Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» Лермонтова

  • Анализ стихов
  • Лермонтов
  • Из-под таинственной, холодной полумаски

Ранняя любовная лирика М. Ю. Лермонтова наполнена ощущением трагизма из-за невозможности счастливых отношений. Пылкие строки автора, обращённые к возлюбленной, часто носят обвинительный характер. Лишь в некоторых лирических произведениях герой спокоен и полон нежности по отношению к любимой. Именно таким является стихотворение позднего периода творчества поэта – «Из-под таинственной холодной полумаски…».

Критики склонны считать, что это обращение к Варваре Лопухиной, которой М. Ю. Лермонтов симпатизировал в последние годы жизни. Сложно подтвердить или опровергнуть это предположение, но можно точно сказать, что стихотворение посвящено прекрасной незнакомке, с которой лирический герой столкнулся на балу. Скорее всего, девушка состоит в браке, так как не отвечает своему поклоннику и скрывает лицо за маской.

Учитывая, что образ маски часто связан у поэта с фальшью и лицемерием светского общества, трудно не удивиться, ведь здесь он приобретает иное значение: влюблённые вынуждены скрывать взаимную симпатию согласно этикету того времени. Но даже немногие признаки внимания со стороны девушки делают героя невероятно счастливым, о чём свидетельствуют риторические восклицания: «Счастливец! Видел я и локон своевольный, / Родных кудрей покинувший волну!».

Лирический герой очарован таинственной красавицей. Об этом говорят эпитеты «пленительные глазки», «лукавые уста», «живые речи». На балу он не смог разглядеть все детали портрета девушки, поэтому в душе юноши живёт лишь прелестный плод воображения, «бесплотное виденье», элементы которого дополнены фантазией.

Герой живёт лишь этой случайной встречей, которая, как ему кажется, произошла уже давным-давно. Это позволяет надеяться на то, что когда-то в будущем герои вновь увидятся, «как старые друзья». А пока молодой человек бережёт драгоценные воспоминания о произошедшем: «Ношу в душе моей, ласкаю и люблю».

Несмотря на элегический тон стихотворения, оно звучит жизнеутверждающе. Хочется верить, что неожиданно вспыхнувшие чувства обоих не исчезнут по окончании бала, что произойдёт ещё одна судьбоносная встреча, которая позволит им объясниться.

Среди пёстрой толпы, которую поэт обычно считал собранием «приличьем стянутых масок», столкновение с возлюбленной становится настоящим чудом. Именно поэтому для автора так важно запечатлеть этот момент в душе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Из-под таинственной, холодной полумаски.
История создания – произведение было написано в 1841 году под впечатлением от встречи с Варварой Лопухиной на балу. Впервые было напечатано в журнале «Отечественные записки» за 1843 г.

Тема стихотворения – теплые чувства к таинственной красавице.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: портрет женщины, созданный на основе увиденного, рассказ об образе красавицы, созданном в воображении лирического героя. Произведение состоит из четырех катренов.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей».

Эпитеты – «таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья».

Сравнение – «голос твой отрадный, как мечта».

Жанр, направление и размер

Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.

Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было создано в 1841 г. До сих пор точно неизвестно, кому оно посвящено. Большинство исследователей считают, что портрет прекрасной женщины списан с Варвары Лопухиной. Именно в нее поэт был влюблен в этот период.

В 1841 г. Михаил Юрьевич прибыл в Петербург, чтобы подать в отставку. Ее молодой офицер не получил, зато появилась возможность провести в столице отпуск. Он оказался последним в жизни поэта. Свободные от службы дни М. Лермонтов провел в светском обществе. Он посещал балы и салоны, чтобы увидеться с Лопухиной. Женщина испытывала к поэту симпатию, но уже была замужем, поэтому не могла открыто проявлять свои чувства. Согласно этикету лермонтовской эпохи, замужняя женщина на светских мероприятиях могла разговаривать только со своим мужем. Вот почему героиня стихотворения молчит, а лирический герой лишь ловит ее взгляды.

Произведение увидело мир в журнале «Отечественные записки» в 1843 г.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь
    . Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
  2. Также мы видим ностальгию
    по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
  3. Настроение
    лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.

В стихотворении раскрывается тема любви. Оно существенно отличается от ранних любовных произведений поэта. Если во времена любви к Е. Сушковой Михаил Юрьевич выражал свои чувства пылкими строками, то в анализируемом произведении любовь спокойная, умеренная.

В центре стихов два образа – лирический герой и незнакомка в маске. Мужчина вспоминает, как когда-то заслушался приятным голосом женщины. Лицо красавицы пряталось под маской, но даже она не могла скрыть красоту героини. Поклонник замечает пленительные глаза и «лукавые уста», «девственные ланиты» и белую шею. Настоящим счастливцем чувствует себя лирический герой, когда видит локон, выбившийся из прически. Эта художественная деталь создана в романтическом ключе.

Прекрасная женщина в маске стала для лирического героя эталоном красоты. Ее образ поселился в душе мужчины. Герой признается, что любит и ласкает этот образ. Нетрудно догадаться, что влюбленный герой не имеет возможности проявить свои чувства в жизни. В последнем катрене мужчина выражает надежду, что когда-то сможет еще раз встретиться с красавицей. Он знает, что надеяться на любовные отношения тщетно, поэтому говорит, что увидятся они «как старые друзья».

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа прекрасной женщины и передачи чувств лирического героя. Языковые средства в данном стихотворении отличаются изысканностью, свойственной светскому обществу и любовной литературе времен Лермонтова.

В каждую строфу поэт вплетает метафору: светили мне твои пленительные глазки», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей», «живые эти речи». Основный инструмент для создания портрета красавицы – эпитеты: «таинственная, холодная полумаска», «голос отрадный», «пленительные глазки», «лукавые уста», «девственные ланиты», «старые друзья». Сравнение в тексте одно: «голос твой отрадный, как мечта».

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Мотивы в стихотворении

При анализе «Из-под таинственной холодной полумаски» Лермонтова следует более подробно рассмотреть мотивы, которые есть в этом произведении. Это мотив встречи, ведь герой встречает на бале-маскараде таинственную незнакомку. Несмотря на то что она кажется ему холодной, он пытается запечатлеть в своем сердце образ этой загадочной красавицы.

Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.

Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта

К сожалению, точная дата написания неизвестна, но большинство литературоведов сходятся во мнении, что это был тот самый роковой год для поэта — 1841-й. Опять же, достоверно неизвестно, с кого списан образ таинственной незнакомки в полумаске. Некоторые считают, что это — последнее увлечение Лермонтова.

Эта была замужняя женщина, но она все-таки отвечает на чувства поэта. К тому времени Михаилу Юрьевичу уже наскучило Но чтобы встретиться со своей возлюбленной, ему приходилось бывать на балах. Эти встречи проходили в молчании, потому что по этикету в те времена замужним женщинам не разрешалось говорить с незнакомыми мужчинами. Есть предположения, что одна из таких встреч и вдохновила написать Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски».

