Волк и ягненок – краткое содержание басни Крылова

Басни Крылова в сжатом пересказе

Басни И.А. Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях. Басни Крылова – краткое содержание самых популярных произведений баснописца для читательского дневника.

Краткое содержание басни «Ворона и лисица»

Басню автор начинает моралью о том, что, сколько не предупреждай людей не поддаваться на гнусную и вредную лесть, льстец своими словами всё равно проберётся в любой уголок сердца так, что никто не сможет устоять.

Ворона где-то отыскав кусочек сыра, забралась на ель и решила вкусно позавтракать. Держа сыр во рту, как на беду, немного призадумалась. А тем временем, тут как тут, пробегала хитрая Лиса. Почуяла она сырный запах, остановилась и увидела ворону с сыром.

Не смогла Лиса удержаться от такого запаха и подошла тихонько, вертя хвостом, к дереву, на котором сидела Ворона. Не сводя глаз, стала восхищаться её красотой. Сладким голосом, чуть дыша, принялась льстить Вороне, рассказывая о том, как она хороша. Но чтобы заполучить сыр, нужно было как-то заставить Ворону открыть рот. И попросила хитрая Лиса своими льстивыми речами глупую Ворону не стыдиться и спеть, пообещав ей титул царь — птицы. У Вороны от таких слов закружилась голова, она и не подумала, что петь не умеет, от радости как каркнула во всё своё горло. Сыр выпал, а Лисе только это и надо было, она его схватила и убежала.

Басня учит тому, что не стоит верить льстивым речам, ведь льстец всегда преследует только свою выгоду.

Пересказ басни «Квартет» Крылова

Собрались как-то четверо друзей: Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь, сыграть на музыкальных инструментах. Затеяли они сыграть Квартет, хоть таланта такого не имели.

Они взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Сидели музыканты на лугу. Ударили они и в скрипки, и в альты, и в баса, но толку нет. Мартышка подумала, что они не так сидят, поэтому музыка не получается. Она принялась всех рассаживать по определенным местам, и сама пересела.

Разместились звери, и опять смычками заиграли. Но удивительно, у них ничего не вышло, результат тот же. Теперь сказал, Осел, что надо рядышком всем сесть. Сели звери дружно в ряд, а Квартет опять не ладится. Начали друзья спорить, что, да как им делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.

Обратились музыканты к сладкозвучной птице, чтобы он их рассадил правильно, а то Квартет не получается, хотя все инструменты, и ноты, имеются. Соловей ответил друзьям, что если нет ни слуха, ни голоса, рассаживай, не рассаживай – музыки не получится.

Басня учит нас заниматься своим делом, к которому есть талант и призвание. Обычно самоуверенные люди хватаются за все и сразу, даже если не способны это сделать. Ничего хорошего из этого не получается. Если твоя работа тебе по душе, и ты знаешь, как ее выполнить, это дело будет ждать успех.

Краткое содержание басни Крылова «Обоз»

В басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно. Конечно, ведь на нее возложена большая ответственность и совершенно не хочется подвести своих хозяев.

За этим продвижением обоза со стороны наблюдает вторая героиня басни. Лошадь, которая смотрит за всем сбоку надсмехается и ерничает. Она бы сама сделала все намного быстрее и проворнее. Все что она может – это высмеивать свою подругу и раздавать ценные на ее взгляд советы. Ситуация меняется и теперь лошадке, которая так много советовала самой приходится впрячься в упряжку. Но что случилось практически сразу же? Обоз покатился на огромной скорости с горы, и резвая героиня басни ничего не могла с этим поделать – все горшки и посуда разбились и раскатились.

Как и во всех баснях, в этой тоже присутствует своя мораль. И она заключается в том, что со стороны давать советы всегда легче. Но когда ты сам оказываешься внутри ситуации, скорее всего ты наделаешь ошибок еще больше. Не стоит быть самонадеянным, пока на своей собственной шкуре не прочувствовал всю тяжесть происходящего.

«Стрекоза и муравей» – пересказ басни

Басня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, как и все произведения этого направления содержит в себе не только интересный сюжет, но и мораль, обычно написанная в конце. По сюжету стрекоза очень легко относилась ко всему, и в течении долгого лета не озаботилась тем, чтобы сделать себе запасы и устроить жилище на зиму. Ее сосед муравей напротив – трудился все лето не покладая рук, зная что впереди его ждут тяжелые, холодные времена.

Вот прошло лето и стрекоза осознала и ощутила на себе все последствия своей безалаберности. И что же пришлось сделать героине? Конечно же бежать к своему давнему другу и просить его о помощи. Но ведь еще в самом начале басни муравей предупреждал подругу о том, что нужно позаботиться о будущем а не веселиться и танцевать все свободное время.

Так и в жизни встречаются такие люди, которые не хотят задумываться о том, что их ждет впереди. Очень праздно проводя свою жизнь, они сильно удивляются, когда в конце наступают тяжелые времена. Все что они могут – это бежать к другим за помощью. Крылов пытается научить своей басней тому, что нужно всегда быть готовым ко всему, учиться трудолюбию и умению справляться с различными трудностями не за счет других, а исключительно своими силами.

О чем басня «Слон и Моська»?

Однажды по шумным улицам одного неизвестного города водили крупного слона, для показа, чтобы люди могли близко увидеть такое экзотическое животное. Для местных жителей подобное зрелище стало в диковинку, непривычно им было видеть такое большое и важное животное, идущее с ними рядом по одной улице. Толпы зевак увязались за бедным слоном.

Вдруг, откуда ни возьмись, появилась бегущая им навстречу местная дворовая собачонка по имени Моська. Увидела она слона и как стала на него прыгать, лаять, визжать и бросаться. Так и лезет в драку. Соседка тут же кинулась отгонять собачонку с криками, что не справиться ей с таким громадным слоном, хватит срамиться. Но Моське только и надо было, чтобы показать перед другими собаками, какая она отважная.

Собачонка всё лает и лает, охрипла уже, а слон шёл себе спокойно вперёд и даже не замечал Моську. А тем временем Моська призналась соседке, что ей это придаёт силу духа, таким способом она хотела без драки попасть в большие забияки. Вот тогда другие собаки станут восхищаться и признают её сильной собакой, раз на слона не побоялась лаять.

