Волк и ягненок – краткое содержание басни Крылова

«Волк и ягненок» – анализ и мораль басни И.А. Крылова

Основная мысль

Какова главная мысль и тема произведения, можно с легкостью определить по первой строчке: «У сильного всегда бессильный виноват». Когда между людьми складываются отношения, они часто основываются на преобладании и подчинении. В таких случаях всегда есть сильный и слабый.

Если рассматривать образы, которые представляет автор читателям, то, конечно, волк не станет разговаривать с ягненком, прежде чем съесть его. Что касается людей, то в обществе любой человек старается выделиться и руководствоваться стандартными понятиями, к которым относятся добро, справедливость и великодушие.

При анализе басни «Волк и ягненок» можно заметить, что Крылов приводит описание стандартной ситуации неравенства и несправедливости между властью и простыми людьми. В роли овцы автор представляет обычный народ, который живет по правилам и нормам. Волк — это власть, которая определяет те самые нормы и устанавливает правила для людей. Волкам нет необходимости спрашивать разрешения и подчиняться кому-то, даже если от этого кто-то страдает. Крылатые выражения басни говорят сами за себя, например:

  1. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
  2. Но я с тобой за их разведаюсь грехи.

Как и в жизни, автор указывает, что сильный делает виноватым во всем слабого, находя при этом множество оправданий в свою защиту.

Именно так Крылов представил и описал лицемерную сущность подобных людей. Он не использует завуалированные фразы, эпитеты и сообщения, напротив, довольно четко выражает смысл и свое отношение к «сильным». Автор указывает, что сила человека должна быть направлена на восстановление справедливости и равноправия.

Именно об этом говорил и другой писатель. Подобное аллегорическое произведение написал Толстой. В его басне описывается история маленького ягненка, который хотел в жаркий день утолить жажду у реки. Волк ему сказал, что тот мутит воду и не дает ему пить. Ягненок своим ответом дает понять, что он никто.

Описание героев

В художественном произведении «Волк и ягненок» Крылов использовал непривычное для него построение басни. Особенность заключается в том, что начал он с морали. Герои, которых он описывал, являлись важными для передачи основной мысли, исключить одного из них просто невозможно. Чтобы понять мораль басни «Волк и ягненок», нужно дать характеристику каждому персонажу отдельно:

  1. Волк сильный и грубый. Всем своим нутром он дает понять, что относится к окружающим пренебрежительно, уверен в своей безнаказанности. Он показывает собственную сущность и наглость в своих выражениях.
  2. Ягненок добрый и бессильный. Он обращается к волку, как к важной персоне, и пытается смягчить разговор, тем самым проявляя свою беспомощность.

Именно так и происходит в жизни. Каким бы ни был человек, соблюдает он законы или нет, прав будет тот, на чьей стороне власть. Это и есть главный порок общества.

Мораль произведения

Мораль «Волка и ягненка» заключается в описании проблем простого народа, который ежедневно сталкивается с несправедливостью. Такая идея очень полюбилась автору, так как он был бравым правозащитником и всегда боролся с неравноправием.

Сюжет произведения незамысловат. Сказка остается актуальной по сей день. Она учит добру и справедливости. Крылатые слова и фразы из текста стали разговорными оборотами. Все это произошло из-за того, что описываемую в басне проблему искоренить сложно. Благодаря литературному творению автора люди, обладающие властью, могут увидеть себя со стороны и, возможно, пересмотреть свое отношение к тем, кто ниже их по социальному статусу.

Отзывы читателей

Прочитав это произведение, я получил много готовых ответов на вопросы о нравственном воспитании. Автор правильно выражает мысль, что, несмотря на положительные черты ягненка, волк утащил его в лес под елку, чтобы съесть. Это говорит о том, что справедливости не было и не будет!

«Волк и ягненок» — своего рода аллегория, которая учит быть справедливым и внимательным. Конечно, сильные всегда преобладают над слабыми, но иногда стоит побороться за свое место.

Мне очень понравилась эта басня, я даже писала по ее сюжету сочинение в школе. Эта история дает понять, что нужно всегда оставаться человеком, несмотря на свое положение в обществе.

Библиотека для детей

Читать текст басни Крылова «Волк и ягненок»


У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». –
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». –
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!» –
«Помилуй, мне еще и от роду нет году». –
Ягненок говорит. – «Так это был твой брат». –
«Нет братьев у меня». – «Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из ващего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». –
«Ах, я чем виноват?» – «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Мораль басни Волк и Ягненок

У сильного всегда бессильный виноват.

