Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

Школьные сочинения

Анализ поэзии Лермонтова «Кавказ»

В русской литературе Михаил Юрьевич Лермонтов оставил неизгладимый след. Он внес огромный вклад в национальную культуру русского народа и по праву вошел в число великих русских поэтов. Художественное наследие Лермонтова велико и многогранно. Оно отличается глубиной мысли, силой чувства, разнообразием тематики. С ранних лет интересы молодого поэта были очень разносторонними. Лермонтов был страстным поклонником В. Шекспира, видя в его Гамлете человека с могучей волей и богатой душой; увлекался трагедиями Шиллера; восхищался романтическими произведениями В. Гюго, направленными против любых проявлений угнетения человека человеком; высоко ценил вольнолюбивые настроения творчества Байрона. Но наиболее значительную роль в формировании его мировоззрения сыграла русская литература, в особенности творчество А. С. Пушкина. Лермонтов начинал свое поэтическое творчество, переделывая «Кавказского пленника» Пушкина и дополняя свой текст цитатами из произведений других поэтов. Однако усвоение опыта предшественников нисколько не ослабило оригинальности и таланта М. Ю. Лермонтова.

Среди всего многообразия тем и образов, созданных поэтом, довольно большое место занимает тема Кавказа. Впервые посетив этот край еще в детские годы, Лермонтов от всей души восхитился красотой и величественностью его природы, особым гордым духом местных жителей. « Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз », – писал М. Ю. Лермонтов о горах Кавказа. И неудивительно, что впоследствии именно образы Кавказа стали воплощением вольнолюбивых стремлений автора. В. Г. Белинский писал, что «Кавказ взял полную дань с музы» Лермонтова и стал «поэтической родиною, пламенно любимою им». Для Лермонтова Кавказ был жилищем вольности простой, суровым краем свободы. Южная природа стала для поэта олицетворением его “великой родины, она навевала ему воспоминания о детстве, милый сердцу образ матери:

  • В младенческих летах я мать потерял.
  • Но мнилось, что в розовый вечера час
  • Та степь повторяла мне памятный глас.
  • За это люблю я вершины тех скал,
  • Люблю я Кавказ.

В ущельях гор Кавказа молодой поэт был по-настоящему счастлив, именно там его сердце наполнялось самыми сильными и глубокими чувствами. И потому, покинув прекрасные места, он не раз еще вспоминал дорогие сердцу образы:

  • Там видел я пару божественных глаз;
  • И сердце лепечет, воспомня тот взор:
  • Люблю я Кавказ.

Грустью и тоской наполнялась душа поэта в разлуке с прекрасным краем, но даже в этой грусти постоянно звучит неподдельный восторг и восхищение Кавказом. И Лермонтов снова и снова откровенно и страстно признается в искренней любви к Кавказским горам:

  • Люблю я цепи синих гор,
  • Когда, как южный метеор,
  • Ярка без света и красна
  • Всплывает из-за них луна,
  • Царица лучших дум певца…

В окружении живописных картин природы автор предается размышлениям о смысле жизни, о роли природы в духовной жизни человека, о значении ее для поэта. Лермонтов испытывает на себе сильное воздействие чудесных картин – вечернего луча, что «горит на ребрах туч », угрюмого небосвода, высокого месяца, « младых тучек ». Все эти яркие образы наполняют неповторимым вдохновением его душу, и в его воображении рождаются чудесные эмоциональные эпитеты, призванные подчеркнуть красоту и неповторимость окружающей природы.

  • …вот весь наряд,
  • Которым белое чело
  • Ему убрать позволено,

говорит поэт о месяце, окруженном картинами ночного Кавказа. Сердце автора наполняется самыми светлыми и сильными чувствами. В то же время все эти чувства, уверен он, знакомы каждому человеку:

  • Кто не знавал таких ночей
  • В ущельях гор иль средь степей?

Лирический герой Лермонтова мчится на коне среди бескрайних просторов степей. И «туманный месяц» осыпает их «сребристым блеском». Поэт создает идеальную красоту, направляя все средства и возможности поэтической речи на передачу магического воздействия природы, погружающей человека в «чудесное забытье», заставляя его всем существом слиться с окружающим миром. Природа оживает под пером Лермонтова, и луна, « свой взор ко мне склонив», словно упрекает героя в том, что он хотел отнять у нее «владычество степей».

Неповторимой поэтичностью, восхищением мужественной, миролюбивой и полной оптимизма красотой южных пейзажей наполнены стихотворения М. Ю. Лермонтова о Кавказе. Как и во многих произведениях, посвященных красоте природы, в этих стихотворениях автор передает стремление к полному единению с природой и Создателем, желание проникнуть в великую тайну бытия. Кроме того, поэт убежден, что именно в общении с природой Кавказа, в окружении величественных гор и бескрайних степей формируется особый, гордый и вольный характер человека.

Образ Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова (стр. 1 из 4)

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кавказ.
История создания – стихотворение было написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.

Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.

Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

Жанр – стихотворение (пейзажная лирика). Благодаря тому, что полная версия стихотворения не публикуется, оно относится к пейзажной, а не гражданской лирике, (в первоначальном варианте – в последней строфе поэт сокрушается о свободе: личной, творческой, народной).

Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).

Эпитеты – “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “веселым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.

Метафоры – “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.

Сравнение – “играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ»

М.Ю. Лермонтов за всю свою жизнь несколько раз бывал на Кавказе. Он еще в детстве был там, отдыхая с бабушкой. С тех пор он влюбился в Кавказ и в красоту его гор. Самым ярким впечатлением для Лермонтова было знакомство с девочкой. Для него, как считал сам поэт, эта девочка стала первой любовью.
«Кавказ» был написан в 1830 году, но само произведение было опубликовано лишь после смерти поэта. Стихотворение имеет в своем составе три строфы, каждую из которых можно определить как самостоятельную часть. В каждом пятистишии своя мысль. В первом лирический герой рассказывает о расставании с Кавказом. Во втором поэт вспоминает о матери, которую он толком и не помнит, так как был совсем маленьким, когда ее не стало. В третьей строфе он вспоминает о той самой девочке, своей первой любви.

Лермонтов в стихотворении отразил свои мысли, свое отношение к Кавказу и воспоминания. Он восхищался природой Кавказа, впрочем, как и Пушкин. Спустя годы поэт не забыл ту девочку, которая стала для него первой любовью. Он помнит и хранит в сердце детские переживания и эмоции.

Стихотворение навевает чувство легкости, свободы, влюбленности. Оно написано четырехстопным амфибрахием с использованием мужской рифмы. В конце каждой строфы повторяется строчка «Люблю я Кавказ», что указывает на особую привязанность поэта к природе Кавказа. Наличие эпитетов и метафор делает стихотворение более выразительным. Лирическое стихотворение передает особое отношение Лермонтова к Кавказу. Он любил это место, здесь он отдыхал душой.

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Кавказ»

12 декабря 2015

Поэт много своих стихов посвятил природе Кавказа. Он посетил горы еще в детстве, и они запали Лермонтову глубоко в душу. Великолепие и возвышенность природы, люди со своим характером горцев. Если их помнить вечно, надо хотя бы единожды побывать там, так говорил поэт в своем произведении о Кавказских горах.

Написал автор его в 1830 г. В этом произведении три строфы-пятистишья, и в каждой свое направление озвучено. В первой части стихотворения описывается расставание с Кавказом. Вторая часть произведения описывает маму о том, какой она была. А заключительная часть посвящена первой любви, которая была еще в детстве. Главная мысль стихотворения – это понятие души поэта и его настоящая любовь к Кавказу.

Рассказывается все от первого лица, потому что в нем идет передача внутреннего мира поэта, его состояние души. Вспоминая пейзажи гор, Лермонтов воспроизводит в памяти те моменты, соединенные тесно с кончиной матери, с его памятью о детских переживаниях. Произведение наполнено лирикой, его ритм схож с песенным напевом, когда говорится о том, как в младенчестве была потеряна мать.

Лирический настрой и благозвучность стихотворения исходит из того, что оно написано четырехстопным амфибрахием. Важное место здесь имеют средства художественности. Во-первых, в нем много метафор, которые говорят о заре, эпитетов похожих на сладкую песню. Также переполнено произведение такими цитатами «степь повторяла», «сердце лепечет». Имеются и сравнения «как сладкую песню отчизны моей».

Кроме того поэт применяет такую цитату, как «Люблю я Кавказ!», чтобы показать сильнее свою любовь к горам. Выразительность стихотворения увеличивает применение инверсии «розовый вечера час».

Именно здесь автор много размышлял о жизни, о том, какую роль играет природа в жизни человека. На поэта действуют различные картины, например, вечернего луча, который «горит на ребрах туч», месяца, темного небосвода, «младых тучек».

Лермонтов уверен в том, что только при соприкосновении с пейзажами Кавказа, у человека формируется характер. В нем присутствует гордость, вольность.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

История создания

После возвращения А. С. Пушкина из южной ссылки наблюдение за ним не прекратилось. Несмотря на шестилетнее изгнание из родного края, тема свободы для него все так же оставалась актуальной. В 1828 году поэт подал прошение на перевод в действующие войска Кавказа, но царь ему отказал.

Несмотря на запреты со стороны действующей власти, Александр Сергеевич самовольно направился на юг в 1829 году. Ему хотелось встретиться с друзьями, которые находились в ссылке в Арзруме. Увидеть приятелей-декабристов автору все же удалось, однако вскоре был издан приказ о его немедленной отправке в родной край. Вернувшись из самовольного путешествия, Пушкин написал стих «Кавказ».

