Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г. за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры«с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты«ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».

История создания

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе. В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика. Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль. На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листок своей красотой. Он начал умолять чинару принять его. Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она признает, что пришелец видел много, но все это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам» .

Композиция

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Ключевую роль играет метафора: «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская» , «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» . Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» . Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передается при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок» для 6 класса

Это произведение относят к последнему периоду жизни и творчества автора. Оно было написано за несколько месяцев до гибели поэта в 1841 году. И эту работу в некотором смысле можно отнести к автобиографичной. Стихотворение “Листок” наполнено метафорами, взять пример того, как Лермонтов сравнивает себя с листом дуба, которая была оторвана от родной ветки и брошена в странствия. В сюжете главную роль занимает человек, который одинок и не может обрести покой.

Это произведение можно отнести к философской лирике, а главной темой выделить поиск самого себя, тепла, свободы и спокойствия. Автор пишет о том, что листок держит свой путь на юг, этим же подчеркивает то, что сам он был с Кавказа. Лист в стихотворении играет роль одинокого человека, который не может обрести спокойствие в реальном мире. В итоге мы видим, что все надежды на покой и счастье были разрушены. Последние слова в произведении подчеркивают трагичность жизни листка. Итог печален, главного героя в любом случае ждет смерть и одиночные скитания.

Анализ Стихотворения Лермонтова «Листок»

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Листок» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1841 году. Образ листка, гонимого бурей, был широко распрос­транен в русской и европейской литературе, разрабатывался в творчестве А. Арно, В. А. Жуковского, И.И. Козлова.

Тема стихотворения — бесприютность одинокой души в жес­током, враждебном мире. Мы можем отнести стихотворение к философской лирике, с элементами пейзажа.

Стихотворение несет в себе символ-аллегорию. Судьба лист­ка, оторвавшегося от «ветки родимой», — судьба странника, по­терявшего Родину. Мотив странника, изгнанничества всегда был характерен для творчества Лермонтова (стихотворения «Тучи», «Ветка Палестины», «Парус»). Образы природы в этих произве­дениях аллегоричны и Символичны, с их помощью раскрывается внутренний мир лирического героя. То же самое мы видим и в стихотворении «Листок».

Дубовый листок у Лермонтова оторвался «от ветки родимой», стал жертвой жестокой бури, испытал много горя на своем пути и вот, наконец, докатился до Черного моря. Он видит моло­дую, прекрасную чинару, пытается обрести кров и пристани­ще, однако все попытки его тщетны. Чинара пресыщена жиз­ненными впечатлениями, она очень дорожит своим покоем, она проникнута чувством собственного превосходства, испол­нена самолюбования. Судьба несчастного листка оставляет ее безучастной. В сердце ее нет места жалости, сочувствию. Рас­сказ листка о его суровой Отчизне, о беспокойной судьбе и чуд­ных скитаниях по свету не рождает в душе ее ни интереса, ни любопытства. Чинара враждебно настроена по отношению к усталому путнику:

Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море.

Образы листка и чинары в этом произведении антитетичны. В аллегорической форме, используя прием олицетворения, М.Ю. Лермонтов передает основную мысль стихотворения: в этом мире нет места жалости и состраданию, одинокая душа нигде не сможет найти себе приюта, благополучие и счастье глу­хи к бедам, горестям и одиночеству.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Поэт использует различные средства художественной выразительнос­ти: эпитеты («с тоскою глубокой», «меж листьев своих изумруд­ных», «рассказов мудреных и чудных»), олицетворение («с ней шепчется ветер»), инверсию («Один и без цели по свету ношуся давно я»). На фонетическом уровне мы находим аллитерацию («У Черного моря чинара стоит молодая») и ассонанс («Дубовый листок оторвался от ветки родимой»).

Лермонтов «Листок». Текст и Анализ стихотворения

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».

Стихотворение Лермонтова Листок посвящено теме одиночества, поиска тепла и понимания во враждебном мире.

В стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары, беззаботно растущей на берегу Черного моря. В первой строфе описывается образ листка. Его судьба трагична и тяжела. Скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял.

Автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок — скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. Инверсия — оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. Мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов.

