Никишкины тайны – краткое содержание рассказа Казакова

«Тихий зов Севера», презентация к уроку по рассказу Ю.П. Казакова «Никишкины тайны»
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Данная презентация является иллюстративным материалом к уроку литературы в 5 классе (региональный компонент) по рассказу Ю.Казакова “Никишкины тайны”. Презентация разработана в соответствии с методической разработкой Артюгиной Т.Ю. http://www.openclass.ru/node/97274 , в соответствии с программой регионального компонента Л.С.Скепнер, по учебному пособию Литературный Север: Книга для учащихся 5 – 8 классов / Сост. Л.С. Скепнер. – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995

Скачать:

ВложениеРазмер
tikhiy_zov_severa_v_rasskaze_yuriya_kazakova.pptx1.57 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Тихий зов Севера» презентация к уроку по рассказу Ю.П. Казакова « Никишкины тайны» МБОУ «Междуреченская СОШ№ 6» Пинежский район Архангельская область Разработала: Онякова Валентина Николаевна, Учитель русского языка и литературы МБОУ «Междуреченска СОШ № 6» п.Междуреченский , 2013 г.

«Тихий зов Севера» в рассказе Юрия Казакова « Никишкины тайны» Юрий Павлович Казаков (1927 – 1982)

Север для меня – это…; Д ля меня Север – это прежде всего…; Д ля меня Север прежде всего означает…; М не кажется, что Север -это прежде всего…; Ч то значит для меня Север? Это и…, и … Однако более всего мне нравится на Севере…

«Ему, как и многим другим вообще, почему-то казалось, что в своем городе, в своем институте, одним словом, дома, ничего необыкновенного произойти не может. Дома было всё привычным и обыденным. А необыкновенное было где-то далеко, поэтому он любил дальние поездки…»

Север – малая Родина Люди Природа Язык

Г Е Р О И Р А С С К А З а Никишка , мать, отец (поморская семья) Упоминаемые: дед Созон , дядя Иван Жители деревни: старики, старухи, жёнки, мужчины-рыбаки, ребята, «странные люди»

Г л а в н ы й г е о о й «…на голове вихор белый, лицо бледное, в веснушках, уши большие, вялые, тонкие…»; «…а глаза разные: левый пожелтей, правый побирюзовей. Глянет – и вот младенец несмышлёный, а другой раз глянет – вроде старик мудрый». «Голос у него тонкий, приятный, как свирель, а смеётся басом».

Солнце, камни, волны, раковины, чайки, кулички, медузы, водоросли, мысы, брёвна, коряги, шхуна, лешаки… Обрывы, корявые сосны, берёзы, камни, каменная осыпь Вереск, сосны, ёлочки, берёзы, медведи, ягоды, грибы, мох, тропа

Подведём итоги Как вы думаете, слышит ли главный герой рассказа «тихий зов» Русского Севера? Что это означает для него? Сумеет ли Никишка найти «заветное слово», которое поможет «разом открыть… все тайны немой души» северного леса, камней, гор, животных и птиц? Каким должно быть это слово?

http ://www.openclass.ru/node/97274 Использованные материалы: 1. 2. Литературный Север: Книга для учащихся 5 – 8 классов / Сост. Л.С. Скепнер . – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета , 1995. – С.217. 3. Галимова Е.Ш. Художественный мир Юрия Казакова. – Архангельск: Изд-во Поморского гос. пед . университета, 1992. – С.72.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основной целью работы на уроке по рассказу Ю.Казакова является постижение замысла автора путем сопоставления эпизодов(описание жилища троллей и картина весеннего дня).Работая в группах,пятиклассники р.

Сочинение по изученным произведениям XX века. «Яшка – верный друг» (По рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»).

Урок литературы «Час мужества» по Сингапурской методике в 7 классе (по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»).

Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного – с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.Главное для меня при работе с де.

В ту далекую эпоху, когда не было ни письменности, ни христианских молитв, женщины обращались за помощью к языческим Богам рисунком, вышитым крестом.

Урок литературы в 7 классе по рассказу Ю.Казакова “Тихое утро&quot.

Никишкины тайны

  • 671

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • txt
  • epub
  • rtf
  • mobi

Аннотация

Юрий Павлович Казаков

Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят завороженно на море. Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки гулко отдают шаг. Идет человек – далеко слышно, приникают старухи к окошкам, глядят, слушают: семгу ли несет, с пестерем ли в лес идет или так. Ночью белой, странной погонится парень за девушкой, и опять слышно все, и знают все, кто погнался и за кем.

