Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» написанное в жанре оды – это размышление уже взрослого поэта о своем поколении. Привыкший относиться критически к себе и другим, Лермонтов не совсем справедлив, вынося столь жестокий приговор своему поколению. Он излишне требователен в отношении к своим ровесникам.

Потомки вправе гордиться поколением, давшим самого Лермонтова, Белинского, Н.В. Гоголя, А.С. Даргомыжского. И. Айвазовского. Поэт тонко чувствовал притворство, обман, и это обстоятельство делало его желчным, придирчивым, несносным.

Немного об истории создания стихотворения

В феврале в 1838 года Лермонтов был переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, квартировавший в Селищенских казармах близ Новгорода. Это, несправедливо заброшенное сейчас место было любимым детищем военного министра графа А. А. Аракчеева. Казармы позднее стали называться аракчеевскими. К ним были подведены шоссейные дороги, территория была благоустроена. Сюда привозили иностранных гостей, желая похвастаться военной выправкой русской Армии.

Корнет Лермонтов жил вместе с корнетом Краснокутским в так называемом «сумасшедшем доме». Так называли часть дома, в которой жили неженатые молодые офицеры. В часы несения службы он командовал взводом, а в часы отдыха участвовал в офицерских забавах. Из комнат сумасшедшего дома почти круглосуточно слышались звуки гитары, фортепиано. Офицеры много читали, кто-то что-то писал. В комнате Лермонтова стены были исписаны стихами. Очевидно, с бумагой было туговато, рождавшиеся в его мозгу рифмы, он выцарапывал прямо на стене.

Офицеры долго берегли эти надписи, пока однажды во время отсутствия полка в казармах, инженер, которому был поручен ремонт, не распорядился закрасить их. Вполне возможно, что стихотворение «Дума» было записано на этих стенах, поэтому бумажного автографа не сохранилось.

Стихотворение «Дума» было впервые напечатано в «Отечественных записках», принадлежавших на тот момент Андрею Краевскому 1839 году.

Тема и идея стихотворения

Стихотворение называется «Дума». И наверняка оно стало плодом наблюдений за офицерами в этом самом «сумасшедшем доме». Большинство из них часы досуга посвящало пьянкам, карточным играм, другим увеселениям. Лермонтов с молодых лет начал задумываться о смысле жизни. Воспитанный на творениях Байрона и Пушкина, он видел смысл жизни в борьбе с несправедливостью. Но его мысли не находили поддержки у ровесников.

Тема стихотворения «Дума» — это философское размышление о судьбе целого поколения, утомленного жизнью. Основная мысль стихотворения – это переживание поэта о том, что

Идея стиха была духовно близка и Герцену, который всего на 2 года старше поэта. Через 3 года после написания «Думы» Герцен записал в своем дневнике следующее:

Композиция, построение стихотворения

Стихотворение «Дума» написано в жанре оды, хотя классические каноны оды нарушены. Впрочем, Лермонтов в этом не повинен. В русской литературе эти каноны начал нарушать еще Державин. Профессор филологического факультета МГУ А. И. Журавлёва увидела в «Думе» сложный синтез элегии, ямбической оды и философского монолога.

Композиция стихотворения простая. Стихотворение цельное, одночастное, хотя и разбито на отдельные строфы. Первая строфа стихотворения состоят из 16 строк, третья строфа – из 12 строк, вторая и четвертая строфы содержат по 8 строчек. Рифмовка перекрестная, женские рифмы сочетаются с мужскими. Размер стиха – шестистопный ямб, обеспечивающий произведению задумчивую неторопливость.

Средства художественной выразительности

В стихотворении использованы средства, художественной выразительности, помогающие Лермонтову ярче, рельефнее выразить свою мысль. Преобладают негативные олицетворения.

  • Эпитеты: грядущее, богаты, ровный, чужом, созрелый, постыдно равнодушны, лучшие, промотавшимся отцом.
  • Олицетворения: пусто, темно (о будущем целого поколения) наукою бесплодной, осмеянных страстей, Восторгом сладостным, зарытый скупостью и бесполезный клад, холод тайный, роскошные забавы, добросовестный, ребяческий разврат. мысли плодовитой, Насмешкой горькою;
  • Метафоры: мы вянем, иссушили ум, огонь кипит,
  • Сравнения: жизнь томит, как путь без цели, Так тощий плод
  • Гипербола: презренные рабы.
  • Антитезы: к добру и злу; надежды лучшие – неверие; и ненавидим мы, и любим мы; ни злобе, ни любви, холод – огонь.

