Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс

Кинжал Лермонтов

Однако стихотворение «Кинжал», написанное автором в 1837 году, выделяется из ряда других. В нем звучат слова клятвы, обращенные к холодному металлу.

Кинжал

Люблю тебя, булатный мой кинжал,
Товарищ светлый и холодный.
Задумчивый грузин на месть тебя ковал,
На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне,
Исполнены таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.

Анализ содержания

– грузин ковал его для кровной мести;

– черкес — для освободительного сражения.

Во второй строфе автор рассказывает, что кинжал подарила ему женщина. Это становится понятно из слов «лилейная рука». При этом подарок сделан не для применения его во время боевых действий, не для защиты или убийства. Женщина подарила его на память, в знак глубокого уважения.

О самой дарительнице автор говорит, что она твердого характера. Ее черные глаза печальны, они то тускнеют под тяжестью воспоминаний, то загораются яростным пламенем. Натуру женщины Лермонтов сравнивает со сталью клинка, которую невозможно сломить. В четвертой строфе автор приносит торжественную клятву вечно хранить кинжал, оставаться верным своим непреклонным принципам, долгу поэта.

История написания стихотворения

Путешествия на Кавказ притягивали Лермонтова. Однако, наиболее привлекательным краем всегда оставалась Грузия. Каждый раз, бывая в тех местах, юный поэт посещал могилу трагически погибшего дипломата и писателя, автора гениального произведения «Горе от ума», Александра Сергеевича Грибоедова. Загадочная гибель дипломатической миссии в Персии потрясла всё светское общество. Однако не меньшую ошеломленность вызывало и поведение его вдовы, Нины Чавчавадзе. Юная красавица проявила такую стойкость и мужество, что вызвала уважение всех поклонников творчества ее супруга. На горе Мтацминда по настоянию вдовы был возведен памятник Грибоедову. Стоящая на коленях горько рыдающая женщина — это и есть сама скорбящая вдова. Поэтому, творческие люди и деятели искусств, при каждом удобном случае не только посещали могилу Грибоедова, но и навещали Нину.

Лермонтов, как и многие другие, с глубоким уважением относился к вдове. История ее жизни, беззаветной любви к великому драматургу, волновали поэта. Поэтому каждый раз, проезжая мимо Тифлиса, он навещал Чавчавадзе, вел с нею долгие философские беседы.

В 1837 году, во время одного из таких посещений, вдова писателя одарила Лермонтова и Одоевского кинжалами, ранее принадлежавшими Грибоедову. Юный поэт был настолько взволнован и потрясен таким подарком, что, по возвращении домой, написал стихотворение, в котором поклялся быть стойким и верным судьбе поэта. Уже вечером следующего дня Лермонтов читает строки своего «Кинжала» Николозу Бараташвили и получает самые положительные отзывы. В 1838 году стихотворение было доработано.

Клятву, данную в произведении, Лермонтов свято хранил всю жизнь, как и подарок великой, по его мнению, женщины. Также, как и Нина Чавчавадзе хранила верность своему погибшему супругу на протяжении тридцати лет, поэт почетно нес бремя своего таланта все свои недолгие годы жизни. Никогда не изменял он литературному дару. Даже со службой в армии собирался покончить и посвятить себя полностью поэтическому служению народу. Однако, в силу обстоятельств, не успел.

Литературные приемы, используемые автором

Главной отличительной чертой произведения является обобщение. Лермонтов широко использует этот прием в своем творчестве для того, чтобы уйти от конкретной личности, местности, обстоятельств. При этом читателю предоставляется возможность дать свободу фантазии, размышлять, философствовать. Например, не зная предысторию написания стихотворения «Кинжал» невозможно сделать вывод о том, кто сделал лирическому герою столь драгоценный и неожиданный подарок. На то, что это женщина, читателя наталкивают слова «черные глаза», «лилейная рука». Однако, описание настолько обобщенное, что под него подходит множество грузинских девушек.

Прием олицетворения, используемый автором, помогает «оживить» кинжал, придает ему черты, которые поэт уважает. Обращаясь к клинку «ты», автор позиционирует его как своего вечного спутника, друга и товарища. При этом кинжал для Лермонтова — пример для подражания. Сопоставляя себя с холодным оружием, лирический герой стремится к такой же душевной твердости. Эпитеты, используемые для усиления впечатления, подчеркивают мужественность оружия. Михаил Юрьевич использует такие слова, как «светлый», «холодный».

Стихотворение написано разностопным ямбом. Данный размер присуще произведениям русской литературы патриотической направленности. Лиричность и возвышенно-эмоциональное настроение «Кинжала» подчеркиваются перекрестной рифмой.

Сопоставительный анализ со стихотворением Пушкина

Известно, что у Пушкина тоже было стихотворение с названием «Кинжал», написанное в 1821 году.

В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина кинжал выступает карательным орудием. Многие современники после прочтения делали вывод о призыве к свержению действующего режима, основанном на анализе исторических фактов. Пушкинский клинок скован богами для сохранения свободы. У Лермонтова же он создан руками человека, хотя и предназначен для кровопролития.

Так же, как и Пушкин, Михаил Юрьевич использует монолог лирического героя, повествующий историю кинжала. Первая строфа также перекликается с соответствующим произведением великого поэта. Однако, в отличие от пушкинского призыва к свержению действующего режима, лермонтовский кинжал является символом мужественности, любви, расставания и верности. При этом Пушкин использует возвышенные образы, стихотворение Лермонтова написано простыми и понятными словами.

Образ кинжала в творчестве Лермонтова

Используя своеобразное «кодирование» образов, Лермонтов представляет вниманию читателя диалог с оружием, которое ему подарили. Если не рассматривать стихотворение с точки зрения истории написания, не зная, кто стал прообразом дарительницы, оно выглядит скорее как констатация факта любования подарком. Однако, заложенный глубинный смысл позволяет восторгаться кинжалом, представлять его как символ некоего светлого и мужественного будущего.

Использование образа кинжала в стихотворении «Поэт» имеет противоположное назначение. Здесь прекрасный сверкающий клинок становится бесполезным. Он без дела висит на стене, пылится, «Никто привычною, заботливой рукой его не чистит, не ласкает». Здесь клинок также сравнивается с творчеством поэта. Однако, если в «Кинжале» автор присягает ему на верность, делает своим постоянным спутником, главная миссия которого — напоминать о верности своему предназначению, в «Поэте» клинок бесполезен. Предназначенный для славных сражений и отважный битв, выкованный рукой славного горца, кинжал потерял хозяина, а, значит, стал бесславной игрушкой в чужих руках.

Таким образом, в стихотворении «Кинжал» Лермонтов клянется поставить творчество на службу народу. Для произведения «Поэт» характерно разочарование. Роль литературы уже не так значима в жизни общества, она не несет того побудительного, божественного начала, как прежде.

