у нас была всего одна пара. И часто вечерами сидели мы с отцом в уголке, тесно прижавшись, плечом к плечу, ухо к уху, наслаждаясь только нам одним слышной музыкой.

Канун и полдня своего рождения я провела в тревоге и смутном ожидании. Меня взбудоражила таинственная история, которая произошла накануне.

Я стояла у ворот и смотрела, как украшают к Маю большое соседнее здание, и вдруг почувствовала, что кто-то смотрит на меня. Я оглянулась и увидела высокого чернявого человека, который стоял на углу и внимательно разглядывал меня. Одет он был как иностранец, на нем был непривычного покроя костюм с прямыми плечами, из-под низких шаровар виднелись клетчатые чулки. В тот момент, когда я обернулась, мне показалось, что он собирался сфотографировать меня: я заметила у него в руках маленький аппарат «лейку». Он уже совсем было прицелился, но, должно быть, заметил, что я смотрю на него, и стал снимать рабочего, устанавливавшего портрет Фридриха Энгельса на крыше учреждения.

Меня смутило, почему этот человек так уставился. Я нарочно отвернулась, но потом не вытерпела и снова неожиданно взглянула на него. Он стоял и все так же внимательно разглядывал меня. Мне стало смешно, я показала ему язык и ушла во двор. Я бы совсем забыла об этом глазастом невеже, если бы вечером дворникова Танька не сказала мне:

— Симка! А тебя тут какой-то дядька добивался. Подошел, весь в заграничном, и спрашивает: «Что это за девочка здесь выходила?» — «Какая, говорю, девочка?» — «А такая: две косички и веснушки такие симпатичные…» А сам, гляжу, в шерстяных чулках… Ну, я и сказала. «Это, говорю, Симка Крупицына из четвертой квартиры». А он говорит: «Ах, из четвертой квартиры? Очень приятно. Извините за беспокойство». А я говорю: «Пожалуйста, ничего не стоит». Он и ушел. В желтых таких полботинках…

Я долго ломала голову: что надо этому странному и любопытному человеку? Кто знает, может быть, это какой-нибудь знаменитый чудак путешественник и он просто хотел расспросить у меня, как живут в нашей стране простые, обыкновенные девочки. А потом вдруг бы взял чудак да и подарил билет в кино или модную ручку-вставочку… Но почему ему так приятно, что я из четвертой квартиры? Я несколько раз выходила утром на улицу посмотреть, не ходит ли поблизости тот чернявый, вчерашний.

Но никого не было. Я решила, что этот человек, должно быть, спутал меня с какой-нибудь похожей на меня девочкой. Вот и все. Разве могут быть у меня какие-нибудь приключения! Мне даже обидно стало. Но на всякий случай я и перед обедом выбегала на улицу поглядеть. Нет, никого не было на углу. Я почувствовала досадливую скуку.

Ради дня моего рождения мать испекла пирог с курагой, а отец купил бутылку сладкой «Облепихи». День был предпраздничный и выходной, мы ждали гостей. Должна была прийти старшая сестра, Людмила, с мужем. Сестра считалась у нас в семье самой удачливой. Муж ее, настройщик Арсений Валерианович Свинчатов, нудный и долговязый, называл себя музыкантом-техником по инструментальной части. Мудреная прическа его, с пробором где-то поперек затылка и венчиком, выведенным наперед, на скрываемую лысину, занимала меня с детства. Мы с мамой считали Арсения Валериановича человеком ученым. Мама даже гордилась зятем. Потому с нами он говорил снисходительно, вполголоса, прищурившись и слегка склонив голову набок, словно проверял наши слова на свой слух. При этом любил барабанить костяшками пальцев по краю стола. Только отца раздражали и этот стук, и снисходительная манера говорить. Он не любил настройщика, называл его заочно Скрипичным Ключом или Камертоном Пирамидоновичем.

Краткое содержание повести Кассиля «Великое противостояние»

Часть первая. Моя Устя

1938 год. Симу Крупицыну, неказистую, веснушчатую девочку, посредственную ученицу, объект насмешек своего класса, а особенно Ромки Каштана, приглашают сниматься в кино. Ей предлагают роль партизанки Усти Бирюковой в фильме про Наполеона. Роль Дениса Давыдова исполняет режиссер фильма, народный артист СССР Александр Дмитриевич Ращепей. Родные Симы, особенно муж ее старшей сестры, которого в семье зовут Настройщиком, приходят в восторг: сниматься в кино у такого известного режиссера — золотое дно, тем более, что отец Симы почти ослеп после фронтового ранения, и семья Крупицыных нуждается в деньгах. У одноклассников Сима начинает пользоваться популярностью.