Чуткие избы в деревне, с поветями высокими, крепко строены, у каждой век долгий – все помнят, все знают. Уходит помор на карбасе, бежит по морю, видит деревня его темный широкий парус, знает: на тоню к себе побежал. Придут ли рыбаки на мотоботе с глубьевого лова, знает деревня и про них, с чем пришли и как ловилось. Помрет старик древний, отмолят его по-своему, отчитают по древним книгам, повалят на песчаном угрюмом кладбище, и опять все видит деревня и вопли женок принимает чутко.

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 79660
  • 8
  • 8
Игра престолов. Часть I

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 66740
  • 7
  • 3

Когда-то мы были друзьями, но теперь цель его жизни – разрушить мою. Я стала объектом сплетен, и.

Агрессор

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 51719
  • 2
  • 4

Дмитрий Портнягин – простой парень родом из Тынды, который рано потерял отца и, оказавшись в слож.

Трансформатор. Как создать свой бизнес и начать зарабатывать

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 51559
  • 7
  • 5

Всемирно известный психолог Эрик Берн — создатель трансакционного анализа и основанной на нем знаме.

Люди, которые играют в игры

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 39433
  • 4
  • 17
Правило в 10 раз больше

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 35488
  • 4
  • 3

В словосочетании «творческое мышление» главное слово – мышление. Оно само по себе творческий акт. Вс.

Как люди думают

Дорогие читатели, есть книги интересные, а есть – очень интересные. К какому разряду отнести “Никишкины тайны” Казаков Юрий Павлович решать Вам! Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Многогранность и уникальность образов, создает внутренний мир, полный множества процессов и граней. Казалось бы, столь частые отвлеченные сцены, можно было бы исключить из текста, однако без них, остроумные замечания не были бы столь уместными и сатирическими. Портрет главного героя подобран очень удачно, с первых строк проникаешься к нему симпатией, сопереживаешь ему, радуешься его успехам, огорчаешься неудачами. При помощи ускользающих намеков, предположений, неоконченных фраз, чувствуется стремление подвести читателя к финалу, чтобы он был естественным, желанным. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. Отличный образец сочетающий в себе необычную пропорцию чувственности, реалистичности и сказочности. Обращает на себя внимание то, насколько текст легко рифмуется с современностью и не имеет оттенков прошлого или будущего, ведь он актуален во все времена. Грамотно и реалистично изображенная окружающая среда, своей живописностью и многообразностью, погружает, увлекает и будоражит воображение. “Никишкины тайны” Казаков Юрий Павлович читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 671

Новинки

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 5

– Почему у тебя не будет детей? – удивился Эйнар. – Потому что у меня их не будет! Там, в моей .

Ребенок для магиссы

– Почему у тебя не будет детей? – удивился Эйнар. – Потому что у меня их не будет! Там, в моей .

Никишкины тайны :: Казаков Юрий Павлович

Страница: 1 из 8
Размер шрифта / +
Цвет теста
Цвет фона
скрыть

Казаков Юрий Павлович

Юрий Павлович Казаков

Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят завороженно на море. Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки гулко отдают шаг. Идет человек – далеко слышно, приникают старухи к окошкам, глядят, слушают: семгу ли несет, с пестерем ли в лес идет или так. Ночью белой, странной погонится парень за девушкой, и опять слышно все, и знают все, кто погнался и за кем.

Чуткие избы в деревне, с поветями высокими, крепко строены, у каждой век долгий – все помнят, все знают. Уходит помор на карбасе, бежит по морю, видит деревня его темный широкий парус, знает: на тоню к себе побежал. Придут ли рыбаки на мотоботе с глубьевого лова, знает деревня и про них, с чем пришли и как ловилось. Помрет старик древний, отмолят его по-своему, отчитают по древним книгам, повалят на песчаном угрюмом кладбище, и опять все видит деревня и вопли женок принимает чутко.

Никишку в деревне любят все. Какой-то он не такой, как все, тихий, ласковый, а ребята в деревне все “зуйки”, настырные, насмешники. Лет ему восемь, на голове вихор белый, лицо бледное в веснушках, уши большие, вялые, тонкие, а глаза разные: левый пожелтей, правый побирюзовей. Глянет – и вот младенец несмышленый, а другой раз глянет – вроде старик мудрый. Тих, задумчив Никишка, ребят сторонится, не играет, любит разговоры слушать, сам говорит редко, и то вопросами: “А это что? А это почто?” – с отцом только разговорчив да с матерью. Голос у него тонкий, приятный, как свирель, а смеется басом, будто немой: “гы-гы-гы!” Ребята дразнят его: как чуть что, бегут, кричат: “Никишка-молчун! Молчун, посмейся!” Сердится тогда Никишка, обидно ему, прячется в поветь, сидит там один, качается, шепчет что-то. А в повети хорошо: темно, не заходит никто, подумать о разном можно, и пахнет крепко сеном, да дегтем, да водорослями сухими.

