Дудочка и кувшинчик – краткое содержание сказки Катаева

Сказка Дудочка и кувшинчик

Поделиться в соц. сетях

Валентин Катаев
Сказка Дудочка и кувшинчик краткое содержание:

Сказка «Дудочка и кувшинчик» — это поучительная история о девочке Жене, которая собралась вместе со своей семьей в лес по ягоды. Женя устала собирать землянику. На поляне неожиданно появился старенький Боровичок, он сказал, что даст волшебную дудочку. Стоило заиграть на ней, и ягодки сами показывались. Женя обменяла кувшин для землянички на дудочку. Проучил её старичок и Женечка, наконец, поняла, как нехорошо быть лентяйкой! В итоге Женя сама собрала полный кувшин ягод, за что родители её похвалили.

Эта сказка учит простой мудрости: чтобы что-то получить, нужно потрудиться. Без этого даже волшебство бессильно.

Сказка Дудочка и кувшинчик читать:

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.

Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.

Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

— Мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

— А ты хорошо искала?

— Хорошо. Там ни одной ягоды, одни только листики.

— А под листики ты заглядывала?

— Вот видишь! Надо заглядывать.

— А почему Павлик не заглядывает?

— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

А папа говорит:
— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

«Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала».

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.

Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

«Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

— Обидели меня, дедушка, ягоды.

— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Погладил старик-боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик-боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
— Играй, дудочка.

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

Обрадовалась Женя:
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:
— Играй, дудочка.

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

«Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику-боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

— Хорошо, — отвечает старик-боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику-боровику, коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

— Ну, так я тебе не дам дудочку.

Женя взмолилась:
— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

— Ишь ты какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

— Не обойдусь, дедушка.

— А как же другие-то люди обходятся?

— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

— Ах, вот как! — сказал старик-боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.

С этими словами старик-боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой.

Одну берёт, на другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?

— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.

И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

«Дудочка и кувшинчик» – краткое содержание сказки В.П. Катаева

Сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась со своими родителями и братом в лес, собирать ягоды. Мама дала ей кувшинчик и показала полянку, богато усеянную спелыми ягодами. Женя прошлась по полянке, но так ничего не увидала. Она пожаловалась родителям на пустую полянку, а папа посоветовал девочке не лениться и нагибаться пониже, ведь ягодки прятались под листьями.

Женя вернулась к полянке, села на корточки, приподняла листья и, действительно, увидела много спелых ягод. Она принялась их собирать, но вскоре устала, и отправилась на поиски другой полянки – такой, где ягоды бы сверху росли.

Девочка присела на пенек, и тут неожиданно перед ней возник бородатый старичок Боровик – начальник над всеми ягодами и грибами. Услышав жалобы Жени, он предложил ей воспользоваться волшебной дудочкой. Если на ней сыграть, что все ягодки вмиг покажутся из-под листьев. Вот только в обмен Боровик попросил дать ему кувшинчик.

Женя радостно согласилась и бросилась к полянке играть на волшебной дудочке. Ягод показалось видимо-невидимо, вот только собрать их было не во что. Женя вернулась к Боровику, отдала ему дудочку, а сама взяла кувшин. Пришла на полянку, а все ягоды уже успели скрыться под густой листвой. Женя вновь пришла к Боровику, и попросила дать ей одновременно и кувшинчик, и дудочку, но тот наотрез отказался. Он назвал Женю лентяйкой, и скрылся под землей.

Делать было нечего – Женя вернулась на полянку, и стала собирать ягоды, как все. Она собрала полный кувшинчик, и родители ее похвалили.

Родители учат Женю искать ягоды

Далее в кратком содержании «Дудочка и кувшинчик» девочка жалуется, что она не нашла земляники, потому что ей посоветовали самую плохую полянку. Мама спросила у дочки, заглядывала ли она под листики. Женя говорит, что нет. Ей рассказали, что нужно обязательно смотреть туда.

Девочка спросила, а почему ее маленький брат не смотрит. Взрослые ей объясняют, что он — маленького роста, а Женя уже высокая, поэтому ей придется нагибаться, чтобы найти землянику. Папа показал девочке как правильно собирать ягоды. Женя поблагодарила отца и пошла на свою полянку.

