Квартет – краткое содержание басни Крылова

Басня Крылова Квартет

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки –
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
“Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
“Постойте ж, я сыскал секрет, –
Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем”.
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
“Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!” –
“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, –
Им отвечает Соловей. –
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.

Мораль басни Квартет

А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни

Если браться за дело не умючи его делать, толку не будет, как не садись. Надо учиться.

Как говорят: От перемены слагаемых сумма не меняется

Анализ басни Квартет

Естественно, басня имеет скрытый смысл и она вовсе не про животных – музыкантов, которые не имеют слуха.

Есть версия, что таким образом Крылов высмеивал царскую власть, в которой также было много болтунов.

Также она обращена и к обычным людям, которые на словах могут многое, а на деле – ничего. Самоуверенные люди считают, что любое дело, за которое они возьмутся им по зубам. Но это не так. Если нет таланта или навыком в чем – либо, то каким бы самоуверенным ни был человек – это не даст ему право владеть наравне с профессионалами какой – то деятельностью.

Считают, что он высмеивал царскую власть, потому – что среди политиков также много болтунов. Они говорят много всего и устраивают дебаты, в свою очередь они не способны отвечать за слова и доказать эти слова поступками. Крылов дает понять, что для правления не достаточно просто занимать какой – то высший чин. Для этого нужно хотя бы что – то понимать в том деле, которым занимаешься.

Яркий пример можно увидеть в басне «Осел и соловей». Там также осел не разбирался в пении и считал, что петух поет лучше соловья.

Такие басни хорошо подходят детям, так как в детском возрасте они любят хвастаться. Прочитав басню, они поймут, что прежде чем говорить что – то нужно подумать, а сможешь ли ты это сделать на самом деле.

Краткое содержание

В басне «Квартет» мартышка, осел, козел и медведь решают сыграть на музыкальных инструментах. Как только они начинают играть, то понимают, что у них совсем не получается. Тогда они начинают искать причину, то они не так сидят, то нужно сесть поближе и много других нелепых причин. Конечно, причина вся в том, что ни один из них не умеет играть на музыкальных инструментах. Они взяли занятие не по себе, ведь чтобы хорошо играть нужно умение.

Герои басни (персонажи)

  • Осел
  • Козел
  • Мартышка
  • Мишка косолапый

Герои басни, которые не умеют играть на инструментах, но не вдомек им, что музыка плоха не от того, как они сидят.

Крылатые выражения, которые пошли из басни Квартет

  • А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.

Слушать Басню Крылова Квартет

Мультфильм по басне И.А.Крылова “Квартет”

Несколько интересных Басен

Змеиный хвост заспорил с змеиной головой о том, кому ходить впереди?

Текст и анализ басни Собака и Повар

Ворон добыл мяса кусок и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

Басни Крылова в сжатом пересказе

Басни И.А. Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях. Басни Крылова – краткое содержание самых популярных произведений баснописца для читательского дневника.

  1. Краткое содержание басни «Ворона и лисица»
  2. Пересказ басни «Квартет» Крылова
  3. Краткое содержание басни Крылова «Обоз»
  4. «Стрекоза и муравей» – пересказ басни
  5. О чем басня «Слон и Моська»?
  6. Мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова
  7. Очень краткое содержание басен Крылова
  8. «Кукушка и петух»
  9. «Ларчик»
  10. «Листы и корни»
  11. «Осел и соловей»
  12. «Крестьянин и Работник»
  13. Басни Крылова про волка
  14. «Волк и журавль»
  15. «Волк и ягненок»
  16. «Волк на псарне Крылова»
  17. Басня «Лебедь, Рак и Щука» за 1 минуту
  18. Краткое содержание басни «Свинья под дубом»

Краткое содержание басни «Ворона и лисица»

Басню автор начинает моралью о том, что, сколько не предупреждай людей не поддаваться на гнусную и вредную лесть, льстец своими словами всё равно проберётся в любой уголок сердца так, что никто не сможет устоять.

Ворона где-то отыскав кусочек сыра, забралась на ель и решила вкусно позавтракать. Держа сыр во рту, как на беду, немного призадумалась. А тем временем, тут как тут, пробегала хитрая Лиса. Почуяла она сырный запах, остановилась и увидела ворону с сыром.

Не смогла Лиса удержаться от такого запаха и подошла тихонько, вертя хвостом, к дереву, на котором сидела Ворона. Не сводя глаз, стала восхищаться её красотой. Сладким голосом, чуть дыша, принялась льстить Вороне, рассказывая о том, как она хороша. Но чтобы заполучить сыр, нужно было как-то заставить Ворону открыть рот. И попросила хитрая Лиса своими льстивыми речами глупую Ворону не стыдиться и спеть, пообещав ей титул царь — птицы. У Вороны от таких слов закружилась голова, она и не подумала, что петь не умеет, от радости как каркнула во всё своё горло. Сыр выпал, а Лисе только это и надо было, она его схватила и убежала.

Басня учит тому, что не стоит верить льстивым речам, ведь льстец всегда преследует только свою выгоду.

Пересказ басни «Квартет» Крылова

Собрались как-то четверо друзей: Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь, сыграть на музыкальных инструментах. Затеяли они сыграть Квартет, хоть таланта такого не имели.

Они взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Сидели музыканты на лугу. Ударили они и в скрипки, и в альты, и в баса, но толку нет. Мартышка подумала, что они не так сидят, поэтому музыка не получается. Она принялась всех рассаживать по определенным местам, и сама пересела.

Разместились звери, и опять смычками заиграли. Но удивительно, у них ничего не вышло, результат тот же. Теперь сказал, Осел, что надо рядышком всем сесть. Сели звери дружно в ряд, а Квартет опять не ладится. Начали друзья спорить, что, да как им делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.

Обратились музыканты к сладкозвучной птице, чтобы он их рассадил правильно, а то Квартет не получается, хотя все инструменты, и ноты, имеются. Соловей ответил друзьям, что если нет ни слуха, ни голоса, рассаживай, не рассаживай – музыки не получится.

Басня учит нас заниматься своим делом, к которому есть талант и призвание. Обычно самоуверенные люди хватаются за все и сразу, даже если не способны это сделать. Ничего хорошего из этого не получается. Если твоя работа тебе по душе, и ты знаешь, как ее выполнить, это дело будет ждать успех.

Краткое содержание басни Крылова «Обоз»

В басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно. Конечно, ведь на нее возложена большая ответственность и совершенно не хочется подвести своих хозяев.

За этим продвижением обоза со стороны наблюдает вторая героиня басни. Лошадь, которая смотрит за всем сбоку надсмехается и ерничает. Она бы сама сделала все намного быстрее и проворнее. Все что она может – это высмеивать свою подругу и раздавать ценные на ее взгляд советы. Ситуация меняется и теперь лошадке, которая так много советовала самой приходится впрячься в упряжку. Но что случилось практически сразу же? Обоз покатился на огромной скорости с горы, и резвая героиня басни ничего не могла с этим поделать – все горшки и посуда разбились и раскатились.

Как и во всех баснях, в этой тоже присутствует своя мораль. И она заключается в том, что со стороны давать советы всегда легче. Но когда ты сам оказываешься внутри ситуации, скорее всего ты наделаешь ошибок еще больше. Не стоит быть самонадеянным, пока на своей собственной шкуре не прочувствовал всю тяжесть происходящего.

«Стрекоза и муравей» – пересказ басни

Басня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, как и все произведения этого направления содержит в себе не только интересный сюжет, но и мораль, обычно написанная в конце. По сюжету стрекоза очень легко относилась ко всему, и в течении долгого лета не озаботилась тем, чтобы сделать себе запасы и устроить жилище на зиму. Ее сосед муравей напротив – трудился все лето не покладая рук, зная что впереди его ждут тяжелые, холодные времена.