Во второй строфе описывается образ чинары. Жизнь ее — полная противоположность жизни дубового листка. Ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением. Жизнь молодой чинары легка и беззаботна. Лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). Яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья.

Следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и молит чинару о временном приюте в ее корнях. Листок мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство — накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям. Несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь.

Основа всего стихотворения — антитеза, постоянное противопоставление образов листка и чинары. Как внешнее ( Засох и увял — цвету и блистаю, пылен и желт — зеленые и свежие сыны — листья. ), так и внутреннее ( одинокий листок и в кругу своих листьев — сынов, любимая солнцем чинара). Противопоставление есть и в отношении внешнего мира ( жестокой бурею гонимый, — ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох — корни омывает холодное море). С одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость. но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце. С другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. Лирический герой Лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире.

Если вам понравился материал, нажмите, пожалуйста, кнопку “Мне нравится” или “G+1”. Нам важно знать ваше мнение!

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок»

«Листок» был написан в 1841 году. Стихотворение в какой-то степени напоминает сказку. Главные действующие лица – листок и красавица-чинара. Если внимательно прочитать стихотворение, то приходит осознание, что листок – это и есть сам Лермонтов. Поэт не раз отождествлял себя с природой и одушевлял неживые предметы. Здесь он выставляет лист как живое существо.

Он говорит, что дубовый лист – изгнанник, буря гонит его на юг. Лермонтов тоже был гоним на юг, на Кавказ. Там он находился в ссылке, где тосковал по родине и друзьям. Листок встречает возле моря красавицу-чинару со свежими зелеными листьями. Сухой и желтый дубовый лист просит ее приютить его и спрятать от палящего солнца. Взамен он обещает ей рассказать много историй о своем странствии. Но чинара отвергает его и гонит прочь, указывая на то, что ему нет места среди ее зеленых листьев.

Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Ангел 7, 9 класс

Также и Лермонтов хотел найти приют на Кавказе, но его не приняли. У себя на родине поэт имел поклонников и сподвижников, а на Кавказе его творчество никому не нужно, там другой менталитет. Лермонтов чувствовал одиночество и неприкаянность, он был чужим для местного народа. Его воспринимали как чужеземца, недостойного внимания. Он, как и дубовый лист остался в одиночестве, всеми гонимый.

В стихотворении пять строф, только последняя строфа является восьмистишием, остальные – четверостишия. Размер произведения можно определить как амфибрахий. Поэт использовал женскую рифму, а что касается рифмовки, то здесь она перекрестная и смежная. Стихотворение изобилует художественными средствами: эпитетами, метафорами и олицетворениями. Лермонтов в позднем творчестве затрагивал вопросы бытия, смысла жизни и человеческого одиночества. Листок – это символ неприкаянной и всеми гонимой души.

Анализ стихотворения 6 класс

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с глубоким переосмыслением его жизни. В своих произведениях автор анализировал собственный опыт, предназначение, уели и убеждения. Именно в это время, весной 1841 года, за несколько месяцев до гибели, поэт написал стихотворение «Листок», которое по праву можно считать автобиографичным.

Данное произведение весьма метафорично, так как поэт сравнивает себя с дубовым листком, который «оторвался от ветки родимой» и отправился в странствия «жестокой бурей гонимый». Уже в первых строчках произведения содержится намек на кавказские ссылки Лермонтова, которые вынудили поэта покинуть родное имение и блистательно московское общество, отказаться от светской жизни и многочисленных друзей. По сути, Лермонтов оказался на чужбине. Причем, против своей воли, как дубовый листок, сорванный порывом ветра и перенесенный в степь. Опаленный солнцем, пожелтевший и запылившийся, он ищет пристанища на берегу Черного моря. Точно также и поэт пытался найти себя в новом, чужом для него и совершенно безразличном мире, рассчитывая на то, что далекий Кавказ сможет стать его второй родиной. Этого, к сожалению, не случилось, уж слишком разными были мировоззрения поэта и тех людей, которые окружали его на чужбине. Подтверждает это и стихотворение, в котором дубовый листок попытался прибиться к корням гордой красавицы-чинары, одиноко стоящей на морском берегу. Листок просил у нее немного – всего лишь тени от раскидистых ветвей, которая смогла бы защитить его от палящего южного солнца. Взамен странник обещал рассказать чинаре много удивительных историй о своих путешествиях.

