Волк и журавль – краткое содержание басни Крылова

Басня крылова волк и журавль краткое содержание.

Басня Крылова «Волк и журавль» – отличный пример поучительного повествования, которое говорит нам, что помощь не всегда бывает оправданной, а человеческая неблагодарность встречается на каждом шагу.

Басня Волк и журавль читать

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
“Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся”.

Мораль басни Волк и журавль

Помощь нужно оказывать только достойным людям, попавшим в беду, а делая добро, не ожидать благодарности.

Басня Волк и журавль – анализ

Анализ басни Крылова «Волк и Журавель» начинается с анализа характеров героев. Волк – явно отрицательный персонаж данного произведения. В нем прозрачно угадывается заносчивый, неблагодарный человек, обладающий некой силой и считающий, что эта сила дает ему на право на любые блага. Но и такие люди попадают в неприятности, выпутаться из которых самостоятельно не могут. Из этого вытекает первая мораль басни Крылова «Волк и Журавель» – принимая помощь, старайся отплатить добром, иначе в следующий раз тебя бросят на произвол.

С первых же строк автор говорит, что всякий знает о жадности волков. Собственно, из-за этой самой жадности герой и попал в неприятность – кость застряла в его горле. Но Журавель все равно поспешил помочь своему естественному врагу, прельстившись наградой – и чуть не был съеден. Из этого и следует указанная мораль.

О том, как бедный Журавль не получил награды за спасение злого Волка, поведает детям басня «Волк и Журавль» Крылова.

Читать текст басни:

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
“Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся”.

Мораль басни Волк и Журавль:

Мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям. Журавль достал из пасти хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил Волка о вознаграждении, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась целой. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он считает, что сила дает ему право пользоваться услугами других безвозмездно. Баснописец предупреждает нас не проявлять наивность и помогать людям, которые оценят поддержку.

О том, как бедный Журавль не получил награды за спасение злого Волка, поведает детям басня «Волк и Журавль» Крылова.

Читать текст басни:

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
“Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся”.

Мораль басни Волк и Журавль:

Мораль басни – помощь стоит оказывать лишь достойным, благодарным людям. Журавль достал из пасти хищника кость, чем спас ему жизнь. Но когда Журавль попросил Волка о вознаграждении, получил ответ: как он смеет говорить о награде? Пусть радуется, что голова осталась целой. Бывает, что жестокий и самоуверенный человек попадает в беду. Но он считает, что сила дает ему право пользоваться услугами других безвозмездно. Баснописец предупреждает нас не проявлять наивность и помогать людям, которые оценят поддержку.

Волк и журавль рисунок

Басня Волк и журавль читать текст

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
“Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся”.

Мораль басни Волк и журавль своими словами, главная мысль и смысл

В басне «Волк и журавль» мораль можно выразить следующим образом – жадность всегда приводит к плохим последствиям, а тем, кто делает добро не стоит ждать благодарности от недостойных людей.

Анализ басни Волк и журавль

И.А.Крылов – известный русский баснописец, которого не зря прозвали «знатоком человеческих душ». Он как никто другой замечал все пороки современного ему общества, иносказательно описывал характер человека через образы животных. Его умение придавать вымышленному образу черты настоящих людей, а через комичные ситуации показать мораль басни, актуально до наших дней. Человеческие пороки со временем не меняются и во многих героях И.А. Крылова можно легко узнать знакомых даже через много веков после создания басни.

Главным персонажем является волк, который с первых строк описывается как отрицательный герой. У баснописца он жадный, глотает все без разбору и не смотрит, что и откуда появилось. Конечно, такая безудержная жадность привела к тому, что волк поперхнулся. Тут и появляется второй герой басни – журавль.

Волк беспомощен и не может справиться без помощи своего врага. Журавль же стремится помочь, даже тому, кто всегда был для него опасен. Однако после помощи он просит о благодарности, а в ответ получает только угрозы и ругательства.

Журавль добр и сострадателен, но помощь стоит оказывать, не ожидая ничего в ответ, особенно от жадных и злых людей. Мораль состоит в том, что оказав помощь недостойному человеку нельзя получить ничего кроме ругательств и недовольства. Жадным и злым людям стоит запомнить то, что не поблагодарив за помощь один раз в другой ее можно и не получить.

Волк подавился костью и просит журавля о помощи. Тот помогает, но вместо благодарности получает ругательства.

Герои басни (персонажи)

  • волк – жадный и злой
  • журавль – добрый

Слушать Басню Крылова Волк и журавль

Читает И. Ильинский

Журавль свой нос по шею

Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею

Кость вытащил и стал за труд просить.

“Ты шутишь! – зверь вскричал коварный, –

Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!

А это ничего, что свой ты долгий нос

И с глупой головой из горла цел унес!

Поди ж, приятель, убирайся,

Да берегись: вперед ты мне не попадайся”.

1.Как вы понимаете выражение «ноги протянуть»?

2.«Близко тут Журавль случился ». Каким словом можно заменить выделенное слово?

3.Какие качества характерны для Журавля? Какими чертами обладает Волк?

4.Что осуждается в басне? Выбери подходящее слово и объясни свой выбор: жадность, доброта, взаимопомощь, бескорыстие, неблагодарность, коварство .

ГУСЬ И ЕГО КРИТИКИ

(И.А.Крылов) Однажды Гусь, вытягивая шею,

Расхвастался на целый птичий двор:

«Сам поражен я широтой своею.

Ведь я, как человек, ходить умею,

Как рыба, плаваю. А если захочу,

Индюк подпел: «Стихии вам подвластны!»

А Утка молвила: «Я с Индюком согласна.