В заключение анализ стихотворения Лермонтова «Дума» вспомним о том, что Белинский высоко оценил художественные достоинства и идейное содержание этого произведения. Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», известный русский критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней…».

Анализ стихотворения «Дума» (М. Ю. Лермонтов)

Михаил Лермонтов прославился среди потомков не только любовной лирикой и поэмой о свободолюбивом юноше, но и серьезными философскими стихами о наболевших проблемах и острых вопросах. Одним из таких произведений Многомудрый Литрекон считает «Думу» и предлагает вам обратиться к ее анализу.

История создания

Стихотворение «Дума» было создано в 1838 году. Оно относится к зрелой лирике поэта (на тот момент ему было 24 года). В этот период он все чаще рассуждает в своих шедеврах над темой поколения, осуждает своё настоящее и презирает будущее.

История написания произведения тесно связана с тем, что чувствовал Михаил Лермонтов в первой кавказской ссылке. Там он не находил взаимопонимания с коллективом, был белой вороной среди черной стаи. Молодые офицеры поразили его своим равнодушием к жизни страны, своей апатией и праздностью. Пылкие речи поэта были чужды им, и юный дворянин замкнулся в себе, изливая горечь одиночества на бумагу. Он был настроен оппозиционно по отношению к действующей власти и к конформистскому обществу, которое ее поддерживало.

Жанр, направление, размер

Стихотворение трудно отнести к определённому жанру, оно совмещает в себе как черты элегии, так и сатиры.

  1. Первый жанр проявляется в размере и композиции произведения. Оно написано шестистопным ямбом, разделено на пять строф, четыре из которых состоят из восьми строк, одна из двенадцати. Такой объём прибавляет «грузность» стихотворению, создаёт медленность прочтения.
  2. Второй жанр раскрывается в направлении, тематике. Автор обличает пороки окружающего общества, с язвительностью и негодованием рассуждает о прошлом и будущем.

Образы и символы

  • В бездеятельности поколения лирический герой винит «ошибки отцов». Под этим образом скрывается восстание декабристов 1825 года. Горькая попытка предков изменить своё положение научила будущее поколение не высказывать своё мнение, не стремится к справедливости. Потому с ранних лет их жизнь томит как «ровный путь без цели», а перед опасностью они «позорно малодушны».
  • Лирический герой является частью своего поколения, поэтому везде пишет «мы». Но его отличает печаль, с которой он смотрит на недостатки своих ровесников. Он задумывается о будущем и грустит, что ничего не сможет оставить потомкам. Значит, его отличает сознательность, с которой он прозябает в праздности. Но он не властен над своей судьбой: таково ярмо его времени. Он – игрушка в руках рока и заложник паутины исторических и социальных закономерностей.
  • Образ толпы раскрывается как бездушная масса людей, существующая без духовных ценностей, без высших стремлений. Однако лирический герой и себя относит к ней. Он понимает, что связан неразрывной нитью с окружающим обществом. Историческое прошлое обусловило эту нить.
  • Символ раннего плода отражает состояние поколения, о котором пишет поэт. Эти люди рано взрослеют и столь же рано увядают, но толку от их созревания нет, ведь они бесполезны, будто фрукт, лишенный вкуса и запаха. Праздность губит их ум, а несвобода разлагает их души.
  • В глаголах «иссушили», «извлекли (сок)» автор выражает сущность увядания своего поколения. Весь сок жизни, свои чувства они скрывают и умеряют, чтобы не быть осмеянными лицемерным обществом.

Темы и настроение

Тематика произведения М. Лермонтова довольно-таки богата, хоть стихотворение и не отличается большим объемом.

  1. Основная тема стихотворения — сущность современного человека. Лирический герой скептически относится к своему поколению, он не видит его будущего. По его мнению, современное общество ведёт бессмысленное существование, ведь оно равнодушно и к добру, и к злу, у него нет принципов и целей, ради которых стоит жить.
  2. Также затронута тема преемственности поколений. «Ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Их опыт привёл к бездействию «детей», отсутствию стремления к знаниям, к прогрессу. Лирический герой переживает за духовное наследие, которое оставит их век.
  3. Лермонтов дал исчерпывающую характеристику своему времени, затронув тему власти и выразил свое презрение к ней. Современников он назвал презренными рабами и не случайно, ведь после декабристского восстания дворяне больше не участвовали в жизни страны, закрылись в ограниченном мирке удовольствий и радостей своего положения, чтобы не замечать общественных проблем.
  4. В стихотворении преобладает настроение тоски, сожаления, ощущение безысходности. Лирический герой язвительно обличает пороки своего времени, причисляя и себя к тем, кого он обвиняет.