Лирика в стихотворении «Кинжал»

Недолгая, но такая сильная любовь Нины Чавчавадзе и Грибоедова поражали умы многих творческих людей того времени. Кроме того, красота и ум Нины не могли оставаться незамеченными. Однако не меньше внимания со стороны сильного пола привлекала и вторая дочь Александра Чавчавадзе — красавица Екатерина. Лермонтов, за время пребывания в Грузии в 1837 году, посвятил ей два стихотворения.

Анализ стихотворения «Кинжал» М.Ю. Лермонтова

Михаил Лермонтов, который любил Кавказ, часто посещал много интересных мест, когда путешествовал по удивительному и дивному краю. Но особой притягательной силой тянуло его в Грузию, где была могила известного дипломата и писателя Александра Грибоедова, смерть которого была печальна и трагична. Каждого гражданина России убийство Грибоедова в ту пору потрясало, но удивляло и то мужество, и стойкость, которые были присущи жене великого русского писателя. Нина Чавчавадзе до конца своих дней сохранила верность супругу и пронесла через всю свою жизнь любовь к мужу, совершая тоже подвиг.

Лермонтов был настолько обескуражен удивительной историей любви и что всегда, посещая могилу великого писателя Александра Грибоедова, обязательно беседовал с вдовой, а очень часто и посещал её дом. Кстати, эта женщина, её любовь интересовала не только молодого поэта, но и к этой теме обращались многие поэты и писатели того времени. Вот и в 1837 году, опять находясь в Грузии, Михаил Лермонтов посетил могилу писателя и встретился с его вдовой.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Но эта встреча была неожиданной для молодого поэта, так как вдова писателя приготовила для него приятный и драгоценный подарок. Она вручила ему его уже перед самым отъездом Лермонтова на родину. Подарком оказался невероятный кинжал, который когда-то принадлежал Александру Грибоедову, которого знает весь мир, как создателя бессмертной комедии «Горе от ума».

В тот же вечер талантливый поэт, находясь под впечатлениями, пишет в эмоциональном порыве своё удивительно прекрасное стихотворение «Кинжал», в котором рассказывает его историю. Он сообщает всему миру, что в минуту, когда он прощался с очаровательной и мужественной женщиной, которая должна являться примером для подражания, то в эту минуту «лилейная» ручка вдовы в знак уважения и памяти преподнесла ему этот чудесный подарок.

Взволнованный, он уже на следующий день читает с большим трепетом и волнением черновик своего нового стихотворного произведения, которое потом получило название «Кинжал». Этот подарок был настолько по душе молодому поэту, что он никак не мог совладать со своими эмоциями и чувствами. Первым слушателем лермонтовского стихотворения становиться Николоз Бараташвили.

Было понятно, что подаренный кинжал молодой поэт будет свято и бережно хранить, так как для него он стал настоящим символом и литературной преданности, и человеческой. Кинжал — это символ несломленного и непобеждённого духа, твёрдого и правильного, символ любви и благородства. Поэтому лермонтовское стихотворение звучит как клятва, которую автор его дает во всеуслышание. Он всегда будет верен долгу. И он сдержал эту клятву. Заветный дар от жёны трагически погибшего писателя молодой поэт хранил всю свою короткую, но яркую жизнь, а клятву, которую дает в своём стихотворении, он сдерживает. Подобно Нине Чавчавадзе, которая хранила верность своему супругу более тридцати лет, так и молодой поэт каждым своим новым произведением доказывал, что он верен своему поэтическому и литературному таланту и никогда его не предаст.

Одним из литературных приемов, которые использует молодой поэт Лермонтов в своем стихотворном тексте «Кинжал», является его умение уйти от конкретности, а все образы, которые возникают в этом сюжете, сделать обобщёнными. Например, в тексте прямо идет указание на женщину, но этот лик практически невозможно угадать, так как о нём автор лишь говорит, что у женщины была чудесная лилейная рука, да прекрасные чёрные глаза. Но по такому описанию можно отнести многих женщин, чудесных и великолепных, у которых тоже есть большая внутренняя красота, как и у героини.

Использует молодой поэт в своем тексте и разные роды метафор. Например, олицетворение. Михаил Лермонтов использует его, когда описывает кинжал. Звучит в тексте даже обращение к этому оружию, которому он относится как к другу и товарищу, поэтому и используется поэтом местоимение «ты». Известно, что ещё у древних была хорошая традиция давать своему оружию названия и имена. Этой же традиции следует и автор, который теперь встал на одну ступень со своим владельцем. Этот булатный товарищ у поэта является ярким выражением того, как следует вести себя благородно.

Отношение поэта к кинжалу прослеживается в каждой стихотворной строчке. Он говорит о том, что всегда будет верен и тверд душой, как и его настоящий, хотя и железный друг. Но не только олицетворения использует поэт. Много в лермонтовском тексте и эпитетов, которые позволяют создать основной образ всего текста. Например, тема мужества раскрывается при помощи таких эпитетов, как «светлый», «холодный», которые часто встречаются в тексте.

Лирический герой текста все свои поступки соотносит с кинжалом, с тем, что это орудие в себе таит, какими качествами обладает. Кинжал у Лермонтова является не только центральным образом, но и неким смысловым центром всего текста. Не просто автор называет это орудие товарищем, но он показывает, что его мировоззрение можно соотнести с тем, что испытывает сам поэт по отношению к поэзии, что он всегда будет верен ей. И в результате весь текста лермонтовского произведения приводит к тому, что поэт дает клятву верности. И эта клятва дана, прежде всего, дана самому себе и тем идеалам, которые для автора превыше всего. Таков лирический сюжет стихотворения «Кинжал».

Структурное строение лермонтовского стихотворения: разностопный ямб. Автор использует перекрёстную рифмовку, чтобы усилить и лиризм, и эмоциональную приподнятость всего текста. Хотя речь автора и лишена обильной образности, а если и встречаются какие-то сравнительные обороты, то чаще всего они емкие и необходимы для того, чтобы показать поэтическая мысль может не иметь своих пределов. Она может устремлять то в будущее, то вдруг вернется в настоящее, и обязательно будет перекликаться с прошлым. Органичен и финал произведения, в котором поэт утверждает, что нравственные ценности должны быть в человеке превыше всего.

Анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал»Помогите написать анализ

Михаил Юрьевич Лермонтов провёл много времени на Кавказе. Он хорошо изучил культуру и быт местного населения, в частности, гордился древними традициями горцев. Однажды судьба забросила его в Грузию, это был 1837 год. И это не была вовсе случайность, Лермонтов давно намеревался там оказаться, ведь связи по этому поводу носили стойкий характер. Причиной тому стало, дружба местного общественного деятеля и по совместительству поэта-романтика – Александра Чавчавадзе с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Было и ещё кое-что, Александр Чавчавадзе – был тестем другого видного русского поэта – Александра Грибоедова, к творчеству которого, Лермонтов относился с большим уважением.
Во время своей поездки по Тифлису (Тбилиси), Михаил Лермонтов прикупил себе шашку из дамасской стали (страсть к оружию – его веха). Она была сделана весьма искусно, по старинным технологиям. Её выполнил самый известный на тот момент мастер. Когда же он возвращался домой, Нина Чавчавадзе – дочь Александра Чавчавадзе и вдова Александра Грибоедова, сделала ему весьма изысканный подарок – преподнесла кинжал. Это так сильно тронуло русского поэта, что он даже решил посвятить стихотворение этому холодному оружию.

Читайте также:  Анализ стихотворения Она не гордой красотою Лермонтова

В 1838 году оно выходит в свет под названием «Кинжал». В нём отражена суть событий, случившихся во время поездки в Грузию. Здесь есть место и мастеру, продавшего шашку Лермонтову (автор его восхваляет) и Нине Чавчавадзе. Особенно хорошо просматривается тема вдовы Александра Грибоедова. Автор стихотворения – Михаил Лермонтов, пишет такие строки, в которых сразу понимается стойкость этой женщины, её чрезмерное милосердие по отношению к гостю. Особняком стоит верность долгу своему любимому мужу, которую она хранила на протяжении более чем тридцати лет. В конце стихотворения говорится о человеческом достоинстве, и это под стать всему написанному.

История создания

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кинжал» было написано поэтом в 1837 году.
Поводом для его создания послужил подарок от вдовы А. С. Грибоедова Нины Чавчавадзе, к которой М. Ю. Лермонтов испытывал глубокое уважение и нежные дружеские чувства. Находясь в Грузии, поэт часто бывал в доме этой удивительной женщины, посещал вместе с ней могилу мужа.

Перед отъездом Лермонтова в Петербург Нина Чавчавадзе подарила ему великолепный кинжал, принадлежавший Грибоедову. На следующий день родилось знаменитое стихотворение.

Анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал»Помогите написать анализ

В 1837 году М.Ю. Лермонтов, находившийся в Грузии, не раз посещал могилу А. С. Грибоедова и часто беседовал с его вдовою, Ниной Чавчавадзе. Трагически оборванная история любви, определившая жизнь этой удивительной женщины, поражала воображение многих поэтов. Михаил Юрьевич, вхожий в дом Чавчавадзе, испытывал перед стойкостью и мужеством Нины благоговейный трепет, граничащий с влюбленностью.

Перед отъездом на родину, поэт получает из рук Нины подарок, кинжал, принадлежащий некогда создателю бессмертной комедии.

Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья

Тронутый и взволнованный таким подношением, Лермонтов уже на следующий день читает черновой вариант стихотворения «Кинжал» Николозу Бараташвили.

Символом твердости духа, благородства явился заветный дар Нины, потому звучат в стихотворении клятвы верности долгу. Подобно тому, как тридцать лет хранила вдова светлую память о возлюбленном супруге, каждым своим произведением доказывал Лермонтов верность своему таланту.

В стихотворении автор намеренно избегает конкретности, делая образы предельно обобщенными. Женский лик только угадывается:

также угадываются эмоции, так лаконично и глубоко описанные поэтом.

Основной прием, используемый в изображении кинжала, – олицетворение. Неоднократный повтор местоимения ты свидетельствует об особом отношении к булатному товарищу. У древних была традиция давать имена оружию, у Лермонтова кинжал тоже одухотворен и является выражением высокого благородства.

Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.

Эпитеты, определяющие основной образ стихотворения, «светлый и холодный», сопряжены с основной темой произведения, темой мужества.

Лирическое «Я» в «Кинжале» постоянно соотносится со смысловым центром текста, образом орудия. Называя кинжал товарищем, поэт обрисовывает исходное качество мироощущения, влияющее на своеобразие поэтической мысли. Клятва верности самому себе, своим идеалам – именно к этому приводитлирический сюжет.

В основе ритмической структуры стихотворения – разностопный ямб. Самый широко распространенный русский метр часто употребляется в произведениях на гражданскую тематику.

Перекрестная рифмовка усиливает лиризм и создает эмоционально-приподнятый характер повествованию.

Язык произведения очень органичен. В нем нет нарочитой образности, но удивительно емкие сравнения создают ощущение безграничности художественной мысли, перекликающейся с прошлым и устремленной в настоящее.

Финал стихотворения, соприкасающийся с началом, исполнен высокого звучания: нравственное достоинство человека – высшая ценность, утверждаемая поэтом в «Кинжале».

Система образов

В стихотворении Лермонтова «Кинжал» присутствуют два основных образа: булатный кинжал и лирический герой. Их окружают незримые второстепенные персонажи.

Над изготовлением кинжала трудились «задумчивый грузин» и «черкес свободный». Славное орудие должно было участвовать в «грозном бою», стать орудием мести.

Но кинжалу уготована другая участь. Лирический герой получает его из рук некой женщины, с которой его связывают нежные отношения. Поэт не называет имен, не рассказывает конкретных событий, поэтому очаровательный облик незнакомки окутан тайной.

Тема и смысл

«Кинжал» Брюсова часто сравнивают с одноимёнными произведениями Лермонтова и Пушкина. Безусловно, поэтические идеи их в чём-то похожи. Но смысл и даже синтаксис сильно отличаются.

В стихотворении Брюсова больше пафоса и конкретики. Автор не намекает — он говорит прямо, хоть и использует для этого образы. В стиле «Кинжала» чувствуется торжественность, но нет призыва к действию. Поэт согласен, что слово — это очень мощный инструмент, если его использовать для какой-либо цели, но он не видит смысла выступать вперёд в заведомо проигрышном предприятии.

Брюсов не устраняется от общей борьбы, отведя себе роль стороннего наблюдателя-песенника. Он вместе с народом, но не впереди него. Его стих — своеобразная дань уважения поэтам, которые готовы призывать к действиям и вести за собой, но сам он готов только быть соратником, песенником, а не лидером.

«Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона».

Центральные персонажи

Главными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал.

Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами.

Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный».

Образ кинжала символичен. Поэт олицетворяет холодное оружие, наделяя его человеческими чертами. Именно с кинжалом лирический герой ведет задушевную беседу, называет «товарищем светлым и холодным», признается ему в любви.

Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова.

Кратко об авторе

Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова — 1 (13) декабря 1873 года. Он появился на свет в Москве. Родители с детства воспитывали в будущем поэте принципиальные черты:

  • материализм;
  • атеизм;
  • практичность;
  • любознательность.