Однако увлекательные рассказы оказались чинаре без надобности. «Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?», — таков был ответ гордой красавицы. Если проводить параллель с жизнью поэта, то сходство очевидно, так как талант Лермонтова, перед которым многие преклонялись в России, оказался никому не нужным на Кавказе с его восточной культурой и совершенно иными жизненными ценностями. Более того, коренные жители гор с пренебрежением отнеслись к попыткам поэта установить с ними дружеские отношения, так как считали, что по своему статусу Лермонтов, имеющий дворянское происхождение, но находящийся в опале, занимает гораздо более низшую ступень, чем уважаемый всеми джигит. «Ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» — эти строчки подтверждают тот факт, что Лермонтов был отвергнут местным обществом и, в частности, первыми кавказскими красавицами. которые поначалу пленили пылкое воображение поэта.

В последней строфе стихотворения «Листок» красавица-чинара открыто прогоняет чужестранца, советуя ему идти дальше и искать свое счастье в других местах. В этих краях она – полноправная хозяйка, ее жизнь протекает счастливо, размеренно, она наполнена негой, любовью и теплом. В ней нет места тому, кто попытался столь вероломно нарушить ее покой, и попросил помощи. Сейчас уже трудно судить о том, имел ли в действительности место подобный диалог между Лермонтовым и кем-то из темпераментных жителей Кавказа.

Однако факт остается фактом – изгнанника, вынужденного покинуть российскую столицу, на юге никто не ждал. Надеясь обрести душевный покой среди горных аулов, Лермонтов очень скоро осознал, что местный уклад жизни, размеренный и преисполненный вековой мудрости, вызывает у него чувство уныния. В то же время резкий и вспыльчивый характер поэта отталкивал от него местных жителей. В итоге поэт чувствовал себя бесконечно одиноким и никому не нужным, понимая, что вряд ли на земле можно отыскать такое место, где он сможет быть по-настоящему счастливым, свободным и востребованным, как литератор.

«Листок», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике. являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно. в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных» ) лирический герой («бедный дубовый листочек» ), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…» .

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне – высокая, с изумрудными листьями – чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!». Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка. Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие. Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе). Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Произведение насыщено средствами художественной выразительности. эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара ), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна ), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская ). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

6 класс кратко по плану

Послушайте стихотворение Лермонтова Листок

Анализ стихотворения «Листок» (М.Ю. Лермонтов)

О чем расскажет нам анализ стихотворения «Листок» (М.Ю. Лермонтов)? Пожалуй, о многом и, в первую очередь, при внимательном разборе можно увидеть между строк биографию самого автора, а также его личную трагедию, которая сопровождала поэта до конца его дней.

«Листок» родилось в 1841 году, незадолго до смерти Лермонтова, поэтому его наряду с другими похожими произведениями можно считать своеобразным поэтическим завещанием, жизненным итогом. В стихотворении есть и факты из жизни писателя. Так, мы читаем о море, а ведь именно после посещения Кавказа, родились эти прекрасные, но грустные строки.

Тема стихотворения «Листок» – это излюбленная Лермонтовым тема одиночества. Всю свою жизнь поэт скитался так же, как и дубовый листок, в поисках родственной души. Но, увы, как листок не приняла горделивая чинара, так и автор при жизни был не понят и не принят обществом. Наверное, поэтому основной мыслью стихотворения можно считать невозможность человека быть счастливым на земле.

«Листок» – стихотворение зрелого периода творчества Лермонтова. Это можно утверждать, даже не зная даты создания, ведь в стихах молодого поэта читался бунтарский дух, непризнание покоя как оплота счастья. Совсем о другом читаем мы в стихотворении «Листок». Лирический герой, дубовый листок, ищет пристанища, а значит, покоя. И хотя напрямую об этом в стихотворении и не написано, мы можем понять это благодаря композиции, которую можно разделить на две части.

