Валькины друзья и паруса – краткое содержание повести Крапивина

Крапивин “Валькины друзья и паруса”, какое краткое содержание?

Мальчик Валька Бегунов попал в летний лагерь. Там он стал барабанщиком и его посвятили в пионеры.

Он пошел в новую школу в пятый класс. Он старался учится, а еще любил рисовать. Он подружился с первоклассником Андрюшкой и его друзьями. Он помог им построить корабль, песочный город. Потом побил хулигана, который разрушил город малышей. Он любит рисовать и стал делать наброски для рисунка каравеллы.

По просьбе Андрюшки он нарисовал ему план снежной крепости и костюм пирата для новогоднего утренника, а Андрюшка позировал ему для картины с кораблем.

Он поругался со своим одноклассником Сашкой Бестужевым. Ведь тот без спроса взял его тайный альбом с зарисовками. Но потом они подружились. Сашка показала ему и рассказала, как соберет собственный телескоп, что мечтает открыть неизвестную комету. Он поругался с учителем рисования из-за тайного альбома, Сашка вызвался передать записку учителя родителям Вальки и Валька посчитал его предателем.Но из-за вредной одноклассницы Валька попал в неприятную ситуацию, поругался с завучем, его решили исключить из пионеров и отобрать пионерский галстук. Валька стоял до конца и галстук не снял. Он сидел долго в зимнем дворе. Ему ни хотелось ничего. Прибежал Андрюшка и потребовал, чтобы Валька пошел на помощь. Маленький Пашка сидел с окровавленными губами. Валька привел его домой, остановил кровотечение, почистил его пальто и валенки. А потом он узнал, что Сашка не собирался его предавать, что учитель рисования заступился за него и его не исключат из пионеров. Жизнь наладилась.

Мальчику Гене срочно надо сдать английский. В противном случае его оставят на второй год и отец очень сильно накажет.

Вместо учебы с другом Ильей они запускают змеев. Запуская змея каждый из них должен подать голос, чтобы знать кто запускает.

В один прекрасный день в небе появляется очертание змея, но голос никто не подавал. Между мальчиками принимается решение сбить объект, а Илька хочет оставить его себе. По приходу к месту падения они видят мальчика. Как оказывается мальчик слепой и Генка сильно извиняется.

Дабы исправить ситуацию они делают для мальчика нового змея. В итоге парни становятся друзьями.

Узнав что гроза может вернуть зрение, он запускает змея каждый раз. Вскоре мальчику делают операцию и он может видеть на один глаз.

Тут между тремя ребятами возникает дружба.

Главных героев в данном рассказе трое.

Первый герой это мальчик Генка.

Второй герой мальчик Илька.

Третий герой слепой мальчик Владик.

Краткое содержание рассказа Мамина-Сибиряка “Дурной товарищ”.

  1. Мальчика отдают в школу и тетя предупреждает его, чтобы он опасался дурных товарищей.
  2. Мальчик ходит в шоклу и вот пришла осень
  3. Мальчик с друзьями обнаруживают, что река покрылась льдом.
  4. У реки собралось много ребят и они кидали на лед палки и кирпичи
  5. На другом берегу ребята уже катались по льду.
  6. Мальчики решили попробовать лед у берега и он лишь местами трещал и ломался.
  7. Тогда мальчики пошли на середину реки, решив, что там лед еще толще.
  8. Когда поднялась паника из-за полиции мальчики попадали друг на друга и лед провалился
  9. Мальчика вытащили с помощью веревки.
  10. Тетя наругала мальчика и положила его лежать до пихода отца
  11. Отец не стал ругать мальчика, но показал ему в зеркало самого себя.

Ну а краткое содержание в 5-6 предложений можно записать так:

  1. Мальчик ходит в школу.
  2. Он с друзьями видит лед на реке и они идут катаься
  3. Лед проваливается и мальчик едва не утонул
  4. Тетя ругает мальчика, обвиняя во всем дурных товарищей.
  5. Отец мальчика говорит, что самый дурной товарищ отражается в зеркале.

В своем рассказе Виталий Бианки описывает встречу папы и его сынишки с белкой и лисой. Люди пришли в лес, чтобы набрать грибов, а животные разыграли перед ними целый спектакль. Лисица хотела съесть неразумного бельчонка, но тот умудрился не только остаться в живых, но и напугать хищника. Так мог бы выглядеть отзыв ученика начальной школы для читательского дневника. Ну разве что, еще следовало добавить главных героев: белку, лису, сына и отца. И написать свое отношение – понравилась история или нет.

Мы же переходим к более сложной задаче – написанию краткого содержания, в котором постараемся не слишком витиевато изложить развитие всего сюжета.

Краткое содержание рассказа “Бешеный бельчонок” – автор В. Бианки.

  • Сын с отцом отправились в лес за грибами. Неожиданно, на узкой тропинке им встретилась собака. Сын хотел убежать от злого животного, но отец сжал ручку ребенка в своей ладони и твердо двинулся на “преграду”. Собака удивилась, но уступила и пропустила людей.

П.С. Так мальчик получил первый урок от своего папы – убегать от свирепых недоброжелателей страшней, чем шагать им навстречу.

  • Накануне шел проливной дождь, поэтому недостатка в грибах не было, особенно радовали боровики, сбор которых завлек отца с сыном глубоко в лес, где вскоре им повстречалась полянка.
  • В ветках сосны, что стояла у края полянки, люди увидали молодую белочку, которая металась по стволу и не могла решиться отправиться за грибом, выросшим в 50 беличьих шагах возле другого дерева – березы. Люди стали наблюдать за животным. В итоге голод или жажда обладания обабком, заставили белку подбежать к лакомству, но тут на ее беду из травы высунулась лисица, которая поджидала тихонечко свою жертву.
  • Бельчонку не оставалось ничего, как вспорхнуть на березу. Ребенок подумал, что белка уже спаслась от острых зубов лисы, но отец, по своему опыту знал, что хитрая старая лисица так просто не откажется от добычи, потому предложил сыну еще понаблюдать за животными.
  • Дальше было так: лиса сделал вид, что уходит, а сама спряталась в кустах. Бельчонок которому надо было возвращаться в свой дом на сосне, подумал, что враг ушел и стал спускаться с березы. И быть беде, но лисица не совладала со своим хвостом, который мелькнул из куста и выдал ее присутствие белке. Пришлось снова забираться на самую верхушку дерева.
  • Дальше произошло вовсе невиданное: бельчонок, понимая, что ему не удастся перебежать через полянку к своей сосне, забрался на самую верхнюю ветку березы и прыгнул в направлении сосны.
  • Бешеный! – только и вымолвил мальчик, являясь свидетелем этой жуткой сцены – борьбы за жизнь.
  • Конечно, белка не допрыгнула до своего домика, это же не птица. Она летела с растопыренными лапками прямо на лису, чем и вызвала панику хищника, который спешно ретировался с места событий. А бельчонок, упав на куст, прыг-скок, добрался в итоге благополучно до своей сосны.