Мальчику строго запрещалось читать религиозную литературу и увлекаться мистикой. Зато всевозможные научные статьи в различных журналах и соответствующие книги всегда были лучшими друзьями и учителями для юноши.

Несмотря на то, что родители Валерием практически не занимались, мальчик вырос любознательным и очень образованным молодым человеком. Литературный талант он унаследовал от своего отца. Тот тоже писал стихи и даже публиковался в некоторых популярных изданиях того времени. Однако славы и популярности он так и не достиг, чего нельзя сказать о сыне.

Валерий Яковлевич написал своё первое стихотворение в 13 лет. Пробовал писать рассказы, но поэзия его привлекала больше. В юности его кумиром был Некрасов, а также юноша с увлечением изучал творчество Бодлера и Верлена. Эти увлечения хоть и дали толчок, но всё же не сильно повлияли на оригинальный стиль поэта.

Поэзия — не единственный вклад Брюсова в русскую литературу. Он также хорошо известен как талантливый прозаик, критик и драматург. Среди своих современников он выделялся яркими написаниями очерков, а также углублёнными знаниями истории. Безусловно, Брюсов был и остаётся одним из самых ярких основоположников русского символизма.

Сюжет

Незамысловатая сюжетная линия содержит глубокий подтекст.

В начале стихотворения читатель знакомится с дорогим сердцу поэта булатным кинжалом. Узнает историю его создания. «На месть», «на грозный бой» ковали и точили славное оружие.

Затем кинжал попадает в руки поэта «в знак памяти». И по нему струится не кровь, а «светлая слеза — жемчужина страданья».

Заключительная строфа стихотворения — торжественное обещание автора соответствовать ценному подарку. «Я не изменюсь и буду тверд душой», — говорит поэт.

Прошлое, настоящее и будущее органично слились в единое целое, выражая основную мысль стихотворения.

Упрощенный анализ

1903 год стал переломным как в мировоззрении, так и в творчестве поэта. Именно тогда и было написано знаменитое стихотворение Брюсова «Кинжал». Проанализировать произведение можно следующим образом:

  1. Тема — поиски поэта своего места в современной жизни.
  2. Композиция — последовательность. На протяжении всего сюжета, прослеживается только одна мысль — единство поэта с народными убеждениями.
  3. Жанр — лирика.
  4. Размер — усиленный метафорами и эпитетами четырехстопный и шестистопный ямб.

Несмотря на то, что стихотворение написано в лирическом стиле, от первой до последней строфы чётко прослеживается гражданская позиция писателя. Он согласен с настроением и убеждениями общества, но положить свою жизнь на алтарь этих убеждений не готов, так как не видит в этом какой-либо пользы.

Композиция

Композиция стихотворения линейная. События следуют в хронологическом порядке.

Произведение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три смысловые части:

  • 1 строфа — вступление, в котором автор признается в любви к кинжалу и рассказывает историю создания грозного оружия: «Задумчивый грузин на месть тебя ковал».
  • 2, 3 строфа — развитие действия. «Лилейная рука тебя мне поднесла», — говорит поэт.
  • 4 строфа содержит клятву верности «железному другу».

Рассказ о дорогом подарке ведется от первого лица.

История написания стихотворения

Путешествия на Кавказ притягивали Лермонтова. Однако, наиболее привлекательным краем всегда оставалась Грузия. Каждый раз, бывая в тех местах, юный поэт посещал могилу трагически погибшего дипломата и писателя, автора гениального произведения «Горе от ума», Александра Сергеевича Грибоедова. Загадочная гибель дипломатической миссии в Персии потрясла всё светское общество. Однако не меньшую ошеломленность вызывало и поведение его вдовы, Нины Чавчавадзе. Юная красавица проявила такую стойкость и мужество, что вызвала уважение всех поклонников творчества ее супруга. На горе Мтацминда по настоянию вдовы был возведен памятник Грибоедову. Стоящая на коленях горько рыдающая женщина — это и есть сама скорбящая вдова. Поэтому, творческие люди и деятели искусств, при каждом удобном случае не только посещали могилу Грибоедова, но и навещали Нину.
Лермонтов, как и многие другие, с глубоким уважением относился к вдове. История ее жизни, беззаветной любви к великому драматургу, волновали поэта. Поэтому каждый раз, проезжая мимо Тифлиса, он навещал Чавчавадзе, вел с нею долгие философские беседы.

В 1837 году, во время одного из таких посещений, вдова писателя одарила Лермонтова и Одоевского кинжалами, ранее принадлежавшими Грибоедову. Юный поэт был настолько взволнован и потрясен таким подарком, что, по возвращении домой, написал стихотворение, в котором поклялся быть стойким и верным судьбе поэта. Уже вечером следующего дня Лермонтов читает строки своего «Кинжала» Николозу Бараташвили и получает самые положительные отзывы. В 1838 году стихотворение было доработано.

Клятву, данную в произведении, Лермонтов свято хранил всю жизнь, как и подарок великой, по его мнению, женщины. Также, как и Нина Чавчавадзе хранила верность своему погибшему супругу на протяжении тридцати лет, поэт почетно нес бремя своего таланта все свои недолгие годы жизни. Никогда не изменял он литературному дару. Даже со службой в армии собирался покончить и посвятить себя полностью поэтическому служению народу. Однако, в силу обстоятельств, не успел.

Средства художественной выразительности

Средства художественной выразительности, которые поэт использует в стихотворении, помогают выразить основную мысль, донести до читателя чувства и переживания автора.

  • Основным приемом в произведении является олицетворение. Булатный кинжал оживает под пером Лермонтова, приобретает человеческие черты. Он становится другом, спутником, примером для подражания.
  • Необычные эпитеты наполняют стихотворение лиризмом: глаза, исполненные «таинственной печали», кинжал «товарищ светлый и свободный», «трепетный огонь»;
  • Антитеза, включающая в себя метонимию, передает накал страстей: «не кровь вдоль по тебе текла, но светлая слеза — жемчужина печали»;
  • Сравнительные обороты создают яркие зрительные образы: глаза «как сталь».

Текст «Кинжал» М.Лермонтов

Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный.

Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза — жемчужина страданья.

И черные глаза, остановясь на мне, Исполнены таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали.

Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.

Анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал»

Известны обстоятельства, побудившие поэта к созданию «Кинжала», позже опубликованного в редакции 1838 г. Во время первой кавказской ссылки автор познакомился с семьей князя Чавчавадзе — военного, чиновника и поэта. Корнета Лермонтова очаровали радушные, благожелательные и образованные хозяева богатой усадьбы. Одной из дочерей князя, Екатерине, молодой поэт посвятил два стихотворения. Хотя точных свидетельств не сохранилось, распространено мнение, что старинный клинок автор получил из рук старшей сестры Екатерины — Нины, вдовы Грибоедова. Грузинская красавица-аристократка с трагической историей любви произвела впечатление на Лермонтова.