Первая часть повествует нам об истории дубового листочка, оторвавшегося от ветки и вынужденного скитаться по свету. Одинокий, без защиты родного дерева, он преодолел нелегкий и долгий путь, полный холода, зноя и горя. В первых двух четверостишиях узнает читатель о глубокой душеной ране дубового листка. Это понятно из того, как пишет автор об этом. «Оторвался от ветки родимой» – сколько горя в этих словах! Это все равно что отнять у человека семью, самых близких, выгнать из дома, где было хорошо и спокойно. И на смену родимой ветке пришла «жестокая буря», которая гнала прочь от дома листок.

И вот после долгих скитаний листок, уже пожелтевший и засохший от непогод и горя, долетает до Черного моря, где ему встречается молодая чинара. Листочку кажется это место настоящим раем, ведь ласковое солнце и сочная зелень чинары так сильно отличаются от его «суровой отчизны», прогнавшей его из дома. Но оказалось, что счастливой чинаре не нужен жалкий странник. «Ты пылен и желт…», – говорит она страннику. И в этом коротком предложении узнает читатель жестокость человеческого общества. А ведь и правда, довольному и сытому человеку часто не хочется брать на себя заботу о слабом и страдающем. И наверное, в этом заключается трагедия самого автора, которого больно ранило непонимание людей вокруг. Поэтому и Лермонтов так и не смог найти приют для своей страдающей души.

Последние строки стихотворения – это пренебрежительные слова заносчивой чинары. Финал его выглядит незаконченным, но читателю несложно догадаться, что ждет впереди главного героя. Бесконечное одиночество – вот удел пожелтевшего от тоски листка. Открытая концовка позволяет нам самим домыслить и пофилософствовать о жизни.

Тему стихотворения автору помогают раскрыть многочисленные средства художественной выразительности. Яркие эпитеты «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные» делают образы стихотворения более выразительными, а метафоры «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара» помогают нам более эмоционально воспринимать идею поэта.

Есть в стихотворении и ассонанс «о», «а», который вместе с пятистопным амфибрахием создают нужное грустное настроение.

«Листок», как и некоторые другие поздние стихотворения Лермонтова, были напечатаны только после его смерти. Судьбу главного героя можно считать отражением судьбы самого автора. Он так же всю жизнь был чужим среди людей, одиноким в толпе. И даже многое из его творчества при жизни писателя так и не было принято современниками. «Листок» – это бессмертный шедевр Лермонтова, из которого даже спустя столетия читатель может понять и прочувствовать душевное состояние одного из самых великих и талантливых русских поэтов.

Читайте также:  Анализ стихотворения Благодарность Лермонтова (За все, за все тебя благодарю я)

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком и отправился в странствия. Говоря о теме странствия, необходимо обратить внимание на использованный эпитет «гонимый».

Дело в том, что стихотворение написано после возвращения из отпуска на ссыльный Кавказ. Таким образом, стихотворение помогает поэту выразить чувства, которые он переживает, находясь в отрыве от друзей, родных ему мест.

Как и листок, пожелтевший и запыленный, он ищет убежище, спокойного уголка на берегу у Черного моря. Поэт надеется, что чужбина сможет стать для него родным краем, но разница в мировоззрении, мироощущении навсегда оставила его чужаком. В стихотворении есть строки, подтверждающие эти размышления. Листок просит чинару приютить его от палящего солнца, а взамен он расскажет ей много удивительных историй, произошедших с ним. Однако «небылицы» листка ее совершенно ее не интересуют, и он оказывается не нужным ей.

Так и Лермонтов не смог стать своим на Кавказе. Его статус ссыльного поставил его на низшую ступень местного общества. Он, как и листок, «не пара».

Конце стихотворения чинара открыто гонит дубовый листок от себя, советуя поискать счастья где-нибудь в другом месте. Тем самым, тема изгнанничества усиливается к концу стихотворения и становится его основной, тесно переплетаясь с темой одиночества. Обе темы являются сквозными в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Интересно построение стихотворения, которое по своему стилю и художественным средствам напоминает восточные стихи-притчи со своими художественными средствами.

Анализ стихотворения Листок Лермонтова

Образ листка, символизирующий изгнанничество, получил широкое распространение среди произведений европейской и русской литературы еще в восемнадцатом веке, в эпоху романтизма.

