По дороге – краткое содержание рассказа Казакова

Юрий Казаков – По дороге

Юрий Казаков – По дороге краткое содержание

По дороге – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Юрий Павлович Казаков

Зима отстояла сиротская, как и все прошлые. Снег сошел быстро — дымом, паром на солнцепеке. Бились жеребцы в стойлах, грызли руки конюхам. Потом стали сипеть, захлебываться ревом, сотрясать дубовые брусья прикованные на ферме быки. Затрюкали на опушках дрозды, засвистели на вечерних зорях угольные скворцы, дурманом зацвела черемуха по оврагам. Бесстыдно оголенная с зимы деревня начала прикрываться распустившейся рябиной, березами, сиренью по заборам.

И уж подернулись зеленым туманом поля, стала попыливать дорога, уж катило сухое лето, когда Илья Снегирев собрался опять в Сибирь.

Он решил уехать еще давно, в феврале.

Был вечер, когда Илья, замученный ездками, вышел из конторы леспромхоза на заваленную обрубленными сучьями просеку, к своей машине. От машины — так же как от его телогрейки, ватных штанов, от рук и от шапки — пахло бензином. И Снегирев никогда не различал никаких запахов, кроме запаха пыли летом и мороза — зимой.

Но в тот февральский вечер стояла оттепель. Небо зеленело поверху, смугло рдело за лесом, деревья были черными и набухли. В воздухе так явственно тянуло весной, что Илья почувствовал ее, подышал, высморкался и, забираясь в настывшую кабину, тогда же решил ехать.

Не впервые весна срывала его с места. Побывал он и в Сибири — промучился там все лето в прошлом году, а вернулся осенью в злом разочаровании. Не понравилась ему барачная жизнь, и возненавидел он Сибирь с гнусом в тайге, с тонким, напряженным звуком «МАЗов» на дорогах.

Черно-белой, исполосованной снегом была земля, когда вернулся Снегирев домой. Лес стоял голый, мертвый, трава пожухла, дрожали на ветру былья, а по ночам мела крупой поземка. Потом повалил снег, морозило и оттаивало, и Снегирев радостно вошел в свою колею.

Он ездил днем и ночью — на станцию, в лес, даже в соседние районы, ночевал где придется, чтобы затемно нагреть воды, залить в радиатор, завести мотор и пить торопливо чай, переговариваясь о чем-нибудь незначительном с хозяином и с наслаждением слушая, как на улице мягко урчит машина.

Он любил ездить ночью по глухим дорогам, когда, кажется, один только ты не спишь на свете, когда машина валяется и клюет носом, а ослепительное пятно света впереди прыгает от колес чуть не к самому горизонту.

По ночам, в одиноких рейсах, легко думалось о прошлом, забывалась обида на Сибирь, меркло все плохое, будто и не было его никогда, а оставалась одна красота и мощь горных кряжей, неистовых нерусских рек, бетонных тяжелых контуров плотин…

И, решив однажды в феврале снова поехать туда в мае, за неделю до отъезда Снегирев взял расчет.

2

Днем он отсыпается, чувствуя себя как в отпуску. Вечерами, нарядившись, ходит к соседям прощаться. Молчалив он и хорош, как именинник, но постепенно расходится и начинает говорить про Сибирь. Говорит он долго и складно, и у друзей его туманятся лица — им тоже хочется в Сибирь.

Домой Илья приходит поздно, снимает сапоги еще в сенях, ступает по избе в носках, думая, что мать спит. Напрощавшись и нагулявшись за неделю, последний вечер проводит он дома, собираясь в дорогу, и впервые замечает грустную нежность на лице матери и ее заплаканные глаза. Ложась спать, он думает о Сибири, о матери, которая остается одна, ему делается попеременно то грустно, то весело — он курит украдкой и никак не может заснуть.

А утром, но не рано, Илья выходит из дому. Его никто не провожает, он не любит проводов. Идет с ним только мать. Все утро она проплакала и теперь, идя с сыном по деревне, задыхается, но говорит о вещах неважных.

На выезде, там, где дорога круто уходит вправо и, минуя перелески, тянется полем, попадается навстречу им машина — везет кирпич со станции. Работает теперь на ней Мишка Фирсов, сосед и приятель Ильи.

Снегиревы сторонятся, их обдает весенней легкой пылью, Мишка кричит что-то на ходу, потом тормозит, выскакивает из кабины и возвращается к Илье.

— Едешь, значит? — спрашивает он, подавая Илье ладонь.

От Мишки теперь пахнет бензином.

— Еду, — говорит Илья.

— Гляди, может, опять не понравится?