Басня учит тому, что пустой показухой можно достичь желаемого, но со стороны это может выглядеть смешно и глупо.

Мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова

Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво. Видя себя со стороны Мартышка не могла признать того, что это именно она такая кривляка и решила, наверно это какой-то родственник. Пораженная всем увиденным она тут же поделилась своим впечатлением с Медведем.

Мартышка предложила ему посмотреть на эту рожу, отражающуюся в зеркале. В данном отражении она просила Медведя рассмотреть и согласиться с мнением о том, что это её кумушки имеют такой тоскливый вид. На это Медведь ответил, что прежде чем сваливать вину на других, следует обратить внимание на себя. Однако такой невежде, какой была обезьяна, данный урок Медведя не принёс никакой пользы и осталась она такой же необразованной.

Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других.

Басня учит тому, что перед тем как обвинять других, надо уметь признавать и свои ошибки.

Очень краткое содержание басен Крылова

Несколько сжатых пересказов знаменитых басен Крылова.

«Кукушка и петух»

Кукушка восхищалась громким и важным пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой».

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

«Ларчик»

Приносят мастеру ларец, пришел механик и попробовал его открыть, но не получилось, а он просто открывался.

Мораль: Не нужно осложнять свою здачу, так как ларчик открыть было легко.

«Листы и корни»

Листы всем хвалились какие они красивые, но из земли послышался голос корней и сказал: “вы не кому сказать спасибо не хотите”, листья рассердились, а корни сказали: “не было бы нас, то не было бы и дерева и вас”.

«Осел и соловей»

Соловей очень хорошо умел петь, как то раз осел послушал его пение, всем понравился как спел соловей, а ослу нет и он сказал, что ему следует поучиться у петуха.

Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.

«Крестьянин и Работник»

Крестьянин и его батрак шли вечером в деревню и повстречали медведя. Медведь подмял под себя Крестьянина и уже почти задавил его. Крестьянин взмолился к Работнику о помощи. Работник, собравшись с силой, «отнёс полчерепа медведю топором и брюхо проколол ему железной вилой». Но вставший с земли Крестьянин тут же начал ругать Работника за то, что он вилами испортил медвежью шкуру.

Мораль басни: в беде мы обычно с мольбою ищем избавителя, «но только с плеч беда долой, то избавителю от нас же часто худо».

Басни Крылова про волка

В этих баснях один из главных героев – волк.

«Волк и журавль»

Главный герой басни – волк – однажды за трапезой совершенно случайно подавился косточкой. Она так плотно застряла у него в горле, что возникла настоящая угроза того, что дикое животное погибнет из-за этой ерунды. На его везенье мимо проходил журавль, который увидев неладное тут же поспешил на помощь. Волк взмолился о том, чтобы журавль незамедлительно вытащил косточку и этим спас жизнь.

Журавль, будучи добрым и жалостливым, заснул свой клюв практически полностью в пасть волку, вытащил злополучную кость и на хотел услышать хотя бы слово благодарности за проделанную работу. Но что же он получил в ответ от наглого и самоуверенного волка, который еще несколько мнут назад погибал? Да ничего хорошего. Хищник предложил птице исчезнуть с глаз долой, пока еще цел. Вот так отблагодарил он своего спасителя.

Основной мыслью басни Крылова «Волк и журавль» — это то, что есть на свете такие люди, которые совершенно не ценят хорошее себе отношение. И иногда лучше пройти мимо и не помогать в тех случаях когда ваша помощь и ваше добро не только не будут оценено по достоинству, но и еще вывернуто против вас самих же. Самое главное, читая эту басню, не увидеть в волке и его бессовестном поведении себя.

«Волк и ягненок»

Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.

Волк мог сразу съесть добычу, но это было бы слишком просто. Зверь приблизился к ягненку и стал упрекать его в том, что он загрязняет воду. Якобы это питье волка, а ягненок залез туда своим грязным рылом. Ягненок ответил ему, что стоит ниже по течению, поэтому не может чем-то загрязнить водоем.

Волк подумал, подумал, и сказал, что ягненок обидел его прошлым летом. Ягненок ответил, что это не мог быть он, так, как он еще даже не родился. Хищник сказал, что если это был не он, значит, это были родственники ягненка. Ягненок сказал, что нет у него родных. Волк стал искать разные поводы, по которым он мог быть сердит на ягненка, на что тот находил оправдания.

В итоге волк разозлился, и сказал, что страшно хочет есть, и поэтому ягненку не поздоровится. С этими словами он схватил свою жертву и поволок в лес.

Эта басня раскрывает всю силу власти и немощность простого народа. Волк – это власть, а ягненок, простой человек. Как бы он не старался, переубедить власть ему не удалось. Волк воспользовался своим могуществом и решил дело в свою пользу. Так же бывает и в нашей жизни.

«Волк на псарне Крылова»

Ночной порою, серый волк решил забраться в овчарню. На улице было темно, и бедолага не понял, как он перепутал хлевы. Вместо овчарни, хищник очутился в псарне.

В псарне почуяли зверя, и начался лай и полная неразбериха. Волк осознал, что попал совсем не туда, куда хотел. Ему стало страшно, но надо было искать выход из положения. Псы готовы были разорвать хищника. Не сладко пришлось серому, это ж надо было так опростоволоситься.

Читайте также:  Свинья под дубом – краткое содержание басни Крылова

Волк думал, думал и сказал, что пришел мириться. Ему надоело вечно враждовать с собаками, и хотелось бы заключить перемирие. Псы и волки, давние сородичи, которым не пристало воевать. Волк клялся больше не трогать местные стада, а напротив, защищать на пару с псами. Хитрец называл заклятых противников друзьями. В общем, из кожи вон лез, чтобы его отпустили.

Серому хищнику не дал договорить седой Ловчий. Он сказал, что волкам верить никогда нельзя, и спустил на него свору гончих псов.

Басня учит внимательнее относиться к окружающим, иногда люди очень много лгут, ради своей выгоды. С такими, нужно быть аккуратнее. И глазом не успеете моргнуть, как они наделают глупостей, в ущерб вам. Таких личностей полно в нашем мире, и лучше держать таковых на расстоянии.

