Сочинение на тему Истинная честь не может терпеть неправду

Итоговое сочинение “Честь и бесчестие” 11 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Честь и бесчестие»

Щербакова Е.В. МАОУ СОШ № 2 Г. Реж Честь и бесчестие

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным

принципам или идти путём предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных качеств человеческой личности: от верности нравственным

правилам и различных форм компромисса с совестью – вплоть до глубокого морального падения личности.

Честь — это бриллиант на руке у добродетели.

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.

Федор Михайлович Достоевский

Честь — вот истинная красота!

Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.

Истинная честь не может терпеть неправду.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Петр Гринев, Алексей Швабрин, Емельян Пугачев

А.С. Пушкин часто обращался к теме чести и бесчестия в своем творчестве. В произведении «Капитанская дочка» эта тема станет центральной. На это указывает и эпиграф произведения: «Береги честь смолоду». Да и отец главного героя дает наставления сыну не добиваться каких-то чинов, а служить честно, не угождать начальству, а беречь честь дворянина. Петр Андреевич Гринев присягает государыне и Отечеству, он готов отдать свою жизнь за императрицу. Герой оказывается в центре страшных событий – бунта Пугачева. Петр Андреевич отказывается присягать лжегосударю во имя спасения собственной жизни.

В произведении есть и другой герой –Алексей Иванович Швабрин, который забыл про свою дворянскую честь и перешел на сторону Емельяна Пугачева. Но уважения у Пугачева этим не заслужить.

Пушкин показывает, что даже Пугачев понимает, что человек, предавший единожды, может совершить предательство и во второй, и в третий раз.

Не чуждо понятие чести и самому Емельяну Пугачеву. Он способен оценить чужое благородство и чужую честь, да и сам верен своему слову.

Д.С.Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной . Но представления о чести бывают совершенно ложными и наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло …понятие дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами …

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Дмитрий Михайлович Карбышев

Дмитрий Михайлович Карбышев (1880-1945) -учёный-инженер, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, Герой Советского Союза.

Дмитрий Михайлович Карбышев

8 августа 1941 года генерал-лейтенант

Карбышев был тяжело контужен в бою у реки

Днепр, и в бессознательном состоянии попал

в плен. В нацистском концентрационном

лагере Д.М. Карбышева безуспешно

склоняли к измене Отечеству.

Карбышев предпочел погибнуть

«Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая

находится в состоянии войны с моей Родиной».

Вопреки славе великого полководца,

выходящего победителем из сражений,

Наполеон дважды предавал свою армию,

бросив её в Египте и на Березине.

«Если желаете добиться успеха в этом мире, то обещайте всё и не выполняйте ничего».

«Вместо плети я управлял честью».

«Вернейший способ сдержать слово – не давать его».

Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) – поэтесса, переводчица, литературовед.

После революции Анна Ахматова оказалась

перед выбором: остаться в разрушенной и

голодной России или эмигрировать в благополучную Европу. Многие из знакомых Анны Андреевны покинули Россию, спасаясь от предстоящих репрессий. У Анны Андреевны тоже была такая возможность, но

поэтесса отказалась от нее, хотя предполагала, что жизнь в России будет крайне тяжелой. Вплоть до массовых репрессий знакомые неоднократно предлагали Ахматовой эмигрировать, но она каждый раз отказывалась.

«Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам».

«Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был».

(А.А. Ахматова, «Реквием»)

Примерные темы сочинений

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Может ли честь противостоять бесчестию?

Береги честь смолоду… (пословица)

Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

Откуда берутся бесчестные люди?

Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

Есть ли право на бесчестье?

Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

Комедия “Недоросль” как аргумент к экзаменационному сочинению по теме “Честь и бесчестие”.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Данный материал можно использовать при подготовке как урока литературы, так и урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация “Тема чести и бесчестия в комедии “Недоросль”144.14 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Д. И. Фонвизин « НЕДОРОСЛЬ » как аргумент к сочинению (направление «Честь и бесчестие»

Честь и бесчестие Честь — это награда, присуждаемая за добродетель Аристотель Истинная честь не может терпеть неправду Филдинг Я всякую беду согласен перенесть , Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь Корнель Пьер Бесчестный человек готов на бесчестное дело Пословица Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды Платон

Списать, дополнить … Честь – это совокупность высших моральных качеств, принципов (добродетелей): уважение к людям, ……? Бесчестие – это совокупность безнравственных качеств, принципов (пороков): – идти на компромисс со своей совестью, -……?

Порок и добродетель должны быть представлены наглядно, и добродетель должна, конечно, восторжествовать . злонравие скотоподобие невежество лицемерие честность совесть прямота благородство

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (дополните второй слайд) Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности . Они выдвигают прямо противоположные « Простаковым » всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве. В их речах вскрывается произвол правительства, порождающий в России людей, недостойных быть людьми, дворян, недостойных быть дворянами

Стародум При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные. В большом свете водятся премелкие души. Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права. Тщетно звать врача к больным неисцельно : тут врач не пособит, разве сам заразится.

Стародум (резонер) Угнетать рабством себе подобных беззаконно ( прокомментируйте афоризм) Невежда без души — зверь ( дайте определение «невежда») Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время Начинаются чины — перестаёт искренность. Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается. Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло Просвещение возвышает одну добродетельную душу Вывод: Вначале нужно воспитывать …., позаботиться о …., а потом — об ….. Слова для справок : душа, ум, добродетель

Разное «богатство»… Наличные деньги — не наличные достоинства. Глупому сыну не в помощь богатство. Золотой болван — всё болван . Простакова с гордостью вспоминает отца, умевшего взятками нажить состояние, и, не стесняясь, поучает сына: “Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”. Стародум говорит:“Богач. тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного”.

САМЫЙ НИЧТОЖНЫЙ ГЕРОЙ КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» .

Самый ничтожный герой комедии (финал комедии) Митрофан не только невежда и “маменькин сынок”. Он хитёр , знает, как подольститься к матери (рассказ о сне). Бессердечие — вот его самая страшная черта. “Невежда без души — зверь”, — говорит Фонвизин. Митрофанушка-неуч смешон, но отталкивающий мать — страшен.

Воспитание, которое даёт Простакова сыну, убивает в нём душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём не задумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станет хозяином имения и будет так же, как его матушка, помыкать своими близкими и бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных.

Невежество + бессердечие =«достойный плод» Простакова обращается за сочувствием к сыну. Митрофанушка грубо отталкивает её: “Да отвяжись, матушка! Как навязалась Горестный вопль Простаковой : “Нет у меня сына!” Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: “Вот злонравия достойные плоды!”

