Тедди – краткое содержание рассказа Казакова

Тедди – краткое содержание рассказа Казакова

Юрий Павлович Казаков

Большого бурого медведя звали Тэдди. У других зверей тоже были имена, но Тэдди никак не мог запомнить их и постоянно путал и только свою кличку знал твердо, всегда откликался и шел, если его звали, и делал то, что ему говорили.

Жизнь его была однообразной. Работал он в цирке, работал так давно, что и счет потерял дням. Его по привычке держали в клетке, хоть он давно уже смирился и в клетке не было необходимости. Он стал равнодушен ко всему, ничем не интересовался и хотел только, чтобы его оставили в покое. Но он был старым опытным артистом, и в покое его не оставляли.

Вечером его выпускали на ярко освещенный манеж, посередине которого не торопясь расхаживал высокий человек с бледным лицом. На человеке были белые панталоны, мягкие черные сапоги и лиловая куртка с нашитой спереди золотой тесьмой. И панталоны, и куртка, и бледное равнодушное лицо человека всегда производили на Тэдди сильное впечатление, но больше всего медведь боялся его глаз.

Когда-то давно несколько раз Тэдди поднимал свой страшный звериный бунт. Он тоскливо ревел, рвал прутья клетки, и никакими самыми жестокими мерами нельзя было его успокоить. Но приходил человек с бледным лицом, становился возле клетки, смотрел на Тэдди, и каждый раз под его взглядом медведь покорно стихал и через час уже позволял выводить себя на репетицию.

Теперь Тэдди уже не бунтовал и послушно проделывал всевозможные неловкие и ненужные, часто даже неприятные штуки, и человек в белых панталонах давно уже не грозил ему взглядом, а когда говорил о медведе, то называл его не иначе как “старый добрый Тэдди”, – и в голосе его слышалась ласка.

В кожаном наморднике выходил Тэдди на манеж, кланялся зрителям, которые встречали его радостным шумом. Ему подавали велосипед, он задирал через седло ногу, отталкивался и, сильно нажимая на педали, крепко вцепившись в руль, ездил кругами по манежу. Громко играла музыка, а зрители смеялись и хлопали в ладоши.

Он умел делать еще несколько забавных штук: быстро перебирая лапами, катался на круглых чурбаках, подымался и балансировал на тонкой металлической планке, дрался в надетых на передние лапы перчатках с другим медведем, черным и маленьким. Тэдди был лишен чувства юмора, вернее, юмор его был другим, звериным, и он не понимал, почему так веселятся все эти люди, когда он с отвращением пределывает свои неудобные и неприятные штуки.

По ночам медведь часто не спал. В коридоре тускло горела маленькая лампочка, громко храпел сторож-старик, от которого всегда вкусно пахло. Звери рычали и повизгивали во сне, от клеток шел тяжелый звериный запах. В углах было темно, по полу перебегали наглые большие крысы, вставали на задние лапы, и от них тянулись тогда длинные тени.

Подумав и поворчав некоторое время, Тэдди решал заняться своим туалетом. Он долго и равномерно вылизывал лапы и живот, а когда лапы и живот становились совершенно мокрыми и липкими, принимался за бока и спину. Но спину лизать было неловко, он скоро уставал и предавался тогда печальным размышлениям.

Вспоминал он детство свое и мать – красивую медведицу с мягкими лапами и широким горячим языком. Но детства Тэдди почти не помнил, помнил только небольшой ручей с желтыми песчаными берегами; песок был мелкий и горячий. Помнил еще кисло-сладкий запах муравьев, которых ему с тех пор не доводилось попробовать.

Вспоминал он также вкусные обеды, которыми его иногда кормили в цирке. Один раз заболел небольшой ишачок, всю ночь кряхтел в стойле, а утром затих. Пришли хмурые люди и вынесли куда-то мертвого ишака. А вечером Тэдди дали не обычный суп-овсянку, а целый таз вареного пахучего мяса, и в этот день был у него праздник.

Думал он и еще о многом: какие-то образы посещали его, злость и горечь наполняли грудь, хотелось реветь, куда-то пойти и делать что-то свое, звериное, и громко вздыхал он всю ночь, а на другой день был особенно вялым и хмурым и неохотно выходил на репетицию.

Однажды цирк поехал куда-то далеко по железной дороге. Поехал и Тэдди. Он ездил так много на своем веку, что уже ничему не удивлялся и не любил только запаха бензина, которым пахли автомашины.

Все происходило так же, как и всегда: на станции клетки со зверями закатывали в вагоны, кричали, ругались, что-то приколачивали, вообще производили много шума. Наконец двери захлопнули, и скоро все равномерно задрожало и закачалось, и сильно захотелось спать. Дрожало и качалось два дня, потом стихло. Когда двери открыли и стали выгружать клетки из вагонов и грузить на автомашины, все кругом было другое и пахло иначе, но Тэдди не удивился этому.

Решено было накормить зверей, прежде чем везти их дальше. Пришел служитель, вычистил клетки, потом принес еду. Сунув в клетку Тэдди немного вареной картошки, хлеба и тазик с овсянкой, служитель отвлекся на секунду чем-то и ушел, позабыв запереть клетку.

Медведь, не обращая внимания на открытую дверцу, жадно ел картошку и овсянку и даже слегка поварчивал – так он проголодался. Съев обед и облизываясь, он по привычке стал подталкивать посуду к дверце и тут только заметил, что та не прикрыта. Он сильно удивился, высунул голову наружу, посмотрел туда-сюда, зевнул, подался назад и улегся, прикрыв глазки. Но через минуту он встал и опять высунулся. Понюхал воздух, поглядел, будто что-то припоминая, подумал, еще высунулся и спрыгнул с машины на землю. На земле он с наслаждением потянулся и стал с любопытством обходить машину.

К машине в этот момент подходил шофер. Он держал кепку под мышкой и что-то жевал. Ветер дул от него, Тэдди почуял запах колбасы и пошел навстречу. Увидев медведя, шофер перестал жевать и замер. Тздди поднялся на задние лапы и ласково заворчал. Тогда шофер быстро повернулся, уронил кепку и бросился бежать со всех ног к низкому длинному дому с какой-то вывеской над дверью.

– Помогите! – в ужасе закричал он.

Тэдди опустился и на всякий случай подался в сторону. Он даже повернул было назад, чтобы залезть обратно в привычную клетку, но тут из дома высыпали люди и закричали на медведя дикими голосами. Тэдди повернулся в испуге, ища среди всех этих людей знакомое лицо, но знакомых не было, Тэдди стало страшно, и он побежал. Он промчался мимо коновязи; лошади, увидев его, шарахнулись, заржали. Тэдди тоже рявкнул и наддал ходу.