Пребывая среди дикой и вольной природы Кавказа, Александр Сергеевич остро чувствует человеческую потребность в свободе. Она свойственна и самому поэту, и притесненным правящим слоем черкесам. Несмотря на то что у произведения печальный исход, в повествовании ощущается сила стремления к заветной свободе. После прочтения этого стихотворения остается ощущение, что у лирического героя все получится: он противостоит всем препятствиям и вырвется из плена гнетущего строя.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”.

Пушкинские
метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Тематическое направление

Идея написания этого произведения возникла после того, как поэт побывал на прогулке в горах. В своем творении Александр Сергеевич мастерски использует приемы пейзажной лирики, совмещая их с философскими размышлениями. Влечение к свободе, которой очень сложно достичь, выражается в произведении «Кавказ».

Анализ показывает, что в центре повествования находится природа южного края. Большое внимание уделяется мелочам окружающего мира далекой страны, которые не всегда замечаются человеком. Изысканность юга подтверждается образами:

  • орла в небе;
  • утесами;
  • рощами;
  • птицами;
  • и даже оленями.
Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Но в жизни, как и в природе, есть свои нюансы. Суровые человеческие законы исключают романтику, оставляя только повседневную рутину. Людям предназначен свирепый труд, который необходим для пропитания и выживания. Кавказ — щедрый край, но кавказцам приходится платить за плодородную землю ежедневной борьбой с величественными горами. Образы людей созданы мастерством поэта, который не акцентирует внимания на их внешнем виде и роде деятельности.

Автор выделяет тему природных стихий. Синие реки вызывают чувство гордости и уважения, однако вместе с этим поэт описывает и беспомощность народа перед их течением. Лирический персонаж всеми силами пытается противостоять силе природы, но понимает, что все его попытки бессмысленны.

Александр Сергеевич сравнивает себя с потоком реки, которая вынуждена ограничиваться берегами, поскольку сам творец не может вырваться из установленных рамок цензуры и показать себя и свой талант полностью. Различие между ними заключается в том, что мощь течения реки разрушительна, в то время как поэт называет свою силу созидательной, способной изменить мировоззрение людей.

Однако, согласно тексту стихотворения, поэт уверен в том, что его мечты несбыточны, поскольку его препятствие — силы самой природы. Ее мудрость и беспощадность неподвластны никому. Это полностью соответствует внутреннему состоянию творца, все попытки которого противостоять окружающему строю не увенчались успехом.

Существует также посвященное красотам южной природы произведение, написанное в 1830 году другим великим гением русской литературы — М. Ю. Лермонтовым. Анализ его стихотворения «Кавказ» сегодня используется в 7 классах для подготовки к уроку литературы и написания сочинения по этой теме.

Жанр и размер стихотворения

Творение Александра Пушкина относят к жанру лирического стихотворения. Литературоведы традиционно полагают, что произведение в большей степени наполнено характерными чертами пейзажной лирики, однако нет сомнений, что в нем имеется и философский подтекст. В черновом варианте имеется еще одно четверостишие, не вошедшее в публикацию. Оно указывает на его гражданскую направленность.

Стихотворение представлено в четырёхстопном амфибрахии с использованием смешанной рифмы.

“М.Ю. Лермонтов. “Кавказ”
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок с использованием современных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_literatury_15.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОЛИМАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №2

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ

Тема: «М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни и творчестве поэта. «Кавказ», – выражение страстной любви поэта к Кавказу, чувство восторга и восхищения перед его неповторимой красотой и величием»

учитель русского языка и литературы

ОШ №2 г. Красный Лиман

Лукьянчикова Наталья Викторовна

развивать критическое мышление, творческие способности,интерес к предмету; исследовательский опыт; умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию; умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.; получать дополнительные знаний по теме; навыки монологической речи (по заданным образцам);

воспитывать поликультурную гармонически развитую личность, способную к глубокому постижению литературного произведения как искусства слова;

познакомить с неизвестными фактами биографии М.Ю. Лермонтова, периодами биографии, связанными с Кавказом, закрепить навыки анализа лирического произведения (повторить литературоведческие термины тема, идея, жанр литературного произведения, тропы); закрепить навыки определения стихотворного размера), навыки выразительного чтения лирического произведения.

Тип урока : урок получения новых знаний

Форма урока : урок-исследование

  1. Знакомство с биографией М.Ю. Лермонтова (электронная презентация, технология инсерт )
  2. Заполнение таблицы (технология кластер)
  3. Знакомство со стихотворением « Кавказ», «Люблю я цепи синих гор » (ИКТ)
  4. Беседа по содержанию стихотворений
  5. Решение проблемного вопроса « Почему Лермонтов так страстно любил Кавказ?»
  6. Анализ лирических произведений ( технология морфологический ящик»
  7. Подведение итогов урока (технология «синквейн»)
  1. ИКТ (электронная презентация к уроку, аудиозапись )
  2. Системно-деятельностный подход
  3. Интерактивные технологии (групповые формы работы, парные формы работы, метод «Ассоциаций», проблемное обучение, метод «фиш-боул», метод «Морфологический ящик», метод «Синквейн»

Оборудование : электронная презентация, материал для работы по системе «Инсерт», карточки для анализа лирических стихотворений.