Краткий пересказ «дудочка и кувшинчик» в катаев

КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ “ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК” В КАТАЕВ

  • ДУДОЧКА И КУВШИНЧИКПоспела, в лесу земляника.Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.Пришли они в лес и стали собирать ягоду; кто раньше наберёт.Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много землячки. Ходи собирай.Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.Видит — у всех земляника, У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.— А ты хорошенько искала?— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.— А под листики ты заглядывала?— Не заглядывала.— Вот видишь! Надо заглядывать.— А почему Павлик не заглядывает?— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.А папа говорит:— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.— Хорошо,— сказала Женя.— Спасибо, папочка. Буду так делать.
Читайте также:  Белеет парус одинокий - краткое содержание рассказа Катаева

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:— Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках. «Хватит с меня,— думает.— Я уж и так, наверное, много набрала».Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:— Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

«Ну,— думает,— так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.Ходила – ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт.

Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог?» Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.— Здравствуй, девочка,— говорит.— Здравствуй, дяденька.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?— Обидели меня, дедушка, ягоды.— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся.

Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

Сказка Дудочка и кувшинчик Валентина Катаева

Сказка «Дудочка и кувшинчик» — это поучительная история о девочке Жене, которая собралась вместе со своей семьей в лес по ягоды. Женя устала собирать землянику.

На поляне неожиданно появился старенький Боровичок, он сказал, что даст волшебную дудочку. Стоило заиграть на ней, и ягодки сами показывались. Женя обменяла кувшин для землянички на дудочку.

Проучил её старичок и Женечка, наконец, поняла, как нехорошо быть лентяйкой! В итоге Женя сама собрала полный кувшин ягод, за что родители её похвалили.

Эта сказка учит простой мудрости: чтобы что-то получить, нужно потрудиться. Без этого даже волшебство бессильно.

Конспект для читательского дневника

В процессе чтения и изучения катаевской сказки ученики заносят в свой дневник для чтения название, автора и основных героев. Можно поместить в него либо понравившийся эпизод, либо же составить план краткого содержания:

  • Разговор с Боровиком не дал результатов, он не согласился отдать Жене и дудочку, и кувшин, да ещё и лентяйкой обозвал.
  • Похвала от родителей, так как героиня собрала полный кувшин ягод сама.
    Всем нравятся, когда родители хвалят. А уж от Жени много-то и требовалось. Не понимаю, почему сразу не стала собирать. Ведь тогда смогла бы ещё больше набрать ягод.

    Обычно сказку Катаева «Дудочка и кувшинчик» записывают в читательский дневник в первом классе, когда дети ещё верят в волшебство. Несмотря на то что сюжет прост и незамысловат, волшебные элементы заинтересовывают ребят. Скорее всего, многие ученики ходили вместе со своей семьёй в лес, чтобы собрать грибов или ягод, но вот волшебного Боровика им не приходилось встречать, поэтому им становится так интересно читать и слушать.

    Школьники сами приходят к выводу о том, что результат можно получить, если не сидеть и не ждать чего-то готового, а следует трудиться. Постепенно меняется в произведении и поведение главной героини, которая вначале ничего не хотела делать, ленилась, но после встречи с лесным царём грибов и ягод поняла, что труд тогда результативен, когда приносит радость. То, что родители похвалили девочку, показывает, что она была этого достойна, и ей было приятно.

    Рассказ Валентина Петровича учит прежде всего трудолюбию. На уроке с детьми учитель может вспомнить и другие сказки, которые посвящены этой теме. Также о труде есть много пословиц и поговорок, которые также можно записать в читательский дневник или в тетрадь по литературе.

    На таком уроке будет уместна и беседа с детьми о бережном отношении к окружающему миру, о том, что нужно заботиться о растениях животных.

    Характеристика главных героев

    Сюжет известной и всеми любимой сказки учит ребят быть трудолюбивыми и воспитанными. Так, в этом рассказе героев немного:

    1. Женя.
    2. Родители девочки и её брат.
    3. Лесной старичок Боровик.

    В начале сказки читатель видит ленивую девочку Женю, которая постепенно поняла, что нужно обязательно трудиться, чтобы вырасти хорошим человеком. И в этом помогают ей всё вокруг: и замечательные, любящие родители, и начальник над всеми лесными ягодами и грибами Боровик, который оказывается хитрым, ловким и очень умным.

    Поиск земляничной поляны

    В кратком содержании «Дудочка и кувшинчик» рассказывается о том, что девочка начала собирать ягоды так, как посоветовали ей родители. Она заглянула под листочки и увидела, что на самом деле там было очень много земляники. Девочка обрадовалась и принялась срывать ягодки.

    Но ей скоро надоело сидеть на корточках и Женя решила, что она уже много насобирала. Но, заглянув в кувшинчик, она увидела, что там лежит всего четыре ягодки. Девочка расстроилась и продолжила собирать дальше. Но снова быстро устала, подумала о том, что теперь точно в кувшинчике много земляники. А увидела всего восемь ягод.