Пушкинские мотивы «Кинжала», заданные идентичным названием, поддерживаются в первом четверостишии. Аналогична и форма: избран вариант монолога лирического героя, обращенного к беспощадному орудию возмездия.

Развивая тему, Лермонтов действует самостоятельно: он не вносит в произведение революционный пафос, пронизывающий пламенное творение Пушкина. Здесь интонации менее возвышенны и отвлеченны: характерно, что пушкинский кинжал создан богом Гефестом, а лермонтовский «экземпляр» сковал простой смертный, безымянный грузинский мастер. Тема романтической любви и расставания, возникающая с началом второго катрена, также оригинальна и не имеет совпадений с текстом Пушкина.

В изображении кинжала выделяются два определения — «светлый» и «холодный». При помощи этих лексем формируется композиционная структура стихотворения: к ним, как к маякам, постоянно возвращается лирический герой. «Светлая слеза» возлюбленной, мерцание ее черных глаз, напоминающее блеск стали, — система сравнений придает поэтическому тексту стройность, отточенность и красоту. Интересно, что картина расставания с возлюбленной полностью организована через призму «кинжальной» лексики. Подарок получает новую ассоциацию: он символизирует не только месть и честную битву, но преданность в любви.

Читайте также:  Анализ стихотворения Из-под таинственной, холодной полумаски Лермонтова

В финальных строках актуализируется еще одно качество неодушевленного «товарища», «спутника» и «друга» — его прочность. Приемы однотипных олицетворений, разбросанных по тексту, подготавливают читателя к сравнению другого порядка. Оно сосредоточено не на внешних характеристиках — слезах или блеске глаз. Душевные качества лирического героя — верность любви и долгу, мужество и крепость духа — уподобляются кинжальной стали по признаку твердости.

Сравнения и рассуждения

Если произвести сравнительный анализ стихотворения «Кинжал» с произведениями Пушкина и Лермонтова одноимённого названия, можно найти определённые сходства:

  • воспевание справедливости;
  • порицание тирании;
  • неприятие деспотизма действующей власти.

Причём ни в одном из стихотворений нет чёткого плана по изменению ситуации. У Лермонтова и Пушкина — это призыв к действию. У Брюсова — размышления о роли поэта и его места в обществе.

Несмотря на то, что характеристика написания стихотворений сильно различается, смысл очень схож. «Кинжальный» образ, как сравнение с остротой слова, проходит через все эти произведения. В этих стихах порицается тирания действующей власти, а так же чувствуется общее настроение того времени.

Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс

3.1. Как меняется настроение стихотворения на протяжении текста?

3.2. В основе построения стихотворения два образа, соотносящиеся между собой — кинжал и поэт (поэзия). Назовите этот композиционный прием. Какова его роль в стихотворении?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4.

Отделкой золотой блистает мой кинжал;

Клинок надежный, без порока;

Булат его хранит таинственный закал —

Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след

И не одну порвал кольчугу.

Забавы он делил послушнее раба,

Звенел в ответ речам обидным.

В те дни была б ему богатая резьба

Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком

На хладном трупе господина,

И долго он лежал заброшенный потом

В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,

Лишен героя спутник бедный,

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой

Его не чистит, не ласкает,

И надписи его, молясь перед зарей,

Никто с усердьем не читает.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык,

Нас тешат блестки и обманы;

Как ветхая краса, наш ветхий мир привык

Морщины прятать под румяны.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

М. Ю. Лермонтов, 1838 г.

Чем похоже воплощение темы поэты и поэзии в стихотворение М. Ю. Лермонтова «Поэт» и в стихотворении А. С. Пушкина «Поэт»?

Тема поэта, его назначения и судьбы занимает важное место в творчестве классиков русской литературы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. На протяжении всей своей жизни они размышляли над этой проблемой, и поэтому образ поэта, стихотворца у них не является статичным, а изменяется вместе с самими авторами, их взглядами, мировоззрением.

Лермонтов, сравнивая поэта с кинжалом в стихотворении «Поэт», писал, что поэт «воспламенял бойца для битвы, он нужен был толпе, как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы». Автор также полагает, что поэт утратил свое былое значение в современном мире:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

У Пушкина лира поэта тоже молчит, пока он «заботах суетного света» «малодушно погружен». Этого не должно быть, по мнению Пушкина. Такой поэт «всех ничтожней». В этом стихотворения двух великих классиков созвучны.

Пушкин, и Лермонтов внесли новое в понимание темы поэта и поэзии, его назначения в обществе, долга перед народом. Они наполнили поэзию гражданским звучанием. Эту традицию продолжили многие русские поэты в XIX и XX веках.

3.1. Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Стихотворение начинается с описания кинжала. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием. Боевому кинжалу совершенно не важны были какие-либо украшения. Он был прекрасен своей простотой, его украшали его деяния. Но отважный хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшенный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина». Очевидно, что настроение первой части меняется. Мы понимаем, что кинжал был близок автору лишь тогда, когда он был боевым оружием. Лирический герой с горечью взирает на грозный кинжал, висящий на стене пустым украшением. Автор считает, что со смертью хозяина наступила и его смерть. Вторая часть стихотворения представляет собой сравнение с первой частью. Здесь участь поэта, современника Лермонтова, сравнивается с участью кинжала:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье…

Произведение наполнено горьким пафосом, и в то же время оно изображает несбы-точную мечту автора о поэте-пророке, поэте-миссии, призванного «глаголом жечь сердца людей».

3.2. Тревога за судьбу русской литературы звучит в стихотворении «Поэт» (1838), построенном на развернутом сравнении. Поэзия сравнивается с кинжалом, который может быть грозным оружием или ничтожной «игрушкой золотой» — в зависимости от того, кто им владеет. Стихотворение заканчивается призывом к поэту проснуться и вновь обрести свое слово, неотразимое, как удар кинжала. Великая роль поэта состоит в общественном служении народу — таков основной смысл стихотворения «Поэт». Назначение поэзии в том, чтобы «воспламенять бойца для битвы», стать проводником в народные массы передовых идей.

«Кинжал» анализ стихотворения Лермонтова

В 1837 году М. Ю. Лермонтов, находившийся в Грузии, не раз посещал могилу А. С. Грибоедова и часто беседовал с его вдовою, Ниной Чавчавадзе. Трагически оборванная история любви, определившая жизнь этой удивительной женщины, поражала воображение многих поэтов. Михаил Юрьевич, вхожий в дом Чавчавадзе, испытывал перед стойкостью и мужеством Нины благоговейный трепет, граничащий с влюбленностью.

Перед отъездом на родину, поэт получает из рук Нины подарок, Кинжал, принадлежащий некогда создателю бессмертной комедии.