Стоит конь оседланный возле Нккишкиного крыльца. Грыз плетень, щепал крупным желтым зубом; надоело ему, глаза закрыл, голову свесил, осел, ногу заднюю поджал, только вздохнет другой раз глубоко, ноздри разымутся. Стоит конь, дремлет, а деревня знает уже: собрался Никишка к отцу на тоню ехать за двадцать верст по сухой воде, мимо гор и мимо леса.

Выходит Никишка с матерью на крыльцо. Через плечо киса, на ногах сапоги, на голове шапка, шея тонкая шарфом замотана: холодно уже, на дворе октябрь.

– Ступай все берегом, все берегом, – говорит мать. – В стороны не сворачивай, будут тебе по пути горы. Проедешь ты эти горы, а там тебе тропа сама покажет. Тут близко, не заблукай гляди-дак. Двадцать верст всего близко!

Никишка молчит, сопит, мать плохо слушает, на коня лезет. Взбирается на седло, ноги в стремя, бровки сдвигает.

Тронулся конь, просыпается на ходу, уши назад насторчил, хочет понять, что за седок на нем нынче. Закачались мимо избы, подковы по мосткам затукали: тук-ток. Кончились избы, высыпали навстречу бани. Много бань – у каждого двора своя, – и все разные: хозяин хорош – и банька хороша, плох хозяин – и банька похуже. Но вот и бани кончились, и огороды с овсом прошли, блеснуло справа море. Конь по песку захрупал, по сырым водорослям. На море косится, глаз выворачивает, не любит моря, хочет все левее забрать, подальше от воды. Но Никишка знай себе подергивает за правый повод, знай пятками по бокам коня колотит! Покоряется конь, по самому краю воды бежит, шею согнул, пофыркивает.

Недалеко от берега – камни. Их много, обнаженных отливом, они черны и мокры. Там, возле камней, разбиваются в пену волны, вскипают белыми бурунами, глухо, бессильно рокочут.

Никишкины тайны

Автор: Юрий Павлович Казаков
Жанр: Советская классическая проза

Юрий Павлович Казаков

Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят завороженно на море. Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки гулко отдают шаг. Идет человек – далеко слышно, приникают старухи к окошкам, глядят, слушают: семгу ли несет, с пестерем ли в лес идет или так. Ночью белой, странной погонится парень за девушкой, и опять слышно все, и знают все, кто погнался и за кем.

Никишкины тайны скачать fb2, epub бесплатно

В сборник известного прозаика вошли его лучшие рассказы о детях, о природе, о животных, о любви: «Никишкины тайны», «Свечечка», «Голубое и зеленое», «Некрасивая», «Тедди» и др.

Юрий Казаков путешествовал много и в каких местах только не бывал – и Печоры, и Таруса, и Новгородская земля, и северные края, рассказы о которых так завораживают читателя. Но еще писатель был и альпинистом, и охотником, и рыбаком; любил ходить пешком, не боялся заночевать где придется в любую погоду, останавливался в глухих деревнях и, как он сам писал: «все время смотрел, слушал и запоминал». Вот поэтому так мелодичны и правдивы рассказы этого писателя, искренне любящего свою землю.

Опубликовано в альманахе “Рыболов-спортсмен” № 8 за 1958 год.

Художник Н.А. Воробьев

В сборник вошли детские рассказы Ю. П Казакова.

— Лиля, — говорит она глубоким грудным голосом и подает мне горячую маленькую руку.

Я осторожно беру ее руку, пожимаю и отпускаю. Я бормочу при этом свое имя. Кажется, я не сразу даже сообразил, что нужно назвать свое имя. Рука, которую я только что отпустил, нежно белеет в темноте. «Какая необыкновенная, нежная рука!» — с восторгом думаю я.

Мы стоим на дне глубокого двора. Как много окон в этом квадратном темном дворе: есть окна голубые, и зеленые, и розовые, и просто белые. Из голубого окна на втором этаже слышна музыка. Там включили приемник и я слышу джаз. Я очень люблю джаз, нет, не танцевать — танцевать я не умею, — я люблю слушать хороший джаз. Некоторые не любят, но я люблю. Не знаю, может быть, это плохо. Я стою и слушаю джазовую музыку со второго этажа, из голубого окна. Видимо, там прекрасный приемник.

Издание под названием «Во сне ты горько плакал»

Юрий Павлович Казаков (1927–1982) родился и жил в Москве. Окончил Гнесинское музыкальное училище (1952) и Литературный институт (1958). Писатель-новеллист, чьи произведения переведены на многие языки мира. В 1970 году в Италии удостоен медали и премии Данте. Он был мастером рассказа, рыцарски преданным этому жанру, где, как он говорил, `миг уподоблен вечности, приравнен к жизни`. Его творчество неразрывно связано с путешествиями по России: он любил Север, Беломорье, Соловки, десятки верст прошел пустынным морским берегом от селения к селению, плавал на рыболовецких судах, выходил на зверобойный промысел в Карское море, бывал на Валдае, подолгу жил на Оке, ездил на Смоленщину — родину своих предков… Очарованный вечной красотой русской природы, не переставая удивляться `великому, непостижимому множеству судеб, горя и счастья, и любви, и всего того, что мы зовем жизнью`, он создавал неповторимый мир своих рассказов. И они по праву вошли в золотой фонд русской классики.