Вот прошло лето и стрекоза осознала и ощутила на себе все последствия своей безалаберности. И что же пришлось сделать героине? Конечно же бежать к своему давнему другу и просить его о помощи. Но ведь еще в самом начале басни муравей предупреждал подругу о том, что нужно позаботиться о будущем а не веселиться и танцевать все свободное время.

Так и в жизни встречаются такие люди, которые не хотят задумываться о том, что их ждет впереди. Очень праздно проводя свою жизнь, они сильно удивляются, когда в конце наступают тяжелые времена. Все что они могут – это бежать к другим за помощью. Крылов пытается научить своей басней тому, что нужно всегда быть готовым ко всему, учиться трудолюбию и умению справляться с различными трудностями не за счет других, а исключительно своими силами.

О чем басня «Слон и Моська»?

Однажды по шумным улицам одного неизвестного города водили крупного слона, для показа, чтобы люди могли близко увидеть такое экзотическое животное. Для местных жителей подобное зрелище стало в диковинку, непривычно им было видеть такое большое и важное животное, идущее с ними рядом по одной улице. Толпы зевак увязались за бедным слоном.

Вдруг, откуда ни возьмись, появилась бегущая им навстречу местная дворовая собачонка по имени Моська. Увидела она слона и как стала на него прыгать, лаять, визжать и бросаться. Так и лезет в драку. Соседка тут же кинулась отгонять собачонку с криками, что не справиться ей с таким громадным слоном, хватит срамиться. Но Моське только и надо было, чтобы показать перед другими собаками, какая она отважная.

Собачонка всё лает и лает, охрипла уже, а слон шёл себе спокойно вперёд и даже не замечал Моську. А тем временем Моська призналась соседке, что ей это придаёт силу духа, таким способом она хотела без драки попасть в большие забияки. Вот тогда другие собаки станут восхищаться и признают её сильной собакой, раз на слона не побоялась лаять.

Басня учит тому, что пустой показухой можно достичь желаемого, но со стороны это может выглядеть смешно и глупо.

Мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова

Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво. Видя себя со стороны Мартышка не могла признать того, что это именно она такая кривляка и решила, наверно это какой-то родственник. Пораженная всем увиденным она тут же поделилась своим впечатлением с Медведем.

Мартышка предложила ему посмотреть на эту рожу, отражающуюся в зеркале. В данном отражении она просила Медведя рассмотреть и согласиться с мнением о том, что это её кумушки имеют такой тоскливый вид. На это Медведь ответил, что прежде чем сваливать вину на других, следует обратить внимание на себя. Однако такой невежде, какой была обезьяна, данный урок Медведя не принёс никакой пользы и осталась она такой же необразованной.

Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других.

Басня учит тому, что перед тем как обвинять других, надо уметь признавать и свои ошибки.

Очень краткое содержание басен Крылова

Несколько сжатых пересказов знаменитых басен Крылова.

«Кукушка и петух»

Кукушка восхищалась громким и важным пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой».

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

«Ларчик»

Приносят мастеру ларец, пришел механик и попробовал его открыть, но не получилось, а он просто открывался.

Мораль: Не нужно осложнять свою здачу, так как ларчик открыть было легко.

«Листы и корни»

Листы всем хвалились какие они красивые, но из земли послышался голос корней и сказал: “вы не кому сказать спасибо не хотите”, листья рассердились, а корни сказали: “не было бы нас, то не было бы и дерева и вас”.

«Осел и соловей»

Соловей очень хорошо умел петь, как то раз осел послушал его пение, всем понравился как спел соловей, а ослу нет и он сказал, что ему следует поучиться у петуха.

Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.

«Крестьянин и Работник»

Крестьянин и его батрак шли вечером в деревню и повстречали медведя. Медведь подмял под себя Крестьянина и уже почти задавил его. Крестьянин взмолился к Работнику о помощи. Работник, собравшись с силой, «отнёс полчерепа медведю топором и брюхо проколол ему железной вилой». Но вставший с земли Крестьянин тут же начал ругать Работника за то, что он вилами испортил медвежью шкуру.

Мораль басни: в беде мы обычно с мольбою ищем избавителя, «но только с плеч беда долой, то избавителю от нас же часто худо».

Басни Крылова про волка

В этих баснях один из главных героев – волк.

«Волк и журавль»

Главный герой басни – волк – однажды за трапезой совершенно случайно подавился косточкой. Она так плотно застряла у него в горле, что возникла настоящая угроза того, что дикое животное погибнет из-за этой ерунды. На его везенье мимо проходил журавль, который увидев неладное тут же поспешил на помощь. Волк взмолился о том, чтобы журавль незамедлительно вытащил косточку и этим спас жизнь.

Журавль, будучи добрым и жалостливым, заснул свой клюв практически полностью в пасть волку, вытащил злополучную кость и на хотел услышать хотя бы слово благодарности за проделанную работу. Но что же он получил в ответ от наглого и самоуверенного волка, который еще несколько мнут назад погибал? Да ничего хорошего. Хищник предложил птице исчезнуть с глаз долой, пока еще цел. Вот так отблагодарил он своего спасителя.

Основной мыслью басни Крылова «Волк и журавль» — это то, что есть на свете такие люди, которые совершенно не ценят хорошее себе отношение. И иногда лучше пройти мимо и не помогать в тех случаях когда ваша помощь и ваше добро не только не будут оценено по достоинству, но и еще вывернуто против вас самих же. Самое главное, читая эту басню, не увидеть в волке и его бессовестном поведении себя.

«Волк и ягненок»

Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.

Волк мог сразу съесть добычу, но это было бы слишком просто. Зверь приблизился к ягненку и стал упрекать его в том, что он загрязняет воду. Якобы это питье волка, а ягненок залез туда своим грязным рылом. Ягненок ответил ему, что стоит ниже по течению, поэтому не может чем-то загрязнить водоем.

Волк подумал, подумал, и сказал, что ягненок обидел его прошлым летом. Ягненок ответил, что это не мог быть он, так, как он еще даже не родился. Хищник сказал, что если это был не он, значит, это были родственники ягненка. Ягненок сказал, что нет у него родных. Волк стал искать разные поводы, по которым он мог быть сердит на ягненка, на что тот находил оправдания.

В итоге волк разозлился, и сказал, что страшно хочет есть, и поэтому ягненку не поздоровится. С этими словами он схватил свою жертву и поволок в лес.

Эта басня раскрывает всю силу власти и немощность простого народа. Волк – это власть, а ягненок, простой человек. Как бы он не старался, переубедить власть ему не удалось. Волк воспользовался своим могуществом и решил дело в свою пользу. Так же бывает и в нашей жизни.

«Волк на псарне Крылова»

Ночной порою, серый волк решил забраться в овчарню. На улице было темно, и бедолага не понял, как он перепутал хлевы. Вместо овчарни, хищник очутился в псарне.

В псарне почуяли зверя, и начался лай и полная неразбериха. Волк осознал, что попал совсем не туда, куда хотел. Ему стало страшно, но надо было искать выход из положения. Псы готовы были разорвать хищника. Не сладко пришлось серому, это ж надо было так опростоволоситься.

Волк думал, думал и сказал, что пришел мириться. Ему надоело вечно враждовать с собаками, и хотелось бы заключить перемирие. Псы и волки, давние сородичи, которым не пристало воевать. Волк клялся больше не трогать местные стада, а напротив, защищать на пару с псами. Хитрец называл заклятых противников друзьями. В общем, из кожи вон лез, чтобы его отпустили.

Читайте также:  Волк и ягненок - краткое содержание басни Крылова

Серому хищнику не дал договорить седой Ловчий. Он сказал, что волкам верить никогда нельзя, и спустил на него свору гончих псов.