П.С. Ребенок получил второй урок, но уже от белки – даже маленький зверек может сломить уверенность врага (напугать его) своей решительностью (решимостью). В принципе, в этом смысл рассказа, его главная мысль.

Эта повесть написана Андреем Платоновым в 1927 году. Главный герой ее — Фома Пухов. В самом начале повествования он хоронит жену. Идет гражданская война, работает Фома на железной дороге и едва на погибает, выполняя задание расчистить дорогу от снега. Авария, плен у белых — все это вынуждает его отправиться на юг России.

И так он бродит, побывав и в Новороссийске, и в Баку, и в Царицыне, а затем возвращается в родной Похаринск.

Везде он выполняет разные поручения, служит машинистом на корабле, ездит на царицынский завод, но все это как-то не затрагивает его души. И революцию он воспринимает как природное явление, без особой заинтересованности.

В Похаринске Фому принимают слесарем на завод. После инцидента, когда вражеский бронепоезд обстреливает город, а Пухов предлагает столкнуть на него вагонетки с песком, что не приносит бронепоезду никакого вреда, его чудом не казнят за глупую идею. Но в конце концов признают просто “придурковатым мужиком”.

В конце повести Пухов снова едет в Баку, где его друг Шариков стал комиссаром и назначает Фому машинистом нефтяного двигателя. Здесь главный герой наконец-то чувствует умиротворение и покой на душе.

Грустный и трогательный рассказ Черкашина “Кукла” о том, как война не жалела никого, она лишала людей самого дорого, а детей детства. И это было не вернуть.

Краткое содержание:

Девочка по дороге со школы подходила к магазину, чтобы поговорит со своей куклой Машей. Это была ее кукла, ее подарил ей дедушка, он привез ее специально из-за границы ко Дню рождения. Когда при блокаде Ленинграда маму, что работала воспитательницей, и дочь вывозили, им пришлось оставить куклу дома. Она была большая, а места было мало.

Когда же они с мамой вернулись, то оказалось, что в их квартире живут другие люди. Дедушка с бабушкой погибли. Вещи их перенесли в другую, убогую и с разбитыми окнами квартирку. А новые хозяева сдали в комиссионку их чайный сервиз и куклу. Мама с девочкой ходили к этим людям, просили, чтоб вернули куклу – память о дедушке. Но женщина и слышать ничего не хотела.

Мама пообещана, что выкупит куклу Машу, хотя и стоила очень дорого. К сожалению, пока девочка болела, а мама собирала деньги, кто-то уже купил куклу.

Можно совсем кратко для читательского дневника:

  1. Девочка ходит в магазин к своей кукле.
  2. Она вспоминает, как они жили в войну.
  3. При эвакуации из блокадного Ленинграда куклу пришлось оставить.
  4. Бабушка с дедушкой погибли, в их квартире теперь новые хозяева.
  5. Попытка попросить вернуть куклу закончилась неудачей.
  6. Мама насобирала денег, но опоздала: куклу купили.

Подробный отзыв о прочитанном смотрите здесь.

Владислав Крапивин: Валькины друзья и паруса

Здесь есть возможность читать онлайн «Владислав Крапивин: Валькины друзья и паруса» — ознакомительный отрывок электронной книги, а после прочтения отрывка купить полную версию. В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1970, категория: Детские приключения / Детскиая проза / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Описание
  • Другие книги автора
  • Правообладателям
  • Похожие книги

Валькины друзья и паруса: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Валькины друзья и паруса»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Владислав Крапивин: другие книги автора

Кто написал Валькины друзья и паруса? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

Валькины друзья и паруса — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Валькины друзья и паруса», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Валькины друзья и паруса

Барабанщики шли встречать солнце…

Об этом надо рассказать сейчас. После будет некогда. Речь пойдёт о зимних синих рассветах, о песчаном городе с цветными стёклами, о двухмачтовой марсельной шхуне, о предательстве и дружбе и о том, как трудно держать в руке огонь.

А о барабанщиках придётся вспомнить всего один раз. Тогда уже не будет времени, чтобы всё объяснять. Лучше рассказать о них сразу.

Итак, барабанщики шли встречать солнце. Валька шёл за ними.

Он шагал по колено в траве, холодной и жёсткой. Пробирался по кустам. Трава и кусты были сплошь в росе. С листьев, будто с маленьких ладоней, скатывались тысячи тяжёлых капель. Валька вздрагивал, ёжился, но шагал и шагал, прикрывая локтем лицо от хлестких веток.

Он не знал дороги и боялся отстать.

Валькина рубашка и тонкие полотняные штаны уже насквозь пропитались росой. Тапочки раскисли и стали скользкими. Ноги горели от царапин. Кровь проступала мелкими каплями, и они висели на царапинах, словно бусинки на нитках.

Путь к реке лежал через вырубки с невысокой берёзовой порослью и широкие поляны. Среди кустов, над травами. Валька видел впереди барабанщиков.

Они двигались редкой растянутой цепью. Шли без разговоров и переклички, размашистым лёгким шагом. Перескакивали через пни и ямы, огибали чёрные шапки кустарников. Шли прямо туда, где разгорались разноцветные полосы рассвета.

В этом быстром и молчаливом движении была торжественность и непонятная тревога. Словно солнце могло не взойти, если барабанщики опоздают.

Но они никогда не опаздывали к восходу.

Каждый год в начале каждой смены наступало утро, когда сводный отряд барабанщиков поднимался ещё до рассвета. В окнах ползли серые сумерки и гасли звёзды. Несколько человек откидывали одеяла. Это были опытные барабанщики — они приезжали в лагерь не первый раз. Они бесшумно и безжалостно будили новичков. Потом пробирались в дачу к малышам и выносили на руках барабанщиков октябрятских отрядов — вместе с барабанами и одеждой. Стояла тишина, только барабаны, цепляясь за косяки, негромко и встревоженно гудели.

Читайте также:  Валькины друзья и паруса - краткое содержание повести Крапивина

Малышей приводили в чувство на крыльце:

— Тихо ты… Стой и не хнычь. Сам ведь вчера просился. Будешь ты стоять, наконец? Ребята, волоките его назад…

— Если «не», надевай штаны. А ботинки где?

Потом они строились за оградой. Барабанщики-сигналисты, барабанщики знаменосной группы, барабанщики отрядов.

— На левом фланге не спят?

— Внимание, отряд… К востоку лицом… цепью… пошли!

Так было всегда. С тех пор, как появился в этих лесах пионерский лагерь «Рассветный». А появился он давно — первые барабанщики его уже выросли. Никто теперь не помнил, откуда повелось встречать солнце весёлой барабанной дробью. Но обычай этот стал законом, который не могли отменить самые суровые начальники и самые непреклонные врачи.