    Жене не нравилось все время нагибаться, поэтому она решила поискать другую полянку, где земляника не прячется, а сама в кувшинчик собирается. Ходила, но так и не нашла такого места. Девочка проголодалась и съела все ягоды.

    Сказка «Дудочка и кувшин»: какова главная мысль, кто главные герои?

    Сказка «Дудочка и кувшинчик» очень интересная, по ней есть и мультик тоже кстати интересный.
    Главных героев в сказке совсем немного:

    Это — девочка Женя, которая пошла вместе со своей семьей собирать ягоды в лес. Правда, Жене уж совсем неохота было наклоняться и срывать ягодки, ведь их нужно было еще и искать.

    Второй главный герой — это старик боровик (лесовик) он предложил Жене обменять кувшинчик на волшебную дудочку, если на ней играть, ягодки сами покажутся из-за кустиков и увидеть их будет совсем просто.

    Сначала девочка обрадовалась такому обмену, но вскоре поняла, что собирать ягодки то и некуда. Вот и пришлось Жене самой собирать и находить ягодки.

    Главная мысль в том, что — без труда ничего не получится и чтобы что-то получить нужно приложить усилия.

    Сказка Валентина Катаева о том, как девочке преподал урок трудолюбия лесной старичок. Главная героиня девочка Женя, которая со своей семьей пошла за ягодой. Мама,папа и маленький братик Павлик собирали землянику, наклонялись, искали её под листиками, а Жене лень было это делать.

    Старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми ягодами и грибами — второй главный персонаж этой сказки. Он предложил Жене поменяться , она отдаст ему кувшинчик, а он даст ей волшебную дудочку от звука которой все ягоды вылезут из под листиков и собрать их будет легко.

    Девочка играла на дудочке, но у неё не было кувшинчика, чтобы собрать вся ягоды, которых было видимо-невидимо. Побежала она к лесовику, чтобы забрать у него кувшинчик, попросила оставить и волшебную дудочку, но старичок рассердился на неё и сказал, что она лентяйка.

    Не дал он ей волшебную дудочку и пришлось девочке наклоняться и собирать ягоду.

    Поучительная сказка «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева, рассказывает о том, как семья отправилась в лес за ягодами. Главным персонажем сказки является девочка Женя, которой пришлось уяснить главную мысль произведения: не прилагая усилий, результат не получишь.

    Также важным персонажем является старичок-боровичок, который подарил девочке волшебную дудочку, точнее менял дудочку на кувшинчик и обратно.Именно он указал Жене на ее лень и заставил подумать о своих недостатках.

    В сказке упоминаются мама и папа девочки, а также ее братик Павлик. Вот и все персонажи сказки.

    Главная мысль сказки в том, что нельзя быть ленивым, так ничего не добьешься, не получишь никаких результатов. Важно учится трудится, меняться к лучшему.

    В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» главные герои сказки:

    Девочка по имени Женя, которая ленилась собирать землянику.

    Гриб-боровик, старичок с волшебной дудочкой.

    Второстепенными героями мы назовем родителей девочки и ее младшего брата Павлика.

    Все вместе они пошли собирать лесную землянику. Девочке для сбора ягод достался кувшинчик. Но собирать ягодки Жене оказалось лень, ведь надо было не просто собирать ягодки, но и наклоняться и искать их.

    В конце девочка понимает, что чего-то достичь можно только упорным трудом. И она быстренько насобирала полный кувшинчик земляники. В этом и заключается главная мысль этой сказки. Она учит быть детей терпеливыми и не лениться.

    Сказка Дудочка и кувшинчик

    Сказка Дудочка и кувшинчик краткое содержание

    Сказка «Дудочка и кувшинчик» – это поучительная история от Валентина Катаева о девочке Жене, которая собралась вместе со своей семьей в лес по ягоды. Все усердно искали земляничку, но Жене быстро надоело это дело. На поляне неожиданно появился старенький Боровичок, у него была волшебная дудочка – стоило заиграть на ней, и ягодки сами показывались. Женя обменяла кувшин для землянички на дудочку, но старичок решил проучить девочку за лень…

    Сказка Дудочка и кувшинчик скачать:

    Сказка Дудочка и кувшинчик читать

    Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

    – Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

    Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит – у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

    – Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

    – А ты хорошенько искала?

    – Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

    – А под листики ты заглядывала?

    – Вот видишь! Надо заглядывать.

    – А почему Павлик не заглядывает?

    – Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

    – Ягодки – они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

    Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

    – Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    – Хорошо, – сказала Женя. – Спасибо, папочка. Буду так делать.

    Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

    – Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

    – Хватит с меня, – думает. – Я уж и так, наверное, много набрала.

    Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

    Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

    – Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

    Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок – даже дно ещё не закрыто.

    – Ну, – думает, – так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну.

    Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

    Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

    – Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

    Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

    Читайте также:  Белеет парус одинокий – краткое содержание рассказа Катаева

    – Здравствуй, девочка, – говорит.

    – Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

    – Обидели меня, дедушка, ягоды.

    – Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

    – Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

    – Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

    Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

    Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

    Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

    – Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

    – Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик – он мне очень понравился.

    – Хорошо. С большим удовольствием.

    Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

    Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.

    Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше – одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые – крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

    И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

    – Играй, дудочка, играй! – закричала Женя. – Играй быстрей!

    Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше – так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

    Но Женя не унималась:

    – Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

    Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

    Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.

    – Вот теперь-то я начну собирать!” – подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

    – У, глупая дудка! – сердито закричала девочка. – Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

    Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

    – Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

    – Хорошо, – отвечает старик боровик, коренной лесовик, – я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

    Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

    Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно – одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть – дудочки не хватает. Как тут быть?

    Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.

    Приходит и говорит:

    – Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

    – Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

    – Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

    – Ну, так я тебе не дам дудочку.

    – Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

    – Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

    – Не обойдусь, дедушка.

    – А как же другие-то люди обходятся?

    – Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

    – Ах, вот как! – сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. – Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.

    С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

    Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится.

    Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

    – Вот умница, – сказал Жене папа, – полный кувшинчик принесла! Небось устала?

    – Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой – папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

    А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

    Литературное чтение. В.П. Катаев. “Дудочка и кувшинчик”

    Цель урока:

    1. Познакомить детей с рассказом В.П.Катаева «Дудочка и кувшинчик».
    2. Познакомить с краткой биографией автора, рассказать о книгах для самостоятельного чтения.
    3. Развивать произвольное внимание и умение концентрироваться.
    4. Развивать навыки быстрого, правильного и осознанного чтения.
    5. Воспитывать трудолюбие.

    Оборудование: шифровка на доске и на партах, выставка книг В.Катаева, разрезанные пословицы на слова, дудочка, кувшин, игрушка-гриб, цветик-семицветик из цветной бумаги.

    Ход урока

    I.Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания. «Растрёпанный воробей» К.Г.Паустовский

    Выставка иллюстраций. Обсуждение рисунков. (Из рисунков составить картинный план и пересказать выборочные эпизоды.)

    III. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

    (Показываю красивый семицветный цветок, сделанный из цветной бумаги.)

    – Ребята, посмотрите на этот волшебный цветок. Сколько у него лепестков? Стоит нам оторвать один лепесток, загадать желание и оно сбудется.

    – Кто из вас знает, из какого произведения этот цветок? (Цветик – семицветик.)

    – О чём эта сказка?

    – Чему она нас учит?

    – А кто автор этой сказки?

    IV. Знакомство с биографией В.П.Катаева.

    а) Рассматривание выставки книг В.Катаева. (Выставка книг В.Катаева)

    б) Рассказ о писателе. (Слайд №2, приложение)

    Катаев Валентин Петрович – русский советский писатель, родился в семье учителя 16(28) января 1897 года в г. Одесса. Начался печататься в 1910 году. В 1915 -17гг. был на фронте. С 1918 по 1920гг. участвовал в Гражданской войне, работал в Российском телеграфном агентстве. Сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и др. Начиная с 30-х годов в творчестве Катаева с особой силой зазвучала патриотическая тема.

    В 1955-61гг. В.П.Катаев – главный редактор журнала «Юность». Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки. Награждён двумя орденами Ленина, а также другими орденами и медалями.

    V. Разминка.

    а) – Сегодня мы будем читать рассказ, в котором показано, как умеет прятаться в лесу ягода. А у нас спрятались 7 ягод. Найдите их. (Шифровка)

    (Земляника, крыжовник, смородина, вишня, черника, клубника, малина.)

    б) – Перед вами предметы. Назовите их. (Дудочка, кувшинчик, старик – Боровик– игрушка.)

    – Как называется рассказ, который мы будем читать на уроке? (Дудочка и кувшинчик.)

    в) Разучивание скороговорок (слайд№4, приложение)

    Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвертая мерещится.

    VI. Изучение нового материала

    а) Чтение рассказа «Дудочка и кувшинчик».

    б) Беседа по содержанию и выборочное чтение.

    – Почему такое название?

    – К какому литературному жанру можно отнести? Почему?

    – Зачем Женя и вся её семья пошли в лес? (Слайд №5, приложение)

    – Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик?

    – Что для сбора земляники досталось Жене?

    – Какие советы давали Жене мама и папа? (Слайд №6, приложение)

    – Послушалась ли Женя советов родителей?