Басня «Лебедь, Рак и Щука» за 1 минуту

В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу, Рак мог идти только назад, а Щука плыть по воде, они все тянули в разные стороны. И, так как повозка в таком случае не могла двигаться, у них ничего не получилось.

В этой басне Крылов хотел показать, как смешно и по-дурацки выглядят те, кто не может договориться между собой перед началом общего дела. Именно поэтому, из-за неумения находить компромиссы, многие люди ругаются и перестают общаться. И даже если каждый из товарищей по-своему прав – в итоге результата у них все равно нет. Не зря же цитата из басни «А воз и ныне там» стала крылатой.

Смысл басни в том, что всем людям нужно уметь договариваться и общаться между собой. Это подтверждает и первое предложение – «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».

Краткое содержание басни «Свинья под дубом»

Свинья, под огромным дубом, которому уже не одна сотня лет, поела вдоволь желудей. После такого хорошего и сытного обеда, она завалилась спать, прямо под этим же деревом.

Хорошо отдохнув, свинья проснулась. Почти сразу она принялась подрывать корни дуба своим рылом. Ворон, который сидел вверху на ветке, предостерег глупую, он сказал, что нельзя обнажать корни дуба, иначе дерево может засохнуть.

Свинья ответила, что ее не волнует судьба дерева, пусть сохнет, ведь от него мало проку. Ей хочется лишь, чтобы были желуди, от которых она жиреет.

Дуб от ее слов рассердился, и сказал, чтобы она подняла свое тупое рыло вверх, и посмотрела, откуда берутся желуди.

Некоторые личности ругают науки, не воспринимают ученья, а сами и не замечают, что используют их «плоды».

Многие люди не видят дальше своего носа, не слушают окружающих. Они руководствуются только своим мнением, считая его правильным. Они не способны понять, что такое хорошо и плохо. Они не могут поднять голову вверх, чтобы познать истину.

Басня учит не равняться на таких бесцеремонных личностей. Человек, хоть и должен иметь свое мнение, но в первую очередь, он обязан подчиняться здравому смыслу. Нужно смотреть вокруг, и отвечать за свои действия. Людям следует вести себя так, чтобы не нанести вреда остальным гражданам, природе или же, животным.

Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Используйте краткий пересказ, чтобы написать сочинение на тему “Басни Крылова”. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

«Волк и ягненок»: сила против бессилия, а также наоборот

Меню статьи:

Итак, в этой статье нам интересен текст под названием «Волк и ягненок». Искушенный читатель, безусловно, сразу поймет, увидев название, – это творение рук Крылова.

Начало XIX века, 1808 год ознаменовался публикацией этого произведения в издании «Драматический вестник». Впрочем, литературоведы не пришли к единому мнению о времени создания этой басни. Автор поступил оригинально, поместив традиционную для басни мораль в начало текста. Крылов пишет, что сильный герой всегда обвиняет в своих бедах бессильного, слабого героя. Писатель считает, что это жизненное правило насчитывает массу повторений:

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Что ж, пожалуй, стоит поближе присмотреться к посланию русского баснописца.

Из истории написания текста

Как известно, русский баснописец часто заимствовал сюжеты у своих иностранных коллег. Например, у известного классика басенного жанра – Лафонтена. Поэтому данное произведение писатель тоже признает таким «переводом или подражанием» великим баснописцам. Кроме того, мы знаем, что и у самого Лафонтена имелась притча-басня с похожим названием – Le loup et l’agneau, то есть буквально речь идет о «Волке и ягненке». Но французский литератор в своем творчестве также опирается на великих учителей древности. Например, Лафонтен открыто обращается к Эзопу и Федру.

Кратко о сюжете произведения

Автор представляет читателям несколько образов. Первый герой – ягненок. Для этого персонажа характерна смелость и решительность. Ягненок не боится хищника, доказывая, что прав. Однако, даже если ягненок, действительно, прав, то попытки доказать эту правоту только злят другого героя – волка.

О центральных героях басни

Это крыловское произведение называют редким не только из-за исключительной структуры, композиции текста. Есть и другая особенность – одинаковая важность обоих действующих лиц произведения. Герои так сильно привязаны друг к другу, словно слиты вместе. Писатель демонстрирует комплементарность протагониста с антагонистом.

Образ ягненка

Итак, положительный герой, протагонист, ягненок олицетворяет среднего, самого обычного человека, бедняка. Ягненок отчаянно пытается доказать собственную правоту, однако волк все равно говорит, что смерти ему не избежать. Крылов рассказывает поучительную историю о том, как сильные люди злоупотребляют своими возможностями и властью. Сильный человек всегда может притеснить более слабого человека. Этот мир устроен несправедливо, так как часто сила и власть выдаются за правду.

Ягненок – это олицетворение беззащитности, бесправности народа, а также каждого отдельного человека-простеца. Герой использует свое единственное оружие – доброе слово, надеясь, что доброта смягчит волка.

Однако изначально ягненок обречен, так как бедняга бессилен перед более сильным противником. Ягненок общается с волком как со знатной особой, почтительно. Реплики героя краткие, робкие, лаконичные, но емкие, содержательные.

«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу»…

Образ волка

Антагонист, отрицательный герой, волк представлен богатым и знатным человеком. Этот персонаж знает, что такое власть, умеет пользоваться своими полномочиями, часто злоупотребляя возможностями, привилегиями.

