На даче – краткое содержание рассказа Катаева

На даче

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали.

Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика. Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру – «в маленьких». Эта игра заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

– Папа, я маленький, да?

– Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

– Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

– Да, да, – поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет.

Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, – осторожный рокот, похожий на полосканье горла.

Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул.

В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать.

Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов. Равнодушное небо – синее, с белыми круглыми облаками – плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения.

Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

– Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки…

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней.

В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

– Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

– Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, – а это наш – четырехмоторный «СССР».

План-конспект урока по рассказу В.П. Катаева “На даче”.

I. Стадия «Вызов».
II. Стадия «Осмысление».
III. Стадия «Размышление» (рефлексия).

  1. Отработать с учащимися приемы новой технологии, способствующие развитию критического мышления (умение соотносить читательские ожидания с развитием сюжета, проведение дискуссии «Совместный поиск », «Перекрестной дискуссии»).
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме уязвимости тех, кто не участвует в вооруженном конфликте, познакомить с понятием «гражданское население».
  3. Расширить представление учащихся о контрасте как способе организации художественного текста.

Оформление урока (на доске)

  • Запись темы.
  • Портрет писателя.
  • Рисунки к теме «На даче» (без предварительного знания содержания рассказа).
  • Эпиграф: «…Не бывает совсем не пострадавших от войны»
  • Рассказ
  • Контраст
  • между названием и проблемой
  • между поведением героев и ситуацией
  • между 2мя эпизодами
  • между описаниями пейзажа и событиями
  • Средства выразительности речи, фигуры речи:
  • Эпитеты.
  • Метафоры, олицетворение.
  • Сравнения.
  • Повторы.
  • Глаголы действия.
  • Эмоцианально-окрашенная, экспрессивная лексика.

1. Вступительное слово учителя, запись темы. В.П. Катаев «На даче».
2. Сообщение о писателе.
3. Стадия «Вызов».

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «дача»? (отдых, тишина, красивая природа)
  • Что можно изобразить на иллюстрации к рассказу с названием «На даче»?
  • Рассмотрим иллюстрацию (комментирует учащаяся, выполнившая работу дома).

Письменное задание.
За 5мин составьте небольшой рассказ по ключевым словам: подмосковская дача, окрестности, сад, звуки, небо, жужжание, родители, дети, игра.

Но сначала вспомним, что такое рассказ, и как он строится.

  • Что лежит в основе рассказа? (действие, событие)
  • Может ли быть в рассказе описание чего-либо? (да, небольшое)
  • Какой рассказ интереснее слушать? (если события происходят быстро)

Вывод. В рассказе нужно написать о том, что произошло на даче.

Чтение нескольких рассказов учащихся.

4. Стадия «Осмысление».

Работа с текстом.

  • Прочитаем небольшой фрагмент рассказа и сравним с нашими предположениями.
  • Что мы узнали?

– Оправдались ли наши предположения? (нет)
– О чем пойдет речь дальше? (о войне)
– Какое ключевое слово я вам не назвала? (воздушная тревога)
– Что нужно обязательно учитывать при составлении рассказа? (историческое время)

Вывод. В рассказе пойдет речь о войне.

Сравним название рассказа и его тему.
– Отражает ли название рассказа его тему? (нет, оно ей противоположно).

Знакомство с термином «контраст» (сообщение учащегося).

Найдите в прочитанном фрагменте пример еще какого-либо контраста. (Между сонными соснами и сиреной)

Внесем коррективы в наши предположения.

  • Что может произойти дальше? Как будут вести себя герои?

Дискуссия «Совместный поиск»
Чтение следующего фрагмента.

– Что совпало с нашими ожиданиями?
– Что показалось вам неожиданным, удивительным в поведении героев во время опасности? (игра)
– Какой прием использует здесь автор? (контраст)

– Давайте, обсудим вопрос о том, нужно ли детей ограждать от ужасов войны?

Задание по группам:

  • 1 гр.- доказать, что нужно защищать детей.
  • 2 гр. – доказать обратное, т.е. опровергнуть утверждение. 3 гр. – сделать вывод о том, кто прав.

Чтение текста Обсуждение.