Басня учит внимательнее относиться к окружающим, иногда люди очень много лгут, ради своей выгоды. С такими, нужно быть аккуратнее. И глазом не успеете моргнуть, как они наделают глупостей, в ущерб вам. Таких личностей полно в нашем мире, и лучше держать таковых на расстоянии.

Басня «Лебедь, Рак и Щука» за 1 минуту

В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу, Рак мог идти только назад, а Щука плыть по воде, они все тянули в разные стороны. И, так как повозка в таком случае не могла двигаться, у них ничего не получилось.

В этой басне Крылов хотел показать, как смешно и по-дурацки выглядят те, кто не может договориться между собой перед началом общего дела. Именно поэтому, из-за неумения находить компромиссы, многие люди ругаются и перестают общаться. И даже если каждый из товарищей по-своему прав – в итоге результата у них все равно нет. Не зря же цитата из басни «А воз и ныне там» стала крылатой.

Смысл басни в том, что всем людям нужно уметь договариваться и общаться между собой. Это подтверждает и первое предложение – «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».

Краткое содержание басни «Свинья под дубом»

Свинья, под огромным дубом, которому уже не одна сотня лет, поела вдоволь желудей. После такого хорошего и сытного обеда, она завалилась спать, прямо под этим же деревом.

Хорошо отдохнув, свинья проснулась. Почти сразу она принялась подрывать корни дуба своим рылом. Ворон, который сидел вверху на ветке, предостерег глупую, он сказал, что нельзя обнажать корни дуба, иначе дерево может засохнуть.

Свинья ответила, что ее не волнует судьба дерева, пусть сохнет, ведь от него мало проку. Ей хочется лишь, чтобы были желуди, от которых она жиреет.

Дуб от ее слов рассердился, и сказал, чтобы она подняла свое тупое рыло вверх, и посмотрела, откуда берутся желуди.

Некоторые личности ругают науки, не воспринимают ученья, а сами и не замечают, что используют их «плоды».

Многие люди не видят дальше своего носа, не слушают окружающих. Они руководствуются только своим мнением, считая его правильным. Они не способны понять, что такое хорошо и плохо. Они не могут поднять голову вверх, чтобы познать истину.

Басня учит не равняться на таких бесцеремонных личностей. Человек, хоть и должен иметь свое мнение, но в первую очередь, он обязан подчиняться здравому смыслу. Нужно смотреть вокруг, и отвечать за свои действия. Людям следует вести себя так, чтобы не нанести вреда остальным гражданам, природе или же, животным.

Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Используйте краткий пересказ, чтобы написать сочинение на тему “Басни Крылова”. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Я дипломированный специалист, магистр филологических наук (русский/украинский язык и литература). Увлекаюсь чтением разноплановой литературы, изучением и анализом текстов, написанием статей на литературную тематику.

Басня «Квартет»: смыслы, тонкости и трактовки творчества русского баснописца

Меню статьи:

Басня «Квартет» родилась между январем 1810-го и мартом 1811-го годов. Произведение увидело свет в 1811 году, появившись в «Новых баснях» – популярном в то время сборнике (в шестом номере). Эта статья посвящена анализу смыслов, тонкостей и трактовок шедевра русского баснописца.

Крылов – автор произведения – описывает Козла, Мартышку, Осла и Медведя. Животные организовали квартет. Персонажи крыловского творения ограниченные и недалекие. Мартышка вместе с другими героями произведения считает, что для коллектива достаточно раздобыть лишь материальные средства. Однако суть басни заключается в том, что герои упускают главное – умение играть, наличие дарования.

Ключевой смысл произведения

В центре каждого басенного произведения находится смысл – так называемая мораль. Именно ради донесения морали до читателя и создается басня. Итак, в чем же суть «Квартета»? Во-первых, для дела необходимы способности – вместе со знанием и опытом. Во-вторых, квартет требует умений, музыкального слуха – кроме нот и инструментов.

Перу русского автора – легендарного российского баснописца – принадлежит множество произведений. Среди них – «Лебедь, рак да щука», мораль которого выражается в следующем: люди достигают успеха в определенном деле лишь тогда, когда двигаются в одном направлении. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.

Однако любое дело или профессия основывается на такой логике. Мастер, профессионал, обладающий нужными знаниями и навыками, – ключ к успеху предприятия. Суть произведения выражается в следующих строчках:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

О содержании крыловского шедевра

Любое дело требует таланта и призвания. В основе успеха какой-либо затеи или предприятия лежит труд, упорность в обучении. Однако этот путь сложно назвать простым. Поэтому люди часто выбирают легкую тропинку: манерность, красивые позы, жесты. Демонстративное желание показать себя рушится под гнетом отсутствия таланта и труда.

Автор произведения для анализа этих смыслов выбирает образ квартета – музыкального коллектива:

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,–
Пленять своим искусством свет…

Однако музыкальный коллектив – лишь маска, внешняя оболочка, где прячутся истинные значения текста. Писатель вовсе не пишет о музыкантах-самоучках.

Речь идет скорее о людях, берущихся за чужеродные им занятия. Этот подтекст выражается в репликах мудрого Соловья. Птица считается мастером в своем деле. Соловей говорит другим персонажам текста, что никакими стараниями они не сделают из себя музыкантов.

Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть,
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!»…

Мартышка предположила, что смена позиций сделает музыку товарищей лучше. Животные пересели, но результат не улучшился:
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!».

Ведь место не делает из человека музыканта…

О характерах крыловских персонажей

Герои крыловского произведения отличаются хвастливостью и самоуверенностью. Такие люди придерживаются мнения, что в любом деле успех достигается без труда. Писатель, тем не менее, доказывает, что некоторые дела требуют усердия, таланта и упорной работы – иначе успеха не достичь.

Автор задался целью высмеять вполне конкретные типажи. В эту категорию включаются болтуны, хвастуны, глупцы. Для таких личностей на первом месте стоят пустые слова. Дела же, поступки отодвигаются на второй план.

В своей басне «Волк и ягненок» Иван Крылов иносказательно указывает на то, что сильный, властолюбивый и злой герой всегда обвиняет в своих бедах бессильного и слабого. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Критики проводят параллели между героями крыловского произведения и деятелями политики. Они любят слова больше действий, отказываются принимать важные решения, отвергают необходимость специальных знаний и опыта. Персонажи русского баснописца предпочитают дебаты, яркие сцены, от которых нет толку. Соловей – самый умудренный опытом герой. Именно Соловей изрекает ключевой вывод произведения: в центре любого дела находится профессионализм.

Другие персонажи – инфантильные герои. Писатель, по-видимому, уподобляет их детям, которые понимают законы жизни. Однако дети часто предпочитают хвастаться, а не действовать.

«Квартет» в трактовке критиков

О крыловском шедевре, в частности, высказывался педагог Д. Тихомиров. Ключевой момент, который, по мнению критика, выразил писатель, – это губительность умственной темноты, опасность невежества:

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.
Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть…

В персонажах произведения узнаются невежды, берущиеся за дело. Однако при этом у этих людей отсутствуют таланты, природные способности, знания, умения и желание учиться, работать. Об этом критик писал еще в 1895 году. Символично, что одним из героев является животное – прообраз глупости:

Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем»…

Историческая подоплека произведения

Современники автора высказали мнение, что писатель в этом тексте замаскировал историческое событие. Речь идет о преобразованиях, которые постигли Государственный Совет. Это случилось в 1810 году. В результате подобных изменений департаменты были возглавлены графом П. Завадовским, князем П. Лопухиным, графом А. Аракчеевым и графом Н. Мордвиновым. По этому случаю известны воспоминания барона М. Корфа:

Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить, и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснью Крылова «Квартет»…

Литературоведы говорят о двух версиях истории создания крыловского текста. Первая версия касается упомянутого выше случая. Лопухина назначили руководить департаментом гражданских и духовных дел, Завадовского – заведовать законами, Аракчеева – военными делами, Мордвинова – государственной экономией. В образе Мартышки писатель, таким образом, воплотил Мордвинова. Аракчееву достался образ Медведя, Лопухину – Козла, а Завадовскому – Осла.