Валька не был барабанщиком. Он не мог им быть. Но когда он узнал про их строгий и немного таинственный обычай, что — то шевельнулось у него в душе. Какое— то беспокойное чувство, похожее на зависть. Но нет, не зависть. Скорее острая грусть от того, что не может пойти вместе с ними.

Барабанщики, встречающие рассвет…

Валька понимал, что сводный отряд недоступен для него, но беспокойство не проходило. И в три часа утра Валька проснулся от ясной тревоги, что он может опоздать. Он увидел, как с кровати скользнул барабанщик третьего отряда Генка Соловьёв, и вспомнил всё.

Небо на восходе разгоралось. Разноцветные полосы тонких облаков растворились в ровном пламени рассвета.

Дальние кусты уже не казались чёрными. Загоралась роса.

Барабанщики пошли медленнее. Цепь разорвалась, и каждый шёл сам по себе. Многие первый раз видели июньский восход.

Вальке стало труднее прятаться. Ему пришлось обойти стороной громадную поляну, чтобы незамеченным добраться до прибрежной полосы кустов. Но он обогнал ребят и первый вышел к реке.

За рекой, по тёмному гребню леса, уже растекалось жидкое золото— предвестник очень близкого солнца. А реки не было видно под косматой шубой тумана.

Барабанщики по одному выходили на берег.

Валька отошёл и скрылся в густом переплетении веток. Снова посыпалась роса, но он уже привык и даже не вздрагивал.

Читать бесплатно книгу Валькины друзья и паруса — Крапивин Владислав

Валька был в пионерском лагере «Рассветный». Каждый год в начале каждой новой смены барабанщики всех отрядов поднимались до восхода солнца, и все вместе шли встречать рассвет на берег реки. Валька потихоньку увязался за барабанщиками. У одного мальчика выпал из рук барабан и упал в воду. Валька прыгнул за барабаном и достал его. Один из вожатых решил принять его в пионеры.

После возвращения из лагеря Валька подружился с первоклассником Андрюшкой. Валька красиво рисовал и нарисовал портрет Андрюшки. Первоклассник повесил портрет у себя дома. Валька так же подрался со своим знакомым из-за того, что тот разрушил город из песка. С тех пор Валька пользовался авторитетом у малышей. Валька всегда помогал младшим.

У Вальки был альбом, в котором он рисовал различные корабли. Но Валька никому его не показывал, потому что думал, что ребята будут смеяться над его увлечением. Только учитель географии знала об его увлечении и поддерживала его. Даже учителю рисования Валька не хочет показывать свои работы. Из-за этого секрета у него появляются неприятности.

Вальке ещё не любит посещать хор, и собирать металлолом. В результате в школу вызывают родителей, записку передают Сашкой, которого Валька называет за это предателем.

Пионеры собирают совет дружины, чтобы обсудить Валькино поведение. Некоторые ребята защищают его, но большая часть и вожатый хотят исключить Вальку из пионеров. Валька с галстуком в руке убегает из класса домой.

Андрюшка разбил губу и у него идет кровь. Валька ведет его к себе домой, чтобы того не ругали родители. Он обещает малышу помочь построить им корабль.

К Вальке приходит Сашка и говорит, что он вызвался нести записку, чтобы никто другой не занес. Сашка успокоил друга тем, что одноклассники рассказали всем о его хороших поступках. Валька остается пионером.

Затем Валька открывает свой альбом с недорисованным рисунком. На душе у юного художника становится легче, и он продолжает свое любимое занятие.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Валькины друзья и паруса — Крапивин Владислав Петрович

Валькины друзья и паруса

Барабанщики шли встречать солнце…

Об этом надо рассказать сейчас. После будет некогда. Речь пойдёт о зимних синих рассветах, о песчаном городе с цветными стёклами, о двухмачтовой марсельной шхуне, о предательстве и дружбе и о том, как трудно держать в руке огонь.

А о барабанщиках придётся вспомнить всего один раз. Тогда уже не будет времени, чтобы всё объяснять. Лучше рассказать о них сразу.

Итак, барабанщики шли встречать солнце. Валька шёл за ними.

Он шагал по колено в траве, холодной и жёсткой. Пробирался по кустам. Трава и кусты были сплошь в росе. С листьев, будто с маленьких ладоней, скатывались тысячи тяжёлых капель. Валька вздрагивал, ёжился, но шагал и шагал, прикрывая локтем лицо от хлестких веток.

Он не знал дороги и боялся отстать.

Валькина рубашка и тонкие полотняные штаны уже насквозь пропитались росой. Тапочки раскисли и стали скользкими. Ноги горели от царапин. Кровь проступала мелкими каплями, и они висели на царапинах, словно бусинки на нитках.

Путь к реке лежал через вырубки с невысокой берёзовой порослью и широкие поляны. Среди кустов, над травами. Валька видел впереди барабанщиков.

Они двигались редкой растянутой цепью. Шли без разговоров и переклички, размашистым лёгким шагом. Перескакивали через пни и ямы, огибали чёрные шапки кустарников. Шли прямо туда, где разгорались разноцветные полосы рассвета.

В этом быстром и молчаливом движении была торжественность и непонятная тревога. Словно солнце могло не взойти, если барабанщики опоздают.

Но они никогда не опаздывали к восходу.

Каждый год в начале каждой смены наступало утро, когда сводный отряд барабанщиков поднимался ещё до рассвета. В окнах ползли серые сумерки и гасли звёзды. Несколько человек откидывали одеяла. Это были опытные барабанщики – они приезжали в лагерь не первый раз. Они бесшумно и безжалостно будили новичков. Потом пробирались в дачу к малышам и выносили на руках барабанщиков октябрятских отрядов – вместе с барабанами и одеждой. Стояла тишина, только барабаны, цепляясь за косяки, негромко и встревоженно гудели.

Малышей приводили в чувство на крыльце:

– Тихо ты… Стой и не хнычь. Сам ведь вчера просился. Будешь ты стоять, наконец? Ребята, волоките его назад…

– Если «не», надевай штаны. А ботинки где?

Потом они строились за оградой. Барабанщики-сигналисты, барабанщики знаменосной группы, барабанщики отрядов.

– На левом фланге не спят?

– Внимание, отряд… К востоку лицом… цепью… пошли!

Так было всегда. С тех пор, как появился в этих лесах пионерский лагерь «Рассветный». А появился он давно – первые барабанщики его уже выросли. Никто теперь не помнил, откуда повелось встречать солнце весёлой барабанной дробью. Но обычай этот стал законом, который не могли отменить самые суровые начальники и самые непреклонные врачи.

Валька не был барабанщиком. Он не мог им быть. Но когда он узнал про их строгий и немного таинственный обычай, что – то шевельнулось у него в душе. Какое– то беспокойное чувство, похожее на зависть. Но нет, не зависть. Скорее острая грусть от того, что не может пойти вместе с ними.