– Что узнали нового?
– Как развивались события?
– Как вы думаете, можно ли этот эпизод назвать кульминацией? (Нет. С героями ничего страшного не произошло.)
– Почему так подробно описывается бой?
– Какой контраст можно увидеть здесь? (зенитки стреляют – ребенок спит)
– Какие ключевые слова, отражающие военную тематику, встретились в тексте? (Зенитки, разрывы, бой, истребители, шрапнель, бомбардировщики, трассирующие пули)

Чтение следующего отрывка. Обсуждение.

  • Что вам кажется удивительным в словах девочки? (Знает разницу между фугасами и зенитками.)
  • Есть ли контраст в описании природы. (Да, равнодушное небо и срезанные осколками снарядов ветки противопоставлены друг другу.)
  • Как выглядит девочка на фоне разрушений? (Беззащитной).
  • Какую роль играет здесь описание пострадавшей природы?

Чтение следующего эпизода. Обсуждение.

  • Какие события можно назвать кульминацией? Какова развязка рассказа?
  • Как можно доказать текстом, что девочка пережила сильный, незабываемый страх? (Волосы у отца зашевелились на голове)

4. Стадия « Размышление». (Рефлексия)

– Вспомним наши предположения. (Мы ожидали физических страданий, а узнали о психологических страданиях.)

Война может приносить не только физические, но и нравственные страдания.
(В этом заключается идея рассказа.)

– Кто является самым уязвимым на войне?
(Мирные жители – «гражданское население». А среди них – дети.)

– Чтение высказываний и стихотворений на тему: « Дети и война» .

5. Исследовательское «задание»:
– Где еще в тексте встречается контраст?
– Какова роль контраста в произведении?

Контраст является не только одним из приемов, но и способом организации всего текста.
Роль контраста – подчеркнуть беззащитность людей.

– С помощью каких средств выразительности речи передается общая атмосфера в рассказе?
(эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, повторы, глаголы действия, эмоционально – окрашенная лексика)

6.Сообщение об эмоционально – окрашенной лексике.

7. Творческое задание (по группам):

– Выпишите из текста примеры изобразительно-выразительных средств речи и стилистических фигур. Объясните их роль в тексте.

8 Бинарный вопрос. (Да. Нет.)

– Забудут ли дети испытанный ужас?

9. Вывод урока:

Не бывает совсем не пострадавших от войны.

1. Ответить письменно на вопросы (стр. 20-по вариантам.)
2. Выучить определение « контраста».

Катаев Валентин Петрович (1897 – 1986), прозаик. Родился 16 января (29 н.с.) в Одессе в семье учителя.

Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале “Весь мир”. С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917.

Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу. В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит-плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков.

В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах “Гудок”, “Труд”, “Рабочая газета”, не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть “Растратчики”, замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию “Квадратура круга”, тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра.

В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику “Время, вперед!”, ставшую важной вехой в его творчестве.

В 1936 публикует роман “Белеет парус одинокий”; много работает для “Правды”: пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть “Я сын трудового народа”. Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом “Правды” и “Красной звезды”, где печатались его очерки с фронта. В этот период были написаны рассказы “Третий танк”, “Флаг”, повести “Жена”, “Сын полка”, пьесы “Отчий дом”, “Синий платочек”.

В 1949 вышел роман “За власть Советов”. В 1955 был создан журнал “Юность”, главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман “Хуторок в степи”.

В 1960-е написаны “Трава забвения”, “Святой колодец”, “Кубик”. В 1978 – “Алмазный мой венец”, в 1980 – “Уже написан Вертер”. Умер В.Катаев в 1986 в Москве.

Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная

тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали. Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика.

Читайте также:  Будьте готовы, Ваше высочество – краткое содержание повести Кассиля

Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру – “в маленьких”. Эта игра

заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

– Папа, я маленький, да?

– Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

– Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

– Да, да, – поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет. Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных

истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, – осторожный рокот, похожий на полосканье горла. Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул. В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать. Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов.

Равнодушное небо – синее, с белыми круглыми облаками – плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения. Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

– Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки.

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней. В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

– Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

– Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, – а это наш -четырехмоторный “СССР”.

На даче – краткое содержание рассказа Катаева

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали.

Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика. Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру – “в маленьких”. Эта игра заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

– Папа, я маленький, да?

– Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

– Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

– Да, да, – поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет.

Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, – осторожный рокот, похожий на полосканье горла.

Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул.

В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать.

Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов. Равнодушное небо – синее, с белыми круглыми облаками – плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения.

Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

– Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки.

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней.

В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

– Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

– Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, – а это наш четырехмоторный “СССР”.

На даче

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали.

— Папа, я маленький, да?

— Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

— Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

— Да, да, — поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет.

Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, — осторожный рокот, похожий на полосканье горла.

Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул.

В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать.

Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов. Равнодушное небо — синее, с белыми круглыми облаками — плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения.

Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

— Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки…

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней.

В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

Читайте также:  Цветик-семицветик - краткое содержание сказки Катаева

— Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

— Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, — а это наш — четырехмоторный «СССР».

Возможно, вам будут интересны и следующие сказки:

Моя жизнь Рассказ провинциала I Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему.

Казка про козла и барана Був собі чоловік та жінка; мали вони козла й барана. — Ох, жінко! — каже чоловік. — Проженемо ми цього барана і козла, а то.

Корова и козел У старухи были корова и козел. Корова и козел вместе ходили в стадо. Корова все ворочалась, когда ее доили. Старуха вынесла хлеба с солью, дала.

Дуэль I Было восемь часов утра — время, когда офицеры, чиновники и приезжие обыкновенно после жаркой, душной ночи купались в море и потом шли в павильон.

У старого рудника Из пяти заводов б. Сысертского горного округа Полевской был единственным, где мне не приходилось жить и даже бывать до одиннадцатилетнего возраста. Однако об этом заводе.

В овраге I Село Уклеево лежало в овраге, так что с шоссе и со станции железной дороги видны были только колокольня и трубы ситценабивных фабрик. Когда прохожие.

Тимур и его команда Вот уже три месяца, как командир броне дивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте. В середине лета он прислал телеграмму, в.

Приключения Саида Во времена Гаруна аль-Рашида, повелителя Багдада, в Бальсоре жил один человек по имени Бенезар. Средств у него было как раз столько, чтобы можно было существовать.

На даче выключили свет На даче выключили свет, И, как нарочно, свечек нет! На ощупь сели мы за стол, И разговор отец завел — Как были улицы темны Давно.

Дева льдов I. РУДИ Заглянем-ка в Швейцарию, в эту дивную горную страну, где по отвесным, как стены, скалам растут темные сосновые леса. Взберемся на ослепительные снежные склоны.

Ундина Вступление Бывали дни восторженных видений; Моя душа поэзией цвела; Ко мне летал с вестями чудный гений; Природа вся мне песнию была. Оно прошло, то время.

Адельстан День багрянил, померкая, ‎Скат лесистых берегов; Ре́ин, в зареве сияя, ‎Пышен тек между холмов. Он летучей влагой пены ‎Замок Аллен орошал; Терема́ зубчаты стены ‎Он.

Все по порядку Есть у Алеши, У Иванова, Очень хорошие Кубики новые! Коль не спешить И подумать немножко. Можно сложить Полосатую кошку. Девочку с Мишкой, Кораблик с матросом.

Рустем и Зораб Книга первая РУСТЕМ НА ОХОТЕ I Из книги царственной Ирана Я повесть выпишу для вас О подвигах Рустема и Зораба. Заря едва на небе занялася.

Чайка Комедия в четырех действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева, актриса. Константин Гаврилович Треплев, ее сын, молодой человек. Петр Николаевич Сорин, ее брат.

Крылатые шлемы 1. Центурион тридцатого После уроков Дана оставили учить латинский язык, и Юна отправилась к опушке дальнего леса одна. Там в дупле старого березового пня была.

На дюнах Рассказ пойдет о ютландских дюнах, но начинается он не там, а далеко, далеко на юге, в Испании: море ведь соединяет все страны, перенесись же мыслью.

Стинфольская пещера (Шотландское предание) На одном из скалистых островов в Шотландии много лет тому назад жили в счастливом согласии два рыбака. Оба были неженаты, не имели даже никаких родственников.

Руслан и Людмила У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом;.

Нашествие джунглей Если вы читали рассказы первой Книги Джунглей, вы помните, как, прикрепив шкуру Шер Хана к Скале Совета, Маугли сказал уцелевшим волкам сионийской стаи, что с.

Вишневый сад Комедия в четырех действиях Действующие лица: Раневская Любовь Андреевна, помещица. Аня, ее дочь, 17 лет. Варя, ее приемная дочь, 24 лет. Гаев Леонид Андреевич, брат.