Другая версия рассказывает о том, что в произведении высмеяны участники литературного общества. Это общество носило название «Бесед любителей русского слова». Устроены «Беседы» были по примеру государственного учреждения – с такими же четырьмя департаментами. На одно из заседаний общества пригласили и Крылова. Писатель еле-еле дождался конца этой встречи. Скука, пустословие и затянутость заседания вдохновили автора написать пасквиль. В произведении баснописец намекнул, что собрания не сделают из этих людей литераторов.

В заметках Н. Лонгвинова от 1861 года упоминается, что именно этот исторический момент и комичность преобразований толкнули русского писателя на написание своего произведения:

Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой – Мордвинова, под Ослом – Завадовского, под Козлом – Лопухина, под Медведем – Аракчеева…

Литературное значение текста

Произведение пережило повод, по случаю которого родилось. Тексты русского автора актуальны и в современных условиях. Писатель изображает ситуацию, когда люди надеются уладить проблему внешними изменениями. Но пользу приносят только внутренние, системные перемены.

Автор приводит портреты самоуверенных, хвастливых, инфантильных людей, слепо верящих в свои силы. Они винят в неудачах мелочи, вещи, других людей, но не себя. Как бы мы ни меняли слагаемые местами, сумма останется прежней.

Конспект урока по теме «Басня И.А. Крылова «Квартет» план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них не выходило. Они решили, что этого из-за того, что они не так сидят, пересели – опять ничего не выходит! Так они пересаживались несколько раз, спорили, но тут прилетел соловей. Звери попросили его совета – как им правильно сесть, чтобы была красивая музыка. Соловей сказал, что для этого надо уменье и слух. «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Анализ басни Квартет

Естественно, басня имеет скрытый смысл и она вовсе не про животных – музыкантов, которые не имеют слуха.

Есть версия, что таким образом Крылов высмеивал царскую власть, в которой также было много болтунов.

Также она обращена и к обычным людям, которые на словах могут многое, а на деле – ничего. Самоуверенные люди считают, что любое дело, за которое они возьмутся им по зубам. Но это не так. Если нет таланта или навыком в чем – либо, то каким бы самоуверенным ни был человек – это не даст ему право владеть наравне с профессионалами какой – то деятельностью.

Считают, что он высмеивал царскую власть, потому – что среди политиков также много болтунов. Они говорят много всего и устраивают дебаты, в свою очередь они не способны отвечать за слова и доказать эти слова поступками. Крылов дает понять, что для правления не достаточно просто занимать какой – то высший чин. Для этого нужно хотя бы что – то понимать в том деле, которым занимаешься.

Яркий пример можно увидеть в басне «Осел и соловей». Там также осел не разбирался в пении и считал, что петух поет лучше соловья.

Такие басни хорошо подходят детям, так как в детском возрасте они любят хвастаться. Прочитав басню, они поймут, что прежде чем говорить что – то нужно подумать, а сможешь ли ты это сделать на самом деле.

Суть произведения

Как обычно, автор использовал особый стиль написания. Главными персонажами сочинения являлись животные. Через них Иван Крылов хотел выразить свои мысли и высмеять очередную абсурдную ситуацию.

Осел, мартышка, козел и мишка решили устроить квартет. Обезьянка являлась инициатором всей описываемой игры. Но только как они не старались достигнуть своей цели у них, ничего не получалось.

Оказывается, что наличие музыкального инструмента и нот недостаточно. Нужно уметь играть и иметь отличный слух.

Главную мораль басни «Квартет» очень легко определить, она заключается в том, что без таланта и специального умения невозможно получить признания. Только упорный труд и долгое обучение помогут достичь успеха. Но герои думали, что достаточно красиво выйти и сесть. Как выясняется, они были неправы.

Автор хотел донести до читателей, что он высмеивает не конкретных музыкантов, а людей, которые берутся не за свое дело. Соловей из басни является мастером, профессионалом, он сказал веселой компании, что как бы они ни садились, хороших и талантливых музыкантов из них не выйдет. Некоторые люди уверены в том, что если они возьмутся за любое дело у них все получится. Это мнение самоуверенных и хвастливых персон.

Крылов описывает через аллегории болтунов, которые разбрасываются словами, а не поступками. Очень часто писатели в своих произведения высмеивают политиков и научных деятелей. Как правило, они неспособны на определенные действия и не всегда принимают правильное решение из-за своей неграмотности в конкретном деле.

Баснописец в тексте использовал выражения, которые вошли в разговорную речь и используются и сегодня, например:

  1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье.
  2. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Последними строками Крылов хотел донести своей аудитории, что если человек не имеет опыта или вовсе не представляет, как заниматься делом, не стоит начинать, чтобы не казаться клоуном.

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Покупка осла
    Текст и анализ басни Покупка осла
  • Басня Эзопа Охотник и Лев
    Текст и анализ басни Охотник и Лев
  • Басня Крылова Ворона и лисица
    У известного русского баснописца Ивана Андреивича Крылова самой знаменитой является басня о «Вороне и Лисице». Использовав классический сюжет, известный еще со времен классических античных авторов, например, Эзопа
  • Басня Эзопа Пловцы
    Текст и анализ басни Пловцы
  • Басня Эзопа Конь, Бык, Собака и Человек
    Текст и анализ басни Конь, Бык, Собака и Человек

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: проказница, косолапый.

Метафоры: «пленять своим искусством свет», «я сыскал секрет». Метонимия: «Я, прима, сяду против вторы».

Олицетворения: «У нас запляшут лес и горы!».

Инверсия: «Случилось Соловью на шум их прилететь». Архаические слова: «нейдёт» (не идёт), «возьми на час терпенье» (в значении — «удели время»).

Риторический вопрос: «Как музыке идти?».

Что для человека значит книга?

Книги – это источник знаний, кладезь мудрости. Именно из них мы познаем окружающий мир, знакомимся с правилами поведения. Помните, как в детском стихотворении: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» По этому же принципу мы обучаемся и на других книгах.

Теперь мы уже стали совсем взрослыми, окончили школу, и кто-то решил связать свою сферу деятельности с русским языком и литературой. И вот мы заново проходим все те произведения, романы, стихотворения, басни, которые изучали в детстве. Только теперь их тщательно анализируем и определяем смысл написанного, размышляем над тем, что попытался донести до нас автор.

Кстати, о баснях. В этой статье мы поговорим с вами об известных произведениях. Конкретно нас интересует басня Крылова «Квартет».

История создания

Произведение было написано Иваном Андреевичем Крыловым в 1811 году. Впервые байка была опубликована автором в сборнике «Новые басни». Крылову на тот момент уже было 42 года. Создатель басен был занят в Императорской публичной библиотеке, и в его таланте уже никто не сомневался — он был широко известен своим творчеством. В своих произведениях он часто применял аллегорию и сквозь сказочные образы обличал человеческие пороки.

Одна из версий создания басни предполагает, что предпосылкой для ее написания стало проведение реформы в Государственном совете. В результате реформирования 1810 года департамент разделился на четыре части, во главе каждой из которых стал свой высокопоставленный чиновник. Однако члены совета не смогли сразу освоить новый принцип работы. Создать иерархию, удовлетворяющую всем требованиям, они смогли лишь посредством многочисленных пылких споров.

«Есть предание, что Крылов по этому случаю написал свой „Квартет“, разумея под Мартышкой — Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом — Лопухина, под Медведем — Аракчеева.» (М. Н. Лонгинов, примечание к воспоминаниям И. И. Дмитриева «Взгляд на мою жизнь», 1861 г.)