  1. Организация класса
  2. Ввведение в тему урока ( заранее подготовленный учащийся читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» на английском языке, учащиеся пытаются узнать название стихотворения и его автора ; учащиеся озвучивают предположения о том, с творчеством какого поэта мы будем знакомиться во время урока) (дополнение к уроку 1)

Учитель сообщает тему урока (учащиеся записывают в тетради)

  1. Постановка целей и задач урока ( учащимся предлагается самим сформулировать задачи урока)
  2. Эпиграф урока

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой.

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили…

5. Актуализация опорных знаний по биографии М.Ю. Лермонтова (учащиеся сообщают о фактах биографии, которые им известны, составляют ассоциативный ряд на доске)

5. Работа над новым материалом:

5.1. виртуальная экскурсия в Тарханы (заранее подготовленные учащиеся проводят виртуальную экскурсию в Тарханы) (дополнение к уроку 2)

5.2. слово учителя

Ребята, жизнь М.Ю. Лермонтова была связана не только с Тарханами. По воле судьбы его имя неразрывно связано с таким географическим названием как КАВКАЗ. Это географический регион, на котором сегодня располагаются такие самостоятельные государства как Грузия, Армения, Россия, Азербайджан. А в средине 19 века царская Россия вела завоевательные войны с многочисленными коренными народами Кавказа.

Какое же место занимал Кавказ в жизни Лермонтова? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам самостоятельно изучить фрагмент биографии и заполнить таблицу (дополнение к уроку 3)

5.3. самостоятельная работа (учащиеся самостоятельно изучают биографический материал и делают пометки в местах, которые их заинтересовали.)

Поездка на Кавказ

Елизавета Арсеньевна Столыпина

25 февраля 1837 года

«На смерть поэта»

Ссылка поэта на Кавказ

Конец 1837 года

Перевод в Гродненский гусарский полк

Елизавета Арсеньевна Столыпина

Вторая ссылка поэта

Эрнест де Барант

15 июля 1841год

5.5.Подведение итогов работы с биографией писателя, самооценивание

5.6.Знакомство со стихотворением «Кавказ» (читает учитель)

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

5.7.Беседа по содержанию стихотворения

-О чем это стихотворение?

– На какие смысловые части условно можно разделить это стихотворение?

– О чем говорит лирический герой в 1 строфе?

– Чему посвящена 2 строфа?

– Авто биографична ли 3 строфа?

-Какие эмоции лирического героя передал автор стихотворения?

– В каком темпе нужно читать это произведение?

  1. Словарная работа
  2. Анализ лирического стихотворения (работа в группах): учащиеся самостоятельно выбирают задание, которое хотят и могут выполнить на выбор.(дополнение к уроку 4)
  • Определить жанр, вид поэзии;
  • Определить тему и идею произведения;
  • Определить стихотворный размер;
  • Выписать средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры);
  • Выразительно прочитать стихотворение.
  1. Презентация ответов.
  2. Оценивание ответов.
  1. Закрепление изученного МАТЕРИАЛА.
  1. Работа над проблемным вопросом «Почему Кавказ произвел на М.Ю. Лермонтова такое впечатление?»
  1. Рефлексия.

Составление синквейна на тему «Кавказ»

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

ПИШЕТ, РИСУЕТ, ВОЮЕТ

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ

  1. Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Кавказ»

Заполнение таблицы самооценивания (дополнение к уроку 6)

Работа со стихотворением

Дополнение к уроку №1 (стихотворение Лермонтова «Парус» на английском языке

The lonely sail is showing white
Among the haze of the blue sea.
What does it search in foreign part?
What left it in the native land.

Дополнение к уроку 2

(виртуальная экскурсия в Тарханы)

На северо-западе Пензенской области среди бескрайних полей и лесов, тенистых рощ и извивистых речушек раскинулось старинное село “Тарханы”, в настоящее время именуемое “Лермонтово”. Именно здесь, в усадьбе Е.А. Арсеньевой, прошли детские годы Михаила Юрьевича Лермонтова – великого русского поэта.

Тарханы – колыбель гениального поэта. И где бы Лермонтов ни оказывался по воле судьбы, в его душе всегда жил образ дорогих и милых его сердцу мест, где он провел почти половину своей жизни. Здесь М.Ю.Лермонтов пережил свою первую любовь. И именно здесь он нашел свое последнее пристанище. Прах поэта покоится в семейном склепе, над которым воздвигнута часовня.

Барский дом – это дом с мезонином, окрашенный в модный в те времена желтый цвет. Этот дом реставрирован с максимальным приближением к виду дома лермонтовского времени. Огромная зала сохранила обстановку дворянского быта первой четверти 19 века. Фамильные портреты доносят до посетителей черты характера его обитателей. Центральная фигура среди этих портретов – трехлетний Миша Лермонтов.

