Скворцы – краткое содержание рассказа Куприна

Краткое содержание произведения Скворцы (Куприн А. И.)

Наконец, мы увидели скворцов. Они сидели на ветках тополей и после дальней дороги вели себя тихо и спокойно. Несколько дней они присматривались к своим прошлогодним гнездам, которые сейчас были заняты воробьями.

Нет, драк между ними не было. Скворцы просто дождались, когда воробьи покинут гнезда для поиска пропитания, и заняли свои птичьи домики.

Это очень умные птицы.

Каждый день по утрам я тихо сидел в своем огороде и наблюдал за скворцами. Сначала я слушал их концерт. Это настоящее представление. Они подражают разным птицам и звукам.

Они не охотятся на лету или на дереве, как другие птицы. Их корм на земле и в земле. А еще я бросал им крошки хлеба.

Так птицы ко мне быстро привыкли и перестали бояться.

В начале июня у скворцов вылупились птенцы. Однажды я наблюдал, как они отважно защищали свое потомство от других птиц. Но уже в конце июля скворцы покинули свои гнезда и поселились в лесах, полях и болотах.

Там они готовят своих скворчат к новой взрослой жизни и осеннему перелету в теплые страны.

Related posts:

Анализ рассказа Куприна “Скворцы”Александр Куприн назвал свой рассказ так, потому в нем описана жизнь скворцов. В начале своего произведения автор начинает описания с природы в весенний период. Куприн называл Скворцов “общительными птицами, старыми знакомыми, милыми, веселыми вестниками весны, радостными, первыми перелетными гостями”. “Черная спинка его отливает на солнце металлическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках”. Автор […].

Сочинение на тему: ПАВЛУНИНЫ РАДОСТИ (В. И. Белов. “Скворцы”)Павлуня – главный герой рассказа “Скворцы”. Несколько лет назад, когда у мальчика заболели ноги, местный фельдшер посоветовал родителям отвезти его в областную больницу. Но вот уже который год Павлу­ня проводит в постели, а родители все надеются нако­пить денег на его лечение. У больного мальчика из бедной семьи только два развлечения – букварь и окно. Букварь […].

Краткое содержание “куприн суламифь краткое содержание” КупринИ была седьмая ночь великой любви Соломона. Странно тихи и глубоко нежны были в эту ночь ласки царя и Суламифи. Точно какая-то задумчивая печаль, осторожная стыдливость, отдаленное предчувствие окутывали легкою тенью их слова, поцелуи и объятия. Глядя в окно на небо, где ночь уже побеждала догорающий вечер, Суламифь остановила свои глаза на яркой голубоватой звезде, […].

Краткое содержание: Поединок, КупринПОЕДИНОК “В полку, расквартированном в захолустном ев­рейском местечке вблизи прусской границы, гото­вились к смотру, и в ротах шла усиленная муштра и зубрежка устава гарнизонной службы, изматы­вающая офицеров и солдат. Среди новобранцев были инородцы, едва понимавшие и говорившие по-русски, и учение становилось для них истяза­нием, например, солдат Мухамеджинов, татарин, который окончательно был сбит с толку подвоха­ми […].

Краткое содержание Суламифь в сокращении (Куприн А. И.)В центре повествования – персидский царь Соломон и его любимая Суламифь. Рассказ содержит двенадцать частей. В первой части нам является величественная Персия времен правления Соломона. Соломон – один из известнейших правителей, имя которого знакомо практически каждому. О его баснословном богатстве и незаурядном уме ходят легенды, а его мудрость не знает границ. Слава царя Соломона разнеслась […].

Краткое содержание “Краткое содержание Олеся по главам” КупринМолодой мужчина-повествователь, которого “судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья”, нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живет […].

Краткое содержание “Гранатовый браслет” КупринКнягиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, уже какое-то время жила вместе с мужем на даче, потому что шел ремонт их городской квартиры. Сегодня был день ее именин, а потому должны были приехать гости. Первой появилась сестра Веры – Анна Николаевна Фриессе, бывшая замужем за очень богатым и очень глупым человеком, который ничего не делал, […].

Краткое содержание “Сапсан” КупринРассказ ведется от имени самого пса Сапсана: “Я Сапсан Тридцать Шестой большой и сильный пес редкой породы, красно-песочной масти, четырех лет от роду и вешу около шести с половиной пудов” Он рассказывает о своей жизни, о том, что первое во всем мире существо Хозяин. Сапсан не раб хозяина, а друг и покровитель. Сапсан сильный и […].

Краткое содержание Олеся Александр КупринА. И. Куприн Олеся Молодой мужчина-повествователь, которого “судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья”, нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти […].

Краткое содержание “Другое краткое содержание Недоросль” КупринКомедия в пяти действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Простаков. Гж. Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мамка Митрофана. Правдин. Стародум. Софья, племянница Стародума. Милон. Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой. Кутейкин, семинарист. Цыфиркин, отставной сержант. Вральман, учитель. Тришка, портной. Слуга Простакова. Камердинер Стародума. Действие в деревне Простаковых. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ ЯВЛЕНИЕ I Гж. Простакова, рассматривая новый кафтан […].

Краткое содержание “Яма” КупринЗаведение Анны Марковны не из самых шикарных” как, скажем, заведение Треппеля, но и не из низкоразрядных. В Яме (бывшей Ямской слободе) таких было еще только два. Остальные – рублевые и полтинничные, для солдат, воришек, золоторотцев. Поздним майским вечером у Анны Марковны в зале для гостей разместилась компания студентов, с которыми был приват-доцент Ярченко и репортер […].

Краткое содержание Олеся в сокращении (Куприн А. И.)Молодой человек, городской житель, волею обстоятельств заброшен “на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья”. Герой скучает невообразимо и коротает дни в беседах со своим слугой Ярмилой, которого безуспешно пытается обучить грамоте. Единственное развлечение – охота в роскошных волынских лесах. Во время одного из зимних вечеров слуга поведал своему хозяину о […].

Краткое содержание Поединок Александр КупринА. И. Куприн Поединок Вернувшись с плаца, подпоручик Ромашов подумал: “Сегодня не пойду: нельзя каждый день надоедать людям”. Ежедневно он просиживал у Николаевых до полуночи, но вечером следующею дня вновь шел в этот уютный дом. “Тебе от барыни письма пришла”, – доложил Гайнан, черемис, искренне привязанный к Ромашову. Письмо было от Раисы Александровны Петерсон, с […].