Читать краткое содержание басни Крылова Волк и ягненок

Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.

Волк мог сразу съесть добычу, но это было бы слишком просто. Зверь приблизился к ягненку и стал упрекать его в том, что он загрязняет воду. Якобы это питье волка, а ягненок залез туда своим грязным рылом. Ягненок ответил ему, что стоит ниже по течению, поэтому не может чем-то загрязнить водоем.

Волк подумал, подумал, и сказал, что ягненок обидел его прошлым летом. Ягненок ответил, что это не мог быть он, так, как он еще даже не родился. Хищник сказал, что если это был не он, значит, это были родственники ягненка. Ягненок сказал, что нет у него родных. Волк стал искать разные поводы, по которым он мог быть сердит на ягненка, на что тот находил оправдания.

В итоге волк разозлился, и сказал, что страшно хочет есть, и поэтому ягненку не поздоровится. С этими словами он схватил свою жертву и поволок в лес.

Эта басня раскрывает всю силу власти и немощность простого народа. Волк – это власть, а ягненок, простой человек. Как бы он не старался, переубедить власть ему не удалось. Волк воспользовался своим могуществом и решил дело в свою пользу. Так же бывает и в нашей жизни.

Анализ басни Волк и Ягненок

Главные герои басни – сильный и грубый Волк и беззащитный и слабый Ягненок. Первый безнаказанно пользуется своим положением. Он нагл и бесстыден, хотя поначалу старается прикрыть свое желание съесть маленького и совершенно безобидного Ягненка. Когда же аргументы закончились, Волк прямо говорит своей жертве, что хочет кушать и на обед у него будет сочная ягнятина. Будущий барашек, напротив, почтителен и вежлив. Он с самого начала понял, что спастись не удастся, но не убежал и не стал грубить Волку.

В басне «Волк и Ягненок» Крылов описывает классическую ситуацию неравноправия власти и простого народа. Ягненок – обычные люди, старающиеся жить по закону, Волк – сильные мира сего, создающие эти самые законы, но живущие так, как им хочется. Волкам не нужно ни перед кем оправдываться, ничего доказывать, никого убеждать. Если им нужно, они берут. И неважно, что при этом страдают обычные Ягнята.

Басня Волк и Ягненок – крылатые выражения

1.Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
2.У сильного всегда бессильный виноват
3.Делу дать хотя законный вид и толк
—————————————————
Басни Крылова.Текст басни «Волк
и ягнёнок».Читаем бесплатно онлайн.
Читать другие басни Крылова.Полный список

Иван Крылов — Волк и ягнёнок (Басня): Стих

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том как в Баснях говорят.

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву». —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу». —
«Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
«Помилуй, мне еще и отроду нет году», —
Ягненок говорит. «Так это был твой брат». —
«Нет братьев у меня». — «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И, если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи». —
«Ах, я чем виноват?» — «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». —
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

Читайте также:  Ворона и лисица – краткое содержание басни Крылова

Анализ / мораль басни «Волк и ягнёнок» Крылова

Произведение «Волк и ягненок» Ивана Андреевича Крылова относится к басне переводной, чей сюжет был заимствован у Лафонтена.

Басня написана примерно в 1808 году. Автору ее в эту пору исполнилось 39 лет, он известен как драматург, служит в Монетном департаменте. По размеру – вольный ямб с охватной и смежной рифмовкой. Басня относится и к социально-бытовым, и к философско-нравственным. Мораль предваряет саму историю: у сильного всегда бессильный виноват. «История» здесь еще один, пусть и безмолвный, персонаж, впрочем, как и Басня. Волк и Ягненок – герои прямиком из народных сказок. Здесь они вполне соотносятся с чертами, которыми их традиционно наделяет народное сознание. Волк зол, Ягненок – кроток. Ягненок в жару пришел «к ручью напиться». Волк, завидев его, «на добычу стремится» (здесь ударение поставлено согласно правилам старой орфографии). «Делу дать законный вид»: прозаизм. Узнаваемая судебная терминология. Ирония в том, что Волк организует целый суд над жертвой, как порой происходит и в людском обществе. Он патетически кричит на испуганную овечку: наглец! И даже издалека видит, что пьет Ягненок «нечистым рылом». Эффектная разбивка слов и инверсия в строке: чистое мутить питье. «Я голову с тебя сорву». Однако! Кажется, Волк разошелся не на шутку. Жертва словно и не замечает, что злодей предъявляет свои права на ручей, хотя он ему и не принадлежит. Адвоката нет, и воспитанный Ягненок защищается самостоятельно. Его речь контрастирует с грубостью обвинителя. Он называет его «светлейшим», «светлостью», как зверя знатного, облеченного властью и влиянием. Ягненок справедливо замечает, что находится в ста шагах (числительное для усиления правдоподобия) от разгневанного Волка, а значит, взбаламутить воду рядом с ним не может. Однако Волк уже вскочил на свой конек: негодный! (еще один незаслуженный эпитет). «В запрошлом лете» Ягненок был, оказывается, неучтив с Волком. Жертва возражает, что отроду ей нет и года. Последовательно отвергает напраслину на несуществующего брата, сестру и прочую родню. Наконец, ему приходится держать ответ за пастухов и их собак. «Все мне зла хотите»: Волк входит в роль мстителя за грехи перед всем волчьим сообществом. На это Ягненок чуть лепечет: ах, чем я виноват? (междометие). Назвавши овечку щенком, Волк тащит ее «в темный лес». Он охотно называет главную вину: хочется мне кушать. Так и у людей: прикрываясь нормами закона, порой преследуют невиновного, бедного, сироту.