Калоши счастья 1. Начало Дело было в Копенгагене, на Восточной улице, недалеко от Новой королевской площади. В одном доме собралось большое общество — иногда ведь приходится все-таки.

Палата номер 6 I В больничном дворе стоит небольшой флигель, окруженный целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли. Крыша на нем ржавая, труба наполовину обвалилась, ступеньки у крыльца.

Клаказа-Уакогингкуайо Был один вождь; он породил дитя; звалось оно име- нем, звали его Клаказа-Уакогингкуайо. Было оно названо так, ибо, когда выходило войско, оно бряцало оружием, поэтому.

Дочь болотного царя Много сказок рассказывают аисты своим птенцам — все про болота да про трясины. Сказки, конечно, приноравливаются к возрасту и понятиям птенцов. Малышам довольно сказать “крибле.

Именины I После именинного обеда, с его восемью блюдами и бесконечными разговорами, жена именинника Ольга Михайловна пошла в сад. Обязанность непрерывно улыбаться и говорить, звон посуды.

Квикверн — Он открыл глаза, смотри. — Положи его обратно в мех. Это будет сильная собака. Когда ему пойдет четвертый месяц, мы его назовем. — В.

Живописец и Колдун Жил на свете рыцарь, его высочество герцог Карнелли. Был он знатен и богат, силен и красив, удачлив в любви и непобедим в бою. Имя герцога.

Мужики I Лакей при московской гостинице «Славянский базар», Николай Чикильдеев, заболел. У него онемели ноги и изменилась походка, так что однажды, идя по коридору, он споткнулся.

Попрыгунья I На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые. — Посмотрите на него: не правда ли, в нем что-то есть? —.

Дама с собачкой I Говорили, что на набережной появилось повое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал.

Бой Ильи Муромца с Жидовином Под славным городом под Киевом, На тех на степях на Цыцарскиих, Стояла застава богатырская; На заставе атаман был Илья Муромец, Податаманье был Добрыня Никитич млад;.

Нож и белые скалы Дети на целый месяц отправились к морю и поселились там в деревне, стоявшей на голых, открытых ветрам Меловых Скалах [*80], в добрых тридцати милях от.

Холодное железо Решив отправиться погулять до завтрака, Дан и Юна совсем не думали о том, что наступил иванов день. Они хотели всего лишь посмотреть на выдру, которая.

Песочный Человек НАТАНАЭЛЬ — ЛОТАРУ Вы, верно, все теперь в ужасном беспокойстве, что я так долго-долго не писал. Матушка, конечно, сердится, а Клара, пожалуй, думает, что я.

Маугли В Сионийских горах наступил очень жаркий вечер. Отец Волк проснулся после дневного отдыха, зевнул, почесался и одну за другой вытянул свои передние лапы, чтобы прогнать.

Янтарный кораблик 1. ЗАВЕЩАНИЕ НИЩЕГО Жил в большом портовом городе вдовый купец. Был у него единственный сын, мальчик лет десяти по имени Вилли. Как-то раз купец оставил.

Рассказ о двух везирях и Анис аль-Джалис (ночи 34-38) Дошло до меня, о счастливый царь, — сказала Шахразада, — что был в Басре царь из Царей, который любил бедняков и нищих и был благосклонен.

Снежная королева История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках. Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот.

Рыбак и его душа Каждый вечер выходил молодой Рыбак на ловлю и забрасывал в море сети. Когда ветер был береговой, у Рыбака ничего не ловилось или ловилось, но мало.

На даче

Перед рассветом мы проснулись от знакомого звука. Мы прислушались. Окно было тщательно заделано темным одеялом. Для того чтобы лучше слышать, я потушил лампочку, отогнул край одеяла и посмотрел на щель. Зрение помогло слуху. Я увидел сонные сосны подмосковной дачи. В сером небе дрожал розовый Марс. Звук, разбудивший нас, определился. Не могло быть сомнений: воздушная тревога. Хроматическая гамма сирены, настойчивая и угрожающая. Теперь к ней присоединился непрерывный крик паровоза на ближайшей станции. Раздались гудки фабрики. Окрестности кричали.