Это небольшое любовное стихотворение отличается от других тем, что оно наполнено не бушующими страстями, а умиротворенными чувствами. Возможно, это связано с тем, что к тому моменту все юношеские страсти сменились спокойными и глубокими чувствами. Ведь его отношения с Лопухиной не могли развиваться, поэтому Лермонтову оставалось только хранить в своем сердце нежную привязанность и любоваться ею со стороны.

Литературные приемы

В «Из-под таинственной холодной полумаски» Лермонтов использует для создания облика героини контраст: то она кажется герою холодной и далекой в полумаске. Но под ней он уверен, что она излучает тепло и доброту. Конечно, при описании женского облика поэт применяет романтические штампы, но образ все равно получается самобытным.

Также для того, чтобы стихотворение было плавным и музыкальным, Лермонтов использует ассонансы, инверсии и параллелизм. По своему настроению оно скорее оптимистичное, нежели печальное. Об этом говорит последняя строка, в которой выражена надежда поэта на встречу с незнакомкой.

«Из-под таинственной холодной полумаски» Лермонтова — это лирическое стихотворение, проникнутое надеждой. Здесь нет сильных чувств, а тихое любование и нежная привязанность к образу таинственной незнакомки, случайно встреченной на балу лирическим героем поэта. Возможно, вся история о Лермонтове и Лопухиной — правда, но независимо от того, кому было адресовано стихотворение, оно занимает достойное место среди лирических произведений.

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумас­ки…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его — романтический.

Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаемдрамуЛермонтовас одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте всего творчества поэта мы можем рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) — противостояние мечты и реальности. Мечта — это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее — «отрадный голос», «локон свое­вольный», «живые речи». Номечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния. Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст — это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («плени­тельные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны. Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

Четвертая строфа — это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бес­плотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных куд­рей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен- ныхланит»).

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски» поражает прекрасным женским образом. Школьники изучают стихотворение в 5 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Из-под таинственной, холодной полумаски» по плану.

Анализ стихотворения «Из-под таинственной, холодной полумаски» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Guru · 29.08.2018

Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.

История создания

Стихотворение было создано в 1841 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Ему тогда уже наскучило светское общество, он чаще предпочитал уединение. Однако ради одной своей возлюбленной, навсегда оставившей след в его сердце, поэт иногда выезжает на балы. Там у него есть возможность встретиться с Варварой Бахметевой, в девичестве Лопухиной, и украдкой наблюдать за ней. Считается, что именно ей посвящены строки этого стихотворения.

Брат и сестры Варвары, состоявшей в дворянском сословии, дружили с Лермонтовым, который впоследствии и сам познакомился с барышней. Любовь между ними была платонической, но оттого не менее нежной, светлой и сильной. Варвара же была вынуждена принять предложение посватавшегося к ней состоятельного помещика Бахметева, так как родители ее были настроены против Лермонтова. Поэт посвятил возлюбленной не одно произведение. Считается также, что образы Веры и ее старого мужа из «Княжны Мери» (одна из глав «Героя нашего времени») списаны с четы Бахметевых.

Читайте также:  Маскарад - краткое содержание пьесы Лермонтова

Жанр, направление и размер

Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.

Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь. Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
  2. Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
  3. Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Средства художественной выразительности

Все художественные средства, используемые автором при создании этого стихотворения, служили для построения полноты образов себя самого как лирического героя, незнакомки в маске, выступающей в роли любимой женщины, и в целом для всеобъемлющей передачи трепетных чувств поэта.

Лермонтов использовал только одно сравнение и уже в первом четверостишии: «Звучал мне голос твой отрадный, как мечта». Поэт тем самым сразу заявляет о стремлении своего сердца к возлюбленной, способности легко узнать ее средь шума и бала и о душевной боли, наполняющей его, будучи одновременно рядом и далеко от нее.

Эпитеты передают яркую эмоциональную окраску, придаваемую поэтом описываемым чувствам и переживаниям: «пленительные глазки», «лукавые уста», «таинственная, холодная полумаска», «девственные ланиты». Вместе с тем эти художественные образы говорят о том, что поэт одинок и раним. Он осознает, что не найдет способа выражения своей любви. Порой ему кажется, что любимая играет его чувствами, кокетничает. Это явственно передается через метафоры: «светили мне твои пленительные глазки», «улыбалися лукавые уста», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей». «Уста» — как пример возвышенной лексики, сообщающий о силе чувств к незнакомке в маске. Восклицание «Счастливец!» также передает высокую степень эмоционального состояния лирического героя.

Лермонтов подошел к созданию данного стихотворения, будучи преисполненным самых теплых, искренних и крепких чувств к даме сердца. И потому он наполнил свое творение самой изысканной и трогательной лексикой.

ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.
статья по литературе (10 класс) по теме

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.

В связи с этим наиболее эффективной формой работы по литературе я считаю лингвистическое изучение художественного текста. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы мои уроки литературы отличались от «обычных» тем, что на них систематически и целенаправленно обращается внимание на языковую сторону произведения. На таких уроках дети учатся смотреть на художественный текст как на творение словесного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
doklad_tgpu_iz_pod_tainstvennoy_holodnoy_polumaski_ix_vserossiyskiy_nauchnyy_seminar._2008.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

/из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов

«Из-под таинственной, холодной полумаски»/.

Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №8

В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.

Предметом данного исследования служит текст, слово. По мнению Д.С.Лихачёва, «понимание текста есть понимание всей стоящей за текстом жизни своей эпохи. В основе каждого из искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов. Слово стоит в начале культуры и завершает её»/ 2,с.228/.

Конечно, можно анализировать произведение в рамках историко-литературного, общественно-политического, биографического контекстов. Но любое произведение феноменально тем, что имеет значение «само по себе» и должно пониматься главным образом с помощью «самого себя» (Л.Ю.Фуксон)/4,с.144/.

В связи с этим наиболее эффективной формой работы по литературе я считаю лингвистическое изучение художественного текста. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы мои уроки литературы отличались от «обычных» тем, что на них систематически и целенаправленно обращается внимание на языковую сторону произведения. На таких уроках дети учатся смотреть на художественный текст как на творение словесного искусства.

Поэтому цель моей работы – научить детей читать произведение, правильно и точно понимать его смысл, «находить в тексте то, что в нём есть».