Впервые «Волка и ягненка» И. Крылов разместил на страницах «Драматического вестника».

«Волк и ягненок»: сила против бессилия, а также наоборот

Меню статьи:

Итак, в этой статье нам интересен текст под названием «Волк и ягненок». Искушенный читатель, безусловно, сразу поймет, увидев название, – это творение рук Крылова.

Начало XIX века, 1808 год ознаменовался публикацией этого произведения в издании «Драматический вестник». Впрочем, литературоведы не пришли к единому мнению о времени создания этой басни. Автор поступил оригинально, поместив традиционную для басни мораль в начало текста. Крылов пишет, что сильный герой всегда обвиняет в своих бедах бессильного, слабого героя. Писатель считает, что это жизненное правило насчитывает массу повторений:

У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят…

Что ж, пожалуй, стоит поближе присмотреться к посланию русского баснописца.

Из истории написания текста

Как известно, русский баснописец часто заимствовал сюжеты у своих иностранных коллег. Например, у известного классика басенного жанра – Лафонтена. Поэтому данное произведение писатель тоже признает таким «переводом или подражанием» великим баснописцам. Кроме того, мы знаем, что и у самого Лафонтена имелась притча-басня с похожим названием – Le loup et l’agneau, то есть буквально речь идет о «Волке и ягненке». Но французский литератор в своем творчестве также опирается на великих учителей древности. Например, Лафонтен открыто обращается к Эзопу и Федру.

Кратко о сюжете произведения

Автор представляет читателям несколько образов. Первый герой – ягненок. Для этого персонажа характерна смелость и решительность. Ягненок не боится хищника, доказывая, что прав. Однако, даже если ягненок, действительно, прав, то попытки доказать эту правоту только злят другого героя – волка.

О центральных героях басни

Это крыловское произведение называют редким не только из-за исключительной структуры, композиции текста. Есть и другая особенность – одинаковая важность обоих действующих лиц произведения. Герои так сильно привязаны друг к другу, словно слиты вместе. Писатель демонстрирует комплементарность протагониста с антагонистом.

Образ ягненка

Итак, положительный герой, протагонист, ягненок олицетворяет среднего, самого обычного человека, бедняка. Ягненок отчаянно пытается доказать собственную правоту, однако волк все равно говорит, что смерти ему не избежать. Крылов рассказывает поучительную историю о том, как сильные люди злоупотребляют своими возможностями и властью. Сильный человек всегда может притеснить более слабого человека. Этот мир устроен несправедливо, так как часто сила и власть выдаются за правду.

Ягненок – это олицетворение беззащитности, бесправности народа, а также каждого отдельного человека-простеца. Герой использует свое единственное оружие – доброе слово, надеясь, что доброта смягчит волка.

Однако изначально ягненок обречен, так как бедняга бессилен перед более сильным противником. Ягненок общается с волком как со знатной особой, почтительно. Реплики героя краткие, робкие, лаконичные, но емкие, содержательные.

«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От Светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу»…

Образ волка

Антагонист, отрицательный герой, волк представлен богатым и знатным человеком. Этот персонаж знает, что такое власть, умеет пользоваться своими полномочиями, часто злоупотребляя возможностями, привилегиями.