— Не боись, понравится… — бормочет Илья и напряженно смотрит в поле. Он слышит, как мать сзади начинает неровно дышать.

— Эх. Отгуляли, значит, мы с тобой, — говорит Мишка и оглядывается на машину с работающим мотором. — Гляди, в общем… Закурим напоследок?

Они закуривают и некоторое время молчат.

— А как с Тамаркой? — вспоминает Мишка. — Улажено?

— Чего с Тамаркой! — отвечает Илья беспечно. — Захочет — приедет.

— Так… Ну, давай жми, в общем!

— Ладно, — говорит Илья.

Им хочется обняться, но чего-то стыдно, и они просто жмут друг другу руки.

— Прямо к поезду? — спрашивает Мишка.

— В самый обрез вышли, — говорит Илья, уже нетерпеливо переминаясь.

— А то я так часика через полтора опять на станцию, подвез бы… Ну, гуд бай!

Мишка бежит к машине, а Илья с матерью идут дальше. Через минуту они слышат, как Мишка дает газ и тяжело трогает.

Мать долго молчит, стянув платок на глаза, загородив лицо от солнца. Наконец говорит рассеянно:

— Я тебе скажу, Тамара — совершенство против твоих девок, — она старательно выговаривает «совершенство» и, видно, довольна, что так складно получилось. — Да и любит тебя Тамара по-настоящему, не как эти все льстят…

Илья молчит, но матери обязательно нужно говорить. И она говорит о Тамаре, о том, что будет перекрывать летом дом, о том, чтобы попала хорошая лошадь, когда настанет ее очередь распахивать огород на усадьбе, и опять о Тамаре. Илья смотрит на часы и прибавляет шагу. Мать начинает торопиться, семенить. Мысли ее путаются.

— Ну, сынок… — говорит она и останавливается.

Илья тоже останавливается, ловит на себе выцветший, близорукий, любящий взгляд матери и начинает тереть переносицу. Рот его ведет на сторону, все в нем замирает, но он выпячивает подбородок и приподнимает брови, делая спокойное лицо.

— Дай я тебя… тебе… — говорит мать и мелко крестит его. — Иди, иди, тебе ходчее надо идти, а я еще… я тоже… пойду потихоньку.

— Я вам напишу, мамаша! — говорит Илья высоким голосом и неумело целует ее. — Не хворайте!

— Не дерись там, одевайся теплей… Может, там холодно еще, в Сибири этой, — говорит мать, стараясь не заплакать.

— Да бросьте вы, мамаша! — слишком бодро отвечает Илья. — В первый раз еду, что ли? Вы себя берегите, пишите мне, как и чего. А денег вам я пришлю с первой же получки.

Он еще раз обнимает ее, потом поворачивается и быстро идет по дороге. Он сопит, глаза ему щиплет, в горле чешется. Шагов через двести он успокаивается, дышать начинает ровней, переносицу уже не трет, и лицо его принимает то сосредоточенно-мечтательное выражение, которое держалось на нем всю последнюю неделю.

Юрий Казаков – По дороге

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “По дороге”

Описание и краткое содержание “По дороге” читать бесплатно онлайн.

Юрий Павлович Казаков

Зима отстояла сиротская, как и все прошлые. Снег сошел быстро — дымом, паром на солнцепеке. Бились жеребцы в стойлах, грызли руки конюхам. Потом стали сипеть, захлебываться ревом, сотрясать дубовые брусья прикованные на ферме быки. Затрюкали на опушках дрозды, засвистели на вечерних зорях угольные скворцы, дурманом зацвела черемуха по оврагам. Бесстыдно оголенная с зимы деревня начала прикрываться распустившейся рябиной, березами, сиренью по заборам.

И уж подернулись зеленым туманом поля, стала попыливать дорога, уж катило сухое лето, когда Илья Снегирев собрался опять в Сибирь.

Он решил уехать еще давно, в феврале.

Был вечер, когда Илья, замученный ездками, вышел из конторы леспромхоза на заваленную обрубленными сучьями просеку, к своей машине. От машины — так же как от его телогрейки, ватных штанов, от рук и от шапки — пахло бензином. И Снегирев никогда не различал никаких запахов, кроме запаха пыли летом и мороза — зимой.

Но в тот февральский вечер стояла оттепель. Небо зеленело поверху, смугло рдело за лесом, деревья были черными и набухли. В воздухе так явственно тянуло весной, что Илья почувствовал ее, подышал, высморкался и, забираясь в настывшую кабину, тогда же решил ехать.

Не впервые весна срывала его с места. Побывал он и в Сибири — промучился там все лето в прошлом году, а вернулся осенью в злом разочаровании. Не понравилась ему барачная жизнь, и возненавидел он Сибирь с гнусом в тайге, с тонким, напряженным звуком «МАЗов» на дорогах.