научная статья по теме В ПОИСКАХ МЕДВЕЖЬЕГО РАЯ (ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА Ю. КАЗАКОВА «ТЭДДИ») Народное образование. Педагогика

Цена:

Авторы работы:

ФРОЛОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «В ПОИСКАХ МЕДВЕЖЬЕГО РАЯ (ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗА Ю. КАЗАКОВА «ТЭДДИ»)»

В поисках медвежьего рая

(Лингвостилистический анализ рассказа Ю. Казакова «Тэдди»)

Анализируемый рассказ построен на приеме контраста. Раскрытию этого приема способствуют языковые средства, используемые писателем для характеристики жестокости человека и «очеловечения» медведя.

Ключевые слова: контраст; узуальные и контекстуальные антонимы; синонимический ряд; парадокс; градация.

О адумывая «возродить и оживить жанр О» рассказа», Ю. П. Казаков понимал, что поставил перед собой задачу «гордую и занимательную» [Казаков 1996]. В интервью «Литературной газете» писатель говорил: «Рассказ дисциплинирует своей краткостью, учит видеть импрессионистически – мгновенно и точно. Наверное, поэтому я и не могу уйти от рассказа. Беда ли то, счастье ли: мазок – и миг уподоблен вечности, приравнен к жизни. И слово каждый раз иное» [Казаков 1979].

Рассказ «Тэдди», написанный в 1956 г. и повествующий о возвращении в лес циркового медведя, превращается у писателя в психологическую драму, где сливаются воедино Казаков-писатель, философ, музыкант и живописец. В композиции рассказа нет четкого деления на «до» и «после». Человек-властелин не сразу уступает место властелину-зверю. Объективированное повествование переплетается с видением происходящего через призму сознания зверя.

Казаков постоянно сопоставляет мир людей и мир природы. И в этом сопоставлении человеческая жизнь явно проигрывает жизни в лесу. Связующим звеном двух миров оказывается старый бурый медведь Тэдди. Он одновременно и связывает два мира, и подчеркивает своим видением происходящего непреодолимую дистанцию между ними.

Цирковая жизнь бурого медведя Тэдди монотонна и размеренна:

Жизнь его была однообразной. Работал он в цирке, работал так давно, что и счет поте-

Фролова Елена Александровна, кандидат филол. наук, доцент МПГУ. E-mail: frojlen@ yandex.ru

рял дням. Его по привычке держали в клетке, хоть он давно уже смирился и в клетке не было необходимости. Он стал равнодушен ко всему, ничем не интересовался и хотел только, чтобы его оставили в покое1.

Автор находит для определения цирковой жизни удачный эпитет – однообразная. В понимании медведя это не так плохо, потому что привыгано. Казаков раскрывает суть цирковых будней Тэдди: неоднократный повтор наречия давно в сочетании с устойчивым оборотом потерять счет (дням) со значением «не мочь сосчитать кого-либо или что-либо из-за большого количества; очень много кого-нибудь или чего-либо» [Фразеологический словарь 1986: 474] рисует картину обыденности и постоянства. Усиливают ее словоформы и словосочетания, входящие в лексико-тема-тическую группу со значением «привыкать»: по привычке, смирился, равнодушен, оставили в покое. Центральным словом в описании циркового существования Тэдди становится лексема покой. Бунт и протест зверя под властным взглядом человека уступают место покорности и послушанию: «медведь покорно стихал» и «послушно проделывал всевозможные неловкие и ненужные, часто даже неприятные штуки».

В памяти циркового Тэдди переплетаются лесное прошлое и подневольное настоящее. И то и другое связано с пищей, но при этом воспоминания о лесе -это свет, тепло, сладость, а жизнь в цирке – вкусный ароматный обед, связанный, однако, со смертью: мертвый ишак – хмурые люди – таз вареного пахучего мяса.

1 Здесь и далее цит. по изд.: Казаков Ю. П. Избранное: Рассказы; Северный дневник. – М., 1985.

Бегство Тэдди – не побег в прямом значении этого слова: медведь не обращал внимания на открытую дверцу клетки, «он даже повернул было назад, чтобы залезть обратно». Ошибка человека и страх медведя перед наказанием помогли зверю уйти в лес.

Вынужденное бегство вызывает у медведя «острое незнакомое удовольствие», но в нем живет и желание вернуться к привычному цирковому быту. Первый шаг Тэдди к себе слишком робок. И подчеркивая эту робость, Казаков использует лексический повтор: посмотрел назад; назад идти он боялся; каждый раз, выйдя на чистое место, огладывался назад. С помощью системы отрицательных конструкций писатель «закрывает» медведю дорогу в прошлое: «станции не было видно, не было ни людей, ни машин», «никто не показывался, никто не звал его» в мир людей. Автор концентрирует отрицательные частицы не, усиливая их союзом ни-ни и повторяющимся отрицательным местоимением никто.

Однако лес не сразу принял Тэдди. Медведь с цирковыми привычками был чужд ему. Писатель показывает, как меняется восприятие человека медведем. Сначала он «только и думал, как бы встретиться с людьми», и, встретив человека, «он даже хрюкнул от радости». Но прежняя связь «человек – медведь» уже нарушена, теперь они не рады встрече друг с другом, медведь понимает, что человек способен причинить боль, и у него появляется страх. Однокоренные эпигеты-характери-стики определяют новое отношение медведя к людям – «ненавидящие его и ненавистные, в свою очередь, ему».

Рассказ построен на контрасте, который носит многоуровневый характер и проявляется нередко через восприятие медведя. Прежде всего, это мир запахов. «Слово как некий объем должно вмещать запах, цвет, движение», «к речи надо иметь вкус, слово чутьем находить. И беда, когда писатель не видит спрятанный свет слова, не чувствует его заглушённый запах, когда в ладонях слово не отогревается, не начинает дышать, жить» [Казаков 1979]. В цирке «от клеток шел тяжелый

звериный запах», в лесу же воздух «свеж и чист», там «пахло сладко смолой, грибами, и еще было много будоражащих запахов», «милый сладкий запах», «маняще запахло». С помощью контекстуальных адъективных антонимов тяжелый – сладкий Казаков подчеркивает различие миров. При этом каждый из антонимов усилен неоднородными определениями. Эпитет звериный широк и однозначен одновременно. Конкретизаторы прилагательного сладкий более разнообразны и неопределенны, они волнуют и зовут.

Следующий уровень восприятия жизни- звуковой. Мир людей связан с шумом, криками и грохотом: «по ночам были слышны враждебные лесу и тишине звуки, шум моторов, металлические удары, тонкие паровозные гудки». В лесу же слышны «взлеты рябчиков и глухарей, плеск рыбы в маленьких озерах, шум леса, треск проходящих мимо лосей», звон ручья. Казаков сознательно заменяет глаголы со значением действия девер-бативами с процессуальной семантикой. Они помогают передать звуки жизни. Писатель противопоставляет грохочущее железо пению птиц, шороху травы, шелесту листвы. По мнению Тэдди, «там было опасно и шумно, а здесь тихо и хорошо». Антитеза создается за счет узуальных антонимов – кратких прилагательных, раскрывающих восприятие медведем мира старого и нового.