Несмотря на то что второй герой, вероятно, прав, сильный персонаж упорно заявляет: попытки тщетны – жертва будет съедена:

«Ах, я чем виноват? – «Молчи! Устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»…

После этих слов хищник утащил свою добычу в лесную чащу. Хемницером, известным поэтом, смысл крыловского текста в целом, а также образа волка в частности был выражен в следующем:

  • волк – это воплощение сильного, властолюбивого и злого человека, корыстолюбивого, готового из эгоистичных побуждений расправиться даже с невинным человеком;
  • слабый герой, овечка – это, напротив, кроткое, невинное существо, которое не в состоянии постоять за себя;
  • волк не стесняется пользоваться своей властью, выгодами своего положения;
  • герой пренебрегает правилами и законами, осознавая собственную безнаказанность;
  • в общении с ягненком волк ведет себя грубо, жестоко и обозленно, часто оскорбляет слабого героя (например, волк использует в отношении ягненка такие слова, как «пес» и «нечистое рыло»);
  • волк – наглое существо, бесстыдное, не боящееся выставлять всю свою суть наружу;
  • единственный выход – просто не взаимодействовать с более сильным человеком, с богачом, так как законы общества все равно окажутся на его стороне (даже если тот и не прав):

Кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»…

В своих комментариях к крыловским произведениям Хемницер пишет так:
Возле большого дома богача стоит домишко бедняка, но вот захотелось богачу протянуть свой дом по земле бедняка и давай он к нему придираться, ни с того ни с другого взводит на него разные кляузы и кончит тем, что оттягает-таки последнее достояние у бедняка. С таким человеком нечего тягаться; старайся только заблаговременно удалиться от него, потому что у него такая же расправа, как и у волка…

Главное: о морали произведения

Крыловское творение считают редкой басней, которая начинается с морали, ведь обычно в этом жанре мораль завершает произведение. С самого начала повествования писатель задает читателям определенное настроение. Адресат знает, о чем дальше будет говорить автор. Крылов в красивой, литературной форме подает читателям известную истину: сила часто автоматически означает правоту. И правда, разве может заведомо беззащитное существо (ягненок) доказать что-то сильному, жаждущему крови волку? Но автор также намекает волку, что однажды найдется управа и на него – кто-то, сильнее волка. И вот уже хищник становится жертвой.

Где же прячется основной смысл, посыл автора? Если сформулировать суть в одном предложении, то получится так: слабые люди часто становятся жертвами сильных мира сего. Мир несправедлив. Побеждает не правда, не истина, но сила. Неправедные поступки скрываются под масками закона и праведности. В образе волка предстают типичные негодяи, для которых солгать, оклеветать невинного человека – сущая ерунда. В итоге, как правило, такие люди добиваются своей цели, создавая проблемы менее сильному человеку.

Педагог Тихомиров считает ключевым смыслом произведения акцент на неизбежной вине слабого перед сильным. Богач живет за счет бедняка – таковы правила. Однако даже сильные мира сего осознают собственную вину и неправоту – пусть и очень глубоко в душе. Поэтому они стараются придать своим нечестивым поступкам вид закона. Коллега Тихомирова, Водовозов акцентирует внимание на гнусности грубой жестокости, насилия, лицемерия и обмана, которое мастерски раскрывает автор. Причем эта тема проявляется не только в этом произведении. Можно также вспомнить другие похожие творения Крылова: «Кошку и Соловья», «Волка и Кукушку», «Волка и Кота» и т. д.

Художественные особенности творения Крылова

Олицетворение как оружие баснописца

Крылов использует классический для этого жанра прием – вводит в текст образы животных. Таким способом автор демонстрирует читателям, насколько сильные люди бывают жестокими и агрессивными, а слабые – беззащитными и неуклюжими в попытках защитить себя. Сильные люди оправдывают агрессию, обращаясь к букве закона, выворачивая наизнанку правила и мораль.

Читайте также:  Урок дочкам - краткое содержание комедии Крылова

В мире животных жестокость, правило выживания – это естественный порядок вещей, норма. Однако люди живут по другим правилам. В обществе в центре отношений людей находится нравственность, и часто выживают не сильные, а слабые, – благодаря морали. Тем не менее, Крылов демонстрирует «право сильных», которое грубо попирает справедливость. Закономерно, что писатель осуждает такой порядок, который полностью игнорирует здравый смысл. Хотя ягненок олицетворяет человека, способного предоставлять ясность доводов, доказывать собственную невиновность, этот герой терпит поражение.

Крылов как мастер слова

Богатство лексики и виртуозность слов, мастерство во владении средствами художественной выразительности – характерная черта творчества Крылова. Писатель использует контекстные синонимы и перифразы (например, «светлейший волк», «светлость»). Особенно этот прием выделяется в обращении ягненка к своему сильному господину – волку. Слабый герой не обращается к сильному персонажу напрямую.