У вас такой обширный кругозор!»

«Вы – ко-ко-корифей! – Петух воскликнул с жаром. –

Как птица вами я горжусь!

Повсюду говорят: хорош, мол, Гусь!»

Так славил Гуся птичий говор,

Пока не появился Повар.

И только полетел гусиный пух…

«Я знал, – вздохнул Индюк, – что Гусь гогочет глупо,

Что он годится лишь для супа».

«Как он ходил! – вскричал Петух, –

С такими лапками, с такой фигурой

Над ним смеялись куры!

А Утка крякнула: «По правде говоря,

Гусь плавать не умел, и хвастался он зря.

Летать через забор – невелики дела.

Подумаешь, орел! Я б тоже так могла!»

Пусть этой басни птицы не услышат,

Но в том беды особой нет.

Она не для того, кто перьями одет,

А для того, кто ими пишет.

1.Понравился ли тебе Гусь? Почему? Какими качествами характера он обладает?

2.Как относятся к нему птицы? Что происходит после появления Птицы?

3.В каких строчках басни содержится её поучительный вывод (мораль)? Как ты его понимаешь?

4.Может ли история, рассказанная в басне, произойти с людьми?

5.Как ты понимаешь смысл заглавия басни? Объясни.

РАБОТА В ГРУППАХ 6.Обсудите фразы, которые произносят герои. Подберите необходимую интонацию для их прочтения. Распределите роли. Разыграйте басню по ролям (слова необходимо выучить наизусть). С какими трудностями пришлось столкнуться во время подготовки? Проведите обсуждение постановки.

Квартет (и.А.Крылов)

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки – Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. “Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!” Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдет. “Постойте ж, я сыскал секрет, – Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем”. Послушались Осла: уселись чинно в ряд, А все-таки Квартет нейдет на лад. Вот пуще прежнего пошли у них разборы И споры, кому и как сидеть. Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье: “Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть; Скажи лишь, как нам сесть!” – “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней, – Им отвечает Соловей. – А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь”.

1.Какая цель была у музыкантов? Найдите строки в тексте.

2.Какой получилась игра? Найдите выражения, характеризующие игру музыкантов.

3.Как музыканты пытались исправить положение? Почему у них начались разборы и споры?

4.Как секрет не смогли раскрыть музыканты сами? Кто и что им подсказал об этом?

ТЗ 5.Прочитайте басню по ролям. Разыграйте спектакль. Но перед этим подумайте, как необходимо играть за каждого героя, с какой интонацией произносить его реплики и т. п.

Чесотка является достаточно распространенным кожным заболеванием.

Снижение работоспособности в процессе труда обусловлено, прежде всего.

В состав кожи входят следующие слои: эпидермис (наружная часть кожи );.

Комментарии к басням Крылова Волк и Журавль (Крылов И. А.)

I. Волк и Пастухи. Впервые напечатана в «Новых баснях», 1816 г., ч. V, стр. 22.

II. Кукушка и Горлинка. Впервые напечатана в брошюре «Три новые басни Крылова, читанные в торжественном собрании Публичной библиотеки января 2 дня 1817 года» (СПб., 1817 г., стр. 6—7).

III. Гребень. Впервые напечатана в «Чтении в торжественном собрании имп.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Российской академии, бывшем в 5-й день декабря 1818 г.» (СПб., 1818 г., стр. 55—56).

IV. Скупой и Курица. Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 65. Крыловым эта басня отмечена в числе «переводов или подражаний», о чем упоминается и в тексте басни («Я намерен вам басню старую сказать»). Сюжет ее восходит к басне Лафонтена «La Poule aux oeufs d’or», в свою очередь восходящей к басне Эзопа «Вдова и Курица».

V. Две Бочки. Впервые напечатана в «здании басен 1819 г., ч. VI, стр. 66.

VI. Алкид. Впервые напечатана в «Чтении в торжественном собрании императорской Российской академии, бывшем в 5-й день декабря

1818 г.», СПб., 1818, стр. 54—55. Сюжет ее восходит к басне Эзопа «Геракл и Афина». Следует полагать, что в данном случае Крылов обращался непосредственно к греческому тексту.

Афина — богиня мудрости в древнегреческой мифологаи. Алкид — Геракл, сын Зевса и Алкмены, любимый герой древнегреческих сказаний, совершивший ряд чудесных подвигов.

VII. Апеллес и Осленок. Впервые напечатана в «Сыне отечества», 1816 г., ч. XXXII, № 37, стр. 197.

В. Кеневич указывает в своих «Примечаниях», что «По словам Н. И. Греча!, Крылов в образе Осленка изобразил начинавшего тогда молодого писателя Катенина, который однажды в библиотеке преважно сказал, что ему Крылов (который, действительно, раза дна зазывал его к себе) надоел своими вечными приглашениями» (стр. 174).

Апеллес — знаменитый древнегреческий живописец (IV в. до н. э.). Мидасов суд — греческое сказание о фригийском царе Мидасе, которого Аполлон пригласил судить его игру на лире и игру бога реки Марсия на флейте. Разгневавшись за то, что Мидас предпочел игру Марсия, Аполлон наградил Мидаса ослиными ушами.

VIII. Охотник. Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 69—70.

IX. Мальчик и Змея. Впервые напечатана в издании басен

1819 г., ч. VI, стр. 87.

X. Пловец и Море. Впервые напечатана в издании басен 1819 г.8 ч. VI, стр. 71.

Амфитриды вид. — Амфитрита, богиня морей в античной мифологии, изображалась сидящей в раковине, везомой тритонами. Эоловы сыны — сыны бога ветров Эола, то есть ветры (античн. миф).