Мы быстро оделись и побежали к детям. Жена взяла девочку, а я мальчика. Мы завернули их в одеяла и спустились вниз по лестнице, освещенной синей лампочкой. Мы спускались торопливо, но осторожно. Я чувствовал сквозь одеяло теплоту спящего ребенка. Вдруг он проснулся и посмотрел на меня глазками, свежо и весело блеснувшими при свете синей лампочки. Он ничего не понимал. Он думал, что я с ним играю в его любимую игру – «в маленьких». Эта игра заключалась в том, что я брал его на руки и качал, как грудного, в то время как это был уже вполне сознательный трехлетний человек, с довольно большим запасом слов и твердой походкой. Ему нравилось чувствовать себя грудным.

– Папа, я маленький, да?

– Да. Ты совсем крошечный. Ты еще не умеешь говорить, ходить и есть с ложки. Ты еще сосешь соску.

Это его безумно смешило, и он улыбался нежной и томной улыбкой, именно так, как, по его понятию, должен был улыбаться грудной младенец.

Теперь, когда мы спускались по лестнице, он проснулся. Ему пришло в голову, что я нарочно вынул его ночью из постели, чтобы поиграть.

Он сказал, хватая меня руками за щеки:

– Папа, я маленький? Да? Я еще сосу соску?

– Да, да, – поспешно сказал я, прислушиваясь к отдаленным взрывам.

Девочка Женя сидела на руках у жены и смотрела понимающими глазами. Она была старшая. Ей было пять лет.

Мы принесли детей в темную столовую и положили их на диван. Жена закрывала их руками, как наседка закрывает своих цыплят крыльями.

Вокруг стреляли зенитки. Сотни зениток. Дача тряслась. В небе бегали розовые звезды разрывов. Среди них был неподвижен только Марс. Осколки сыпались, свистя и сбивая ветки. Осколки стучали по крыше. Лучи прожекторов метались среди сосен, как пальцы слепого, щупающие темное лицо убийцы. На безумной высоте шел воздушный бой. И среди стремительного жужжания ночных истребителей, среди хлопанья шрапнелей, среди фейерверка трассирующих пуль ухо напряженно ловило характерный, зловещий звук немецкого бомбардировщика, пробирающегося к Москве, – осторожный рокот, похожий на полосканье горла.

Мальчик, видя, что с ним не играют, заснул.

В течение нескольких часов, пока продолжалась воздушная тревога, девочка смотрела немигающими глазами то на меня, то на мать.

Потом заснула и она.

А днем я сидел у открытого окна и смотрел в сад. Дорожки были усыпаны срезанными ветками. Среди них валялись зубчатые осколки снарядов. Равнодушное небо – синее, с белыми круглыми облаками – плыло над лесом, отсыпающимся после ночного потрясения.

Тогда я увидел свою девочку. Она шла по дорожке, по сбитым веткам и по зубчатым осколкам, бережно неся в руках большую обезьяну, тщательно одетую в пальто и валенки Павлика, о головой, закутанной в нянькин платок. Она была матерью, обезьяна была ее любимым сыном. Она нежно говорила вполголоса, нежно укачивала сына:

– Ничего, сынка, не бойся. Тебя не убьют. Тебя, может быть, ранят осколком. Спи спокойно. Это не фугаски, это зенитки…

Вдруг над самой крышей раздался оглушительный шум моторов.

Девочка посмотрела вверх. Лицо ее исказилось ужасом. Оно застыло в страшной гримасе. Оно стало как маска. Уши страшно покраснели. Она выронила из рук обезьяну и закричала взрослым голосом, от которого волосы зашевелились у меня на голове.

Я выскочил в окно и бросился к ней.

В этот же миг очень низко, почти задевая трубы, обдавая грохотом моторов и горячим ветром, над нами пролетела машина, в четыре раза большая, чем наша дача. Это был наш транспортный самолет.

Я присел перед девочкой на корточки и обнял ее, успокаивая:

– Ах ты, моя глупенькая, ах ты, моя маленькая, не бойся!

Но она уже была совершенно спокойна. Она с любопытством следила своими светлыми, немного зелеными глазами простого котенка за удаляющимся самолетом.

Наконец она сказала:

– Я уже не боюсь, папочка. Я думала, что это едет война, – а это наш – четырехмоторный «СССР».

Читайте также:  Будьте готовы, Ваше высочество - краткое содержание повести Кассиля

Понравилось произведение? Поделись с другом в соцсетях: Просмотров: 162

  • Музыка
  • На яхте

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

суббота, 24 марта 2018 г.

“Дудочка и кувшинчик”

Сказка В. Катаева “Дудочка и кувшинчик”

Жанр авторская волшебная сказка

Главные герои сказки “Дудочка и кувшинчик” и их характеристики

  1. Женя, девочка, которой было лень нагибаться и собирать ягодки под листочками. Женя была ленивой и безответственной, но в конец сказки исправляется.
  2. Боровик, старик, начальник над грибами и ягодами. Умный и хитрый, дал девочке хороший урок трудолюбия.
  3. Родители Жени, умные и практичные, радуются успехам дочери.

План пересказа сказки “Дудочка и кувшинчик”

  1. Женя идет в лес
  2. Пустая поляна
  3. Совет папы
  4. Долгие сборы ягоды
  5. Поиск другой поляны
  6. Старичок-боровичок
  7. Волшебная дудочка
  8. Море ягод
  9. Кувшинчик
  10. Ягод нет
  11. Лентяйка
  12. Полный кувшинчик

Кратчайшее содержание сказки “Дудочка и кувшинчик” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Женя с родителями идет в лес за ягодой
  2. Ягодки прячутся под листочками и Женя не хочет их собирать
  3. Она встречает Боровика, который дает девочке дудочку, но забирает кувшинчик
  4. Женя играет на дудочке и ягодки показываются, но пока она ходит за кувшинчиком, ягоды снова прячутся
  5. Боровик не хочет давать сразу и дудочку и кувшинчик, а еще обзывает девочку лентяйкой
  6. Женя сама собирает кувшинчик и ее хвалят.

Главная мысль сказки “Дудочка и кувшинчик”
Любое дело можно сделать быстро, если не лениться.

Чему учит сказка “Дудочка и кувшинчик”
Сказка эта учит нас не ждать милостей и чудес, а самим выполнять порученную нам работу. Учит упорству и трудолюбию.

Отзыв на сказку “Дудочка и кувшинчик”
Сказка мне очень понравилась, хотя я бы не отказалась получить такую волшебную дудочку – если не кувшинчик собрала бы, то хоть наелась. Но в сказке девочка Женя понимает, что все хорошее достается тяжелым трудом, и что нельзя надеяться на то, что твою работу кто-то сделает за тебя, а тебе достанутся только ягодки.

Признаки волшебной сказки в сказке “Дудочка и кувшинчик”

  1. Волшебный помощник – дудочка
  2. Волшебное существо – старичок-боровичок.

Пословицы к сказке “Дудочка и кувшинчик”
Без труда не вынешь рыбки из пруда.
Глаза страшатся, а руки делают

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Дудочка и кувшинчик”
Пошла девочка Женя со своими родителями и братом за ягодами. Дала ей мама кувшинчик и самую лучшую полянку. Пошла Женя по полянке, ягод совсем не видит.
Вернулась к родителям. Смотрит у них уже много ягод и даже у брата Павлика две ягодки собраны.
Пожаловалась Женя на полянку, а папа ей посоветовал нагибаться и ягодки под листьями искать.
Пошла Женя обратно, села на корточки, листья приподняла – вот они ягодки. Собирала, собирала, смотрит в кувшинчике четыре ягодки. Опять собирать начала, смотрит – в кувшине восемь ягодок.
Пошла Женя другую полянку искать, где ягодки сверху растут. Устала, села на пенек, а тут из-под земли старичок с бородой появился, представился Боровиком, начальником над грибами и ягодами.
Пожаловалась Женя ему на ягоды, а Боровик ей дудочку волшебную дал, которая если играет, то все ягодки из-под листьев выглядывают. Только попросил в обмен кувшинчик ему оставить.
Обрадовалась Женя, отдала кувшинчик, побежала на полянку и давай на дудочке играть. Ягод показалось – видимо-невидимо, а собирать не в что.
Вернулась Женя за кувшинчиком, отдала старичку дудочку, бежит на полянку, а ягодки спрятались.
Опять идет Женя к Боровику. Просит и дудочку, и кувшинчик отдать, а тот ни в какую. Сказала тогда Женя, что ей лень под листочки заглядывать, а Боровик и рассердился. Лентяйкой обозвал и под землю спрятался.
Пришлось Жене возвращаться на полянку и собирать ягодки как все. И ведь набрала она полный кувшинчик, за что родители ее похвалили.