Барабанщики, встречающие рассвет…

Валька понимал, что сводный отряд недоступен для него, но беспокойство не проходило. И в три часа утра Валька проснулся от ясной тревоги, что он может опоздать. Он увидел, как с кровати скользнул барабанщик третьего отряда Генка Соловьёв, и вспомнил всё.

Небо на восходе разгоралось. Разноцветные полосы тонких облаков растворились в ровном пламени рассвета.

Дальние кусты уже не казались чёрными. Загоралась роса.

Барабанщики пошли медленнее. Цепь разорвалась, и каждый шёл сам по себе. Многие первый раз видели июньский восход.

Вальке стало труднее прятаться. Ему пришлось обойти стороной громадную поляну, чтобы незамеченным добраться до прибрежной полосы кустов. Но он обогнал ребят и первый вышел к реке.

За рекой, по тёмному гребню леса, уже растекалось жидкое золото– предвестник очень близкого солнца. А реки не было видно под косматой шубой тумана.

Барабанщики по одному выходили на берег.

Валька отошёл и скрылся в густом переплетении веток. Снова посыпалась роса, но он уже привык и даже не вздрагивал.

Барабанщики встали редкой ломаной линией у края обрыва. Левофланговый оказался в десяти шагах от Вальки. Маленький, один из тех, кого будили уже на крыльце. В наспех зашнурованных ботинках и в рубашке с косо застёгнутым воротом. У него было напряжённое серьёзное лицо с пухлыми, но плотно сжатыми губами. А коротенькие светлые волосы смешно топорщились. Он мог бы показаться кому– нибудь забавным из– за своей слишком усердной серьёзности. Но не Вальке. Валька понимал.

Малыш стоял с низко наклонённой головой и опущенными руками. В каждой руке – палочка. Так же стояли и другие. Девятнадцать неподвижных, молчаливых барабанщиков. О чём они думали? Почему вдруг перед самым восходом подкралась грустная минута? Или так полагалось? Валька не успел понять.

Рра-рах! – отчётливо сказал на правом фланге барабан. Маленький левофланговый вскинул голову и торопливо поднял палочки.

Дзамм… Та-та… – откликнулись ещё два барабана.

Дд-дам, да-дах… – ответил ещё один. У каждого был свой голос.

Барабанщики стояли теперь с поднятыми головами, будто прислушивались: не откликнется ли кто– нибудь с того берега? То один, то другой посылал короткую и требовательную дробь. Это был им одним понятный разговор.

Та-та-та-та… – осторожно выбил и маленький Валькин сосед.

Барабанные сигналы становились всё длиннее и чаще, сливались, крепли, и Валька вдруг уловил в этом беспорядочном треске и гуденье твёрдый и увлекающий ритм. Ровно, негромко и уже беспрерывно рокотали барабаны новичков. Чёткими и размеренными ударами разбивали этот рокот старшие отрядные барабанщики. А два сигналиста то коротко, то раскатисто, с разными перерывами выговаривали что-то непонятное, но праздничное.

Вальке показалось, что с барабанов сыплются и прыгают по берегу тысячи весёлых жёлтых горошин.

Он забыл, что надо прятаться, и стоял теперь среди веток, открытый по грудь. Но его не видели. Все смотрели вперёд, за реку, за леса, и левофланговый малыш смотрел туда же. А палочки его ровно плясали на белой коже нового барабана.

Уже научился, – с неожиданной ласковостью подумал Валька.

Яркий свет прошёл волной по лицу маленького барабанщика. Заблестел весёлыми точками в сощурившихся глазах и даже на кончиках ресниц зажёг крошечные искры.

Валька взглянул на горизонт. Там стремительно вставало солнце. Чистое, не тронутое красным налётом.

Туман, не ожидавший такого быстрого восхода, испуганно взвихрился длинными спиралями и начал рваться на куски. Жёлтым стеклом засветилась чистая вода. Барабаны торжествующе взревели, разбудили наконец дальнее многоступенчатое эхо и разом оборвали грохот.

Несколько долгих секунд стояла тишина. Потом она разлетелась от криков и смеха. Это был обычный беспорядочный шум, как на школьном дворе после длинного урока. Но смеялись и переговаривались, всё ещё глядя на солнце.

Только сейчас Валька заметил, что среди барабанщиков есть несколько девчонок. И был один человек без барабана. Повыше остальных ребят, смуглый, темноволосый, в зелёной рубашке. Похожий на кубинца. Валька узнал его: это был один из вожатых. Другие вожатые и воспитатели звали его Сашей, а все ребята называли его немного странно – Сандро. И это имя ему как– то очень подходило.

– Сандро, – вежливо сказала тонкая длинноногая девчонка, – как ты думаешь, зачем Петька Бревнов стукает меня барабаном по голове?

Владислав Крапивин – Валькины друзья и паруса

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги “Валькины друзья и паруса”

Описание и краткое содержание “Валькины друзья и паруса” читать бесплатно онлайн.

У Вальки есть две страсти: парусные корабли и барабаны. А это значит, что его и его товарищей (Андрюшку, Павлика, Юрку…) ждет множество приключений… Жизнь открывает свои объятия перед Валькой и его друзьями.

Валькины друзья и паруса

Барабанщики шли встречать солнце…

Об этом надо рассказать сейчас. После будет некогда. Речь пойдёт о зимних синих рассветах, о песчаном городе с цветными стёклами, о двухмачтовой марсельной шхуне, о предательстве и дружбе и о том, как трудно держать в руке огонь.

А о барабанщиках придётся вспомнить всего один раз. Тогда уже не будет времени, чтобы всё объяснять. Лучше рассказать о них сразу.

Итак, барабанщики шли встречать солнце. Валька шёл за ними.

Он шагал по колено в траве, холодной и жёсткой. Пробирался по кустам. Трава и кусты были сплошь в росе. С листьев, будто с маленьких ладоней, скатывались тысячи тяжёлых капель. Валька вздрагивал, ёжился, но шагал и шагал, прикрывая локтем лицо от хлестких веток.

Читайте также:  Брат которому семь - краткое содержание рассказа Крапивина

Он не знал дороги и боялся отстать.

Валькина рубашка и тонкие полотняные штаны уже насквозь пропитались росой. Тапочки раскисли и стали скользкими. Ноги горели от царапин. Кровь проступала мелкими каплями, и они висели на царапинах, словно бусинки на нитках.

Путь к реке лежал через вырубки с невысокой берёзовой порослью и широкие поляны. Среди кустов, над травами. Валька видел впереди барабанщиков.

Они двигались редкой растянутой цепью. Шли без разговоров и переклички, размашистым лёгким шагом. Перескакивали через пни и ямы, огибали чёрные шапки кустарников. Шли прямо туда, где разгорались разноцветные полосы рассвета.