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова или словосочетания Зачастую (так устроена наша жизнь) человек стоит перед …. совершить бесчестный …. т.е. идти путем ……, ……., лицемерия или сохранить … и достоинство и быть верным голосу…. следовать ….. п ринципам. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности ……правилам до различных форм компромисса с …. вплоть до глубокого ….. падения …… ….. человек чувствует себя свободным. Его душа свободна от …. и открыта для …… Слова для справок : совесть, нравственные, добродетель, моральные, поступок, порок, личность, честь, предательство, ложь, выбор, падение

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают ( Демокрит ) …человек идет на сделку с …Однако эта …, прикрывающая до определенного момента его темные…., может закончиться очень… Для доказательства своих мыслей предлагаю обратиться к художественной литературе. Слова для справок : дело, совесть и другие

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самой важной и сложной частью сочинения ЕГЭ по русскому языку является аргументация собственного мнения по выделенной проблеме. Аргументы должны работать на тезис, а не противоречить ему.

В данном материале содержится тематика аргументов к сочинению на ЕГЭ с примерами текстов.

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.

В данном документе можно найти полезную информацию для написания сочинений по текстам ЕГЭ, посвящённым теме войны.

перечень проблем и аргументы.

Выпускное сочинение по литературе выявляет общий уровень речевой культуры выпускника школы, его начитанность, умение рассуждать, умение подобрать такой литературный материал для аргументации, который .

В данной работе представлены все виды аргументов по направлению “Честь и бесчестие”.

Итоговое сочинение – Честь и бесчестие

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Примеры написания сочинений по литературе по направлению “Честь и бесчестие”. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется. Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

  • Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.
    В. Г. Белинский
  • Честь — это желание снискать почести; соблюдать свою честь — это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.
    Ф. Вольтер
  • Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.
    Б. Паскаль
  • Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
    А. П. Чехов
  • Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
    А. Шопенгауэр

  • Сочинение на тему «Честь и бесчестие»

    Честь, достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – вот основные показатели действительно стойкого и сильного, волевого человека. Он уверен в себе, имеет собственное мнение и не боится его высказать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его трудно, а то и невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, это личность. Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

    Обратимся к рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». В нём показана история простого русского солдата, даже имя его распространено – Андрей Соколов. Этим автор даёт понять, что герой рассказа – самый обычный человек, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны. История Андрея Соколова типична, но сколько же лишений и испытаний ему пришлось пережить! Однако он с честью и стойкостью перенёс все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обыкновенный русский человек, именно этим показывая, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера. Вспомним поведение Андрея в немецком плену. Когда немцы, желая развлечься, заставили измученного и голодного пленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда. Тогда немцы налили ему второй стакан, и, выпив его, он так же ответил, несмотря на мучивший голод. И после третьего стакана Андрей отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». С этими словами немец дал Андрею хлеба и сала. И эти угощения тот разделил поровну со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.

    Вспомним повесть Василия Быкова «Журавлиный крик». Самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Однако враги не знали этого и готовились нанести удар, собирая лучшие силы. Глечик понимал, что смерть неизбежна, однако он ни на секунду не допустил мысли о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – вот, что нельзя убить. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет. Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в таком аду, как война, но жить! И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул вверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.

    Приведённые аргументы красноречиво подтверждают постулат, заявленный в нашей теме – даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

    «Честь и бесчестие» сочинение

    В понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

    Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

    В наше время кажется уже, что понятия “честь и достоинства” устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. ” Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России”, – говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести “Капитанская дочка”: “Береги честь смолоду”. Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.

    «Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», – как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

    Всего: 302 слова

    Сочинение на тему «Что такое честь?» (По Д. Гранину)

    В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

    В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.
    По-моему, с мнением автора нельзя не согласиться. Ведь не могут исчезнуть люди, которые пойдут на отчаянные поступки ради сохранения чести близких.
    А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

    Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

    В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

    Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

    Но, пока жив человек, жива и честь.

    Сочинение «Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина»

    Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя : Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

    Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

    По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

    Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

    Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

    Сочинение «О чести»

    Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

    Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

    В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

    Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

    Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

    Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.

    Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.

    Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.

    Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.

    Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

    Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

    Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

    Литература в 11 классе

    Честь и бесчестье

    20 комментариев:

    1.Вопрос чести и совести затрагивал людей разных веков. Я считаю, что и в наше время данная проблема актуальна. Тема чести и бесчестья рассматривается долгими годами. Следовательно, и в современном мире вопрос о затрагиваемой проблеме спорный, а значит уместный.
    2. Пословица из повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка” стала злободневной темой, над которой размышляют известные писатели многих эпох. По моему мнению, честь стоит беречь в любом возрасте, будь ты молод или стар. Приняв неверное решение в юности, которое может привести к позору и обесчестить как себя, так и свою семью, можно изменить своё будущее в плохую сторону. Ради того, чтобы избежать эту ошибку, Пушкин своей пословицей призывает к обдумыванию своих действий и последствий после совершенного.

    Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
    Проблемы чести и совести – вечны. Общество всегда сталкивается нравственным выбором. «Почему так?» – зададитесь вопросом Вы. Ответ прост, пока будет жить человечество, будут жить счастье и горести, преданность и предательство, честь и бесчестие…
    Долг каждого поколения, сделать все, чтобы оставить предкам чистый мир. Мир без лжи, предательства, ненависти, злобы. Мир, где каждый поступает по чести и совести. Именно к такой истине всегда стремились люди из века в век. Современное общество переняло эстафету. Сегодня будущее за нами. Каким оно будет завтра, зависит только от нас…
    «Береги честь смолоду…»
    Честь – это правдивость, моральные качества, чувство гордости за свои действия. Беречь честь, значит, беречь достоинство, свой человеческий облик. Одна ошибка. Все. Твоя душа не будет прежней, ее красота затмится. С самого юного возраста необходимо действовать по чести, чтобы в старости быть счастливым обладателем красивой души.

    Многие люди часто встречаются с проблемой чести и бесчестия. Данная проблема довольно актуально до сих пор.Каждый человек сам решает быть человеком чести или же бесчестия.Честь обычно проявляется в поступках, которые человек готов совершить во благо других людей,во благо своей Родины.Но к сожалению у нас есть также и бесчестные люди,которых ничего не волнует вокруг себя.Поэтому каждый человек должен стремиться обладать таким качеством,как честь ,и тогда наш мир станет намного лучше.Так как от нас зависит к какому выбору каждый человек подчиняется,но не каждый человек понимает правильность своих действий.
    “Береги честь смолоду. “
    Для многих людей честь это главное его качество,если человек утратит самое лучшее качество в его жизни,он поменяется.Его ничего не сможет изменить,так как это было достоинством в его жизни,а теперь к нему не будет никакого уважения,потому что он утратит свою честь.Для каждого человека честь важна,так как именно этим качество проверяется чистота и красота твоей души.

    1)Честь. Бесчестие. Эти полярные понятия имеют огромное значение в нашей жизни и по сей день. Мы часто сталкиваемся с проблемой:быть честным перед самим собой, или идти дорогой предательства. Именно всё зависит от нас самих, каждый выбирает для себя сам свой нравственный путь. Да, бесчестие – это лёгкий путь, это слабость, где думаешь только о себе и своей выгоде. Согласитесь, лучше жить по законам чести, не предавать самого себя и окружающих людей, ведь честь – это сила совести. Мы все должны осознавать правильность своего выбора.
    2)Издавна в народе понятие чести было одним из важнейших среди моральных принципов. Пословица А.С.Пушкина из повести “Капитанская дочка”: “Береги честь смолоду. “- стала вечной. Ведь в чести заключаются моральные качества, достойные уважения и гордости. Не зря уже в раннем возрасте человек учится отличать хорошее от плохого. Понятию чести надо учить с детства, и главное суметь сохранить эту силу с ранних лет и не перед чем не оступиться, поскольку это шаг к честной, порядочной и счастливой жизни.