Третья ступень создания контраста -авторские средства описания жизни людей и жизни леса. При описании леса Ю. Казаков активно вводит яркие изобра-зительно-выразительные средства:

Внизу бежал ручей, тихонько гудели огромные сосны, отцветали последние ромашки, жадно глядящие на бессильное солнце. Берег ручья во многих местах состоял из мягкого золотистого песка со следами пур-хавшихся в нем тетеревов, мелодично и бесконечно динькала вода.

Читайте также:  Открытая книга - краткое содержание рассказа Каверина

Красочные эпитеты усиливают необычные олицетворения, а глагольные формы, созданные на основе звукописи, позволяют не только увидеть, но и услышать жизнь. Лес в рассказе «уходил на восток», «взбирался на холмы, расступался

иногда озерами или полянами». Это живой организм, в котором кипит жизнь до тех пор, пока его не коснулась рука человека. Интересно, что при описании мира людей Казаков практически не использует образные средства. Здесь преобладают глаголы-сказуемые, передающие движения человека:

Люди у костра вскочили, двое бросились в палатку и выбежали оттуда с ружьями.

Видовая дифференциация глагольных форм подчеркивает постоянство и жизненную силу лесного мира, с одной стороны (при описании леса преобладают глаголы несовершенного вида со значением длительности или повторяемости действия), и сиюминутность, суетливую быстротечность жизни в мире людей (концентрация глаголов совершенного вида) – с другой.

Своеобразным проявлением контраста в рассказе является следующее парадоксальное утверждение писателя:

Пожалуй, никто так не чувствует и не понимает, как дикие звери, что значит мать. Мать учит детеныша прятаться, драться, убегать, она объясняет ему, кто враг и кто друг. Она знает, где есть черника и муравьи, земляника, вкусные сочные коренья, мышиные норы, рыбы и лягушки; она знает, где есть свежая вода, глухие места, муравейники и солнечные поляны с мягкой высокой травой; ей ведомы тайны запахов и перекочевок. И еще она знает, что ни один зверь в лесу не доживает до глубокой старости, каждого постигает страшная беда, и нужно быть очень ловким, смелым и осторожным, чтобы как можно дольше сохранить себя и оставить после себя потомство.

Не человеческий детеныш, а дикий зверь оказывается у Казакова более привязанным к матери. Этот парадокс становится основой для вывода автора об утрате человеком способности чувствовать и переживать (неоднократно говорит писатель о бледном равнодушном лице дрессировщика, люди совершают злое дело, на их лицах появляется странная жестокая улыбка). Эмоции, скорее, свойственны медведю, который затосковал, размышлял, понял. Глаголы, содержащие сему чувства и мысли, сопровождают в рассказе

описание Тэдди. Человек же превращается в машину-робота: он действует.

Не случайно о жизни лесных обитателей читатель узнает через восприятие медведя. Вспомним описание муравьев:

Какая прелесть эти муравьи! Есть ли что-нибудь вкуснее их! Жирные, кислые, щекочущие, вызывающие сразу жажду и аппетит и тут же утоляющие их – есть их можно бесконечно!

Это внутренний монолог-восторг медведя, состоящий из восклицательных конструкций, включающих форму компаратива, обилие оценочных лексических единиц и яркие определения-характеристики.

Подчеркивая утрату человеком человеческого, писатель прибегает к параллелизму. Так, описание крыс в цирке почти полностью совпадает с описанием членов научной экспедиции. Ср.:

В углах было темно, по полу перебегали наглые большие крысы, вставали на задние лапы, и от них тянулись тогда длинные тени. – Около к

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Юрий Казаков – Тэдди

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Юрий Казаков – Тэдди краткое содержание

Тэдди – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Казаков Юрий Павлович

Юрий Павлович Казаков

Большого бурого медведя звали Тэдди. У других зверей тоже были имена, но Тэдди никак не мог запомнить их и постоянно путал и только свою кличку знал твердо, всегда откликался и шел, если его звали, и делал то, что ему говорили.

Жизнь его была однообразной. Работал он в цирке, работал так давно, что и счет потерял дням. Его по привычке держали в клетке, хоть он давно уже смирился и в клетке не было необходимости. Он стал равнодушен ко всему, ничем не интересовался и хотел только, чтобы его оставили в покое. Но он был старым опытным артистом, и в покое его не оставляли.

Вечером его выпускали на ярко освещенный манеж, посередине которого не торопясь расхаживал высокий человек с бледным лицом. На человеке были белые панталоны, мягкие черные сапоги и лиловая куртка с нашитой спереди золотой тесьмой. И панталоны, и куртка, и бледное равнодушное лицо человека всегда производили на Тэдди сильное впечатление, но больше всего медведь боялся его глаз.

Когда-то давно несколько раз Тэдди поднимал свой страшный звериный бунт. Он тоскливо ревел, рвал прутья клетки, и никакими самыми жестокими мерами нельзя было его успокоить. Но приходил человек с бледным лицом, становился возле клетки, смотрел на Тэдди, и каждый раз под его взглядом медведь покорно стихал и через час уже позволял выводить себя на репетицию.

Теперь Тэдди уже не бунтовал и послушно проделывал всевозможные неловкие и ненужные, часто даже неприятные штуки, и человек в белых панталонах давно уже не грозил ему взглядом, а когда говорил о медведе, то называл его не иначе как “старый добрый Тэдди”, – и в голосе его слышалась ласка.

В кожаном наморднике выходил Тэдди на манеж, кланялся зрителям, которые встречали его радостным шумом. Ему подавали велосипед, он задирал через седло ногу, отталкивался и, сильно нажимая на педали, крепко вцепившись в руль, ездил кругами по манежу. Громко играла музыка, а зрители смеялись и хлопали в ладоши.

Он умел делать еще несколько забавных штук: быстро перебирая лапами, катался на круглых чурбаках, подымался и балансировал на тонкой металлической планке, дрался в надетых на передние лапы перчатках с другим медведем, черным и маленьким. Тэдди был лишен чувства юмора, вернее, юмор его был другим, звериным, и он не понимал, почему так веселятся все эти люди, когда он с отвращением пределывает свои неудобные и неприятные штуки.

По ночам медведь часто не спал. В коридоре тускло горела маленькая лампочка, громко храпел сторож-старик, от которого всегда вкусно пахло. Звери рычали и повизгивали во сне, от клеток шел тяжелый звериный запах. В углах было темно, по полу перебегали наглые большие крысы, вставали на задние лапы, и от них тянулись тогда длинные тени.

Подумав и поворчав некоторое время, Тэдди решал заняться своим туалетом. Он долго и равномерно вылизывал лапы и живот, а когда лапы и живот становились совершенно мокрыми и липкими, принимался за бока и спину. Но спину лизать было неловко, он скоро уставал и предавался тогда печальным размышлениям.