Несмотря на то что второй герой, вероятно, прав, сильный персонаж упорно заявляет: попытки тщетны – жертва будет съедена:

«Ах, я чем виноват? – «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»…

После этих слов хищник утащил свою добычу в лесную чащу. Хемницером, известным поэтом, смысл крыловского текста в целом, а также образа волка в частности был выражен в следующем:

  • волк – это воплощение сильного, властолюбивого и злого человека, корыстолюбивого, готового из эгоистичных побуждений расправиться даже с невинным человеком;
  • слабый герой, овечка – это, напротив, кроткое, невинное существо, которое не в состоянии постоять за себя;
  • волк не стесняется пользоваться своей властью, выгодами своего положения;
  • герой пренебрегает правилами и законами, осознавая собственную безнаказанность;
  • в общении с ягненком волк ведет себя грубо, жестоко и обозленно, часто оскорбляет слабого героя (например, волк использует в отношении ягненка такие слова, как «пес» и «нечистое рыло»);
  • волк – наглое существо, бесстыдное, не боящееся выставлять всю свою суть наружу;
  • единственный выход – просто не взаимодействовать с более сильным человеком, с богачом, так как законы общества все равно окажутся на его стороне (даже если тот и не прав):

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»…

В своих комментариях к крыловским произведениям Хемницер пишет так:
Возле большого дома богача стоит домишко бедняка, но вот захотелось богачу протянуть свой дом по земле бедняка и давай он к нему придираться, ни с того ни с другого взводит на него разные кляузы и кончит тем, что оттягает-таки последнее достояние у бедняка. С таким человеком нечего тягаться; старайся только заблаговременно удалиться от него, потому что у него такая же расправа, как и у волка…

Главное: о морали произведения

Крыловское творение считают редкой басней, которая начинается с морали, ведь обычно в этом жанре мораль завершает произведение. С самого начала повествования писатель задает читателям определенное настроение. Адресат знает, о чем дальше будет говорить автор. Крылов в красивой, литературной форме подает читателям известную истину: сила часто автоматически означает правоту. И правда, разве может заведомо беззащитное существо (ягненок) доказать что-то сильному, жаждущему крови волку? Но автор также намекает волку, что однажды найдется управа и на него – кто-то, сильнее волка. И вот уже хищник становится жертвой.

Где же прячется основной смысл, посыл автора? Если сформулировать суть в одном предложении, то получится так: слабые люди часто становятся жертвами сильных мира сего. Мир несправедлив. Побеждает не правда, не истина, но сила. Неправедные поступки скрываются под масками закона и праведности. В образе волка предстают типичные негодяи, для которых солгать, оклеветать невинного человека – сущая ерунда. В итоге, как правило, такие люди добиваются своей цели, создавая проблемы менее сильному человеку.

Педагог Тихомиров считает ключевым смыслом произведения акцент на неизбежной вине слабого перед сильным. Богач живет за счет бедняка – таковы правила. Однако даже сильные мира сего осознают собственную вину и неправоту – пусть и очень глубоко в душе. Поэтому они стараются придать своим нечестивым поступкам вид закона. Коллега Тихомирова, Водовозов акцентирует внимание на гнусности грубой жестокости, насилия, лицемерия и обмана, которое мастерски раскрывает автор. Причем эта тема проявляется не только в этом произведении. Можно также вспомнить другие похожие творения Крылова: «Кошку и Соловья», «Волка и Кукушку», «Волка и Кота» и т. д.

Художественные особенности творения Крылова

Олицетворение как оружие баснописца

Крылов использует классический для этого жанра прием – вводит в текст образы животных. Таким способом автор демонстрирует читателям, насколько сильные люди бывают жестокими и агрессивными, а слабые – беззащитными и неуклюжими в попытках защитить себя. Сильные люди оправдывают агрессию, обращаясь к букве закона, выворачивая наизнанку правила и мораль.

В мире животных жестокость, правило выживания – это естественный порядок вещей, норма. Однако люди живут по другим правилам. В обществе в центре отношений людей находится нравственность, и часто выживают не сильные, а слабые, – благодаря морали. Тем не менее, Крылов демонстрирует «право сильных», которое грубо попирает справедливость. Закономерно, что писатель осуждает такой порядок, который полностью игнорирует здравый смысл. Хотя ягненок олицетворяет человека, способного предоставлять ясность доводов, доказывать собственную невиновность, этот герой терпит поражение.

Крылов как мастер слова

Богатство лексики и виртуозность слов, мастерство во владении средствами художественной выразительности – характерная черта творчества Крылова. Писатель использует контекстные синонимы и перифразы (например, «светлейший волк», «светлость»). Особенно этот прием выделяется в обращении ягненка к своему сильному господину – волку. Слабый герой не обращается к сильному персонажу напрямую.

Басня «Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство Ивана Крылова, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Предлагаем читателям ознакомиться с описаниям этого произведения

Кроме того, одновременно эти словосочетания являются яркими эпитетами. Писатель использует и другие эпитеты: «нечистое рыло», «темный лес»… А также в произведении масса встречается разнообразных синонимов («желать зла», «вредить»).

Инверсии и анафоры в тексте

Для такого жанра как басня также характерно использование инверсий. Для чего автор это делает? Например, так писатель переносит акцент на последнюю часть фразы, подчеркивая таким образом важность этих последних слов. Этот прием можно увидеть в следующих местах произведения:

  • «о том, как в баснях говорят»;
  • «гневаться напрасно он изволит»;
  • «нет братьев у меня»;
  • «зашел к ручью напиться»;
  • «голодный рыскал волк»;
  • «чистое мутить питье мое» и т. д.

Крылов также использует редкий прием анафоры – единого звукового, лексического начала (которая сливается с амплификацией – популярным риторическим приемом): «…вы сами, ваши псы и ваши пастухи, вы все…».

Своеобразие авторской манеры писателя

Нельзя не отметить авторскую манеру баснописца – узнаваемую и уникальную. Форма стиха, наличие гипербол, ярких метафор, метонимий – все это характерные черты крыловских текстов.

Читайте также:  Урок дочкам – краткое содержание комедии Крылова

Важной в произведении предстает и антитеза, которая емко выражает ключевую мысль автора. Речь идет о фразе, что сильные всегда винят во всех бедах бессильных.

Настроение произведения

Обращения, которые автор вводит в текст, обычно окрашены весьма иронично. Таковым является, к примеру, слово «приятель». Также писатель часто использует разговорные слова, обороты. Этот прием делает речь яркой, цветастой, а что самое важное – доступной для читателей любого интеллектуального уровня. Пожалуй, для басен характерна многоплановость, предполагающая разные уровни восприятия текста.

Крылов – любитель фольклорных оттенков. В тексте масса просторечных слов: «надобно», «рыскал», «слыхана ль», «донесть», «такова» и т. д. Чтобы лучше раскрыть сущность персонажей, ярче представить характеристику героев, писатель вводит в произведение диалоги. Также эта форма предполагает риторические вопросы и восклицания, которые позволяют читателям увидеть все аспекты описанной ситуации.