    – Прочитайте, как Женя искала ягоды на своей поляне в самом начале?

    – Как надо было собирать землянику?

    – Была ли Женя трудолюбивой и усидчивой девочкой? Почему вы так решили?

    – Почему Женя ушла со своей полянки и куда она направилась?

    – Прочитайте, как выглядел старичок, которого повстречала в лесу Женя. (Слайд №7, приложение)

    – Автор говорит, что дудочка играла «чудную музыку». Кто и как реагировал в лесу на эти звуки? Найдите в тексте. (Слайд №8, приложение)

    – Почему Женя не смогла собрать все ягоды на поляне?

    – Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»?

    – Что рассердило старика-лесовика?

    – Как вы думаете, почему Женя побежала собирать ягоды, стала наклоняться, заглядывать под каждый кустик? А ведь она боялась устать? (Слайд №9, приложение)

    – Что помогло Жене перемениться? (Слайд №10, приложение)

    VII. Физкультминутка

    VIII. Закрепление изученного материала.

    а) Пересказ по слайдам.

    б) Работа с пословицами

    – Из отдельных слов соберите пословицы о труде. (На каждой парте конверт со словами. Нужно из слов собрать пословицу.)

    Глаза страшатся, а руки делают.
    Терпенье и труд все перетрут.
    Где труд, там и счастье.
    Не трудиться, так и хлеба не добиться.
    Умелые руки не знают скуки.

    в) Обобщение пословиц (Слайд №12, приложение)

    Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

    – Как понимаете эту пословицу?

    IX. Итог урока

    – Изменяется ли характер Жени на протяжении рассказа?

    – Какой урок вынесла для себя Женя из встречи со стариком – боровиком?

    X. Домашнее задание

    Нарисовать иллюстрацию и подготовить отрывок.

    Использование технологии продуктивного чтения на примере произведения В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», 3 класс

    Сюжет

    Как-то раз девочка Женя отправилась со своими родителями и братом в лес, собирать ягоды. Мама дала ей кувшинчик и показала полянку, богато усеянную спелыми ягодами. Женя прошлась по полянке, но так ничего не увидала. Она пожаловалась родителям на пустую полянку, а папа посоветовал девочке не лениться и нагибаться пониже, ведь ягодки прятались под листьями.

    Женя вернулась к полянке, села на корточки, приподняла листья и, действительно, увидела много спелых ягод. Она принялась их собирать, но вскоре устала, и отправилась на поиски другой полянки – такой, где ягоды бы сверху росли.

    Девочка присела на пенек, и тут неожиданно перед ней возник бородатый старичок Боровик – начальник над всеми ягодами и грибами. Услышав жалобы Жени, он предложил ей воспользоваться волшебной дудочкой. Если на ней сыграть, что все ягодки вмиг покажутся из-под листьев. Вот только в обмен Боровик попросил дать ему кувшинчик.

    Женя радостно согласилась и бросилась к полянке играть на волшебной дудочке. Ягод показалось видимо-невидимо, вот только собрать их было не во что. Женя вернулась к Боровику, отдала ему дудочку, а сама взяла кувшин. Пришла на полянку, а все ягоды уже успели скрыться под густой листвой. Женя вновь пришла к Боровику, и попросила дать ей одновременно и кувшинчик, и дудочку, но тот наотрез отказался. Он назвал Женю лентяйкой, и скрылся под землей.

    Делать было нечего – Женя вернулась на полянку, и стала собирать ягоды, как все. Она собрала полный кувшинчик, и родители ее похвалили.

    План пересказа

    Старичок преподал девочке урок, который она хорошо усвоила. В результате приложенных усилий героиня собрала полный кувшин спелых ягод и заслужила похвалу от родителей. После знакомства с кратким содержанием «Дудочки и кувшинчика» ребята понимают, что любое дело не терпит лени. Только потрудившись и преодолев неуверенность в себе, можно получить результат. Сюжет произведения можно описать в нескольких предложениях:

    1. Женя с семьей приехали в лес для сбора спелой земляники.
    2. Девочке отвели свою полянку, но ей быстро надоело собирать ягоды, которые прячутся под листьями.
    3. Появляется старичок-боровичок с дудочкой, облегчающей сбор.
    4. Героиня меняет свой кувшинчик на музыкальный инструмент.
    5. Женя понимает, что обмен состоялся зря, ведь ей некуда складывать ягодки.
    6. Старичок забирает дудочку, когда узнает, что девочке лень наклоняться.
    7. Жене приходится самостоятельно наполнять кувшинчик, после чего ее хвалят родители.