XI. Осел и Мужик. Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 77—78.

XII. Волк и Журавль. Впервые напечатана в «Новых баснях», 1816 г., ч. IV, стр. 27.

XIII. Пчела и Мухи. Впервые напечатана в «Северном наблюдателе», 1817 г., № 4, стр. 129—130.

XIV. Муравей. Впервые напечатана в издании басен, 1819 г., ч. VI, стр. 73—75. Первоначально басня имела следующую концовку, измененную, несомненно, по цензурным причинам;

Так дворянин или чиновник там иной

В уезде у себя и важен и завиден.

И всех он там знатней,

И всех умней, В столицу приезжай — как этот муравей, Чуть-чуть он будет виден.

XV. Пастух и Море. Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 81—85.

XVI. Крестьянин и Змея. Впервые напечатана в «Журнале древней и новой словесности», 1818 г., ч. I, июль, стр. 79, под заглавием «Мужик и Змея».

XVII. Лисица и Виноград. Впервые напечатана в «Драматическом вестнике», 1808 г., ч. IV, № 80, стр. 16.

XVIII. Овцы и Собаки. Впервые напечатана в «Журнале древней и новой словесности», СПб., 1818 г., ч. I, № 1, июль, стр. 20.

XIX. Медведь в сетях. Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 78—79.

XX. Колос. Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 80—81.

XXI. Мальчик и Червяк. Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 82—83.

XXII. Похороны. Впервые напечатана в «Трудах общества любителей российской словесности», 1817 г., ч. VII, сгр. 63—64.

XXIII. Трудолюбивый медведь. Впервые напечатана в «Журнале древней и позой словесности», СПб., 1818 г., ч. I, № 3, стр. 179—180, под названием «Медведь и Мужик».

XXIV. Сочинитель и Разбойник. Впервые напечатана в брошюре «Три новые басни И А. Крылова, читанные в торжественном собрании императорской Публичной библиотеки января 2 дня 1817 г.», СПб., 1817 г., стр. 8—11. Французский перевод басни Крылова, сделанный Ксавье-де-Местром в «Русской антологии» («L’anthologie russe». Paris, 1823), вызвал полемику во французской критике, увидевшей в сочинителе намек на Вольтера. Сам Крылов отрицал применение его басни к Вольтеру и, как сообщал Ю. Нелединский-Мелецкий в письме к А. Оболенскому, говорил, что «и в голове у него не было» «метить в Вольтера.» (письмо от 20 декабря 1823 г., «Хроника недавней старины», СПб., 1876, стр. 252).

XXV. Ягненок. Впервые напечатана в издании басен 1819 г., ч. VI, стр. 91—92, По указанию В. А. Олениной, эта басня была напи , стр. 375—376. Заключительные строки басни перефразируют народные пословицы и поговорки («От ворон отстал, а к павам не пристал», «Ня пава, ни ворона», «Ворона в павлиньих перьях» и другие).

XXVII. Пестрые овцы. При жизни Крылова не печаталась; впервые была опубликована В. Кенезичем по рукописи в «Русском архиве», 1867 г., вып. 3, стр. 386—392. Судя по черновым автографам, эта басня писалась одновременно с баснями «Мельник» и «Змея и Овца», то ест* не позднее 1823 года, и вместе с ними должна была войти в седьмую книгу басен издания 1825 года. Поскольку в седьмой книге оказалось 26, , а не 27 басен, как это было объявлено в «Литературных листках» (1824, № 4), то можно с достаточной уверенностью считать, что эта басня не вошла в седьмую книгу по цензурным причинам и должна быть в нее включена.

В. Кеневич высказал ‘Предположение, что «Пестрые овцы» явились откликом на «университетскую историю», «занимавшую в то время общественное мнение» («Примечания», стр. 218). В конце 1821 года был сделан донос на «вольнодумство» видных профессоров Петербургского университета — Галича, Арсеньева и других. Было произведено специальное расследование их деятельности, руководившееся известными ретроградами: Д. Руничем, М. Магницким и министром духовных дел и просвещения кн. А. Н. Голицыным. Комиссия нашла в лекциях этих профессоров «обдуманную систему неверия — правил зловредных и разрушительных в отношении к нравственности, образу мысли и духу учащихся и благосостоянию всеобщему». По распоряжению Александра I был отрешен от должности ректор университета, а обвиняемые профессора уволены. Пострадали при этом и многие студенты, уволенные из университета «по неблагонадежности» (М. Сухомлинов, Исследования и статьи, т. I, СПб., 1889, стр. 239—267). Однако есть все основания считать, что в своей сатире Крылов имел в виду жестокую расправу царя с Семе невским полком, выступившим в 1820 году против притеснений, чинимых над солдатами (см. Н. Степанов, «И. А. Крылов», М., 1949, стр. 242 и сл.).

В расправе над семеновцами Александр I проявил свойственные ему лицемерие и жестокость, направив солдат, уцелевших после экзекуции, в наиболее опасные места.

Источники:

    И. А. Крылов Сочинения в двух томах / Вступительная статья Н. Л. Степанов. – М.: Библиотека “Огоне” издательство “Правда”, 1956. – 475 с.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id1923

Анализ и мораль басни Крылова «Волк и журавль»

Главную мысль произведения Крылова отлично иллюстрирует тезис: «Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным». Благотворительность всегда должна быть бескорыстной. Анализ и мораль басни «Волк и журавль» показывает огромное количество проблем, с которыми в любой момент может столкнуться человек. Кстати, у Льва Толстого есть рассказ с таким же названием.