Черно-белой, исполосованной снегом была земля, когда вернулся Снегирев домой. Лес стоял голый, мертвый, трава пожухла, дрожали на ветру былья, а по ночам мела крупой поземка. Потом повалил снег, морозило и оттаивало, и Снегирев радостно вошел в свою колею.

Он ездил днем и ночью — на станцию, в лес, даже в соседние районы, ночевал где придется, чтобы затемно нагреть воды, залить в радиатор, завести мотор и пить торопливо чай, переговариваясь о чем-нибудь незначительном с хозяином и с наслаждением слушая, как на улице мягко урчит машина.

Он любил ездить ночью по глухим дорогам, когда, кажется, один только ты не спишь на свете, когда машина валяется и клюет носом, а ослепительное пятно света впереди прыгает от колес чуть не к самому горизонту.

По ночам, в одиноких рейсах, легко думалось о прошлом, забывалась обида на Сибирь, меркло все плохое, будто и не было его никогда, а оставалась одна красота и мощь горных кряжей, неистовых нерусских рек, бетонных тяжелых контуров плотин…

И, решив однажды в феврале снова поехать туда в мае, за неделю до отъезда Снегирев взял расчет.

2

Днем он отсыпается, чувствуя себя как в отпуску. Вечерами, нарядившись, ходит к соседям прощаться. Молчалив он и хорош, как именинник, но постепенно расходится и начинает говорить про Сибирь. Говорит он долго и складно, и у друзей его туманятся лица — им тоже хочется в Сибирь.

Домой Илья приходит поздно, снимает сапоги еще в сенях, ступает по избе в носках, думая, что мать спит. Напрощавшись и нагулявшись за неделю, последний вечер проводит он дома, собираясь в дорогу, и впервые замечает грустную нежность на лице матери и ее заплаканные глаза. Ложась спать, он думает о Сибири, о матери, которая остается одна, ему делается попеременно то грустно, то весело — он курит украдкой и никак не может заснуть.

Читайте также:  По дороге – краткое содержание рассказа Казакова

А утром, но не рано, Илья выходит из дому. Его никто не провожает, он не любит проводов. Идет с ним только мать. Все утро она проплакала и теперь, идя с сыном по деревне, задыхается, но говорит о вещах неважных.

На выезде, там, где дорога круто уходит вправо и, минуя перелески, тянется полем, попадается навстречу им машина — везет кирпич со станции. Работает теперь на ней Мишка Фирсов, сосед и приятель Ильи.

Снегиревы сторонятся, их обдает весенней легкой пылью, Мишка кричит что-то на ходу, потом тормозит, выскакивает из кабины и возвращается к Илье.

— Едешь, значит? — спрашивает он, подавая Илье ладонь.

От Мишки теперь пахнет бензином.

— Еду, — говорит Илья.

— Гляди, может, опять не понравится?

— Не боись, понравится… — бормочет Илья и напряженно смотрит в поле. Он слышит, как мать сзади начинает неровно дышать.

— Эх. Отгуляли, значит, мы с тобой, — говорит Мишка и оглядывается на машину с работающим мотором. — Гляди, в общем… Закурим напоследок?

Они закуривают и некоторое время молчат.

— А как с Тамаркой? — вспоминает Мишка. — Улажено?

— Чего с Тамаркой! — отвечает Илья беспечно. — Захочет — приедет.

— Так… Ну, давай жми, в общем!

— Ладно, — говорит Илья.

Им хочется обняться, но чего-то стыдно, и они просто жмут друг другу руки.

— Прямо к поезду? — спрашивает Мишка.

— В самый обрез вышли, — говорит Илья, уже нетерпеливо переминаясь.

— А то я так часика через полтора опять на станцию, подвез бы… Ну, гуд бай!

Мишка бежит к машине, а Илья с матерью идут дальше. Через минуту они слышат, как Мишка дает газ и тяжело трогает.

Мать долго молчит, стянув платок на глаза, загородив лицо от солнца. Наконец говорит рассеянно:

— Я тебе скажу, Тамара — совершенство против твоих девок, — она старательно выговаривает «совершенство» и, видно, довольна, что так складно получилось. — Да и любит тебя Тамара по-настоящему, не как эти все льстят…

Илья молчит, но матери обязательно нужно говорить. И она говорит о Тамаре, о том, что будет перекрывать летом дом, о том, чтобы попала хорошая лошадь, когда настанет ее очередь распахивать огород на усадьбе, и опять о Тамаре. Илья смотрит на часы и прибавляет шагу. Мать начинает торопиться, семенить. Мысли ее путаются.