Басня «Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство Ивана Крылова, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Предлагаем читателям ознакомиться с описаниям этого произведения

Кроме того, одновременно эти словосочетания являются яркими эпитетами. Писатель использует и другие эпитеты: «нечистое рыло», «темный лес»… А также в произведении масса встречается разнообразных синонимов («желать зла», «вредить»).

Инверсии и анафоры в тексте

Для такого жанра как басня также характерно использование инверсий. Для чего автор это делает? Например, так писатель переносит акцент на последнюю часть фразы, подчеркивая таким образом важность этих последних слов. Этот прием можно увидеть в следующих местах произведения:

  • «о том, как в баснях говорят»;
  • «гневаться напрасно он изволит»;
  • «нет братьев у меня»;
  • «зашел к ручью напиться»;
  • «голодный рыскал волк»;
  • «чистое мутить питье мое» и т. д.

Крылов также использует редкий прием анафоры – единого звукового, лексического начала (которая сливается с амплификацией – популярным риторическим приемом): «…вы сами, ваши псы и ваши пастухи, вы все…».

Своеобразие авторской манеры писателя

Нельзя не отметить авторскую манеру баснописца – узнаваемую и уникальную. Форма стиха, наличие гипербол, ярких метафор, метонимий – все это характерные черты крыловских текстов.

Важной в произведении предстает и антитеза, которая емко выражает ключевую мысль автора. Речь идет о фразе, что сильные всегда винят во всех бедах бессильных.

Настроение произведения

Обращения, которые автор вводит в текст, обычно окрашены весьма иронично. Таковым является, к примеру, слово «приятель». Также писатель часто использует разговорные слова, обороты. Этот прием делает речь яркой, цветастой, а что самое важное – доступной для читателей любого интеллектуального уровня. Пожалуй, для басен характерна многоплановость, предполагающая разные уровни восприятия текста.

Крылов – любитель фольклорных оттенков. В тексте масса просторечных слов: «надобно», «рыскал», «слыхана ль», «донесть», «такова» и т. д. Чтобы лучше раскрыть сущность персонажей, ярче представить характеристику героев, писатель вводит в произведение диалоги. Также эта форма предполагает риторические вопросы и восклицания, которые позволяют читателям увидеть все аспекты описанной ситуации.

Что осуждает автор?

Безусловно, жанр басни всегда предполагает мощный нравственный посыл. Писатель раскрывает моральные пороки общества, осуждая лицемерных, корыстных, жестоких, подлых, лживых людей, злоупотребляющих своим положением и властью. В целом мораль произведения выражается нестандартно – в самом начале текста.

Благодаря актуальности и вечности проблематики, которую затрагивает автор, «Волка и ягненка» буквально разобрали на цитаты. Многие фразы из крыловского шедевра стали крылатыми. Любопытно, что Крылов, начиная свой текст, говорит об историчности событий произведения. Писатель приходят к печальным выводам: человек, видимо, учится только на собственных ошибках, а история ничему не учит людей. Но как же так, ведь история – это кладезь образов насилия, жестокости, легенд, где слабые государства поглощаются более сильными, вооруженными до зубов, державами! Используя форму басни, приводя причудливые сюжеты, писатель старается научить читателей обращать внимание на историю.

Творчество Крылова как пьеса-миниатюра

Это замечательное сравнение придумал критик Сергеев. Комментируя суть, мораль и смыслы крыловских произведений, литератор отметил, что творчество автора напоминает пьесу-миниатюру. Это словно небольшие одноактные драматические произведения. Басни отличаются резким, ярким характером, четко очерченными фигурами ключевых персонажей, живыми, остроумными диалогами, динамичностью действий. События развиваются быстро, стремительно.

«Волк на псарне» – одна из басен Ивана Крылова, которая наделена историческим смыслом. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Автор комментирует свой текст, словно вставляя ремарки – как это делают со сценическими произведениями. То есть Крылов, словно для театральной постановки, объясняет сюжет и действия героев. Предваряя основной текст центральной мыслью, выводом, автор делает свое творение запоминающимся. Кроме того, так как мораль поставлена перед самим текстом, эта часть произведения является тезисом, иллюстрирующим посыл писателя.

Символы крыловской басни

Крылов делает своих персонажей не просто образами, но символами. Например, волк – это символ безнаказанности, силы, власти. Ягненок – наоборот. Волк умеет оправдать собственные поступки якобы неправильными действиями (проступками) слабого героя. Каждая новая реплика волка делает проступок ягненка более и более тяжелым. Таким образом, волк выступает в образе судьи.