Что осуждает автор?

Безусловно, жанр басни всегда предполагает мощный нравственный посыл. Писатель раскрывает моральные пороки общества, осуждая лицемерных, корыстных, жестоких, подлых, лживых людей, злоупотребляющих своим положением и властью. В целом мораль произведения выражается нестандартно – в самом начале текста.

Благодаря актуальности и вечности проблематики, которую затрагивает автор, «Волка и ягненка» буквально разобрали на цитаты. Многие фразы из крыловского шедевра стали крылатыми. Любопытно, что Крылов, начиная свой текст, говорит об историчности событий произведения. Писатель приходят к печальным выводам: человек, видимо, учится только на собственных ошибках, а история ничему не учит людей. Но как же так, ведь история – это кладезь образов насилия, жестокости, легенд, где слабые государства поглощаются более сильными, вооруженными до зубов, державами! Используя форму басни, приводя причудливые сюжеты, писатель старается научить читателей обращать внимание на историю.

Творчество Крылова как пьеса-миниатюра

Это замечательное сравнение придумал критик Сергеев. Комментируя суть, мораль и смыслы крыловских произведений, литератор отметил, что творчество автора напоминает пьесу-миниатюру. Это словно небольшие одноактные драматические произведения. Басни отличаются резким, ярким характером, четко очерченными фигурами ключевых персонажей, живыми, остроумными диалогами, динамичностью действий. События развиваются быстро, стремительно.

«Волк на псарне» – одна из басен Ивана Крылова, которая наделена историческим смыслом. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Автор комментирует свой текст, словно вставляя ремарки – как это делают со сценическими произведениями. То есть Крылов, словно для театральной постановки, объясняет сюжет и действия героев. Предваряя основной текст центральной мыслью, выводом, автор делает свое творение запоминающимся. Кроме того, так как мораль поставлена перед самим текстом, эта часть произведения является тезисом, иллюстрирующим посыл писателя.

Символы крыловской басни

Крылов делает своих персонажей не просто образами, но символами. Например, волк – это символ безнаказанности, силы, власти. Ягненок – наоборот. Волк умеет оправдать собственные поступки якобы неправильными действиями (проступками) слабого героя. Каждая новая реплика волка делает проступок ягненка более и более тяжелым. Таким образом, волк выступает в образе судьи.

Поначалу слабого героя обвиняют в халатности, в неаккуратном поведении. Второе обвинение – грубость. Очередная фраза волка – это демонстрация накала страстей, апогея. Волк сумел обвинить ягненка и всех овец в целом в проявлении ненависти к роду волков. Также, по мнению волка, хищников ненавидят пастухи и собаки.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи…

Что ж, волк – великий мастер-демагог, который приписывает себе участь жертвы. Все выворачивается наизнанку.

«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!»…

При этом все читатели знают, почему волков ненавидят: за жестокость, агрессию, разрушительное поведение хищников. Но ягненку даже не дается слово, потому что герой не может защититься от более сильного героя. Так Крылов демонстрирует жестокую правду жизни.

Выводы из произведения

Крылов деликатно обращается к одной из самых болезненных тем – бесправию простых людей. Писатель получил репутацию ярого защитника обиженного народа, а потому трудно было упустить возможность еще раз раскрыть эту тему в басне. Крылов легко расставляет все нюансы по местам. По традиции, автор высмеивает в тексте пороки общества в целом и отдельных людей в частности. Эти пороки социума следует, по мнению Крылова, искоренять, исправлять. Однако сила, которая вышла из-под контроля, неуправляема, эту стихию почти невозможно остановить. Сильные мира сего не нуждаются в оправданиях за свои злодеяния. Писатель надеется, что однажды сила и власть будут работать на интересы простого народа, будут помогать восстанавливать справедливость.

Что ж, Крылов заставляет лишь восхититься своей способностью выражать лаконичным и острым словом пороки социума. Так что автор снова и снова напоминает более сильным людям, как гнусно те обращаются с более слабыми людьми.

Финал, где волк приводит последний довод, является своеобразным моментом истины. Герой, отбросив маски, изрекает правду. Ягненок – это символ искупительной жертвы, которая страдает, претерпевает за всех овец в целом. Порой литературоведы и критики видят в этом моменте басни отсылку к сюжетам из Библии.

Содержание, анализ и мораль басни Крылова «Волк и Ягненок»

Анализ и мораль басни Крылова «Волк и Ягненок» может потребоваться для разбора сюжета на уроке литературы. Небылица учит высмеивать злоупотребление должностными полномочиями, лицемерие и подлость. В этом произведении есть свой смысл, как и в остальных творениях поэта. Написано оно в XIX столетии, но не потеряло актуальности и сегодня, так как в современном обществе отсутствует социальное равенство.

Мораль произведения

Готовая басня впервые опубликовалась в издании «Драматический вестник» в 1808 г. О времени создания и истории написания произведения сообщений нет. Непосредственно писатель относит басню к «подражаниям или переводам».

Басня является переделкой художественного произведения Лафонтена «Волк и ягненок». При этом она восходит к повествованиям Федра и Эзопа.

Это повествование не имеет классической структуры, поскольку мораль «Волк и Ягненок» находится в начале басни (в отличие от остальных произведений), а не в конце.

Аллегорическая басня показывает проблему отношений слабых и сильных, невозможность первых отстоять собственные права в споре с последними.

Уже с первых строчек автор описывает идею и понятие о том, какова мораль басни и какой вопрос будет рассматриваться. Он указывает на то, что у человека, обладающего силой, все время виновен тот, кто слабей его. Даже если последний не сделал ничего плохого. Просто выместить гнев на том, кто не сможет сравниться по физической и моральной силе намного проще.

Не сложно, но подло. Именно так у некоторых получается как самоутвердиться, так и получить уважение у людей, которые не разбираются в сложившейся ситуации.

Мораль басни «Волк и Ягненок» актуальна и в современном обществе. Поскольку сила — это не все время физические данные. Это еще и особые полномочия, власть, статус. Так, овца символизирует обычных людей, а волки — это представители закона, государственные служащие, политики.