Проблемы

Проблематика произведения тесно связана с идеей и говорит о том, что же поэт осуждает в людях, за что корит их.

  1. Праздность. Дворяне жили «на всем готовом», то есть не работали и не служили отечеству. Страна держалась на крестьянском труде, а элита лишь паразитировала на народе. Это состояние «ничегонеделания» развратило молодых людей. Они перестали развиваться и стремиться улучшить жизнь в России, хотя это именно их долг перед Родиной.
  2. Лицемерие. Современники Лермонтова скрывали свои истинные душевные порывы, чтобы не быть осмеянными. Это привело к тому, что они перестали получать удовольствие от жизни. Все эмоции были наиграны, речи – циничны, а душа оставалась одинокой и непонятой, поэтому все радости молодости стремительно пролетели мимо.
  3. Бессмысленность бытия. Герои того времени – пловцы по течению. У них нет целей, искренних чувств, возвышенных идеалов. Их циничная ухмылка – лишь стремление придать себе мнимой значимости. Они не наполняют свое бытие смыслом, просто прожигают жизнь. Именно поэтому героя страшит упрек сыновей, который они обратят к промотавшимся отцам.
  4. Равнодушие. Современники автора ко всему безразличны, даже их любовь случайна и легковесна. Их ничего не трогает, ничего не волнует, ничего не вдохновляет, значит, они пусты.
  5. Цинизм. Поколение Лермонтова лишь насмехается и упражняется в остроумии, но за едкими репликами скрывается пустота.
Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать 9 класс

Основная идея

Стихотворение относится к философской лирике, потому основная часть произведения — размышления. Лирический герой приходит к тому, что несмотря на скрытые душевные порывы, его поколение обречено на неплодотворное существование. Оно не принесёт никакой пользы потомкам, ведь живет без любви, без высших стремлений, без тяги к наукам. Это и есть главная мысль текста.

Смысл, вложенный в эти строки, поэт будет развивать и дальше. Продолжением его размышлений на этот счет является роман «Герой нашего времени», где лицом поколения становится безнравственный циник Печорин, чья жизнь не имела смысла. Все его выдающиеся способности были растрачены на мелочи.

Средства художественной выразительности

Поэзия Лермонтова богата средствами художественной выразительности, которые помогают придать мелодичность строкам, увидеть равнодушные глаза лирического героя, полные презрения и тоски.

Метафоры — неотъемлемый троп многих произведений. В каждой строфе можно увидеть скрытое сравнение, необычный оборот речи.

Так, в первом восьмистишии лирический герой во фразе «Богаты мы, едва из колыбели/ Ошибками отцов…» выражает преемственность молодого поколения и пагубное воздействия на него опыта предков. Далее он сравнивает жизнь с пиром «на празднике чужом». В этой фразе выражается равнодушие к жизни, отсутствие стремления ко всякой деятельности.

Чтобы придать монотонности звучанию, автор использует такой примем, как анафора — единоначалие. В предпоследней строфе отчаяние героя достигает высшей степени:

И ненавидим мы, и любим мы случайно/ Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви/ И царствует в душе какой-то холод тайный.

Также важную роль играют эпитеты. Они выражают презрение героя к прошлому и настоящему: «презренные рабы», «бесполезный клад», «ребяческий разврат», «толпой угрюмою».

Урок-размышление по стихотворению М.Ю. Лермонтова “Дума”. 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

Тема: «Печально я гляжу на наше поколенье…» (Урок-размышление по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Дума»)

  1. Тема судьбы поколения в истории русской литературы;
  2. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума»;
  3. Связь с современностью, с дагестанским автором. Актуальность для современных молодых людей.

Оборудование, наглядность: компьютер, экран, слайды.

Ход урока

1. Внимание на экран. (I слайд – стихотворение).

(На экране текст стихотворения К.Ф. Рылеева) («Гражданин»).

Я ль буду в роковое время
Позорить Гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенья века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетенную свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги.
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдет ни Брута, ни Риеги.