    1) Уместно ли говорить о чести в наше время ?
    Честь была и будет ценна во все времена пока существуют люди. О ней размышляют многие философы и поэты всех времен. За честь умирали на дуэлях, а если и теряли ее, то считали, что прежней жизни уже не будет никогда. В понятие чести заложено большое стремление к идеалу. Честь- это высокая духовная сила , которая удерживает человека от предательства и лжи, от безнравственного поведения и подлостей
    2)«Береги честь смолоду…»
    Честь всегда была первой в вопросах о нравственности. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Безнравственность губит человека. «Береги честь смолоду …» – это пословица из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», которая несет в себе огромный смысл. Честь и нравственность выступают в качестве жизненного помощника, который поможет в преодоление суровых жизненных ситуаций, поэтому чести нужно учиться с самых малых лет.

    Этот комментарий был удален автором.

    1)Уместно ли говорить о чести и совести в наше время? Я считаю, что несомненно, потому что затрагиваемая проблема будет актуальна во все времена. Ведь честь, человеческое достоинство – это важнейшие нравственные понятия. Они помогают видеть грань между истиной и ложью, понимать разницу между выгодой для себя и благом общества, человечества в целом. Если мы будем руководствоваться не только своими корыстными интересами, но и общественными потребностями, то мир тогда начнет процветать.
    2)”Береги честь смолоду. ” Честь – это ведь прежде всего твоя репутация. Поэтому смолоду нужно поступать так, чтобы никто не мог упрекнуть тебя в лицемерии, во лжи, в предательстве. Очень сложно вернуть свое доброе имя, испортив его в юности. Окружающие люди навсегда запомнят все неподобающие и непристойные поступки, которые ты совершил, и, таким образом, отношение к тебе будет соответствующим. Ведь если человек хоть раз ступил на путь бесчестия – он уже запятнался. Я думаю, что люди ошибаются, если считают, что молодым все их проступки прощаются и забываются. Это далеко не так. Честь дается человеку одна на всю жизнь и ее надо очень бережно хранить.

    Актуальны ли понятия совести и чести в наше время? Являются ли они вечными? Совесть -это внутренний голос человека, который может отградить от каких-либо поступков. Если же человек не станет слушать совесть, то она может “мучать” его уже после совершения проступка. Со временем ничего не поменялось, поэтому вопрос совести и чести-это вопрос, который будет актуален в любое время.
    2. Понятие чести – это один из важных нравственных вопросов, который будет актуален в любое время. “Береги честь смолоду” – это пословица обозначает беречь достоинство честного человека, быть ответственным за свои поступки в любом возрасте. Честь, действительно, нужно беречь смолоду, ведь ошибки, которые человек может совершить в молодости, могут испортить всю его дальнейшую жизнь.

    Этот комментарий был удален автором.

    Человек сам выбирает как ему поступить в той или иной ситуации, он сам определяет, каким путем ему пойти в жизни: либо путем чести, либо путем бесчестия. Из-за проблемы выбора, человек иногда выбирает наиболее легкий путь, который, как ему кажется, является правильным. Однако бесчестье- это путь предательства, лжи, лицемерия и духовного разложения души человека. Именно из-за такого пути люди становятся бесчестными.
    “Береги честь смолоду”-этой пословицей подразумевается истинная красота души человека, верность голосу совести, следование моральным устоям, внутреннее нравственное достоинство.Бесчестные люди появляются из-за неправильного выбора, из-за искушений, подстерегающих их на каждом шагу. Многие люди идут таким легким путем, впоследствии чего они теряют свое настоящее лицо, убивают все самое чистое, очерняя и портя свою душу и совесть.

    Этот комментарий был удален автором.

    Этот комментарий был удален автором.

    Честь – одна из основных категорий этики – определяет отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Это справедливость, моральные качества, чувство гордости за свои действия. “Береги честь смолоду” – это пословица обозначает, что нужно беречь свое достоинство смолоду, так как с детства человек формирует себя. Дабы не совершить ошибок, которые могут испортить дальнейшую жизнь, нужно смолоду вести себя достойно и делать только добрые дела. Беречь честь, значит, беречь достоинство, свой человеческий облик.

    Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
    Я считаю, что уместно .Проблема чести и бесчестия является актуальной . Перед каждым человеком стоит выбор быть человеком чести или же бесчести .Я считаю ,что каждый человек должен иметь честь, ведь это способствует высокому уровню нравственного развития ,так как честь-это душа человека . Путь чести не простой ,но ничего не получается легко нужно стремиться и добиваться .Важно помнить, что честь очень легко потерять и встать на путь бесчестья. Многие считают, что этот путь быстрый и легкий, но бесчестный человек должен помнить о выгодности каждого своего поступка, так же ему нужно просчитывать все свои шаги. Лучше жить по законам чести, не предавать самого себя и окружающих людей, ведь честь – это сила совести. Мы все должны осознавать правильность своего выбора.

    Этот комментарий был удален автором.

    Этот комментарий был удален автором.

    Светлана Белогорская
    1) Я считаю, что разговор о чести и совести является актуальным независимо от времени. Например, совесть является неотъемлемой частью человека. В любой ситуации она подсказывает нам, какой следует сделать выбор или какое решение принять. Голос совести зачастую ограждает нас от безнравственных поступков, если прислушиваться к нему, то человек не сойдет на путь бесчестия.
    2) В настоящее время – век технологического прогресса и современных технологий, многим кажется, что значение чести устарело, отошло на второй план. На самом деле это вовсе не так, о чем говорит нам русская пословица: “Береги честь смолоду”, которая до сих пор является актуальной. Смысл данной пословицы заключается в том, что честь нужно беречь с молодых лет, нельзя придерживаться пути бесчестия, а потом, в один миг, стать человеком чести. Зачастую, сохраняя свою честь, человек прилагает множество усилий над собой, что может оказаться сложным для человека, который вел бесчестную жизнь. Именно поэтому с ранних лет стоит прививать детям такие понятия как совесть и честь, ведь это закаляет характер человека, помогает ему не сбиваться с выбранного пути.