Краткое содержание Гранатовый браслет в сокращении (Куприн А. И.)Все началось в тот день, когда девушка, занятая в доме по хозяйству получила от рассыльного небольшой пакет с просьбой передать адресату. Вера Николаевна Шеин( а именно ей и предназначалась посылка) была рассержена на то, что пакет не был доставлен лично, на что работница отвечала, дескать рассыльный очень спешил и она не решилась отвлечь госпожу от […].

Краткое содержание “Слон” КупринМаленькая девочка Надя (6 лет) заболела, по словам доктора Михаила Петровича, “равнодушием к жизни”. Единственное средство вылечить – развеселить. Но девочка ничего не хочет. Однажды она попросила слона. Через полчаса папа привез ей “дорогую красивую игрушку” – серого слона, который сам машет хвостом и качает головой. Но девочка сказала, что хотела настоящего, а этот мертвый. […].

Краткое содержание “Гамбринус” КупринГамбринус – “пивная в бойком портовом городе на юге России… Вместо столов были расставлены на полу, густо усыпанном опилками, тяжелые дубовые бочки; вместо стульев – маленькие бочоночки. Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер, уже много лет подряд, играл на скрипке для удовольствия и развлечения гостей музыкант Сашка […].

Краткое содержание “Тапер” КупринВ “одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей” семье Рудневых организовывается вечер елки (лишь мать редко участвовала в многочисленных празднествах, считая общество своего мужа, детей и их друзей брутальным). Все музыканты разобраны; после долгих бесплодных попыток найти тапера, горничная Дуняша приводит мальчика лет 14-ти. Старшая сестра отнеслась к юному музыканту с недоверием и […].

Краткое содержание “Детский сад” КупринДочь старшего писца сиротского суда Бурминова Сашенька заболела. Доктор поставил диагноз: “апатия, анемия и рахитичное сложение” и прописал лекарство свежий воздух, Крым, морские купания и хорошее питание. Но при зарплате отца об этом нечего и думать. Впрочем, Сашенька и не хочет ничего разве что в зеленый сад, как у крестной. Но к крестной ехать нельзя, […].

Краткое содержание Чудесный доктор А. И. КупринА. И. Куприн Чудесный доктор Основан на реальных событиях. 2 мальчика рассматривают богатую витрину гастрономии, потом бегут домой – в сырой и грязный подвал, где живет нищее до крайности семейство Мерцаловых. Мальчики носили письмо бывшему папиному работодателю – барину, но швейцар выгнал оборванцев взашей. Одна младшая сестренка умерла, вторая болеет, мать кормит грудью младенца и […].

Краткое содержание “поединок краткое содержание” КупринВернувшись с плаца, подпоручик Ромашов подумал: “Сегодня не пойду: нельзя каждый день надоедать людям”. Ежедневно он просиживал у Николаевых до полуночи, но вечером следующею дня вновь шел в этот уютный дом. “Тебе от барыни письма пришла”, – доложил Гайнан, черемис, искренне привязанный к Ромашову. Письмо было от Раисы Александровны Петерсон, с которой они грязно и […].

Краткое содержание “Чудесный доктор” КупринОснован на реальных событиях. 2 мальчика рассматривают богатую витрину гастрономии, потом бегут домой в сырой и грязный подвал, где живет нищее до крайности семейство Мерцаловых. Мальчики носили письмо бывшему папиному работодателю барину, но швейцар выгнал оборванцев взашей. Одна младшая сестренка умерла, вторая болеет, мать кормит грудью младенца и стирает поденно, отец ищет работу он даже […].

Краткое содержание “Белый пудель” КупринЭтот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” они стали невольными свидетелями семейных […].

Краткое содержание Поединок в сокращении (Куприн А. И.)В очередной раз вернувшись с плаца, подпоручик Ромашов решил для себя, что нынче не пойдет в дом Николаевых. Нехорошо постоянно донимать людей своими визитами. Вдруг к нему подошел искренне преданный черемис Гайнан и вручил письмо от Раисы Александровны Петерсон. С этой дамой у Ромашова был долгий и скучный роман. Сладковатый запах ее духов, наглый и […].

Краткое содержание А. И. Куприн Белый пудельА. И. Куприн Белый пудель Этот день был не особо удачным для бродячих циркачей – дедушки Мартына Лодыжкина (на плече – старая “нездоровая” шарманка), мальчика Сергея (взят дедушкой “напрокат” у забулдыги, который вскоре умер) и пуделя Арто: со многих мисхорских дач их выгоняли, лишь одна барыня дала гривенник, и тот дырявый… На последней даче “Дружба” […].

Краткое содержание “Собачье счастье” КупринПолуторагодовалый пойнтер Джек отстал от кухарки и вместе с новым знакомым догом попадает в фургон живодера, где уже собралось некоторое собачье общество. Джек заводит беседу с собратьями по несчастью. Цирковой пудель Арто, который бывал на живодерне уже 3 раза, но его забирал хозяин, стал просвещать других по части живодерских ужасов и того, какие подлецы люди […].

Краткое содержание Чудесный доктор в сокращении (Куприн А. И.)Рассказ основывается на событиях, которые произошли в реальной жизни. Двое мальчишек с интересом рассматривают роскошную витрину гастрономического магазина. Затем спешат в грязный подвал. Это холодное и сырое помещение является их домом, в котором живет крайне бедная семья Мерцаловых. Мальчики относили письмо, адресованное бывшему работодателю отца. Работодатель был богатым барином, и его швейцары выгнали мальчиков. Младшая […].

“Кукушка” краткое содержание произведения БунинаОтставной солдат не зря прозван “Кукушкой” – у него нет ни дома, ни какой-либо родни. После долгих лет бесконечных хождений с протянутой рукой, наконец, ему в эту руку положили не камень, а хлеб: он получил место лесного сторожа. Барин обеспечил его едой и позволил жить в лесной сторожке. Да только не заладилась его служба. Придя […].

Краткое содержание “Штабс капитан Рыбников” КупринЩавинский, сотрудник большой петербургской газеты, познакомился с Рыбниковым в компании известных петербургских репортеров. Убогий и жалкий штабс-капитан ораторствовал, громя бездарное командование и превознося – с некоторой аффектацией – русского солдата. Понаблюдав за ним, Щавинский заметил некоторую двойственность в его облике. На первый взгляд у него было обыкновенное лицо с курносым носиком, в профиль оно выглядело […].

Краткое содержание “Гранатовый браслет другая версия” КупринПеред читателем – великолепнейшее произведение А. И. Куприна о любви, все поглощающей и придающей жизни смысл. “Гранатовый браслет” состоит из тринадцати частей. Его герои – княжна Вера Николаевна Шеина; ее муж Василий Львович, ее сестра – Анна, ее брат Николай Николаевич. С первых строк автор повествует о главной героине, Вере Николаевне, которая со своей семьей […].