В этом быстром и молчаливом движении была торжественность и непонятная тревога. Словно солнце могло не взойти, если барабанщики опоздают.

Но они никогда не опаздывали к восходу.

Каждый год в начале каждой смены наступало утро, когда сводный отряд барабанщиков поднимался ещё до рассвета. В окнах ползли серые сумерки и гасли звёзды. Несколько человек откидывали одеяла. Это были опытные барабанщики — они приезжали в лагерь не первый раз. Они бесшумно и безжалостно будили новичков. Потом пробирались в дачу к малышам и выносили на руках барабанщиков октябрятских отрядов — вместе с барабанами и одеждой. Стояла тишина, только барабаны, цепляясь за косяки, негромко и встревоженно гудели.

Малышей приводили в чувство на крыльце:

— Тихо ты… Стой и не хнычь. Сам ведь вчера просился. Будешь ты стоять, наконец? Ребята, волоките его назад…

— Если «не», надевай штаны. А ботинки где?

Потом они строились за оградой. Барабанщики-сигналисты, барабанщики знаменосной группы, барабанщики отрядов.

— На левом фланге не спят?

— Внимание, отряд… К востоку лицом… цепью… пошли!

Так было всегда. С тех пор, как появился в этих лесах пионерский лагерь «Рассветный». А появился он давно — первые барабанщики его уже выросли. Никто теперь не помнил, откуда повелось встречать солнце весёлой барабанной дробью. Но обычай этот стал законом, который не могли отменить самые суровые начальники и самые непреклонные врачи.

Валька не был барабанщиком. Он не мог им быть. Но когда он узнал про их строгий и немного таинственный обычай, что — то шевельнулось у него в душе. Какое— то беспокойное чувство, похожее на зависть. Но нет, не зависть. Скорее острая грусть от того, что не может пойти вместе с ними.

Барабанщики, встречающие рассвет…

Валька понимал, что сводный отряд недоступен для него, но беспокойство не проходило. И в три часа утра Валька проснулся от ясной тревоги, что он может опоздать. Он увидел, как с кровати скользнул барабанщик третьего отряда Генка Соловьёв, и вспомнил всё.

Небо на восходе разгоралось. Разноцветные полосы тонких облаков растворились в ровном пламени рассвета.

Дальние кусты уже не казались чёрными. Загоралась роса.

Барабанщики пошли медленнее. Цепь разорвалась, и каждый шёл сам по себе. Многие первый раз видели июньский восход.

Вальке стало труднее прятаться. Ему пришлось обойти стороной громадную поляну, чтобы незамеченным добраться до прибрежной полосы кустов. Но он обогнал ребят и первый вышел к реке.

За рекой, по тёмному гребню леса, уже растекалось жидкое золото— предвестник очень близкого солнца. А реки не было видно под косматой шубой тумана.

Барабанщики по одному выходили на берег.

Валька отошёл и скрылся в густом переплетении веток. Снова посыпалась роса, но он уже привык и даже не вздрагивал.

Барабанщики встали редкой ломаной линией у края обрыва. Левофланговый оказался в десяти шагах от Вальки. Маленький, один из тех, кого будили уже на крыльце. В наспех зашнурованных ботинках и в рубашке с косо застёгнутым воротом. У него было напряжённое серьёзное лицо с пухлыми, но плотно сжатыми губами. А коротенькие светлые волосы смешно топорщились. Он мог бы показаться кому— нибудь забавным из— за своей слишком усердной серьёзности. Но не Вальке. Валька понимал.

Малыш стоял с низко наклонённой головой и опущенными руками. В каждой руке — палочка. Так же стояли и другие. Девятнадцать неподвижных, молчаливых барабанщиков. О чём они думали? Почему вдруг перед самым восходом подкралась грустная минута? Или так полагалось? Валька не успел понять.

Рра-рах! — отчётливо сказал на правом фланге барабан. Маленький левофланговый вскинул голову и торопливо поднял палочки.

Дзамм… Та-та… — откликнулись ещё два барабана.

Дд-дам, да-дах… — ответил ещё один. У каждого был свой голос.

Барабанщики стояли теперь с поднятыми головами, будто прислушивались: не откликнется ли кто— нибудь с того берега? То один, то другой посылал короткую и требовательную дробь. Это был им одним понятный разговор.

Та-та-та-та… — осторожно выбил и маленький Валькин сосед.

Барабанные сигналы становились всё длиннее и чаще, сливались, крепли, и Валька вдруг уловил в этом беспорядочном треске и гуденье твёрдый и увлекающий ритм. Ровно, негромко и уже беспрерывно рокотали барабаны новичков. Чёткими и размеренными ударами разбивали этот рокот старшие отрядные барабанщики. А два сигналиста то коротко, то раскатисто, с разными перерывами выговаривали что-то непонятное, но праздничное.

Вальке показалось, что с барабанов сыплются и прыгают по берегу тысячи весёлых жёлтых горошин.

Он забыл, что надо прятаться, и стоял теперь среди веток, открытый по грудь. Но его не видели. Все смотрели вперёд, за реку, за леса, и левофланговый малыш смотрел туда же. А палочки его ровно плясали на белой коже нового барабана.

Уже научился, — с неожиданной ласковостью подумал Валька.

Яркий свет прошёл волной по лицу маленького барабанщика. Заблестел весёлыми точками в сощурившихся глазах и даже на кончиках ресниц зажёг крошечные искры.

Валька взглянул на горизонт. Там стремительно вставало солнце. Чистое, не тронутое красным налётом.

Туман, не ожидавший такого быстрого восхода, испуганно взвихрился длинными спиралями и начал рваться на куски. Жёлтым стеклом засветилась чистая вода. Барабаны торжествующе взревели, разбудили наконец дальнее многоступенчатое эхо и разом оборвали грохот.

Несколько долгих секунд стояла тишина. Потом она разлетелась от криков и смеха. Это был обычный беспорядочный шум, как на школьном дворе после длинного урока. Но смеялись и переговаривались, всё ещё глядя на солнце.

Только сейчас Валька заметил, что среди барабанщиков есть несколько девчонок. И был один человек без барабана. Повыше остальных ребят, смуглый, темноволосый, в зелёной рубашке. Похожий на кубинца. Валька узнал его: это был один из вожатых. Другие вожатые и воспитатели звали его Сашей, а все ребята называли его немного странно — Сандро. И это имя ему как— то очень подходило.

— Сандро, — вежливо сказала тонкая длинноногая девчонка, — как ты думаешь, зачем Петька Бревнов стукает меня барабаном по голове?

— Ябеда! — откликнулся коренастый Петька и деловито объяснил: — Я хотел узнать, что гудит сильнее.

Девчонка погналась за ним, и они помчались в сторону Валькиных кустов. Валька присел.