Поначалу слабого героя обвиняют в халатности, в неаккуратном поведении. Второе обвинение – грубость. Очередная фраза волка – это демонстрация накала страстей, апогея. Волк сумел обвинить ягненка и всех овец в целом в проявлении ненависти к роду волков. Также, по мнению волка, хищников ненавидят пастухи и собаки.

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите,
И если можете, то мне всегда вредите;
Но я с тобой за их разведаюсь грехи…

Что ж, волк – великий мастер-демагог, который приписывает себе участь жертвы. Все выворачивается наизнанку.

«Поэтому я лгу!
Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил;
Я этого, приятель, не забыл!»…

При этом все читатели знают, почему волков ненавидят: за жестокость, агрессию, разрушительное поведение хищников. Но ягненку даже не дается слово, потому что герой не может защититься от более сильного героя. Так Крылов демонстрирует жестокую правду жизни.

Выводы из произведения

Крылов деликатно обращается к одной из самых болезненных тем – бесправию простых людей. Писатель получил репутацию ярого защитника обиженного народа, а потому трудно было упустить возможность еще раз раскрыть эту тему в басне. Крылов легко расставляет все нюансы по местам. По традиции, автор высмеивает в тексте пороки общества в целом и отдельных людей в частности. Эти пороки социума следует, по мнению Крылова, искоренять, исправлять. Однако сила, которая вышла из-под контроля, неуправляема, эту стихию почти невозможно остановить. Сильные мира сего не нуждаются в оправданиях за свои злодеяния. Писатель надеется, что однажды сила и власть будут работать на интересы простого народа, будут помогать восстанавливать справедливость.

Что ж, Крылов заставляет лишь восхититься своей способностью выражать лаконичным и острым словом пороки социума. Так что автор снова и снова напоминает более сильным людям, как гнусно те обращаются с более слабыми людьми.

Финал, где волк приводит последний довод, является своеобразным моментом истины. Герой, отбросив маски, изрекает правду. Ягненок – это символ искупительной жертвы, которая страдает, претерпевает за всех овец в целом. Порой литературоведы и критики видят в этом моменте басни отсылку к сюжетам из Библии.

Мораль басни “Волк и Ягненок” Крылова, анализ, суть, смысл

Басня “Волк и ягненок”.
Художник А. Н. Комаров

Басня “Волк и Ягненок” Крылова была впервые опубликована в “Драматическом вестнике” в 1808 г. О времени написания басни данных нет.

Крылов относил басню к числу “переводов или подражаний”. Произведение является обработкой басни Лафонтена “Волк и ягненок” (“Le loup et l’agneau”). Последняя в свою очередь восходит к произведениям Эзопа и Федра.

В этой статье представлены материалы о морали басни “Волк и Ягненок” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Волк и Ягненок” Крылова (анализ, суть, смысл)

Мораль басни “Волк и ягненок” заключается в том, что иногда люди, обладающие силой и властью, притесняют слабых и беззащитных, делая вид, что поступают при этом по закону. Например, такие негодяи могут оговорить, оклеветать ни в чем не повинных людей, чтобы создать им проблемы и добиться своего.

“Волк и Ягненок”.
Иллюстрация К. И. Рудакова

Своей басней Крылов осуждает такие пороки, как корыстолюбие, лицемерие, злоупотребление властью, жестокость, подлость, лживость.

Сам Крылов поясняет мораль басни “Волк и ягненок” в ее первых строка:

“У сильного всегда бессильный виноват. “

“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.”

“Под Волком здесь выставляется человек сильный и вместе с тем злой, корыстолюбивый, который для своей выгоды готов задушить каждого, самого кроткого, невинного человека, какого и должно разуметь под Ягненком.

Возле большого дома богача стоит домишко бедняка, но вот захотелось богачу протянуть свой дом по земле бедняка и давай он к нему придираться, ни с того ни с другого взводит на него разные кляузы и кончит тем, что оттягает-таки последнее достояние у бедняка. С таким человеком нечего тягаться; старайся только заблаговременно удалиться от него, потому что у него такая же расправа, как и у волка.” (Хемницер И. И., “Басни, избранные из Хемницера и Крылова. “, ред. В. Золотов, СПб, т-во “Обществ. польза”, 1878 г.)