Лилейная рука тебя мне поднесла

Тронутый и взволнованный таким подношением, Лермонтов уже на следующий день читает черновой вариант стихотворения «Кинжал» Николозу Бараташвили.

Символом твердости духа, благородства явился заветный дар Нины, потому звучат в стихотворении клятвы верности долгу. Подобно тому, как тридцать лет хранила вдова светлую память о возлюбленном супруге, каждым своим произведением доказывал Лермонтов верность своему таланту.

В стихотворении автор намеренно избегает конкретности, делая образы предельно обобщенными. Женский лик только угадывается:

Также угадываются эмоции, так лаконично и глубоко описанные поэтом.

Основной прием, используемый в изображении кинжала, — Олицетворение. Неоднократный повтор местоимения ты свидетельствует об особом отношении к булатному товарищу. У древних была традиция давать имена оружию, у Лермонтова кинжал тоже одухотворен и является выражением высокого благородства.

Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.

Эпитеты, определяющие основной образ стихотворения, «светлый и холодный», сопряжены с Основной темой произведения, Темой мужества.

Лирическое «Я» в «Кинжале» постоянно соотносится со смысловым центром текста, Образом орудия. Называя кинжал товарищем, поэт обрисовывает исходное качество мироощущения, влияющее на своеобразие поэтической мысли. Клятва верности самому себе, своим идеалам — именно к этому приводит Лирический сюжет.

В основе ритмической структуры стихотворения — Разностопный ямб. Самый широко распространенный русский метр часто употребляется в произведениях на гражданскую тематику.

Перекрестная рифмовка усиливает лиризм и создает эмоционально-приподнятый характер повествованию.

Язык произведения очень органичен. В нем нет нарочитой образности, но удивительно емкие сравнения создают ощущение безграничности художественной мысли, перекликающейся с прошлым и устремленной в настоящее.

Финал стихотворения, соприкасающийся с началом, исполнен высокого звучания: нравственное достоинство человека — высшая ценность, утверждаемая поэтом в «Кинжале».

Анализ стихотворения Есенина Корова Стихотворение Есенина «Корова» относится к раннему периоду творчества поэта. В этот период произведения Есенина еще несут на себе следы незрелости и недостаточной опытности. Вместе с тем в них уже явственно.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Воспитывая грамотных читателей, учитель-словесник может показать школьникам, что стихи о природе — это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят.

Конспект урока по ОРКСЭ «Любовь — это бесценный дар» Урок : «Любовь — это бесценный дар». Цель урока: расширять представление о любви как духовной ценности. Задачи: Раскрывать значение понятия «любовь»; Развивать стремление любить и радовать окружающих; Воспитывать ценностное отношение.

Урок фізики «Вага як випадок сили пружності. Невагомість.» Тема : Вага як випадок сили пружності. Невагомість. Тип уроку: комбінований. Мета уроку: Навчальна : Узагальнити і систематизувати знання учнів про види сил і їх виникнення — силу всесвітнього тяжіння.

Анализ стихотворения Пушкина Зимний вечер 5 Стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным в ссылке, вдали от своих друзей поздним зимним вечером. Одиночество и несвобода угнетали поэта. Из родных с ним была только его няня. Все свои дни.

Конспект урока по географии «Внутренние воды Северной Америки» Урок по теме «Внутренние воды Северной Америки» Учитель географии МБОУ СОШ № 1 Г. Гатчина Мосина Марина Федоровна. Цель урока: Сформировать знания об особенностях и своеобразии рек и озер Северной.

Сочинение по картине Лемоха Бабушка и внучка Передо мной расположена просто потрясающая картина Кирилла Викентьевича Лемоха, талантливого русского живописца 19 века, которая называется «Бабушка и внучка». Она была написана масляными красками, в достаточно темных тонах. При первом.

РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных материальных условиях человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых.

История развития волейбола Волейбол — один из самых популярных в мире видов спорта. Родина волейбола — Соединенные Штаты Америки. Новую игру изобрел в 1895г. Вильям Морган — руководитель физического воспитания в Союзе молодых.

«Вечер» анализ стихотворения Гумилева История создания Стихотворение «Вечер» было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике «Жемчуга», изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилева, получившего отказ от.

Сочинение на тему Я и взрослый мир Почему все дети хотят стать взрослыми, а полные опыта и мудрости старшее поколение всегда вспоминает детство с радостью и ностальгией, а возможно с желанием вернуться в детские годы? Почему мы.

Сочинение-рассуждение на тему Роль учителя в жизни человека Учитель… Такое простое слово, известное каждому человеку с детства. У большинства людей оно и ассоциируется именно с детством, юностью, учебой в школе. Первый учитель, любимый учитель, главный учитель… Некоторые учителя.

Нуклеиновые кислоты Вопрос 1. Какое строение имеет нуклеотид? Нуклеотид включает в себя три компонента: азотистое основание, углевод, которым является пятиуглеродный сахар , и остаток фосфорной кислоты. Азотистых оснований четыре: у ДНК это.

Сочинение Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя Человек — это общественное создание. У каждого из нас самого раннего детства много друзей, нас окружают родственники. Сперва мы подрастаем в семье, где о нас заботятся бабушки, дедушки, мама, папа.

Развитие творческой личности младшего школьника Индивидуальный подход к творческой личности младшего школьника и ее развитию. Статья. Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск. Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал.

Конспект урока на тему «Коммуникация» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 147 «Улыбка» комбинированного вида» Города Чебоксары Чувашской Республики Конспект урока на тему «Коммуникация» Подготовила учитель — дефектолог Волкова Евдокия Иосифовна Г. Чебоксары.

Иван Бунин, Александр Куприн и Украина В творческих биографиях Ивана Бунина и Александра Куприна есть и украинские страницы. Так, Иван Бунин в Украину впервые попал в ранней молодости. Здесь произошло становление его личности и писательского дарования.

Конспект урока на тему «Праздник непослушания» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — «Детский сад №59 «Цыплята» Конспект урока на тему «Праздник непослушания» Кукушкина Мария Валерьевна, Педагог — психолог. Г. Северодвинск 2015г «Праздник непослушания». Что.

Анализ рассказа Тэффи Дураки Это интересный рассказ — рассуждение. И немного психологический портрет типа людей. Просто — дураков. Автор говорит, что дураки — вовсе не такие, к которым мы привыкли. Не умственно отсталые! Наоборот.

Конспект урока русского языка «Путешествие в страну Жужжандию» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка» г. Кемерово Кемеровской области Конспект урока русского языка «Путешествие в страну Жужжандию» Автор: Учитель-логопед: Левина Людмила Дмитриевна Кемерово 2015 Тема: Звук и буква.