(Брут – убийца римского императора Юлия Цезаря, Риего Рафаэль – испанский революционер, поднял восстание в 1819-1820 гг.; был казнен в ноябре 1823 г.).

– Узнали стихотворение? Кто автор? Когда оно написано? Как называется? Какие мотивы, темы звучат здесь?

(Тема судьбы поколения).

Не случайно именно Рылеев К.Ф. пишет это стихотворение. Именно декабристы ввели тему поколения, героя, человека борьбы, тему гражданственности в русской литературе.

2. Особенно ярко эта тема найдет свое отражение в творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.

(IIIслайд – портрет М.Ю. Лермонтова (1814-1841).

– Вспомним, в какое время жил поэт Лермонтов?

– Какими важными историческими событиями отмечена первая четверть XIX в.?

(Победа в Отечественной войне в 1812 г.).

(Восстание декабристов в 1825 году).

(Поражение восстания. 1830-е годы – время реакции).

Судьба Лермонтова неразрывно связана с судьбой поколения, входившего в жизнь в начале 30-х годов 19 века. Судьба самого поэта не была легкой (ссылка на Кавказ, невозможность выйти в отставку и заниматься литературным трудом).

А какова же участь его современников?

«Лермонтов – поэт совсем другой эпохи, его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» (В.Г. Белинский).

В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения 30-х годов XIX в., времени тяжелейшей политической реакции.

Молодое поколение дворян 30-х годов XIX в. выросло и сформировалось в годы реакции, после поражения восстания декабристов.

Это был цвет образованной части русского общества. Однако после поражения декабристского восстания 1825 г. борьба стала невозможной. Дворянские интеллигенты пытались замкнуться в себе, уйти во внутренний мир, надеясь там найти спасение от существующего порядка. Мысль стала роковым мучением и единственной реальной силой, способной возвратить живого человека к деятельности и борьбе.

3. Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828-1836 и 1837-1841 гг. Граница – 1837 г. (Что это за год? Год гибели Пушкина).

Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения. Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода. Появляются стихи – размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, философское осмысление темы поэта и поэзии.

(Время написания «Думы» – одно из наиболее мрачных в истории страны).

4. В 1838 г. Лермонтов пишет стихотворение «Дума». Послушайте его.

(Учитель читает наизусть стихотворение).

5. Прочитайте, пожалуйста, стихотворение про себя.

Вопросы и задания к стихотворению.

– Ваши первые впечатления. Какие чувства вызвало это стихотворение?

– Каким почувствовали лирического героя «Думы»?

– Как бы вы определили жанр стихотворения? Почему?

Вокруг жанра «Думы» разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки «Думе». К какой точке зрения присоединитесь вы?

Шевырев: «Ужасная эпитафия молодому поколению».

Белинский: «Дума есть сатира».

Фохт: «Дума – социальная элегия».

– Почему стихотворение называется «Дума»? Что такое дума?

«Дума – размышление наедине с самим собой, а не обращение. Собеседников у поэта нет, он смотрит на свое поколение отчужденно, хотя местоимение «мы» непрестанно повторяется в тексте».

– В чем упрекает автор свое поколение?

– Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?

– Почему печален поэт? (Печально я гляжу…)

– Обратите внимание, как построено стихотворение.

– На какие логические части делит автор стихотворение?

– Как описывает М.Ю. Лермонтов свое поколение, с чем его сравнивают?

– Какие пороки поэт вменяет в вину своему поколению?

– Как соотнесены в тексте ключевые образы «отцов и детей»? Какой приговор выносит автор тем и другим?

– Как эти роли меняются в последнем четверостишии? (Потомки-судьи).

– Какова основная идея стихотворения?

Основная идея: духовно нищее поколение ничего не может оставить после себя. Оно лишилось способности чувствовать, сопереживать, их проклянет потомство. Это может быть своеобразный реквием поколению, и в то же время обращение к будущим потомкам.

По словам Белинского: «Эти стихи писаны кровью, они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти».

– Прокомментируйте высказывание критика.

– Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта.

– Что происходит в душе поэта?

Весь тон лермонтовской «Думы» воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого.

В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования.

Читайте также:  Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова - краткое содержание произведения Лермонтова

– В чем видит смысл жизни автор?

– «Дума» – приговор или урок?

Приговор поколению, живущему в масках без «цели и труда». Урок заставить задуматься, пробудить дух борьбы.

– В чем актуальность этого стихотворения для вас?