Краткое содержание “Другой пересказ Гранатовый браслет” КупринСверток с небольшим ювелирным футляром на имя княгини Веры Николаевны Шеиной посыльный передал через горничную. Княгиня выговорила ей, но Даша сказала, что посыльный тут же убежал, а она не решалась оторвать именинницу от гостей. Внутри футляра оказался золотой, невысокой пробы дутый браслет, покрытый гранатами, среди которых располагался маленький зеленый камешек. Вложенное в футляр письмо содержало […].

Написать сочинение что нужно сделать чтобы построить скворечник?Весной из жарких стран к нам на родину возвращаются перелетные птицы. Их главная цель – вывести потомство прежде, чем снова наступят холода. Конечно же, для осуществления этой задачи птицам необходимо построить гнезда. Человек уже на протяжении многих лет охотно помогает младшим пернатым товарищам в этом деле, изготавливая скворечники своими руками. Но прежде, чем заняться изготовлением […].

Краткое содержание произведения “Пир во время чумы” Пушкина А. СПроизведение входит в цикл “Маленькие трагедии”. Они были созданы в 1830 году. Именно тогда в Москве была эпидемия холеры. Это отразилось в произведении. “Пир во время чумы” – творческая переработкой произведения Дж. Вильсона (английского драматурга) “Чумный город”. Пушкин оставил только одну из 13 сцен, которые были у Вильсона. Пушкин не только перевел сцену, но и […].

Краткое содержание “Мальчик с пальчик” ПерроВ голодные времени дровосек оставил в лесу семерых своих сыновей. Самый младший и смышленый бросал на землю белые камни по ним братья нашли дорогу домой. Во второй раз мальчик не смог набрать камней (родители закрыли дверь), и бросал на землю крошки, но их склевали птицы. Заблудившиеся дети пришли к дому людоеда. Вернувшись, тот нашел мальчиков […].

Читайте также:  Поединок – краткое содержание повести Куприна

Краткое содержание произведения А. П. Чехова “Ионыч”В губернском городе С. живет образованная и талантливая, по мнению местных жителей, семья Туркиных. Глава семьи, Иван Петрович Туркин, “полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить и всегда у него было […].

Краткое содержание Мальчик-с-пальчик Шарль ПерроШарль Перро Мальчик-с-пальчик В голодные времени дровосек оставил в лесу семерых своих сыновей. Самый младший и смышленый бросал на землю белые камни – по ним братья нашли дорогу домой. Во второй раз мальчик не смог набрать камней (родители закрыли дверь), и бросал на землю крошки, но их склевали птицы. Заблудившиеся дети пришли к дому людоеда. […].

Краткое содержание – Разбор первой главы произведения “Капитанская Дочка”Глава I. Сержант гвардии В главе I “Сержант гвардии” рассказывается о детстве Петра Гринева. Большое внимание уделено рассказу о том, как вос­питывался мальчик. Он вырос в небогатой дворянской семье с патриархальным укладом жизни. Отец в семье главный, его сло­во – ведущее. Его характеру уделено тоже большое внимание. Если бы не решение отца отдать Петра не […].

Краткое содержание произведения “Рыжий” Моэма У. СТолстый шкипер стоит на борту шхуны, которая должна причалить к небольшому острову. Он не отрываясь вглядывается в береговую линию. Подойти к острову с первой попытки не удается: проход к нему, о котором наверняка знает шкипер, не виден рулевому. Быстро темнеет. Шхуна вынуждена отойти в море и встать на якорь, чтобы дождаться рассвета. Шкипер сильно досадует […].

Краткое содержание “На испытаниях” ВентцельОднажды летом 1952 г. экипаж из восьми человек отправляется в небольшой райцентр Лихаревку на военные испытания. Среди них – генерал-майор Сивере, умница и эрудит; майор Скворцов, офицер, назначенный ответственным за полет, щеголь, весельчак и любимец женщин; конструктор Ромнич, единственная женщина, миниатюрная, серьезная и умная (проницательный генерал Сивере первым заметил, “какие у нее большие серые, какие […].

Краткое содержание произведения “Невский проспект” Гоголя Н. В“Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы. Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем. Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле. Здесь единственное место, где […].

“Жизнь” краткое содержание произведения Ги де МопассанаВторого мая 1819 года Жанна выходит из монастыря. Девушку забирает отец, барон Симон-Жак Ле Пертюи де Во – чудаковатый аристократ, последователь Жан-Жака Руссо. Он хотел воспитать в своей дочери добродетель и целомудрие и только затем показать ей естественную красоту жизни. Жанна должна провести все лето в старинном родовом поместье “Тополя”, расположенном на берегу океана. Вместе […].

Александр Куприн – Скворцы

Александр Куприн – Скворцы краткое содержание

Скворцы – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Уже ездили на колесах по дорогам, покрытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля. Березовые почки набухли. Барашки на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пчелы вылетели из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ, с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным или Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Сколько неимоверных усилий должно употребить для такого перелета маленькое существо, весом около двадцати – двадцати пяти золотников. Право, нет сердца у стрелков, уничтожающих птицу во время трудного пути, когда, повинуясь могучему зову природы, она стремится в место, где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень.

У животных много своей, непонятной людям мудрости. Птицы особенно чутки к переменам погоды и задолго предугадывают их, но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигнет внезапный ураган, нередко со снегом. До берегов далеко, силы ослаблены дальним полетом… Тогда погибает вся стая, за исключением малой частицы наиболее сильных. Счастие для птиц, если встретится им в эти ужасные минуты морское судно. Целой тучей опускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта, точно вверяя в опасности свою маленькую жизнь вечному врагу – человеку. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их трепетной доверчивости. Морское прекрасное поверье говорит даже, что неизбежное несчастие грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта.

Гибельными бывают порою и прибрежные маяки. Маячные сторожа иногда находят по утрам, после туманных ночей, сотни и даже тысячи птичьих трупов на галереях, окружающих фонарь, и на земле, вокруг здания. Истомленные перелетом, отяжелевшие от морской влаги птицы, достигнув вечером берега, бессознательно стремятся туда, куда их обманчиво манят свет и тепло, и в своем быстром лете разбиваются грудью о толстое стекло, о железо и камень. Но опытный, старый вожак всегда спасет от этой беды свою стаю, взяв заранее другое направление. Ударяются также птицы и о телеграфные провода, если почему-нибудь летят низко, особенно ночью и в туман.