Устя Бирюкова, реальное историческое лицо, была крепостной актрисой у графа Кореванова. На один из спектаклей прибывает лихой гусар Денис Давыдов и знакомится с Устей. Спустя некоторое время, в пылающей Москве, Устя встречается с Наполеоном. Волею случая Устя вырывается из Москвы, попадает в партизанский отряд Дениса Давыдова, сражается с врагом, а потом снова возвращается к своему барину и играет в театре. Ее военных заслуг граф не оценивает, также как и царь — заслуг простого народа.

Для репетиций Расщепей приглашает Симу домой. Там она знакомится с его женой Ириной Михайловной и домработницей Аришей Шубиной. Во время репетиций знаменитый режиссер досконально прорабатывает каждый эпизод, объясняет его суть.

Потеряв из-за кино сына, Расщепей привязывается к Симе, которая отвечает ему взаимностью. Он прививает девочке свою любовь к астрономии, подтягивает ее по математике. Сима видит, как не жалея себя, забыв о больном сердце, Ращепей относится к работе.

Наконец фильм закончен. После всесоюзного успеха Расщепей рассчитывает снять другую картину и забывает о Симе, которую потянуло в мир кинематографа. Сима встречает режиссера Причалина, который не может простить Расщепею, что он вместо его племянницы взял в кино Симу. Причалин предлагает девочке роль в своем фильме. Узнав об этом, Расщепей пытается ее отговорить: Причалин — штамповщик, он снимает пошлые, бездарные фильмы, а Симе учиться нужно. Но девочка его не понимает, обижается и рассказывает об этом Причалину. Причалин обещает работу и Настройщику.

Чувствуя свою вину за то, что ввел девочку в мир кино, Расщепей приходит к Симе домой и пробует поговорить с ее родителями. Родители согласны с ним, но Настройщик становится на сторону Симы: шанс нельзя упускать, тем более, что для их скромной семьи это солидный доход.

Сима начинает сниматься у Причалина. Он не умеет объяснять и постоянно на нее кричит. Когда девочка приводит ему в пример методы Расщепея, Причалин только злится. Увидев отрывки фильма, Расщепей уговаривает Симу уйти из картины, что вызывает негодование Причалина. С Расщепеем случается сердечный приступ, тем не менее Причалин хочет выступить на комитете против него.

Услышав это, Сима пишет письмо в ЦК с намерением защитить Расщепея, но тяжело заболевает бронхитом, попав под дождь. Во время ее болезни приезжает комиссия. Фильм Причалина подвергается критике, и его отстраняют от работы.

Сима записывается в кружок юных астрономов и уезжает летом в подмосковный пионерский лагерь. По просьбе ребят, Расщепей приезжает побеседовать с ними у пионерского костра. Великий режиссер рассказывает пионерам о гражданской войне и своем увлечении астрономией. Прощаясь, он признается Симе, что у него большие проблемы с сердцем.

Через месяц по радио сообщают о смерти народного артиста СССР Александра Дмитриевича Расщепея. Его вдова отдает Симе письмо, в котором он пишет, что письмо Симы для ЦК попало к нему, и он его спрятал, чтоб не беспокоить больших людей. Он просит передать это письмо после его смерти, также он наказывает Симе жить смело и вспоминать о нем в дни ее великих противостояний.

Читайте также:  Черемыш - брат героя - краткое содержание рассказа Кассиля

Остаток каникул Сима проводит в Туркмении, у своего брата. В день великого противостояния Марса она знакомится с товарищем брата Амедом.

Часть вторая. Свет Москвы

1941 год. Все это время Сима переписывается с Амедом, они обмениваются впечатлениями от прочитанных книг и просмотренных фильмах. Переписка Симы с Амедом вызывает ревность у ее одноклассника Ромки Каштана. 22 июня 1941 года Амед собирается приехать в Москву.