Главная мысль

В «Волк и журавль» автор осуждает алчность и глупую заносчивость. Крылов прекрасно отмечал эти пороки и при помощи иносказательных слов делал описания человека, используя различные образы животных. Автор умело предавал выдуманным персонажам черты людей, а интересными историями показывал мораль басни, которая не потеряла свою актуальность и в современном мире. С течением времени пороки не меняются, и многие герои могут напомнить знакомых даже через века после написания произведения.

Персонажи басни:

Главный герой — волк. В кратком содержании можно понять, что это отрицательный и жадный персонаж, который проглатывает всё подряд. Его не интересует, что и откуда взялось. Непомерная алчность приводит к тому, что тот подавился. В это время в басне появляется второй персонаж.

Теперь волку приходится просить о помощи того, над кем издевался. Журавль хочет помочь, даже несмотря на то, что волк представляет для него не потенциальную, а явную опасность. Но после помощи он просит о награде, а в ответ слышит лишь ругательства и угрозы.

Журавль описывается сострадательным и добрым персонажем. Но смысл басни «Волк и журавль» в том, что помощь необходимо оказывать, не ожидая благодарности. Особенно когда речь идёт о злых и жадных людях.

Мораль в том, что, помогая плохому человеку, в ответ можно получить лишь недовольство. Злые же люди должны помнить, что, не поблагодарив один раз, потом помощи уже не будет.

Используемые художественные приёмы

Сюжет развивается очень быстро, Крылов не описывает целостно сложившуюся ситуацию и главных героев. На первом месте в произведении стоит действие, поэтому в тексте отсутствуют метафоры. Также в басне мало и эпитетов. Среди них можно выделить такие:

  • «коварный зверь»;
  • «большая трудность»;
  • «глупая голова».

А вот глаголы занимают большую часть текста. Их можно встретить почти в каждой строке. Кое-где из глаголов составлены целые ряды — «убирайся, берегись, не попадайся», «засунул, вытащил, стал просить».

Некоторым оборотам, возможно, требуется уточнение. Например, «евши» является устаревшей формой, которая значит «во время еды». «Вперёд не попадайся» — это разговорная форма, означающая «в будущем больше не попадайся на пути», «пособить» — это «помочь». Также в произведение часто можно встретить изменения падежных форм прилагательных и числительных. Дополнительными средствами художественной выразительности являются вопросы, повторы, эллипсисы и риторические восклицания.

При помощи ярких фразеологизмов автор кратко описал ужасное положение волка. К таким можно отнести «ноги протянуть», «ни охнуть, ни вздохнуть». Злой персонаж обращается к журавлю «приятель». Этим Крылов подчёркивает ироничность ситуации. А с помощью инструмента инверсии автор выстраивает гармоничную рифму без искажения смысла речи.

Ещё одним признаком того, что волк неправ, является его многословие. Персонаж осознаёт своё предательство, что очень сильно его распаляет. Из-за этого герой начинает винить спасителя, но при этом подчёркивает широту своей души и добродетельность.

Волк утверждается за счёт положительного персонажа — Журавля.

Произведение Ивана Андреевича Крылова показывает важность взаимопомощи, благодарности и дружбе. Журавль был готов помочь даже тому, кто представлял для него настоящую опасность. Это и делает человека человеком.

Басни Крылова в сжатом пересказе

Басни И.А. Крылова мы любим читать с самого детства. В памяти хранятся образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях. Басни Крылова – краткое содержание самых популярных произведений баснописца для читательского дневника.

Краткое содержание басни «Ворона и лисица»

Басню автор начинает моралью о том, что, сколько не предупреждай людей не поддаваться на гнусную и вредную лесть, льстец своими словами всё равно проберётся в любой уголок сердца так, что никто не сможет устоять.

Ворона где-то отыскав кусочек сыра, забралась на ель и решила вкусно позавтракать. Держа сыр во рту, как на беду, немного призадумалась. А тем временем, тут как тут, пробегала хитрая Лиса. Почуяла она сырный запах, остановилась и увидела ворону с сыром.

Не смогла Лиса удержаться от такого запаха и подошла тихонько, вертя хвостом, к дереву, на котором сидела Ворона. Не сводя глаз, стала восхищаться её красотой. Сладким голосом, чуть дыша, принялась льстить Вороне, рассказывая о том, как она хороша. Но чтобы заполучить сыр, нужно было как-то заставить Ворону открыть рот. И попросила хитрая Лиса своими льстивыми речами глупую Ворону не стыдиться и спеть, пообещав ей титул царь — птицы. У Вороны от таких слов закружилась голова, она и не подумала, что петь не умеет, от радости как каркнула во всё своё горло. Сыр выпал, а Лисе только это и надо было, она его схватила и убежала.

Басня учит тому, что не стоит верить льстивым речам, ведь льстец всегда преследует только свою выгоду.

Пересказ басни «Квартет» Крылова

Собрались как-то четверо друзей: Обезьянка, Козел, Осел, и Медведь, сыграть на музыкальных инструментах. Затеяли они сыграть Квартет, хоть таланта такого не имели.

Они взяли инструменты, достали ноты и принялись играть. Сидели музыканты на лугу. Ударили они и в скрипки, и в альты, и в баса, но толку нет. Мартышка подумала, что они не так сидят, поэтому музыка не получается. Она принялась всех рассаживать по определенным местам, и сама пересела.

Разместились звери, и опять смычками заиграли. Но удивительно, у них ничего не вышло, результат тот же. Теперь сказал, Осел, что надо рядышком всем сесть. Сели звери дружно в ряд, а Квартет опять не ладится. Начали друзья спорить, что, да как им делать и сидеть. Поднялся шум, гам, и на эту суматоху прилетел Соловей.