6. Тема поколения, судьбы – это вечная тема.

Позже к ней обратится Некрасов в стихотворении «Поэт и Гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

(Записать на доске)

К. Рылеев «Гражданин»

М. Лермонтов «Дума»

Н.А. Некрасов «Поэт и Гражданин».

7. А теперь послушайте еще одно стихотворение. Попробуйте определить время, эпоху.

(Прочитать стихотворение Д. Магомедова «Потомки развратного века…»)

– К какому времени вы отнесете это стихотворение? (Конец 1980-х – нач. 1990-х годов)

(Лихие 90-е, постперестроечный период).

Кто автор? (Автор – наш современный дагестанский поэт Джамал Магомедов). (Слайд VIII)

(Прочитайте про себя).

– Какие переклички с лермонтовской «Думой»? Мотивы, тема поколения.

Автор очевидно ориентируется на Лермонтовскую «Думу».

– Какие слова, выражения перекликаются?

Местоимение «я» – нет местоимения «мы», но есть обращение «друзья».

Сгорели их души дотла.

– На чем основана надежда?

Пока песня плачет в вышине, есть надежда на спасенье…

– А теперь послушаем самого Джамала Магомедова. (Записи из семейного архива, авторские, поэтому прошу вас вслушаться внимательно).

Подведение итогов урока.

– А теперь я хочу обратиться к вам. С каким посланием вы бы хотели обратиться к своим ровесникам. Попробуйте изложить его в стихотворной или прозаической форме.

Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс по плану

Элегия М.Ю Лермонтова «Дума» относится одновременно и к гражданской, и к философской лирике.

В заглавии отражается главная идея стихотворения. Лейтмотивом произведения звучат рассуждения о судьбе своего поколения и страны. Название для элегии взято не случайно. Это не просто рефлексия по поводу отдельных событий, это именно дума – давящая, никак не исчезающая мысль, не дающая покоя, являющаяся фоном, на котором протекает его жизнь.

В первой строфе лирический герой обличает нынешнее поколения, говоря, что «его грядущее иль пусто, иль темно». С помощью метафоры «презренные рабы» Лермонтов выражает свое отношение к молодежи 30-х годов. Он не только дает ему свою оценку, но и критикует его, презирает «постыдное равнодушие» к добру и злу и безвольность.

Лермонтов считает, что поколение современников двойственно по своей натуре: внутри чувствуется холодность, но по жилам течёт молодая кровь, кипучая и жаркая словно огнь. Поколение живет без цели, отрекаясь от прошлого, и, в то же время, не собираясь предложить что-то взамен будущему. Это перекликается с восстанием декабристов в 1825 году, показавшим, что власть с легкость может подавить народ. Новое поколение не хочет повторить ошибок своих отцов и занимает выгодную позицию бездействия. Также следует отметить, что лирический герой не ставит себя выше своего поколения и в то же время не отделяет себя от него. Автор использует местоимение «мы», чтобы показать: его личная трагедия неотделима от трагедии современников.

Помимо двух поколений (нового и старого), в последней строфе автор говорит об еще одном – будущем. Автор уверен, что пассивность современников не оставит след в истории страны. Оно уйдет «без шума и следа» и ничем не запомнится. Потомки непременно осудят инертность своих отцов: «Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом».

Таким образом, в стихотворении прослеживается связь трех поколений, над каждым из которых задумывается лирический герой и держит свои переживания глубоко в себе, не давая им выхода. Он типичный лермонтовский герой – непонятый человек, страдающий от «одиночества в толпе». И это одиночество только усиливает драматизм стихотворения.

Анализ стиха №2

В творчестве Лермонтова «Дума» (1838 г) считается главным, по выражению своего взгляда на гражданскую позицию, стихотворением. Оно было написано вслед другого произведения, посвященного смерти Пушкина.

Цензурное ведомство не позволило напечатать его в прессе, найдя в строках о власти непотребную, свободолюбивую мысль. Но прогрессивная часть общества, в лице демократов, встретила труд поэта с восторгом. Критик Белинский отметил литературный дар художника.

Лермонтов говорит о молодых людях своего поколения, которые «К добру и злу постыдно равнодушны». Они образованны и богаты, но прожигают жизнь напрасно, бесцельно. Угадывается намек на декабристов, пострадавших ради своей идеи равенства и свободы.

События декабря 1814 года вызвали со стороны царской власти ответные меры. Мятежники казнены, сосланы в Сибирь. Ввелись ограничения свободы слова, цензура проверяла каждую строчку всех художественных изданий. Люди перестали доверять друг другу, боялись вести разговоры на политические темы.
Поэт понимает, что в такой среде трудно быть человеком с

идеалами. В Российской Империи искоренялась Личность, страх заставлял жить бесцельно, праздно проводя время, не принося социальной пользы. Холодный рассудок заставляет не совершать поступки, которые могут нарушить привычный образ жизни, любовь, ненависть не вызывают эмоций, достойных этих чувств.

М.Ю. Лермонтов считает своих современников людьми, живущими только для себя, которые забыли о славных предках и не достойны их. Общество не интересуется искусством, потому что, ни литература, ни научные открытия, не волнуют умы представителей молодежи.

Во всем произведении присутствует мысль безнадежности. Не помня прошлого, не сделав малой толики сейчас, сегодня, что может ждать это поколение в будущем? Только презрение потомков, которые будут жить плодотворно и счастливо. Они вспомнят о своих предках «… насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом ».

Анализ стихотворения Дума Лермонтова

В творчестве великого писателя позапрошлого века Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно много значимых произведений. Одним из которых можно назвать стихотворение «Дума», написанное в 1838 году, не в самое процветающее для России время.

По – настоящему талантливый поэт не может писать на одни и те же темы, это высказывание касается всеми известного М.Ю. Лермонтова. Его творчество многогранно, он освещал большое количество тем в своих произведениях: роль поэта, о родине, о природе, об одиночестве и тоске, а также о ненависти и презрении к молодому поколению. К последней теме можно отнести и стихотворение «Дума».

Название «Дума» означает не просто мысли и размышления по какому – то поводу, это постоянная, «глубокая» мысль, которая не дает человеку покоя. Главная тема – презрение к своим современникам, ведь в то время даже самые талантливые и образованные люди были безразличны ко всему, что происходило или же не могли применить свои знания и умения, были «лишними». Новое поколение занимается ненужными, бесполезными вещами и не привносят ничего хорошего. Лермонтов как бы призывает своих современников «проснуться», «взяться за ум», начать что – то делать. Он высказывает свое негодование и разочарование в произведении. Также поэт вспоминает поколение «отцов», которое он считает образцовым, героическим.

Михаил Юрьевич Лермонтов использует различные средства выразительности: эпитеты «позорно», «постыдно», «наукою бесплодною», которые ярко передают посыл стихотворения. А также метафоры, такие как «тощий плод», «жизнь – путь». Благодаря им стихотворение приобретает еще больший «оттенок» и помогает понять позицию автора. Еще можно выделить одну особенность стихотворения – каждая строфа представляет собой законченную и сформулированную мысль.

Структурное своеобразие: в начале автор пытается показать проблемы общества, затем он возвращается к предыдущему, героическому поколению. Далее Лермонтов относит себя к людям своего времени, но все равно относится к ним с презрением. В самой последней части поэт смотрит на все вышеописанные события со стороны будущего поколения.

Итак, делая вывод можно сказать, что великому русскому поэту М.Ю. Лермонтову удалось описать и передать все то положение, сложившееся в то время. Мы понимаем отношение автора: он с презрением и осуждением относится к своим современникам, но при этом не отделяет их от себя, в этом и состоит его трагедия.

По плану 9 класс 10 класс, кратко. Тема и идея, лирический сюжет

Картинка к стихотворению Дума

Популярные темы анализов

Первый брак великого русского поэта Ивана Алексеевича Бунина, к сожалению, оказался не удачным. Нужно заметить, что поэт очень сильно переживал по этому поводу, и когда он понял, что в его душе просто уже не хватает места,

А.Пушкин один из поэтов, который отличался особенным свободомыслием. Большинство своих произведений он посвятил именно возвышенным чувствам, а именно любви, но его творения эти не ограничивались. Пушкина волновала роль поэта

М.Ю. Лермонтов был тонкой душевной натурой. Он был способен на много в своей жизни. Огромные способности и талантами он обладал именно в литературе. Все свои мысли и размышление он записывал на бумаге. Элегию « Утес» М.Ю. Лермонтов издал в 1841г.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Само название этого стихотворение раскрывает нам его истинную суть. Речь идет о чувствах. Любовь, настигнувшая пылкого влюбленного, толкает его на самоедство, и, как следствие, на мрачные мысли шагнуть в пропасть небытия.