Другая версия ссылается на открытие Крыловым сообщества «Беседа любителей русского слова». Их собрания чаще всего проходили в имении Гавриила Державина. И в обществе то и дело случались споры по поводу распределения мест между его членами.

Читайте также:  Свинья под дубом – краткое содержание басни Крылова

Вариант 2

Крылов написал много басен, которые в простой форме описывают разные вариации человеческой глупости. Как реагируют многие люди, когда у них нечто не выходит, когда какая-то затея становится провальной? Зачастую причину ищут где-то вовне, но не в себе и в этом заключается основная проблема.

В басне Квартет Крылов рассказывает о том как животные собрались для того чтобы создать оркестр. Они не умеют пользоваться музыкальными инструментами и поэтому выходит полнейшая какофония. При этом животные не хотят понять собственного неумения, а пытаются рассаживаться разными способами для того чтобы получить какой-то дельный эффект.

Понятное дело ничего из таких перестановок не выйдет, ведь причина гармоничности оркестра заключается в том как умеют пользоваться инструментами музыканты, в том как чувствуют друг друга. Решение просто пересаживаться разными способами – наиболее простое, но и наиболее глупое.

Нередко люди совершенно не хотят прилагать старания к собственным делам, они думают будто положительные результаты могут быть достигнуты только выполнением каких-то внешних условий, но ведь дело не в этом. На самом деле смысл всегда заключается в том чтобы прикладывать определенные усилия и старания. Понятное дело, как бы ни сели музыканты, которые умеют пользоваться инструментами, практически всегда оркестр будет звучать гармонично.

Намерение зверей из басни сесть определенным образом для того чтобы стать музыкантом, является в корне нелепым. Крылов говорит о значимости содержания, так как форма совершенно не имеет значения, если есть определенное содержание. Также этот механизм действует и наоборот – только форма не может создать содержание.

Если люди, которые не являются оркестром, сядут как оркестр и начнут изображать оркестр, они оркестром не станут. Хотя, конечно, этот вопрос может быть немного дискуссионным.

Например, иногда для того чтобы стать лучше, людям которые привыкли плохо себя вести, советуют хотя бы внешне подражать хорошим людям. Пускай внутренние намерения отличаются, но внешнее положительное поведение может настраивать на определенный лад. Такой совет нередко дают психологи, например, неуверенным в себе людям.

Каждому неуверенному в себе советуют проявлять внешние признаки уверенности: расправить плечи, говорить ясно и четко. Как ни странно, но тут иногда форма может давать некоторые преобразования, поэтому не следует бездумно читать басни Крылова.

Герои басни

Главные персонажи басни — это звери:

  • Мартышка;
  • Медведь;
  • Козел
  • Осел.

Они не научились пользоваться музыкальными инструментами, хоть и играют на них. Помимо четырех главных героев, которые пытались играть, в басне присутствовал соловей. Его можно отнести к второстепенному персонажу, выразившему в конце произведения взгляд автора.

Краткое содержание

Сюжет басни разворачивается вокруг осла, козла, мартышки и медведя. Все четверо решили играть музыку. Но как только они взялись за инструменты, поняли, что у них не получается красивая мелодия. Тогда звери начали искать причину. Они перебрали, казалось бы, всевозможные варианты: и что они не так сидят, и нужно расположиться в ряд, но, несмотря на все споры, музыка у них не получалась.

Тогда они позвали на помощь соловья, чтобы тот посадил их как следует и они заиграли. Но птица ответила: чтобы стать музыкантом, нужно уметь играть на инструментах. А никто из зверей этого не умел, а потому, как ни садись, мелодия у них не получится. И они взялись за занятие не под стать себе.

Об авторе

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, кто такой Иван Андреевич Крылов и какой вклад он внес в литературу. Его басни входят в программу обязательного изучения, находятся в составе детской литературы первой половины девятнадцатого века.

Сам Крылов считал басни народным жанром. Он говорил, что читать их могут и дети, и слуги. Басни отражали мышление народа, написаны были в шутливой, афористической форме. Можно заметить, что большая часть из произведений автора создана на темы, которые он брал непосредственно из жизни.

Умники и умницы

? Кто из героев басни произносит мораль? Зачитай мораль басни вслух. Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему?

Мораль басни произносит Соловей. Он имеет право поучать всех остальных, потому что он – единственный среди всех настоящий музыкант (певец) и знает, о чём говорит.

? Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая причина делает это положение смешным: а) они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантами; б) они смешно ищут выход: пересаживаются с места на место?

Какая причина вызывает весёлый смех, а какая – горький, грустный смех?

Смешным положение участников квартета делает и то, что они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; и то, что они ищут смешной выход: пересаживаются с места на место. Первая причина вызывает горький, грустный смех, так как герои к серьёзному искусству музыкантов относятся поверхностно, не понимая, что это занятие требует таланта и умения. А вторая причина вызывает весёлый смех, так как пересаживания героев с места на место выглядит комично и не имеет никакого отношения к умению играть на музыкальных инструментах.

? Прочитай пословицы и поговорки. Какие из них можно использовать в качестве морали к этой басне? Объясни свою точку зрения. 1. Один про Фому, другой про Ерёму. 2. Кто в лес, кто по дрова. 3. В свирелку играет, а ладу не знает. 4. Сколько с быком ни биться, а молока от него не добиться.

Первые две пословицы подходят к басне в качестве морали. Они выражают её комический смысл: то, что герои издают ужасные, негармоничные звуки на своих инструментах и постоянно спорят о том, как им сидеть. Третья пословица также может быть использована в качестве морали к этой басне. Но она выражает заложенный в ней горький смысл: герои не понимают, что, чтобы стать музыкантом, надо учиться.

? Миша говорит, что последняя посло­вица не может служить моралью к этой басне. Ты догадываешься, что Миша имеет в виду? Ты с ним соглашаешься?

Четвёртая пословица не может служить моралью к этой басне, так как речь в ней идёт о таких качествах, которые не зависят от человека.

? Рассмотрите рисунок Валентина Серова на с. 29. Какой момент басни изо­бразил художник? Обратите внимание на то, как сидят герои (в кружок или в ряд)? Прилетел ли уже Соловей?

Художник изобразил тот момент, когда звери сели в ряд и прилежно играют, одна лишь мартышка, выполняющая роль руководителя-дирижера, стоит напротив. Звери старательно пилят смычками по инструментам: Осёл с Козлом держат смычки вертикально, а Мишка усиленно перепиливает контрабас горизонтально. Поза у Осла торжественная, Козёл сосредоточенно смотрит в ноты, а Мишка явно настроен лирически. Мартышка испуганно смотрит на своих музыкантов, приседая, словно от ужаса, от той какофонии, которую слышит. Она крепко держит в маленькой лапке смычок и создаётся впечатление, что она нетерпеливо стучит им по раскрытым нотам и негодующе шипит на своих друзей. В целом зрелище создаётся уморительно-комичное. Можно обнаружить крошечный, едва заметный треугольничек в правой части картины – изображение Соловья, напоминание о том, что музыкальный талант – это удел далеко не всякого.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

4.7 / 5 ( 3 голоса )

Краткое содержание “Квартет” Крылова И. А

Проказница-Мартышка, Осел, Козел
Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки –

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

“Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка.

– Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!”

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры, Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:

“Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!”

– “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,

– Им отвечает Соловей,

– А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь”.

Related posts:

КВАРТЕТИ. А. КРЫЛОВ (1769-1844) КВАРТЕТ Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки – Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. “Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.- Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с […].

Басня И. Крылова “Квартет”И. А. Крылов был популярнейшим баснописцем в России в XIX веке. В своих баснях он остроумно высмеивал различные человеческие недостатки. Герои басни И. Крылова “Квартет” – “выдумщица Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка”. Эти звери не имеют способностей музыкантов, но им кажется, что мир очаровывать искусством очень легко. Просто надо взять музыкальные инструменты, ноты и […].

Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”)Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) Национальная самобытность творчества И. А. Крылова (По басням “Ворона и Лисица”, “Квартет”, “Лебедь, Рак и Щука”) 1. Власть хитрости и лести в басне “Ворона и Лисица”. 2. Осмеяние напыщенной бездарности в басне “Квартет”. 3. Басня “Лебедь, Рак и Щука” […].

Мораль басни Квартет (Крылов И. А.)В басне “Квартет” Крылов дерзко осмеял высший государственный орган царской России, Государственный совет, который был учрежден в 1810 году и включал в себя 4 департамента. Его члены никак сразу не смогли разместиться по разделам, а пересаживались из одного в другой. Разностопный ямб, использованный автором, замечательно передает содержание басни. Размер стиха, краткость строк, частое повторение твердого […].

БасняПроказница Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. “Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против […].

Пословицы и поговорки из басен И. А. КрыловаЗеркало и Обезьяна Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Волк и Волчонок …Сперва мне ведать надо, Каков пастух у стада. А где пастух дурак, там и собаки дуры. Волк и Лисица Охотно мы дарим, Что нам не надобно самим. Квартет Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Чтоб […].

Идейно-тематическое содержание басен КрыловаИдейно-тематическое содержание. Басня – небольшое про­изведение повествовательного характера в стихах или (реже) в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержани­ем; имеет иносказательный смысл. Сюжет басни носит аллегорический характер, его развитие приводит к прямо сформу­лированному моральному выводу. Басня – один из древнейших литературных жанров, известных еще с античности (Эзоп, Федр). Часто баснописцы создают свои про­изведения на […].

Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука”Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни. Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически […].

Краткое содержание: Зеркало и Обезьяна (Крылов)Зеркало и Обезьяна Персонажи этой басни – Мартышка и Мед­ведь. Мартышка увидела свое отражение в зер­кале, однако не признала себя в этом отражении. Она решила, что видит кого-то, похожего на ее знакомых. Мартышка поделилась впечатлением от увиденного с Медведем: Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой! Что это там за рожа? Какие у нее ужимки […].

Краткое содержание “Щука” Крылова И. АНа Щуку подан в суд донос, Что от нее житья в пруде не стало; Улик представлен целый воз, И виноватую, Как надлежало, На суд в большой лохани принесли. Судьи невдалеке сбирались;На ближнем их лугу Пасли; Однако ж имена в архиве их остались: То были два Осла, Две Клячи старые да два иль три Козла; Для […].

О баснях И. А. КрыловаИ. А. Крылов – известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Мне кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого, как в прозрачном зеркале, мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути […].

Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И – А –Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Анализ басен “Квартет” и “Лебедь, рак и щука” Басни Крылов И. А. Когда между товарищами нет согласия, на лад, как известно, их дело не пойдет… Однако, “согласие в товарищах” – это не единственное условие успешной деятельности. Каждый из участников проекта должен обладать необходимыми способностями, в противном случае, если слепой ведет слепого […].

Краткое содержание комедии Крылова “Модная лавка”Действие происходит в модной лавке француженки мадам Каре. Лестов, возлюбленный Лизы – дочери богатого курского помещика Сумбурова, болтая с продавщицей Машей, крепостной его сестры, жалуется на то, что ему отказано в женитьбе на Лизе. Сам Сумбуров вроде бы не против, но его отговорила мачеха Лизы, ссылаясь на недостаток средств у Лестова. В лавке появляется жена […].

Краткое содержание комедии Крылова “Урок дочкам”Фекла и Лукерья, дочери дворянина Велькарова, воспитывались у своей тетки гувернанткою мадам Григри “на последний манер”. Отец приехал со службы к ним в Москву и решил взять дочерей к себе. Модницы рассердили старика тем, что “отвадили грубостями и насмешками” его родных и друзей и все время приглашали к себе в дом “нерусей”. У Велькарова лопнуло […].

Сочинение: Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И. А. КрыловаВ историю русской литературы Иван Андреевич Крылов вошел как великий баснописец. На протяжении многих поко­лений русские читатели знакомятся с крыловскими баснями с детских лет. Их персонажи вошли в наш повседневный обиход, а крылатые фразы из них – в нашу обыденную речь. Главными достоинствами басен Крылова являются их на­родность и гибкий стихотворный язык. Написанные так назы­ваемым […].

Почему мне нравятся Басни И. А. КрыловаС детства мы знаем басни Крылова. Понятные, легкие, мудрые стихи западают в душу. Нравоучение – а оно в басне присутствует обязательно – понемногу усваивается, и сила его воздействия огромна. Басни учат быть честным, любить Отечество, трудиться для блага людей, помогать слабым, не лгать, не завидовать. Они предостерегают от дурных поступков и подсказывают хорошие. Басенные звери […].

Вопросы и ответы к теме “Басни И. А. Крылова”Какие человеческие пороки и недостатки осмеивает в своих баснях И. А. Крылов? Каждая басня Крылова – это “ларчик с секретом”. В ней содержится и мудрый совет, и предостережение, и просьба. Услышать голос автора дано не всем. Те, кто хочет избавиться от пороков и недостатков, услышит и сделает вывод. Кичливый, самовлюбленный, нечестный не найдет в басне […].

Обличительная мораль и жизнеутверждающая традиция басен Ивана КрыловаЗнаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И. А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, “особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка”. “Свой” жанр Крылов искал долго […].

Значение басен КрыловаЗабавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не. забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский Но справедливости можно сказать, что для истинной славы своего таланта и для истории русской литературы знаменитый русский баснописец […].

Краткое содержание: Осел и Соловей (Крылов)Осел и Соловей Однажды Осел увидел Соловья и сказал, что наслышан о его умении петь. Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье? Соловей сразу же стал демонстрировать Ослу свое искусство. Он и защелкал, и засвистал на тысячу ладов, тянул, переливался; то […].

Система образов басен крыловаСистема образов. Басня, как сказка, нарушает логические от­ношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы че­ловеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий […].

Чему учат нас басни, на примере басен Лафонтена и КрыловаОдной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня – короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чему учит нас басня? Чаще всего героями басни являются звери, растения, безжизненные предметы, которые дают возможность говорить о недостатках или недостатках людей. И читатель, как […].

Решение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫРешение упражнений. Страницы 34-43: БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ БАСНИ. РУССКИЕ БАСНОПИСЦЫ с. 34. Стрекоза и муравей (И. А. Крылов) И. А. Крылов изобразил Муравья трудолюбивым и старательным. Вступление: “Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропел; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза”. Мораль: “Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!” И. А. Крылов говорит о […].

Читайте также:  Ларчик – краткое содержание басни Крылова

Краткое изложение о ранних годах обучения КрыловаПо всем имеющимся сведениям, грамоте И. А. Крылова учила мать, она следила за его занятиями. Видимо, по ее настоянию Андрей Прохорович устроил сына учиться французскому языку. Но ненадолго. Как только отец решил, что можно определить мальчика на службу, то не только прекратил занятия, а, как мы видели, даже стал запрещать ему читать книги. После смерти […].

Осуждение человеческих недостатков в баснях И. А. КрыловаБасня – короткий рассказ сатирического характера. С помощью басни с давних пор человек искал ответа на вопрос: как вести себя в огромном и сложном мире, как правильно строить отношения с другими людьми. Басня всегда носит иносказательный характер, а в качестве персонажей в ней чаще всего выступают животные, растения, вещи. Иван Андреевич Крылов – великий русский […].