— Ну, сынок… — говорит она и останавливается.

Илья тоже останавливается, ловит на себе выцветший, близорукий, любящий взгляд матери и начинает тереть переносицу. Рот его ведет на сторону, все в нем замирает, но он выпячивает подбородок и приподнимает брови, делая спокойное лицо.

— Дай я тебя… тебе… — говорит мать и мелко крестит его. — Иди, иди, тебе ходчее надо идти, а я еще… я тоже… пойду потихоньку.

— Я вам напишу, мамаша! — говорит Илья высоким голосом и неумело целует ее. — Не хворайте!

— Не дерись там, одевайся теплей… Может, там холодно еще, в Сибири этой, — говорит мать, стараясь не заплакать.

— Да бросьте вы, мамаша! — слишком бодро отвечает Илья. — В первый раз еду, что ли? Вы себя берегите, пишите мне, как и чего. А денег вам я пришлю с первой же получки.

Он еще раз обнимает ее, потом поворачивается и быстро идет по дороге. Он сопит, глаза ему щиплет, в горле чешется. Шагов через двести он успокаивается, дышать начинает ровней, переносицу уже не трет, и лицо его принимает то сосредоточенно-мечтательное выражение, которое держалось на нем всю последнюю неделю.

Он смотрит на легкие слоистые облака, двигает скулами, сглатывает и видит почему-то уже северный Енисей между громадами скал, сопки, тайгу, бледные электрические огни рабочих поселков при свете белой ночи.

Еще шагов через двести он оборачивается. Мать потихоньку бредет следом, держа руку козырьком. Илья останавливается, вынимает платок и машет матери. Но мать не отвечает.

«Не видит!» — растроганно думает Илья, вздыхает и идет дальше.

В то время как он идет все быстрее, все шире и решительней, мать останавливается и с радостной улыбкой машет ему рукой. Ей кажется, что сын повернулся и смотрит на нее. Она даже различает его лицо. И ей удивительно, как это она сквозь слезы все хорошо видит.

Далеко в поле катится по меже точка — бежит какая-то девчонка в сторону леса. «А ведь так вот и мать моя бегала когда-то!» — думает Илья с любовью и печалью и оглядывается. Мать уже так далеко, что нельзя понять, остановилась она или еще бредет.

Но мать все идет, все не может повернуть назад. Слезы набегают ей на глаза, и она отирает их концами косынки. Ей теперь не нужно сдерживаться, одна она в поле… «Господи! — думает она. — Не нужен им дом родной! Ездют, ездют, вся земля поднялась — время какое ноне настало! В рубашоночке… бегал босый, беленький, царица небесная! А теперь эвон — полетел. »

Она останавливается, всхлипывает, смотрит из-под руки вдаль. Давно скрылся Илья, растворился в струистой голубизне горизонта, а матери кажется, что видит она его: повернулся он тоже, машет ей, прощается.

Она глубоко, с перерывами, вздыхает и слабо помахивает ему в ответ.

Краткое содержание рассказа «Тихое утро» Ю. П. Казакова

Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

«Тихое утро» главные герои:

  • Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
  • Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

«Тихое утро» очень краткое содержание

Ю. П. Казаков «Тихое утро» краткое содержание для читательского дневника:

Как бы ни было тяжело, Яшка встаёт спозаранку: одевается, завтракает, копает червей и бежит будить своего нового приятеля из Москвы — Володю. Утолив жажду колодезной водой мальчишки отправляются на рыбалку к омуту, который считается самым «рыбным» местом.

Первую рыбу Яшка упустил, но совсем скоро вытащил из воды огромного леща. Неожиданно ком земли из-под ног Володи сползает в омут. Городской парнишка оказывается в воде и отчаянно барахтается. Яшка бросается на помощь и вытаскивает его на берег.

Чтобы очистить его лёгкие от воды, Яшка поднимает ноги Володи вверх и трясёт его, как может. Изо рта тонувшего парнишки течёт вода, по его мышцам проходит судорога, он стонет и приходит в себя. Осознав, что всё позади, Яшка пускается в рёв. Вслед за ним взревел и Володя.

Выводы:

Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

Короткий пересказ «Тихое утро»

Краткое содержание «Тихое утро» Казаков:

Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку. Он тщательно собрался: надел старые штаны и рубаху, позавтракал, накопал червей, приготовил удочки.

Выйдя на улицу, он увидел, что всё вокруг скрыто густым туманом, ничего не было видно. Яшка побежал вниз по тропинке к сеновалу, на котором ночевал его новый знакомый Володя. Володя приехал в колхоз на каникулы из Москвы.