Вспоминал он детство свое и мать – красивую медведицу с мягкими лапами и широким горячим языком. Но детства Тэдди почти не помнил, помнил только небольшой ручей с желтыми песчаными берегами; песок был мелкий и горячий. Помнил еще кисло-сладкий запах муравьев, которых ему с тех пор не доводилось попробовать.

Вспоминал он также вкусные обеды, которыми его иногда кормили в цирке. Один раз заболел небольшой ишачок, всю ночь кряхтел в стойле, а утром затих. Пришли хмурые люди и вынесли куда-то мертвого ишака. А вечером Тэдди дали не обычный суп-овсянку, а целый таз вареного пахучего мяса, и в этот день был у него праздник.

Думал он и еще о многом: какие-то образы посещали его, злость и горечь наполняли грудь, хотелось реветь, куда-то пойти и делать что-то свое, звериное, и громко вздыхал он всю ночь, а на другой день был особенно вялым и хмурым и неохотно выходил на репетицию.

Однажды цирк поехал куда-то далеко по железной дороге. Поехал и Тэдди. Он ездил так много на своем веку, что уже ничему не удивлялся и не любил только запаха бензина, которым пахли автомашины.

Все происходило так же, как и всегда: на станции клетки со зверями закатывали в вагоны, кричали, ругались, что-то приколачивали, вообще производили много шума. Наконец двери захлопнули, и скоро все равномерно задрожало и закачалось, и сильно захотелось спать. Дрожало и качалось два дня, потом стихло. Когда двери открыли и стали выгружать клетки из вагонов и грузить на автомашины, все кругом было другое и пахло иначе, но Тэдди не удивился этому.

Решено было накормить зверей, прежде чем везти их дальше. Пришел служитель, вычистил клетки, потом принес еду. Сунув в клетку Тэдди немного вареной картошки, хлеба и тазик с овсянкой, служитель отвлекся на секунду чем-то и ушел, позабыв запереть клетку.

Медведь, не обращая внимания на открытую дверцу, жадно ел картошку и овсянку и даже слегка поварчивал – так он проголодался. Съев обед и облизываясь, он по привычке стал подталкивать посуду к дверце и тут только заметил, что та не прикрыта. Он сильно удивился, высунул голову наружу, посмотрел туда-сюда, зевнул, подался назад и улегся, прикрыв глазки. Но через минуту он встал и опять высунулся. Понюхал воздух, поглядел, будто что-то припоминая, подумал, еще высунулся и спрыгнул с машины на землю. На земле он с наслаждением потянулся и стал с любопытством обходить машину.

К машине в этот момент подходил шофер. Он держал кепку под мышкой и что-то жевал. Ветер дул от него, Тэдди почуял запах колбасы и пошел навстречу. Увидев медведя, шофер перестал жевать и замер. Тздди поднялся на задние лапы и ласково заворчал. Тогда шофер быстро повернулся, уронил кепку и бросился бежать со всех ног к низкому длинному дому с какой-то вывеской над дверью.

– Помогите! – в ужасе закричал он.

Тэдди опустился и на всякий случай подался в сторону. Он даже повернул было назад, чтобы залезть обратно в привычную клетку, но тут из дома высыпали люди и закричали на медведя дикими голосами. Тэдди повернулся в испуге, ища среди всех этих людей знакомое лицо, но знакомых не было, Тэдди стало страшно, и он побежал. Он промчался мимо коновязи; лошади, увидев его, шарахнулись, заржали. Тэдди тоже рявкнул и наддал ходу.

Он пробежал огородом, запинаясь на грядках, перемахнул через плетень и помчался полем к далекому лесу. Бежал он быстро, прижав уши, фыркая, испытывая острое незнакомое удовольствие, но, добежав до первых кустов и запыхавшись, он остановился и с испугом посмотрел назад: станции не было видно, не было ни людей, ни машин, только голое поле и темнеющие вдали крыши. Медведь затосковал, ему очень захотелось попасть опять в цирк, жить в темном коридоре, слушать по ночам храп вкусно пахнувшего сторожа. Назад идти он боялся и тихонько ворчал, приподымаясь на задние лапы и раскачиваясь. Потом он обернулся, посмотрел на лес, несколько раз фыркнул, чтобы прочистить нос, и понюхал. Пахло сладко смолой, грибами, и еще было много будоражащих запахов. Тздди пошел к лесу. Он медленно шел кустами и каждый раз, выйдя на чистое место, оглядывался назад в надежде увидеть служителя или человека в белых панталонах, которые ласково сказали бы ему: “Тэдди!” Но никто не показывался, никто не звал его, было тихо, а из леса все более явственно доносился могучий зов. И Тэдди со смешанным чувством страха и любопытства вошел в лес.

Тэдди

  • 453

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • txt
  • epub
  • rtf
  • mobi

Аннотация

Юрий Павлович Казаков

Большого бурого медведя звали Тэдди. У других зверей тоже были имена, но Тэдди никак не мог запомнить их и постоянно путал и только свою кличку знал твердо, всегда откликался и шел, если его звали, и делал то, что ему говорили.

Жизнь его была однообразной. Работал он в цирке, работал так давно, что и счет потерял дням. Его по привычке держали в клетке, хоть он давно уже смирился и в клетке не было необходимости. Он стал равнодушен ко всему, ничем не интересовался и хотел только, чтобы его оставили в покое. Но он был старым опытным артистом, и в покое его не оставляли.

Вечером его выпускали на ярко освещенный манеж, посередине которого не торопясь расхаживал высокий человек с бледным лицом. На человеке были белые панталоны, мягкие черные сапоги и лиловая куртка с нашитой спереди золотой тесьмой. И панталоны, и куртка, и бледное равнодушное лицо человека всегда производили на Тэдди сильное впечатление, но больше всего ме.

Отзывы

Популярные книги

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 75664
  • 25
  • 18

Серия: Потерянная дружба #3,5 .

Объятые Пламенем (ЛП)

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 50835
  • 14
  • 9

В штате Нью-Йорк убивают женщин, их тела обнаруживают таинственным образом висящими в цепях. Лишь .

Когда кругом обман

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 226874
  • 29
  • 5

Михаил Булгаков Мастер и Маргарита Москва 1984 Текст печатается в последней прижизненной редакци.

Мастер и Маргарита

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 40348
  • 2

В ОЖИДАНИИ МАЛЫША Уильям и Марта Сирс Как пользоваться этой книгой Чтобы составить представление.

В ожидании малыша

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 165128
  • 14
  • 13

Сто тысяч лет назад Homo sapiens был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой пла.

Sapiens. Краткая история человечества

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 34510
  • 4

Колин Кэмпбелл, Томас Кэмпбелл Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования.

Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья

Дорогой ценитель литературы, погрузившись в уютное кресло и укутавшись теплым шерстяным пледом книга “Тэдди” Казаков Юрий Павлович поможет тебе приятно скоротать время. При помощи ускользающих намеков, предположений, неоконченных фраз, чувствуется стремление подвести читателя к финалу, чтобы он был естественным, желанным. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. Автор искусно наполняет текст деталями, используя в том числе описание быта, но благодаря отсутствию тяжеловесных описаний произведение читается на одном выдохе. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. Центром произведения является личность героя, а главными элементами – события и обстоятельства его существования. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. Из-за талантливого и опытного изображения окружающих героев пейзажей, хочется быть среди них и оставаться с ними как можно дольше. Приятно окунуться в “золотое время”, где обитают счастливые люди со своими мелочными и пустяковыми, но кажущимися им огромными неурядицами. “Тэдди” Казаков Юрий Павлович читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

Читайте также:  Свечечка – краткое содержание рассказа Казакова

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 453

Новинки

  • Читаю
  • Хочу прочесть
  • В архив
  • 5

– Почему у тебя не будет детей? – удивился Эйнар. – Потому что у меня их не будет! Там, в моей .

Ребенок для магиссы

– Почему у тебя не будет детей? – удивился Эйнар. – Потому что у меня их не будет! Там, в моей .

Литературная игра “По следам Тедди”

Литературная игра “По следам Тедди” посвящалась 90-летию со дня рождения Ю.П. Казакова и проводилась среди 5-6 классов. Ребята заранее читали рассказ “Тедди” и соревновались командами на лучшее знание произведения.

Просмотр содержимого документа
«Литературная игра “По следам Тедди”»

Федяева Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

Литературная игра для 5-6 классов «По следам Тедди» (внеклассное мероприятие)

Цели: 1.побуждение интереса к художественному миру Ю.П. Казакова, к активности душевных движений учащихся и поиску ответов на вечные вопросы о смысле существования на земле;

2.развитие умения работы с художественным текстом, навыков поисково-исследовательской деятельности;

3. воспитание гуманного отношения к природе.

Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, презентация биографии писателя, текст рассказа, рабочие листки для записей, кусковой сахар и туесок для рефлексии.

Наша игра « По следам медведя Тедди» посвящена 90-летию со дня рождения Юрия Павловича Казакова и его рассказу «Тедди». Юрия Казакова очень любят у нас в Архангельской области. Он многих научил видеть красоты Архангельского Севера. Родился он 8 августа 1927 года в Москве, в рабочей семье. Учился сначала в музыкальном училище им. Гнесиных по классу контрабаса, а затем в литературном институте им. Горького. В годы учёбы в институте несколько раз бывал в Архангельске и беломорских деревнях и сёлах. Здесь были изданы его первые книги «Тедди» (1957) и сборник рассказов «Манька» (1958).

Юрий Павлович с любовью написал о нашем северном крае: «Месяца полтора ходил я по Северу, по Белому морю, жил по нескольку дней в разных деревнях, жадно расспрашивал каждого о чём придётся… пока не понял вдруг, что чуть не каждый человек, родившийся и выросший в суровом краю, – герой». Но не только люди – герои его рассказов. Очень трогательно, правдиво он угадывал движения души любого животного. В рассказе «Тедди» писатель возвращает циркового медведя в обычную для животного среду. Но путь этот для него был необычным и даже опасным.

Вы готовы отправиться в путешествие по следам Тедди? Хотите узнать о мастерстве автора и его книгах больше? Тогда вперед!

Условия игры. За правильный ответ на станции команде присуждается один балл. Право первого хода разыгрывается считалкой.

Миша – северный медведь,
Пришел город посмотреть.
На вокзале в первом зале
Мише гости заказали
Бутерброды и пирог,
Со сметаною творог.

Задание 1. Итак, мы знаем, что Тедди в начале рассказа жил и работал в цирке. А что он делал на сцене, какие акробатические номера выполнял? Выберите для ответа иллюстрации на слайдах.

После выбора командами номеров слайдов с верными на их взгляд иллюстрациями цитируется правильный ответ: «Он умел делать еще несколько забавных штук: быстро перебирая лапами, катался на круглых чурбаках, подымался и балансировал на тонкой металлической планке, дрался в надетых на передние лапы перчатках с другим медведем, черным и маленьким».

Жюри проставляет оценки каждой команде. За каждый правильный ответ – 1 балл.

2. С кем или с чем были связаны воспоминания Тедди, пока он жил в цирке?

Командам предлагается отрывок из текста с пропущенными словами-ответами. Нужно вписать необходимые по тексту слова.

Вспоминал он….( детство) свое и….( мать) – красивую медведицу с мягкими лапами и широким горячим языком. Но детства Тэдди почти не помнил, помнил только небольшой…..(ручей) с желтыми песчаными берегами; песок был мелкий и горячий. Помнил еще кисло-сладкий запах …..(муравьев), которых ему с тех пор не доводилось попробовать.

3. « Однажды цирк поехал куда-то далеко…Поехал и Тэдди». Во время остановки случился вполне предвиденный случай: служитель цирка, пока кормил животных, забыл закрыть клетку с Тедди. Медведь вовсе не думал убегать, на это его подтолкнули чувства, которые написаны на выданных карточках. Расположите их в приведённом по тексту порядке, проставьте номера соответствующие последовательности.
(Любопытство, испуг, страх, тоска)

Для проверки ответа: «Медведь, не обращая внимания на открытую дверцу, жадно ел картошку и овсянку и даже слегка поварчивал – так он проголодался. Съев обед и облизываясь, он по привычке стал подталкивать посуду к дверце и тут только заметил, что та не прикрыта. Он сильно удивился, высунул голову наружу, посмотрел туда-сюда, зевнул, подался назад и улегся, прикрыв глазки. Но через минуту он встал и опять высунулся. Понюхал воздух, поглядел, будто что-то припоминая, подумал, еще высунулся и спрыгнул с машины на землю. На земле он с наслаждением потянулся и стал с любопытством обходить машину.
К машине в этот момент подходил шофер. Он держал кепку под мышкой и что-то жевал. Ветер дул от него, Тэдди почуял запах колбасы и пошел навстречу. Увидев медведя, шофер перестал жевать и замер. Тздди поднялся на задние лапы и ласково заворчал. Тогда шофер быстро повернулся, уронил кепку и бросился бежать со всех ног».

«Тэдди опустился и на всякий случай подался в сторону. Он даже повернул было назад, чтобы залезть обратно в привычную клетку, но тут из дома высыпали люди и закричали на медведя дикими голосами. Тэдди повернулся в испуге, ища среди всех этих людей знакомое лицо, но знакомых не было, Тэдди стало страшно, и он побежал. Он промчался мимо коновязи; лошади, увидев его, шарахнулись, заржали. Тэдди тоже рявкнул и поддал ходу».