Карандышев — характеристика персонажа Произведение: Бесприданница Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник». К. обладает болезненным чувством собственного достоинства. Самолюбие — его самая главная черта. Лариса для К. — не столько любимая девушка.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Я не унижусь пред тобою

Твір Характер людини Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю. Тому важливі.

Сочинение-эссе несостоятельность теорий расизма После опубликования эволюционной теории Ч. Дарвина и распространения идей дарвинизма стали предприниматься попытки перенести закономерности, открытые Ч. Дарвином в живой природе, на человеческое общество. Некоторые ученые полагали, что в современном.

Анализ рассказа Бунина Чистый понедельник Иван Бунин всегда поднимал в своих рассказах проблему любви, ибо знал, что это чувство мимолетное, в итоге приводит к трагедии, так как оно не вечно. Произведение, которое заслуживает внимания читателей.

Ибсен Г. биография ИБСЕН, ГЕНРИК ЮХАН — норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра 19 в. Жизнь и творчество Ибсена полны самых удивительных противоречий. Так, будучи страстным апологетом национального.

Занятия по экологии для дошкольников. Помощница вода Конспект занятия по экологии в детском саду Тема: Помощница вода. Цель: Дать детям конкретные представления о том, что вода необходима для окружающей среды. Задачи: Формировать у детей знания о значении.

Образ загородного мира в романе Е. Замятина «Мы» Идея романа Е. Замятина «Мы» реализуется не только в образах персонажей, но и в атрибутах пространства художественного мира произведения. Город и загородный мир — это противопоставление пронизывает весь Роман. Основные.

Темы сочинений по лирике серебряного века 1. «Поэзия как волшебство»: звук и смысл в лирике начала XX века . 2. «Высокое ремесло»: обновление поэтической формы в лирике серебряного века . 3. Поэзия мысли и поэзия души.

«Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» Вольтер В высказывании Вольтера «Как значимы эмоции и чувства! Это ветры, надувающие паруса корабля; они его иногда топят, но без них он не может плавать» заложен поистине огромный смысл, который.

Томас Манн, биография Немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии. Разрабатывал жанр интеллектуально-философского романа ХХ века. Родился 6.06.1875 г. в Любеке в семье сенатора. В 1896 г. вместе с братом Генрихом поехал в Италию изучать.

О романе «Путь Бро» В. Г. Сорокина В современной литературе трудно однозначно разделить писателей на реалистов и постмодернистов, так как реализм приобретает новые качества, используя постмодернистские приемы, а постмодернизм все больше обращается к изначальной бытийной ценности —.

Книга — учебник жизни Кто-то назвал книгу учебником жизни, и это очень верное утверждение! Именно книга дает нам правильное представление о жизни и мире, в котором мы живем. Человеку ведь не дано постичь все.

Сценарий выпускного вечера в детском саду Выпускной утренник в ДОУ Выпускной вечера проходит в форме игровой программы «Поле чудес « Автор: Саитгареева Елена Геннадьевна, музыкальный руководитель МДОУ Платошинский детский сад Описание работы : материал адресован воспитателям.

Александр Грин биография Детские и юношеские годы Александр Гриневский родился в 1880 в г. Слободской близ Вятки на Урале в семье сосланного польского шляхтича. Он был старшим из 4 детей. В детстве Саша.

Конспект урока по технологии «Выполнение машинных швов» 5 класс Технология 5 класс. Тема урока: Выполнение машинных швов. Цели: Образовательная — обеспечить усвоение технологии выполнения накладного, настрачного и растрачного швов. Повторение соединительных швов, правил по ТБ при работе на швейной.

«Кинжал» анализ стихотворения Пушкина История создания Стихотворение Пушкина «Кинжал» было написано в 1821 г. 22-летним Пушкиным в период южной ссылки. Из-за революционного содержания стихотворение не могло быть напечатано, но широко распространилось, особенно в армии.

Сочинение-рассказ Горе-мечтатель Горе-мечтатель жил-был. Вот рос в обычной семье мечтательный мальчик. С детства он летал в облаках. И ничто его не могло «приземлить». Просто он мечтал широко. Не просто о том, что.

В чем суть аферы Чичикова? В общих чертах ясно — Чичиков хотел заложить умерших крестьян под видом живых, взять за них деньги и скрыться. Однако при этом не всем понятно, за счет кого хотел нажиться.

Литературная викторина по произведениям Н. В. Гоголя для учащихся 8-го класса I. Гоголь в жизни 1. Какая двойная фамилия была у отца писателя? Как сын обыгрывал выбранную им часть родового имени? 2. В каком селе родился Гоголь ? 3. На каком.

Военная лирика Константина Симонова I. Учитель . Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и авианалеты не могли заглушить его. Никогда к.

Сейчас вы читаете: «Кинжал» анализ стихотворения Лермонтова

Краткое содержание Боярин Орша Лермонтов для читательского дневника

Лермонтов Боярин Орша для читательсого дневника

Боярин, прозванный Иваном Грозным Орша, после долгой службы отправляется домой. Его единственным утешением является молодая дочь. Однажды он настигает ее в объятиях раба Арсения, после чего хватает последнего и пытает. Арсений бежит и встречается с отцом любимой лишь на поле боя, где умирает Орша. Арсений возвращается к любимой, но находит лишь ее прах.

Смысл стиха Боярин Орша (главная мысль)

Рассказ рассказывает о сильных чувствах любви: отца к дочери, молодых людей друг к другу. Основным смыслом стиха является грех, который невозможно исправить и приводящий к трагическим последствиям, а именно смерти любимой.

Краткое Лермонтов содержание Боярин Орша

Орша – зажиточный боярин преклонных лет родом из казаков. Пользуется большим авторитетом у царя, который одаривает его за заслуги. Но боярину тягостна жизнь при дворе и он просит отпустить его домой. Царь смилостивился над ним, и Орша возвращается к себе на Днепр. В его жизни осталась лишь одна радость – молодая дочь, которую он берег от дурных глаз.

Однажды ночью его голову посещают дурные мысли, и он зовет сокольничего, который рассказывает сказку о царе, дочь которого, несмотря на сильнейшую охрану отца, полюбила недостойного ей, намекая, что его к его дочери ходит молодой парень. Орша идет ночью в покои дочери и застает ее с Арсением – рабом своего двора без рода и племени, которого он купил младенцем. В гневе он сажает Арсения на цепь и начинает пытать его, прибегая к игуменам церкви, а дочь запирает на замок, и ключи выкидывает в Днепр.