Тема одинокого странника, ищущего тепла и приюта, имеет отражение и в других произведениях Лермонтова: «Тучи», «Парус», «Утес», «Ветка Палестины», «Мцыри», «Выхожу я один на дорогу». Однако, наиболее ярко мотив одинокого странника отражен в образе дубового листка именно в стихотворении «Листок».

Стихотворение «Листок» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым на последнем году жизни, в 1841. Его смело можно отнести к произведениям философской лирики с элементами пейзажа.

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения следующие: пять строф, четыре из которых – четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод. Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Во времена, когда чинара наслаждалась покоем и гармонией, листок подвергался всевозможным испытаниям судьбы. Он готов поделиться с чинарой интересными историями, произошедшими с ним во времена странствий и скитаний. Однако, «морская царь-девица» остается равнодушной, ее не интересует и не беспокоит судьба малознакомого ей листка. Она весьма капризна и избалована, ей не знакомы чувство жалости и сострадания. Поэтому чинара решает прогнать листок. Этот момент является кульминационным, так как здесь происходит полное крушение надежд листка на светлое будущее, и он так и остается отверженным и одиноким.

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Средства художественной выразительности в стихотворении Листок Лермонтова

В произведении присутствует ряд средств художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, аллитерация, ассонанс.

Эпитеты используются для более выразительного описания явлений: «жестокая буря», «зеленые ветви», «глубокая тоска», «изумрудные листья», «бедный листочек». При этом важно отметить сдержанность при описании листка и насыщенность описания чинары.

Олицетворение в стихотворении

Прием олицетворения применен на образе дубового листка. Листок выступает скитальцем, увядшим и засохшим от выпавшего на его долю горя. Инверсией в произведении является момент отрыва листка «от ветки родимой». Это служит усилением ощущения одиночества и враждебно настроенного окружающего мира.

Если обратить внимание, то в произведении нет четкого описания, что же в дальнейшем происходит с листком, после того, как чинара его отвергает. Также отсутствует ярко выраженная мораль произведения. Лермонтов заставляет читателей поразмыслить над тем, судьба какого персонажа им ближе: листка, который, пройдя через ряд тяжелых испытаний, получил полезный жизненный опыт и познал смысл жизни, или же бессмысленное существование красивой чинары, которая по-своему счастлива, однако внутренне абсолютно пуста. На протяжении стихотворения автор подводит читателя к тому, чтобы каждый смог сделать вывод самостоятельно.

Стихотворение «Листок» является своеобразным криком души Михаила Юрьевича Лермонтова. Автор пишет о том, что одинокому изгнаннику своей Родины трудно найти другое пристанище в этом жестоком мире. Мало кто согласится отойти от привычного образа жизни, проявить сочувствие и оказать поддержку чужому человеку. Поэтому, не стоит надеяться на помощь окружающих, нужно рассчитывать только на себя. При этом, единственным местом, где человек может чувствовать себя защищенным и счастливым, является его Родина, какой бы суровой она не оказалась в один момент.

Анализ стихотворения Листок по плану

Листок

Возможно вам будет интересно

Пилигримы – одно из первых стихотворений Бродского, которое определило его судьбу как неугодного властям человека. Безусловно, неодобрение со стороны властей зачастую может рассматриваться как своеобразный комплимент

В этом стихотворении не просто очень красиво показана осенняя природа, но и передано ощущение этого состояния… Много не только красок, но и ощущений, звуков и, конечно, поэтических образов. П

Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний. Тем более, в поэме озаглавленной Люблю. Поэма несколько автобиографичная

Если рассматривать версию, которую приводят биографы поэта, то Клен ты мой опавший.. – стихотворение, которое было написано практически с натуры. В ноябре 1925 Есенин лечился в клинике, для этого было много причин

Данное произведение носит сатирический характер. Автор обозначил в названии жанр – ода, (который к моменту написания стихотворения уже вышел из употребления) имеющий характер славословия. Этим самым он дал прозрачный намек читателям.

“Листок” – анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова

Краткая справка

Первый шаг в проведении анализа стихотворения — краткие сведения об авторе и история написания. Не следует углубляться в биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, вполне достаточно написать, что это великий поэт-романтик XIX века, автор многочисленных стихотворных произведений, в которых он размышляет о смысле жизни и предназначении человека, поэта. Многие тексты Лермонтова дышат трагизмом, пронизаны ощущением безнадежности.