Элегию «Слово» Гумилёв издал в 1919 г в Петрограде. А напечатали его в 1921 г. в сборнике «Огненный столп». Являясь стихотворцем, Н. Гумилев хорошо понимал, какой мощной энергией обладает обычное слово. Душевная тонкость к словесному

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

В 9 классе на уроках литературы изучается стихотворение М. Ю. Лермонтова “Дума”. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом “Дума” по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.

История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.

Тема – потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.

Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.

Жанр – лирическая исповедь с философским и гражданским пафосом, имеет сходство с элегией, сатирой, эпиграммой.

Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “тощий плод”, “чаша наслаждения”.

Эпитеты“презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “добросовестный, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.

Метонимия“богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.

Сравнение“жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.

Оксюморон“добросовестный, ребяческий разврат”.

История создания

В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.

Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что неверящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать его в поэтической форме, родилось великолепное сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости.

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов” , не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы” , которая их совершенно не страшит.

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение” . Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомком, исчезнут с лица земли незамеченно и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем не жертвуя ни злобе, ни любви…” . Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Композиция

Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь ведётся от второго лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.

Жанр “Думы” можно определить как философско-гражданское лирическое стихотворение, оно близко к философской элегии или лирической исповеди гражданского характера. Есть в стихотворении и черты эпиграммы и сатиры. Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.

Средства выразительности

Эпитеты – “ презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих” .

Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы” .

“Дума” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Стихотворение «Дума», анализ которого представлен ниже, является одним из самых известных и значимых творений Михаила Лермонтова. Название произведения полностью вписывается в определение думы. Весь стих представляет собой размышление поэта о тщетности бытия своего поколения, о его бесчувственности и безразличии к жизни.

Идея и краткое содержание стихотворения «Дума» является отражением мыслей поэта, его наблюдений и сокровенных переживаний. И по сей день это произведение является образцом классической поэзии, на долгие годы оставив след в русской литературе.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году. Первая публикация состоялась через год в «Отечественных записках».

Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год написания стихотворения.

Михаила до глубины души поразила верность идеям и непоколебимость убеждений его нового знакомого, которые так отличали его от прежнего окружения поэта, безразличного ко всему окружающему.

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Жанр, направление и композиция

Жанр стихотворения — элегия с элементами эпиграммы и сатиры. По уровню влияния на читателя и жанровым признакам имеет направленность философско-гражданской лирики.

Композицию произведения составляет четыре строфы, связанные между собой единой темой. Исповедь автора ведется от второго лица и является печальным размышлением лирического героя.

Первая строфа стиха освещает открывшиеся лирическому герою проблемы его поколения. Во второй он ищет их решение, обращаясь к событиям прошлого.

Третья строфа выражает осуждение героем свой жизни и причастности к этому потерянному поколению. Четвертая строфа — попытка взглянуть на свое поколение глазами будущих потомков.

Стихотворный размер

В основе произведения лежит шестистопный ямб, чередующийся с четырехстопным и пятистопным с перекрестной рифмовкой. Художественные приемы и разнородные рифмы придают стихотворению эмоциональность и сумбурность.

Средства художественной выразительности

Произведение богато средствами художественной выразительности, которые придают строкам мелодичность и неторопливость, свойственную раздумьям. Поэт особенно часто использует эпитеты, сравнения и метафоры.

Эпитеты«презренные рабы», «поздний ум», «бесплодная наука», «насмешкой горькою», «бесполезный вклад», «тощий плод», «толпой угрюмой». Все они имеют негативную эмоциональную окраску и задают настроение произведения.

Метафоры«чаша наслаждения», «огонь кипит в крови». Также автор выражает равнодушие и безучастие к жизни, которая подобна «на празднике чужом».

Сравнение «жизнь томит как ровный путь без цели» выражает отстраненность от всех эмоций и переживаний.

Заключение

Литературные и стилевые особенности, присущие всей поэзии Лермонтова, делают это произведение образцом гражданско-философской лирики. Автор затрагивает остросоциальные проблемы, актуальные и для взрослых читателей, и для учащихся младших классов.

Образ лирического героя, посыл и главная мысль стихотворения призваны пробудить в сердцах читателей желание к переменам и решимость взять свою судьбу в свои руки, чтобы жизнь не прошла мимо тускло и бессмысленно.

Ссылка на основную публикацию