По мнению педагога Д. И. Тихомирова, мораль басни заключается в следующем:

Рисунок А. Бубнова

У сильного всегда бессильный виноват”, когда нужно покорыстоваться на счет последнего. Но сильный все же сознает в глубине души свою неправоту и старается, хотя бы только для виду, дать делу законный вид и толк (“Волк и ягненок”).” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа”, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Большинство басен [Крылова] представляют собою превосходные одноактные пьесы-миниатюры: резкие, яркие характеры действующих лиц, живой и остроумный диалог, быстрое развитие действия. Слова от автора напоминают сценические ремарки – пояснения действий. Разве его “Демьянова уха”, “Волк и Ягненок”. не маленькие пьески. ” (И. В. Сергеев, книга “И. А. Крылов”, Москва, “Молодая гвардия”, 1945 г., серия “Великие русские люди”)

“Вся гнусность грубого насилия, соединенного с лицемерием и обманом, является. в баснях: “Волк и Ягненок”, “Волк и Кукушка”, “Волк и Кот”, “Кошка и Соловей”, “Соловьи”.” (В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

Такова мораль басни “Волк и ягненок” Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Читайте также:  Квартет - краткое содержание басни Крылова

«Ворона и Лисица»

анализ басни

Басня

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перушки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была царь-птица!» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло,- И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Краткое содержание

Как-то раз ворона нашла небольшой кусок сыра. Она села на ветке и собралась позавтракать. Тем временем около дерева, на котором сидела ворона, пробегала лиса. Она увидела сыр и захотела получить его.

Лиса стала льстить вороне и хвалить ее великолепную красоту. Затем плутовка попросила ворону исполнить какую-нибудь песню своим красивым голосом. Ворона была глупа и доверчива. Поэтому поверила лести и раскрыла клюв, желая спеть. Сыр выпал и лиса тут же подхватила его и сбежала. Ворона осталась без сыра.

Анализ Басни

История создания

Одна из наиболее известных басен И. А. Крылова «Ворона и лисица» была написана около 1807 г. и впервые напечатана в январском выпуске журнала «Драматический вестник» за 1808 г.

Смысл названия

В незамысловатом на первый взгляд названии уже содержится намек на предстоящие события. Ворона — символ ротозейства и глупости (ср. «проворонил»). Образ лисицы традиционно связывают с хитростью, ловкостью, умением обмануть кого угодно. Эти представления имеют глубокие корни в русском фольклоре. Встреча двух сказочных персонажей неизбежно окончится обманом вороны.

Основная тема произведения

Основная тема произведения — осуждение лести.

Глупость и склонность к мечтательности Вороны проявляются с самых первых строк басни. Вместо того чтобы съесть случайно найденный сыр, она «позадумалась». Пробегавшая Лисица прекрасно знает, как следует обращаться с такими разинями.

Лесть Лисицы невероятно груба и неизобретательна. Ворона и сама знает, что ее внешний вид никого не может привести в восхищение. Но ей очень приятно представить хотя бы на мгновение, что она обладает обворожительной «шейкой», «глазками» и «перушками». Поверив льстивым речам, Ворона уже уверена, что и ее карканье — чудесная песня.

Мечта обрывается на самом прекрасном месте. Обманутая Ворона не вызывает никакого сожаления, потому что поддаться на столь грубую лесть — вершина глупости.

Проблематика

Проблема вреда, который приносит лесть, была и будет актуальна в любую историческую эпоху. Практически каждому человеку приятно, когда ему приписывают незаслуженные положительные качества. При этом легко забыть о действительности и стать жертвой обмана хитрого льстеца.

Композиция

Басня делится на краткое авторское вступление, в котором излагается центральная тема, и саму сцену встречи Вороны и Лисицы.

Мораль

Крылова волнует даже не сам очередной обман под влиянием лести, а то, что эта ситуация повторяется снова и снова. Никто не спорит с тем, «что лесть гнусна, вредна», но очень часто самые яростные критики льстецов попадают в эту ловушку. Люди вообще нередко превозносят чьи-либо мнимые достоинства с целью получения какой-либо выгоды для себя.

Мораль басни “Ворона и лисица” Крылова, краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл

“Ворона и лисица”.
Художник А. Лаптев

Басня “Ворона и лисица” является одним из самых известных произведений выдающегося русского баснописца И. А. Крылова.

Сюжет басни был заимствован Крыловым из басни Лафонтена “Le Corbeau et le Renard”, заимствованной в свою очередь из басен Эзопа и Федра.