Сделав опасную переправу через морскую равнину, скворцы отдыхают целый день и всегда в определенном, излюбленном из года в год месте. Одно такое место мне пришлось как-то видеть в Одессе, весною. Это дом на углу Преображенской улицы и Соборной площади, против соборного садика. Был этот дом тогда совсем черен и точно весь шевелился от великого множества скворцов, обсевших его повсюду: на крыше, на балконах, карнизах, подоконниках, наличниках, оконных козырьках и на лепных украшениях. А провисшие телеграфные и телефонные проволоки были тесно унизаны ими, как большими черными четками. Боже мой, сколько там было оглушительного крика, писка, свиста, трескотни, щебетания и всяческой скворчиной суеты, болтовни и ссоры. Несмотря на недавнюю усталость, они точно не могли спокойно посидеть на месте ни минутки. То и дело сталкивали друг друга, срываясь вверх и вниз, кружились, улетали и опять возвращались. Только старые, опытные, мудрые скворцы сидели в важном одиночестве и степенно чистили клювами перышки. Весь тротуар вдоль дома сделался белым, а если неосторожный пешеход, бывало, зазевается, то беда грозила его пальто или шляпе.

Перелеты свои скворцы совершают очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти верст. Прилетят на знакомое место рано вечером, подкормятся, чуть подремлют ночь, утром – еще до зари – легкий завтрак, и опять в путь, с двумя-тремя остановками среди дня.

Итак, мы дожидались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые. Их у нас было три года тому назад только два, в прошлом году пять, а ныне двенадцать. Досадно было немного, что воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники. Удивительная птица этот воробей, и везде он одинаков – на севере Норвегии и на Азорских островах: юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал. Проведет он всю зиму нахохлившись под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдет на дороге, а чуть весна – лезет в чужое гнездо, что поближе к дому – в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чем не бывало… Ерошится, прыгает, блестит глазенками и кричит на всю вселенную: «Жив, жив, жив! Жив, жив, жив!» Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира!

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и после воробьев казались непривычно большими и чересчур черными. Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… И рядом у соседей, среди прозрачных по-весеннему деревьев, легко покачивались на гибких ветвях эти темные неподвижные комочки. В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни. Так всегда бывает, когда вернешься домой после долгого трудного пути. В дороге суетишься, торопишься, волнуешься, а приехал – и весь сразу точно размяк от прежней усталости: сидишь, и не хочется двигаться.

Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, – думает, – на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома. И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься: ветреная, пустая, несерьезная птица. И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй ты, черноголовый. Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». – «Как? Мне? Да я его сейчас!» – «А ну-ка, ну-ка…» И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы и даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой.

Скворцы – краткое содержание рассказа Куприна

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 080
  • КНИГИ 592 378
  • СЕРИИ 22 123
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 552 726

Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Уже ездили на колесах по дорогам, покрытым густой грязью. Снег еще лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах, но на полях осел, стал рыхлым и темным, и из-под него кое-где большими плешинами показалась черная, жирная, парившаяся на солнце земля. Березовые почки набухли. Барашки на вербах из белых стали желтыми, пушистыми и огромными. Зацвела ива. Пчелы вылетели из ульев за первым взятком. На лесных полянах робко показались первые подснежники.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны. Много сотен верст нужно им лететь со своих зимних становищ, с юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки. Иным придется сделать побольше трех тысяч верст. Многие пролетят над морями: Средиземным или Черным. Сколько приключений и опасностей в пути: дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников. Сколько неимоверных усилий должно употребить для такого перелета маленькое существо, весом около двадцати – двадцати пяти золотников. Право, нет сердца у стрелков, уничтожающих птицу во время трудного пути, когда, повинуясь могучему зову природы, она стремится в место, где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень.

У животных много своей, непонятной людям мудрости. Птицы особенно чутки к переменам погоды и задолго предугадывают их, но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигнет внезапный ураган, нередко со снегом. До берегов далеко, силы ослаблены дальним полетом… Тогда погибает вся стая, за исключением малой частицы наиболее сильных. Счастие для птиц, если встретится им в эти ужасные минуты морское судно. Целой тучей опускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта, точно вверяя в опасности свою маленькую жизнь вечному врагу – человеку. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их трепетной доверчивости. Морское прекрасное поверье говорит даже, что неизбежное несчастие грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта.

Гибельными бывают порою и прибрежные маяки. Маячные сторожа иногда находят по утрам, после туманных ночей, сотни и даже тысячи птичьих трупов на галереях, окружающих фонарь, и на земле, вокруг здания. Истомленные перелетом, отяжелевшие от морской влаги птицы, достигнув вечером берега, бессознательно стремятся туда, куда их обманчиво манят свет и тепло, и в своем быстром лете разбиваются грудью о толстое стекло, о железо и камень. Но опытный, старый вожак всегда спасет от этой беды свою стаю, взяв заранее другое направление. Ударяются также птицы и о телеграфные провода, если почему-нибудь летят низко, особенно ночью и в туман.

Сделав опасную переправу через морскую равнину, скворцы отдыхают целый день и всегда в определенном, излюбленном из года в год месте. Одно такое место мне пришлось как-то видеть в Одессе, весною. Это дом на углу Преображенской улицы и Соборной площади, против соборного садика. Был этот дом тогда совсем черен и точно весь шевелился от великого множества скворцов, обсевших его повсюду: на крыше, на балконах, карнизах, подоконниках, наличниках, оконных козырьках и на лепных украшениях. А провисшие телеграфные и телефонные проволоки были тесно унизаны ими, как большими черными четками. Боже мой, сколько там было оглушительного крика, писка, свиста, трескотни, щебетания и всяческой скворчиной суеты, болтовни и ссоры. Несмотря на недавнюю усталость, они точно не могли спокойно посидеть на месте ни минутки. То и дело сталкивали друг друга, срываясь вверх и вниз, кружились, улетали и опять возвращались. Только старые, опытные, мудрые скворцы сидели в важном одиночестве и степенно чистили клювами перышки. Весь тротуар вдоль дома сделался белым, а если неосторожный пешеход, бывало, зазевается, то беда грозила его пальто или шляпе.

Перелеты свои скворцы совершают очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти верст. Прилетят на знакомое место рано вечером, подкормятся, чуть подремлют ночь, утром – еще до зари – легкий завтрак, и опять в путь, с двумя-тремя остановками среди дня.