В книгу входят: Арктур — гончий пес; Белуха; В город; Во сне ты горько плакал;Вон бежит собака!; Голубое и зеленое; Двое в декабре; Долгие крики; Запах хлеба; Звон брегета; Кабиасы; Калевала; Легкая жизнь; Манька; На острове; На охоте; На полустанке; Некрасивая; Нестор и Кир; Ни стуку, ни грюку; Никишкины тайны; Ночлег; Ночь; Осень в дубовых лесах; Отход; Плачу и рыдаю; По дороге; Проклятый Север; Свечечка; Старики; Тихое утро; Трали-вали; Тэдди

Казаков Юрий Павлович — Никишкины тайны

Тут можно читать онлайн книгу Казаков Юрий Павлович – Никишкины тайны – бесплатно полную версию (целиком). Жанр книги: Русская классическая проза. Вы можете прочесть полную версию (весь текст) онлайн без регистрации и смс на сайте Lib-King.Ru (Либ-Кинг) или прочитать краткое содержание, аннотацию (предисловие), описание и ознакомиться с отзывами (комментариями) о произведении.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10

Никишкины тайны краткое содержание

Никишкины тайны – описание и краткое содержание, автор Казаков Юрий Павлович, читать бесплатно онлайн на сайте электронной библиотеки Lib-King.Ru.

Никишкины тайны – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Никишкины тайны – читать книгу онлайн бесплатно, автор Казаков Юрий Павлович

Юрий Павлович Казаков

Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят завороженно на море. Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки гулко отдают шаг. Идет человек – далеко слышно, приникают старухи к окошкам, глядят, слушают: семгу ли несет, с пестерем ли в лес идет или так. Ночью белой, странной погонится парень за девушкой, и опять слышно все, и знают все, кто погнался и за кем.

Чуткие избы в деревне, с поветями высокими, крепко строены, у каждой век долгий – все помнят, все знают. Уходит помор на карбасе, бежит по морю, видит деревня его темный широкий парус, знает: на тоню к себе побежал. Придут ли рыбаки на мотоботе с глубьевого лова, знает деревня и про них, с чем пришли и как ловилось. Помрет старик древний, отмолят его по-своему, отчитают по древним книгам, повалят на песчаном угрюмом кладбище, и опять все видит деревня и вопли женок принимает чутко.

Никишку в деревне любят все. Какой-то он не такой, как все, тихий, ласковый, а ребята в деревне все “зуйки”, настырные, насмешники. Лет ему восемь, на голове вихор белый, лицо бледное в веснушках, уши большие, вялые, тонкие, а глаза разные: левый пожелтей, правый побирюзовей. Глянет – и вот младенец несмышленый, а другой раз глянет – вроде старик мудрый. Тих, задумчив Никишка, ребят сторонится, не играет, любит разговоры слушать, сам говорит редко, и то вопросами: “А это что? А это почто?” – с отцом только разговорчив да с матерью. Голос у него тонкий, приятный, как свирель, а смеется басом, будто немой: “гы-гы-гы!” Ребята дразнят его: как чуть что, бегут, кричат: “Никишка-молчун! Молчун, посмейся!” Сердится тогда Никишка, обидно ему, прячется в поветь, сидит там один, качается, шепчет что-то. А в повети хорошо: темно, не заходит никто, подумать о разном можно, и пахнет крепко сеном, да дегтем, да водорослями сухими.

Стоит конь оседланный возле Нккишкиного крыльца. Грыз плетень, щепал крупным желтым зубом; надоело ему, глаза закрыл, голову свесил, осел, ногу заднюю поджал, только вздохнет другой раз глубоко, ноздри разымутся. Стоит конь, дремлет, а деревня знает уже: собрался Никишка к отцу на тоню ехать за двадцать верст по сухой воде, мимо гор и мимо леса.

Выходит Никишка с матерью на крыльцо. Через плечо киса, на ногах сапоги, на голове шапка, шея тонкая шарфом замотана: холодно уже, на дворе октябрь.

– Ступай все берегом, все берегом, – говорит мать. – В стороны не сворачивай, будут тебе по пути горы. Проедешь ты эти горы, а там тебе тропа сама покажет. Тут близко, не заблукай гляди-дак. Двадцать верст всего близко!

Никишка молчит, сопит, мать плохо слушает, на коня лезет. Взбирается на седло, ноги в стремя, бровки сдвигает.