    1. Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
    Что такое честь? Что такое бесчестье? Нужно ли говорить о чести в наше время? Этими и другими вопросами задавались и задаются многие писатели русской и зарубежной литературы. Жизнь ставит перед каждым человеком выбор: быть честным и идти по пути совести и морали или идти по пути бесчестья и быть лживым, эгоистичным и лицемерным человеком. Путь чести. Он достаточно сложен, но именно в нем раскрывается нравственное достоинство человека. Важно помнить, что честь очень легко потерять и встать на путь бесчестья. Многие считают, что этот путь быстрый и легкий, но бесчестный человек должен помнить о выгодности каждого своего поступка, так же ему нужно просчитывать все свои шаги. Можно сказать, что честь – это верность своим принципам, а так же мнение общества о моральных заслугах человека. В наше время люди чаще всего выбирают путь лжи и предательства, думая что этот путь быстрее и удобнее.
    2. “Береги честь смолоду”
    Впервые мы встречаемся с этой пословицей в произведении А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.Понятие чести семья должна вкладывать в ребенка с самого детства. Только совесть и нравственное достоинство может сохранить человека в каждом. Наличие чести говорит о моральной целостности человека. Беречь честь очень нужно в нашем мире, чтобы случайным образом ее не потерять и не встать на путь бесчестья, который кажется простым некоторым людям.

    Честь и достоинство – главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей. Потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание. Безнравственность губит личность человека, целые народы исчезли с лица земли в результате того, что их правители забыли о нравственных нормах.
    “Береги честь смолоду. “
    Честь представляет собой нравственное достоинство человека, и его нужно беречь смолоду. В молодости людям кажется, что у них полно времени, и в будущем все можно поменять. Но это далеко не так, нельзя развернуться так, чтобы прошлое осталось позади. В жизни многое взаимосвязано.
    (Ефименко Кирилл)

    “Береги честь с молоду. ” – знаменитая фраза Пушкинского героя из проиведения “Капитанская дочка”. Такой совет дает отец сыну.
    Мы понимаем, что человеческое достоинство зависит от самих людей, от их поступков, совершаемых на протяжении всей жизни. Каждый день жизнь ставит нас перед выбором между правдой и ложью, между высоконравсвенными и аморальными действиями. Человек выбирает свою дорогу и дальнейшую судьбу самостоятельно. Но, если один раз пойти по дороге бесчестия, то вернуться обоатно будет уже невозможн, и тогда очерненная честь не станет снова чистой.

    Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Да, честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством. Без совести и чести человеческий род давно бы угас. Я убеждена, что совесть — это внутренний голос настоящего человека; голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела. Размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться. XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести. Мне приходят на ум строчки из «Капитанской дочки» Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще. Но там низость, подлость, бесчестье! Мне бы хотелось не свернуть с первого.

    Направление “Честь и бесчестие”

    В основе направления «Честь и бесчестие» лежат полярные понятия, связанные с нравственным выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

    Для вдохновения!

    Зависит всё, что в мире есть,

    От поднебесной выси.

    Но наша честь, но наша честь

    От нас одних зависит.

    Песня из к/ф “Мушкетёры. 20 лет спустя”

    Муз. М. Дунаевского, стихи Леонида Дербенёва

    Возможные темы сочинения

    Возможные темы сочинений (подборка Ирины Анатольевны Суязовой)

    1. Как вы понимаете смысл пословицы «Честные глаза в бок не глядят»?

    2. Как вы понимаете смысл пословицы «Честь идёт по дороге, а бесчестье по сторонке»?

    3. Как вы понимаете смысл пословицы «Смерть лучше бесчестья»?

    4.Как вы понимаете смысл высказывания Ф.М.Достоевского «Торгуя честью, не разбогатеешь»?5.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало.

    6.Называться человеком легко, быть человеком труднее (пословица).

    7.Чем похожи слова «честь», «честность», «чистота»?

    8.Почему честь ценилась во все времена?

    9.Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?

    10.Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

    11.Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, следует их избегать. (Конфуций)

    12.Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, — свою честь (Виктор Гюго)

    13.Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. (Публилий Сир)

    14.Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

    15.Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

    16.Торгуя честью, не разбогатеешь. (Ф.М.Достоевский, великий русский писатель)

    17.Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

    18.Честь может быть потеряна только однажды. (Э.М.Капиев, дагестанский советский прозаик)

    19.Честь нельзя отнять, её можно потерять. (А.П.Чехов)

    20. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям русской литературы XIX века)

    21. Ваше отношение к актуальности темы чести (Почему тема чести остаётся актуальной и сегодня?)

    22. Какого человека можно назвать человеком чести?

    23. Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?

    24. Предательство и бесчестие: как связаны эти понятия?

    25. Честь и совесть — ведущие понятия, характеризующие человеческую личность

    26. Близкое мне по духу понятие чести…

    27. Может ли любовь или совесть возродить утраченное ранее понятие чести? (В качестве примера-аргумента: Раскольников и Свидригайлов, герои романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 28. Можно ли считать человека, победившего на дуэли, человеком чести?

    29. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

    30. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

    31. На что можно пойти ради защиты человеческой чести? 32. Произведение о человеке чести, которое меня потрясло.

    33. Что значит идти дорогой чести?

    Что почитать

    М.А. Шолохов, повесть «Судьба человека»;

    А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума»;

    Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль»;

    А.С. Пушкин, повесть «Капитанская дочка»;

    «Слово о полку Игореве»;

    Н.А. Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо»

    М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»

    Л.Н. Толстой роман-эпопея «Война и мир»

    И.С. Тургенев роман «Отцы и дети»

    Ф.М. Достоевский роман «Преступление и наказание»

    М.А. Булгаков роман «Мастер и Маргарита»

    А.И. Солженицын повесть «Один день Ивана Денисовича»

    Н.М. Карамзин, повесть «Бедная Лиза»

    А.Н. Островский, драма «Гроза»

    А.И. Солженицын, рассказ «Матрёнин двор»

    А.И. Куприн, повести «Гранатовый браслет», «Олеся»

    М. Горький, рассказ «Старуха Изергиль»

    Толстой Л.Н., повесть «Кавказский пленник»

    Паустовский К. Г., сказка «Тёплый хлеб»

    Стивенсон Р., баллада «Вересковый мёд»

    М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…».

    Н.В.Гоголь. , повесть «Тарас Бульба»

    Ф.Купер, роман «Последний из могикан»

    А.П.Платонов., рассказ «Юшка»

    В. Скотт. , роман «Айвенго»

    Пушкин А.С. ,роман «Дубровский»

    Грин А.С. ,феерия «Алые паруса»

    Мериме П. ,новелла «Маттео Фальконе»

    Л.Н.Андреев, повесть «Иуда Искариот»

    Н.С. Лесков, «Тупейный художник», «Очарованный странник»

    Г.де Мопассан, «Ожерелье»

    Методические рекомендации

    Материалы к вступительной части сочинения

    Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет личность в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять удар на себя или смалодушничать и пойти против совести, чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей, возможно, смерти. Выбор у человека есть всегда, и от его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Будучи существом общественным, разумным и сознательным, человек не может не задумываться над тем, как относятся к нему окружающие, что они о нем думают, какие оценки даются его поступкам и всей его жизни. В то же время он не может не думать и о своем месте среди других людей. Эта духовная связь человека с обществом и выражается в понятиях Чести и Достоинства. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни». Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так велико значение великой русской классической литературы, являющейся нравственным фундаментом для многих поколений людей.