Обратились музыканты к сладкозвучной птице, чтобы он их рассадил правильно, а то Квартет не получается, хотя все инструменты, и ноты, имеются. Соловей ответил друзьям, что если нет ни слуха, ни голоса, рассаживай, не рассаживай – музыки не получится.

Басня учит нас заниматься своим делом, к которому есть талант и призвание. Обычно самоуверенные люди хватаются за все и сразу, даже если не способны это сделать. Ничего хорошего из этого не получается. Если твоя работа тебе по душе, и ты знаешь, как ее выполнить, это дело будет ждать успех.

Краткое содержание басни Крылова «Обоз»

В басни Крылова «Обоз» речь идет о двух лошадях. Одна везет обоз, нагруженный различной посудой и домашней утварью. Она очень осторожничает, продумывает каждый свой следующий шаг и вообще ведет себя неуверенно. Конечно, ведь на нее возложена большая ответственность и совершенно не хочется подвести своих хозяев.

За этим продвижением обоза со стороны наблюдает вторая героиня басни. Лошадь, которая смотрит за всем сбоку надсмехается и ерничает. Она бы сама сделала все намного быстрее и проворнее. Все что она может – это высмеивать свою подругу и раздавать ценные на ее взгляд советы. Ситуация меняется и теперь лошадке, которая так много советовала самой приходится впрячься в упряжку. Но что случилось практически сразу же? Обоз покатился на огромной скорости с горы, и резвая героиня басни ничего не могла с этим поделать – все горшки и посуда разбились и раскатились.

Как и во всех баснях, в этой тоже присутствует своя мораль. И она заключается в том, что со стороны давать советы всегда легче. Но когда ты сам оказываешься внутри ситуации, скорее всего ты наделаешь ошибок еще больше. Не стоит быть самонадеянным, пока на своей собственной шкуре не прочувствовал всю тяжесть происходящего.

«Стрекоза и муравей» – пересказ басни

Басня «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, как и все произведения этого направления содержит в себе не только интересный сюжет, но и мораль, обычно написанная в конце. По сюжету стрекоза очень легко относилась ко всему, и в течении долгого лета не озаботилась тем, чтобы сделать себе запасы и устроить жилище на зиму. Ее сосед муравей напротив – трудился все лето не покладая рук, зная что впереди его ждут тяжелые, холодные времена.

Вот прошло лето и стрекоза осознала и ощутила на себе все последствия своей безалаберности. И что же пришлось сделать героине? Конечно же бежать к своему давнему другу и просить его о помощи. Но ведь еще в самом начале басни муравей предупреждал подругу о том, что нужно позаботиться о будущем а не веселиться и танцевать все свободное время.

Так и в жизни встречаются такие люди, которые не хотят задумываться о том, что их ждет впереди. Очень праздно проводя свою жизнь, они сильно удивляются, когда в конце наступают тяжелые времена. Все что они могут – это бежать к другим за помощью. Крылов пытается научить своей басней тому, что нужно всегда быть готовым ко всему, учиться трудолюбию и умению справляться с различными трудностями не за счет других, а исключительно своими силами.

О чем басня «Слон и Моська»?

Однажды по шумным улицам одного неизвестного города водили крупного слона, для показа, чтобы люди могли близко увидеть такое экзотическое животное. Для местных жителей подобное зрелище стало в диковинку, непривычно им было видеть такое большое и важное животное, идущее с ними рядом по одной улице. Толпы зевак увязались за бедным слоном.

Вдруг, откуда ни возьмись, появилась бегущая им навстречу местная дворовая собачонка по имени Моська. Увидела она слона и как стала на него прыгать, лаять, визжать и бросаться. Так и лезет в драку. Соседка тут же кинулась отгонять собачонку с криками, что не справиться ей с таким громадным слоном, хватит срамиться. Но Моське только и надо было, чтобы показать перед другими собаками, какая она отважная.

Собачонка всё лает и лает, охрипла уже, а слон шёл себе спокойно вперёд и даже не замечал Моську. А тем временем Моська призналась соседке, что ей это придаёт силу духа, таким способом она хотела без драки попасть в большие забияки. Вот тогда другие собаки станут восхищаться и признают её сильной собакой, раз на слона не побоялась лаять.

Басня учит тому, что пустой показухой можно достичь желаемого, но со стороны это может выглядеть смешно и глупо.

Мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова

Героями данной басни Крылова являются Мартышка и Медведь. Мартышка кривлялась перед зеркалом, что само по себе выглядело очень некрасиво. Видя себя со стороны Мартышка не могла признать того, что это именно она такая кривляка и решила, наверно это какой-то родственник. Пораженная всем увиденным она тут же поделилась своим впечатлением с Медведем.

Мартышка предложила ему посмотреть на эту рожу, отражающуюся в зеркале. В данном отражении она просила Медведя рассмотреть и согласиться с мнением о том, что это её кумушки имеют такой тоскливый вид. На это Медведь ответил, что прежде чем сваливать вину на других, следует обратить внимание на себя. Однако такой невежде, какой была обезьяна, данный урок Медведя не принёс никакой пользы и осталась она такой же необразованной.

Автор произведения высмеивает глупость, и нежелание прислушаться к мнению других.

Басня учит тому, что перед тем как обвинять других, надо уметь признавать и свои ошибки.

Очень краткое содержание басен Крылова

Несколько сжатых пересказов знаменитых басен Крылова.