    Кратчайшее содержание произведения можно записать в читательский дневник в трех предложениях. Девочке Жене не хотелось собирать землянику, заглядывая в поисках ягод под каждый кустик. Помочь ей могла дудочка боровичка, от которой было мало толку, поскольку пришлось отдать старичку кувшинчик. Девочка решила собирать ягоды, как все люди, и заслужила похвалу от родителей за полный кувшинчик.

    Пересказ произведения потребуется для подготовки к уроку литературного чтения или написанию сочинения по мотивам произведения. Его можно выполнить по такому плану:

    1. Поездка Жени с родителями в лес.
    2. Поляна без ягод.
    3. Совет папы.
    4. Жене трудно собирать ягоды.
    5. Общение с волшебником.
    6. Обмен кувшина на чудесную дудочку.
    7. Гнев кудесника.
    8. Самостоятельно собранный кувшинчик.
    Читайте также:  Будьте готовы, Ваше высочество – краткое содержание повести Кассиля

    «Дудочка и кувшинчик» Валентин Катаев

    Прочитал Гриша сказку «Дудочка и кувшинчик», спрашиваю: «О чём сказка?», отвечает: «О том, что нельзя получить две вещи одновременно». Потом мы конечно обсудили всё, вышли на тему лени и всякого «без труда не вытащишь рыбку из пруда», но гришина трактовка заставила меня кое о чем задуматься помимо того, что у сына до сих пор конкретно-ситуативное мышление и вообще нет понимания метафоричности, я попозже отдельно напишу, наверное. А пока ответьте мне на вопрос «О чем сказка?». Текст по катом.

    Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

    — Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

    Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

    — Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

    — А ты хорошенько искала?

    — Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

    Краткое содержание Катаев Белеет парус одинокий для читательского дневника

    Завершение летних каникул братьев Пети и Павлика стало самыми запоминающимися для них и не только для этих ребят. Начинаются «приключения» с появления революционного матроса, который прячется в их дилижансе. После они встречают беглеца на пароходе, где его чуть не ловят, но матрос успевает броситься за борт, и его спасают на лодке Гаврик с дедушкой, помогают спрятаться.

    После из-за этого деда арестовывают, бьют, доводят до смерти, а его внук вынужден зарабатывать сам, а может десятилетний мальчик только играть в азартные игры. Петя оказывается связанным с Гавриком и продолжением всей этой революционной истории, Петя тоже играет, но неумело: проигрывает, впадает в раж, даже начинает подворовывать ради игры… Скоро это раскрывается (папа и Павлик обнаруживают пропажи), а Петя от испуга и раскаяния заболевает.

    Главная мысль этого произведения состоит в ощущении простыми людьми (особенно маленькими героями) революционной бури, которая начинается в стране. Эти страшные события не могут не затронуть даже тех, кто живёт в стороне от всего – со своими маленькими радостями.

    Читать краткое содержание Белеет парус одинокий Катаева

    Когда летние каникулы уже почти совсем закончились, Петю и Павлика папа вёз с дачи домой – в Одессу. Для них это было прощание с морем. Петю особенно восхищала стихия. Он много мечтал, думал о подводном мире, о силе волн… Именно ему пришли на ум строки о парусе, когда он бросил прощальный взгляд на море.

    Семейство ехало к пароходу на дилижансе. Вдруг раздался выстрел, скоро на подножке дилижанса появился незнакомец. Заметив вблизи конный разъезд, «незваный гость» спрятался под лавку. Конечно, семейство было напугано. Мальчики с любопытством смотрели на спрятавшегося. Петя заметил у того на руке татуировку-якорь. А папа сделал вид, что ничего не произошло, поэтому и сыновья молчали.

    Через какое-то время папа громко сказал, что на дороге никого больше нет. Услышав это послание, молодой человек вынырнул из-под скамейки и убежал. Видимо, это был революционный матрос.

    Странный инцидент, наверное, забылся бы детьми. Однако на пароходе, где Петру было очень скучно (дети богачей все, как назло, девчонки и сидят по каютам), он вдруг узнал татуировку на руке одного пассажира. Петя стал за ним наблюдать. Пассажир вел себя несколько странно. Подозрения Пети о том, что это тот самый матрос подтвердились, когда татуированного попытался арестовать переодетый полицейский. Сумятица кончилась на том, что матрос прыгнул за борт. «Полицай» пытался убедить всех, что человек за бортом, но все, видя бодро уплывающего матроса, не стали помогать ни беглецу, ни преследователю.

    Далее Гаврик с дедушкой, которые плыли на лодке, спасли выбившегося из сил матроса. Он умолял спрятать его. Оказав ему помощь, дедушка сам пострадал – его по подозрению в пособничестве забрали полицаи. Гаврик остался совсем один, пришлось зарабатывать деньги. Мальчик мог лишь играть на деньги в азартные игры – «ушки». В игре он участвовал с тем самым Петей. Гаврик выигрывал, он был рассудительным мальчиком. А вот Петя увлекался игрой, не мог остановиться. Он начал брать в долг и проигрывать, брал вещи родных (отрезал пуговицы с отцовского мундира), стал воровать (разорил копилку брата), но всё проиграл.

    Скоро и папа, и Павлик обнаружили, что ограблены родственником. Конечно, был скандал. От переживаний Петя заболел, и проболел он долго. А дедушка Гаврика тоже долго болел. Его держали в тяжелых условиях, каждый день били. Внук очень переживал, но ничего не мог сделать. Так, к сожалению, дедушка оставил Гаврика сиротой. Приятели Петя и Гаврик встречаются весной. На прогулке к ним подходит тип в костюме, в котором бьют в глаза зеленые носки. Это и есть тот самый революционный матрос. Этот товарищ Жуков произносит речь к простому народу. Его арестовывают, но вскоре товарищи готовят ему побег – взрывают тюремную стену. И Жуков уплывает на паруснике. Его парус белеет, и этим восхищается Петя.

    Читать краткое содержание Белеет парус одинокий. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

    Белеет парус одинокий

    Дачный сезон закончился, и Василий Петрович Бачей с сыновьями Петей и Павликом возвращался в Одессу.

    Петя в последний раз окинул взглядом светящееся нежной голубизной бесконечное морское пространство. На память пришли строки: «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом. »

    И все же главное очарование моря составляла для девятилетнего мальчика не живописность его, а исконная таинственность: фосфорическое свечение, скрытая жизнь глубин, вечное движение волн. Полным тайны было и видение взбунтовавшегося броненосца, несколько раз появлявшегося на горизонте.

    Но вот прощание с морем закончилось. Все трое разместились на скамьях, и дилижанс тронулся. Когда до Аккермана оставалось вёрст десять и по обеим сторонам дороги уже тянулись сплошные виноградники, пассажиры услыхали винтовочный выстрел, а через минуту задняя дверь дилижанса открылась и коренастый человек застыл было на подножке. Но тут впереди показался конный разъезд, и он быстро нырнул под скамью. Петя успел заметить рыжие флотские сапоги и вытатуированный на руке якорёк, как и папа, он сделал вид, что ничего не произошло, и отвернулся. Через полчаса папа нарушил молчание: «Кажется, подъезжаем. На дороге ни души». Раздался шорох, и сейчас же хлопнула дверь.

    На пароходе «Тургенев» Петя, не найдя подходящих для знакомства сверстников, стал наблюдать за странным усатым пассажиром. Усатый явно кого-то разыскивал и наконец остановился перед спящим на палубе и прикрывшим картузиком лицо мужчиной. Петя остолбенел: задравшиеся штанины обнажили рыжину флотских сапог, которые два часа назад выглядывали из-под скамейки дилижанса.

    Когда миновали Ланжерон, усатый подошёл к спящему, взял за рукав: «Родион Жуков?» Но тот оттолкнул усатого, вскочил на борт и прыгнул в воду.

    . Вечерело, когда Гаврик с дедушкой выбрали перемёт и налегли на весла. Совсем недавно прошёл пароход «Тургенев». Значит, уже около восьми и надо поторапливаться. Вдруг чьи-то руки схватились за корму шаланды. Когда дед с внуком втащили пловца в лодку, он был почти в обмороке и едва проговорил: «Не показывайте меня людям. Я матрос».

    Наутро Гаврик собрался к Терентию, старшему брату. Матроса явно искали. Около тира на маленькой прибрежной ярмарке усатый господин в котелке расспрашивал Иосифа Карловича, не заметил ли он вчера вечером чего-нибудь подозрительного. Узнав, что Гаврик живёт неподалёку, усатый принялся расспрашивать и его, но немногого сумел добиться. Мальчик в свои девять лет был рассудителен и осторожен.

    По дороге на Ближние Мельницы Гаврик повстречал Петю и пригласил с собой к брату. Пете строжайше было запрещено отлучаться так далеко и так надолго, но с Гавриком он не виделся все лето, кроме того, так хотелось рассказать о происшествии на «Тургеневе».