Комментарии к басням Крылова Волк и Лисица (Крылов И. А.)КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ I. Квартет. Впервые напечатана в “Новых баснях”, 1811 г.. По свидетельству современников, басня “Квартет” высмеивала открывшийся 1 января 1810 года Государственный совет, разделенный яа четыре департамента: законов (председатель кн. П. Лопухин), военных дел (гр. А. Аракчеев), гражданских и духовных дел (гр. П. За-вадовский) и государственной экономии (гр. Н. Мордвинов). “Известно, что продолжительным прениям […].

Осмеяние человеческих недостатков в баснях КрыловаИван Андреевич Крылов – великий русский баснописец XIX века. В. А. Жуковский говорил, что слог басен Крылова чист и приятен, он “то возвышается в описании величественном, тот трогает вас простым изображением нежного чувства, то забавляет смешным выражением или оборотом”. В написании басен Крылов следовал классическим традициям. Н. В. Гоголь считал, что басни Крылова – “достояние […].

Урок-КВН по басням И. А. Крылова. Краткое изложение текстаУрок-КВН по басням Ивана Андреевича Крылова Цель: обобщить изученное о баснях И. А. Крылова; выяснить, насколько серьезно усвоен материал; углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить острее видеть и понимать жизненные факты и явления; активизировать творческие способности и логическое мышление учащихся; нравственное воспитание. Форма работы: групповая работа, КВН Методика: ассоциированный ряд, инсценирование, метод перепутанных букв, […].

Биография И. А Крылова. Краткое изложение текстаКрылов Иван Андреевич (02.02.1769 года (по другим данным, 1768 год), Москва – 09.11.1844 года, Петербург) – русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери (ныне Калинин). Рано узнал материальные лишения, еще подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. Переехав в Петербург (1782), был […].

Содержание пьесы Крылова “Сочинитель в прихожей”“Сочинитель в прихожей” – пьеса, которая значительнее простого памфлета. Изображая продажного поэта, о котором сказано, что он дворянин, Крылов изобразил литературное окружение самой Екатерины II в лице развратной Новомодовой – типичной по своему нраву и образу мыслей придворной дамы последних десятилетий XVIII века. Применяя прием сдваивания образов, Крылов придал Новомодовой отдельные черты самой императрицы, а […].

Смысл крылатых выражений из басен КрыловаДа Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Выражение из басни “Лебедь, Щука и Рак” (1816 г.), в которой речь идет о том, как главные персонажи взялись вместе везти загруженную телегу, но так и не смогли этого сделать из-за того, что каждый рвался к своей стихии и передвигался согласно своей […].

Художественное мастерство Крылова на примере басни “Тришкин кафтан”Художественное мастерство Крылова в его баснях поистине совершенно. Но отточенный стих давался Крылову ценой огромного труда. Тщательно отделывая свои басни, Крылов многие строки переписывал по десять, двадцать раз, подбирая единственные, незаменимые выражения и слова для каждой строки и фразы. Да и написав басню, он продолжал совершенствовать ее текст. “Я до тех пор читал мои новые […].

Краткое содержание “Сказка о золотом петушке” ПушкинВ тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на спицу, коль кругом все будет мирно, так […].

Система образов басен И. А. КрыловаБасня, как сказка, нарушает логические отношения живого-неживого и широко пользуется олицетворением. Вот почему в ней на равных с человеком действуют животные и растения, вещи и явления природы, которым придаются формы человеческих отношений и быта. Именно это определяет систему образов в баснях Крылова. В них, наряду с людьми, чаще всего являющимися представителями низших сословий, действуют животные, […].

Сказка о золотом петушке краткое содержаниеПушкин А. С. Сказка о золотом петушке В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон. Соседям то и дело наносил обиды смело; под старость захотел отдохнуть от ратных дел. Но тут стали беспокоить соседи. Охранять царство никак не получалось. Обратился к мудрецу. Мудрец вынул из мешка Золотого петушка и сказал посадить птицу на […].

Цитаты из произведений И. А. Крылова. Краткое изложение текста– Если голова пуста, То голове ума не придадут места. – Завистники на что ни взглянут, Поднимут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай: Полают да отстанут. – Как бывает жить ни тошно, умирать еще тошней. – Кого нам хвалит враг, в том, видно, проку нет. – Кто ж будет в мире прав, коль […].

Мастерство Крылова-баснописцаБасни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в том языке, которым написаны басни. В языке крыловских басен ярко проявилась живая народная […].

“История жилички под вуалью” краткое содержаниеК Шерлоку Холмсу обращается миссис Меррилоу, владелица пансиона. Недавно к ней приехала женщина по имени миссис Рондер, выложившая хорошие деньги за жилье на три месяца вперед. Она выбрала дом миссис Меррилоу, потому что он стоит вдалеке от дороги, а миссис Рондер хочет жить вдали от людей. Ее лицо закрыто вуалью, но однажды молочник увидел его […].

Сотников краткое содержаниеБыков В. Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шел легко и быстро, Сотников отставал, ему вообще не следовало отправляться на задание – он заболевал: бил кашель, кружилась голова, мучила слабость. Он с трудом поспевал за Рыбаком. Хутор, к которому они направлялись, […].

Сочинение на тему “Басни Крылова”Крылов Иван Андреевич – знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений – это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях. Так, известное произведение Ивана Андреевича “Квартет” учит нас быть более самокритичными. Ведь по сюжету басни проблема […].

Краткое содержание и мораль басни “Свинья под дубом” Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл

“Свинья под дубом”.
Художник И. Семенов

Басня “Свинья под дубом” написана И. А. Крыловым не ранее декабря 1822 и не позднее 1823 г. (вероятнее всего, в первой половине 1823 г.) и впервые опубликована в газете “Северная пчела” в 1825 г.

Сходные темы до Крылова разрабатывали Эзоп (“Пешеходы и Явор”), Лессинг (“Дуб и Свинья”), а также М. Базилевичева, В. Папышев и др.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни “Свинья под дубом” Крылова: краткий пересказ произведения, анализ, суть, смысл и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Краткое содержание и мораль басни “Свинья под дубом” (краткий пересказ, анализ, суть, смысл)

Краткий пересказ басни “Свинья под дубом”

Главная героиня басни, свинья, пасется под старым, вековым дубом. Ей очень нравится есть желуди, которые падают с этого дерева. Однажды свинья начинает подрывать корни у дуба. Ворон, сидяший на дереве, объясняет ей, что она вредит дубу, но та отвечает, что ее все это не волнует. Тогда дуб обращается к свинье, обвиняя ее в неблагодарности. Он пытается объяснить ей, что любимые ею желуди растут на дубе, а не падают с неба. К сожалению, свинья физически не может поднять рыло к небу и увидеть, как желуди растут на дубе. Она остается при своем мнении и, судя по всему, продолжает вредить дубу.

Мораль басни “Свинья под дубом”

“Свинья под дубом”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

Мораль басни “Свинья под дубом” заключается в том, что невежественные люди порой ругают науку и образование и якобы не видят в них смысла, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, сами того не замечая.

Сам Крылов поясняет мораль своей басни в ее последних строках:

Невежда также в ослепленье

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.”

Также басня “Свинья под дубом” несет в себе и следующую идею: невежественные, ограниченные люди могут порой представлять угрозу цивилизованному, культурному обществу. Невежды не способны ценить, беречь и уважать то, что важно для образованных, развитых людей. Невежды не уважают то, что сделано другими (это может быть культурное, научное наследие, созданное 10, 100 или 1000 лет назад).

При этом невежды не понимают, что они вредят не только другим, но и себе и своим потомкам (разрушив дуб, свинья может остаться без желудей). К сожалению, невежды часто гордятся своим невежеством и не способны прислушаться к мнению окружающих (ворон и дуб, судя по всему, оказываются не в силах переубедить свинью).

Вероятно, в этой басне Крылов имеет в виду не только тех, кто просто ругает науку и образование, но и тех, кто на деле препятствует их развитию.