Арсений, не поддаваясь никаким уговорам и мукам, сбегает при помощи своих друзей-разбойников, которых не выдал под тяжбой смерти. Долгое время боярин живет спокойно, но при наступлении поляков собирает войско и едет на войну. Там он последний раз встречается со своим обидчиком, воюющем за литовцев. Арсений просит его рассказать про свою любовь и как ее отыскать. Орша рассказывает, что она ничего не ест и не пьет давно, они прощают друг друга, после чего боярин умирает от полученных ран во время битвы. Но прощения Арсений не принимает душой, чувствуя тяжкую вину за собой.

После этого Арсений покидает поле боя и мчится на коне своем к любимой. Преодолев тяжелый путь, входит в покои своей любви, но застает там лишь прах любимой, которая давно умерла. Раскаиваясь, молит небеса, чтобы они вернули его любовь, но в ответ ничего не происходит. Тогда Арсений уезжает, куда глаза глядят в поисках смерти. Жизнь для него не представляет смысла без любимой.

Читать краткое содержание Боярин Орша. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Лермонтов. Краткие содержания произведений

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Мцыри
  • Мцыри история создания
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пигмей
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Фаталист

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Сидящий за столом в конторе банка Хирин требует срочно принести валерьянки в кабинет директора. Он возмущается тем, что он всё время занят докладом: и дома пишет, и на работе. К тому же у него похоже повысилась температура.

У малолетнего Юры Живаго умерла мама. Отец, некогда состоятельный человек, уже давно ушел от них, спустив все своё состояние. Сначала он воспитывался у дяди, бывшего священника, а потом стал жить в семье Громеко.

XVI век, Франция, Париж. В самом разгаре – кровавые столкновения католиков и гугенотов. Лицемерные заявления короля Франции католика Карла IX о желании примирить враждующих приводят к новым погромам и убийствам

Знаменитая комедия показывает нам семью Простаковых, где одним из главных героев оказывается глупый подросток Митрофанушка, который совсем не учится.

«Уличный певец» – рассказ о птичьей любви и необычной судьбе. Герои Сетона-Томсона – два воробья по имени Рэнди и Бидди. Оба они имеют необычный окрас, что с первых строк придает им индивидуальности

Краткое содержание Лермонтов Боярин Орша

С самых первых строчек произведения, мы узнаем, что в Москве был такой боярин по имени Орша, имя которому дал Иван Грозный. Он богатый человек, по происхождению коренной казак. Кровь горячая, резкий, в выражениях, и в то же время, очень предан царю. Государю нравится, как Орша служит ему, и хорошо приплачивает, да подарками заваливает.

Но Михаил был человеком хмурым, не любил шума и придворной суеты, ему не нравились льстецы, которые так и кружились около царя. И боярин подал прошение отпустить его домой, который стоит на берегу Днепра долго совсем бесхозный.

Царь отпустил его. И когда Михаил прибыл домой, то он стал сразу же наводить порядок. Везде развесил в углах иконы, украшенные драгоценностями, постелил на полы и повесил в палатах дорогие ковры. Но больше всего он любил свою дочь, о которой думал постоянно. Девушка росла милой, красивой и невинной девушкой, как зеленое молодое дерево среди могильных плит на кладбище.

Все в доме вроде хорошо, но мается боярин, и ночами ему не спится, страх какой-то одолевает . Никогда он так не боялся ни темных ночей, ни гроз, ведь Орша воевал и побеждал неприятеля в грозных битвах. Даже гнев царя ему не так был страшен. И вдруг такое беспокойство и боязнь?!

И зовет Михаил своего любимого слугу Сокола, чтобы тот помог заснуть ему и рассказать какую-нибудь сказку. И тот повествует ему сказание о девушке, которая была дочерью царя, но, несмотря на свое положение, влюбилась в своего раба, за что была жестоко убита со своим возлюбленным. Орша отправил слугу спать, а самого же одолела тревога и беспокойство. Почему Сокол рассказал ему именно эту сказку?

И тогда боярин решил отправиться ночью, проверить опочивальню своей дочери. Около спальни сладко спала няня, но когда она услышала шаги хозяина, то быстро соскочила. Боярин, стал слушать, на самом деле ли дочь спит, может Сокол хотел оболгать девушку. И тут он слышит мужской и женский голос. Он врывается к дочери и видит там своего раба, которого он выкупил на ярмарке младенцем и вырастил при своем доме. Разъяренный, он заковывает Арсения в цепи и страшно подвергает пыткам, дочь же свою он заточил в комнате, а ключи выбросил в реку.

Молодому человеку удается сбежать. Ему помогли его друзья, которые разбойничали в лесах.

Орша с той поры зажил спокойно, и как защитник своего государства, идет воевать против наступающих поляков. На поле битвы он встречает Арсения, который умоляет рассказать про его возлюбленную. Смертельно раненный боярин прощает его и говорит, что дочь его сильно страдает, желая умереть.

Узнав об этом, Арсений мчится к девушке, но застает ее мертвой. Он молит Бога, чтобы тот вернул ее на землю, но чуда не происходит. Чувствуя себя виноватым в происшедшем, Арсений уезжает далеко-далеко. Жизнь без нее потеряла просто смысл.

Поэма учит нас достаточно разбираться в любых вопросах, в том числе и любовных. Если ты любишь человека, и чувствуешь, что свобода тебе дороже, не давай обещание о совместной жизни, иначе все может закончиться трагически, как в данном творении автора.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Беглец
  • Бородино
  • Боярин Орша
  • Бэла
  • Вадим
  • Валерик
  • Воздушный корабль
  • Герой нашего времени
  • Герой нашего времени по главам
  • Демон
  • История создания Мцыри
  • Кавказский пленник
  • Княгиня Лиговская
  • Княжна Мери
  • Люди и страсти
  • Максим Максимыч
  • Маскарад
  • Морская царевна
  • Мцыри
  • Парус
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Пленный рыцарь
  • Родина
  • Русалка
  • Смерть поэта
  • Тамань
  • Тамбовская казначейша
  • Три пальмы
  • Тучи
  • Утёс
  • Фаталист

Боярин Орша. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Ванька праздновал именины. Нарядно одетый, расхаживал он по комнате, зазывая гостей дивными лакомствами: супом из щепок, котлетами из песка и пирожками из разноцветных бумажек.

Полюбил князь прекрасную княжну и женился на ней, но недолго им пришлось радоваться. Потребовалось князю по делам собираться в дальний путь

Денис часто приходил в цирк на представления и его пропускали без билета. Началось это после курьёзной истории, которая произошла с ним в цирке.

Цветаева родилась в 1892 году, в самом сердце России, т.е. Москве. В литературе 20 века, она оставила яркий след. Марина занималась не только написанием стихотворений, но и переводами. Своё первое стихотворение она написала, когда ей было ещё 6 лет.

Во время летних каникул на главного героя и его кузена нападают дементоры. Для защиты Гарри приходиться применить, не разрешаемую министерством, силу магии. Впоследствии он оправдывает свой поступок.

Ссылка на основную публикацию