Стихотворение «Листок» было создано в мае-июне 1841 года, при жизни автора читатель не смог познакомиться с текстом, поскольку он не был издан. Впервые опубликовано в 1843 году на страницах журнала «Отечественные записки».

Литературоведы относят «Листок» к позднему периоду лирики поэта, поскольку написан текст в последние месяцы жизни Лермонтова и представляет собой своеобразное поэтическое завещание. Основной мотив, несмотря на то что он близок автору, представляет собой заимствование из одноименной элегии Арно, которую русский читатель сумел изучить благодаря переводам Жуковского, Давыдова.

Нередко даже сам поэтический текст Лермонтова называют вольным переводом, поскольку ключевой образ баллады — листок, оторванный от родного дерева и безжалостно брошенный в пучину жизни — полностью перешел из произведения Арно. Однако русский поэт меняет размер и ритм стиха, а также вводит дополнительный образ.

Поэтому большая часть исследователей сходится во мнении, что это самостоятельное произведение, которое стоит на одном уровне с «Тремя пальмами» и «Выхожу один я на дорогу». Эти тексты способны произвести гнетущее впечатление, помогают понять разочарование и боль поэта, могут побудить читателя сопереживать его лирическому герою.

Тематика и проблематика

Ключевая тема стихотворения «Листок» — это одиночество, мотив, который был близок Лермонтову на протяжении всего его творческого пути. Несчастный дубовый листок оторвался от родной ветки порывом ветра и направился в путь. Здесь намечена тематика фатума, рока, главный «герой» не сам сделал свой выбор, не сам решился покинуть родину и пуститься в поиски приключений.

Это уже не романтизм, скорее, поэт рисует трагическую историю одинокого человека, который волей всевышнего попадает в мир, где никто не готов протянуть ему руку помощи. Не зря в тексте нет классического противопоставления, поэт не рисует перед читателем картины того, как именно проходило мирное существование листка до судьбоносного порыва ветра.

Следующий важнейший мотив — странствование, бродяжничество, скитание по миру в поисках пристанища. Но если в романтической лирике Михаила Юрьевича оно было добровольным, герои сами жаждали познать мир, найти свое место в нем, пережить приключения, то «Листок» — пример того, что странствовать персонажу приходится порой без собственного желания.

Тема человеческого равнодушия нашла отражение в образе чинары, мастерски созданном поэтом. Это гордое и красивое дерево растет на черноморском побережье, в комфорте, любимое солнцем, окруженное райскими птицами.

Но чинара не готова принять листок у своих корней, его беда оставляет ее равнодушной и безучастной, таковы и иные сильные люди — наделенные всем, о чем только можно мечтать, они не готовы протянуть руку помощи нуждающимся, одиноким и гонимым. Становится очевидно и то, какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»: антитеза, противопоставление образов прекрасной чинары и несчастного дубового листка.

Однако можно посмотреть и более глубоко. Листок — это часть могучего дуба, дерева мощного, которое ничем не хуже экзотической чинары. Это символ родины. Несчастный же лист оказался лишенным родной страны и против своей воли оказался за ее границами, далеко от своей земли, где никто не готов его понять и принять. Мотив разочарования далекими странами, свойственный поздней лирике Лермонтова, звучит здесь особенно ярко и мощно.

Образная система текста

При написании сочинения как на уроке в классе, так и дома важно раскрыть образную систему стихотворения, поскольку именно на противопоставлении двух ключевых персонажей и выстроена основная сюжетная линия и проблематика. Главный герой, дубовый листок, оторванный от ветки, символизирует собой странника, всеми гонимого, никому не нужного. Он увял и засох от зноя и лишений, он не может найти себе приюта, вынужден скитаться по негостеприимным землям. И кажется, что судьба, наконец, смилостивилась над ним, он оказался у Черного моря, где светит ласковое солнце, дует теплый ветерок, журчат ручьи.