Мораль басни “Свинья под дубом”, по мнению критиков, заключается в следуюшем:

“Нередко встречаются люди, которые по невежеству своему никак не могут видеть и понять того, что для человека здраво рассуждающего вполне ясно. Такие люди видят только то, что у них, так сказать, под носом, и своим невежеством наносят вред тому, от чего сами получают пользу. Такая мысль выражена Крыловым в его басне “Свинья под дубом”.” (“Иван Андреевич Крылов и его басни”, составитель Кирюков, СПб, ред. журн. “Досуг и дело”, 1886 г.)

“Невежество. Во всяком деле, всегда и везде губительна умственная темнота, опасно невежество. Часто при этом бывает, что грубое невежество идет рука об руку с гнусной неблагодарностью. (“Свинья под дубом”).” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа” под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, типография М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Образ свиньи у Крылова превосходен: она наелась до отвала, выспалась и потом стала подрывать рылом корни у дуба, желуди которого ела. Пусть отвращение к этому образу глубоко проникнет в душу детей, чтобы они и потом, когда придется действовать в более широком кругу, крепко стояли за образование.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

Одной из ярких иллюстраций к басне “Свинья под дубом” может служить пьеса “Недоросль” Фонвизина. Как известно, недоросль Митрофанушка “не хочет учиться, а хочет жениться”. Мать Митрофана, госпожа Простакова, нанимает сыну учителей, но делает это только для видимости, потому что не видит смысла в образовании.

Таковы мораль и краткое содержание басни “Свинья под дубом” Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Крылов “Свинья под дубом”, какое краткое содержание?

Свинья наелась желудей и легла спать под дубом которому не одна сотня лет. Проснувшись она принялась рыть землю под ним. Сидевший на дереве ворон предостерег свинью, что нельзя подрывать корни дерева, оно может погибнуть или просто говоря засохнуть.

Свинья же ответила, что ей нужны только желуди, а сам дуб по барабану.

Тут дуб не выдержал и сказал, чтобы она подняла свое тупое рыло наверх и посмотрела откуда берутся те самые желуди.

Не сложно понять кого высмеивает автор в данном басне.

Здесь можно прочитать о главных героях басни “Свинья под дубом”.

Здесь можно прочитать главную мысль басни “Свинья под дубом”.

В басне “Свинья под дубом” рассказывается о том, как свинья наевшись желудей начала рыть корни дуба на котором они росли, причиняя вред дереву. Ворон пытался ее образумить, но она не стала его слушать, поэтому с ней заговорил дуб.

Краткое содержание басни “Свинья под дубом” для читательского дневника в 5-6 предложений:

  1. Свинья наелась желудей и уснула под дубом;
  2. Когда она проснулась, то стала рыть корни, причиняя вред дереву;
  3. Со свиньей стал говорить ворон и убеждать, что так делать не нужно;
  4. Свинья не стала слушать ворона и продолжала рыть кони;
  5. Тогда со Свиньей заговорил дуб, посоветовав ей поднять рыло и посмотреть откуда берутся эти желуди.

Басня “Свинья под дубом” известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова весьма поучительна.

Свинья наелась желудей под дубом, даже не подумав, откуда они там взялись. Плотно перекусив, хрюшка заснула прямо там же.

Отдохнув, она стала подрывать корни дерева ее накормившего. Напрасно мудрый ворон пытался остановить хавронью, на его слова она просто не обращала никакого внимания.

Ей было все равно, что корни дуба оголятся и дерево может погибнуть.

Не выдержал тут дуб, предложил свинье поднять пятачок вверх и посмотреть, откуда столь любимые ею жёлуди берутся.

Басня высмеивает и осуждает черную неблагодарность и безразличие ко всему, кроме себя.

Для читательского дневника достаточно 5-6 предложений. О басне Свинья под дубом можно написать следующее:

  1. Сначала свинья нашла желуди под дубом и хорошенько отобедала. А наевшись досыта сон сморил ее.
  2. Когда она проснулась решила поковыряться своим рылом в земле, тем самым подрывая корни дуба.
  3. Умный ворон сделал ей замечание, что это вредно для дерева, оно может засохнуть.
  4. Но свинья, не зная что желуди растут на дуба том ответила что дуб ей не нужен, а важны только желуди.
  5. На что дерево молвил, что желуди на нем то как раз и растут.

Мораль басни описана в пословице: не руби сук на котором сидишь.

Конечно Иван Крылов в каждой своей басне давал нам урок. Так и басня Свинья под дубом была написана в то время когда образование было не в почете.

Басня “Свинья под дубом” принадлежит известному баснописцу И. Крылову. В этом произведении в стихотворной форме рассказывается о том, как свинья поев желудей улеглась под дуб спать, а когда выспалась начала рыть землю под тем же самым дубом, который ее накормил. Свинье “дурехе” сделал замечание ворон, что если она продолжит рыть, то корни засохнут, а вместе с ними и все дерево. Свинья сказала, что ей нет проку от дерева и что пусть сохнет, ей главное чтоб желуди были. Тогда уже завозмущалось само дерево и глупой свинье сказало рыло вверх поднять.

Конечно это все образно, у свиней позвоночник устроен так, что вверх они смотреть не могут поднявши голову. Эта басня аллегория на людей. Есть к ней еще хорошие поговорки: “Не пили сук на котором сидишь”, или “Не кусай руку, которая тебя кормит”.

Свинья поедала желуди с дуба,а наевшись до отвала, стала подрывать его корни, даже не раздумывая,что желуди, которые она ела с таким удовольствием,растут на этом дубе.

Скажем так-ей вообще было все равно, откуда эти желуди.Она их просто ела, не о чем не думая, и на дуб ей было наплевать, он ее раздражал.Ворон попытался ее вразумить,но ничего не вышло.

Мораль-вот так и невежды, ругают науки и ученье, хотя вкушают их плоды.

Свинья, ни оком и ни о чем не хочет думать, кроме своего пуза, только бы пожрать всласть.Весь кругозор и жизнь-это ее кормушка.Так и некоторые люди, сколько ни сделай им добра, спасибо не дождаться, да еще и нагадят всем вокруг.

Достаточно актуальная басня Крылова под назаанием Свинья под дубом.

Свинья которая наелась до отвала желудей лягла отдохнуть, так сказать поспать. После того как она отдохнули, она стала подрывать корни старого дуба. Мудрый ворон не выдержал и стал ругать свинью, сказал что если она так будет рыть, то дерево просто засохнет. Но свинье было все равно что ей говорили, ей нужны были желуди. Так же дуб стал ругать свинью.

Несмтря на то что тут главная героиня свинья, автор нам показал что такими могут быть и люди. Такие вот пороки есть у многих.

Краткое содержание басни “Свинья под дубом”:

  1. Свинья наелась до отвала желудей и уснула под дубом.
  2. Проснувшись стала рыть землю и оголять корни дерева.
  3. Ворон предупредил глупую свинью, что она может погубить дерево.
  4. Свинья же не слушала птицу.
  5. Упрямая и глупая свинья даже не понимала, что дуб, чьи корни она выкапывает, ее накормил этими самыми желудями.

Басня Крылова “Свиньи под дубом” одна из моих самых любимых.

Краткое содержание басни такое:

Свинья выспалась под дубом и хорошо отдохнув, начала подрывать корни дуба рылом.

В этот момент ворон сидевший на дубу сделал ей замечание, сказав, что нельзя оголять корни, иначе дерево может погибнуть.

На это глупая свинья ответила, что ей ни до чего нет дела, кроме как желудей, а какой прок в дубе, пусть погибает.

Здесь уже и дуб не смог сдержать своего возмущения и предложил глупой поднять своё рыло вверх.

Ссылка на основную публикацию