    Материалы к основной части сочинения

    Святое воинство

    Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно, святое наше воинство.
    Протяни ему свою ладонь,
    за него не страшно и в огонь.

    Лик его высок и удивителен.
    Посвяти ему свой краткий век.
    Может, и не станешь победителем,
    но зато умрешь, как человек.
    1988

    “Чувство собственного достоинства. “

    Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

    созидается он столетьями, а утрачивается в момент

    под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

    иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

    Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

    на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

    потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

    растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

    Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

    Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

    Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

    не придумало человечество для спасения своего.

    Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

    потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

    Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

    Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.

    Юрий Левитанский

    Каждый выбирает для себя

    Женщину, религию, дорогу.

    Дьяволу служить или пророку –

    Каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе

    Слово для любви и для молитвы.

    Шпагу для дуэли, меч для битвы –

    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает по себе:

    Щит и латы. Посох и заплаты.

    Меру окончательной расплаты

    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя.

    Выбираю тоже – как умею.

    Ни к кому претензий не имею –

    Каждый выбирает для себя.

    Полный текст стихотворения Роберта Бернса “Честная бедность”

    Этот замечательный текст из коллекции текстов для сочинения ЕГЭ можно использовать как в основной части, так и во вступлении и в заключении. Прочитайте его, выпишите цитаты, ключевые слова.

    (1)В письме к жене 18 мая 1836 года Пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2)Иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих смирных людей. (3)Звон упругой стали более не слышится нам в слове честь.

    (4)Откроем словарь Даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениаль¬ных замыслов. (5)Итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6)И тут же примеры: «Человек незапятнанной чести. По чести. Уверяю вас честью. Поступок, несовместимый с честью. Знал бы ты честь. Поле чести. Честь моя требует крови. ».

    (7)Дуэль! (8)Только этот разряд убийственной силы мой стремительно восстановить нравственное равновесие. (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10)Самое позднее — завтра утром. (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12)Сплетник вынужден был осторожничать. (13)В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

    (14)А как же Пушкин? (15)Какая непоправимая и бессмысленная гибель.

    (16)Да, непоправимая, но не бессмысленная. (17)Да, «невольник чести», но ведь чести!

    (18)3а год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19)Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя (20)Всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21)Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.

    Дмитрий Геннадьевич Шева́ров — российский журналист, эссеист, прозаик, литературный критик, член Союза писателей Москвы.

    Два капитана

    Однажды в городе Энске, на берегу реки, был найден мертвый почтальон и сумка с письмами. Тетя Даша каждый день читала своим соседям вслух по одному письму. Особенно запомнились Сане Григорьеву строки о дальних полярных экспедициях…

    Саня живет в Энске с родителями и сестрой Сашей. По нелепой случайности Саниного отца обвиняют в убийстве и арестовывают. О настоящем убийце знает только маленький Саня, но из-за немоты, от которой лишь позже избавит его чудесный доктор Иван Иванович, он ничего не может сделать. Отец умирает в тюрьме, через какое-то время мать выходит замуж. Отчим оказывается жестоким и подлым человеком, который мучает и детей, и жену.

    После смерти матери тетя Даша и сосед Сковородников решают отправить Саню с сестрой в приют. Тогда Саня и его друг Петя Сковородников бегут в Москву, а оттуда — в Туркестан. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — эта клятва поддерживает их в пути. Мальчики пешком добираются до Москвы, но Петькин дядя, на которого они рассчитывали, ушел на фронт. После трех месяцев почти бесплатной работы у спекулянтов им приходится скрываться от проверки. Петьке удается бежать, а Саня попадает сначала в распределитель для беспризорников, оттуда — в школу-коммуну.

    Сане нравится в школе: он читает и лепит из глины, у него появляются новые друзья — Валька Жуков и Ромашка. Однажды Саня помогает донести сумку незнакомой старушке, которая живет в квартире заведующего школой Николая Антоновича Татаринова. Здесь же Саня встречает Катю, хорошенькую, но несколько склонную «задаваться» девочку с косичками и темными живыми глазами. Через некоторое время Саня вновь оказывается в знакомом доме Татариновых: его посылает туда за лактометром, прибором для проверки состава молока, Николай Антонович. Но лактометр взрывается. Катя собирается взять вину на себя, но гордый Саня не позволяет ей это сделать.

    Квартира Татариновых становится для Сани «чем-то вроде пещеры Али-Бабы с её сокровищами, загадками и опасностями». Нина Капитоновна, которой Саня вовсю помогает по хозяйству и которая кормит его обедами, — «сокровище»; Марья Васильевна, «ни вдова, ни мужняя жена», которая всегда ходит в черном платье и часто погружается в тоску, — «загадка»; а «опасность» — Николай Антонович, как выяснилось, двоюродный дядя Кати. Любимая тема рассказов Николая Антоновича — двоюродный брат, то есть муж Марьи Васильевны, о котором он «всю жизнь заботился» и который «оказался неблагодарным». Николай Антонович уже давно влюблен в Марью Васильевну, но пока та «безжалостна» к нему, скорее её симпатию вызывает иногда приходящий в гости учитель географии Кораблев. Хотя, когда Кораблев делает Марье Васильевне предложение, он получает отказ. В тот же день Николай Антонович собирает дома школьный совет, где Кораблев резко осуждается. Решено ограничить деятельность учителя географии — тогда он обидится и уйдет, Саня сообщает Кораблеву обо всем услышанном, но в результате Николай Антонович выгоняет Саню из дома. Обиженный Саня, заподозрив Кораблева в предательстве, покидает коммуну. Пробродив по Москве целый день, он совершенно разболевается и попадает в больницу, где его вновь спасает доктор Иван Иванович.

    Прошло четыре года — Сане семнадцать лет. В школе идет представление инсцени­ро­ванного «суда над Евгением Онегиным», именно здесь Саня вновь встречает Катю и раскрывает ей свою тайну: уже давно он готовится стать летчиком. Саня наконец узнает от Кати историю капитана Татаринова. В июне двенадцатого года он, заехав в Энск попрощаться с семьей, вышел на шхуне «Св. Мария» из Петербурга во Владивосток. Экспедиция не вернулась. Мария Васильевна безрезультатно посылала прошение о помощи царю: считалось, что если Татаринов погиб, то по собственной вине: он «небрежно обращался с казенным имуществом». Семья капитана переехала к Николаю Антоновичу. Саня часто встречается с Катей: они вместе ходят на каток, в зоопарк, где Саня вдруг сталкивается со своим отчимом. На школьном балу Саня и Катя остаются наедине, но их разговору мешает Ромашка, который затем обо всем докладывает Николаю Антоновичу. Саню больше не принимают у Татариновых, а Катю отправляют к тетке в Энск. Саня избивает Ромашку, оказывается, и в истории с Кораблевым именно он сыграл роковую роль. И все же Саня раскаивается в своем поступке — с тяжелым чувством он уезжает в Энск.