В экспозицию так же входит еще одна церковь – церковь Михаила Архистратига, построенная в центре села, и фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых.

Дополнение к уроку 3 ( материал для самостоятельной работы)

Задание : прочесть, подчеркнуть даты, фамилии, названия произведений, географические названия.

За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан привозила его на Кавказ для укрепления здоровья (эти места славились минеральными источниками). Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз – в 1820 г., третий – в 1825г.

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение «На смерть Пушкина» 25 февраля 1837 года у Лермонтова и Раевского (друга Лермонтова) был сделан обыск. Затем поэт был переведен из гвардейского Гусарского полка в Нижегородский драгунский полк и начал готовиться к отъезду. Полк этот находился на Кавказе, где шла война с горцами. Это была первая ссылка Лермонтова на Кавказ.

Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта.

В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

14 апреля 1841 Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах.

Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал 15 июля 1841 года.

Анализ стихотворения «Кавказ» Пушкина

Стихотворение А. С. Пушкина традиционно изучают на уроках литературы в 7 классе. В нашей статье есть полный и краткий анализ “Кавказ” по плану, что облегчит подготовку к уроку и поможет более глубокому осмыслению темы.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Кавказ.

История создания – стихотворение было написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.

Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.

Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

Жанр – стихотворение (пейзажная лирика). Благодаря тому, что полная версия стихотворения не публикуется, оно относится к пейзажной, а не гражданской лирике, (в первоначальном варианте – в последней строфе поэт сокрушается о свободе: личной, творческой, народной).

Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).

Эпитеты“грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “веселым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.

Метафоры“рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.

Сравнение“играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

История создания

Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то от чего захватывает дух, атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находится “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы” .

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Кавказ»

Поэт много своих стихов посвятил природе Кавказа. Он посетил горы еще в детстве, и они запали Лермонтову глубоко в душу. Великолепие и возвышенность природы, люди со своим характером горцев. Если их помнить вечно, надо хотя бы единожды побывать там, так говорил поэт в своем произведении о Кавказских горах.

Написал автор его в 1830 г. В этом произведении три строфы-пятистишья, и в каждой свое направление озвучено. В первой части стихотворения описывается расставание с Кавказом. Вторая часть произведения описывает маму о том, какой она была. А

Рассказывается все от первого лица, потому что в нем идет передача внутреннего мира поэта, его состояние души. Вспоминая пейзажи гор, Лермонтов воспроизводит в памяти те моменты, соединенные тесно с кончиной матери, с его памятью о детских переживаниях. Произведение наполнено лирикой, его ритм схож с песенным напевом, когда говорится о том, как в младенчестве была потеряна мать.

Лирический настрой и благозвучность стихотворения исходит из того,

Кроме того поэт применяет такую цитату, как «Люблю я Кавказ!», чтобы показать сильнее свою любовь к горам. Выразительность стихотворения увеличивает применение инверсии «розовый вечера час».

Именно здесь автор много размышлял о жизни, о том, какую роль играет природа в жизни человека. На поэта действуют различные картины, например, вечернего луча, который «горит на ребрах туч», месяца, темного небосвода, «младых тучек».

Лермонтов уверен в том, что только при соприкосновении с пейзажами Кавказа, у человека формируется характер. В нем присутствует гордость, вольность.

«Кавказ», анализ стихотворения Лермонтова

Раннее стихотворение «Кавказ», созданное шестнадцатилетним М. Лермонтовым в 1830 году, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому краю – он трижды бывал там на отдыхе со своей бабушкой, Е. А. Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе особенно запомнилось ему знакомство с девятилетней девочкой летом 1825 года. Впервые стихотворение «Кавказ» было опубликовано уже после гибели поэта — в 1845 году оно вышло в журнале «Библиотека для чтения».

Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему: первая строфа посвящена теме расставания с Кавказом, вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери, а третью – воспоминаниям о первой детской любви. Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу.

В основе композиции лежит передача внутреннего душевного состояния автора, поэтому повествование ведется от первого лица. Воспоминания о красоте кавказской природы оживляют в душе поэта самые сокровенные переживания, связанные со смертью матери и по-детски трогательным первым чувством. Именно поэтому стихотворение глубоко лирично и очень нежно, а замедленный ритм и напевные интонации придают ему удивительную музыкальность.

Южная природа навевает Лермонтову образ матери, которую он практически не знал:

В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час,
Та степь повторяла мне памятный глас

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; мужская рифма придает произведению упругость.

Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя: произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять лет пронеслось»), олицетворениями («степь повторяла», «сердце лепечет»), эпитетами («розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»), сравнениями («как сладкую песню отчизны моей»).

Лермонтов использует рефрен «Люблю я Кавказ!», усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение обращений («Я счастлив был с вами, ущелия гор», «О южные горы») свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу. Использование инверсии («отчизны моей», «люблю я», «розовый вечера час») усиливает выразительность произведения.

Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

В данной работе дан сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на скале». Предназначена для учащихся и учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
sopostavitelnyy_analiz_stihotvoreniy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Сопоставительный анализ стихотворений

М.Ю.Лермонтова «Крест на скале» и А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке».

А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины Х1Хвека. Изучение творчества двух поэтов позволяет нам увидеть то общее, что связывает их. Во- первых, жанровый универсализм , во-вторых, наследие романтизма (традиция Байрона),в-третьих, общность тематики некоторых лирических произведений. Но в то же время можно видеть и глубокие различия между поэтическим миром Пушкина и Лермонтова. Если Пушкин обращается к широкому кругу тем, мотивов , образов, то Лермонтову характерна сосредоточенность на узком круге тем. Несходство Пушкина и Лермонтова обусловлена как субъективными (ранняя биография) факторами, так и объективными ( разная социокультурная атмосфера эпохи). Пушкину больше свойственны оптимизм и разнообразие мотивов, а Лермонтову — пессимизм, дисгармония, ощущение неудовлетворенности собственной судьбой и эпохой, трагическое мироощущение, чувство тревоги, тоска, безысходность. Как эти сходства и различия отражаются в их стихотворениях?

Итак, сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале »(1830г) и А.С.Пушкина «Монастырь на Кавказе»(1829г) позволит нам проследить это.

Монастырь на Казбеке

Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство Бога скрыться мне!

В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов,
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!

Первоначальное знакомство с поэтическими текстами позволяет увидеть их общность. Во-первых, в стихотворениях содержатся слова одной лексической группы — религиозной («монастырь», «крест», «бог», «молился»). Это уже настраивает на торжественность и величавость прочтения стихотворений. Во-вторых, в основе стихотворений Пушкина и Лермонтова лежит одна и та же ситуация. Перед нами экзотический пейзаж Кавказа и лирический герой, чей взгляд устремлен ввысь, чьё желание – подняться к «вольной вышине». В-третьих, мы видим неудовлетворенность лирического героя своей судьбой, желанием изменить свою жизнь, стремлением быть ближе к Богу, в-четвертых, каждое из них состоит их двух частей: описание гор и стремление лирического героя ввысь. Романтическое мироощущение в стихотворениях вызвано увиденной картиной неземной красоты, пейзажем, который окружает лирического героя. Кавказ всегда пробуждал у поэтов романтическое мироощущение.

Стихотворение «Крест на скале», состоящее из 3 катренов, имеет разную интонационную окраску. Трехстопный амфибрахий с цезурой и со смежной рифмовкой позволяет автору передать грустную интонацию первых двух катренов. Интонация резко изменяется в последней строфе, что достигается при помощи синтаксического строя. 4 стиха последнего катрена звучат более воодушевленно, сильно. Мы уже чувствуем силу стремления лирического героя. Если в первых восьми строках употребляются глаголы в форме изъявительного наклонения, то в последней строфе – глаголы в форме сослагательного наклонения, но в значении повелительного. И это усиливает стремление лирического героя к вершине скалы.

Лирический герой заворожен кавказским пейзажем, но более всего его манит далёкая скала, на которой много лет «крест деревянный чернеет». Мрачный образ креста, который «гниет», «гнется от бурь и дождей», зовет лирического героя ввысь, куда может долететь лишь степной орел. Там, в вышине, где можно «схватить облака», лирический герой видит свою независимость от «цепи бытия», от повседневной суеты, свою свободу. Нет, он не ищет покоя. Лирический герой не принимает реальности, им владеет бунтарское желание слиться со стихией, «сбросить цепь бытия». Несбыточность мечты лирического героя подчеркнута во второй строке «туда долететь лишь степному орлу» и в последней строфе (использование форм сослагательного наклонения глаголов). Но, несмотря на это, олицетворенный образ креста с «подъятыми руками» усиливает желание устремиться в вышину, где лирический герой готов «молиться и плакать», «сбросить цепь бытия», «побрататься с бурей». Он томится своим бессильем, так как не может взойти на скалу. И это угнетает его. Отсюда и контраст в создании образов черного креста и белых, недостижимых облаков.

В стихотворении прослеживается влияние романтизма.

Кавказский пейзаж с «далекими холмами» придает лирическому герою мятежный дух. Автор вводит излюбленные романтические образы орла, бури, подробно дает описание мрачности креста ( 6 строк посвящены описанию), последняя строфа представляет собой одно целое , по эмоциональной окрашенности, восклицательное предложение.

Стихотворение Пушкина «Монастырь на Казбеке» вызывает иное настроение. Оно начинается величаво и торжественно. Чтобы передать торжественность и величественность кавказских гор, автор использует обращения, церковную лексику ( «монастырь»), библейское слово«ковчег», старославянскую лексику «вожделенный», « брег», « келья», «сияющий», «реющий»). А также сравнений (монастырь как ковчег), оценочных эпитетов («царственный шатер»). Во второй строфе выражено стремление лирического героя «к вольной вышине».Эмоциональность стихотворению придают восклицательные предложения. Образ «реющего ковчега» соотносится с «вожделенным брегом», куда стремится попасть лирический герой. Лирический герой Пушкина, стоящий у подножия высокой горы, смотрит на вершину Кавказа, напоминающей «царственный шатер», на монастырь, скрывающийся за облаками и напоминающий «реющий ковчег». Эти недосягаемые человеку поэтические образы ассоциируются с Богом, свободой, вечностью: «шатер сияет вечными лучами», « вольная вышина», «соседство с Богом ». Лирический герой Пушкина ищет покоя, он желает «скрыться» в «заоблачной келье», быть рядом с Богом в тишине и покое.

Стихотворение Пушкина написано четырехстопным ямбом, что создает неторопливое , величественное описание кавказского пейзажа.

«Сон» М. Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Анализ стихотворения Лермонтова Сосед

Негативным бременем на душу творческого Лермонтова легла гибель Пушкина, писателя возмутило отношение общества к этой утрате. Он пишет стихотворение «Смерть поэта», за которое Лермонтова отправляют в тюрьму на несколько месяцев. Освободившись от заключения, писатель создает стихотворение, описывающее тяжелое время, проведенное под стражей. Находясь в тюрьме, автор понятия не имеет, что на воле за него борются друзья и родственники. Пока они пытаются найти способы освободить Михаила Юрьевича из тюрьмы, он мысленно ожидает ссылки или длительного заключения. Писатель, находясь в сырой тюрьме, чувствует всю боль заключенных, принимая ее близко к сердцу. Лучиком надежды становится неунывающий сосед по камере, который, несмотря на трагичность своей судьбы, не теряет надежду на свободу. По освобождению Лермонтов сразу пишет стихотворение, посвященное жителям тюрьмы, которое называет «Сосед».

Главный герой произведения это сам Лермонтов, он чувствует и воспринимает все так же, как и писатель. Арестант, жизнь которого с ярких красок меняется на серость и сухость, потеряв свободу, обретает для себя нечто большее, дружбу незнакомца. Унылый тюремный быт героя, угнетает его с каждым днем, в душе поселяются лишь тяжкие страдания и сомнения. Заключенный закрыт от мира, его словно забыли, он одинок и подавлен. Полностью переполненный грустью и тоской герой слышит через стену, как его сосед напевает какую-то песню. В этот момент, жизнь в тюрьме будто замирает. Герой не знает кто это, но песня незнакомца возрождает в его душе чувство умиротворенности, придает ему новых сил для существования. Соседа он не знает, и может даже никогда не увидит, но моральная поддержка, оказанная таким же, арестантом, как и сам главный герой, вызывает у него гордость.

Незнакомец, поющий за стеной тюрьмы, словно невидимый друг, придающий терпения. Им не суждено встретится, но их песня будет звучать еще очень долго. Благодаря тому, что новый друг не унывает, герой чувствует к нему признательность и уважение. Своей песней сосед словно призывает героя действовать, открыть свою душу давно запрятанным чувствам любви и надежды. Когда его душа снова соприкасается с миром поэзии, он заново возрождается, он опять готов жить. Обычные слова, звучащие в песни, имеют большое влияние на внутренний мир героя. На удивление, казалось бы, в таком ужасном месте, где нет ничего доброго, возникает дружба и привязанность, сопровождающиеся чувством благодарности. Лермонтов уверен, что музыка, как и литература, могут заполнить пустоту в душе, вызвать чувство к жизни. Арестант помог герою ни пропасть, ни поддаться тюремным страхам, благодаря чему он обрел смысл жизни.

8 класс по плану

Картинка к стихотворению Сосед

Популярные темы анализов

Владимир Маяковский писал произведения, за главную тему в которых использовал разные общественные пороки. Стихотворение “Гимн обеду” является одним из таких. Судя по выбранному названию для стиха, Маяковский относится с сатирой

Александр Сергеевич Пушкин появился на свет в дворянской семье. Его воспитанием занималась няня – Яковлева Арина Родионовна. Маленькому Саше нравилось слушать народные сказки и песни няни. В 1824 году,

Философская поэзия «Мотылёк мальчику» наполнена размышлениями автора о любви к окружающему миру и о быстротечности жизни. Выраженного сюжета в данном стихотворении нет. Автор описывает переживания мотылька

В стихотворении «Медвежонок» Эдуард Асадов описывает отвратительный метод ловли животных для продажи в зоопарки всего мира. Написанное в 1948 году, стихотворение, к сожалению, актуально и сегодня.

Стихотворение “Сосны”, написанное Афанасием Афанасьевичем Фетом, впервые вышло в свет в 1855 году. В его подтексте можно обнаружить заложенные туда различные ниточки, из которых позже сплетается клубок иного смысла

Анализ стихотворения Сосед Лермонтова (8 класс, 1837)

Написанию произведения предшествует тюремное заключение поэта, связанное с публикацией стихотворения «Смерть поэта», основой которого является гибель великого Пушкина.

Основная тематика «Соседа» представляет собой изображение душевных переживаний лирического героя, испытанных в тюремных одиночных застенках, выражающих живительное влияние слова поэзии на человеческую душу.

Структурной композицией стихотворения являются четыре строфы в сочетании с парной рифмовкой. При этом в качестве стихотворного размера поэт применяет в первой, второй и четвертой строфах пятистопный ямб, характеризующийся мужским окончанием, а в третьей и шестой строфах – четырехстопный ямб с женскими окончаниями.

Своеобразной особенностью произведения представляется его необычная звуковая система, отличающаяся однообразием и устойчивостью в конечных рифмованных словах, откликающихся в поэтических строчках. При этом среди средств художественной выразительности в «Соседе» присутствуют многочисленные сравнения и повторения, создающие слуховые образы в большом количестве.

Повествовательное содержание стихотворения передает символичность созданных автором образов, в которой описание тюремного заключения олицетворяется с монотонностью, угнетающей без жалости в людях лучшие стремления, изображение тишины и мрака символизирует бездуховную атмосферу человеческого существования в заключении. Безнадежное ощущение невозможности ощутить запах свободы проявляется в авторском восприятии обстановки тюрьмы, отличающейся мрачной тишиной, сырыми стенами, наличием охраны, тоскливыми звуками.

Тюремный узник слышит неожиданно звуки песни, раздающиеся из соседней камеры, оказывающие на лирического героя созвучие его душевному состоянию и вселяющие в него надежду на светлое будущее, а, главное, творческое вдохновение, необходимое для возрождения к жизни.

Стихотворение обладает особой музыкальностью и ритмикой, позволившими неоднократно композиторам использовать поэтический текст в качестве основы для собственных произведений (Мясоедов, Клочков, Никольский).

Вариант 2

Как говорят исследователи, стихотворение Сосед написано Лермонтовым после выхода из заключения в 1837 году, когда он предполагал провести довольно много времени за решеткой. Однажды там он узнал о наличии у себя соседа, который оказался в камере рядом. Между ними отсутствовала какая-либо связь, но Лермонтов отыскал в этом связь духовную, он уловил возможность получить некоего компаньона для собственных невзгод, с которыми ему предстояло бороться.

На самом деле не столь существенно предположение об истоках этого стихотворения, так как более интересно просто посмотреть на содержание, на описание поэтом какой-то независимой личности, которой он восхищается и не хочет навязываться, с которой чувствует душевную близость или нечто подобное. Ведь иногда и человек, который получает возможность посмотреть в окна другого дома, видит там свет и за этим светом может предположить кого-то кто думает также как он или просто разделяет взгляды, тогда и наступает черед «таинственной отрады», когда ощущается удивительная близость.

Стихотворение написано по большей части в романтическом духе. Рвение души, порыв к чему-то идеальному и также идеализирование другого человека – являются довольно типичными способами выражения и понимания мира именно для романтической традиции. Сосед тут предстает как личность, которая не подвергается внешним воздействиям, он сам выбирает «ранее иль позже зажигать» лампаду и, в целом, верен собственной цели.

Конечно, со временем, с развитием литературы и человечества понимание другого постепенно менялось. Идеализирование сменилось даже чуть ли не обратной стороной, когда в предыдущем веке писатели стали создавать пьесы наподобие «За закрытыми дверями», где другие назывались не много не мало адом. Поэтому восприятие для современности может отличаться.

Тем не менее, когда читаешь стихотворение Лермонтова, становится вполне понятно о чем он говорит. Поэт не строит каких-то мнимых иллюзий, он просто концентрируется на действительно ценной стороне существования, в другом он видит не ад, он видит надежду.

Тематика одиночества и привязанности к другому живому существу является более чем актуальной для людей. Как говорят некоторые философы, люди вообще познают и определяют себя через другого, только через других мы действительно можем понять, кем на самом деле являемся. Соответственно, и существовать, исходя из такой концепции, человек может только благодаря другому.

Наличие близкого человека, понятного человека или хотя бы просто соседа является актуальной потребностью. Эту потребность может испытывать практически каждый.

Анализ стихотворения Сосед по плану

Сосед

Возможно вам будет интересно

Талант Есенина трудно оспорить, даже учитывая противоречивую натуру и биографию этого автора, даже если знать о возможной стилизации стихотворения Там, где капустные грядки.. под ранние работы

Произведение относится к зрелому периоду творчества поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику.

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски

Это стихотворение при первом прочтении удивляет – вместо пейзажного оказывается философским, патриотическим, полным оптимизма. Дело в том, что смысл стихотворения раскрывается в самых последних двух строчках, которые отделяются от всего произведения

Детское сознание, особенности детской игры всегда привлекали поэтов и творческих людей. Нужно сказать, детское восприятие в целом представляет существенный интерес, так как нередко является гораздо более чистым

Ссылка на основную публикацию