«Бежал он быстро, прижав уши, фыркая, испытывая острое незнакомое удовольствие, но, добежав до первых кустов и запыхавшись, он остановился и с испугом посмотрел назад: станции не было видно, не было ни людей, ни машин, только голое поле и темнеющие вдали крыши. Медведь затосковал, ему очень захотелось попасть опять в цирк, жить в темном коридоре, слушать по ночам храп вкусно пахнувшего сторожа».

4. Ещё больше напугал практически ручного медведя человек с ружьём. «Подняв голову, он внезапно встретился взглядом с человеком, который стоял наверху. Тэдди удивился и стал подниматься на задние лапы, он даже хрюкнул от радости. Но человек не обрадовался и не сказал ничего похожего на “Тэдди”, как ожидал медведь, – человек побледнел, быстро сорвал с плеча ружье, поднял его, сверкнул огонь, ударил резкий гром, что-то больно хлестнуло Тэдди по ушам, он рявкнул, повалился на траву и замахал всеми четырьмя лапами. Медведь ревел от боли, обиды и удивления, а человек, сделав свое злое дело, бросился бежать, и даже сквозь свой рев Тэдди слышал, как быстро топотали его ноги и как все трещало на его пути».

Задание: дополнить пословицы и поговорки на тему: «Ружьё».

Не пуля, а человек из ружья убивает.

На грех и незаряженное ружье выпалит.

На что тому ружье, кто стрелять не умеет.

Кто винтовку не почистит, не смажет, тому она в лесу (допускается: в бою) откажет.

Желания охотника и медведя не совпадают.

5 задание. Это не первое столкновение Тедди с человеком, которое вынудило его бежать из этих мест и переплыть реку. Он не решался сделать этого раньше, потому что не знал, что умеет плавать, в цирке ему не доводилось этого делать. Какие ещё открытия для себя сделал Тедди?

(Звери в неволе всегда пахнут сильнее, научился определять животных по следам, вспомнил сладкий вкус муравьёв, понял, что все другие звери считали его самым сильным и опасным животным в лесу, научился ловить рыбу. Он стал спать всегда головой в ту сторону, откуда пришел: он узнал, что помимо ягод и кореньев очень вкусны грибы.)

«Теперь Тэдди не жевал без разбора все, что попадет, как в первые дни; он узнал, что самые сочные коренья растут в сырых местах; он стал пить только чистую проточную воду и научился пользоваться ветром; чутье его стало лучше, и Тэдди уже мог ощущать очень тонкие или старые запахи; и он узнал еще на горьком опыте, что не все в лесу съедобно, что есть ягоды и грибы, которые лучше не трогать».

Ответы предварительно обсуждаются в командах. Каждый правильный ответ оценивается жюри 1 баллом.

6. Физкультминутка « Медведь по лесу бродит»
Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согну­тыми руками.)
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не повора­чивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)
Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)
И пчелок вспоминает. (И.Лопухина)

7. Многому научился Тедди и много новых лакомств нашел для себя в лесу. А самыми вкусными по рассказу были для него …….муравьи. «Какая прелесть эти муравьи! Есть ли что-нибудь вкуснее их! Жирные, кислые, щекочущие, вызывающие сразу жажду и аппетит и тут же утоляющие их – есть их можно бесконечно!»

Задание командам: за 5 минут из слова «Муравейник» составить как можно больше новых слов (считаются только нарицательные имена существительные в именительном падеже, единственном числе).

8. «Однажды Тэдди набрел на небольшое овсяное поле в стороне от селений, в лесу, возле старой заброшенной дороги. Он сразу понял, что это не просто так растет, а как-то связано с человеком». Вкусный овёс напомнил ему овсяную кашу из цирка и привёл его к неминуемой опасности – охотничьей западне. Вот такая своеобразная ловушка изображена на слайде.

Задание капитанам команд: найти среди представленных картинок овёс.(1- рожь, 2- пшеница, 3- ячмень, 4-овёс). Какие блюда можно приготовить из крупы овса? Ответы должны быть даны без повторений. (печенье, каша, кисель, отвар, сухие завтраки, хлеб с отрубями и т.д.) 1 балл присуждается за правильный выбор картинки и 1 балл за последнее названное блюдо.

9. Раненому медведю удалось убежать, но теперь все люди, даже без ружья вызывали в нём ярость и злость. Из прирученного циркового медведя Тедди превратился в настоящего лесного зверя, хозяина леса.

Доверять он мог только сойкам и сорокам, хоть и считаются они самыми пустыми птицами.

Задание: Каким приметам, связанными с жизнью птиц научился Тедди? (Дается время для нахождения информации в тексте, но отвечает только одна команда по первой готовности) За правильный ответ -5 баллов. (С помощью ворон и сорок медведь узнаёт, где лежит падаль. Там можно без труда поживиться)

Подтверждение из текста:

«Он научился угадывать причину того или иного крика желны, а если замечал издали, что, сидя на верхушке сухого дерева, ворона чистит клюв, а чуть пониже ее, опустив хвост, сидят неподвижные сороки и смотрят вниз, – он немедленно направлялся туда, даже не справляясь с чутьем, так как знал, что там, где есть сытые вороны, всегда найдется чем поживиться».

Желна-птица рода дроздовых, крупный дятел.

10. Хорошо было Тедди в глухом лесу, куда не ступала нога человека. Но всё чаще его одолевала тревога, он всё чаще чувствовал присутствие другого хозяина. «Выходило, что не он один царствовал в лесах, был другой, и теперь этого другого следовало опасаться. С этого дня для Тэдди уже не стало покоя».

«Встреча их произошла неожиданно…. Медведь стоял, низко опустив голову, и казался от этого горбатым. Он стоял молча и в упор смотрел на Тэдди. И еще не было произнесено ни звука, не было сделано ни движения, а Тэдди уже понял, что именно он должен навсегда покинуть этот прекрасный край. Разве мог он хотя бы помыслить о соперничестве с этой ужасной громадиной!» Не было ни жесткой схватки, ни кровавых ран, эта схватка шла на расстоянии. Тедди по взгляду соперника понял, что должен уступить, уйти.

11.Не огорчайтесь, друзья. Кто прочитал книгу, тот понял, что судьба медведя сложилась вполне благополучно. Я думаю, бедный Тедди с лихвой настрадался и именно поэтому стал сильным, выносливым, и, конечно, заслужил счастливую участь. Он нашёл для себя землю обетованную и «наконец-то пришел в страну своего детства. Больше его никуда уже не манило, никуда не хотелось идти, путешествие его было окончено».

Читайте также:  Оленьи Рога – краткое содержание рассказа Казакова

Как вы понимаете словосочетание «земля обетованная»?

Я зачитаю значения этого слова из толковых словарей, а ваша задача привести как можно больше синонимов к прилагательному «обетованная».