Тронулся конь, просыпается на ходу, уши назад насторчил, хочет понять, что за седок на нем нынче. Закачались мимо избы, подковы по мосткам затукали: тук-ток. Кончились избы, высыпали навстречу бани. Много бань – у каждого двора своя, – и все разные: хозяин хорош – и банька хороша, плох хозяин – и банька похуже. Но вот и бани кончились, и огороды с овсом прошли, блеснуло справа море. Конь по песку захрупал, по сырым водорослям. На море косится, глаз выворачивает, не любит моря, хочет все левее забрать, подальше от воды. Но Никишка знай себе подергивает за правый повод, знай пятками по бокам коня колотит! Покоряется конь, по самому краю воды бежит, шею согнул, пофыркивает.

Недалеко от берега – камни. Их много, обнаженных отливом, они черны и мокры. Там, возле камней, разбиваются в пену волны, вскипают белыми бурунами, глухо, бессильно рокочут. Здесь, возле берега, совсем тихо, светлое дно видно, вспыхивают искры перламутровых раковин и пропадают, лижет песок прозрачная волна. Сидят на камнях чайки, сонно смотрят в море. Потихоньку слетают, когда Никишка близко подъедет, скользят стремительно над самой водой и вдруг крылья вверх, хвост веером! – садятся на воду. Сильно светит низкое солнце, блестит под ним море и кажется выпуклым. Длинные мысы плавают впереди в голубой дымке, будто висят над морем.

Смотрит Никишка вокруг, сияет разноглазьем, и улыбку губы распускает. Глядит на солнце, на выпуклое, огненное море, смеется:

Перелетают вдоль берега кулички, кричат печально и стеклянно. Качаются на высоких ножках у моря, бегают у самой воды: волна отойдет, они по мокрому за ней, волна обратно, и они назад.

– Кули-кули. – лопочет Никишка, останавливает лошадь, смотрит, какие они подбористые, с клювами, как шило.

А чего только нет на песке у моря! Вон красные мокрые медузы, оставшиеся после отлива, похожие на окровавленную печенку. Есть медузы другие – с четырьмя фиолетовыми колечками посередине. Есть и звезды морские с пупырчатыми, искривленными лучами, а еще – следы чаек, долгие, запутанные, тут же помет их сиренево-белый. Лежат грудами водоросли, тронутые тлением, тяжело и влажно пахнут. А то еще след босой ноги тянется у самой воды, сворачивает к лесу, топчется возле странной, вросшей в песок темной коряги. Кто это шел? Куда шел и зачем?

А слева все бревна да бревна: белые, вымытые дождями и волнами, выбеленные солнцем, промороженные и вновь прогретые, высушенные. Слышал Никишка, много лет тому назад на большой реке Двине запань прорвало. Весь лес, который был, в море убежал, не могли его поймать, а море выкинуло по берегам. Лежит с тех пор тут лес, никто его не берет, никому не нужно, рыбак разве только да охотник редкий – на костер.

Весело Никишке. А конь все копытами хрупает да фыркает. Ступит иногда с маху на медузу, разбрызгается она по песку, как редкий камень драгоценный. Пусто впереди, пусто назади, пусто слева, пусто справа. Справа море, слева лес. А в лесу что? В лесу вереск да сосны кривые, маленькие, злые, да березы такие же. Еще в лесу ягоды есть сладкие: брусника да черника. И грибы: маслята липкие, рыжики крепкие, сыроежки с пленочкой, с торчащими на шляпках сосновыми иглами. Медведи в лесу ходят и другие звери, а птицы совсем нет, рябки одни тонко перекликаются. Дед Созон говорит: “Отлетела чегой-то птица. Бывало, побежишь с пестерем-то в лес, полон пестерь набьешь-дак. А ныне отлетела чегой-то птица, бог с ней, совсем ушла!”

Юрий Казаков – По дороге

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Юрий Казаков – По дороге краткое содержание

По дороге – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Юрий Павлович Казаков

Зима отстояла сиротская, как и все прошлые. Снег сошел быстро — дымом, паром на солнцепеке. Бились жеребцы в стойлах, грызли руки конюхам. Потом стали сипеть, захлебываться ревом, сотрясать дубовые брусья прикованные на ферме быки. Затрюкали на опушках дрозды, засвистели на вечерних зорях угольные скворцы, дурманом зацвела черемуха по оврагам. Бесстыдно оголенная с зимы деревня начала прикрываться распустившейся рябиной, березами, сиренью по заборам.

И уж подернулись зеленым туманом поля, стала попыливать дорога, уж катило сухое лето, когда Илья Снегирев собрался опять в Сибирь.

Он решил уехать еще давно, в феврале.