В этой статье представлено краткое содержание и мораль басни “Ворона и лисица” Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни “Ворона и лисица” Крылова, краткое содержание, пересказ, анализ, суть, смысл

Краткий пересказ басни “Ворона и лисица”

Главными героями басни являются два лесные жительницы – лисица и ворона. Однажды вороне удается раздобыть кусочек сыра. Птица садиться на ветку, чтобы позавтракать. В это время мимо пробегает лисица. Она замечает сыр у вороны и решает завладеть им.

“Ворона и лисица”.
Художник А. Лаптев

Лисица льстит вороне, нахваливая ее якобы необыкновенную красоту. Лиса просит ворону спеть что-нибудь своим якобы чудесным голосом. Глупая, доверчивая ворона поддается наглой лести и раскрывает клюв, чтобы блеснуть своим “певческим талантом”. Из клюва тут же выпадает сыр. Хитрая лиса подхватает добычу и убегает. Обманутая ворона остается без завтрака.

Мораль басни “Ворона и лисица”

Мораль басни “Ворона и лисица” заключается в том, лесть – опасная вещь, против которой очень трудно устоять.

Крылов озвучивает мораль своей басни в первых ее строках: лесть “гнусна и вредна” и об этом знают все, однако люди все равно попадают в ловушки подлых льстецов. К сожалению, люди часто теряют голову от лести, несмотря на все предупреждения:

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок. “

“. И в сердце льстец всегда отыщет уголок.”

“В этой басне лиса выставлена льстецом, который, когда желает чего-нибудь добиться, пускает в дело свой язык и просто из кожи лезет, восхваляя того, от кого надеется получить что-нибудь. Ворона обозначает человека глупого, поддающегося всяким убеждениям и через это попадающегося часто в обман. На лесть всегда поддаются люди недальновидные, глупые, а также славолюбивые и хвастуны.” (“И. А. Крылов и его басни”, составитель Кирюков, Санкт-Петербург, ред. журн. “Досуг и дело”, 1886 г.)

“Лучше людям жить в согласии и дружбе – в этом их взаимная польза. Корыстный расчет побуждает низких людей напрашиваться на дружбу, льстить, унижаться; а как только получено от тебя желаемое, и ты больше не нужен, то друга и в помине нет, а то и он же над простотой твоею посмеется, тебя ж пред светом оклевещет (“Ворона и Лисица”, “Хмель”).” (Д. И. Тихомиров, “Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа” под ред. Д. И. Тихомирова, Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

“Здесь под вороной должно разуметь человека не то чтобы глупого, а собственно такого, который любит, чтобы его похвалили – хоть от этого, впрочем, и никто не отказывается, но беда, если меры в этом нет, если человек слепо верит каждому льстивому слову, да и возмечтает, что действительно он таков – что ему и равного нет никого: тогда-то как раз и попадет впросак, как случилось с вороной. Под лисицей выставлен человек льстивый, лукавый, который, для того чтобы выманить что-нибудь, добиться до чего-нибудь, готов перед богатым да сильным человеком на всякое унижение, на всякую ложь; пока нужен ему этот человек, так он его и не весть как величает, а потом сам же первый дураком его назовет.

Плохо быть простаком-вороной, но быть лукавым льстецом, лисою – низко, подло и грех смертельный. Над простаком, пожалуй, иногда и посмеются, ну, а в другой раз и пожалеют его; лукавого же льстеца все честные люди презирают и не имеют к нему никакого доверия.” (Хемницер И. И., “Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа. “, ред. В. Золотов, СПб, т-во “Обществ. польза”, 1878 г.)

“. Нельзя безусловно решить, чтобы каждая его басня. в одинаковой мере удовлетворяла требованиями детского возраста. Некоторые из них заключают сатиру, вовсе непонятную для детей.

Басня “Ворона и Лисица” изображает ловкость и изворотливость лисы, которая выманивает сыр у глупой вороны. Ее нравственная мысль – показать, как бывает наказан тот, кто поддается на льстивые слова – урок очень практический и полезный неопытным людям. Но с другой стороны, искусство льстеца здесь представлено так игриво, что нисколько не видно гнусности лжи. Лисица чуть ли была не права, обманывая ворону, которой вся вина состоит в одной ее глупости: плутовка забавляет вас своей хитростью и вы не чувствуете к ней ни малейшего презрения. Здесь смех, возбуждаемый глупою вороною, в ином случае был бы не совсем нравственен. Если над ней посмеется ребенок, сам наклонный ко лжи и лукавству, то цель басни вряд ли будет достигнута.”

(В. И. Водовозов, “О педагогическом значении басен Крылова”, 1862 г.)

Таковы мораль и краткое содержание басни “Ворона и лисица” Крылова: краткий пересказ, анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Ссылка на основную публикацию