— Ну, дикие. — неодобрительно произнёс маленький барабанщик. Он стоял на колене, отложив барабан, и перешнуровывал ботинок.

Петька и девчонка сделали круг и снова проскочили, чуть не сбив малыша.

— Вы, страусы! — крикнул он и сердито вскочил.

И зацепил пяткой барабан.

Барабан стал на ребро. Качнулся. И нехотя покатился к обрыву.

Он упал бы в воду у самого берега, но на пути встретил маленький выступ и прыгнул с него, как с трамплина.

Валька вовсе ни о чём не думал. Он увидел растерянные глаза обернувшегося мальчишки и понял: тот сейчас прыгнет. И прыгнул сам.

Он точно рассчитал: угодил в одинокий куст черёмухи, росший на середине откоса. Исцарапался, но замедлил скорость и съехал к воде на лавине из песка и комьев глины.

Владислав петрович крапивин валькины друзья и паруса краткое содержание

Ответы

Каждый год, в начале каждой смены, в пионерский лагерь прибывает отряд барабанщиков, который встречает солнце весёлой барабанной дробью. Валька Бегунов, который ещё не стал пионером, вместе с барабанщиками встречает рассвет. Барабан одного из барабанщиков падает с обрыва в реку, и Валька прыгает в воду, чтоб его достать. На утренней линейке отряд барабанщиков принимает Вальку в пионеры.

Новый учебный год Валька начинает в другой школе. Перед началом учебного года мальчик вместе с малышами строит во дворе город из песка. Витька Волощук на велосипеде разрушает его. Несмотря на то что Витька старше, а Валька не умеет драться, он вступает в бой и побеждает. Теперь хулигана не боятся, и малыши уверены, что Валька их защитит.

Один из малышей, Андрюшка, узнаёт Валькин секрет: мальчик рисует, особенно ему нравится рисовать парусники. Мальчик боится, что, узнав об этом увлечении, его не поймут, высмеют, поэтому прячет ото всех свой альбом с рисунками. Однажды учительница географии Оксана Николаевна заинтересовывается его увлечением парусниками.

Одноклассник Сашка случайно видит Валькин альбом и находит рисунки замечательными. В ответ Сашка открывает Вальке свою тайну: он собрал телескоп.

В выходной день назначен сбор металлолома. Валька отказывается прийти, несмотря на уговоры Сашки и то, что их класс может проиграть соревнование. Валька участвует наравне со всеми в общественных делах, но сбор металлолома и посещение школьного хора он считает ерундой.

Классный вожатый сообщает, что из-за плохой погоды сбор металлолома отменяется, но после уроков совет дружины будет обсуждать подготовку к встрече Нового года.

На уроке рисования Валька вынимает из портфеля альбом и видит, что вместо школьного он принёс свой, с кораблями. Мальчик прячет его обратно и говорит, что забыл альбом дома. Учитель рисования Юрий Ефимович видит альбом и забирает его. Он согласен не смотреть рисунки, но требует у Вальки дневник. Дневника тоже нет, и учитель пишет записку Валькиным родителям, чтоб те пришли в школу. Сашка берётся её передать. Валька на весь класс называет его предателем. Учитель выгоняет его из класса.

Вернувшись после звонка в класс, Валька видит, как его одноклассница Зинка Лагутина листает альбом, который учитель оставил на своём столе, и силой его забирает.

Завуч Анна Борисовна входит в класс и видит зарёванную Зинку. Она спрашивает, в чём дело, и Валька ей грубит. После уроков Анна Борисовна устраивает классное собрание, на котором отчитывает Вальку: на сборы металлолома не является, учителям грубит. Некоторые ребята пытаются защитить Вальку, но Анна Борисовна их не слушает.

Вечером Валька приходит на заседание совета дружины, где помимо встречи Нового года будут разбирать его поведение. В совете дружины он знает только Зинку и Олега Ракитина, бывшего одноклассника. Ракитин пытается защитить Вальку, обвиняя Зинку, но Анна Борисовна снова не хочет слушать и выставляет Вальку хулиганом. Председатель собрания предлагает исключить Вальку из пионеров. Вожатый это предложение поддерживает. Только самый маленький член совета, четвероклассник Серёжа, голосует против. Валька вспоминает, как его принимали в пионеры под грохот барабанов. Присутствующие на совете требуют, чтоб Валька снял галстук, но он выбегает из комнаты и видит, как под дверью стоят его друзья-одноклассники. Валька понимает, что этим побегом признаёт свою вину, но всё равно убегает, сжимая галстук.

За Валька приходит к учительнице географии Оксане Николаевне. Её младший брат, тот самый Серёжа, который отказался голосовать, открывает Вальке дверь и говорит, что Оксаны Николаевны нет дома. Валька отказывается её подождать, ему становится стыдно, что он пришёл жаловаться.

Возле дома Вальку зовёт Андрюшка. Один из малышей разбил губу, и ему нужна Чтоб малыша не ругали дома, Валька приводит его к себе и останавливает кровь.

К Вальке приходит Сашка. Он взялся передать записку, чтоб не вызвался никто другой. На улице к Сашке подошёл Юрий Ефимович и записку забрал. Сашка рассказывает Вальке, что одноклассники заступились за него перед вожатым. На прощание мальчики пожимают друг другу руки.

На улице Валька находит обрывок записки Юрия Ефимовича. Андрюшка предлагает ему нарисовать корабль, чтоб его было легче строить, и быть у малышей капитаном. Валька обещает и, несмотря на душевную боль, даёт честное пионерское. А дома его ждёт альбом с незаконченным рисунком, его радостная звёздочка, которая светит впереди.

Оруженосец Кашка – Крапивин Владислав Петрович

Оруженосец Кашка – Крапивин Владислав Петрович краткое содержание

Когда Володе в качестве «оруженосца» для соревнования по стрельбе из лука определили Кашку, то он жутко расстроился. Совершенно никчемным показался Володе такой помощник. Но не отказываться же участвовать в соревнованиях «Великого и непобедимого рыцарского ордена»!

Оруженосец Кашка читать онлайн бесплатно

Серафиме приснился дятел. Он сидел на сухом стволе сосны и целился носом в какую-то букашку. Потом он быстро откинулся назад, стукнул клювом по коре и снисходительно посмотрел на Серафиму черным блестящим зрачком. Серафима удивилась и открыла глаза.

Дятла, конечно, не было. Был некрашеный потолок с круглыми пятнами сучков, лампочка в самодельном абажуре и пестрый табель-календарь, пришпиленный над кроватью к стене из тесаных бревен.

А еще была стрела.

Она торчала над календарем, и белое хвостовое перо ее хищно дрожало.

“Так, – подумала Серафима. – Кажется, кто-то совершил покушение на мою жизнь. Только этого мне и не хватало”.