    Уже в сумерках Терентий привёл в хибарку деда щуплого молодого человека в пенсне. Илья Борисович подтвердил, что Родиона Жукова видел у гроба потемкинца Вакулинчука, и передал матросу свёрток с одеждой. Гаврик отправился посмотреть, все ли спокойно. За углом мальчика схватил уже знакомый ему усатый. Гаврик закричал. «Молчи, убью!» — шпик рванул его за ухо. Три тени метнулись от хибарки к обрыву, прогремел выстрел. Разъярённые неудачей жандармы допросили деда и увезли в участок.

    Гаврик перебрался к Терентию, носил деду передачи, очень переживал, узнав, что деда каждый день бьют. Депо, где работал брат, бастовало, и Гаврик старался зарабатывать чем только мог. Неплохой доход приносила игра в ушки.

    Петя тоже увлёкся ушками, но был слишком азартен, нетерпелив и проигрывал даже то, что брал в долг. Гибельное для всякого игрока желание отыграться затягивало в пучину. Он с мясом вырвал пуговицы отцовского вицмундира и пал до того, что сначала забрал с буфета оставленную кухаркой Дуней сдачу, а потом выкрал из копилки Павлика деньги, собираемые им на велосипед. Но проиграл и это, так что однажды Гаврик объявил, что ждать больше не желает и что Петя поступает в рабство, пока не расквитается.

    В городе между тем несколько кварталов было оцеплено войсками, слышалась стрельба. Как-то Гаврик велел Пете принести ранец да не забыть взять гимназический билет. Он загрузил ранец тяжёлыми мешочками ушек, и они отправились в районы, оцепленные солдатами. Потом ушки забирали уже на Малой Арнаутской, у хозяина тира Иосифа Карловича, и дворами пробирались к дому с гулким двором-колодцем. На свист Гаврика спускался человек и забирал «товар». Петя теперь хорошо понимал, что это были за ушки.

    Последний рейс ему пришлось совершить в одиночку: у оцепления расхаживал памятный обоим мальчикам усатый. В знакомом дворе-колодце на его отчаянный крик (свистеть он так и не научился) выглянул человек и позвал его наверх. Это был беглый потемкинец-матрос, хотя теперь узнать его мешала бородка и усики. В кухню вошёл Терентий: «Все равно не удержимся. Будем по крышам уходить. Они тама орудие ставят».

    Дома мальчика ждали новые испытания. В городе шли погромы. Пришла просить убежища семья Коганов, и Бачеи спрятали их в задних комнатах. Когда толпа погромщиков вошла в подъезд, папа встретил их: «Кто дал вам право. » Его схватили, ударили, и, если бы не появление Дуни с иконой в руках, дело приняло бы скверный оборот.

    Гаврик объявился под Новый год: «Сховай, и будем в расчёте». Он подал четыре знакомых тяжёлых мешочка. Петя едва успел спрятать их в ранец, как с изуродованным вицмундиром в детскую ворвался папа, за ним с рёвом влетел Павлик: Петька обокрал его!

    Папа изменился в лице: он знает, в чем дело. Сын играет в азартные игры, в эти, как их там, чушки, ушки. Перерыв ранец, он достал мешочки и бросил их в пылающую печку. Петя крикнул: «Тикайте!» — и упал в обморок.

    Он проболел всю зиму и только после Пасхи отправился к Гаврику. Дедушка умер, семья скрывающегося Терентия жила теперь в хибарке. Пете обрадовались и пригласили на маёвку. День был великолепный. Друзья сели на весла, Терентий расположился на корме. У Малого Фонтана в шаланду прыгнул господин в синем костюме, кремовых брюках, зелёных носках и белых туфлях. Соломенная шляпа-канотье, тросточка, перчатки завершали его туалет. Это был матрос. Он оглянулся на берег и подмигнул гребцам. Далеко в море уже собрались рыбаки, чтобы выслушать речь потемкинца.

    После маёвки мальчики, покружив часа два, высадили Родиона Жукова на Ланжероне, где он сразу же смешался с толпой.

    Через неделю Гаврик снова позвал Петю в море, уже под парусом. Быстро добрались до Большого Фонтана. Там Гаврик велел Пете подняться на обрыв и, как покажется пролётка, махнуть платком. Матроса арестовали, но комитет подготовил взрыв тюремной стены, чтобы Родион мог бежать во время прогулки. На шаланде под парусом он уйдёт в Румынию.

    . Долгие минуты ожидания, и вот в конце переулка появилась пролётка. Петя замахал платком и увидел, как оживился внизу Гаврик.

    Терентий и матрос сбежали к шаланде. Через минуту парус наполнился ветром, а немного спустя стал, удаляясь, уменьшаться, но ещё долго белел на голубом просторе моря.

    Понравился ли пересказ?

    Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

    Что скажете о пересказе?

    Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

  • Ссылка на основную публикацию