Читайте также:  Суламифь - краткое содержание рассказа Куприна

Итак, мы дожидались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые. Их у нас было три года тому назад только два, в прошлом году пять, а ныне двенадцать. Досадно было немного, что воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники. Удивительная птица этот воробей, и везде он одинаков – на севере Норвегии и на Азорских островах: юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал. Проведет он всю зиму нахохлившись под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдет на дороге, а чуть весна – лезет в чужое гнездо, что поближе к дому – в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чем не бывало… Ерошится, прыгает, блестит глазенками и кричит на всю вселенную: «Жив, жив, жив! Жив, жив, жив!» Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира!

Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!»

И правда, они сидели высоко на ветках тополей и после воробьев казались непривычно большими и чересчур черными. Мы стали их считать: один, два, пять, десять, пятнадцать… И рядом у соседей, среди прозрачных по-весеннему деревьев, легко покачивались на гибких ветвях эти темные неподвижные комочки. В этот вечер у скворцов не было ни шума, ни возни. Так всегда бывает, когда вернешься домой после долгого трудного пути. В дороге суетишься, торопишься, волнуешься, а приехал – и весь сразу точно размяк от прежней усталости: сидишь, и не хочется двигаться.

Два дня скворцы точно набирались сил и все навещали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скворцы по два дня сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собою, а сами одним глазом, искоса, пристально взглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет – высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки – и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, – думает, – на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома. И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит – другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься: ветреная, пустая, несерьезная птица. И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй ты, черноголовый. Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». – «Как? Мне? Да я его сейчас!» – «А ну-ка, ну-ка…» И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы и даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой.

Обосновавшись в гнезде, скворец начинает таскать туда всякий строительный вздор: мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо он устраивает очень глубоко, для того чтобы туда не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона. Дальше им не проникнуть: входное отверстие довольно мало, не больше пяти сантиметров в поперечнике.

А тут скоро и земля обсохла, душистые березовые почки распустились. Вспахиваются поля, вскапываются и рыхлятся огороды. Сколько выползает на свет божий разных червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок! То-то раздолье! Скворец никогда весною не ищет своей пищи ни в воздухе на лету, как ласточки, ни на дереве, как поползень или дятел. Его корм на земле и в земле. И знаете, сколько истребляет он в течение лета всяких вредных для сада и огорода насекомых, если считать на вес? В тысячу раз больше собственного веса! Зато и проводит он весь свой день в непрерывном движении.

Урок литературного чтения по теме “А.И. Куприн “Скворцы”. 2-й класс

Класс: 2

Цели урока:

  • глубже познать жизнь скворцов, их повадки, и какую пользу они приносят человеку;
  • выявить уровень овладения знаниями, полученными из прочитанного произведения;
  • способствовать развитию речи, навыков выразительного чтения;
  • развивать логическое мышление;
  • научить делить текст на части и озаглавливать;
  • развивать способность наблюдать и делать выводы;
  • содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим, заботы
  • о них; способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина, М.И.Омороков “Литературное чтение” 2 класс II часть, презентация, запись песни скворца, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Учитель: Желаю вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

Учитель: Какое чудесное время года к нам приходит?

Учитель: Вспомните пословицы и поговорки о весне?

Много воды – много травы.
Вода с гор потекла – весну принесла.
Апрель с водой – май с травой.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Матушка – весна всем красна.
Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.
Апрельский цветок ломает снежок.
Увидел грача – весну встречай.
Грач на горе – весна на дворе.
Мала птичка соловей, а май знает.

Учитель: Какое домашнее задание задано?

Дети: Подготовить чтение по ролям произведение Н. Сладкова “Скворец-молодец”

Выразительное чтение по ролям произведения.

Учитель: Какую пользу приносит скворец?

Дети: За день уничтожает полторы тысячи гусениц и 92 % вредителей растений. Это много. Люди строят жилище для скворцов и развешивают их на деревьях около своих садов и огородов. Они охраняют от вредителей.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над новым материалом.

Учитель: Вспомните раздел, который мы читаем.

Дети: “Весна, весна красная”

Учитель: Ребята, мы продолжаем чтение произведений о весне.

Сегодня поговорим о птице, которая прилетает к нам в числе первых.

Учитель: Какие цели поставим?

Слайд 5 (аудиозапись)

Учитель: На уроке у нас будет необыкновенный гость. (аудиозапись голоса скворца)

Учитель: Догадались, кто это.

Учитель: Что вы знаете о скворцах?

Дети: Скворец часто подражает пению других птиц. Поэтому в народе его называют певец-пародист.

Учитель: Определите тему урока.

Учитель: А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу?

Дети: Чтобы читатели насладились её красотой, чтобы люди любили свою Родину

Учитель: Всё, что вы сказали – верно.

Но очень часто изображение природы помогает, поэтам и писателям охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, бережны и добры. Именно такую задачу прежде всего, ставил перед собой Александр Иванович Куприн, обращаясь к теме природа.

Учитель: Послушайте биографию Александра Ивановича Куприна.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. Биография.

А.И. Куприн – талантливый русский писатель. Он родился в небогатой дворянской семье. Отец писателя умер. Воспитанием мальчика занималась мать. В возрасте 6 лет, из-за тяжёлого материального положения мать была вынуждена отдать сына в сиротский пансион. В возрасте 10 лет поступает в московскую военную гимназию. Там и родилась настоящая, глубокая любовь писателя к литературе. Много странствовал по Европе, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своём веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.

Куприна всегда волновал вопрос о том, какого место человека в природе, как он влияет на неё! Современники Куприна не раз писали об отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку.

Учитель: Вот о том, как прилетают к нам скворцы и заселяют скворечники, мы узнаем в отрывке из рассказа А.И. Куприна “Скворцы”.

1. Чтение образец I части.

Учитель: Внимательно послушайте произведение А.Куприна “Скворец” и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.

2. Беседа по восприятию.

Учитель: Понравилось ли вам произведение. Чем?

Учитель: Как люди готовились к встрече скворцов?

Учитель: Что удивило вас в этом произведении?

Учитель: Как вели себя птицы?

Учитель: Как скворцы берегли своё место и от кого?

Учитель: К какому литературному жанру относится это произведение?

Учитель: Какова же тема этого рассказа? (ожидание прилёта скворцов)

На доске модели обложки к произведению. Приложение 1

Учитель: Выберите модель обложки. (У доски работает 1 ученик)

Учитель: Докажите свой выбор.

3. Самостоятельное чтение.

Учитель: Определите тему текста.

На какие пункты можно разделить I часть текста.

Учитель: Что нового из жизни скворцов вы узнали из произведения?

Учитель: На сколько пунктов разделили I часть текста?

Учитель: Как озаглавили каждую пункт?

4. Деление I части на пункты.

Учитель: Сейчас будем читать рассказ по пунктам и работать над содержанием каждой части.