Читайте также:  Оруженосец Кашка – краткое содержание рассказа Крапивина

Она с беспокойством взглянула на затянутое марлей окно. В марле ярко голубела круглая дырка. Серафиме захотелось поглубже забраться под одеяло.

– Нет, стоп, – сказала она себе. – Главное – не поддаваться панике.

Серафима была рассудительным человеком. Она прогнала страх и стала вспоминать, кому причинила зло и кто мог желать ей такой ужасной гибели.

Никому она не причиняла зла! Честное слово! Правда, вчера во время ужина она прогнала из столовой Мишку Зыкова, но он даже не обиделся. Он понимал, что сам виноват: ведь никто не заставлял его опускать в компот нытику Генке Молоканову живого зеленого лягушонка…

“Не было покушения, – решила Серафима. – Стрела случайно влетела в окно, и теперь, наверно, ее хозяин прячется в кустах и с тревогой думает: узнают или не узнают? Попадет или не попадет?”

Она вскочила с кровати, натянула сарафан и шагнула на крыльцо.

В двух метрах от крыльца росла прямая береза. В стволе березы высоко, так что не дотянешься, торчали две стрелы. Одна – толстая и короткая, с черным вороньим пером, другая – длинная, без перьев, с зелеными полосками у наконечника.

– Не нравится мне это, – задумчиво сказала Серафима и огляделась.

Горнисты еще не сыграли побудку, и над лагерем висела сонная тишина. А солнце стояло уже высоко. Жестяные наконечники стрел, глубоко вонзившиеся в березу, горели серебряными точками.

Еще одна стрела взмыла над кустами черемухи, описала пологую дугу и ушла за дальние сосны. Она была ярко-алая, с белыми перьями у хвоста. В зарослях черемухи затрещали ветки и послышались тихие напряженные голоса.

– Батюшки, – прошептала Серафима. – Волна…

Коротким словом “волна” в лагере называли массовые увлечения. Что такое массовое увлечение, каждому понятно. Допустим, один человек нашел на дороге обрезок жести и сделал из него свисток. Ходит и свистит. Другой человек услышал и думает: “У него есть свисток. А у меня нет свистка. Разве это жизнь?” Идет он тоже искать кусок жести. Режет ее, гнет и в конце концов гордо подбрасывает на ладони великолепную свистелку собственной конструкции. Потом подносит ее к губам и надувает щеки…

Когда у двух человек есть свистки, а у других нет, это большая несправедливость. И вот уже всюду стучат по металлу молотки и кирпичные обломки, сгибая в трубки жестяные полоски. Воздух наполняется режущим свистом, и тишина рвется в мелкие клочки.

Это значит, что на лагерь накатила свистковая “волна”.

Вообще волны бывают разные: вредные и полезные, опасные и безобидные.

В начале первой смены прокатилась “шляпная” волна: мальчишки и девчонки мастерили из лопухов широкополые мексиканские шляпы, украшали их подвесками из сосновых шишек и пышным оперением из листьев папоротника. Ходить без такой шляпы считалось просто неприличным. Однако лопухи увядали быстро, а росли медленно, и волна утихла, когда в окрестностях лагеря был найден и вырван с корнем последний лопух.

Через неделю прошумела другая волна – “разбойничья”. Несмотря на грозное название, она была очень спокойная. Все мирно сидели под деревьями и мастерили маленьких разбойников. Туловища лепили из глины, головы делали из шишек и репейника, руки и ноги – из веток, а усы – из сухих сосновых иголок. Потом эти разбойники стояли всюду: на подоконниках, на перилах, на спинках кроватей и даже на умывальниках. Наконец их собрали в пионерскую комнату и устроили выставку.

После “разбойничьей” волны прокатилась волна “ужасов”. Всем захотелось наряжаться привидениями и кого-нибудь пугать. Мальчишки после отбоя малевали на голых животах страшные рожи, приматывали к голове деревянные рога и бесшумными скачками подкрадывались к девчоночьим дачам. Но девчонки не спали. Вымазав мелом лица и завернувшись в простыни, они со зловещим подвыванием бродили вокруг дач. В общем, привидений развелось видимо-невидимо, а пугать было некого.

Потом прошумело еще несколько волн, и самая грозная из них называлась “ракетная”.

Ракеты с ядовитым шипением взмывали над полянами и, кувыркаясь, падали в кусты. Иногда они сгорали прямо на стартовой площадке. А ракета с гордым именем “Сириус-5” вышибла кухонное окно и утонула в котле с рассольником. Среди вожатых началась паника. Но эта волна угасла сама собой из-за недостатка реактивного горючего.

– Это, как я понимаю, не ракеты, – озабоченно сказал завхоз Семен Васильевич. – Горючего для них не требуется. А материалу сколько хочешь. Рядом с кухней сосновые чурки лежат. Сухие, будто порох. И прямослойные. Я их для лучины припас, для растопки. Было восемь чурок, а теперь, значит, пять. Куда три пропали? Вон они в воздухе летают с перьями на хвостах. Вот так.

Все дружно вздохнули и повернулись к окну. За окном была усыпанная песком площадка, а на площадке – столб с репродуктором. В столбе, не очень высоко от земли, торчала стрела с огненным петушиным пером. Появился лохматый исцарапанный мальчишка в зеленых трусиках. Подошел к столбу. Поправил на плече маленький, сильно изогнутый лук. Поднял голову, подумал и лениво подпрыгнул, чтобы достать стрелу. Не достал. Почесал о плечо подбородок, снова поправил свой лук и неторопливо удалился.

– Вот-вот… – мрачно произнес Семен

Васильевич. – Про это я и говорю. Видали? Ему, тунеядцу несчастному, даже прыгнуть лень как следует. Потому что стрел у него и без этой хватает. Три сосновые чурки на стрелы пустили! Изверги…

– Три чурки, три чурки, три чурки… – басовито пропел вожатый первого отряда Сергей Привалов.

– Нет ничего смешного, Сергей Петрович, – строго и обиженно сказала старшая вожатая Светлана. – Здесь не опера, а педагогический совет лагеря. Дети могут получить увечья и травмы…

– Виноват, Светлана Николаевна, – откликнулся из угла Сергей. – Больше не буду. Хотя должен заметить, что увечья и травмы – это одно и то же.

– Товарищи, – укоризненно сказала директор лагеря Ольга Ивановна. – Света, Сережа, не надо. Вопрос-то серьезный. Продолжайте, Семен Васильевич.

– А чего продолжать. Кончать надо. Наконечники на всех стрелах, обратите внимание, железные, из жести. В виде конуса. Из консервных банок делаются. Где они банки берут, ума не приложу. А насчет дерева все ясно. Трех чурок нет? Нет. А из каждой не меньше сотни стрел должно получиться. А то и две. А еще обрезки досок на это пошли…

Он вздохнул, шумно поворочался на стуле и затих.