«Кукушка и петух»

Кукушка восхищалась громким и важным пением петуха, а он – её плавным и протяжным кукованием. Они долго рассыпались во взаимных похвалах, сравнивая друг друга с соловьём и райской птичкой, пока пролетавший мимо Воробей не посмеялся над их «музыкой».

«За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку».

«Ларчик»

Приносят мастеру ларец, пришел механик и попробовал его открыть, но не получилось, а он просто открывался.

Мораль: Не нужно осложнять свою здачу, так как ларчик открыть было легко.

«Листы и корни»

Листы всем хвалились какие они красивые, но из земли послышался голос корней и сказал: “вы не кому сказать спасибо не хотите”, листья рассердились, а корни сказали: “не было бы нас, то не было бы и дерева и вас”.

«Осел и соловей»

Соловей очень хорошо умел петь, как то раз осел послушал его пение, всем понравился как спел соловей, а ослу нет и он сказал, что ему следует поучиться у петуха.

Мораль басни такова, что судьей зачастую становится тот, кто судит без знания дела, и потому нельзя принимать за чистую монету подобные суждения.

«Крестьянин и Работник»

Крестьянин и его батрак шли вечером в деревню и повстречали медведя. Медведь подмял под себя Крестьянина и уже почти задавил его. Крестьянин взмолился к Работнику о помощи. Работник, собравшись с силой, «отнёс полчерепа медведю топором и брюхо проколол ему железной вилой». Но вставший с земли Крестьянин тут же начал ругать Работника за то, что он вилами испортил медвежью шкуру.

Мораль басни: в беде мы обычно с мольбою ищем избавителя, «но только с плеч беда долой, то избавителю от нас же часто худо».

Басни Крылова про волка

В этих баснях один из главных героев – волк.

«Волк и журавль»

Главный герой басни – волк – однажды за трапезой совершенно случайно подавился косточкой. Она так плотно застряла у него в горле, что возникла настоящая угроза того, что дикое животное погибнет из-за этой ерунды. На его везенье мимо проходил журавль, который увидев неладное тут же поспешил на помощь. Волк взмолился о том, чтобы журавль незамедлительно вытащил косточку и этим спас жизнь.

Журавль, будучи добрым и жалостливым, заснул свой клюв практически полностью в пасть волку, вытащил злополучную кость и на хотел услышать хотя бы слово благодарности за проделанную работу. Но что же он получил в ответ от наглого и самоуверенного волка, который еще несколько мнут назад погибал? Да ничего хорошего. Хищник предложил птице исчезнуть с глаз долой, пока еще цел. Вот так отблагодарил он своего спасителя.

Основной мыслью басни Крылова «Волк и журавль» — это то, что есть на свете такие люди, которые совершенно не ценят хорошее себе отношение. И иногда лучше пройти мимо и не помогать в тех случаях когда ваша помощь и ваше добро не только не будут оценено по достоинству, но и еще вывернуто против вас самих же. Самое главное, читая эту басню, не увидеть в волке и его бессовестном поведении себя.

«Волк и ягненок»

Однажды маленького ягненка одолела жажда. Он пошел к ручью, чтобы испить водицы. Недалеко от водоема пробегал волк. Он был очень голодным. Хищник заметил ягненка, и решил им пообедать.

Волк мог сразу съесть добычу, но это было бы слишком просто. Зверь приблизился к ягненку и стал упрекать его в том, что он загрязняет воду. Якобы это питье волка, а ягненок залез туда своим грязным рылом. Ягненок ответил ему, что стоит ниже по течению, поэтому не может чем-то загрязнить водоем.

Волк подумал, подумал, и сказал, что ягненок обидел его прошлым летом. Ягненок ответил, что это не мог быть он, так, как он еще даже не родился. Хищник сказал, что если это был не он, значит, это были родственники ягненка. Ягненок сказал, что нет у него родных. Волк стал искать разные поводы, по которым он мог быть сердит на ягненка, на что тот находил оправдания.

В итоге волк разозлился, и сказал, что страшно хочет есть, и поэтому ягненку не поздоровится. С этими словами он схватил свою жертву и поволок в лес.

Эта басня раскрывает всю силу власти и немощность простого народа. Волк – это власть, а ягненок, простой человек. Как бы он не старался, переубедить власть ему не удалось. Волк воспользовался своим могуществом и решил дело в свою пользу. Так же бывает и в нашей жизни.

«Волк на псарне Крылова»

Ночной порою, серый волк решил забраться в овчарню. На улице было темно, и бедолага не понял, как он перепутал хлевы. Вместо овчарни, хищник очутился в псарне.

В псарне почуяли зверя, и начался лай и полная неразбериха. Волк осознал, что попал совсем не туда, куда хотел. Ему стало страшно, но надо было искать выход из положения. Псы готовы были разорвать хищника. Не сладко пришлось серому, это ж надо было так опростоволоситься.

Волк думал, думал и сказал, что пришел мириться. Ему надоело вечно враждовать с собаками, и хотелось бы заключить перемирие. Псы и волки, давние сородичи, которым не пристало воевать. Волк клялся больше не трогать местные стада, а напротив, защищать на пару с псами. Хитрец называл заклятых противников друзьями. В общем, из кожи вон лез, чтобы его отпустили.

Серому хищнику не дал договорить седой Ловчий. Он сказал, что волкам верить никогда нельзя, и спустил на него свору гончих псов.

Басня учит внимательнее относиться к окружающим, иногда люди очень много лгут, ради своей выгоды. С такими, нужно быть аккуратнее. И глазом не успеете моргнуть, как они наделают глупостей, в ущерб вам. Таких личностей полно в нашем мире, и лучше держать таковых на расстоянии.