(Заголовки, составленные детьми )

1) Ожидание скворцов. (1 и 2 абзацы)
2) У себя дома. (3 и 4 абзацы)
3) Выселение воробьёв. (5,6,7,8 и 9 абзацы)
4) Житейская суета. (10 и 11 абзацы)

5. Выборочное чтение.

Работа с I пунктом плана.

Учитель: Как же все ждали скворцов? Прочитайте.

Дети: Все ждали скворцов с нетерпением

Дети: Потому что эти птицы весёлые, общительные, радостные вестники весны.

Учитель: Когда прилетели скворцы? Найдите точный ответ в тексте.

Учитель: Как вы думаете, почему автор использует именно глагол “закричал”, а не “сказал”?

Дети: Этот глагол помогает передать радость, восторг от прилёта долгожданных гостей

Учитель: Попробуйте выразительно прочитать это предложение, передать восторг, неожиданность.

Работа со II пунктом плана.

Учитель: Чем занимаются скворцы, когда прилетают? Прочитайте.

Дети: 2–3 дня набираются сил, осматривают прошлогодние места, ищут корм. В тот вечер, когда они только прилетают, ни шума, ни возни не слышно.

Учитель: Как вы думаете, почему автор использует выражение ни шума, ни возни не слышно?

Дети: Птицы отдыхают после трудного перелёта.

Работа с III пунктом плана.

Учитель: А дальше?

Учитель: Как вели себя скворцы? Прочитайте.

Дети: “Искоса, пристально взглядывают вниз”.

Учитель: Как ведут себя воробьи? Прочитайте.

Дети: Жутко, трудно, голодно, робко.

Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как скворцы выселяют воробьёв?

Дети: “И только успеет воробей отлететь на сажень, как скворец камнем вниз – и уже у себя дома”.

Учитель: Как понимаете слово сажень?

Дети: Устаревшее слово. Означает 1 сажень= 7 футам ? 248 см

Учитель: Как понимаете выражение камнем вниз?

Дети: Стремительно, мгновенно, быстро.

Учитель: Как вы понимаете выражение “воробьиное временное хозяйство”?

Учитель: Почему скворцы выходят победителями?

Дети: Они очень хитры.

6. Работа по иллюстрации и по содержанию.

Работа с IV пунктом плана.

Учитель: Для чего скворцы стерегут гнездо поочерёдно?

Учитель: Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации. (стр. 109)

ВЫВОД I части: Научно – познавательный рассказ; в середине марта прилетают скворцы; о выселении из их домиков воробьёв; как стерегут гнёзда; об уюте своих жилищ; о врагах скворцов: кошка, ворона.

7. Самостоятельное чтение II части.

Учитель: Прочитайте II часть самостоятельно.

Чтение по абзацам (хорошо читающие дети)

8. Работа в группах. Слайд 10, 11 Приложение 2.

1 и 2 группы составляют вопросы по данной части.

– Чем питается скворец?

– Какую пользу приносят скворцы людям?

– Сколько истребляет в течение лета скворец вредных для сада и огорода насекомых? (в тысячу раз больше собственного веса)

– Когда лучше слушать песню скворцов? Прочитайте ответ в тексте.

3 и 4 группы делят текст на пункты и подбирают заголовок каждой части.

(Например:

  1. Столовая скворцов.
  2. Какую пользу приносят птицы.
  3. Песня скворцов.

5 группа. Творческое задание.

Сочините стихотворение, используя рифму дворец – скворец

(Стихотворение, составленное детьми

Мы построили дворец
Поселился в нём скворец)

6 группа. Творческая работа.

Сочините стихотворение, используя рифму дворец – скворец

(Стихотворение, составленное детьми

Мы построили дворец
Поселился в нём скворец)
Проверка каждой группы.

V. Итог.

Учитель: С каким произведением мы сегодня познакомились?

Учитель: Достигли мы цели?

Учитель: Какими важными мыслями хотел поделиться автор?

Учитель: С какой целью А.И. Куприн написал это произведение?

Дети: Чтобы показать своё отношение к природе, к птицам, т.к. жизни на нашей зелёной планете без птиц было бы ох как скучно. Чтобы вы, ребята, видели красоту природы, не проходили мимо этой красоты, берегли её.

Учитель: Что мы узнали из произведения А. Куприна о жизни скворцов и их повадках? Дети: Они живут в скворечниках, выселяют воробьёв, хитры, приносят огромную пользу природе, уничтожая гусениц и др. вредителей растений.

VI. Рефлексия.

    сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • я понял(а) что…
  • теперь я могу…
  • я научился…
  • меня удивило…

VII. Домашнее задание.

Стр. 108-111, подготовить краткий пересказ

I вариант: 1 часть рассказа.
II вариант: 2 часть рассказа.

А.И. Куприн «Скворцы».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

А.И. Куприн «Скворцы».

Скачать:

ВложениеРазмер
moy_urok.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.И. Куприн «Скворцы».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения А.Куприна «Скворцы».

Образовательная – формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;

Развивающая – расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;

Воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к природе

умение находить информацию;

умение представлять информацию в разной форме;

соотнесение разных видов информации (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);

умение находить ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.

умение четко и грамотно выражать свои мысли;

умение аргументировать своё мнение;

умение принимать позицию другого;

умение задавать вопросы;

умение отвечать на вопросы.

умение контролировать способ чтения других учеников;

умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;

умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).

умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;

умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийная презентация, видеофайл, аудиозапись.

  1. Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Изучение нового материала
  1. Подготовка к восприятию

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчества А.И. Куприна.

Рассказ учащихся о жизни и творчестве А.И. Куприна.

Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.

Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

Просмотр видеоролика «Капель».

Беседа (по примерным вопросам)

– Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?
– Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)
– А с птицами? (прилетают из теплых стран)
– Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)
– Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).

– Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? Ответ на этот вопрос и станет эпиграфом к нашему уроку.

Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались, как может называться произведение? (А.. Куприн «Скв…рцы»).
– Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?
– Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?
– Как человек должен относиться птицам?
– Чем мы можем им помочь?
– Как называется домик для скворцов?

  • Беспечный – беззаботный, легкомысленный.
  • Истребить – уничтожить, погубить.
  • Плешина – лысина.
  • Становище – место стоянки.
  • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  • Рубка – надстройка на палубе.
  • Застреха – в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
  • Подзадоривают – побуждают к действиям.
  • Взмывали – высоко взлетали.
  • Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
  • Конница – конное войско.

Упражнения на постановку дыхания перед чтением.