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: – создание условий для развития у обучаемых умений наблюдать, думать над словом, искать в слове истинный смысл; несметными богатствами родного языка;

  1. пробуждение у учащихся эмоционального отклика на произведение;
  2. развитие лингвистического «чутья»;

– развитие креативных способностей, умения выражать себя в слове,
овладевая совершенствование читательской и эмоциональной культуры школьников. Филология всегда рассматривалась как наука понимания, прежде всего

понимания текста. Подобную методику Л.В.Щерба назвал «лингвистическим толкованием текста», целью которого является «показ тех лингвистических средств, в которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений». Это «путь лингвистический, путь разыскания значений, слов, оборотов, ударений, ритмов, выразительных средств русского литературного языка»/5,с.46/.

Говоря о языке литературного произведения, В.В.Виноградов отмечал, что «структура любого литературного произведения обусловлена не только поэтическими формами речи, но и «поэтичностью» других форм композиции, данных через язык»/3,с.54/.

Другими словами, любое произведение есть «ком-позиция» (Л.Ю.Фуксон)/4,с.93/ как единство всех компонентов, частностей, составляющих художественное творение писателя, результат творчества, отражения его внутреннего мира, взглядов, мыслей.

Таким образом, любое произведение мы можем назвать чудом поэзии, поэзии в широком

смысле этого слова, так как любой художник вне зависимости от избранного им жанра

является поэтом действительности

Далее мы обратимся непосредственно к анализу лирического произведения, поскольку эта методика является основополагающей и для работы над любым литературным произведением. Мы не знаем, когда было написано стихотворение Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски. », ни кому посвящено. Автограф не сохранился, при жизни поэта оно не печаталось. В собраниях сочинений его помещают либо в разделе «Стихотворения неизвестных годов», либо относят к 1841 году. У исследователей нет единого мнения об этом произведении.. Тем интереснее определить собственное отношение к нему, а понять смысл стихотворения мы можем, только рассмотрев его словесную форму.

Вы заметили, в первых двух строфах нарисован портрет женщины. Где увидел ее поэт? На маскараде. (Мы узнаем об этом по слову полумаска Какими словами рисует героиню поэт и какова эмоциональная окраска этих слов? Голос — отрадный, как мечта; не глаза, а глазки, и еще пленительные; уста — лукавые; не щеки, а ланиты, белизна, локон своевольный. Не слишком ли много эмоционально окрашенных слов, не напоминают ли эпитеты и сравнения словесные штампы? А может, дело в том, что это бал-маскарад, полумаска (почему она таинственная и холодная?) скрывает истинный облик героини? Видны лишь некоторые черты, внешняя красота, и этот облик такой же, как у всех, потому и слова такие неоригинальные. Но уже эти черты намекают на то, что внутри скрыто нечто значительное. Вы заметили, что эмоциональные эпитеты говорят о том, какое светлое впечатление производит красота героини? Глаза ее светятся, уста улыбаются, голос звучит — все полно жизни, все говорит о внутренней свободе, даже локон своевольный — душа не вмещается в рамки светских правил. Это живая душа, она излучает свет и теплоту. А ведь полнота жизни и свобода — важнейшие стороны идеала Лермонтова. Его лирический герой — свободный человек с пламенной душой, противостоящий миру мертвенности и неволи. Таков герой стихотворений: «Как часто, пестрою толпою окружен», «Смерть поэта» и других.

Вспомните еще: «Не кончив молитвы, /На звук тот отвечу, / И брошусь из битвы / Ему я навстречу» («Есть речи — значенье. »). На зов любви идут воин, купец и пастух, даже если за это приходится платить жизнью («Тамара»). Потому что главное для героя Лермонтова — найти взаимопонимание, родную душу: «Мою пылающую грудь / Прижать с тоской к груди другой, /Хоть незнакомой, но родной» («Мцыри»). И здесь все в облике красавицы устремлено к герою, ждет ответного движения. И вот в вальсе маскарада он ощутил такую возможность.

Почему мы сказали о вальсе? А вслушайтесь в ритм стиха. В каждой строке первой строфы мы слышим три ударения, трехступенчатый подъем, как в ритме вальса. А кроме того, синтагмы и строки совпадают, и это тоже придает речи плавность, завершенность. Обилие эпитетов (из 20 слов — 7 определений) замедляет речь. Заметили повторы? Синтаксические (инверсия) — звучал голос, светили глазки, улыбалися уста; лексические: мне — мне, твои — твои, отрадный — пленительные (синонимы). Благодаря всем этим приемам строфа обладает удивительной поэтичностью, стройностью, завершенностью.

Заметьте еще фонетическую стройность. Преобладают гласные [а] и [и]: из 16 ударных 8 [а] и 4 [и]. Ударное [а] слышно во всех рифмах: полумаски — глазки, мечта — уста. Сочетание безударного [у] и ударного [а] возникает в конце первой строки — полумаски, повторяется в начале второго стиха — звучал и заполняет всю последнюю строку: «И улыбалися лукавые уста». Высокая степень упорядоченности звучания помогает передать ощущение красоты и гармонии. Так, благодаря ритму и звуковой организации стихотворной речи создается предчувствие чего-то необычайно значительного, того, что ищет беспокойная душа. В самой реальности, в суете обычного появляется возможность идеала. И весь образный строй первой строфы основан на том, как из обыденных и стертых слов, чуть ли не словесных штампов, рождаются глубокое чувство и высокая мысль. Сквозь общие места поэзии пробивается прекрасное и гармоничное начало. Носителями его стали интонация, ритм, звукопись. Они заставили «стертые» слова слиться в прекрасную мелодию и зазвучать по-новому.

Мог ли герой не откликнуться на этот призыв? В его воображении возникает бесплотное виденье — уже не светская красавица, а сам дух любви, воплощение любви-гармонии. Черты женщины на балу лишь намекали на возможность идеала, но благодаря этому видение обрело реальность. И происходит чудо: герой утратил свое одиночество, от которого он всегда страдал. Вместо разделенных, но устремленных друг к другу героя и героини рождается идеальный образ в душе героя, и этот образ обретает плоть. Рушатся преграды, разъединяющие людей, возникает единение душ. Красота становится не объектом созерцания, а живым чувством творящей личности.

Обратимся к последней строфе. Вы знаете, что в стихах оказываются значимыми все стороны языка: и фонетические, и лексические, и грамматические его свойства. Услышали фонетический повтор — ассонанс? Звуки строго организованы, преобладают гласные [а], [э], [о]. Скольжение звуков как бы остановилось. Заметили синтаксический повтор? Оба предложения построены одинаково. Главные части предложений — «И все мне кажется; И кто-то шепчет мне» — одинаково расположены и в предложении и в строке, метрически равны, синонимичны по смыслу. Содержание же вторых частей предложений противопоставлено: в первой говорится о прошлом — в года минувшие, во второй — о будущем — после этой встречи. Но в обеих идет речь о единении людей, о гармонии. Так сходство построения фраз позволяет увидеть сходное в различном, создать впечатление спокойной гармонии. А ведь это и есть мысль последней строфы, здесь ощущение красоты и гармонии создается всеми средствами поэтической речи.