    В родном городе Саня находит и тетю Дашу, и старика Сковородникова, и сестру Сашу, он узнает, что Петька тоже живет в Москве и собирается стать художником. Еще раз Саня перечитывает старые письма — и вдруг понимает, что они впрямую относятся к экспедиции капитана Татаринова! С волнением Саня узнает, что не кто иной, как Иван Львович Татаринов, открыл Северную землю и назвал её в честь своей жены Марьи Васильевны, что именно по вине Николая Антоновича, этого «страшного человека», большая часть снаряжения оказалась негодной. Строки, в которых прямо названо имя Николая, размыты водой и сохранились лишь в памяти Сани, но Катя верит ему.

    Саня твердо и решительно обличает Николая Антоновича перед Марьей Васильевной и даже требует, чтобы именно она «предъявила обвинение». Только потом Саня понимает, что этот разговор окончательно сразил Марью Васильевну, убедил её в решении покончить с собой, ведь Николай Антонович к тому времени уже был её мужем… Врачам не удается спасти Марью Васильевну: она умирает. На похоронах Саня подходит к Кате, но та отворачивается от него. Николаю Антоновичу удалось убедить всех в том, что речь в письме шла совсем не о нем, а о каком-то «фон Вышимирском» и что Саня виновен в смерти Марьи Васильевны. Сане остается только усиленно готовиться к поступлению в летную школу, чтобы когда-нибудь найти экспедицию капитана Татаринова и доказать свою правоту. Последний раз увидевшись с Катей, он уезжает учиться в Ленинград. Он занимается в летной школе и одновременно работает на заводе в Ленинграде; в Академии художеств учатся и сестра Саша, и её муж Петя Сковородников. Наконец Саня добивается назначения на Север. В городе Заполярье он встречается с доктором Иваном Ивановичем, тот показывает ему дневники штурмана «Св. Марии» Ивана Климова, умершего в 1914 году в Архангельске. Терпеливо расшифровывая записи, Саня узнает о том, что капитан Татаринов, отправив людей на поиски земли, сам остался на корабле. Штурман описывает тяготы похода, с восхищением и уважением отзывается о своем капитане. Саня понимает, что следы экспедиции нужно искать именно на Земле Марии.

    От Вали Жукова Саня узнает о некоторых московских новостях: Ромашка стал «самым близким человеком» в доме Татариновых и, кажется, «собирается жениться на Кате». Саня постоянно думает о Кате — он решает поехать в Москву. А пока они с доктором получают задание лететь в глухое становище Ванокан, но попадают в пургу. Благодаря вынужденной посадке Саня находит багор со шхуны «Св. Мария». Постепенно из «осколков» истории капитана составляется стройная картина.

    В Москве Саня планирует выступить с докладом об экспедиции. Но сначала выясняется, что Николай Антонович уже отчасти опередил его, напечатав статью об открытии капитана Татаринова, а затем тот же Николай Антонович со своим помощником Ромашкой публикуют в «Правде» клевету на Саню и тем самым добиваются отмены доклада. Иван Павлович Кораблев во многом помогает Сане и Кате. При его содействии в отношениях между молодыми людьми исчезает недоверие: Саня понимает, что Кате пытаются навязать брак с Ромашкой. Катя покидает дом Татариновых. Теперь она геолог, начальник экспедиции.

    Ничтожный, но теперь несколько «остепенившийся» Ромашка ведет двойную игру: он предлагает Сане доказательства вины Николая Антоновича, если тот откажется от Кати. Саня ставит об этом в известность Николая Антоновича, но тот уже не в силах противостоять ловкому «ассистенту». С помощью Героя Советского Союза летчика Ч. Саня все же получает разрешение на экспедицию, в «Правде» печатают его статью с выдержками из дневника штурмана. А пока он возвращается на Север.

    Экспедицию вновь пытаются отменить, но Катя проявляет решительность — и вот весной они с Саней должны встретиться в Ленинграде, чтобы готовиться к поискам. Влюбленные счастливы — белыми ночами они гуляют по городу, все время занимаются подготовкой к экспедиции. Саша, Санина сестра, родила сына, но внезапно её состояние резко ухудшается — и она умирает. Экспедиция по непонятной причине отменяется — Сане дают совсем другое назначение.

    Проходит пять лет. Саня и Катя, теперь Татаринова-Григорьева, живут то на Дальнем Востоке, то в Крыму, то в Москве. В конце концов они поселяются в Ленинграде вместе с Петей, его сыном и Катиной бабушкой. Саня участвует в войне в Испании, а затем отбывает на фронт. Однажды Катя вновь встречает Ромашку, и тот рассказывает ей о том, как он, спасая раненого Саню, пытался выбраться из окружения немцев и как Саня пропал. Катя не хочет верить Ромашке, в это трудное время она не теряет надежды. И действительно Ромашка врет: на самом деле он не спас, а бросил тяжелораненого Саню, отобрав у него оружие и документы. Сане удается выбраться: он лечится в госпитале, а оттуда отправляется в Ленинград на поиски Кати.

    В Ленинграде Кати нет, зато Саню приглашают лететь на Север, где уже тоже идут сражения. Саня, так и не найдя Катю ни в Москве, где он просто разминулся с ней, ни в Ярославле, думает, что она в Новосибирске. Во время успешного выполнения одного из боевых заданий экипаж Григорьева совершает вынужденную посадку недалеко от того места, где, по мнению Сани, нужно искать следы экспедиции капитана Татаринова. Саня находит тело капитана, а также его прощальные письма и отчеты. А вернувшись в Полярный, у доктора Павлова Саня находит и Катю.

    Летом 1944 г. Саня и Катя проводят отпуск в Москве, где видятся со всеми друзьями. Сане нужно выполнить два дела: он дает показания по делу осужденного Ромашова, а в Географическом обществе с большим успехом проходит его доклад об экспедиции, об открытиях капитана Татаринова, о том, из-за кого эта экспедиция погибла. Николай Антонович с позором изгоняется из зала. В Энске семья вновь собирается за столом. Старик Сковородников в своей речи объединяет Татаринова и Саню: «такие капитаны двигают вперед человечество и науку».

    Что скажете о пересказе?

    Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

    Вениамин Каверин — Два капитана:
    Краткое содержание

    Часть первая. Детство

    Главы 1-8

    Городок Энск, царская Россия. К домикам у реки Песчинки вода выносит мертвого почтальона с сумкой писем. Подмокшие письма берет и читает соседям тетя Даша. Восьмилетний Саня Григорьев, черненький худенький, немой (но не глухой!) сын грузчика, на всю жизнь запоминает одно из них, от штурмана Ивана Климова к Марии Васильевне – о труднейшей полярной экспедиции.

    Однажды отца мальчика обвиняют в убийстве сторожа на мосту. Улика – нож с его фамилией. Но его обронил не отец, а Саня. Он тогда ловил раков на продажу. И убийцу, голодранца «с тросточкой», видел. Только рассказать не мог – да и кто бы ему поверил.