Безусловно, последние считают, что пытаются отстоять интересы общества. Но у некоторых людей есть такая негативная черта характера — им невозможно что-то доказать. Чаще всего они думают лишь о себе и пользуются своим положением. Если они посчитали, что человек виновен в чем-то, то у того нет другого пути, помимо того как быть наказанным. Ведь его аргументы никто не станет выслушивать.

Также волками бывают и люди, которые любят оклеветать кого-то, опорочить честное имя только из неприязни, создать остальным проблемы, чтобы достигнуть собственной цели. Смеются, злоупотребляя своим должностным положением.

Идея басни

Каждый текст басни учит чему-то хорошему, поскольку в этом основное назначение этого рассказа, ведь в нем существует мораль. Крылов описывал в своих сочинениях жизненные ситуации, которые и сегодня животрепещущие и злободневные.

Это произведение учит тому, что никогда не нужно пользоваться своим положением, использовать власть и силу. Не надо это делать только, чтобы унизить людей, которые не могут сопротивляться, отстоять свою позицию. Естественно, суть басни находится гораздо глубже.

В ней описывается бесправие обычного русского народа. Писатель пытается восстановить справедливость, но осознает, что противостоять толстым волкам трудно. Они пользуются своей властью так, как им угодно, их сложно остановить. Однако Крылов пробует сделать это хотя бы с помощью творчества. Ведь, даже если эту проблему поднимут и в дальнейшем о ней заговорят — это уже весомая лепта в ее искоренении.

Писатель указывает на то, что главное — это справедливость. И если человек обладает властью или силой, их нужно направить на восстановление справедливости, а не чтобы унижать невинных. Помимо этого, поэт показывает вероломным и подлым образ волка, описывает, как отвратительно он может себя иногда вести.

Основная мысль

Проводя анализ басни «Волк и Ягненок», основную мысль можно проследить сразу. Она находится в первых строчках, как и мораль.

Существует несколько типов людей:

  1. Одни — корыстные, лицемерные, коварные, алчные, однако им все прощается, ведь у них есть полномочия и власть.
  2. Другие не несут чего-то плохого, однако у них нет ни статуса, ни права.

То есть, чтобы ни сделал последний тип, для первого он все время будет виноватым. Только из-за того, что у него нет возможности опровергнуть вину, так как человека никто не слушает. Как и в естественной среде, сильный поедает слабого.

Но «сильных» пугает ответственность. Эти люди никогда не признаются в собственных недостатках и злодеяниях. Легче обвинить слабого и бесправного. В действительности это довольно низко.

Главное — добиться справедливости. Это сделать трудно, но вполне возможно. Ягненок, который просто в жаркий день пришел к ручью воды попить (в этом случае обычный народ), не должен молчать и искать оправдания. Нужно заявить о собственных правах и потребовать их выполнения, бороться за справедливость. Естественно, для этого нужно сплотиться.

Тема высмеивания

Басня высмеивает людей, думающих, что стать сильнее можно только благодаря унижению слабых. Произведение осуждает людей, которые пользуются рабочим положением или статусом в собственных целях, а также тех, кто пытается переложить ответственность за свои деяния на других. И не просто на других, а на людей, которые не могут дать достойный отпор. Но, даже если они и подбирают какие-то слова, обидчики их просто не слушают.

Можно уверенно говорить, что поэт высмеивает политиков и власть, которая, как и волк, избавляется от неугодных, наказывает за свои оплошности, а сама дальше жирует, оставаясь свободной. Обычные люди в этом случае — безропотные овцы, они хоть изредка и пытаются отстоять собственное мнение, однако это выходит совершенно неубедительно. При этом у «волков» изначально все решено — кто слабее, тот и виновен, как и в сказке Кривина «Волк на елке».

Характеристики главных персонажей

Описать главных персонажей басен Крылова несложно. Они делятся на плохих и хороших. Характеристика героев Крылова «Волк и Ягненок»:

  1. Волк — подлый, бессовестный, бесстыдный, алчный. Это трус, поскольку обижает лишь слабых, а с соперником в таком же статусе, вероятно, не связывался бы. С овцой себя ведет смело и по хамски. Не проявляет уважение к собеседнику («тыкает ему»). Придирчив — все время мотивирует причины вины овцы. Это у волка выходит не самым лучшим образом. Однако жертва так сильно боится его, что потеряла возможность строить логические цепочки. Можно заметить, что главный герой практикует это поведение уже продолжительное время. Его действия происходят по четкой схеме. Это позволяет выдвинуть теорию, что этих овец в его жизни были и будут сотни.
  2. Овца — это аллегория. Ягненок является интеллигентным, воспитанным, скромным, обходительным. Помимо того, что он пытается оправдаться перед своим мучителем за то, что ни в чем не виноват, он еще и сделал это учтиво, общаясь с волком как к высшим существом. Но это и показывает взаимоотношение «народ-власть». Персонаж называет обидчика на «Вы», употребляет довольно сложные речевые обороты, которые характерны для официального разговора той эпохи. Этот слог вполне можно было использовать при общении с государем-императором.

Эта басня говорит о том, что власть человека обязана быть направлена только на то, чтобы восстановить справедливость. Можно лишь восхищаться уникальной способностью Крылова тонко и немногословно напомнить сильным мира сего, как иногда низко они себя могут вести.

Книжку «Басни» Крылова я знаю еще с самого детства. Помню, «Волк и Ягненок» нам задавали выучить наизусть, но многие я просто так прочла, когда уже стала взрослой. Все басни довольно интересные, при этом очень поучительные. И, наверное, почти всем известные.

«Мартышка и очки», «Волк и Ягненок» и множество других — во всех баснях описывается мораль, некий вывод. Басни смогут нас многому научить. Особенность написания басен, как я считаю, заключается в очень простом языке, который легок для восприятия, можно читать как детям, так и взрослым. Читается приятно и легко. В некоторых ситуациях эти басни даже комичны. Но необходимо словить главное: смысл басни и мораль.

Книжку Крылова нам подарили в садике на Новый год, точней, ее всем подарили — это решал родительский комитет, просто она очень универсальная, еще в дальнейшем в школе потребуется. Что относительно самих басен — это, естественно, на любителя. Читать их сложно, смысл понять детям трудно. Как-то она у меня больше вызывает ассоциации со школьным возрастом, маленькие дети ее не любят, потому читаем нечасто. Но все басни все равно очень поучительные.