Был вечер, когда Илья, замученный ездками, вышел из конторы леспромхоза на заваленную обрубленными сучьями просеку, к своей машине. От машины — так же как от его телогрейки, ватных штанов, от рук и от шапки — пахло бензином. И Снегирев никогда не различал никаких запахов, кроме запаха пыли летом и мороза — зимой.

Но в тот февральский вечер стояла оттепель. Небо зеленело поверху, смугло рдело за лесом, деревья были черными и набухли. В воздухе так явственно тянуло весной, что Илья почувствовал ее, подышал, высморкался и, забираясь в настывшую кабину, тогда же решил ехать.

Не впервые весна срывала его с места. Побывал он и в Сибири — промучился там все лето в прошлом году, а вернулся осенью в злом разочаровании. Не понравилась ему барачная жизнь, и возненавидел он Сибирь с гнусом в тайге, с тонким, напряженным звуком «МАЗов» на дорогах.

Черно-белой, исполосованной снегом была земля, когда вернулся Снегирев домой. Лес стоял голый, мертвый, трава пожухла, дрожали на ветру былья, а по ночам мела крупой поземка. Потом повалил снег, морозило и оттаивало, и Снегирев радостно вошел в свою колею.

Он ездил днем и ночью — на станцию, в лес, даже в соседние районы, ночевал где придется, чтобы затемно нагреть воды, залить в радиатор, завести мотор и пить торопливо чай, переговариваясь о чем-нибудь незначительном с хозяином и с наслаждением слушая, как на улице мягко урчит машина.

Он любил ездить ночью по глухим дорогам, когда, кажется, один только ты не спишь на свете, когда машина валяется и клюет носом, а ослепительное пятно света впереди прыгает от колес чуть не к самому горизонту.

По ночам, в одиноких рейсах, легко думалось о прошлом, забывалась обида на Сибирь, меркло все плохое, будто и не было его никогда, а оставалась одна красота и мощь горных кряжей, неистовых нерусских рек, бетонных тяжелых контуров плотин…

И, решив однажды в феврале снова поехать туда в мае, за неделю до отъезда Снегирев взял расчет.

2

Днем он отсыпается, чувствуя себя как в отпуску. Вечерами, нарядившись, ходит к соседям прощаться. Молчалив он и хорош, как именинник, но постепенно расходится и начинает говорить про Сибирь. Говорит он долго и складно, и у друзей его туманятся лица — им тоже хочется в Сибирь.

Домой Илья приходит поздно, снимает сапоги еще в сенях, ступает по избе в носках, думая, что мать спит. Напрощавшись и нагулявшись за неделю, последний вечер проводит он дома, собираясь в дорогу, и впервые замечает грустную нежность на лице матери и ее заплаканные глаза. Ложась спать, он думает о Сибири, о матери, которая остается одна, ему делается попеременно то грустно, то весело — он курит украдкой и никак не может заснуть.

А утром, но не рано, Илья выходит из дому. Его никто не провожает, он не любит проводов. Идет с ним только мать. Все утро она проплакала и теперь, идя с сыном по деревне, задыхается, но говорит о вещах неважных.

На выезде, там, где дорога круто уходит вправо и, минуя перелески, тянется полем, попадается навстречу им машина — везет кирпич со станции. Работает теперь на ней Мишка Фирсов, сосед и приятель Ильи.

Снегиревы сторонятся, их обдает весенней легкой пылью, Мишка кричит что-то на ходу, потом тормозит, выскакивает из кабины и возвращается к Илье.

— Едешь, значит? — спрашивает он, подавая Илье ладонь.

От Мишки теперь пахнет бензином.

— Еду, — говорит Илья.

— Гляди, может, опять не понравится?

— Не боись, понравится… — бормочет Илья и напряженно смотрит в поле. Он слышит, как мать сзади начинает неровно дышать.

— Эх. Отгуляли, значит, мы с тобой, — говорит Мишка и оглядывается на машину с работающим мотором. — Гляди, в общем… Закурим напоследок?

Они закуривают и некоторое время молчат.

— А как с Тамаркой? — вспоминает Мишка. — Улажено?

— Чего с Тамаркой! — отвечает Илья беспечно. — Захочет — приедет.

— Так… Ну, давай жми, в общем!

— Ладно, — говорит Илья.

Им хочется обняться, но чего-то стыдно, и они просто жмут друг другу руки.

— Прямо к поезду? — спрашивает Мишка.

— В самый обрез вышли, — говорит Илья, уже нетерпеливо переминаясь.

— А то я так часика через полтора опять на станцию, подвез бы… Ну, гуд бай!

Мишка бежит к машине, а Илья с матерью идут дальше. Через минуту они слышат, как Мишка дает газ и тяжело трогает.

Мать долго молчит, стянув платок на глаза, загородив лицо от солнца. Наконец говорит рассеянно:

— Я тебе скажу, Тамара — совершенство против твоих девок, — она старательно выговаривает «совершенство» и, видно, довольна, что так складно получилось. — Да и любит тебя Тамара по-настоящему, не как эти все льстят…

Илья молчит, но матери обязательно нужно говорить. И она говорит о Тамаре, о том, что будет перекрывать летом дом, о том, чтобы попала хорошая лошадь, когда настанет ее очередь распахивать огород на усадьбе, и опять о Тамаре. Илья смотрит на часы и прибавляет шагу. Мать начинает торопиться, семенить. Мысли ее путаются.

— Ну, сынок… — говорит она и останавливается.

Илья тоже останавливается, ловит на себе выцветший, близорукий, любящий взгляд матери и начинает тереть переносицу. Рот его ведет на сторону, все в нем замирает, но он выпячивает подбородок и приподнимает брови, делая спокойное лицо.

— Дай я тебя… тебе… — говорит мать и мелко крестит его. — Иди, иди, тебе ходчее надо идти, а я еще… я тоже… пойду потихоньку.

— Я вам напишу, мамаша! — говорит Илья высоким голосом и неумело целует ее. — Не хворайте!

— Не дерись там, одевайся теплей… Может, там холодно еще, в Сибири этой, — говорит мать, стараясь не заплакать.

— Да бросьте вы, мамаша! — слишком бодро отвечает Илья. — В первый раз еду, что ли? Вы себя берегите, пишите мне, как и чего. А денег вам я пришлю с первой же получки.

Он еще раз обнимает ее, потом поворачивается и быстро идет по дороге. Он сопит, глаза ему щиплет, в горле чешется. Шагов через двести он успокаивается, дышать начинает ровней, переносицу уже не трет, и лицо его принимает то сосредоточенно-мечтательное выражение, которое держалось на нем всю последнюю неделю.

Ю. Казаков “По дороге”. Краткое содержание , главная мысль, чему учит?

Какое краткое содержание рассказа Юрия Казакова “По дороге”в 5-6 предложений?

Чему учит рассказ “По дороге”?

Главная мысль рассказа “По дороге”?

Составим краткое содержание рассказа Казакова “По дороге” для читательского дневника:

  1. Началась весна, Илья Снегирев почувствовал ее запах и засобирался в Сибирь
  2. Он уже был в Сибири и там ему не понравилось, но проработав зиму дома, вновь решил ехать в Сибирь и взял расчет
  3. Рано утром Илья отправляется в путь и его мать плача провожает его.
  4. Илья прощается с другом Мишкой, потом мать рассказывает ему о Тамаре
  5. Илья поворачивается и видлит что мать смотрит ему вслед, он машет рукой, но мать не видит.
  6. Мать продолжает иди вслед сыну и ей все время кажется, что тот оборачивается и машет ей рукой.

Этот рассказ учит нас ценить и любить своих родных, прежде всего свою маму. Мы часто вырастая забываем о том, как тяжело мама расставаться с нами, как много она плачет оставшись одна. Конечно у каждого человека в жизни свой путь, но при этом никогда не следует забывать о матери и как можно чаще дарить ей свою любовь и свое тепло.

Ю. Казаков “По дороге” краткое содержание рассказа изложим, следуя по тексту произведения.

Главный герой рассказа Илья Снегирев работае шофером. Наступает весна. Оголенная за зиму деревня наряжается в первую зелень. Запах весны позвал Илью в дорогу. Он вспоминает, как ездил на заработки в Сибирь, и его снова потянуло туда. Взяв расчет на работе, он неделю прощается с деревенскими, и вот они уже с матерью идут по дороге. Илья спешит на поезд. По дороге мать напутствует его, украдкой смахивая слезы, сожалеет, что девушка Тамара остается одна. По пути им встречается приятель Мишка.

Мать вспоминает сына босоногим мальчиком, и вот птенец уже вылетел из гнезда. Мать прощается с повзрослевшим сыном. Илья оборачивается и машет ей вслед. Чувство любви к матери наполняет его сердце.

Если совсем кратко записывать содержание данного произведения, например, в дневник читателя, то в виде небольших тезисов – основных моментов повествования, это выглядит следующим образом:

  • в деревню, где живет Илья Снегирев, пришла весна;
  • зимние размышления главного героя о Сибири закончились желанием снова туда поехать;
  • приготовления Ивана к новой поездке;
  • мать провожает сына из дома;
  • встреча на дороге: Мишка – приятель Ильи;
  • материнские заботы и переживания: Тамарка, крыша дома, огород;
  • у Ильи щиплет глаза, в горле ком, но мечты оказываются сильнее.