21 июня Сима в качестве пионервожатой отряда из астрономического кружка собирается в однодневный поход. Ребята на лодках приплывают на островок, который находится неподалеку от бывшей усадьбы графа Кореванова. Год назад они в потайном месте оставили записки с планами на следующий год. Теперь ребята хотят их отыскать, но записки исчезли. Подозрение падает на Ваську Жмырева, местного хулигана, все время посмеивающегося над ребятами и Симой. Собравшись домой, они видят, что пропала лодка. Теперь они остались на островке без продовольствия. Один из мальчиков, Игорь Малинин, приносит рыбу, которую он наловил в заповедном месте. Но тут появляется старый рыбак, из сетей которого Игорь взял рыбу. Несмотря на то, что ребята осуждают Игоря и просят прощения, старик обижается и уезжает, не обращая внимания на просьбу сообщить кому-нибудь о их местонахождении.

Проходит день, ребята остаются на острове еще на одну ночь. Им кажется странным, что в Москве погасли все огни. Наконец за ними приезжает катер, который послали всполошившиеся родители. От прибывших ребята узнают страшную весть: началась война.

Дома Сима находит письмо от Амеда, которому пришлось уехать из-за войны. Сосед Симы, капитан Малинин, отец Игоря, уезжая на фронт, просит ее присмотреть за сыном, так как мальчик остается совсем один.

В первые дни войны Сима со своими ребятами дежурит на крыше, сбрасывая зажигалки. Ромка Каштан находится в истребительном батальоне и в свободное время навещает Симу. Во время одного из налетов погибает жена Расщепея. Для Симы, бережно хранившей о нем память, рвется единственная ниточка, которая с ним связывает.

Враг все ближе подходит к Москве, и Сима с пионерами эвакуируется, родители ее пока остаются в городе. Поезд попадает под бомбежку, подолгу стоит на станциях, забитых поездами с фронта, начинаются проблемы с продуктами. Однажды выясняется, что это Игорь ради шутки угнал лодку с островка. Утром пристыженный ребятами мальчик исчезает, оставив записку. Ему стыдно, и он отправляется на фронт загладить свою вину.

Сопровождающая ребят учительница дает телеграммы на всех станциях, а Сима чувствует свою вину перед отцом Игоря. Она готова вернуться домой, чтоб найти мальчика, но на одной из станций случайно встречает Амеда, который отправляется на фронт, защищать Москву. Собрав свои вещи, Сима садится в эшелон Амеда. Под Москвой они расстаются: Амед отправляется в действующую армию, а Сима, помыкавшись на станции, садится в пассажирский поезд. Через потайной лаз на пропускном пункте Сима попадает в осажденный город.

Вместо эвакуированных родителей, она застает поселившегося у них в квартире майора Проторова. Они решают жить вместе и помогать друг другу. От коменданта Сима узнает, что Игорь вернулся и поселился на чердаке, так как квартира Малининых опечатана. Но когда его привели в комендатуру, он снова сбежал.

7 ноября, в день Парада на Красной площади, в комендатуру дома приходит записка от бывшей домработницы Ращепея Ариши Шубиной, жительницы подмосковного села Кореваново, в котором находится дом-музей графа Кореванова. Она сообщает, что Игорь находится у нее, и он тяжело болен. С помощью Проторова, Сима получает пропуск на проезд в прифронтовую зону, но возле деревни ее останавливает часовой: вход закрыт. С помощью своего старого знакомого, неприятного ей Жмырева, Сима попадает в деревню и находит Игоря, ослабевшего после болезни. Жмырев забрал у него теплые вещи. Девочка решает везти его рано утром в Москву, но ночью в дом заходят фашисты. Они выселяют Симу, Игоря и Аришу в пристройку. На вырванных из тетради листках Игорь и Сима пишут листовки в поддержку Красной Армии, и Игорь их расклеивает.

С продуктами плохо, Игорь слабеет. В один из декабрьских вечеров Игорь с Симой замечают, что фашисты уезжают, но перед отъездом они собираются поджечь музей. Пытающегося помешать им Игоря они избивают, но тут начинается бомбежка. Пользуясь всеобщим замешательством, Сима с Игорем убегают в лес. С трудом, таща на себя ослабевшего Игоря, Сима выходит из леса на поляну. Там она встречает бойцов из взвода Амеда. Они сообщают ей ужасную весть о его гибели. Бойцы помогают детям вернуться в Москву. Рома Каштан, который уже ушел на фронт, пишет Симе письма.