Читайте также:  Свинья под дубом - краткое содержание басни Крылова

Мораль басни “Волк и Ягненок” Крылова (анализ, суть, смысл)

Басня “Волк и ягненок”.
Художник А. Н. Комаров

Басня “Волк и Ягненок” Крылова была впервые опубликована в “Драматическом вестнике” в 1808 г. О времени написания басни данных нет.

Крылов относил басню к числу “переводов или подражаний”. Произведение является обработкой басни Лафонтена “Волк и ягненок” (“Le loup et l’agneau”). Последняя в свою очередь восходит к произведениям Эзопа и Федра.

В этой статье представлены материалы о морали басни “Волк и Ягненок” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Волк и Ягненок” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Волк и ягненок” заключается в том, что иногда люди, обладающие силой и властью, притесняют слабых и беззащитных, делая вид, что поступают при этом по закону. Например, такие негодяи могут оговорить, оклеветать ни в чем не повинных людей, чтобы создать им проблемы и добиться своего.

“Волк и Ягненок”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

Своей басней Крылов осуждает такие пороки, как корыстолюбие, лицемерие, злоупотребление властью, жестокость, подлость, лживость.

Сам Крылов поясняет мораль басни “Волк и ягненок” в ее первых строка:

“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.”

“Под Волком здесь выставляется человек сильный и вместе с тем злой, корыстолюбивый, который для своей выгоды готов задушить каждого, самого кроткого, невинного человека, какого и должно разуметь под Ягненком.

Возле большого дома богача стоит домишко бедняка, но вот захотелось богачу протянуть свой дом по земле бедняка и давай он к нему придираться, ни с того ни с другого взводит на него разные кляузы и кончит тем, что оттягает-таки последнее достояние у бедняка. С таким человеком нечего тягаться; старайся только заблаговременно удалиться от него, потому что у него такая же расправа, как и у волка.” (Хемницер И. И., “Басни, избранные из Хемницера и Крылова. “, ред. В. Золотов, СПб, т-во “Обществ. польза”, 1878 г.)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

Рисунок А. Бубнова

У сильного всегда бессильный виноват”, когда нужно покорыстоваться на счет последнего. Но сильный все же сознает в глубине души свою неправоту и старается, хотя бы только для виду, дать делу законный вид и толк (“Волк и ягненок”).” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа”, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки – пояснения действий. Разве его “Демьянова уха”, “Волк и Ягненок”. не маленькие пьески. ” (И. В. Сергеев, книга “И. А. Крылов”, Москва, “Молодая гвардия”, 1945 г., серия “Великие русские люди”)

“Вся гнусность грубого насилия, соединенного с лицемерием и обманом, является. в баснях: “Волк и Ягненок”, “Волк и Кукушка”, “Волк и Кот”, “Кошка и Соловей”, “Соловьи”.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

Такова мораль басни “Волк и ягненок” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Анализ и мораль басни Волк и ягненок Крылова

Создавая собственные басни, Крылов, конечно, не хотел изобразить нечто наподобие передачи В мире животных, он не претендовал на достоверность, а через образы животных представлял различные человеческие пороки или особенности отношений между людьми.

Мораль басни Волк и ягненок на самом деле заключается в одной первой строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Между людьми практически всегда выстраиваются отношения подчинения и преобладания, сильного и слабого, могущественного и ничтожного.

Конечно, в живой природе волк не спрашивает ягненка прежде чем полакомиться, они оба являются частью гармоничной (как минимум мы можем так считать) системы, в которой действуют разные элементы и одни поедают других, но в этом и заключается особенность существования животных.

Если мы говорим о человеческом обществе, то люди часто стараются выделить себя из животного мира, они придумывают мораль и различные варианты оправданий для собственного поведения. К примеру, люди руководствуются (или хотя бы стараются) абстрактными понятиями, такими как: добро, справедливость и подобными.

Соответственно, естественный для животного мира порядок отношений сильный-слабый меняется на нечто иное. Хотя, как правило, такое остается только в идеале, а на деле люди по-прежнему руководствуются вполне элементарными животными истинами, таким как право сильного. В этой басне данный факт великолепно иллюстрируется.

Сначала волк всяческими ухищрениями пытается сделать из ягненка виновного в чем-то, более того, себя он выставляет несчастным созданием, против которого всегда нечто замышляют и который оказывается в ситуации несправедливости. Тут Крылов отлично представляет лицемерную сущность подобных персон.

После того как доводы исчерпаны и волк не знает как себя оправдать, он выводится, так сказать, на чистую воду. Проявляется истинная причина всех заискиваний, глупых упреков и подобных действий: ягненок виноват только в одном – волк хочет кушать, волк сильнее. Этот аргумент снимает все предыдущие и раскрывает суть феномена.

Мораль

Безусловно, в этой басне Крылов обличал насколько глупым может быть поведение людей, которые стараются сами себя обмануть. Как они хотят выглядеть благочестивыми и ищут какие-либо разумные доводы собственному поведению. При этом в действительности подобные создания являются просто в более выгодной ситуации по сравнению с другими и хотят попросту этой ситуацией воспользоваться.

Вариант 2

Многие басни великого И.А.Крылова знакомы с детства. Крылатые фразы из них прочно вошли в языковой оборот и используются в повседневном общении. Каждое творение писателя- шедевр, изобличающий пороки людей и общества целиком.

Не исключение составляет и басня «Волк и ягненок». Необычность произведения, в сравнении с другими крыловскими творениями, составляет наличие морали в начале басни. Читателю сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Сильный всегда найдет виноватого, того кто его слабее. Мораль написана не как наставление мудрого учителя, а как установленный человеческим обществом факт.

Из название произведения понятно, что главными героями являются Волк и Ягненок. Образы настолько тесно связаны друг с другом, что невозможно воспринимать их отдельно.

Волк- олицетворение силы, власти. Он понимает, что его положение в обществе позволяет ему совершать проступки и быть безнаказанным. Словно хозяин жизни он ведет себя нагло и все дозволенно. В образе Волка автор воплощает не только представителей высших чинов света, но и всю государственную машину власти.