    Мать отправила сына с сестренкой Сашей в деревеньку. Там добрый доктор из ссыльных Иван Иваныч научил его говорить. И тогда же мальчик узнал о кончине отца. Саня не успел его спасти. Вместе с 12-летним другом рыжим Петькой Сковородниковым он стал торговать папиросками.

    Главы 9-14

    В середине 1917 года мать Сани стала женой одного конторщика. Отчим детей обижал и даже поколачивал, да и работу скоро потерял. Мать полностью была под его влиянием. Саня засиживался у тети Даши. Вместе они разбирали письма. В одном опять была речь про ту экспедицию. Автор предупреждал, что их подвел какой-то человек.

    А вскоре тетя Даша, вдова героя русско-японской войны, вышла за вдового отца Петьки Сковородникова. И Петька предложил Саньке махнуть в Туркестан. Но планы изменились: отчим записался в батальон смерти защищать страну от большевиков и евреев.

    В прощальный вечер мать потеряла сознание, стукнулась, поболела и умерла. И отчим после победы большевиков исчез из жизни детей. Зато замаячила перспектива стараниями тети Даши попасть в приют.

    Перед побегом в Москву (а дальше – в Ташкент за солнцем и хлебом) ребята поклялись в вечной дружбе: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Клятву подписали кровью.

    Главы 15-18

    До Москвы пришлось добираться пешком. Там у Петьки дядя на железной дороге, подбросит до Ташкента. Оказалось, дядю взяли на фронт. Мороз, идти мальчишкам некуда. Ночевали где придется, за гроши паковали товары спекулянтам.

    Нагрянула облава: Петька унес ноги, а Сане довелось познакомиться с распределителем для темных личностей и беспризорных ребят. Затем его определили в школу-коммуну во главе с Николаем Антонычем Татариновым, человеком солидным, полным, с золотым зубом во рту.

    Часть вторая. Есть над чем подумать

    Главы 1-8

    «Тепло, не дует, кормят да еще учат»: так думал 10-летний Саня о школе, особенно увлекшись чтением. Считалось, что в нее собрали детей с задатками к искусствам (Саню в нее взяли за глиняных зверюшек, он лепил их от нечего делать). Полюбилась ему и Москва. А сдружился он с хулиганами: Мишкой Ромашовым (Ромашкой) и Валькой Жуковым.

    Один раз он донес старушке сумку до квартиры. Оказалось, Нина Капитоновна – землячка из Энска. С ней жили дочь Марья Васильевна Татаринова и хорошенькая темноглазая внучка Катя лет двенадцати. А квартира была Николая Антоныча из школы. Он для Кати был кем-то вроде двоюродного дяди.

    Николай Антоныч как-то послал Саню за лактометром (измерителем качества молока), тот взорвался. Виновницей хотела выставить себя Катька. Но Саня не позволил. Так началась их дружба. Отважная девочка мечтала стать капитаном.

    Саня стал своим в доме Татариновых. Мог и по дому помочь. Выяснилось, что о муже Марьи Васильевны давно нет вестей: Иван Львович сгинул в какой-то экспедиции. Но семья все еще ждала его. Николай Антоныч всем давал понять, что этот пропавший муж ему кругом должен. Он его и в мореходку устроил, а потом и в морское училище.

    Главы 9-14

    Марья Васильевна отказывает учителю географии Кораблеву, который был в нее влюблен. И Николай Антоныч, сам неравнодушный к Марье Васильевне, взялся ему мстить. Хотел его театральную студию закрыть. Об этом Саня известил Кораблева и, как «шпион», был Николаем Антонычем выброшен из дома Татариновых.

    Потрясение совпало с болезнью, да не с одной, а с двумя: испанским гриппом и менингитом. Лечил мальчишку целых полгода уже знакомый доктор Иван Иваныч Павлов.

    Однажды в палату пришел Кораблев. Он сказал Сане, что пора задуматься о будущем: кем быть, зачем жить, какому хорошему делу себя посвятить. И Саня вступил в общество друзей воздушного флота.

    Часть третья. Старые письма

    Главы 1-10

    Промелькнуло еще 4 года. Семнадцатилетний Саня на спектакле вновь столкнулся с Катей. Ей он доверил свою мечту о летной школе. И, как встарь, заглянул в гости. И узнал о двух важных новостях: о том, что Татаринова, кажется, готова выйти за зануду Николая Антоныча и о том, что случилось с Катиным отцом.

    Весной 1912 года отец на шхуне «Св. Мария» держал путь во Владивосток. И «остался где-то далеко, на Крайнем Севере, среди снега и льда, и никто из его экспедиции не вернулся». Последняя надежда исчезла в 1915 году. Николай Антоныч уверял, что отец сам виноват, принимал неправильные решения.

    На зимнем школьном костюмированном балу Саня впервые поцеловал любимую девушку. В щечку. Оба ужасно смутились. Их застукал наглый Ромашка и донес обо всем Николаю Антонычу. Тот запретил Сане к ним приходить, а Катю отослал в Энск к тетушке. Саня лупит Ромашку и едет за Катей.

    Главы 11-15

    Восемь лет Саня не был дома, даже писем сестре почему-то не писал. Первым делом пошел к Сковородниковым. И встретил там свою 16-летнюю сестренку, тоже Саньку. Она, тетя Даша и Петька (он теперь москвич, ученик выпускного класса) думали, что он умер.

    Там он по-новому взглянул на старые письма о полярной экспедиции. Он понял вдруг, что речь в них идет о капитане Татаринове, отце Кати. Оказывается, целью похода было в одну навигацию пройти морской Северный путь. И именно Татаринов открыл Северную Землю. И назвал ее землей Марии, в честь жены.

    Сане стало известно, что человек, взявший на себе обеспечение экспедиции, подсунул негодные запасы и плохих ездовых собак. И капитан просил жену не верить ему. А ведь им был как раз Николай Антоныч. Первой правду обо всем Саня поведал Кате.

    Главы 16-25

    В Москве Саня видится с другом Петькой, тот хочет стать художником. Потом добивается встречи с Марией Васильевной, открывает ей правду о муже и о роли Николая Антоныча. Вот только последний – тоже теперь ее муж. Потрясенная женщина кончает жизнь самоубийством.

    Между тем, Николай Антоныч убеждает всех – и успешно – что Григорьев убийца и лжец. Что имя другого Николая упоминалось в размытых строчках, трясет каким-то документом, по которому выходит, что снаряжением он не занимался.

    Тогда-то Саня и обещает себе, что станет полярным летчиком и найдет пропавшую экспедицию. Он вновь садится за книги, развивает в себе силу воли, закаляет тело и характер. В учебе он стал одним из лучших учеников. После прощального свидания с Катей Саня едет в Ленинград.

    Часть четвертая. Север

    Главы 1-9

    В летную школу Саня поступил в 1928 году. Помимо учебы, он еще трудится на заводе. В этот период его сестренка Саша становится женой Пети Сковородникова. Уже выпускником Александр Григорьев сумел «добиться назначения на Север».