Проходит три года, война заканчивается. Сима учится на астрономическом факультете. 30 апреля 1945 года, в день ее рождения, у Крупицыних собираются друзья. Среди них ее одноклассник, старый друг Рома Каштан, с которым она мечтает остаться вдвоем.

Краткое содержание повести Кассиля «Великое противостояние»

Другие сочинения по теме:

Краткое содержание повести Кассиля «Кондуит и Швамбрания» Главные герои (живут в Покровске): (повествование ведется от имени автора — я), мать, отец, Оська — младший брат, Аннушка (служанка).

Краткое содержание повести Кассиля «Ранний восход» Часть первая Коля Дмитриев родился в семье художников по текстилю, Федора Николаевича и Натальи Николаевны. Детство он провел в маленьком.

Краткое содержание повести Кассиля «Черемыш — брат героя» В пятый класс одной из школ города Северянска приходит новый мальчик Геша Черемыш. Одноклассники и учителя в восторге, ведь новый.

Краткое содержание повести «Великое зерцало» Побывал я недавно в храме Облачного Леса, где происходила церемония объяснений сутры Цветка Закона, и встретил там двух удивительных старцев.

Краткое содержание повести Рыбакова «Приключения Кроша» Повесть о том, как школьники 9 класса проходили летнюю практику на автобазе, которая шефствует над их школой. У Кроша не.

Противостояние Добра и Зла в повести Оксаны Забужко «Сказка о калиновой свирели» «Сказка о калиновой свирели» — это пересказ извечной библейской истории о Каине и Авеле. Эта интерпретация является взглядом современной просвещенной.

Краткое содержание повести Тендрякова «Ночь после выпуска» Выпускной вечер в школе. После праздника шесть одноклассников собираются у реки, чтобы на прощание побыть вместе. Мальчик из состоятельной семьи.

Краткое содержание повести А. С. Макаренко «Флаги на башнях» Часть 1 Началась эта история о судьбах нескольких детишек-беспризорников на исходе первой пятилетки. Все они оказались на улице по разным.

Краткое содержание повести Некрасова «В окопах Сталинграда» Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных.

Стихи Маяковского для детей Сочинение по стихотворению Маяковского «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о и о Симе, который тонкий». Стихи Маяковского для детей.

«Великое Зерцало» Для «Великого Зерцала», как памятника католического по своему происхождению, характерна та роль, какая отводится в нем богородице, выступающей здесь в.

Школьное сочинение 5 класс на тему Вечное противостояние добра и зла Школьное сочинения По произведению Е. Гуцало «Лось». Тема добра и зла — одна из главнейших тем в литературе. Слово «добро».

Проспер Мериме. Рассказ «Маттео Фальконе» (1833): противостояние чести и бесчестия Цель: ознакомиться с новым литературным именем; совершенствовать умения и навыки сопоставления поведения героев разных авторов в аналогичных обстоятельствах; формировать умение.

Всякая любовь — великое счастье Русская литература конца 19 — начала 20 веков представлена блистательными именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина.

Все великое начинается с мелкого дела (пословицы и поговорки) Наверное, каждый человек с детства знает народные пословицы и поговорки. Эти короткие, но меткие выражения слышали мы от бабушки или.

«Моцарт и Сальери», целая трагедия, великое творение мощного гения Первоначально Пушкин собирался назвать свою трагедию «Зависть», но затем отбросил это намерение. Такое название, очевидно, не отвечало бы пушкинскому художественному.

Краткое содержание «Повести временных лет» Вот свидетельства прошедших годов о том, когда впервые упоминается и от чего происходит название «Русская земля» и кто раньше начинает.

Сочинение на тему произведения «Слово о полку Игоревом» «Слово о полку Игоревом» — величайшая памятка древнерусской литературы. Из «Слова…» мы узнаем о жизни нашего народа в седую давность.

Краткое содержание повести Кабакова «Невозвращенец» Юрий Ильич, научный сотрудник академического НИИ, в годы перестройки становится объектом вербовки некой организации, именующей себя «редакцией». Явившиеся к нему.

Краткое содержание повести Стругацких «Обитаемый остров» Часть первая. Робинзон Исследуя космос, землянин Максим Каммерер терпит крушение и совершает посадку на неизвестную планету. Максим остается невредим, но.

«У классной доски» читательский дневник

«У классной доски» – поучительный рассказ о подвиге обычного школьника, благодаря которому его учительница и одноклассники оказались живы во время войны.