Ягненок – существо безобидное, понимающее свое бесправное положение. Он старается своим поведением не спровоцировать того кто выше тебя положением. Он безропотно терпит все оскорбления в свой адрес. Вот он русский народ- бесправный, не имеющий право свободно выражать свои взгляды.

Сюжет не замысловат. Маленький ягненок пытается удалить жажду в жаркий день и тут появляется Волк, который хочет есть. Все как в обычно в животном мире. И тут Крылов прибегает к литературному приему аллегории. Голодный волк ищет предлог, чтобы съесть ягненка, придирается к нему, притворяется несчастным созданием, которого все стараются обмануть. Ягненок оправдывается, каждому обвинению у него имеются доводы непричастности. Когда у Волка все надуманные обвинения заканчиваются, он тащит его в лесную глушь. Читатель понимает, что Волк в любом случае съел бы ягненка, независимо не от чего.

Басня актуальна и по сей день. Люди старшие по должности часто унижают младших. У сильных мира виноваты слабые. Достаточно обернуться и можно увидеть, как обычные люди готовы переступить через своего друга, близкого для достижения желаемого результата. Не устаревают строки басен: «У сильного всегда бессильный виноват», « Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ и мораль басни Волк и ягненок

Популярные сегодня темы

Уже много лет писатели, театральные критики, поэты не могут прийти к одному и тому же мнению по поводу того к какому типу жанра стоит отнести произведение «Вишневый сад»

Волшебный образ Царевны – лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

Ольга Ивановна представлена в рассказе воплощением поверхностности, тщеславия и легкомыслия. Ее образ служит контрастом ее мужу – незаметному, но хорошему и талантливому человеку.

В сказке «Волшебный барабан» повествуется рассказ о нищем солдате, который держит путь с войны домой. Повстречалась на пути солдату старушка, которая попросила у него немножко денег. Найдя в кармане

Щи, солянка, окрошка, осетрина, холодец (он же студень), разносолы, пироги… Количество исконно русских блюд поражает воображение даже самых избалованных гурманов. И каждое из этих лакомств имеет свою символику,

«Волк и ягненок» – анализ и мораль басни И.А. Крылова

Основная мысль

Какова главная мысль и тема произведения, можно с легкостью определить по первой строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Когда между людьми складываются отношения, они часто основываются на преобладании и подчинении. В таких случаях всегда есть сильный и слабый.

Если рассматривать образы, которые представляет автор читателям, то, конечно, волк не станет разговаривать с ягненком, прежде чем съесть его. Что касается людей, то в обществе любой человек старается выделиться и руководствоваться стандартными понятиями, к которым относятся добро, справедливость и великодушие.

При анализе басни «Волк и ягненок» можно заметить, что Крылов приводит описание стандартной ситуации неравенства и несправедливости между властью и простыми людьми. В роли овцы автор представляет обычный народ, который живет по правилам и нормам. Волк — это власть, которая определяет те самые нормы и устанавливает правила для людей. Волкам нет необходимости спрашивать разрешения и подчиняться кому-то, даже если от этого кто-то страдает. Крылатые выражения басни говорят сами за себя, например:

  1. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
  2. Но я с тобой за их разведаюсь грехи.

Как и в жизни, автор указывает, что сильный делает виноватым во всем слабого, находя при этом множество оправданий в свою защиту.

Именно так Крылов представил и описал лицемерную сущность подобных людей. Он не использует завуалированные фразы, эпитеты и сообщения, напротив, довольно четко выражает смысл и свое отношение к «сильным». Автор указывает, что сила человека должна быть направлена на восстановление справедливости и равноправия.

Именно об этом говорил и другой писатель. Подобное аллегорическое произведение написал Толстой. В его басне описывается история маленького ягненка, который хотел в жаркий день утолить жажду у реки. Волк ему сказал, что тот мутит воду и не дает ему пить. Ягненок своим ответом дает понять, что он никто.

Описание героев

В художественном произведении «Волк и ягненок» Крылов использовал непривычное для него построение басни. Особенность заключается в том, что начал он с морали. Герои, которых он описывал, являлись важными для передачи основной мысли, исключить одного из них просто невозможно. Чтобы понять мораль басни «Волк и ягненок», нужно дать характеристику каждому персонажу отдельно:

  1. Волк сильный и грубый. Всем своим нутром он дает понять, что относится к окружающим пренебрежительно, уверен в своей безнаказанности. Он показывает собственную сущность и наглость в своих выражениях.
  2. Ягненок добрый и бессильный. Он обращается к волку, как к важной персоне, и пытается смягчить разговор, тем самым проявляя свою беспомощность.

Именно так и происходит в жизни. Каким бы ни был человек, соблюдает он законы или нет, прав будет тот, на чьей стороне власть. Это и есть главный порок общества.

Мораль произведения

Мораль «Волка и ягненка» заключается в описании проблем простого народа, который ежедневно сталкивается с несправедливостью. Такая идея очень полюбилась автору, так как он был бравым правозащитником и всегда боролся с неравноправием.

Сюжет произведения незамысловат. Сказка остается актуальной по сей день. Она учит добру и справедливости. Крылатые слова и фразы из текста стали разговорными оборотами. Все это произошло из-за того, что описываемую в басне проблему искоренить сложно. Благодаря литературному творению автора люди, обладающие властью, могут увидеть себя со стороны и, возможно, пересмотреть свое отношение к тем, кто ниже их по социальному статусу.

Отзывы читателей

Прочитав это произведение, я получил много готовых ответов на вопросы о нравственном воспитании. Автор правильно выражает мысль, что, несмотря на положительные черты ягненка, волк утащил его в лес под елку, чтобы съесть. Это говорит о том, что справедливости не было и не будет!

«Волк и ягненок» — своего рода аллегория, которая учит быть справедливым и внимательным. Конечно, сильные всегда преобладают над слабыми, но иногда стоит побороться за свое место.

Мне очень понравилась эта басня, я даже писала по ее сюжету сочинение в школе. Эта история дает понять, что нужно всегда оставаться человеком, несмотря на свое положение в обществе.

Ссылка на основную публикацию