Басня «Лебедь, Рак и Щука» за 1 минуту

В этой басне Ивана Андреевича Крылова рассказывается о трех животных – вернее, о птице, рыбе и раке – Лебеди, Раке и Щуке. Однажды эта троица решила помочь тянуть повозку с вещами. Но, из-за того, что Лебедь хотел передвигаться по небу, Рак мог идти только назад, а Щука плыть по воде, они все тянули в разные стороны. И, так как повозка в таком случае не могла двигаться, у них ничего не получилось.

В этой басне Крылов хотел показать, как смешно и по-дурацки выглядят те, кто не может договориться между собой перед началом общего дела. Именно поэтому, из-за неумения находить компромиссы, многие люди ругаются и перестают общаться. И даже если каждый из товарищей по-своему прав – в итоге результата у них все равно нет. Не зря же цитата из басни «А воз и ныне там» стала крылатой.

Смысл басни в том, что всем людям нужно уметь договариваться и общаться между собой. Это подтверждает и первое предложение – «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука».

Краткое содержание басни «Свинья под дубом»

Свинья, под огромным дубом, которому уже не одна сотня лет, поела вдоволь желудей. После такого хорошего и сытного обеда, она завалилась спать, прямо под этим же деревом.

Хорошо отдохнув, свинья проснулась. Почти сразу она принялась подрывать корни дуба своим рылом. Ворон, который сидел вверху на ветке, предостерег глупую, он сказал, что нельзя обнажать корни дуба, иначе дерево может засохнуть.

Свинья ответила, что ее не волнует судьба дерева, пусть сохнет, ведь от него мало проку. Ей хочется лишь, чтобы были желуди, от которых она жиреет.

Дуб от ее слов рассердился, и сказал, чтобы она подняла свое тупое рыло вверх, и посмотрела, откуда берутся желуди.

Некоторые личности ругают науки, не воспринимают ученья, а сами и не замечают, что используют их «плоды».

Многие люди не видят дальше своего носа, не слушают окружающих. Они руководствуются только своим мнением, считая его правильным. Они не способны понять, что такое хорошо и плохо. Они не могут поднять голову вверх, чтобы познать истину.

Басня учит не равняться на таких бесцеремонных личностей. Человек, хоть и должен иметь свое мнение, но в первую очередь, он обязан подчиняться здравому смыслу. Нужно смотреть вокруг, и отвечать за свои действия. Людям следует вести себя так, чтобы не нанести вреда остальным гражданам, природе или же, животным.

Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Используйте краткий пересказ, чтобы написать сочинение на тему “Басни Крылова”. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Русская сказка

Читайте, смотрите и слушайте детские сказки

Волк и Журавль, басня Крылова

Басня «Волк и Журавль»

«Знатоком человеческих душ» справедливо называли русского баснописца, поэта, публициста Ивана Андреевича Крылова. И не зря! Его цикл басней, кажется, не пропустил ни один человеческий и социальный порок, в лёгкой форме, иронично и хлёстко высмеивая все самые неприглядные и тёмные стороны жизни. Лень, жадность, горделивость, глупость, бахвальство, заносчивость, хвастовство, хитрость и т.д. – список этот можно продолжать бесконечно. И ещё не трудно заметить, что как много лет назад (а крыловским басням исполнилось уже в среднем 200 лет), ничего в социальной природе, как и в человеческой сути не меняется и современный мир болеет теми же «болезнями». Оттого и басни Крылова до сей поры актуальны, а популярность писателя по-прежнему феноменальная. Басни входят в школьную программу, экранизируются, публикуются многочисленными тиражами.

С басней «Волк и Журавль» впервые широкий круг читателей познакомился в 1816 году из сборника «Новые басни». Произведение относится к числу басен-подражателей. Басня написана на основе текста французского баснописца Лафонтена («Волк и Аист»), но и тот был не оригинален, позаимствовав сюжет у ранних авторов, Федра и Эзопа.

О чём рассказывает басня?

Поучительная история начинается с характеристики главного героя – Волка. Автор даёт нам небольшую «справочку»: волк, когда ест, даже костей не разбирает. Это пояснение уже многое говорит нам о герое, как о жадном, неразборчивом, импульсивном персонаже.

И вот, случилось как-то Волку подавиться костью – та застряла у него в горле, и Серый стал задыхаться. На его счастье мимо пролетал Журавль, и Волк знаками попросил помочь ему. С большим усилием, засунув голову в пасть своего естественного врага, добрый Журавль вытащил кость, которая, чуть было, не убила кровожадного Волка. После проделанной работы, Журавль надеялся услышать благодарность. Но злой Волк, напротив, разразился ругательствами и угрозами в адрес своего спасителя – пусть радуется, что цела осталась птица, после того, как засунула свою голову к нему в пасть. Заканчивается басня предостережением неблагодарного Волка, чтоб Журавль больше не попадался ему на пути.

Мораль басни

И взрослого, и совсем юного читателя обескураживает наглость и неблагодарность главного героя. Когда Волку требовалась помощь, он кинулся к Журавлю, но как только ситуация кардинально поменялась, вспомнил, что мог бы и съесть своего спасителя, и коль он этого не сделал, тот должен быть ему уже за это благодарен.

Но только ли о неблагодарности эта крыловская басня? Многие литературоведы подмечают и другую мораль в этом произведении – нужно делать добро бескорыстно, не ожидая за это благодарностей. Оказав помощь Волку, Журавль не просто улетел, а стал ожидать, что Серый его отблагодарит. Совершать благородные поступки нужно по велению душу, а не в надежде получить за это что-либо.