Краткое содержание «У классной доски» для читательского дневника

ФИО автора: Кассиль Лев Абрамович

Название: У классной доски

Число страниц: 5. Кассиль Л. А. «У классной доски». Издательство «Росвуз Библиотека». 1990 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1942 год

Главные герои

Ксения Андреевна – сельская учительница, спокойная, строгая, ответственная женщина, которая пользовалась большим уважением в селе.

Костя Рожков – отважный, решительный школьник.

Немецкие офицеры – фашистские захватчики, которые собирались расстрелять учительницу на глазах ее учеников.

Сюжет

В небольшом селе работала учительница Ксения Андреевна, которую очень любили и взрослые, и дети. Он была строгой, но очень справедливой, доброй, и спокойной. Почти все село у нее училось, и ее воспитанники, повзрослев, приводили к ней уже своих детей.

Шла война, и неподалеку от села располагалась линия фронта. Местные колхозники, собрав отряд, ушли к партизанам в лес, а оставшиеся ребятишки помогали им, чем могли: собирали важные сведения, носили еду, перевязывали раны.

В селе уже давно привыкли к шуму вражеских самолетов, но неожиданно на главной улице появились и сами фашисты на мотоциклах. Их было трое, и они тут же под дулом винтовок загнали всех ребят в школу. Один из немцев потребовал стул, но никто не шелохнулся. Ксения Андреевна сказала, что здесь ученики слушают только ее, и попросила одного мальчика принести стул.

Немцы предложили ребятам пройти «экзамен» – показать на карте, где скрывается партизанский отряд. Ксения Андреевна и дети принялись уверять, что не знают этого. Тогда немцы схватили учительницу, вывели ее к доске и стали угрожать расстрелом. Она лишь тихо попросила, чтобы дети опустили глаза и ничего не говорили.

Немцы принялись считать до трех и один из мальчиков – Костя Рожков – не выдержал и поднял руку, чтобы показать расположение партизан. Подойдя к доске, он что есть силы ударил ее створкой солдата, и выпрыгнул в окно. Началась стрельба, но мальчику удалось переплыть речку и скрыться в лесу. На звуки выстрелов к селу прибежали партизаны и взяли в плен фашистов.

Командир отряда партизан, тоже бывший ученик Ксении Андреевны, попросил учительницу помочь с допросом пленных. Теперь настала их очередь дрожать в ожидании своей участи…

План пересказа

  1. Любимая учительница.
  2. Линия фронта рядом.
  3. Партизанский отряд.
  4. Появление немцев.
  5. Допрос.
  6. Отважный поступок Кости.
  7. Появление партизан.
  8. Пленные фашисты.

Главная мысль

Даже в самой сложной ситуации нужно бороться до последнего и никогда не опускать руки.

Чему учит

Учит быть смелым, отважным, находчивым. Также учит любить свою родину, не бросать в беде дорогих сердцу людей.

Отзыв

Костя, несмотря на свой юный возраст, готов был пожертвовать собственной жизнью ради спасения любимой учительницы. Благодаря его отваге, решительности и умению быстро принимать важные решения ребята были спасены, а немцы оказались в плену.

Рисунок-иллюстрация к рассказу У классной доски.

Пословицы

  • Дома и стены помогают.
  • Родина — мать, умей за нее постоять.
  • Умел да смел — пятерых одолел.
  • За правое дело стой смело!

Что понравилось

Понравилось, что все жители села уважали Ксению Андреевну. Нужно быть очень хорошим, достойным человеком, чтобы пользоваться любовью и уважением стольких людей.

Школьное чтиво

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

31.07.2020

Кассиль Л. “У классной доски”

Читайте краткое содержание других рассказов Льва Кассиля:
“Отметки Риммы Лебедевой”
“Линия связи”

Главные герои рассказа “У классной доски” и их характеристика

  1. Карташова Ксения Андреевна. Учительница. Добрая, строгая, уважаемая.
  2. Шура Капустина. Умеет перевязывать раны.
  3. Сеня Пичугин. Тихоня, выслеживал немецкие патрули.
  4. Костя Рожков. Смелый и решительный, хороший пловец, разведчик и связной.
  5. Немецкий офицер. Наглый, грубый, трусливый.