Главной темой данного рассказа Юрия Казакова, на мой взгляд, является противопоставление привычного, размеренного, понятного образа жизни с манящим и неведомым миром, в образе которого представлена Сибирь. Так, к примеру, за время зимних поездок (Илья работает в деревне шофером) у него постепенно вытесняется негативный опыт, полученный летом: мошкара, бараки и т.п., и остается в памяти только красота/мощь Сибири которая манит и к которой хочется еще раз прикоснуться.

Илья идет по дороге со своей матерью которая не поспевает за “желанием” сына и в итоге отстает от него. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что Илья выбирает наконец-то свой жизненный путь, отрываясь (вырываясь) из материнского гнезда, оставляя в своем сердце любовь к родному краю, но, в то же самое время, уже наполняясь энергией для открытия новых для себя жизненных горизонтов.

Илья Снегирев работает шофером. Машина и дорога две его страсти. Много километров исколесил Илья по России-матушке. И поселилась в его сердце мечта – уволиться с работы и поехать пожить в Сибири.

Сказано, сделано. Попрощавшись со своими деревенскими приятелями, собрался Илья в дорогу. Мать провожает его, плачет. Не понимает она, что заставляет сына бросить родную деревню, девушку свою – Тамарку, оставить в одиночестве старуху-мать и ехать куда-то в неизвестность.

Мать трет распухшие от слез глаза и смотрит в даль, где постепенно растворяется силуэт сына.

Главная мысль: материнская любовь – сильнейшее чувство, но в какой-то момент нужно уметь отпускать повзрослевших детей. Они должны идти дальше, строить свою жизнь, сохраняя в своем сердце чувство признательности и любви к человеку, вырастившему их.

Краткое содержание рассказа “По дороге”:

Юрий Казаков своём рассказе “По дороге” рассказывает нам о Илье Снегирёве и его матери.

Илья и его мама жили в селе, Илья работал шофёром в колхозе, но ему всегда хотелось путешествовать. Побывал он однажды и в Сибири, но вернулся домой. Однако Сибирь манила его назад, очень уж запали ему в душу эти места. Илью восхищала красота сибирской природы, тайга, труд людей, пусть и не лёгкий, но которым они гордились.

С наступлением весны Илья купил билет на поезд и отправился в путь, провожала его мать, которая была старенькая и которая никак не могла понять зачем Илье куда-то ехать. Мать не смотря на это благословляет сына на дорожку. Илья понимает, что оставляет мать и оглядывается назад, но затем снова и уверенно идёт к станции.

Читательский дневник:

  • Илья Снегирёв с мамой живут в деревне, Илья работает, но его манит Сибирь.
  • Воспоминания о Сибири, восхищение незнакомым краем.
  • Наступила весна и Илья собрался уезжать.
  • Мать не понимает намерений сына, но не удерживает его и благословляет.
  • Илья выбрал свой жизненный путь, он по пути на станцию оборачивается и видит заплаканную мать.
  • Илья твёрдой походкой идёт на станцию.

Главной мыслью рассказа является материнская любовь, её любовь к родной земле, к местам где они родились. А так же то, что в жизни нужно добиваться своей цели и не бояться перемен.

Краикое содержание рассказа Казакова “По дороге” можно изложить так:

1) Главный герой Илья Снегерев очень любит свою работу шофера, но ему не даёт покоя Сибирь. Он мечтает о ней.

2) С приходом весны он решается уехать в Сибирь и увольняется.

3) Мать пытается уговорить сына остаться, говорит о его девушке Тамарке, но он уже всё решил.

4) Илья прощается с матерью, она плачет и третий распухшие глаза от слёз.

5) Илья уходит, оборачивается и видит расстроенную мать, машет рукой и уверенной походкой удаляется вперёд к своей мечте.

Очень жаль в рассказе престарелую мать, которую оставляет сын в одиночестве и уезжает.

Главная мысль заключается в том, что ни при каких обстоятельствах нельзя забывать о самых родных м близких тебе людях, нельзя их предавать бросая.

В рассказе Юрия Казакова “По дороге” читатель знакомится с водителем Ильей Снегиревым. Он живет в селе с матерью, у него есть девушка Тамара.

Но работа в колхозе и родные места не устраивают Илью. Он побывал в Сибири, теперь его туда тянет, хотя связаны с Сибирью и не совсем приятные воспоминания, но помнится только хорошее.

Каждый февраль Илье собирается уехать назад в Сибирь.

По весне, в мае, он все-таки увольняется из колхоза и покупает билет на поезд. Провожает его только мать. Илья обещает писать и выслать денег с первой получки.

Мать благославляет сына, но его решение уехать ей непонятно и обидно.

От рассказа остается двоякое впечатление. С одной стороны, если решил ехать, нужно ехать и жить своим умом и своей жизнью.

Читайте также:  Голубое и зелёное – краткое содержание рассказа Казакова
Ссылка на основную публикацию