библейск. страна (Палестина), в которую, по библейскому сказанию, бог привел евреев из Египта, в силу своего обещания

перен. место, куда кто-либо страстно мечтает и стремится попасть

перен. предмет страстных желаний, устремлений, надежд и т.п.

перен. место, где царит довольство, изобилие, счастье

(Счастливая, изобильная, желанная, свободная, райская и т.д.)

Подводятся итоги игры.

Рефлексия. «Тэдди стоял на опушке, приподнявшись на задних лапах, и раскачивался в тоске по человеку. Но ему не просто был нужен человек, а только могучий человек в белых панталонах». (Его мудрый и добрый дрессировщик) «Ему нужно было, чтобы тот подошел и почесал бы ему за ухом и сказал ласково: “Тэдди!” – и положил бы своей крепкой рукой кусок сахару ему в пасть. » Ребята, если вам понравилась наша игра, я предлагаю вам положить кусочек сахару в туесок для Тедди.

Казаков “Никишкины тайны”: краткое содержание, кто главные герои?

Рассказ написан более 60 лет назад, еще в 1957 году. Действие происходит на берегу Белого моря.

Главный герой — мальчик Никишка. Он отличается от других мальчишек своей вдумчивостью, молчаливостью, ещё тем, что сторонится сверстников и любит одиночество. А вот с родителями он раскрывается.

Сюжет рассказа прост: мать отправляет мальчика отвезти отцу еду. Отец — рыбак, и Никишка едет к нему верхом через лес, страшновато ему. Но вот запах дыма, слышен стук топора, слышно, как отец поет песню.

А дальше — беседа отца с сыном. Они вместе отправляются в море, рыбачат в лодке и разговаривают. О природе, о море, о будущем мальчика. Отец учит Никишку не обращать внимания на насмешки, жить, как ему привычно, “думать, когда думается”. Никишке хорошо с отцом, они понимают друг друга во всем. И это здорово, когда родные люди понимают друг друга.

Краткое содержание сказки о Рыбаке и Рыбке для читательского дневника

  • Жил-был старик-рыбак со своей женой-старухой. Однажды он рыбачил, и выловил необычную рыбку, которая пообещала исполнять его желании, если он ее отпустит.
  • Старик отпустил ее просто так, бескорыстно, но его жена стала требовать, чтобы он загадывал рыбке желания.
  • Старик загадал, рыбка исполнила, но старухе хотелось все больше и больше, она была очень жадной.
  • В конце концов рыбку это достало, она обиделась и вернула все как было, старик и жадная старуха остались ни с чем.

Эта сказка хорошо иллюстрирует то, что нельзя постоянно хотеть большего и большего, это не приведет ни к чему хорошему.

Альбер – рыцарь для участия в рыцарском турнире просит принести слугу шлем, но тот оказывается испорчен с предыдущего поединка. Такой шлем надеть нельзя, это обстоятельство печалит рыцаря. Слуга в утешение говорит о том, как здорово его хозяин показал себя в предыдущем поединке. Альбер объясняет, что в тот момент им двигало недовольство своей нуждой, невозможностью приобрести новые доспехи. Снять же шлем с поверженного противника взамен своему испорченному не позволяет ему рыцарская честь. Кроме того, герой упоминает, что нуждается в новом платье. При этом его отец барон обладает скопленным годами богатством, которое не желает растрачивать на потребности сына.В займы Альберу никто не дает.

Приходит Соломон, которого Альбер вновь просит дать немного денег в займы, но тот отказывает и намекает, что смерть отца решила бы проблемы рыцаря. Советует применить яд. Альбер приходит в ярость от такого совета и угрожает Соломону расправой.Тот спешит скрыться.

Барон в своем замке в это время любуется своим золотом, думает об историях каждой заработанной монеты. Приходит к выводу, что его сын не достоин наследовать эти деньги, так как потратит их на что попало.

Встреча барона и герцога происходит напряженно, барон обвиняет собственного сына в желании обворовать его. Альбер услышав этот разговор из прикрытия, резко возражает отцу и обвиняет его в скупости. Тот в бешенстве бросает рыцарю белую перчатку как первый дар от отца сыну.

Герцог приходит в ужас от увиденного и прогоняет отца и сына. После чего барон умирает, а герцог говорит об ужасном веке и ужасных сердцах людей.

Трагедия Пушкина учит читателя тому, что деньги не могут быть целью жизни. В противном случае, человек только и будет что копить и пересчитывать свои богатства, лишая себя тех радостей жизни, для которых он первоначально старался их заработать. Это может привести к тому, что человек сам станет несчастным и сделает несчастным своих близких.

Летом Митя отдыхал у бабушки. Он купался, загорал, в общем – весело проводил время. Но однажды бабушка попросила Митю сходить к ее родственнице – которая, по ее словам, “совсем старая стала”.

Митя взял гостинцев и, оправился к бабке Егоровне, которая, как оказалось позже, была по совместительству еще и Бабой Ягой, правда доброй. Его путь лежал вниз по волшебной реке. По пути Митя встретил Серого волка, пообщался с ним и даже угостил его пирожками с колбасой.

Егоровна встретила Митю неприветливо, однако, узнав, что он внук ее родственницы, немного смягчилась. Жизнь у Егоровны показалась Мите похожей на сказку: оказалось, что все персонажи, о которых он раньше только читал, все они так или иначе связаны с бабкой Егоровной. Это и Кикимора, и Василиса Премудрая, и Змей Горыныч, царевна Несмеяна, царь Макар и другие. С каждым из них в книге связана какая-то поучительная история.

Сказка заканчивается отъездом Мити обратно в Москву. Напоследок он просит обеих бабушек, провожавших его, чтобы они ждали его в гости следующим летом: уж очень интересные каникулы выдались у Мити.

Дети Гринька, Федя и Ваня собрались пойти нарвать щавеля. Ваню послала его бабушку, сказав, что из щавеля, собранного Ваней она приготовит зеленые щи. Всё было хорошо, но скоро дети наткнулись на пчельник, решили повернуть назад, но тут заметили малыша, который орал и страшно визжал от укусов пчел. Это был сын пчеловода маленький Васятка. Гринька и Федя не захотели спасти малыша, на это дело пошел Ванька, который спас ребенка и довел его до дома. Мать Васятки поблагодарила Ваньку и заметила, что и тот пострадал от пчел.

По дороге домой у Вани начала опухать губа, глаз, бабушка над ним дома смеялась, но когда пришел отец и бабушка ей рассказала о случившемся и задала вопрос, а а чтобы сказала мама. Тогда отец похвалил Ваню и сказал, что мать бы обрадовалась за такой поступок сына.

Сказка Андерсена о том, какие испытания пришлось выдержать маленькому оловянному солдатику и она с печальным концом.

Мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были красавцы, в мундирах с ружьями, но один был на одной ноге, потому что на него не хватило олова от оловянной ложки. Мальчик играл с солдатиками и одноногий солдатик увидел красивый замок и в нем танцовщицу на одной ножке, он сразу влюбился в неё и мечтал о том, чтобы она стала его женой. Но на следующий день, то ли по неосторожности мальчика, то ли по злому умыслу тролля, солдатик упал из окна дома, с третьего этажа.

Его подобрали мальчишки и посадили в бумажную лодку, отправили в плавание по сточным водам. Солдатик стойко переносил это плавание и мечтал о танцовщице. Злая крыса под мостом потребовала показать паспорт, потому что он проплывал по её территории, затем он попал в пасть рыбе, которую поймали рыбаки. Рыбу принесли в тот же дом, где раньше жил солдатик, он обрадовался увидев танцовщицу. Но мальчик бросил солдатика в горящую печь и он стал плавится. Последнее, что увидел стойкий оловянный солдатик была танцовщица, которую подхватил ветер и принёс в ту же печь, они сгорели вместе. Утром кухарка, выметая золу, нашла маленький кусочек олова в виде сердца и блестку, которой когда-то скреплялась лента танцовщицы.

Никишкины тайны – краткое содержание рассказа Казакова

Подробное решение Страница 144-165стр. по литературе для учащихся 6 класса, авторов Мушинская Т.Ф., Перевозная Е.В., Каратай С.Н. 2014

1.Подумайте, почему рассказ Ю. П. Казакова так называется?

В рассказе идет речь о Мальчике Никишке, который был не похож на других — он глубоко чувствовал и понимал живую природу, ощущал свою взаимосвязь с ней, свое единство. Он мечтал разгадать тайны, которые таились в лесу море, его душе. У мальчика – богатый внутренний мир, е похожий ни на что, интересный и таинственный.

2. За что автор любит своего героя? Что удивительного находит писатель в ребёнке восьми лет?

Автор любит своего героя за то, что в нем дремлет маленький художник, который по-особенному чувствует окружающий мир и природу. Он понимает животных, хочет узнать, о чем говорят березы, о чем шепчутся камни, он больше размышляет, чем другие дети. Он не такой как все.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1. Какие тайны хочет разгадать Никишка?

Никитке хочется разгадать тайны природы и животного мира.

2. У Никишки чуткая душа. Богатство мира открыто ему. Талант мальчика в чутком, обострённом восприятии звуков, красок, запахов. Все они описаны так, как их слышит, видит, чувствует Никишка. Какие это звуки, краски, запахи? Найдите эти слова в тексте.

Стр.147 «Недалеко от берега….»

Стр.148 «Смотрит Никишка…»

Стр.149 «Весело Никишке…»

Стр.155 «Закрывает глаза Никишка…»

Стр.156 «Неясные тени…»

3. Природа живая в понимании ребёнка. У каждого дерева, ручья свой голос. Какими словами передаёт эти голоса автор? Как и с кем разговаривает Никишка? Можно ли сказать, что собака и лошадь понимают мальчика?

Никишка понимает голоса природы. Закроет он глаза, видит землю родную с морем, лесами, озёрами, солнце видит, птиц молчаливых, зверей странных, кажется ему вот-вот тайну какую-то узнает, никому неведомую, слово заветное произнесёт. И нарушится молчание, заговорят все с Никишкой, все ему разом понятным станет. Никишка разговаривает с собакой и лошадью. Они действительно его понимают, так как мальчик чутко настроен на мир природы, духовный мир.

4. Какой изображена природа в рассказе? Как вам кажется, есть ли связь между богатством, разнообразием северной природы и переживаниями, мыслями ребёнка?

Природа в рассказе изображены живой, чувствующей. Между богатством, разнообразием северной природы и переживаниями, мыслями ребёнка существует тесная связь. Внутренний мир Никишки столь же богат, как и северная природа.

5. Как относятся к Никишке родители, особенно отец? Понимает ли он одарённость ребёнка, хрупкость его внутреннего мира? А дети? Почему они обижают Никишку?

Родители очень любят своего сына. Отец, в особенности, понимает внутренний мир ребёнка. Только деревенские ребятишки его дразнят. Они обижают Никишку, потому что не понимают его, считают молчуном.

6. Какую роль в произведении играет вступительная часть —описание деревни? Какие стороны деревенского быта подчёркнуты писателем? Случайно ли, что в начале рассказа второй абзац текста начинается и заканчивается словом чутко?

Вступительная часть – описание деревни – небольшая, но играет важную роль. Здесь подчёркнуты автором такие стороны деревенского быта, как чуткость ко всем и всему. Поэтому не случайно второй абзац рассказа начинается и заканчивается словом “чутко”.

7. Какова концовка рассказа? Какие сны и видения придут к Никишке? Зачем ему заветное слово? Что значат слова тайны немой души?

Необычна концовка рассказа “Никишкины тайны”. Необыкновенные сны снятся мальчику. “Обступит его деревня, избы с глазами-окошками, лес подойдёт, камни и горы, конь явится, пёс рыжий, чайки прилетят, кулики сбегутся. смотреть на него станут и будут ждать заветное слово, чтоб открыть ему все тайны немой души”. “Заветное слово” ему нужно для того, чтобы ещё лучше понимать тайны природы.

8. У поэта Сергея Есенина есть замечательное стихотворение, которое начинается строками: «Отговорила роща золотая / Берёзовым, весёлым языком. ». Герой рассказа Никишка спрашивает отца: «— А ты понимаешь, об чём берёзы говорят? — Дак они по своему, по берёзьи небось говорят! Надо язык ихний знать. А то где понять!». Наверное, и отец Никишки думал над этим.Согласны ли вы с тем, что душа у Никишки — поэтическая, что он художник по восприятию окружающего мира?

Да, душа у Никишки поэтическая, он видит и хорошо понимает окружающий мир.

СТИХОТВОРЕНИЕ КАК ЛИРИЧЕСКИЙ ЖАНР

1. Что является главным содержанием лирического произведения?

В лирике главное — переживание, чувства автора, его личное восприятие мира.

2. Прав ли поэт А. Н. Майков, назвав лирику сердечным мышлением? Обоснуйте своё мнение.

Думаем, что конечно прав, ведь стихи люди пишут от сердца, от того, что чувствует, о чем переживают, что их волнует.

3. О чём размышляют поэты в своих произведениях?

Они стремятся вызвать у нас, читателей, те мысли и чувства, которые пропустили через своё сердце, когда создавали произведение.

4. Какие средства организации речи помогают им выразить свои мысли и чувства?

Поэтическая (стихотворная) речь позволяет кратко, выразительно передать многообразие чувств, мыслей, настроений. Она сильно воздействует на эмоции читателей благодаря ритмическому построению (ритму), звучной рифме. В стихотворении каждое слово, строка, построение фразы, рифма, ритм — всё важно, всё помогает передать мысль чувство автора.

Ссылка на основную публикацию