Обратим внимание на образ художественного времени. Прошлое и будущее утрачивают значение противоположности, отчего возникает чувство счастья, связанное с представлением о вечности. Ведь что такое вечность? Это не бесконечная и унылая череда лет от прошлого к будущему, а такое время, когда прошлое, настоящее и будущее сливаются в единое целое. Такие мгновения вы наверняка хоть раз испытали в жизни. Например, когда сбывается заветная мечта, вы одновременно чувствуете радость от этого настоящего мгновения, неотделимую от мысли о том, как долго вы эту мечту вынашивали, и воображаете, какие перспективы теперь вам открываются. В двух последних строфах стихотворения и передано это чувство счастья, столь редкое в лирике Лермонтова.

Одна из трудностей анализа лирики — увидеть, как выражению мысли и чувства автора служат ритм и интонация. Шестистопный ямб в последней строфе утратил вальсовое кружение. Цезура (постоянная пауза в середине строки, здесь — после третьей стопы) делит стих на две равные половины, и он стал устойчивым, симметричным.

Все строки последнего четверостишия ритмически сходны и симметричны, что создает впечатление, будто исчезло все окружающее — мелькание масок, светская толпа, музыка вальса — и возникло чувство гармонии и света. Будто двое, не замечая ничего и никого вокруг, взявшись за руки, поднимаются по бесконечной лестнице к ее сияющей вершине.

Рассматривая стихотворение, мы увидели, что смысл его создается не только лексическим значением слов, даже многозначных, но и интонацией, и ритмом, и звучанием, и синтаксическим построением фраз. И нам открывается глубокая мысль поэта — мысль о том, как под влиянием живого чувства и рожденного им живого слова (живые речи) в душе пробуждается пламень и происходит самое удивительное чудо — взаимопонимание людей. И тогда жизнь наполняется смыслом, возникает чувство полноты жизни, счастья. Такое угадывание, предчувствие прекрасного и составляет сокровенный смысл зрелой лирики Лермонтова.

Подобные наблюдения умелый читатель делает непосредственно в процессе чтения. Он чувствует красоту стиха, замечает ассонансы и аллитерации, изменения интонации, стилистическую и эмоциональную окраску слов, понимает роль выразительных средств языка, видит, как слова взаимодействуют в стихе. Ему даже не обязательно вспоминать, как называется то или иное художественное средство — он просто проникает через языковую ткань в смысл стихотворения и испытывает при этом эстетическое наслаждение, высокую радость творчества. Это тот самый труд души, о котором говорил Заболоцкий, труд, который и делает человека человеком. Но чтобы стать таким читателем, надо не просто много читать, а вчитываться, вдумываться в текст, учиться проникать в идею через поэтическое слово.

  1. Альбеткова Р.А .Интерпретация художественного произведения // «Русский язык и литература для школьников» №2 – М.:Школьная пресса,2002.- С.9-15.
  2. Лихачёв Д.С. Об искусстве слова и филологии // Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989. – С. 226-234.
  3. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1980. – С.63.
  4. Фуксон Л.Ю.Проблемы интерпретации и ченностная природа литературного произведения. – Екатеринбург. 2000.- 193 с.
  5. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957. – С.57.

Из-под таинственной, холодной полумаски

Звучал мне голос твой, отрадный, как мечта ,

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста .

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит , и шеи белизну .

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну .

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Из под таинственной полумаски. Анализ Стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…

Лирика М. Ю. Лермонтова — очень тонкая материя. Каждая строка его стихотворных сложений как открытая душевная рана. Невзирая на то, что поэт имел репутацию увлекающегося и мечтательного человека, он всегда отдавался творчеству со всей силой самовыражения, трепетно и под вуалью легкой отрешенности рифмуя пережитое. Каждая женщина, которой Лермонтов посвящал строки, искренне и страстно занимала его мысли. Но была лишь одна девушка, память и любовь к которой сохранились в сердце до конца его дней.

Стихотворение было создано в 1841 году и относится к позднему периоду творчества Лермонтова. Ему тогда уже наскучило светское общество, он чаще предпочитал уединение. Однако ради одной своей возлюбленной, навсегда оставившей след в его сердце, поэт иногда выезжает на балы. Там у него есть возможность встретиться с Варварой Бахметевой, в девичестве Лопухиной, и украдкой наблюдать за ней. Считается, что именно ей посвящены строки этого стихотворения.

Брат и сестры Варвары, состоявшей в дворянском сословии, дружили с Лермонтовым, который впоследствии и сам познакомился с барышней. Любовь между ними была платонической, но оттого не менее нежной, светлой и сильной. Варвара же была вынуждена принять предложение посватавшегося к ней состоятельного помещика Бахметева, так как родители ее были настроены против Лермонтова. Поэт посвятил возлюбленной не одно произведение. Считается также, что образы Веры и ее старого мужа из «Княжны Мери» (одна из глав «Героя нашего времени») списаны с четы Бахметевых.

Жанр, направление и размер

Жанр данного лирического произведения — элегия. Поэт с грустью и тенью воображения пишет о встрече с любимой женщиной.

Направление сочетает в себе черты романтизма и реализма. Романтизм проявляется в том, насколько поэт восторжен и пленен дамой своего сердца. И он использует для этого яркие средства художественной выразительности. Реализм же подчеркнут действительностью событий и переживаний автора. Варвара Лопухина стала музой для поэта уже на исходе его жизненного пути. Даже на конвертах с адресованными ей письмами Лермонтов часто в ярости перечеркивал инициалы любимой с фамилией мужа и указывал начальную букву девичьей фамилии. Настолько он болезненно переживал ее замужество и невозможность быть рядом.

Размер стихотворения — шестистопный ямб. Рифма использована перекрестная, женская и мужская.

Образы и символы

Важным символом стихотворения является маска, сквозь которую поэт без труда узнает свою возлюбленную. Дело в том, что в пору создания этого лирического произведения были популярны маскарады. К этой теме Лермонтов не раз обращался в своем творчестве. И побывав на одном из таких маскарадов, он имел возможность встретить свою возлюбленную, Варвару Лопухину. На тот момент она уже состояла в браке, и поэт понимал невозможность близких отношений с ней, отчего чувствовал себя подавленным.

Стихотворение, безусловно, автобиографично, хоть достоверно и не установлено, что оно посвящено именно Варваре. Об этом свидетельствуют лишь догадки современников и очевидцев событий.

Лирический герой, в роли которого выступает сам автор, способен узнать свою любимую женщину даже под маской. Он отличает ее черты, замечает изящество линий ее стана и лица, ловит каждый звук ее голоса. Тот образ, который скрыт под маскарадной маской, бесконечно любим им, вызывает трепетный стук сердца и напоминает о сильном чувстве, сокрытом внутри. Остальное уже рисует воображение поэта, он грезит, что когда-то они смогут встретиться с возлюбленной «как старые друзья», тщетно надеясь выйти за рамки недозволенности и запретности. Автор будто раскаивается в том, что не смог одарить дорогую женщину счастьем, и отказывается признавать права на нее другого мужчины, помещика Бахметева.