Комбинированное чтение (текст читают учитель и подготовленные ученики)

Первый фрагмент (до слов «где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень»).

– Каких «старых знакомых» ждали люди? (Скворцов).

– Почему у стрелков, по мнению автор, нет сердца? (Они убивают птиц).

Второй фрагмент (до слов «особенно ночью и в туман»).

– Как относятся к птицам моряки? (Они никогда не причиняют им вреда).

– Какие явления из мира людей губят птиц? (телеграфные провода и маяки).

Третий фрагмент (до слов «с двумя-тремя остановками среди дня»).

-Как вели себя птицы после долгого перелета? (ссорились, шумели, чистили перья).

Четвертый фрагмент (до слов «даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой»).

-Как готовятся люди к прилету скворцов? (готовят скворечники).

-Как характеризует автор воробьев? (плуты, воришки, забияки, драчуны).

Пятый фрагмент (до слов «смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься»).

-Как обустраивают скворцы свое жилище? (укрепляют и утепляют его).

-Чем питаются скворцы? (насекомыми).

Шестой фрагмент (до слов «страшно отлучиться далеко от скворечника»).

– Как ведет себя папаша-скворец, когда мамаша-скворец высиживает яйца? (Развлекает ее, охраняет гнездо).

Седьмой фрагмент (до конца).

– Почему скворцы хорошие товарищи? (они предупреждают друг друга об опасности).

– Какую особенность вы заметили в этом рассказе? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком? (Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).

Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).

Но у нас с вами есть еще один эпиграф, который звучал на первом уроке о Куприне. Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Для чего писатели изображают природу?»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения урока литературного чтения во 2 классе. “Начальная школа XXI века”.

Конспект урока в 3-м классе по литературному чтению.

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Здесь представлен материал к уроку чтения во 2 классе рассказа Куприна с параллельным чтением в презентации отрывков на английском языке с интересными заданиями, словариком и домашним заданием.

Презентация к уроку литературного чтения “А.Куприн “Скворцы” по программе “Начальная школа XXI века”.

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК “Начальная школа 21 века”.

Урок по литературному чтению во 2 классе по программе “Начальная школа 21 века” по теме А.Куприн “Скворцы”. Цель: познакомить учащихся с произведением А.Куприна “Скворцы”.

Разработка урока по литературному чтению для начальных классов “Анализ произведения А.И. Куприна «Скворцы»”

Описание разработки

Цели урока:

Образовательные: осознанное изучение рассказа А.И.Куприна «Скворцы»;

Развивающие: Совершенствовать приёмы активизации познавательной деятельности, развивать монологическую речь обучающихся. Расширять кругозор обучающихся.

Воспитательные: Воспитывать бережное, уважительное отношение к родному слову

Задачи:

Развитие умений вычленять необходимые фрагменты текста, выразительно читать, пересказывать и озаглавливать их. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать о собственных жизненных впечатлениях. Уточнить природоведческие понятия (возвращение перелётных птиц).

Ход урока.

І. Организация урока. Мотивация. (слайд 1)

– Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Наталия Григорьевна, а с вами я познакомлюсь в течение урока.

Пахнет в воздухе весной.

Солнце греет нас с тобой.

Заниматься нам пора.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

ІІ. Постановка темы и задач урока.

– Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему нашего урока. Она скрыта в пословицах, записанных на доске. Давайте прочитаем их. (слайд 2)

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

Апрельский скворец – весны гонец.

– Объясните, как вы их понимаете.

– Что объединяет эти две пословицы?

– Как вы думаете, какое произведение мы с вами будем изучать? А как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (слайд 3)

– Сегодня на уроке мы постараемся проанализировать рассказ А.Куприна «Скворцы», дать характеристику главным героям. (слайд 4)

А за работу на уроке вы будете получать картинки с изображением скворца. Так мы сможем узнать, как вы работали на уроке, и каждый из вас сам сможет оценить свои результаты работы.

– А еще у вас на партах лежат карточки для того, чтобы в конце урока вы отметили, интересно ли было вам или показалось трудно.

ІІІ. Работа над произведением А.Куприна «Скворцы».

1. Работа над содержанием первой части

– Ребята, давайте вспомним, о чем повествуется в первой части рассказа? (ожидание прилета скворцов)

– Прочитайте описание весны.

– Какой период весны описывает автор? (Раннюю весну, середина марта)

– А как вы понимаете выражение «весна ровная, дружная»?

Посмотрите на изображение березы, ивы, вербы. (слайд 5)

Как набухают почки на этих деревьях? Прочитайте описание в тексте.

– Почему автор сравнивает с барашками почки вербы?

– Видите, какие эпитеты использует автор!

– Какие первые цветы появляются на лесных полянах? (слайд 6)

– А как вы думаете, а почему подснежники «робко показались»?

– Подснежники нельзя скрывать, они занесены в Красную книгу. (слайд 7) Посмотрите еще раз на изображение леса, поля, деревьев. Сейчас еще раз перечитайте первый абзац и, закрыв тексты, но пользуясь иллюстрациями на доске, своими словами опишите весну, которую изобразил Куприн.

– Прочитайте второй абзац и ответьте на вопрос, почему все ждали скворцов? (Эти птицы веселые, общительные, радостные вестники весны).

– Как называет скворцов автор? (старые знакомые)

– Как вы думаете, почему? (слайд 8)

– Покажите на карте, откуда летят к нам гости? (С юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки)

– Какие опасности ждут их в пути? (дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников) (слайд 9)

– Посмотрите, с каким трудом скворцам приходится преодолеть перелет, сколько усилий им требуется для этого.

– Прочитайте предложение, в котором говорится об охотниках.

– Какая важная мысль в нем заключена? (Ни в коем случае нельзя убивать птиц)

– Какие чувства вызывают у вас слова «выстрелы жадных охотников»?

– Как можно назвать таких людей? (бессердечные, жестокие..)

– Ребята, никогда так не поступайте. Птица- живое существо, ей тоже хочется жить, радоваться солнечному теплу и свету, растить своих деток. (слайд 10)

– Ребята, а о каком морском поверье сообщает нам Куприн? (Неизбежное несчастье грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта)

– Почему имя существительное «птица употреблено в единственном числе? Что выражает единственное число в этом предложении? (Обобщенный характер высказывания. Имеются в виду все птицы)

– Какова же главная мысль прочитанного отрывка? (Нельзя уничтожать птиц)

2. Гимнастика для глаз (слайд 11-14)

– Ребята, сейчас мы проведем небольшую гимнастику, она предназначена для отдыха глаз. Посмотрите на доску, вам нужно проследить глазами за движущимися фигурками, при этом нельзя поворачивать голову, двигаться должны только глаза.