    В Заполярье нашелся и добрый доктор Иван Иваныч. Он был знаком с членами пропавшей экспедиции и хранил у себя дневники штурмана Климова. По ним Григорьев вычислил местонахождение экспедиции: земля Марии. А заодно удостоверился, что вся команда ценила своего капитана.

    Главы 10-15

    От приятеля Вали Жукова (увлеченного зоологией), тоже связавшего судьбу с Заполярьем, Григорьев узнает, что Ромашка зачастил в дом Татариновых, ухаживает за Катей. Но в столицу он может попасть не раньше лета. И случайно, во время вылета за раненым начальником-охотником, находится еще одна зацепка в деле капитана Татаринова: багор с пропавшей шхуны.

    Часть пятая. Для сердца

    Главы 1-12

    В Москве Саня хочет выступить перед членами Географического общества, надеется восстановить справедливость, напомнить об открытиях капитана Татаринова. Однако узнает, что Николай Антоныч уже подсуетился, сам напечатал заметку о родственнике. Кроме того, он интригами добивается, чтобы доклад Григорьева был отменен.

    Между тем, исчезает недопонимание между Саней и Катей. Григорьев убеждается, что она его любит, а Ромашов – протеже Николая Антоныча, которого дядя ей навязывает в мужья. Она, геолог по профессии, уходит из дома дяди.

    Ромашка пытается работать на два фронта. Если Саня откажется от Кати, он даст ему доказательства вины Николая Антоныча. Но Григорьев идет другим путем: он публикует (помог один летчик-герой) статью о той далекой истории в одной из газет. Ему дают добро на организацию поисковой экспедиции.

    С Катей они должны были встретиться на Севере. Григорьев уехал из Москвы.

    Часть шестая. Молодость продолжается

    Главы 1-16

    Много препятствий было перед началом экспедиции. Казалось, она сорвется. Но тут уже характер проявила Катя. Она забрала у влюбленного Ромашова бумаги, посвященные экспедиции отца, убеждала, чтобы на поиски снарядили именно Саню. Ведь он с детства связан с этой удивительной историей.

    Влюбленные, гуляя по Ленинграду, мечтали открыть миру правду о Катином отце. Впрочем, счастье омрачилось трагедией: вскоре после родов умерла Саша Сковородникова, сестра Сани.

    Саня сделал Кате предложение. После свадьбы последовал неожиданный удар: экспедиция попала под отмену.

    Часть седьмая. Разлука

    Главы 1-16

    Следующие пять лет их пристанищем становится то Крым, то Дальний Восток. Сане довелось сражаться и в войне в Испании. Наконец, они селятся в Ленинграде с Катиной бабушкой, Петей и его маленьким сыном.

    С началом Великой Отечественной войны Григорьев, как и друг Петя, идет на фронт. Вышло так, что с женой Саня попрощался только записочкой: «Помни, ты веришь». Сама Катя трудится в госпитале. Вместе со всеми ленинградцами переживает страшную блокаду.

    В этот момент в ее жизни вновь объявляется вырвавшийся из окружения Ромашов. Он уверяет, что Саня тяжело ранен, считается без вести пропавшим. Вконец ослабевшую Катю эвакуируют из города. К лету она возвращается к бабушке в столицу.

    Часть восьмая. Бороться и искать

    Главы 1-20

    Действительно, во время одного из боевых вылетов Григорьев «был ранен в ногу и лицо». Его, катапультировавшегося, подобрал кто-то из местных жителей. Именно тогда и видел его Ромашов. Не рассказал он Кате самого важного: как при обстреле поезда скрылся с ее мужем в лесу, а после бросил его там умирать – без оружия, документов и еды.

    Саня чудом остается жив, попадает в госпиталь, потом безуспешно ищет жену по старому адресу. Затем они досадно разминулись в Москве. Зато Саня столкнулся с пристыженным Ромашовым. В итоге Саня соглашается ехать выполнять боевые задачи на любимый Север.

    Часть девятая. Найти и не сдаваться

    Главы 1-8

    Наконец, Саня узнает, где его жена. Он отправляет ей телеграмму, но увидеться им пока не суждено: приказом Григорьева вызывают в Архангельск. На Севере он видится с доктором Павловым. Однажды Саня ведет самолет на вынужденную посадку. Примерно в те места, где когда-то прошла та самая экспедиция.

    Часть десятая. Последняя страница

    Главы 1-9

    Саня Григорьев в палатке рядом с телом Татаринова нашел россыпь его писем, отчетов, дневников, собрал множество предметов со шхуны. Саню переполняют «гордость и скорбь» за отважного капитана.

    После возвращения в Полярный у доктора Павлова происходит долгожданная встреча Сани и Кати. Вместе они занимаются расшифровкой документации шхуны, узнают о том, что экспедиция раскрыла еще и тайны дрейфа льда.

    На лето Григорьевы приезжают в столицу, встречаются со старыми друзьями. У Сани берут показания по делу Ромашова. И, наконец, он выступает с докладом о пропавшей и найденной экспедиции. Выходит наружу и правда о Николае Антоныче.

    Вся семья Григорьевых, а также их друзья, сходятся за общим хлебосольным столом в Энске. Судья Сковородников (отец Пети) произносит прочувствованную речь, в которой ставит в один ряд имена двух капитанов: Татаринова и Григорьева. Ведь именно такие люди «двигают вперед человечество и науку».

    Читательский дневник по роману «Два капитана» Каверина

    Сюжет

    Капитан Александр Григорьев в детстве, еще немым мальчонкой из Энска, из брошенных писем узнал о погибшей полярной экспедиции капитана Татаринова. В Москве судьба свела его с семьей пропавшего мореплавателя: его женой, дочкой Катей, родственником Николаем Антонычем. Юноша обвиняет в гибели экспедиции Николая Антоныча. Тот был влюблен в жену капитана и плохо снарядил экспедицию. Узнав от Сани правду, женщина, ставшая женой коварного Николая Антоныча, покончила с собой.

    А Катя стала женой Григорьева. Долгие годы Саня, следуя детской клятве «бороться и искать, найти и не сдаваться», посвятил поиску экспедиции, специально стал полярным летчиком. Друзья (а среди них – доктор Иван Иваныч, научивший его говорить) помогают ему в этом благородном деле. Интриги врагов и война нарушили его планы. Но в один из вылетов Саня посадил самолет туда, где нашел и тело капитана, и его бумаги. В своем докладе перед учеными Саня рассказал о том, что Татаринов – первооткрыватель Северной Земли, автор ряда других открытий.

    Одним словом, оба капитана из тех людей, что «двигают вперед человечество».

    Отзыв

    История о взрослении, становлении характера в эпоху политических, социальных потрясений в России. Тема детства, бедности, голода, сиротства, неправедного суда. Поиск своего предназначения в жизни, отстаивание собственного нравственного выбора, верность клятве, дружбе и идеалам. Тема любви: счастливой и не очень, а также преступной. К финалу произведения правда торжествует, а тайное зло становится явным. Тема патриотизма, служения на благо Родины, мужества, долга, подвига.

    Читайте также:  Краткое содержание Два капитана Каверина
    Ссылка на основную публикацию