Рисунки и иллюстрации к сказке “Дудочка и кувшинчик”

«Дудочка и кувшинчик» – краткое содержание сказки В.П. Катаева

История создания

Сказка Валентина Катаева интересна тем, что в ней много волшебных персонажей, которые гармонично вписываются в бытовой сюжет. Известно, что произведение «Дудочка и кувшинчик», краткое содержание которого будет изучаться детьми младшего школьного возраста, было написано в 1940 году. Но её содержание, проблемы и темы, которые затрагивает автор, актуальны и в наше время.

Это катаевское литературное сочинение изучается школьниками на уроках внеклассного чтения и ребята вместе с учителем стараются дать характеристику каждому персонажу, а также выяснить, чему учит сказка «Дудочка и кувшинчик».

Характеристика главных героев

Сюжет известной и всеми любимой сказки учит ребят быть трудолюбивыми и воспитанными. Так, в этом рассказе героев немного:

  1. Женя.
  2. Родители девочки и её брат.
  3. Лесной старичок Боровик.

В начале сказки читатель видит ленивую девочку Женю, которая постепенно поняла, что нужно обязательно трудиться, чтобы вырасти хорошим человеком. И в этом помогают ей всё вокруг: и замечательные, любящие родители, и начальник над всеми лесными ягодами и грибами Боровик, который оказывается хитрым, ловким и очень умным.

Краткий сюжет

Однажды Женя и её родители отправились в лес, чтобы собрать ягод. Взяли с собой и младшего брата девочки. Мама дала Жене кувшинчик и нашла полянку, которая была усеяна прекрасными и спелыми ягодами. Но героиня прошлась по полянке и не увидела ни одной ягодки. Она даже пожаловалась родителям, что на её полянке ничего нет, а папа посоветовал дочке не просто ходить, а нагибаться пониже, так как все ягодки прячутся под листьями.

Когда Женя вернулась на полянку, присела и стала приподнимать листья, то увидела, что и действительно ягод было очень много. Девочка стала их собирать, но вскоре она устала и стала искать другую ягодную полянку. Жене хотелось найти такую лужайку, чтобы ягоды бы сами сверху росли. Но ничего она не могла найти, а вскоре устала и просто присела на пенёк.

Встреча с лесным старичком

Вдруг перед героиней появился старичок Боровичок. У него была огромная борода и грибная шляпка. Это был начальник над всеми грибами и ягодами. Он слышал все жалобы девочки и предложил ей волшебную дудочку. Если сыграть на этом музыкальном инструменте, то сразу же все ягодки выглянут из-за листьев и их легко будет собирать. Но он не захотел отдать девочке дудочку просто так и предложил её обменять на кувшинчик.

Женя не задумываясь отдала Боровику кувшин и, взяв дудочку, стала играть. Сразу вокруг стало так много ягод, что даже ступить некуда было. Но вот только беда: собирать их было некуда. Тогда девочка опять обратилась к Боровику, чтобы обменять дудочку на кувшин. Грибной старичок согласился, но когда Женя вернулась на ягодную полянку, то опять всё было лишь только зелёным от листьев. Ягоды все спрятались. Героиня снова отправилась к Боровику и попросила, чтобы он оставил ей не только кувшин, но дал дудочку. Но тот отказался так поступить, назвав девочку ленивой. А затем он просто спрятался под землёй.

Ничего не осталось девочке, как опять вернуться на полянку, заглядывать под каждый кустик и собирать ягоды. Её кувшин быстро наполнился, а родители за трудолюбие даже похвалили.

Художественные особенности

Сказка написана Катаевым необыкновенным языком, который завлекает читателя своей напевностью и мелодичностью уже с первых строк. В тексте часто встречаются афоризмы, которые автор не только сам придумывает, но ещё и повторяет по несколько раз. Поэтому и читать эту сказку интересно. Обычно читатель сразу запоминает правило по ягодному сбору о том, что нужно одну ягодку брать, на другую смотреть, третью замечать, а четвёртая начинает уже мерещиться.

Как показывает анализ, такой приём используется обычно в русских народных сказках, но и в этой авторской сказке он непросто находится на своём месте, но помогает создать общее необычное и фантастическое впечатление о сказки волшебно-бытового жанра. Все книги, изданные с текстом этого произведения, всегда содержат много красочных картинок, которые позволяют ребятам не только читать, но ещё и наглядно себе представить происходящее.

План для пересказа

При изучении произведения Валентина Катаева учитель на уроке не только задаёт вопросы, но и просит дать характеристику главных героев «Дудочки и кувшинчика». Для ответа часто бывает нужен пересказ или какого-то отдельного эпизода, или даже всей сказки. Поэтому можно воспользоваться таким планом:

  1. Поход в лес.
  2. Ягод не видно.
  3. Папин совет.
  4. Знакомство со старичком Боровичком.
  5. Волшебная дудочка.
  6. Сложный выбор: дудочка или кувшинчик.
  7. Рассерженный Боровик.
  8. Трудолюбивая девочка.

Ученики могут к уроку внеклассного чтения, где будет изучаться такая интересная сказка, подготовить и свои рисунки. Ведь именно по школьным иллюстрациям можно определить и то, насколько дети поняли тему всего произведения и его основную мысль.

Конспект для читательского дневника

В процессе чтения и изучения катаевской сказки ученики заносят в свой дневник для чтения название, автора и основных героев. Можно поместить в него либо понравившийся эпизод, либо же составить план краткого содержания:

  • Семейный поход в лес.
  • Ягоды спрятались под листья, а героиня не желает нагибаться, чтобы их собирать.
  • Встреча с Боровиком и его неожиданное предложение: поменять кувшин на дудочку.
  • Игра на дудочке даёт возможность ягодкам выбраться из листьев, но собирать их некуда.
  • Когда у девочки снова оказывается кувшин, то нет дудочки, а без её музыки ягодки прячутся.

Так же нельзя, ведь ягоды сами не могут запрыгивать в кувшин, несложно и листочки поднять.

Всем нравятся, когда родители хвалят. А уж от Жени много-то и требовалось. Не понимаю, почему сразу не стала собирать. Ведь тогда смогла бы ещё больше набрать ягод.

Обычно сказку Катаева «Дудочка и кувшинчик» записывают в читательский дневник в первом классе, когда дети ещё верят в волшебство. Несмотря на то что сюжет прост и незамысловат, волшебные элементы заинтересовывают ребят. Скорее всего, многие ученики ходили вместе со своей семьёй в лес, чтобы собрать грибов или ягод, но вот волшебного Боровика им не приходилось встречать, поэтому им становится так интересно читать и слушать.

Школьники сами приходят к выводу о том, что результат можно получить, если не сидеть и не ждать чего-то готового, а следует трудиться. Постепенно меняется в произведении и поведение главной героини, которая вначале ничего не хотела делать, ленилась, но после встречи с лесным царём грибов и ягод поняла, что труд тогда результативен, когда приносит радость. То, что родители похвалили девочку, показывает, что она была этого достойна, и ей было приятно.

Рассказ Валентина Петровича учит прежде всего трудолюбию. На уроке с детьми учитель может вспомнить и другие сказки, которые посвящены этой теме. Также о труде есть много пословиц и поговорок, которые также можно записать в читательский дневник или в тетрадь по литературе.

На таком уроке будет уместна и беседа с детьми о бережном отношении к окружающему миру, о том, что нужно заботиться о растениях животных.

Анализ сказки

Главная мысль катаевского произведения заключается в том, что любое дело можно сделать хорошо и быстро, если человек не будет лениться. Главная героиня поняла, что как бы она не отказывалась работать, всё равно ей придётся собирать ягоды, ведь никто за неё этого не сделает. Нужно просто быть трудолюбивой и тогда всего можно достигнуть.

И девочку хорошо проучил лесной старичок, показав, что ягоды есть, а просто сама Женя не желала нагибаться, чтобы их увидеть. Благодаря ему девочка поняла, что чудес не бывает, а каждый сам должен создавать их. Не зря же русский народ придумал такие пословицы, в которых говорится о том, что без труда никто не сможет вытащить рыбку из пруда или о том, что когда видишь работу, глазам страшно становятся, но руки при этом делают.

Известно, что в 1950 году режиссёром Виктором Громовым был создан одноимённый мультипликационный фильм по сказке Валентина Катаева. Советские мультипликаторы сделали его не только красочным, привлекательным, но и музыкальным, поэтому дети с удовольствием его смотрят. И если на уроке позволяет время, то его в заключение можно будет показать ребятам. Обычно школьники его смотрят с большим удовольствием.

Ссылка на основную публикацию