Лопухина отвечала взаимностью на чувства Лермонтова. Об этом нам говорит первое четверостишие его произведения. Это, в свою очередь, дарило поэту вдохновение и силы творить. Говорили, что и Варвара, подобно Михаилу Юрьевичу, сохранила эту любовь, вспыхнувшую между ними, до самой смерти. Отчасти гибель поэта ее и подкосила. Но автор оставил нам эти нежные строки, в которых придает особую пикантность образу своей возлюбленной, чье узнаваемое им лицо волнующе скрывается под маской.

Темы и настроение

  1. Основная тема стихотворения — это, конечно, любовь . Она движет всеми помыслами и действиями поэта, она меняет и раскрывает его изнутри. Любовь к Варваре Лопухиной поистине прошла проверку временем и обстоятельствами: Лермонтов сохранил свое светлое чувство к Вареньке до конца жизни.
  2. Также мы видим ностальгию по ушедшим временам, которую мы тоже можем назвать темой произведения. Автор с горестью и тоской вспоминает те времена, когда шансы были еще не утеряны.
  3. Настроение лирического произведения то же, что и у самого автора. Его снедает горестная печаль от невозможности обрести счастье рядом с любимой женщиной и одарить ее им же. При этом темп стихосложения спокоен и не отличается пылкостью выражения. Это все было свойственно позднему периоду творчества Лермонтова.

Основная идея

Поэт обращает к нам внутреннюю сторону своей жизни, а не ее оболочку. Он ясно рисует истинную картину любви: ведь далеко не всегда и не каждому она приносит гармонию и радость. Любовь может доставлять тяжелые страдания, будучи при этом взаимной. Торжество действительности над мечтой, общественных рамок над эмоциями – это и есть главная мысль стихотворения. Чувства далеко не всегда приносят счастье, зачастую они разбиваются о реалии жизни.

Лермонтов говорит о том, насколько непростыми могут быть отношения между любящими друг друга людьми, желающими быть вместе, но не имеющими возможность обрести это счастье. Однако даже такое положение вещей имеет смысл в жизни человека, способного любить. И своим примером поэт, будто призывает нас ни под каким предлогом не отказываться от своей любви, не бояться самому себе признаться в этом чувстве к другому человеку, даже если у этой дороги нет четкого маршрута и радужных перспектив.

Средства художественной выразительности

Все художественные средства, используемые автором при создании этого стихотворения, служили для построения полноты образов себя самого как лирического героя, незнакомки в маске, выступающей в роли любимой женщины, и в целом для всеобъемлющей передачи трепетных чувств поэта.

Лермонтов использовал только одно сравнение и уже в первом четверостишии: «Звучал мне голос твой отрадный, как мечта». Поэт тем самым сразу заявляет о стремлении своего сердца к возлюбленной, способности легко узнать ее средь шума и бала и о душевной боли, наполняющей его, будучи одновременно рядом и далеко от нее.

Эпитеты передают яркую эмоциональную окраску, придаваемую поэтом описываемым чувствам и переживаниям: «пленительные глазки», «лукавые уста», «таинственная, холодная полумаска», «девственные ланиты». Вместе с тем эти художественные образы говорят о том, что поэт одинок и раним. Он осознает, что не найдет способа выражения своей любви. Порой ему кажется, что любимая играет его чувствами, кокетничает. Это явственно передается через метафоры: «светили мне твои пленительные глазки», «улыбалися лукавые уста», «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну», «бесплотное виденье ношу в душе моей». «Уста» — как пример возвышенной лексики, сообщающий о силе чувств к незнакомке в маске. Восклицание «Счастливец!» также передает высокую степень эмоционального состояния лирического героя.

Лермонтов подошел к созданию данного стихотворения, будучи преисполненным самых теплых, искренних и крепких чувств к даме сердца. И потому он наполнил свое творение самой изысканной и трогательной лексикой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Из-под таинственной, холодной полумаски…» Михаил Лермонтов

Из-под таинственной, холодной полумаски

Светили мне твои пленительные глазки

И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно

И девственных ланит, и шеи белизну.

Счастливец! видел я и локон своевольный,

Родных кудрей покинувший волну.

И создал я тогда в моем воображенье

По легким признакам красавицу мою;

И с той поры бесплотное виденье

Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи

В года минувшие слыхал когда-то я;

И кто-то шепчет мне, что после этой встречи

Мы вновь увидимся, как старые друзья.

Анализ стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Если ранняя любовная лирика Михаила Лермонтова была полна душевных страданий и драматизма, то в более поздних стихах чувствуется некоторое умиротворение. В этом нет ничего удивительного, так как в 15 лет юный поэт влюбился в Екатерину Сушкову и очень долго добивался расположения этой ветреной особы, не понимая, что в ее сердце нет места ответным чувствам. Однако незадолго до гибели у Лермонтова вспыхивает роман с Варварой Лопухиной, которая к тому моменту была замужем, но вес же ответила на чувства поэта. Именно ей посвящено стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…».

Предположительно, оно было написано зимой 1841 года, когда Лермонтов приехал в Петербург, рассчитывая подать в отставку. Однако его рапорт не приняли, и молодому офицеру не оставалось ничего иного, как насладиться последним в своей жизни отпуском. Он провел его в светских салонах и на балах, которые посещал с единственной целью – увидеться с Лопухиной. Одна их этих встреч и послужила поводом для создания стихотворения. В нем возлюбленная поэта предстает в образе таинственной незнакомки, лицо которой скрыто маской. Однако даже среди сотен дам Лермонтов способен безошибочно узнать ту, которая занимает все его мысли. Ведь именно ему в этот вечер светили «пленительные глазки, и улыбалися лукавые уста».

Стоит отметить, что в 19 веке, согласно правилам этикета, замужние женщины даже на балах не могли открыто общаться с любыми другими мужчинами, кроме собственных супругов либо родственников. Поэтому заговорить с Лопухиной в присутствии всех светских сплетников Лермонтов не мог себе позволить. Ему оставалось довольствоваться малым – украдкой брошенными взглядами, обменом улыбками и тайными рукопожатиями. Тем не менее, поэт считает себя счастливцем, так как он в этот вечер сумел заметить и «шеи белизну», и «локон своевольный, родных кудрей покинувший волну». Все остальное дорисовало его богатое воображение, которому автор был весьма признателен. Более того, мысленно он составил целый диалог с возлюбленной, в который поверил сразу же и безоговорочно. Более того, даже после бала поэт признается, что «живые эти речи» уже когда-то слышал, но не может вспомнить, с кем еще мог вести подобные разговоры. Лермонтов не испытывает иллюзий по поводу того, как сложатся его отношения с Лопухиной, так как разрушать брак своей избранницы не собирается. Поэтому, восхищаясь красотой этой женщины, от честно признается: «Мы вновь увидимся, как старые друзья».

“Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтова – это любовное стихотворение, заметно отличающееся от других его творений, написанных в жанре любовной лирики. Что особенного в этом произведении и кто послужил прототипом этой таинственной женщины?

Какое место занимает стихотворение в творчестве поэта

К сожалению, точная дата написания неизвестна, но большинство литературоведов сходятся во мнении, что это был тот самый роковой год для поэта – 1841-й. Опять же, достоверно неизвестно, с кого списан образ таинственной незнакомки в полумаске. Некоторые считают, что это – последнее увлечение Лермонтова.

Эта была замужняя женщина, но она все-таки отвечает на чувства поэта. К тому времени Михаилу Юрьевичу уже наскучило Но чтобы встретиться со своей возлюбленной, ему приходилось бывать на балах. Эти встречи проходили в молчании, потому что по этикету в те времена замужним женщинам не разрешалось говорить с незнакомыми мужчинами. Есть предположения, что одна из таких встреч и вдохновила написать Лермонтова “Из-под таинственной холодной полумаски”.

Это небольшое любовное стихотворение отличается от других тем, что оно наполнено не бушующими страстями, а умиротворенными чувствами. Возможно, это связано с тем, что к тому моменту все юношеские страсти сменились спокойными и глубокими чувствами. Ведь его отношения с Лопухиной не могли развиваться, поэтому Лермонтову оставалось только хранить в своем сердце нежную привязанность и любоваться ею со стороны.

Мотивы в стихотворении

При анализе “Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтова следует более подробно рассмотреть мотивы, которые есть в этом произведении. Это мотив встречи, ведь герой встречает на бале-маскараде таинственную незнакомку. Несмотря на то что она кажется ему холодной, он пытается запечатлеть в своем сердце образ этой загадочной красавицы.

Далее идет мотив узнавания, когда герой узнает речи и другие черты. И мотив надежды на следующую встречу, на которой они уже будут старыми друзьями. Но герой был бы этому рад, потому что смог бы еще раз увидеть ту красавицу и просто пообщаться с ней.

Композиция произведения

Стихотворение “Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтова имеет следующую композицию:

Литературные приемы

В “Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтов использует для создания облика героини контраст: то она кажется герою холодной и далекой в полумаске. Но под ней он уверен, что она излучает тепло и доброту. Конечно, при описании женского облика поэт применяет романтические штампы, но образ все равно получается самобытным.

Также для того, чтобы стихотворение было плавным и музыкальным, Лермонтов использует ассонансы, инверсии и параллелизм. По своему настроению оно скорее оптимистичное, нежели печальное. Об этом говорит последняя строка, в которой выражена надежда поэта на встречу с незнакомкой.

“Из-под таинственной холодной полумаски” Лермонтова – это лирическое стихотворение, проникнутое надеждой. Здесь нет сильных чувств, а тихое любование и нежная привязанность к образу таинственной незнакомки, случайно встреченной на балу лирическим героем поэта. Возможно, вся история о Лермонтове и Лопухиной – правда, но независимо от того, кому было адресовано стихотворение, оно занимает достойное место среди лирических произведений.

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну.

И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья. From under the mysterious , cold half masks
Sounded to me your voice is pleasant, like a dream.
Sveti me your captivating eyes
Crafty and smiling mouth .

Through the haze , I noticed a light involuntarily
And the virgin cheeks , and neck white .
Lucky ! I saw a willful curl
Native Irons left the wave! ..

And then I created in my imagination
Track and featured my beauty ;
And from that time ethereal apparition
Carry in my soul , caress and love .

And I think: this lively conversation
In the past year, heard once I ;
And someone whispers to me that after this meeting
We “ll see you again , like old friends.

В стихотворении даётся описание чувства и поэтической мечты лирического героя. Автограф стихотворения не сохранился, поэтому год написания (1841) указывается предположительно. Адресат также неизвестен. Разнятся и мнения исследователей о художественной ценности стихотворения: некоторые считают его слабым.

Особенностью стихотворения называли то, что Лермонтов описывает не свои переживания, а переживания женщины. На бале-маскараде лирический герой встречает незнакомку (мотив встречи).

Сначала она кажется ему «таинственной, холодной». Он вглядывается в неё, обращает внимание на её голос, глаза, улыбку. Так и не узнав, кто она, лирический герой расстаётся с ней. Но в душе лирического героя она запечатлевается как идеал, образ «бесплотного видения», сотканного из «легких признаков» той самой красавицы.

Возникает мотив узнавания (И всё мне кажется: живые эти речи / В года минувшие слыхал когда-то я) и надежда на будущую встречу (мотив мечты).

Композиционно стихотворение можно разделить на две части: прошлое (года минувшие) и будущее (после этой встречи). Случайная встреча героев становится отправной точкой в композиции. Первая часть стихотворения обращена к прошлому. Это передаётся с помощью глаголов: «звучали», «светили», «улыбалися», «заметил», «видел», «создал».

Вторая — к настоящему и будущему: «ношу», «кажется», «шепчет», «увидимся». 1-я и 2-я строфы — это прошлое лирического героя. Поэт рисует портрет женщины: её «отрадный, как мечта» голос, «пленительные» не глаза, а «глазки», уста «лукавые», белизну щёк («ланиты»), «локон своевольный».

Истинный облик героини контрастен «таинственной, холодной полумаске», потому что то, что скрывается под ней, излучает свет и теплоту, идущие навстречу лирическому герою («голос звучал мне», «глазки светили мне»).

Для создания женского образа Лермонтов использует романтические штампы, однако ему удаётся сделать стихотворение самобытным и оригинальным. В 3-й строфе (прошлое и настоящее) возникает образ «бесплотного видения». «Бесплотное видение» — это уже не светская красавица, а идеал любви, образ-мечта возлюбленной, та самая родственная душа, которую ищет герой, чтобы преодолеть чувство одиночества. Ключ к раскрытию образа — «живые эти речи», то есть тот самый «голос отрадный, как мечта», благодаря которому он узнал родственную душу (ср. «Есть речи — значенье … »).

В 4-й строфе прошлое и будущее сливаются, появляется надежда на встречу (И кто-то шепчет мне, что после этой встречи /Мы вновь увидимся, как старые друзья»).

Строфа построена с помощью синтаксического параллелизма (настоящее + прошлое, настоящее + будущее). Стихотворение по своему настрою оптимистично: в последней строфе появляется вера в возможность единения людей и обретение счастья.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…»

Обсуждение вопроса:

Стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумас­ки…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Стиль его — романтический.