3. Работа над содержанием второй части рассказа.

– Ребята, мало того, что у птиц был трудный перелет, им еще надо найти старые места, где они жили в прошлом году. Как люди могут помочь птицам в этот период? (Поправить старые скворечники)

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Тема урока: Анализ произведения А.И.Куприна «Скворцы»

Образовательные: осознанное изучение рассказа А.И.Куприна «Скворцы»;

Развивающие: Совершенствовать приёмы активизации познавательной деятельности, развивать монологическую речь обучающихся. Расширять кругозор обучающихся.

Воспитательные: Воспитывать бережное, уважительное отношение к родному слову

Задачи: Развитие умений вычленять необходимые фрагменты текста, выразительно читать, пересказывать и озаглавливать их. Развитие внимания к позиции автора и способу её выражения. Формирование умения рассказывать о собственных жизненных впечатлениях. Уточнить природоведческие понятия (возвращение перелётных птиц).

Оборудование: мультимедийный проектор, запись голоса скворца, картинки с изображением скворца, карточки со словами, схемы.

І. Организация урока. Мотивация. (слайд 1)

-Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Зовут меня Наталия Григорьевна, а с вами я познакомлюсь в течение урока.

Пахнет в воздухе весной.

Солнце греет нас с тобой.

Заниматься нам пора.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

І І. Постановка темы и задач урока

– Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему нашего урока. Она скрыта в пословицах, записанных на доске. Давайте прочитаем их. (слайд 2)

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

Апрельский скворец – весны гонец.

– Объясните, как вы их понимаете.

-Что объединяет эти две пословицы?

-Как вы думаете, какое произведение мы с вами будем изучать? А как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (слайд 3)

-Сегодня на уроке мы постараемся проанализировать рассказ А.Куприна «Скворцы», дать характеристику главным героям. (слайд 4)

А за работу на уроке вы будете получать картинки с изображением скворца. Так мы сможем узнать, как вы работали на уроке, и каждый из вас сам сможет оценить свои результаты работы.

– А еще у вас на партах лежат карточки для того, чтобы в конце урока вы отметили, интересно ли было вам или показалось трудно.

У У меня все получилось!

Р Работал с интересом!

О Очень понравилось!

К Казалось сложным.

І І І. Работа над произведением А.Куприна «Скворцы»

1. Работа над содержанием первой части

-Ребята, давайте вспомним, о чем повествуется в первой части рассказа? (ожидание прилета скворцов)

-Прочитайте описание весны.

-Какой период весны описывает автор? (Раннюю весну, середина марта)

-А как вы понимаете выражение «весна ровная, дружная»?

Посмотрите на изображение березы, ивы, вербы. (слайд 5)

Как набухают почки на этих деревьях? Прочитайте описание в тексте.

-Почему автор сравнивает с барашками почки вербы?

-Видите, какие эпитеты использует автор!

– Какие первые цветы появляются на лесных полянах? (слайд 6)

-А как вы думаете, а почему подснежники «робко показались»?

-Подснежники нельзя скрывать, они занесены в Красную книгу. (слайд 7) Посмотрите еще раз на изображение леса, поля, деревьев. Сейчас еще раз перечитайте первый абзац и, закрыв тексты, но пользуясь иллюстрациями на доске, своими словами опишите весну, которую изобразил Куприн.

-Прочитайте второй абзац и ответьте на вопрос, почему все ждали скворцов? (Эти птицы веселые, общительные, радостные вестники весны).

-Как называет скворцов автор? (старые знакомые)

-Как вы думаете, почему? (слайд 8)

-Покажите на карте, откуда летят к нам гости? (С юга Европы, из Малой Азии, из северных областей Африки)

-Какие опасности ждут их в пути? (дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников) (слайд 9)

-Посмотрите, с каким трудом скворцам приходится преодолеть перелет, сколько усилий им требуется для этого.

-Прочитайте предложение, в котором говорится об охотниках.

-Какая важная мысль в нем заключена? (Ни в коем случае нельзя убивать птиц)

-Какие чувства вызывают у вас слова «выстрелы жадных охотников»?

-Как можно назвать таких людей? (бессердечные, жестокие..)

-Ребята, никогда так не поступайте. Птица- живое существо, ей тоже хочется жить, радоваться солнечному теплу и свету, растить своих деток. (слайд 10)

-Ребята, а о каком морском поверье сообщает нам Куприн? (Неизбежное несчастье грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта)

-Почему имя существительное «птица употреблено в единственном числе? Что выражает единственное число в этом предложении? (Обобщенный характер высказывания. Имеются в виду все птицы)

-Какова же главная мысль прочитанного отрывка? (Нельзя уничтожать птиц)

2.Гимнастика для глаз (слайд 11-14)

Ребята, сейчас мы проведем небольшую гимнастику, она предназначена для отдыха глаз. Посмотрите на доску, вам нужно проследить глазами за движущимися фигурками, при этом нельзя поворачивать голову, двигаться должны только глаза.

3. Работа над содержанием второй части рассказа

-Ребята, мало того, что у птиц был трудный перелет, им еще надо найти старые места, где они жили в прошлом году. Как люди могут помочь птицам в этот период? (Поправить старые скворечники)

Практическая работа (изготовление скворечников)

-Кто еще не сделал скворечники? Давайте мы сейчас потренируемся в их изготовлении. У вас на столах лежат детали, сделанные из картона, попробуйте собрать их, чтобы получился скворечник. (слайд 15)

-Итак, все с нетерпением ждали скворцов. Наконец 19 марта вечером кто-то закричал: «Смотрите – скворцы!» Почему автор использует именно глагол «закричал», а не «сказал»? ( Этот глагол помогает передать радость, восторг от прилета долгожданных гостей).

-Попробуйте выразительно прочитать это предложение, передав восторг. (Предложение записано на доске)

-Какими люди увидели скворцов по сравнению с воробьями?

– Как вели себя скворцы в день возвращения?

– С какой целью Куприн сравнивает возвращение птиц домой, с возвращением человека из долгой и трудной поездки?

– С какими птицами сравнивает автор скворцов?

– Сейчас нам предстоит дать сравнительную характеристику поведения скворцов и воробьев. Работу мы организуем группами, вам предстоит работать с товарищами по парте. Возьмите карточки и запишите, с помощью каких слов описывает автор птиц? Кто затрудняется обратитесь к карточке-консультанту. (слайд 16)

-Давайте проверим, как вы справились с заданием. И так, с помощью каких слов описывает автор воробьев? А скворцов? (Работа у доски).

Ссылка на основную публикацию