Яшка свистом позвал товарища, но тот всё ещё спал, и не откликнулся. Тогда он позвал его по имени, и Володя вышел. Мальчик был сонный, весь помятый. Яшка разозлился на него за то, что он не встал пораньше и не был благодарен Яшке за то, что тот берёт его с собой на рыбалку.

Всю дорогу Володя очень страдает, от того, что он не похож на уверенного в себе Яшку. По пути мальчишки останавливаются попить воды из старого колодца. Ребята приходят к омуту, который поражает своей мрачностью. Яшка пугает Володю, что здесь нет дна, и в этом бочаге никто не купается. Городскому мальчику становится не по себе от рассказов деревенских ребят об осьминогах, якобы обитающих на дне этого водоёма.

Мальчишки приступают к ловле рыбы. Яшка профессионально забрасывает удочку и с раздражением наблюдает, как Володя цепляется удилищем за ветлу. В это время у Яшки начинает клевать рыба, но срывается. Злости его нет предела. Позже он всё же сумел вытащить леща. Но в это время начинает клевать у Володи, и тот, пытаясь поймать удочку, падает в омут. Он начинает тонуть.

Яшка в панике собирается бежать за помощью, но понимает, что этого нельзя делать, иначе Володя погибнет тем временем. Он бросается в омут, чтобы спасти товарища. Володя вцепляется в Яшку мёртвой хваткой, и мальчишки едва не тонут вместе. Яшка отбивается от Володи, выплывает на берег, но понимает, что не может оставить мальчика тонуть. Он возвращается за ним, но Володя уже не показывается на поверхности.

Яшка ныряет, находит мальчика и вытаскивает того в бессознательном состоянии на берег. Володя приходит в себя, но ничего не может сказать, кроме отдельных звуков и бульканья. Яша, глядя на товарища, чувствует к нему беспредельную нежность. Он счастлив, что спас друга. Но в тот же момент мальчики осознают, что могло произойти. Яшка и Володя вместе плачут от пережитого потрясения.

Вода в омуте успокаивается, рыба с крючка сорвалась и уплыла. Поднялось тёплое солнце, освещая всё вокруг. И лишь вода в бочаге была по-прежнему мрачной.

Заключение:

Это очень просто написанный рассказ о том, как один мальчик спас другого, когда тот тонул, при этом едва не ушел на дно сам. Это произведение рассказывает о моменте взросления человека. Два мальчика, впервые столкнувшись лицом к лицу со смертью, поняли, что она гораздо страшнее басней об осьминогах. Когда все было позади, они смотрели на природу вокруг и осознавали, как прекрасно все то, что они едва не потеряли. А вокруг них разгоралось тихое летнее утро.

Это интересно: «Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.

Сюжет рассказа «Тихое утро» Казаков

«Тихое утро» Казаков краткое содержание произведения:

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы.

Читайте также:  Голубое и зелёное - краткое содержание рассказа Казакова

Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну.

Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Немедля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Главная мысль:

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх. Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем непросто. Особенно, если речь идет о ребенке. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию, и совершил настоящий героический поступок.

Читайте также: Рассказ «Сашка» Кондратьева, написанный в 1979 году, во многом является автобиографичным произведением. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Сашка» по главам. В его основу легли воспоминания писателя, который воевал в стрелковой бригаде и лично принимал участие в ожесточенных боях под Ржевом. Пересказ повести будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Видео краткое содержание Тихое утро

Сюжет увлекательного произведения Юрия Казакова о возможности существования настоящей дружбы между совершенно непохожими детьми раскроет краткое содержание рассказа «Тихое утро» для читательского дневника.

Краткий пересказ рассказа “по дороге”

главный герой романа — молодой бо­ярин князь никита романович серебря­ный появляется уже в главе 1. он напоми­нает одного из былинных богатырей. ав­тор подробно описывает его вне­шность: «наружность князя соответство­вала его нраву. отличительными чертами более прият­ного, чем красивого лица его были просто­сердечие и откровенность. в его темно-се­рых глазах, осененных черными ресница­ми, наблюдатель прочел бы необыкновен­ную, бессознательную и как бы неволь­ную решительность, не позволявшую ему ни на миг задуматься в минуту действия. неровные взъерошенные брови и косая между ними складка указывали на неко­торую беспорядочность и непоследова­тельность в мыслях. но мягко и опреде­ленно изогнутый рот выражал честную, ничем непоколебимую твердость, а улыб­ка — беспритязательное, почти детское добродушие… серебряному было лет двадцать пять. роста он был среднего, широк в плечах, тонок в поясе. густые русые волосы его были светлее загорелого лица и составля­ли противоположность с темными бровя­ми и черными ресницами. короткая боро­да, немного темнее волос, слегка оттеняла губы и подбородок». внешность царя впервые описана в гла­ве «пир». вот как изображено его появле­ние: «наконец загремели трубы, зазвенели дворцовые колокола, и медленным шагом вошел сам царь, иван васильевич. он был высок, строен и широкоплеч. длинная парчовая одежда его, испещрен­ная узорами, была окаймлена вдоль раз­реза и вокруг подола жемчугом и доро­гими каменьями. драгоценное перстя­ное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителя, богоматери, апостолов и пророков. большой узорный крест висел у него на шее на золотой цепи. высокие каблуки красных сафьянных сапогов были окованы серебряными скоба­ми. страшную перемену увидел в иоанне никита романович. правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обознача­лись резче, орлиный нос стал как-то кру­че, глаза горели мрачным огнем и на челе явились морщины, которых не было преж­де. всего более поразили князя редкие во­лосы в бороде и усах. иоанну было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок. выражение лица его совершенно изменилось. так изменяется здание после . еще стоят хоромы, но украшения упали, мрачные окна глядят зловещим взором, и в пустых покоях поселилось не­доброе. со всем тем, когда иоанн взирал милос­тиво, взгляд его еще был привлекателен. улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями. с такою счастливою наруж­ностью иоанн соединял необыкновенный дар слова». нам легко представить внешность ива­на грозного, поскольку перед нами сразу же встают его живописные и скульптур­ные изображения. и. е. репин, в. м. вас­нецов, м. м. антокольский и другие мас­тера уже запечатлели в нашей памяти его облик. толстой привносит что-то новое в царский облик. портрет вымышленного героя — князя серебряного при всей де­тальности его изображения представить себе, быть может, труднее — он слишком обычен.

басня крылова “лебедь, рак и щука”.

рассказ юрия казакова «по дороге» посвящён теме социальных изменений в селе в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия. главные герои рассказа — илья снегирёв и его мать. илья снегирёв родился в селе и работал в колхозе шофёром, но его манили иные края. не впервые весна срывала его с места. побывал он и в сибири — но ему там не понравилось.

осенью вернулся илья в колхоз и вновь начал работать шофёром. но воспоминания о сибири, об этом огромном, открывшемся ему крае не давали ему покоя.автор рассказывает нам о времени освоения сибири, о великих стройках, о создании в тайге новых городов. рабочим приходилось жить в палатках, в наскоро построенных бараках, выполнять тяжёлую работу, но люди торжествовали, видя результаты своего труда. красота сибирской природы, радость напряжённого труда огромного коллектива людей оказались для ильи важнее, чем неудобства, дороже, чем спокойная жизнь в родной деревне.

когда наступила весна, илья взял в колхозе расчет и купилбилет на поезд. вечером односельчане собрались его проводить, а наутро к поезду он пошёл вдвоём с матерью. он шёл быстро, мать едва успевала за ним и вскоре решила попрощаться прямо в поле, чтобы сын не опоздал на поезд: «- дай я тебя … тебе … — говорит мать и мелко крестит его. — иди, иди, тебе ходчее надо идти, а я ещё … я тоже … пойду потихоньку».

мы чувствуем, что мать, всю жизнь прожившая в деревне, не понимает, почему её сын куда-то уезжает, почему ему неживётся в родной деревне, где у него есть дом, где живёт девушка тамара, которая любит его. но мать не удерживает сына, она благословляет его, признавая за ним право свободного выбора своего жизненного пути. илья несколько раз оглядывается на мать, которая смотрит ему вслед, и шагает к станции.

юрий казаков утверждает право человека на выбор собственного пути, на поиск новых дорог. в то же время с прекрасных описаний природы автор подчёркивает ценность труда людей, живущих в центральной россии, на земле, где они родились. образы матери и односельчан ильи — это образы чутких и трудолюбивых людей. мы понимаем, что созидательный труд ценен на любой земле.

Адам и Ева, Казаков Юрий Павлович

Краткое содержание, краткий пересказ

Краткое содержание рассказа

Художник Агеев жил в гостинице, в северном городе, приехал сюда писать рыбаков. Стояла осень. Над городом, над сизо-бурыми, заволоченными изморосью лесами неслись с запада низкие, свисающие облака, по десять раз на день начинало моросить, и озеро поднималось над городом свинцовой стеной. Утром Агеев подолгу лежал, курил натощак, смотрел на небо. Дождавшись двенадцати, когда открывался буфет, он спускался вниз, брал коньяку и медленно выпивал, постепенно чувствуя, как хорошо ему становится, как любит он всех и все — жизнь, людей, город и даже дождь. Потом выходил на улицу и бродил по городу часа два. Возвращался в гостиницу и ложился спать. А к вечеру снова спускался вниз в ресторан — огромный чадный зал, который он уже почти ненавидел.

Так провел Агеев и этот день, а на другой к двум часам пошел на вокзал встречать Вику. Он пришел раньше времени, от нечего делать зашел в буфет, выпил и вдруг испугался мысли, что Вика приезжает. Он почти не знал её — два раза только встречались, и когда он предложил ей приехать к нему на Север, она вдруг согласилась. Он вышел на перрон. Поезд подходил. Вика первая увидела его и окликнула. Она была очень хороша, а в одежде её, в спутанных волосах, в манере говорить было что-то неуловимо московское, от чего Агеев уже отвык на Севере. “Везет мне на баб!” — подумал Агеев. “Я тебе газеты привезла. Тебя ругают, знаешь”. — “А-а! — сказал он, испытывая глубокое удовольствие. — “Колхозницу” не сняли?” — “Нет, висит. — Вика засмеялась. — Никто ничего не понимает, кричат, спорят, ребята с бородами кругами ходят. ” — “Тебе-то понравилось?” Вика неопределенно пожала плечами, и Агеев вдруг разозлился. И весь день уже как чужой ходил рядом с Викой, зевал, на её вопросы мычал что-то непонятное, ждал на пристани, пока она справлялась о расписании, а вечером снова напился и заперся у себя в номере. На другой день Вика разбудила Агеева рано, заставила умыться и одеться, сама укладывала его рюкзак. “Прямо как жена!” — с изумлением думал Агеев. Но и на пароходе Агееву не стало легче. Побродив по железному настилу нижней палубы, он примостился возле машинного отделения, недалеко от буфета. Буфет наконец открылся, и тотчас к Агееву подошла Вика: “Хочешь выпить, бедный? Ну, иди, выпей”. Агеев принес четвертинку, хлеба и огурцов. Выпив, он почувствовал, как отмякает у него на душе. “Объясни, что с тобой?” — спросила Вика. “Просто грустно, старуха, — сказал он тихо. — Наверно, я бездарь и дурак”. — “Глупый!” — нежно сказала Вика, засмеялась и положила ему голову на плечо. И стала она вдруг близка и дорога ему. “Знаешь, как паршиво было без тебя — дождь льет, идти некуда, сидишь в ресторане пьяный, думаешь. Устал я. Студентом был, думал — все переверну, всех убью своими картинами, путешествовать стану, в скалах жить. Этакий, знаешь, бродяга Гоген. Три года, как кончил институт, и всякие подонки завидуют: ах, слава, ах, Европа знает. Идиоты! Чему завидовать? Что я над каждой картиной. На выставку не попадешь, комиссии заедают, а прорвался чем-то не главным — еще хуже. Критики! Кричат о современности, а современность понимают гнусно. И как врут, какая демагогия за верными словами! Когда они говорят “человек”, то непременно с большой буквы. А мы, которые что-то делаем, мы для них пижоны. Духовные стиляги — вот мы кто!” — “Не надо бы тебе пить. ” — тихо сказала Вика, жалостливо глядя на него сверху вниз. Агеев посмотрел на Вику, поморщился и сказал: “Пойду-ка спать”. Он начал раздеваться в каюте, и ему стало до слез жалко себя и одиноко. Спасение его было сейчас в Вике, он знал это. Но что-то в ней приводило его в бешенство.

Читайте также:  Никишкины тайны - краткое содержание рассказа Казакова

К острову пароход подходил вечером. Уже видна была темная многошатровая церковь. Глухо и отдаленно сгорела короткая заря, стало смеркаться. У Вики было упрямое и обиженное лицо. Когда совсем близко подошли, стали видны ветряная мельница, прекрасная старинная изба, амбарные постройки — все неподвижное, пустое, музейное. Агеев усмехнулся: “Как раз для меня. Так сказать — на переднем крае”. Гостиница на острове оказалась уютной — печка на кухне, три комнаты — все пустые. Хозяйка принесла простыни, и хорошо запахло чистым бельем. Вика со счастливым лицом повалилась на кровать: “Это гениально! Милый мой Адам, ты любишь жареную картошку?” Агеев вышел на улицу, потихоньку обошел церковь и присел на берегу озера. Ему было одиноко. Он сидел долго и слышал, как выходила и искала его Вика. Ему жалко было её, но горькая отчужденность, отрешенность от всех сошла на нею. Он вспомнил, что больные звери так скрываются — забиваются в недоступную глушь и лечатся там какой-то таинственной травой или умирают. “Где ты был?” — спросила Вика, когда он вернулся. Агеев не ответил. Они молча поужинали и легли, каждый на свою кровать. Погасили свет, но сон не шел. “А знаешь что? Я уеду, — сказала Вика, и Агеев почувствовал, как она ненавидит его. — С первым же пароходом уеду. Ты просто эгоист. Я эти два дня думала: кто же ты? Кто? И что это у тебя? А теперь знаю: эгоист. Говоришь о народе, об искусстве, а думаешь о себе — ни о ком, ни о ком, о себе. Зачем ты звал меня, зачем? Знаю теперь: поддакивать тебе, гладить тебя, да? Ну нет, милый, поищи другую дуру. Мне и сейчас стыдно, как я бегала в деканат, как врала: папа болен. ” — “Замолчи, дура! — сказал Агеев с тоской, понимая, что все кончилось. — И катись отсюда!” Ему хотелось заплакать, как в детстве, но плакать он давно не мог.

На следующее утро Агеев взял лодку и уплыл на соседний остров в магазин. Купил бутылку водки, папирос, закуску. “Здорово, браток! — окликнул его местный рыбак. — Художник? С острова? А то приезжай к нам в бригаду. Мы художников любим. И ребята у нас ничего. Мы тебя ухой кормить будем. У нас весело, девки как загогочут, так на всю ночь. Весело живем!” — “Обязательно приеду!” — радостно сказал Агеев. Возвращался Агеев в полной тишине и безветрии. С востока почти черной стеной вставала дождевая туча, с запада солнце лило свой последний свет, и все освещенное им — остров, церковь, мельница — казалось на фоне тучи зловеще-красным. Далеко на горизонте повисла радуга, И Агеев вдруг почувствовал, что ему хочется рисовать.

В гостинице он увидел вещи Вики уже собранными. У Агеева дрогнуло в душе, но он промолчал и начал раскладывать по подоконникам и кроватям картонки, тюбики с краской, перебирать кисти. Вика смотрела с удивлением. Потом он достал водку: “Выпьем на прощание?” Вика отставила свою стопку. Лицо её дрожало. Агеев встал и отошел к окну. На пристань они вышли уже в темноте. Агеев потоптался возле Вики, потом отошел, поднялся выше на берег. Внезапно по небу промчался как бы вздох — звезды дрогнули, затрепетали. Из-за немой черноты церкви, расходясь лучами, колыхалось, сжималось и распухало слабое голубовато-золотистое северное сияние. И когда оно разгоралось, все начинало светиться: вода, берег, камни, мокрая трава. Агеев вдруг ногами и сердцем почувствовал, как поворачивалась земля, и на этой земле, на островке под бесконечным небом, был он, и от него уезжала она. От Адама уходила Ева. “Ты видел северное сияние? Это оно, да?” — спросила Вика, когда он вернулся на пристань. “Видел”, — ответил Агеев и покашлял. Пароход причаливал. “Ну, валяй! — сказал Агеев и потрепал её по плечу. — Счастливо!” Губы у Вики дрожали. “Прощай!” — сказала она и, не оглядываясь, поднялась на палубу.

Покурив и постояв, пошел в теплую гостиницу и Агеев. Северное сияние еще вспыхивало, но уже слабо, и было одного цвета — белого.

«Тихое утро» читательский дневник

«Тихое утро» – поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог.

Краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника

ФИО автора: Казаков Юрий Павлович

Название: Тихое утро

Число страниц: 16. Казаков Юрий Павлович. Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1954 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в середине ХХ века, ранним летним утром в одной из русских деревушек.

Главные герои

Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.

Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

Сюжет

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы. Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну. Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Вывод и свое мнение

Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем непросто. Особенно, если речь идет о ребенке. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию, и совершил настоящий героический поступок.

Главная мысль

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх.

Авторские афоризмы

«…Все исчезло, притаилось сейчас, и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба…»

«…Яшка разозлился: он встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил…»

«…У вас там, в Москве, небось босиком не ходют…»

«…А вообще в туман рыба берет — успевай таскать. »

«…Засасывает… Как ноги опустил вниз, так все…»

«…Плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…»

Толкование непонятных слов

Пастух – человек, пасущий скот.

Сени – входная часть (прихожая) традиционного русского дома, неотапливаемое и нежилое помещение.

Ветряк – ветряная мельница.

Плетень – плетёная изгородь из прутьев, ветвей.

Новые слова

Кузница – мастерская, в которой производится ручная обработка металла, как правило, ковкой.

Амбар – холодное строение для хранения зерна, муки и т. п., а также вещей, товаров.

Сеновал – место, предназначенное для складирования сена и защиты его от атмосферных осадков в процессе хранения.

Труха – рассыпающаяся сухая масса.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 7.

Ссылка на основную публикацию