Также есть мнение, что произведение посвящено дружбе, согласии и их пользе. Ведь только в дружбе рождаются такие бессмертные понятия, как взаимопомощь, внимательность, благодарность, благородство и прочее. «Несчастие и вред» может случиться, если люди начнут пренебрегать своими священными обязанностями, такими как товарищество и дружба – говорят нам авторы книги «Крылов и его басни».

Подведём итог: совсем не о животных, а через их «говорящие образы», Крылов рассказывает нам о помощи и неблагодарности, мнимой дружбе, добре и корысти и… недальновидности. Ведь если в следующий раз Волку понадобиться помощь, то вряд ли он её получит. Да и сам Журавль захочет ли снова помогать кому-либо, столкнувшись с такой вопиющей неблагодарностью и хамством? К сожаленью, ответ очевиден!

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Волк и Журавль» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

Волк и Журавль

Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда!
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.

Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал коварный, —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унес!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперед ты мне не попадайся».

Книга: Краткое содержание Басни Жан де Лафонтен

Волк — персонаж многих басен Лафонтена, существо злобное, подчиненное инстинкту голода и неблагодарное. Вечно голодный В., «евши, никогда костей не разбирает». В басне «Волк и Журавль» В. позволяет Журавлю вытащить у себя из горла застрявшую там кость, но в ответ на просьбу о награде объявляет, что таковой для Журавля является уже то, что он остался цел. Присущая В. логика запечатлена в словах: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» — из басни «Волк и Ягненок» (Эзоп, пер. И. А. Крылова). Жадность губит В., даже когда ему подвертывается удача завладеть добычей ненасытного охотника, который подстрелил оленя, лося, ранил кабана, и в то время, как стремился подстрелить пролетавшую куропатку, раненый кабан запорол его насмерть. Жадный В., радуясь богатой добыче, хочет начать трапезу с жесткой тетивы лука, из которого срывается стрела, поражая его насмерть. Часто В. глуп. Раннею весной голодный В. решает подобраться к Коню, объявляя себя Лекарем. Конь жалуется на поврежденное копыто и больно бьет приблизившегося В. («Лошадь и Волк», Эзоп, пер. В. В. Жукова).

Оратор — персонаж «Значение басни», умело использующий интерес народа к басне. О. призывает народ защитить Афины, находящиеся в опасности. Поскольку его не слушают, он прибегает к сильным и резким словам, после чего толпа смолкает, но остается равнодушной. Тогда О. произносит басенный зачин о Церере, путешествующей с угрем и ласточкой. После того как О. сообщает, что угорь уполз в реку, а ласточка унеслась в небо, толпа, полная внимания, вопрошает: «А Церера?» Завладев вниманием афинян, О. стыдит их за то, что они забавляются детской сказкой, в то время как Греции грозит опасность.

Кот (Кошка)— персонаж многих басен Лафонтена, воплощающий настойчивость и изобретательность в войне с мышами и крысами, способный казаться мягким и кротким, но обладающий сноровкой и железной хваткой. К. в баснях Лафонтена соотносим своей находчивостью с К. — персонажем народных сказок. Мягкость и гибкость пластики К. переданы в басне «Петух, Кот и Мышонок». В борьбе с крысами К. пускается на всевозможные хитрости. В басне «Кот и Старая Крыса» (Эзоп, Федр, пер. В. В. Жукова) центральным персонажем становится «Кот — гроза мышей, Примерной службою своей, И кровожадностью, и силой Прослывший в округе Аттилой». Чтобы показаться безопасным, безвредным, он «вниз головой повесился, хитрец», и крысы, решив, что так К. наказали хозяева за провинность, потеряв бдительность, обступают его. Но, поймав нескольких из них, К. не довольствуется малой своей победой. Автор запечатлевает характерную игру К. с мышками: К. отпускает пленниц, сообщая, что у него есть иной план. В следующий раз он, обвалявшись в муке, прячется в квашню и добивается полного успеха. К. случается даже быть более ловким и изворотливым, чем Лис (см. «Кот и Лисица»).

Лис (в рус. вар. Лисица, Лиса) — персонаж многих басен Лафонтена, образ, заимствованный из басен Эзопа и животного эпоса. Это осторожное, хитрое, льстивое существо, которое подчас одерживает победы над недалеким, простодушным зверьем, но зачастую попадает в сети собственного коварства. В общеизвестном сюжете басни «Ворона и Лисица» (Эзоп, пер. И. А. Крылова) Л. удается добыть лестью сыр. В морали басни слышится авторская безутешность в том, что бесполезно говорить миру о гнусности лести. Он и сам понимает, что лесть может привести и к успеху. В басне «Мор зверей» (пер. И. А. Крылова) Л. добивается большого успеха, когда в ответ на призыв к зверям Льва покаяться в грехах, чтобы отступил свирепый мор, и его признание в том, что ему приходилось задирать невинных овец, а случалось, и пастухов, льстиво утверждает, что «честь большая для овец, Когда ты их изволишь кушать», и что нельзя слушать голос совести, иначе пропадешь с голоду. Тон, заданный Л., приводит к тому, что за безбожные деяния не осуждают ни тигров, ни волков, ни медведей: «…те вышли вон Со всех сторон Не только правы, чуть не святы». Виновным признали Вола, который сознался в том, что в голодный год «из стога у попа он клок сенца стянул». Мораль басни: «Кто посмирней, так тот и виноват». Но логику правоты в созданной автором картине нравов, которая гораздо более сурова, задает именно Л.

Читайте также:  Волк и ягненок - краткое содержание басни Крылова
Ссылка на основную публикацию
Статьи по теме: