Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива Лермонтова 7 класс

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.11.2019 · Обновлено 08.11.2019

В своей лирике М. Ю. Лермонтов любил обращаться к философским рассуждениям об общественном устройстве, человеческой природе и душевных исканиях. Часто отправной точкой для таких рассуждений становились реальные картины жизни и природы, как в его простом и глубоком стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива».

Многомудрый Литрекон предлагает Вам подробный анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» по плану.

История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» М. Ю. Лермонтов написал в 1837 году, когда находился в заключении. Только что вышел текст «Смерть поэта», в котором нашли отражение политические взгляды молодого Лермонтова и, прежде всего, жесткая критика общества и системы, приведшей к гибели А. С. Пушкина. На время разбирательства Лермонтова решено было заключить под арест.

История рассказывает, что поэту запрещено было иметь бумагу и чернила, поэтому стихотворение он писал обгоревшими спичками и сажей на серой бумаге, в которой ему приносили еду. Примечательно, что именно в таких условиях Лермонтов вспоминал красоту и величие природы и создал стихотворение, где каждая строчка дышит спокойствием и свободой.

Опубликовано оно было в 1840 году в сборнике стихотворений поэта.

Жанр, направление, размер

  • Традиционно М. Ю. Лермонтов считается поэтом-романтиком. Лирический герой его стихотворения одинок, отрезан от мира людей и противопоставлен ему. Его идеал – совершенный мир и гармония, и недостижимость этого идеала приводит к духовным исканиям и терзаниям. Именно в уединении герой вступает в диалог с природой, постигает ее красоту и через нее – мощь и величие божественного замысла.
  • Стихотворение можно отнести одновременно к пейзажной и философской лирике. Первые строфы рисуют сменяющие друг друга картины природы: ниву, лес, сад и овраг с ручьем. В последней же строфе наблюдение за окружающим миром приводит поэта к философским обобщениям, от диалога с природой он поднимается к познанию себя и Бога.
  • Лирическое стихотворение написано разностопным ямбом, в большей степени шестистопным, что помогает Лермонтову создать постоянное ощущение движения. Движение останавливается только в последней укороченной строке, которая становится итоговой точкой размышлений.
  • Меняется в последней строфе и рифмовка. В первых трех строфах используется перекрестная рифмовка, в последней – кольцевая.

Композиция

Все стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» представляет собой период – одно предложение.

  1. Первые три строфы начинаются с «когда» и рисуют обстоятельства, толкающие героя на раздумья. Сначала мы видим широкую картину поля, леса и сада. Далее фокус внимания сужается, мы вместе с лирическим героем любуемся маленьким серебристым ландышем, а затем отправляемся в путешествие по оврагу и наслаждаемся лепетом студеного ручья.
  2. Картины природы как будто отдельными яркими вспышками возникают перед лирическим героем. Если первые картины почти статичны, то в третьей строфе появляется мотив движения: ручей рассказывает историю про край, откуда он родом, связывая таким образом воедино все природное и мировое пространство.
  3. Наконец, последняя строфа начинается с «тогда» и подводит некий итог, переводит внимание с внешних деталей на внутренний мир героя и его размышления. Умиротворение и красота природы смиряют его тревогу, разглаживают морщины на челе и помогают приблизиться к пониманию замысла мироздания.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» предстает чутким, глубоко чувствующим человеком. Он оказывается способен не только отметить прелесть «румяного вечера» и «тени сладостной зеленого листка», но и увидеть потайные грани, вступить с природной стихией в диалог: поприветствовать «серебристый ландыш» или услышать «таинственную сагу» в шуме сбегающего по оврагу ручья.

Закономерно, что природа в этом стихотворении представлена живой действующей силой, которой, как и человеку, свойственны эмоции и мысли. Детали привычного среднерусского пейзажа, будь то желтеющая нива или скромные полевые цветы, для Лермонтова становятся воплощением земного идеала красоты. Образ природы при этом прорисовывается очень объемно и становится символом совершенства божественного замысла, все отдельные части которого складываются в единое полотно мироздания.

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» сужена Многомудрым Литреконом до главных истин, но если Вам понадобится более подробное раскрытие данного раздела, то напишите об этом в комментариях, и мы совместными усилиями дополним его.

  1. Пейзаж. Глубоко и последовательно в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» прорабатывается основная тема природы. Каждая строфа представляет природу по-своему. Меняется не только место действия, но и время дня («румяный вечер» и «утра час златой»), время года (весенний нежный ландыш и осенние поля), то есть природа предстает не статичной, а находящейся в постоянном движении, вечно обновляющейся стихией.
  2. Поиск гармонии и веры. Наблюдение за природой и диалог с ней дают лирическому герою энергию и силы для жизни, дарят ощущение счастья и свободы. Последняя строфа в полной мере изображает произошедшие изменения. Преображается внутренний мир («смиряется души моей тревога») и сам облик героя («расходятся морщины на челе»), он становится способен иначе посмотреть на окружающий мир («и счастье я могу постигнуть на земле») и возвыситься до понимания мироздания («и в небесах я вижу Бога»).
  3. Настроение стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» передает умиротворение автора и его просветление. Природа открыла ему загадку мироздания и позволила увидеть божественный промысел.

Основная идея

Смысл стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» — преображение человека через созерцание им красоты и величия окружающего мира. Природа раскрывает перед лирическим героем свои сокровища, и именно это общение становится для него источником сил и вдохновения, позволяет почувствовать гармонию мира и приобщиться к этой гармонии.

Стороннее наблюдение очень быстро переходит в диалог с природной стихией, и этот диалог приближает героя к избавлению от тревоги, пониманию себя и способности увидеть божественное начало мира.

Вспомним, что стихотворение было создано поэтом в период заключения, когда он был лишен возможности свободно любоваться родной природой и черпать силы в общении с ней. Оттого особенно объемными получились созданные воображением и памятью образы, особенно пронзительно звучит главная мысль о необходимости связи с природой для полноценной жизни и понимания мира.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» весьма разнообразны:

  • Для создания ярких пейзажей поэт использует в своем стихотворении многочисленные эпитеты: «свежий лес», «сладостная тень», «душистая роса», «румяный вечер». Каждый из этих эпитетов создает перед читателем живой образ, позволяет увидеть необъятное поле, ощутить прохладу росы или услышать шум ручья.
  • Показать диалог с природой помогают олицетворения: слива кокетливо «прячется» в саду, ландыш «приветливо кивает головой» при встрече с лирическим героем, а «студеный ключ» нашептывает «таинственную сагу, про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с героем, рассказывает истории, открывает свою красоту и даже те грани, которые заметны не сразу, а лишь при внимательном чутком рассмотрении.
  • Дополнительный объем стихотворению придают метафоры: «смиряется тревога», «расходятся морщины на челе». С их помощью можно наглядно представить, какие изменения происходят с героем, как меняется его внешний и внутренний мир.
  • Не только увидеть гармонию окружающего мира, но и услышать его единую мелодию помогает фонетическое своеобразие текста. Звуковые повторы, ассонансы и внутренние рифмы добавляют стихотворению неповторимую легкость и музыкальность.

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» изображает движение лирического героя от простого любования природой к пониманию ее гармонии и готовности к принятию высших истин. Невероятные по красоте и образности пейзажи сменяются диалогом с природой и дарят герою ощущение спокойствия и свободы.

Созданное М. Ю. Лермонтовым стихотворение продолжает традицию русской пейзажной и философской лирики и становится, одновременно, самобытным текстом с яркими живыми образами и глубоким философским обобщением в финале.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтова

Стихотворение М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 7 классе. Полный и краткий анализ “Когда волнуется желтеющая нива” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Когда волнуется желтеющая нива.

История создания – написано в петербуржской тюрьме в 1837 году. Опубликовано в 1840 году.

Тема – связь природы с духовным становлением человека.

Композиция – период, состоящий из 4 строф. Три строфы – описание природы глазами лирического героя, последняя строфа – философское размышление.

Жанр – пейзажное стихотворение с философской составляющей.

Стихотворный размер – шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой, в последней строфе – рифмовка кольцевая.

Эпитетысвежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край”.

Олицетворение“нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет”.

История создания

В 1837 году после написания стихотворения “Смерть поэта”, посвящённого гибели А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтов был заключён под стражу на время расследования дела и принятия решения по нему. В петербургской тюрьме были созданы чудесные строки стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива”. Поэт писал его угольками на бумаге, в которой заворачивали пищу. Именно там, в заключении, он прочувствовал всю прелесть единения с природой, наслаждения простым, но не всем доступным свободным миром природы.

Объёмный образ пейзажей, относящихся к разным временам года, подчёркивает то, что написанное было не результатом наблюдения за подобной картиной, а замыслом, созревшим в воображении автора. В 1840 году было опубликовано в сборнике стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

Композиция

Стихотворение представляет собой четыре строфы (по 4 стиха в каждой), объединённых синтаксически в одно предложение – период. Это делает его особенно динамичным. Зависимые части предложения – это всё стихотворение за исключением последней строфы. Они ведут в результату, философскому признанию лирического героя о том, что происходит в его душе, когда “волнуется нива” , “кивает ландыш” , “лепечет сагу ключ” . Все три первые строфы начинаются со слова “когда” , последнее четверостишие – “тогда” , которое подчёркивается анафорой во втором стихе (Тогда смиряется души моей тревога, тогда расходятся морщины на челе,— и счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога).

Лирическое стихотворение пейзажного характера с философским обобщением в последней строфе. Его нельзя считать просто пейзажным, из-за присутствия в последней строфе основной мысли, выражено философской направленности. К философской лирике стихотворение также отнести нельзя, оно содержит полноправный пейзажный сюжет, прекрасный по своему содержанию. Таким образом, жанр можно определить, как пейзажно-философское лирическое стихотворение. Стихотворение написано разностопным ямбом, преимущественно в шесть стоп, иногда они “теряются” из-за длинных слов, это создаёт особый ритм и стих, характерный для многих стихотворений Лермонтова.

Средства выразительности

В произведении Лермонтова много ярких эпитетов ( “свежий лес”, “сладостная тень”, “малиновая слива”, “смутный сон”, “таинственная сага”, “студёный ключ”, “душистая роса”, “румяный вечер”, “серебристый ландыш”, “златой час”, “мирный край” ) чем оно заметно выделяется среди остальных стихотворений этого периода. Очень живо предстают перед читателем картины, описанные автором, благодаря его художественной “щедрости”. Стихотворение полно олицетворений: “нива волнуется”, “слива прячется”, “ландыш кивает головой”, “ключ играет и лепечет” .

Читайте также:  Княгиня Лиговская - краткое содержание романа Лермонтова

Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива Лермонтова 7 класс

Михаил Лермонтов написал это стихотворение в 1837 году. Как раз в это время он находился в заключении. Поэт был арестован 4 марта 1837 года за свое стихотворение «смерть поэта», посвященное Александру Пушкину.

Лермонтову пришлось поплатиться за свое творчество, так как в стихотворении были отражены политические взгляды поэта. История рассказывает о том, как сидя в тюрьме до ссылки, Лермонтов написал стихотворение, в котором говориться о природе. Причем стихотворение написано так, что в каждой строчке, в каждом слове чувствуется свобода. Интересный факт: в тюрьме у поэта не могло быть пера и бумаги-он писал обгоревшими спичками на обертке от еды.

Пусть в стихотворении и говорится о природе, но философская мысль тут присутствует, и достаточно глубокая. Поэт говорит о том, что природа способна принести умиротворение, она успокаивает. Находясь в природе, человек отходит от проблем, он познает что-то большее, чем то, что его окружает. В природе человек чувствует себя по-настоящему счастливым. Хотя некоторые могут отнести стихотворение к лирике пейзажа, важно знать, что стихотворение является и философской лирикой.

Лермонтов смог мастерски в нескольких строфах выразить один миг, он смог в этом одном миге отразить чуть ли не всю красоту природы в разных местах: и лес, и сады, ручьи. Но самое главное скрывается в последней строфе, когда автор раскрывает всю суть написанного им стихотворения. «смиряется души моей тревога»: поэт пишет о том, что природа успокаивает, уносит проблемы прочь. Затем поэт говорит в стихотворении читателю, что благодаря природе можно узнать счастье в этом мире.

Метафоры Лермонтова превосходно показывают нам величие природы. Ведь перед природой смиряется сама тревога, она не смеет больше трогать человека, пока природа с ним. «Расходятся морщины на челе» -уступают дорогу счастью и умиротворению, которое дарит природа.

Стихотворение также несет в себе смысл о том, что природа толкает человека на размышления о чем-то великом. Она является тем самым поводом, который позволяет человеку выйти наконец за рамки сознания, обыденного.

Анализ стихотворения Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива

Поиском счастья человек занимается всю свою жизнь. Каждый ищет счастье в чем-то своем: в семье, в работе, в мечтах, в идеях, в помощи другим. Лирический герой Лермонтова постигает истинное счастье, созерцая природу вокруг себя. Именно природа позволяет лирическому герою достигнуть душевного спокойствия, неги, блаженства, ощутить внутреннее умиротворение и вдохновение. Природа не просто становится источником счастья для лермонтовского героя, она открывает ему путь к Богу.

Всего в стихотворении 16 стихов (строк), разбитых на 4 строфы (четверостишия). Первые три строфы описывают то, что приводит лирического героя в состояние счастья: ветер в прохладном лесу, слива, прячущаяся в зелени сада, качающийся ландыш, играющий холодный родник. Для перечисления автор произведение использовал прием рефрена (повтора): каждая строфа начинается с союза “когда”. В последней строфе показано внутреннее и внешнее состояние лирического героя.

Автор раскрывает не только чувства, которые сейчас рождаются в душе лирического героя, но и как эти чувства отражаются во внешности: “Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе”. Этот прием тонкого психологизма позволяет читателю не просто прочувствовать блаженство лирического героя, а в буквальном смысле его увидеть. В последней строфе использован прием анафоры (единоначатия): первые две строки последнего четверостишия начинаются с союза “тогда”, а третий и четвертый стих последней строфы с союза “и”.

Все произведение пропитано чувством радости, счастья, умиротворения. Доказывают это эпитеты: “свежий лес”, “малиновая слива”, “тенью сладостной”, “росой душистой”, “румяным вечером”, “час златой”, “ландыш серебристый”, “смутный сон”, “таинственную сагу”, “мирный край”, “приветливо кивает”. Все эпитеты позитивные, жизнеутверждающие. Они не только передают эмоции героя, но и позволяют нарисовать картины, которые сейчас созерцает лермонтовский герой: увидеть яркие краски заката и восхода, ощутить во рту вкус сливы, услышать лес, почувствовать прохладу ручья.

Природа в стихотворении “Желтеющая нива” изображена в своем движении, она не статична, все в ней дышит, играет, волнуется. Природа живая, и читатель это очень явственно чувствует. Помогают создать такую живую картину не только эпитеты, но и прием олицетворения. Автор намерено придает природным явлениям человеческие черты: ландыш кивает, нива волнуется, ключ играет, лепетом своим погружает в сон. Олицетворение к тому же создает атмосферу некого волшебства.

Стихотворение написано 6-стопным ямбом. Такой размер придает слогу стихотворения легкость, живость и даже некую игривость. Рифма в стихотворении перекрестная, в нечетных стихах рифма точная женская (последний слог стиха безударный), в четных стихах – точная мужская (последний слог стиха под ударением).

Лермонтовское произведение не имеет конца (открытый конец), в последней строфе автор использовал прием эллипсиса (намеренное умолчание), который позволяет читателю продолжить размышления лирического героя и дополнить ряд чувств, которые его переполняют.

Анализ стиха Когда волнуется желтеющая нива

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова пронизано лирикой и описанием природы, больше всего в жизни он любил бывать на Кавказе.

В 1937 году от смертельной раны, полученной на дуэли, скончался кумир всего литературного света Александр Сергеевич Пушкин. Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», волей случая оно попадает в руки чиновников. За резкий тон и намеки на убийство Пушкина в стихотворении Лермонтов был арестован и заключен под стражу в питерскую тюрьму. Именно там увидело свет произведение « Когда волнуется желтеющая нива».

Не имея при себе письменных принадлежностей, Лермонтов создает свое последнее лирическое стихотворение на обрывке бумаги обгоревшими спичками и сажей, вкладывает всю душу в описание великолепия родного края. Именно воспоминания о природе и ее красоте помогают поэту выдержать трудности.

Стихотворение написано сложным предложением в 4 строфы, что не очень характерно для поэта, с указаниями времени, фактора и состояния души. Он писал свое произведение единым порывом, спеша высказать всю чувства и переживания, тоску по свободе и несправедливость ситуации. Поэт вступает в разговор с божественным началом, понимает суть существования, именно это творение гениального поэта-лирика считают совершенством его творчества.

Описание природы наполнено эпитетами: румяный вечер, мирный край, ландыш серебристый, таинственная сага, малиновая слива, эти и другие обороты показывают, как хорошо он чувствовал красоту родного края.

Покой и умиротворенность всего произведения «… Приветливо кивает головой » «… Лепечет мне » сменяется обеспокоенностью и тревогой в последних строчках: «… смиряется души моей тревога, … расходятся морщины на челе» становиться понятным весь смысл стихотворения и трагизм ситуации.

Анализ стихотворения Когда волнуется желтеющая нива по плану

Когда волнуется желтеющая нива

Возможно вам будет интересно

Афанасий Фет написал свое произведение под названием, весьма кратким, но точным – «Вечер». Оно было написано в 1855 году жизни поэта. Это произведение очень реалистично описывает природу и все эмоции, которые переживаешь

Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине

В позднем творчестве Афанасий Фет фактически отказывается от пейзажной лирики, он описывает только личные переживания, вся его лирика становится интимной.

Стихотворение, ставшее символом поэзии Анны Андреевны Ахматовой, было написано в 1942 году, после начала войны. Ахматова всегда была близка к народу, она была его мыслями, душой и голосом

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Ангел» в свои шестнадцать лет. Сюжет произведения основан на колыбельной песни, которую пела Мария Михайловна – мама писателя, своему сыну.

Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. »
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно демонстрирует необходимость теоретических знаний, пробуждает интерес к урокам по теории литературы. Так, например, после знакомства с темой «Пейзаж в художественной литературе» был проведен урок, посвященный анализу стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. »20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Человек и мир природы в литературе

Тема урока: Пейзаж в ХТ (7 класс)

  1. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам.

– Чем является природа для искусства?

– Какие три цели преследует автор ХТ, изображая картины природы?

а) представить картины из жизни природы (лицезрение);

б) передать те чувства, которые она в нем пробуждает (сопереживание);

в) рассказать о мыслях, которые тревожат его разум (размышление).

  1. Какие образы включает в себя картина жизни природы?

а) зрительные образы;

г) осязательные (тактильные) образы.

Обобщение ответов. Учитель дает понятие о видах пространства: закрытое, открытое; дальнее, ближнее и т.д.

Продолжение беседы по домашнему заданию:

– Что такое пейзаж?

– Какие существуют виды пейзажей?

а) годового и суточного природного цикла, в динамике;

б) географические (лес, степь, море, горы и т. д.); вертикального пространства (верхнее и нижнее): небо, светила, земля, овраг, яма;

в) спокойные и бурные;

г) естественные и искусственные (городской, сельский, усадебный, индустриальный; парк, сад, пруд, аллеи);

д) национальный, экзотический, земной, космический, фантастический.

Изучение темы «Место пейзажного описания в композиции ХТ и| функции этих описаний».

  1. Какое место занимает пейзаж в композиции ХТ?
  2. Каковы функции пейзажных описаний?

а) изобразительная – передает визуально-чувственное представление о пейзажной картине;

б) эмоционально-психологическая – раскрывает внутреннее состояние персонажа, передает настроения, эмоции автора;

в) аллегорическая – передает через пейзажные образы некую отвлеченную идею (такие пейзажи рассчитаны на устойчивые традиции прочтения образов);

г) символическая – осмысляет пейзаж и его образы как многозначное авторское иносказание.

  1. Что значит развить в себе пейзажное мышление? (Понимать язык пейзажных образов).
  2. Что дает читателю понимание пейзажных описаний в ХТ?

(Позволяет представить, какую роль в своем ХМ автор отводит природе).

Практическая работа. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива. »

  1. Сообщение цели работы: развить в себе пейзажное мышление, чтобы научиться понимать язык пейзажных образов и представлять, какую роль в своем ХМ автор отводит природе.
  2. Чтение стихотворения (учитель).
  3. Работа с текстом .

– Как построено это стихотворение? (Стихотворение построено в виде развернутого сложноподчиненного предложения с тремя придаточными с союзным словом когда и одним главным предложением, в котором дважды повторено слово тогда. Т. е. сама композиция стихотворения подсказывает ключ к его главной мысли: когда, при каком условии лирический герой находит успокоение душе своей: «когда волнуется желтеющая нива. » и т. д.).

– Каким размером написано это стихотворение? (Шестистопный ямб с пиррихием в пятой стопе).

– Что придает звучанию стиха этот размер? (Стихотворение звучит неспешно, плавно, что передает гармонию и покой природы, дарящей поэту радость и успокоение).

Рассмотрим иконику ХМ этого стихотворения.

Работа в группах над 1–3 строфами стихотворения .

1-я группа выписывает из тексга слова и словосочетания, характеризующие пространство;

2-я группа – образы-звуки и цветообразы;

3-я группа выписывает слова и словосочетания, характеризующие художественное время;

4-я группа – словосочетания, имеющие отношение к образу-персонажу (лирический герой и его место в природе);

5-я группа – образы-чувства и тактильные образы.

Работа в группах с помощью опорных карточек, консультации учителя (то есть учащиеся должны не просто выписать нужные слова и словосочетания, но и уметь их интерпретировать). Обратим внимание на функции пейзажных описаний в данном ХТ: а) изобразительная, б) эмоционально-психологическая.

Осмысление полученных результатов .

1-я группа. Пространственные образы:

Нива, лес, ветерок, сад, слива, тень, листок; роса, куст, ландыш; ключ, овраг, мирный край, откуда мчится он.

Анализируя эти пространственные образы, мы видим, что мысль и взгляд поэта движется от широкого, верхнего пространства к иижнему, и от нижнего – вновь к широкому, открытому пространству, где он не был, но чувствует свою связь с ним благодаря студеному ключу, который рассказывает ему об этом «мирном крае».

2-я группа. Образы-звуки:

Лес шумит при звуке ветерка; ключ. лепечет.

Звуки в природе мирны, ненавязчивы, легки и приятны для слуха. Цветовые образы:

Желтеющая нива, малиновая слива, зеленый листок, румяный вечер, утра час златой, ландыш серебристый.

Мир природы щедро расцвечен красками, яркими, сочными. Образы, созданные поэтом, выразительны, т. к. эпитеты подобраны очень точные, ёмкие.

3-я группа. Художественное время:

Желтеющая нива (конец лета, осень), малиновая слива, зеленый листок (лето), румяный вечер, утра час златой, ландыш серебристый (весна).

Природа близка поэту всегда, в любое время года, в любое время суток.

– Что говорит об этой близости? Присутствует ли образ автора (лирического героя) в картинах природы?

4-я группа. Лирический герой и его место в мире природы.

Прячется. слива (здесь нет прямого указания на присутствие лирического героя, но глагол прячется дает нам это почувствовать: слива от него прячется, он ее увидел).

Ландыш. мне кивает головой; ключ. лепечет мне таинственную сагу.

Природа делится с лирическим героем своей красотой, своими секретами. Он «свой» в этом мире гармонии и покоя.

5-я группа. Образы-чувства, тактильные образы:

Волнуется. нива, свежий лес, тень сладостная, росой обрызганный душистой. ландыш. приветливо качает головой, студеный ключ играет, погружая мысль в какой-то смутный сон.

Лирический герой чувствует природу: волнение нивы, шум свежего леса; он будто ощущает сам, как сладостно сливе прятаться от зноя под тенью зеленого листка; он чувствует душистую росу, которой обрызган ландыш; ему приятна прохлада студеного ключа. И природа отвечает ему взаимностью: ландыш «приветливо качает головой», ключ «лепечет. таинственную сагу», слива игриво «прячется» от него. Равнодушному человеку не удастся увидеть и услышать все то, что дарит природа человеку, влюбленному в нее.

– Все эти образы мы увидели в ХМ природы, изображенной поэтом. Как же соотносится пейзажное описание с внутренним миром лирического героя (автора)?

Работа с 4-й строфой стихотворения.

Душа – тревога; чело – морщины.

– Есть ли что-нибудь подобное в мире природы? Нет. Но: обратим внимание на глаголы: тревога смиряется , морщины расходятся .

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

– Когда же человек может обрести душевный покой?

(Когда он видит и чувствует красоту и гармонию в мире природы, он верит, что не все плохо на этой земле, что счастье есть, и оно – в общении с природой. И он видит, что Бог есть, ибо Он даровал грешным людям природу и возможность наслаждаться ею, ее красотой и величием; и он благодарен Богу за Его доброту и щедрость.)

– Какую роль отводит М. Ю. Лермонтов природе в своем ХМ?

(Чувствуя связь, слиянность с природой, которая щедро делится с ним, лирический герой Лермонтова ощущает себя частью огромного, бесконечного мира.)

– *Почему стихотворение заканчивается многоточием?

– Какие слова в последних двух строчках вы бы выделили ударением? Почему?

(Здесь возможны несколько вариантов: можно сделать акцент на словах «счастье» и «Бог», или на словах «земля» – «небеса», или «постигнуть» и «вижу». Может быть, это говорит о том, что, как ни ставь ударение, какие слова ни выдели – никак не нарушишь того равновесия , которое обретает человеческая душа, соприкоснувшись с Природой.)

Выводы, обобщение ответов.

Ни выбор формы, ни выбор слов – ничто не случайно в художественном произведении. Помог ли такой подробный анализ лучше понять стихотворение? Что вы увидели в этом ХТ, чего не заметили сразу, при первом чтении?

Учащимся предлагается выучить это стихотворение наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество М.Ю. Лермонтова – загадка бытия. Помочь ученикам сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кад.

Урок-исследование. Способствует раскрытию не только исследовательских навыков в работе учащихся, но и развитию творчества, ассоциативного и абстрактного мышления.

АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование.

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей.

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия.

Цель урока: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», комплексный анализ стихотворения.

«Когда волнуется желтеющая нива» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, тема, жанр

История создания

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» написано в 1837 году, через некоторое время после создания знаменитого произведения Лермонтова «Смерть поэта». Цензурный комитет принял решение поместить юного обличителя под арест до окончательного решения по его делу.
Находясь в Петербургской тюрьме, Лермонтов с особой остротой чувствует тоску по гармоничному миру природы и воспроизводит в своём воображении череду пейзажей, помогающих ему пережить испытания неволей.

В сборнике стихотворений 1840 года данное произведение впервые увидело свет.

Основная идея

Смысл стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» — преображение человека через созерцание им красоты и величия окружающего мира. Природа раскрывает перед лирическим героем свои сокровища, и именно это общение становится для него источником сил и вдохновения, позволяет почувствовать гармонию мира и приобщиться к этой гармонии.

Стороннее наблюдение очень быстро переходит в диалог с природной стихией, и этот диалог приближает героя к избавлению от тревоги, пониманию себя и способности увидеть божественное начало мира.

Вспомним, что стихотворение было создано поэтом в период заключения, когда он был лишен возможности свободно любоваться родной природой и черпать силы в общении с ней. Оттого особенно объемными получились созданные воображением и памятью образы, особенно пронзительно звучит главная мысль о необходимости связи с природой для полноценной жизни и понимания мира.

Художественные особенности

Язык стихотворения богат прилагательными, что наполняет картину воздухом жизни, ощутимой почти физически прелестью природы.

С точки зрения синтаксиса текст выполнен оригинально: он представляет собой одно сложное предложение с несколькими придаточными времени (когда…, когда…, когда…).

Каждая из картин природы является тем условием, которое позволяет герою почувствовать череду внутренних изменений. Из-за плотной синтаксической структуры текст воспринимается как единый выдох, спонтанный порыв восторга.

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»

СТИХОТВОРЕНИЕ «КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА … » (1837)

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Большая часть стихотворения — пейзажная зарисовка. Гармония природы подчёркивает разлад в душе лирического героя. Красота природы даёт надежду на воссоединение с природой и людьми:

И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога …

В первых трёх строфах раскрывается понятие «мир», в последней появляются понятия «я» и «Бог».

Первые три строфы начинаются словом «когда», а в последней строфе повторяется слово «тогда».

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: единение человека с природой. ⦁ Идея: описан путь от души к мирозданию, к ощущению Бога, который присутствует в красоте мира и в душе человека.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: смутный сон, час златой, румяным вечером, ландыш серебристый и др.

⦁ Олицетворения: ландыш кивает головой, прячется в саду малиновая слива, волнуется желтеющая нива.

⦁ Метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

Стихотворение написано Лермонтовым в феврале 1837 года, когда поэт находился под арестом в здании Главного штаба в Петербурге за стихотворение «Смерть Поэта». К нему пускали лишь камердинера, при носившего обед. Хлеб ему заворачивали в серую бумагу. На этой бумаге с помощью спичек и печной сажи было написано это произведение.

У стихотворения нет названия, но уже его первая строчка заинтересовывает читателя: что же происходит, когда «волнуется желтеющая нива»? Всё стихотворение состоит из одного предложения.

Первая, вторая и третья строфы — это всё придаточные предложения времени, причины и условия (когда), которые раскрывают значение одного главного предложения. Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части изображены картины природы — каждая строфа начинается со слова когда.

Во второй части описаны чувства лирического героя — они возникают тогда. Изображая природу , поэт рисует не одну, а несколько поэтических взаимосвязанных картин.

Он рассказывает, как «волнуется желтеющая нива» при легком звуке ветерка, как свежий лес задумчиво шумит, как «прячется в саду малиновая слива», как «студёный ключ играет по оврагу».

В этих пейзажных зарисовках Лермонтов олицетворяет природу: ландыш «приветливо кивает головой», ключ лепечет «таинственную сагу».

Изображая любимые пейзажи, поэт рассказывает о бесконечно обновляющейся природе — о разных временах года. Это и осень (желтеющая нива), и весна (свежий лес; ландыш серебристый), и лето (малиновая слива). Стихотворение богато художественно-выразительными средствами.

Поэтические эпитеты создают атмосферу лирической таинственности (тень сладостная; румяный вечер; смутный сон; таинственная сага). Лермонтов использует характерные для его творчества цветовые эпитеты (желтеющая нива; малиновая слива; зе лёный листок).

Из художественных средств поэт использует также анафору (И счастье я могу постигнуть на земле, / и в небесах я вижу Бога … ). В первой строфе дана широкая пейзажная панорама: поле, лес, сад.

Затем поэт суживает художественное пространство, остаются только слива, куст, ландыш. Но потом пространство снова расширяется — оно вместе с бегущим студёным ключом прорывается за горизонты:

Когда студёный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он …

Художественное пространство становится бесконечным. Эта картина — кульминация стихотворения. В заключительном четверостишии поэт говорит о чувствах своего лирического героя.

Четыре стиха и четыре важных преображения в человеке: «Тогда смиряется души моей тревога» — преображение внутреннего мира; «Тогда расходятся морщины на челе» — изменение внешнего облика; «счастье я могу постигнуть на земле» — возможность восприятия ближнего мира; «И в небесах я вижу Бога … » — возможность восприятия дальнего мира, мироздания.

Ощущение покоя, безмятежного счастья, гармоничности мира даёт лирическому герою природа. И эта сопричастность с природным миром позволяет поэту сказать: И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога …

Первая строфа стихотворения — шестистопный ямб, во второй и третьей строфе чередуются шестистопный и пятистопный ямб, последняя строфа — шестистопный ямб, но последняя строка укорочена (четырёхстопный ямб). Лермонтов использует перекрёстную и кольцевую (в последней строфе) рифмы.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

  • эпитеты: «малиновая слива», «под тенью сладостной», «росой душистой», «румяным вечером», «утра час златой», «ландыш серебристый», «студёный ключ»;
  • олицетворения: «волнуется нива», «прячется слива», «ландыш… приветливо качает головой», «ключ играет, лепечет… сагу», «смиряется тревога»;
  • метафоры: «лепечет таинственную сагу», « в небесах я вижу бога».

Обилие олицетворений необходимо Лермонтову, чтобы показать, сколько жизни разлито в каждом создании природы. Они играют, шумят, лепечут, волнуются – т.е. живут полной духовной жизнью.

Мелодичность и плавность стихотворения обусловлена наличием аллитераций («л», «н», «в»), его молитвенность и глубина переданы посредством ассонансов («о», «у», «и», «э»).

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

«Как океан объемлет шар земной» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – тема, идея, жанр

Жанр и литературное направление

Традиционно Михаила Юрьевича считали автором-романтиком. Лирический персонаж его произведений одинок, отрезан от окружающего мира, является полной его противоположностью. Идеал героя — гармония, недостижимость которой приводит его к терзаниям и духовному поиску. В уединении он общается с природой, любуется ее красотой.

Одновременно произведение «Когда волнуется…» можно отнести к философской и пейзажной лирике. Постоянно изменяющиеся природные картины автор изображает в первых строфах: лес, овраг, нива. В заключительной части наблюдения переводят автора к философским обобщениям — он плавно переходит к познанию себя и Творца.

Сначала в трех строфах писатель применяет перекрестную рифмовку, затем в последней части она сменяется кольцевой.

Лирическое произведение написано стихотворным размером шестистопный ямб, что позволило Михаилу Юрьевичу создать чувство движения. Действие останавливается лишь в последней, короткой строчке, ставшей результатом размышлений.

Композиция и тема стихотворения

Темой стихотворения служит описание российской природы летом. Главная мысль произведения и его идея заключены в последней строфе. Находясь в заключении, поэт понимает, что он был счастлив, когда был свободен. Человек способен постигнуть Бога, только будучи свободным и имея возможность видеть Его творения.

Композиция этого произведения не укладывается в привычную схему. Стихотворение состоит из двух частей.

  1. Описание природы. Эта часть занимает три строфы;
  2. Собственные переживания поэта вмещаются в одно четверостишие.

Три строфы разделены между собой вопросительным наречием «когда», которое устанавливает четкие границы, отделяющие картинки природы. И как подведение итога – появляется наречие тогда.

Темы и проблематика

Основная тема стихотворения — многогранность природы. Автор последовательно рисует 3 картинки, подводя читателя к своему внутреннему миру. Поэт описывает разные пейзажи, причём меняются не только образы, но и время суток. В первой строфе присутствует слово «тень», поэтому можно предположить, что описывается полдень. Во втором четверостишии упоминаются вечер и утро, а в третьем нет прямого указания на время суток, но из контекста следует, что это день.

Динамичность достигается и путём смены времён года. Одни картины присущи весне, другие — лету, третьи — осени. Автор кратко показывает, что природа не статична, а изменчива. Многообразие ликов стихии приводит душу в спокойное состояние.

Вторая тема, раскрытая автором, — поиск гармонии и счастья. Наблюдая за природой и общаясь с ней, он понимает, что прекрасен каждый миг. Всё, созданное творцом, и есть идеал, которого невозможно достичь, но к нему стоит стремиться. Настоящую свободу дарит единение с природой, и оно же наполняет душу гармонией, настраивая на философский лад. Понять сущность мироздания и увидеть его совершенство можно только через веру, и недаром в стихотворении упоминается бог как создатель земного мира.

Третья тема — настроение лирического героя. Слияние с природой подарило автору просветление, умиротворение и понимание истинной сути вещей. Герой понял, в чём состоит божественный замысел, и от этого душа наполнилась счастьем.

Определение жанра произведения

Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» мы продолжим определением его жанровой принадлежности. Вообще, М. Ю. Лермонтова относят к поэтам-романтикам. Это значит, что его лирический герой одинок, отрешен и не находит себе места в мире людей.

С первого взгляда произведение можно отнести к обычной пейзажной лирике. Первые строфы содержат анафору «когда», в них дается описание природы.

Но последняя строфа меняет все: в ней говорится о том, что человек счастлив только тогда, когда видит перед собой спокойную природу. Тут и кроется основная идея стихотворения: природа дает толчок к размышлениям на философские темы. Именно поэтому ряд исследователей относит произведение к философской лирике. Ведь лирический герой здесь вступает в диалог с природой как с замыслом Бога и находит себя, находит Бога.

Анализ стихотворения «Пленный рыцарь»

Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решётка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя, —
Слезу и сдёрну с лица я забрало.

Оказавшись в заключении в этот раз, Лермонтов не испытывал чувства вины. Инициатором дуэли был Барант. В ссоре были замешаны женщины и политика. Лермонтов предвзято относился к французам из-за гибели Пушкина. Лермонтов признался на суде, что стрелял в сторону. Барант же уверял, что поэт целился в него, но промахнулся. От Лермонтова требовали извинений перед Эрнестом Барантом за показания в суде, но тот категорически отказался, и даже по этому поводу писал Бекендорфу. Все эти события стали причиной появления столь безнадежного, грустного стихотворения. Анализ стихотворения «Пленный рыцарь» помогает понять душевное состояние поэта в тот момент, ктогда он создавал это произведение.

История создания стихотворения «Пленный рыцарь»

Стихотворение «Пленный рыцарь» датируется 1840 годом. Известно, что когда Лермонтов был арестован за дуэль с французом Барантом, его навестил Белинский. Воспоминание об этом событии, записано И.И. Панаевым со слов Виссариона Григорьевича, который зашел к нему после встречи с поэтом.

Можно предположить, что Лермонтов написал стихотворение «Пленный рыцарь», находясь под впечатлением от беседы с Белинским. А может быть, наоборот, заговорил о шотландском авторе исторических романов потому, что в этот момент создавал новое стихотворение о пленном рыцаре. Ведь, как известно «мало поэтичный» Вальтер Скотт писал как раз увлекательные рыцарские романы.

Тема и идея стихотворения

Находясь в ордонанс-гаузе, Лермонтов имеет возможность работать. Бабушка выхлопотала разрешение, чтобы Лермонтова навещал Шан-Гирей. Тому не разрешалось только заносить в камеру свою шпагу. Ни о каких других запретах Шан-Гирей в своих воспоминаниях не пишет. По его свидетельству, в заточении была написана пьеса «Соседка», которая по теме перекликается с «Пленным рыцарем». Лирический герой – пленный рыцарь. Тема стихотворения – чувства и мысли пленника. В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов позиционирует себя с героем стихотворения. Главная идея, конечно, свобода. Произведение написано в жанре лирико-эпического стихотворения.

Композиция, построение стиха

По композиции – это одночастное стихотворение, в котором выражены мысли узника, заключенного за решетку. Пленник сидит у окна и смотрит на небо, в котором играют вольные птицы. Это единственный, доступный ему уголок природы. Вольные птицы противопоставляются пленнику. Узник-Лермонтов вспоминает коня, битвы, в которых успел принять участие во время первой ссылки на Кавказ, но свои мысли он передает узнику рыцарю. А как еще он может выразить свои чувства, не оскорбляя верноподданических чувств своих читателей? Только изменив время и место происходящего.

По форме стихотворение состоит из пяти четверостиший, написанных стихотворным размером четырехстопный дактиль, придающий стихотворению протяжность, и передающий безнадежность, уныние пленника. Рифмовка в произведении перекрестная, все рифмы женские.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности помогают читателю почувствовать душевное состояние героя, который удручен неволей.

Обращает на себя внимание тот факт, что когда Лермонтов говорит о свободе, он называет вещи своими именами синее небо, вольные птицы, тяжелый меч, железный панцирь. Как только заговаривает о заключении, появляются метафоры (грешная молитва, каменный панцирь). А на аллегориях построена целая строфа.

«Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Пленный рыцарь», написанное в 1840 году, относится к зрелым произведениям М. Лермонтова. Вероятно, оно было создано поэтом в марте-апреле 1840 года, в период своего пребывания под арестом после дуэли с Э. Барантом. Впервые стихотворение увидело свет спустя год, в восьмом номере «Отечественных записок».

«Пленный рыцарь» продолжает «тюремную тему», поднятую Лермонтовым в «Узнике» и «Соседе». Наследуя традиции «рыцарской баллады» – характерные образы (молитва, песнь «во славу любезной», оруженосец) и ритмическую организацию, стихотворение лишено сюжетного развития.

Основной мотив узничества, несвободы тесно переплетается с ощущением трагического одиночества, вызванного конфликтом личности с окружающей действительностью. Произведение отражает трагическое мироощущение поэта, полагавшего, что духовная свобода возможна лишь за рамками земного бытия. Стихотворение выражает душевные страдания героя от несоответствия существующей реальности идеалам и подчеркивает безнадежность ожидания свободы.

Состоящее композиционно из пяти строф, произведение представляет собой монолог, раскрывающий конфликт личности и общества, свободы и неволи.

Конфликт заявляется в первой строфе антитезой «темница – синее небо». Слово «молча» вызывает ассоциацию с пленом, при этом темницей для героя оказывается весь мир, а свобода – играющие в небе «вольные птицы»– едва виднеется из тесного окошка. Темница метафорически означает жизнь в неволе, в несвободе. Рыцарю «больно и стыдно» – ведь он побежден и пленен, хотя должен был в соответствии с рыцарским кодексом чести победить или пасть в бою.

Настоящее для рыцаря – горестные раздумья и бессмысленное прозябание в ожидании смерти, ведь все героические поступки остались в прошлом: «Помню я только старинные битвы». Герой пассивен – ему тесно в этой жизни, он буквально задыхается в ней: «душно …мне стало».

Третья строфа представляет развернутую метафору, где элементы рыцарских доспехов становятся деталями тюрьмы. Лермонтов вводит в строфу лексику, подчеркивающую бессилие и пассивность героя – закован, заколдован, давит. Прилагательное «каменный» создает образ склепа, из которого невозможно выбраться.

В четвертой строфе, построенной на метонимических переносах (щит мой – двери темницы, шлема забрало – решетки бойницы) при помощи антитезы камня и железа (щит, шлем, забрало) противопоставляются символизирующая неволю темница и бой, как символ борьбы за свободу. Характерной чертой стихотворения является внутренний параллелизм образов – центральные образы (щит, меч, конь) повторяются в катренах, получая художественное развитие.

Рыцарь осознает свою абсолютную несвободу и стремится вырваться из чуждой жизни, видя свое избавление в смерти и торопя «летучее время». С помощью скрытой кольцевой композиции – противопоставление свободы неволе в первой строфе и противопоставление свободы смерти в последней строфе – поэт усиливает ощущение трагической безысходности жизненной ситуации для героя.

Заключительная строфа синтаксически противопоставлена первым четыре строфам – четверостишие состоит из трех законченных предложений, два из которых являются восклицательными. Повелительное наклонение (мчись же) вносит мажорные интонации. Рыцарь не побежден, его делает победителем нежелание сложить оружие, душевно капитулировать перед врагами: именно рыцарь – хозяин смерти, ведь она выступает лишь его оруженосцем, стремянным («смерть… подержит мне стремя»).

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, который в сочетании со сплошной женской рифмой придает монотонную напевность стихотворению, передавая ощущения уныния и бессилия героя. Аллитерация шипящих звуков (сижу, окошком, грешной, тяжелый, шлем, щит, решетка, душно) передает интонации безнадежности и трагизма.

В стихотворении «Пленный рыцарь» Лермонтов выразил собственные душевные терзания, вызванные невозможностью самореализации, и нежелание капитулировать перед условностями общества.

Ссылка на основную публикацию