Но разочарование поэта настолько сильно, что он не завершает текст в позитивном ключе — даже в этом райском краю, где есть все, несчастный странник оказывается один, никому не нужный. Основная мысль, которую романтик передает в этом образе, трагична: все люди одиноки в этом мире, понимания и сочувствия добиться невозможно. Текст заставляет задуматься о том, что в своем несчастье каждый остается наедине с самим собой.

Противоположный образ, гордая и красивая чинара, растущая в тепле и комфорте, она счастлива, у нее есть все, поэтому одиночество ей не грозит. Ее слух услаждают райские птицы, ее зеленые листы согревает теплое солнце, кажется, что от нее требуется совсем немногое — дать временный приют несчастному скитальцу. Но прекрасное дерево не готово проявить милосердие. Уверенное в собственной силе, оно с презрением отвергает несчастного, говоря: «На что мне тебя!».

Жанровая специфика, особенности

Идея стихотворения «Листок» раскрывается не только системой образов, но и размером, жанром и используемыми автором тропами. Текст относится к элегии, мелодичному и во многом трагичному жанру, который поэты XIX века использовали для передачи своих сокровенных мыслей. На это указывают следующие ключевые признаки:

  1. Размер стихотворения «Листок» Лермонтова — пятистопный амфибрахий. Он помогает придать звучанию напевность, плавность.
  2. Само слово «элегия» в переводе с греческого означает «грусть», «тоска». И тематика поэтического текста как нельзя лучше подходит под это определение, стихотворение очень грустное, пронизано отчаянием автора, герой его обречен на гибель, несмотря на то, что Михаил Юрьевич оставляет финал открытым и напрямую не говорит о том, что произошло с листом после диалога с отвергшей его чинарой.
  3. Рождает печальное настроение, вызывает у читателя мысли о бренности и бессмысленности существования.
Читайте также:  Анализ стихотворения Лермонтова Нет, я не Байрон, я другой…

Однако если прочитать текст внимательно или же прослушать его, можно найти и уникальные особенности, которые отличают его от классических элегий. Тематика не имеет никакого отношения к безответной любви или разлуке влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого в мире.

Сама композиция стихотворного текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ странника, листка, который оторвался от родимой ветки и пустился в путь. Для его создания используется особая изобразительно-выразительная лексика:

  1. Эпитет (жестокая буря).
  2. Метафоры (засох и увял).

Но тропов при описании ключевого образа мало, гораздо более значимо настроение, которое он вызывает при чтении. Возникает грустное настроение, сочувствие, сопереживание.

И после этого Лермонтов рисует образ роскошной чинары, сама часть текста, посвященная этому дереву, велика по объему и богата:

  • эпитетами (молодая чинара, зеленые ветки, изумрудные листья);
  • олицетворениями (шепчется ветер).

Для характеристики экзотического дерева используется своеобразная лексика, богатая и образная. И автор уверен в том, что горделивая и высокомерная чинара отнюдь не виновата в том, что судьба несчастного скитальца оказывается отнюдь не интересна ей.

У нее есть все для счастья, и она попросту неспособна в полной мере понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она утратила способность к сопереживанию и жалости.

Проведение анализа

Чтобы хорошо и грамотно написать сочинение, посвященное анализу стихотворения, важно составить план работы, это позволит излагать свои мысли последовательно и избежать повторов. Первый пункт плана — краткое введение, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано. Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя. Читать лучше всего выразительно, с интонацией, стараясь передать голосом все оттенки и нюансы, образы и события.

Можно составить письменный конспект источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно рассмотрели особенности стихотворения, основные мысли и идеи можно выписать и использовать в дальнейшем в собственной работе. Главное правило — писать кратко, емко, не злоупотреблять цитатами, их должно быть немного, отбирать следует значимые.

При выборке образных средств на первом месте также должно оказаться качество, а не количество, не нужно выписывать все имеющиеся в строках прилагательные, принимая их за эпитеты, 2−3 наиболее интересных и иллюстрирующих идеи автора гораздо более значимы, чем простое перечисление.

Важно не просто опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и высказывать собственные мысли, размышления по поводу прочитанного текста, собственное понимание. Тогда сочинение получится отличным.

Мцыри Бой с барсом – текст отрывка читать

Глава 16

“. Лишь темный лес,
Да месяц, плывший средь небес!
Озарена его лучом,
Покрыта мохом и песком,
Непроницаемой стеной
Окружена, передо мной
Была поляна. Вдруг по ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры… и потом
Какой‑то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лег,
Играя навзничь на песок.
То был пустыни вечный гость –
Могучий барс. Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, – и на нем
Шерсть отливалась серебром.
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы
И крови… да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.

Глава 17

«Я ждал. И вот в тени ночной
Врага почуял он, и вой
Протяжный, жалобный, как стон,
Раздался вдруг… и начал он
Сердито лапой рыть песок,
Встал на дыбы, потом прилег,
И первый бешеный скачок
Мне страшной смертию грозил…
Но я его предупредил.
Удар мой верен был и скор.
Надежный сук мой, как топор,
Широкий лоб его рассек…
Он застонал, как человек,
И опрокинулся. Но вновь,
Хотя лила из раны кровь
Густой, широкою волной,
Бой закипел, смертельный бой!

Глава 18

«Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье… Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Казалось, что слова людей
Забыл я – и в груди моей
Родился тот ужасный крик,
Как будто с детства мой язык
К иному звуку не привык…
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз…
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно – и потом
Закрылись тихо вечным сном;
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу.

Глава 19

«Ты видишь на груди моей
Следы глубокие когтей;
Еще они не заросли
И не закрылись; но земли
Сырой покров их освежит,
И смерть навеки заживит.
О них тогда я позабыл,
И, вновь собрав остаток сил,
Побрел я в глубине лесной…
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной. “

Это был полный текст Боя с барсом

О чем эпизод Бой Мцыри с барсом

Произведение Мцыри, как и многие другие у Лермонтова, о свободе и о родине. Автор возносит до небес патриотические стремления души главного героя, в чем даже без особой подготовки можно увидеть настроения его личности. Мцыри стремится к свободе, жаждет ее всем своим сердцем и не остановится ни перед чем на своем пути, чтобы достигнуть своей цели.

И как раз таки в эпизоде битвы с барсом все мотивы произведения и характер главного героя раскрываются полностью. Эта сцена является апогеем поэмы, что подчеркивается также и количеством выделенных строф, а именно четыре штуки, больше ни на что не уделено столько текста. Мцыри рос в вакууме всю свою жизнь и никогда не мог познать настоящей, суровой жизни. И когда он сбегает с монастыря, читатель не удивлен тем, что ребенок терпит крах: герой подавлен, заблудился в бескрайних просторах Грузии, физически истощен и покалечен. Но именно в эпизоде борьбы мы можем лицезреть, что перед нами не маленький мальчик, а взрослый мужчина, который не обделен отвагой, волей, физической силой и смекалкой.

Барс символизирует природу, в которой зверь и человек равны, одинаково свободны. Поэтому Лермонтов не рисует образ Барса, как жестокого и безжалостного зверя, а скорее как друга Мцыри, добрейшего и милейшего создания: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Стоит отметить и то, как повествует автор эту сцену: постоянное использование глаголов, для того чтобы передать необходимость мгновенных и верных решений для победы; особые прилагательные, чтобы кем является животное на самом деле. Мцыри побеждает в схватке и познает вкус жизни, вкус свободной жизни под открытым небом. Барс для него не стал врагом, он для него теперь друг!

По итогу главный герой растет нравственно, полностью открывается зрителю и проходит свой путь. Осознав всю мощь этого отрывка, сразу становится ясным ее цитируемость и общепризнанная среди критиков гениальность.

Мцыри Бой с барсом

Несколько интересных материалов

Произведения Льва Толстого

Начало небольшого рассказа И. А. Бунина «Солнечный удар» проникнуто атмосферой легкости, романтики и флирта. На фоне плавного передвижения парохода в ночной тишине по реке Волге происходит разговор двух человек

Основным персонажем произведения является десятилетний мальчик Сережа Русланцев, готовящийся к поступлению в городскую гимназию.

Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: куда ты, Филипок, собрался? — В школу

Однажды на железнодорожном вокзале города Николаева встретились два человека разной комплекции: один – толстый, а другой – тонкий. Толстого звали Михаил.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста + анализ)

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость – Могучий барс.

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, – и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое ружье…Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно – и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Ссылка на основную публикацию