– Ольга Ивановна, у меня предложение. – Худая девушка в очках подняла руку. – Надо издать приказ, что стрелять из луков запрещается, а виновным грозит исключение. В своем отряде я уже объявила. Устно.

– Помогло? – печально спросила Ольга Ивановна.

– Ну… это ведь устно. А если приказ с вашей подписью повесить на доску объявлений…

– Не знаю, кто как, а я к этой доске и на сто шагов не подойду, – заявила Светлана. – Ее превратили в щит для мишеней. Там уже висит, между прочим, один приказ – с выговором за самовольное купание. Кажется, Юрию Земцову. В этом приказе торчат четыре стрелы. Их не убирают. По-моему, нарочно… Я не понимаю, Сергей, что тут смешного!

– Я серьезен, как надгробие.

– Надгробие скоро понадобится мне. От такой жизни. Я поймала Игоря Каткова (кстати, он из твоего отряда) и говорю: “Вы другого занятия не могли найти? Вы без глаз останетесь”. А он хоть бы хны!

В.Кравивин Тема детства в повести «Оруженосец Кашка»

Главный персонаж повествования мальчик Володя вот уже какое-то время проводит время в летнем лагере. Отдых его насыщен приятными событиями и общением со сверстниками, среди которых полный приключений рыцарский турнир и беседы с вожатыми. На внешность герой симпатичный. Его отличает добрый нрав и веселость. Он ни в чем не отказывает друзьям.

В подростковом возрасте появляются первые влюбленности. Во внешкольное время можно поухаживать за девочками и проявить лучшие джентльменские качества. В молодые годы людей посещают увлечения, искренние и чистые чувства. Наподобие солнца и ветерку, первая любовь затмевает все вокруг, оставляя на стороне заботы, тревоги и посторонние дела.

Основное действующее лицо по всем признакам глубоко реалистичен, в отличие от ровесников. В лагере живет Аркаша, по-простому Кашка. Володя знакомится с мальчиком, на несколько лет младшим его. Волею судьбы тот попадает в помощники-оруженосцы.

Невзирая на данное обстоятельство, ребята крепко подружились между собой, являя образец преданности и взаимной поддержки. По общей договоренности они намереваются посетить дом Кашки. Поездка в гости связана с трудностями по причине взрослости Володи, которому с некоторого времени нравится одна девочка, с которой он познакомился здесь в прошлом году.

Он планирует встретиться с ней, ведь она отвечает ему взаимностью. Подруга из другого города пребывает в здешних местах исключительно проездом, что во многом усложняет ситуацию, которая кажется ему все более неприятной. Но ведь должен же быть выход и решение без чьей-либо помощи необходимо принимать только ему.

Совершенно неожиданно для себя герой повествования приходит к мысли, что сплоченность с Кашкой и прочные приятельские отношения для него гораздо важнее, чем первая влюбленность. Отбросив сомнения, он оставляет затею со свиданием и, без колебаний, совершает визит к другу.

Затрагивая проблемы подростков, рассказ характеризует данный возраст как неопределенный, когда невозможно наверняка предпочесть дружбу или вдруг постигшее чувство.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Владислав Крапивин «Оруженосец Кашка»

«…Никакой дорогой, даже самой правильной, нельзя проходить мимо того, кому нужен друг»

/Владислав Крапивин «Летчик для особых поручений»/

Добрая, светлая и немного грустная повесть о дружбе.

О том, насколько необходимо это чувство для детей, как иногда трудно найти верного и преданного друга и, наконец, о нелёгком выборе, что порой подкидывает жизнь без оглядки на возраст.

Аркадий Голубев, или просто Кашка, рос мальчишкой тихим, скромным и застенчивым. Так уж получилось, что в округе не было ребят его возраста, с кем бы можно было водить дружбу. Были старше или младше, но со сверстниками Кашке не повезло. От того паренёк тянулся к любому приветливому, пусть даже и случайному, человеку. А мимолётные встречи с хорошими людьми бережно хранил в своей памяти.

И даже отдых в пионерском лагере, по началу, не помог ему с друзьями — уж больно неинтересен был этот тихоня остальной шебутной ребятне. Но все изменил рыцарский турнир, затеянный вожатыми, чтобы направить в мирное русло повальное увлечение стрельбой из лука. Кашку назначили оруженосцем к бойкому парнишке Володьке Новоселову. Как скажется на их взаимоотношениях разница в возрасте и характерах, сумеют ли они навести мосты и какие уроки извлекут из этой дружбы два таких разных мальчишки — мы узнаем из этой книги.

Но это не всё. Для начала Владислав Крапивин нам расскажет две маленькие предыстории о том, как два главных героя провели прошлое лето.

Во-первых, нам это поможет лучше познакомиться с ребятами, проникнуться к ним теплотой и симпатией. Во-вторых, позволит прочувствовать ту ситуацию и нелегкую дилемму, которая ждёт нас в финале. Ну и, в-третьих, это ещё один повод рассказать насколько глубок и обширен детский внутренний мир.

Став взрослыми мы часто думаем, что страсти которые бушуют в детских сердцах, по большей части, пустяшные, не стоящие внимания, а от того мы нередко смотрим на внутренние проблемы детей свысока, пренебрежительно или в лучшем случае снисходительно. Но Владислав Петрович каждым своим произведением нам старается сказать, что не бывает у детей бросовых переживаний. У них есть свой мир, пусть он детский, но он настоящий и другого у них нет. А от того, там всё всерьёз и не понарошку, и вихри сжигающие нервы ребят, как и во взрослой жизни, могут закончиться настоящей душевной болью.

Я всегда завидовал Крапивину. Тому как он тонко чувствует детские сердца, как бережно и серьёзно относиться к их чувствам, как внимателен и цепок его взгляд педагога. Завидовал и учился. Вернее учусь, в этом деле финальной точки не может быть.

«Оруженосец Кашка» одна из ранних повестей и в ней ещё нет такой бури эмоций или надрыва, как, например, в другой, более поздней, повести о дружбе — «Трое с площади Каррнонад». Эта история чуть спокойней, но не менее проникновенная. Приятные, запоминающиеся образы ребят, мягкий юмор, первые ростки романтических чувств, да и сама незамысловатая история, будто выуженная из нашей памяти — всё это вместе делает повесть по-настоящему доброй и если не родной, то очень близкой.

Читая книгу, я как будто разделялся. Одновременно я становился мальчишкой, что давным-давно, в другой жизни, каждое лето проводил в таком же пионерлагере. И тут же я был отцом двоих детей, искавший ответы на вопросы, которые мучают каждого родителя — что твориться в этих озорных, курносых головах? И всякий раз, беря книгу Владислава Крапивина, я ему безмерно благодарен за то, что он позволяет мне, хотя бы недолго вернуться в своё детство и за ответы, пусть не на все, но многие вопросы.

Ссылка на основную публикацию