Произведение рождает у нас множество ассоциаций с творче­ством поэта. Так, атмосфера стихотворения напоминает нам мас­карад, мы вспоминаем драму Лермонтова с одноименным назва­нием, вспоминаем стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…». В контексте всего творчества поэта мы можем рас­сматривать лирического героя как человека одинокого, проти­востоящего обществу. В душе его (как и любого романтического героя) — противостояние мечты и реальности. Мечта — это пре­красная Незнакомка, которой, вероятно, (как и у Блока) не су­ществует в реальности. У нее — «отрадный голос», «локон свое­вольный», «живые речи». Но мечта эта бесконечно далека от ли­рического героя. И это передано уже в самом начале стихотворе­ния. Так, «холодная полумаска» передает душевную закрытость героини, улыбка лукавых уст — это дерзкий вызов, брошенный герою. Получается, что даже в отношениях его со своей люби­мой мечтой нет гармонии.

К тому же образ героини затушеван, неопределенен. При со­здании ее портрета поэт использует расхожие эпитеты («плени­тельные глазки»), слова высокого стиля («девственных ланит»). Эти определения можно отнести к любой красавице. Все это еще больше отдаляет героиню. И близкие, гармонические от­ношения здесь невозможны. Душа лирического героя беско­нечно тоскует по родной ему душе: «И все мне кажется: живые эти речи В года минувшие слыхал когда-то я». Но финал разо­чаровывает: герой и героиня увидятся «как старые друзья». Это исключает возможность романтических отношений, любви. Поэтому лирический герой остается бесконечно одиноким, оди­ноким дважды: мечта его далека и неопределенна, а в реальности нет счастья.

Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть включает три первые строфы. Здесь развивается тема прекрасной мечты, и читатель еще допускает воплоще­ние ее в реальности. Развитие темы, обрисовка образа здесь идет по восходящей линии и достигает своей кульминации в третьей строфе.

Четвертая строфа — это спад темы. Лирический герой здесь приближается к реальности: в реальности не существует родной ему души, а мечта исключает возможность романтических отно­шений.

Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («из-под таинственной, холодной полумаски»), сравнение («отрадный, как мечта»), метафору («бес­плотное виденье ношу в душе моей»), инверсию («родных куд­рей покинувший волну»), лексику высокого стиля («девствен­ных ланит»).

В стихотворении даётся описание чувства и поэтической мечты лирического героя. Автограф стихотворения не сохранился, поэтому год написания (1841) указывается предположительно. Адресат также неизвестен. Разнятся и мнения исследователей о художественной ценности стихотворения: некоторые считают его слабым.

Особенностью стихотворения называли то, что Лермонтов описывает не свои переживания, а переживания женщины. На бале-маскараде лирический герой встречает незнакомку (мотив встречи).

Сначала она кажется ему «таинственной, холодной». Он вглядывается в неё, обращает внимание на её голос, глаза, улыбку. Так и не узнав, кто она, лирический герой расстаётся с ней. Но в душе лирического героя она запечатлевается как идеал, образ «бесплотного видения», сотканного из «легких признаков» той самой красавицы.

Возникает мотив узнавания (И всё мне кажется: живые эти речи / В года минувшие слыхал когда-то я) и надежда на будущую встречу (мотив мечты).

Композиционно стихотворение можно разделить на две части: прошлое (года минувшие) и будущее (после этой встречи). Случайная встреча героев становится отправной точкой в композиции. Первая часть стихотворения обращена к прошлому. Это передаётся с помощью глаголов: «звучали», «светили», «улыбалися», «заметил», «видел», «создал».

Вторая — к настоящему и будущему: «ношу», «кажется», «шепчет», «увидимся». 1-я и 2-я строфы — это прошлое лирического героя. Поэт рисует портрет женщины: её «отрадный, как мечта» голос, «пленительные» не глаза, а «глазки», уста «лукавые», белизну щёк («ланиты»), «локон своевольный».

Истинный облик героини контрастен «таинственной, холодной полумаске», потому что то, что скрывается под ней, излучает свет и теплоту, идущие навстречу лирическому герою («голос звучал мне», «глазки светили мне»).

Для создания женского образа Лермонтов использует романтические штампы, однако ему удаётся сделать стихотворение самобытным и оригинальным. В 3-й строфе (прошлое и настоящее) возникает образ «бесплотного видения». «Бесплотное видение» — это уже не светская красавица, а идеал любви, образ-мечта возлюбленной, та самая родственная душа, которую ищет герой, чтобы преодолеть чувство одиночества. Ключ к раскрытию образа — «живые эти речи», то есть тот самый «голос отрадный, как мечта», благодаря которому он узнал родственную душу (ср. «Есть речи — значенье … »).

В 4-й строфе прошлое и будущее сливаются, появляется надежда на встречу (И кто-то шепчет мне, что после этой встречи /Мы вновь увидимся, как старые друзья»).

Строфа построена с помощью синтаксического параллелизма (настоящее + прошлое, настоящее + будущее). Стихотворение по своему настрою оптимистично: в последней строфе появляется вера в возможность единения людей и обретение счастья.

Фонетическая стройность достигается благодаря ассонансам («И улыбалися лукавые уста»), синтаксическая — инверсиям («звучал голос», «светили глазки») и параллелизмам. Эти приёмы делают текст необыкновенно поэтичным. Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихиями и цезурами.

Лермонтов Михаил баллада “Бородино”

Читательский дневник по балладе “Бородино” Михаил Лермонтова

Автор: Михаил Лермонтов

Название произведения: “Бородино”.

Число страниц: 16.

Жанр произведения: стихотворение – баллада, поэма.

Главные герои: старый солдат-артиллерист.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — старый солдат.

Храбрый, мужественный и смелый.

Огорчен, что молодежь уже не такая хваткая.

Краткое содержание баллады “Бородино” Михаила Лермонтова для читательского дневника

Стихотворение начинается с того, что старый солдат вспоминает о своих былых боевых заслугах и рассказывает про них нынешнему поколению.

Племянник интересуется у своего дяди, как проходила битва под Бородино, в которой тот принимал участие.

Но дяди огорчен, что в теперешнее время уже не встретишь таких солдатов, как были раньше, во времена его молодости.

Солдат вспоминает, как проходила битва.

Его войско получило приказ от командира об отступлении.

Но старые воины были недовольны таким решением и находят просторное поле, чтоб на нем провести финальную битву.

Два дня подряд противники стрелялись, но никаких результатов это не дало.

А на третий день русские войска бездействовали, что только радовало и веселило французов.

Ранним утром полковник собирает свое войско и воодушевляет солдат своей речью.

Так началась Бородинская битва.

Французы не выдерживают атаки русских и отступают.

А русские бойцы начали считать раненых и оставшихся в живых.

План пересказа произведения “Бородино” Михаила Лермонтова

1. Как солдат прославляет богатырей — героев битвы под Бородино.

2. Приказ командира отступать.

3. Негодование старых солдат.

4. Ночь перед битвой.

5. Сражение с французами.

6. Ликование противника.

7. Бородинская битва.

8. Французы отступают.

9. Русские считают раненых товарищей.

10. Вера солдата в несокрушимость русского войска.

Главная мысль баллады “Бородино” Михаила Лермонтова

Основная мысль баллады про Бородинскую битву заключается в том, что люди, любящие свою родину, готовы все отдать, только чтоб одержать победу над врагом и не пустить его на родную землю.

Стихотворение рассказывает и прославляет мужество и героизм русских воинов, которые отдали свою жизнь за победу над французами.

Чему учит стихотворение “Бородино” Михаила Лермонтова

Баллада М. Лермонтова учит нас быть патриотами, любить свою родину и землю, на которой мы родились.

Она также учит нас, что нужно быть сильными, смелыми, отважными и не бояться своего врага.

Баллада учит нас, что нужно с уважением относиться к старшим и к тем, кто отдал свою жизнь за наше нынешнее благо.

Краткий отзыв о стихотворении “Бородино” для читательского дневника

“Бородино” – великое произведение Михаила Лермонтова.

Оно переносит нас в то время, когда русский народ сражался с Францией и рассказывает нам о событиях великой Бородинской битвы.

Рассказ ведется от имени старого солдата, который вспоминает себя в молодости и вспоминает события легендарной битвы.

Стихотворение запомнилось мне описанием самого главного сражения, в ходе которого русские одолели врага.

Я был поражен отвагой и смелостью русских бойцов, и как они до последнего стояли, но не дали врагу себя победить.

Произведение М. Лермонтова научило меня, что нужно быть смелым, верить в себя и уметь находить силы в себе, когда кажется, что дальше уже ничего нет.

Я всем рекомендую прочитать “Бородино” М. Лермонтова

Какие пословицы подходят к балладе “Бородино” М. Лермонтова

“Мужество рождается в борьбе”.

“Победит тот, кто не дрогнет”.

“Мужество создает победителей”.

“Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти”.

“Тот герой, кто за Родину горой”.

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой.

Земля тряслась — как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Неизвестные слова и их значение:

Мундиры — военная одежда.

Штыки — колющее оружие.

Лафет — станок для артиллерийского орудия.

Бивак — привал воинов.

Кивер — высокий военный головной убор.

Уланы — воин с пикой, саблей и пистолетом.

Драгуны — европейские воины на конях.

Еще читательские дневники по произведениям Михаила Лермонтова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Краткое содержание Лермонтов Бородино

Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» – это рассказ солдата, который принимал участие в сражении на Бородинском поле во время войны с французами. Рассказчика спрашивают о былых временах, о тех, когда покидали русские войска Москву, оставив город врагу.

И солдат начинает свое повествование. Начинает он его мыслью о том, что нынешнее племя – не такие богатыри уже, что были раньше. Это звучит с нескольким сожалением. Но гораздо больше грусти слышится в воспоминании его о своих боевых товарищах, которые полегли в этой битве. Он говорит о том, что очень немногие из них выжили после этого сражения.

Войско покидало Москву. Солдаты были недовольны этим. Самые бывалые из них, отступая, возмущались о том, что приходится им оставлять город. Но поделать с этим они ничего не могут. Ведь на то воля господ – приказ свыше. Солдаты не понимали, для чего это было нужно. Они полны были боевого духа и готовы были стоять до последнего.

Отступая, дошли они до поля, где и состоялось это сражение. Был разбит ими лагерь и сооружено укрепление – редут. А на утро следующего дня встретились они и с французами. Русские ждали боя, они были готовы к нему.

Сражение началось. Не мало полегло народа. Проходит двое суток, а битве все нет конца. Перевес был в сторону врага. Однако, русский солдат сдаваться не хотел.

Вот уже и подошел к завершению второй день сражения. Наступила ночь. Французы ликовали в своем лагере, ведь они одерживали верх. В нашем же лагере было тихо. Солдаты задумчиво готовили к следующей схватке с врагом свое оружие.

Настало время рассвета. Тут полковник обращается к солдатам с призывом к битве с готовностью умереть под стенами покинутого ими города, где властвовал теперь недруг. Боевой дух солдат был един – все они готовы были сложить свои головы в борьбе за свободу родины. Так вспоминает о тех событиях рассказчик.

Вот и продолжилось сражение. И в этот раз русские, бившиеся не на жизнь, а на смерть, одержали верх – и французы бежали с поля боя. А битва была страшная. Рассказчик говорит, что нынешнему народу уже не увидать таких сражений. Как он рассказывает, враг в тот день узнал, что значит русский дух и русский бой. Происходили на поле и рукопашные схватки. Все смешалось в одно: и люди, и лошади. А звуки множества боевых орудий сливались в единый протяжный вой. Убитых было очень много. По словам рассказчика, горы мертвых тел были такими, что негде было даже упасть ядру.

Русские сражались воодушевленно, бросив все свои силы. Они готовы были встретить смерть в лицо, и страху перед ней было здесь уже не место и не время. День подходил уже к концу. А солдаты были готовы продолжать эту битву еще и на следующий день, как, вдруг, услыхали барабанный бой – противник отступал.

Заканчивает старый солдат свой рассказ опять сожалением о том, что пришлось оставить им Москву, и о том, что нынешняя молодежь уже не способна на такие подвиги.

Силы двух армий были неравны. Наше войско проигрывало. Но из последних сил смогли они, не смотря ни на что, заставить врага бежать. Они одержали победу, благодаря силе и стойкости духа. Произведение Лермонтова – пример того, как эти качества помогают одержать верх даже в неравной схватке.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Бородино. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Сказка о милой девочке, ожившей зимним утром из снеговой бабы. Ее нашел мальчик Петя, и привел в Институт Вечного Льда.

Роман «12 стульев» начинается с того, что в Уездном городе N умирает теща Ипполита Матвеевича Воробьянова Клавдия Ивановна Петухова. Перед смертью пожилая женщина успевает рассказать своему овдовевшему зятю о том

Произведение Даниила Андреева «Роза Мира», признано по праву, как самое фантастическое, философское и религиозное творение автора.

Главный герой – Виталий Мещерский – только что поступил в университет. Приехав на каникулы домой, он уверен, что именно этим летом найдет настоящую любовь, но не подвергаться романтике

Лунный камень это драгоценная вещь, на протяжении столетий находившаяся во лбу бога Луны, скульптура которого стояла в храме Сомнаута. Но так случилось, что браминам пришлось скрыть скульптуру от глаз захватчиков. Браминам явился бог Виша

Ссылка на основную публикацию