План пересказа рассказа “У классной доски”

  1. Заслуженная учительница
  2. Шум моторов
  3. Три немца
  4. Стул для немца
  5. Молчание ребят
  6. Угрозы немцев
  7. Удар доской
  8. Побег Кости
  9. Пленные немцы
  10. Бывший ученик

Краткое содержание рассказа “У классной доски” для читательского дневника в 6 предложений

  1. В село приехали немецкие разведчики на мотоциклах.
  2. Они завели ребят в класс и стали спрашивать о партизанах.
  3. Немцы угрожали убить учительницу и Костя сказал, что знает где партизаны.
  4. Он ударил немца доской, выпрыгнул в окно и поплыл.
  5. Немцев пленили партизаны и завели немцев в класс.
  6. Командир Широков сел за свою парту, а учительница стала допрашивать немцев.

Главная мысль рассказа “У классной доски”
Учительница – вторая мама.

Чему учит рассказ “У классной доски”
Рассказ учит мужеству, смелости, решительности. Учит не бояться врагов. Учит любить и уважать своих учителей. Учит патриотизму и любви к Родине.

Отзыв на рассказ “У классной доски”
Мне очень понравилось, как все в селе уважали свою учительницу. Она выучила всех и все ее любили. Даже суровый командир партизан был ее учеником, а потому скромно сел за свою старую парту. Мне также понравилась решительность мальчика Кости, который ради учительницы рискнул своей жизнью, и сумел привести помощь. А вот немцев мне не жаль, они заслужили свою участь.

Пословицы к рассказу “У классной доски”
Что посеешь, то и пожнешь.
Родители создают тело, учителя – душу.
Верная указка не кулак, а ласка.
К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
Родина – мать, умей за нее постоять.


Читать краткое содержание, пересказ рассказа “У классной доски”
Ксения Андреевна была из тех учителей, про которых говорили, что у них поют руки. Ее движения были плавными и мягкими, стоило учительнице поднять руки и класс замолкал.
Ксения Андреевна учительствовала 32 года. Ей отдавали честь милиционеры, у ней учился председатель колхоза.
Ксения Андреевна двигалась плавно, неспешно. Не стала спешить она и в этот раз, услышав шум моторов. Учительница велела ребятам идти к траншее во дворе школы, думая, что приближается налет. Но это были не самолеты.
Во двор школы забежали трое немцев и наставили на ребят автоматы. Это были разведчики мотоциклисты. Ксения Андреевна сказала, что она учительница и это ее ученики, а немцы торопливо затолкали всех в класс.
Главные немец пнул учительский стол и потребовал для себя стул. Ребята не шелохнулись. Но Ксения Андреевна спокойно попросила Сеню Пичугина принести стул из коридора. Тот принес обшитый клеенкой стул. Немец уселся.
Шура Капустина попросилась выйти из класса, но учительница сказала, что в коридоре все равно еще немец и не отпустила девочку.
Немец стал требовать, чтобы ребята показали на карте, где в лесу скрываются партизаны. Он угрожал ребятам, но те сидели молча. Немец попросил учительницу рассказать по-немецки о партизанах, но та сказала, что ничего не знает.
Немец ткнул пистолетом в подбородок Сене Пичугину и сказал, что если ребята будут молчать, он убьет учительницу. Шура стала рыдать, но Ксения Андреевна сказала ребятам успокоиться и стала с ними прощаться.
Тогда встал Костя Рожков и сказал, что знает, где прячутся партизаны. Он взял мел и подошел к доске. Немец наклонился ближе, а Костя вдруг с силой ударил доску и та перевернулась, стукнув немца по лицу. Костя прыгнул за доску, а немец стал палить в нее из пистолета.
Но за доской было окно и Костя успел выпрыгнуть и бросился в реку.
Немцы палили ему вслед, но Костя добрался до другого берега.
Немцы выскочили из школы и бросились к мотоциклам, но с другого берега раздалась пулеметная очередь.
Через пятнадцать минут пленных немцев снова ввели в класс. Командир готовился допрашивать немцев, когда в класс вошла Ксения Андреевна. Командир встал и сказал встать немцам, ведь когда учительница входит в класс, принято вставать. Учительница разрешила командиру Широкову продолжать допрос, но он попросил спрашивать немцев ее, а сам скромно сел на свое старое место за партой.
И Ксения Андреевна стала задавать немцам вопросы, а те, оробев, вытянулись перед учительницей.

Рисунки и иллюстрации к рассказу “У классной доски”

Ссылка на основную публикацию